Учебно-методическое пособие по воспитанию духовных и нравственных качеств личности по произведениям русских писателей Автор пособия icon

Учебно-методическое пособие по воспитанию духовных и нравственных качеств личности по произведениям русских писателей Автор пособия


Смотрите также:
Работа на конкурс классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых...
Классных руководителей «Воспитать человека» по теме: «Формирование устойчивых...
Методическое пособие Саратов 2008 г...
Учебно-методическое пособие для специалистов системы дошкольного образования по организации...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника в процессе изучения курса...
Учебное пособие допущено управлением образования и науки администрации Белгородской области в...
Учебно-методическое пособие тгимэуп,2007 Юдашкина Л. А...
Внеклассное мероприятие «Военное детство»...
Задачи : Формирование духовно-нравственных качеств личности...
Программы, раздел «гоу...
Учебно-методическое пособие Чебоксары 2004 ббк 63. 3(0)31р30 к 906...
Учебно методическое пособие Минск 2007 удк 616. 16 002. 151 053. 1 (075. 9)...



Загрузка...
скачать
Анкета – заявка участника

Республиканской ярмарки методической продукции

по организации воспитательной деятельности

«Методическая ярмарка»


1.Название образовательного учреждения Муниципальное образовательное

учреждение «Байглычевская основная общеобразовательная

школа» Яльчикского района Чувашской Республики

2. Адрес учреждения (тел., факс) Чувшская Республика, Яльчикский район,

с.Байглычево, ул.Центральная, д.19, тел.61-8-37

3. Вид методической продукции Учебная

4. Название конкурсной работы (полностью) Доброта спасет мир (воспитание

духовных и нравственных качеств личности

через произведения русских писателей)

5. Фамилия, имя, отчество автора

^ Сусметова Татьяна Федоровна

6. Контактная информация (адрес, телефон и др.) Чувашская Республика,

Яльчикский район, с.Байглычево, ул.Центральная,

д.19, тел. 8-83-549-61-8-35


Дата заполнения «20» октября 2009 г.


Ф.И.О. заполнившего анкету Сусметова Т.Ф. Подпись__________________


Директор школы А.Н.Чермаков


^ Республиканская ярмарка методической продукции

по организации воспитательной деятельности «Методическая ярмарка»


Муниципальное образовательное учреждение

«Байглычевская основная общеобразовательная школа»

^ Яльчикского района Чувашской Республики





Учебно-методическое пособие

по воспитанию духовных и нравственных качеств личности

по произведениям русских писателей


Автор пособия

Сусметова Татьяна Федоровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Байглычевская ООШ»

Яльчикского района

Чувашской Республики


с.Байглычево-2009


Оглавление.

  1. Введение…………………………………………………...4 стр.

  2. Урок нравственности по повести В.Распутина

«Уроки французского» в 7 классе……………………….5-8 стр.

  1. "А душу можно ль рассказать?" Обобщающий урок

по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в 8 классе………..8-11 стр.

4. Урок русской литературы в 9 классе

по рассказу В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»………..11-17 стр.

  1. Заключение ………………………………………………...18 стр.

  2. Библиографический список……………………………….19 стр.



Введение.


Вот уже несколько лет мы живем в XXI веке. Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – все на службе человека. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе проявляется активный рост агрессивности, экстремизма, конфликтов. Почему? Прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. По прежнему сильно стремление к абсолютному господству, уничтожению независимости. Это видно не только на уровне внешней и внутренней политики государств, но и повседневном межличностном общении. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью. И это страшно.

Толерантность – ключевая проблема для всего мира, существенная составляющая свободного общества и стабильного государственного устройства. Нестабильность общества особо затрагивает молодежь, которая в силу возрастных способностей свойственен максимализм, стремление к быстрым решениям социальных проблем.

Среди подростков виден рост подростковой преступности; растет количество молодежных антиобщественных организаций, куда вовлекается неискушенная молодежь.

Мне кажется, что толерантность является той культурной направленностью, отношением личности, которая проживает в мире и согласии, в стране, семье, школе, классе. Следовательно, это предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как ответственность, доброжелательность, сдержанность, терпимость. А как воспитать эти качества?

Уроки литературы, на мой взгляд, призваны воздействовать на душу ученика через произведения литературы, содержащие непреходящие духовно-нравственные ценности, формировать духовный мир, нравственные качества, толерантные установки, эстетические чувства школьника 21 века.

В своей работе воспитание человечности, доброты, милосердия, гуманизма, толерантного поведения я привела в систему через разработку серии уроков. Эти уроки начинаются с пятого класса, где даются начальные понятия о положительных качествах человека. Постепенно, с процессом становления личности ребенка, уроки усложняются, задания переходят на более сложный, философский уровень. Происходит духовно-нравственное становление личности школьника через приобщение к вечным ценностям.

Герой русской литературы благороден, обладает внутренней красотой, но в то же время ощущает глубокую драму, ибо мир бинарен, в нем разлито добро и зло, поэтому человек ставится перед выбором. Значит, уроки литературы должны способствовать выбору того жизненного пути, что приведет к вечным ценностям – красоте, добру, человеколюбию… Эту сквозную линию можно представить через следующих авторов.

5 кл. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек» (добро побеждает зло)

А.И.Куприн «Чудесный доктор» (милосердие и помощь людям)

6.кл. И.С.Тургенев «Муму»(отрицание жестокости и угнетения)

В.Гюго «Козетта»(готовность прийти на помощь обиженным)

7 кл. Д.Железняков “Чучело”

В.Распутин «Уроки французского» (урок нравственности)

8 кл. М.Ю.Лермонтов «Мцыри» (доброе сердце Мцыри)

И.С.Тургенев «Живые мощи» (прощение, толерантность)

9 кл. В.Тендряков «Хлеб для собаки» (милосердие и сострадание)

В данном учебно-методическом пособии представлены уроки, способствующие формированию внутреннего мира ученика.


^

Урок нравственности

по повести В.Распутина "Уроки французского" в 7 классе



Цель урока:

раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Распутина;
формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки учащихся;
воспитывать у учащихся умение прощать, отличать добро от зла, истину от лжи; воспитывать чувство милосердия, доброты к окружающим.

^ Тип урока: обобщающий.

Методы:

словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию повести, дискуссия);
наглядный (портрет писателя, выставка произведений, рисунки детей)

^ Материал к уроку: портрет В.Распутина, тексты повести В.Распутина “Уроки французского”, рисунки детей по повести; эпиграф “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях” (Л.Н.Толстой)

^ Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста повести учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.

На доске записаны слова: сочувствие, доброта, сострадание, чуткость, самоотдача, целеустремленность.


^ Ход урока:

“Чем человек умнее и добрее,

тем больше замечает он добра в людях”

(Л.Н.Толстой)

1.Слово учителя с элементами беседы.

Сегодняшний урок я хотела бы начать с высказывания Л.Н.Толстого: “Чем человек умнее и добрее, тем больше замечает он добра в людях”. Как вы думаете, прав ли Толстой? Свои ответы подтвердите примерами

Доброту в людях умеет замечать Валентин Распутин, чью повесть “Уроки французского” мы с вами и проанализируем на уроке, попытаемся раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут его герои

Словарная работа. Давайте вспомним значение слов “этика”, “нравственность”, “милосердие”, “гуманность”.


^ 2. Сообщение подготовленного ученика о творчестве В.Распутина.

  • Валентин Григорьевич Распутин родился 15 марта 1937 года в селе Усть–Уда Иркутской области. Трудное детство было у писателя, совпавшее с годами Великой Отечественной войны и тяжелыми послевоенными годами. Окончив в 1959 году филологическое отделение Иркутского университета, он несколько лет работал в молодежных газетах Иркутска и Красноярска, много ездил по стройкам, часто бывал в селах. Первый рассказ “Я забыл спросить у Лешки” написан в альманахе “Ангара” в 1961 году.

  • В 1965 году в Чите на совещании молодых писателей Сибири и дальнего Востока рассказы В.Г.Распутина получили высокую оценку и были выпущены отдельной книгою в Красноярске под названием “Человек с этого света”. Первый большой успех писателю принесла повесть “Деньги для Марии” (1967). Широкое общественное признание получили и другие произведения В.Г.Распутина: повести “Последний срок” (1970), “Живи и помни” (1974), “Прощание с Матерой” (1976). За повесть “Живи и помни” В.Распутин удостоен Государственной премии СССР (1977).

  • В 1973 году написал повесть “Уроки французского”. В своих произведениях писатель исследует духовный мир современника. Его героям присущи деятельная доброта, совестливость, чувство ответственности за все, что происходит в мире. Как говорит писатель: “Есть такие понятия: духовная память и духовный опыт человека, которые должны присутствовать в каждом из нас, независимо от нашего возраста. Это -то главное и как бы высшее, дающее нам нравственное направление наперед”.

-Почему рассказ написан от первого лица? (автор изложил свою биографию).

Вводится понятие: “автобиография” (дети записывают в словари, используют “Словарь литературоведческих, лингвистических терминов”).

^ 3.Беседа с учащимися по содержанию повести:

  1. О чем повествует произведение “Уроки французского”?

  2. Что привлекает вас в мальчике? В его характере? (Сила характера, честность, благородство, доброта, упорство в достижении цели).

  3. В каких эпизодах проявляются эти черты характера?

^ 4. Анализ рассказа.

 

А.  Образ героя.

В первую очередь остановимся на образе героя, его душевном состоянии.

         Выводы: Одиннадцатилетний мальчик впервые волею обстоятельств оторван от семьи. Маленький герой понимает, что он должен оправдать надежды не только родных, но и всей деревни: ведь он, по единодушному мнению односельчан, призван быть «ученым человеком». Герой прилагает все усилия, преодолевая голод и тоску по дому, чтобы не подвести земляков.

   

^ Б. Образ учительницы

Теперь речь пойдет о «необыкновенном человеке» – учительнице французского.

- Какой вы видите учительницу французского? Прочитайте описание портрета Лидии Михайловны. Какие черты являются определяющими?  

- Как относится Лидия Михайловна к мальчику? ( с пониманием и сочувствием, она ценила его целеустремлённость. В связи с этим учительница начала дополнительно заниматься с героем, рассчитывая дома подкормить его).

- Почему затея с посылкой ей не удалась? ( учительница наполнила посылку «городскими» продуктами и тем самым выдала себя. Гордость не позволила мальчику принять «посылку»)

- Удалось ли учительнице найти способ помочь мальчику, не ущемляя его гордости? ( Предложила играть на деньги в «пристенок»).

- Почему Лидия Михайловна прислала вторую посылку? ( посылка явилась подтверждением добрых чувств Лидии Михайловны к мальчику и уверенности в своей правоте).

- Прав ли герой, считая учительницу человеком необыкновенным? (Лидия Михайловна наделена необыкновенной способностью к состраданию и добротой, за что и пострадала, лишившись работы).


Вывод: Лидия Михайловна идет на рискованный шаг, играя с учеником на деньги, из человеческого сострадания: мальчик крайне истощен, а от помощи отказывается. Кроме того, она рассмотрела в своем ученике недюжинные способности и готова любыми способами помочь им развиваться.

 

    ^ В. Воспитание чувств в рассказе.

 Учитель: В.Г. Распутин как-то сказал: « читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература –, на мой взгляд, – это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

  - Какие чувства воспитывает рассказ « Уроки французского»? ( Доброту, сострадание)

- Воспитание чувств писатель проводит через образ учительницы, хотя её игра с учеником на деньги воспринимается весьма неоднозначно. Как можно оценить поступок Лидии Михайловны? Выскажите свое мнение. ( С одной стороны, это непедагогично, с другой стороны, игра с учеником на деньги была единственной возможностью помочь мальчику).

- Почему рассказ назван «Уроки французского»?  ( Уроки французского, общение с Лидией Михайловной стали для героя уроками жизни, воспитанием чувств.)

- Чему научились вы на этих уроках? (Участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и целеустремленности).


 Вывод. Игра на деньги учительницы с учеником, с точки зрения педагогики, – поступок безнравственный. Но что стоит за этим поступком? – спрашивает писатель. Видя, что школьник ( в голодные послевоенные годы) недоедает, учительница французского языка под видом дополнительных занятий приглашает его к себе домой и пытается подкормить. Она присылает ему посылки, как будто  от матери. Но мальчик от всего отказывается. Учительница предлагает играть на деньги и, естественно, «проигрывает», чтоб на эти копейки мальчик смог купить себе молока. И она счастлива, что ей удаётся этот обман.

   Доброта – вот что привлекает в героях рассказа. Герой открывает для себя доброту и участие, понимание среди окружающих людей.

Писатель рассказывает о мужестве мальчика, сохранившего чистоту души, незыблемость своих нравственных законов, несущего бестрепетно и отважно, как солдат, свои обязанности и свои синяки.

Мальчик привлекает ясностью, цельностью, неустрашимостью души. Приобщаясь к нелегкой судьбе мальчика, мы сопереживаем вместе с ним, размышляем о добре и зле, испытываем “чувства добрые”.

Подведение итогов урока. 

Домашнее задание: Написать мини-сочинение « Душевный мир главного героя»


^

"А душу можно ль рассказать?"


Обобщающий урок по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри» в 8 классе

Цели урока:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний учащихся в рамках темы;

  • закрепить навыки рассуждения на литературную тему;

  • воспитать чувство милосердия, умения прощать обиды.
^

Ход урока

I. Постановка учебной задачи.


Учитель. Помните, ребята, на прошлом уроке мы говорили о цветке, чем он говорит. Вы сказали, что он говорит запахами и цветом, а чем, по-вашему, говорит душа человека? (голосом, мыслями, взглядом, любовью, красотой, т.е. внутренним миром). Я бы хотела обратиться к стихотворению Фазу Алиевой “Душа”:

Душа – не вздох,
Не звук пустой,
Не приземленная работа.
Она окрылена мечтой
И жить не может без полета.
Ей надо, не жалея сил,
Парить, сроднившись с высотою,
Так, чтоб навстречу ветер был
Упруго сжатою волною,
И быть выносливой в пути,
И не бранить дождей постылых,
И горы снежные нести
На широко простертых крыльях.

Я сегодня неспроста начала урок с этого стихотворения. У каждого из нас есть душа, и у каждого она говорит своим голосом. А чем говорит душа Мцыри? (свободолюбивым характером)

Итак, мы определили цель нашего урока – разбирая характер Мцыри, мы должны доказать, что это свободолюбивый характер. Но чтобы верно судить о человеке, нужно знать его поступки и обязательно их причины. Поэтому наша задача – выявить истоки и проявление этого свободолюбия.

- Как вы понимаете смысл словосочетания свободолюбивый характер?

(Т.е. человек любит свободу)

– Каково значение слова “свобода”?

– Свобода – своя воля, простор, возможность действовать по-своему; отсутствие стесненья, неволи, рабства, подчинения чужой воле.
^

II. Беседа по тексту.


- Свободен ли Мцыри?

– Каким образом Мцыри попал в монастырь?
– Какое впечатление производит Мцыри – ребенок?
– Как рос?

Вывод. В основе произведения лежит противопоставление: рожденный среди вольного народа, Мцыри обречен на жизнь в монастыре, стены которого ассоциируются со стенами тюрьмы.

– Когда формируется характер?
– Что оказывает влияние на формирование характера? Окружающая обстановка, люди, а еще то, что генетически заложено в нас. Найдите в тексте описание тех черт, которые заложены в Мцыри и нарисуйте кластеры:

“Мцыри в детстве” “Мцыри в монастыре” “Мцыри на свободе”

(пуглив, дик, гибок, могучий дух, безмолвен, одинок, горд, силен волей)

Работа проводится в группах, по окончании работы представитель группы защищает кластер. Работы анализируются и выделяются черты, заложенные природой, характерные всем трем состояниям: могучий дух, гордость, сила воли.

– Каковы причины побега?(у него была мечта - вернуться на родину)
– Какая черта характера двигала им? Жажда свободы, воли.
Помогают ли эти черты характера герою во время побега?( Эпизод встречи с барсом становится гимном силе, мужеству. Мцыри предстает человеком необыкновенным: ему все по плечу, даже удается почти безоружному в рукопашной схватке победить хищного зверя).
– Почему Мцыри не пытался уйти, когда увидел барса, ведь тот не сразу почуял его? Докажите мысль свою цитатой из текста.
– Какая черта характера им двигала?

Вывод. Жажда подвига, удаль, смелость, отвага заставляют юношу вступить в смертельную битву. Лермонтов постоянно подчеркивает, что Мцыри чужой среди людей, но в мире дикой природы он чувствует себя своим.
– Какой художественный прием использует автор?

(Сравнение) Выступление ученика.

Помощи людской я не желал,
Я был чужой для них навек,
^ Как зверь степной.

Я видел горные хребты
Причудливые, как мечты.
В снегах, горящих, как алмаз.
И солнце сквозь хрусталь земли
Сияло сладостней луны.
Едва взошла заря,
Палящий луч её обжег
В тюрьме воспитанный цветок.

- Какие средства выразительности автор еще использует?

Выступление ученика. Эпитеты.

Выступление ученика. Метафоры.

Он был “рад вздохнуть в свою измученную грудь” воздух полей, лесов. У Мцыри сверхчувственное восприятие. Он “видит” и “слышит” то, что обыкновенному человеку недоступно именно в силу того, что он чист душой и потому, что он – божий человек (“Судьбой монах”) Мцыри любит природу, понимает её и чувствует.

Я видел груды темных скал,
Когда поток их разделял,
И думы их я увидал:
Мне было свыше то дано. (Стр.79)

Вывод. Все изобразительные средства направлены на то, чтобы показать внутреннее душевное богатство Мцыри, человека, умеющего понимать прекрасное. Только человек с богатым внутренним миром может так восхищаться природой, а любоваться природой он мог только на свободе.

– Какие черты характера проявляются при встрече с молодой грузинкой? (^ Мцыри нежный, способный любить. В монастыре он был одинок. И, вырвавшись из мрачных стен, он ищет дружбы, любви).

И мрак очей был глубок,
Так полон тайнами любви,
Что думы пылкие мои смутились.
Когда же я очнулся вновь
И отлила от сердца кровь,
Она была уж далеко.

– Итак, какими же чертами характера обладал Мцыри? Мы доказали, что Мцыри движет свободолюбие. Только на свободе он мог любоваться красотой природы, стремиться на родину, рисковать жизнью в поединке с барсом, общаться с родными и близкими ему людьми, любить, одним словом, жить. Однако свободен он был всего лишь 3 дня. Озлоблен ли он? Хочет ли мести? (Нет. Это чистая натура. Последние его слова говорят сами за себя: «…И никого не прокляну!..» Как бы он ни был обижен судьбой и людьми, он находит в себе силы простить их, нет у него на душе ни капли зла)
^

III. Подготовка к написанию сочинения.


Примерный план раздается всем учащимся.

  1. Что значит слово “свобода”?

  2. Истоки и проявление свободолюбия.

    • Исповедь Мцыри.

    • Черты характера, заложенные природой.

    • Мцыри – человек с любовью к свободе и жаждой деятельности.

    • Чуткость души через понимание природы.

    • Бой с барсом – гимн силе, мужеству.

    • Мцыри – человек, жаждущий любви.

  3. Для Мцыри настоящая жизнь – это жизнь вне мрачных стен и тесных келий, на свободе.

Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “А душу можно ль рассказать?”


^ Урок русской литературы в 9 классе

по рассказу В.Ф.Тендрякова «Хлеб для собаки»


Цель урока:

  • раскрыть духовные ценности, нравственные законы, по которым живут герои В.Ф.Тендрякова;

  • формировать умение анализировать художественное произведение, развивать коммуникативные навыки;

  • воспитывать у учащихся доброту, милосердие, терпимость, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.


^ Тип урока: урок философского осмысления бытия


Методы:

словесный (слово учителя, сообщения детей, творческая беседа по содержанию рассказа, дискуссия);
наглядный (портрет писателя, выставка произведений);
групповая работа


^ Материал к уроку: портрет Тендрякова, тексты рассказа Тендрякова “Хлеб для собаки”, карточки с заданиями, эпиграф “Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство - доброта” (Ф.Бэкон)ноутбук и проектор для показа презентации.


^ Подготовка к уроку: предварительно проверить знание текста рассказа учащимися, заранее подготовленная творческая группа детей.


Групповое задание.
Группа историков готовит сообщение «1933 год в судьбе страны».

Группа аналитиков: «Позиция автора по отношению к герою» по карточке №1

^ Ход урока:

“Из всех добродетелей и достоинств души

величайшее достоинство - доброта”

(Ф.Бэкон)


1.Слово учителя с элементами беседы.

Прогресс, экономика, новые компьютерные системы – человечество ушло далеко вперед. Казалось бы, жизнь должна быть размереннее, увереннее, радостнее.

Но в современном обществе растут агрессивность, ненависть, конфликты. Почему? Наверное, прогресс, достигнутый человечеством в различных областях, не привел к полнейшему взаимопониманию между людьми. Массовое уничтожение, убийства, потоки беженцев стали реальностью.

-Чего не хватает человеку? (терпимости, доброты, милосердия, толерантного поведения) -- А что такое толерантность? Обратимся к словарю…

Одним словом, это терпимость, умение принять человека таким, каков он есть, способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении.

Сегодня мы познакомимся с рассказом «Хлеб для собаки» замечательного русского писателя Владимира Федоровича Тендрякова. Этот человек ставил острейшие вопросы, связанные с жизнью деревни; проблемы двойной морали; проблемы образования и воспитания, вопросы перестройки всей системы школьного образования; осмысление трагических событий в истории страны. Послушаем выступление ученика( сопровождается презентацией).

Владимир Фёдорович Тендряков родился 5 декабря 1923 года в дер. Макаровская Вологодской области в семье служащего. В1938 году семья переехала в село Подосиновец Кировской области, где отец работал военным прокурором. Здесь Володя окончил среднюю школу. Война началась для него наутро после школьного выпускного вечера, и он, 17-летний ушёл на фронт. Воевать ему довелось недолго, в 1943 году под Харьковом он был тяжело ранен и демобилизован. Понятно, что никакой профессии у него к тому времени не было, и он пошел преподавать в школу то, что знал и умел - военное дело. Здесь же, в Подосиновском районе Кировской области, станет он работать секретарём райкома комсомола

В 1945 году Тендряков стал студентом Московского института кинематографии, а через год (1946) перешёл в Литературный институт имени Горького, который и окончил в 1951 году. С этих пор начал он работать в литературе. Сначала работал корреспондентом журнала «Огонёк». В 1949 году опубликовал свой первый рассказ «Дела моего взвода». Произведения писателя почти всегда вызывали острые споры. Он нередко опережал события, ставил вопросы, к обсуждению которых читатель того времени ещё не был готов. Прежде всего, это трудные проблемы деревенской жизни послевоенной деревни. В центре внимания писателя всегда человек, становление его характера,— явные и скрытые мотивы его поступков, его отношения с окружающим миром. Так строятся произведения: «Ухабы» 1956, «Тугой узел»1956, «Чудотворная» 1958. Особое место в творчестве Тендрякова занимали произведения, посвящённые школе, проблемам образования и воспитания, учителю и ученик, истории страны в наиболее трудные времена. Это роман «Ночь после выпуска», «Расплата», повесть «Весенние перевертыши», «60 свечей», рассказ «Хлеб для собаки».


Учитель. В основу своего рассказа «Хлеб для собаки» Тендряков положил детские воспоминания об одном из самых страшных периодов в истории России — голоде 1933 года. С исторической ситуацией нас познакомит группа историков.

      1-й ученик. 1933 год связан в истории России с одним из самых трагических событий — голодом, охватившим население почти всей страны. Голод возник в результате громадного недостатка продуктов сельского хозяйства, с поставкой которых в нужном количестве не справлялись ни товарищества по совместной обработке земли, ни колхозы, создание которых началось в 1929 году.

      2-й ученик. В деревне разворачивались два взаимосвязанных насильственных процесса — создание колхозов и раскулачивание. Ликвидация кулацких хозяйств имела своей целью прежде всего обеспечение коллективных хозяйств материальными средствами. С конца 1929 года до середины 1930-го было раскулачено свыше 320 тысяч крестьянских хозяйств; их имущество стоимостью более 175 млн рублей было передано колхозам. Зачастую в кулаки записывали середняков и даже неугодных власти бедняков; для оправдания этих действий было даже придумано слово «подкулачник». В отдельных районах страны число раскулаченных достигало 15—20% населения. Разорение деревни раскулачиванием, полная дезорганизация работы колхозов привели в 1932—1933 годах к невиданному голоду, охватившему примерно 25—30 млн. человек. Районами голода стали Дон, Кубань, Нижняя и Средняя Волга, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и вся Украина. Оценка числа умерших от голода в 1932—1933 годах колеблется в пределах 10—15 млн человек. Но несмотря на масштабы голода, по решению правительства за границу было вывезено 18 млн центнеров зерна для получения валюты на нужды индустриализации 21.
      Экспозиция рассказа Тендрякова «Хлеб для собаки» — дата, с обозначения которой автор начинает повествование, прямо указывает на время действия и — по ассоциации — на главное событие этого времени: голод, разразившийся в стране. Видимо, Тендряков сразу хочет ввести читателя в эпицентр трагических событий в стране, в числе которых раскулачивание 1933 года.


     ^ 2. Работа по тексту.

 Учитель. - Что стало с раскулаченными? Как их называет автор? (Прямо на улице от голода умирали сотни людей, а в народе их называли «куркули»)

- Как реагирует на них главный герой? Как ему живется? Кого он ищет среди них?

(в 1933-м году сытно жили только семьи «ответственных работников»: так, в семье Володи Тенкова, отец которого был «ответственным служащим, получал ответственный паек... мать даже пекла белые пироги с капустой и рубленым яйцом!». Но душевного спокойствия эта сытая жизнь мальчику не приносит, его совесть не позволяет ему не заметить, что даже в их небольшом северном поселке, помимо сосланных сюда «куркулей», голодают почти все, у кого в семье нет опоры в лице «ответственного служащего»: это и дети из больших семей; и учительница, едва сумевшая заставить себя отвести взгляд от растоптанного, валяющегося на классном полу куска хлеба с повидлом; и женщина, ложкой аккуратно выбирающая из следа лошадиного копыта пролитое молоко; и скрюченная неизвестной болезнью Отрыжка. Наверное, автор мог бы продолжить «список» голодающих, но его внимание оказывается сосредоточенным на «куркулях» — внимание очень избирательное, связанное с тем, что герой ищет «самого голодного»).

- Однако найти самого голодного невозможно. Они все голодны! Да и нужно ли им помогать, они ведь «враги народа»? Как к ним относиться? Мальчик оказывается перед проблемой выбора.

^ 3.Работа по карточке

      Задание. Проанализируйте подборку цитат из текста рассказа В. Тендрякова «Хлеб для собаки» в карточке № 1, выпишите ключевые слова, ответьте на вопросы:

- Как решает эту проблему Володя Тенков?

Аналитики: Какова позиция автора в споре героя с самим собой?

Карточка №1

«...Разве мы не знаем, что людей формируют не только
обстоятельства, но и сопротивление им?» 


      1. Он лежал перед нами... плоский костяк в тряпье, череп на кирпичной крошке, череп, хранящий человеческое выражение покорности, усталости... задумчивости. Он лежал, а мы осуждающе его разглядывали. Две лошади имел, кровопиец! <...> И все-таки было жаль злого врага... Я садился дома за стол, тянулся рукой к хлебу, и память разворачивала картины: ...тихо ошалелые глаза, белые зубы, грызущие кору, клокочущая внутри студенистая туша, разверстый черный рот, хрип, пена... И под горло подкатывала тошнота.
      2. Я вставал из-за стола. Не потому ли в привокзальном сквере люди грызут кору, что я съел сейчас слишком много?
      Но это же куркули грызут кору! Ты жалеешь?
      3. А кто враг?.. Враг ли тот, кто грызет кору? Он им был — да! — но сейчас ему не до вражды, нет мяса на его костях, нет силы даже в его голосе...
      4. Я не должен есть свои обеды один.
      Я обязан с кем-то делиться.
      С кем?..
      Наверное, с самым, самым голодным, даже если он враг.
      Кто — самый?.. Как узнать?..
      Одному протянуть руку, а других не заметить? Одного осчастливить, а десятки обидеть отказом? <...> Могут ли обойденные согласиться с тобой?.. Не опасно ли открыто протягивать руку помощи?..
      5. Я стоял и разглядывал хлеб в руке. Кусок был мал, завожен в кармане, помят, а ведь я сам позвал — приходи на пустырь, я заставил голодного ждать целые сутки, сейчас я ему поднесу такой вот кусочек. Нет, уж лучше не позориться!..
      И я с досады — да и с голода тоже, — не сходя с места, съел хлеб. Он неожиданно был очень вкусен и... ядовит. Целый день после него я чувствовал себя отравленным: как я мог — вырвал изо рта голодного! Как я мог!..
      6. Я стоял перед ними и прижимал к груди холодный кувшин с мутным квасом.
      — Хле-ебца-а...
      — Корочку...
      — Хошь, руку свою?
      И вдруг со стороны, энергично тряся пером на шляпке, налетела Отрыжка:
      — Молодой человек! Молю! На коленях молю!
      Она действительно упала передо мной на колени, заламывая не только руки, но и спину и голову, подмигивая куда-то вверх, в синее небо, Господу Богу.
      И это была уже лишка. У меня потемнело в глазах. Из меня рыдающим галопом вырвался чужой, дикий голос:
      — Ухо-ди-те! Уходит-те!! Сволочи! Гады! Кровопийцы!! Уходите!
      7. Наверное, моя истерика была воспринята доходягами как полное излечение от мальчишеской жалости. Никто уж больше не выстаивал возле нашей калитки.
      Я излечился?.. Пожалуй. Теперь бы я не вынес куска хлеба слону, стой тот перед моим окном хоть до самой зимы.
      8. Из муки, хранившейся к праздникам, она (мать) пекла мне пироги с капустой и рубленым яйцом. Я очень любил эти пироги. Я их ел. Ел и страдал.
      Теперь я всегда просыпался перед рассветом, никогда не пропускал стука телеги, которую гнал конюх Абрам к привокзальному скверику...
      Гремела телега — знамение времени! Телега, спешившая собрать трупы врагов революционного отечества.
      Я слушал ее и сознавал: я дурной неисправимый мальчишка, ничего не могу с собой поделать — жалею своих врагов!
      9. Я, кажется, нашел самое, самое несчастное существо в поселке. Слонов и шкилетников нет-нет да кто-то и пожалеет, пусть даже тайком, стыдясь, про себя, нет-нет да и найдется дурачок вроде меня, который сунет им хлебца. А собака... Даже отец сейчас пожалел не собаку, а ее неизвестного хозяина — «с голодухи плешивеет». Сдохнет собака, и не найдется даже Абрама, который бы ее прибрал.
      10. Воспитанная голодной улицей, могла ли она вообразить себе такого дурака, который готов дать корм просто так, ничего не требуя взамен... даже благодарности.
      Да, даже благодарности. Это своего рода плата, а мне вполне было достаточно того, что я кого-то кормлю, поддерживаю чью-то жизнь, значит, и сам имею право есть и жить.
      Не облезшего от голода пса кормил я кусками хлеба, а свою совесть.

Исповедуясь перед читателем, лирический герой делает выбор между добром и злом с достоинством. В сложнейшей ситуации, пережить которую не смог взрослый человек – начальник станции, мальчик делает выбор не между человеком и собакой, а между возможностью или невозможностью оставаться человеком, заслуживающим хотя бы небольшого уважения к самому себе.

^ Аналитики: Позиция автора по отношению к герою

Автор сочувствует герою, испытывающему тяжелую внутреннюю борьбу, и уважает его за пробудившуюся в нем жалость — к врагу, в котором он увидел несчастного человека. Однако герой попал в безвыходное положение: время диктует не жалеть «врагов», совесть подсказывает другое решение, но он бессилен внутренне выполнять веление совести.
      Он подчеркивает, что чувство сострадания оказывается у мальчика сильнее чувства вражды, и поддерживает и уважает выбор, сделанный героем.
Автор показывает трудность, с которой дается мальчику его выбор; именно поэтому он строит монолог героя как внутренний диалог — спор с самим собой — и подчеркивает, что в этом споре побеждают отвага и совестливость героя, и вновь выказывает уважение к мальчику, принимающему свои собственные решения, а не довольствующемуся общепринятыми стандартами мыслей и чувств.   
Он стал кормить собаку — это лишь попытка заглушить внутреннюю боль и голос совести; автор уважает героя именно за то, что он сумел понять смысл своего поступка и, главное, осуждает себя сам за такой выбор. Это осуждение — цена взросления ребенка, цена тяжести, которую он будет нести в душе всю свою жизнь. Автор сочувствует своему взрослеющему герою и ценит в нем его способность понять неадекватность собственного поведения своему же представлению о совести.
Герой понимает, что цена личности — это умение человека не потерять себя в самых жестких условиях выбора. Это умение сочувствовать, жалеть, сострадать сочетается с таким личностным качеством писателя, как умение понять, но, с другой стороны, в этом сочувствии и понимании заложено предупреждение каждому из нас: не теряйте себя, будьте тверды в своем выборе, делайте то, что подсказывает вам ваша чуткая совесть.


– Итак, какими же чертами характера обладал Володя Тенков?

Мы доказали, что Володей движет доброта, совестливость, толерантность. Только возможность выразить эти качества помогают ему оставаться человеком, то есть жить. Ключевыми словами нашего урока стали слова “доброта ” и “совесть”(сначала вместе с учителем составляется синквейн к словам «душа», «человек», затем ребята самостоятельно работают над ключевыми словами)

Составьте синквейн с данными словами.


(Синквейн – пятистишие, где

первая строка – основное слово (имя существительное),
вторая строка – 2 определения к нему,
третья строка – 3 глагола к нему,
четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову,
пятая строка – метафора к основному слову, выражающая его суть, обычно – одно слово)




Душа

Человек

Добрая, страдающая

Думающий, действующий

Переживает, любит, зовет

Взирает, действует, отвечает

Несет людям только хорошее

Свою судьбу сам выбирает

Мир

Ваятель




Доброта

Совесть

Неподкупная, парящая

Тревожная, бунтующая

Помогает, дарует, воскрешает

Заставляет, помогает, поднимает

Свет во мне рождает

В человека меня превращает

Жизнь

Свет



      Учитель.
    Оскар Уайльд сказал: «Когда мы счастливы, мы всегда добры; но когда мы добры, мы не всегда счастливы». Уже много лет человек ведет спор с самим собой — время ли виновато в том, что человек часто идет против своей совести, или все-таки сам человек виновен в этом?  У героя рассказа Тендрякова, десятилетнего мальчика Володи Тенкова, совесть является мощнейшим стимулом к действию, то есть к выбору поступка, смысл которого не тяготил бы его ношей собственной вины за содеянное. Этот мальчик обладает терпнием, добрым сердцем, и пусть он немного несчастлив, страдает от своей доброты, но именно эти качества позволяют ему остаться человеком в трудный час.

^ Задание на дом. Подготовить письменное сообщение «Что такое совесть?»





Заключение.


Задача педагога-литератора заключается в том, чтобы через содержание произведения приблизить учащихся к основам отечественной культуры. Настала пора, когда мы должны выработать у ученика умение осуществлять обобщения, видеть сквозные идеи, характерные для всей русской литературы, в итоге – подвести к пониманию и восприятию вечных ценностей. Красота, правда, истина, добро, любовь, милосердие – вот на чем должна держаться и строиться человеческая жизнь, вот к воспитанию каких качеств должен стремиться каждый педагог. Представленные уроки помогут начинающему учителю найти свой путь воздействия на душу ученика через произведения литературы, содержащие непреходящие духовно-нравственные ценности.


Библиографический список


1.Черняк М. Путеводитель по новейшей литературе. — СПб.: САГА, 2002. — С. 13.
Нефагина Г. Л. Русская проза второй половины 80-х — начала 90-х годов XX века. — Минск, 1998.
2.Уткин А. И. История России. XX век. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. — М.: Дрофа, 1996. — С. 217
3.Черчилль У. Своеобразие Тендрякова в освещении темы коллективизации. — http:// webcenter.ru~nevia/svo.htm.
4. Жизнь и творчество В.Распутина http://www.belousenko.com/wr_RasputinV.htm

5.М.Ю.Лермонтов Анализ «Мцыри» http://www.lermontov.info/referats/analiz_poem2.shtml

6. Уроки литературы сегодня…(уроки литературы к программе «Обретающему путь»).-Чебоксары: ЧРИО,2005.-45с.






Скачать 252,4 Kb.
оставить комментарий
Сусметова Татьяна Федоровна
Дата24.07.2012
Размер252,4 Kb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх