В. М. Васнецов мастер исторических полотен. Вот некоторые из них (показ картин Рис. 3, Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7) icon

В. М. Васнецов мастер исторических полотен. Вот некоторые из них (показ картин Рис. 3, Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Укорачивание и насыщение английской истории...
Регламент по внесению изменений в рис егэ прилагается. Начальник отдела Е. В. Лавриненко...
Рычаги используются в виде механизмов прижимных планок в винтовых и эксцентриковых зажимных...
Важный параллелизм между русью-ордой и "западно-европейскими" габсбургами-новгородцами XIV-XVI...
Удк 531
Удк 531
Т. Н. Фоменко битва с "татарином" казы-гиреем в XVI веке...
С. Н. Лукин Краткое практическое руководство по созданию презентаций в...
План работы (Содержание) помещается на 2-й странице. Пример см. Рис 1...
План работы (Содержание) помещается на 2-й странице. Пример см. Рис 1...
Наложение "античной" греции на средневековую грецию XI-XVI веков...
Учебно-наглядный комплекс: карта полушарий, физическая карта Австралии...



Загрузка...
скачать
Урок развития речи в 7 классе

Подготовка к сочинению-описанию внешности человека и костюма по картине в художественном стиле


Ход урока


Сегодня урок мы посвятим подготовки к сочинению – описанию внешности человека в художественном стиле по картине Виктора Михайловича Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный» (Рис. 1).

Перед вами портрет В.М. Васнецова. работы художника Н. Кузнецова (Рис. 2). Полотно было написано в конце XIX века, хранится в доме – музее В.М. Васнецова в Москве.


Работа с классом по тексту Н.А. Прахова «Воспоминание Н.А. Прахова о художнике В.М. Васнецове»


  • Прочитайте текст Н. А. Прахова. (У каждого учащегося карточка с текстом. Приложение 1)

  • Словарная работа: палитра, муштабель

  • В каком стиле написано воспоминание Н.А. Прахова?

  • Вспомним особенности художественного стиля (Приложение 2). К какому типу речи относится текст?

  • Что описывает автор?

  • Можно ли сказать, что перед нами образец сочинения – описания внешности человека?

  • Поработаем над грамотностью. Вставьте пропущенные буквы в текст, раскройте скобки, выпишите выразительные средства языка (работы сдаются на проверку)


^ История обращения художника к картине «Царь Иван Васильевич Грозный».


В. М. Васнецов мастер исторических полотен. Вот некоторые из них (показ картин Рис. 3, Рис. 4, Рис. 5, Рис. 6, Рис. 7).

Мы будем работать с картиной «Царь Иван Васильевич Грозный», написанной в 1897 году, которая выставлена в Третьяковской галерее (Рис. 8)

  • В каком известном вам художественном произведении показан царь Иван Грозный («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»)

В.М. Васнецов заинтересовался эпохой Ивана Грозного тогда, когда иллюстрировал юбилейное издание сочинений М.Ю. Лермонтова, его «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (Рис. 9, Рис. 10).

  • Каким показал Ивана Грозного М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»? (учащиеся находят описание внешности царя в «Песне…»)

Вывод: внешность героя – это портрет, одно из средств характеристики персонажа. В литературе можно словами описать мимику, жесты, фигуру, позу, одежду героя.

Картина «Царь Иван Васильевич Грозный» была написана В. М. Васнецовым под влиянием оперы Н. Римского – Корсакова «Псковитянка» (Рис. 11), где партию Ивана Грозного исполнял великий русский певец Ф.И. Шаляпин (Рис. 12, Рис. 13). Художник В. М. Васнецов поставил перед собой задачу показать не просто царя, а царя, прозванного Грозным (Рис. 1).

Задача художника – показать не только внешнее сходство, но и черты характера царя, отразить в облике социальное положение, духовные интересы. Обратите внимание, что на полотне художник большое внимание уделяет одежде и обуви своего героя. Во все времена и у всех народов именно костюм указывал на национальную и сословную принадлежность человека.

  • Как художник достигает этого?

^ Учащиеся заполняют следующую таблицу:


Внешность царя:




1)лицо (глаза, рот, нос, брови, борода);




2)фигура, осанка




Одежда, головной убор, обувь




1)шапка;




2)шуба;




3)сапоги;




4)чётки и посох.




Окружающая обстановка




Общий фон картины




Впечатление от художественного полотна





В процессе заполнения таблицы проводится словарная работа: властность, посох, чётки.

Реализация индивидуального задания:

  • Почему на дорожке в царской палате художник изобразил двуглавых орлов? (Приложение 3)

^ Пример заполненной таблицы:

Внешность царя:




1)лицо (глаза, рот, нос, брови, борода);

следы необузданных бурных страстей, озлобленное, грозное лицо, морщины от тяжёлых переживаний, сверлящий взгляд, скошенные в сторону глаза; хмурится что-то подозревая; тонкие губы, презрительная, надменная усмешка, орлиный нос, кустистые брови, окладистая с проседью борода

2)фигура, осанка

высокий, широкоплечий, сухощавый, хорошо сложен, гордо поднятая голова, величавая осанка, надменность, властность в облике

Одежда, головной убор, обувь




1)шапка;

соболья шапка, украшенная иконами святых;

2)шуба;

парчовая шуба, большие золотые пуговицы, горностаевый воротник;

3)сапоги;

красные сафьяновые сапоги (чоботы), шитые золотом на каблуке;

4)чётки и посох.

драгоценные, тонкой работы изумрудные чётки, металлический посох с тонкой резьбой по слоновой кости.

Окружающая обстановка

царские палаты, переход с расписными стенами, ковровая дорожка на лестнице с вытканными двуглавыми орлами, в окошко видны заснеженные крыши близлежащих теремов.

Общий фон картины

тёмные краски, мрачный колорит, контрастные цвета.

Впечатление от художественного полотна

натура неистовая и противоречивая; жестокий и коварный, раздражительный и вспыльчивый; сильная воля, ум, целеустремлённость.


^ Поработаем над синонимическим рядом


  • Как иначе можно назвать В.М. Васнецова? (Художник, живописец, мастер исторического полотна, автор).

  • Как назовем Ивана Васильевича Грозного? (Царь, самодержец. правитель всея Руси, монарх, герой картины).


Составляем план сочинения


  1. В.М. Васнецов – мастер исторического полотна.

  2. Описание портрета Ивана Грозного.

    1. внешность царя,

    2. одежда,

    3. окружающая обстановка.

  3. Впечатление от художественного полотна.



На уроке мы определили цель художника, посмотрели, как она реализована в образе царя Ивана Грозного. В.М. Васнецов показал нам царя суровым, с горящими глазами, с опустившимися веками. Его взгляд из-под сведенных к переносице бровей полон гнева и тревоги. Губы напряженно сомкнуты, что подчеркивает суровость характера.

О властности, жестокости царя свидетельствует и посох,заканчивающийся железным, как копье, наконечником

Иван Грозный изображен на полотне в полный рост, что подчеркивает его величие. И в то же время он осторожно, крадучись, спускается по узкой лестнице, словно прислушивается к чему-то. Поэтому фигура царя выглядит трагичной.

Ваша задача - используя собранный материал, написать сочинение.


^ Домашнее задание:


Написать сочинение – описание по картине В. М. Васнецова «Иван Васильевич Грозный».


Интернет – ресурсы:


http://www.wikipedia.ru

http://www.books.interros.ru

http://www.tretyakovgallery.ru

http://www.migranov.ru

http://www.vm-vasnecov.ru

http://www.nastene.ru

http://www.vasnecov,jino-net.ru


Приложение 1



^ Воспоминание Н.А. Прахова о художнике В.М. Васнецове


Яркий облик великого русского художника неразрывно связан с добрыми серо(голубыми) глазами, дли…ой, сходящей «долотом» светло(русой) бородой, с огромной ( полу)круглой палитрой, широкими кистями, муштабелем и дли…ым – когда-то синим, а теперь полинялым халатом, живописно замаза…ым (не)отмывающейся масля… ой краской.

Характер у него был живой, общительный, любил пошутить, а когда был в ударе – сыпал остротами. Шутки его над ближними были всегда забавны, остроумны и безобидны.


Словарь:


Палитра - в данном контексте это небольшая дощечка, на которой художник смешивает краски.

Палитрой может быть также металлическая, фарфоровая, фаянсовая пластинка.

Муштабель - длинная, легкая палочка, один конец которой художник держит в левой руке, а другой упирается в картину для опоры правой руки при работе.



  1. Вставьте буквы на месте пропусков, раскройте скобки.

  2. Выпишите

Эпитеты ____________________________________________________;

Метафоры __________________________________________________;

Сравнение __________________________________________________.




^ Рис. 1 «ЦарьИван Васильевич Грозный» (1897 г.)




Рис. 2 Виктор Михайлович Васнецов


Приложение 2


Особенности художественного стиля:

  • Эмоциональность

  • Образность

  • Использование выразительных средств




Рис. 3 «Княгиня Ольга» ( 1893г.)




^ Рис. 4 «Витязь» (1883г.)



Рис. 5 «Витязь на распутье» (1882 г.)




Рис. 6 «После побоища» (1882 г.)




Рис. 7 «Богатыри» (1881-1898 гг.)




^ Рис. 8 Третьяковская галерея



Рис. 9 Иллюстрация В.Васнецова к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова




^ Рис. 10 Иллюстрация В.Васнецова к «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова




^ Рис. 11 Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного в опере Н. А. Римского- Корсакова «Псковитянка».

Русские сезоны С. П. Дягилева. Театр «Шатле». Париж. 1909




^ Рис. 12 Фёдор Иванович Шаляпин




Рис. 13 Фёдор Иванович Шаляпин


Приложение 3


^ Герб России от Ивана Грозного до Петра I

Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение , как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену  Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением. 

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла , главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога.      Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный”(1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик .

Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хочет видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел  отражает это общественное мнение.    Русская история довольно мало говорит о царе   династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не  то  цветок, не то шишка.

 

Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы . Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте. Жажда "скипетра", т.е. твердой власти пробудила волну патриотизма и привела в конечном итоге к освобождению Москвы и избранию новой династии в лице Михаила Федоровича Романова (1613-1645) прозванного в народе "Тишайшим".








оставить комментарий
Можно ли сказать
Дата23.07.2012
Размер84.2 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх