Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 Педагогическое образование» на магистерскую программу icon

Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 Педагогическое образование» на магистерскую программу


Смотрите также:
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для абитуриентов...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний для лиц, поступающих на направление подготовки 050100...
Программа вступительных испытаний по направлению 050100...
Задачи производственной практики Задачами производственно-педагогической практики бакалавров по...
Рабочая программа учебно-исследовательской практики на 2011-2012 учебный год Направление...
Программа вступительных испытаний по направлению 050100...
Рабочая программа учебно-полевой практики по зоологии 2010-2011 учебный год...
«Педагогическое образование»...



Загрузка...
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Институт филологии, культурологии и межкультурной коммуникации


Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих

по направлению «050100 – Педагогическое образование»

на магистерскую программу

«ЛИТЕРАТУРНОЕ образование»


Екатеринбург 2012

Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование», магистерская программа «Литературное образование»

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». Екатеринбург, 2012. – 22 с.


Программа обсуждена на заседании кафедры современной русской литературы УрГПУ


Протокол № от 2012 г.


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа предназначена для подготовки к собеседованию при поступлении в магистратуру по направлению 050100 – «Педагогическое образование. (Литературное образование)». Собеседование имеет целью определение уровня практической и теоретической подготовленности соискателя к выполнению программы магистратуры и написанию магистерской диссертации. Программа составлена на основе «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации» (от 25.05.94), «Положения об итоговой государственной аттестации выпускников УрГПУ», «Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» по направлению 050100 – «Педагогическое образование», профиль «Филологическое образование», квалификация (степень) – бакалавр (от 22.12.2009 г.).

При ответе на вопросы, предложенные при собеседовании, соискатель должен:

1. Проявить понимание теоретических проблем, связанных с генезисом и сущностью литературных направлений и творческих методов, историко-литературных систем, их историческими и индивидуальными модификациями, со спецификой жанров и стилей, их динамикой в историко-литературном процессе;

2. Владеть навыками литературоведческого анализа, уметь анализировать произведение в аспектах метода, жанра и стиля;

3. Обнаружить понимание актуальных проблем методики школьного изучения литературы;

4. Знать основные методы, приемы и формы преподавания литературы в школе;

5. Уметь анализировать современные школьные программы и учебники по литературе;

6. Аргументированно, логически непротиворечиво излагать ответ на предложенный вопрос, четко формулируя основные тезисы и выводы.

В программе встречаются вопросы, по которым в литературоведческой науке нет единого мнения. В таких случаях экзаменующийся должен осветить основные точки зрения по спорной проблеме и проанализировать их позитивные и негативные стороны. Он вправе разделять одну из представленных позиций, но это не исключает необходимости знать аргументацию, выдвигаемую сторонниками иных точек зрения.

Таким образом, собеседование является проверкой конкретных квалификационных и функциональных возможностей соискателя, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.

^ Содержание программы

Русский классицизм. Искусство классицизма как одна из форм выражения нового типа мироощущения. Рационалистическая основа классицистической концепции мира и человека. Метафизический принцип освоения мира. Воплощение рационалистической концепции мира и человека в специфических эстетических принципах классицистического искусства. Своеобразие русского классицизма как литературного направления. Реформа русского стихосложения в трудах В.К. Тредиаковского и М.В. Ломоносова. Основные этапы развития русского классицизма. Главные представители. Д.И. Фонвизин «Недоросль»: проблемы изучения метода и жанра комедии в современном литературоведении.

^ Русский сентиментализм. Идеология Просвещения как философская основа сентименталистской концепции мира и человека. Своеобразие сенсуалистского течения в философии Просвещения – идеологической основы сентименталистского искусства. Художественное воплощение новой концепции человека в литературе сентиментализма. Умозрительность нового идеала личности, нормативность и метафизичность этой концепции. Субъективная экспрессивность и психологизм как особенности стиля сентименталистской литературы. Обновление жанровой системы: появление «средних» жанровых форм, активизация прозы.

Н.М. Карамзин и русский сентиментализм. Теоретическое обоснование новых творческих принципов и их реализация в произведениях писателя.

Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»: проблемы своеобразия метода и жанра в современном литературоведении. Художественные функции образа автора.

^ История русской литературы XIX века (первая треть)

Мировое значение и национальное своеобразие русской литературы XIX века. Методологические основы освещения проблемы, степень ее изученности, дискуссионные вопросы. Неразрывная связь между национальным своеобразием и общечеловеческим значением литературы. Источники и факторы мирового значения и национального своеобразия русской литературы. Национальное своеобразие русской литературы: оригинальное решение общечеловеческих проблем, нравственный максимализм, глубина психологического и социального анализа, художественное богатство и новаторство. Международные связи русской литературы, ее влияние на развитие мирового литературного процесса.

Русский романтизм. Основные этапы, актуальные и дискуссионные проблемы изучения русского романтизма. Социально-исторические и философские факторы его развития. Главные черты романтической концепции мира и человека, художественные принципы ее воплощения в литературе: утверждение эстетической ценности индивидуального, неповторимого содержания внутренней жизни человека, обусловившее возникновение особого типа героя – уникальной и исключительной личности, духовное бытие которой определяется концепцией романтического двоемирия. Субъективация художественной структуры произведения. Художественное решение проблемы народности и историзма в литературе романтизма.

Романтическая поэзия В.А. Жуковского. Специфика интерпретации романтической личности, художественное выражение концепции двоемирия, открытие новых возможностей поэтического слова, обусловившее возникновение новой, суггестивной, поэтики. Жанровое своеобразие поэзии В.А. Жуковского. Ее историко-литературное значение.

Формирование реалистического направления в русской литературе. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»: проблема метода и жанра. Основной конфликт пьесы в его конкретно-историческом, национальном и общечеловеческом аспектах. Важнейшие принципы реалистического метода в комедии. Жанровое новаторство Грибоедова, споры в литературоведении о жанровой природе пьесы. Реализм как условие возникновения «высокой комедии». Общественное и литературное значение пьесы.

Творчество А.С. Пушкина и его мировое значение. Становление реализма в лирике А.С. Пушкина (на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). Становление реализма в лирике А.С. Пушкина (на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). «Евгений Онегин» А.С. Пушкина - реалистический роман в стихах, его место в мировой литературе. В.Г. Белинский о романе. В.Г. Белинский о поэзии А.С. Пушкина. Отражение творческой эволюции А.С. Пушкина в жанре поэмы (южные поэмы, «Граф Нулин», «Медный всадник»). «Борис Годунов» - реалистическая трагедия А.С. Пушкина.

Творчество М.Ю. Лермонтова. Идейно-художественное своеобразие лирики М.Ю. Лермонтова. Споры в советском литературоведении о творческой эволюции поэта (раскрыть характер этой эволюции на примере сравнительного анализа стихотворений разных лет). «Герой нашего времени» - социально-психологический роман М.Ю. Лермонтова. Принципы и приемы психологического анализа.

Художественная эволюция Н.В. Гоголя. Своеобразие творческого мышления Н.В. Гоголя. Новаторство Н.В. Гоголя в социально-политической комедии «Ревизор». Жанровое своеобразие «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. Принципы и приемы художественной типизации в поэме.

^ История русской литературы XIX века (вторая треть)

Эволюция реализма в русской литературе 40-60-х гг., подвижность его основной «формулы»: 40-е гг. – акцент на трагической зависимости характеров от обстоятельств, 50-е гг. – возможность нравственного противостояния личности неблагоприятным условиям жизни, 60-е гг. – многоаспектное решение проблемы «характер и обстоятельства».

"Натуральная школа" в русской литературе XIX века. Смысл понятия «натуральная школа», история возникновения термина. Хронологические границы, органы печати, основные представители, жанрово-стилевое своеобразие.

Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Своеобразие метода, жанра, стиля. Скрытая полемика с И.С. Тургеневым в изображении «новых людей». Решение проблемы «обыкновенное – особенное». Формы выражения авторской позиции (образ автора-повествователя как одна из них).

Антинигилистический роман в историко-литературном контексте 60-х годов. Антинигилистический роман как условное типологическое определение произведений, отражающих полемику с радикальными демократическими взглядами. Антинигилистический роман как разновидность идеологической литературы, негативно изображающий так называемых нигилистов. Основная причина появления антинигилистического романа – общественная ситуация, при которой наблюдается поляризация политических сил, раскол национального сознания. Политическая и нравственно-психологическая разновидности антинигилистического романа.

Мастерство И.А. Гончарова-романиста. Принципы и приемы изображения характеров, особенности психологизма И.А. Гончарова в романе «Обломов». Споры об Обломове в критике и литературоведении.

И.С. Тургенев-прозаик. Идейно-художественное своеобразие «Записок охотника» И.С. Тургенева, их соотнесенность с историко-литературным контекстом 40-50-х, 70-х гг. Мастерство И.С. Тургенева-романиста. Отражение в сюжетной структуре романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» общечеловеческой вневременной и национально-исторической проблематики. Споры о Базарове «вчера и сегодня».

Творчество Н.А. Некрасова. Идейно-художественное своеобразие лирики Н.А. Некрасова. Субъектные формы выражения авторского сознания. Споры о порядке расположения частей поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Жанрово-стилевые особенности поэмы.

Драматургия Н.А. Островского. Соотнесенность творчества Островского с историко-литературным процессом 40-80-х гг. Жанрово-стилевые особенности драматургии Островского: многообразие жанров, путь от семейно-бытовой комедии к комедии социально-сатирической, от семейно-бытовой драмы к социально-психологической. Предвосхищение Островским некоторых художественных приемов социально-психологической драматургии А.П. Чехова. Островский в истории русского театра.

^ История русской литературы XIX века (последняя треть)

Движение реализма в русской литературе последней трети XIX века. Основные течения в ней (социологическое, психологическое, религиозно-философское в рамках психологического), их глубинная внутренняя взаимосвязь. Роман – ведущий жанр, с которым связаны основные достижения русской литературы 70-90-х гг., разнообразие его жанровых модификаций.

  1. ^ Своеобразие реализма М.Е. Салтыкова-Щедрина как представителя социологического течения в русской литературе. Творчество писателя – новый этап в развитии русской сатиры. Принципы и приемы сатирического изображения (на примере анализа одного из произведений писателя).

  2. ^ Тип романа в творчестве Ф.М. Достоевского. Движение реализма писателя в соотнесенности с социально-историческими условиями «текущей» русской действительности и литературным контекстом. Формирование философско-идеологического романа Достоевского. Насыщенность романов писателя остро философской и идеологической проблематикой. Отражение в них свойственных буржуазной эпохе подъема чувства личности, роста ее сознания и в то же время деформации этого Противоречивость идейного содержания, обусловленная идеологическим характером конфликта. Тип героя-идеолога. Диалогическая атмосфера романов Достоевского. Своеобразие психологизма. Бахтинская концепция полифонизма Достоевского: бесспорное и спорное в ней.

Проблематика и жанрово-стилевое своеобразие романов Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы»: проблематика и жанрово-стилевое своеобразие. Спорные аспекты изучения романа Ф.М. Достоевского в современном литературоведении.

  1. ^ Динамика реализма Л.Н. Толстого. «Война и мир» Л.Н. Толстого как роман-эпопея: грандиозность замысла, многозначность смысла заглавия, масштабность образа мира, система образов в романе, авторская позиция и формы ее выражения. Споры о жанровой природе произведения в современном литературоведении.

«Воскресение»: своеобразие «позднего» реализма Толстого. Отражение в романе последствий духовного кризиса писателя. Социальная и этико-философская проблематика романа, его жанрово-стилевое своеобразие, особенности выражения авторской позиции.

  1. ^ Творчество А.П. Чехова: на рубеже веков. Идейно-художественное своеобразие прозы А.П. Чехова: традиции и новаторство. Многоаспектность изображения жизни. Основные жанры. Стилевая манера писателя. Особенности выражения авторской позиции. Новаторство A.П. Чехова-драматурга: тип конфликта, характер драматургического действия, сложность, неоднозначность образов персонажей, «подводное течение» и приемы его создания, жанровое своеобразие. Споры в литературоведении о жанровой специфике «Чайки» и «Вишневого сада». Чехов в истории русского театра.

^ Русская литература ХХ века.

Дооктябрьский период

1. Эволюция реализма в творчестве И. Бунина.

Своеобразие культурного развития на рубеже Х1Х-ХХ вв. в ситуации «тотального кризиса». Место творчества Бунина в истории русского реализма. Творческая индивидуальность Бунина («трагический мажор» как доминанта мироощущения, сочетание конкретно – исторического и философского аспектов образа мира, тема неумолимо уходящего времени).

Лирическая проза 1900-х г.г.: особенности сюжета, функции пейзажа, импрессионизм стиля. Углубление эпического качества бунинской прозы в «деревенских» произведениях 1910-х гг., исследование глубин народного характера (повесть «Деревня»). Проблемы «социального» и «космического» зла, пессимистические и пантеистические мотивы в рассказах «Господин из Сан-Франциско», «Братья». Бунинская концепция любви, мастерство композиции в рассказе «Легкое дыхание». Творчество писателя в эмиграции: неприятие революции («Окаянные души»), черты экзистенциализма в мироотношении, феноменологическая поэтика в жанре миниатюры («Русак», «Книга»). Цикл новелл «Темные аллеи» – поэтичность и неизбежный трагизм любви.

2. Развитие реализма на рубеже Х1Х-ХХ вв.: В.Вересаев, А.Куприн, Л.Андреев.

Замена стадиальной модели историко-литературного процесса на плюралистическую. Дискуссия о кризисе реализма и неореализма. Основные черты реализма рубежа веков: активизация личностного начала, пересмотр принципа социально-исторической детерминации характеров обстоятельствами, углубление философизма и лиризма, взаимодействие методов, жанров и стилей.

Проблема личности в повестях Вересаева («Без дороги», «Записки врача»), Куприна («Молох», «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет»). Реализм и экспрессионизм в художественном раскрытии проблемы отчуждения в произведениях Андреева )»Ангелочек», «Большой шлем», «Тьма», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных»)

3. Русский символизм.

Общественно-исторические и историко-культурные предпосылки возникновения символизма. Философские основы, понятие образа-символа. Эволюция русского символизма: «старшие» (Мережковский, Брюсов, Соллогуб, Бальмонт, Анненский) и «младшие» символисты (Блок, А.Белый»).

4. Творческий путь А.Блока.

Особенности творческой индивидуальности Блока. Дискуссия о методе Блока. Основные этапы «Трилогии Вочеловечивания»: теза («Стихи о Прекрасной даме») – антитеза («Город», «Снежная маска») – синтез («Ямбы», «Родина»). Эволюция эстетического идеала и образа лирического героя. Поэма «Двенадцать»: художественное новаторство, авторская позиция. Дискуссия о поэме.

5. Авангардистские течения в поэзии 1910-х гг.

История возникновения акмеизма. Манифеста акмеизма (Гумилева, Городецкого, Мандельштама). Идея культурной памяти, синхроническая концепция истории, «семантическая поэтика». Романтическое мироощущение и трагическая судьба Гумилева. Раннее творчество: экзотизм, герой-маска, Балладность («Сонет», «Капитаны»). Разлад мечты и действительности («Жираф»). Философская саморефлексия, идея прапамяти, обновление поэтики в поздних книгах Гумилева («Слово», «Шестое чувство» »Заблудившийся трамвай»). Эстетическая программа футуризма: культ «самовитого слова», Эстетическое бунтарство и эпатаж, поэтика «сдвига», тенденции к экспрессионизму и примитивизму.

Теория «замкнутого языка» А.Крученых. Лингвистическая утопия и словотворчество В.Хлебникова. Эго-футуризм И.Северянина.

6. Основные направления творческих исканий М.Горького в 1890-е гг.

Многогранность и внутренняя целостность творческой индивидуальности М.Горького. Проблема «ницшеанства» раннего творчества писателя. Взаимодействие романтизма и реализма в рассказах первого периода («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Коновалов», «Челкаш»). Роман «Фома Гордеев».

7. М.Горький – создатель социально- философской драмы.

Трансформация семейно – бытовой драмы в социально-философскую («Мещане»). Дискуссия о пьесе «На дне» в отечественном литературоведении. Сюжет как воплощение авторской концепции. Социальный фон и эмоционально - психологическое «течение» в пьесе. Соотношение позиций Луки и Сатина.

8. Поиски нового героя в произведениях М.Горького 1900-1910-х гг.

Дискуссия о романе «Мать» в современном литературоведении. Новизна типа положительного героя. Формы и способы выражения авторской позиции; реалистическое и романтическое в приемах поэтики. Проблема народного характера в цикле «По Руси». Своеобразие романтизма в «Сказках об Италии».

Литература 1917-1920-х гг.

1. Социалистический реализм как творческий метод и направление.

Генезис соцреализма, формирование эстетических принципов, их «идеологоцентричность» и нормативность.

Поиск нового героя, опыт Д.Фурманова («Чапаев»). Производственный роман как один из центральных жанров (Ф.Гладков «Цемент»).

2. Роман А.М.Горького «Жизнь Клима Самгина» как роман-эпопея.

Энциклопедическая панорама переходной эпохи, открытие нового типа героя-имитатора, авторская позиция.

3. Творчество В. Маяковского.

Раннее творчество поэта-кубофутуриста: романтическое мироощущение, образ лирического героя, своеобразие раскрытия тем современного героя, любви, одиночества. Любовь и эпоха в поэмах «Облако в штанах» и «Про это». Пафос и сатира в произведениях советского периода. Дискуссия об эволюции лирического героя Маяковского в современном литературоведении.

4. Творчество Е.Замятина: опыт художественного синтеза.

Образ современной действительности в рассказе «Пещера» )трансформация бытовой повседневности в хаос). Реальное и мифологическое в рассказе «Наводнение». Анализ романа «Мы».

5. Поэзия С.Есенина

Национальный характер поэзии Есенина. Связь человека и природы, сакрализация образа деревни, лики лирического героя в «Радунице». Противоречивое восприятие революции. Имажинизм как средство раскрыть дисгармонию в душе героя. Психологический драматизм поздних элегий. Поэма «Черный человек».

6. Поэзия 1917-1920-х годов.

Две концепции народного идеала: пролетарская поэзия (планетарность, космизм, гиперболизация образа человека труда, агитационно-патетический пафос) и «новокрестьянские поэты» (опора на фольклор, идея восстановления единства человека с природой, крестьянская утопия «избяного рая»). Характеристика творческих индивидуальностей (В.Князев, В.Кириллов, М. Герасимов, Н.Клюев, С. Клычков, А.Ширяевец). Романтическая поэзия Н.Тихонова, М.Светлова, Э.Багрицкого. Традиции «серебряного века» в лирике М.Волошина, цикл «Усобица», поэма «Путями Каина».

7. Основные черты русской прозы 1920-х гг. и тенденции ее развития.

Романтическая тенденция («поэма в прозе»), орнаментальность стиля (Б.Пильняк «Голый год», И.Бабель «Конармия», А.Серафимович «Железный поток»).

Неоромантизм А.Грина («Бегущая по волнам». Общечеловеческое и классовой в повести Б.Лавренева «Сорок первый».

Трансформация романтической концепции мира в творчестве Ю.Олеши («Три толстяка», «Зависть»).

Судьбы реалистической традиции в прозе 1920-х гг.: «Донские рассказы» М.Шолохова, «Солнце мертвых» И.Шмелева. Натурализм и экспрессионизм в повести В.Зазубрина «Щепка».

Идейно-художественное своеобразие романа М.Булгакова «Белая гвардия».

Психологизм в повести А.Фадеева «Разгром».

Экспрессионизм в творчестве С.Кржижановского. Развитие реализма в романе М.Горького «Дело Артамоновых».

Советская сатира 1920-х гг.: (Зощенко, Ильф и Петров).

8. Творчество Б.Л.Пастернака.

Основные мотивы лирики («Сестра моя - жизнь»).

История создания и публикации романа «Доктор Живаго». Проблема «человек и история». Дискуссия о романе.

Литература 1930-1945 годов.

1. Художественная система А.Платонова

Своеобразие творческой индивидуальности. Человек в координатах жизни и смерти, «Сокровенный человек», образ «вещества существования». Столкновение между схемой социального эксперимента и мифопоэтической картиной бытия в романе «Чевенгур» (или «Котлован»). Принципы «постреализма» в произведениях Платонова.

2. Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

История создания романа. Проблема веры и безверия. «Бесовские силы» в романе и их функция. Смысл образов Мастера и Маргариты. Эволюция характера Ивана Бездомного. Своеобразие образа мира: два романа и связь между ними.

3. История и личность в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».

Исторический колорит и средства и средства его создания в романе. Образ народной массы. Образ Петра Первого.

4. Поэзия О.Мандельштама.

Место лирики Мандельштама в истории рукой поэзии. Книга стихов «Камень» как идейно-эстетическое целое, фазы метасюжета.

Оппозиция «человек-зверь» в лирике 1920-1930-х гг. Поиск констант бытия, «принцип дополнительности», особенности циклизации в творчестве 1930-х годов.

5. Творчество А.Ахматовой.

Ранняя лирика Ахматовой: мотив любовного страдания, психологический подтекст, ритмико-интонационные особенности.

Трагизм лирики 1930-1950-х гг.: дар пророчества, давление рока, образы Земли, Родины, Матери. Поэма «Реквием»: особенности образной системы, жанра и стиля.

6. Поэзия М. Цветаевой

Жизненный и творческий путь: от поэтики быта к поэтике слова (М.Гаспаров).

Романтическая концепция человека («тайный умысел Бога»), торжество поэзии над бытом. Максимализм и трагедийность переживаний «Окраинных» ситуаций; лики лирической героини. Книги стихов «Версты», «После России», «Поэма Горы», «Поэма воздуха». Богатство ритмических ходов, пафосность интонации, нарокимия, углубление в морфологический и фонетический состав слова.

7. «Тихий Дон» М.Шолохова как роман-эпопея.

История создания. Жанр и поэтика романа-эпопеи. Революция как всеобщая катастрофа, крушение семейных «очагов». Образ Григория Мелехова: социальное и общечеловеческое в герое, трагизм судьбы. Образы Вечности в романе.

8. Лирика и публицистика периода Великой Отечественной войны.

Духовная атмосфера военных лет. Публицистика А.Толстого, ее одический пафос, традиции фольклора. Публицистика , Эренбурга, жанр памфлета, гротеск и сарказм. Одическое и эпическое течения в поэзии. Жанры: призыв, клятва, заклинание (Лебедев-Кумач, Ахматова, Симонов). Образы любимой, матери, отчего дома, семьи в творчестве Суркова, Симонова, Исаковского.

Литература 1945-1968-х годов.

1. Поэзия «фронтового поколения».

«Символический натурализм», деталь как символ «грубой реальности» в творчестве М.Луконина, С.Орлова, Ю. Друниной, Б.Слуцкого, Д.Самойлова, А.Межирова.

2. Основные тенденции в литературе первого послевоенного десятилетия.

Противоречивость духовно-творческой атмосферы: эффект победы и усиление идеологического гнета. Основные тенденции: «психологический натурализм» («В окопах Сталинграда» В.Некрасова), героико-романтическая тенденция («Звезда» Э.Казакевича), лакировка действительности («Кавалер Золотой звезды» С.Бабаевского). Творчество М.Пришвина и К Паустовского.

3. Философский роман Л.Леонова «Русский лес».

Смысл названия. Своеобразие композиции. Эволюция молодых героев. Суть философского спора Вихрова и Грацианского.

4. Поэзия поколения «шестидесятников».

Активизация творческих сил страны в годы «оттепели». Второй съезд писателей СССР. Активность публицистики. Возвращение к человеческой индивидуальности, расцвет лирики, Пафос, лирический субъект, исповедальность и гражданственность в поэзии Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского. Эволюция лирики Л.Мартынова, Я.Смелякова, песенки Б.Окуджавы.

5. Проза о Великой Отечественной войне.

К.Симонов «Живые и мертвые» и (или) В.Гроссман «Жизнь и судьба». Роман-хроника «Живые и мертвые». Эпичность трилогии. Образы Синцова и Серпилина.

Творческая история романа «Жизнь и судьба». Разрушение соцреалистической мифологии. Проблема ответственности народа за соучастие в исторических преступлениях; философия свободы; образы Матерей в романе.

6. Поэмы А.Твардовского.

Поэма «За далью-даль»: выламывание из канона соцреализма, жанр «дневника-путешествия». Два аспекта образа памяти в поэме.

Поэма «По праву памяти»: господство лирического начала, мотив юности, темы отца и сына, ответственности. Коллективный портрет душителей «оттепели» в поэме.

7. Творчество А.Солженицына.

Личность и деятельность А.Солженицына. Жанр монументального рассказа («Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор»). Образ «простого человека»: от житийного архетипа к романной незавершенности.

Роман «В круге первом»: смысл названия, жанр, исторические концепции, проблема выбора. «Архипелаг Гулаг» и « Красное колесо» – поиски синтеза исторического знания и художественного сознания.

Литература 1970-2000 годов.

1. «Деревенская проза» 1960-1980-х годов как идейно-художественное течение.

Основные проблемы, идеи, образы, жанровые и стилевые черты. «Привычное дело» и «Плотницкие рассказы» В Белова. Повести В.Распутина. Открытия и тупики «деревенской прозы».

2. Рассказы В.Шукшина.

Разрушение цельности «простого человека». Драматизм шукшинского рассказа. «Чудик» и его чудачества. Дума о жизни и образ мира. Мудрость жизни и ее хранители.

3. Творчество В.Астафьева

Песенное начало в рассказах Астафьева. Свет и тени родного дома: две книги «Последнего поклона». Экология души («Царь-рыба»). Лад и разлад: «Жизнь и прожить» и роман «Печальный детектив». Человек и хаос войны («Пастух и пастушка», «Прокляты и убиты»). Последний период жизни и творчества: повесть «Веселый солдат».

4. Интеллектуальная тенденция в прозе 1970-х годов.

Пафос мысли, притчевость. Художественно-документальные расследования (А.Адамович, Д.Гранин). Роман Ю.Домбровского «Факультет ненужных вещей»: основной конфликт и интеллектуальная поэтика. Философия Закона и Свободы. Система характеров. Фантастика братьев Стругацких.

5. Творчество Ю.Трифонова

В рамках соцреалистических стереотипов: повесть «Студенты», роман «Утоление жажды». Обращение к истории (роман «Нетерпение»), «Городские повести». Историческая память и беспамятность: «Другая жизнь» и «Дом на набережной». Особенности поэтики.

6. Драматургия А.Вампилова

Источники поэтики. Мелодрамы 1960-х гг. Трагифарс «Провинциальные анекдоты». Конфликт и система характеров в «Утиной охоте» – опыт современной трагедии.

7. Гротеск в литературе 1960-1980-х годов.

Варианты романтического гротеска в поэзии А.Галича и В.Высоцкого.

Социально-психологический гротеск в прозе В.Аксенова. Карнавальный гротеск Ю.Алешковского, В.Войновича, Ф.Искандера.

8. Постреализм как новая художественная система.

Синтез реализма и постмодернизма. Новый тип культурного сознания: восстановление космоса из хаоса.

Проза С.Довлатова: специфика автобиографизма, абсурд как принцип бытия.

Драматургия Л.Петрушевской: мифологизация абсурда. Новеллистика: эсхатология повседневности. Повесть «Время ночь».

В.Маканин: «самотечность» жизни, «голоса» и экзистенция. Роман «Андеграунд или герой нашего времени».

Поэзия И.Бродского и традиции барокко. Стоицизм мироотношения, пустота, время и вечность, диалог с культурой – диалог с бытием. Предназначение поэзии в эстетической концепции Бродского.

9. Постмодернизм в литературе 1970-1990-х годов.

Культурная атмосфера конца века. Московский концептуализм (Д.А.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров). Поэзия необарокко (И.Жданов, Е.Шварц, А.Еременко, А.Парщиков).

Постмодернистская проза: рассказы Т.Толстой, роман «Кысь». Постмодернистский квазисторизм (В.Пьецух, Вик.Ерофеев).Проза В.Сорокина, В.Пелевина. Театр. Н.Садур.


^ Теория и методика обучения литературе как научная дисциплина.

Цели и задачи курса – изучение путей и закономерностей процесса приобщения ученика к литературе, воспитания квалифицированного читателя и развития личности, дидактическая подготовка профессионального учителя-словесника

Связь методики преподавания литературы с философией, педагогикой и возрастной психологией, литературоведением, эстетикой, историей..

Специфика литературы как школьного учебного предмета: синтез литературного образования и эстетического воспитания.

Основные параметры литературного образования школьников: 1) формирование системы духовных ценностей и ориентиров; 2) освоение определенного круга чтения; 3) имплицитное и эксплицитное овладение литературно-теоретическими знаниями и методами анализа художественного текста; 4) обучение навыкам литературно-творческой деятельности.

Важнейшие проблемы современной методики (проблемы цели и критерия оценки литературной образованности, содержания школьного курса литературы, форм и методов обучения).

Анализ современных концепций литературного образования школьников, программ по литературе, обзор учебников.

^ Фундаментальные методические идеи.

Зарождение русской методики преподавания литературы в XVIII веке как отражение идей Просвещения и канонов классицизма (изучение текста как образца для подражания). Методические идеи Н.И. Новикова.

Открытия методической науки в ХIХ веке. Романтический идеал творческой личности и методические идеи Ф.И.Буслаева. Реализм как «образное постижение жизни» и методические принципы «реального изучения литературы» (В.И.Водовозов, В.Я. Стоюнин, В.И. Острогорский).

Основные методические течения рубежа XIX-XX веков: историко-культурное (Л.И.Поливанов), психологическое (Ц.П.Балталон), интуитивистское (В.В.Данилов).

Противостояние идеологическому диктату и вульгарной социологизации преподавания литературы в работах советских ученых-методистов (Н.М.Соколов и М.А.Рыбникова, В.В. Голубков, Г.А.Гуковский).

Методические искания 50-80-х годов (Н.И.Кудряшев, Н.О.Корст, Н.Д.Молдавская, 3.Я.Рез, В.Г.Маранцман, Я.А.Роткович и др.) и современные концепции и дискуссии о преподавании литературы.

^ Особенности восприятия учащимися художественных произведений. Этапы литературного образования школьников.

Специфика восприятия художественной литературы как сложной аналитико-синтетической деятельности при активной включенности воображения. А.Ф.Асмус, М.М. Бахтин, Б.С. Мейлах о специфике чтения и восприятия текста. Критерии качества восприятия текста – активность эмоциональной реакции и работы воображения, степень осмысления содержания и художественной формы произведения.

Этапы литературного образования школьников и сквозные предметно-деятельностные линии на этих ступенях: 1-3 классы – пропедевтический этап, 5-6 – этап «наивного реализма», 7-8 – этап «нравственного эгоцентризма», 9-11 – «эпоха связей».

^ Специфика курса литературы в среднем звене школы.

Освоение аспектов читательской деятельности. Восприятие художественного произведения как явления искусства. Формирование представления о художественном произведении как об образе мира, носителе эстетической концепции действительности. Прочтение художественного произведения как диалог с его автором.

Содержание курса, принципы выбора текстов. Теоретико-литературные представления как условие становления квалифицированного читателя.

Развитие ученика как субъекта эстетического диалога.

^ Изучение литературы как искусства слова. Формирование теоретических знаний в 5-8 классах.

Эстетический и гуманистический аспект изучения произведения. Понятие целостного изучения произведения. Взаимосвязь чтения и анализа как прояснение и осознание воспринятого при чтении. Принципы мотивирования анализа произведения и его методы в школьной практике.

Проблема «литературоведение на уроках литературы (наукоцентричная и человекоцентричная позиции).

3 круга теоретических понятий, изучаемых в курсе средней школы: общие свойства литературы как искусства слова (специфика литературы среди других видов искусств, условность, диалогичность, произведение как мирообраз, субъект речи); структура произведения (уровени: концептуальный, внешней и внутренней формы) – род, жанр, поэтика и её элементы, художественный образ, герой, сюжет, композиция, тема, идея, пафос; историко-литературный процесс ( произведение в контексте творчества писателя и в контексте литературного направления, закономерности и этапы историко-литературного процесса) – стиль, метод, литературное направление и течение, особенности литературной эпохи.

Логика введения теоретических понятий в процессе обучения. Соотношение достаточности и неизбыточности теории в школьной программе.

Формирование литературно-творческих навыков учащихся: культура художественного восприятия текста, творческой деятельности, основные виды устных и письменных работ.

^ Особенности изучения эпического произведения в 5-8 классах.

Родовая специфика как условие выстраивания логики изучения произведения: обучение анализу сюжета, эпизода, образа-персонажа, пространственно-временной организации. Концептуальные аспекты изучения эпического текста: постижение эпической картины мира (программа Н.Л.Лейдермана), проблемный подход (программа В.Г.Маранцмана), жанровый (программа В.И.Тюпы), от простого к сложному (в программе Т.Ф.Курдюмовой),внимание к субъектной организации текста (программа Кудиной Г.Н., З.Н.Новлянской). Пути изучения эпического произведения (целостный, пообразный, проблемный, жанровый). Формы и приемы работы с эпическим текстом.

^ Особенности изучения лирического произведения в 5-8 классах

Специфика и особенности восприятия лирики школьниками как методическая проблема. Внимание развитию ассоциативно-образного мышления ученика. Знакомство с основными носителями лирического переживания (лирический герой, нетождественность лирического героя и автора, герой ролевой лирики). Освоение поэтического мира лирики как художественного воплощения переживания, развитие способности эстетически пережить спектр чувств.. Освоение стиховой формы. Анализ стихотворения в школьном изучении как постижение мирочувствования. Пути изучения лирики. Приемы и формы организации работы на уроке по лирике.

^ Особенности изучения драматического произведения в 5-8 классах

Проблема восприятия школьниками драматического произведения. Специфика драмы как рода литературы. Пути и приемы изучения: чтение по ролям, театральная постановка, выяснение конфликта, анализ сценического действияи др. Пути анализа пьесы: по ходу развития действия, проблемное изучение, соотнесение пьесы с жанровым каноном, выявление эмоционального пафоса (трагического и комического) в пьесе как пути к пониманию авторской позициии. Способы развития творческого воображения учащихся при работе над драматическим произведением. Системность в овладении теоретико-литературными понятиями и навыками анализа драматического произведения.

^ Задачи преподавания литературы в старших классах

Возрастные особенности старших школьников как «эпоха связей» в литературном образовании. Специфика курса – изучение историко-литературного процесса (произведение в контексте времени, творчества автора, литературного направления). Соотношение типологического (логика историко-литературного процесса, закономерности смены литературных направлений, в которые «вписано» творчество автора) и феноменологического принципов (творческая индивидуальность автора, специфика его целостного художественного мира). Структурный элемент курса – монографическое изучение творчества писателя. Основным инструментом анализа является не род и жанр, как в среднем звене, а творческий метод, становящийся одновременно и объектом осмысления. Система теоретических понятий: «художественная эпоха», «концепция человека и мира», «творческий метод», «литературное направление», «творческая индивидуальность».

Логика развертывания учебного материала: линейный и концентрический принципы современных программ.

^ Изучение литературной эпохи в старших классах.

Постижение закономерностей развития русской литературы, её основных фаз, представленных в самых выдающихся, «знаковых» произведениях. Представление о культурных эрах (с их типом модели мира как Космоса: античность, Средневековье, Возрождение, Новое время) и переходных эпохах (с моделью мира как Хаоса, ощущением катастрофичности существования, ценностного кризиса: поздний эллинизм, барокко, модернизм).

Изучение истории литературы требует формирования представлений о том, что всякая литературная эпоха имеет свое историческое время и место, рождает собственную концепцию мира и человека, для освоения которой начинает формироваться новый творческий метод. При изучении литературной эпохи целесообразно акцентировать следующие «точки»: тип ментальности (миропонимание и художественное сознание человека эпохи), тип модели мира, тип личности и характер конфликта человека и мира.

Специфика вводной и обзорной лекции при изучении литературной эпохи.

^ Изучение классических художественных систем в старших классах
(классицизм, романтизм, реализм.


Изучение древнерусской литературы в старших классах. Основные понятия, представления о взаимосвязи между литературным процессом и ходом истории, между письменной литературой и фольклором, о духовно-нравственном богатстве и эстетическом своеобразии. Аспекты изучения (литература и история, герой произведения и нравственно-эстетический канон, своеобразие поэтики древних текстов, соотношение традиции и новаторства). Приемы работы с древнерусским текстом.

Формирование представлений о классицизме как творческом методе. Усвоение понятий «рационализм», «культ разума», «гражданский пафос» и др Методические аспекты изучения.

Представление о романтизме, исторические и философские предпосылки становления метода, антитеза мира реального и мира идеального. Работа над понятиями «двоемирие», «идеал и действительность», «романтический герой» и др., формирование представлений об идейно-стилевых течениях русского романтизма. Приемы изучения.

Реализм как закономерный этап развития литературы. Вопросы о типе конфликта человека и общества, о сложности психологического рисунка. Усвоение понятий «человек и обстоятельства», «эволюция героя», «характер героя», «тип» и др., формирование представлений о динамике русского реализма, о спектре жанровых разновидностей реалистического романа XIX века, о многообразии стилевых проявлений. Приемы анализа.

^ Методические основы построения курса литературы ХХ века в старших классах. Трудности преподавания литературы ХХ века в школе

Изучение литературы Серебряного века. Формирование представлений о символизме, акмеизме, футуризме. Задачи преподавания и пути изучения.

Сложность и пестрота литературного процесса 1910-20-х годов. Пути изучения.

Социалистический реализм. Формируемые понятия: «соцреалистический канон», «мифологизация», «узкоклассовый взгляд на человека» «простота образной структуры». Приемы изучения. Расшатывание соцреалистического канона в литературе о войне. «Поэтика психологического натурализма».

Стратегические направления курса современной литературы в школе. Постмодернизм в школьном изучении. Формируемые понятия: «тотальный духовный кризис», «симулякр», «симулятивность реальности», «гиперцитатность», «игра культурными пластами/ стилями», «жизнь как текст». Постреализм в школе. Приемы изучения.

Проблемы преподавания в школе литературы последних десятилетий. Принципы отбора произведений для изучения. Активизация методических форм аналитической беседы, урока-семинара, урока-диспута.

^ Изучение творческой индивидуальности писателя в старших классах.

Биография писателя и творческая индивидуальность. Идейно-эстетическое значение творчества данного автора для определённой литературной эпохи. Принципы построения системы уроков: «поэты без истории» (М. Цветаева) и «поэты с историей».

Методические приемы изучения творческой индивидуальности.

^ Профилизация школьного образования. Гуманитарный и филологический профили.

История профильного обучения в России и за рубежом.

Проекты базисного учебного плана для профильных классов. Основные принципы создания профильных программ: а) сокращение учебного материала непрофилирующих предметов; б) сосуществование базовых (обязательных) общеобразовательных курсов, профилирующих курсов, элективных курсов (обязательные для посещения курсы по выбору).

Содержание обучения в профильном классе: федеральный, региональный, школьный компоненты учебного плана, сокращение инвариантного компонента содержания, увеличение профильного и элективного компонентов.

Программы для профильных гуманитарных классов.

Установка на исследовательский характер деятельности учащихся; на большую степень самостоятельности; на расширение кругозора и духовного опыта.

^ Методы, приемы и формы организации процесса обучения литературе в старших классах.

Переосмысления и творческого использования известной дидактической системы медодов обучения, разработанной И.Я.Лернером, М.Н.Скаткиным и адаптированной к преподаванию литературы Н.И.Кудряшевым.

Методы обучения: метод творческого чтения, эвристический, исследовательский, репродуктивный, сотворческий.

Приемы и виды деятельности: выразительное чтение, комментарий, создание проблемной ситуации, обучение анализу (формирование алгоритма поиска), интерпретация, ИОЗ, и др.

^ Типы сочинений, методика обучения сочинению

Формы уроков литературы: беседа, вводная, обзорная и обощающая лекции, урок-концерт, урок анализа текста, дискуссионно-игровые формы, урок с коллективно-распределительной деятельностью, семинар, конференция, творческая мастерская, создание компьютерной презентации темы, викторина, тест, литературная игра с театрализацией, ролевая игра, литературная гостиная, творческий конкурс

^ Современный урок литературы и методы его проведения.

Особенности воспитательных, обучающих и развивающих задач.

Специфика предмета и урока литературы. Диалогизация урока как коммуникативного события. Демократизация современного урока. Переосмысление роли ученика и учителя как участников диалога.

Методическое мастерство. От планирования материала – к планированию деятельности. Использование принципов дедукции и индукции в познании. Дифференциация зоны ближайшего развития и зоны актуального развития учащихся и перспективы (Выготский Л.С.). Поиск методов и форм урока, наиболее адекватных искусству. Научность преподавания и эстетика урока.

Образовательное пространство урока, его структура («драматургия» урока литературы). Особенности процесса познания на уроке литературы как искусства. Интеллектуально напряженная и эмоционально насыщенная атмосфера урока.

Проблема результативности урока. Традиционные и нетрадиционные современные уроки. Уроки внеклассного чтения.

^ Внеклассная работа по литературе.

Исследовательское направление: школьный реферат по литературе, методика работы по созданию реферата, организация учителем деятельности по самостоятельному анализу художественного текста как условию успешности исследовательской работы.

Культурно-просветительское направление: литературные вечера, конференции по просмотренным фильмам, спектаклям, по прочитанным книгам, организация работы музея, творческих объединений и клубов (литературный клуб, драматическая студия, кружок художественного слова, общество книголюбов, литературное краеведение). Развлекательно-соревновательные формы: литературные конкурсы, КВНы, литературные игры во внеурочное время (между классами, школами).

Издательская деятельность: выпуск тематических альманахов, газет, школьного литературного журнала, сборников стихов и литературно-критических работ учеников.

Список художественных текстов

XIX век

1. Гоголь Н.К. Ревизор. Мертвые души.

2. Гончаров И.А. Обломов.

3. Грибоедов А.С Горе от ума.

4. Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. Братья Карамазовы.

5. Жуковский В.А. Лирика.

6. Карамзин И.М. Бедная Лиза.

7. Лермонтов М.Ю. Лирика. Герой нашего времени.

8. Некрасов И.А. Лирика. Кому на Руси жить хорошо.

9. Островский А.Н. Драматургия.

10. Пушкин А.С. Лирика. Евгений Онегин. Южные поэмы. Граф Нулин. Медный всадник. Борис Годунов.

11. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву.

12. Салтыков-Щедрин М.Е. Господа Головлевы.

13. Толстой J1.H. Воскресение. Война и мир.

14. Тургенев И.С. Отцы и дети и др. романы, Записки охотника.

15. Фонвизин Д.И. Недоросль

16. Чернышевский Н. Г. Что делать?

17. Чехов А.П. Драматургия. Рассказы, Степь.

XX век

1. Астафьев В. (два-три произведения).

2. Ахматова А.А. Лирика. Реквием.

3. Блок А. Лирика. Двенадцать.

4. Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

5. Вампилов А. Пьесы.

6. Горький А.М. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Коновалов. Супруги Орловы. Челкаш. Фома Гордеев. На дне. Мать. По Руси. Сказки об Италии. Жизнь Клима Самгина.

7. Гроссман В. «Жизнь и судьба».

8. “Деревенская проза” 1960-1980-х годов.

9. Поэзия С. Есенина.

10. Замятин Е. Мы.

11. Казакевич Э. Звезда.

12. Катаев В. Алмазный мой венец.

13. Леонов Л. Русский лес.

14. лирика и публицистика периода Великой Отечественной войны

15. Поэзия О. Мандельштама.

16. Мартынов. Лирика.

17. Маяковский В. Дооктябрьская лирика. Человек. Облако в штанах.

18. Творчество В. Маяковского советской эпохи.

19. Некрасов В. В окопах Сталинграда.

20. Пастернак Б. Лирика. Доктор Живаго.

21. Платонов А.П. Чевенгур и (или) Котлован.

22. Постреализм в 1980-90-е годы (И. Бродский, В. Маканин, Л. Петрушевская).

23. Постмодернизм в 1970-90-е годы.

24. Поэзия “фронтового поколения”.

25. Поэзия 1917-1920-х годов.

26. Поэзия поколения “шестидесятников” (1950-1960-е годы). Лирика (Е.Евтушенко, А.Вознесенский, Р.Рождественский).

27. Реализм на рубеже Х1Х-ХХ в.в. – Куприн А., Вересаев В.. Андреев Л.

28. Русский символизм (Д. Мережковский,А. Белый, И. Анненский, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Бальмонт).

29. Солженицын А. Один день Ивана Денисовича, Матренин двор. В круге первом. Архипелаг Гулаг.

30. Симонов К. Живые и мертвые.

31. Смеляков. Я. Лирика.

32. Твардовский А.Т. За далью – даль. По праву памяти.

33. Трифонов Ю. Две – три повести по выбору.

35. Цветаева М. Лирика.

36. Шолохов М. Тихий Дон.

37. Шукшин В.М. Рассказы.





оставить комментарий
Дата23.07.2012
Размер306 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх