Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия icon

Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 20 века»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04...
Е. Г. Трубецкова русская литература ХХ века: синергетический аспект (учебно-методическое...
Курс: Русская литература 20 в. Раздел: Русская поэзия периода серебряного века Тема урока...
Курс: Русская литература 20 в. Раздел: Русская поэзия периода серебряного века Тема урока...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв»...
Литература 20 века». Составитель доцент Серафимова В. Д. «Серебряный век»...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «История казахской литературы»...
Рабочей программы учебной дисциплины «русская литература и культура»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04...
Тематическое планирование по литературе. Учебник: Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04...



Загрузка...
скачать
2. Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


Глоссарий к курсу «Русская литература 18 века»


Анакреонтическая поэзия – легкая жизнерадостная лирика. Образцом А.п. служил позднегреческий сб. стихов «Анакреонтика», созданных в подражание др.-греч. поэту Анакреонту. Основные мотивы А.п. – земные радости, вино, любовь.

Барокко – одно из стилевых направлений в искусстве Европы кон.16-сер.18 в.в. Б. свойственны контрастность, напряженность, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, нанизывание сложных метафор и аллегорий.

Басня – жанр дидактической литературы: короткий рассказ в стихах или прозе с прямо сформулированным моральным выводом, придающим рассказу аллегорический смысл. В России гл. этапами ее развития были потешная басня А.П.Сумарокова, наставительная И.И.Хемницера, изящная И.И.Дмитриева, лукаво-умудренная басня И.А.Крылова.

Гекзаметр – стихотворный размер античной эпической поэзии: щестистопный дактиль, в к-ром первые четыре стопы могут заменяться спондеями. В русскую поэзию введен В.К.Тредиаковским.

Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты свойственные более или менее обширной группе произведений. Зависимость: от рода литературы; от эстетической тональности; от объема; от тематики; от композиции; от национального своеобразия.

Комедия – (от греч. Komos - веселая толпа и oide - песнь) – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки – юмор, иронию, сарказм, сатиру. Отсюда многочисленность и разнообразие комедийных жанров: от развлекательных (фарс, интермедия, водевиль) до «серьезных», содержащих в себе глубокую идейную задачу комедии: сатирических, «высоких», по тону близких к драме, лирических и т.д. Смех в комедии достигается при помощи действия, основанного на комических совпадениях или недоразумениях (что в совокупности составляет комедийную интригу), а также диалога, в котором важную роль играют остроумные реплики, каламбуры, либо произнесенные не к месту слова выражения, кажущиеся в устах данного персонажа нелепыми и смешными. В зависимости от того, что в комедии играет первую роль – комические ситуации или изображения характеров, - различают комедии «положений» и комедии «характеров». В первой источником смешного являются всякого рода нелепые стечения обстоятельств. Комедия «характеров» сосредотачивает внимание на различных недостатках людей, искажающих их человеческую сущность. В ней персонажи изображаются наиболее углубленно, интрига же выполняет особую роль, являясь лишь одним из средств обрисовки человеческих характеров. Однако в большинстве комедий сочетаются обе композиционные разновидности, что углубляет комедийные характеры, разнообразит и расширяет саму палитру комического изображения. Отличие комедии от трагедии: 1) в комедии герой насыщенный, гротесковый, в трагедии близкий к идеалу, гармоничный; 2) в комедии мир – сцепление случайностей и герой зависим от него, в трагедии мир живет по строгим законам, а герой свободен; 3) в трагедии развитие действия приводит к полному разрушению исходной ситуации, в комедии она дискредитируется.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Художник не просто переносит в свое произведение различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в событиях, судьбах персонажей, созданных им самим. И от того, насколько убедителен и содержателен художественный конфликт, будет зависеть общественная значимость произведения. Особенно важное значение конфликт имеет для создания драматургических произведений.

«Легкая поэзия» - понятие, относимое к франц. и рус. поэзии 18-нач.19 в.в. В России «Л.п.» возникла, как и во Франции, в противоборстве с классицистич. канонами, родоначальником «Л.п.» в России считается И.Ф.Богданович, автор поэмы «Душенька» (1778).

^ Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен и образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Ода – в поэзии классицизма ода – ведущий жанр высокого стиля с каноническими темами ( прославление бога, отечества, героев и пр.), приемами ( «тихий» или «стремительный» приступ, «лирический беспорядок») и видами ( оды духовные, торжественные – «пиндарические», нравоучительные – «горацианские», любовные – «анакреонтические»). Классики жанра – М.В.Ломоносов и А.П.Сумароков.

^ Одическая строфа – 10-стишие 4-стопного ямба с рифмовкой AbAbCCdEEd.

Портрет – описание внешности персонажа, одно из средств создания образа, обычно иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.

Трагедия (букв. «песнь козлов», от греч. Tragos – козел и ode - песнь) – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя. Трагедия рождает в сердцах зрителей сильный душевный подъем (катарсис), сложное чувство сопереживания происходящему на сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного и облагораживающего душу. Трагедия, использую возможности драмы, полнее всего выражает собой содержание трагического: она типизирует, укрупняет наиболее важные жизненные противоречия, придает им общечеловеческий (философский, «вечный») характер.


Раздел 1. Основные тенденции историко-литературного

процесса 18 века


Тема № 1: Вводная лекция. Периодизация истории русской литературы 18 века.


Цель лекции:

  • представление о русской литературе 18 века, об историко-литературном значении секуляризации культуры в Петровскую эпоху.


Вопросы к теме:

  1. Историческое содержание эпохи.

  2. Периодизация истории русской литературы 18 века.

  3. Литература Петровской эпохи.


Тезисы: Своеобразие исторического развития России определило специфику литературного процесса 18 века. Эпоха 18 века - это эпоха активного усвоения общеевропейских литературно-эстетических норм в условиях разрыва со средневековыми представлениями об искусстве слова. Светский характер новой литературы - главное содержание художественного процесса 18 века. Светский характер литературы потребовал перестройки всей системы жанров, тем, художественных средств, языка. 18 век - век Просвещения. Основные идеи и этапы русского Просвеще­ния. Особая роль писателей в развитии философской, социальной и эстетиче­ской мысли столетия.

Литературное развитие в петровскую эпоху явилось продолжением предшествующих традиций. Самые значительные явления этого периода (публицистика, авантюрно-плутовская повесть и силлабическая поэзия), согласно определению Д.Д.Благого, выражают «новое содержание в старых формах». Это эпоха предклассицизма. Впервые в истории русской литературы оформилась внерелигиозная политическая идеология - абсолютизм. Новый тип общественного сознания формирует и новый эстетический идеал, который нашел свое воплощение в образе нового человека - гражданина и патриота.

Сложный путь развития русской литературы 18 века, благодаря которому она включается в систему европейских литератур. Отличие литературы 18 века от древнерусской. Формирование новых литературных направлений (классицизма, сентиментализма, предромантизма). Рост реалистических тен­денций и становление русского реализма. Быстрота и сложность литературного процесса, сосуществование и борьба различных методов и стилей. Разработка художественной формы, стихосложения и литературного языка.


Литература Петровской эпохи. Общественные и политические преобразования первой четверти 18 века. Процесс "обмирщения" в области идеологии, культуры, науки, искусства и бы­та Петровского времени. Формирование нового типа общественного сознания. Публицистика Петровского времени. Феофан Прокопович - публицист и писа­тель. Проблема барокко в русской литературы и культуре 18 века. Литературно-публицистическая деятельность Феофана Прокоповича. Петровские повести. "Гистория о российском матросе Василии Кориотском": сюжет, герой, стиль, отражение в них реалий начала века.


Задания для самоконтроля:

  • сравнить Петровские повести с повестями 17 века

  • определить отличие литературы 18 века от древнерусской литературы



Литература:

  1. Гуковский Г.А. Русская литература XVIII века. - М., 1999 («Классический учебник»).

  2. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. - М., .1991.

  3. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.

  4. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.



Раздел 2. Литература 30 - 50 годов. Классицизм в русской литературе.


Тема № 2. Национальное своеобразие русского классицизма. Философские основы и эстетика классицизма.

Цель лекции:

  • выявление основных черт классицизма, определение канонов классицистических жанров, определение этапов развития русского классицизма.



Вопросы к теме:

1. Общественно-историческая характеристика данного периода.

2. Зарубежные истоки русского классицизма, его идейный и эстетический

кодекс.

3. Истоки и черты национальной самобытности русского классицизма.

4. Дискуссионные проблемы изучения русского классицизма.


Тезисы: Основное направление русской общественной мысли - русское просветительство - возникает на идеологической почве, уже подготовленной в петровскую эпоху, но возникает как самостоятельная система политических и этических идей (отказ от идеи «страха» Ф. Прокоповича).

Основным в русском классицизме стал конфликт между человеком «разумным, просвещенным» (сознательное выполнение этического закона) и «неразумным, непросвещенным» (победа животного начала, потворство страстям). Поэтому такое усиленное внимание писателей уделяется проблеме воспитания: от монарха (Ломоносов) - до рядового дворянина (Кантемир, Сумароков).

Национальное своеобразие русского классицизма проявилось в том, что он, согласно наблюдению Белинского, начинается не с од — «плода весеннего», а с сатир - «плода осеннего». Интенсивное развитие сатирических жанров (от Кантемира - до Крылова) характеризует русскую литературу XVIII века.

Возникновение русского классицизма означало усвоение литературой XVIII века эстетических принципов и художественных норм европейского классицизма в той его стадии, которую определяют как просветительский классицизм.

Две основные задачи были разрешены русским классицизмом в данный период: создание строгой жаровой системы и соответствующей языково-стилистической иерархии. Наибольшее значение теория классицизма придавала «высоким жанрам»: эпической поэме, трагедии и торжественной (или похвальной) оде. Трагедии Сумарокова и оды Ломоносова - вот начало новой русской литературы, решившей задачу синтеза нового содержания и новой художественной формы.


Задания для самоконтроля:

  • знать основные черты классицизма, специфику русского классицизма

  • знать основные периоды русского классицизма

  • сравнить произведения французского классицизма 17 века и русского классицизма 18 века

  • определить отличие русского классицизма от западно-европейского классицизма


Литература:

1. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986.

2. Песков А.М. Буало в русской литературе XVIII – первой трети XIX века. –

М., 1989.

3. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. –

М., .1991.

4. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.


Тема № 3 Кантемир А.Д. Сатиры Кантемира. Идейно-тематическое содержание и художественные особенности сатир.


Цель лекции:

  • Определение историко-литературного значения творчества Кантемира.


Вопросы к теме:

1. Общая характеристика жизни и творчества Кантемира А.Д..

2. Сатиры Кантемира, их связь с русской и мировой традицией. Проблема

оригинальности. Судьба сатир.

3. Проблематика и художественные особенности сатир Кантемира (сатиры I, II, VII).

4. Кантемир – классик русской силлабики («Письмо Харитона Макентина...»).

5. Творчество Кантемира в оценках Белинского, Жуковского, литературоведов XX века.


Тезисы: Сатиры Кантемира, об­личение социальных пороков русской действительности 18 века. Кантемир и «ученая дружина».Сатиры Кантемира можно разделить на две группы: в первой группе – сатиры, написанные в России, во второй – сатиры, написанные за границей. Идейно-тематическое содержание сатир. Художественные особенности сатир: силлабический стих, двойное название, кольцевая композиция, «живописная» часть и др.


Задания для самоконтроля:

  • Изучить статью Белинского В.Г. «Кантемир»

  • Ответить на вопрос – как оценивает Белинский место Кантемира в истории русской литературы?


Литература:

1. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. –

М., .1991. – с. 17-35

2. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.

3. Белинский В.Г. Кантемир ( любое издание).

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986 – с. 80-86.


Раздел 3. Развитие реформы русского стихосложения и русского литературного языка

^

Тема № 4. Тредиаковский В.К. Начало реформы стихосложения. Предисловие к роману «Езда в остров Любви».



Цель лекции:

  • Определение роли и значения Тредиаковского В.К. в истории русской литературы


Вопросы к теме:

  1. Жизнь и судьба Тредиаковского В.К.

  2. Тредиаковский В.К. – «трудолюбный филолог»

  3. Начало реформы стихосложения Силлабический стих. Истоки реформы. Сущность реформы, ее половинчатый характер. Значение вклада Тредиаковского в реформирование русского стиха.


Тезисы: Ранний этап становления русского классицизма связан с творческой деятельностью трех крупнейших поэтов-современников 1740-1760-х гг. и В.К. Тредиаковского (1703 - 1769) , М.В. Ломоносова (1711 - 1765) и А.П. Сумарокова (1717 - 1777). Закладывая основы классицизма, они практически создавали фундамент национальной литературы. Им приходилось одновременно решать несколько сложнейших задач: создать новый литературный язык, который соответствовал бы требованиям новой светской литературы, новые жанры и дать им теоретическое обоснование. Необходимо было реформировать систему русского стихосложения – тем более, что ведущими жанрами классицизма являлись жанры поэтические.

Главенствующее положение в это время занимали вопросы стихосложения и выработки норм литературного языка. В Предисловии к роману «Езда в остров Любви» Тредиаковский В.К. начал реформу русского языка – он пытался освободить литературный русский язык от церковнославянизмов.


Реформа русского стихосложения была начата в работе “Новый и краткий способ к сложению российских стихов” (1735) В.К. Тредиаковского. Суть ее заключалась в замене силлабики, свойственной барочной поэзии 17 в., на силлабо-тонику. Тредиаковский В.К. первый пришел к выводу: силлабо-тоническая система, основанная на чередовании ударных и неударных слогов в строке, более соответствует самому духу русского языка, так как ему свойственно свободное, а не фиксированное ударение. Но реформа Тредиаковского носила половинчатый характер: умаление значения ямба, отрицание трехсложных размеров, ограничение рифмы только женской, реформирование только длинных стихов.


Задания для самоконтроля:

  • изучить главы учебника по творчеству поэта

  • подготовить вопросы по данной главе


Литература:

1. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. –

М., .1991. – с. 63-75

2. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.-с. 69-77.

3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986 – с. 20-33.


^


Тема № 5. Ломоносов М.В. – филолог. Реформа русского стихосложения. Теория «трех штилей», теория жанров.



Цель лекции:

  • раскрыть значение филологических трудов Ломоносова для развития русской литературы


Вопросы к теме:

    1. Роль Ломоносова в истории русской литературы

    2. Завершение реформы русского стихосложения Ломоносовым.

    3. Введение силлабо-тонического стихосложения в практику русской поэзии («Ода на взятие Хотина»).

    4. Реформа русского литературного языка. Жанрово-стилистическая
      теория Ломоносова, его учение о «трех штилях».

    5. Разработка теоретических основ светской литературы
      («Риторика» Ломоносова, «Эпистола о стихотворстве» Сумарокова).


Тезисы: Реформа русского стихосложения была продолжена в “Письме о правилах российского стихотворчества” (1739) М.В. Ломоносова. Ломоносов довел ее до конца, опираясь на трактат своего предшественника и в то же время полемизируя с ним. Особенно плодотворной оказалась мысль Ломоносова о главенствующей роли ямба среди всех стихотворных размеров (Тредиаковский подобную роль закреплял за хореем). Впоследствии справедливость мнения Ломоносова подтвердила вся поэтическая практика русских писателей 18-20 вв. К “Письму …” Ломоносов приложил свою оду “На взятие Хотина”, написанную четырехстопным ямбом. Именно с этой оды, по мнению Белинского, и началась история новой русской литературы: “Ломоносов был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим”.

Большое значение для формирования эстетики классицизма имели созданное Ломоносовым учение о трех “штилях” и разработанная на основе этого учения теория литературных жанров (работа “О пользе книг церковных в российском языке”, 1758 г.). Опираясь на античную традицию, Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы: высокие, средние и низкие; это деление он обосновывает лингвистически, связывая его с “тремя родами речений” (т.е. слово) в русском языке.

Высоким стилем, пишет Ломоносов, должны сочиняться героические поэмы, оды, трагедии; в основе высокого стиля лежат церковнославянизмы и “речения славенороссийские” - т.е. славянские слова, общеупотребительные и в русском языке, имеющие нейтральную стилистическую окраску (“рука”, “слава”, “бог”). Средний стиль “приличен” драме, посланию, сатире, он пользуется “славенороссийскими речениями” и словами живого русского языка, которых нет в церковнославянском. Наконец, “низким штилем” пишутся комедии, эпиграммы, лирические песни, эпистолярные жанры. Низкий стиль пользуется исключительно живым русским языком, с возможным употреблением просторечия.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы Ломоносова (по любой хрестоматии)

  • сделать стиховедческий анализ оды «На взятие Хотина»


Литература:

    1. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. – М., .1991. – с. 63-75

    2. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.-с. 69-77.

    3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986 – с. 20-33.

    4. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. – М., 1979.

    5. Русская литература XVIII века. / Сост. Макогоненко Г.П. / Хрестоматия.- Л..1970.



Раздел 4. Расцвет классицизма в русской литературе.


Тема № 6. Поэзия М.В.Ломоносова.


Цель лекции:

  • раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей од Ломоносова


Вопросы к теме:

    1. Поэтическое наследие Ломоносова, новизна его представлений об искусстве слова.

    2. Просветительский характер и пропагандистская направленность од Ломоносова.

    3. Высокое содержание од Ломоносова. Структурно-значимые элементы поэтики од Ломоносова.

    4. Естественно - научные и философские произведения Ломоносова. Духовная лирика поэта.

    5. Ломоносов в оценках Радищева, Пушкина, Белинского, литературоведов XX века.


Тезисы: Торжественная ода Ломоносова стала одним из основных литературных жанров эпохи. Ломоносов – создатель жанра «программной оды», «оды - рекомендации». В одах разрабатывалась национальная проблематика, а одический поэт становился выразителем голоса нации. Свойственные оде комплиментарностъ стиля и восхваление царствующих особ выступали как условная форма программного характера этого жанра. Ода строится как ораторское сочинение, исполненное искреннего гражданского и патриотического пафоса.

Наряду с похвальной одой получила развитие в русской поэзии ода духовная, или стихотворное переложение библейских псалмов. Ломоносов, Тредиаковский, Сумароков (а позднее - Державин) превратили оду духовную в особый жанр граждански-обличительного или этико-философского содержания. «Разговор с Анакреоном» как выражение философско-эстетической позиции автора. Очень интересны у Ломоносова произведения в жанре научно-философской лирики. В стихотворении “Вечернее размышление о божием величестве” дан удивительный по своей поэтичности новой пейзаж. Ломоносов чеканит строки четырехстопным ямбом, своим любимым размером: “Открылась бездна звезд полна; звездам числа нет, бездна дна”.

Тема просвещенного монарха и образ Петра Великого в творчестве Ломоносова (оды, надписи, похвальное слово, поэма). Постоянная тема од Ломоносова – деятельность Петра I, которая по убеждению поэта должна служить примером для царствующих императриц – сначала Елизаветы Петровны, а затем Екатерины II. Развитие этой темы в русской литературе. Произведения Ломоносова выразили политическое и художественное самосознание эпохи первой половины 18 века.


Задания для самоконтроля:

  • Анализ оды «На день восшествия на всероссийский престол... Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года».


Литература:

  1. Русская литература XVIII века. / Сост. Макогоненко Г.П. / Хрестоматия.- Л.,1970.

  2. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. – М., 1979.

  3. Щеблыкин И.П. Михаил Ломоносов. Очерк жизни и творчества. – М., 1993.

  4. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986 – с. 20-48.



Тема № 7. Творчество Сумарокова А.П.


Цель лекции:

  • Определение роли и значения творчества Сумарокова А.П. в истории русской литературы


Вопросы к теме:

  1. «Две эпистолы» - манифест русского классицизма

  2. Трагедии и комедии Сумарокова.

  3. Лирика, сатиры, басни.

  4. Журнал «Трудолюбивая пчела».


Тезисы: Наиболее полно эстетическую доктрину классицизма разработал А.П.Сумароков в выпущенных им в 1748 г. «Двух Епистолах» - «Епистоле о русском языке» и «Епистоле о стихотворстве». Образцом для Сумарокова послужил трактат Н. Буало «Поэтическое искусство», однако, характеризуя ведущие жанры классицизма, Сумароков старался учесть и национальную традицию, уделив особое внимание сатире, басне, посланию.

Метафорический, торжественно-возвышенный стиль ломоносовских од не всегда вызывал восхищение и одобрение современников. Ломоносовскую оду далеко не сразу оценил Сумароков, который в своем творчестве чуждался пышных метафор и гипербол, составляющих самую суть индивидуального стиля Ломоносова–поэта. Сумароков создал иную одическую традицию – более умеренную и рационалистическую, для Сумарокова оказался совсем другой жанр – любовная лирика. Его оды прошли незамеченными современниками, а любовные песни, эклоги, идиллии, элегии с удовольствием заучивались наизусть дворянской молодежью.

Сумароков - основоположник русской национальной драматургии. Особая заслуга Сумарокова состоит в том, что он создал первые национальные образцы классицистической драмы – комедии и трагедии. Сумароков был и первым директором основанного в 1756 г. публичного театра в Петербурге. Среди трагедий Сумарокова особую популярность снискала пьеса «Димитрий Самозванец», в которой драматург признал право за «просвещенным народом» свергнуть с престола царя-тирана, раз он «Москвы, России враг и подданных мучитель». Речь шла не о свержении монархии, а о замене коронованного деспота «добродетельным монархом». Если «Дмитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии, то комедии Сумарокова открыли дорогу пьесам Д.И. Фонвизина.

Лирика Сумарокова. Тематика и проблематика сатирических жанров: «Хор ко превратному свету», сатира, басни. Сумароков - создатель первого частного журнала - «Трудолюбивая пчела».


Задания для самоконтроля:

  • Прочитать трагедию «Дмитрий Самозванец»

  • Доказать, что это классицистическое произведение


Литература:

  1. Русская литература XVIII века. / Сост. Макогоненко Г.П. / Хрестоматия.- Л..1970.

  2. Скрипов Г.С. О русском стихосложении. – М., 1979.

  3. Москвичева Г.В. Русский классицизм. - М., 1986 – с. 20-48.



Тема № 8. Литература 1760-1770 г.г. Полемика в журнальной сатире. Сатирические журналы Новикова Н.И.


Цель лекции:

  • Выявление специфических особенностей развития сатиры в «век Екатерины»

  • Показать особенности становление поэзии сентиментализма и предромантизма.


Вопросы к теме:

1. Екатерина II и идеологическая борьба в русском обществе. Рост

демократических и просветительских идей.

2. Русская сатирическая журналистика конца 60-х начала 70-х гг.

Полемика о сатире между «Трутнем» и «Всякой всячиной», ее смысл

и значение.

3. Развитие сатирических и пародийных жанров в поэзии. Ирои-комическая

поэма Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх».

4. «Душенька» Богдановича и развитие «легкой поэзии». Становление

поэзии сентиментализма и предромантизма. Опыты Львова, Муравьева

и других поэтов.


Тезисы: Инициатором развития русской журналистики 1770 гг. стала Екатерина II, проводившая во 2-ой пол. 18 в. либерально-реформаторскую политику и активно участвовавшая в литературной жизни страны. Русской императрице принадлежали сатирические статьи, комедии, аллегорические сказки, водевили, либретто комических опер. Переписка с Вольтером, Д. Дидро поддерживала в глазах западноевропейского мира репутацию Екатерины II как идеального просвещенного монарха. В 1769 г. русская императрица учреждает еженедельный журнал «Всякая всячина» и в первом же его номере приглашает всех желающих создавать по ее примеру сатирические журналы. Выступая под именем издателя “Всякой всячины”, Екатерина дала образчики “улыбчивой сатиры”, высмеивающей общечеловеческие пороки типа глупости, хвастовства, жадности и т.д. На призыв Екатерины откликнулся ряд издателей и журналистов (конечно, они знали, кто скрывается под маской “Всякая всячина”). В 1770 г. появились журналы М. Чулкова “И то, и се”, Ф. Эмина “Смесь” и “Адская почта”, “Трутень” и “Живописец” издателем и главным автором которых был Н.И. Новиков (1744 - 1818). В журнале “Трутень” Новиков резко полемизировал с издателем “Всякой всячины”, отстаивая идеалы социально-политической сатиры. В журнале “Живописец” он представил сами тексты подобных сатирических произведений. Из них особенно выделяются “Отрывок путешествия в **И**Т**”, содержащий яркую картину бесчеловечного обращения помещиков с крепостными крестьянами, и цикл “Писем к Фалалею” (письма дворян-помещиков к своим близким), в которых автор создал образы тупых, невежественных и жестоких крепостников, наглядно демонстрируя развращающее влияние рабства на представителей дворянства. Если “Отрывок” по своему пафосу предвещал радищевское “Путешествие”, то “Письма к Фалалею” оказались близки по своему духу фонвизинской сатире. Поэтому проблема авторства этих двух произведений до сих пор не решена окончательно: ряд исследователей приписывают “Отрывок” А.Н. Радищеву, а “Письма” - Д.И. Фонвизину. Традиции сатирической журналистики Н.И. Новикова в 1789 – 1790 гг. продолжали молодой И.А. Крылов (1769 - 1844), создавший журнал “Почта духов” (1789) и “Зритель” (1792).

Развитие сатирических и пародийных жанров в ирои-комическая поэма Майкова «Елисей, или раздраженный Вакх». Становление поэзии сентиментализма и отказ от идейно-эстетических тре­бований классицизма в "легкой" поэзии. "Душенька" И.Ф. Богдановича.


Задания для самоконтроля:

  • изучить полемику между журналами «Трутень» и «Всякая всячина»

  • найти черты пародии в указанных произведениях Майкова и Богдановича


Литература:

  1. Добролюбов Н.А. Русская сатира в век Екатерины (любое издание).

  2. Стенник Ю.В. Русская сатирическая проза XVIII века. – Л., 1986.

  3. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.

  4. Западов В.А. Русская литература последней трети XVIII века. /Хрестоматия. – М..1985.


Раздел 5. Русская литература последней четверти 18 века


Тема № 9. Русская драматургия последней трети 18 века. Комическая опера,

тираноборческие трагедии («Вадим Новгородский» Княжнина Я.Б.

и другие)


Цель лекции:

  • Определение основных направлений эволюции русской трагедии 18 века

  • Определение основных жанровых форм в развитии комедии последней трети 18 века.


Вопросы к теме:

  1. Русская трагедия 18 века. Николев («Сорена и
    Замир»). Княжнин («Росслав», «Вадим Новгородский»).
    Эволюция жанра: политическая (Сумароков)
    тираноборческая (Николев) - патриотическая
    (Княжнин) - республиканская (Княжнин).

  2. Развитие жанра комедии. Рождение комической оперы
    (Попов, Николев, Аблесимов, Княжнин, Крылов).
    Интерес к фольклору. Влияние идей сентиментализма.

  3. «Купеческая комедия» (Плавильщиков).

  4. «Слезная комедия» (Лукин).

  5. «Сатирическая комедия» (Капнист).


Тезисы: Определяющее воздействие на развитие русской общественной мысли и ли­тературы крестьянской войны 1773-1775 годов. Новый общественный подъем под влиянием революционных событий за рубежом (американская революция, Великая французская революция). Сложность литературного процесса: даль­нейшая эволюция классицизма, становление сентиментализма, усиление ро­мантических веяний, нарастание реалистических тенденций.

Усиление тираноборческих мотивов в русской драматургии. Трагедия Н. Николева «Сорена и Замир». «Вадим Новгородский» Я.Б. Княж­нина - вершина развития русской классической трагедии.

Изображение жизни отдельных слоев народа, использование фольклора в комической опере (М.И. Попов, А.А. Аблесимов, М.А.Матинский и др.).

"Купеческая" комедия П.А. Плавильщикова («Бобыль», «Сиделец»).


Задания для самоконтроля:

  • найти элементы сентиментализма в «слезной комедии» Лукина.

  • определить национальное своеобразие русского классицизма на примере данных трагедий


Литература:

  1. Западов В.А. Русская литература последней трети XVIII века. /Хрестоматия. – М..1985.

  2. Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. /Учебное пособие. - М., .1991.

  3. Русская литература XVIII века. / Сост. Макогоненко Г.П. / Хрестоматия.- Л..1970.

  4. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л..1977.

  5. Стенник Ю.В. Жанр трагедии в русской литературе. Эпоха классицизма. - Л., 1981.


Тема № 10. Творчество Фонвизина Д.И.


Цель лекции:

  • выявление новаторства драматурга

  • определение идейно-художественного своеобразия пьес


Вопросы к теме:

1. Общая характеристика жизни и творчества писателя. Стихотворная сатира.

2. Фонвизин и «елагинский кружок». «Теория прелагательного

наклонения». Фонвизин - Лукин - Сумароков. Комедия «Корион».

3. Новые принципы драматургии Фонвизина в социально-бытовой комедии

«Бригадир».

4. «Недоросль» - вершинное достижение драматургии 18 века. История

создания, проблематика, система образов, особенности жанра, композиции,

стиля, языка.

5. Проблемы изучения «Недоросля» в литературоведении.


Тезисы: В последней четверти XVIII в. в русской литературе формируется новое художественное направление – просветительский реализм. Наиболее ярко это новое литературное течение воплотилось в драматургии Д.И.Фонвизина (1744-1792). Просветительский реализм – явление двойственное. Как реалист, писатель XVIII в. он стремился воссоздать жизнь в образах, соответствующих самой жизни, достичь синтеза индивидуальных черт с типическими и закономерными в обрисовке персонажей, проникнуть в сущность жизненных явлений. Как просветитель – оценить созданные им картины окружающей действительности с точки зрения некого абстрактного (просветительского) идеала.

По справедливому замечанию современника, “Бригадир” (между 1766 и 1769 гг.) – “первая комедия о наших нравах”, нравах целого сословия, русского дворянства. В “Бригадире” Фонвизин высмеял невежество, взяточничество, ханжество, слепую “галломанию” русского дворянства 2-ой пол. XVIII в. В основе комедии – любовная интрига, но амурные похождения героев выглядят в изображении Фонвизина как пародия на настоящую любовь. Фонвизин пользуется приемом комического саморазоблачения персонажей.

"Недоросль" - вершина русской драматургии 18 века. Основные про­блемы комедии: обличение крепостничества, сатира на лжевоспитание, понятие о чести и долге дворянина и др. Гоголь назвал “Недоросль” истинно «общественной комедией»: “раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние … выставлены в очевидности потрясающей”.

По сюжету и названию “Недоросль” - пьеса о том, как дурно и неправильно обучали молодого дворянина. Но у Фонвизина речь идет не об ученье, а о “воспитании” в самом широком смысле этого слова. Рисуя в доме Простаковой яркие картины злоупотребления крепостников своей властью, показывая развращающее воздействие рабства как на господ, так и на рабов, Фонвизин подчеркивает, что эти картины являются только частным случаем более серьезных конфликтов.

И “Недоросль”, и “Бригадир” создавались в рамках классицизма, однако реалистические тенденции в обеих комедиях (особенно в “Недоросле” вели к преодолению условностей классицистического комедийного жанра. Новаторство Фонвизина–драматурга проявилось прежде всего в более сложном понимании характера. Герои Фонвизина статичны, они уходят со сцены такими же, какими появились. Однако в живой ткани произведений их поступки приобретали не свойственную драматургии классицизма многозначность. В “Недоросле” образы Скотинина, Вральмана, Кутейкина заострены до карикатуры, образы же Простаковой и Еремеевны, отличаются большой внутренней сложностью. Фонвизин индивидуализирует язык персонажей, особенно в “Недоросле”, давая им не только социально-бытовую, но и психологическую характеристику.

Творческое наследие Фонвизина оказало воздействие на дальнейшее формирование реализма в русской литературе. Батюшков связывал с Фонвизиным “образование прозы”. В суждениях Пушкина, Гоголя, Белинского подчеркивалась самобытность и народность его таланта.


Задания для самоконтроля:

  • Найти примеры зоологизации в комедии «Недоросль»

  • Составить схему любовной интриги в комедии «Бригадир»


Литература:

  1. Берков П.Н. История русской комедии XVIII века. – Л..1977.

  2. Исакович И. «Бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина. Л., 1979.

  3. Ключевский В.О. «Недоросль» Д.И. Фонвизина (Опыт исторического объяснения учебной пьесы).- В кн.: Ключевский В.О. Литературные портреты. – М., 1991.

  4. От русского классицизма к реализму: Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов. – М., 1995.



Тема № 11. Державин Г.Р. Ода «Фелица». Философская лирика. Победно-патриотические оды. Гражданско-обличительная поэзия. «Памятник».


Цель лекции:

  • Охарактеризовать основные этапы творчества Державина

  • Раскрыть новаторство и мастерство Державина.


Вопросы к теме:

  1. Основные этапы творчества Державина. Державин в оценках Пушкина и Белинского.

  2. Поиски своего «особого пути» (1779). Ода «На смерть князя Мещерского».

  3. Ода «Фелица», ее новаторский характер.

  4. Жанрово-тематическое богатство поэзии Державина. Оды похвальные, героико-патриотические, сатирико-обличительные, философские, духовные, анакреонтические в его творчестве.

  5. Новаторство и мастерство Державина. Проблемы изучения творчества поэта в литературоведении.


Тезисы: Во 2-ой половине 18 в. в литературе русского классицизма намечаются кризисные явления, а в 1780 – 1790 гг. классицизм вступает в полосу своего заката. Решающую роль в этом сыграло творчество выдающегося русского поэта Г.Р. Державина (1743 - 1816). По словам Белинского, поэзия Державина «была первым шагом перехода от риторики к жизни».

Известность к Державину пришла в 1783 г., когда он создал оду “Фелица”, воспевавшую Екатерину II. Хотя “Фелица” была написана с установкой на торжественную оду, в ней уже явственно намечается разрушение этого жанра. Вместо образа “земной богини” Державин рисует Фелицу простыми словами, показывая ее в быту, в повседневных занятиях, без какой бы то ни было пышности. Державин противопоставляет “доброжелательной” Фелице “порочного” мурзу (т.е. вельможу) и тем самым вводит в высокую оду элементы сатиры, то есть смешивает два совершенно несоединимые с точки зрения классицизма жанры. Кроме того, рисуя в своей оде собирательный образ мурзы, Державин ведет рассказ от авторского “я”, представляющего собой конкретную личность поэта во всем многообразии его чувств и переживаний.

Разрушая традиционные жанры классицизма, смешивая их границы, Державин разрушает и теорию “трех штилей”, сталкивая высокое и низкое, трагическое и комическое в пределах одного произведения. Этим самым он разрушает рационалистический схематизм, абстрактность поэзии классицизма. Поэт-классицист не присутствует в своих произведениях как личность: ода требует от него “парить”, сатира – обличать. Похвалы требует поэтика оды, ее жанровый канон. Похвала Державина – это похвала частного, конкретного человека. Стихи Державина автобиографичны, они знакомят читателя с образом поэта. В этом заключалось чрезвычайно важное открытие Державина, ибо литература классицизма такого образа не знала.

Поэзия Державина многогранна. “Вельможа” и “Властителям и судьям” принадлежат к сатирическим одам. С точки зрения классицизма такое обозначение жанра совершенно немыслимо, а у Державина сатирическое и одическое начало сливаются воедино. Строки из “Вельможи” обладают разящей силой афоризма: “Осел остается ослом. /Хотя осыпь его звездами; / Где должно действовать умом, / Он только хлопает ушами”. А “Властителям и судьям” (переложение 81 псалма Псалтыри) проникнуты таким пламенным возмущением поэта, что Екатерина II сочла эти стихи якобинскими и призвала Державина к ответу.

Большое место в поэзии Державина занимают философские оды. Эпикурейские мотивы заменяются мистическими раздумьями о неизбежности смерти: “Где стол был яств – там гроб стоит” (ода “На смерть князя Мещерского”). В оде “Бог” эти взлеты и падения обрели еще более чеканную формулу: “Я царь – я раб, я червь – я бог”. Эта ода еще при жизни Державина была переведена на многие европейские и восточные языки.

С именем Державина связан процесс обновления русской поэзии. Г.А.Гуковский определил новаторство Державина как полный разрыв с классицизмом и переход на предромантические и предреалистические позиции. Д. Д.Благой увидел в перестроенной Державиным оде последнюю стадию развития этого жанра в русском классицизме.


Задания для самоконтроля:

  • Найти элементы высокого жанра (оды) и низкого жанра (сатиры) в оде «Фелица»


Литература:

  1. Аверинцев С.С. Поэзия Державина. – В сб.: Державин Г.Р. Оды. – Л., 1985.

  2. Западов А.В. В глубине строки. – М., 1972 ( Гл. «Умение читать оду»).

  3. Западов А.В. Русские поэты XVIII века. Ломоносов. Державин. Литературные очерки. – М., 1979.

  4. Ходасевич В. Державин. - М., 1988.

  5. Западов В.А. Русская литература последней трети XVIII века. /Хрестоматия. – М..1985.


Тема № 12-13. Русский сентиментализм. Творчество Н.М.Карамзина.


Цель лекции:

  • Дать представление о сентиментализме как литературном методе

  • Рассмотреть Карамзина как теоретика и писателя русского сентиментализма.

Вопросы к теме:

  1. Проблема периодизации русского сентиментализма. Жанры русского сентиментализма. Два течения в русском сентиментализме.

  2. Общая характеристика жизни и этапов творчества Карамзина.
    Литературно-эстетическая позиция Карамзина. Статья «Что нужно автору?».

  3. Жанр сентиментального путешествия и «Письма русского путешественника» Карамзина.

  4. Жанр повести в творчестве Карамзина. Черты сентиментализма в повести «Бедная Лиза».

  5. Вклад Карамзина в историю русской культуры как писателя и историографа


Тезисы: Русская литература 18 века, начиная с середины семидесятых годов, испытывает воздействие сентименталистских идей, воспринимаемых преимущественно из английской и немецкой литературы (Юнг, Томсон, Ричардсон, Стерн). Не менее значительным было влияние Руссо, идеи которого в переработанном виде усвоили сентименталисты. Первыми объектами, которые испытали на себе воздействие новых эстетических принципов, явились поэзия и драматургия («слезная комедия», «слезная драма»). Однако в отличие от классицистов, наиболее приемлемыми для художественно-стилистического новаторства сентименталистов оказались прозаические повествовательные жанры.

В 90-е годы пути развития сентименталистской прозы определили «чувствительные повести» Карамзина. В его прозе была создана новая эмоционально-психологическая структура повествования и анализа душевной жизни, был разработан единый «средний» поэтический язык (ср. с ломоносовским учением о «трех штилях»), одинаковый для всех жанров — прозаических и стихотворных. Изменения в поэтике художественных произведений привели к качественному обновлению русской прозы и поэзии, значительно расширили возможности искусства в изображении человека. Поэтому этот период, согласно определению Белинского, принято называть «карамзинским» в истории русской литературы.

Повесть – ведущий жанр литературы сентиментализма. Карамзин дал классический образец “чувствительной повести”, создав “Бедную Лизу”. Знаменитая фраза – “И крестьянки любить умеют” - определяет основную идею повести. Главная героиня выступает как воплощение сентиментального представления о “естественном человеке”. Сюжет традиционен для литературы сентиментализма: трагическая судьба соблазненной дворянином молодой девушки из крестьянской среды. Читателей поразила новизна писателя в изображении внутреннего мира героев – выразительность жеста, лирический пейзаж, недоговоренность фразы.

Совершенно особое место в прозе Карамзина занимает рассказ-миниатюра “Остров Борнгольм” и повесть “Сиерра-Морена”. В рассказе “Остров Борнгольм” есть ощущение резкого и непоправимого разрыва между идеалом и действительностью. Это уже черта не сентименталистского, а нового – романтического – мироощущения. В рассказе проступает черты предромантизма. Лиричный северный пейзаж, суровая обстановка готического замка, атмосфера недосказанности, намек на преступную кровосмесительную страсть – все это делает рассказ Карамзина настоящим шедевром русской предромантической прозы.


Задания для самоконтроля:

  • Что характерно для «карамзинского» периода в истории русской литературы?


Литература:

  1. Кузнецова Н.Д. Литература русского сентиментализма. – Спб., 1994.

  2. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1877.

  3. Эйхенбаум Б.М. Карамзин. / В кн.: Эйхенбаум Б.М. О прозе. – Л, 1969.

  4. Федоров В.И. Русская литература XVIII века. Учебное пособие. – М., 1990.


Тема № 14-15. Творчество Радищева А.Н. Книга «Путешествие из Петербурга в

Москву».


Цель лекции:

  • Определить место А.Н.Радищева в истории русской литературы

  • Раскрыть суть дискуссионных проблем изучения творчества Радищева.


Вопросы к теме:

  1. Общая характеристика жизни и этапов творчества писателя. Место и значение Радищева в истории литературы. Радищев и Пушкин.

  2. Публицистика и проза Радищева 70-х - 80-х гг.

  3. «Путешествие из Петербурга в Москву». История создания. Жанр. Проблематика. Основные идеи. Система образов. Вопрос о композиции. Стиль. Язык. Судьба книги. Ее значение.

  4. Поэзия Радищева.

  5. Дискуссионные проблемы изучения творчества Радищева.



Тезисы: Период 70 - 90 годов является одним из самых сложных и напряженных в историко-литературном процессе 18 века. Именно в этот период начинается быстрое развитие прозаических жанров, складываются черты русского национального романа. Новым для русской литературы явился жанр «путешествия». Первым русским оригинальным литературным «путешествием» стала книга Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

«Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева (1749 - 1801) завершает традицию просветительского реализма в русской литературе 18 в. и в то же время порывает с ней. Сохраняя чисто просветительскую веру в возможность прозрения человека (не только дворянина, но и крестьянина), Радищев не разделяет главный тезис просветителей о возможном преобразовании “неразумного” самодержавно-крепостнического государства с помощью воспитания, постепенного улучшения нравов, морального совершенствования. Радищев впервые в истории общественной мысли России выдвигает идею народной революции как радикального средства для решения социально-политических проблем.

“Путешествие” Радищева отличается своеобразным сплавом чисто просветительских и сентименталистских тенденций. По жанру книга примыкает к путевым запискам, самому распространенному жанру в литературе сентиментализма. Автор не только рисует то горестные, то наполненные сатирическим пафосом картины русской общественной жизни – он негодует, скорбит, возмущается: “Звери алчные, пиявицы ненасытные! Что мы крестьянину оставляем? Воздух, один только воздух!” Эмоциональный пафос подкреплен строгой логикой композиции – Радищев делает все, чтобы воздействовать и на ум, и на чувства читателя. Все главы книги, кроме последней (“Слово о Ломоносове”), носят названия станций от Петербурга до Москвы.

Пушкин в своей статье “Александр Радищев” назвал “Путешествие …” “сатирическим воззванием к возмущению”. Пушкинская оценка творчества и самой личности Радищева очень примечательна. Называя Радищева преступником, Пушкин восхищается его благородством – “духом необыкновенным и рыцарской совестливостью”. Он резко отозвался о прозе Радищева – “весьма посредственная книга, полная напыщенных выражений и “пошлого и преступного пустословия”. (Слог “Путешествия” у Радищева действительно архаичен даже для прозы конца 18 в., язык Радищева сильно проигрывает на фоне ясного, лишенного церковнославянизмов языка Фонвизина и Крылова). В то же время Пушкин дает высокую оценку его поэзии, особенно стихотворению “Осьмнадцатое столетие”, написанному в последний год жизни Радищева; оно содержит яркий портрет целой эпохи, уходящей в прошлое – “столетье безумно и мудро”. Не проза, не “Путешествие из Петербурга в Москву”, а поэтическое наследие Радищева оказало большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы. В своей оде “Вольность”, которая тоже содержит прямой призыв к революционному “возмущению”, Радищев создал язык гражданской поэзии, который станет достоянием декабристов и раннего Пушкина.


Задания для самоконтроля:

  • Споры о композиции, образе автора в книге Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

  • Определить стилистические пласты в языке «Путешествия из Петербурга в Москву».


Литература:

  1. Бегунов Ю.К. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. – М., 1983.

  2. Кулакова Л.И., Западов В.А. А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Комментарий. – Л., 1974.

  3. Орлов П.А. Русский сентиментализм. - М., 1877.

  4. Кузнецова Н.Д. Литература русского сентиментализма. – Спб., 1994.

  5. Лебедева О.Б. История русской литературы XVIII века. – М., 2000.






Скачать 341,58 Kb.
оставить комментарий
Дата16.07.2012
Размер341,58 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх