Задания региональной олимпиады по русскому языку и литературе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья icon

Задания региональной олимпиады по русскому языку и литературе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья


Смотрите также:
Положение о конкурсе мини-сочинений и рисунков среди учащихся общеобразовательных школ...
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы законодательства...
Положение о районном краеведческом конкурсе для детей с ограниченными возможностями здоровья...
Создание адаптивной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья на...
Публичный доклад о деятельности мс(К)оу для обучающихся...
Методические рекомендации по проведению муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников...
Нормы оценки результатов обучения русскому языку и литературе учащихся 4 – 12 классов...
Программа дисциплины одс. 06 Специальная психология...
Задание второго тура Филологической Олимпиады предполагает выявление способности наших...
Как готовиться к выполнению задания части с по русскому языку (рекомендации для учителей и...
«Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья» Москва...
Положение фестиваля самодеятельного творчества молодых людей с ограниченными физическими...



Загрузка...
скачать
Задания региональной олимпиады по русскому языку и литературе

для учащихся с ограниченными возможностями здоровья

2011-2012 учебный год

16 апреля -26 апреля

Выбор заданий (учащиеся выполняют два любых из предложенных в каждой возрастной группе задания) осуществляет школа. По решению методического объединения задания могут выбираться из соседних возрастных групп. Приветствуется творческий подход к заданиям в разных видах – рисунки, презентации и т.д. по усмотрению учеников и учителей.


^ Сдаются в Центр олимпиад Лавринович Н.А. работы победителей с указанием, какое задание выполнял каждый победитель или призер, до 25 апреля. Работы победителей старшей школы (11-12 классы) сдать 23 апреля.

Дата награждения 17 мая.


Задания для учащихся 5 – 6 (7) классов

(предлагаем выполнить два любых задания - выбор заданий остается на усмотрение школы, методического объединения, учителя):

Задание А. Читаем фрагмент-сценку из «Сказок об Италии» М.Горького:

«Множество интересных историй можно рассказать о Пепе.

Однажды какая-то синьора поручила ему отнести в подарок подруге ее корзину яблок своего сада.

— Заработаешь сольдо! — сказала она. — Это ведь не вредно тебе...

Он с полной готовностью взял корзину, поставил ее на голову себе и пошел, а воротился за сольдо лишь вечером.

— Ты не очень спешил! — сказала ему женщина.

— Но все-таки я устал, дорогая синьора! — вздохнув, ответил Пепе. — Ведь их было более десятка!

— В полной до верха корзине? Десяток яблок?

— Мальчишек, синьора.

— Но — яблоки?

— Сначала — мальчишки: Микеле, Джованни...

Она начала сердиться, схватила его за плечо, встряхнула.

— Отвечай, ты отнес яблоки?

— До площади, синьора! Вы послушайте, как хорошо я вел себя: сначала я вовсе не обращал внимания на их насмешки, — пусть, думаю, они сравнивают меня с ослом, я всё стерплю из уважения к синьоре, — к вам, синьора. Но когда они начали смеяться над моей матерью, — ага, подумал я, ну, это вам не пройдет даром. Тут я поставил корзину, и — нужно было видеть, добрая синьора, как ловко и метко попадал я в этих разбойников, — вы бы очень смеялись!

— Они растащили мои плоды?! — закричала женщина.

Пепе, грустно вздохнув, сказал:

— О нет. Но те плоды, которые не попали в мальчишек, разбились о стены, а остальные мы съели, после того как я победил и помирился с врагами...

Женщина долго кричала, извергая на бритую голову Пепе все проклятия, известные ей, — он слушал ее внимательно и покорно, время от времени прищелкивая языком, а иногда, с тихим одобрением, восклицая:

— О-о, как сказано! Какие слова!

А когда она, устав, пошла прочь от него, он сказал вслед ей:

— Но, право, вы не беспокоились бы так, если б видели, как метко попадал я прекрасными плодами вашего сада в грязные головы этих мошенников, — ах, если б вы видели это! — вы дали бы мне два сольдо вместо обещанного одного!

Грубая женщина не поняла скромной гордости победителя, — она только погрозила ему железным кулаком». (из рассказа «Пепе»)


Вопросы:

Как ты думаешь, путешественник или коренной житель, итальянец рассматривает и затем описывает эту веселую сценку из жизни итальянского мальчика? Поясни (устно) свою мысль или нарисуй эту сценку.

Задание В.Прочитайте два эпизода - из повести и пьесы – сказки:

1.Эпизод из повести А.Грина «Алые паруса»:


«- Не знаю, сколько пройдет лет, — только в Каперне расцветет одна сказка, памятная надолго. Ты будешь большой, Ассоль. Однажды утром в морской дали под солнцем сверкнет алый парус. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны, прямо к тебе. Тихо будет плыть этот чудесный корабль, без криков и выстрелов; на берегу много соберется народу, удивляясь и ахая; и ты будешь стоять там. Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки; нарядная, в коврах, в золоте и цветах, поплывет от него быстрая лодка. «Зачем вы приехали? Кого вы ищете?»— спросят люди на берегу. Тогда ты увидишь храброго красивого принца; он будет стоять и протягивать к тебе руки. «Здравствуй, Ассоль! — скажет он. — Далеко-далеко отсюда я увидел тебя во сне и приехал, чтобы увезти тебя навсегда в свое царство. Ты будешь там жить со мной в розовой глубокой долине. У тебя будет все, что только ты пожелаешь; жить с тобой мы станем так дружно и весело, что никогда твоя душа не узнает слез и печали». Он посадит тебя в лодку, привезет на корабль, и ты уедешь навсегда в блистательную страну, где всходит солнце и где звезды спустятся с неба, чтобы поздравить тебя с приездом.

  • Это все мне? — тихо спросила девочка. Ее серьезные глаза, повеселев, просияли доверием. Опасный волшебник, разумеется, не стал бы говорить так; она подошла, ближе.— Может быть, он уже пришел... тот корабль?

  • Не так скоро, — возразил Эгль, — сначала, как я сказал, ты вырастешь. Потом... Что говорить? — это б у д е т, и кончено».


2. Е.Л.Шварц, пьеса-сказка «Золушка», читаем самое начало:

«Скромный ситцевый занавес. Тихая, скромная музыка. На занавеси появляется надпись:

ЗОЛУШКА

^ СТАРИННАЯ СКАЗКА,

КОТОРАЯ РОДИЛАСЬ

МНОГО, МНОГО ВЕКОВ НАЗАД,

И С ТЕХ ПОР ВСЕ ЖИВЕТ ДА ЖИВЕТ,

И КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ЕЕ НА СВОЙ ЛАД

Пока эти слова пробегают по скромному ситцевому занавесу, он постепенно преображается. Цветы на нем оживают. Ткань тяжелеет. Вот занавес уже бархатный, а не ситцевый.

А надписи сообщают:

^ МЫ СДЕЛАЛИ ИЗ ЭТОЙ СКАЗКИ МУЗЫКАЛЬНУЮ КОМЕДИЮ,

ПОНЯТНУЮ ДАЖЕ САМОМУ ВЗРОСЛОМУ ЗРИТЕЛЮ

Теперь и музыка изменилась — она стала танцевальной, праздничной, и пока проходят остальные полагающиеся в начале картины надписи, занавес покрывается золотыми узорами. Он светится теперь. Он весь приходит в движение, как будто он в нетерпении, как будто ему хочется скорее, скорее открыться.

И вот, едва последняя надпись успевает исчезнуть, как занавес с мелодичным звоном раздвигается. За занавесом ворота, на которых написано:

^ ВХОД В СКАЗОЧНУЮ СТРАНУ

Два бородатых привратника чистят не спеша бронзовые буквы надписи. Раздается торжественный марш. Вбегают, строго сохраняя строй, пышно одетые музыканты.

За ними галопом влетает король. Вид у него крайне озабоченный, как у хорошей хозяйки во время большой уборки. Полы его мантии подколоты булавками, под мышкой метелка для обметания пыли, корона сдвинута набекрень.

За королем бежит почетный караул — латники в шлемах с копьями.

Король останавливается у ворот, и музыканты разом обрывают музыку.

Король. Здорово, привратники сказочного королевства!

Привратники. Здравия желаем, ваше королевское величество!

Король. Вы что, с ума сошли?!

Привратники. Никак нет, ваше величество, ничего подобного!

Король (все более и более раздражаясь). Спорить с королем! Какое сказочное, свинство! Раз я говорю: сошли,— значит, сошли! Во дворце сегодня праздник. Вы понимаете, какое великое дело — праздник! Порадовать людей, повеселить, приятно удивить — что может быть величественнее? Я с ног сбился, а вы? Почему ворота еще не отперты, а? (Швыряет корону на землю.) Ухожу, к черту, к дьяволу, в монастырь! Живите сами как знаете. Не желаю я быть королем, если мои привратники работают еле-еле, да еще с постными лицами».


Вопросы:

^ 1). Вы обратили внимание на то, что в этих эпизодах есть музыка. Почему, для чего, как вы думаете? Напишите.

2).Обратите внимание на тот момент, когда должна прозвучать музыка в эпизоде повести А.Грина (№ 1): «Корабль подойдет величественно к самому берегу под звуки прекрасной музыки»; Попробуйте мысленно убрать вторую часть предложения: «…под звуки прекрасной музыки» - что изменилось бы для вас? Выскажите свои предположения письменно или устно.

Задание С. Прочитайте (послушайте чтение) сценки из книги великого русского путешественника, исследователя Дальнего Востока Владимира Клавдиевича Арсеньева (1872 -1930), «Дерсу Узала» :

«Вдруг до нас донеслись какие-то странные звуки, похожие не то на вой, не то на визг, не то на ворчанье. Дерсу придержал меня за рукав, прислушался и сказал:

— Медведь!

Мы встали и тихонько пошли вперед. Скоро мы увидели виновника шума. Медведь средней величины возился около большой липы. Дерево росло почти вплотную около скалы. С первого взгляда я понял, в чем дело: медведь добывал мед. Он стоял на задних ногах и куда-то тянулся. Протиснуть лапу в дупло ему мешали камни. Медведь был из числа терпеливых. Он ворчал и тряс дерево изо всей силы. Вокруг улья вились пчелы и жалили его в голову. Медведь тер морду лапами, кричал тоненьким голосом, валялся по земле и затем вновь принимался за ту же работу. Его уловки были очень комичны. Наконец он утомился, сел на землю по-человечески и, раскрыв рот, стал смотреть на дерево, видимо что-то соображая. Так просидел он минуты две. Затем вдруг поднялся, быстро подбежал к липе и полез на ее вершину. Взобравшись наверх, он протиснулся между скалой и деревом и, упершись передними и задними лапами в камни, начал сильно давить спиной в дерево. Дерево подалось немного. Но, видимо, у медведя заболела спина. Тогда медведь переменил положение и, упершись спиной в скалу, стал лапами давить на дерево. Липа затрещала и рухнула на землю. Этого и надо было медведю» (глава 4 «В горах»)

Вопросы:

Понравилась ли тебе эта сценка? Как ты думаешь, почему путешественники остановились и наблюдали за поведением медведя? Попробуй рассказать о том, как вел себя медведь. Нарисуй эту сценку.


Задание D. Прочитай (послушай чтение) стихотворения

Олега Григорьева:

Говорящий ворон

Говорящий ворон на окошко сел

И мое жилище с грустью оглядел…

Он еще немного молча посидел …

Не сказал ни слова – дальше полетел…

Вопросы:

Для кого ворон в этом стихотворении - говорящий? Почему - ведь ворон не произносит здесь ни звука? Почему стихотворение называется «Говорящий ворон»?


^ Задания для учащихся (7) 8-9 классов

(предлагаем выполнить два любых задания - выбор заданий остается на усмотрение школы, методического объединения, учителя):


Задание А. Прочитайте два эпизода (послушайте чтение):

  1. «…Он долго сидел в раздумье, поставив локти на колени и опершись подбородком на руки. Ему казалось, что жизнь — это в лучшем случае неизбывное горе… Как хорошо, думалось ему, спокойно лежать и грезить, грезить без конца; и чтобы ветер шептался с вершинами деревьев и ласково играл с травой и цветами на могиле; не о чем больше горевать и беспокоиться; и это уже навсегда. Если бы только в воскресной школе у него были хорошие отметки! Он бы с удовольствием умер, тогда, по крайней мере, всему конец. Взять хоть эту девочку. Что он ей сделал? Ровно ничего. Он ей только добра хотел, а она с ним — как с собакой, прямо как с самой последней собакой. Когда-нибудь она об этом пожалеет, да, может, уж поздно будет. Ах, если б можно было умереть — не навсегда, а на время!

Но молодое сердце упруго и не может долго оставаться сжатым и стесненным. Скоро Том начал как-то незаметно возвращаться к мыслям о земной жизни. Что, если б взять да и убежать неизвестно куда? Что, если б уехать — далеко-далеко, в неведомые заморские страны, и больше никогда не возвращаться! Вот что бы она тогда запела! ..Нет, лучше он пойдет на войну и вернется через много-много лет, весь изрубленный в боях, овеянный славой. Нет, еще лучше, он уйдет к индейцам, будет охотиться на буйволов, вступит на военную тропу, где-нибудь там, в горах или в девственных прериях Дальнего Запада, и когда-нибудь в будущем вернется великим вождем, весь утыканный орлиными перьями, страшно размалеванный, и в какое-нибудь мирное летнее утро ворвется в воскресную школу с диким военным кличем, от которого кровь стынет в жилах, так что у всех его товарищей глаза лопнут от зависти. Впрочем, нет, найдется кое-что и почище. Он сделается пиратом! Вот именно! Теперь будущее стало ему ясно; оно развернулось перед ним, сияя ослепительным блеском. Его имя прогремит на весь мир и заставит людей трепетать! Он будет со славой носиться по бурным морям и океанам на своем длинном, узком черном корабле под названием «Дух бури», и наводящий ужас черный флаг будет развеваться на носу! И вот, в зените своей славы, он вдруг появится в родном городе и войдет в церковь, загорелый и обветренный, в черном бархатном камзоле и штанах, в больших сапогах с отворотами, с алым шарфом на шее, с пистолетами за поясом и ржавым от крови тесаком на перевязи, в шляпе с развевающимися перьями, под развернутым черным флагом с черепом и перекрещенными костями, — и, замирая от восторга, услышит шепот: "Это знаменитый пират Том Сойер! Черный Мститель Испанских морей! "

Да, решено; он избрал свой жизненный путь. Он бежит из дому и начнет новую жизнь. Завтра же утром. Значит, готовиться надо уже сейчас».



  1. «Под влиянием такого же внутреннего волнения и отсутствия размышления, когда St.-Jerome сошел вниз и сказал мне, что я не имею права здесь быть нынче за то, что так дурно вел себя и учился, чтобы я сейчас же шел наверх, я показал ему язык и сказал, что не пойду отсюда.

В первую минуту St.-Jerome не мог слова произнести от удивления и злости.

- G'est bien 1), - сказал он, догоняя меня, - я уже несколько раз обещал вам наказание, от которого вас хотела избавить ваша бабушка; но теперь я вижу, что, кроме розог, вас ничем не заставишь повиноваться, и нынче вы их вполне заслужили.

Он сказал это так громко, что все слышали его слова. Кровь с необыкновенной силой прилила к моему сердцу; я почувствовал, как крепко оно билось, как краска сходила с моего лица и как совершенно невольно затряслись мои губы. Я должен был быть страшен в эту минуту, потому что St.-Jerome, избегая моего взгляда, быстро подошел ко мне и схватил за руку; но только что я почувствовал прикосновение его руки, мне сделалось так дурно, что я, не помня себя от злобы, вырвал руку и из всех моих детских сил ударил его.

- Что с тобой делается? - сказал, подходя ко мне, Володя, с ужасом и удивлением видевший мой поступок.

- Оставь меня! - закричал я на него сквозь слезы. - Никто вы не любите меня, не понимаете, как я несчастлив! Все вы гадки, отвратительны, - прибавил я с каким-то исступлением, обращаясь ко всему обществу.

Но в это время St.-Jerome, с решительным и бледным лицом, снова подошел ко мне, и не успел я приготовиться к защите, как он уже сильным движением, как тисками, сжал мои обе руки и потащил куда-то. Голова моя закружилась от волнения; помню только, что я отчаянно бился головой и коленками до тех пор,пока во мне были еще силы; помню, что нос мой несколько раз натыкался на чьи-то ляжки, что в рот мне попадал чей-то сюртук, что вокруг себя со всех сторон я слышал присутствие чьих-то ног…

Через пять минут за мной затворилась дверь чулана.

- Василь! - сказал он отвратительным, торжествующим голосом, - принеси розог ...»



«Неужели в то время я мог бы думать, что останусь жив после всех несчастий, постигших меня, и что придет время, когда я спокойно буду вспоминать о них?..

Я не плакал, но что-то тяжелое, как камень, лежало у меня на сердце. Мысли и представления с усиленной быстротой проходили в моем расстроенном воображении; но воспоминание о несчастии, постигшем меня, беспрестанно прерывало их причудливую цепь, и я снова входил в безвыходный лабиринт неизвестности о предстоящей мне участи, отчаяния и страха.

То мне приходит в голову, что должна существовать какая-нибудь неизвестная причина общей ко мне нелюбви и даже ненависти. (В то время я был твердо убежден, что все, начиная от бабушки и до Филиппа-кучера, ненавидят меня и находят наслаждение в моих страданиях.) «Я должен быть не сын моей матери и моего отца, не брат Володи, а несчастный сирота, подкидыш, взятый из милости», - говорю я сам себе, и нелепая мысль эта не только доставляет мне какое-то грустное утешение, но даже кажется совершенно правдоподобною…

«Но зачем дальше скрывать эту тайну, когда я сам уже успел проникнуть ее? - говорю я сам себе, - завтра же пойду к папа и скажу ему: «Папа! напрасно ты от меня скрываешь тайну моего рождения; я знаю ее». Он скажет: «Что ж делать, мой друг, рано или поздно ты узнал бы это, - ты не мой сын, но я усыновил тебя, и ежели ты будешь достоин моей любви, то я никогда не оставлю тебя»; и я скажу ему: «Папа, хотя я не имею права называть тебя этим именем, но я теперь произношу его в последний раз, я всегда любил тебя и буду любить, никогда не забуду, что ты мой благодетель, но не могу больше оставаться в твоем доме. Здесь никто не любит меня, a St.-Jerome поклялся в моей погибели. Он или я должны оставить твой дом, потому что я не отвечаю за себя, я до такой степени ненавижу этого человека, что готов на все. Я убью его», - так и сказать: «Папа! я убью его». Папа станет просить меня, но я махну рукой, скажу ему: «Нет, мой друг, мой благодетель, мы не можем жить вместе, а отпусти меня», - и я обниму его и скажу ему, почему-то по-французски: «Oh mon pere, oh mon bienfaiteur, donne moi pour la derniere fois ta benediction et gue la volonte de dieu soit faite!»2 ). И я, сидя на сундуке в темном чулане, плачу навзрыд при этой мысли. Но вдруг я вспоминаю постыдное наказание, ожидающее меня, действительность представляется мне в настоящем свете, и мечты мгновенно разлетаются.

То я воображаю себя уже на свободе, вне нашего дома. Я поступаю в гусары и иду на войну. Со всех сторон на меня несутся враги, я размахиваюсь саблей и убиваю одного, другой взмах - убиваю другого, третьего. Наконец, в изнурении от ран и усталости, я падаю на землю и кричу: «Победа!» Генерал подъезжает ко мне и спрашивает: «Где он - наш спаситель?» Ему указывают на меня, он бросается мне на шею и с радостными слезами кричит: «Победа!» Я выздоравливаю и, с подвязанной черным платком рукою, гуляю по Тверскому бульвару. Я генерал! Но вот государь встречает меня и спрашивает, кто этот израненный молодой человек? Ему говорят, что это известный герой Николай. Государь подходит ко мне и говорит: «Благодарю тебя. Я все сделаю, что бы ты ни просил у меня». Я почтительно кланяюсь и, опираясь на саблю, говорю: «Я счастлив, великий государь, что мог пролить кровь за свое отечество, и желал бы умереть за него; но ежели ты так милостив, что позволяешь мне просить тебя, прошу об одном - позволь мне уничтожить врага моего, иностранца St.-Jerome'a». Мне хочется уничтожить врага моего St.-Jerome'a. Я грозно останавливаюсь перед St.-Jerome'ом и говорю ему: «Ты сделал мое несчастье, a genoux!»3). Но вдруг мне приходит мысль, что с минуты на минуту может войти настоящий St.-Jerome с розгами, и я снова вижу себя не генералом, спасающим отечество, а самым жалким, плачевным созданием…


То я воображал, что я непременно умру, и живо представлял себе удивление St.-Jerome'a, находящего в чулане, вместо меня, безжизненное тело. Вспоминая рассказы Натальи Савишны о том, что душа усопшего до сорока дней не оставляет дома, я мысленно после смерти ношусь невидимкой по всем комнатам бабушкиного дома и подслушиваю искренние слезы Любочки, сожаления бабушки и разговор папа с Августом Антонычем. «Он славный был мальчик», - скажет папа со слезами на глазах. «Да, - скажет St.-Jerome, - но большой повеса». – «Вы бы должны уважать мертвых, - скажет папа, - вы были причиной его смерти, вы запугали его, он не мог перенести унижения, которое вы готовили ему... Вон отсюда, злодей!»

И St.-Jerome упадет на колени, будет плакать и просить прощения…»


Вопросы:

На что, как вы думаете, обижены эти мальчики - герои двух разных литературных произведений? Что каждый из них сейчас чувствует? Чем схожи фантазии и мечты двух героев? Как вы объясните эту схожесть в произведениях двух разных авторов? Какой из героев вам двух разных произведений вам знаком? (Если знаете, напишите (скажите), кто автор, как зовут героя и каково название).

Задание В. С. Я.Маршак

Сказка про маму, дочку и прохожих

Свою девчонку за ручонку
Из парка женщина вела,
А все твердили им вдогонку:
- Как эта девочка мила!

Тряхнула девочка кудрями,
Хоть и была еще мала,
И нараспев сказала маме:
- Ты слышишь, мама? Я мила.

- Ну что ты! - мать сказала крошке,
На взрослых бросив гневный взгляд. -
Не про тебя, а про сапожки
Твои, должно быть, говорят.

Идут вперед. А слева, справа
Толкуют люди меж собой:
- Как эта девочка кудрява!
Как цвет идет ей голубой!

Смущенно мама шепчет дочке,
Пройти стараясь поскорей:
- Им очень нравятся цветочки
- На новой кофточке твоей.

А на автобусной стоянке,
Куда спешили дочь и мать,
Две толстощекие гражданки
К ребенку стали приставать.

- Ах, что за пупс! - пропела дама.
Ну прямо куколка - точь-в-точь!
- Довольно! - вымолвила мама. -
Калечьте собственную дочь!

Вопросы:

Как вы думаете, отчего была недовольна мама девочки в стихотворении С.Я.Маршака? Что ей не понравилось - ведь ее дочку хвалили все прохожие? Вы согласны с этой мамой? Напиште свое мнение (расскажите об этом)

Задание С.

Максим Горький заканчивает автобиографическую повесть «Детство» словами деда, обращенными к нему, тогда - подростку Алеше Пешкову:

«Через несколько дней после похорон матери дед сказал мне:

— Ну, Лексей, ты — не медаль, на шее у меня — не место тебе, а иди-ка ты в люди...

И пошел я в люди»

Вопросы:

«В люди», то есть из дома в большую и совершенно самостоятельную жизнь отправляет дед внука. Как вы думаете, будет «в людях» продолжаться детство, или же для Алеши наступают другие, нелегкие времена? Расскажите (напишите),когда, по вашему представлению, завершается детство человека? С какими событиями или чувствами вы предположительно связываете конец детства?


ЗаданиеD.

Борис Пастернак «Сказка»

Встарь, во время оно,

В сказочном краю

Пробирался конный

Степью да репью.


Он спешил на сечу,

А в степной пыли

Темный лес навстречу

Вырастал вдали.


Ныло ретивое,

На сердце скребло:

Бойся водопоя,

Подтяни седло.


Не послушал конный

И во весь опор

Залетел с разгону

На лесной бугор.


Повернул с кургана,

Въехал в суходол,

Миновал поляну,

Гору перешел.


И забрел в ложбину

И лесной тропой

Вышел на звериный

След и водопой.


И глухой к призыву,

И не вняв чутью,

Свел коня с обрыва

Попоить к ручью.


У ручья пещера,

Пред пещерой — брод.

Как бы пламя серы

Озаряло вход.


И в дыму багровом,

Застилавшем взор,

Отдаленным зовом

Огласился бор.


И тогда оврагом,

Вздрогнув, напрямик

Тронул конным шагом

На призывный крик.


И увидел конный,

И приник к копью,

Голову дракона,

Хвост и чешую.


Пламенем из зева

Рассеивал он свет,

В три кольца вкруг девы

Обмотав хребет.


Туловище змея,

Как концом бича,

Поводило шеей

У ее плеча.


Той страны обычай

Пленницу-красу

Отдавал в добычу

Чудищу в лесу.


Края населенье

Хижины свои

Выкупало пеней

Этой от змеи.


Змей обвил ей руку

И оплел гортань,

Получив на муку

В жертву эту дань.


Посмотрел с мольбою

Всадник в высь небес

И копье для боя

Взял наперевес.


Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.


Конный в шлеме сбитом,

Сшибленный в бою.

Верный конь, копытом

Топчущий змею.


Конь и труп дракона

Рядом на песке.

В обмороке конный,

Дева в столбняке.


Светел свод полдневный,

Синева нежна.

Кто она? Царевна?

Дочь земли? Княжна?


То в избытке счастья

Слезы в три ручья,

То душа во власти

Сна и забытья.


То возврат здоровья,

То недвижность жил

От потери крови

И упадка сил.


Но сердца их бьются.

То она, то он

Силятся очнуться

И впадают в сон.


Сомкнутые веки.

Выси. Облака.

Воды. Броды. Реки.

Годы и века.


Вопросы:

Прочитайте стихотворение. Подумайте и напишите (скажите), отчего поэт назвал его «Сказка»?В каких еще произведениях вы встречали похожих героев или схожую ситуацию? Вспомните и назовите. Понравилось ли вам это стихотворение. Чем? Напишите об этом (расскажите)

^ Задания для учащихся 10- 11 (12) классов

Задание А. Прочитайте три фрагмента из литературных произведений:

1. Фрагмент рассказа И.С.Тургенева «Ермолай и мельничиха» из «Записок охотника»:

«Ружье у него было одноствольное, с кремнем, одаренное притом скверной привычкой жестоко «отдавать», отчего у Ермолая правая щека всегда была пухлее левой. Как он попадал из этого ружья — и хитрому человеку не придумать, но попадал. Была у него и легавая собака, по прозванью Валетка, преудивительное созданье. Ермолай никогда ее не кормил. «Стану я пса кормить, — рассуждал он, — притом пес — животное умное, сам найдет себе пропитанье». И действительно: хотя Валетка поражал даже равнодушного прохожего своей чрезмерной худобой, но жил, и долго жил; даже, несмотря на свое бедственное положенье, ни разу не пропадал и не изъявлял желанья покинуть своего хозяина. Раз как-то, в юные годы, он отлучился на два дня, увлеченный любовью; но эта дурь скоро с него соскочила. Замечательнейшим свойством Валетки было его непостижимое равнодушие ко всему на свете… Если б речь шла не о собаке, я бы употребил слово: разочарованность. Он обыкновенно сидел, подвернувши под себя свой куцый хвост, хмурился, вздрагивал по временам и никогда не улыбался. (Известно, что собаки имеют способность улыбаться, и даже очень мило улыбаться.) Он был крайне безобразен, и ни один праздный дворовый человек не упускал случая ядовито насмеяться над его наружностью; но все эти насмешки и даже удары Валетка переносил с удивительным хладнокровием. Особенное удовольствие доставлял он поварам, которые тотчас отрывались от дела и с криком и бранью пускались за ним в погоню, когда он, по слабости, свойственной не одним собакам, просовывал свое голодное рыло в полурастворенную дверь соблазнительно теплой и благовонной кухни. На охоте он отличался неутомимостью и чутье имел порядочное; но если случайно догонял подраненного зайца, то уж и съедал его с наслажденьем всего, до последней косточки, где-нибудь в прохладной тени, под зеленым кустом, в почтительном отдалении от Ермолая, ругавшегося на всех известных и неизвестных диалектах».

2. Фрагмент из повести ^ Ю.Олеши «Три толстяка», (глава 5):


«Выстрел всполошил окрестных собак. Одна из них вылетела откуда-то и понеслась на силача.

- Спасайся, кто может! – успел крикнуть Лапитун.

Все трое обратились в бегство. Продавец остался один. Он взобрался на забор и посмотрел вокруг. Три приятеля скатились под зеленый откос. Лапитун прыгал на одной ноге, держась за укушенную толстую икру, директор влез на дерево и висел на нем с видом совы, а испанец, мотая головой, торчавшей из бумажного круга, отстреливался от собаки, попадая всякий раз в огородное чучело. Собака стояла над откосом и, по-видимому, не хотела нападать снова. Вполне удовлетворенная вкусом Лапитуповой икры, она виляла хвостом и широко улыбалась, свесив розовый блестящий язык»


^ 3. Фрагмент из повести С.Довлатова «Наши» (глава 10):

«С каждым годом она все больше похожа на человека. (А ведь не о любом из друзей это скажешь.) Когда она рядом, я уже стесняюсь переодеваться. /…/

Принес я ее домой на ладони. Было это двенадцать лет назад. Месячный щенок – фокстерьер по имени Глаша. Расцветкой напоминает березовую чурочку. Нос – крошечная боксерская перчатка.

Короче, Глаша была неотразима»


Вопросы:

Когда мы читаем рассказ или повесть, то непременно встречаемся с описанием героя, видим его внешность, по его словам и поступкам представляем себе его характер. Есть ли характер у собак в литературных произведениях? И для чего, с какой целью писатели и поэты часто делают спутником своего героя именно собаку? Об этом вам предлагается поразмышлять письменно (устно), на основе прочитанных эпизодов и ваших собственных прежних читательских впечатлений.

Задание В. Рассмотрите репродукции изображений трех художников героя повести Н.В.Гоголя «Шинель» А.А.Башмачкина.

Вопросы:

Вам предлагается свободное письменное рассуждение на тему:

«Каким видит героя повести Н.В.Гоголя «Шинель» каждый художник?»

Вам помогут подвопросы: Чье изображение вам интереснее рассматривать, почему? Как вы думаете, чем интересен этот персонаж художникам?

Задание С.

Внимательно прочитайте два стихотворения поэтов середины прошлого ХХ века. Вам предлагается письменно поразмышлять, обращаясь к одному из этих стихотворений (по вашему выбору), о том, как понимает, ощущает смысл жизни человека поэт прошлого ХХ века? Поясните ваш выбор стихотворения.

^ Наум Коржавин

ТРУБАЧИ


Я с детства мечтал, что трубач затрубит,
И город проснется под цокот копыт,
И все прояснится открытой борьбой:
Враги - пред тобой, а друзья - за тобой.

И вот самолеты взревели в ночи,
И вот протрубили опять трубачи,
Тачанки и пушки прошли через грязь,
Проснулось геройство, и кровь пролилась.
Но в громе и славе решительных лет
Мне все ж не хватало заметных примет.
Я думал, что вижу, не видя ни зги,
А между друзьями сновали враги.
И были они среди наших колонн,
Подчас знаменосцами наших знамен.

Жизнь бьет меня часто. Сплеча. Сгоряча.
Но все же я жду своего трубача.
Ведь правда не меркнет, и совесть - не спит.
Но годы уходят, а он - не трубит.
И старость подходит. И хватит ли сил
До смерти мечтать, чтоб трубач затрубил?

А может, самим надрываться во мгле?
Ведь нет, кроме нас, трубачей на земле.

1955


^ Евгений Винокуров

Пещерный человек учился рисовать

Пещерный человек учился рисовать.
Не находя в изяществе резона,
Тяжелым камнем начал выбивать
Фигуру угловатого бизона.

Случайный шаг! Опасная стезя!..
Он кончил, и впервые с сотворенья
Из глаз звериных длинная слеза
Устало потекла--от умиленья.

И, страшной тайной творчества влеком,
Он чувствовал--назад уж нет возврата,
Когда он первобытным кулаком
Стирал слезу светло и виновато.

Косматый, дикий, шкура за спиной,
Лицо разодрала ему гримаса!..
Он радости был полон неземной,
Что слаще меда и сытнее мяса.

1957

Задание D.: Прочитайте два стихотворения поэтов середины ХХ века. В жанре рассуждения напишите о том, что в Пушкине притягивает этих двух поэтов, что связывают они с его именем? Эти поэтические строки о прошлом? Или поэты адресуют их современникам, людям прошлого ХХ века?


^ Наум Коржавин


Смерть Пушкина


Сначала не в одной груди

Желанья мстить еще бурлили,

Но прозревали: навредит!

И, образумившись, не мстили.

Летели кони, будто вихрь,

В копытном цокоте: "надейся!.."

То о красавицах своих

Мечтали пьяные гвардейцы...

Все - как обычно... Но в тиши

Прадедовского кабинета

Ломаются карандаши

У сумасшедшего корнета.

Он очумел. Он морщит лоб,

Шепча слова... А трактом Псковским

Уносят кони черный гроб

Навеки спрятать в Святогорском.

Пусть неусыпный бабкин глаз

Следит за офицером пылким,

Стихи загонят на Кавказ -

И это будет мягкой ссылкой.

А прочих жизнь манит, зовет.

Балы, шампанское, пирушки...

И наплевать, что не живет,-

Как жил вчера - на Мойке Пушкин.

И будто не был он убит.

Скакали пьяные гвардейцы,

И в частом цокоте копыт

Им также слышалось: "надейся!.."

И лишь в далеких рудниках

При этой вести, бросив дело,

Рванулись руки...

И слегка

Кандальным звоном зазвенело.


1944


Борис Слуцкий


^ ПУШКИНСКАЯ ПАЛКА


Та железная палка, что Пушкин носил,

Чтобы прибыло сил;

Та пудовая трость,

Чтобы — если пришлось —

Хоть ударь,

Хоть толкни,

Хоть отбрось!

Где она

И в который попала музей?

Крепко ль замкнута та кладовая?

Я хотел бы ту трость разломать для друзей,

Хоть по грамму ее раздавая.


У хороших писателей метод простой:

Повоюй, как Толстой.

Походи по Руси, словно Горький, пешком,

С посошком

И заплечным мешком.


Если есть в тебе дар, так стреляй, как Гайдар,

И, как Байрон, плыви по волнам.

Вот кому не завидовать следует нам,

Просто следовать следует нам.


60-годы ХХ века


Вопросы задавайте зав. гуманитарным сектором ГЦПО Наталье Анатольевне Лавринович тел 310-65-03

и

председателю жюри олимпиады Наталье Михайловне Свириной на электронную почту nmsvir@gmail.com



1 ) Хорошо (фр.).

2 О мой отец, о мой благодетель, дай мне в последний раз

свое благословение, и да свершится воля божия! (фр.)

3 на колени! (фр.).




Скачать 243,9 Kb.
оставить комментарий
Дата12.07.2012
Размер243,9 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх