«Мы дети страшных лет России» icon

«Мы дети страшных лет России»



Смотрите также:
Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена...
Вечерние развлекательные программы Трансфер с ж/д вокзала Тернополя (240км) или...
Программа тура 31 декабря Пятница Самостоятельный заезд в гостиницу При наличии свободных мест в...
Концепция федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 2010 годы...
«военная форма одежды, знаки различия и награды россии»...
Отчет о деятельности мдоу «Узярский детский сад»...
Федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы №...
Сценарий праздника...
-
Именно эту цель преследует курс «Экология»...
Наши рекомендации: Посетить музей Мадам Тюссо: в зрослые 25 фунтов; дети 20 фунтов...
I-я российская конференция по брахитерапии «брахитерапия 10 лет в россии»...



скачать
3. Раздел ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ1


К разделу 1. Основные тенденции историко-литературного

процесса 20-х годов


Тема № 1. Поэтические группировки, школы и направления 20-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • выявление основных тенденций историко-литературного процесса 20-х годов


Основные вопросы к теме:

  1. Особенности социально-идеологической, «пролетарской» поэзии («Пролеткульт», «Кузница», «Молодая гвардия», «Октябрь», «РАПП»).

  2. Имажинистская школа (имена, образность, проблематика).

  3. «Романтическое» направление в поэзии 20-х годов (творчество М. Светлова, Н. Тихонова, Э. Багрицкого).

  4. Конструктивизм и ЛЕФ – точки притяжения и отталкивания.

  5. Поэзия «обериутов» (Д. Хармс, Н. Олейников).

  6. «Новокрестьянские» поэты (П. Васильев, Н. Клюев, П. Орешин и др.).


Методические рекомендации:

Анализ одного стихотворения каждого направления – письменно; два стихотворения наизусть. На данных примерах выявить своеобразие каждой литературной группировки, выделить специфику образной системы лирики каждого поэта, выписать характерные художественные средства.


Литература:

  1. Н. Богомолов. Строки, рожденные Октябрем. – М. 1987.

С. 45 – 62 (о пролетарской поэзии)

С. 89 – 94 (о ЛЕФ и конструктивизме с. 160 – 164)

С. 95 – 101 (о Н. Тихонове)

С. 133 – 135 (о Э. Багрицком)

2. «Мы дети страшных лет России» (антология «новокрестьянской поэзии») // Сост. Куняев. – М. 1996.

3. В. Ковский. Реалисты и романтики (о связи футуризма и ЛЕФа). – М. 1993.

4. А. Мариенгоф. Роман без вранья. – М. 1988 (вст. статья Б. Аверина).

5. В. Рахтанов. На широтах времени. – М. 1983. (воспом. об обериутах).

6. Неженец. Поэзия народных традиций (о «новокрестьянских» поэтах). – М., 1997.


Раздел 2. Поэзия 20-х годов.


Тема 2. Творчество С. Есенина и В. Маяковского


Цель занятия:

  • Определение идейно-художественного своеобразия творчества С. Есенина и В. Маяковского


Основные вопросы к теме:

  1. Лирическая позиция С. Есенина и В. Маяковского («Мы теперь уходим понемногу…», «Я последний поэт деревни», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Во весь голос»).

  2. Тема революционной и послереволюционной России в творчестве В. Маяковского и С. Есенина («Хорошо», «Рассказ о людях Кузнецка», «Русь советская», «Возвращение на родину», «Анна Снегина»).

  3. Сатира С. Есенина и В. Маяковского («Страна негодяев», «О дряни», «Прозаседавшиеся»).

  4. Любовная тема в творчестве С. Есенина и В. Маяковского (цикл «Любовь хулигана», «Про это»).


Методические рекомендации:


  1. Сделать выписки из рекомендованной литературы о творчестве данных поэтов.

  2. Подготовить выступление на основе этих выписок.

  3. Анализ одного стихотворения каждого поэта – письменно; два стихотворения наизусть.


Литература:

1. А. Марченко. Поэтический мир Есенина. 1989. (гл. о ранней лирике).

2. Н.М. Солнцева. Сергей Есенин. М.: Изд. МГУ, 1997.

3. С. Есенин в стихах и в жизни. Воспоминания современников. – М., 1995.

4. Русское Зарубежье о Есенине. В 2-х т. – М., 1995. (вст. статья Шубниковой-Гусевой).

5. Ю. Карабчиевский. Воскрешение Маяковского. – М., 1990.

6. В. Альфонсов. Нам слово нужно для жизни. – М., 1997.

7. В мире Маяковского / Сб. статей в 2-х книгах. (ст. Пьяных М., Дуганова Р.). – М., 1984.

8. Якобсон Р. О поколении, растратившем своих поэтов // Вопросы литературы. – 1990, № 11-12.

9. С.И. Кормилов, И.Ю. Искржицкая. В. Маяковский. М.: Изд. МГУ, 1998.



Тема 3: Творчество Б. Пастернака.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Определение идейно-художественного своеобразия творчества Б. Пастернака


Основные вопросы к теме:

  1. Раннее творчество Б. Пастернака.

  2. Идейно-художественное своеобразие «Сестра моя – жизнь».

  3. Философия природы и мироздания в творчестве Б. Пастернака.

  4. «Доктор Живаго», концепция личности и ее роли в истории.


Методические рекомендации:


  1. Сделать выписки из рекомендованной литературы.

  2. Подготовить выступление на основе этих выписок.

  3. Анализ одного стихотворения – письменно; два стихотворения наизусть.


Литература:

  1. Альфонсов В. Поэзия Б. Пастернака. Л., 1995.

  2. Б. Лифшиц. Полутораглазый стрелец. Л., 1991.

  3. Одоевцева И. На берегах Невы. М., 1988.

  4. Лихачев Д.С. Вступ. статья. // Пастернак Б. Избранное: В 2 т. М., 1985.

  5. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

  6. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.

  7. Мир Пастернака. Сб. статей. М., 1989.



Раздел 4. Проза 20-х гг.


Тема 4: Проза 20-х годов. Б.А.Пильняк («Повести непогашенной луны»).

И.Э.Бабель («Конармия»).


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • раскрыть значение прозы 20-х годов для развития русской литературы

  • показать стилевое новаторство прозы 20-х годов


Основные вопросы к теме:

  1. Б.А.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции

  2. Полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство р. «Голый год»

  3. Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны».

  4. «Конармия» И.Бабеля: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.


Методические рекомендации:


  1. Определить значение символики в «Повести непогашенной луны»

  2. Сделать анализ 3-х глав из цикла «Конармия»

  3. Подготовиться к контрольной работе (знание текста)


Литература:

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.

  4. Лейдерман Н. И я хочу интернационала добрых людей // Литературное обозрение. – 1991, №10, стр. 11-19.



Тема 5: Творчество Е.И.Замятина (1884-1937).


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений Замятина


Основные вопросы к теме

  1. Замятин и «Серапионовы братья»

  2. Новеллистика Е.И.Замятина, ее притчевость

  3. Жанровая природа романа Е.И.Замятина «Мы»

  4. Проблема «личность и государство» в антиутопии «Мы»

  5. Влияние романа «Мы»на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).


Методические рекомендации:


  1. Определить черты антиутопии в романе «Мы».

  2. Проследить основные этапы становления личности главного героя D-503.

  3. Законспектировать главу из кн. В.Бадикова.

  4. Подготовиться к контрольной работе (знание текста)


Литература:

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994. (Гл. Е.Замятин)

  3. Белая Г. Закономерности стилевого развития прозы 20-х годов. М., 1982.

  4. Бадиков В. Авторское сознание и социальный заказ (гл. «Мы» Е. Замятина). А., 1997.



Тема 6: Творчество М.Горького


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Определение роли и значения творчества М.Горького в истории русской литературы


Основные вопросы к теме:


  1. «Несвоевременные мысли» - вершина горьковской публицистики, оппозитивизм по отношению к революции, история создания, проблематика.

  2. Критика буржуазного миропорядка в романе «Дело Артамоновых».

  3. Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).



Методические рекомендации:


  1. Составить цитатный план «Несвоевременных мыслей» (проблематика)

  2. Сделать анализ одной из «семейных драм» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»)


Литература:

    1. Митин Г. Евангелие от Максима // Литература в школе. 1989, № 4.

    2. Е.Б.Тагер. Творчество М.Горького советской эпохи (гл. 4, гл.6). М., 1994

    3. М.М. Голубков. Максим Горький. М.: Изд-во МГУ, 1997

    4. Горький «Несвоевременные мысли» // Литературное обозрение. 1988,

№№ 9, 10, 12.

    1. Овчаренко А. М.Горький и литературные искания ХХ века. М., 1995

    2. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе ХIХ-ХХ в.

М., 1990

    1. Спиридонова Л. М. Горький: диалог с историей. М., 1994

    2. Б.Бялик. Судьба Максима Горького. М., 1986



Тема 7- 8: Творчество М.А. Шолохова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Показать особенности критического осмысления р. «Тихий Дон»

  • Изучить прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в критике.


Основные вопросы к теме:

  1. Роман «Тихий Дон» (история создания, образ Григория Мелехова, жанрово-стилевые особенности). Роман в критике.

  2. Новые прочтения «Поднятой целины» М.А. Шолохова в современной критике. Проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.


Методические рекомендации:

1. Изучить полемику вокруг проблемы «Истоки трагедии

Григория Мелехова»

2. Составить сюжетный план «Жизненный путь Григория Мелехова»


Литература:

  1. Дворяшин Ю.А. Поднята ли целина в романе М.А. Шолохова? // Литература в школе, 1990, №2

  2. А.Егорова Неумирающая сила романа // Литература в школе, 1988, №1

  3. Стрелкова И. Желаемое и действительное // Наш современник, 1988, №11-12

  4. Е.Сергеев Времена не выбирают // ЛО, 1988, №9

  5. Макаров Л.Г., Макарова С.Э. «А власть эта не от Бога». К историкам «Тихого Дона» // НМ, 1993, № 5, 6, 11

  6. Попова Н.А. Новые пути постижения старых истин // Литература в школе, 1993, №4

  7. Павлюкевич В.П. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата» // Литература в школе, 1993, №9


Раздел 4. Русская литература 30-40-х 20 века


Тема 9: А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века.


^ Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Определить основные этапы творчества Платонова.

  • Выявить особенности художественного осмысления эпохи коллективизации в прозе Платонова.


Основные вопросы к теме:

  1. Основные этапы творчества Платонова.

  2. Роман «Чевенгур», особенности композиции

  3. Символика повести «Котлован», сатирические элементы в хронике

«Впрок».

  1. Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова.


Методические рекомендации:

  1. Найти элементы антиутопии в романе «Чевенгур»

  2. Определить значение названий произведений Платонова

  3. Выписать характерные для языка писателя речевые обороты.


Литература:

        1. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная

советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

        1. Полтавцева Н.Г. Философская проза Платонова, Ростов-н-Д., 1981 г.

        2. Васильев В. А.Платонов. М., 1990 г.

        3. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005.

        4. Павловский В.И. Яма: О художественно-философской концепции повести

«Котлован» // Литературная учеба. 1990, № 1.

        1. Чалмаев В. Платонов А. М., 1998.

        2. Буйлов В. Андрей Платонов и язык его эпохи // Русская словесность. 1997,

№ 3, стр. 30-34 (по «Котловану»).


Тема 10: Роман М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • определение идейно-художественного своеобразия романа «Мастер и Маргарита»

  • выявление многоплановости композиции романа

  • определение жанрового своеобразия романа «Мастер и Маргарита»


Основные вопросы к теме:

  1. История создания.

  2. Особенности сюжета.

  3. Многоплановость композиции: а) философский план, б) социально-сатирический план.

  4. Художественное своеобразие: сочетание конкретно-исторической и гротескно-фантастической образности.

  5. Проблема жанрового определения.


Методические рекомендации:

  1. Найти черты мениппеи в р. «Мастер и Маргарита».

  2. Составить схему параллелей, перекличек между тремя мирами (по Б.Соколову)


Литература:

  1. А.Смелянский. Булгаков в Художественном театре. М., 1986

  2. Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ: Запрещенная

советская литература 20-х годов. Алматы, 1997.

  1. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.

  2. Чудакова М. Жизнеописание М.Булгакова. М., 1988.

  3. Вулис А.З. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.: Наука, 1991.

  4. Лакшин В.Я. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» / В кн.: Лакшин В.Я. Пути журнальные. М., 1990, стр. 214-264.



Тема 11: Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Охарактеризовать основные этапы эволюции темы Петра I в творчестве Толстого

  • Раскрыть новаторство и мастерство Толстого


Основные вопросы к теме:

  1. Эволюция темы Петра I в творчестве Толстого. Образ Петра в рассказе «День Петра», пьесе «На дыбе» и романе «Петр Первый».

  2. Причины обращения к эпохе Петра в 30-е годы.

  3. Композиция романа, тема и идея 1, 2 и 3 книги романа. Сюжет романа: две линии – Петра и семьи Бровкина.

  4. Народ в романе.

  5. Новаторство и мастерство Толстого. Проблемы изучения творчества писателя в литературоведении.

  6. Основной пафос романа (ср. с п. Платонова «Епифанские шлюзы»)


Методические рекомендации:

  1. Найти элементы «теории жестов» в романе «Петр Первый»

  2. Сравнить портретные характеристики Петра в «День Петра» и «Петр Первый»

  3. Дать характеристику одному из героев из народа (по выбору)

  4. Ответить на вопрос: Какую грань русского характера демонстрирует данный герой?

  5. Сравнить эмоциональный строй романа «Петр Первый» и повести Платонова «Епифанские шлюзы»


Литература:

  1. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. М.,1999.

  2. Западов В. Алексей Толстой. М., 1991.

  3. Корниенко Н.В. В мыслях о России. М., 1990.

  4. Крюкова А.М. А.Толстой и русская литература. М., 1990.

  5. Серов С. А.Толстой и русская история. М., 1990.

  6. Серова Н.Я. Были ли столетние сумерки? // Литература в школе.1990, № 3

  7. Елагин Ю. Рабоче-крестьянский граф. // Огонек. 1990, № 41.

  8. Демидова Н.А. Роман Толстого «Петр Первый» в школьном изучении. М., 1980.



Раздел 5. Литература второй половины 50-80-х годов


Тема 12: «Лагерная проза» А.Солженицына и В.Шаламова


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Определить место «лагерной прозы» в истории русской литературы

  • Показать идейно-художественные особенности произведений А.Солженицына и В.Шаламова


Основные вопросы к теме:

  1. Авторские судьбы, лагерь в их жизни.

  2. Истоки зла у А.Солженицына и В.Шаламова. Особенности художественного метода.

  3. Сравнительный анализ по следующим пунктам:

  1. тема труда

  2. особенности взаимоотношений в лагере

  3. отношение к долагерной и послелагерной жизни

  4. эмоциональная атмосфера

  1. «Лагерная проза» и традиции классической русской литературы (Достоевский, Толстой, Чехов, Короленко).


Методические рекомендации:

  1. Изучить споры в критике о характере главного героя повести «Один день Ивана Денисовича».

  2. Определить стилистические пласты в языке повести «Один день Ивана Денисовича».

  3. Провести сравнительный анализ произведений Солженицына и Шаламова.


Литература:

  1. Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 2004.

  2. Научная конференция «А.Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература.- 1993. - № 2. – С. 247-256.

  3. Кузьмин В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь. 1998.

  4. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

  5. Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. – 1993. – №1.

  6. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

  7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

  8. Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына. // Звезда. – 1993. - № 10. – С. 186-198.

  9. Вознесенская Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл.// Литературное обозрение. – 1999. - № 1.

  10. Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.- № 5. – с.103-110.

  11. Паламарчук П. А.Солженицын // Москва. -1989. -№ 9 – с.180-203.

  12. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. -1991. -№ 3. – с.185-195.

  13. Шкловский Е. Шаламов В. – М.: Знание, 1991. – 65 с.



Тема 13: «Военная проза» 60-70-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • определение идейно-художественного своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» и повести Ю.Бондарева «Горячий снег»

  • определение жанрового своеобразия повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»: выявление элементов пасторали в повести

  • выявить способы героизации в повести Ю.Бондарева «Горячий снег»


Основные вопросы к теме:

  1. Различные аспекты изображения Великой отечественной войны в литературе.

  2. Синтез романтического и реалистического в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»:

  1. смысл названия и особенности жанра, проявление законов жанра на уровне сюжета, стиля, элементы пародии,

  2. элементы натурализма и их роль,

  3. взаимодействие конкретного реального и вечного идеального: тема любви и смерти, антивоенный пафос повести,

  4. особенности стиля: символика повести.

  1. Поэтизация героического в повести Ю.Бондарева «Горячий снег».

  2. Борис Костяев как трагический образ, Кузнецов как героический образ.


Методические рекомендации:

  1. Найти черты пасторали в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка»

  2. Провести сопоставительный анализ двух образов - молодых лейтенантов в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - Кузнецова и Дроздовского

  3. Доказать, что в повести В.Астафьева «Пастух и пастушка» основной пафос – трагический, а в повести Ю.Бондарева «Горячий снег» - героический пафос.


Литература:

  1. Вахитова Т.М. Народ на войне // Русская литература. 1995, № 3.

  2. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.Астафьева «Царь-рыба». М., 1988, стр. 14-27.

  3. Яновский Н. Виктор Астафьев. М.,1992.

  4. Идашкин Ю. Постижение подвига: Творчество Ю.Бондарева. М., 1990.

  5. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

  6. Топер П.М. Ради жизни на земле: Литература о войне: Традиции. Решения. Изд. 3.- М.: Сов. писатель, 1985.

  7. Адамович А. О современной военной прозе. - М.: Сов. писатель, 1981.



Тема 14: «Деревенская проза» как особая творческая общность.


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.

  • Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»

на примере произведений В.Белова, Ф.Абрамова, В.Шукшина.


Основные вопросы к теме:

  1. Черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

  2. Противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова в повести В. Белова «Привычное дело» и ее истоки.

  3. Образ Катерины, ее роль в жизни героя. «Познание жизни через женские судьбы – примета исконно русской литературы».

  4. Стилевая и жанровая организация повести. Роль фольклорных элементов, вставных эпизодов, символика повести.

  5. Исследование русского национального характера в прозе В.Белова («Привычное дело»), А.Солженицына («Матренин двор»), Ф.Абрамова («Деревянные кони», «Пелагея»), В.Шукшина («Чудик», «Микроскоп» и др.)


Методические рекомендации:

  1. Исследовать споры в критике о термине «деревенская проза» (сделать выписки).

  2. Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи в «деревенской прозе».

  3. Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».


Литература:

  1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

  2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

  3. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

  4. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.

  5. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).

  6. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

  7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

  8. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. Парадоксы и открытия В.Шукшина).

  9. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

  10. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

  11. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.


Тема 15: Проблема «человек и природа» в литературе 70-х годов


Форма проведения: практическое занятие


Цель занятия:

  • выявление онтологических проблем в «деревенской прозе»

  • отношение человека к природе как основа социальных и нравственных норм

  • определение идейно-художественного своеобразия повести «Прощание с Матерой»

  • определение жанрового своеобразия книги «Царь-рыба»


Основные вопросы к теме:

А. «Царь-рыба» В. Астафьева.


1. Почему новелла «Царь-рыба» является идейным и эмоциональным центром всего «повествования»?

2. Докажите, что «Царь-рыба» имеет два плана: реалистический и символический.

3. Почему «Каплю» считают лирико-философским центром всей I части?

4. Сравните новеллу «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море». В чем отличие решения проблемы «человек и природа»?

5. В чем связь этого произведения с фольклором?


Б. «Прощание с Матерой» В. Распутина.


1. В чем символический смысл названия острова?

2. Каково идейное содержание мотива кладбища?

3. Назовите образы-символы, определите их идейную и художественную функцию.

4. Как молодежь относится к трагедии Матеры? В чем причина такого отношения?

5. Охарактеризуйте одного из героев /его прошлое, настоящее и будущее/.


В. «Мамониха» Ф. Абрамова.


1. Почему Клавдий Иванович не хочет продавать дом?

2. Идейное и художественное значение образа Сохи-горбуньи.

3. Идейное и художественное значение образа Гехи-Маза.

4. Охарактеризуйте образы-символы повести «Мамониха».

5. Какие «мудреные слова» говорил Роман Васильевич? Верит ли автор в эти слова?


Методические рекомендации:

    1. Провести сравнительный анализ новеллы «Царь-рыба» с новеллой Хемингуэя «Старик и море».

    2. Составить таблицу образов-символов в повести «Прощание с Матерой».

    3. Определить идейно-художественное значение названий данных произведений.


Литература:

  1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

  2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990.

  3. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981 (гл. «Точка опоры», «Золотое звено»).

  4. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М.,1984. (гл. 3,6).

  5. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

  6. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983. (гл. 4,5).

  7. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

  8. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

  9. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.

  10. Лапченко А.Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов. Л.: Изд. ЛГУ, 1985.

  11. Липин С.А. Человек глазами природы. М.: Сов. писатель, 1985.




1 Учебным планом практичекские занятия не предусмотрены, практические занятия проводятся в рамках СРСП




Скачать 200,38 Kb.
оставить комментарий
Дата07.07.2012
Размер200,38 Kb.
ТипМетодические рекомендации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх