История Вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.) icon

История Вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.)


Смотрите также:
История Вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию (XVI в.)...
Впленуудьявол а. Алихан Измайлов...
Варварский мир...
«История России до середины XVI в.»...
Л. Б. Гмыря Клятводоговоры номадов Кавказско-Каспийского региона (V-VII вв.)...
Султан Хамчиев Депортация 1944 года. Мифы и реальность Назрань 2008...
Пятое совещание проектной группы metg по внедрению в государствах Восточноевропейского региона...
Прилагаемая презентация и контрольные тесты составлены с использованием материалов диска история...
Культура западноевропейского средневековья...
Борьба Руси против иноземных нашествий в XIII в...
Влияние правительственных мероприятий на образование и просвещение народов Поволжья...
От редакции



страницы:   1   2   3   4


АКАДЕМИЯ НАУК РЕСПУБЛИКИ ТАДЖИКИСТАН

ИНСТИТУТ ИСТОРИИ, АРХЕОЛОГИИ И ЭТНОГРАФИИ

им. А. ДОНИША


На правах рукописи


КАМОЛОВ ХАМЗАХОН ШАРИФОВИЧ


история Вторжения кочевых племен Дашт-и Кипчака

в Среднюю Азию (XVI в.)


Автореферат


диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук


Специальность 07.00.02 - Отечественная история


Научный консультант: доктор исторических наук

профессор Пирумшоев Х.П.


Душанбе-2007


общая характеристика работы


Актуальность темы исследования. Одной из приоритетных задач отечественной исторической науки на современном этапе является фундаментальное исследование истории возникновения государств на территории Средней Азии в период позднего средневековья, что, несомненно, способствует решению множества проблем, касающихся истории народов, проживающих ныне на этой территории. Сегодня, как никогда раньше, необходимо глубокое, разностороннее, свободное от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучение истории, так как история и современность, прошлое и настоящее неразрывны, ибо они составляют связующую нить, на которую, словно жемчужины, нанизаны события минувших столетий. Обращаясь к практическому изучению и переосмыслению богатейшего исторического прошлого, мы как бы черпаем все новые и новые духовные силы в интересах подлинного социального прогресса и формирования общества, с уважением относящегося к своему прошлому, трезво оценивающего свое историческое наследие и извлекающего из неё уроки и положительный опыт.

Каждая эпоха оставляет памятники материальной, научной и художественной культуры в виде руин былых городов и произведений науки и искусства. На территории Средней Азии ныне сохранились более тысячи памятников археологии и архитектуры, в фондах научных центров и музеях государств, располагающихся сейчас на этой территории, хранится большое количество рукописей и предметов, свидетельствующих о самобытной и многовековой истории таджикского народа. Изложение истории и культуры таджикского народа в XVI в. настоящей диссертационной работе ведется на основе этих памятников истории и духовной культуры.

За более чем столетний период историческая наука достигла значительных успехов в изучении истории возникновения государств в эпоху средневековья, особенно в Мавераннахре в XVI веке, однако существует еще немало неизученных или слабоизученных проблем истории этого периода. Разумеется, некоторые исследования посвященные этому периоду сейчас требуют внесения дополнений и уточнений, а отдельные положения в исследованиях по истории Шейбанидов остаются спорными. Назрела необходимость в систематическом и полном изложении истории Мавераннахра в этот период. Но для этого далеко еще не все сделано. Предстоит осуществить немало исследований по политической, социально-экономической и культурной истории Мавераннахра XVI века, где еще много неясного. Этот период обилен источниками и материалами, но недостаточно изучен.

В действительности, XVI век – чрезвычайно сложный этап в истории таджикского народа. В начале XVI столетия некогда единый в историческом и культурном аспекте регион – Мавераннахр, Иран, Хорасан – под натиском Шейбанидов в Мавераннахре и Сефевидов в Иране и Хорасане был расколот на две части. Именно на этот период приходится подчас конфронтационное сосуществование двух частей этого некогда единого региона, а за этим последовало духовное и интеллектуальное обособление этих частей.

Изучение данного процесса особенно актуально в наше время, когда, освободившись от жестких идеологических пут, утвердившихся в прошлом столетии концепций, все больше ощущается необходимость осмысления тех событий на основе принципов подлинно научного историзма.

Актуальность темы обусловлена и тем, что в последние годы коренным образом изменилось отношение к прошлому, к национальной истории, исконно духовным ценностям и традициям. Началось более углубленное, объективное, основанное на первоисточниках, изучение истории таджикского народа.

Кроме того, актуальность избранной темы заключается в необходимости освещения и непредвзятом научном анализе прошлых исторических событий, чтобы реально осмыслить процессы, происходящие ныне на территории Средней Азии.

^ Степень изученности проблемы. Заслуга историков и востоковедов прошлого века для изучения политической, социальной и культурной жизни Мавераннахра XVI века бесспорна велика. В прошлом столетии углубилось и расширилось изучение исторических источников XVI века, что помогло, в частности, объективнее судить о последствиях страшного нашествия Шейбанидов в Мавераннахр и Хорасан, точнее описать отдельные этапы и итоги правления Шейбанидов.

Накопился богатый фактический материал в виде переводов нарративных источников, публикаций актовых документов и отдельных исследований, что имеет огромное значение для углубленного исследования ряда вопросов политической, социально-экономической и культурной истории Мавераннахра изучаемого времени.

Из ориенталистов прошлого столетия особо стоит отметить заслуги В.В.Бартольда, ценные исследования которого посвящены политической и социально-экономической истории средневекового Мавераннахра. В них было использовано огромное количество первоисточников на персидском, арабском и тюркском языках. Ценный библиографический материал по истории Средней Азии XVI–XIX вв. содержит монография В.В.Бартольда «Истории изучения Востока в Европе и России». К числу других важных трудов В.В.Бартольда относится его исследование по культурной истории Средней Азии.

Значимость для исторической науки исследований выдающего ученого А.Ю.Якубовского общеизвестна. Для нашей работы непосредственное значение имеют такие его труды как «К вопросу об этногенезе узбекского народа» и «Золотая Орда и ее падение».

Ряд интересных статей и работ, основанных большей частью на актовых и других официальных документах по истории Средней Азии XVI–первой половины XIX века, опубликованные В.В.Вяткином, сохраняют свое значение до настоящего времени.

Научные интересы крупнейших русских историков П.П.Иванова и И.П.Петрушевского направлялись, главным образом, на изучение средневековой истории Мавераннахра, Хорасана и Ирана.

Особое место в литературе исследуемого нами периода занимают труды А.А.Семёнова, который более чем 50 лет занимался исследованием политической, социально-экономической истории и культурной жизни народов Средней Азии. Им были переведены с обширными комментариями на русский язык многочисленные источники по истории Средней Азии.

Неоценимое значение для изучения истории рассматриваемого периода имеют труды видного таджикского ученого Б.Г.Гафурова, которые составлены на обширном материале первоисточников и внесли много нового в историографию таджикского народа.

Для освещения политического и социально-экономического положения Мавераннахра в XVI в. важное значение имеют статьи и труды А.Чулошникова, Е.А.Давидовича, А.М.Беленицкого, Н.Махмудова, А.Мухтарова, Р.Н.Набиева, М.А. Абдураимова, Р.Г.Мукминовой и др.

Большой вклад в изучение истории культуры этого периода внесли А.Н.Болдырев, Е.Э.Бертельс, И.С.Брагинский, А.Мирзоев, Г.А.Пугаченкова, В.Л. Воронина, М.Ашрафи, Л.Додхудоева, У.Каримов, А. Раджабов, Р.Мукимов и др.

Во второй половине прошлого столетия вышли в свет и сводные труды, посвященные истории народов Средней Азии исследуемого нами периода.

Во всех этих трудах с большей или меньшей подробностью рассматриваются отдельные аспекты истории завоевания Шейбанидами Средней Азии в XVI в.

Здесь нет необходимости перечислять все публикации, освещающие интересующие нас проблемы, тем более, что они приведены в библиографической части диссертации. Мы ограничились только наиболее значимыми из них, имеющими непосредственное отношение к исследуемой теме, и способствовавшими её более полному раскрытию.

Анализ существующей литературы достаточно ясно показывает, что до настоящего времени проблема завоевания Мавераннахра племенами Дашт-и Кипчака не раз затрагивалась в отдельных исследованиях историков, археологов, архитекторов, этнографов и антропологов, однако комплексное изучение её не проводилось. Это связано, может быть, с тем, что ученые не ставили перед собой такой задачи. По всей вероятности, из-за отсутствия или недоступности в то время ряда первоисточников, тогда еще не обнаруженных или неизданных, или же по другим неизвестным причинам, отдельные авторы использовали для своих работ лишь часть материалов, касающихся непосредственно данной проблемы.

Проблема экспансии кочевников Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию довольна сложна и многогранна. Поэтому если в работах вышеупомянутых ученых и рассматривались её отдельные грани, то все равно они не могли дать полномасштабной картины этой экспансии, ибо это не входило в их задачу. К тому же солидная часть письменных первоисточников была открыта и опубликована только в последние годы и впервые использована и введена в научный оборот в нашей диссертации.

^ Цели и задачи исследования. Основной целью настоящего исследования является комплексное изучение и обобщение политической, социально-экономической и культурной жизни Мавераннахра в XVI века, на основании широкого круга источников, часть которых впервые вводится в научный оборот благодаря настоящему исследованию. Все эти источники в совокупности позволяют составить целостное представление об истории вторжения кочевников Дашт-и Кипчака в Среднюю Азию, о социально-политической и экономической ситуации накануне и после этого вторжения, о негативных последствиях данного вторжения для общественно-политической, социально-экономической, духовной и культурной жизни таджикского народа, издревле составлявшего основное население этого обширного региона.

Для достижения основной цели диссертации была необходимо поставить и решить следующие задачи:

– выявить в первоисточниках наиболее полные сведения о политической ситуации в Мавераннахре, Иране, Хорасане и Дашт-и Кипчаке исследуемого периода и на основе чего проанализировать исторические события, происходившие в этих регионах на пороге XVI века;

– определить основные причины похода и завоевания Шейбанидами Мавераннахра и Хорасана;

– подвергнуть критическому анализу сведения разнообразных исторических, географических и литературных источников о причинах противостояния Шейбанидов и Сефевидов на протяжении XVI века с целью составления наиболее достоверной картины политических взаимоотношений между Шейбанидами и Сефевидами;

– тщательно и всесторонне исследовать течение событий, приведших к осложнениям во внутриполитической жизни Мавераннахра и дальнейшему ослаблению и падению Шейбанидского государства;

– на основании новых исторических материалов осветить социально-экономическую жизнь в Мавераннахре исследуемого периода и выявить причины ее упадка, обусловленного внутренними и внешними факторами;

– на основе данных письменных источников, литературных произведений и научных трактатов показать состояние культурной и духовной жизни Мавераннахра в изучаемый период;

– восполнить новыми историческими данными, выявленными в процессе исследования и неиспользованными в научных изысканиях предыдущих исследователей, пробелы в истории вторжения и завоевания ордами кочевников Дашт-и Кипчака Средней Азии;

– на конкретных исторических примерах, почерпнутых из первоисточников и критически рассмотренных, показать мрачные последствия этого завоевания для Средней Азии в изучаемый период;

– отразить влияние нашествия кочевников Дашт-и Кипчака на судьбу таджикского народа и показать его борьбу против иноземных завоевателей.

^ Научная новизна данной работы заключается в том, что впервые в отечественной исторической науке осуществлено самостоятельное и комплексное исследование, истории Мавераннахра в XVI веке и его взаимоотношений с Хорасаном, Ираном и Дашт-и Кипчаком. На основе широкого использования и сопоставления вновь открытых материалов в диссертации впервые предпринята попытка системного анализа политической истории, социально-экономической и культурной жизни данного региона. События пятисотлетней давности, происходившие здесь, нередко вызывали весьма противоречивые толкования среди различных поколений историков.

Исследование показывает, что политическая и экономическая раздробленность, стремление к сепаратизму отдельных владений, входивших в состав государства Тимуридов в конце XV в., ослабили это государство и подготовили почву для подчинения Мавераннахра кочевникам Дашт-и Кипчака в начале XVI в.

Согласно сведениям средневековых источников, а также выводам современных ученых целью массовых вторжений кочевых узбеков Дашт-и Кипчака в начале XVI в. в Мавераннахр и Хорасан являлось ограбление оседлых соседей ради приобретения богатства, новых земель и сбыта продукции своего кочевого хозяйства. Кроме того, в этом отражалось и стремление кочевников, как господствующего тогда класса и скотоводческого населения перейти к оседлости в связи с неблагоприятной для кочевников обстановкой в степях Дашт-и Кипчака.

В диссертации установлено, что народные массы, жестоко эксплуатировавшиеся вечно враждующими между собой Тимуридами, в общем-то оставались равнодушными к смене владетелей на пороге XVI в. и определенная часть тимуридской знати, изменившая Тимуридам и перешедшая к Шейбанидам, горячо приветствовала появление нового патрона – Шейбани-хана. К тому же отуречение населения части оседлых районов Мавераннахра, происходившее на протяжении столетий, стерло языковые и до некоторой степени бытовые различия между ним и кочевыми тюрко-монгольскими племенами Дашт-и Кипчака, что также в значительной степени облегчило завоевание Шейбанидами Мавераннахра.

Немало способствовал этому процессу и союз Шейбанидов с мусульманским духовенством, только ускоривший завоевание Мавераннахра ими, и, несомненно, содействовавший укреплению власти узбекских ханов в этом регионе.

Ученые, исследовавшие этот период, пришли к выводу, что основной причиной противоборства между Шейбанидами и Сефевидам в начале XVI в. вплоть до распада государства Шейбанидов, послужило противостояние двух направлений в религии ислама – шиитского и суннитского. Однако, сопоставление фактов и событий, изложенных в исторических сочинениях, показывает, что основной причиной противоборства было стремление Сефевидов установить свое владычество над Хорасаном, что закрывало для Мавераннахра не только торговые пути на запад, к берегам Средиземного моря, но и на юг, в сторону Индии.

В диссертации показан расклад политических сил в обществе при Шейбанидах и проанализирована система управления в государстве Шейбанидов и их иерархических взаимоотношений.

Тем самым, в научный оборот введены совершенно новые исторические материалы, восполняющие пробелы в освещении политической, социально-экономической и культурной жизни Мавераннахра в XVI веке.

^ Объектом исследования являются политические, социально-экономические, культурные процессы, происходившие в XVI в. после завоевания Шейбанидами Мавераннахра, а также взаимоотношения Мавераннахра с Ираном и Хорасаном.

^ Хронологические рамки исследования охватывают политические и социально экономические события, происходившие в Мавераннахре и Хорасане в XVI в. Это обусловлено тем, что именно в этот период некогда единый в культурно-историческом аспекте регион – Мавераннахр, Иран, Хорасан был разделен Шейбанидами и Сефевидами на две части, которые на протяжении значительного исторического периода, длившегося более 500 лет стали развиваться в определенной степени изолированно друг от друга.

^ Географические рамки исследования включают в себя Мавераннахр и Хорасан, однако в диссертации затрагиваются вопросы политических взаимоотношений Мавераннахра с Ираном и Дашт-и Кипчаком, отчего возникла необходимость несколько расширять установленные рамки, что способствовало более масштабному освещению взаимоотношений Мавераннахра с Ираном и Дашт-и Кипчаком в этот исторический период.

^ Методологической основой диссертации является принцип научного историзма, позволяющий рассматривать факты и исторические события в соответствии с конкретной исторической обстановкой, в их диалектической взаимной связи и обусловленности. Системный подход к анализу явлений обязывает автора придерживаться максимально беспристрастного и объективного рассмотрения исторических событий.

За основу научной концепции в диссертации приняты опыт и схема классических образцов исследования таких известных ученых как Бартольд В.В., Семёнов А.А., Гафуров Б.Г. Иванов П.П., Иванов М.С., Петрушевский И.П., и других, придерживавшихся принципов академического подхода к объектам исследований.

В процессе исследования диссертант опирался на сравнительно-исторические и историко-теоретические методы, что позволило наиболее максимально и беспристрастно анализировать исторические события, происходившие в XVI в. Мавераннахре.

^ Источниковая база исследования. Источники по истории Мавераннахра в XVI в. многочисленны и разнообразны. Политические процессы, события и перемены, характерные для XVI века, широко отражены в обширных письменных первоисточниках, написанных на разных языках, но, главным образом, на персидском.

Авторами первоисточников XVI в. в Мавераннахре, Хорасане и Иране были в основном придворные историографы, занимавшие определенное политическое положение во властных структурах и имевшие широкий доступ к государственным архивам, фондам и документам. А некоторые из них были очевидцами и хронистами происходивших при их жизни событий. Придворные историографы составляли свои труды или по прямому указу правителей или для поднесения им в поисках ханской милости и награды и вполне естественно, что они описывали исторические события не беспристрастно и объективно, а приукрашивали деяния своих покровителей и умаляли деяния их недругов. Поэтому при пользовании средневековыми сочинениями в диссертации соблюдалось строго критическое отношение к изображаемым в них событиям.

В этих исторических сочинениях приводятся фактические данные не только о политических событиях в Мавераннахре Иране, Хорасане и Дашт-и Кипчаке, но и часто дается описание различных сторон культурной, социальной и духовной жизни народов этих регионов. В них находятся также сведения об этническом составе народов, проживавших на территории Мавераннахра, Ирана и Дашт-и Кипчака. Разумеется, не все фактические материалы источников периода XVI века, использованы в диссертации, а только те, в которых освещаются важнейшие исторические события Мавераннахра в XVI в.

Письменные источники, материалы которых использованы в диссертации, можно разделить на следующие группы:

^ 1. Историко-географические сочинения: Аджайиб ал-макдур фи ахбар-и Тимур Ибн Арабшаха, «Хабиб-ас-сияр» («Друг жизнеописаний (биографии)» Хондемира, «Михман-наме-йи Бухара» («Записки бухарского гостя») Фазлаллах ибн Рузбехана Исфахани, «Шайбани-наме» и «Футухат-и хани» (расширенный вариант «Шайбани-наме») Камал ад Дина Бинаи, «Шайбани-наме» и «Таварих-и гузида – Нусрат-наме» («Избранные сочинения – Книга побед») Мухаммада Салиха, «Та’рих-и Абу-л-Хайр-хани» («История Абу-л-Хайр-хана»), Мас’уда ибн Усмана Кухистони, «Та’рих-и Рашиди» Мирза Мухаммада Хайдара Доглат, «Джаханкушаи хакан» (Завоевания хакана») неизвестного автора, «Шараф-наме-йи шахи» («Книга шахской славы»), иначе называемое «Абдуллах-наме» («Книга об Абдуллахе»), «Зафар-наме» («Книга победы») и «Сахифа-йи шахи» (Шахская страница») Хафиза Таниш, «Ахсан ат-таварих» («Наилучшая из историй») Хасанбека Румлу, «Хуласат ат-таварих» («Краткие истории») Казий Ахмада Хусайни Куми, «Та’рихи ‘аламараи Аббаси» («Мироукрашающая история /шаха/ Аббаса») Искандар-бека Туркмана по прозвищу Мунши, «’Аламараи Сефеви» («Мироукрашающая книга Сефевидов») неизвестного автора, «Та’рихи ахди салатини Сефеви» («История эпохи правления Сефевидов») Исмаила Хусайни Мар’ашии Табризи, «Бахр ал-асрар фи манакиб ал -ахйар» («Море тайн о доблестях благородных») Махмуда ибн Вали, «Та’рихи Муким-хани» («Муким-ханова история») Мухаммада Юсуфа Мунши, «Та’рих-и Кипчаки» («Кипчакова история») Кипчак-хана, известного под именем Ходжамкули-бек-и Балхи

^ 2. Мемуары: «Бадае’ ал-вакае’» («Удивительные события») Зайн ад-Дина Махмуда Васифи и «Бабур-наме» Захир ад-Дина Мухаммада Бабура.

3. Литературные антологии: «Маджалис ан-нафоис» Навои, «Тухфа-и Сами» Саммерза Сефеви, «Музакир ал-ахбаб» Ходжа Бахауддина Хасана Нисари, «Тазкират аш-шуара» («Антология поэтов») Мутриби Самарканди и музыкальный трактат «Тухфат ас-сурур» («Радующий дар») Дарвеша Али Чанги.

^ 4. Актовые документы: Путешествие Дженкинсона в Хиву и Бухару. Путешествие в Среднюю Азию 1558-1560 гг. // Английские путешественники в Московском государстве в XVI в. (Перевод с английского Ю.В. Готье), «Из архива шейхов Джуйбари». Материалы по земельным и торговым отношениям Средней Азии XVI в. (Под.ред, ЕЭ.Бертельса), Центральный государственный архив древних актов, фонд «Сношения России с киргиз-кайсаками», 1595 г., дело б/№, л.1-2 об./Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII вв. (под ред. А.А.Зимина), «Бухарский трактат о чинах и званиях и об обязанностях носителей их в средневековой Бухаре»

Поскольку многие авторы средневековых источников как в Иране, так и в Мавераннахре, в большинстве своем были придворными историографами, и потому живыми свидетелями происходивших событий, то их сведениям о политической и социально-экономической и культурной жизни Мавераннахра в XVI веке в основном можно доверять, но при этом следует учесть их зависимое положение и желание показывать деяния своих патронов в выгодном для них свете. Поэтому здесь очень важен критический и сопоставительный анализ описываемых ими событий.

Таким образом, лишь на основе строго научного и критического подхода к извлеченным из первоисточников сведениям можно выстроить объективную и цельную картину политической, социально-экономической истории Средней Азии в XVI веке, сложившейся в результате вторжения в этот регион орд кочевников из Дашт-и Кипчака.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что она способствует дальнейшему изучению и объективному освещению истории Мавераннахра и, частично, Хорасана и Ирана в XVI веке, формированию целостной научной картины истории таджикского народа в XVI в., содействует дальнейшему и объективному освещению его социально-экономической жизни и духовной культуры в данный период. Материалы, научные положения и выводы, сформулированные в диссертационном исследовании, могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории народов Центральноазиатского региона и Ирана, а также при составлении учебных программ, пособий для чтения лекций, спецкурсов на исторических факультетах вузов как в Республике Таджикистан, так и за ее пределами.

^ Апробация работы. Отдельные вопросы данной проблемы отражены в трех монографиях и в целом ряде статей, опубликованных автором на страницах научных сборников и журналов, изложены в докладах и сообщениях, сделанных на научных конференциях и симпозиумах как в Таджикистане, так и зарубежом. Диссертация обсуждена на расширенном заседании Отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А.Дониша Академии наук Республики Таджикистан (Протокол № 5 от 25. 05. 2007).

^ Структура работы. Диссертация состоит из введения, 6 глав, каждая из которых делится на ряд параграфов, заключения и списка использованной литературы и источников.


^ Основное содержание диссертации

Во Введении обосновываются актуальность темы, степень изученности проблемы, формулируются цели и задачи исследования и ее научная новизна, дается историографический обзор имеющейся литературы по данной проблематике, определяются научно-теоретическая и практическая значимость исследования.

Первая глава – «^ Политическое положение Центральной Азии на рубеже XV–XVI вв.» состоит из трех параграфов.

I.1. Мавераннахр, Иран, Хорасан и Дашт-и Кипчак накануне XVI века. Конец XV – начало XVI в. в истории Мавераннахра характеризуется распадом огромной империи Тамерлана (1336-1405). Созданная силой оружия, она была непрочным конгломератом различных народов и племен, что стало особенно очевидно после смерти её основателя – Тамерлана.

Постоянные междоусобные войны между тимуридами в значительной мере ослабляли политическую мощь их государства, чем постепенно создавались предпосылки для нашествий со стороны соседствовавших с ним воинственных кочевников. Ослаблению государства способствовало также обострение внутренних противоречий между отдельными классами общества, в частности, между крестьянством и землевладельцами.

Столица Мавераннахра – город Самарканд, – вопреки своей давней славе, в это время уже не был благоденствующим, спокойным городом. В нем царил голод и разруха. Воспользовавшись этим, Шейбани-хан двинулся на Самарканд. Горожане Самарканда, не надеясь на чью-либо помощь, начали укреплять свой город и его окрестности, готовясь к обороне. Шейбани-хан, не вступая в бой с самарканцами, и отказываясь от осады города, направился в Насаф (Карши) и Кеш (Шахрисабз), полностью разграбил эти города и с большой добычей вернулся в Дашт-и Кипчак. Этот набег Шейбани-хана, носивший характер рекогносцировки, воочию убедил узбеков, что ныне захват тимуридских владений вполне возможен и воодушевил их на осуществление дальнейших экспансионистских планов в отношении Мавераннахра и Хорасана.

Готовясь к походу против тимуридов, Шейбани-хан старался собрать вокруг себя тех султанов и беков, которых прославились свой кровожадностью, грабежами и авантюрами. Он разослал своих людей в разные уголки Мавераннахра, чтобы склонить на свою сторону узбекских султанов, ушедших в свое время служить тимуридам в период смут.

В Хорасане последние годы жизни султана Хусейна Байкары (1468-1506) прошли в борьбе с собственными строптивыми сыновьями и непокорными вассалами. О возникновении разногласий между султаном Хусейном и Баде’аз-заманом – старшего сына султана Хусейна, сефевидские историки пишут довольно подробно. В 1497 г. против отца восстал Баде’аз-заман, находившийся в Балхе, а осенью 1498 г. против султана Хусейна выступили два других его сына правившие в Мерве и Абеварде. В 1499 г. поднял мятеж Хусрав-шах – один из сильнейших наместников султана Хусейна. В 1500 султан Хусейн совершил поход в Астарабад против своего мятежного сына Мухаммад Хусейна, закончившийся примирением между ними.

Кроме того, власть султана Хусейна над значительной частью его владений ослабла в результате возвышения династии Аргунов. Основателем этой династии был Зу-н-Нун-бек Аргун, потомок монгольских ильханов.

В это время Шейбани-хан вел борьбу с тимуридскими владетелями Мавераннахра за Самарканд. Султан Хусейн был серьезно обеспокоен успехами Шейбани-хана в Мавераннахре, но не оказал никакой помощи правителям Самарканда и Бухары.

Что касается Ирана, то эта страна к началу XVI в. не была единым политическим целым. Наиболее крупными государствами на его территории были Хорасанский салтанат Тимуридов и держава Ак-Коюнлу. Около 1500 г. владения Ак-Коюнлу были поделены между султаном Мурадом (Ирак Персидский) и Алвандом (Азербайджан и Армения), а другие царевичи Ак-Коюнлу, номинально зависимые от султана Мурада, правили в Фарсе, Йезде, Кирмане, Ираке Арабском и Диербекире. Но владетели Аберкуха, Кашана, Симнана, Систана оставались независимыми. В Гилане было два шиитских эмирата – Лахиджанский (Бийе пеш) и Рештский (Бийе пас). Мазендеран был разделен между десятком владетелей. В Хузистане и Хувейзе правила шиитская династия Мушаша. У каждого из владетелей были свои вассалы. В это время государству Ак-Коюнлу угрожала экспансия Османской Турции, а хорасанским Тимуридам – узбеки во главе с Мухаммадом Шейбани, завладевшие уже землями Мавераннахра.

Воспользовавшись смутой, происходившей в Иране к концу 1499 г. под знаменами юного шейха Исмаила, поддержанного с одной стороны дервишскими кругами, а с другой стороны, тюркскими кочевыми племенами Азербайджана, собралась семитысячная сплоченная армия, позже получившая прозвище «кызылбашей» («красноголовых»). В 1501 г. кызылбаши разгромили войско Алванда Ак-Коюнлу и вступили в Тебриз. Главной военной опорой Сефевидов стали тюркские кочевые племена Азербайджана и Малой Азии, где шиизм был формой оппозиции кочевников Османскому государству.

Историческая география под названием Дашт-и Кипчак подразумевает Половецкую степь или, по русским летописям, Киргизские степи от Урала до Сибири, бассейн Аральского моря и низовья Сайхуна. Начиная с XI в. она носит название Дашт-и Кипчак. Впервые название Дашт-и Кипчак использовал Насир Хусрав (1004-1088) – известный персидско-таджикский поэт – после того, как тюрко-монгольские племена кипчаков в 1030 г. с берегов Иртыша перекочевали в сторону Хорезма, захватив земли современного Казахстана и степи европейской части России.1 Кипчакскую степь разделяют на две части: восточную и западную. Восточная часть начинается с низовий Сайхуна и гор Улуг-таг и Кучак-таг, с запада доходит до земли гугсардских племен, подчинявшихся Бату, с севера – до земель узбеков, подчинявшихся Шейбану, а оттуда до ханов Чагатайского улуса, с юга до каракумских песков и гор Алексаруски. Западный Дашт-и Кипчак – это районы, где соединяются реки Дон и Волга, с востока они доходят до Аральских гор, до Каспийского моря, с запада до реки Дунай, и с юга до Черного моря. На этом обширном пространстве на протяжении длительного периода кочевые тюркские племена летом кочевали между предгорьями Урала и реками Тобол, Урал, Илек, Иргиз, а зимой в бассейне Аральского моря по рекам Чуйсу, Сарису и в низовьях Сайхун. Жизнь кочевников всегда была связана с постоянным передвижением со скотом к новым пастбищам. Иногда такие переходы достигали 1000 км.

Вызванный походами Тамерлана упадок экономической деятельности Дашт-и Кипчака способствовал и политическому раздроблению его территории. Дашт-и Кипчак распалась на несколько враждебных друг другу улусов. В первой половине XV в. улусы ногайский (мангытский) во главе с Едигеем и Шейбанский из рода Шейбана были наиболее обширными.

Бесконечные войны племен и улусов в Ак-орде, которые часто сопровождались ограблением друг друга, опустошали их владения. Как отмечает Рузбихани Исфахани «ханы этих племен находятся постоянных распрях друг с другом и каждый (из них) посягает на другого. И когда побеждают, то продают друг друга в рабство и уводят в плен. Имущество и людей противника между собой они считают дозволенной добычей и никогда от этого правила не отступают».2

Такая обстановка заставила вождей племен задуматься и сплотится вокруг сильного хана, чтобы прекратить междоусобицы. Этим ханом и стал Мухаммад Шейбани-хан, и образование в XVI в. в Мавераннахре Шейбанидского государства, непосредственно связано с его именем.

^ I.2. Шейбани-хан. Борьба за власть в Дашт-и Кипчаке. Вопросы появления и утверждения Шейбани-хана на политическом горизонте Дашт-и Кипчака, его упорной борьбы со своими врагами рассматривается в настоящем параграфе диссертации.

Согласно источникам, отец Шейбани-хана – Шах Будаг-султан умер молодым, в расцвете лет, когда Шейбани-хан был еще ребенком. Шейбани-хана воспитали его мать и дед Абу-л-Хайр-хан.3 После смерти Абу-л-Хайр-хана (874/1468-69) его преемником стал не пользовавшийся авторитетом среди племенной знати его сын шейх Хайдар-хан. Некоторые сепаратистки настроенные узбекские кочевые султаны во главе с Айбак-ханом, Джанибек-ханом, Буреке-султаном и мангытскими эмирами – Аббас-беком, Мусса-беком и Йамгурчи-беком4 восстали против шейха Хайдара, в результате чего он был убит.5 В этом противостоянии его родные и сподвижники погибли или рассеялись по разным краям Дашт-и Кипчака. Шейбани-хана и его брата Махмуд-султана спас от гибели его попечитель Карачин-бек,6 который привел их к правителю астраханского владения Касим-хан султану, приютившему их.7 Султаны, свергнувшие с престола шейх Хайдара, вскоре объявили войну Касим-хану. Для спасения Шейбани-хана и его брата Махмуд-султана и выхода их из осады Касим-хан выделил отряд своих воинов. К этому отряду присоединились 40 человек «из старых слуг, из поколения в поколение бывших атаке и кукальташами».8 Таким образом, вокруг молодого Шейбани-хана образовался отряд в несколько сот воинов. С этого момента и начинается упорная, шедшая с переменным успехом борьба Шейбани-хана за восстановление власти его родичей в Дашт-и Кипчаке.

Шейбани-хан и его брат часто совершали набеги на улусы своих врагов, откуда возвращались с богатой добычей. Подобные набеги и тот факт, что их совершают внуки Абу-л-Хайра, обосновавшиеся в тимуридских владениях, заставили одного из наиболее пострадавших узбекских главарей – Кирай-хана с сильным войском двинуться на Туркестан. Шейбани-хан и его брат с немногими воинами бежали в Бухару.

Богатство, прочно сложившиеся устои государственности в Мавераннахре, несмотря на раздроблённость владений Тимуридов, наталкивали властолюбца Шейбани-хана на мысль о захвате власти в Мавераннахре. Здесь у него родился замысел отобрать власть у Тимуридов при помощи своих родных и тюрко-монгольских племен Дашт-и Кипчака.

Шейбани-хан в Бухаре в течении этого периода не забывал о целях, ради которых был готов с войной вернуться в родные степи. По мнению автора «Таварих-и гузида», Шейбани-хан «пробыл в той стране (Бухаре) два года, полностью восстановил свою боеспособность и затем вновь вышел в Дашт-и Кипчак».9 Таким образом, из Мавераннахра началась экспансия Шейбани-хана в Дашт-и Кипчак.

В Дашт-и Кипчаке Шейбани-хан продолжал укреплять свои позиции. Значительно усилив свои войска кочевниками разных племен, и, овладев несколькими крепостями, Шейбани-хан в 891 г.х./1486 г. совершил поход на Хорезм, находившийся под властью тимурида султана Хусейна (1468-1506). Ему удалось овладеть пограничной с хорезмской степью крепостью Тирсак, ныне не существующей.

Началась ожесточенная борьба между Шейбани-ханом и Бурундук-ханом за власть над всем Дашт-и Кипчаком. Военные действия между Шейбани-ханом и его врагами не только не вытеснили Шейбани-хана из занятых им земель, а, наоборот, настолько укрепили его положение, что он задумался о расширении своих завоевательных операций в сторону Мавераннахра.

^ I.3. Основные причины похода Мухаммада Шейбани-хана на Мавераннахр. В начале XVI в. продвижение кочевых турко-монгольских племен Дашт-и Кипчака (из Белой Орды) под предводительством Мухаммад Шейбани-хана вглубь земледельческих оазисов Средней Азии и захват ими Мавераннахра и Восточного Хорасана, прежде всего, были вызваны экономическими нуждами этих племен. Утратив постепенно всякие связи с бывшими центрами Золотоордынского государства, население Ак-орды вступило в более тесные взаимоотношения с Мавераннахром, снабжавшим продукцией высокоразвитого ремесленного производства соседние степные районы.

Ради приобретения богатства, новых плодородных земель и пастбищ и сбыта продукции своего кочевого хозяйства кочевые племена Дашт-и Кипчака объединились вокруг Шейбани-хана, чтобы захватить крупнейшие центры Мавераннахра и Хорасана. Образование больших объединений кочевников всегда вело к большим внешним завоеваниям, ибо война для кочевых феодалов была не только средством обогащения, но и средством ослабления социальных противоречий внутри своего рода и племени.10

Массовое вторжение кочевых узбеков в главе с Шейбани-ханом в Мавераннахр и Хорасан не только являлось обычным движением кочевников с целью ограбления оседлых соседей, «это было крупное социальное явление, обусловленное неблагоприятной для кочевников-узбеков обстановкой в степях Дашт-и Кипчак и стремлением их перейти к оседлости.»11

Одной из существенных причин массового передвижения узбекских племен во второй половине XV в. вглубь среднеазиатской территории также была усилившаяся борьба за пастбища между шейбанидами, казахами, мангытами и монголами-калмыками, приводившая к постоянным военным столкновениям. Для значительных групп кочевников Дашт-и Кипчака, лишившихся пастбищ и стад в результате войны и переселения в Мавераннахр, переход к оседлости и земледельческому труду был единственным выходом из обострившегося хозяйственного кризиса.

Другая и основная причина наступления Шейбани-хана в Мавераннахр и Хорасан связана с политической обстановкой, воцарившейся в ту пору в этом регионе, где еще задолго до первых походов Шейбани-хана началась непрерывная междоусобица последних Тимуридов за власть.

Как свидетельствуют источники, стимулятором набегов и последующего завоевания Мавераннахра и Хорасана Шейбани-ханом были сами Тимуриды. Они вовлекли кочевых узбеков во главе Шейбани-ханом в свои династические распри и войны, приводя многочисленные отряды их в мавераннахрские оазисы или призывая их на помощь в борьбе против других кочевников. Таким образом, они открывали кочевниками возможности для прямого вмешательства во внутренние дела Тимуридского государства.

Вторая глава ­– «Завоевание Шейбани-ханом Мавераннахра и Хорасана. Образование Шейбанидского государства» – состоит из четырех параграфов.

^ II.1. Завоевание Самарканда. В 1500 г. Шейбани-хан заручился помощью ташкентского правителя Махмуд-хана, и, получив от него вспомогательный отряд моголов численностью 5000 воинов, направился к Самарканду и приступил к его осаде. В это время бухарский наместник эмир Мухаммад Баки-тархан с 10 тысячами войск12 решил оказать помощь осажденному городу. Согласно источникам тимуридский поэт Мухаммад Салех, который перебежал на сторону Шайбанихана, выдал планы Мухамад Баки-тархана.13 Эта весть заставила Шейбани-хана снять осаду Самарканда, и направиться на встречу с Мухаммад Баки-тарханом. У крепости Дабусия разразилась война между войсками Шейбани-хана и Мухаммад Баки-тархана. В результате этой борьбы армия Мухаммад Баки-тархана была разбита. Шейбани-хана воодушевила эта победа и он направился для захвата второй столицы тимуридов – Бухары и со своими войсками осадил город. После трехдневной осады бухарская знать решила сдать Бухару. Шейбани-хан без боя захватил город и назначил своего представителя тимуридского поэта – Мухаммад Салиха доруга – правителем города Бухары.

Узнав о противоречиях среди правящей верхушки Самарканда, Шейбани-хан выступил из Бухары с войском на Самарканд. Когда он прибыл в село Тотканд его известили, о том, что некоторые вельможи и знать Бухары решили помочь бывшему бухарскому тимуридскому наместнику эмиру Мухаммад Баки-тархану, укрывшемуся в Карши, взять снова власть в Бухаре. Шейбани-хан вернулся в Бухару и расправился с теми, кого обвинили в измене, его войска беспощадно грабили и опустошали город. Он наложил на всех горожан крупную контрибуцию, приказал разрушить городские стены и назначил своего брата султана Махмуда правителем Бухары.14

Султан Али-мирза – правитель Самарканда, опасаясь заклятых своих внутренних врагов, втайне вступает в сговор с Шейбани-ханом и обращается к нему с письмом, содержавшем предположение, о сдаче города. В 1500 году древний город Самарканд без всякого боя капитулировал перед Шейбани-ханом.

Осенью того же года Бабур с отрядом в 240 человек15 перешел через горы Фан и Кштут в долину Самарканда и, рассчитывая на помощь городского населения, ночью перебрался по штурмовым лестницам через крепостные стены в город и разбил наголову самаркандский шейбанидский гарнизон.16 Бабур правильно рассчитывал на помощь населения оккупированного кочевниками – узбеками города. По вызову духовного лидера Самарканда –Хаджа Абулмакарима горожане встали на поддержку Бабура. Шейбаниды не смогли справиться с Бабуром и отступили в сторону Бухары. Самарканд вновь оказался под властью Бабура.17

Последствия узбекского нашествия в Самарканде были весьма тяжелыми. В захваченном городе шейбаниды грабили знать и простой народ, уводили людей в плен. Насилие и грабежи были явлениями обычными и ежедневными. Производство хлеба, овощей и фруктов сократилось до крайности, дороговизна настала страшная, голод и обнищание настали невероятные. Содержание войска, прибывшего из Ферганы для поддержки Бабура, тоже требовало немало продуктов и, в связи этим тяжелым продовольственным положением, Бабур распустил свои ферганские войска, что повлекло за собой самые роковые последствия для Бобура.

В месяце шавваль 906 г.х./апрель 1501 года Шейбани-хан с большим войском вновь оказался на подступах к городу Самарканду. Бабур обратился за помощью к своим союзникам. Султан Махмуд-хан – правитель Ташкента – отозвался на просьбу Бабура и 1500 монгольских воинов под командованием Мирза Мухаммада Дуглата направились в Самарканд.18 Но монгольские войска вместо того, что защитить города Самарканд и оказать помощь попавшему в окружение Бабуру, поступили иначе и, улучив момент, подобно шейбанидским войскам начали грабить.19

После сражения около Сари Пул Шейбани-хан разбил войска Бабура и осадил город. Бабур с незначительными войсками укрылся за стенами Самарканда. Осада длилась четыре месяца. В городе опять начался страшный голод. «Некоторые голодающие ели мясо собак и кошек, большинство эмиров и знати кормило своих лошадей листьями деревьев, а все прочие – отваренными в воде древесными стружками».20 Бабур обратился с просьбой о помощи к правителям Хорасана, Хисари Шадмон, Кундуза, Баглана, однако не получил никакого ответа, и, не видя другого выхода, во второй половине 1501 года он с небольшим, около ста человек, отрядом, покинул ночью город.

Чтобы закрепиться в столице Мавераннахра и обезопасить себя, Шейбани-хан одну свою армию направил в поход на город Шахрухия, а сам двинулся вверх по Сайхуну, чтобы разбить калмыков и моголов на северо-восточных своих границах. В жестоком бою владетель Ташкента Махмуд-хан и его приближенные попали в плен, но вскоре были отпущены на свободу, а Бабур бежал в северо-восточные области Моголистана.

Таким образом, Шахрухия, Ташкент и его окрестности были сданы Шейбанидам. Сделав своей столицей Самарканд, Шейбани-хан посадил наместником в Бухаре своего брата Махмуд-султана, а после разгрома моголов передал Ташкент и Ташкентский вилоят своим двум дядьям – Кучкунчи султану и Суюндж Хаджа хану, мать которых была дочерью тимурида Улугбека.21

^ II 2. Поход Шейбани-хана на Хорасан и завоевание Герата. Переход Бухары и Самарканда в руки Шейбани-хана сильно тревожил султана Хусейн мирзу – правителя Хорасана. Владельцы Хисара, Хатлана, Куляба, Кундуза и Бадахшана, номинально входившие в состав государства хорасанских Тимуридов, и нередко враждовавшие между собой, увидев опасность, угрожавшую им от узбеков Дашт-и Кипчака, решили объединиться в один союз и совместно с Баде’ аз-заманом – сыном Хусейна мирзы, выступить против Шейбани-хана.

С целью овладения территорий подвластных Тимуридам Хорасана, Шейбани-хан не только совершал походы, но использовал и такие методы, как привлечение на свою сторону тех, кто имел высокое общественное положение в тимуридском государстве. Для достижения этой цели он использовал своих шпионов и провокаторов. Среди последних был сейид Джа’фар Хаджа, пользовавшийся большим авторитетом среди сейидов Дашт-и Кипчака и с симпатией относившийся к узбекским ханам. По поручению Шейбани-хана он прибыл в Балх, чтобы исподволь сеять смуту на этой территории и привлекать местных эмиров на сторону Шейбани-хана.

Осенью 909 г.х./1503 г. Шейбани-хан с надеждой на успех выступил из Самарканда в поход на Балх. Весть о приближении Шейбани-хана застала наместника Балха – Баде’ аз-замана совершенно не подготовленным.

Как в Мавераннахре, так и в Хорасане Тимуридов тоже охватила неуверенность в прочности своего государства. Оставление Баде’ аз-заманом города, военная слабость защитников города, недоверие друг другу и продажность, беспринципность тимуридских эмиров осложняло положение в Балхе. Этот кризис привел к тому, что некоторые из тимуридских правящих лиц сами примчались к Шейбани-хану на поклон.

Налеты и набеги, которые часто совершали Шейбаниды на пограничные области Хорасана, сеяли страх и смуту среди населения. Люди, издревле жившие здесь, покидали обжитые родные места и в результате целые районы опустошались. Такой оборот событий сильно беспокоил султана Хусейна и он осознал свою ошибку, что не поддержал Баде’ аз-замана в первых его попытках консолидации всех сил в борьбе против Шейбани-хана. После раздумий он понял, к чему привели его «медлительность, беспечность и оплошность в отношение оказания помощи султану Баде’ аз-заману».22

Одиннадцатого зи-л-хиджа 911 года (6 мая 1506 г.) султан Хусейн умер. В такое время, когда нужно было единовластие, и консолидация всех сил в руках одного человека, недальновидные и непрозорливые тимуридские эмиры Хорасана разделили престол умершего султана Хусейна между его двумя сыновьями, то есть между Баде’ аз-заманом и Музаффар Хусейном и это распределение в недалеком будущем став яблоком раздора за верховную власть между ними, привело к двоевластию в Хорасане. Как и следовало ожидать, двоевластие в Герате стало причиной того, что остальные наследники султана Хусейна (у него было четырнадцать сыновей и одиннадцать дочерей, при его жизни умерли 7 сыновей23) тоже стали претендовать на престол.

Воспользовавшись внутренними распрями и раздорами тимуридов Хорасана, и, не давая возможность им снова образовать против него коалицию, в месяце мухаррам 913 г.х./май 1507 г. Шейбани-хан перешел у Керки через Амударью и снова отправился походом на Хорасан. Когда Шейбани-хан со своим передовым войском подошел к подступам Герата, все тимуридские эмиры разбежались, войска рассеялись, и блестящий город Герат остался совершенно беззащитным. 8 мухаррама 913 г.х./21 мая 1507 сейиды, казии и сановники Герата собрались на совет в медресе Шейху-л-ислама, выразили покорность победителю, и, постановили сдать города Шайбани-хану. В пятницу 15 мухаррама 913 г.х./28 мая 1507 г. в соборной мечети Герата была провозглашена хутба на имя покойного Абу-л-Хайр-хана (дед Шейбани-хана) и самого Шейбани-хана и по приказу Шейбани-хана его объявили «имамом времени и наместником всемилостивого».24

С захватом Герата самая богатая и культурная часть Хорасана оказалась в руках хана Дашт-и Кипчака. В западной части Хорасана еще оставались тимуридские царевичи и их эмиры. Узбекские войска продвигались на запад Хорасана и из Мешхеда значительные силы Тимуридов попытались остановить это движение. Они выступили со своими отрядами против узбекских передовых частей, но безуспешно, ибо все попытки сопротивления неизменно терпели поражение и воины гибли в бою или искали спасения далеко на западе.

Весной 1508 г. Шейбани-хан предпринял новый успешный поход на Хорасан, где в Астарабаде укрылся последний тимуридский правитель Хорасана – Баде’ аз-заман, вынужденный впоследствии бежать в Азербайджан, где и умер на чужбине ­– в далеком Стамбуле. Таким образом, Шейбани-хан «овладел Хорасаном со всеми его округами и районами и отдал его старшему сыну – Тимур-хану, сделав его своим (хорасанским) наместником».25

^ II 3. Последний поход Шейбани-хана в Дашт-и Кипчак. В конце 1508 г. соплеменники Шейбани-хана во главе с Ахмад-султаном – сыном Джаниш-султана совершили набег на приграничные районы его нового государства – Мавераннахра. «Число рабов-мусульман, которых они угнали во время набега, превысило несколько тысяч».26 Война между Мухаммадом Шейбани и правителем Дашт-и Кипчака велась в основном по двум причинам. Во-первых, Шейбани-хан считал Дашт-и Кипчак наследственной землей рода Шейбанидов, и, во-вторых, Шейбани-хану донесли, что государство Сефевидов хочет завоевать эти степи. Рузбихан-и Исфахани сообщает, что поход Шейбани-хана в Дашт-и Кипчак кроме наказания своих соплеменников за грабеж и налеты на приграничные районы Мавераннахра имел другую основную причину. У Шейбани-хана «возникло намерение не допустить казахов в свои владения, где они воочию увидели бы и рассмотрели красу, благоденствие, орудия завоевания мира и преимущество узбеков».27 Уместно отметить, что племена, населявшие улус Шейбани, раньше называвшие узбеками, теперь во время этого похода источники именуют казахами и они управлялись ханами из потомства Чингизхана, по линии его сына Ючи.

В пятницу пятого числа месяца шавваля 914 г./27 января 1509 Шейбани-хан выступил на войну с казахами. В этом походе, как отмечает Рузбихан-и Исфахани, собрались «в короткое время бесчисленные люди огромного войска, счета которого никто, кроме Аллаха, не знал, а из людей никто (его) сосчитать не мог, хотя от некоторых почтенных людей было услышано, предположение, что было, вероятно, там более трехсот тысяч лучников».28

После этого похода на Дашт-и Кипчак между Шейбани-ханом и его соплеменниками установилась такая вражда, что ни время, ни какое-либо посредничество не могло устранить ее. Ханы Дашт-и Кипчака стали для государства Шейбани-хана в Мавераннахре таким же угрожающим фактором, каким были незадолго до этого сами Шейбаниды для владений Тимуридов.

^ II 4. Политическо-административная структура государства Шейбанидов. В политическом строе своего государства Шейбаниды сохранили много черт, характерных для дофеодального государства. Государство считалось собственностью всего ханского рода, члены которого назывались султанами, а избиравшийся ими глава рода – ханом. Согласно порядку, сложившемся в ту эпоху, султаны и эмиры принимали участие в избрании хана. В зависимости от обстоятельств, это участие иногда имело решающее значение, а иногда оно сводилось к фикции. Преимущественное право на ханский престол Шейбанидов имел старший в роде. Однако степной закон об избрании хана нередко нарушался Шейбанидами и ханский титул присваивали себе также и наиболее могущественные султаны, державшие себя независимо по отношению к своему сюзерену и враждовавшие с ним.

Официальным признаком ханского суверенитета оставались произнесение пятничной хутбы и чеканка монеты с именем хана и на узбекского хана переносилось все идеологическое представление о верховной власти, созданное исламом: о богобоязненности государя и о теократическом характере его власти. На шейбанидских государей оказывала влияние не только идея кочевой державы, но и мусульманская государственная идея. Шейбани-хан видел себя, прежде всего, распространителем и защитником правоверия и искоренителем ересей и принятый им титул «имамуззаман ва халифатуррахман» (имам времени и наместник всемилостивого) свидетельствует об этом. С этой идеей было связано стремление управлять государством в духе религиозного законодательства–шариата, стремление, более сближавшее государей с народными массами и ее идейными представителями, шейхами и дервишами, чем с высшим сословием.

Строй государства оставался строем кочевой державы, но в нем, наряду с родовыми главарями кочевников, занимали почетное место и представители религии.

В придворный обиход Шейбанидов был внесен ряд обычаев, унаследованных от старого степного быта. При возведении на престол нового государя соблюдался языческий, унаследованный от монголов обряд вознесения на войлоке, но в выполнении этого обряда принимали участие и представители духовенства.

Судя по данным рукописных источников, в XVI в. довольно слаженным был государственный аппарат. Хан осуществлял свою власть посредством определенных государственных учреждений. Большая роль в управлении государством принадлежала высшему государственному совету – кенгеш, машварат или маджлиси оли, на которых присутствовали предводители кочевых племен, духовенство, военные, и султаны.

Церемониал шайбанидских ханов учитывал общественно-политическое положение должностных лиц и четко определял роль и место того или иного чиновника в политической жизни страны.





оставить комментарий
страница1/4
КАМОЛОВ ХАМЗАХОН ШАРИФОВИЧ
Дата02.07.2012
Размер0.88 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх