Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей icon

Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Методика проведения урока Подготовка и проведение урока Виды анализа урока Анализ проведения...
Методические указания по выполнению курсовых работ для студентов экономических специальностей...
Урок математики в 5 классе по теме «Микрокалькулятор»...
Тесты по теме. Ход урока...
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
План проведения урока. Определение темы и задач урока...
Н. А. Кузнецова Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого...
План урока: Организационный момент, подготовка материалов к работе. Объявление темы...
План урока: Организационный момент, подготовка материалов к работе. Объявление темы...
План-конспект урока по информатике Тема урока: «Поисковые информационные системы»...
План урока: Организация урока. Постановка учебных задач...
I. «Взаимодействие музыки и литературы» (история и теория вопроса) 16...



Загрузка...
скачать
Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».

Цели урока:

- дать представление об изменениях взглядов автора на роль петровских преобразований;

- выявить идейно-художественную задачу А.Н.Толстого – показать Петра Первого как государственного деятеля, вызванного к жизни исторической необходимостью;

- выявить роль художественных средств в создании образа Петра.

  1. Оргмомент.

  2. Важность темы для изучения творчества Толстого. Постановка целей урока. Звучание темы в творчестве других писателей. На данном этапе урока учащиеся обращаются к ранее изученному материалу, к лекционному материалу предыдущего урока, слушают выступление специально подготовленного ученика.


●На предыдущих уроках мы говорили о творчестве А.Н.Толстого, особенностях его романа «Пётр Первый», в центре которого находится образ Петра. Именно этому образу мы и посвятим наше занятие.

●Запишите в тетради тему урока (слайд №2: Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».)

●Какие цели мы можем поставить перед собой, работая по данной теме? (слайд №3)


●Личность Петра Первого и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. От Ломоносова до наших дней эта тема не сходит со страниц художественных произведений. Какие писатели к ней обращались, каким видели образ Петра?

●Свыше 20 лет волновала эта тема и А.Н.Толстого. В 1917 году он написал рассказ «День Петра», а над романом «Пётр Первый» он работал вплоть до самой смерти.

●Максим Соколов подготовил небольшое сообщение по рассказу «День Петра», даст краткий комментарий по образу царя в нём.

Как изображён Пётр в рассказе? Изменились ли взгляды Толстого на роль Петра к моменту написания романа? С чем это связано?

●Посмотрите на доску. (Слайд №4) Вашему вниманию представлены эпизоды, в которых описывается строительство Петербурга. Слева – выдержки из рассказа, а справа – из романа. Предлагаем сравнить их. Что отличает эти два описания друг от друга?

●Итак, взгляд Толстого на роль преобразований Петра Первого претерпевал изменения. После возвращения на родину в 22 году Толстой пришёл к выводу о необходимости преобразований.

3. Изображение Петра в романе. Становление личности Петра. Необходимость преобразований. Художественные средства изображения Петра.

^ Реализация домашнего задания, работа с текстом.

●Теперь мы обратимся к образу Петра в романе.

Когда мы говорили о композиции романа, то отметили, что она была продиктована целью показать становление личности Петра. Кстати, чем изображение Петра Толстым отличается от пушкинского? (у Пушкина Пётр – сложившаяся личность)

●Расскажите, как Толстой изображает становление личности Петра? (Слайд №5)

^ Ответы учащихся.

●Докажите примерами из текста, что Россия нуждалась в преобразованиях. Отразил ли Толстой противоречивость преобразований Петра? (Слайд № 9)

^ Ответы учащихся. (Возможно использование слайдов №6-8 иллюстрирующих необходимость преобразований).

●Почему именно Пётр, а не Голицын смог стать преобразователем России? (Слайд № 10)

^ Ответы учащихся.

●Говоря о Петре, нельзя не обратить внимания на художественные средства, использованные автором. Какие средства, по вашему мнению, играют наиболее важную роль? (Слайд № 11)

(приём контраста, речевая характеристика).

●Приведите примеры использования приёма контраста в тексте.

●Каковы особенности речи Петра?

(лаконизм, эмоциональность, образность, близость к народной). (Слайд №12)

●Обратите внимание на небольшой отрывок из текста (Слайд №13): «Пётр рванул дверь… На двух сдвинутых лавках, покрывшись с головой, спал Стрешнев. Пётр сорвал одеяло. Схватил за редкие волосы перепуганного боярина… плюнул ему в лицо, стащил на земляной пол, бил ботфортом…»

Что помогает автору передать горячность, вспыльчивость Петра? (обилие глаголов). (Слайд № 14)

●Сам Толстой признавался: (слайд №15): «В человеке я стараюсь увидеть жест, характеризующий его душевное состояние, и жест этот мне показывает глагол, чтобы дать движение, вскрывающее психологию».

Итак, важным средством раскрытия образа Петра является «внутренний жест», приём, заключающийся в использовании глаголов с целью передачи психологического состояния героя.

●Запишите в тетради основные художественные средства, использованные автором для создания образа Петра (слайд № 16)

4. ^ Обобщение материала. Подведение итогов. Домашнее задание.

Пришло время подвести итоги нашего занятия. Расскажите кратко о результатах нашей работы (слайд № 17).


  • интерес к образу Петра Толстой пронёс через всё творчество;

  • взгляды автора на роль петровских преобразований претерпевали изменения;

  • в романе «Пётр Первый» Толстой показал становление личности Петра и необходимость преобразований;

  • в романе отражена противоречивость деятельности Петра;

  • наиболее значимыми при создании образа Петра стали следующие художественные средства: «внутренний жест», приём контраста, речевая характеристика.



Домашнее задание к уроку по теме «Образ Петра в романе А.Н.Толстого «Петр Первый».


Книга 1, глава7, 4.

Приятным ветром наполняло четыре больших прямых паруса на грот- и фок-мачтах и два прямых носовых – на конце длинного бушприта… Чуть навалившись на левый борт, корабль «Святой Георгий» скользил по весеннему солнечному, серому морю. Кое-где, окруженные пеной, виднелись хрупкие льдины. На громоздкой, как башня, корме вился бранденбургский флаг. Палуба корабля была чистая, вымытая, блестела начищенная медь. Веселая волна ударяла о дубового Нептуна, на носу под бушпритом взлетала радужной пылью.

Петр, Алексашка Меньшиков, Алеша Бровкин, Волков и хилый, с подстриженной бородой, большеголовый поп Битка – все одетые в немецкое, серого сукна, платье, в нитяных чулках и юфтовых башмаках с железными пряжками – сидели на свертках смоляных канатов, курили в трубках хороший табак.

Петр, положив локти на высоко задранные колени, веселый, добрый, говорил:

- Фридрих, курфюрст бранденбургский, к коему плывем в Кенигсберг, свой брат, - поглядите, как встретит…Мы ему вот как нужны… Живет в страхе: с одной стороны его шведы жмут, с другой – поляки… Мы это все уже разузнали. Будет просить у нас военного союзу – увидите, ребята.

- Это тоже мы подумаем, - сказал Алексашка.

Петр сплюнул в море, вытер конец трубки о рукав:

- То-то что нам этот союз ни к чему. Пруссия с турками воевать не будет. Но, ребята, в Кенигсберге не озорничайте – голову оторву… Чтоб о нас слава не пошла.

Поп Битка сказал с перепойной надтугой:

- Поведение наше всегда приличное, нечего грозить… А такого сану – курфюрст – не слыхивали.

Алексашка ответил:

- Пониже короля, повыше дюка – получается курфюрст. Но, кА-нечешно, у этого – страна разоренная, перебивается с хлеба на квас.

Алешка Бровкин слушал, разинув светлые глаза и безусый рот… Петр дунул ему в рот дымом. Алеша закашлялся. Засмеялись, стали пихать его под бока… Алеша сказал:

- Ну, чаво, чаво… Чай, все-таки боязно, вдруг это мы – и к ним.

На них, балующих среди канатов, с изумлением посматривал старый капитан, финн. Не верилось, чтобы один из этих веселых парней – московский царь… Но мало ли диковинного на свете…

С левого борта вдали плыли песчаные берега. Изредка виднелся парус. На запад за край уходил полный парусов корабль. Это было море викингов, ганзейских купцов, теперь – владения шведов. Клонилось солнце. «Святой Георгий» отдал шкоты и фордевиндом, мягко журча по волнам, плыл к длинной отмели, отделяющей от моря закрытый залив Фришгаф. Вырос маяк и низкие форты крепости Пиалу, охранявшей проход в залив. Подплыв, выстрелили из пушки, бросили якорь. Капитан просил москвитов к ужину.


  1. Какую роль в данном эпизоде играет описание пейзажа? Перечислите художественные средства, с помощью которых достигается создание подобного фона.

  2. Каким предстает Петр в данной сцене?

  3. Охарактеризуйте речь Петра.

  4. Какую роль данный эпизод играет в тексе?




оставить комментарий
А.Н.Толстого
Дата01.07.2012
Размер53,5 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх