Лекция №10 от 04. 06. 02 icon

Лекция №10 от 04. 06. 02



Смотрите также:
Вводный семинар, вводная лекция, занятия по целе-полаганию, лекция-беседа...
Лекция 20. 03. 12. Модели для исследования и оценки в pr лекция 27. 03. 12...
Лекция Фьючерсные контракты Лекция Фьючерсы на акции...
Курс лекций Лекция Введение в земледелие. Лекция Научные основы земледелия...
Лекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси...
Лекция Сионизм в оценке Торы Лекция Государство Израиль испытание на прочность...
Лекция Введение в социологию 6 Лекция Становление и основные этапы развития социологии. 20...
План лекционных занятий Лекция Развитие аудиальных средств информации. Лекция 2...
Курс лекций Москва 2008 Содержание Лекция Введение 4 Лекция Научные знания в средневековой Руси...
Лекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси...
Лекция №2 от 25. 09. 2008г. Упанишады...
Лекция Введение в бд и субд. Модели данных 2 Лекция Инфологическая модель «Сущность-связь»...



скачать

Кошеваров Е.Н.

Светлана Сергеевна Миняйло

Лекция №10 от 04.06.02.

Эстетика

Эстетика - наука о социально-классово-исторически обусловленной сущности ценностей, их восприятии, оценке, освоении и созидании.

Предмет эстетики - весь мир, взятый с т.з. значимости, ценности его явлений для человечества.

Эстетика - лат. эстезис - ощ, восприятие, чувства (Баумгарден).

Ценности - положит и отрицат, обусловлены национально, классовостью, исторической эпохой (античный-тело, средневековый-хр.религия, возрождения-возр.античности).

Основные эстетические категории

  • прекрасное

  • трагическое

  • возвышенное

  • безобразное

  • низменное

  • ужасное

  • комическое

Прекрасное

  1. В чем заключается поразительная сила воздействия, кот. может обладать красота, созданная самой природой или человеческими руками.

  2. В чем заключается долговечность и непреходящая (неисчезающая) сила воздействия художественных шедевров.

  3. Почему никакая копия не может сравниться по силе воздействия с оригиналом.

  4. Почему «… порою на холсте дракон иль мерзкий гад живыми красками приковывает взгляд, и то, что в жизни нам казалось ужасным, под кистью мастера находится прекрасным»!

Законы прекрасного

  1. Мера (Все должно быть в меру, Протогор - «человек мера всех вещей, мера всему человек»).

  2. Гармония - единство целого и частного, соразмеренность, пропорциональность.

  3. Одухотворенность - прекрасное есть жизнь.

  4. Единство формы и содержания - высшая форма эстетического освоения мира по законам красоты - искусство. Красота в искусстве заключена, и в совершенстве формы и в глубине содержания произведения.

Трагическое

лат. Песнь козла, культ бога Диониса.

Трагедия - скорбная песнь о невосполнимой утрате, радостный гимн бессмертию человека.

Античность: Представление о трагедии в античные времена это борьба человека с Роком Судьбой, трагический герой заведомо обреченный на поражение вступает на путь борьбы и тем самым отстаивает свое человеческое достоинство.

Средневековье: Представление о трагедии в средневековье это страдание, которое сознательно принимается на душу, душа человеческая очищается.

Возрождение: Представление о трагическом в эпоху возрождения это свободный выбор человека в борьбе со злом. Трагический герой выбирает путь борьбы, он идет по переднему краю борьбы человечества и на его плечи ложатся наибольшие трудности.

Трагическое раскрывает:

  • страдание или гибель личности (невосполнимость для людей этой утраты);

  • решение высших проблем бытия;

  • философское осмысление состояния мира;

  • временно неразрешимые противоречия;

  • общественный смысл жизни человека (КАТАРСИС - возвышенное просветленное чувство, которое переживает зритель на трагедии - Аристотель; –– очищение через сопереживание);

Безобразное

Это эстетическое свойство предметов, данные которых имеют отрицательное общественное значение, хотя и не представляют серьезной угрозы существованию человечества (безобразное лицо, пейзаж, поступок). Безобразное подвластно человеку.

Низменное

Это крайняя степень безобразного, чрезвычайная негативная ценность. Отрицательные силы которые таят в себе угрозу для всего человечества (общества), т.к. они не всегда подчинены людской воле. Но есть надежда.

  • расизм

  • милитаризм (гонка вооружения)

  • геноцид (истребление по национальному признаку)

  • фашизм (военная организация, физ. истребление, жизнь отдельного человека не имеет ценности)

  • антисемитизм (ненависть к евреям)

  • 8русофобия

  • сионизм (фашизм+расизм, стремление еврейских нацистов к мировому господству)

Ужасное

Близкое к трагическому и глубоко ему противоположная категория. Это бедствие или гибель не несущая в себе ничего просветляющего, не содержащее в себе никакой надежды на освобождение от несчастного, неконтролируемые людьми, неподвластные им, господствующее над ними.

Если в трагическом несчастье величественно, оно все же возвышает человека, то в ужасном, человек - раб обстоятельств, он не владеет миром.

Комическое

Относится только к человеку.

Комическая ситуация возникает тогда, когда на лицо противоречие между тем, что человек о себе воображает, и тем, что он есть на самом деле.

^ Формы комического

  • юмор (лат. влага, добрый незлобливый смех над человеком или явлением которые в сущности приятны, но имеют свои недостатки)

  • сатира (лат. мешанина, смех злобный, изобличающий, бичующий порок, смех - орудие обладающее колоссальной избирательной силой, все что подвергнуто сатирическому осмеянию подлежит к уничтожению, изменению)

3 доминанты нашей культуры:

  • образ матери

  • образ учителя

  • образ воина-защитника

  • ирония (лат. притворство, одно говоришь, а супротивное подразумеваешь)

  • сарказм (лат. рву мясо, едкая ирония, злая сатира)

  • эпиграмма (лат. надпись, короткое стихотворение сатирического содержания)


КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Культурология - научная дисциплина, предметом которой является генезис, развитие и функционирование культуры, как специфически человеческого способа жизнедеятельности.

Античное представление о культуре:

Первое значение данного термина это возделывание, обработка, уход - земли. Поклонение, почетание, почет, культ, формирование зрелого мужа из несмышленого ребенка.

Пайдейя - непосредственное воспитывание, обучение, в более широком смысле: образование, просвещение, культура.

Греки создали уникальную систему образования, в кот. формируется человек как личность с определенными ценностными ориентациями. В основе культуры лежит идеал человека, выступающий целью культурного процесса.

В эпоху эминизма стали разрушаться идеалы греческой пайдейи. Прервалась связь времен. Общество перестало нуждаться в гражданах, и от человека требовались не гражданская смелость принятия решений, не добродетели умеренности, справедливости, а способность «прожить незаметно», сохранив себя в условиях социальной нестабильности.

Как всегда, в таких условиях страдает культура:

  • падает престиж образования;

  • нарастает интерес к эзотерическому знанию.

Понятие культуры в эпоху средневековья:

средневековая культура - культура христианская, политеизму противопоставляется монотеизм (однобожие); натурализму - одухотворенность; идонизму (культ удовольствий) - аскетический идеал, а познание через наблюдение и логику - книжное знание, опирающееся на Библию и толкование ее авторитетов церкви.

Новое понимание культуры позволяет человеку осознать свою уникальность:

  • Бог создал человека, его бессмертную душу, значит счастье не в познании себя, а в познании Бога;

  • Счастье и свобода человека не в его независимости, а в осознании того духовного родства в котором он находиться со Всевышнем.

Культура эпохи возрождения:

Возрождение - впервые употребил живописец эпохи возрождения Джордж Вазари (1512-1574)

Основными чертами культуры возрождения являются:

  • антропоцентризм;

  • гуманизм;

  • модификация средневековой христианской традиции - познать себя;

  • особое отношение к античности (возрождение античных памятников искусства, античной философии);

  • новое отношение к миру.




оставить комментарий
Дата24.06.2012
Размер52,9 Kb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх