Учебно-методический комплекс по курсу «Искусство и литература» для специальности «Реклама» icon

Учебно-методический комплекс по курсу «Искусство и литература» для специальности «Реклама»


Смотрите также:
ИСКУССТВО И ЛИТЕРАТУРА...
Учебно-методический комплекс Для специальности: 032401 Реклама...
Учебно-методический комплекс Специальность: 032401 Реклама Москва 2009...
Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений специальности (032401...
Учебно-методический комплекс Специальность: 032401 Реклама Москва 2009...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...
Учебно-методический комплекс по специальности 032401 «Реклама»...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать
ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государственной службы и управления

Кафедра «Коммуникационный менеджмент»


Учебно-методический комплекс по курсу


«Искусство и литература»


для специальности

«Реклама»


ПЕНЗА 2006


СОДЕРЖАНИЕ ТРЕБОВАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО КУРСУ «Искусство и литература»


В программе курса должны быть рассмотрены основные виды искусства, история их развития, история развития средств массовой коммуникации. Дано представление об эстетических основах видов искусства, художественного творчества и художественного восприятия. Должны быть рассмотрены проблемы формы и содержания в искусстве, приемы создания художественного образа и художественного произведения. Дано представление о художественных стилях, методах, направлениях, тенденциях.

Литература как предмет истории культуры: слово и образ, жанры и стили литературного творчества. Классические литературные жанры античности, средневековья и Возрождения, Нового и Новейшего времени;

История русской литературы; русская литература XIX – XX веков как явление мировой культуры; реализм, модернизм и постмодернизм в литературе XX века.

Взаимодействие литератур культурных регионов.


РПД КМ 2006

^ ПЕНЗЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государственной службы и управления

Кафедра «Коммуникационный менеджмент»

Система методического обеспечения учебного процесса

«Искусство и литература»

Рабочая программа учебной дисциплины

по подготовке специалиста по рекламе

по направлению 350000

специальности 350700 «Реклама»

Экземпляр №

2006

1. РАЗРАБОТАНА

на основании государственного стандарта высшего профессионального образования и отве­чает требованиям к обязательному минимуму содержания образовательной программы под­готовки специалистов гуманитарных специальностей.

Автор - доцент, кандидат исторических наук ____________ О.В. Милаева

2. РЕЦЕНЗЕНТ


Доктор филологических наук, профессор Н.М. Инюшкин




3. СОГЛАСОВАНО

С.А. Живодрова
Председатель метод, комиссии ИГСУ, к.и.н., доцент


^ 4. ПОДГОТОВЛЕНА К УТВЕРЖДЕНИЮ

методической группой

кафедры "Коммуникационный менеджмент".

5. УТВЕРЖДЕНА

На заседании кафедры «Коммуникационный менеджмент»,

протокол № от 2006 года.



Заведующий кафедрой «КМ», к. ф. н., доцент И.Н. Столяров

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

^ Искусство и литература

Рабочая программа дисциплины

1. Область применения

Настоящая рабочая программа (далее программа) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов специальности 350700 – «Реклама», участвующих в процессе изучения дисциплины.

^ 2. Нормативные ссылки

Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки специалиста по связям с общественностью.

Учебный план Пенз. ГУ по направлению для специальности 350700, утвержденный в текущем году.

Семестровый учебный план на текущий учебный год.

И151.30.03-2000 Рабочие программы учебных дисциплин. Порядок разработки и требования к содержанию.

^ 3. Нормативная трудоемкость изучения дисциплины

Трудоемкость дисциплины в часах, исходя из 17-недельного семестра (дробью: всего в семестре/в среднем в неделю):

семестр Итого

Общая 136/9 136/9

68/4

68/4

34/2

34/2

34/2

34/2

68/4

68/4

68/4

68/4

Обязательная аудиторная

Лекции

Практические занятия

Внеаудиторная

Самостоятельная работа

Контроль: зачет, форма отчетности - курсовая работа.

^ 4. Цель и задачи дисциплины

4.1. Курс «Искусство и литература» - один из общих профессиональных курсов. Он предназначен для студентов, обучающихся по

специальности 350700 - «Реклама».

Целью данного курса является ознакомление студентов как с

общетеоретическими вопросами искусствознания и литературоведения, так и выработка практических навыков работы с конкретным текстом, произведением искусства, ориентирование в процессе развития искусства и литературы в мировом масштабе и в масштабе российской цивилизации.


4.2. В результате изучения дисциплины студент должен:

- Иметь представление о ходе всемирно-исторического процесса в области литературы и искусства, понимать его особенности и уметь объяснить цели, формы различных видов и жанров искусства;

- Знать основы теории искусства ;

- Уметь анализировать произведения литературы и искусства;

- Иметь навыки применения полученных знаний в профессиональной сфере.

^ 5. Место дисциплины в учебном процессе.

Дисциплина «Искусство и литература» относится к циклу общих профессиональных дисциплин.

Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Русская ли­тература», «Зарубежная литература», «История изобразительного искусства», «Теория литературы», «Теория жанров искусства», «Искусствознание», «Культурология», «Философия», «История» и др.

Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при выполнении дипломного проекта, и в дальнейшей работе по специальности.

^ 6. Сводные данные об основных разделах дисциплины и распределение часов по видам занятий



Название Раздела

Количество часов занятий

Уровни Изуче­ния

аудиторных

Внеаудитор­ных

Лекци­онных

практиче­ских

индивиду­альных

Самостоя­тельных

1. Общие теоретические сведения по литературо­ведению и искусство ве­дению (часть 1)

2

2




4

А-1

2. Общие теоретические сведения по литературо­ведению и искусство ве­дению (часть 2)

2

2




4

А-1

3. Развитие искусства и литературы на Древнем Востоке.

2

2




4

А-1

4. Развитие литературы и искусства в Древней Греции.

2

4




4

А-1

5. Развитие литературы и искусства в Древнем Риме.

2

4




4

А-1

6. Западноевропейское искусство и литература в средние века. Романский стиль.

2

2




4

А-1

7. Готическое искусство в Западной Европе.

2

2




4

А-1

8. Мусульманское искусство и литература в средние века. Их влияние на западноевропейское Возрождение.

2

2




2

А-1

9. Развитие живописи, архитектуры и скульптуры в эпоху Ренессанса (Италия).

4

4




4

А-1

10. Северный Ренессанс.

2

4




6

А-1

11. Литература эпохи Возрождения.

2

2




4

А-1

12. Литература и искусст­во Нового времени и Просвещения. Основные художественные направления.

2

4




4

А-1

13. Стили и направления в искусстве XIX века (живопись, архитектура, скульптура).

2







4

А-1

14. Стили, направления, течения в литературе XIX века.

2







6

А-1

15. Особенности некото­рых художественных на­правлений литературы и искусства XX века.

4







10

А-1

ИТОГО:

34

34




68





7. Лекции

7.1. Разделы и их содержание. Лекционный курс читается по истории западноевропейской и восточной литературы и искусства.

РАЗДЕЛ 1. Общие теоретические сведения по литературоведению и искусствоведению.

  1. Искусство в системе культуры. Классификации видов искусства. Художественное творчество. Особенности художественного восприятия и познания. Структура художественной системы: метод, стиль, направление, течение, жанр, тип творчества.

  2. Художественное произведение: основные закономерности создания. Понятие художест­венного образа. Язык искусства. Формы организации искусства. Синтетические искусства и синтез искусств.

^ РАЗДЕЛ 2. Развитие искусства и литературы на Древнем Востоке.

Регион распространения, историческая специфика традиционных древневосточных культур. Древневосточная эстетическая система. Структурирование мифа.

Архитектура и живопись Египта, Месопотамии, Ассирии. Принципы организации формы и содержания художественного произведения в древневосточном искусстве. Пространственные и временные представления, цвет. Техника исполнения.

Прототипы жанров и первые литературные памятники (сказки, эпос, гимны, протофилософские сочинения) Древнего Востока.

^ РАЗДЕЛ 3. Развитие литературы и искусства в Древней Греции.

Характеристика региона. Периодизация и особенности истории Древней Греции. Искусство — как системообразующий элемент в античной художественной культуре. Эстетические системы древнегреческого общества.

Развитие литературы. Архаический период. Древнейшие литературные памятники – систематизация мифологии. Героический (гомеровский) эпос. Аэды и рапсоды. Гекзаметр. Поэмы Гесиода. «Киклические» поэмы. Литература VII – VI вв. до н.э.: виды греческой лирики: элегия и ямб, монодическая лирика , хоровая лирика.. Зарождение литературной прозы. Аттический (классический) период (V – IV вв. до н.э.): развитие драмы (трагедия и комедия) и греческого театра. Проза V – IV вв. до н.э.: историография, ораторское искусство, философский диалог, теория поэзии. Литература эллинистического периода: малый эпос, элегия, эпиграмма, идиллия, новоаттическая комедия, александрийская поэзия, эллинистическая проза. Аттикизм.

Развитие архитектуры и скульптуры. Крито – микенский период. X – VI вв.: ордерная система, типы греческих архитектурных сооружений, формы и виды греческих храмов, архитектурные составляющие греческого храма. Постройки классического периода: афинский акрополь. Черты эллинистической архитектуры. Архаическая скульптура (до Греко - персидских войн): начало пластического искусства – рельеф, барельеф, горельеф. Статуарная скульптура. Бронзовая и мраморная скульптура переходного периода. Принципы и формы организации скульптуры классического периода. Скульптуры афинского акрополя. Эллинистическая скульптура (субъективизация и деструктуризация космоса).

Пространство в классической античности и античная «живопись». Степень статизации динамического пространства. Временное восприятие античности.

^ РАЗДЕЛ 4. Развитие литературы и искусства в Древнем Риме.

Историческая характеристика этапов римской истории. Эстетическая специфика римской культуры. Сравнительный анализ с греческим типом культуры. Периодизация римской культуры.

Развитие римской литературы. Ранняя римская литература и период республики (VI – II вв. до н.э.): поэзия (Ливий Андроник), «новая» комедия, театр (Плавт). Совершенствование стиля (Энний, Теренций). Проза (Катон). Период гражданских войн: изменение тематики, появление публицистики, сатира, сатурническое стихосложение. Ораторское искусство (Цицерон). Мемуарная литература. Философская поэзия (Лукреций). Неотерики (Катулл). Имперский период: «классический стиль» (Вергилий, Гораций). Римская элегия (Овидий). «Новый» стиль и философия (Сенека) и сатира (Петроний, Ювенал), эпиграмма (Марциал), исторический жанр (Тацит). «Вторая софистика» (Апулей).

Особенности и принципы организации римской архитектуры. Скульптурный портрет. Эклектизм.

^ РАЗДЕЛ 5. Западноевропейское искусство и литература в средние века. Романский стиль.

Феодализм как способ производства, особенности истории западноевропейского Средневековья. Процесс формирования христианского мировоззрения, особенности раннехристианской картины мира (V – X вв.). Особенности варварской культуры. «Каролингское возрождение» (возобновление каменного строительства и миниатюры с изображением человека).

Мировоззренческие доминанты средневековья. Первый общеевропейский стиль: культура монолита. Представления о пространстве (дуализм, цикличность) и времени (четырехмерность) в архитектуре и символике романского храма и в живописи романского периода, романский рельеф (X –XI вв.).

Раннехристианская и романская литература. Патристика. Исповедальный жанр. Латиноязычная литература.

^ РАЗДЕЛ 6. Западноевропейское искусство и литература в средние века. Готический стиль (XII – начало XIV века).

Социально-экономические и политические особенности эпохи. Городская культура и пробуждение индивидуальности. Расчленение и синтез как принципы готического искусства, изменения в мировоззрении. Эстетический идеал эпохи.

Готический храм: архитектура и символика. Техническое решение в готической архитектуре крестово – купольного храма. Пространственные решения. От готического рельефа к круглой скульптуре. Статика и динамика. Метафизика света. Пламенеющая готика.

Развитие литературы. Иерархия жанров, микрожанры. Народная культура, средневековый театр (мистерия, миракль, литургия). Национальные эпосы. Рыцарский роман и рыцарская куртуазная поэзия. Ваганты, трубадуры, менестрели, миннезингеры. Сюжеты и тематика основных рыцарских циклов (каролингского и бретонского). Эпистолярный жанр. Жанры церковной литературы. Городская литература.

^ РАЗДЕЛ 7. Мусульманское искусство и литература в средние века. Их влияние на западноевропейское Возрождение.

Развитие исламского мира в IV- XIII вв. Особенности исламского мировоззрения и влияние Корана на искусство. Абстрагированные формы (орнамент). Наука и поэзия суннитов. Продолжение шиитами традиций Сасанидского искусства (живопись и книжная миниатюра). Изразцовая мозаика. Геометризация конструкции в мусульманской архитектуре.

Виды и формы арабоязычной и персидской поэзии (IX - XIII). Расцвет поэтического искусства. Мистически - философская лирика. Макамы как вид новеллистки.


^ РАЗДЕЛ 8. Развитие живописи, архитектуры и скульптуры в эпоху Ренессанса (Италия).

Начало формирования раннекапиталистических отношений. Исторические условия возникновения Ренессанса как формы мировоззрения.

8.1. Истоки итальянского Возрождения. Периодизация итальянского Возрождения. Изменение принципов художественного осмысления мира. Формирование теории искусства: разработка законов линейной и воздушной перспективы, законов композиции, свет и тень, моделирование объема, сложный колорит. Появление новых жанров в живописи. Совершенствование живописной техники – масляная живопись. Круглая и монументальная скульптура. Возрождение античной ордерной системы в архитектуре (основные типы зданий – палаццо, храм; архитектурный ансамбль).

8.2. Дученто. Треченто. Кватроченто (флорентийская, умбрийская, сиенская, падуанская, венецианская школы). Высокий Ренессанс в Средней Италии. Высокий Ренессанс в Венеции.

РАЗДЕЛ 8. Северный Ренессанс.

Художественные особенности Северного Ренессанса.

Традиции нидерландского средневекового искусства и представители нидерландского Возрождения. Усовершенствование техники масляной живописи. Особенности проблематики.

Специфика немецкого Возрождения.

Живопись и пластика французского Возрождения. Французская ренессансная архитектура (дворцово-парковый ансамбль).

^ РАЗДЕЛ 9. Литература эпохи Возрождения.

Мировоззренческая доминанта эпохи: гуманизм (основные идеи и противоречия). Ренессанс как культура риторическая. Проблема жанра и стиля в эпоху Возрождения (приоритет жанра, укрупнение жанров). Развитие драматургии эпохи Возрождения. «Ученая» комедия и комедия дель арте в Италии. Испанская и английская комедии. Становление ренессансной трагедии (Италия, Франция, Англия).

Развитие, жанровые и стилевые характеристики рыцарского романа XV – начала XVI вв. (итальянская, испанская, французская и английская традиции).

Формирование нового жанра: новелла (итальянская и французская).

Ренессансная поэзия. Новая система средств выразительности - новая поэтика.

Ренессансная утопия (итальянская и английская), плутовской и городской роман. Сатира.

Особенности немецкого гуманизма. Гуманизм и Реформация.


^ РАЗДЕЛ 10. Литература и искусст­во Нового времени и Просвещения. Становление новоевропейской культуры.

Развитие капиталистических отношений. Изменение мировоззренческой парадигмы. Перемещение культурных центров. Художественные принципы маньеризма и барокко. Концепция единого пространства в искусстве, динамичная эстетическая концепция. Моделирование светом и красочным мазком. Атектоничность барокко. Новые живописные жанры в национальных школах искусства. Усиление религиозной тематики. Особенности архитектуры барокко: фасад-декорация, усиление черт изобразительности, стилизация, обилие декора, использование оптических эффектов. Музыка: циклические музыкальные формы (соната, концерт), многочастные произведения (опера), оратория. Произведения и представители.

Формирование абсолютизма. Классицизм XVII века: принципы эстетической организации. Античные формы. Французский классицизм в литературе. Очеловечивание разума. Основной творческий метод просвещенческого классицизма – просветительский универсализм. Организация формы, времени и пространства в искусстве и литературе эпохи Просвещения. Художественные особенности в живописи: целостность линии, светотеневая моделировка, независимость света от человека, гашение теневой основы цвета, статика. Направления в искусстве и литературе Просвещения: интеллектуализм и сентиментализм.

^ РАЗДЕЛ 11. Стили и направления в искусстве XIX века (живопись, архитектура, скульптура).

Исторические особенности периода. Основные художественные направления XIX века: романтизм и реализм. Романтизм как тип творчества в литературе, музыке, изобразительном искусстве. Виды и жанры литературы XIX века. Принципы построения классического романа. Основы романтического конфликта, драматизация конфликта, динамизм. Французский и немецкий романтизм в литературе. Немецкий романтизм в музыке. Итальянская романтическая опера.

Реализм как тип творчества, виды реализма.

Нарушение баланса: путь к дисгармонии и деструктивности. Нарастание конфликта иррационального разрушения личности и драматизма свободы. Первый развал онтологической формы: импрессионизм в искусстве, автономия формы и цвета. Физиологизм и натурализм в литературе. Начало формирования принципов модерна в искусстве.


РАЗДЕЛ 12. Особенности некоторых художественных направлений литературы и ис­кусства XX века.

Исторический перелом. Особенности нового этапа – империализм.

12.1. Начало века. Кризис индивидуалистически-рационалистической модели западноевропейской культуры. Символизм, неоромантизм, модерн, постимпрессионизм. Аналитический стилевой хаос. Начало распада формы и геометризация пространства (кубизм и абстракционизм), взрыв цвета (фовизм), экспрессия формы (экспрессионизм). Синтез стилей (футуризм) и самосознание авангарда в искусстве и литературе (хаотизация текста). Утрата литературой жанровой определенности. Эссеистика и «поток сознания». Экзистенциализм в литературе. Абстракционизм в искусстве. Логическое завершение авангарда в искусстве: дадаизм. Сюрреализм.

Киноискусство как способ перевоссоздания мира

12.1. Послевоенный «неореализм». Интеллектуализм. Постструктурализм. Постмодернизм. Второй кризис новоевропейской культуры.


^ 7.2. Форма проведения занятий

Лекции с наглядными примерами. В конце лекции вопросы студентов и ответы на них.

8. Практические занятия.

Практические занятия проводятся по истории русского искусства (за исключением первого вводного занятия).

8.1. Основные темы.

Тема 1. Искусствознание и литературоведение (2 часа).

  1. Художественная культура: понятие, составные элементы.

  2. Искусствознание и литературоведение как научные дисциплины.

  3. Искусство в системе культуры. Природа и сущность искусства. Функции искусства.

  4. Искусство и религия, искусство и государство, искусство и наука.

Тема 2. Искусство и литература Древней Руси (9 – 12 вв.)(2 часа).

  1. Византийская художественная система.

  2. Архитектура и живопись Киевской Руси.

  3. Художественное ремесло в Киевской Руси.

  4. Литература Киевской Руси.


Тема 3.Культура Руси периода феодальной раздробленности и начала объединения русских земель (13 – 16 вв.) (2 часа).

1.Особенности культурного развития Владимиро-Суздальского княжества (живопись и архитектура).

  1. Особенности Новгородской и Псковской культуры.

  2. Особенности культурного развития Московской Руси (14 – 16 вв.)


Тема 4. Русская культура XVII века (4 часа).

  1. Социально- исторические условия развития русской культуры XVII века.

2. Литература. Народные сказания и повести. «Смеховая» народная культура. Мемуарная литература. Реформирование русского стихосложения и Симеон Полоцкий. Переводные литературные произведения.

3.Архитектура. Шатровый стиль. Московское (нарышкинское) барокко.

4. Живопись. Годуновская и строгановская школы. Творчество Симона Ушакова, царские изографы, парсуна, гравюра. Прикладное искусство.

5. Музыка и театр: «канты», народный театр, царский театр, балет.


Тема 5. Русская культура XVIII века. Развитие светской культуры (4 часа).


  1. Особенности русской литературы петровского периода. Основные направления и представители.

  2. Традиции и представители классицизма и сентиментализма в русской литературе второй половины XVIII века (поэзия, драма, сатира).

  3. Архитектура первой половины XVIII века: влияние западноевропейского барокко, национальные особенности, представители и памятники. Новые принципы градостроительства.

  4. Архитектура второй половины XVIII века: барокко и классицизм.

  5. Русская живопись XVIII века. Классицизм и сентиментализм. Жанры и представители.

  6. Русская скульптура XVIII века.

  7. Церковная и светская музыкальная культура.



Тема 6. Русская литература первой половины XIX века (2 часа).

  1. Стилевое и жанровое разнообразие искусства и литературы как особенность эпохи.

  2. Просветительская деятельность. Издательское дело. Журналистика.

  3. Русская классическая литература, ее основные черты и традиции. Литература как культурная доминанта эпохи.

  4. Сентиментализм, романтизм, реализм в русской литературе. Особенности на русской почве. Представители.


Тема 7. Русское искусство первой половины XIX века (2 часа).

  1. Архитектура и градостроительство. Поздний классицизм, русско-византийский стиль (Москва и Петербург).

  2. Живопись и скульптура. Традиции классицизма (академическая школа). Романтизм и реализм. Жанры русского изобразительного искусства.

  3. Музыка и театр. Начало формирования национальной музыкальной школы. Романс и опера. Виды театров, основы русской театральной школы. Основы русского классического балета.


Тема 8. Русская литература второй половины XIX века (2 часа).

  1. Критический реализм, психологический реализм. Драматический жанр, сатира.

  2. Проблемно-тематический комплекс русской религиозно-философской литературы. Представители.


Тема 9. Русское искусство второй половины XIX века (4 часа).

  1. Архитектура и скульптура. Архитектурная эклектика, «русский» стиль. Основные представители русской скульптуры (монументальная и портретная скульптура).

  2. Русская живопись. Утверждение реализма как ведущего направления. Школа передвижников. Жанры и их представители. Влияние французской школы импрессионизма.

  3. Русская музыкальная школа: традиции и формы творчества, особенности. «Могучая кучка» и другие композиторы. Произведения.

  4. Театр и балет.

Тема 10. «Серебряный век» русской культуры (4 часа).

  1. Характеристика системы культурных ценностей на рубеже XIX—XX веков. Зарождение новой культурной парадигмы, ее основные черты. Соотношение «традиции» и «новаторства» в культуре переходного периода.

  2. Новые течения в литературе: символизм, акмеизм, футуризм. Новые изобразительные формы, средства, эстетические принципы.

  3. Архитектура: модерн, неорусский стиль, неоклассицизм. Живопись: «Мир искусства», «русский авангард».

  4. Музыка и хореография. Русская вокальная школа. Популяризация русского театрально-музыкального искусства..

  5. Развитие русского кинематографа.

Тема 11. Советская культура довоенного периода и периода ВОВ (2 часа).

  1. Художественная жизнь 1920-х годов (литературные, музыкальные, художественные объединения). Новые задачи, тематика и проблематика.

  2. Искусство и литература в 1930-е годы. Русское зарубежье.

  3. Искусство и литература в годы ВОВ. Военная публицистика, антифашистские произведения, художественное и документальное кино.

Тема 12. Русская культура второй половины XX века (4 часа).

  1. Послевоенный период и «оттепель» в искусстве и литературе.

  2. Правозащитное движение, диссидентство. «Тамиздат» и «самиздат».

  3. Характеристика состояния культуры конца XX века и анализ альтернативных вариантов ее развития.

  4. Искусство и экономика. Массовая и элитарная культура и искусство.

  5. Современные направления литературы и искусства. Глобализация искусства.

  6. Журналистика как искусство. Тенденции развития.

^ 8.2. Форма проведения занятий

Доклады, дискуссии по наиболее интересным вопросам литературы и искусства по выбору студентов, ответы на тестовые задания совместно и по вариантам индивидуально.

^ 9. Лабораторные занятия - не предусмотрены.

  1. Семинарские занятия - см. практические занятия.

  2. Другие виды аудиторных работ - отсутствуют.

  3. Курсовой проект (курсовая работа)

^ 12.1. Перечень рекомендуемых тем: приведены в методических указаниях «История мирового искусства и литературы».

13. Другие виды самостоятельной работы

Подготовка к семинарским занятиям.


14. Учебная литература:

ОСНОВНАЯ:

Мировая художественная культура. Под ред. проф. Б.А.Эренгросс. М: «Высшая школа», 2001.

Основы теории художественной культуры. Санкт-Петербург, 2001

Кирьянова Н.В. История мировой и отечественной литературы и искусства. Пенза, 2003.

Н.Н. Петрухинцев. XX лекций по истории мировой культуры. – М., 2001.

^ ОБЩАЯ ПО КУРСУ:

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. – М., 1989.

Аникин В. Русское народное творчество. - М.,2001.

Арган Дж. История итальянского искусства. - М.,2000.

Аркин Д. Образы скульптуры. М., 1961.

Асеев Б.Н. Русский драматический театр от его истоков до конца XVIII века. М., 1977.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М.,1983.

Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности М., 1989.

Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Возрож­дения. - М., 1990.

Биографические очерки/Авт. вступ. ст. Л.А. Аннинский. М., 1993.

Бондарев Ю.М. Словарь мифов. - М., 2000.

Боннар А. Греческая цивилизация. В 2-х т. - М., 1999.

Бродский Б. Связь времен. – М., 1974.

Брюсова В.Г. Русская живопись 17 века. - М.,1984.

Вагнер Г.К. Проблема жанров в древнерусском искусстве. - М.1974.

Ветлицина И.М. Некоторые черты русской оркестровой культуры XVIII века. М.,1983..

Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. М., 1978.

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. - М.,1972

Возрождение в Италии. М., 1996.

Возрождение/Под ред. Ц.Г. Нессельштраус. М., 1982.

Воронина Т.С.,Мальцева Н.Л., Стародубова В.В. Искусство Возрождения в Нидер­ландах, Франции, Англии. - М.,1994

Всеобщая история искусств. Т. III. Кн. I. M., 1960.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. СП-б, 1885.

Гомбрих Э. История искусства. М, 1998. Гл. 8—11.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

Даркевич В.П. Народная культура средневековья. М.,1992

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. 2. М., 1996.

Дудова Л.В., Михальская Н.П., Трыков В.П. Модернизм в зарубежной литературе. - М., 2001.

Европейская поэзия XVII века (Серия «Библиотека всемирной литературы» БВЛ). М, 1997.

Зарубежная литература XX века: Практикум/ Составление и общая ред.Н.П.Михальской и Л.В.Дудовой. М,2004.

Золоева Л., Порьяз А. Мировая культура. Древняя Греция. Древний Рим. - М., 2001

Искусство средних веков и Возрождения: Энциклопедия/

История Западноевропейского искусства: III – XX века. – М., 1940.

История западноевропейской музыки до 1789 г. – М., 1982.

История искусств Стран Западной Европы от Возрождения до начала ХХвека. -М.,1995

История искусства зарубежных стран: Средние века. Возрождение. – М., 1992.

История русского искусства. Под ред.И.А.Бартенева, Р.И.Власовой. - М.,1987.

История русского искусства./ под ред.М.М.Раковой и И.В.Рязанцева. - М.,1991.

История русской архитектуры. М., 1956.

Киреева Н.В.Постмодернизм в зарубежной литературе. М.,2004.

Коваленская Н.Н. Русский классицизм. М., 1964.

Колпинский Ю.Д.Великое наследие античной Эллады и его значение для современно­сти. -М.,1977.

Кравцов Н.И., Лазутин С.Г. Русское нарадное творчество. - М., 1983.

Краснобаев Б.И. Очерки истории русской культуры XVIII века. М., 1987.

Красовский М. Курс истории русской архитектуры. Деревянное зодчество.- Пг.,1916.

Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. - М., 2001.

Лазарев В.Н. Русская иконопись. - М.Д995.

Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт.

Лосев А. Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

Лосев А.Ф. История античной эстетики. В 2-х т. - М.,1988.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века.

М.,2001.

Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.

Муратова К.М. Мастера французской готики. М.,1988

Никола М.И. Античная литература.- М.,2001.

Овчинникова Е.С. Портрет в русском искусстве ХУП века. - М.,1955

Панченко A.M. Русская культура в канун Петровских реформ. Л., 1984.

Песнь о Нибелунгах (БВЛ). М., 1975.

Песнь о Роланде (БВЛ). М., 1976.

Полевой В.М. Искусство XX века. М.,1991.

Порьяз А. Мировая культура. Средневековье. - М.,2001

Рапацкая Л.А. Русское искусство XVIII века. М., 1995.

Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. – М., 1966.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М.,1988.

Рычкова Ю. Краткая история живописи. М.,2002.

Сарабьянов В.Д. История русского искусства второй половины XIX века. - М., 1991.

Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М., 1980.
Скурлов В., Смородинова Г. Фаберже и русские придворные ювелиры XIX в. -

Свирин А.Н. Прикладное искусство: ХУП в. // История Москвы. Т.1. - М.,1952.

Семенова М. Мы - славяне! - М., 1997.

Серман И.З. Русский классицизм: Поэзия. Драма. Сатира. Л., 1973.

Соколов А.Г. История русской литературы Х1Х-нач.ХХ вв. - М.,1999.

Соколов И. Искусство Древней Греции. - М, 1980.

СтаньковаЯ., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Тарле Е. История Италии в новое время. СПб., 1901.

Тахо-Годи А.А. Античная литература. -М.,2001.

Тиц А.А. Русское каменное жилое зодчество ХУП века. - М.,1966.

Тронский И.М. История античной литературы. – 1983.

Трыков В.П. Зарубежная литература конца Х1Х-начала XX веков. М., 2001.

Фромантен Э. О Рембрандте. М.—Л., 1936.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. М., 1993.

Энциклопедия искусства XX века / Автор-сост. О.Б.Краснова. М.,2002.


^ 15. Методическая литература.

1. Кирьянова Н.В. История мирового искусства и литературы. Темы. Контрольные вопросы, планы семинар­ских занятий и методические указания. Пенза. 2003.


^ 16. Сведения о переутверждении программы на очередной учебный год и регистра­ции изменений



Учебный Год

Учебная группа

Решение ка-фе-дры (N° прото-кола, дата, под­пись завка­федрой)

Решение вы­пускающей кафедры (№ протокола, дата, под­пись зав. ка­федрой)

Лектор

{разработчик

программы)

Номер изменения

2006 - 2007




















































Примечание - Тексты изменений прилагаются


^ График самостоятельной работы студентов по дисциплине

«Искусство и литература»


Неделя

Часов сам. работы

Содержание самостоятельной работы

Учебно-методическое обеспечение

Форма контроля

1

2

3

4

5

1 семестр

1-я

4

Самостоятельное изучение тем (вопросы лекции и практического занятия):

Общие теоретические сведения по литературо­ведению и искусство ве­дению.




Основы теории художественной культуры. Санкт-Петербург, 2001


Кирьянова Н.В. История мировой и отечественной литературы и искусства. Пенза, 2003.



В ходе практического занятия, зачета.

2-я

4

Подготовка к практическому занятию по Искусству и литературе Древней Руси (9-12 века)–2 ч.


Самостоятельное изучение темы по искусству европейского средневековья – 2 ч.

По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.





В ходе практического занятия, зачета.

3-я

4

Подготовка к практическому занятию по культуре Руси периода раздробленности – 2 ч.

Самостоятельное изучение темы по искусству Ренессанса–2 ч.

По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.

4-я

4

Подготовка к практическому занятию по культуре Руси XVII века – 4 ч.



По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.

5-я

4

Самостоятельное изучение темы по искусству европейского Просвещения – 4 ч.

По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.

6-я

4

Подготовка к практическому занятию по культуре Руси XVIII в. - 4 ч.


По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.


7-я

4

Самостоятельное изучение темы «Особенности искусства и литературы XIX в. в Европе» – 4. ч

По плану практических занятий. Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.

8-я

2

Подготовка к практическому занятию «Русская литература XIX в.» –2 ч.



По плану семинарских занятий.


Список рекомендуемой литературы.




В ходе практического занятия, зачета.

9-я

4

Самостоятельное изучение тем: «Особенности некоторых художественных направлений»– 4 ч.

По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.


В ходе практического занятия, зачета.

10-я

4

Подготовка к практическому занятию по русскому искусству «серебряного века»


По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.



В ходе практического занятия, зачета.

11-я

6

Самостоятельное изучение темы: «Особенности некоторых художественных направлений»– 4 ч.

Подготовка к практическому занятию по русскому искусству «серебряного века» - 2 ч.




По плану практических занятий.

Список рекомендуемой литературы.





В ходе практического занятия, зачета.



12-я

10

Подготовка к практическому занятию по русскому довоенному искусству – 4.ч.

Самостоятельное изучение темы: «Особенности некоторых художественных направлений»– 6 ч.


По плану семинарских занятий.


Список рекомендуемой литературы.



В ходе практического занятия, зачета.

13-я




Подготовка курсовой работы:

Подбор литературы по теме

Самостоятельный подбор литературы, список рекомендуемой литературы

Индивидуальная консультация


14-я




Подготовка курсовой работы:

Составление плана с последующим обсуждением с руководителем.

-


-


Индивидуальная консультация



15-я




Подготовка курсовой работы:

Написание чернового варианта курсовой работы с последующим обсуждением с руководителем.


-

Индивидуальная консультация


16-я




Подготовка курсовой работы:

Корректировка и предоставление окончательного варианта работы руководителю.

-


Индивидуальная консультация



17-я




Защита курсовой работы:


-

Собеседование




68











^ Методические указания к написанию курсовых работ

для студентов очного отделения по дисциплине

«Искусство и литература»


Целью является знакомство и осмысление классических произведений мировой литературы и искусства, анализ основных тенденций и направлений, стилей развития мирового художественного творчества, понимание проблем и типов творчества, взаимосвязей различных культур и цивилизаций.


Объектом исследования является история мировой литературы и искусства в качестве культурных феноменов на различных стадиях, закономерности их развития.

Предметом исследования являются конкретные виды искусства и литературы, выдающиеся произведения, ставшие культурными явлениями не только для своего времени, исторический контекст их появления, творчество выдающихся мастеров, искусствоведческий анализ основных течений и направлений в искусстве.






оставить комментарий
страница1/2
Дата22.06.2012
Размер0,56 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх