Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ, N35, 2002 Конференция \"Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации\", icon

Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ, N35, 2002 Конференция "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации",


Смотрите также:
Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов...
С. Л. Катанандову Уважаемый Сергей Леонидович!...
1. Межэтнические отношения и конфликты в постсоветских государствах...
Природа в татарской поэзии начала ХХ века и в корейской лирике 1920-х гг...
Приволжский Федеральный округ Республика Татарстан Паспорт культурной жизни...
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»...
«Казанский (Приволжский) федеральный университет»...
Паспорт культурной жизни приволжский федеральный округ Республика Марий Эл...
Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный...
Семинар по экологическому информационному управлению и отчетности на национальным и местном...
Научно-методическая конференция «Современные информационные технологии в образовании: Южный...
Традиции классицизма в драматургии гаяза исхаки (к проблеме мотивов государственности) 10. 01...



Загрузка...
скачать
Абдрахманов Р. АН Татарстана – за сохранение единого татарского этноса //Бюллетень Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. Приволжский федеральный округ, N35, 2002


Конференция "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации", состоявшаяся в конце прошлой недели в Академии наук Татарстана, стала, безусловно, событием не только научным, но и политическим. Особую политическую актуальность ему придают продолжающееся уже на протяжении двух лет давление на суверенитет РТ, новые проблемы в связи с предстоящей переписью, угроза запрета Госдумой РФ использования латиницы в письменности татарского языка и т. д. Согласно информации, полученной от организаторов, на конференцию были приглашены известные ученые из Москвы, Уфы, Тюмени и других городов РФ, в частности, директор ИЭА РАН профессор В. Тишков; ждали и Министра по делам национальностей РФ В. Зорина.

Заместитель председателя Госсовета РТ Р. Миннуллин был непривычно резок в оценках нынешней российской национальной политики. По его мнению, принятие Думой закона, препятствующего переходу татарского языка на латинский алфавит, – это один из шагов к фактической реализации в РФ американской идеи "плавильного котла" для наций. Из этой же "оперы" – стремление некоторых политиков ликвидировать национальные республики и "укрупнить регионы".

Президент АН РТ М. Хасанов, напомнив о советском периоде исторической науки в ТАССР с его узкорегиональным подходом, критиковал научные исследования того времени, посвященные этнокультурному и языковому развитию та-тар. В результате именно такого подхода возникли локальные истории татар, появились квазинациональности. Это наследие советской политики сейчас и дает о себе знать.

Р. Хакимов говорил о политических аспектах единства татарской нации. Татары поделены на несколько групп – почему же тогда не поделены таким же образом русские: не выделены, например, казаки или поморы? По его мнению, есть политический заказ по отношению к татарам, и нет его по отношению к русским; в результате происходит политизация переписи. В целом же, уверен он, все, что происходит сейчас с Татарстаном и татарами, – это своего рода реакция на то, что в последнее десятилетие значительно увеличилось влияние татар и ислама в России... Ответом могло бы стать создание общефедеральной партии, которая должна защищать интересы татарской нации. Сейчас на эту роль претендует Евразийская партия (лидер – Ниязов), но не очень успешно. Пока же единственным реальным символом объединения татар в России является президент Татар-стана М. Шаймиев. Что касается новой редакции Конституции Татарстана, которая тоже не устраивает российскую прокуратуру, – здесь, по мнению Хакимова, у республиканских властей остается единственный резерв: обратиться к народу. Поясним это небольшое отступление от непосредственной темы конференции.

Дело в том, что практически сразу после пуб-личной благодарности президента России в адрес депутатов Госсовета РТ за приведение республиканской Конституции в соответствие с федеральной зам. генпрокурора России А. Звягинцев направил местным народным избранникам протест – уже на новую Конституцию, которая, по его мнению, по-прежнему не соответствует российской. Мне уже приходилось писать, что положения о суверенитете республики, гражданстве, двуязычии президента и договорных отношениях, опротестованные российской прокуратурой еще в 2001 – начале 2002 гг., пусть в сильно урезанном виде, но вошли и в новую редакцию Конституции РТ. Так вот, исходя из этого нового протеста, некоторые местные аналитики предположили, что в нашей стране сложно представить, будто вторая серия "приведения в соответствие" могла начаться без высшего на то благословения – следовательно, вновь предстоит вносить изменения в Конституцию РТ ... Любопытно, что буквально на днях коллегии Верховного суда РТ предстоит рассмотреть жалобу жителя Набережных Челнов А. Аглиуллина, который оспаривает право депутатов Госсовета РТ изменять Конституцию рес-публики в ее статусной части. Он утверждает, что депутаты незаконно изме-нили 61-ю статью старой Кон-ституции РТ, поскольку прежняя редакция статусной статьи "Республика Татарстан – суверенное государство, субъект международного права, ассоциированное с Российской Федерацией на основе договора..." дословно повторяет формулировку референдума 1992 г. Следо-вательно, депутаты, взявшиеся ее править, присвоили себе не свойственные им властные полномочия: решение, принятое на референдуме, можно отменить лишь решением другого референдума, чего, как известно, не было. На основании этого гражданин Аглиуллин требует, во-первых, признать действия Госсовета по изменению ста-тьи о государственном статусе Татарстана незаконными, а во-вторых, отменить постановление парламента о принятии в третьем чтении Закона РТ "О внесении изменений и дополнений в Конституцию РТ" от 19 апреля 2002 года. Словом, продолжение этой темы в любом случае следует …

А пока вернемся к докладчикам. В своем выступлении этнолог Д. Исхаков заявил, что многие вещи, о которых сейчас говорят, готовились властями очень давно... В частности, под грифом Института этнологии и антропологии РАН, получившего специальный грант Госкомстата РФ на разработку перечня народов страны, еще в прошлом году вышло отдельное издание, посвященное предстоящей переписи. В нем говорилось, что "в зависимости от … точек зрения, в т. ч. и политической конъюнктуры, список этнических групп татар может быть существенно увеличен". По мнению Д. Исхакова, такое высказывание может принадлежать только крайнему конструктивисту, полагающему, что новые этнические образования можно скроить в два счета … Ученый напоминает, что в мировой этнологической науке существует и совершенно иная точка зрения относительно природы этнического, получившая название примордиализма. Она исходит из того, что у современных наций есть глубокое историческое измерение, не позволяющее создавать их "из ничего": речь идет о том, что без культурного материала, включающего и общий исторический багаж в виде "мобилизуемого прошлого", с конструированием ничего не получится. В условиях, когда пред-принимается широкомасштабная акция по разрушению единства татарской на-ции, продолжил автор, нелишним будет обратиться к проблеме этнических аспектов этого единства и к историческому измерению татарской национальной общности.

По мнению Исхакова, вряд ли сегодня кто-нибудь может взять на себя смелость оспорить ключевое положение, сформулированное современной исторической наукой, а именно: общим предком всех общностей, имеющих этноним "татары", является этнос средневековых татар, сложившийся в рамках державы мирового уровня – Золотой Орды (Улуса Джучи). Несмотря на то, что это государство было многонацио-нальным, его "державным народом", как бы сейчас сказали, "государствообразующим этносом", были татары. В этом отношении Золотая Орда являлась национальным государством всех та-тар. Распад этого государства привел к формированию в первой половине XV в. и несколько позже целого созвездия татарских государств: Казанского, Крымского, Касимовского, Астраханского, Шейбанидского (на его основе – Тюменского, позже – Сибирского ханств), Большой и Ногайской Орд. В границах этих, получивших в науке определение "позднезолотордынских" государств, за исключением распавшейся около 1502 г. Большой Орды, шло формирование са-мостоятельных татарских этнополитических общностей. Сегодня в лице разных этнических групп татар мы в большинстве случаев имеем дело с наследниками указанных этнополитических обра-зований. Хотя те этнические общности, которые в XV-XVI вв., иногда и позже (крымские татары и др.), переживали в рамках этих государств процесс становления, можно было бы по принятой в науке классификации именовать феодальными народностями (халык), на деле они сохраняли между собой обширные политические и этнокультурные контакты, поддерживаемые сложившимися ранее институциональными механизмами. Поэтому период татарских ханств остается временем продолжения этнической истории золотоордынско-татарской этнополитической общности. Далее автор привел некоторые весомые аргументы в поддержку своих тезисов, которые по причине нехватки места мы не воспроизводим (думается, если автор не будет возражать, в одном из номеров бюллетеня можно было бы дать полный текст этого интересного не только с политической, но и с научной точки зрения выступления ученого). Приведу лишь окончание: "В условиях, когда Татарстан является единственным политически организованным центром татар в Евразии (исключением не являются и не восстановившие еще свою государственность крымские татары), имеющим полноценную академическую историческую науку, именно в национальной истории, готовящейся тут, должны найти полноценное отражение истории всех татарских групп и их государств, включая и Крымское ханство". В заключение ученый предложил компромиссное решение по подготовке переписи 2002 г.: те этнические сообщества, которые претендуют на самостоятельность, должны заранее оповестить федеральные власти, что они – все равно внутри единой нации.

Были доклады и представителей татар-кряшен. В частности, ученый из Института языка, литературы и искусства АНТ Г. Макаров поднял проблему изучения кряшенской истории, на которую в Татарстане, по его мнению, не обращают должного внимания: в средствах массовой информации царит монополия татарской и мусульманской тематики. Макаров считает, что необходимы взвешенные концепции татарской истории и культуры с учетом различных культурных сообществ внутри татарского этноса. Вместо этого нередко происходит попытка унификации татарского народа. Этот путь, по его мнению, может привести не к единению татар, а к обратному эффекту...

"Татары-кряшены как этноконфессиональная общность в составе татарской нации" – такой доклад представил другой представитель татар-кряшен ученого сообщества Татарстана профессор В. Иванов. По мнению этого ученого, данная проблема очень запутана в силу специфики ее объекта, а также по этнографическим, идеологическим и иным причинам. К ней необходимо подойти академически, с позиций историзма и объективности, но в настоящее время сделать это тоже сложно, поскольку она актуализирована в связи с предстоящей переписью населения в октябре 2002 г. По этому вопросу имеется многочисленная и противоречивая литература, полагает автор, в течение ряда десятилетий изучивший более 130 работ, хронологически охватывающих XIX-XX века. С точки зрения Иванова, наиболее ценными являются книги Ю. Мухаметшина "Татары-кряшены" (М., 1977), М. Глухова "Татарика" (Казань, 1996) и фундаментальный труд "Татары" (М., 2000), в котором кряшенская тематика проходит как "сквозная проблема" татарского этногенеза со времени распада Тюркского каганата. Именно с этого времени, сделал вывод автор, началось формирование кряшен как этноконфессиональной общности в составе татарской нации, как субэтносов этого народа. Как известно, продолжает Иванов, долгое время в литературе доминировала концепция, которая игнорирует самобытность кряшен и ведет отсчет их истории с насильственной христианизации после падения Казанского ханства в XYI веке. Он обратил внимание на то, что многие татары, принявшие христианство, никогда не называли себя кряшенами; с другой стороны, большинство кряшен "советских поколений" не имели возможности совершать таинство крещения и, тем не менее, продолжают считать себя кряшенами; а разве можно назвать кряшенами тысячи потомков поволжского населения, в свое время действительно принявшего христианство? Все это важно учитывать, когда обсуждается эта тема.

По итогам переписи 1926 г., напомнил ученый, кряшен-татар в ТАССР было 99041 человек (с учетом кряшен-бесермян и кряшен-нагайбаков – 120 тыс.). При этом на сегодняшний день не был обнаружен ни один источник, где бы выделялся самостоятельный кряшенский этнос. Выборочные социологические исследования, проведенные в дни Троицы (когда съезжаются кряшены с разных областей РФ) в 1998 г. в селах Чистопольского и Мамадышского районов, которые конечно, по признанию Иванова, не могут претендовать на репрезентативность, показали, что из 70 человек 69 идентифицировали себя как кряшены-татары. Есть и другие, более репрезентативные исследования, которые в процессе подготовки переписи необходимо опубликовать в СМИ и научной литературе, не политизируя эту проблему татарского этногенеза. И конечно, надо избавляться от поверхностных представлений, будто бы кряшены – это лишь татары, принявшие христианство при Иване IV и в последующие годы, хотя, безусловно, практика крещения инородцев, в том числе татар, общеизвестна. Автор делает следующий вывод: кряшены являются древним тюркским народом – субэтносом современных татар.

В завершение участники конференции приняли резолюцию (см. Приложение).


P.S. А тем временем подробная инструкция на тему "как стать кряшеном" появилась в Интернете. Об этом рассказал сотрудник газеты "Восточный экспресс" (14.06.02) Р. Билалов. Вообще-то о планах создания сайта www.kryashen.ru было известно с тех пор, когда в Татарстане стали усиленно обсуждать, останутся или нет кряшены частью татарской нации после переписи населения ближайшей осенью. И в контексте этой дискуссии создание сайта можно расценивать как ход тех сил, которые хотели бы видеть кряшен отдельным этносом, – полагает автор.

Средства на создание (и поддержку) сайта общественная организация кряшен Казани выиграла на ярмарке социальных и культурных проектов "Саратов-2001", организованной Приволжским федеральным округом. Об этом мне уже приходилось писать в предыдущих выпусках бюллетеня. Новое, на что обращает внимание автор статьи, состоит в следующем: в качестве идеолога названного проекта значится А. Журавский, который много лет был известен как пресс-атташе Казанской епархии. Сейчас он руководит лабораторией субконфессиональных и этноконфессиональных групп Приволжского гуманитарно-теологического института.

Как известно, кто платит, тот и заказывает музыку. Какая же музыка звучит на Кряшен.ру? Идеология сайта обозначена на первой же его странице: "наращивание и приумножение культурного потенциала кряшенского сообщества, формирование открытого диалога кряшен с другими этнокультурными сообществами Поволжья, России, мира"; и тут же, на первой странице, написано, что сайт делается на четырех языках – русском, татарском, английском и... кряшенском. Правда, на "кряшенском языке" нет ни одного слова, как, впрочем, и на татарском, но как говорится, "лиха беда начало" … Естественно, на сайте разъясняется, что кряшены были ошибочно приписаны к татарам, и даже что "в Татарстане началось преследование лидеров кря-шенского движения". Миссионеров Малова и Ильминского, которые среди татар-мусульман считаются наиболее рьяными сторонниками христианизации инородцев Казанской губернии, Кряшен.ру называет людьми, которые сыграли исключительно положительную роль в судьбе народов Поволжья.

Но самое важное и интересное в конце: на сайте даны четкие рекомендации кряшенам о том, как вести себя во время переписи. "Знайте, что Вы имеет полное право назвать себя кряшеном, и никто из переписчиков не имеет право отказать Вам записаться кряшеном. Если Вы назвали себя кряшеном, то переписчик не имеет права записать Вас татарином, русским или представителем другой национальности! Обязательно проверьте, что переписчик записал Вас именно кря-шеном", – дает совет Кряшен.ру.


Приложение:


Резолюция научной конференции АН

Республики Татарстан "Цивилизационные, этнокультурные и политические аспекты единства татарской нации"

1. Татары относятся к числу народов Евразии, создавших самостоятельную, уникальную цивилизацию и прошедших с раннего средневековья ряд этапов государственного развития. На территории Российской Федерации они являются одним из государствообразующих народов и имеют право на сохранение своей этнической целостности и полноценное национально-культурное развитие.

2. Татары на рубеже Х1Х-ХХ вв. прошли этап национальной консолидации, о чем свидетельствует весь комплекс научных данных. Во-первых, народная культура татар, несмотря на сохранение ее региональной вариативности (как у всякой крупной этнической общности), в своей основе едина. Во-вторых, татарский язык, несмотря на наличие диалектов, является единым и развитым языком тюркской группы. В-третьих, уже во второй половине XIX – начале XX вв. сложилась общенациональная профессиональная культура, обслуживающая всех татар. Этот слой культуры развивается благодаря разветвленной институциональной системе СМИ, издательств, учреждений культуры, науки и т. д. В-четвертых, в результате этнической консолидации еще в начале XX века сложилось общетатарское самосознание, выраженное в этнониме "татар", что подтверждается, в частности, результатами переписи 1926 г.

3. Сохранение к началу XX в. у некоторых групп татар локальных наименований указывает на территориальную вариативность татарской культуры, но это не служит основанием для преуменьшения степени достигнутой этнической консолидации. Исследователи отмечают сложную, иерархическую структуру татарского народа, соподчиненность разных этнических групп, многослойность этнического самосознания, что характерно для всех развитых наций.

4. Во второй половине 1980-х гг. произошел всплеск этнорегионального и этноконфессионального самосознания. Это общее явление для всех народов СССР, включая русских. Сказалось и ослабление в советский период культурно-информационных связей этнического ядра нации, сосредоточенного в Татарстане, с татарами, проживающими в других регионах России. Следует признать определенное увлечение ученых Татарстана локальными исследованиями в ущерб изучению общих проблем этнокультурного и языкового развития татар. Наука Татарстана вовремя не обратила внимания также на то, что в условиях роста религиозности между основной массой татар, исповедующих ислам, и татарами, исповедующими православие, возникла определенная конфессиональная граница.

5. Общенациональная идентичность как итог многовекового развития татар является высшей ценностью, и отказ от нее в пользу других наименований не может быть простым механическим актом, ибо содержит в себе потенциальную угрозу разрыва с единой татарской культурой и, как следствие, снижения уровня культуры, ее "фольклоризации" и последующей ассимиляции другими, более развитыми народами. Оптимальным для таких групп явилось бы закрепление их особого статуса в рамках татарской нации.

6. Академия наук Республики Татарстан считает, что во время переписи 2002 г. учет всех этнокультурных групп татар должен вестись в составе единой нации.

7. В современных условиях перед Академией наук Республики Татарстан стоят следующие задачи:

- разработка теоретико-методологических основ единства татар на основе новейших достижений мировой науки;

- комплексный подход к исследованию истории и культуры татар;

- исследование региональных особенностей в сочетании с общими закономерностями развития татар как единой общности;

- подготовка предложений в государственные органы Республики Татарстан по созданию новых институциональных механизмов по удовлетворению культурных нужд татарского населения в регионах его дисперсного проживания;

- предложить органам РТ учредить праздник татарского языка.




Скачать 120,84 Kb.
оставить комментарий
Дата21.06.2012
Размер120,84 Kb.
ТипБюллетень, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх