«Издательство \\\"Петрополис\\\"» icon

«Издательство \"Петрополис\"»


Смотрите также:
Кучурин В. В м. Соловьев: христианин и ученый. Спб.: Ооо «Петрополис», 2001. 116 с...
Лекция 1-я, вводная: Опринципах построения современной эстетической теории 13...
Концепция нарративности знания по Лиотару. Постмодерн как недоверие к метанарративам...
Книга рассчитана на широкий круг читателей...
Книга рассчитана на широкий круг читателей...
«Петрополис»
«Петрополис»
Книга, несомненно, полезна и чистым теоретикам и тем...
Книга, несомненно...
Введение в семиологию...
Планировать исследование в соответствии с поставленными задачами...
Планировать исследование в соответствии с поставленными задачами...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
скачать
М. С. КАГАН

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ

Историографический очерк и проблемы современной методологии.

Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типа

от первобытности к Возрождению

Второе издание

Издательство «Петрополис»

Санкт-Петербург

2003

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 2

УДК 814.2

ББК 87.8

К12

М. С. Каган. ^ ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ.

Книга первая. Историографический очерк, проблемы современной методологии.

Закономерности культурогенеза, этапы развития культуры традиционного типа от

первобытности к Возрождению. Санкт-Петербург: ООО «Издательство "Петрополис"», 2003

— 368 с. ^ Второе издание

Федеральная программа книгоиздания России

В книге излагается новая концепция закономерностей развития мировой культуры,

основанная на их синергетическом осмыслении; это потребовало рассмотреть вначале

различные точки зрения на историю человечества, обосновать понимание автором сущности

и строения культуры, сформулировать основные положения синергетики науки о процессах

развития сложных систем, а затем с этих позиций выявить закономерности культурогенеза

и пути развития культуры традиционного типа в первобытности, древности и средневековье.

^ Во второй части данного труда, в этом же методологическом ключе, рассматриваются те

радикальные изменения, которые происходили в культуре на протяжении последних пяти

веков, в результате вытеснения традиционной культуры, порожденной мифологическим

сознанием, новым типом человеческой деятельности, основанной на творчестве личности,

освобождавшейся от подчинения мифологическим догмам. Завершается данное исследование

анализом противоречий и перспектив развития культуры в XXI веке.

^ Работа предназначена для всех, кто преподает и кто изучает историю культуры в

университетах и гимназиях, но может быть интересна и всем, кто стремится

самостоятельно постичь логику развития человечества

ISBN 5-94656-007-7

© Каган М. С, 2003 © ООО «Издательство "Петрополис"», 2003

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 3

^ Электронное оглавление

Электронное оглавление .........................................................................................3

Эл.оглавление для иллюстраций и таблиц .........................................................6

КНИГА ПЕРВАЯ ......................................................................................................7

Содержание 1-го тома.................................................................................................................... 8

ЛЕКЦИЯ 1: ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ............................................ 9

Три подхода к конструированию истории культуры в европейской науке и философии XVIII-XX

веков ............................................................................................................................................................... 9

Трактовка истории культуры в отечественной науке в 60-е-90-е годы XX века .................................... 15

Схема 1. Универсальная модель исторических трансформаций............................ 20

Схема 2. Модель типов аттракторов......................................................................... 21

^ ЛЕКЦИЯ 2: КУЛЬТУРА КАК СПЕЦИФИЧЕСКОЕ СИСТЕМНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 22

Культура в системе философских категорий ............................................................................................. 22

Схема 3. Опредмечивание и распредмечивание...................................................... 26

Слоевое строение культуры........................................................................................................................ 27

Схема 4. Строение материальной культуры ............................................................ 28

Схема 5. Строение духовной культуры.................................................................... 29

Схема 6. Строение художественное культуры ........................................................ 30

Схема 7. Обобщающая схема строения культуры................................................... 31

Схема 8. Модальности ............................................................................................... 33

^ ЛЕКЦИЯ 3: СИНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ

......................................................................................................................................................... 33

Принципы синергетического изучения антропосоциокультурных систем ............................................. 33

Схема 9. по книге «Философия культуры» .............................................................. 34

Схема 10. Форма дистальных отделов конечностей приматов .............................. 38

Схема 11. Структура филогенеза гоминид (по Л. Тобиашу) .................................. 40

Принципы периодизации истории культуры ............................................................................................. 42

ЛЕКЦИЯ 4: ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОЦЕССА КУЛЬТУРОГЕНЕЗА........................... 47

Проблема перехода от биологической формы бытия к социокультурной............................................... 47

Схема 12. Синергетическая идея нелинейного характера развития сложных

систем .......................................................................................................................... 50

Историческая метаморфоза превращения биологической формы бытия в антропосоциокультурную 52

Изоморфизм филогенеза и онтогенеза в процессах формирования культуры ........................................ 60

^ ЛЕКЦИЯ 5: КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ КАК ПЕРВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП

КУЛЬТУРЫ ................................................................................................................................. 62

Синкретизм первобытной культуры ........................................................................................................... 62

Схема 13. ..................................................................................................................... 64

Первобытная культура как первая историческая форма традиционной культуры ................................. 71

^ ЛЕКЦИЯ 6: РАСПАД ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПУТИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ

ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ........................................... 74

Синергетический подход к анализу переходной ситуации....................................................................... 74

Схема 14. Типологии обществ (без гибридных форм)............................................ 76

Три пути движения человечества в результате распада первобытного культурного синкретизма....... 81

Три пути движения от материальной культуры к духовной..................................................................... 87

Схема 15. Понимания закономерности развития мировой культуры на первых его

этапах.......................................................................................................................... 89

ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА СКОТОВОДОВ-КОЧЕВНИКОВ................................................. 90

Проблема кочевников в исторической науке ............................................................................................. 90

Основные черты культуры скотоводов-кочевников.................................................................................. 92

Военный аспект культуры кочевников ....................................................................................................... 94

^ ЛЕКЦИЯ 8: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ

ОБЩЕСТВАХ ............................................................................................................................... 97

Проблема культуры Древнего Востока в современной науке .................................................................. 97

Общая характеристика земледельческой цивилизации........................................................................... 100

^ ЛЕКЦИЯ 9: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ

ОБЩЕСТВАХ (продолжение).................................................................................................. 106

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока ................................. 106

Искусство как самосознание культуры земледельцев............................................................................. 112

ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА .......................................................... 118

Характеристика материальной культуры античного полиса .................................................................. 120

Особенности духовной культуры греческого полиса.............................................................................. 126

ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение) ............................... 132

Искусство в системе античной культуры ................................................................................................. 132

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 4

Культура Древнего Рима........................................................................................................................... 137

ЛЕКЦИЯ 12: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА............................................... 143

Межрегиональный характер земледельческого типа культуры ............................................................. 143

Политические характеристики ................................................................................ 144

Культурные характеристики ................................................................................... 144

Исторические характеристики ................................................................................ 145

Искусство как самосознание культуры феодального общества ............................................................. 148

Структура культуры феодального общества............................................................................................ 149

Схема 16. Структурный инвариант можно для наглядности представить в виде

ромбообразной схемы .............................................................................................. 152

ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение).................... 153

Фольклорная субкультура......................................................................................................................... 153

Религиозная субкультура ........................................................................................................................... 156

Взаимоотношения религиозного и эстетического, художественного, научного в средневековой

культуре...................................................................................................................................................... 161

ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение).................... 166

Светская аристократическая субкультура ................................................................................................ 166

Городская светская субкультура ............................................................................................................... 170

Библиография ............................................................................................................................. 178

1.ТРУДЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВСЕМУ КУРСУ: ................................................................................ 178

2. ТРУДЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ И УПОМИНАЕМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЯХ................................. 178

В 1-3 ЛЕКЦИЯХ .......................................................................................................................................................... 179

В 4-5 ЛЕКЦИЯХ .......................................................................................................................................................... 181

В 6-11 ЛЕКЦИЯХ ........................................................................................................................................................ 182

В 12-14 ЛЕКЦИЯХ ...................................................................................................................................................... 183

КНИГА ВТОРАЯ ..................................................................................................186

Содержание 2-й книги ............................................................................................................... 188

^ ЛЕКЦИЯ 15: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОЙ

КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОЙ ......................................................... 189

Синергетическое осмысление рассматриваемого процесса.................................................................... 189

Схема 17 .................................................................................................................... 190

Схема 18. ................................................................................................................... 193

Возрождение как начало перехода от традиционной культуры Средневековья к новому

историческому типу культуры .................................................................................................................. 195

От Реформации христианства к атеизму Просвещения .......................................................................... 199

От монархического типа политической культуры к республиканскому ............................................... 201

Схема 19 .................................................................................................................... 203

Культурное значение эволюции материальной культуры от ручного труда ремесленника к

механизированному промышленному производству .............................................................................. 203

^ ЛЕКЦИЯ 16: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРЕХОДА: РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ....................................................... 205

Революционное значение вторжения механизмов в производство, войну и быт.................................. 205

Монархия и республика как формы общественного самоуправления................................................... 208

Утопия как образная форма нового политического сознания ................................................................ 214

ЛЕКЦИЯ 17: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА - КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ........ 216

Проблема Возрождения в современной культурологии.......................................................................... 216

Схема 20 .................................................................................................................... 218

Опыт системной характеристики ренессансного мировоззрения........................................................... 220

Схема 21. 12 противоположных черт двух типов культуры................................. 221

Место художественной деятельности в культуре Возрождения ............................................................ 225

Проблема «русского Ренессанса».............................................................................................................. 229

^ ЛЕКЦИЯ 18: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА - РЕФОРМАЦИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ

ПРОЦЕСС................................................................................................................................... 230

Проблема Реформации в современной культурологический мысли...................................................... 230

Историко-культурная сущность Реформации .......................................................................................... 231

Влияние Реформации на развитие искусства ........................................................................................... 235

Взаимоотношение технологической, политической, религиозной, научной и художественной граней

переходной культуры ................................................................................................................................ 236

^ ЛЕКЦИЯ 19: ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ XVII

ВЕКА............................................................................................................................................ 240

Проблема барокко в искусствознании и культурологии......................................................................... 240

Основные противостояния в культуре XVII века .................................................................................... 244

Противостояние механицизма и интуитивизма ....................................................................................... 251

XVII век как «переход в переходе»........................................................................................................... 253

ЛЕКЦИЯ 20: ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ ........ 254

Культура Просвещения в многонациональном европейском пространстве.......................................... 254

Рационалистические устои культуры Просвещения ............................................................................... 256

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 5

Эмотивистская оппозиция рационализму Просвещения ........................................................................ 259

Становление Просвещения в России ........................................................................................................ 263

^ ЛЕКЦИЯ 21: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В

XIX ВЕКЕ.................................................................................................................................... 269

Общий взгляд на культуру человечества в XIX веке............................................................................... 269

Архитектоника культуры Западного мира ............................................................................................... 272

Эволюция культуры Запада в XIX веке .................................................................................................... 278

^ ЛЕКЦИЯ 22: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В

XIX ВЕКЕ (продолжение) ......................................................................................................... 283

Романтический полюс биполярного пространства европейской культуры XIX века .......................... 283

Позитивистский полюс биполярного пространства европейской культуры XIX века......................... 288

Взаимоотношения позитивистского и романтического потенциалов культуры XIX века................... 291

Схема 22 .................................................................................................................... 293

ЛЕКЦИЯ 23: ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА ................................... 293

Общая характеристика развития культуры в XX веке............................................................................. 293

Схема 23 .................................................................................................................... 296

Модернистская культурная революция XX века ..................................................................................... 298

Противостояние Модернизма и традиционализма .................................................................................. 303

Восток и Юг в культуре человечества в начале XX века........................................................................ 306

ЛЕКЦИЯ 24: КУЛЬТУРА XX ВЕКА МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.... 306

Общая характеристика времени ................................................................................................................ 306

Культура демократического общества между двумя мировыми войнами ............................................ 310

Положение культуры в тоталитарных государствах ............................................................................... 314

Начало процессов модернизации Востока и Юга .................................................................................... 317

^ ЛЕКЦИЯ 25: КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И

КРАХА ТОТАЛИТАРИЗМА.................................................................................................... 319

Общая характеристика периода................................................................................................................. 319

Схема 25 .................................................................................................................... 321

Противоречия развития культуры в демократическом обществе........................................................... 323

Противостояние постмодернизма и системно-синергетического мышления ....................................... 329

Схема 24. ................................................................................................................... 332

ЛЕКЦИЯ 26: ОТ КОНФРОНТАЦИИ КУЛЬТУР К ДИАЛОГУ....................................... 333

Тоталитаризм и культура во второй половине XX века.......................................................................... 333

Становление диалогического мышления и перспективы развития культуры в новом столетии......... 340

Обобщающие выводы из всего курса ....................................................................................................... 342

^ Библиография. ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДОВ, ЦИТИРУЕМЫХ ИЛИ УПОМИНАЕМЫХ В

КНИГЕ: ....................................................................................................................................... 343

В 15-20 ЛЕКЦИЯХ .................................................................................................................................... 343

В 21-22 ........................................................................................................................................................ 347

В 23-26 ЛЕКЦИЯХ .................................................................................................................................... 347

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 6

Эл.оглавление для иллюстраций и таблиц

Схема 1. Универсальная модель исторических трансформаций............................ 20

Схема 2. Модель типов аттракторов......................................................................... 21

Схема 3. Опредмечивание и распредмечивание...................................................... 26

Схема 4. Строение материальной культуры ............................................................ 28

Схема 5. Строение духовной культуры.................................................................... 29

Схема 6. Строение художественное культуры ........................................................ 30

Схема 7. Обобщающая схема строения культуры................................................... 31

Схема 8. Модальности ............................................................................................... 33

Схема 9. по книге «Философия культуры» .............................................................. 34

Схема 10. Форма дистальных отделов конечностей приматов .............................. 38

Схема 11. Структура филогенеза гоминид (по Л. Тобиашу) .................................. 40

Схема 12. Синергетическая идея нелинейного характера развития сложных

систем .......................................................................................................................... 50

Схема 13. ..................................................................................................................... 64

Схема 14. Типологии обществ (без гибридных форм)............................................ 76

Схема 15. Понимания закономерности развития мировой культуры на первых его

этапах.......................................................................................................................... 89

Политические характеристики ................................................................................ 144

Культурные характеристики ................................................................................... 144

Исторические характеристики ................................................................................ 145

Схема 16. Структурный инвариант можно для наглядности представить в виде

ромбообразной схемы .............................................................................................. 152

Схема 17 .................................................................................................................... 190

Схема 18. ................................................................................................................... 193

Схема 19 .................................................................................................................... 203

Схема 20 .................................................................................................................... 218

Схема 21. 12 противоположных черт двух типов культуры................................. 221

Схема 22 .................................................................................................................... 293

Схема 23 .................................................................................................................... 296

Схема 25 .................................................................................................................... 321

Схема 24. ................................................................................................................... 332

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 7

^ КНИГА ПЕРВАЯ

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 8

Содержание 1-го тома

(Почему-то неполное = SL )

^ ЛЕКЦИЯ 8: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ

ОБЩЕСТВАХ

Проблема культуры Древнего Востока в современной науке.............183

Общая характеристика земледельческой цивилизации.....................188

^ ЛЕКЦИЯ 9: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ

ОБЩЕСТВАХ (продолжение)

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока............203

Искусство как самосознание культуры земледельцев.......................214

^ ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА

Характеристика материальной культуры античного полиса............232

Особенности духовной культуры греческого полиса........................244

^ ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение)

Искусство в системе античной культуры...........................................267

Культура Древнего Рима......................................................................269

^ ЛЕКЦИЯ 12: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Межрегиональный характер земледельческого типа культуры.....281

Искусство как самосознание культуры феодального общества....292

Структура культуры феодального общества......................................294

5

^ ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)

Фольклорная субкультура....................................................................301

Религиозная субкультура......................................................................308

Взаимоотношения религиозного, эстетического,

художественного и научного в средневековой культуре...................319

^ ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)

Светская аристократическая субкультура...........................................329

Городская светская субкультура..........................................................337

Обобщающая характеристика культуры феодального общества как исторического типа

культуры..........351

Библиография........................................................................................355

^ Шестидесятилетию философского факультета

Ленинградского-Санкт-Петербургского университета,

с которым связаны сорок лет

моей педагогической и научной жизни,

в стенах которого родился, зрел и совершенствовался

излагаемый в этих книгах курс лекций,

хотя и ныне остающийся лишь концептуальным эскизом

истории мировой культуры

Понятие «Введение в..», использованное в названии этой книги, должно пояснить ее

возможному читателю, что поставленная в ней задача не сводится к краткому описанию

основных этапов истории культуры, подобно тому, как это делается в изданных в последние

годы многочисленных учебниках и учебных пособиях, но состоит, прежде всего, в обосновании

отличающегося от общепринятого понимания закономерностей процесса развития культуры.

Это связано с тем, что в отечественной, как и в зарубежной, культурологии противостоят два

подхода к осмыслению этого процесса: после того, как наука отвергла гегелевский

абстрактный схематизм в его, этого процесса, теоретической реконструкции (история культуры

как трехфазное развитие самопознания Абсолютного Духа), а в наше время разочаровалась и в

возможности марксистского объяснения этого процесса как отражения череды из пяти

общественно-экономических формаций, она оказалась перед альтернативой: либо предпочесть

всяким структурным схемам как можно более обстоятельное описание сменяющих друг друга

в строгой хронологической последовательности конкретных состояний культуры (или того или

иного ее раздела — искусства, науки, философии, техники и т. д., и т. п.), либо принять

представление О. Шпенглера, ставшее весьма популярным в XX в., об отсутствии единых

законов ее развития и трактовать ее как мозаичный набор «локальных цивилизаций», каждая из

которых самостоятельно возникает, развивается и гибнет вне какой-либо преемственной связи

с предшествующими и последующими.

Между тем, открытие в конце прошедшего столетия закономерностей процессов развития

сложных систем, приведшее к формированию новой науки — синергетики, позволило найти

более основательное решение данной проблемы; оно-то и обосновывается в настоящей

7

книге. Поэтому автор обращается к конкретному материалу истории культуры лишь

Каган М. С.. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ. Книги 1-2. СПб., 2003. (1) 383 с.+

(2)320 с.

Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || http://yanko.lib.ru 9

постольку, поскольку это необходимо для доказательства эвристического значения

обосновываемой концепции, и естественно, что в скромных объемах настоящего издания

объем этого материала мог быть весьма и весьма ограниченным. Именно эта ограниченность

конкретного историко-культурного материала и подчинение его освещения главной задаче —

выявления закономерностей историко-культурного процесса на основе применения

синергетического его осмысления — и объясняет значение понятия «Введение в...» в названии

этой книги.

Данная концепция разрабатывалась мной на протяжении ряда лет в ходе чтения

университетских курсов, а ее первые эскизные наброски были изложены в изданных во второй

половине 1990-х г. книгах «Философия культуры» и «Эстетика как философская наука». Для

проверки, уточнения и развития этой концепции нужно было в настоящей книге погрузить ее в

многообразие фактов, относясь к ним с той бережностью, которая является условием

подлинной научности вырабатываемого знания. Поскольку автор не может быть в равной мере

компетентен во всех разделах разнородного состава культуры, в многообразии национальных и

исторических форм ее бытия, он считал необходимым опираться в каждом случае на суждения

специалистов, дабы избежать возможных упреков в некомпетентной или тенденциозной

трактовке реальных фактов; оттого текст перегружен цитатами и ссылками. Хотелось бы,

однако, надеяться, что внимательный читатель сумеет оценить их служебную роль и «увидеть

за деревьями лес» — ту объективную картину исторического развития культуры, которую все

эти ссылки призваны, так сказать, «документировать и иллюстрировать».

Чтобы сохранить живую, лекционную форму изложения, облегчающую восприятие, и не

утяжелять текст, автор отказался от библиографических сносок, ограничившись завершающим

книгу перечнем цитируемых трудов, относящихся и ко всему ее тексту, и к отдельным

лекциям.

В заключение не могу не выразить мою искреннюю благодарность Галине Владимировне

Шевчук, на протяжении многих лет неизменному, неутомимому и самоотверженному

помощнику в издании моих книг.




Скачать 13,49 Mb.
оставить комментарий
страница1/52
Дата20.06.2012
Размер13,49 Mb.
ТипКнига, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   52
плохо
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх