Премия авторы Повод для размышления Публикации в Вестнике Психологии образования научные статьи icon

Премия авторы Повод для размышления Публикации в Вестнике Психологии образования научные статьи


Смотрите также:
Правила для авторов статьи, предлагаемые к публикации в журнале...
Утверждено
Учебно-методический комплекс «Методика преподавания психологии» (для отделения высшего...
Л. В. Куликов Рекомендации по подготовке рукописи для публикации в Вестнике спбгу структура...
Размышления и «размышления»...
Основные научные публикации по научным темам кафедры: центральные монографии, иные монографии...
Требования к оформлению статьи в сборнике научных трудов укрними...
Возраст на момент подписания...
Доклад участника конференции для публикации на сайте...
Доклад участника конференции для публикации на сайте...
Биография Виктора Пелевина Рус прозаик. Род в Москве...
Научные статьи, рефераты...



Загрузка...
скачать
Педагогический институт

Кафедра психологии образования







Газета издается 1 раз в квартал

2010 № 4 (октябрь - декабрь )


Газета Вестник психологии образования является преемником Вестника Научного Студенческого клуба, который включал наиболее интересные доклады на научном студенческом клубе. Всего было издано два Вестника (2006г).


Сборник включает наиболее интересные доклады участников научного студенческого клуба. Доклады посвящены проблемам: психологических факторов обучения, повышения успеваемости. В конце Вестника- повод для размышления.


Содержание газеты 2010 № 4


^ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Лакиенко Ю.В. Мотивация достижения студентов с разной успеваемостью


ПРЕМИЯ


Авторы


Повод для размышления


Публикации в Вестнике Психологии образования


^ НАУЧНЫЕ СТАТЬИ


Мотивация достижения студентов с разной успеваемостью

Лакиенко Ю.В.

(студентка 5 курса, отделения психологии )


Ведущее место в структуре личности занимает мотивация, которая является одним из основных понятий, объясняющих движущие силы поведения человека. Поэтому в настоящее время остро встает вопрос о необходимости более глубокого изучения мотивационной сферы личности. Мотивация достижения может быть определена как попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести или к успеху, или к неудаче.(4)

Большую роль в объяснении влияния мотивации на эффективность профессиональной деятельности играют исследования мотивации достижения. Мотивация достижения проявляется в стремлении выполнить работу на высоком уровне качества везде, где имеется возможность проявить творчество, мастерство и способности. От развития этого мотива в решающей мере зависит то, чего в конечном итоге достигает в своей жизни человек, в том числе в профессиональной деятельности.(2)

В отечественной психологии проблема мотивации достижения стала активно разрабатываться с середины 70-х гг. И первые исследования  (Р.С. Вайсмана, 1973;  Р.С. Немова, 1973;  А.Б. Орлова, 1974; В.И. Степанского, 1981 и др.) касались лишь отдельных аспектов мотивации достижения.

М.Ш. Магомед-Эминов (1987), первый среди отечественных психологов, предпринял попытку изучить структуру и механизмы функционирования мотивации достижения Рассмотрение М.Ш. Магомед-Эминовым мотивации как "сложной многоуровневой функциональной системы, в которой интегрированы воедино аффективные и когнитивные процессы", позволяет преодолеть  одностороннюю трактовку мотива достижения, характерную для зарубежных исследователей, как динамического образования, либо как когнитивного, а также позволяет противопоставить трактовке мотивации, как гипотетического промежуточного процесса, взгляд на мотивацию как на психический процесс, регулирующий деятельность конкретного субъекта в актуальной ситуации.

Мотивация достижения изучается отечественными психологами с разных сторон: исследуются сущность, структура и механизмы функционирования мотивации достижения;  изучается мотивация достижения в учебной деятельности; исследуется влияние мотивации достижения на процесс психической и психофизической адаптации; разрабатываются методики для диагностики мотивации достижения и средства для ее измерения.(3)

Целью данного исследования является изучение мотивации достижения в учебной деятельности студентов. Для составления характеристики мотивации достижения нами применялись методика “Формула успеха” (Г.С. Прыгин) , методика “Самооценка” (С. Спичак, А. Синицын).(5) В исследовании участвовали студенты психологического факультета Ростовского Государственного Педагогического Университета 22 и 23 групп.

После получения ответов испытуемых, проводилась обработка результатов. Затем получается сводная таблица всех результатов, подвергающаяся статистическому анализу.


^ Проявление мотива достижения успеха и избегания неудач, %


Ф-т,

Тип мотивации

Самооценка

чис-ть,

чел.

Дости-жения

Избега

ния неудач

Адекват-

ная

Неадекватная













Завы-шенная

Зани-женная

23 гр.,

31

66

30

62

23

10

22 гр.,

20

60

38

65

28

7



Исследование показало (см. таблицу), что можно установить наличие доминирования предрасположенности групп к мотиву достижения (66% и 60%). В деятельности студенты этой группы с доминированием любого мотива достижения активны, инициативны. Они склонны планировать свое будущее на далекую перспективу, проявляя тенденцию к адекватному уровню притязаний и адекватной самооценке. Предпочитают выбирать средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели. В случае чередования успехов и неудач склонны к утрированию своих неудач.

Из таблицы так же видно хотя и незначительное, расхождение в самооценке у студентов 23 группы и 22 группы. Студенты, первоначально мотивированные на неудачу, проявляют неуверенность в себе, тяготятся деятельностью. При выполнении заданий проблемного характера, в условиях дефицита времени результативность деятельности снижается. Они склонны планировать свое будущее на менее отдаленные промежутки времени. Студенты с преобладанием мотива избегания неудач проявляют склонность к заниженной самооценке.(1) Для студента, стремящегося к успеху в деятельности, привлекательность некоторой задачи, интерес к ней после неудачи в ее решении возрастает, а для студента, ориентированного на неудачу – падает. Таким образом, в поведении индивидов, мотивированных на успех, проявляется тенденция возвращения к решению задачи, где они потерпели неудачу, а у изначально мотивированных на неудачу - тенденция избегания ее, желания больше к ней никогда не возвращаться.

Оказалось также, что студенты, изначально настроенные на успех, после неудачи обычно добиваются лучших результатов, а те, кто был с самого начала настроен на неудачу, напротив, лучших результатов добиваются после успеха.

Подводя итог, следует отметить, что мотивации достижения успеха и соответственно избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации, они во многом определяют направленность личности и поведение человека в обществе. Студенты с сильно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого такая мотивация слаба или отсутствует.


^ Список литературы:

1) Вайсман Р.С.  Мотивация учебной деятельности  и научно-

познавательные интересы студентов // Новые исследования в

психологии. 1974. - Вып .2

2) Немов Р.С., Синягин Ю.В. Мотивация достижения, уровень притязаний

и эффективность групповой деятельности // Психологический журнал,

1987. - Т.8, № 1.

3) Степанский В.Н. Влияние мотивации достижения успеха и избегание

неудачи  на регуляцию деятельности //  Вопросы  психологии.  1981. –

  № 6.

4) Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.

5) Энциклопедия психологических тестов.  Под ред. А. Карелина. М., 1997


ПРЕМИЯ

Шнобелевская премия учреждена в 1991 году американским журналом "Анналы невероятных исследований" ("Annals of Improbable Research", AIR) при участии соучредителя и редактора журнала Марка Абрахамса (Marc Abrahams). С 1999 года ежегодно вручается 10 Шнобелевских премий (в период 1991 - 1998 гг. их число колебалось от 4 до 11): к классическим "нобелевским" номинациям (физика, химия, медицина/физиология, литература, экономика и борьба за мир) прибавляются категории, тематика которых каждый год утверждается Шнобелевским комитетом отдельно.

В разные годы в число "непостоянных" номинаций входили: диетология, археология, биология, когнитивная наука, лингвистика, орнитология, акустика, питание, гидрогазодинамика, сельское хозяйство, здравоохранение, психология, техника, технология, гигиена, астрофизика, информационные технологии, защита окружающей среды, социология, образование, энтомология, метеорология, искусство, товары народного потребления, а также прикладные науки).

По официальной формулировке, Шнобелевская премия вручается "за достижения, которые сначала вызывают смех, а затем - раздумья" (первоначальная формулировка образца 1991 года гласила: "за достижения, которые невозможно воспроизвести или же нет смысла этого делать"). За исключением трех призов, врученных в первый год церемонии, все награды подразумевают наличие у лауреатов реальных научных трудов и публикаций на объявленную тему.

Спонсорами премии выступают Гарвардское компьютерное общество, Ассоциация научной фантастики Гарварда-Рэдклиффа и Общество студентов-физиков Гарварда-Рэдклиффа.

Вручение происходит в начале октября накануне вручения Нобелевской премии. Изначально церемония проходила в Массачусетском технологическом институте. Сейчас Шнобелевскую премию вручают в зале Театра Сандерса (вместимость - 1166 мест) при Гарвардском университете, давшем миру наибольшее число нобелевских лауреатов. Лауреаты получают награду из рук настоящих нобелевских лауреатов, наряженных по такому случаю в нелепые костюмы и снабженных бутафорскими очками и накладными носами.

Существует традиция, согласно которой зрители во время награждения запускают на сцену бумажные самолетики, который после окончания мероприятия собирает профессор Гарвардского университета Рой Глаубер (нобелевский лауреат в области физики), назначенный официальным "хранителем метлы" Шнобелевского комитета. В 2006 запуск самолетиков был запрещен "по соображениям безопасности".

Ответная речь лауреатов Шнобелевской премии не должна длиться больше 60 секунд. Нарушивших этот лимит останавливает "Мисс Свити Пу" (Miss Sweetie Poo) - маленькая девочка, выходящая на сцену и капризно восклицающая: "Пожалуйста, прекратите, мне скучно!"

Форма шнобелевских наград различна: они могут быть выполнены в виде медали из фольги или клацающих челюстей на подставке. Сертификат, удостоверяющий ее получение, подписывается тремя реальными лауреатами Нобелевской премии.

Запись церемонии награждения Шнобелевской премии транслируется в первую пятницу после Дня Благодарения по различным каналам американского телевидения и радио на нескольких языках. Прямую трансляцию можно посмотреть на официальном интернет-сайте премии.

Через несколько дней после церемонии в Массачусетском технологическом институте проходят неофициальные шнобелевские лекции, на которых лауреаты получают возможность объяснить суть и значение своих исследований. Российские ученые дважды получали Шнобелевскую премию. В 1992 году ее лауреатом в области литературы стал российский химик и кристаллограф, член-корреспондент РАН Юрий Стручков, в период с 1981 по 1990 годы опубликовавший 948 научных работ, что составило около 4 работ в день. В 2002 году премия в области экономики досталась руководителям, управляющим и аудиторам компании "Газпром" за применение математической концепции мнимых чисел в мире бизнеса.

Присуждение премии в некоторых случаях выражает завуалированную критику, но в большинстве случаев Шнобелевский комитет привлекает внимание к научным работам, заголовок или тема которых содержит забавные или смешные элементы. Например, исследование о вычислении общей площади поверхности индийских слонов; вывод о том, что черные дыры по своим параметрам подходят для расположения ада; работа, исследовавшая, будет ли инфицирована еда, упавшая на пол и пролежавшая там менее пяти секунд.

Церемония вручения Шнобелевской премии традиционно заканчивается словами ведущего: "Если вы не выиграли эту премию - а особенно если выиграли - желаем удачи в следующем году!".

А теперь некоторые классные перлы:

Бак Веймер изобрел трусы со сменным угольным фильтром для блокирования газов.

Джоэл Слемрод провел исследования на тему «Смерть как способ сократить налоги».

Марк Хостетлер, определяет разновидность насекомых по кляксам на ветровом стекле.

Группа ученых обучила голубей различать великих художников Моне и Пикассо.

Японское метеорологическое агентство семь лет всерьез изучало возможность возникновения землетрясений из-за синхронных движений рыбьих хвостов.

Гнобелевские лауреаты изучили опасность старых общественных туалетов в Глазго в работе «Путь использования туалета без опасения, что он развалится - не садиться, а зависать над ним в позе орла».

В 90-е годы в Британии начался бум страусоводства, но заморские птицы почему-то не хотели размножаться в Туманном Альбионе. В ходе исследований группа биологов под руководством Чарльза Пакстона обнаружила, что страусы становятся любвеобильными только в присутствии людей. Скажу больше, ухаживания страусов направлены на людей, а не на других страусов! Получая премию за работу «Брачное ухаживание страусов за людьми в условиях фермерских хозяйств Британии», Пакстон подчеркнул, что его исследование связано с вполне серьезными проблемами: «Когда на вас пытается взобраться любвеобильный страус, вам не до смеха».

А вот Карл Кружельницки из университета Сиднея провел доскональное исследование мусора, скапливающегося в пупках. Изучив пупковые катышки, ученый выяснил, что главными производителями пупковой грязи являются крупные мужчины средних лет с волосатым животом, чье белье стирается в стиральных машинах с фронтальной загрузкой.

(см в следующей газете)


^ Повод для размышления


А.Ю.Ашкеров о Сергее Параджанове

Картина Параджанова была посвящена великому персидскому поэту Саят-Нова и состоит из фрагментов-притч, повествующих о различных жизненных состояниях творца, для которого каждая деталь повседневности превращалась в неразгаданный символ, арабеску вечного круговорота вещей. Одна из этих арабесок, указывает нам, что радость проникается скорбью, наслаждение обретается страданием. Однако все тут же застывают немыми знаками, которые могут лишь зафиксировать произошедшее смешение или метаморфозу, но не снимают со случившегося покрова тайны. Немота знаков прекращается только тогда, когда арабески складываются в общую картину, любая деталь которой незаменима, — также как необратимо любое подлинное событие нашей жизни. Смысл жизни заключен в тайне, тайне, хранимой каждой арабеской, но открываемой лишь всеми ими сообща. Расположить в каком-то порядке символы, сопрягающие вечное и преходящее — значит произвести таинство определения человеческой судьбы, которое сродни священнодействию демиурга. Однако тайна тайн — это жизнь самого творца, чьи мистификации начинают вызывать веру лишь в том случае, если окажутся способными изменить реальность, — после чего сама реальность может явиться, в конечном счете, лишь грандиозной мистификацией. В этом смысле фильм «Цвет граната» безусловно автобиографичен, как автобиографичен любой рассказ творца о творце. Конечно можно сказать, что было бы слишком просто назвать Параджанова мистификатором, но… но и не обозначить его подобным образом просто невозможно. Впрочем, это не самое важное. Самое важное то, что главной уловкой армянского кинематографиста была шутка, которую он сыграл с самым мистификаторским и одновременно мистическим из всех искусств прошлого века, с искусством кино.

^ Кино и живопись

Кинематограф с момента своего возникновения явился наследником многосюжетного и композиционно сложного романа XIX столетия, любой кинематографический жанр — от психологической драмы до экшена — был и остается до сих построенным по канонам романического изложения. Иными словами, кино с самого начала оказалось своего рода повествовательным изображением, визуальным рассказом. Слово изначально играло в нем более значимую роль, нежели зрительный образ, поскольку сами эти образы мыслились не иначе как средства повествования, инструменты в руках рассказчика. Параджанов стал одним из тех, кто заявил в кинематографе, что слово — это всего лишь слово и кино не стоит смешивать с прозой и обрекать на композиционное и сюжетное уподобление роману. Прообразом и предтечей кинематографии при этом была признана живопись. Высшей ценностью была признана самодостаточность изображения, которое отныне не несет в себе досужей буквальности и не делает поток нарративного сознания императивом собственного существования. Параджанов был в числе режиссеров, сблизивших кинематограф с изобразительным искусством, однако и здесь армянскому киномастеру удалось выбиться из общего ряда. Подспорьем в организации кинематографического изображения для него выступила не «иллюзорная» живопись Кватроченто, которая благодаря принципам линейной перспективы должны была явиться окном, распахнутым в мир, а «символическая» живопись Средневековья, для которой смысловые отношения между изображаемыми персонами и предметами были неизмеримо важнее реалистической достоверности изображений. Каждый кадр параджановского «Цвета граната» оказывается законченной символической формой, зашифровывающей в себе отдельный сюжетный ход и выступающей автономной композиционной конструкцией. Каждый кадр этого фильма представляет собой эмблему состояния или события. Нити развития действия последовательно разделяются и сматываются в отдельные клубки: вместо длительных повествований, соединяемых в единое целое, перед нашим взором предстают короткие фильмы в фильме.

^ Секс и естество




Роль молодого Саят-Нова в фильме исполняет Софико Чаурели. Это не случайная смена масок, не игра в переодевание — одна из тем Параджанова сексуальная амбивалентность: заговорить об этом — означает предъявить неслыханный вызов советской ханжеской благопристойности. Грудь Софико прочно стянута бинтами, фигура и жестикуляция вполне мальчиковые, но чувственность совершенно женская. Почти девичья юношеская стать, почти юношеское девичье лицо. И нет ничего больше только мужского или только женского. Не существует мужественности, критерии которой порождены женщиной, всматривающейся, вслушивающейся в естество, не существует женственности, податливость которой служит неустранимым, непреодолимым велением того же естества, ожесточенно заявленным требованием соответствия. (Естество, и в том, и в другом случае оказывается отчужденным от мужчины. В первом случае — потому что ему не дано нести за него самостоятельную ответственность, он в прямом смысле не принадлежит самому себе; во втором случае — потому что на него все-таки оказывается раздавленным бременем этой ответственности, навязываемой ему тотчас после того, как он остается лишенным права определять для себя что же она все-таки означает).

Итак, главный вызов Параджанова в фильме, посвященном Саят-Нова, — это вызов призраку естества, пугающе ирреальному и одновременно навязчивому; сотканному из мрачного покрова норм, которым нельзя соответствовать, но от которых нельзя и избавиться. Главное открытие Параджанова — в том, что естество постоянно восстает против того, чтобы кто-то устанавливал чем ему надлежит быть, а чем нет, и только фарисей, не желающий допускать этого восстания, делает вид, будто оно замкнуто в безмятежном спокойствии. Самое естественное — бороться с естеством, бороться, поскольку борется само естество, поскольку естество и есть противоборство во имя того, чтобы отстоять себя — в ходе самопознания, в диалоге с друзьями и в схватке с врагами. Отстоять себя, когда мы рождаемся, растем, взрослеем, встречаемся с любовью, когда, навсегда прощаясь с молодостью, достигаем зрелости, когда глуповато предпочитаем рассудок или, наоборот, проникаемся мудростью, советующей совершать безумства, когда нас настигает непоправимое


В одном из своих последних интервью Сергей Параджанов сказал о том, что кинематограф должен фиксировать страсть. Но именно страсти в параджановском фильме были подвергнуты купюрам, лицемерно скрыты цензорами, опустившими над ними полог собственного ханжества: картина лишилась эротических сцен

Впрочем, полог ханжества опустился не только над творчеством великого армянского режиссера, но и над его жизнью: гомосексуальность Параджанова послужила причиной того, что около 4 лет он просидел в тюрьме и на долгие 15 лет фактически лишился возможности делать кино. Купюрам оказалось подвергнуто само существование художника, он встретился с цензурой (читай в следующей газете)


АВТОРЫ


Лакиенко Юлия – выпускница ФППП


Публикации в Вестнике Психологии образования


Вестник Психологии образования приглашает креативных авторов, творчески мыслящих и не способных не замечать проблемы

Требования к статьям: короткое и креативное изложение проблемы. Фотография, коротко о себе. Законченное высшее образование не требуется, но и не мешает.




Скачать 141.51 Kb.
оставить комментарий
Лакиенко Ю.В
Дата21.05.2012
Размер141.51 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх