Урок на тему: «Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.» icon

Урок на тему: «Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.»


Смотрите также:
Урок на тему: «Культура тверского края во второй половине XIX начале XX в.»...
Смутное время в России в конце XVI начале XVII веков...
Смутное время в России в конце XVI начале XVII веков...
Лекция культура нового времени...
А. Б. Никольский Некоторые аспекты управления Империей...
Конспект открытого урока по истории в 7 классе на тему «культура россии в XVII веке»...
Арабские надписи на старом русском оружии XVI-XVII веков...
«Культура Тверского края в XIII-XV веках»...
Реферат по курсу Культурологии На тему: Европейская культура Нового времени...
Культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII вв...
Лекция культура нового времени. Европейская культура XVI-XVII вв...
Органно-клавирная культура Италии XVI -xvii веков...



Загрузка...
скачать
Приложение 5. Урок на тему: «Культура Тверского края в конце XVI-XVII вв.». Автор-составитель: Галитовская Ольга Ивановна (МОУ «СОШ № 6» г. Торжка)

Цели и задачи:

Познавательные:

  • сформировать у обучающихся представление об особенностях развития культуры Тверского края в конце XVI-XVII вв.;

  • показать связь основных тенденций развития культуры с ростом городов и установлением прочных экономических отношений внутри государства;

  • познакомить обучающихся с памятниками культуры Тверского края этого периода.

Развивающие:

  • предметные компетенции: продолжить работу над формированием умения анализировать исторические источники;

  • метапредметные компетенции: способствовать развитию у обучающихся универсальных мыслительных операций (сравнение, анализ, систематизация), а также способности готовности работать в учебной группе.

Воспитательные:

  • продолжить работу над формированием у обучающихся чувства патриотизма;

  • продолжить эстетическое воспитание обучающихся;

  • развивать коммуникативные навыки обучающихся.

Оборудование урока: учебное пособие «История Тверского края» под ред.

В.М. Воробьева; бланки с заданиями теста для каждого учащегося; раздаточный материал в виде исторических текстов, биографических справок, подборок репродукций икон и фотографий памятников архитектуры в электронном виде; не менее трёх компьютеров с выходом в Интернет; мультимедийный проектор; экран, доска.

^ Формы работы: коллективная, групповая.

Приемы работы: создание и защита коллективных проектов; решение познавательной задачи.

Ход урока



Этапы урока

Содержание

Формы и приемы работы

1

Проверка знаний по теме «Хозяйственное развитие Тверского края в XVII в.»

  1. Какой вид землевладения преобладал в крае в XVII в.?

    1. Вотчинно-поместное

    2. Церковное

    3. Государственное

    4. Частное

  2. Какой вид феодальных повинностей становился всё более заметным в крупном поместном землевладении в крае в XVII в.?

    1. Барщина

    2. Натуральный оброк

    3. Денежный оброк

    4. Подушная подать

  3. К какому виду землепользования начался переход в XVII в.?

    1. Подсечно-огневое

    2. Трехполье

    3. Двуполье

    4. Озимое

  4. Какую культуру предпочитали возделывать в Тверском крае в XVII в.?

    1. Пшеницу

    2. Ячмень

    3. Рожь

    4. Кукурузу

  5. Что такое бортничество?

    1. Изготовление речных судов

    2. Пошив обуви

    3. Пчеловодство

    4. Изготовление изгороди

  6. Что такое заступ?

    1. Оружие, которым защищались от врагов

    2. Самовольный захват части чужого надела

    3. Окованная внизу деревянная лопата

    4. Название детской игры

  7. Какие слои населения в XVII в. проживали в городах Тверского края?

    1. Посадские и служилые люди, духовенство, чиновники

    2. Служилые люди, духовенство, чиновники

    3. Крестьяне, духовенство, чиновники

    4. Купцы, мещане, чиновники

  8. В каком населенном пункте проводилась Рождественская ярмарка, собиравшая купцов со всей России?

    1. Тверь

    2. Торжок

    3. с. Весьёгонское

    4. с. Присеки

  9. Установите соответствие между видом товара и населенным пунктом, где он производился: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) Сапоги 1) Тверь

Б) Набивные ткани 2) Присеки

В) Косы, серпы 3) Торжок

Г) Шкуры 4) Кимры

Д) Шерстяные 5) Кашин

Чулки

Запишите в таблицу выбранные цифры

А

Б

В

Г

Д
















  1. Найдите в приведенном ниже списке европейские и восточные товары, которыми торговали тверские купцы и запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. Шёлк

  2. Лён

  3. Порох

  4. Изделия из серебра

  5. Перец

  6. Бумага

Индивидуальное тестирование.

Необходимое оборудование: бланки с заданиями теста для каждого учащегося


2

Целеполагание

  • Вводное слово учителя, дающее краткую характеристику особенностей культуры Тверского края в конце XVI-XVII вв.

  • Постановка познавательной задачи: Как рост городов, совершенствование хозяйства Тверского края в XVII в. повлияли на развитие культуры?

  • Формирование групп и комментирование заданий для самостоятельной работы учащихся. (При формировании групп необходим дифференцированный подход: наиболее трудным с аналитической точки зрения представляется задание, связанное с литературными источниками; в четырёх других группах должны присутствовать учащиеся, свободно владеющие ИКТ; в группах работающих с репродукциями икон и памятниками архитектуры желательно присутствие учащихся, имеющих дополнительное художественное образование)

Фронтальная работа.

Рассказ учителя.

Необходимое оборудование: тема урока, темы заданий, познавательная задача записаны на доске.

3

Изучение нового материала

Задания:

  1. «Особенности памятников литературы Тверского края конца XVI-XVII вв.» (Приложение 1)

  • Познакомьтесь с текстом параграфа (стр.96-97), отрывками из текстов «Калязинской челобитной», «Повести о Тверском Отроче монастыре»;

  • Подготовьте сообщение, в котором дайте краткий обзор литературных произведений, изучаемого периода;

  • Сформулируйте особенности памятников литературы Тверского края конца XVI-XVII вв.

  1. «Учёные Тверского края конца XVI-XVII вв.»

(Приложение 2)

  • Познакомьтесь с текстом параграфа (стр.97-98);

  • Найдите в Интернете информацию об учёных Тверского края конца XVI-XVII вв.;

  • Подготовьте презентацию, рассказывающую об ученых и их научной деятельности.

  1. «Особенности изобразительного искусства Тверского края конца XVI-XVII вв.»

(Приложение 3)

  • Познакомьтесь с текстом параграфа (стр.98) и электронными версиями репродукций икон тверской школы иконописи;

  • Найдите в Интернете информацию о сохранившихся до наших дней иконах Тверского края конца XVI-XVII вв.;

  • Подготовьте презентацию, рассказывающую о тверской школе иконописи конца XVI-XVII вв.

  1. «Архитектура Тверского края конца XVI-XVII вв.»

(Приложение 4)

  • Познакомьтесь с текстом параграфа (стр.99) и электронной версией информации о памятниках тверской архитектуры конца XVI-XVII вв.;

  • Подготовьте презентацию, рассказывающую о тверской архитектуре конца XVI-XVII вв.

  1. «Нил Столобенский и Нилова Пустынь»

(Приложение 5)

  • Познакомьтесь с текстом параграфа (стр.99) и электронной версией информации о Ниле Столобенском и Ниловой Пустыне;

  • Подготовьте презентацию, рассказывающую о Ниле Столобенском и Ниловой Пустыне

Групповая работа (класс разбивается на 5 групп).

Создание коллективных проектов.

Необходимое оборудование:

первая группа – тексты литературных произведений;

вторая группа – компьютер с выходом в Интернет;

третья группа –

компьютер с заранее сохраненной на рабочем столе папкой с электронными версиями репродукций икон и выходом в Интернет;

четвертая группа-

компьютер с заранее сохраненной на рабочем столе папкой с электронной версией информации о памятниках тверской архитектуры конца XVI-XVII вв.;

пятая группа –

компьютер с заранее сохраненной на рабочем столе папкой с электронной версией информации о Ниле Столобенском и Ниловой Пустыне.



4

Изучение нового материала

  • Защита коллективных проектов

  • По ходу защиты проектов все учащиеся составляют архив темы по следующему образцу:

Персоналии

Памятники культуры

Особенности развития культуры в конце XVI-XVII вв.













Сочетание фронтальной, групповой, индивидуальной работы.

Необходимое оборудование: мультимедийный проектор, презентации, тетради учащихся

5

Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Решение познавательной задачи: Как рост городов, совершенствование хозяйства Тверского края в XVII в. повлияли на развитие культуры?

Вариант результатов решения:

  • Фактически сложились два письменных языка: официальный и народный;

  • Появились светские мотивы в произведениях искусства;

  • Появились новые жанры искусства (пародия, исторический роман);

  • Героями произведений искусства становятся реальные люди со своими судьбами, подвигами, переживаниями;

  • Развивается наука и образование;

  • Научные новшества того времени затрагивали, прежде всего практическую сторону жизни: удовлетворяли хозяйственные нужды; улучшали быт; поддерживали здоровье людей;

  • Новые величественные храмы способствовали укреплению позиций городов;

  • Высшие образцы тверской литературы и архитектуры стали национальным достоянием.

Фронтальная беседа.

Необходимое оборудование:

доска, тетради учащихся

6

Домашнее задание

§ 27-28, таблица в тетради, подготовиться к тестированию





Приложение 1.

Калязинская челобитная

Оп.: Лихачев Д.С., Панченко А.М., Понырко Н.В. Смех в древней Руси. Л.: Наука, 1984. С. 237.

Список с челобитные, какова подана въ 185 (1677) году Калязина манастыря от крылошан на архимандрита Гавриила въ его неисправном житии слово в слово преосвященному Симеону, архиепископу Тверскому и Кашинскому.

Великому господину преосвященному архиепископу Симеону Тверскому и Кашинскому бьют челом богомольцы твои, Колязина монастыря крылошаня, черной дьякон Дамаско с товарыщами.

Жалоба, государь, нам, богомольцам твоим, того же Колязина монастыря, на архимарита Гавриила. Живет он, архимарит, не гораздо, забыл страх божий и иноческое обещание и досаждает нам, богомольцам твоим. Научил он, архимарит, понамарей плутов в колокола не во время звонить и в доски колотить, и оне, плуты понамари, ис колокол меди много вызвонили и железные языки перебили, и три доски исколотили, шесть колокол розбили, в день и ночью нам, богомольцом твоим, покою нет.

Да он же, архимарит, приказал старцу Уару в полночь з дубиною по кельям ходить, в двери колотить, нашу братью будить, велит часто к церкве ходить. А мы, богомольцы твои, в то время круг ведра с пивом без порток в кельях сидим, около ведра ходя, правило говорим, не успеть нам, богомольцам твоим, келейного правила исправить, из ведра пива испорознить, не то, что к церкве часто ходить и в книги говорить. А как он, архимарит, старца к нам присылает, и мы, богомольцы твои, то все покидаем, ис келей вон выбегаем.

Да он же, архимарит, монастырскую казну не бережет, ладану да свечь много прижог. А монастырские слуги, теша обычай архимаричей, на уголье сожгли четыре овина. И он, архимарит, во уголье ладан насыпает и по церкви иконы кадит, и тем он иконы запылил и кадило закоптил, и нам, богомольцам твоим, от того очи выело, горло засадило…

А если бы нам, богомольцам твоим, власти не мешали и волю бы нам подали, и мы б колокола отвязали да в Кашин на вино променяли: лутче бы спать не мешали.

Да он же, архимарит, проторно живет, в праздник и в будень нашу братью кует. Да он же об нас батоги приламал и шелепы прирвал, и тем казне поруху учинил, а себе он корысти не учинил.

Да в прошлом, государь, годе весна была красна, пенка росла толста. И мы, богомольцы твои, радев дому святому, меж собою присоветовали, что ис тое пенки свить веревки долги да толсты, чем ис погребов ночью бочки с пивом волочить да по крылоским кельям возить, а у келей бы двери завалить, чтоб будильника не пустить, не мешали б нам пива пить, а к церкве б нам не ходить. А как мы пиво допьем, так и к церкве скоро пойдем. И он, архимарит, догадался, нашего челобитья убоялся, приказал пенку в веревки свивать да вчетверо загибать, да на короткие палки навязать, а велел их шелепами называть, а слугам приказал высоко подымать, а на нас, богомольцев твоих, тежело опущать, а сам, стоя, конархает и нам, богомольцам твоим, лежа, и кричать не поспеть, потому что за плечми телу нужно, а под шелепами лежать душно…

Да он же, архимарит, нам, богомольцам твоим, изгоню чинит: когда ясти прикажет, а на стол поставят репу пареную да ретку вяленую, кисель з братом да посконная каша на вязовой лошке, шти мартовские, а в братины квас надевают да на стол поставляют. А нам, богомольцам твоим, и так не сладко: ретка да хрен, да чашник старец Ефрем. По нашему слову ходил, лучши бы было для постных же дней вязига да икра, белая рыбица, телное да две паровые, тиошка б во штях да ушка стерляжья, трои бы пироги да двои блины, одне бы с маслом, а другие с медом, пшонная бы каша да кисель с патокою, да пиво б подделное мартовское, да переварной бы мед… И мы, богомольцы твои, тому дивимся, что у нашего архимарита вдруг ума не стало: мыши с хлеба опухли, а мы с голоду мрем. И мы, богомольцы твои, архимариту говорили и добра доводили, и к пиву приводили, и часто ему говорили: будет, архимарит, хочешь у нас в Колязине подоле побыть и с нами, крылошаны, в совете пожить, и себе большую честь получить, и ты б почаще пива варил да святую братию почаще поил, пореже бы в церковь ходил, а нас бы не томил. И он, архимарит, родом ростовец, а нравом поморец, умомо колмогорец, на хлеб на соль каргополец, нас, богомольцев твоих, ни в чем не слушает, а сам не смыслит, мало с нами пьет да долго нас бьет, а с похмелья нас оправливает метиолными комлями да ременными плетями, и та нам у него была честь ведра во всю спину ровна, и кожа с плечь сползла…

Милостивый великий господин преосвященный Семион, архиепископ Тверской и Кашинский, пожалуй нас, богомольцев своих; вели, государь, архимарита счесть в колоколах да в чепях весом, что он ис колокол много меди иззвонил и с чепей много железа перебил, кладучи на нас, богомольцев твоих, а в уголье мерою, колоты да доски числом, и в той утерной казне отчот дать и свой милостивой указ учинить, чтоб наши виновати не были, потому что ему, архимариту, безчестье немалое, а платить нам нечем: крылоские люди живут небогато, а нажитку у себя имеют только лошка да плошка. А буде ему, архимариту, впредь мы надобны не будем, и мы, богомольцы твои, ударим об угол плошку да покладем в мешок лошки, да возмем в руки посошки, пойдем из монастыря по дорожке в ыной монастырь, где вино да пиво найдем, тут и жить начнем, пиво да вино допьем, и въ иной монастырь пойдем и поживем по разсмотрению с похмелья да с тоски да с третьей брани и великия кручины; в Калязин монастырь зайдем погулять в житницах и в погребах и во всех монастырских службах в правду совершенно до смерти, буде есть у чего быть, по-прежнему в Колязине монастыре жить неотходно начнем.

Смилуйся, пожалуй!

^ Повесть о Тверском Отроче монастыре

В княжение великого князя Ярослава Ярославича Тверского был у этого великого князя отрок по имени Григорий, который всегда был при нем и был любим им и верен ему во всем; и посылал его вели­кий князь по селам своим для положенных сборов.

И случилось тому отроку быть в селе, называвшемся Едимоново; жил он тут у церковного пономаря по имени Афанасий и увидел у него дочь его, Ксению, девицу весьма красивую, и запала в него мысль жениться на ней. Но боялся он, что навлечет на себя великий гнев князя своего. И сильно печалился он о том, потому что очень ее полюбил. Никому из друзей своих не сказал он о своем замысле, но сам постоянно размышлял, как бы исполнить желание свое.

И однажды, оставшись наедине с отцом ее Афанасием, стал про­сить, чтобы тот отдал дочь свою за него и чтобы помогал ему во всем. А отец ее сильно смутился этим: «Как же так: приближенный самого великого князя - и вдруг говорит мне такое!» И не знал по­номарь, что ему отвечать на слова отрока. И пошел Афанасий и спросил о том жену и дочь, рассказав им все подробно. Дочь же его, осененная Духом Святым, возвестила отцу своему так: «Отец мой! Соверши все так, как он просит. Поскольку обещался он тебе, поло­жись на волю его, ибо Бог повелел это. И будет так»…

А отрок еще более того воспалился любовью и неустанно говорил о том отцу ее, дабы не страшился тот: «Я во всем предаюсь тебе и князя упрошу, а ты не бойся». И так обдумали они все, чтобы совершить в селе этом брак, обвенчавшись в церкви Святого великомученика Димитрия, а после жить тут, если великий князь разрешит. И, исполнив все то, что было повелено ему от великого князя, возвратился отрок с радостью в город Тверь и все удивлялся про себя тому, что нигде до сих пор не встретил он такой девицы. И не поведал он о том никому.

А девица после этого сказала отцу своему и матери: «Родители мои, не удивляйтесь тому, что вам обещал отрок; хотя он и задумал это, но Бог свое совершит: не он будет мне супруг, но тот, кого Бог мне пошлет». И родители ее сильно удивлялись таким речам дочери их.

А помянутый отрок, улучив время благоприятное, припал к но­гам великого князя, и молит его в слезах, и извещает его о своем за­мысле сочетаться законным браком, как ему хотелось того; красо­ту, и возраст, и разум девицы той изображает. А великий князь, все это услышав, сказал ему: «Если уж захотел ты жениться, то возьми себе жену из вельмож богатых, а не из простых людей, что не име­ют ни богатства, ни знатности; чтобы не поносили и не смотрели с уничижением на тебя твои родители, бояре и друзья твои; чтобы, презренному всеми, не пришлось тебе удалиться от меня, дабы не подвергать меня стыду». Однако изо дня в день отрок упрашивал не­отступно князя, чтобы разрешил он исполнить его желание и жить в селении. Также и князь увещевал его наедине и расспрашивал под­робно, почему он желает этого. Он же обо всем рассказал великому князю — и про обещание свое, которое дал там.

И великий князь Ярослав Ярославич по просьбе его повелевает всему быть так, как отроку хотелось, и снарядить судно и все потреб­ное, и людей приготовить там, сколько потребуется для услужения отроку. И когда приспело время обручения и венчания его, отпуска­ет его в судне по Волге-реке (стояло село близ Волги), а коней обеща­ет прислать вслед за ним по берегу.

И отрок с радостью поклонился великому князю и поплыл в судне по Волге-реке со всеми посланными вместе с ним. А наутро великий князь приказал приготовить себе коня и собраться всем приближен­ным своим, приготовить собак и соколов, чтобы на охотничью заба­ву ехать.

В ту ночь великий князь сон видел: будто охотится он в поле и пу­скает своих соколов на птиц. И когда пустил великий князь любимо­го своего сокола на птичье стадо, то сокол тот, стадо птиц разогнав, поймал голубку, сияющую красотой ярче золота, и принес ему к бе­драм. И, воспрянув от сна, долго думал князь о том, что это значит, но не рассказал о сне никому, только приказал с собою на охоту всех птиц взять.

Так отправился великий князь в ту же сторону, куда и отрок, те­шась забавой охотничьей. А был великий князь не женат и молод, так что и двадцатилетнего возраста не достиг еще.

Отрок же, когда приплыл в судне по реке и пристал к берегу, ожи­дая коней от князя, послал вестника от себя к девице, чтобы все го­тово было, как положено по обычаю брачному. И девица сказала посланным: «Известите отрока, пусть помедлит там, пока сама не пришлю к нему весть, когда все приготовлено будет; ибо нам о при­ходе его вести не было».

И вестники его, возвратясь, передали ему все, о чем им деви­цей приказано было его известить. Предвидела она великого князя к себе приход и сказала родителям своим: «Сват мой уже приехал, а жених мой не бывал здесь еще, но уже скоро будет; он тешится в поле охотой и задержался там; но подождем его недолгое время, и приедет к нам». А о имени его никому из родных своих не сказала она, но только приготовляла сама ему почетные дары. И родные ее очень тому дивились, а о женихе, которого ждала она, не знали ничего. А великий князь не знал того села, но захотел там быть на другой день, чтобы видеть женившегося отрока своего. И заночевал он на охоте (было то село от города Твери в сорока поприщах). И в эту ночь видел он прежний сон и еще сильнее задумался о том, что означает видение. А наутро опять, по обыкновению своему, охотой тешился.

А отрок, не дождавшись ни вести, ни коней, подумал: «Что, если государь мой, великий князь, раздумает и пошлет за мной, велит мне вернуться назад, а я желанного не достиг еще». И поторопился он к дому девицы той, и приготовил все, что следовало ему по обы­чаю. И сели они вместе, ожидая венчания, а отрок торопил все ско­рее устраивать и дары разносить. Но девица сказала отроку: «Не ве­ли спешить ни с чем, будет у меня еще гость незваный, а лучше он всех званых гостей».

А великий князь в то время был уже близ села. Увидел он стадо лебедей на Волге-реке и приказал пустить всех своих птиц, соколов и ястребов. Пустил он и сокола своего любимого и поймал много лебедей. А любимый сокол великого князя, заигравшись, полетел к селу. И великий князь погнался за ним. И прискакал в село быстро, все позабыв. А сокол сел на церкви Святого великомученика Дими­трия Солунского. И повелел князь своим людям спросить про село: чье оно? Поселяне же сказали, что село это великого князя Яросла­ва Ярославича Тверского, а церковь Святого Димитрия Солунского. В то же время множество народа сошлось смотреть, как пойдут на венчание. А князь, услышав это от поселян, приказал своим людям сокола манить; но сокол и не думал слететь к ним, только пригла­живал и чистил крылья свои. Сам же великий князь пошел на тот двор, где был отрок его. Был он в дорожном своем платье, ибо не за­тем ехал, но Богу так угодно было решить. И люди, увидев князя, не узнали его, ибо видели, что приехал он к жениху на конях и с охот­никами, но не встретили его.

И сказала девица всем сидящим здесь: «Встаньте все и идите встречать своего великого князя, а моего жениха». И удивились все.

А великий князь вошел в дом, где сидели отрок и девица. И все встали, и поклонились великому князю, и просили прощения у него, что не знали заранее о приходе его. Но князь повелел им сесть, что­бы видеть жениха и невесту. Девица же тогда сказала отроку: «Отой­ди ты от меня и дай место князю своему, ибо он знатнее тебя и же­них мой, а ты был сватом моим».

И великий князь увидел девицу прекрасную, лицо же ее как буд­то сияло в лучах. И сказал великий князь отроку своему Григорию: «Уйди ты отсюда и ищи ты себе другую невесту, где хочешь; а эта не­веста мне подходит, а не тебе»,— ибо загорелось сердце его и ум по­мутился.

И отрок ушел с места своего по приказанию его; а великий князь взял девицу за руку, и пошли они в церковь Святого великомученика Димитрия Солунского, обручились и приняли поцелуй во имя Хри­ста, как подобает, и потом в тот же день обвенчались. И была вели­кая радость у князя в тот день до самого вечера. Было то летом, и по­селянам разрешил отдыхать он весь тот день и ночь.

И как шел великий князь после венчания из церкви обратно к
дому, сокол его любимый, сидящий на церкви, увидев господина
своего шедшего с супругою своею, затрепетал как бы в веселии,
взирая на князя. И спросил князь своих сокольничьих: «Слетел
ли к вам сокол или нет?» А они сказали ему: «Не летит с церкви».
И князь, взглянув на него, позвал его своим голосом. Сокол сразу прилетел к великому князю и сел на правой его руке, посматривая на обоих, на князя и на княгиню. Великий же князь отдал его со­кольничему. А отрок одержим был великою кручиною, не ел и не пил. Великий же князь по-прежнему очень любил его и жаловал, особливо же просил его избавиться от кручины, рассказав отроку про сны свои: «Как видел я во сне, мол, так то и сбылось Божиим изволением».

И отрок ночью положил свое упование на Бога и на Пречистую Богоматерь: на какой путь захотят Они его наставить, так и наста­вят. И вот снял он с себя платье, подаренное князем, купил себе другую одежду, крестьянскую, оделся в нее, скрытно от всех своих, вышел из селения, так что никто о том не знал, и пошел лесом неве­домо куда.

Наутро великий князь удивился, что не видит отрока у себя, и приказал своим боярам прислать его к себе. Долго искали они его и не нашли нигде, только одежду его увидали. Известили о том вели­кого князя. Князь же великий сильно был тем опечален и приказал искать его по всем местам, по реке и в колодцах, испугавшись того, чтобы он не предал сам себя губительной и безвременной смерти. И нигде его не нашли, лишь один поселянин признался: «Купил-де он у меня платье старое, но не велел о том никому говорить и уда­лился в пустынные места».

И великий князь приказал искать его по лесам и по дебрям, по пу­стынным местам, а как найдут, привести к нему. И обошли многие леса, дебри и пустынные места, но нигде не нашли его, ибо Бог хра­нил его. А пробыл князь в селении почти три дня…

И сильно печалился великий князь об отроке своем, говоря: «Я повинен в смерти его».

Но княгиня всячески уговаривает его не печалиться, убеждая его: «Богу было угодно, чтобы соединились мы с тобой; если бы не Божия воля, то как бы можно было тебе, великому князю, явиться к моей теперешней нищете и взять меня за себя. Не печалься же о том, но возвратись с миром в город свой и возьми меня с собою. Не бойся ничего». А великий князь все был печален…

Отправил он свою великую княгиню и бояр, которые были с отро­ком, на судне в город Тверь, приказав боярам своим беречь великую княгиню, оказывать ей почет и слушаться во всем. Сам же великий князь поехал берегом, по-прежнему предаваясь охотничьим заба­вам своим. И возвратился он в город Тверь раньше княгини своей. Когда же прибыла и великая княгиня Ксения к городу Твери, вели­кий князь приказал боярам своим с боярынями и всем дворянам и горожанам с женами их выйти для встречи великой княгини. И весь город, услышав волю великого князя, с радостью вышел для встречи: мужчины, и женщины, и младенцы, от мала и до велика, с всякими дарами и приношениями, и встретили ее на берегу у церкви Архан­гела Михаила. Когда же великий князь прибыл в Тверь, послал он всех бояр с каретами, и с такою великой честью встретили ее и по­клонились ей. Видя ее красоту, все изумлялись: «Нигде своими глазами не видели мы и слухом своим не слыха­ли о такой благообразной жене, как великая княгиня, что светится, словно солнце среди многих звезд, и сияет среди других женщин го­рода ярче луны и звезд многих».

Проводили ее в город Тверь с честью великою, с дарами многими на двор великого князя, и были в городе радость и веселье великое, а у великого князя пир на много дней для людей всякого чина, от мала и до велика.

О прежде же упомянутом отроке не было слуха нигде долгое вре­мя. Божиим промыслом пришел тот отрок на реку, Тверцой называемую, что от города Твери в пятнадцати поприщах, к бору, и по­селился здесь в лесу, поставив себе на том месте хижину и часовню. И задумал поставить на том месте церковь во имя честного и славно­го Рождества Пресвятой Богородицы. Пробыл он тут недолгое время, и однажды нашли его близ живущие люди, ходившие по лесу ради своих потреб. Спрашивали они его: «Откуда ты сюда пришел, как те­бя зовут и кто тебе велел тут поселиться в наших местах?» Отрок же ничего не отвечал им, только кланялся, и ушли они от него восвоя­си. Он же, пробыв еще немного здесь, ушел и отсюда, решив отойти подальше от города, поскольку узнал от пришедших к нему людей, что город недалеко. И по Божьему изволению пришел он в окрестно­сти города Твери, к устью реки Тверцы, и, выйдя на реку Волгу, уви­дел, что здесь город Тверь, ибо знал он его хорошо. Возвратился он обратно в лес, но выбрал место немного подальше от Волги на Тверце и начал молиться Пресвятой Богородице, дабы дала ему свой со­вет по поводу места, им избранного. И в ту же ночь, как лег он по­спать, в легком сне видит он, будто на том месте далеко раскинулось чистое поле, сверкающее как бы в лучах божественных. Воспрянув ото сна, подумал он, что означает это видение? И молился Спасу и Пресвятой Владычице Богородице, дабы разъяснила ему знамение. В ту же ночь вновь явилась ему Пресвятая Богородица и повелева­ет ему воздвигнуть церковь во имя честного и славного Успения Ее. Указав место, говорит ему: «Хочет Бог прославить это место и рас­пространить его. Большая обитель будет здесь. Ты же иди с миром в город к князю своему, а он помощник тебе будет во всем и просьбу твою исполнит. И когда все совершишь и монастырь устроишь здесь, немного времени проживешь и отойдешь к Богу». И, воспрянув от сна, ужаснулся отрок видению, размышляя: «Если уйду с места этого, то выйдет, что боюсь я видения и указания. Пусть будет, как угодно Господу». А подумав еще, сказал: «Если же пойду к великому князю, то станет меня он уговаривать. Но не хочу я быть в доме его».

Пока думал он так, неожиданно пришли в этот лес по какому-то делу ремесленному княжеские люди. Отрок узнал их и укрылся от них. А они, увидев крест и хижину, изумились и говорили меж со­бой: «Какой-то человек здесь живет». Начали они искать и, найдя, сразу признали его: «Отрок то князя нашего». Подойдя к нему, по­клонились, обрадовавшись искренно. Ибо отрок ходил по пустын­ным местам три года и более, и не видел его никто, и Бог питал его. Взявши его с собою, повели к князю, сказав ему: «Великий князь горько печалится по тебе и по сей день. А как увидит тебя живым и невредимым, сильно обрадуется». Он же, слыша это, с веселием от­правился с ними.

Когда же пришел он во двор великого князя и все увидели его, то очень ему обрадовались, прославили Бога и возвестили о нем великому князю. Князь же повелел ввести его в верхние палаты и, увидев отрока своего, очень обрадовался и восхвалил Бога. А он поклонил­ся великому князю и сказал: «Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобою, опечалил тебя». И сказал ему ве­ликий князь: «Как тебя сохранил Бог до сего времени?» И расцело­вал его. А он поклонился до земли и сказал: «Прости меня, государь мой великий князь, что согрешил перед тобой». И поведал все о себе по порядку, как ушел от него и как Бог привел его в это место. Князь же очень тому удивился, прославил Бога и повелел своим прибли­женным, чтобы дали отроку прежнюю одежду его и чтобы был он опять в прежнем своем чине. А он со смирением ответил: «Государь мой великий князь, я не того ради пришел к тебе, но чтобы освобо­дился ты от печали и просьбою моею не пренебрег; молю и прошу тебя: повели то место расчистить». И все сказал великому князю: как туда пришел и как явилась ему Пресвятая Богородица со святите­лем Петром, митрополитом Московским, и показала место, где быть церкви во имя славного и честного Успения Пресвятой Богороди­цы,— и все ему рассказал о себе по порядку.

Князь же, вздохнув глубоко, прослезился и похвалил отрока, что сподобился такого удивительного видения. И обещался всем помо­гать устроению места того. И беседовал с ним долгое время и при­казал поставить перед ним стол, чтобы отведать пищи. Отрок же принял немного хлеба и воды, а к иной пище не прикоснулся совсем. И повелел великий князь быть всему по воле его и отпустил с миром идти, куда он хочет.

Отрок же возвратился на место свое и, по обыкновению своему, стал молиться Богу и Пресвятой Богородице и призывать на помощь Ее для создания обители. И вот молитвами Пресвятой Богородицы скоро дело совершается. Повелел великий князь вскоре собрать кре­стьян и иных людей для расчистки места, где отрок покажет, и по­слал их к отроку. А многие горожане, услышав о том, и сами шли на то место для помощи. И вот, вскоре очистив место, где отрок пока­зал им, возвестили великому князю о том. Князь же восславил Бога и отрока своего за то похвалил. И вот сам великий князь прибыл на то место и увидел его сияющим более других мест. Отрок же вновь при­падает к его ногам и просит, чтобы повелел он церковь создать дере­вянную и монастырь воздвигнуть. И великий князь вскоре приказал всем прежним людям тут работать и мастеров опытных собрать для церковного строения. И вот Божией помощью и великого князя по­велением вскоре дело совершается, и происходит освящение церкви. Был тут на освящении церкви Успения Пресвятой Богородицы сам великий князь Ярослав Ярославич с своею супругою великой княги­нею Ксенией и со всем своим княжеским советом и всем пир здесь устроил. И по просьбе отрока своего великий князь дал ему игумена Феодосия, и собрал братию, и колокола устроил. Названо было место это великим князем Ярославом Ярославичем - Отроч монастырь. И все прославили Бога и Пречистую Богоматерь. На другой день по освящении церкви постригся отрок Григорий в иноческий чин и по­лучил от игумена Феодосия имя Гурий. По пострижении своем про­жил отрок недолгое время и отошел к Господу и погребен был в сво­ем монастыре.

А прошло немного лет по кончине блаженного отрока, и великий князь Ярослав Ярославич с великой княгинею Ксенией изволили в том монастыре создать церковь каменную во имя честного и славно­го Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Петра, митрополита Московского, и села дал князь монастырю и населил место, где жил раньше отрок. Монастырь же тот стоит и доныне Божией благодатию и молитвами Пресвятой Богородицы и великого святителя Пе­тра, митрополита Московского, всея Руси чудотворца.


^ Песня о герое освободительной борьбы — воеводе князе Михаиле Васильевиче Скопине-Шуйском.



^ Скопин-Шуйский, Михаил Васильевич, князь. Хромолитография с парсуны. 1840-е гг.

Племянник царя Василия Ивановича Шуйского молодой воевода Скопин прославился блестящими победами над врагами. По договору 1609 г., действуя по воле царя, он сумел получить наёмное шведское войско.

Соединившись с поволжской ратью Ф.И.Шереметьева, он начал в мае освободительный поход. Были одержаны победы в уездах по Волге, во Владимиро-Суздальской земле, снята осада с Троице-Сергиева монастыря, взят Дмитров. В марте 1610 г. Москва встретила победителей колокольным звоном, а в апреле, в момент наивысшей своей известности и славы, удачливый молодой воевода умер. Это случилось после крестин у князя И.М.Воротынского.

Песня даёт представление о событии и настроениях той поры. Смерть Скопина оплакивают «гости» московские: это ремесленники и торговцы, преобладающая часть жителей Москвы.

^ А теперь наши головы загибли,
Что не стало у нас воеводы
Васильевича князя Михаила!


Иначе воспринимают известие «князи-бояре»:

И между собой они слово говорили,
А говорили слово, усмехнулися:
«Высоко сокол поднялся
И о сыру матеру землю ушибся!»


Названы имена недоброжелателей. Среди них — «Мстиславской, князь Воротынской». Ф.И.Мстиславский — глава семи бояр, сменивших Василия Шуйского. И.М.Воротынский — его единомышленник, влиятельный боярин. На крестинах именно у Воротынского, как говорили на Москве, Скопин и был отравлен.

Очень интересно упоминание о печали «свецких немцев». «Немцами» называли всех иностранцев, не говорящих по-русски. Шведы оплакивали военачальника — их соединило со Скопиным ратное дело, и горе их было выражением личной приязни к удачливому воеводе.Побежали немцы в Новгород
И в Нове-городе заперлися.


Действительно, остатки шведов-наёмников после поражения под Смоленском во главе с Яковом Делагарди отошли к Новгороду, а спустя год, в 1611 г., пользуясь сложившейся обстановкой, начали действовать уже против новгородцев. И мною мир-народ погубили,
И в латынскую землю превратили.


Песня о Скопине прямо перекликается с «Писанием о представлении и о погребении князя Михаила Васильевича Шуйского, рекомого Скопина». Полагают, что «Писание» было создано на основе народных песен.

Приложение 2.

Игумен Палладий (Роговский)

Родился в 1655 г. в Кашинском уезде (ныне Тверская область) в одной из вотчин Калязинского Макарьева монастыря.

Перешел в Новгородскую землю и принял постриг в Савво-Вишерском монастыре. Затем пришел в Москву, где в 1682 г. был замечен епископом Тамбовским Леонтием, который его взял с собой на вновь открытую Тамбовскую кафедру и рукоположил во иеродиакона.

В 1685 г. вернулся в Москву и с разрешения Патриарха Иоакима поступил в школу братьев Лихудов при Богоявленском монастыре. Проучившись здесь полтора года и чувствуя себя неудовлетворенным, решил бежать за границу без разрешения Патриарха.

Поступил сначала в иезуитскую коллегию в Вильне. Когда иезуиты потребовали, чтобы Палладий отступил от Православия, он ушел продолжать занятия науками в г.Нейнс в Силезии, где изучал пиитику, а оттуда в г.Ольмюц, в Моравию. В Оломоуцком университете принял унию, по его собственным словам, «ради наук», «не сердцем, но едиными усты». Одновременно сменил фамилию Рогов на Роговский. Позже поступил в Греко-униатскую коллегию святого Афанасия для изучения философии и богословия, получил униатское посвящение в священники и служил в Униатской Церкви.

Через 7 лет, заслужив диплом доктора наук, был отправлен папой на Украину для распространения унии, но бежал в Венецию. Там смог воссоединиться с Православной Церковью, раскаявшись в своем отступничестве перед митрополитом Филадельфийским Мелетием, получить разрешительную грамоту за вынужденное вероотступничество и поступить в свиту князя П.А. Голицына для возвращения домой.

В Москве подал челобитную Патриарху Адриану с просьбой о прощении.

10 февраля 1699 г. Патриарх Адриан предложил Палладию составить исповедание веры и проклятие ереси Римско-Католической Церкви, а затем, прочитав это сочинение перед собором и народом, покаяться в своей измене Православию. Исповедание Палладия было представлено Патриарху 1 апреля 1699 г. 2 июня того же года этот трактат был принят «во известие покаяния», а Палладий вновь принят в Православие и разрешен к служению в сане иеромонаха.

В 1700 г. возведен Патриархом Адрианом в сан игумена Заиконоспасского монастыря и назначен ректором Славяно-греко-латинской академии, к тому времени пришедшей в совершенный упадок из-за отсутствия учителей.

Руководство Академией Палладия, воспитанного и образованного в духе европейских иезуитских школ, характеризуется вытеснением греческого образования в духе Лихудов образованием латинским. Академия стала называться Славяно-латинской или просто Латинской.

Служба Палладия в России продлилась всего три года. В 1703 г. Палладий скончался и был погребен в Трапезной церкви Заиконоспасского монастыря.

Палладий Роговский - первый русский доктор богословия и философии. Несмотря на то, что это звание было получено ценой отречения от Православия, Палладий Роговский интересен как трудолюбивый ученый и один из первых русских писателей-богословов.

Самое известное его произведение – «Исповедание веры». В нем Палладий исповедует свою веру, описывает отступление от Православия и излагает погрешности римского учения. Это сочинение выдает в Палладии замечательного для своего времени ученого. Особого внимания заслуживает третья часть труда, в которой достаточно точно и правдиво излагаются все заблуждения римских католиков.

Второе сочинение Палладия — его челобитная Патриарху Адриану — представляет, главным образом, биографический интерес.

Третья, переводная работа Палладия «История церковная» Каллиста Ксанфопул, написана им во время игуменства в Заиконоспасском монастыре.

Кроме того, Палладию Роговскому приписываются два сочинения: «Описание Рима» и «Поучения на праздники господские и богородичные». Леонтий Филиппович Магницкий (Телятин).



Родился 19 июня 1669 года в городе Осташков Тверской губернии в семье крестьянина. С детства Леонтий стремился к обучению, самостоятельно изучил чтение и письмо.

В 1684 году он поехал в Волоколамский монастырь и остался там чтецом. С 1685 по 1701 годы Леонтий обучался в Славяно-греко-латинской академии.

В 1701 году Пётр I назначает Магницкого учителем школы математических и мореходных наук. В 1703 году он создал российскую энциклопедию по математике «Арифметика, сиречь наука числительная с разных диалектов на славенский язык переведеная и во едино собрана, и на две книги разделена».

За свою работу от царя Петра Магницкий получил во владение несколько деревень и дом на Лубянке.

Леонтий Магницкий ввёл в русский язык такие математические термины, как множитель, делитель, миллион, биллион, извлечение корня, произведение. По учебникам Леонтия Магницкого «Арифметика» и «Азбука» училось не одно поколение российских школяров.

В 1732 году Леонтий Магницкий становится директором Навигацкой школы и работает на этой должности до самой смерти.

Скончался великий русский математик-самоучка Леонтий Филиппович Магницкий 30 октября 1739 года и был похоронен в церкви иконы Божьей Матери у Никольских ворот в Москве.


Приложение 3.



«Никола, с Христом и Богоматерью» из Никольской церкви в г.Тверь



«Рождество Богоматери» из церкви с. Дрюцково Бежецкого района



«Князь Михаил Ярославович и Ксения Тверские» из кафедрального Спасо-Преображенского собора

Приложение 4

^ Оршин Вознесенский монастырь



Оршин Вознесенский монастырь - женский (бывший мужской) православный монастырь Тверской епархии в Тверской области при впадении реки Орши в Волгу, в 18 км от Твери.

Годы основания Оршина монастыря неизвестны (нередко говорят о том, что монастырь существовал уже в XIV веке, хотя документальных подтверждений этому нет.

Согласно житийным свидетельствам, в XV веке в монастыре подвизался св. Савватий Оршинский, при котором монастырь становится известнейшей обителью Тверского княжества. Скорее всего, в то время в обители уже был Вознесенский собор (возможно, деревянный), имевший несколько иное расположение, нежели более поздний, сохранившийся до нашего времени. Об этом свидетельствуют могилы XV века возле стены храма (между тем как традиция предписывала хоронить возле алтаря).

Первая достоверная дата, связанная с историей Оршина монастыря, - это год освящения современного каменного здания Вознесенского собора (1567). Эта дата была выгравирована на золотом потире, найденном в XIX веке в тайнике (сделанном, предположительно, в начале XVII века) под полом храма. На нём же сообщается, что собор был освящён тверским епископом Варсонофием. Изначально это была пятиглавая церковь, позже ее завершение было переделано на одноглавие. Собор был расписан, следы фресок XVI века сохранились до нашего времени.

В эти годы монастырю покровительствовал царь Иван Грозный, по желанию которого и был выстроен каменный собор. В XVI веке году монастырь управляется архимандритом, что говорит о его высоком статусе.

Скорее всего, найденный в 1846 году тайник (в нём были три древних антиминса и богослужебные предметы) под полом Вознесенского собора был сделан в Смутное время, в 1606 году, когда в Тверском краю свирепствовали поляки. Во время одного из их набегов обитель была полностью разгромлена и сожжена, а настоятель и все насельники убиты. Монастырь был восстановлен, однако перестал пользоваться прежней известностью.

Монастырь возрождён в 1992 году. Собор и настоятельские покои отреставрированы, выстроены деревянный храм Савватия Оршинского (1996), две деревянных часовни (Предтеченская и Никольская), корпус сестринских келий, здание детского приюта, гостевой домик, к монастырю проложена асфальтовая дорога.

Известность получила история возрождения фресок XVI века в Вознесенском соборе. Сообщалось, что в начале 1990-х годов при восстановлении собора фрески, по причине отсутствия денег на реставрацию, были просто замазаны побелкой, однако в течение нескольких лет росписи постепенно сами проявлялись через побелку; при этом проведённая реставраторами в конце 1990-х годов экспертиза свидетельствовала о том, что никакой специальной работы над фресками за это время не проводилось.



^ Смоленская церковь в с. Кушалине



Кушалино - старинное село в 30 километрах к северу от Твери. Основано во времена Тверского у княжества, было центром тверской административной единицы «Кушальского стана». Известность Кушалино приобрело в последней четверти XVI века, когда здесь поселился опальный «касимовский царь» Симеон Бекбулатович (по происхождению татарский царевич Саин Бейт Булат) (1530-1616), в 1575-1576 гг. занимавший волею Ивана Грозного русский престол. С 1576 года Симеон был отправлен в почетную ссылку в Тверь. Кушалино стало одним из крупных сел, где располагались резиденции Симеона. В 1580 году здесь был княжеский двор и небольшая деревянная церковь святителя Николая.

В 1592 году на княжеском дворе строится каменная церковь, во имя Смоленской иконы Божией Матери с приделами в честь преподобного Варлаама Хутынского и великомученика Дмитрия Солунского. Для мирских треб существовала деревянная церковь во имя святителя Николая с приделом пророка Илии. Каменный храм строился как личная молельня и усыпальница владельца, но преставиться в Кушалине Симеону не привелось.
В 1605 году бывшего царя постригли в Кирилло-Белозерском монастыре, в 1606 году он переведен в Соловецкий, в 1615 году - в Симонов монастырь, где и скончался 5 января 1616 года.

В Кушалине сохранялось немало преданий о благочестии Симеона Бекбулатовича. По одному из них он лично принял участие в строительстве храма и внес на место храмовый образ Божией Матери «Смоленская», тот самый, которым он был благословлен при крещении. По другому преданию, в период опалы от царя Бориса Годунова Симеон был ослеплен и посажен на цепь в подвале каменного храма, после чего его увезли из Кушалина и постригли в монахи. Кольцо от цепи показывали путешественникам и паломникам (в настоящее время подвал засыпан). До революции Симеон числился среди местночтимых угодников Божиих.

Село Кушалино по завещанию Симеона Бекбулатовича было вложено им в Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале, в вотчине которого состояло до реформы 1764 года. После этого - крупное государственное торговое село.

Древний храм претерпел несколько ремонтов, к сожалению, кроме нескольких местных икон, все древние образа были утрачены еще в ХVIII-ХIХ веках. В 1790-х годах были пристроены трапезная и колокольня. Тогда же храм был расписан. Оказавшаяся тесной, трапезная была заменена новой с новой же колокольней в 1854-1862 гг. (по проекту губернского архитектора И.Ф. Львова). Значительным бедствием для села стал пожар 1838 года, когда пострадал каменный храм, и была уничтожена Ильинская церковь. На ее месте к 1843 году построен летний храм в честь Сошествия Святого Духа с приделами Ильи пророка и святителя Николая. Приход насчитывал к началу XX века 631 двор и более пяти тысяч прихожан.



^ Спасо-Преображенский собор в г.Тверь



Кафедральный белокаменный Спасо-Преображенский собор («Спас-златоверхий») - древнейший каменный храм Твери, главный собор Великого Тверского княжества - располагался в самом центре Тверского Кремля на Соборной площади (сейчас это площадь Революции).

В последней четверти тринадцатого века в Твери, первой среди городов Северо-Восточной Руси, возобновилось каменное строительство после монголо-татарского нашествия. В это время в период с 1285 по 1290 гг. (при княжении Михаила Ярославича) был сооружен Спасо-Преображенский собор вместо деревянной Козьмодемьяновской церкви (церковь Косьмы и Дамиана).

Тверской Спасо-Преображенский собор являлся усыпальницей тверских князей и епископов, был символом единства и независимости Тверского княжества. Вблизи Спасского собора располагались белокаменные княжеские палаты и епископский дворец. В подклете собора были погреблены погибшие в Золотой Орде тверские князья Михаил Ярославич, Александр Михайлович и его сын Федор Александрович. Спасо-Преображенский собор был местом откуда всегда начинался крестный ход, сопровождавшийся обнесением мощей святого благоверного князя Михаила Тверского.

С начала Смутного времени Тверь оказалась в одном из эпицентров военных действий и подверглась разорениям во время штурмов поляками в 1606, 1609 и 1618 гг. О состоянии Твери этого времени свидетельствует Дозорная книга 1616 г., констатирующая, что "верхи" у соборного храма в это время "были наделаны деревянные". В писцовой книге 1625—1626 гг. зарегистрировано 11 "пустых" церквей и 1450 незанятых дворов. Всего на четырех посадах осталось 554 двора, где жили 600 семей. Главным строительным мероприятием в Твери после Смутного времени было восстановление московскими мастерами сильно пострадавшего Спасо-Преображенского собора в 1622—1623 и 1634 гг. Исследования последних лет установили, что именно при ремонте 1634 г. Спасо-Преображенский собор получил пятиглавие вместо прежнего одноглавого завершения. Обветшавший и грозивший падением тверской Спасо-Преображенский собор был разобран и на его месте в 1634-1635 возведен одноименный собор, который просуществовал до конца 17 века. Новый белокаменный Спасо-Преображенский собор был построен в 1696 году (начало строительства 1689 год) на этом же месте по образцу Успенского собора Московского Кремля, чем, видимо, объясняется его сравнительно сдержанное для 17 века наружное убранство. Фасады массивного, близкого к кубическому двусветного объема собора были разделены лопатками на прясла. В верхней части по стенам проходил декоративный фриз, над которым располагался пояс ложных закомар. Арочные проемы входов в Спасо-Преображенский собор были украшены перспективными порталами, а крупные окна — выразительными наличниками.

Следует отметить, что Спасо-Преображенский собор продолжал оставаться символом Твери и основным градоорганизующим звеном в окружающей застройке. Значимость соборного комплекса усиливалась новой колокольней, которую возвели на месте старой к югу-западу от кафедрального храма. В пожаре 1736 года постройка конца 17 века сильно пострадала. Её разобрали и на ее месте возвели в 1736-1753 гг (по другим данным в 1748-1755 гг.) новую столпообразную многоярусную колокольню по проекту И.Я. Шумахера, которая пострадала при другом пожаре (1763 г.) в Твери, но была восстановлена.

В советское время происходило уничтожений церквей и храмов в Твери. Одним из первых был Спасо-Преображенский собор. В апреле 1935 года тверской Спасо-Преображенский собор был взорван. Перед неминуемым разрушением архитекторы-реставраторы обмерили его. Чертежи эти сохранились и могут быть использованы при восстановлении тверской святыни.

В 1992 году во время архитектурно-археологических исследований обнаружены остатки фундаментов Спасо-Преображенского собора конца 17 века.

В 2002 году на месте разрушенного Спасо-Преображенского собора установили крест и камень, на котором написано: «Сей камень установлен 7 июля 2002 года в правление святейшего патриарха московского и всея Руси Алексия II и по благословлению архиепископа тверского и кашинского Виктора в ознаменование начала работ по восстановлению тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора (Разрушен в 1935 году)»















^ Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Широковом погосте



На восточном берегу озера Вселуг находится один из живописнейших уголков Верхневолжья – Ширков погост.

Наиболее древний из сохранившихся здесь архитектурных памятников – деревянная церковь Рождества Иоанна Предтечи. Она является самым интересным образцом деревянных ярусных церквей типа «четверик на четверике». Такой вид храма некогда был очень распространен: подобная церковь существовала в первой половине 17 века на Нило-Столобенской пустыни.

По преданию, церковь рождества Иоанна предтечи была построена на том месте, где полки Александра Невского одержали победу над литовскими полчищами в 1245 году.

Храм срублен из бревен. Фундаментом служат большие валуны, на которых возведен первый высокий подвальный этаж. Над ним поднимается трехъярусная конструкция церкви, с выходящими на четыре стороны фронтами, образующими световой фонарь. Размер ярусов уменьшается по высоте, верхний оканчивается главою, увенчанной крестом. Высота храма более 40 метров, но визуально он кажется чуть ли не вдвое выше.

Внутри церковь похожа на обычную деревенскую избу. Невысокий потолок набран «в елку», мало света, стены гладко отесаны, углы скруглены. Однако отдельные детали – порезки подзоров на клиросах, тщательная обработка окон, подгонка пазов бревен – говорят о высоком мастерстве плотников.

Единственным недостатком было отсутствие печей, в связи с чем зимой молящимся приходилось присутствовать на богослужениях в валенках, зипунах, рукавицах, что уменьшало вместимость храма.

К концу XIX века население вокруг погоста Ширково возросло, назрел вопрос о постройке нового теплого каменного храма. Местные жители не стали продавать деревянную церковь на снос, чтобы получить деньги на строительство, а поступили проще и мудрее – назначили подушный собор и за 7 лет собрали около 27 тысяч рулей Разрешение на строительство было получено в 1903 году, а в 1912 году храм был полностью построен.

Находясь неподалеку от деревянной церкви, новый каменный храм прекрасно дополняет панораму, усиливает звучание форм древнего памятника 17 века.

Рядом с ними, под горой, над родником, в начале 20 века местными мастерами на средства прихожан была выстроена деревянная часовенка. Сюда, 7 июля, от церквей погоста совершается Крестный ход и над источником служится водосвятный молебен.

Основное описание

Церковь была построена в 1694 году и является самым высоким деревянным сооружением в Центре России. По легенде, история ее началась в незапамятные времена, когда неизвестные купцы шли из Новгорода в Москву и несли с собой две иконы Иоанна Предтечи. Остановившись на высоком берегу на отдых, они поставили образа на землю, но, собравшись продолжать путь, не смогли поднять их. Так и остались иконы на том месте, и именно там братья Ширковы возвели церковь, которая до сих пор вызывает изумление даже у архитекторов. Необычная ярусная церковь типа «четверик на четверике, созданная из мощных бревен (до 70 см в диаметре) и устремленная ввысь более, чем на 40 метров, издалека формой напоминает стройную ель. Можно сказать, что это творение древнерусских зодчих – «тверские Кижи», как иногда величают Ширков погост – олицетворяет собой всю пеновскую землю, край древних лесов. Деревянная церковь Ширкова Погоста не имеет сохранившихся аналогов на территории России. В "Истории русского искусства" говорится, что она похожа на церковь Нило-Столобенской пустыни постройки 1595 года, которая сохранилась только на одной иконе. Отдаленное сходство находят также вот с этой чудесной деревянной церковью, храмом Богоявления (1733) в Палтоге, недалеко от Вытегры.





«Белая Троица» г. Тверь



Освящена 15 августа 1564 г.

Расположенная за рекою Тьмакой, церковь "Белая Троица" (свое название храм получил за покрытие глав белой черепицей) - самое древнее из сохранившихся сооружений старой Твери.

Тверской храм во имя Живоначальной Троицы - древнейший каменный храм в городе из числа сохранившихся. Храм выстроен на средства Гавриила Андреевича Тушинского, который принадлежал к числу купцов, переселенных из Москвы в конце XV начале XVI вв. Южный ее придел (Николая Чудотворца, с XVII века - Введенский) построен тверским купцом П. Д. Ламиным. Первоначально весьма скромной постройки храм, имевший 1 или 3 главы, в результате пристроек 1787 г. и 1860-х гг. приобрел 7 глав. В таком виде существует и в настоящее время.

Сохранилась надпись на западной стороне храма: "Лето 7072 совершен бысть сии храм во имя Живоначальния Троицы месяца августа 15 при благоверном царе Великом князе Иване Васильевиче и всея России и при епископе Акакии Тферьскомъ замышлениемъ и строением раба Божия Гавриилъ Андреева Тоушиньского".

Церковь сложена из кирпича с применением белого камня, оштукатурена и побелена. Состоит из низкой апсиды, собственно храма, близкого в плане к квадрату, трапезной с двумя приделами, трехъярусной колокольни. Первоначально храм был трехглавым. со временем количество глав достигло семи. из них пять световых и две глухих.

Древняя часть здания близка к кругу московских памятников XVI века, но стилистически своеобразно трактована местной художественной традицией. Архитектура здания отличается ясностью форм, аскетичностью декоративного убранства. Стены храма расчленены лопатками, по верху идет трехчастный карниз.

С давних времен храм известен в народе под именем «Белая Троица». Считается, что название произошло от того, что храм всегда окрашивался белой краской и в старину имел кровлю из черепицы беловатого цвета. Более поздние пристройки изменили первоначальный вид здания, хотя главный храм сохранился почти невредимым

В главном храме и в его приделах сохранилось немало памятников старины: это иконостас XVIII в., настенная живопись конца XVIII - начала XIX вв. и несколько древних икон: образ Святой Троицы - XVI в., Николая Чудотворца "с деяниями", икона "Небесная сень" - XVI в., старинные богослужебные предметы. В храме также находится рака с мощами св. Макария Калязинского.

С храмом Белая Троица связано несколько старинных преданий, одно из которых говорит о существовании подземного хода длиною до 250 сажен, в котором жители города прятали свое имущество и укрывались сами во время набегов и грабежей неприятелей. Троицкий храм - единственный в Твери, в котором богослужения не прекращались даже в советский период.



^ Введенская церковь в Старицком Успенском монастыре





^ Покровская церковь в Краснохолмском Николаевском Антониеве монастыре







Жёлтиков Успенский монастырь в низовьях Тьмаки






Приложение 5

Нил Столобенский и Нилова Пустынь



Одним из великих святых Верхневолжья является преподоб­ный Нил Столобенский. Он жил в 16 веке, а своё прозвание «Столобенский» получил от названия острова Столобный на озере Селигер, где Нил творил духовный подвиг во имя Божие. После смерти Нила на этом острове был основан муж­ской монастырь — Нилова Пустынь.

Сегодня этот монастырь является одним из сокровищ Рос­сии. На острове стоит целый город с большими и малыми церквями, домами и пристанями. По берегам острова ра­стут красивые старые липы и сосны. Главный собор мона­стыря назван в честь Богоявления Господня. В нём хранятся мощи святого преподобного Нила Столобенского. Кто же такой Нил Столобенский?

Он родился недалеко от погоста Жабны в нынешнем Фировском районе Тверской области. В молодости Нил ушёл в монастырь преподобного Саввы Крыпецкого. Этот мона­стырь находится в Псковской земле. Там Нил прожил не­сколько лет, а затем решил уйти из монастыря и жить от­шельником. Получив разрешение у своего игумена, Нил отправился в родные места.

Следует сказать, что в древности подвиг монашеской жиз­ни в глухом безлюдном месте был самым трудным. Одино­кая жизнь в глуши называлась «уходом в пустынь», хотя далеко не всегда эта «пустынь» была сухой и жаркой, как, например, в Египте. На Руси монахи уходили в дремучие ле­са, в безлюдные горы, на необитаемые острова. Монахи жи­ли там, где обычный человек просто-напросто умирал от го­лода и жажды.

Разумеется, так жить: постоянно молиться, питаться са­мой скудной пищей, считать себя хуже всех, не искать ни­какой известности и славы, претерпевать оскорбления, а то и побои и смерть от разбойников - мало кто мог. Это был подвиг, который под силу только очень сильным людям.

Вот такую силу имел и преподобный Нил! Он совершил такое, чего до него никто не делал на Руси. Нил решил ни­когда не ложиться ни на землю, ни на кровать, ни на траву, чтобы постоянно молиться Богу. Отдыхал же он, присло­няясь к стене и опираясь на вбитые в стену колья. Такую жизнь он вёл много лет.

Через некоторое время окрестные крестьяне попытались изгнать Нила с острова, потому что они думали, что Нил хочет захватить их земли. Жестокие и алчные люди и пред­ставить себе не могли, что Нилу не нужны никакие земные сокровища! Но крестьяне собрались и вырубили все дере­вья на острове, для того чтобы их сжечь и получить золу на удобрение своей пашни, которую они собирались устроить на острове. Тщетно Нил просил оставить ему хотя бы одну сосну, которая возвышалась над пещеркой, где он молился. Ничто не помогло, отшельника избили, сосну срубили, а её ветки специально положили так, чтобы келья Нила сгорела.

И вот там, где стоял красавец бор, остались лишь пеньки. Минута - и остров превратился в море огня. Крестьяне от­плыли на лодке подальше от берега и стали смотреть, что же будет. Нил стоял у своей кельи и молился. Огонь подошёл совсем близко. И вдруг, будто невидимая рука подняла пламя над кельей. На келью и на Нила даже искра не упала, а по­жар совсем прекратился.

Изумлённые крестьяне так и не решились распахать землю на острове и выгнать святого отшельника. Наобо­рот, местные жители, поняв, что рядом с ними живёт свя­той, стали помогать ему, чем могли, берегли Нила от злых людей.

Однажды Нил попросил крестьян привезти к нему игу­мена находившегося неподалёку маленького монастыря Николо-Рожок. И когда игумен Сергий приехал к Нилу, Нил исповедался, причастился и немного рассказал о своей жиз­ни. Он также сказал, где следует его похоронить, потому что Нил знал о дне и часе своей смерти заранее.

Когда в назначенный срок игумен Сергий приехал вновь, то он застал преподобного Нила только что умершим. По своему обычаю, Нил стоял, опершись на костыли. (Именно таким его и стали изображать позднее в деревянных резных скульптурах.) От тела Нила исходило благоухание, а из ке­льи шёл яркий свет. С благоговением монахи и крестьяне по­гребли усопшего отшельника.

После смерти Нила на острове Столобный много лет ни­кто не жил. Наконец там поселился монах Герман. Вскоре к нему присоединились ещё несколько монахов, и так в конце XVI века возник монастырь Нилова Пустынь.

Среди первых обитателей монастыря был один юноша по имени Николай Теляшин. Родом он был из Осташкова и был человеком очень умным и образованным. Игумен Гер­ман постриг Николая в монахи с именем Нектарий. Спустя много лет Нектарий стал епископом, жил в Москве и в То­больске, но никогда не забывал Нилову Пустынь. Он умо­лял царя отпустить его в любимый монастырь. Царь Алек­сей Михайлович согласился и дал Нектарию богатые дары. Вскоре в монастыре начались большие строительные ра­боты. Когда рыли рвы под фундамент собора, нашли мощи преподобного Нила. Чудес и исцелений от них только в пер­вые годы было более тридцати! Потом счёт пошёл на сотни. Об этих и других чудесах можно прочитать в книгах о пре­подобном Ниле и Ниловой Пустыни.

Русские цари никогда не забывали Нилову Пустынь. Стро­или и украшали её как немногие монастыри в России.

Даже за пределами России гремела слава о Ниловой Пу­стыни. Но в XX веке не избегла она общей участи наших рус­ских монастырей и храмов. В Пустыни были и тюрьма, и детский дом. Монахов либо отправили в ссылку, либо убили, Многое в монастыре было разрушено. Но, к счастью, не всё! В наши дни монастырь возрождается. Он привлекает к себе православных паломников, путешественников и всех лю­дей, которые интересуются историей Тверского края.











Скачать 413,05 Kb.
оставить комментарий
Дата21.05.2012
Размер413,05 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх