Рабочая программа по литературе основное общее образование icon

Рабочая программа по литературе основное общее образование


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе Ступень образования: основное общее образование...
Рабочая программа по литературе Ступень образования: основное общее образование...
Основное общее образование пояснительная записка...
Правила приема в гоу спо «Макушинский ме д ицинский техникум» на 2011-2012 учебный год...
Основное общее образование...
На программы общего образования: начальное общее образование, основное общее образование...
Общеобразовательная программа: начальное общее образование основное общее образование среднее...
Рабочая программа по предмету «музыка» основное общее образование...
Приказ № рабочая программа по литературе ступень обучения (класс): основное общее образование...
Учебная программа педагога моисеевой елены борисовны...
Рабочая программа по информатике в 8 классе Основное общее образование...
Государственный доклад о положении детей в удмуртской республике в 2009 году структура...



Загрузка...
скачать


УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО

Директор ГБОУ СОШ № 2025 Зам. директора по УВР на заседании

_________________________ ____________________ Методического

И.А. Малахова Т.В. Пискунова совета школы

протокол № ___ от

«____» __________2011 г. « ____» ________2011 г. «____» ________2011 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ЛИТЕРАТУРЕ


ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Классы: 5 - 9


Учителя: Альцева О.В., Васильева Е.В., Кузнецова О.В., Привезенцева Н.Е.,

Яковлева Т.В.


Количество часов – 385


Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.


МОСКВА

2011 год


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

основное общее образование


Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по литературе составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор сочинений.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

^ Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Содержание литературного образования разбито на разделы согласно этапам развития русской литературы. Такая последовательность определяется универсальным для многих действующих программ принципом: преподавание курса в каждом из классов основной школы строится чаще всего по хронологическому принципу. Таким образом, разделы программы соответствуют основным этапам развития русской литературы, что соотносится с задачей формирования у учащихся представления о логике развития литературного процесса.

Рабочая программа включает в себя перечень выдающихся произведений художественной литературы с аннотациями к ним. Таким образом детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала. Произведения малых эпических жанров и лирические произведения чаще всего сопровождаются одной общей аннотацией.

Теоретико-литературные понятия предложены в программе, как и в образовательном стандарте, в виде самостоятельной рубрики, в отдельных случаях они включены в аннотации к предлагаемым для изучения произведениям и рассматриваются в процессе изучения конкретных литературных произведений.

Рабочая программа не распределяет учебный материал по отдельным классам, выделяя три этапа литературного образования на ступени основного общего образования:

^ V-VI классы

На этом этапе формируются представления о специфике литературы как искусства слова, развитие умения осознанного чтения, способности общения с художественным миром произведений разных жанров и индивидуальных стилей. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Теоретико-литературные понятия связаны с анализом внутренней структуры художественного произведения – от метафоры до композиции.

^ VII-VIII классы

На этом этапе на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.

IX класс

Этот этап литературного образования является переходным, так как в IX классе решаются задачи предпрофильной подготовки учащихся, закладываются основы систематического изучения историко-литературного курса.

Примерная программа для V-VI и VII-VIII классов является в большей степени открытой для различных вариантов авторских концепций курса, нежели программа для IX класса, традиционно имеющая более жесткую структурно-содержательную основу.

Обязательным при составлении авторских программ и тематического планирования является выделение часов на развитие речи: в V-VI классах учащиеся должны за учебный год написать не менее 4 сочинений (из них 3 аудиторных сочинения), в VII-VIII классе – не менее 5 сочинений (из них 4 аудиторных сочинения), в IX классе – не менее 6 сочинений (из них 5 аудиторных сочинений).

^ Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

− осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

− выразительное чтение художественного текста;

− различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

− ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

− заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

− анализ и интерпретация произведения;

− составление планов и написание отзывов о произведениях;

− написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

− целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей.

И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

^ Цели

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в

ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.


^ Место литературы в федеральном базисном учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 385 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования. В V, VI, VII, VIII классах выделяется по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю), в IX классе – 105 часов (из расчета 3 учебных часа в неделю).


^ Общеучебные умения, навыки и способы деятельности


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Литература» на этапе основного общего образования являются:

− выделение характерных причинно-следственных связей;

− сравнение и сопоставление;

− умение различать: факт, мнение, доказательство, гипотеза, аксиома;

− самостоятельное выполнение различных творческих работ;

− способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

− осознанное беглое чтение, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

− владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица,

схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

− составление плана, тезиса, конспекта;

− подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы

данных;

− самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.


^ Результаты обучения


Результаты изучения курса «Литература» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности: работать с книгой, выявлять авторскую позицию, оценивать и сопоставлять, выделять и формулировать, характеризовать и определять, выразительно читать и владеть различными видами пересказа, строить устные и письменные высказывания, участвовать в диалоге, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою, писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


Содержание, рекомендуемое к усвоению в V-VI классах

(140 часов)


ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 часа)

Художественная литература как одна из форм освоения мира, отражения богатства и многообразия духовного мира человека. Происхождение литературы. Миф. Литература и другие виды искусства. Мифология и ее влияние на возникновение и развитие литературы.

^ РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (8 часов)

Коллективность творческого процесса в фольклоре. Жанры фольклора. Отражение в русском фольклоре народных традиций, представлений о добре и зле. Влияние фольклорной образности и нравственных идеалов на развитие литературы.

Малые жанры фольклора. Жанровые признаки пословицы и поговорки. Отражение в пословицах народного опыта. Метафорическая природа загадок. Афористичность и образность малых фольклорных жанров. Песня как форма словесно-музыкального искусства. Виды народных песен, их тематика. Лирическое и повествовательное начало в песне. Исторические песни как особый эпический жанр.

Сказки «Царевна-лягушка», «Солдатская шинель», «Волк и журавль», «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» Миф и сказка. Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных. Народная мудрость сказок.. Соотношение реального и фантастического в сказочных сюжетах. Фольклорная и литературная сказка. Понятие об эпосе.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов)

Связь литературы с фольклором.

«Подвиг отрока-киевлянина на хитрость воеводы Претича»

«Повесть временных лет». «Сказание о Белгородском киселе». Образно-стилистические особенности жанра летописи.

^ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (67 часов)

Классическая литература как образец нравственного и художественного совершенства. Вечность и актуальность проблем, поставленных русскими писателями XIX века. Изображение человеческих чувств и взаимоотношений в литературе «золотого» века.

^ И.А. Крылов (7 часов)

Слово о писателе. Басни: "Ворона и Лисица», "Свинья под Дубом", "Волк на псарне", Листы и корни», «Ларчик». Жанр басни, история его развития. Басня и сказка. Образы животных и их роль в басне. Мораль басен и способы ее выражения. Аллегория как основа художественного мира басни. Выражение народного духа и народной мудрости в баснях И.А. Крылова. Языковое своеобразие басен Крылова.

^ В.А. Жуковский (3 часа)

Слово о поэте. Сказка «Спящая царевна». Реальное и фантастическое в балладе «Кубок».. Диалог как способ организации конфликта. Талант В.А. Жуковского-переводчика

^ А.С. Пушкин (20 часов)

Слово о поэте. Стихотворения: «У лукоморья дуб зеленый…» «Няне», «И.И. Пущину», «Зимнее утро», «Узник», « Лирика как род литературы. Лирический герой, его чувства, мысли, настроение. Тема дружбы в лирике Пушкина. Мир природы и его поэтическое изображение в стихотворении «Зимнее утро». Образ лирического героя.

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (возможен выбор другой сказки). Фольклорные традиции в сказке Пушкина. Утверждение высоких нравственных ценностей. Борьба добрых и злых сил; закономерность победы добра. Понятие о стихотворной сказке.

Роман «Дубровский». Сюжетные линии и герои повести, ее основной конфликт. Образ Владимира Дубровского. Нравственная проблематика повести. Тема «отцов и детей». Образы крестьян в повести.

А.Погорельский «Черная курица, или Подземный жители» (2 часа)

В.М.Гаршин «Attalia princeps» (1 час)

М.Ю. Лермонтов (5 часов)

Слово о поэте. Стихотворения: «Бородино», «Листок», «Три пальмы», «Утес», «Тучи».. История Отечества как источник поэтического вдохновения и национальной гордости. Образ простого солдата – защитника родины. Олицетворение как один из художественных приемов при изображении природы Лермонтовым. Познание внутреннего мира лирического героя через природные образы.

^ Н.В. Гоголь (4 часа)

Слово о писателе. Повесть "Заколдованное место" Реальное и фантастическое в сюжете произведения. Яркость характеров. Сочетание лиризма и юмора в повести. Живописность языка гоголевской прозы.

^ Поэты XIX века о Родине и родной природе. (1 час)

Ф. И Тютчев. Стихотворения «Зима недаром злится …», « Весенние воды», «Неохотно и несмело…», «Есть в осени первоначальной». Картины русской природы в изображении Тютчева. Пейзаж как средство создания настроения. А.Н. Плещеев «Весна», А.В. Кольцов «В степи», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне» ,А.Н. Майков «Ласточки», И.З.Суриков «Зима».

А.А. Фет (2 часа)

Слово о поэте. Стихотворения: «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…», «Ель рукавом мне тропинку завесила». Лирический герой стихотворения Фета. Средства передачи настроения. Человек и природа в лирике Фета. Понятие о параллелизме.

^ И.С. Тургенев (6 часов)

Слово о писателе. Повесть «Муму» (возможен выбор другой повести) Реальная основа повести. Изображение быта и нравов крепостнической России. Нравственное преображение Герасима. Сострадание и жестокость. Авторская позиция и способы ее проявления.

Рассказ «Бежин луг»

^ Н.А. Некрасов (5 часов)

Слово о поэте. Стихотворение «Крестьянские дети». Образы крестьянских детей. Речевая характеристика героев. Тема крестьянской доли. Внимание Некрасова к жизни простого народа. Стихотворение «Железная дорога».Образ народа-труженика и народа-страдальца. Народность некрасовской лирики.

Поэма «Мороз, Красный Нос» (отрывок «Есть женщины в русских селениях…»), «Дедушка». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Трагическое и лирическое звучание произведения. Голос автора в поэме.

Стихотворение «На Волге»

^ Н.С. Лесков (4 часа)

Слово о писателе. Сказ «Левша». Русский характер в рассказе: талант и трудолюбие как отличительная черта русского народа. Проблема народа и власти в рассказе. Образ повествователя и стилистические особенности сказа Лескова.

^ А.П. Чехов (3 часа)

Слово о писателе. Рассказы «Хирургия», «Толстый и тонкий». Сатира и юмор в чеховских рассказах. Разоблачение трусости и лицемерия. Роль художественной детали.

И.Бунин «Косцы» (1 час)

^ В.Г. Короленко (2 часа)

Слово о писателе. Повесть «В дурном обществе» («Дети подземелья») (возможен выбор другого произведения). Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.


Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века (1 час)


^ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (28 часов)

Развитие классических традиций в литературе ХХ века. Нравственные ориентиры в человеческой жизни. Человек и природа в произведениях писателей ХХ века.

^ С.А. Есенин (1 час)

Слово о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями».

П.Бажов « «Медной горы Хозяйка». Понятие о сказе. Образы героев. (1 час)

А.П. Платонов (2 часа)

Слово о писателе. Рассказ «Никита»». Вопрос о нравственном содержании человеческой жизни. Приемы раскрытия характеров. Своеобразие стилистики платоновской прозы. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

^ С.Маршак «12 месяцев» (2 часа)

А.С. Грин (2 часа)

Слово о писателе. Повесть "Алые паруса" (возможен выбор другой повести). Торжество мира романтической мечты в повести А.С. Грина. Нравственный максимализм и душевная чистота ее главных героев.

^ К.Г. Паустовский (2 часа). Слово о писателе. Рассказ «Теплый хлеб», «Заячьи лапки». Тематика и проблематика произведения.

М.М. Пришвин (1 час). Слово о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца» (возможен выбор другого произведения). Поэзия природы в творчестве Пришвина. Образы Насти и Митраши. Смысл названия. Мудрость естественного в художественном мире Пришвина.

Произведения о ВОВ К.Симонова, Д.Самойлова. (2 часа)

А.Твардовский « Рассказ танкиста» (1 час)

В. Г. Распутин (3 часа) (возможен выбор другого прозаика второй половины ХХ века).

Слово о писателе. Рассказ «Уроки французского» (возможен выбор другого произведения). Нравственная проблематика произведений Распутина. Духовная память человека как нравственная ценность. Тема прошлого и настоящего в творчестве Распутина.

^ В.П. Астафьев (3 часа)

Слово о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Основные черты характера героя, его становление в борьбе с трудностями. Художественная зоркость писателя в изображении красоты родной природы.

«Конь с розовой гривой»

С.Черный Рассказы «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». (1 час)

В.М.Шукшин. Рассказ «Срезал». (1 час)

Ф.Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла». (1 час)

Тема родной природы в произведениях поэтов 20 века: А.Блока, С.Есенина, А.Ахматовой (3 часа)

Литература народов России. (1 час)

Г.Тукай Стихотворения «Родная деревня», «Книга». ( 1 час)

Зарубежная литература (18 часов)

Мифы Древней Греции 4 часа)

А.Экзюпери « Маленький принц» (5 часов)

Ф.Шиллер «Перчатка» (1 час)

Р.Л.Стивенсон «Вересковый мед» (1 час)

Д.Дефо (1 час)

Слово о писателе. Роман «Робинзон Крузо». История освоения мира человеком. Природа и цивилизация. Мужество и разум как средство выживания в суровых жизненных обстоятельствах. Образ главного героя.

^ Х.К. Андерсен (2 часа)

Слово о писателе. Сказка «Снежная королева» (возможен выбор другой сказки). Борьба добра и зла в сказках Андерсена. Мастерство писателя в построении сюжета и создании характеров.

Жорж Санд «О чем говорят цветы». (1 час)

Д.Лондон «Сказание о Кише». (1 час)

П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». (1 час)

М. Твен (1 час).

Слово о писателе. Повесть "Приключения Тома Сойера". Герои и события повести. Тема дружбы и мечты. Мастерство писателя в построении занимательного сюжета и в создании характеров.

^ Итого в V-VI классах – 140 часов

Содержание, рекомендуемое к усвоению в VII-VIII классах

(140 часов)


ЛИТЕРАТУРА КАК ИСКУССТВО СЛОВА (2 часа)

Влияние литературы на формирование в человеке нравственного и эстетического чувства. Обращение писателей к универсальным категориям и ценностям бытия: добро и зло, истина, красота, справедливость, совесть, дружба и любовь, дом и семья, свобода и ответственность.

^ РУССКИЙ ФОЛЬКЛОР (10 часов)

Выражение в фольклоре национальных черт характера. Народное представление о героическом.

Былина «Вольга и Микула Селянинович» (возможен выбор другой былины).Былины как героические песни эпического характера, своеобразие их ритмико-мелодической организации. Былина и сказка. Выражение в былинах исторического сознания русского народа. Былинный сюжет. Традиционная система образов в русском героическом эпосе. Герои былин, образы богатырей. Былина «Садко».Жанр пословицы и поговорки, предания, исторической песни.

^ ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (6 часов)

Утверждение в литературе Древней Руси высоких нравственных идеалов: любви к ближнему, милосердия, жертвенности. Религиозный характер древнерусской литературы.

"Поучение” Владимира Мономаха (возможен выбор другого произведения). Жанр и композиция “Поучения”. Основы христианской морали в "Поучении". Слава и честь родной земли, духовная преемственность поколений как главные темы "Поучения".

Жанр житии (произведение по выбору учителя). Отражение в житии представления о нравственном эталоне. Иерархия ценностей православного человека в "Житии…". Способы создания характера в "Житии".

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (7 часов)

У. Шекспир (3 часа)

Слово о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта».Драма как род литературы. Основной конфликт в трагедии. Судьба влюбленных в мире несправедливости и злобы. Отражение в трагедии "вечных" тем: любовь, преданность, вражда, месть. Смысл финала трагедии.Сонеты: № 66 «Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж…»); № 130 («Ее глаз на звезды не похожи…») (возможен выбор двух других сонетов).Мысль и чувство в сонетах Шекспира. Художественное своеобразие его лирики.

Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве», «Скупой». (2 часа)

^ Д.Свифт «Путешествие Гулливера» (1 час)

В.Скотт « Айвенго» (1 час)


ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (5 часов)

Классицизм и сентиментализм в русской литературе. Социальная и нравственная проблематика произведений русских писателей XVIII века. Обращение литературы к жизни и внутреннему миру «частного» человека.

Отражение многообразия человеческих чувств, освоение темы “человек и природа”.

^ Д.И. Фонвизин (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).Комедия «Недоросль».Сатирическая направленность комедии. Развенчание нравов Простаковых и Скотининых. Идеальные герои комедии и их конфликт с миром крепостников. Проблема воспитания и идея гражданского служения в пьесе. Идея возмездия за безнравственность. Черты классицизма в комедии.

^ Н.М. Карамзин (1 час)

Слово о писателе.Повесть «Наталья, боярская дочь»». Сентиментальный сюжет повести, ее обращенность к душевному миру героев. Образ природы и психологические характеристики героев. Авторская позиция и формы ее выражения. Особенности языка и стиля повести.

М.Ломоносов. Отрывок из «Оды на день восшествия…»(1 час)

И.Крылов. Басня «Лягушки, просящие царя», «Обоз» (1 час)


^ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (68 часов)

Романтизм и реализм в русской литературе XIX века. Проблематика произведений: человек и мир, человек и общество, человек и история. Свобода и ответственность личности. Образ «маленького» человека. Обращение русских писателей к историческому прошлому Отечества. Размышления о национальном характере.

Нравственный смысл исторических сюжетов.

Г.Державин. «Признание».(1 час)

В.А. Жуковский (1 час)

Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Лесной царь».Баллада как лироэпический жанр. Сюжетные особенности баллад В.А. Жуковского.

К.Рылеев. Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей.

^ А.С. Пушкин (18 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Песнь о вещем Олеге», «Туча», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»). Поэтическая интерпретация эпизода из «Повести временных лет». Тема судьбы и пророчества в «Песни…». Нравственная проблематика произведения. Тема природы в лирике Пушкина. Высокое звучание темы любви и дружбы в лирике Пушкина.

Повесть «Станционный смотритель».Образ Самсона Вырина и тема "маленького человека". Образ повествователя. Выразительность и лаконизм пушкинской прозы.

Роман «Капитанская дочка» Тема русской истории в творчестве А.С. Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема "русского бунта" и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Повесть «Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

^ М.Ю. Лермонтов (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Молитва», «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива…». Развитие и переосмысление пушкинских традиций в пейзажной лирике Лермонтова. Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».Сюжет поэмы, его историческая основа. Образ Ивана Грозного и тема власти. Нравственная проблематика и особенности конфликта в "Песне…". Калашников и Кирибеевич: сила и цельность характеров героев. Особенности языка поэмы, ее связь с устным народным творчеством. Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Философский смысл эпиграфа. Судьба свободолюбивой личности в поэме. Трагическое противостояние человека и обстоятельств. Тема природы. Особенности композиции и смысл финала.

^ Н.В. Гоголь (12 часов).

Слово о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Историческая и фольклорная основа повести. Героико-патриотический пафос повести, прославление товарищества, осуждение предательства. Остап и Андрий, принцип контраста в изображении героев. Трагизм конфликта отца и сына. Столкновение любви и долга в душах героев. Особенности изображения человека и природы в повести. Роль детали в раскрытии характера.

Комедия «Ревизор». Мастерство построения интриги в пьесе, особенности конфликта комедии. Смысл эпиграфа и сатирическая направленность комедии. Образ города и тема чиновничества. Хлестаков и хлестаковщина. Авторские средства раскрытия характеров. Мастерство речевых характеристик персонажей. Многозначность финала пьесы. Повесть «Шинель». «Шинель» как одна из «петербургских повестей». Тема города и “маленького человека”. Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

^ И.С. Тургенев (6 часов). Слово о писателе. Рассказ «Бирюк» (возможен выбор двух других рассказов из цикла «Записки охотника»).Отражение существенных черт русского национального характера в рассказах. Авторские раздумья о жизни народа. Роль психологической детали. Мастерство пейзажа. «Стихотворения в прозе»: «Воробей», «Русский язык» (возможен выбор двух других произведений из цикла «Стихотворения в прозе»)Жанровые особенности стихотворений в прозе. Многообразие их тематики. Лирико-философские раздумья автора о мире и человеке, о величии, красоте и образности русской речи. Музыкальность прозы Тургенева. Повесть «Ася».

^ Поэзия родной природы: стихотворения А.А. Фета, Ф.И.Тютчева, А.К.Толстого, А.М.Майкова (2 часа).

Н.А. Некрасов (4 часа). Слово о поэте. Стихотворения «Размышления у парадного подъезда». Поэма «Русские женщины».Народные характеры и судьбы в стихотворениях Некрасова. Повествовательное начало в лирике Некрасова.

^ М.Е. Салтыков-Щедрин (6 часов). Слово о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве» (возможен выбор трех других сказок). Особенности сюжетов и проблематики "сказок для детей изрядного возраста". Обличение нравственных пороков общества, сатира на барскую Русь. Образ народа в сказках. Отражение парадоксов народной жизни в сказках. Сильные и слабые стороны народного характера. Эзопов язык. Аллегория, фантастика, фольклорные мотивы в сказках. Отрывки из «Истории одного города»

^ Л.Н. Толстой (4 часа) Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести). Роль внутреннего монолога в раскрытии характера героя. Изображение внутреннего мира ребенка, сложность его чувств и переживаний. Тема детской открытости миру. Рассказ «После бала» (возможен выбор другого рассказа). Особенности сюжета и композиции. Решение темы любви в рассказе. Проблема смысла жизни. Проблем жестокости. Идея нравственного самосовершенствования. Прием контраста в рассказе. Роль художественной детали в раскрытии характеров.

^ Н.Лесков «Старый гений» (2 часа)

А.П. Чехов (4 часа). Слово о писателе. Рассказ «Хамелеон», «О любви». .Особенности авторской позиции в рассказе. Роль художественной детали, ее связь с внутренним состоянием персонажа и авторским отношением к нему. Сатирический пафос произведения.

^ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (42 часов)

Обращение писателей ХХ века к художественному опыту своих предшественников. Исторические события, их восприятие современниками. Своеобразие русской поэзии ХХ века. Художественные искания русских писателей ХХ века. Человек и история в литературе ХХ века: проблема выбора пути. Русская литература советского времени. Проблема героя. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Утверждение нерушимости нравственных устоев в сложных жизненных обстоятельствах (революции, гражданская война, Великая Отечественная война).

^ И.А. Бунин (3 часа). Слово о писателе. Рассказы: «Лапти», «Цифры», «Кавказ». Нравственный смысл произведения. Выразительность и точность художественной детали в прозе Бунина. Роль детали в рассказах Бунина. Художественное мастерство Бунина-прозаика.

^ А.И. Куприн (2 часа). Слово о писателе. Рассказ «Куст сирени» .Человек и общество как одна из «вечных» проблем литературы, ее отражение в рассказе. Своеобразие главного героя. Гуманистический пафос произведения Куприна.

^ М. Горький (4 часа). Слово о писателе. Повесть «Детство» (возможен выбор другой повести).Традиции Л.Н. Толстого, их переосмысление Горьким. «Свинцовые мерзости жизни» и живая душа русского человека. Изображение внутреннего мира подростка. Активность авторской позиции. «Легенда о Данко». Романтизм раннего творчества М. Горького. Прием контраста в произведениях Горького. Вопрос о смысле жизни. Проблема гордости и свободы. Тема подвига.

А.А. Блок (1 час). Слово о поэте. Стихотворение «Россия». Историческая тема в творчестве поэта.

^ С.Есенин (2 часа.) «Пугачев» - поэма на историческую тему.

Л.Андреев «Кусака». (1 час)

А.Платонов «Юшка», «Неизвестный цветок», «Возвращение» (5 часов)

И.Шмелев «Как я стал писателем» (2 часа)

И.А.Осоргин « Пенсне» (1 час)

Ф.Абрамов «О чем плачут лошади» (1 час)

В.Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» (1 час)

Н.Носов «Кукла». «Живое пламя. (2 часа)

Ю.Казаков « Тихое утро». (2 часа)

А.Т. Твардовский (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор). Поэма «Василий Теркин». Главы: «Переправа», «Два бойца», «Поединок» (возможен выбор трех других глав) История создания поэмы, ее читательская судьба. Тема человека на войне в поэме. Особенности сюжета поэмы. Отражение русского национального характера в образе Василия Теркина. Тема родины и ее воплощение в поэме. Сплав трагического и комического, народность языка “Книги о бойце”.

^ Стихи и песни о Великой Отечественной войне Б.Окуджавы, А.Суркова, Н.Тихонова, А.Фатьянова (3 часа).

Стихи о Родине В.Брюсова, Ф.Сологуба, С.Есенина, Н.Заболоцкого, Н.Рубцова. (2 часа)

А.Вампилов «Сценка из нерыцарских времен». Понятие о драматургическом произведении.(1 час)

^ Зарубежная литература. (6 часов)

Японские хокку. Р.Бернс «Честная бедность», Байрон «Ты кончил жизни путь…», Д.Олдридж «Отец и сын», О.Генри «Дары волхвов»


^ Итого в VII-VIII классах – 140 часов.


Содержание, рекомендуемое к усвоению в IX классе

(105 часов)

ДРЕВНЕРУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА (5 часов)

Патриотический пафос, поучительный характер и особенности образной системы древнерусской литературы. Истоки и начало древнерусской литературы, её христианско-православные корни. Многообразие жанров древнерусской литературы (летопись, слово, житие, поучение).«Слово о полку Игореве»Открытие "Слова…", его издание и изучение. Вопрос о времени создания и об авторстве "Слова…". Историческая основа памятника, его сюжет. Жанр и композиция "Слова…". Образ русской земли и нравственно-патриотическая идея "Слова". Образы русских князей. Характер князя Игоря. «Золотое слово» Святослава.

Ярославна как идеальный образ русской женщины. Символика “Слова”, своеобразие авторского стиля. "Слово" и фольклорная традиция. Значение "Слова" для русской культуры. Переводы и переложения произведения.

^ ЛИТЕРАТУРА XVIII ВЕКА (15 часов)

Общая характеристика русской литературы 18 века (1 час)

Классицизм в русском и мировом искусстве. Ж.Б.Мольер. (2 часа). Комедия «Мещанин во дворянстве». Разоблачение мещанства и невежества.

Идейно-художественное своеобразие литературы эпохи Просвещения. Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения, прославление величия и могущества Российского государства. Античность и классицизм. Сентиментализм как литературное направление. Зарождение в литературе антикрепостнической направленности.

^ М.В. Ломоносов (2 часа) Жизнь и творчество (обзор).

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны, 1747 года» (фрагменты) (возможен выбор другого произведения)

Жанр оды. Прославление в оде важнейших ценностей русского Просвещения: мира, родины, науки. Средства создания образа идеального монарха.

^ Г.Р. Державин (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: «Фелица», «Памятник» (возможен выбор двух других стихотворений).Традиция и новаторство в поэзии Г.Р. Державина. Жанры поэзии Державина. Отражение в лирике поэта представлений подлинных жизненных ценностях. Философская проблематика произведений Державина. Взгляды Державина на поэта и поэзию, гражданский пафос его лирики.

^ Д.И.Фонвизин (4 часа). Сатирическая направленность комедии «Недоросль»

Понятие о сентиментализме. Н.М.Карамзин. Повесть «Бедная Лиза как произведение сентиментализма (2 часа)

А.Н. Радищев (2 часа). Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (обзор). Отражение в "Путешествии…" просветительских взглядов автора. Быт и нравы крепостнической Руси в книге Радищева, ее гражданский пафос. Черты классицизма и сентиментализма в "Путешествии…". Жанр путешествия как форма панорамного изображения русской жизни.

^ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА (61 час)

Общая характеристика литературы ХIХ века. Понятие о романтизме и реализме как литературных направлениях (1 час)

Новое понимание человека в его связях с национальной историей (Отечественная война 1812 г., восстание декабристов, отмена крепостного права).Осмысление русской литературой ценностей европейской и мировой культуры. Романтизм как литературное направление. Воплощение в литературе романтических ценностей.

Соотношение мечты и действительности в романтических произведениях. Конфликт романтического героя с миром. Особенности романтического пейзажа. Формирование представлений о национальной самобытности. А.С. Пушкин как основоположник новой русской литературы. Роль литературы в формировании русского языка .Проблема личности и общества. Тип героя-индивидуалиста. Образ «героя времени». Образ человека-праведника. Образ русской женщины и проблема женского счастья. Человек в ситуации нравственного выбора. Интерес русских писателей к проблеме народа. Реализм в русской литературе, многообразие реалистических тенденций. Историзм и психологизм в литературе. Нравственные и философские искания русских писателей.

Глубинная, таинственная связь человека и природы.

^ В.А. Жуковский (2 часа) Жизнь и творчество (обзор). Стихотворения: “Море”, "Невыразимое" (возможен выбор двух других стихотворений).Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Тема человека и природы, соотношение мечты и действительности в лирике поэта. Баллада «Светлана». Нравственный выбор героини. Особенности жанра баллады

^ А.С. Грибоедов (6 часов) Жизнь и творчество. Комедия «Горе от ума». Специфика жанра комедии. Искусство построения интриги (любовный и социально-психологический конфликт). Смысл названия и проблема ума в комедии. Чацкий и фамусовская Москва. Мастерство драматурга в создании характеров (Софья, Молчалин, Репетилов и др.). "Открытость" финала пьесы, его нравственно- философское звучание. Черты классицизма и реализма в комедии, образность и афористичность ее языка. Анализ комедии в критическом этюде И.А. Гончарова “Мильон терзаний”.

^ А.С. Пушкин (17 часов) Жизнь и творчество. Стихотворения:«К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»; «Деревня», «Осень» (возможен выбор двух других стихотворений). Поэтическое новаторство Пушкина, трансформация традиционных жанров в пушкинской лирике. Основные мотивы поэзии Пушкина (свобода, любовь, дружба, творчество), их развитие на разных этапах его творческого пути. Образно-стилистическое богатство и философская глубина лирики Пушкина. Гармония мысли и образа. "Чувства добрые" как нравственная основа пушкинской лирики» как главная тема в трагедии. Роман в стихах «Евгений Онегин» Своеобразие жанра и композиции романа в стихах. Единство эпического и лирического начал. Образ автора в произведении. Сюжетные линии романа и темы лирических отступлений. Образ Онегина и тип "лишнего человека" в русской литературе. Онегин и Ленский. Татьяна как «милый идеал» Пушкина. Тема любви и долга в романе. Нравственно-философская проблематика произведения. Проблема финала. Реализм и энциклопедизм романа. Онегинская строфа.

Оценка художественных открытий А. С. Пушкина в критике В.Г. Белинского (фрагменты статей 8, 9 из цикла «Сочинения Александра Пушкина»). Размышление над трагедией «Моцарт и Сальери». Проблема гения и злодейства

^ М.Ю. Лермонтов (13 часов) Жизнь и творчество. Стихотворения: «Парус», «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…), «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Пророк». Развитие в творчестве М. Ю. Лермонтова пушкинских традиций. Основные мотивы лирики: тоска по идеалу, одиночество, жажда любви и гармонии. Образ поэта в лермонтовской лирике. Поэт и его поколение. Тема родины. Природа и человек в философской лирике Лермонтова. Роман «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа. Образы повествователей, особенности композиции произведения, ее роль в раскрытии образа Печорина. Печорин в ряду героев романа (Максим Максимыч, горцы, контрабандисты, Грушницкий, представители "водяного общества", Вернер, Вулич). Тема любви и женские образы в романе. Печорин в галерее "лишних людей". Нравственно-философская проблематика произведения, проблема судьбы. Черты романтизма и реализма в романе.

^ Н.В. Гоголь (12 часов) Жизнь и творчество. Поэма «Мертвые души» (I том).

История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав. Авантюра Чичикова как сюжетная основа повествования. Место Чичикова в системе образов. Образы помещиков и чиновников и средства их создания. Место в сюжете поэмы “Повести о капитане Копейкине” и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче. Смысл названия произведения. Души мертвые и живые в поэме. Лирические отступления в поэме, образ Руси и мотив дороги. Художественные особенности прозы Гоголя (прием контраста, роль гиперболы и сравнения, алогизм и лиризм в повествовании).Своеобразие гоголевского реализма.

^ Развитие представления о жанрах лирических произведений (2 часа). Эмоциональное богатство поэзии Ф.И.Тютчева. Художественный мир А.Фета. Тематика стихотворений Н.А.Некрасова

А.Н.Островский- драматург (2 часа). Комедия «Бедность – не порок»

^ И.С.Тургенев (1 час). Повесть «Первая любовь»

Л.Н.Толстой (2 часа). Психологизм Толстого в повести «Юность»

Ф.М.Достоевский (2 часа). Роман в письмах «Бедные люди». Трагедия «маленького человека» в мире униженных и оскорбленных

^ А.П. Чехов (1 час) Жизнь и творчество (обзор). Рассказы: «Тоска», «Смерть чиновника». Комическое и трагическое в прозе Чехова. Трансформация темы «маленького» человека. Особенности авторской позиции в рассказах.

^ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА (19 часов)

Человек и история в литературе (1 час). Личность и государство. Тема родины и ее судьбы. Образ России в поэзии ХХ века. Годы военных испытаний и их отражение в литературе. Обращение писателей второй половины ХХ века к острым проблемам современности. Поиски незыблемых нравственных ценностей в народной жизни, раскрытие самобытных русских характеров.

^ И.А. Бунин (3 часа) Судьба поэта. Размышление над рассказом «Темные аллеи»

А.А. Блок (2 часа) Слово о поэте. Стихотворение «Русь» (возможен выбор другого стихотворения). Родина и любовь как единая тема в творчестве Блока. Художественные средства создания образа России. Лирический герой стихотворения. Стихотворения «Русь моя, жизнь моя..», «О, я хочу безумно жить..», «О весна..»

^ В.В.Маяковский (1 час). Автобиография «Я сам»(фрагменты). Стихотворения «Послушайте!..», «А вы могли бы..». Новаторство Маяковского-поэта

С.А. Есенин (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Отговорила роща золотая…» (возможен выбор других стихотворений). Поэтизация крестьянской Руси в творчестве Есенина. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

^ А.А. Ахматова (1 час) Слово о поэте. Стихотворения: «Белая стая», «Пушкин», Ветер войны». Война как проверка человека на мужество, человечность и патриотизм. Активность гражданской позиции поэта. Тема родины и гражданского долга в лирике Ахматовой.

^ М.И.Цветаева(1 час). Стихотворения: «Идешь, на меня похожий..», «Бабушке», «Мне нравится..», «Родина», «Стихи о Москве», «Стихи к Блоку»

Н.Заболоцкий (1 час). Размышления над стихотворениями. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта

^ Б.Л.Пастернак (1 час). Философская глубина лирики Пастернака. Стихотворения: «Во всем мне хочется..», «Быть знаменитым некрасиво», «Перемена», «Весна в лесу»

^ М.А.Булгаков (2 часа). Личность, судьба, творчество. Повесть «Собачье сердце»

М.А. Шолохов (2 часа). Жизнь и творчество (обзор). Рассказ «Судьба человека».

Гуманизм шолоховской прозы. Особенности сюжета и композиции рассказа. Трагедия народа в годы войны и судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе. Роль пейзажных зарисовок в рассказе.

^ А.И. Солженицын (1 час) Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа, его художественное своеобразие. Образ главной героини и тема праведничества в русской литературе.

^ А.Т.Твардовский (1 час). Стихотворения: «Я убит подо Ржевом», «Урожай», «Весенние строчки»

В.М.Шукшин (1 час). Нравственные ценности героев рассказов Шукшина

^ Внеклассное чтение. Из зарубежной литературы (5 часов). Катулл( «Мальчику», «Нет, не надейся..», «Нет, ни одна средь женщин». Гораций. Трагедии, оды Горация в русской поэзии

^ Итого в IX классе – 105 часов.


ПОНЯТИЯ

− Художественная литература как искусство слова.

− Художественный образ.

− Фольклор. Жанры фольклора.

− Литературные роды и жанры.

− Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.

− Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

− Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

− Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.


^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творческого пути А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;

• изученные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспринимать и анализировать художественный текст;

• выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

• определять род и жанр литературного произведения;

• выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

• характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

• сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

• выявлять авторскую позицию;

• выражать свое отношение к прочитанному;

• выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

• владеть различными видами пересказа;

• строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

• участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

• писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

• определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

• поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).





Скачать 331,74 Kb.
оставить комментарий
Дата21.05.2012
Размер331,74 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх