Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры\" для студентов специальности 03. 04. 01 “история\" Категория слушателей icon

Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры" для студентов специальности 03. 04. 01 “история" Категория слушателей


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс по дисциплине “История мировой и отечественной культуры” для...
Учебно-методический комплекс по История мировой и Отечественной культуры. Запад, новейшее время...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (русское...
Учебно-методический комплекс по дисциплине история мировой и отечественной культуры (россия...
Учебно-методический комплекс по История мировой культуры (название дисциплины)...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (отечественная...
Учебно-методический комплекс дисциплины история мировой и отечественной культуры (зарная...
Учебно-методический комплекс по дисциплине История России (1945-2008 гг.) для студентов...
Учебно-методический комплекс умк учебно-методический комплекс история педагогики и образования...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Для студентов очной формы обучения...
Учебно-методический комплекс для студентов II курса факультета социально-гуманитарных и...



Загрузка...
страницы:   1   2
скачать




СИБАЙСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»


Факультет: юридический

Кафедра: новой и новейшей истории


Утверждено

на заседании кафедры

новой и новейшей истории

Протокол № 2 от 24.09.2010.

И.о. зав. кафедрой: Ярмуллина А.З.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


по дисциплине


“История мировой и отечественной культуры”

^ ДЛЯ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 03.04.01 – “ИСТОРИЯ”


Категория слушателей: студенты 2 курса

Форма обучения: очная

Сроки обучения: III- IV семестры


Учебно-методический комплекс

разработала:

к.и.н., ст.пр. ______________

Ярмуллина А.З.


Сибай-2010

УДК Учебно-методический комплекс для студентов II курса

ББК дневного отделения специальности «История» по «Истории мировой и отечественной культуры» рекомендован кафедрой новой и новейшей истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.

(Протокол №1 от 27 августа 2010 г.)


Рецензент:

Вильданов У.С., д.фил. н., профессор


Ярмуллина А.З.

История мировой и отечественной культуры. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 030401 – «История». – Сибай: РИЦ СИБашГУ, 2010. - ___ с.


Учебно-методический комплекс по курсу «История мировой и отечественной культуры» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного представления о содержании учебного курса истории мировой и отечественной культуры. Включает в себя программу курса, рабочую программу по учебной дисциплине, темы, вопросы для обсуждения для подготовки к семинарским занятиям. Содержит также темы докладов, примерные зачетные вопросы, словарь основных понятий и терминов.

Предназначен преподавателям, ведущим данный курс, студентам вузов, обучающихся по данной специальности.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1.ПРОГРАММАКУРСА……………………………………………………...5


^ 2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (НА IV СЕМЕСТР)……………………… ..15


3. ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ………………………...... 17


4.КОНТРОЛЬНЫЕ ТЕСТЫ ………………………………………………...32


5. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ». ………………….. .…35


^ 6. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»………………………….…………..…………………............41


7. ТЕРМИНЫ И ПОНЯТИЯ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ………………………. …………………43


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  В учебном процессе СИ (филиал) БашГУ при подготовке специалистов, отвечающих современным требованиям, существенная роль отводится гуманитарному образованию студентов, формированию у них научного мировоззрения, сочетанию фундаментальной научной и специальной подготовки с духовным, художественно-эстетическим и нравственным воспитанием. Эти задачи совместно с другими дисциплинами гуманитарного цикла призван решать курс “История мировой и отечественной культуры”.

История культуры выступает важным компонентом того обобщающего уровня знаний, который создает условия для формирования образованной, всесторонне развитой личности, способной свободно ориентироваться в современном мировом социокультурном пространстве и позволяет соотнести духовные традиции предков с личным опытом.

Цель курса “История мировой и отечественной культуры” состоит в том, чтобы познакомить студентов с генезисом и основными этапами развития культуры человечества с древнейших времен до настоящего времени.

Основными задачами курса являются:

- постижение истории и культуры мировой цивилизации и своей Родины;

- заполнение пробелов общекультурной подготовки студентов, прежде всего в том, что касается исторических, этических и эстетических знаний;

- уяснение общих закономерностей развития культуры и специфики ее проявления в разные исторические эпохи и в разных регионах нашей планеты;

- формирование у студентов учебного научного творчества, потребности заниматься дальнейшим самообразованием.

В результате изучения курса “История мировой и отечественной культуры” студенты должны:

- усвоить предмет истории культуры как науки и учебной дисциплины, ее основы, методы;

- уметь организовать свой интеллектуальный труд с учетом методической специфики гуманитарного знания;

- представлять, как развивалась история мировой цивилизации;

- знать, какова событийная сторона историко-культурного процесса, уметь разбираться в различиях между ценностями отдельных цивилизаций, эпох;

- уяснить, какова роль России в контексте мировой истории культуры;

- самостоятельно разбираться в стилях и направлениях искусства, правильно соотносить их с конкретной историко-культурной эпохой;

- научиться уважительно относиться к обычаям и традициям различных народов, одновременно почитая наследие своей собственной отечественной культуры.

Теоретические знания и практические навыки, полученные в учебном процессе при изучении данного курса, могут быть использованы на двух уровнях - личностном и в рамках свободных творческих союзов. Свое конкретное выражение это может проявить в поведении человека, ориентированном на представления о культурной, интеллигентной и образованной личности, а также в процессе непосредственного творчества, сохранении старых книг, восстановлении храмов, бережном отношении к памятникам истории и культуры, организации выставок и т.д.



^ ПРОГРАММА КУРСА

Предмет и методы исследования истории культуры

       Культура как объект исторического исследования, ее особенности. Культура как исторически накопленный духовный опыт человечества, ее материальные и идеальные формы выражения.

       История культуры как самостоятельная дисциплина, ее связь с другими научными дисциплинами. История культуры как процесс соотношения хронологических и типологических подходов к истории культуры. Основные подходы и методы в исследовании истории культуры

Культура первобытного общества

       Первобытная культура как фундамент истории культуры. Происхождение и ранние формы культуры. Особенности духовной жизни древнего человека. Происхождение древних верований. Возникновение искусства. 

Культура Двуречья и Древнего Египта.

 Географические условия складывания. Шумер. Аккад. Вавилон. Сирия. Палестина. Ассирия. Этапы истории. Религия и политическая организация. Письменность и литература. Законы Хаммурапи. Памятники архитектуры. Занятия и образ жизни людей. Мировое значение культурного наследия Двуречья.

Природные условия формирования. Основные этапы историко-культурного процесса. Деспотическая форма общественного правления, обожествление власти фараона. Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства. Отражение религиозных представлений в памятниках литературы. Литература светского содержания. 
Мифология. Религия: вера в богов (многобожие, синкретизм, иерархия). Роль жрецов и храмов в жизни человека и общества. Образование: язык, письменность, школы, библиотеки. Дома жизни. Научная деятельность (писцы, жрецы). Медицина, математика, астрономия, изобретения: практическая направленность. Искусство: ритуалистичность и каноничность, статичность. Архитектура и скульптурный портрет. Живопись. Анонимность литературы. Театр. Музыка. Мораль и право. Утилитарность и мифопоэтический смысл древнеегипетской культуры.

Культура Древней Индии, Китая и Японии.

      Характеристика протоиндийской цивилизации. Ведический период в истории древней Индии. «Веды» как источник научного знания о социальной структуре и идеологических представлениях индоарийского общества. Ведический пантеон.

      Идеология брахманизма. Брахманство – носитель религиозно-этических функций. Идеологические истоки индуизма Учение о карме. Мифология и ритуал.

      Буддизм: буддийский канон, его структура и содержание, «четыре благородные истины» как основа догматики. Развитие идей буддизма в художественной культуре Индии.

Происхождение и основные этапы развития китайской цивилизации. Формирование религиозных представлений, их отражение в священных книгах Древнего Китая. Практический характер древнекитайской мифологии. Культ предков и разработка идей загробной жизни.

      Конфуцианство – этико-философское учение с элементами религии. Даосизм – религиозно-философское учение. Роль и место конфуцианства и даосизма в духовной жизни китайского общества.   Китайская письменная культура: происхождение, специфика, жанровое разнообразие. Китайское искусство: происхождение, особенности.

          Культура Японии. Основные черты развития. Синтоизм – политеистическая религиозная система Японии. Дзэн-буддизм и его влияние на культуру Японии. Создание самобытной письменности. Поэзия и нравоописательные романы. Формирование самурайской этики, ее влияние на нравы и культуру Японии. Развитие живописи и архитектуры, эстетика бытового поведения.

 

Античная культура.

      Становление ранней цивилизации на Крите и в Микенах. Особенности критской и микенской культур, их судьбы.

      Зарождение и расцвет культуры греческих полисов. Важнейшие достижения в области философии, естествознания и истории. Основные черты древнегреческого искусства. Архитектура, эпос, скульптура, театр как ведущие виды античного искусства. Теория эстетического воспитания. Кризис древнегреческой культуры в эпоху Александра Македонского. Эллинистическая культура и ее особенности.

      Становление цивилизации на Аппенинском полуострове. Этруски и особенности их образа жизни и культуры. Основание Рима и особенности развития культуры в республиканском Риме. Культура и искусство императорского Рима, тождество и различие в отношении к древнегреческой традиции. Римское право в системе духовных ценностей древнеримской культуры. Риторическое искусство. Особенности времяпровождения и быт древних римлян. Кризис римской культуры . Проблема культурно-исторического наследия: античность и современность.  

Культура стран Передней Азии и Малой Азии

      Особенности географического положения и предпосылки формирования. Сирия: город Эбла – древнейший очаг культуры. Финикия: расцвет городов, торговля и морские путешествия, важнейшие изобретения.

      Палестина: «обетованная земля» древних евреев. Иудаизм – первая развитая монотеистическая религия. Основные элементы иудаизма, центральная доктрина. Библия: Ветхий Завет. История создания и переводов. Состав. Связь образов и идей Ветхого завета с образами и идеями других религий Древнего Востока. Ветхозаветные сюжеты в изобразительном искусстве Европы.

      Древний Иран: появление зороастризма. Основы и нравственные требования зороастризма. Влияние его идей на более поздние религиозные представления.

Арабо-мусульманская культура.

Доисламская Аравия: религиозные представления, устная поэзия. Возникновение ислама. Основы вероучения. Шариат – система мусульманского права. Коран – священная книга мусульман. Основные направления в исламе. Распространение ислама и образование Арабского государства. Освоение арабами наследия античной культуры. Культура Арабского халифата.

Достижения арабов в области точного и естественнонаучного знания, философии, архитектуре и строительстве, литературе. Влияние ислама на художественную культуру и бытовое поведение людей.

Христианский мир

     Возникновение и ранние формы христианства в Иудее, Египте, Риме. Основы вероучения. Культ и морально-этические нормы христианства. Библия – культурно-исторический памятник.

   Раздел Рима на Запад и Восток, возникновение Византии. Мифология, христианство и греко-римские традиции в Византии. Византия и Западная Европа, раскол христианской церкви и образование православия. Искусство Византии. 

Культура западноевропейского средневековья.

      Географические и временные рамки. Основные черты средневековой культуры. Религия как главенствующий компонент духовной жизни средневекового общества. Канон, символ, аллегория как важные средства выразительности искусства. Клерикальная литература. Готика как символ средневековой культуры. Литургическое действо как синтез искусств. Влияние на европейскую культуру крестовых походов и реформации. Народная культура.

      Значение средневековой культуры в мировом историческом процессе.

Культура средневекового Востока и Африки.

      Средневековый Китай. Культурный расцвет. Развитие просвещения, расцвет философской мысли, открытия в области естественнонаучного знания.

      Культура Индии в средние века. Индуизм – традиционная религия Индии, его влияние на средневековую индийскую культуру. Сословная структура индийского общества. Мусульманские завоевания и их влияние на культуру Индии.

      История африканских культур с эпохи Великих географических открытий (XVв.) до середины XIX в. Страны Бенинского залива и Верхней Гвинеи с начала II тыс. н.э.  до  XIX в.: культуры Бенина, Ифэ и Дагомеи. Империя Конго. 

Культура доколумбовой Америки.

      Заселение Америки. Образ жизни индейцев, находившихся на родоплеменной стадии развития общества. Основные очаги цивилизаций. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Материальная культура и технология, представления о мире. Искусство. 

Культура эпохи Возрождения.

      Возрождение как величайший переворот в развитии мировой культуры. Специфические черты возрожденческой культуры. Итальянское Возрождение, французский Ренессанс, немецкая Реформация, северное Возрождение. Раннее Возрождение, высокое Возрождение, позднее Возрождение или кризис гуманизма. Эпоха Возрождения как сложное, противоречивое и неоднозначное явление в истории мировой культуры. 

Западноевропейская культура XVII ─ XVIII вв.

   Искусство нового времени: стили и жанры. Секуляризация искусства. Искусство XYII – XYIII веков: барокко, классицизм, реализм, рококо, сентиментализм, ампир. Проявление этих стилевых направлений в литературе, музыке, живописи, архитектуре. Искусство XIX – начала XX веков: романтизм, реализм, импрессионизм, символизм, модерн и др. Кризисные проявления духовного развития.

Культура эпохи абсолютизма. Барокко. Классицизм и реализм. Материальная культура и образ жизни. Новые научные центры. Технические новации. Открытия и изобретения.

Эпоха Просвещения. Главные ценности эпохи Просвещения. Особенности Просвещения в странах Европы. Стилевые и жанровые особенности искусства XVIII в.

Культура новейшего времени.

   Новейшее время как культурно-историческая эпоха. Интернационализация культуры. Постмодернизм. Элитарные и неэлитарные тенденции в развитии культуры новейшего времени. Массовая культура, ее сущность и особенности.

      Кризис культуры. Научно-технический прогресс – важнейшая проблема современности. Экология культуры.

      Развитие науки и искусства в эпоху новейшего времени. Религиозная ситуация. 

Культура США.

Возникновение американской цивилизации. Верования и убеждения американцев. Образование и наука. Массовая художественная культура. Архитектура. Скульптура. Живопись. Литература. Театр. Музыкальная культура.

^ Культура Древней Руси. X–XIII вв.

Язычество Древней Руси. Принятие христианства в качестве государственной религии. Христианизация населения. Двоеверие и особый характер историко-культурного процесса. Борьба православной церкви с язычеством, народный вариант православия.

Особенности рецепции византийской культуры в Древней Руси. Отсутствие оппозиции духовной и светской традиций. Переводная литература, фонд литературных памятников Slavia Orthodoxa. Проблема грамотности населения. Берестяные грамоты. Глаголица и кириллица. Характеристика ранних датированных рукописей, хранящихся в российских книгохранилищах.

Памятники древнерусской литературы Киевского периода: «Повесть временных лет», «Слово о полку Игореве», «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Иллариона, Поучение Владимира Мономаха, Киево-Печерский патерик. Эстетическое сознание Древней Руси.


^ Культура Древней Руси XIV–XV вв.

Предвозрождение или православное Возрождение? Византия и Русь. Исихазм и русская культура конца XIV-XV вв., его проявление в творчестве и мировоззрении Феофана Грека и Андрея Рублева. Памятники переводной и русской литературы XIV-XV веков.

Ортодоксия и еретизм. Ереси «стригольников» и «жидовствующих» как общественные движения. Идейная борьба внутри церкви: Нил Сорский и Иосиф Волоцкий. Круг чтения населения Древней Руси в конце XIV – XV вв.


^ Отечественная культура XVI в.

Становление концепции «Третий Рим»: исторические условия возникновения концепции, первоначальное содержание идеи «Третьего Рима» в историко-литературном, эсхатологическом, церковно-политическом контексте, эволюция идеи в памятниках XVII века. Проблема особого отношения к носителю верховной власти на Руси. Максим Грек в России.

Творческое наследие Максима Грека и его влияние на развитие русской культуры. Нил Сорский и Иосиф Волоцкий – два направления развития русской церкви. Победа «иосифлян».

Унификационные культурные мероприятия XVI века: Четьи-Минеи митрополита Макария, Лицевой летописный свод, Степенная книга, Домострой. Начало русского книгопечатания. Азбуковники. Иконописный подлинник. Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского в контексте общественной мысли Древней Руси.


^ Переходный период в истории отечественной культуры: от культуры средневекового типа к культуре Нового времени.

Москва и Европа в XVI–XVII вв.; процесс европеизации русской культуры. Кризис традиций Slavia Orthodoxa. Трансформация церковной культуры: русское православие и украинско-белорусская ученость. Отношение к «литовским» книгам в первой половине XVII в. Московские издания сборника «Кирилловой книги» (1644), «Книги о вере» (1648) и Грамматики Мелетия Смотрицкого (1648). Реформы патриарха Никона и раскол в русской православной церкви: традиционалисты и новообрядцы, оформление идеологии старообрядчества. Борьба идей в официальной церкви: «латинствующие» и «грекофилы». Новаторские тенденции в развитии русской литературы: поэзия, драматургия, проза.

Размежевание духовной и светской культуры. Деление культуры на элитарную (придворную) и демократическую. Роль Риторик в литературном процессе переходного периода.

Проблема русского барокко. Беллетристика переходного периода – переводные и оригинальные литературные произведения. Русский театр: первые пьесы и спектакли. Русская публицистика XVII века. Историография переходного периода: «Синопсис», «Скифская история» А. Лызлова.


^ Русская культура XVIII в.

Культурные реформы в системе преобразований Петра I. Основание Петербурга - культурно-исторический феномен, декларативно знаменующий направление реформаторской деятельности Петра I как сознательный отказ от опоры на национальные традиции.

Процесс секуляризации русской культуры. Оформление идеологии русского абсолютизма. Феофан Прокопович как идеолог, публицист, драматург, поэт и теоретик литературы. Литературная культура Петровской эпохи. Литературная политика Петра I и переводная литература. Петр I и формирование русского литературного языка.

Особенности русского классицизма. А. Кантемир, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов как представители классицизма, их роль в развитии русской литературы и культуры Нового времени. Диалог В. К. Тредиаковского и М. В. Ломоносова о путях формирования русского литературного языка, обсуждение вопросов стихосложения. Первая светская Риторика. А. П. Сумароков и его вклад в развитие теории и практики русского классицизма. Русский театр.

Эпоха Просвещения. Русское просветительство и его своеобразие. Денис Фонвизин как типичный представитель русского просветительского реализма. Жизненный и творческий путь Д. Фонвизина. Драматические, публицистические и мемуарные произведения Д. Фонвизина, переводческая деятельность. Значение творчества Д. Фонвизина в развитии русской культуры. А. Н. Радищев – представитель дворянской революционности XVIII века.

Идейно-политическое и культурно-историческое значение произведения А. Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».


^ Русская культура в XIX в.

Особенности культурной жизни в России в первой четверти XIX в. Реформа системы образования в начале XIX в., новый Цензурный устав, новый Университетский устав. Заключительный этап формирования русского литературного языка: споры карамзинистов и шишковистов. Литературно-общественные объединения: «Вольное общество российской словесности», «Арзамас». Первые тайные декабристские организации в России. Эволюция

политических программ: от идей просветительства к революционной идеологии. Начало философского осмысления судеб России: Философия Шеллинга в России. «Общество любомудрия» как альтернатива идеологии декабризма. Восстание 14 декабря 1825 г., его политические и идеологические последствия. Особенности эпохи правления императора Николая I.

Ужесточение цензуры. Создание III отделения Собственной Е. И. В. канцелярии. Политика и литература. Творческая биография А. С. Пушкина. А. С. Пушкин как историк.

«Философические письма» П. Я. Чаадаева в культурно-историческом контексте эпохи. Формирование и утверждение «западнических» идей. Славянофилы и западники. Роль А. И. Герцена в формировании революционно-демократической идеологии «шестидесятников». Революционные демократы. Социально-утопические взгляды Н. Г. Чернышевского, их специфика и отражение в романе «Что делать?». Особенности идейно-политических взглядов Д. И. Писарева. Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина. «Русский революционный демократизм» и «русский либерализм» в XIX в.

Русский европеец как явление культуры. Процесс демократизации русской культуры в XIX в.: «Натуральная школа» в русской литературе XIX в., утверждение принципа народности в музыкальном искусстве («Могучая кучка»), в живописи («Передвижники»).

Творчество Ф. М. Достоевского. Идейно-политические взгляды писателя. О монархизме Ф. М. Достоевского. Общественная позиция Л. Н. Толстого и его религиозно - этические взгляды. Особенности историко-философской концепции Л. Н. Толстого. Роль Ф. М. Достоевского и Л. Н. Толстого в развитии мировой культуры.


^ Становление советской культуры.


Новый подход к изучению советской культуры – модель двух тенденций (демократической и тоталитарной) как метод познания культурных противоречий. Российское культурное наследие – опыт дореволюционного развития. Февральская революция 1917 г. как начало новой эпохи в развитии культуры. Октябрьская революция как начало социалистической «культурной революции». Характеристика основных принципов и методов осуществления большевистской культурной политики. Начальная фаза формирования советского типа культуры.

Переход к нэпу и культура. Положение в сфере культуры в начале 1920-х гг. «Философский пароход» – трагедия российской интеллигенции. Борьба с «церковной контрреволюцией».

Общее образование – строительство новой школы. Периодизация первого советского десятилетия, особенности отдельных этапов.

Советская массовая культура (внешкольное просвещение). Идеологическая функция массовой культуры. Высшее образование и наука. Значение дореволюционного опыта. Взаимоотношения ученых и власти как характеристика большевистской политики в отношении интеллигенции.

Положение религии и церковный раскол. Антирелигиозная пропаганда в массах. Новые политические и идеологические условия развития культуры периода реконструкции народного хозяйства. Решающий этап «культурной революции» как часть построения «сталинского социализма». Мобилизационный характер использования культурных средств в интересах политики. Перестройка системы управления культурой, осуществление прямого партийного руководства.

Особенности развития основных отраслей культуры. Роль науки в укреплении военного потенциала СССР. Положение общественных наук, их идеологизация. Художественная культура. Перестройка художественных союзов на основе консолидации и подчинения политическому режиму. Искусство как средство идеологического воздействия.

Особенности развития отдельных отраслей: литературы, изобразительного искусства, театра, кино.

Массовое просвещение, его виды и методы. Формирование общественного сознания с помощью пропагандистских средств. «Новый человек» как результат культурной революции, его противоречивая сущность. Культурный уровень масс накануне и в годы Великой Отечественной войны.


^ Культура современной России.

Вызревание условий для принципиального обновления государственной системы. Роль в этом интеллигенции. Положение культуры в канун «перестройки». Перестройка как предтеча краха советского строя в начале 1990-х гг.

Положение учреждений образования – школьного, профессионального, высшего. Демократизация культуры. Развитие науки. Достижения крупных научных школ, развитие оборонных направлений. Успехи и слабости творческой деятельности современных писателей, художников, драматургов.

Деятельность театров, развитие российской кинематографии на современном этапе.


^ II. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «История мировой и отечественной культуры»

на IIIIV семестры



Рабочую программу осуществляет:

Лекции к.и.н., ст.пр. Ярмуллина А.З.


Семинарские

занятия: к.и.н., ст.пр. Ярмуллина А.З.




Учебных часов:

лекций 44

семинарских 28

самостоятельная работа студентов

КСР -82

зачет IV семестр






Тема и содержание

Форма проведе

ния

Кол-во часов

Наглядные пособия

СРС

Форма контроля

1.

Введение

л/к

2










2.

Особенности первобытного типа культуры

л/к

2

иллюстрации,

DVD-фильм «Зарождение искусства»




Опрос

сообще

ние

3.

Культура Древнего Востока

л/к

с/з

2

2







Опрос, тест

4-5.

Культура Индии, Китая, Японии

л/к

с/з

4

2



DVD-фильм «Мировая художественная культура»




Реферат,

опрос



6.

Культура античности

л/к

с/з

2

2

DVD-фильм «Мировая художественная культура»




Опрос

реферат

7.

Арабо-мусульманская культура.

л/к

с/з


2

2

иллюстрации




Опрос

реферат

8.

Культура западноевропейского Средневековья

л/к

с/з


2

2







Доклад

опрос

9.

Культура Западной Европы от Возрождения до Реформации.


л/к

с/з


2

2

DVD-фильм «Мировая художественная культура»




Опрос

тест

10.

Культура Европы эпохи Абсолютизма и века Просвещения

л/к

с/з


2

2







Опрос

реферат

11

Культура США.


л/к

с/з


2

2







Сообще

ния

Провероч. работа

12

Западноевропейская культура XIX-XX вв.

л/к

с/з


2

2

«Шедевры западноевропейской живописи» -CD- фильм»




опрос

13

Зарождение русской культуры


л/к

с/з


2








Опрос

рефераты

14

Художественная культура Древней Руси



л/к

с/з


2


СD –фильм «Достопримечательности России»




Опрос

реферат

15



Культура Вел. княжества Московского и Московского царства

л/к

с/з

2










16

Русская культура XVIII в.

л/к

с/з


2

2

DVD-фильм «Шедевры русской живописи»




Опрос

реферат

17

XIX в- период формирования русской классической культуры

л/к

с/з


2

2







Доклад

опрос

18

«Серебряный век» русской культуры

л/к

с/з


2

2

DVD-фильм «Шедевры русской живописи»




Опрос

тест

19.

Социокультурное содержание Советского общества

л/к

с/з


2

2







Опрос

реферат

20

Культура современной России



л/к

с/з


2

2







Сообще

ния

Провероч. работа




ИТОГО:

л/к

с/з


44

28












^ III.ТЕМАТИКА СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинар 1. Что такое культура?

  1. Понятие культуры.

  2. Содержание, структура культуры.

  3. Сущность и основные функции культуры.

  4. История и культура.

  5. Цивилизация и культура.


Литература:

  1. История и культурология. Уч. пособие. М., 2000.

  2. Карпушина С.В., Карпушин В. А. История мировой культуры. Учеб. М., 1998.

  3. Культурология. История мировой культуры. Учеб. / Под ред. А.Н. Марковой. М., 1998.

  4. Шендрик А.И. Теория культуры. Уч. пособ. М., 2002.

  5. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре. Уч. пособие. М., 2001.

  6. Мамонтов С.П. Основы культурологи. Уч. пособ. М., 2001.

  7. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. Уч. пособ. М., 2002.

  8. Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2001.


Источники:

  1. Гумилев Л.Н. Ритмы Евразии: эпохи и цивилизации. М., 1993.

  2. Сорокин П.Я. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

  3. Тойнби. А. Постижение истории. М., 1991.

  4. Шпенглер О. Закат Европы. М., 1993.

  5. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.



Семинар 3. Особенности культуры Древнего Востока. (Древняя Индия, Древний Китай, Япония).

  1. Буддизм как основа индуистской культуры.

  2. Мировоззренческо - ценностные основания китайской культуры:

а) культ Шан-ди, культ Неба;

б) даосизм.

в) конфуцианство;

г) буддизм.

3. Художественная литература и театр Японии.


Литература:

  1. Бонгард - Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация. История. Религия. Философия. Эпос. Литература. Наука. Встреча культур. М.: Восточная литература, 2000.

  2. Прокофьев О. Искусство Индии. М., 1964.

  3. Он же. Древняя Индия. История и культура. Спб: Алетейя, 2001.

  4. Лунин Б.Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. М.: Изд-во иност. лит-ры, 1960.

  5. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1988.

  6. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.:Академия, 2001.

  7. Ионина Н.А. 100 великих дворцов мира. М.: Вече, 2002.

  8. Верман К. История искусства всех времен и народов (искусство первобытных племен, народов дохристианской эпохи и населения Азии и Африки с древних времен до XIX столетия). М.: АСТ, 2001.

  9. Монтэ П. Египет Рамсесов. Смоленск: Русич, 2002.

  10. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.

  11. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.

  12. Малявин В.В. Китай в XVI-XVII вв.: Эпоха, быт, искусство. М., 1995.

  13. Кучера С. Древнейшая и древняя история Китая: Древнекаменный век. М.: Вост. лит-ра, 1996.

  14. Кузнецов Ю.Д. История Японии. Уч. пособ. М.: Высшая школа, 1988.


Семинар 4. Особенности античной культуры.

  1. Античность - особый вид культуры

  2. Становление науки на базе древнегреческой философии.

  3. Периоды развития древнегреческой культуры.

  4. Основные доминанты древнеримской культуры.

  5. Крупнейшие достижения культуры античного мира.


Литература:

  1. Теория и история мировой и отечественной культуры. От античности до эпохи Возрождения / Под ред. М.Л. Абрамсон и С. А. Свенцицкой. М., 1996.

  2. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

  3. Срабова О.Ю. Мировая художественная культура. Древний мир: Первобытное общество. Месопотамия. Древний Египет. Эгейский мир. Древняя Греция. Древний Рим. СПб.: КОРОНА принт, 2002.

  4. Лосев А.Ф. Античная эстетика. Ранняя классика. М., 1963.

  5. Немировский А.И., Ильинская Л.С., Уколова В.И. Античность: история и культура: Пособие для учащихся в 2 томах. Т.1. М., 1994.

  6. Алпатов В.М. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М., 1985.

  7. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972.

  8. Дмитриева Н.А., Виноградова Н.А. Искусство Древнего мира. М., 1989.

  9. Мирецкая Н.В. Уроки античной культуры. Обнинск: Титул, 1996.

  10. Всемирная галерея. Древняя Греция / Под ред. А.Л. Мясникова. Спб.: Саба, Александр Принт, 1995.

  11. Всемирная галерея. Древний Рим. / Под ред. А.Л. Мясникова. Спб.: Саба, Александр Принт, 1996.

  12. Античная культура: справочник – словарь / Под ред. В.Н. Ярхо. М., Высшая школа, 1995.

  13. Печатнова Л.Г. История Спарты (период архаики и классики). Спб: Гуманитарная академия, 2002.

  14. Джеймс П. Римская цивилизация. /Пер с англ. М. Звонарева. М.: Фар –Пресс, 2000.

  15. Сицилийский Д. Греческая мифология / Пер. с древнегреч. О.П. Цыбенко. М.: Лабиринт, 2000.

  16. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1988.

  17. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.:Академия, 2001.

  18. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.

  19. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. Учебник. М., 2000.


Семинар 5. Культура западноевропейского средневековья.

  1. Место средневековья в истории культуры.

  2. Представление о человеке и нормативная этика Средневековья.

  3. Романская культура.

  4. Готика - художественный стиль в архитектуре Средневековья.

  5. Культурные достижения средневековья.


Литература:

  1. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учебник. М., 2000.

  2. Теория и история мировой и отечественной культуры. От античности до эпохи Возрождения / Под ред. М.Л. Абрамсон и С. А. Свенцицкой. М., 1996.

  3. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

  4. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.:Академия, 2001.

  5. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.

  6. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. Учебник. М., 2000.

  7. Хрестоматия по истории средних веков. Т. II. / Под ред. Н.П. Грицианского, С.Д. Сказкина. М., 1950.

  8. Волобуев О.В., Секиринский С.А. Художественно-историческая хрестоматия. Средние века. М., Просвещение, 1977.

  9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.

  10. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

  11. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

  12. Леонова Т.А. Социальный мир и культура средневековья (VI-XIV вв.). Уфа, Восточный университет, 1999.

  13. Роулинг М. Европа в средние века. Быт. Религия. Культура. М.. Центрполиграф, 2005.

Семинар 6. Культура средневекового Востока и Африки.

  1. Средневековый Китай. Культурный расцвет (Развитие просвещения, расцвет философской мысли, открытия в области естественнонаучного знания).

  2. Культура Индии в средние века. Мусульманские завоевания и их влияние на культуру Индии.

  3. История африканских культур с эпохи Великих географических открытий (XVв.) до середины XIX в. (Страны Бенинского залива и Верхней Гвинеи с начала II тыс. н.э.  до  XIX в.: культуры Бенина, Ифэ и Дагомеи. Империя Конго). 

Литература:

  1. Зарецкая Д. М., Смирного В.В. Мировая художественная культура. М., 2000.

  2. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов - на -Дону, 1997.

  3. Теория и история мировой и отечественной культуры. От античности до эпохи Возрождения / Под ред. М.Л. Абрамсон и С. А. Свенцицкой. М., 1996.

  4. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

  5. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.:Академия, 2001.

  6. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.

  7. Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

  8. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Уч. пос. Минск, 2000.

  9. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.

  10. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.


Семинар 7. Культура доколумбовой Америки.

    1. Заселение Америки. Образ жизни индейцев, находившихся на родоплеменной стадии развития общества. Основные очаги цивилизаций.

    2. Цивилизации майя, ацтеков, инков. Материальная культура и технология, представления о мире.

    3. Искусство. 

Литература:

  1. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

  2. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Уч. пос. Минск, 2000.

  3. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.

  4. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

  5. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.: Академия, 2001.

  6. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.


Семинар 8. Культура Европы XIXв.

  1. Романтизм в европейском искусстве.

  2. Основные представители постимпрессионизма.

  3. Художественный стиль модерн.

  4. Авангардное искусство XX в.


Литература:

1. Гомбрих Э. История искусств. М., 1988.

2. История Европы. М. –Минск, 1996.

3. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на Дону. 1997.

4. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура. Уч. пос. Минск, 2000.

5. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. Учебник. М., 2000.

6. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.

7. Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М., 1996.

8. Грушевицкая Т.Г. Словарь по мировой художественной культуре: Уч. пособие. М.: Академия, 2001.

9. Хоруженко К.М. Мировая художественная культура: Структурно-логические схемы. М.: Владос, 1999.

10. Кашекова И.Э. От Античности до модерна: стили в художественной культуре. Учебник. М., 2000.


^ II СЕМЕСТР


Семинар 9. Культура Древнерусского государства (IX - XIII вв.)

             

    1. Общая характеристика культуры Древнерусского государства.

    2. Письменность. Просвещение. Книжная культура. Основные памятники письменности и книжной культуры.

    3. Знания в культуре Древней Руси.

    4. Архитектура Киева, Новгорода, Владимира и других крупнейших городов Древнерусского государства.

    5. Кремль. Детинец. Его архитектура, значение.

    6. Наследие древнерусской культуры в мировом пространстве.


Литература

 

1.Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3т. М.,1994.

  1. Березовая Л. Г. , Берлякова Н. П. История русской культуры. Часть 1. М., ВЛАДОС, 2002.         

  2. Балакина Т.И. История русской культуры. - М.: 1996.

  3. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.: 1999.

  4. Горский А.А. Государство или конгломерат конунгов? Русь в первой половине X века // ВИ. 1999. №8.

  5. Древности славян на Руси. - М.: 1988.

  6. Введение христианства на Руси. - М.: 1987.

  7. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. - Уч. пособие. М.: 1990.

  8. Изборник. Повести Древней Руси. - М.: 1986.

  9. Культура Киевской Руси. //История русской культуры. -М.: 1993.

  10. История мировой культуры / Под ред. Г.В. Драча. –Ростов-Дон.: Феникс, 2000.

  11. Культурология. /Под ред. Г.В.Драча. - Ростов-Дон.: 1998.

  12. Культурология. История мировой культуры. //Ред. Марковой. М.: 1998.

  13. Лихачев Д.С. Поэтика Древнерусской литературы. - М.: 1979.

  14. Любимов Л. Искусство Древней Руси. -М.: 1996.

  15. Рябцев Ю.С. История русской культуры. М.: 1997.

  16. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. Т.1. IX -XVII вв; Т.2 . XVIII - XIX вв. - М.: 1998.

  17. Токунь А.А. О проблемах методологии исследования язычества Древней Руси // ВИ. 1997. №4.

  18. Хрестоматия по истории русской культуры. /Сост. Балакина Т.И. М.: 1996.


Семинар 10. Русская культура вт. пол. XIII-XV вв. (коллоквиум).


    1. Какова роль монголо-татарского нашествия и ордынского ига в русской культуре? Можно ли Батыево завоевание Руси сопоставить с иноземными завоеваниями древности /Александра Македонского/, средневековья /арабское - в Юго-Западной Европе/, нового и новейшего времени.

    2. Просвещение и накопление научных знаний.

    3. 3.     Какими данными о распространении грамотности на Руси в эпоху средневековья располагает современная наука.

    4. Фольклор и литература. Какие тенденции в литературе 14-15 в. свидетельствовали о росте национального самосознания русского народа. Где, когда и почему появился первый общерусский летописный свод?

    5. С чем связан и в чем проявился демократизм культуры Новгорода и Пскова 14-15 вв?

    6. Живопись: Какова роль Феофана Грека и Андрея Рублева в становлении новгородской и московской школ живописи? Чем, по вашему мнению, объясняется популярность средневековой живописи среди наших современников?

    7. Москва - центр формирования великорусской народности, великорусской культуры.


Литература

    1. Балакина Т.И. История русской культуры. - М.: 1996.

    2. Георгиева Т.С. История русской культуры. М.: 1999.

    3. Зезина М.Р. и др. История русской культуры. - М.: 1990.

    4. Культурология. История мировой культуры. /Ред. А.Н.Маркова.- М.: 1995.

    5. Муравьев А.В. , Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX-XVII вв. М.: , 1984.

    6. Очерки истории русской культуры XII-XV вв. 1969-1970. Ч.1-2.

    7. Очерки истории русской культуры XIV в. М.: 1977. Ч.1-2.

    8. Русская культура времени становления и укрепления единого государства /XIV-XVI вв./ //История русской культуры. - М.: 1993.

    9. Художественный язык средневековья. -М.: 1982.

    10. Рябцев Ю.С. История русской культуры. Художественная жизнь и быт XI-XVII вв.Т.1. М.: 1987.

    11. Рябцев Ю.С. Хрестоматия по истории русской культуры. XI -XVII вв; Т.1. М.: 1998.

    12. Тихомиров М. Н. Русская культура X–XVIII веков. М., 1968.

    13. Одиноков В. Г. Русские писатели XIX в. и духовная культура. Новосибирск, 2003.


  

Семинар 11.Культурная жизнь России в XIX в.


  1. Русская национальная культура как основа формирования всероссийской культуры.

  2. Условия развития культуры и основные черты историко-культурного процесса.

  3. Золотой век русской культуры.

  4. Передовые мыслители - деятели науки.

  5. Развитие культуры народов России.


Литература

  1. Абрамов К.И. История библиотечного дела в СССР.- М.: 1980.

  2. Владимиров Л.И. Всеобщая история книги. - М.: 1988.

  3. Декабристы и русская культура :М.: 1975.

  4. Зезина М.Р., Кошман Д.В., Шульгин В.С. История русской культуры.- М..:19

  5. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины 17 - начала 19 в.- М.:1983.

  6. Курмачека М.Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина 18 - начало 19в.- М.: 1983.

  7. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины 19 в. М.:1970.

 

Семинар 12. Серебряный век русской культуры

(кон. XIX -нач.XXвв.)


  1. Серебряный век как социокультурная эпоха.

  2. Развитие науки.

  3. Развитие периодической печати и книгоиздания. Крупнейшие книгоиздатели.

  4. Создание кинематографа.

  5. Обогащение мировой культуры выдающимися достижениями русской науки, техники, литературы и искусства.


Литература

    1. Алешин Л.С. Русское искусство XIX- начала XX вв. М.:1972.

    2. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. - М.:1989.

    3. Давыдова М.Б. Очерки истории русского театрально-декоративного искусства XVIII начала XX века.: М.: 1974.

    4. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры нач. XX в. М.: 1985.

    5. 5.Думова В.Г. Московские меценаты. М. : 1991.

    6. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры.-М.:1990.

    7. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства XVIII - нач. XX вв.- СПб.: 1994.

    8. Поздняковский В.Д. Очерки формирования русской, национальной культуры. - М.: 1975.

    9. Русская художественная культура второй половины XIX века.- М.:1990.

    10. В раздумьях о России. XIX век / Отв. ред. Е. Л. Рудницкая. М., 1996.

 

 

Семинар 13. Отечественная культура в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг.)

  1. Перестройка деятельности учреждений культуры в новых условиях военного времени.

  2. Значение средств массовой информации в условиях военного времени.

  3. Вузы, школы и другие учебные заведения в годы войны.

  4. Искусство в военные годы (Музеи,  кинематограф, деятельность театров и концертных залов в условиях войны).

  5. Ущерб, нанесенный войной учреждениям образования, науки, культуры, архитектуре, скульптуре.


Семинар 14. Отечественная культура вт. пол. XX в. (коллоквиум).


  1. Какие факторы способствовали становлению новой культуры в послевоенный период?

  2. Оказали ли влияние национальные особенности русского народа на становление советской культуры?

  3. Какие положительные и отрицательные черты можно отметить в истории советской культуры? Почему?

  4. Есть ли разница между понятиями "русская культура", "советская  культура " культура СССР"?

  5. Как изменялась государственная политика в области культуры в разные годы советской власти? Приведите конкретные примеры.

  6. Что означает понятие "тоталитарная культура"?

  7. Какие традиции русской культуры нашли отражение в советском искусстве?

  8. Перечислите с примерами основные черты массовой культуры в советском обществе? Какие тенденции политического и социокультурного развития способствовали распаду СССР?

  9. Российское культурное наследие в сокровищнице мировой культуры


Литература

 

  1. Анненский Лев. Псевдонимы русской души. Время и мы. - М.: 1994

  2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.:1989.

  3. Верт Н. История Советского государства.-М.: 1994.

  4. Геллер М. Машина и винтики. История формирования советского человека М.: 1994.

  5. Георгиева Т.С. История русской культуры. - М.: 1999.

  6. Городи Роже. Марксизм XX века. - М.: 1994.

  7. Зезина М.Р. и др. История русской культуры.-М.:1990.

  8. Копосов Н.Е. Советская историография, марксизм и тоталитаризм. - М.: 1994.

  9. Культурология. Под ред. Драча Г.В.-Ростов-на-Дону.-1998

  10. Печчени А. Человеческие качества. М.:1989.

  11. Советское искусство /60-80 гг./ - М. - 1989.

  12. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР.- М.:1985.  

     РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА. 

Основная:

  1. История мировой культуры: Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение: Курс лекций. Под ред. С.Д.Серебряного. М.: Изд. центр РГГУ. 1998.

  2. История мировой культуры: Учебное пособие для вузов. Под ред. Г.В.Драча. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000.

  3. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие для вузов. Минск, 2000.

  4. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура. Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ. 2000.

  5. Эренгросс Б.А. Мировая художественная культура: Учебное пособие. М.: Nota Bene,  2001.

  6. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. – М., 1996.

  7. Пархоменко И.Т., Радугин А.А. История мировой и отечественной культуры. М.: Центр, 2002.



Дополнительная:

  1. Актуальные проблемы культуры XX века. – М.: Правл. Общества «Знание» России. 1993.

  2. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества. – М.:Высшая школа. 1990.

  3. Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. – М.:Искусство. 1974.

  4. Алпатов М.В. Немеркнущее наследие. – М.: Просвещение. 1990.

  5. Альбедиль М.Ф. Протоиндийская цивилизация. Очерки культуры. – М.:Наука, изд. фирма «Восточная литература». 1994.

  6. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. – М. – Л.: Наука. 1966.

  7. Артамонов С.Д. Литература средних веков. – М.:Просвещение.1992.

  8. Артамонов С.Д. Литература эпохи Возрождения. – М.: Просвещение.1994.

  9. Арутюнов С.А. Народы и культуры :развитие и взаимодействие. – М.:Наука. 1989.

  10. Арутюнов С.А., Джарылгасинова Р.Ш. Япония: народ и культура. – М.: Знание. 1991.

  11. Асеев Ю.Э. Архитектура Древнего Киева. – Киев: Будiвельник. 1982.

  12. Афанасьев В.К. Искусство Древнего Востока. – М.: Искусство. 1975.

  13. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи. – М.: Искусство.1993.

  14. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи. – М.: Искусство.1991.

  15. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М.: Художественная литература. 1965.

  16. Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. Его связь с современными духовными и интеллектуальными движениями. Пер. с англ. – М.: Искусство. 1973.

  17. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. – М.: Наука.1990.

  18. Бердяев Н.А. Кризис искусства.– М.: Интерпринт. 1995.

  19. Боннар А. Греческая цивилизация. Т. 1-3. – М.: Искусство. 1992.

  20. Боннар А. Культура Древнего Рима. Т 1. – М.: Просвещение. 1885.

  21. Бродянский Д.Л. Человек. Культура. Общество. – Владивосток : Изд-во ДВГУ. 1995.

  22. Брюсова В.Г. Андрей Рублев. – М.: Искусство. 1995.

  23. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. – М.: Искусство.1984.

  24. Бычков В.В. Византийская эстетика. – М.: Просвещение. 1981.

  25. Вагнер Г.К., Владышевская Т.Ф. Искусство Древней Руси. – М.: Искусство. 1993.

  26. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. – СПб.:ТО «Пальмира». 1992.          

  27. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.:Высшая школа. 1983.

  28. Васильев Л.С. Культы, религии, традиции в Китае. – М.: Высшая школа. 1970.

  29. Васильев Л.С. Древний Китай. – М.: Высшая школа. 1995.

  30. Вебер А. Кризис европейской культуры. – СПб.: ТО «Пальмира». 1999.

  31. Вернадский В.И. Природа и общество. – М.: Прогресс. 1968.

  32. Виды и жанры искусства. – М.: Искусство. 1989.

  33. Виноградова Н.А., Николаева Н.С. Искусство стран Древнего Ближнего Востока. – М.: Искусство. 1986.

  34. Винничук Л Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима.— М., 1988

  35. Вейрман Б.В. Искусство арабских стран и Ирана. – М.: Искусство. 1981.

  36. Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции и Рима. – М.: Искусство. 1988.

  37. Виппер Б.Р. Итальянский Ренессанс XIII – XIV вв. – М.: Искусство. 1977.

  38. Виппер Б. Р. Становление реализма в голландской живописи XVII. века.— М.. 1957.

  39. Виолле-ле-Дюк Э. Э. Жизнь и развлечения в средние века.— СПб., 1999.

  40. Гачев Г.Д. Национальные образы мира. - М., 1988.Гвардини Р. Конец нового времени. – Вопросы философии. 1990. № 4.

  41. Гиро П. Частная и общественная жизнь греков.— М., 1994

  42. Гиро П. Быт и нравы древних римлян.— Смоленск, 2000.

  43. Гнедич П.П.Всемирная история искусств. – М.: Современник. 1997.

  44. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. – М.: Искусство. 1994.

  45. Грибунина Н.Г. История мировой художественной культуры. – Тверь: Ком. информпечати. 1993.

  46. Грэхем Л. Очерки истории российской и советской науки. – М.: Янус-К. 1997.

  47. Гумилев Л.Н. От Руси к России. - М., 1992.

  48. Гуревич А.Я.Категории средневековой культуры. – М.: Искусство. 1994.

  49. Гуревич Е.Л. Западноевропейская музыка в лицах и звуках. – М.: ТОО «Пассим». 1994.

  50. Гуковский М.А.Итальянское Возрождение. – Л.:Изд-во ЛГУ. 1990.

  51. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало. – М.: Айрис-ПРЕСС.1994.

  52. Гумилев Л.Н. От Руси до России. – СПб: Абрис. 1992.

  53. Девятова С.В. Современное христианство и наука. – М.: Наука. 1994.

  54. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Кн.1-2. – М.: Искусство. 1996.

  55. Древнерусская литература / Сост. Е.Б. Рогачевская. – М.: Школа-пресс. 1993.

  56. Дюби Ж. Европа в средние века. – М.: Наука. 1995.

  57. Дюрант В. Жизнь Греции.— М.. 1997.

  58. Егоров В.В. Золотая орда: мифы и реальность. – М.: Знание. 1996.

  59. Емоханова Л.Г.Мировая художественная культура. – М.:Просвещение. 1998.

  60. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни и стиль мышления. – М.: Изд-во «Восточная литература».1990.

  61. Жуков Д.А., Пушкарев Л.Н. Русские писатели XYII  века. – М.:Просвещение. 1972.

  62. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.Р. История русской культуры. – М.Высшая школа.1993.

  63. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. – М.: Искусство. 1993.

  64. Исаева Н.В. Шанкара и индийская философия. – М.: Изд-во «Восточная литература». 1991..

  65. История Византии. /Отв. ред. З.В.Удальцова. – М.: Высшая школа.1988-1994.

  66. История Латинской Америки:  Доколумбова эпоха – 70-е годы XIX  в. /Отв. ред. Н.М.Лавров – М.:Высшая школа. 1991.

  67. История русской архитектуры  / Под общей ред. Ю.С. Ушакова, Т.А.Славиной. – СПб: Высшая школа. 1994.

  68. История первобытного общества: Эпоха первобытной родовой общины. /Под ред. Ю.В. Бромлея. – М.: Высшая школа. 1986.

  69. История мировой культуры / Научная разработка и сост. Ф. С. Капицы; под ред. Л. В. Кашинской, В. В. Славкина. – М., 1996.

  70. История мировой культуры: Курс лекций / Рос. гос. гуманит. университет; отв. ред. С. Д. Серебряный. – М., 1998.

  71. Каган М.С. Философия культуры. – СПб: Петрополис. 1996.

  72. Карпушина С. В., Карпушин В. А. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М., 1998.

  73. Карсавин Л.П. Культура средних веков. – Киев, 1995.

  74. Кассирер Э. Опыт о человеке. Введение в историю человеческой культуры . – М.: Наука. 1997.

  75. Кефели И.Ф. История науки и техники. – СПб.: Петрополис. 1995.

  76. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. – М.: Знание. 1994.

  77. Конрад Н.И. Очерки истории культуры средневековой Японии. – М.: Знание. 1970.

  78. Коран. / Пер. с араб. Крачковского  И.Ю. – М.: Наука.1990.

  79. Косидовский Зенон. Библейские сказания. Сказания Евангелистов. – М.: Наука.1991.

  80. Костомаров Н.И. Русские нравы. – М.: Просвещение. 1995.

  81. Кравцова М. Е. История культуры Китая. – СПб., 1999.

  82. Кукаркин А.А. Буржуазная массовая культура. – М.: Знание. 1985.

  83. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М.: Высшая школа. 1990.

  84. Курбатов Г.Л., Фролов Э.Д., Фроянов  И.Я. Христианство: Античность. Византия. Древняя Русь. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1988.

  85. Кулаков В. Е. Религии мира: Методическое пособие для учителя. – М., 1991.

  86. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / Под ред. проф. А. Н. Марковой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М., 2001.

  87. Ламберг-Карлоски К., Саболов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. – М.:Наука. 1992.

  88. Ламберт Д. Доисторический человек. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1991.

  89. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового запада. – М.: Республика.1992.

  90. Лебек С. Происхождение франков: V – IX. – М.: Айрис-ПРЕСС. 1993.

  91. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. – М.: Наука. 1994.

  92. Лидова  Н.Р. Драма и ритуал в древней Индии. – М.: Искусство. 1992.

  93. Линдблад Я. Человек – ты, я и первозданный. – М.: Янус-К. 1991.

  94. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. – М.: Наука. 1970.

  95. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М.: Наука. 1991.

  96. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. – СПб.: Искусство СПб. 1995.

  97. Любимов Л.Д. Искусство Древней Руси. – М.: Просвещение. 1996.

  98. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. – М.: Просвещение. 1996.

  99. Мавродин В.В.Происхождение русского народа.  – Л.: Наука. 1978.

  100. Майкопар А.Е. Новый Завет в искусстве: Очерки иконографии западного искусства. – М.: Искусство. 1998.

  101. Массэ А. Ислам. Очерки истории. – М.: Просвещение. 1981.

  102. Матье М.Э. Искусство Древнего Египта. – М.: Искусство. 1970.

  103. Матье М.Э. Во времена Нефертити. – Л.: Изд-во ЛГУ. 1985.

  104. Мень А. История религии. В поисках Пути, Истины и Жизни. – М.: Московский институт развития образовательных систем. 1994.

  105. Мень А. Православное богослужение. Таинство. Слово и образ. – М.: Сов-брит. Совместное предприятие «Слово».1991.

  106. Милюков П.В. Очерки по истории русской культуры. Т.1-3. – М.: Просвещение.  1993-1995.

  107. Мистерия Дао. – М.: Сфера. 1996.

  108. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры XI – XVII вв. – М.: Прогресс. 1984.

  109. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. – М.: Просвещение. 1994.

  110. Никулин Н.Н. Золотой век нидерландской живописи. – М.: Изобразительное искусство. 1989.

  111. Окладников А.П. Утро искусство. – Л.: Искусство. 1967.

  112. Ольденбург С.Ф. Культура Индии. – М.: Гослитиздат. 1987.

  113. Оппенхейм Л.А. Древняя Месопотамия. – М.: Наука. 1980.

  114. Оссовская М. Рыцарь и буржуа. – М.: Прогресс. 1987.

  115. Очерки русской культуры XIIIXV веков.-М., 1969-1970 - Ч 1.

  116. Очерки русской культуры XVI века.-М., 1977. - Ч. 1-2.

  117. Очерки русской культуры XVII века.-М., 1979.-Ч. 1-2.

  118. Очерки русской культуры XVIII века.-М., 1985-1990- Ч. 1-4.

  119. Очерки русской культуры XIX века. Т. 1.-М., 1998.

  120. Памятники литературы Древней Руси. XI - начало ХII вв. М., 1978.

  121. Памятники литературы Древней Руси. ХII век. М., 1980.

  122. Памятники литературы Древней Руси. ХIII век. М., 1981.

  123. Повесть Временных лет. СПб., 1996.

  124. Печчеи А. Человеческие качества. – М.: Прогресс. 1980.

  125. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. – М.: Наука. 1991.

  126. Пропп В.Я. Русские аграрные праздники. – СПб: Азбука: Издательский центр «Терра». 1995.

  127. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения.- СПб: Абрис.1991.

  128. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. – М.: Гум. изд. центр ВЛАДОС. 1998.

  129. Рапацкая Л.А. Художественная культура России: от Древней Руси к  золотому веку. – М.: Вентана – граф. 2000.

  130. Рапацкая Л.А. История русской музыки. – М.: Гумм. Изд. центр ВЛАДОС. 2001.

  131. Рерих Н.К. О вечном… - М.: Республика. 1991.

  132. Русская художественная культура второй половины XIX века. – М.: Наука. 1988.

  133. Русское православие: вехи истории / Под ред.  А.И.Клибанова. – М.: РБГ. 1989.

  134. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.: Наука. 1987.

  135. Самосознание европейской культуры. XX век. – М.: Политиздат. 1991.

  136. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала XX века. – М.: Изд-во МГУ. 1993.

  137. Сенкевич Э.В. Молодежная культура: за и против. – М.: Просвещение. 1990.

  138. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. – М.: Прогресс. 1980.

  139. Сноу Ч.П. Две культуры . – М.: Прогресс. 1973.

  140. Средневековая и Новая Россия. СПб., 1996.

  141. Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. – М.: Искусство. 1985.

  142. Тавризян Г.М. Техника, культура, человек. – М.: Наука. 1986.

  143. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. – М.: Политиздат.1989.

  144. Тарнас Р. История западного мышления. – М.: Изд.дом «Крон-пресс». 1995.

  145. Теплиц К.Т. Все для всех. Массовая культура и современный человек. – М.: ИНИОН. 1996.

  146. Тойнби А.Н. Цивилизация перед судом истории . – М.: Прогресс. Культура. 1995.

  147. Токарев С.А. Религии в культуры народов мира. – М.: Политиздат. 1976.

  148. Токарев С.А. Ранние формы религии. – М.: ИНИОН. 1990.

  149. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян. – М.: Наука. 1991.

  150. Федоров Е.В. Люди императорского Рима. – М.: Изд-во МГУ. 1990.

  151. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. – М.: Издательский дом «Терра». 1989.

  152. Флоренский П. А. Христианство и культура. – М., 2001.

  153. Фроянов И.Я. Древняя Русь. – М.: Златоуст. 1995.

  154. Фрэзер Дж. Фольклор в Ветхом Завете. – М.: Политиздат. 1987.

  155. Хейзинга И. Осень средневековья. – М.: Прогресс. 1988.

  156. Хрестоматия по исламу. – М.: Наука. 1994.

^ IV. ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ ТЕСТОВ ПО ДИЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»

1 вариант

1. Дайте определение следующим понятиям:

тотемизм-

анимизм-

фетишизм-?


2. Характерными моментами мифа является:

а) отождествление субъективной и объективной реальности;

б) понятие сущности;

в) устное вербальное общение?


3. Что является наиболее ранней формой анимизма?

а) вера в духов;

б) поклонение животным;

в) вера в рай и ад?


4. Когда была сооружена первая ступенчатая пирамида фараона Джосера?

а) в нач. 3 тыс. до н.э;

б) в кон. 4 тыс. до н.э;

в) в 1 тыс. до н.э?


5. Соотнесите определения и соответствующие им понятия:

1. Джосер а) архитектор пирамиды фараона Хеопса;

2. Имхотеп б) широкое, скуластое каменное лицо, возможно,

имеет портретное сходство с фараоном;

3. Хеопс в) он славился как врач и зодчий, как покровитель

писцов, письменности и знаний.

4. Хемиун г) долгое время его шестиступенчатая пирамида

считалась самой древней

5. Сфинкс д) его пирамида до 1889 г. считалась самым

высоким сооружением в мире.


6. Дайте характеристику амарнского искусства.


7. Подлинной жемчужиной Ассиро-Вавилонского царства в 7 в. до н.э становится:

а) создание литературного произведения «Повесть о Гильгамеше»

б) библиотека Ашшурбанапала;

в) висячие сады Семирамиды?


8. Какие архитектурные сооружения и формы были изобретены шумерийцами?

а) арка;

б) портик;

в) свод;

г) зиккурат;


9. Как назывались 5 книг, которые являлись сущностью китайской классической образованности?

а) «Пятикнижия»

б) Пятипалка»

в) «Пятерка»?


10. Основной формой конфуцианского культа был культ:

а) животного;

б) предков

в) всего земного?


11. «Золотой век» японской культуры приходится на:

а) период Асука –VI-VII вв. н.э.

б) период Хэйан – IX-XII вв. н.э.

в) период Нара- VII - VIII вв н.э?


2 вариант

1. Дайте определение следующим понятиям:

дольмены-

кромлехи-

менгиры-?


2. Как по мнению английского этнографа Дж.Фрезера можно перевести слово «табу»?

а) «запрещающий»

б) «замкнутый»

в) «особый)?


3. Почему встречаются только женские палеолитические скульптурные фигурки?


4. Самая высокая пирамида фараона Хеопса достигает:

а) 213 м;

б) 147 м;

в) 82 м?


5. Найдите каждому слову его значение:

1.Менес а) бог Солнца;

2. Гор б) научил людей земледелию, виноградарству, пению;

3. Осирис в) сотворил богов и мир, основал города;

4. Птах г) бог зла и разрушения;

5. Сет д) нашла мужа и оживила его;

6. Исида е) первый фараон Египта

7. Ра ж) прародитель египетских фараонов


6. Что являлось самым замечательным открытием древнеегипетского искусства?

а) появление театра;

б) появление архитектуры;

в) скульптурный портрет?


7. Самым ранним скульптурным центром Двуречья являлось:

а) Древневавилонское царство;

б) Шумеро-Аккадское царство;

в) Нововавилонское царство?


8. Какие из научных открытий принадлежат шумерам?

а) открыли закон притяжения Земли;

б) определили время;

в) создали карту звездного неба;

г) составили медицинский справочник?


9. С какого века существует китайская цивилизация?

а) со 2 тыс. до н.э;

б) с 5 тыс. до н.э.;

в) с 4 тыс. до н.э?


10. Культ чего выходит на первый план в XI в. до н.э. в эпоху династии Чжоу?

а) солнца;

б) неба;

в) воды?


11. Какое учение определило во многом кодекс самурайской чести:

а) конфуцианство;

б) дзен-буддизм;

в) буддизм?

V. ТЕМАТИКА ДОКЛАДОВ ПО ИСТОРИИ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ.МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ПО НАПИСАНИЮ ДОКЛАДОВ, РЕФЕРАТОВ.
^

Работа над докладом, рефератом.


Доклад - это серьезная, хотя и небольшая по объему (16-18 страниц машинописного текста), научная работа студента. Все предложенные темы докладов носят проблемный и дискуссионный характер. Поэтому в ходе работы над темой докладчику предстоит избрать свой путь в дискутируемых вопросах, дать свои оценки, опираясь на знание источников и специальной литературы (4-5 наименований).

Реферат (объем - 10-12 страниц машинописного текста) предусматривает изложение материала той или иной темы на основе изучения источников и 3-4 научных и научно-популярных работ. Доклады и рефераты предоставляются на кафедру в письменном виде и соответствующим образом оформленными.

В процессе работы над докладом (рефератом) необходимо уметь пользоваться справочной и научной литературой, имеющейся на кафедрах и в библиотеках; по мере необходимости следует обращаться за консультациями к преподавателю.

Работа над докладом (рефератом) включает в себя следующие этапы:

1) ознакомление с темой по справочной и учебной литературе;

2) изучение источников, научной и справочной литературы;

3) составление плана;

4) написание текста и его оформление.





оставить комментарий
страница1/2
Ярмуллина А.З
Дата21.05.2012
Размер0,7 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх