«Золотая Хохлома». Основная мысль отражена в эпиграфе (записан на доске) icon

«Золотая Хохлома». Основная мысль отражена в эпиграфе (записан на доске)


1 чел. помогло.

Смотрите также:
Устный журнал для учащихся 5-6 классов...
Тема: Презентация романа-антиутопии Евгения Замятина(1884-1937)...
Тема : Ясноликая хохлома...
Тема текста
План урока (записан на доске и записывается в тетради) Причины реформирования политической...
План урока (записан на доске и записывается в тетради) Причины реформирования политической...
Упражнение 15. Самостоятельная работа. Прочитайте отрывок из книги Д. С. Лихачёва “Земля родная”...
Все указанные тексты и фрагменты имеются в кабинете...
Экономическая мысль древневосточных...
Отчет изложен на 15 страницах машинописного текста...
Отчет изложен на 16 страницах машинописного текста...
В. Е. Пушкин положение о проведении открытого чемпионата и первенства Нижегородской области...



скачать
ЗОЛОТАЯ ХОХЛОМА


Цель: Знакомить учеников с русским народным промыслом Хохломы, развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, воспитывать интерес к народному искусству, чувство прекрасного.

(Обязательно организовывать выставку предметов с хохломской росписью, книг о Хохломе, открыток.)


Ход занятия

Вступительное слово учителя. Уважаемые гости, ребята, сегодня мы проведём занятие по теме «Золотая Хохлома». Основная мысль отражена в эпиграфе (записан на доске):

«Кисть хохломская! Большое спасибо! Сказывай сказку для радости жизни! Ты как душа у народа красива! Ты, как и люди, служишь Отчизне!» Что же это за удивительная Хохлома?


Ведущий: Одно из наиболее ярких явлений в искусстве росписи по дереву – хохломская роспись. Сказать, когда она возникла, трудно: похожие изделия были обнаружены в нижегородских раскопках.

Своё искусство художники Хохломы направили на изображение растительных форм, травянистого орнамента. Гибкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обвивают стенки сосудов, украшают их внутреннюю поверхность, придавая предметам неповторимо нарядный облик. Простые по форме деревянные чашки, миски, ложки, солонки радуют глаз богатым узором. Произведения Хохломы очень любимы в нашей стране.

(В русском национальном костюме выступает ученик.)


Жил я жил,

Забот не зная,

Да свела меня с ума,

Золотая,

Расписная,

Огневая Хохлома.

Погляжу из-под ладони:

Затопляя берега,

Входят бронзовые кони

На поёмные луга,

Речка сизая дымится,

Раздаётся небосвод

И на красной колеснице

Солнце рыжее плывёт.

Подступает к горлу песня,

Моя сладкая беда,

Я искал её, не зная,

Что придёт она сама,

Словно это расписная,

Огневая Хохлома.

(Далее выступают ученики, желательно держа в руке предмет, о котором говорят, можно заменить иллюстрацией.)


Ученик1: Выросла золотая травка на ложке. Распустился красный цветок мальва на плошке.

Ягодка клюква поспела на поварёшке. Клюёт эту ягоду птица - золотое перо. Вы уж подумали, сказка началась? А это – быль! Это Золотая Хохлома.


Ученик 2: На одной из витрин нашего музея лежат россыпью ложки, прижались боками чашки и бочонки, сахарницы и бокалы, высятся вазы, стоят широкие блюда. Вся эта посуда выточена из дерева, отливает золотом, веселит глаз затейливым узором.


Ученик 3: Издавна делали да расписывали посуду в лесных заволжских деревеньках: Сёмино, Новопокровское, Кулигино, Хрящи. Но зовут её не кулигинской, а хохломской.

Почему же? А вот как это случилось. Катят гружёные подводы вдоль извилистых берегов малой речки Узолы. Стук – бряк, погромыхивает деревянный топор. Везут его в большое село Хохлому сёминские и кулигинские мастера. Оттуда разлетятся жар – птицами миски да ложки по ярмаркам.

- Кому посуда для кашки – окрошки?

- Чудо – блюдо да чашки – ложки?

- Откуда посуда?

- К вам приехала сама золотая Хохлома.

Так и повелось – Хохлома да Хохлома. Вот и зовут по сей день расписную посуду хохломской.


Ученик 4: Как же оно начиналось это удивительное хохломское художество? Разное рассказывают старики. Говорят, будто давным – давно поселился в лесу за Волгой весёлый мужичок – умелец. Избу поставил, стол да лавку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшённую кашу и птицам не забывал насыпать.

Прилетела к его порогу как-то раз Жар Птица, задела золотым крылом чашку с кашей и чашка стала золотой.

Это, конечно, сказка, легенда. А начало золотой росписи ведут от древних мастеров живописцев. Они писали на деревянных досках, покрывали доски льняным маслом, прогревали в печи, и масляная плёнка превращалась в золотистый лак. Поэтому уж и посуду стали по такому способу золотить.


Ученик 5: На деревянную поверхность лёгким движением художник наносит растительные узоры красной или чёрной краской. Быстро, еле касаясь, ведёт мастер рисунок мягкой кистью. И с кончика её словно стекает изящный, чёткий орнамент. Вьётся травка на поверхности, как хмель, затейливо, легко обвивает весь предмет. Это самый излюбленный узор. Так он и называется всегда – «травка».

(Во время этого выступления учитель и ученик на мольберте наносят узоры по заранее подготовленным эскизам.)

Есть и другой рисунок – Кудрина, крупные упругие завитки. Они всегда золотые, словно перья сказочной жар-птицы загораются они на чёрном или красном фоне. Пожеланием добра, благополучия с давних времён на Руси считалось изображением цветущих кустов и плодов.

После раскраски изделие несколько раз покрывали олифой и неоднократно помещали в раскалённую печь.


Ученик 6: Готовая чашка казалась словно отлитой из червонного золота. Такие деревянные чашки и ложки больше не боялись горячих щей и каши, не уступали в прочности и красоте боярским и купеческим золотым и серебряным. Наряду с этим, они вносили радость и уют в дом крестьянина.

(Исполняется песня «Хохломская роспись»)

Хохломская роспись –

Алых ягод россыпь,

Отголоски лета

В зелени травы.

Рощи – перелески,

Шёлковые всплески

Солнечно – медовой

Золотой листвы.

У красы точёной

Сарафан парчовый

По краям узоров

Яхонты горят.

Что за чародеи

Хохлому одели

В этот несказанный

Праздничный наряд.

Роспись хохломская,

Словно колдовская,

В сказочную песню

Просится сама.

И нигде на свете

Нет таких соцветий.

Всех чудес чудесней

Наша Хохлома.


Ученик 7: Прошло уже не одно столетие, а искусство Хохломы живёт и продолжает радовать людей. Искусство Хохломы развивается сейчас в двух крупных центрах в селе Семино и городе Семёнове Нижнее – Новгородской области. В этих центрах народных художеств и промыслов занято около 2000 человек и среди них 500 замечательных мастеров. Их изделия отправляются в 25 государств мира.


Ученик 8: Смотришь на золочёные блюда и думаешь: какое странное и весёлое слово Хохлома. В нём и смех слышится и восхищённое «Ох!» И восторженное «Ах!» Так хочется поесть из золочёной чашки расписной невесомой ложкой. А какие красивые хохломские матрёшки!


Я – бабушка Матрёшка,

Несу грибов лукошко.

За мной идут внучки

Идут, сложивши ручки.

И все они – Матрёшеньки,

И все они – милёшеньки,

Все с аленькими щёчками,

Под пёстрыми платочками,

Нарядные, пригожие,

На бабушку похожие.

У каждой по корзинке:

Набрали вам малинки.

(Танец «Матрёшки» или исполняют движения под песню «Мы – милашки, куклы – неваляшки, куклы – неваляшки – яркие рубашки.»)


(Стихотворение «Кто матрёшку создал?»)

Кто матрёшку создал?

Я не знаю,

Но известно мне, что сотни лет

Вместе с Ванькой встанькой,

Как живая,

Покоряет кукла белый свет.

Где он краски брал искусный мастер

В нивах шумных, в сказочном лесу?

Создал образ неуёмной страсти,

Истинную, русскую красу.

На щеках навёл зари румянец,

Неба синь плеснул в её глаза

И, пустив в неповторимый танец,

Он, должно быть, весело сказал:

«Ну и пой, гуляй себе по свету,

Весели себе честной народ!»

И матрёшка через всю планету

До сих пор уверенно идёт.

Выступает гордо, величаво,

С удалой улыбкой на лице

И летит о ней по миру слава

О безвестном мастере – творце.

Исполняется песня или танец «Матрёшки».


Ученик 9: Правду говорят, что Хохлома, словно старинная песня: слова её неизменны, однако каждый человек и каждое новое поколение поют её по-своему. И хочется поставить хохломскую посуду на стол и радоваться заключённому в ней какому-то совершенно особому поэтическому образу России.

(Исполняются частушки)

1.Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

2.Золотая Хохлома,

Ею не налюбуешься.

И в Париже и в Нью-Йорке

Хохлома красутся.

3.В Хохломе делают посуду,

Сколько радости для глаз!

Подрастают мастерицы,

Может быть, и среди нас.

4.Наша русская матрёшка

Не стареет сотни лет

В красоте, таланте русском

Весь находится секрет.

5.Ты играй, моя гармошка,

Ты, подруга, подпевай.

Мастеров Руси великой

Во весь голос прославляй.

Ученик 10: Навсегда ушли в прошлое дымные печи хохломских красилен, их заменили более удобные электрические. На месте крошечных мастерских возникли фабрики с просторными, прекрасно оборудованными живописными цехами.

В наше время золотая хохломская роспись обрела мировую известность, превратилась в ведущую школу декоративной росписи по дереву, стала одним из наиболее значительных художественных явлений народного искусства России. Тайны ремесла, уникальные открытия бесвестных мудрецов – древнерусских мастеров, их опыт перешёл в надёжные руки художников, учёных, успешно и последовательно развивающих традиции русской национальной художественной культуры.




оставить комментарий
Дата21.05.2012
Размер64 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх