Рабочая программа по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» образовательной программы изобразительного искусства icon

Рабочая программа по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» образовательной программы изобразительного искусства


Смотрите также:
Программа по предмету «Беседы об изобразительном искусстве» для учащихся 1 4 классов...
Рабочая программа по учебному предмету «Мировая художественная культура» для 8 9 классов...
Тематическое комплексное планирование уроков Изобразительного искусства / Б. Н. Неменский/...
Программа вступительного испытания в магистратуру по специальности 1-08 80 02 ''Теория и...
Программа курса изобразительного искусства для учащихся 5 класса Автор программы...
Программа курса Изобразительное искусство 8 класс Автор программы: учитель изобразительного...
Программа курса Изобразительное искусство 7 класс Автор программы: учитель изобразительного...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству умк «Школа 2000» разработчики: Яковенко...
Методика развития творческих способностей младших школьников в декоративно-прикладном искусстве...
«Основные направления в изобразительном искусстве XX века. (Тенденции развития, идеалы...
Тема урока: «Символика цветов в искусстве»...
Задачи: Знать признаки, раскрывающие смысл понятия «гармония»; Уметь находить гармонию в музыке...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени А.С. Розанова»


Рабочая программа



по предмету «Беседы об изобразительном искусстве»

образовательной программы изобразительного искусства

4-летнего срока обучения, 1-4 класс

на основании примерной программы «Беседы по искусству»

для художественных отделений школ искусств,

МК РСФСР, ЦНМК, Москва 1988 год;

Программы с краткими методическими рекомендациями

«Изобразительное искусство и художественный труд» 1-8 класс,

МНО РСФСР, Москва «Просвещение» 1990 год;

^ Краткий курс лекций для средней школы

«История искусств» О. Ю. Белова,

Москва «Аквариум» 1997 год.


Срок реализации 4 года

Возраст детей 10-14 лет, 12-16 лет.


Авторы-составители: преподаватели художественного отделения

^ Головко Людмила Александровна

Бондаренко Тамара Ивановна


Кировск


2008 год

1. Пояснительная записка


Преподавание истории изобразительного искусства в художественной школе направлено на всестороннее гармоническое развитие личности учеников. Формирование их мировоззрения, нравственного и эстетического идеала, воспитание культуры и чувств.

Занятия историей изобразительного искусства способствует выработке у учащихся сознательного эстетического подхода к явлениям действительности и искусства, формированию сферы их духовных интересов и убеждений. Ученики приобретают умение видеть прекрасное и любоваться им, различать, понимать, чувствовать и оценивать художественные произведения; учатся преобразовывать действительность «по законам красоты».

Программа включает основные разделы из истории западно - европейского, русского искусства и искусства советского периода. История искусства Китая, Японии, Африки, Америки в программу не включена в связи с ограниченным количеством часов, отведенных на предмет. Однако преподавателю рекомендуется во время посещения музеев и выставок познакомить учащихся с искусством этих стран.

Одна из основных задач курса – постижение учениками духовного опыта человечества посредством изучения истории искусства. В связи с этим необходимо знакомство не только с произведениями искусства, но и с биографиями художников, беззаветно преданных своему делу, отстаивающих в борьбе идеалы своего времени.

Основной изучения истории изобразительного искусства является развитие навыков восприятия художественного образа. Отсюда основная учебная задача – развитие художественного восприятия у учащихся. Решая эту задачу, преподаватель обязан заботиться об общей гуманитарной и художественной эрудиции своих питомцев. Развивая художественное восприятие у учащихся, педагог должен воспитать у них отзывчивость на идейно-эстетическое воздействие искусства, на единство содержания и формы произведения. Особо следует сформировать оптимальный уровень личного отношения к произведению искусства, который предполагает понимание общественного значения данного произведения, объективную и самостоятельную оценку авторской позиции, активную связь содержания искусства с собственным жизненным опытом.

У учащихся должны быть выработаны навыки анализа произведения искусства. Давая представление о развитии искусства, как на протяжении всей истории, так и в пределах одной эпохи, педагогу необходимо рассматривать каждое явление искусства в связи с конкретной исторической обстановкой, в которой оно возникло.

Методику занятия следует направлять на решение основных задач: целенаправленного развития творческих способностей учащихся, их познавательной и эмоциональной активности. Освоению этих задач наиболее соответствует проблемное обучение. Виды занятия могут быть разнообразными (рассказ, лекция, беседа, диспут, семинар, экскурсия и т.д.), как формы работы учеников (работа с книгой, анализ произведения, исследовательская работа, сочинение, выполнение здания на классификацию произведений и т.д.), но основным принципом подхода к изучению материала должна стать простановка проблемы и поиск путей ее решения.

Большего развития требуют самостоятельные суждения учеников об увиденных произведениях. Для этого полезно вводить задания на атрибуцию, на классификацию произведений, тренировочные колористические и композиционные упражнения.

Настоящая программа определяет объем и содержание знаний, навыков и учебно – воспитательных задач предмета. При этом за педагогом сохраняется право творческой организации материала: перестановки отдельных тем, сравнения произведений из разных видов изобразительного искусства, рассмотрения линии развития одного из видов изобразительного искусства.

С целью дальнейшего развития активности учащихся, более глубокого и специализированного изучения истории искусства материал программы может быть расширен на факультативных занятиях.

В процессе изучения истории изобразительного искусства большое место отводится внеклассным занятиям: проведения вечеров, викторин, конкурсов, диспутов, выпуску газет, посещению музеев, выставок, экскурсиям, походам и т.д.

Все занятия следует вести в тесной связи с учебными предметами общеобразовательной и художественной школы. И межпредметные связи должны носить не иллюстрированный характер, а отражать внутреннее единство и в то же время качественное своеобразие процессов, происходящих в природе, обществе и искусстве.

При проведении занятий по истории изобразительного искусства необходимо использовать технические средства обучения. Они расширяют возможности преподавателя, в частности в создании и раскрытии проблемных ситуаций, осуществлении межпредметных связей (сравнение нескольких произведений на полиэкране, сравнение произведений изобразительного искусства с произведениями литературы, музыки, киноискусства и т.д.).

Оценка знаний по предмету осуществляется в форме зачета за полугодие.

^ 2. Календарно-тематический план к программе по истории изобразительного искусства




^ Наименование частей разделов и тем

Количество часов




1 класс







1 полугодие

16




Введение

1




^ Часть 1. История зарубежного изобразительного искусства

Раздел 1. Искусство древнего мира







Искусство первобытного общества

2




Искусство Древнего Египта

5




Искусство Древней Греции

4




Искусство Древнего Рима

4




2-е полугодие

20




Раздел 2. Искусство Византии







Раздел 3. Искусство Западной Европы X-XIV вв.







Романское искусство X-XII вв.

2




Готическое искусство XII – XIV вв.

2




Раздел 4. Искусство Западной Европы XIV-XX вв.







Искусство эпохи Возрождения в Италии

8




Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе

4




Повторение

2




Итого

36




2 класс







1 полугодие

16




Искусство Италии XVII в.

1




Искусство Испании XVII в.

1




Искусство Фландрии XVII в.

2




Искусство Голландии XVII в.

4




Искусство Франции XVII в.

1




Искусство Франции XVIII в.

1




Искусство эпохи Великой Французской буржуазной революции

1




Искусство Англии XVIII – начала XIX в.

1




Искусство Испании конца XVIII – начала XIX в.







Искусство революционного романтизма во Франции

1




Искусство реализма во Франции середины XIX в.

2




2-е полугодие

20




Искусство импрессионизма

2




Искусство постипрессионизма

2




Характеристика основных направлений западноевропейского искусства XX в.

2




Повторение

2




Часть II. История русского изобразительного искусства.
















^ Раздел 5. Древнерусское искусство







Искусство древних славян. Искусство Киевской Руси XI-XII вв

2




Искусство Владимиро-Суздальского княжества VII в.

2




Искусство Новгорода и Пскова XI-XV вв.

2




Искусство Москвы XIV – XV вв.

2




Искусство Москвы XV – XVII вв.

2




Повторение

2




Итого

36




3 класс







1-е полугодие

16




^ Раздел 6. Русское искусство XVIII-начала XX вв.







Архитектура первой половины XVIII в.

2




Скульптура и живопись первой половины XVIII в.

2




Архитектура и декоративно-прикладное искусство второй половины XVIII в.

3




Скульптура и живопись второй половины XVIII в.

3




Скульптура и живопись первой половины XIX в.

4




2-е полугодие

20




Жанровая живопись второй половины XIX в. Творчество передвижников

4




Творчество И.Е.Репина

3




Пейзажная живопись второй половины XIX в.

2




Историческая и батальная живопись второй половины XIX в.

3




Творчество В.И. Сурикова

3




Искусство конца XIX-начала XX в.

3




Повторение

2




Итого

36




4 класс







1-е полугодие

16




^ Часть III. История изобразительного искусства советского периода







Изобразительное искусство периода Октябрьской революции и гражданской войны

4




Искусство 20-х годов

4




Искусство 30-х годов

4




Искусство в период Великой Отечественной войны

4




2-е полугодие

20




Искусство конца 40-х начала 80- годов

12




Декоративно-прикладное искусство советского периода

5




Повторение

3




Итого

144



^ 3. Содержание программы.


1 класс, 1 полугодие, 16 часов

Введение, 1 час


Что такое искусство. Искусство и природа, искусство и общество, искусство и культура, искусство и наука, роль искусства в организации среды. Для чего нужно изучать историю искусства. Специфика изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства. Книги об искусстве.

Ученик должен: - знать виды и жанры изобразительного искусства; - иметь представление об искусстве как составной части культурного наследия человечества; - иметь представление о работе с книгой по искусству.


^ Часть 1


История зарубежного изобразительного искусства


Раздел 1


Тема 1. Искусство первобытного общества, 2 часа.


Происхождение искусства. Его функции и связь с трудовой деятельностью человека. Космогонические представления древнего человека, отраженные в произведениях первобытного искусства.

Очаги первобытной культуры на территории России. Наскальные изображения на берегах Ангары, Ладожского озера. Капова пещера на Урале.

Памятники первобытной культуры на территории Европы и Африки. Пещеры Ласко и Фо-де-Гом во Франции и Альтамира в Испании. Наскальная живопись Тассилин – Аджера в Африке.

Возникновение скульптуры. «Палеолитические Венеры».

Мегалитические сооружения: менгиры (СССР – Армения, Франция – Бретань); дольмены (Западная Европа, Северная Африка); Кромлехи (Англия – Стоунхендж).


^ Тема 2. Искусство Древнего Египта. 5 часов.


Эволюция искусства древнего мира. Монументальный характер искусства древнего мира. Ведущая роль архитектуры и скульптуры в искусстве древнего мира.

Географические и исторические условия, в которых развивалось древнеегипетское искусство. Мифология Древнего Египта. Стилевая эволюция искусства Древнего Египта и связь искусства с религиозными представлениями и заупокойным культом. Синтез искусств в Древнем Египте.

Архитектура Древнего Египта и сила воздействия. Эволюция типов гробниц: ступенчатая пирамида, скальная гробница (пирамида Джосера, пирамиды в Гизе, усыпальница Ментухотепа I в Дейр – эль – Бахри). Основные принципы композиции египетских храмов. Заупокойный храм Хефрена, храмы в Карнаке, Луксоре, Абу – Симбеле.

Развитие египетского скульптурного портрета: Большой сфинкс. Рахотеп и Нофрет, статуи фараона Хефрена, писца Каи, царевича Капера, скульптурные портреты Сенусерта Ш, царицы Нефертити, фараона Эхнатона, статуэтки жреца Аменхотепа и его жены Раннаи. Канон в египетской скульптуре.

Специфический характер изображения в рельефе и живописи Древнего Египта: плоскостность, повествовательность, фризовое членение плоскости, машстаб фигур (плита Нармера, «Зодчий Хесира», стела Хунена, «Плакальщицы»; росписи из Медума, Бени-Хасана и из гробницы Менены в Фивах).

Шедевры художественного ремесла из гробницы Тутанхамона.

Жизнь и сохранность памятников Древнего Египта в условиях современной цивилизации.


^ Тема 3. Искусство Древней Греции. 4 часа.


Исторические и специальные условия становления, расцвета и упадка древнегреческой цивилизации. Этапы развития искусства Древней Греции. Гражданская сущность древнегреческого искусства. Единство духовной и физической красоты человека в классическом древнегреческом искусстве. Гуманистический характер древнегреческого искусства («человек – мера всех вещей»). Мифология Древней Греции.

Сложение и эволюция ордера ка эстетической конструктивной системы. Три типа ордера. Сложение классического типа древнегреческого храма. Ведущая роль экстерьера в древнегреческой архитектуре. Ансамбль Афинского акрополя как высшая точка в развитии классического искусства Древней Греции. Значение акрополя в жизни Афин. Современная международная кампания по спасению памятников Афинского акрополя.

Эволюция древнегреческой скульптуры. Скульптура периода архаики и ранней классики: «Курос» (из Метрополитен – музея в Нью-Йорке). «Кора» с акрополя в Афинах; фронтон храма на острове Эгине.

Искусство высокой классики. Ведущая роль демократических Афин. Высокий гуманизм и реализм искусства. Господство героических гражданских идеалов. Создание гармонического прекрасного образа свободного человека: Мирон – «Дискобол», Поликлет – «Дорифор». Соединение гуманистического идеала с современной пластической формой: Фидий – ансамбль Афинского акрополя, скульптуры фронтов Парфенона. Синтез архитектуры, скульптуры и живописи.

Поздняя классика. Реалистические искания в скульптуре: Скопас – «Менада», «Пракситель» - «Гермес с Дионисом», «Лисипп – «Апоксиомен», «Леохар» - «Аполло» Бельведерский».

Эллинизм. Возрождение монументального героического искусства: «Ника Самофракийская». Продолжение традиций высокой классики: Агесандр (?) – «Афродита Милосская».

Стремление к патетике, внешним эффектам, виртуозность исполнения в Родосской школе: «Лаокоон». Пергамская школа: «Борьба Афины с гигантами».

Чернофигурная и краснофигурная вазопись и ее сюжеты.

Очаги античной культуры на территории России и стран СНГ


^ Тема 4. Искусство Древнего Рима. 4 часа.


Краткие сведения по истории республиканского Рима и Римской империи. Традиции, воспринятые искусством Древнего Рима и своеобразие древнеримского искусства. Применение греческого ордера в декоративных целях. Вклад римлян в историю архитектуры и разнообразие типов архитектурных сооружений в Древнем Риме (форумы, базилики, акведуки, виадуки, триумфальные арки, театры, амфитетры). Помпеянский дом.

Развитие художественных традиций Древней Греции, древнеримской монументальной живописи (росписи и фрески в Помпеях). Фаюмские портреты.

Эволюция древнеримского скульптурного портрета, листичность, психологизм (скульптурные портреты римлянина в тоге, статуя Августа их Прима Порта, статуя Марка Аврелия, портрет Каркаллы, портрет Аравитянина). Повествовательность рельефа на колонне.

Значение искусства Древнего Рима.

Ученик должен:

  • Запомнить основные этапы развития искусства древнего Рима ;

  • Усвоить понятие «канон»;

  • Знать ордерную систему в древнегреческой архитектуре; дорический, ионический, коринфский ордер);

  • Понимать образное содержание ордерной системы;

  • Понимать эмоциональную выразительность архитектурных сооружений Древнего Рима;

  • Знать черты, характерные для древнеегипетской, древнегреческой и древнеримской скульптуры.


^ 2 полугодие. 20 часов.

Раздел 2

Искусство Византии. 2 часа.


Эллинистические традиции в искусстве Византии. Становление искусства Византии к воспроизведению целостной картины мира.

Архитектура Византии. Сложение типа крестово - купольного храма. Занчение интерьера в архитектуре Византии. Введение естественного света в композиционную и идейную структуру декорации византийского храма. Храм св.Софии (конструкция, интерьер).

Великолепие мозаичных ансамблей Равенны. Сила визуального воздействия монументального искусства Византии. Витражи. Канон в византийской живописи как отражение незыблемости христианской идеи. Художественные ремесла в Византии.


Раздел 3


Искусство Западной Европы X-XIX вв.


^ Тема 5. Романское искусство X-XII вв.. 2 часа.


Средневековое искусство – искусство эпохи феодальной раздробленности. Сложность взаимодействия религии и искусства. Господство религиозного мировоззрения в средние века. Место художника в феодальном обществе. Одухотворенность, глубина выражения чувств в произведениях средневекового искусства.

Ведущая роль архитектуры в синтезе искусств средневековья. Значение городов и монастырей как культурных центров.

Романский стиль. Строительство замков феодалов, крепостей, монастырей, церквей. Конструктивные и образно-художественные особенности романских сооружений. Выразительность скульптуры романских соборов.


^ Тема 6. Готическое искусство XII-XIV вв.. 2 часа.


Готика – искусство расцвета средневековых городов . Синтез искусств в готическом соборе (архитектура, скульптура, живопись, витражи, музыка, мистерия, декоративно-прикладное искусство). Конструктивные особенности готических соборов. Усиление роли скульптуры в архитектурном ансамбле. Внутренняя динамика, отражение жизненных наблюдений в готической скульптуре. Витражи.

Светские и реалистические тенденции в книжной миниатюре XV в.

Искусство Франции: собор Парижской Богоматери, собор в Реймсе, Шартре и Страсбурге, капелла Сент.шапель. Искусство Германии: Кельинский собор, собор в Фрейбурге, скульптура из собора в Наумбурге.

Ученик должен:

  • Уметь различать памятники романские и готические;

  • Иметь понятие о синтезе искусства;

  • Знать о значении средневекового искусства в истории развития искусства.



Раздел 4.

Искусство Западной Европы XIV – XX вв.


Тема 7. Искусство эпохи Возрождения в Италии. 8 часов.


Основные черты эпохи Возрождения. Борьба за новую культуру, за духовное раскрепощение личности. Формирование гуманистического мировоззрения в эпоху Возрождения. Периодизация искусства Возрождения.

Высокий авторитет искусства и художника в эпоху Возрождения. Создание гуманистического идеала. Борьба за реализм в искусстве. Теоретические и практические искания художников. Изучение античного наследия, перспективы, анатомии. Возникновение новой станковой формы живописи. Характер композиции в живописи Возрождения. Рисунок.

Раннее Возрождение. Реалистическая реформа Джотто и ее распространение в итальянской живописи треченто. Росписи капеллы дель Арена в Падуе. Утвержедние реальной ценности человека. Воспроизведение трехмерного пространства, передача пластического объема.

Новаторство в понимании объема и пространства в архитектуре: творчество Брунеллески.

Новаторская сущность творчества Донателло: «Давид» и «Конторьер Гаттамелата». Воплощение гуманистического идеала в скульптуре. Сочетание монументальной декоративности и реалистического портрета в скульптуре.

Реалистические новаторские искания в живописи. Творчество Мазаччо – овладение средствами линейной и воздушной перспективной. Фрески капеллы Бранкаччи.

Пьеро дела Франческа. Фрески церкви Сан Франческо в Ареццо. Утонченность, хрупкость образов Боттичелли: «Весна», «Рождение Венеры».

Высокое Возрождение. Гармоничное сочетание научного и художественного подхода к трактовке действительности у великих мастеров Возрождения.

Значение Леонардо да Винчи как ученого, мыслителя и художника. Творческий путь Леонардо. Характерные черты: философское осмысление жизни, создание обобщенного типа человеческой красоты, синтетического образа природы: «Мадонна Бенуа», «Мадонна Лита». Одухотворенность и высокая земная человечность «мадонн». Философская широта и композиционное решение темы «Тайной вечери». Глубина портретов Леонардо: «Портрет Моны Лизы», «Автопортрет».

Поиски в творчестве Рафаэля идеала гармонически развитого совершенного человека. Эволюция излюбленного образа мадонны от «Мадонны Конестабиле» до «Сикстинсой мадонны». Монументальные композиции Рафаэля. Значение творчества Рафаэля в развитии классического рисунка, композиции, портрета и монументальной живописи Высокого Возрождения.

Творчество Микаланджело как наиболее яркое пластическое выражение идеалов Высокого Возрождения и трагизма позднего периода эпохи. Высокий гражданский пафос. Философское отражение важнейших идейных и политических событий современности: «Пьета», «Давид», «Рабы». Ансамбль капеллы Медичи.

Величайший монументальный фресковый цикл – роспись Сикстинской капеллы. Архитектурные работы Микеланджело. Значение творчества Микеладжело.

Творчество Тициана. Особенности развития венецианской школы, сохранение ренессансных идеалов. Блистательный колорит Тициана, передача радости и гармонии бытия. Роль Тициана в развитии ренессансного портрета. Тема страдания и гибели героя в позднем творчестве Тициана как следствие общего кризиса Возрождения.

Сравнение флорентийской и венецианской школ живописи. Значение искусств Возрождения для дальнейшего развития мирового искусства.


^ Тема 8. Искусство эпохи Возрождения в Северной Европе. 3 часа.


Гуманистические тенденции в разработке проблем духовной жизни и острый интерес к окружающей жизненной среде в искусстве Нидерландов и Германии в эпоху Возрождения. Реалистическая реформа Яна Ван Эйка. Роль П. Брейгеля («Мужицкого») в формировании демократической и социальной направленности крестьянского жанра и национального пейзажа. Иносказательность творчества П.Брейкеля, за которой стоят злободневные проблемы современности.

А.Дюрер – один из крупнейших гуманистов Возрождения. Его роль в создании общенационального направления немецкого реализма. Типические характеры представителей эпохи Возрождения в портретном творчестве Г.Гольбейна – младшего.

Сравнение искусства итальянского Возрождения с искусством северного Возрождения: темы и сюжеты; изобразительная система. Повторение - 2 часа.


^ 2 класс. 1 полугодие. 16 часов.





оставить комментарий
страница1/3
Дата21.05.2012
Размер0,58 Mb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
хорошо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх