Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс icon

Риа-«Вести», бывш. Риа-новости, итар-тасс


2 чел. помогло.
Смотрите также:
Ами-тасс, итар-тасс, риа новости 22. 07. 2009...
Риа новости
По материалам информагентств итар-тасс, "Интерфакс", риа "Новости"...
Итар-тасс, Русская Служба Новостей, ниа, Эхо Москвы, риа новости 03. 10. 2007...
Ами-тасс, итар-тасс, Русская Служба Новостей, Взгляд, риа новости, Фонтанка. Ру ...
Риа новости, Regions ru, Эхо Москвы, Правда ru, Km. Ru новости, Московский комсомолец, риа ура...
Первый канал, Новости, 14. 04. 2005, 12: 00: 00 13...
Радио 10 маяк, Новости, 12. 07. 2005, 15: 00: 00 10...
Первый канал, Новости, 25. 08. 2005, 18: 00: 00 8...
Первый канал, Новости, 30. 06. 2005, 12: 00: 00 16...
Первый канал, Новости, 25. 08. 2005, 18: 00: 00 9...
Радио 12 маяк, новости, 13. 12. 2005, Гарин Петр, 12: 00 12...



Загрузка...
страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
вернуться в начало
скачать

^ ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Глобализация — это процесс все возрастающего воздействия различных фак­торов международных сил (экономические и политические связи, культурный и информационный обмен) на социальные действия в отдельных странах. Самый мощный фактор глобализации — экономический, проявляющийся в наличии транс­национальных корпораций, действующих одновременно во многих странах и ис­пользующих исторические условия в своих интересах.

Что же касается прессы, то крупнейшие медиаконцерны, стремясь освоить воз­можности мирового информационного рынка, уже давно перешагнули нацио­нальные границы, их деятельность приобрела транснациональный характер. Их пе­риодические издания распространяются большими тиражами за рубежом во мно­гих странах мира. Речь, в первую очередь, идет об американских, британских германских, французских изданиях («USA Today», английская Financial Times», французская «Le Monde» м др.). Одна из причин, порождающих глобализацию, — расширение масштабов продаж и повышение прибыльности деловой активности. В то же время этому способствуют и международные правовые нормы: еще в 1989 г. Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «новую стратегию коммуникации», цель которой стоит в «обеспечении свободного потока информации на междуна­родном, а также национальных уровнях и ее более широкого и сбалансированного распространения без каких-либо препятствий свободе слова».

Стремясь противостоять глобализации, некоторые государства стремятся вы­работать альтернативу растущему конкурентному давлению. Так, во Франции те­лекомпании, превысившие квоту на показ американских фильмов, подвергаются штрафам. Китай в 2002 г. объединил ведущие вещательные системы страны (в ча­стности, центральное телевидении и радиостанции) в гигантскую медиакорпора-пию. Однако спутниковое телевидение, радио, Интернет позволяют оказывать ин­формационное воздействие на реципиентов независимо от их удаленности от ис-т: чника распространения информации.

^ ПОНЯТИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Результатом произошедшей в конце XX в. информационной революции ста­нет в XXI в. новый тип общества — информационное общество.

Основой его становится компьютерная технология, ведущей отраслью эконо­мики станет интеллектуальное производство, политической системой — демокра­тия участия», а основной целью «ценности времени». Так писал в 1983 г. японский ный Й. Масуде в своей книге «Информационное общество как постиндустри­альное общество». В работе «Сдвиг власти» (1990) американский теоретик О. Тоффлер утверждает, что в основании доиндустриальной эпохи лежит сила, в основании индустриальной — деньги, а в основании современного ускоряющегося общества — знание. По мнению другого американца Д. Белла, высказанном в книге «Социальные рамки информационного общества» (1980), информационное общество обладает всеми основными характеристиками постиндустриального общества (экономика услуг, определяющая роль теоретического знания, ориентированность в будущее и обусловленное ею управление технологиями, развитие новой интеллектуальной технологии).

Итак, в информационном обществе создается глобальное информационное про­странство; обеспечивается доступ людей к мировым информационным ресурсам; ры­нок информации и знаний создается и развивается как фактор производства в допол­нение к рынкам природных ресурсов, труда и капитала; в системе общественного про­изводства возрастает роль инфраструктуры (телекоммуникационной, транспортной, организационной); благодаря расширению возможностей информационного обмена в национальном и международном масштабе повышается уровень образования, возрас­тает роль квалификации, профессионализма и способностей к творчеству как важней-ших характеристик услуг труда. Наконец, создается эффективная система обеспече­ния прав граждан и социальных институтов на свободное получение, распространение и использование информации как важнейшего условия де?»юкратического развития, улучшения взаимодействия населения с органами власти.

Движение к информационному обществу — это путь в будущее человеческой цивилизации. Именно это фиксирует «Окинавская Хартия Глобального Инфор­мационного Общества», подписанная в июле 2000 г. руководителями семи веду­щих стран и Президентом России В. В. Путиным.

В России решение проблем информационного общества рассматривается как необходимое условие для устойчивого развития страны и вхождение ее в мировую экономику. С этой целью были приняты такие документы, как «Закон об информа­тизации», «Доктрина информационной безопасности Российской Федерации», «Концепция единого информационного пространства России» и другое. Эти доку­менты позволили выработать «Концепцию формирования информационного об­щества в России» (одобрена Госкомитетом РФ по связи и информатике в 1999 г). Разработаны стратегические концепции перехода Москвы, Санкт-Петербурга и Ека­теринбурга к информационному обществу. Опубликованы Концепции федераль­ной целевой программы «Электронная Россия» на 2002-2010 гг.».

Российский путь к информационному обществу определяется, как и для дру­гих государств, его сегодняшними политическими, социально-экономическими и социально-культурными особенностями. В «Концепции формирования информа­ционного общества России» перечисляются эти особенности:

  • нестабильность политического и экономического положения в стране;

  • рост уровня регионализации страны и снижение возможностей централизо­ванного управления;

экономические условия, характерные для переходной экономики России: от­сутствие свободных инвестиций для финансирования проектов связанных с переходом к информационному обществу, общий застой в экономической де­ятельности и снижение уровня жизни населения

  • снижение потребности в информации в государственном секторе и рост инфор­мационных потребностей населения и общества в целом;

  • недостаточно высокий (по сравнению с развитыми странами) уровень разви­тия информационно-коммуникативной инфраструктуры и промышленного производства информационных средств, продуктов и услуг, отсутствие у го­сударства средств для их модернизации и расширения;

  • вялое проведение рыночных реформ в экономике страны в целом и динамич­ное развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных средств, технологий, продуктов и услуг;

  • предельно высокий уровень монополизации средств массовой информации, слабая подконтрольность обществу системы формирования общественного сознания;

  • опережающее, сравнимое по темпам роста с развитыми странами создание различных систем связи — каналов передач информации, коммутирующих комплексов, средств связи и т. д. — и индустрии предоставления информа­ционных услуг;

  • наличие, в основном, высокого научного, образовательного и культурного по­тенциала, созданного в СССР и еще сохраняющегося в России;

  • сравнительно дешевая интеллектуальная рабочая сила, которая еще способ­на ставить и решать сложные научно-технические проблемы, движущей си­лой которой в большей степени является энтузиазм.

С учетом этих условий переход России к информационному обществу будет происходить, согласно Концепции, в течение 10-15 лет, причем избирается не ев­ропейский путь (короткий, но требующий больших капиталовложений и измене­ния российского менталитета), а неапробированный, нетрадиционный, российский.

Основой российского пути должны явиться:

  • информатизация всей системы общего и специального образования — от дет­ского сада до окончания высшей школы и последующих форм подготовки и переподготовки специалистов; повышение роли квалификации, профессио­нализма и способностей к творчеству как важнейших характеристик челове­ческого потенциала;

  • формирование и развитие индустрии информационных и коммуникацион­ных услуг, в том числе домашней компьютеризации, ориентированной на мас­сового потребителя;

  • обеспечение сферы информационных услуг духовным содержанием, отвеча­ющим российским культурно-историческим традициям, в том числе органи­зация мощного русскоязычного сектора в Интернете.

ВЫВОДЫ

На Западе периодическая печать в XVI-XVIII вв. проявляется в трех основных типах — еженедельная и ежедневная газета, журнал. В XIX в. происходит разделе­ние прессы на качественную и массовую, усиливается роль рекламы, идут процессы, связанные с индустриализацией газетно-журнального производства, коммерциали­зацией журналистики в странах Западной Европы и США, создаются и выходят на международный рынок информационные агентства; в связи с изобретением фото­графии, телеграфа, телефона и радио возникают новые коммуникационные техно­логии. Но особенно насыщен судьбоносными для журналистики событиями XX в.: появление радиовещания и телевидения, применение компьютеров, углубление ин­формационно-коммуникационных процессов, создание национальных монополий и транснациональных корпораций в сфере масс-медиа и т.д.

Ко времени появления радиовещания и телевидения газеты уже рассматрива­лись многими издателями как коммерческие предприятия, призванные приносить доход от продажи тиража и главным образом от публикации рекламы. Эфирная пресса — новый мощный отряд журналистики — стимулировала дальнейшую кон­центрацию средств массовой информации, разделение их на государственные, общественные и частные, покупку влиятельных СМИ компаниями и концернами. В последние десятилетия покупка эта уже на связана государственными граница­ми, возникли транснациональные корпорации.

^ ПРИЛОЖЕНИЕ Список первых в мире ежедневных газет



Страна

Первые ежедневные газеты

^ Год основания

Нидерланды

«Харлеме дахблад»

1656

Германия

«Лейпцигер цайтунг»

1661

Великобритания

«Дейли курант»

1702

Австрия

«Винер цайтунг»

1703

Германия

« Генераль-анцайгер»

1725

Великобритания

«Ллойдз лист»

1726

Сев. Ирландия

«Ньюслеттер»

1737

Дания

«Белингске тиденде»

1749

Нидерланды

«Леувардер курант»

1752

Великобритания

«Йоркшир пост»

1754

Испания

«Диарио де Мадрид»

1758

Германия

«Саарбрюккео цайтунг»

1761

Швейцария

«Вэн-картэр»

1762

Швеция

«Даглягт Аллерханда»

1763

Норвегия

«Моргенависен»

1765




«Адрессависен»

1767

Дания

«Ольборг стиифтстиденде»

1767




«Фюнс стифтстиденде»

1772

Франция

«Журналь де Пари»

1777

Швейцария

«Нойе цюрхер цайтунг»

1780

США

«Пенсилвания ивнинг пост энд







дейли адверайзер»

1784

Великобритания

«Тайме»

1785

Испания

«Диарио де Барселона»

1792

Италия

«Коррере милано»

1796

Гибралтар

«Гибралтар кроникл»

1801

США

«Нью-Йорк пост»

1801



Долгожители

(газеты и журналы, выходящие с XXVII и XVIII вв. по состоянию на 1 января 1986 г.)

Европа

Австрия:

• «Винер цайтунг» (Wiener Zeitung — «Венская газета»). Ежедневная газета.
Официальный орган правительства. Основана в 1703 г. Тираж 45 тыс.

Великобритания:

• «Глазго геральд» (Glasgow Herald — «Вестник Глазго») Ежедневная газета.
Распространяется по всей Шотландии. Основана в 1782 г. Тираж 110 тыс.

  • «Йоркшир пост» (Yorkshire Post — «Йоркширская почта»). Ежедневная про­винциальная газета. Основана в 1754 г. Тираж 89 тыс.;

  • «Ллойдз лист» (Lloyd s List — «Лист Ллойда»). Ежедневная газета, дает ин­формацию о судоходстве, фрахте, страховании судов, финансовые сведения. Издается в Лондоне, распространяется более чем в 100 странах. Основана в 1726 г. Тираж 14 тыс.;

  • «Лондон газетт» (Lonron Gazette — «Лондонская газета»). Официальная пра­вительственная газета. Выходит 4 раза в неделю. Основана в 1665 г.;

  • «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель»). Воскресная общенациональ­ная газета. Основана в 1791 г. Имеет еженедельное иллюстрированное при­ложение «Обсервер мэгэзин». Тираж 793 тыс.;

  • «Тайме» (The Times — «Времена»). Ежедневная общенациональная газета. Издается в Лондоне кампанией «Тайме ньюспейперз», принадлежащей тре­сту Р. Мэрдока «Ньюс Интернэшнл». Основана в 1785 г. Тираж 305 тыс.

^ Северная Ирландия:

  • «Дерри джорнэл» (Derry Journal — «Газета Дерри»). Выходит 2 раза в неделю. Отражает взгляды ирландских националистов, выступающих против англий­ского присутствия в Ольстере. Издается в Лондондерри. Основана в 1772 г. Тираж 10-20 тыс.;

  • «Ньюс леттер» (News Letter — «Бюллетень»). Ежедневная газета. Выражает взгляды юнионистов. Издается в Белфасте. Основана в 1737 г. Тираж 60 тыс.

Германия:

  • «Генераль-анцайгер» (General- Anzeiger — «Всеобщий вестник»). Ежедневная консервативная газета. Придерживается курса партии Христианско-демок-ратический союз. Издается в Бонне. Основана в 1725 г. Тираж 78,8 тыс.;

  • «Саарбрюккер цайтунг» (Saarbrucker Zeitung — «Саарбрюккенская газета»). Ежедневная газета. Основана в 1761 г. Тираж 215 тыс.

Гибралтар:

• «Гибралтар кроникл» (Gibraltar Chronicle ~- «Хроника Гибралтара»). Еже­
дневная газета. Основана в 1801 г. Тираж 3 тыс.

  • «Берлингске тиденде» (Berlingske Tidende — «Ведомости Берлинга»). Еже­дневная газета. Выражает взгляды правых кругов. Основана в 1749 г. Тираж 150 тыс. воскресного выпуска — 210 тыс.

  • «Ольборг стифтстиденде» (Aalborg Stiftstidende -- «Ведомости Ольборга»). Ежедневная вечерняя газета буржуазно-либерального направления. Основа­на в 1767 г. Тираж 76 тыс.;

«Фюне стифтстиденде» (Fyens Stiftstidende — «Ведомости острова Фюк»). Ежедневная вечерняя газета консервативного направления. Основана в 1772 г. Тираж 70 тыс., воскресного выпуска — 110 тыс.

Испания:

«Диарио де Барселона» (Diario de Barcelons — «Барселонская газета»). Еже­
дневная газета. Отражает интересы крупного финансово-промышленного ка­
питала Каталонии. Основана в 1792 г. Тираж 30 тыс.

Нидерланды:

• «Леувардер курант» (Leeuwarder Courant — «Леуварденская газета»). Еже­
дневная вечерняя газета. Основана в 1752 г. Тираж 123 тыс.

Норвегия:

  • «Адрессеависен» (Adresseavisen — «Адресная газета»). Ежедневная газета. Основана в 1767 г. Тираж 80,9 тыс.;

  • «Моргенависен» (Morgenavisen — «Утренняя газета»). Основана в 1765 г. Тираж 9,6 тыс.

Швейцария:

• «Вэн-катр эр» (24 Retires / Feuille d Avis de Lausanne — «24 часа / Лозанн­
ские известия»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1762 г.

' Тираж 93 тыс.;

  • «Газетт де Л озанн» (полное название — Gazette de Lausanne / Nouvelle Revue de Lausanne — «Газета Лозанны / Новое обозрение Лозанны»). Ежедневная газета на французском языке. Основана в 1798 г. Тираж 17 тыс.;

«Нойе цюрхер цайтунг» (Neiie Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»). Ежедневная газета на немецком языке. Основана в 1780 г. Тираж 110 тыс.


^ ОСОБЕННОСТИ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ

РАЗВИТИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ В XX ВЕКЕ

Двадцатый век внес существенные перемены в содержание журналистики — к печатным масс-медиа присоединились электронные.

^ 2.1. СОВРЕМЕННЫЕ СМИ РОССИИ

Буржуазно-демократическая революция 1905 г. вызвала острый интерес насе­ления к политическим темам и существенно изменила систему средств массовой информации. Царским Манифестом от 17 октября 1905 г. было объявлено о свободе слова, разрешена политическая полемика в газетах (конечно, при этом запрещены были призывы к ниспровержению государственного строя насильственным путем, а также разжигание религиозной, национальной вражды). С гласностью стали возни­кать политические партии, из подполья вышли социал-демократические, эсеровские газеты, были вновь созданы газеты и журналы партий народных социалистов, «на-годной свободы», «17 октября», трудовиков, промышленников, кадетов и т.д. Это были новые типы изданий: газеты-манифесты, газеты-призывы, дискуссионные ли­стки. Благодаря партийным, профсоюзным, молодежным, сатирическим газетам чис­ло периодических изданий с 1900 по 1906 гг. возросло с 1002 до 1797 [1].

Правда, уже через год, в 1907 г., количество изданий сократилось до 1542 — сказались меры правительства по стабилизации общества, введение судебной от­ветственности за подстрекание к разрушению государственности. Экстремистские партийные издания были запрещены.

Тем не менее, 1909-1913 годы были периодом цивилизованной гласности и засцвета российской прессы. В стране действовала Конституция, работал парла­мент, права цензуры ограничивались законом. Оппозиционные правительству партии имели право на издание легальных газет: большевистская фракция РСДРП з Госдуме издавала газеты «Звезда», «Невская звезда», «Рабочий», «Правда»; пра­вое крыло кадетской партии — газету «Речь», партия народных социалистов — «г.рнал «Русское богатство» и т.д. К 1913 г. система российской прессы рассчиты-зала почти 3 тысячи названий, а к 1918 — почти 4 тысячи.

В то же время рост числа изданий обуславливается во многом стремлением волучить приличные доходы. «Не подлежит сомнению, что издательская пред­приимчивость в области современной печати в настоящее время ничем не отлича­ется от прочих видов коммерческих предприятий», — считал тогдашний министр внутренних дел М. Л. Горемыкин [2].

К 1917 г. Россия обладала мощной для своего времени прессой. Различные периодические издания выходили более чем в 180 городах. Годовой тираж москов­ских газет превышал 450 миллионов экземпляров, в Петербурге выпускалось пол­горы сотни газет и более 400 журналов. По числу газет и журналов, а также поструктуре и организации печатного дела Россия не уступала старым газетным дер­жавам — Англии, Франции, Германии.

Февральская революция внесла коррективы в расстановку сил на информа­ционном рынке. Откровенно черносотенные издания вроде «Земщины» были за­крыты. Господствующее положение в буржуазной прессе получила кадетская пе­чать. Более 150 газет издавали мелкобуржуазные партии: меньшевики, эсеры, тру­довики, анархисты, в то время как большевики внутри страны в феврале 1917 г. не издавали ни одной газеты [3].

Поступательное развитие прессы было остановлено Октябрем 1917 г. Образо­вание на Втором съезде Советов новой государственной власти вызвало яростную критику со стороны оппозиционной прессы. Так, на другой день после большевис­тского переворота — 26 октября — эсеровское издание «День» публикует статью «Преступление совершилось», а газеты «Речь», «Народное дело», «Воля народа», «Утро России» оценили вооруженное восстание большевиков как плод «полити­ческого безумия и авантюризма». В ответ последовали экстренные меры: уже 26 ок­тября по постановлению Петроградского и Московского Военно-революционных комитетов 10 наиболее крупных буржуазных газет, в том числе «Речь», «День», «Биржевые ведомости», «Русское слово», «Утро России», были закрыты, однако некоторые из них возобновили свое издание под другими названиями. Чтобы меры, принимаемые против оппозиционной прессы, были более действенными, имели силу закона, Совет Народных Комиссаров, или Совнарком, 27 октября 1917 г. при­нял Декрет о печати, которым немедленному закрытию подлежали газеты и жур­налы, призывающие к открытому сопротивлению или неповиновению правитель­ству; сеющие смуту путем клеветнического извращения фактов; призывающие к деяниям уголовно наказуемого характера. Так как под эти формулировки можно было подвести любое неугодное власти резкое высказывание, любую критику дей­ствий правительства, то практически все издания были закрыты. Этому способ­ствовало создание 28 января 1918 г. Революционного трибунала печати. В стране осталась лишь печать, подотчетная большевистской партии.

Принятие «Декрета о печати» вызвало бурю протеста даже со стороны социалисти­ческих изданий. 26 ноября 1917 г. Союзом русских писателей была издана однодневная «Газета-протест». В числе ее авторов В. Короленко, Ф. Сологуб, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, а также В. Засулич, А. Потресов. О характере опубликованных в газете мате­риалов свидетельствуют их заглавия: «Слова не убить», «Осквернение идеала», «На­сильникам», «Красная стена», «Протесты против насилия над печатью». Аналогично позицию по отношению к декрету занимал А. М. Горький. Называя отношение к сво­боде слова со стороны большевиков «позорным», 20 ноября он писал в «Новой жиз­ни»: «Чем отличается отношение Ленина к свободе слова от такого же отношения Столыпиных, Плеве и других полулюдей? Не так ли же Ленинская власть хватает и тащит в тюрьму всех несогласномыслящих, как это делала власть Романовых?»

Декретом было обещано, что «как только новый порядок упрочится, то для печати будет установлена полная свобода в пределах ответственности перед су­дом...» [4]. Ждать этого пришлось 73 года.

Главную задачу в сфере журналистской работы большевики видели в разъяс­нении населению преимуществ нового политического строя. «Нам надо... позабо титься о том, — писал В. И. Ленин в первоначальном варианте статьи «Очередные задачи советской власти» в марте 1918 г. — чтобы масса необыкновенно ценного ма­териала, который имеется налицо в виде опыта новой организации производства в отдельных городах, в отдельных предприятиях, в отдельных деревенских общинах, — чтобы этот опыт стал достоянием масс» [5]. Налаживание в короткий срок большой сети периодических печатных изданий помогло решению этой задачи. Уже в начале 1918 г. в стране на смену дореволюционным СМИ пришли 884 газет и 753 журнала, а год спустя общее число газет достигло почти 1000 наименований [6]. Это происхо­дило в нелегких условиях становления печати, издательского дела, острой нехватки журналистских кадров, недостатка опыта повседневной редакционной работы.

Вслед за партийными, комсомольскими, советскими и профсоюзными издани­ями появляются крестьянская, военная, экономическая печать, издания на нацио­нальных языках, женская периодика, литературно-художественные и сатирические издания. Начали выходить такие центральные газеты, как «Красная звезда» (1924 г.), •*Комсомольская правда» (1925 г.), «Пионерская правда» (1925г.). В начале трид-латых годов на смену социально-классовому принципу дифференциации печати (закрепленному в названиях газет «Рабочий и пахарь», «Серп и молот», «Беднота» и т.д.) приходит территориально-отраслевой как стремление общества к социаль­ной однородности; развивается система районных и многотиражных газет, учреж­даются отраслевые средства массовой информации:«Сельскохозяйственная газета», «За пищевую индустрию», «Легкая индустрия» и др.

В годы Великой Отечественной войны, несмотря на сокращение количества периодических изданий, пресса сыграла огромную роль в борьбе с врагом. Фрон­товые, армейские, дивизионные и другие военные газеты вселяли в бойцов веру в победу, звали на боевые подвиги. Большое значение имели партизанские и под­польные газеты и листовки, выпускавшиеся в оккупированных врагом районах.

Но и после войны в содержательном плане печать прославляла руководящую эоль большевистской партии в жизни общества, показывала нового героя, готово­го принести себя в жертву ради коммунистического будущего, рассказывала о че-i эвеке, чьи действия и помыслы направлены на процветание страны.

Журналистика формировалась в условиях тоталитаризма, основанного на иде­ях о принципиальной одномерности политической, экономической, социальной и духовной жизни общества, что предполагало существование лишь двух цветов — -черного» и «белого», наличие идейного врага и непременной веры в светлое «зав­тра». На тридцатые годы в СССР пришелся пик репрессий и террора, шли процес­сы над «врагами народа». Средства массовой информации не только рассказывали г ходе судебных заседаний, но и не скрывали своих оценок по поводу происходя-гдего и людей, оказавшихся на скамье подсудимых. Читая обличительные коррес­понденции, советские люди задолго до вынесения судебного приговора уже не со­мневались в «преступном замысле» обвиняемых.

В период оттепели, наступившей после смерти И. В. Сталина в 1953 г., содержа­ние прессы заметно изменилось: больше стало материалов с мест, появились новые темы, связанные с экономикой, преобразованием сельского хозяйства (освоением целинных и залежных земель), с жилищным строительством, журналисты анализи­ровали и жизненные ситуации, злободневные проблемы стали обсуждаться за «круглым столом» редакции, на «деловом клубе» газеты. Начала преодолеваться инфор­мационная оторванность СМИ друг от друга после того, как созданный в 1957 г. Союз журналистов СССР стал проводить семинары по обмену опытом.

Семидесятые-восьмидесятые годы вошли в историю журналистики не только глубокими материалами публицистов, ставших известными всей стране (А. Агранов­ский, А. Ваксберг, В. Селюнин, О. Чайковская, Ю. Рост и др.), но и блестящей плеядой ученых, разрабатывающих различные аспекты теории и практики СМИ (А. Ф. Береж­ной, Е. А.Блажнов, В. М. Горохов, С. М. Гуревич, Я. Н. Засурский, В. И. Здоровега. В. Д.Пельт, Е. П. Прохоров, В. М. Теплюк, В. В. Ученова, М. С. Черепахов, В. А. Шанд-ра, Ю. А. Шерковин, Ю. А. Шкондин и др.).

В условиях авторитаризма и однопартийности были установлены жесткий контроль над печатным словом, журналистскими кадрами и непререкаемая иерар­хия: подчиненность редакций средств массовой информации партийным комите­там, отделам пропаганды Обкома или ЦК КПСС.

В СССР функционировало ограниченное число центральных газет и телера­диокомпаний. Для выпуска центральных отраслевых газет, таких как «Социалисти­ческая индустрия», «Сельская жизнь», «Советская культура», потребовались ре­шения политбюро ЦК КПСС. В 70-е годы в Ленинграде выходили 90 фабрично-заводских и 22 вузовские многотиражки, В то же время пятимиллионный город издавал лишь три ежедневные газеты — «Ленинградскую правду», молодежную «Смену», «Вечерний Ленинград», а также «Ленинские искры» (для пионеров, триж­ды в неделю). В 80-е годы к ним добавился еженедельник «Строительный рабо­чий». XX век — век электроники. Но в городе многие годы были только одна теле­студия и одна радиостанция — Ленинградское радио. Правда, широкое распрост­ранение получило местное радио — редакции радиовещания были организованы в каждом районе, на каждом крупном предприятии.

Жизнь советских (российских) средств массовой информации, долгое время зажатых в тисках жесткой политической цензуры, стала меняться с началом поли­тической гласности. На первом этапе ее развития (1985-1987 гг.) возросло значе­ние внутриполитических тем, что привело к росту политизированных публикаций. Появился особый тип журналистики, который отличался нетерпимостью к суще­ствующим порядкам и активной поддержкой новых политических и экономичес­ких движений. В то же время организационные основы и структуры собственности средств массовой информации еще не были затронуты.

На втором этапе изменений (1988-1989 гг.) на улицах стали продаваться много­численные полуофициальные газеты «Народный фронт», «Набат», «Позиция», «Демок­ратическая Россия» и др. Как правило, подобные издания существовали недолго, но их возникновение позволило множеству запретных тем выйти из подполья. Этот относи­тельно недолгий период стал своего рода «звездным часом» самиздатовской прессы.

Изменившиеся общественные условия и внедрение частных форм собствен­ности в экономике вызвали к жизни новые периодические издания.

Газеты стали первыми очагами рыночной экономики, если не считать полуку­старных кооперативов, возникших на заре перестройки. Они одни из первых полу­чили свободу в ценообразовании, возможность распоряжаться большей частью прибыли, пользоваться альтернативными методами сбыта газетной продукции.

В 1990-1991 гг. (третий этап) появились первые арендные, совместные пред­приятия и акционерные общества. Одновременно и средства массовой информа-шя стали юридическими лицами и начали вести хозяйственную деятельность; в жгатах многих редакций возникли должности коммерческого директора, реклам­ами) агента, маркетолога.

Но правовую основу издания газет, журналов, радиостанций, независимых телекомпаний, информационных агентств заложил принятый 27 декабря 1991 г. звюн Российской Федерации «О средствах массовой информации», законодательно »жрепивший недопустимость цензуры и установивший регистрационный (а не аазрешительный) принцип организации средств массовой информации.


:^::тс
Еще 7 мая 1895 г. петербургский профессор А. С. Попов продемонстрировал :нным им прибор — первую в мире радиостанцию. В конце января 1920 г. ра-^ютелефонный передатчик мощностью 300 ватт, сконструированный в нижего­родской лаборатории, впервые передал, а Москва приняла по радио человеческую -:.. В 1921 г. из Казани были доставлены в столицу изготовленные радиоспециа-■стами усилительные установки, громкоговоритель с рупором установили на бал-тве здания Моссовета, и первая речь, произнесенная у микрофона внутри здания, слышна на улице. В середине 1922 г. в Москву из Нижнего Новгорода была «жвезена в то время самая мощная в мире 12-киловаттная станция, которая 12 сен-гого же года передала в эфир первый большой радиоконцерт. В 1924 г. ра-аювещательные станции были построены в Ленинграде, Киеве, Нижнем Новго-ie. В 1929 г. в СССР было уже 23 станции, в 1937 г. - 90. Российское телевидение прошло несколько этапов развития. Первый этап (1900-1930 гг.) впечатляет динамикой — от научных опытов, изоб-■ений и открытий русских ученых в области передачи изображения и звука на гояние до появления регулярного телевизионного вещания; так, первую в мире гронно-лучевую трубку — основу для передачи и приема изображений — со-i в 1910 г. профессор Петербургского университета Б. Л. Розинг. Второй этап начался с первой опытной телепередачи, которую провел в 1931 г. Все-зный электромеханических институт совместно с Московским радиоузлом. Аппара-i тогда была несовершенна, но ученые продолжали исследования и через три года ию новая серия передач, которые проводились из студии после окончания програм-j радиовещания и длились всего по 30 минут. А в 1938 г. были построены первые теле-сжжные центры в Москве и Ленинграде. Развитие телевидения задержала война. Первые массовые телепередачи начались в Москве в 1946 г., в Ленинграде — в 5 г., в Киеве — в 1951 г., затем разворачивается строительство телецентров и в дру-; городах. Период закончился в шестидесятые годы созданием системы центрально-республиканского и местного телевидения и возникновением массового вещания. Третий этап (конец 1960-х — 1990-е гг.) массовое вещание стало многопро-шым. Появилось кабельное телевидение, которое увеличивает возможности ального вещания, уподобляясь специализированным газетам и журналам. Син­тез телевидения и печати привел к возникновению телетекста, а объединение теле-■оения с компьютером — к невиданной области коммуникации — телематике, да-евей возможность получать на экране любую информацию системы массового или этилового вещания, индивидуальной трансляции.

Появление в эфире коммерческих телекомпаний, а также зарубежных теле­программ определило начало четвертого периода в истории отечественного теле­видения в 1990-х гг., когда вместе с распадом СССР начала разрушаться система прежнего централизованного государственного управления телевидением, возни­кает конкурентная борьба за телезрителя между различными телеканалами, меж­ду государственным, общественным и коммерческим вещанием.

Ни одно из средств массовой информации не имеет столь короткой и в то же время насыщенной истории. В основе этого лежат достижения в науке, технике, тех­нологии и развитие новых форм товарно-денежных отношений.

Бросим взгляд на десятилетия истории российской-советской-российской журналистики XX века.

  • 1901-1910 гг. В стране в 1901 г. выходит 1002 издания (70 ежедневных газет, 226 коммерческих), в 1908 — 2028, в 1909 г. — 2543 издания. Первые журналы для женщин — «Женский вестник» (1904, М. И. Покровская); «Дамский мир» (1906-1917, графиня А. 3. Муравьева), «Женщина» (1908, С. 3. Богельман).

  • 1911 —1920 гг. В 1913 г. в Петербурге выходит 628 изданий. В 1917 г. систе­ма российской прессы насчитывала 4700 названий. Выход в 1914 г. журнала «Работница».

  • 1921 - 1930 гг. В 1922 г. первый радиоконцерт. В 1929 г. в СССР выходит 955 газет.

  • 1931-1940 гг. Социально-классовый принцип печати меняется на террито­риально-отраслевой. Развитие сети многотиражек.

  • 1941-1950 гг. Преобладание военной тематики, фронтовыми журналистами становятся писатели. Начало работы телевидения в Москве (1946 г.) и Ле­нинграде (1948 г.).

  • 1951-1960 гг. Начало работы телевидения в Киеве (1951 г.).

  • 1961-1970 гг. Политическая оттепель, но журналистов называют «подруч­ными партии».

  • 1971-1981 гг. Выход еженедельных газет производственных объединений.

- • 1981-1990 гг. Появились первые частные издания. Выход из подполья самиз-датовских изданий. Гласность.

1991-2000 гг. Отмена цензуры. Свобода слова. С января 1991 г. по сентябрь
1992 г. число газет и журналов, выходящих в Петербурге и Ленинградской
области, возросло с 240 до 805. Появление частных и акционерных телера­
диокомпаний, возникновение издательских домов и холдингов.

^ СОВРЕМЕННЫЕ СMИ ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Рассмотрим состояние зарубежной журналистики в двадцатом веке.

А. Журналистика Европы

Массовая (или популярная) печать Великобритании ориентируется на широ­кий круг читателей, публикует гораздо меньше аналитических материалов. Тираж отдельных изданий достигает пяти миллионов экземпляров [«Сан» (The Sun•«Солнце», 1964), «Миррор» (The Mirror— «Зеркало», 1903), «Дейли экспресс» : Daily Express— «Ежедневный экспресс», 1900), «Дейли мейл» (Daily Mail— «Ежедневная почта», 1896)]. Десятки лет лидером таблоидной прессы была «Дей­ли миррор», известная как рупор лейбористов и считавшаяся газетой рабочего клас­са. Тираж ее достигал 5,5 млн экз., но в 1997-ом составил только 2,2 млн. Таков результат существенного усиления позиций двух конкурентов издания: газет «Дей­ли мейл» и «Сан». Пришлось принять меры. Чтобы привлечь читателей, в первую зчередь молодежь, из логотипа изъяли слово «дейли», а старый слоган «Вперед с народом» заменили призывом «Вперед в новое тысячелетие», на первой полосе ггали печататься одна большая фотография и анонс одного-двух «гвоздевых» ма­териалов внутри номера. Однако тираж обновленная «Миррор» так и не восстано­вила. В ноябре 1995 г. прекратился выпуск общенациональной ежедневной массо­вой газеты «Тудей» («Today» — «Сегодня»), просуществовавшей всего 10 лет. До­рогостоящая технология, т.е. компьютерный набор, цветная печать, использование -путников для одновременного выпуска региональных изданий и т.д., привела к немалым расходам, и основатели издания продали газету концерну «Лонро», кото­рый не смог избавиться от убытков и выставил «Тудей» на торги. Новым хозяином газеты стал Р. Мэрдок, глава «Ньюс интернэшнл» (английского филиала глобаль­ной компании «Ньюс корпорейшн»). Он вложил в нее почти 150 млн фунтов стер­лингов, поднял тираж с 300 до 600 тыс. экз., однако завоеванная аудитория вскоре пала сокращаться. И тогда Мэрдок закрыл издание, чтобы обеспечить подъем дру-п-гх четырех своих газет (особенно «Сан» и «Тайме») [7].

Качественная газета «Индепендент» («Независимый») начала выходить в свет з 1986 г. и в 1997-ом попала в тяжелое положение из-за существенного спада в рас­пространении газеты. Тогда издатели сменили главного редактора и дали «добро» за ряд нововведений, затрагивающих прежде всего верстку: броский логотип, рас­клад содержания по рубрикам — «одна полоса-одна тема», свободный, без линеек между колонками набор текста [8].

Деление изданий на массовые и качественные существует и среди воскресных английских изданий. К качественным газетам относятся «Санди тайме» (The Sunday Times — «Воскресное время», 1822), «Санди телеграф» (Sunday Telegraph — «Воскрес­ный телеграф», 1961), «Обсервер» (The Observer — «Наблюдатель», 1791), а к массо­вым (таблоидным) — «Ньюс оф уорлд» (News of rhe World — «Новости мира», 1843), «Мейл он санди» (The Mail on Sunday — «Воскресная почта», 1982), «Санди миррор» Sunday Mirror — «Воскресное зеркало», 1915), «Пипл» (People — «Люди», 1881).

Многие крупные газеты тяготеют к той или иной политической партии. Консер­вативную партию поддерживают «Тайме» и «Санди тайме», «Дейли телеграф» и * Санди телеграф», «Ньюс оф уорлд», «Сан», «Дейли мейл», «Дейли экспресс». Взгля­ды лейбористской — «Гардиан», «Обсервер», «Миррор», «Санди миррор», «Пипл>>.

В 2000 году тиражи всех массовых британских газет, отражая многолетнюю -енденцию, продолжали падать, в то время как ориентированные на интеллиген­цию и «средний класс» качественные издания несли лишь незначительные потери. Больше всех прибавила в тираже (с 300 тыс. до 500 тыс. экз.) самая качественная газета Великобритании — «Файнэншл тайме», имеющая устойчивую аудиторию среди представителей деловых кругов, политиков и просто образованных людей.

Великобритании и других стран мира. В 2000 г. она пробилась на германский ры­нок и стала выходить на немецком языке под названием «Файнэншл тайме Дойч-ланд» тиражом в 60 тыс. экз. Из воскресных газет тираж увеличила лишь «Обсервер» (с 410 до 440 тыс. экз.) и «Санди тайме» (с 1 млн 375 тыс. до 1 млн 440 тыс.). Все остальные воскресные газеты потеряли в тираже.

Крупнейшей ежедневной качественной газетой остается «Дейли телеграф» (тираж чуть более 1 млн экз.). Тираж «Санди телеграф» — около 800 тыс. экз., а «Тайме» — 712 тыс. экз. по сравнению с 720 тыс. в 1999 г.

Из «бульварных» газет в 2000 г. увеличила тираж только «Дейли стар» (с 810 тыс. в 1999 г. до 830 тыс.). Тираж самой массовой воскресной газеты «Ньюс оф зе уорлд» впервые упал ниже 4 млн экз. Крупнейшей массовой ежедневной газетой остается -Сан» с тиражом в 3,5 млн экз. [9].

Что же касается электронных СМИ, то в последнее время в Великобритании активно развивается цифровое радиовещание, что обеспечивает высокое качество звучания: Би-Би-Си уже ведет радиопередачи в цифровом варианте [10]. Создан­ная в 1922 г. Британская радиовещательная компания (Би-би-си), имеющая статус общественной организации, с 1936 г. начала осуществлять и телепередачи, в этой сфере она была монополистом до 1954 г., пока власти не разрешили в Великобри­тании коммерческое телевидение.

Во Франции выпуск «Пети паризьен» («Маленький парижанин») стал в 1903 г. составлять 1,8 млн экз., и газета начинает выходить с подзаголовком «Самый круп-ный газетный тираж всего мира». В 1918 г. планка этого рекорда поднимется до цифры более 3 млн экз.

С появлением в 1904 г. ежедневной газеты Жана Жореса «Юманите» («Чело­вечество»), ставшей в 1921 г. центральным органом Французской компартии, сре­ди направлений французской журналистики возникло и марксистское, сыгравшее немалую роль в период антифашистского Народного фронта (1934-1938), в созда­нии разнообразных газет и журналов левого толка.

Новым явлением французской прессы стало появление в 1931 г. в Париже ежедневной вечерней газеты «Пари-суар» («Вечерний Париж»): опираясь на тех-нцческие новшества, издание подкупало публику многообразием тематики, оби­лием иллюстраций, зазывной манерой подачи материала.

К ярким событиям в истории французской прессы следует отнести создание печати Сопротивления в годы Второй мировой войны и оккупации Франции, бур­ное развитие политической журналистики в период Освобождения (август 1944 — ноябрь 1946).

Сегодня во Франции выходят газеты общего типа: «Фигаро» (Le Figaro, 1826 г. основания), «Монд» (Le Monde — «Мир», 1944), «Либерасьон» (Liberation — «Ос­вобождение», 1973) и др.; специализированные: молодежные, женские, научные, 1ехнические, эротические и т.д.; экономические: «Эко» (Les Echos — «Эхо», 1908), «Трибюн» (La Tribune), «Нувель экономист» (Le Nouvel Economiste — «Новый экономист», 1975) и т.д.; развлекательные: преобладают иллюстрированные еже­недельники типа «Пари матч» (Paris-Match, «Парижский матч», 1949). Среди независимой прессы центристских позиций придерживаются газета «Монд» и еже­месячник «Монд дипломатик» («Дипломатический мир», 1954), а также «Котидьенде Пари» (Le Quotidien de Paris — «Парижская ежедневная газета», 1974). Для пе­чати Франции характерно наличие влиятельных церковных изданий, среди кото­рых следует выделить католическую газету «Круа» (La Croix — «Крест», 1880) и еженедельник «Ви» (La Vie — «Жизнь», 1945). Сравнительно небольшие тиражи у печати французской компартии : «Юманите» и еженедельника «Революсьон» (Revolution, 1980 г.) [И].

Чтобы удержаться на газетном рынке в период экономического кризиса и но­вой технологической революции, многие ежедневные газеты идут на существен­ное обновление содержания и формы. К примеру, 9 января 1995 г. увидел свет пер­вый номер обновленной газеты «Монд». Издание, впервые созданное полвека на­зад, теперь отличалось многим. Читателей привлекли богатая, выверенная, чаще всего аналитическая информация, распределенная по семи разделам («Междуна­родный», «Франция», «Общество», «Предприятия», «Сегодня», «Горизонты», Культура»); четкий, яркий и легкий для чтения шрифт; оригинальный макет и т.п. В том же номере был опубликован список сотрудников редакции, в том числе 239 жур­налистов. Газета в продажу в Париже стала поступать уже в 14.00 — раньше, чем преж­де (был выигран один час в редакционной подготовке издания) [12]. Обновление «Монд» весьма быстро привело к увеличение объема ее продажи.

Еще в 1935 г. передатчик с антеннами, установленный на Эйфелевой башне, начал транслировать регулярные телепрограммы, в 1964 г. была введена вторая программа, а передачи стали цветными, в 1972-ом — третья, в 1984-м — четвертая государственная и первая частная, разрушившая государственную монополию на французском ТВ. В 1986 г. начали функционировать сразу две новые частные на­циональные программы. А в 1987 г. произошло разгосударствление первого кана­ла— ТФ-1, его коммерциализация сопровождалась внедрением новой техники (спутники связи, кабельное вещание, видеозаписи, телематика), к тому времени была децентрализована и третья программа ФР-3. Точно так же, кроме государственного радиовещания (Франс-Энтер, Франс-кюльтют, Франс-мюзик, Радио-блё, 50 мест­ных радиостанций), развивается и частное местное радиовещание. Тем более, что с 1984 г. частным радиостанциям разрешено передавать рекламу. По этой причине почти все крупные региональные газеты обзавелись собственными радиостанциями.

В 2000 году уже в 14-й раз были опубликованы результаты социологического опроса об отношении французов к своим средствам массовой информации. Иссле­дования показали снижение доверия читателей к прессе на 8 %, а к телевидению — на И % по сравнению с 1999 г. Самый высокий уровень доверия — 55 % — имеет радио, хотя по сравнению с 1999 г. оно упало на 8 %. Наиболее значительно сниже­ние доверия французов к телевидению [13].

Германии довелось пережить и двенадцатилетний период радикальной жур­налистики фашистского толка, лидером которой были правительственное радио и газета «Фелькишер беобахтер» («Народный наблюдатель»), когда противникам нацизма приходилось выпускать издания в подполье.

А сегодняшние особенности немецкой прессы — преобладание утренних газет и ярко выраженный региональный характер изданий: 95 % периодических изданий относятся к местным, что связано с многовековой феодальной раздробленностью страны, объединившейся лишь к концу XIX в. Добавим, что акцент на региональную информацию наблюдается и у центральной ежедневной печати ФРГ. К примеру, са­мая крупная по тиражу «Бильд-цайтунг» имеет 33 издания, отличающиеся друг от друга местной хроникой и локальными рекламными обращениями [ 14]. Кстати, нечто подобное происходит сегодня и с российскими центральными изданиями, которые организуют региональные вкладыши. Падение Берлинской стены и объединение двух германских государств привели к существенным переменам на газетно-жур-нальном рынке. Так, на начало 1994 г. в стране выходило 1601 издание общим ра­зовым тиражом 25 млн экз. [15]. В СМИ любого государства есть издания, пред­ставляющие не только печать страны, но и нацию в целом. Таковы, например, «Тайме» в Великобритании, «Монд» во Франции, а в Германии — это прежде всего «Франкфуртер альгемайне цайтунг», «Шпигель» и «Цайт». Еженедельная газета «Цайт» была основана в феврале 1946 г. и в тот год выходила на 8 страницах. Сегодня объем издания составляет 85-100 страниц. Ориентированный на образо­ванного и общественно активного читателя, этот качественный еженедельник не просто информирует о событиях, но и знакомит аудиторию с основательными ком­ментариями на актуальные темы, стремится к серьезному анализу и независимости суждений.

В 2000 году в Германии выходило 389 ежедневных газет общим разовым тира­жом 28,5 млн экз., 25 еженедельников тиражом 2 млн экз., 852 «публичных» журна­ла тиражом 130,7 млн экз., 1090 специализированных изданий тиражом 17,7 млн экз. В стране зарегистрировано 39,16 млн радиоприемников и 34,72 млн телевизо­ров. Лидером на газетном рынке по-прежнему остается концерн А. Шпрингера, ко­торому принадлежит каждая четвертая продаваемая ежедневная газета. Лидирует концерн и в сегменте бульварных газет [16]. Если в 1987 г. западногерманские теле­зрители ежедневно затрачивали на просмотр программ в среднем 139 мин., а жители тогдашней ГДР — около 130 мин., то в 1997 г. «среднестатистический» немец в объе­диненной Германии проводил ежедневно перед телеэкраном более 180 мин. [17].

Сама же история радиотелепередач началась сравнительно рано: впервые бер­линцы слушали радио в октябре 1923 г., а к 1926 г. в стране был уже миллион ра­диослушателей. В марте 1935 г. в Берлине был открыт пункт для публичного про­смотра телевидения, а с января 1936 г. программы передавались ежедневно с 20 до 22 часов. В 1944 г. передачи в Германии прекратились. Сегодня в стране сложилась ситуация, когда частные радио- и телеканалы, основной источник функциониро­вания которых — реклама, соседствуют с общественно-правовыми каналами (два главных общенациональных канала АРД и ЦДФ и местные земельные телецент­ры), финансируемыми преимущественно за счет ежемесячной абонементной пла­ты телезрителей и радиослушателей. Интересно, что многие частные телекомпа­нии ФРГ объявили в 1998 г. о том, что они намерены начать регулярно транслиро­вать программы цифрового телевидения высокой четкости, что сулит подлинную «революцию в квартире» [18].

Как единое национальное государство Италия сложилась к 1870 г. (до этого была раздроблена на 9 отдельных государств) и оставалась монархией до 1946 г. Тип современной итальянской газеты формировался под влиянием французского и английского примеров [19]. Сегодня среди информационных газет лидируют «Коррьере делла сера» (Corriere della Sera — «Вечерний вестник», 1876 г., 680 тыс. экз.) и «Репубблика (La Repubblika, 1976, 380 тыс.); среди журналов достаточно уверенно чувствует себя «Оджи» (Oggi - «Сегодня», 1945,900 тыс. экз.) [20]. В це­лом же итальянские ежедневные газеты имеют невысокие тиражи. Но зато разо­вый тираж журналов существенно превышает газетный. Многие средства массо­вой информации находятся в собственности политических партий и профсоюзов. Радиовещание в Италии существует с 1924 г., а телевидение — с 1954 г. После от-веы государственной монополии на телевидение Сильвио Берлускони в 1977 г. ал ожил 1 млрд лир в местную кабельную станцию «Телемилано», используя ее как средство рекламного бизнеса, постепенно приобрел еще три крупнейшие коммер-рвекие телесети страны — «Канале-5», «Италиа-1» и «Рете-4» («Сеть-4») и стал основным конкурентом государственной службы РАИ-ТВ (Объединенное итальян­ское радиовещание и телевидение). В 80-90-е гг. XX в. в политическом процессе и в развитии СМИ Италии произошли существенные качественные изменения. В 80-х включилось в политическую коммуникацию коммерческое ТВ, в 90-х рухнула си­стема идеологических партий. А в конце века одновременно и журналисты, и поли­тики, и вместе с ними их аудитория получили выход почти что в коммуникацион-зый космос — Интернет. На ниве коммуникационного бизнеса появляются яркие фигуры, среди которых выделяется Сильвио Берлускони. Принадлежащие ему три коммерческих телеканала «Медмасет» вместе с тремя госз^дарственными канала­ми обслуживают почти 90 % телеаудитории страны [21].

В последнее время пресса Испании благодаря постоянству цен и росту потока рек-: I: ных вложений весьма стабильна, хотя в распространении периодики отмечается оп­ределенный застой. По данным 51-го конгресса международной ассоциации газет, про­ведшего в 1998 г., Испания по тиражу ежедневной периодики в 4,26 млн экз. занимает !3-е место в мире. Несмотря на все усилия, предпринимаемые издателями периодики, индекс ее потребления остается одним из самых низких в Европейском сообществе: 115-120 читателей на 1000 человек, в то время как в сообществе он составляет порядка 600. Столь огромный разрыв испанцы объясняют тем, что «появление телевидения в стране произошло в эпоху, когда грамотность еще не стала универсальным феноменом» [22]. Потребление газет составляет 104,8 экз. на 1000 человек, и по этому показателю Испа­ния существенно отстает от развитых европейских стран, хотя и опережает Италию, Грецию и Португалию. В июле 1998 г., проведя анкетирование среди 900 испанских руководителей, журнал «Актуалидал экономика» выявил, что для опрошенных глав­ным авторитетным источником информации является радио, прессе же отводится вто­рое место, а телевидение вообще считается малоинформативным [23]. Иную карти-:-г/ дают данные Центра социологических исследований Испании. Из анализа отве­рз 2500 молодых людей от 15 до 20 лет явствует, что на третье место своих ценностей 'после квартиры и автомобиля) они ставят телевизор, который, по их мнению, важнее шежды, музыкальных центров, мотоциклов, путешествий за границу и т.д. Шестеро 13 десяти не имеют обыкновения покупать регулярно газеты и журналы [24].

Современные испанские газеты можно разделить на три группы: «независи­мые» частные, партийные и государственные. Самыми крупными изданиями яв-Ьиоотся «Вангуардиа» (La Vanguardia — «Авангард», 1881 г. основания), «Диарио :-: Барселона» (Diario de Barcelona— «Барселонская газета», 1792), «Интервью» ^1976). Телевидение в Испании появилось в 1956 г. В Австрии велико влияние прессы Германии, а все ведущие газеты, в том чис­ле и «Венская газета», основанная в 1703 г., собраны в Риме. В последние годы здесь усиливается концентрация печати и, как следствие, с усилением концентра­ции печати качественные газеты стали уступать массовым, которым нужны сенса­ции вместо анализа. Австрия стала первой европейской страной, начавшей в 1980 г. регулярные передачи «телетекста», с помощью которого можно узнать новости, курс акций на бирже, познакомиться с программой радио и телевидения.

^ В Швейцарии наиболее крупное качественное издание — «Нойе цюрхер цай-тунг» (Neue Zurcher Zeitung — «Новая цюрихская газета»), этом мощном аналити­ческом центре работают свыше 950 сотрудников. В «Организационном статусе ре­дакции» от 11 сентября 1915 г. и в ныне действующем «редакционном статусе» от 1974 г. провозглашается независимость редакции от любых внешних влияний, преж­де всего в сфере информационной политики, общей позиции, а также формирова­ния структуры газеты [25]. Швейцарское радио- и телекомпания распространяет программы на четырех языках ~ немецком, французском, итальянском и ретроро-манском.. Первые газеты в Греции появилась во второй половине XIX в. Две из них издаются и сегодня: «Акрополис» (Acropolis» — «Акрополь», 1881 год создания) и «Эстия» (Estia» — «Очаг», 1898). В шестидесятые годы XX столетия в стране вы­ходило более 1100 газет и журналов. Рост их численности сопровождается созда­нием газетных групп. Так, группе семьи Ламбракис принадлежат два газеты (ве­черняя и воскресная) и три еженедельника (экономический, политико-обществен­ный и спортивный). В Греции — три радиотелевизионные компании,

В Португалии издается около 70 ежедневных газет. Самая влиятельная из них — «Диариу ди нотисиаш» (Diario de Noticias» — «Газета новостей», 1864). В Лиссабоне сконцентрированы 60 % всех зарегистрированных изданий, 10 % приходится на го­род Порту.

К странам ^ Северной Европы принято относить Финляндию, Швецию, Норве­гию, Данию, Исландию. Всех их отличает высокий уровень жизни народа и всеоб­щая грамотность. Это, в свою очередь, определяет высокий уровень развития средств массовой информации. В двух странах из пяти первые газеты возникли в XVII-XVIII вв. - Швеция (1632); Дания (1749).

В Бенилюкс входят Бельгия, Нидерланды и Люксембург. Первая газета по­явилась в Бельгии 17 мая 1605 г., в Нидерландах — в 1656 г., а в Люксембурге — значительно позднее. Телевидение всех трех стран тесно связано со структурами государственной власти. Широкой известностью пользуются программы «Радио Люксембурга», имеющей филиалы во Франции и Великобритании.

В последние годы журналистика стран ^ Восточной Европы, к которым относят­ся Болгария, Венгрия, Чехия, Словакия, Румыния, Польша, Югославия, Алба­ния, прошла через серьезные испытания, связанные с трансформацией обществен­ного строя, крушением социалистических идеалов. Так, в начале 1990-х гг. за два-три года в Польше обновилась большая часть периодической печати и 75 % газетно-журнального рынка составили издания новой генерации [26]. В середине 90-х часть мелких изданий в связи с общим удорожанием жизни, повышением цен на бумагу, не найдя инвесторов, не выдержала конкуренции. Сократились тиражи известных и влиятельных газет из-за утраты интереса к «серьезной» прессе, натис за продукции «массового» потребления. Зато процветают и крепнут издания буль-Ьрного характера.

В 50-е годы XIX века в той части Польше, которая входила в состав Российс­кой империи, произошла реформа прессы, в результате чего издательское дело было перестроено на началах капиталистического предприятия. После возрождения не­зависимости Польши в 1916 г. в стране продолжалось развитие печати, характерное 1гл буржуазного государства. К1 сентября 1939 г., началу Второй мировой войны и вторжения фашистской Германии в Польшу, в стране выходило почти 2700 перио-лгческих изданий [27]. Нынче же еженедельная пресса всепольского и региональ­ного значений в Польше — это 188 изданий общим тиражом 11 млн экз., а ежеднев­ная печать представлена 83 изданиями тиражом 4 млн экз. [28]. Польское обще­ственное телевидение располагает двумя общепольскими каналами и 10 станциями регионального значения, кроме того, в регионах имеются еще 14 коммерческих те­лестанций. Помимо общественного радио, три коммерческие радиостанции — РФМ, ФМ, Радио Зет и католическое — Радио Мария вещают круглосуточно на всю стра­ну. В Польше сегодня насчитывается около 140 частных независимых радиостан­ций. В других странах Восточной Европы журналистика шла путем, напоминающим зольский. В Болгарии радиовещание появилось сравнительно поздно — в 1929 г.

Б. Журналистика Америки

В США на ртыке двух веков заметным явлением в журналистике было движе­ние социального прогресса — «прогрессивизм», направленное против стяжательства

орупции, сочетающее в себе социальную критику с требованиями реформ. Иногда жторию «прогрессивного» десятилетия определяют также как историю «макрекер-ства» («разгребательства грязи»). Впервые это слово появилось в заголовке журна­ла «Колльерс» 10 февраля 1906 г. а 14 апреля того же года его употребил в своей речи президент Теодор Рузвельт. «Разгребателями грязи» называли группу писателей и

лцистов, которые стремились привлечь внимание американского общества к фактам злоупотреблений и коррупции в различных сферах жизни США [29].

В периодической печати нарастали процессы концентрации и монополизации. 1910 г. в стране было 13 газетных «цепей», контролировавших 62 ежедневные таэеты, к 1930 г. их стало уже 55, и под их контролем находилось 328 изданий. Газе­ты крупных городов имели мощные типографии. Так, в типографии «Нью-Йорк тайме» работало 1800 рабочих, в редакции 516 сотрудников, в конторе 953 челове­ка, в правлении — 84, всего 3453 человека [30].

В 1919 г. в периодической печати США появился таблоид — новый тип деше-юй прессы, отличающейся уменьшенным объемом, половинным форматом и фо­тографией во всю первую полосу (удобен читающим в баре, трамвае, автобусе). Первым таблоидом стала газета «Нью-Йорк дейли ньюс». Господствующее поло­жение в системе прессы, естественно, занимала массовая пресса, хотя и качествен-Еые газеты — «Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк геральд трибюн», «Крисчен сайенс гор» («Наставник христианского учения») и др. также значительно расшири­ла свою аудиторию.

Глубокие перемены происходят и в мире журналов. В марте 1923 г. в Нью-Йорке появился первый журнал новостей — еженедельник «Тайм» («Время»).

Организаторы журнала, молодые выпускники колледжа Генри Люс и Бритон Хад­ден, стремились дать информацию сжатую, ясную и точную. В 1930 г. Люс (Хадден умер в 1929 г.) создает второй из задуманных ими изданий — ежемесячный журнал «Форчун» («Богатство»), дав «бизнесу» литературу, а в 1933 г. покупает журнал «Лайф» («Жизнь»), который стал образовывать, привлекать, развлекать и забав­лять публику. По образцу «Тайма» в Америке были созданы еженедельные изда­ния — другие журналы новостей — «Ньюсуик» («Новости недели», 1933), «Юнай­тед Стейтс ньюс» («Новости Соединенных Штатов», 1933).

Перед Первой мировой войной в США появились первые пробные радиостан­ции. К1920 г. несколько станций начали регулярные радиопередачи. В 1926-1928гг. возникли сети Си-би-эс («Колумбийская вещательная система») и Эн-би-си («На­циональная вещательная компания»), которые создали формат поддерживаемых рекламой развлекательных передач, характерный для системы электронных СМИ в Америке и поныне [31]. Радиовещание, а не пресса было важнейшим каналом массовой информации в годы Второй мировой войны: в 1942 г. в США насчиты­валось свыше 28 млн радиоточек, которыми было охвачено 82,8 % населения стра­ны [32].

Динамичное развитие американской периодической печати продолжалось и после 1945 г. Газеты сливались друг с другом, укрупнялись, модернизировались и предприятия прессы. В период 1945-1970 гг. закрепились особенности газет США: преобладание воскресной прессы над ежедневной, вечерней над утренней, регио­нальной и местной над центральной. Доля рекламы в ежедневной газете выросла до 62,5 % номера. А средний объем воскресных газет увеличился с 70 до 167 страниц (7 ап­реля 1963 г. «Нью-Йорк тайме» вышла объемом 702 страницы и весом 3 кг.) [33]. Вместе с тем свойственные периоду холодной войны нагнетание тревоги, запуги­вание «советской угрозой», антикоммунистические гонения наложили отпечаток на содержание американских газет, которые постоянно занимались деформацией новостей о Советском Союзе.

В 50-60 годы американские газеты переживали серьезный кризис, связанный с утратой доверия многих читателей и экспансией телевидения. Сказывались и финансовые трудности. Кризис привел к тому, что из семи крупных ежедневных газет в Нью-Йорке к концу 1960-х осталось лишь три («Нью-Йорк тайме», «Нью-Йорк дейли ньюс» и «Нью-Йорк пост»).

Такое положение продолжалось и в 70-е годы. Удорожание бумаги с 305 дол­ларов за тонну в 1972 г. до 470 долларов в 1980 г. привело к росту цены экземпляра «Нью-Йорк тайме» с 50 до 85 центов и к увеличению объема рекламы (газета полу­чила от нее 10 миллиардов долларов в 1976 г., а в 1978 г. — 12 миллиардов) [34]. Одновременно и углублялся процесс концентрации и монополизации средств мас­совой информации. В 1975 г., например, сменили владельца 49 американских га­зет. В этот период 20 крупнейших корпораций контролировали более половины из 61 млн экземпляров ежедневных газет и более половины доходов от 11 тысяч жур­налов [35]. Продолжались попытки создания новых ежедневных и общенациональ­ных газет. Так, в 1982 г. группа «Ганнет компани» основала газету «Ю-Эс-Эй ту-дей» (USA today — «США сегодня»). Эта первая в истории страны национальная общеполитическая газета обилием ярких цветных иллюстраций, крупными заго ловками, броской версткой привлекает читателя, вызывая у него ассоциацию с при­вычным экранным видеорядом. Она имеет приложения (справочное, книжное, школьное).

Заметным явлением американской журналистики 1960-1970 гг. стал «новый Ьрнализм», возникший на стыке журналистики и литературы. Выразительные средства журналистики в сочетании с приемами художественной литературы при­влекали для того, чтобы ярче выразить сомнение в справедливости многих амери­канских представлений и ценностей. Отвергая все рутинное и косное в конформи­стской журналистике США, «новые журналисты» полагали, что достоверно изоб­разить свое время можно с помощью художественного вымысла [36].

В системе СМИ Америки подлинную революцию совершило телевидение. Первые в мире телевизионные опыты были проведены в США русским инженером Владимиром Зворыкиным в 1921 г. В том же году из Вашингтона в Филадельфию : мл передан портрет президента Гардинга, а в 1925-ом — по радиоволнам было по­слано первое живое изображение. В 1931г. появились экспериментальные телевизи­онные станции, а в 1939-ом — началось регулярное телевизионное вещание. В 1950 г. з 64 городах работало 106 телевизионных станций, а число телевизоров у населения "эевысило 6 млн [37].

Тем временем идет становление гигантских радиотелевещательных корпора­ций. К Эн-би-си (Нэшил бродкастинг компани) и Си-би-эс (Коламбиа бродкас-тинг систем) в 1943 г. присоединилась Эй-би-си (Америкен бродкастинг компа­ни — Американская вещательная компания). Эти «три сестры» сегодня — основа современной системы аудиовизуальных средств массовой информации.

В современных США к числе самых престижных и распространяемых еже­дневных газет можно отнести «Нью-Йорк тайме», «Вашингтон пост», «Лос-Анд-желос тайме». Они следуют в русле официальной политики, хотя и не скрывают своих симпатий к демократам («Нью-Йорк тайме») или к республиканцам («Лос-кнджелос тайме»). Правые реакционные взгляды проповедуют «Нью-Йорк дейли еыос», «Чикаго трибюн», «Вашингтон тайме», «Нью-Йорк пост». Из журналов выделяются «Тайм» и «Ныосуик». Выражая интересы правящих кругов, они кон­курируют между собой на внутреннем и международном журнальном рынке. Силь-ie позиции занимают специализированные издания, прежде всего деловая и фи­нансовая пресса (в частности, общенациональная ежедневная политико-экономи­ческая газета «Уолл-стрит джорнел»).

1995 год был сложным: на четверть выросли цены на бумагу, что привело к за-эытию нескольких крупных газет. Так продолжилась тенденция сокращения чис-юсти прессы: за последние 35 лет или закрылись, или слились с утренними, или ;шли на утренний выпуск более 500 вечерних газет [38]. К примеру, исчезла «Бал-юр ивнинг сан» с 95-летним стажем, после 111 лет функционирования закрылась ечерняя газета «Хьюстон пост», в итоге четвертый по численности населения город "ША остался с одной ежедневной газетой — херстовской «Хьюстон кроникл». Рост Ё сательских расходов, конкуренция среди СМИ, особенно со стороны телевидения и Еэмпьютерных служб (фактор Билла Гейтса, бывшего до 2000 г. главой «Майкрософт», гроизводящего программное обеспечение для компьютеров) привел к падению тира­жей и к повышению цены за газетный экземпляр в среднем на 35-50 центов [39]. 1996 г. отмечен успешным внедрением новых информационных технологий, массовым выходом в Интернет «страничек» ежедневных газет (число ежедневных газет США, появившихся в глобальной компьютерной сети, за один год выросло более чем вдвое — со 175 до 360) [40].

Что же касается содержания прессы, то в освещении президентской кампании 1996 г. было обозначено новое направление — концептуальная журналистика. Она отражает тенденцию перехода от информационности к аналитичности в освеще­нии избирательных кампаний и политического процесса в целом. Причем колонки журналистов-концептуалов печатаются часто не на полосах мнений, а на инфор­мационных, что является нарушением принципа американской печати — отделять в газетах новости от мнений. Одной из причин расцвета этого направления счита­ется рост уровня образования журналистов, увеличение числа выпускников пре­стижных университетов среди них. Критики направления предупреждают о воз­можности необъективного, тенденциозного освещения событий, ложных, искусст­венных построений, не отражающих реальности. Однако в профессиональной прессе выражается уверенность, что концептуальная журналистика «принесет пользу американской публике, заваленной информацией, но изголодавшейся по ее объяснению» [41].

2000 год для журналистики США был годом заключения крупнейших сделок по купле-продаже ежедневных газет. Так, КЛомсон, решив сосредоточиться на элек­тронном бизнесе, продал все 49 принадлежавших ему в США газет, а также почти все печатные издания в Канаде. 22 газеты купила у него «Ганнет компани». С приоб­ретением у других владельцев еще нескольких газет эта компания стала лидером по числу и тиражу ежедневных изданий: 99 газет с тиражом 6,7 млн экз. В журналь­ной отрасли одним из самых значительных событий (причем негативным) стало закрытие «Лайфа». Непосредственным поводом для этого послужили снижение объема рекламы и сокращение тиража с 1,8 млн до 1,5 млн экз. А в информацион­ном агентстве ЮПИ произошла очередная смена его владельца. Агентство лихора­дит последние 30 лет, оно несет убытки, теряет клиентов. ЮПИ принадлежало и американцам, и иностранцам; в середине 80-х его контролировал мексиканский медиамагнат Марио Васкес Ранья. С 1992 г. ЮПИ находилось в руках арабских владельцев из Саудовской Аравии, которые тщетно пытались вывести его из кри­зисного состояния. А 15 мая 2000 г. было объявлено, что агентство куплено компа­нией «Ньюс уорлд коммьюникейшнз», издающей, в частности, газету Вашингтон тайме» и контролируемой выходцем из Южной Кореи, главой Унификационной церкви Муном, что вызвало критику в журналистской среде [42].

Заметим, когда мы напоминаем, что ведущие газеты и журналы мира имеют свои представительства и бюро в различных странах, то мы прежде всего имеем в виду прессу США. Так, в Москве размещаются московские бюро американских газет «Business Week» (тираж 4 млн экз.), «Wall Street Journal» (тираж около 2 млн экз.), «New York Times» (тираж 1,2 млн экз.), «Washington Post» (тираж 850 тыс. экз.) и др.

Пресса Канады начиналась с «Галифакс газетт» (1752) и «Квебек газетт» (1764) — первых газет, набранных типографским способом. В 1789 г. появились и журналы. Сегодня по своей структуре канадская пресса во многом повторяет пе­чать США. Более 77 % тиража выходящих в стране газет монополизировано газетно-журнальными трестами. Хотя по действующему в Канаде закону ни одна ком­пания не может владеть более 20 % ежедневного тиража газет, правительству труд-обязать магнатов соблюдать этот закон, нацеленный на сдерживание концент­рации и монополизацию печати. В результате по своему политическому содержа-ю газеты как крупных промышленных центров, так и канадской «глубинки» весьма схожи. Они представляют интересы как крупных канадских компаний, так к транснациональных монополий, прежде всего американских. Крупнейшие газе­ты страны — «Торонто стар» (1892), «Торонто сан» (1971), «Глоб энд мейл» (The Globe and Mail — «Почта со всего света», 1844г.), франкоязычная «Пресс», популя­рен общественно-политический журнал «Маклинз» (1905).

Широко развита периодическая печать в Аргентине, где выходят свыше 250 еже­дневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Ли­дерами по тиражам являются общенациональные газеты «Кларин» (Clarin — «Горнист», 1945 г. 500 тыс.) и «Насьон» (La Nation — «Нация», 1870 г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Пятьсот газет и двести журналов, разнообразных по политической направленности, издаются в Мексике: газеты «Уно мае уно» («Один плюс один», 1977), «Аси эс» (Asi Es — «Так и есть», 1982)); журналы *Просесо» («Процесс», 1976), «Сьемпре!» (Siempre — «Всегда!», 1953) и т.д. По тира­жу лидирует ежедневная спортивная газета «Эсто» (Esto — «Это», 1941 г., 450 тыс.). В Мексике стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», * Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «По­этому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

^ В Бразилии 90 % всей газетно-журнальной продукции сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты — «Глобу» (О Globo — «Земной шар», 1925 г., 200 тыс.); «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии», 1891 г., 170 тыс.); «Эстаду ди Сан-Паулу» (OEstado re Sao Paulo — «Штат Сан-Паулу», 1875 г., 250 тыс.); «Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo -~ «Листок Сан-Паулу», 1921 г., 340 тыс.) отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов.

В. Журналистика Азии

Печать стран Азии многолика, как и этот обширный континент. В то время как зедущие газеты Японии и Индии по качеству полиграфии, свои тиражам и мастер­ству журналистов не уступают крупнейшим газетам США и Европы, большинство газет азиатского региона продолжают отставать в этом отношении. Сказываются слабость экономической базы, недостаток квалифицированных кадров, нехватка и дороговизна газетной бумаги, высокий процент неграмотного населения.

Ведущее место не только в Азии, но и в мире занимает пресса Японии. Самые крупные ежедневные японские газеты — «Иомиури» (Yomiuri Shimbun — «Репор­тер» — 1874 г., 8,9 млн экз.); «Асахи» (Asahi Shimbun — «Восходящее солнце» — 1888 г., 7,5 млн) и «Майнити» (Mainichi Shimbun — «Ежедневная газета» — 1872 г., 4,4 млн). Кроме того, в стране издается еще 125 газет общим тиражом 47 млн экз. Характерная черта японской печати — большие тиражи спортивных газет и ежене­дельников.

Высокой степени монополизации достигла печать Индии. Всего в стране выхо­дят 20 тысяч периодических изданий, общий тираж которых превышает 50 млн экземпляров, свыше 1200 из них — ежедневные газеты. Газеты и журналы издаются на 87 языках страны. Большая часть наименований выходит на языке хинди — почти 5 тыс. (13,7 млн экз.) и английском языке — 3,5 тыс. К числу крупнейших буржуаз­ных газет относятся «Индиан экспресс» (600 тыс. экз.), контролируемая объедине­нием Гоэнка; «Тайме оф Индиа» («Время Индии», концерн Джайна, 1838 г. основа­ния); «Хиндустан тайме» (концерн Бирла, 1923) и «Стейтсмен» (The Statesman — «Государственный деятель», концерн Тата, 1875). Самой читаемой и распространен­ной газетой на языке хинди, официальном языке страны, является «Нав бхарат тайме» (Nav Bharat Times — «Время новой Индии», 1950), а на языке урду — «Пратап» (1919).

Высоким техническим уровнем отличаются средства массовой информации Израиля. Наиболее крупные газеты страны «Давар» (Davar — «Слово», 1925 г.), «Гаарец» (Hayaretz — «Страна», 1918), «Едиот ахронот» (Yedioth Aharonoth — «Последние новости», 1939) [43].

Значительное развитие получила печатьарабских стран. В ^ Кувейте и Саудов­ской Аравии на хорошо развитой полиграфической базе издается по 8-10 еже­дневных газет. Как правило, все газеты арабских нефтедобывающих стран нахо­дятся под правительственным контролем и принадлежат либо правительству, либо политическим партиям этих государств. Частных газет в этих странах нет.

Среди несоциалистических стран Азии коммунистическая печать издается наибольшими тиражами в Японии («Ахаката» — «Красное знамя», 1928 г., 600 тыс.) и Индии («Нью эйдж» — «Новый век», 1952 г., 20 тыс. экз.).

Из социалистических азиатских стран наибольшую прессу имеет Китай. В этой стране издается 2 тысячи газет общим тиражом 202 млн экз. Почти 4 млн экз. — таков тираж органа ЦК КПК «Жэньминь жибао» (Renmin ribao — «Народная газе­та», 1948) и 1,5 млн — тираж «Гуанмин жибао» (Guangming ribao — «Свет», 1949). Для неспециализированных, общего типа, изданий характерны насыщенность эко­номическими материалами (половина полос) и материалами идеологической проб­лематики.

Журналистика страны, которая выходит из пут однопартийности и админист­ративно-командной системы, вызывает особый интерес. Особенно если эта страна не значится в списке ведущих, индустриальных. Речь идет о Монголии.

В 1998 г. в министерстве юстиции Монголии было зарегистрировано более 500 наименований газет и журналов, однако регулярно выходили и были объявле­ны к подписке около 80 изданий, а также 16 аймачных газет. В настоящее время центральная монгольская пресса представлена государственными, партийными, ве­домственными и частными изданиями. В список наиболее качественных частных газет, лидирующих по популярности, тиражам и профессиональному уровню, вхо­дят «Оноодор» («Сегодня»), и отражающие взгляды оппозиции «Монголын ун-дэсний мэдээ» («Монгольские новости»), «Ил товчоо» («Гласность»). «Хох тол-боо» («Синее пятно»), «Хох тэнгэр» («Голубое небо»).

Крупнейшие ежедневные газеты выходят также в электронном варианте: пра­вительственная «Ардын эрх» («Народная власть») и частная «Оноодор» — на мон­гольском языке, городская «Ulanbaatar Post» — на английском языке размещаются на страницах Web-сайта «Mongolia Ogliine». Помимо государственного ТВ в 1998 г. в стране работало около 20 независимых телевизионных станций. Использование спутника «Asiasat» позволяет принимать монгольское телевидение на территории от Читинской области России на севере до Вьетнама на юге. Большинство частных телестанций относятся к совместной форме собственности и вещают по кабельным сетям в городских и районных масштабах. Наиболее крупные из них: «Сансар ТВ» — российско-монгольская компания, которая круглосуточно ретранслирует передачи РТР; «Сансар КаТВ — совместная монголо-китайская компания транслирует пере­дачи ОРТ, РТР, Си-эн-эн, Эн-эйч-кей, Эм-ти-ви, Гонконгского, Монгольского и Улан-Баторского телевидения, ТВ «Одон» Внутренней Монголии КНР [44].

Изменения в начале 90-х годов внутриполитической ситуации в Монголии, движение страны в сторону рыночной экономики создали предпосылки для исполь­зования такого вида коммуникации, как Интернет-связь. К началу реформ в Мон­голии уже функционировал Национальный центр информатики, персонал центр, .инженеры и программисты которого были выпускниками советских вузов. Преоб­разованный в 1991 г. в государственную компанию «Датаком», Центр взялся за разработку системы электронной почты «PC-mail», основанной на российском про­граммном обеспечении, и спустя два года система начала функционировать, связав между собой различные регионы страны. В 1994 г. компания «Датаком» была при­ватизирована и с этого момента пытается решить проблему доступа в Интернет. Для этого необходимо усовершенствовать национальную инфраструктуру, повы­сить качество телефонной связи вне Улан-Батора, на что необходимы финансовые вложения. О сложности ситуации можно судить по таким фактам: ежемесячная абонентская плата за полное подключение к Интернету составляет 75 долларов в месяц (режим удаленного доступа), поддержка электронного почтового ящика (без полного доступа в Интернет) — 15 долларов в месяц [45]. А по официальным дан­ным, в Монголии в 1997 г. каждый пятый монгол получал менее 10 долларов в месяц и более 36 процентов населения страны относились к категории малоимущих [46]. Поэтому ставка делается на коллективный доступ в Интернет через различные организации и учебные заведения. И «Датаком» уже подключил к глобальной ком­пьютерной сети свыше 1500 пользователей [47].

Одной из давних проблем монгольской журналистики является отсутствие законов о свободе информации, печати, средствах массовой информации. Законо­проекты разработаны и представлены парламенту страны еще в 1994 г., но приня­тие их все время откладывается.

Г. Журналистика Африки

Завоевание политической независимости бывшими африканскими колониями относят к началу второй половины XX столетия, и неслучайно 1960 год называют годом Африки. С целью идеологического обеспечения решения проблем укрепле­ния политической самостоятельности и экономической стабильности в освободив­шихся странах в этот период создаются средства массовой информации. Судя по краткому справочнику «Зарубежная печать», вышедшему в 1986 г., из 508 крупней­ших газет и журналов, которые в то время выходили в свет в 55 африканских госу­дарствах, лишь 81 издание было основано до 1950 г. К примеру, из 17 газет и журна­лов Алжира одиннадцать возникли в 1962-1963 гг.

Однако это не значит, что на африканском континенте до этого периода жур­налистика находилась в зачаточном состоянии. В том же 1986 г. в девяти странах (Южно-Африканская республика, Египет, Зимбабве, Кения, Малави, Сан-Томе и Принсипи, Свазиленд, Сенегал, Тунис) издавались газеты, основанные в XIX в. Печатные периодические издания на континенте появилась еще в 1798-1801 гг. Именно в эти годы проходил египетский поход Наполеона, после которого в Туни­се и Египте были созданы типографии (правда, только через десятилетия после этого в этих двух странах появятся национальные газеты). Можно назвать первые газеты «Рояал газетт энд Сьерра-Леоне адвертайзер» (1801 год основания) или «Кейптаун газетт» (1800). Пресса распространяется в тех регионах Африки, кото­рые в XIX в. стали объектами колониальной экспансии таких государств, как Вели­кобритания, Франция, Португалия; появляется миссионерская печать («Ине Иро-хин», Нигерия», 1860-1867 гг.) и колониалистская пресса. Создаются крупные монополии в области газетно-журнального дела («Африкен стандарт», Кения, 1902). С возникновением антиколониальных организаций и партий усиливается вклад газет в просвещение африканцев и становление их самосознания. Политические и профсоюзные лидеры рассматривают журналистику как важнейший фактор осво­бодительного движения на Африканском континенте. Так, в Дагомее (ныне Бенин) партия Прогрессивный Союз Дагомеи в 1939-1959 гг. выпускала восемь периоди­ческих изданий, Демократическое объединение Африки — два, другие партии — пять, профсоюзы — девять [48].

В 1970-е годы на первый план среди СМИ выдвигается радио, которое не только информирует, а просвещает и воспитывает африканцев. С той же целью на телеви­дении создаются образовательные программы. В реализации телевещательных про­ектов активно участвуют Франция и Великобритания, важное место в сфере афри­канских массовых коммуникаций занимают американские, западногерманские, итальянские, бельгийские, канадские компании. Однако африканские страны с целью концентрации национальных и региональных усилий в сфере информации стремятся создать Панафриканскую систему телевидения (ПАНАФТЕЛЬ), Объе­динение национальных радиовещательных и телевизионных компаний, Междуна­родный союз африканских журналистов (МСАЖ).

В 1980-е годы печать развивается неравномерно. Нехватка квалифицирован­ных национальных кадров, высокий процент неграмотности среди населения, от­сутствие современных технических средств, рост цен на газетную бумагу, типо­графское оборудование приводят к тому, что в одних странах вместо ежедневных газет издаются информационные бюллетени (Чад, Экваториальная Гвинея), в дру­гих многие газеты недолговечны, в третьих странах пресса более развита, но не пользуется спросом у населения (в Кении газеты читают лишь 11 человек из тыся­чи) [49]. В арабских странах Африки наиболее развитую прессу имеют Алжир (бо­лее 150 периодических изданий, в том числе 4 ежедневные газеты), Тунис (200 га­зет и журналов), Марокко (около ста изданий) и Египет (300 изданий). Ведущее место в египетской журналистике занимают проправительственные газеты «Аль-Ахрам» (Al-Ahram — «Пирамиды», 1875 год основания), «Аль-Ахбар» (Al-Akhbar — «Новости», 1952), и «Аль-Гумхурия» (Al-Gumhuria — «Республика, 1953), а также оппозиционная «Аль-Ахали» (Al-Ahali — «Люди», 1978).

Самое яркое событие 1990-х годов на африканском континенте — крушение апар­теида в ^ Южно-Африканской республике, где проживают приблизительно 4 млн белых и 19 млн черных южноафриканцев. С 1980 г. здесь действовала облеченная кара­тельными функциями Комиссия по расследованию деятельности средств массовой информации, существовала серия ограничительных законов, указов и постановлений в области печати. Всем органам массовой информации вменялась в обязанность руко­водствоваться «Кодексом поведения», исключающим разоблачения преступлений ре­жима. За «чистотой рядов» наблюдал неофициальный орган политической цензуры — Генеральный совет по печати, членов которого назначало правительство. В газетах постоянно проводились чистки, одни издания закрывались, другим создавались невы­носимые условия.

С приходом к власти в 1994 г. нового смешанного в расовом отношении прави­тельства началось превращение ЮАР в открытое демократическое общество. Отны­не Конституцией страны гражданам предоставлено право на свободу высказываний, включая свободу печати и других СМИ [50]. С 1997 г. журналисту уже не грозит тюремное заключение в случае его отказа открыть источник информации, а читате­ли, если у них есть претензии к газетным публикациям, могут обращаться в столич­ный офис, независимого омбудсмана, подать жалобу в Независимую апелляционную комиссию, а если недовольны эфирными передачами, то в Комиссию по жалобам на вещание. Саморегулирующаяся Комиссия учреждена Национальной ассоциацией зещателей, в которую входят все основные службы вещания страны: Южноафри­канская вещательная корпорация САБК, М-нет, БОП, Радио 702 и Тринти бродкас-пгнг нетуок. А для того чтобы предоставлять эфирные волны для общественного и местного вещания, помочь созданию местных программ и переходу собственности к черным предпринимателям, а также обеспечить разнообразие программ и форм соб­ственности, правительство создало специальную организацию «Независимое управ­ление вещания» (Индепендент бродкастинг асорити — Ай-би-эй).

Телевидение и радио влияют на жизнь южноафриканцев гораздо значительнее, чем пресса. В ЮАР газеты распространяются в основном в центральных районах, и даже в крупнейших городах их читают только образованные люди. Менее половины взрослых з стране читают прессу [51]. Самая крупная ежедневная газета страны «Соуэтан» («Жи­тель Соуэто» — бывшего африканского гетто, где 16 июня 1976 г. произошла расправа над демонстрантами-африканцами, выступившими против системы апартеида), ори­ентированная на черных читателей, имеет тираж всего 225 тыс. экз. (с 1986 г. он возрос з 2,2 раза). А тираж другой крупнейшей газеты — «Стар» — за эти годы остался без Вменения — 200 тыс. экз. В стране фактически нет общенациональной газеты.

Почти сразу после отказа от режима апартеида Южная Африка оказалась в веке новых технологий. В1998 г. число пользователей Интернетом превысило миллион [52]. Л ля сравнения: в России в тот же год на 145 тысяч жителей было 600 тысяч пользова­телей). Телевизор или персональный компьютер. Во всем мире сейчас идет дискуссия, что выгоднее: Интернет на экране телевизора или телевизионная программа на дисп­лее компьютера. ЮАР в этой области не отстает от мирового сообщества.

Д. Журналистика Австралии и Океании

Австралия — пятый континент — занимает одно из ведущих мест в мире по количеству периодических изданий на душу населения. В стране насчитывается свыше пятисот национальных городских и провинциальных газет. Одноразовый тираж ежедневных воскресных газет, а также журналов с оставляет свыше 12,5 млн экземпляров — это много для страны с населением в 15,7 млн человек.

Крупнейшими ежедневными общенациональными газетами являются «Ост-рэлиан» (The Australian — «Австралиец», 1964 г. основания), мельбурнский «Эйдж» (The Age — «Век», 1854), авторитетный среди австралийской интеллигенции; «Сид­ней морнинг геральд» (The Sydney Morning Herald — «Сиднейский утренний вест­ник», 1831) и «Геральд (The Herald — «Вестник», 1840).

В Австралии один из самых высоких в мире уровень концентрации прессы. Все крупные газеты принадлежат четырем концернам, ведущим между собой ост­рую конкурентную борьбу: «Геральд энд уикли тайме» (Мельбурн), «Джон Фэйр-факс лимитед» (Сидней), «Консолидейтед пресс холдинге» (Сидней) и «Ньюс Корпорейшн» Руперта Мэрдока (Сидней), который заметно выделяется своей ак­тивностью.

Характерной особенностью австралийской печати является большой объем изданий. Так, в номере газеты «Сидней морнинг геральд» 144, а в номере «Эйджа» 130 страниц. Значительны и тиражи многих газет. «Сан ньюс-пикториал» («Ил­люстрированные новости») издается тиражом почти миллион экземпляров, а «Ост-рэлиан» одновременно печатается в пяти городах.

В Австралии широко распространена так называемая провинциальная и «при­городная» печать: 343 провинциальных газеты, 37 из которых — ежедневные. Боль­шинство маленьких городков с населением 10 тысяч и более человек имеют соб­ственные издания. Местная пресса обычно играет важную роль в жизни данного района или городка страны. Однако есть и исключения. «Ньюкастл морнинг геральд» является крупнейшей провинциальной газетой и издается тиражом в десятки тысяч экземпляров. В стране имеется 50 пригородных газет: как и провинциальная пресса, они концентрируют свое внимание на вопросах, представляющих интерес для мест­ного населения. Помимо этого выпускается также 85 газет на 30 иностранных язы­ках — итальянском, греческом и других языках эмигрантов. Их периодичность — в основном 1-2 раза в месяц.

В молодых республиках Океании — этого обширного региона Тихого океана — печать переживает период своего становления. Ежедневных газет практически нет в большинстве стран, получивших независимость 10-15 лет тому назад.

Исключение составляет пресса ^ Папуа-Новой Гвинеи (3,3 млн человек), Фиджи (680 тысяч человек) и особенно Новой Зеландии. Одна из ежедневных газет Фид­жи — «Фиджи тайме» основана в 1869 г. выходит на английском языке тиражом 27 тыс. В Новой Зеландии издается около 150 газет, Несмотря на малые размеры на­селения (3,4 млн человек), в этой стране издается 28 ежедневных газет, восемь из кото­рых —утренние, а двадцать — вечерние [53]. Крупнейшие из них «Нью-Зиленд геральд» («Новозеландский вестник», 1863); «Ивнингпост» («Вечерняя почта», 1865). Как и в соседней Австралии, новозеландская пресса характеризуется высоким уровнем моно­полизации и отражает взгляды правящих кругов страны.

Радиовещательная компания, начавшая вещание в Новой Зеландии с 1925 г., была сначала частной и лишь в 1932 г. куплена государством [54]. А в 1988 г. вмес­то одной государственной Вещательной корпорации (Эн-зе-би-си) были созданы две компании: «Телевижи Нью Зиленд лимитед» («Телевидение Новой Зеландии») м «Рэйдио Нью Зиленд лимитэд» («Радио Новой Зеландии»), которые хотя и ос­тались государственными, но обладают большей независимостью в действиях. Финансирование их идет преимущественно за счет доходов от рекламы.

Согласно исследованию Всемирной газетной ассоциации (WAN), в 2000 г. зо многих странах сохранялась тенденция роста газетных продаж. Газеты отвое­вывают утраченные было рыночные позиции. Газеты совершенствуют свою фор-■'.у и содержанию, агрессивно осваивают новые способы распространения информа­ции, открываемые Интернетом. Тиражи ежедневных газет выросли в 25 из 46 стран, а :гх число возросло в 1999 г. в 22 странах и сократилось -в 13. Для сравнения, в 1996 г. количество ежедневок выросло только в 14 странах, а сократилось в 16. В России зачали проводить частичный аудит газетных тиражей. В 1999 г. здесь отмечен их рост (4,4 %) — запущено 45 новых изданий. Теперь в стране почти три тысячи наименований ежедневных газет, что делает Россию крупнейшим рынком «ежед-зок» в мире.

В США продолжается сокращение тиражей, хотя в 1999 г. оно было вдвое мень­ше, нежели в предшествующем (0,4 %). Во многих странах продолжается существен­ный рост рекламных доходов. Совокупный рекламный доход газет в Европе, Се-зерной Америке и Азиатско-Тихоокеанском регион вырос в 2000 г. на 20 % по срав­нению с 1987 г. В то же время слабые позиции на национальных рекламных рынках занимают газеты в России и Венгрии (15 %), в Мексике (14 %), на Кипре, в Колум­бии, Перу и Польше (11 %). А газеты в Японии и США за пять лет (1995-1999 гг.) уступили по 2 % своей рыночной доли и по 1 % с 1998 г. [55].





Скачать 5,44 Mb.
оставить комментарий
страница2/14
Дата29.09.2011
Размер5,44 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы: 1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14
плохо
  1
средне
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх