Комплексно- целевая программа \"Каникулы\" Составитель: зам директора по вр наталичева Е. Н icon

Комплексно- целевая программа "Каникулы" Составитель: зам директора по вр наталичева Е. Н



Смотрите также:
634062, г. Томск,ул. Беринга,4 телефон 67-44-11,67-41-00...
Протокол заседания Управляющего совета...
В дальнейшем «исполнитель», в лице зам директора Андреева Владимира Николаевича...
Комплексно-целевая программа духовно-нравственного воспитания учащихся   ...
Приказ № от Зам директора / Стародубов С. Г...
Отчет о пребывании делегации Федерального института педагогических измерений в США с 4 по 14 мая...
Квалификации работников образования пособие для проведения учебного занятия «квн = шутка»...
Программа V международной научно-практической конференции «геотехнологии XXI века» посвященной...
М. Т. Глушкова заведующая районным информационно-методическим центром, А. Н...
Практикум эффективных Продаж Как обойти старые грабли и не упустить новые возможности Целевая...
Методические указания Составитель: Альшевская З. В....
Комплексно-целевая программа «здоровье»...



скачать




ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 883

Адрес: ул.Планерная д.5, корп.2; контактный телефон: 495-84-28, 495-55-45




Комплексно- целевая программа "Каникулы"



Составитель:

зам.директора по ВР

Наталичева Е.Н.


Москва 2012-2016


Содержание программы:


1.Пояснительная записка
2.Учебно-тематический план
3.Содержание программы
4. Методическое обеспечение программы
5. Приложение. 6.Список литературы.


Пояснительная записка


     Организация  отдыха, оздоровления  и занятости детей и подростков – одно из приоритетных направлений государственной социальной политики, проводимой по обеспечению защиты прав  и законных интересов детей и подростков.

   Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Поэтому так необходима непрерывная работа  с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле и, особенно, в период школьных каникул. Реальность такова, что система образования, по–прежнему, остается главным организатором отдыха и оздоровления детей.

Каникулы - самая любимая ребячья пора. Именно в каникулы ребенок получает возможность на собственном опыте
•ощутить свободу и самостоятельность;
•проявить самоорганизацию и самодеятельность.

Каникулы – это еще и площадка для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка, что создает условия для социализации молодого человека с учетом реалий современной жизни.
Школьные каникулы - неисчерпаемый резерв нравственного роста, физического совершенствования, наиболее благоприятная пора для развития ребячьего творчества, приобретения социального опыта. То есть, это проблема многоаспектная. Поэтому выявляются следующие приоритеты: оздоровление, отдых и занятость детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей - сирот, несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете, безнадзорных, а так же одаренных детей, допризывной молодежи.

В ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 883 проблема занятости учащихся в период школьных каникул является наиболее актуальной. Занятия на свежем воздухе, различные подвижные игры способствуют формированию основ здорового образа жизни детей и подростков.


Программа «Каникулы»
является досуговой. Досуг, игры должны побуждать к приобретению новых знаний, развитию, к серьезным размышлениям.

Искать новые подходы к организации свободного времени юных  жителей города   побуждают следующие проблемы:
1.Детская безнадзорность в каникулярное время оборачивается многочисленными проблемами: это травматизм на дорогах и улицах, пожары в результате детской шалости, всплеск правонарушений, совершенных подростками из группы риска.
2.Отход семьи от проблемы воспитания собственных детей в силу разных причин и отсутствия у ребенка культуры проведения свободного времени порождает и в  сезонные школьные каникулы проблемы, характерные также  и для летнего периода.
3.Духовный дефицит, разрушение идеалов и ценностей, пессимизм,   нарастающие в молодежной среде, агрессия рекламной антикультуры, рост детской преступности, наркомании, алкоголизма и других проявлений свободного образа жизни.
^ Программа «Каникулы»:
-
это попытка выйти на новый уровень развития содержания каникулярного досуга школьников;
- это возможность выступить в качестве защитников детства;
- это поиск новых моделей и форм организации детского отдыха;
- это практическая помощь организаторам каникулярных проектов. Коллектив нашей школы имеет достаточный положительный накопленный опыт организации каникулярной кампании,  с учетом и на основе которого разработана представленная программа.
^ Концептуальные основы программы.
Формируя систему идей, принципов и взглядов на педагогическую деятельность в каникулы, мы исходим из признания самоценности каждого ребенка и следующего понимания основных функций свободного времени детей и подростков.
Разрядка и восстановление.
Во время каникул ребенок попадает в новое качественное состояние, способствующее покою, расслабленности, снятию напряжения, позволяющие сбросить гору школьных и иных накопившихся за год проблем. Отдых, дающий возможность восстановления физических и психологических сил, позволяет укрепить детский организм, «подпитать» его новыми силами.
Развлечение и хобби.
Возможность заняться любимым делом, поиграть, повеселиться - необходимая составляющая отдыха во время каникул. От этого во многом зависит душевный комфорт, настроение и готовность к более значимой деятельности.
Саморазвитие и саморегуляция.
Каникулярное время - наиболее благоприятная пора для развития самых разнообразных творческих и физических сил юной личности.

Продолжение обучения в объединениях Блока дополнительного образования детей

Следуя основным принципам организации дополнительного образования детей, создать условия для занятий в каникулярное время.


^ Цели и задачи программы:
>
1. Создание  условий для   раскрытия  духовных, творческих,  физических потенциалов и самореализации  личности ребенка в период школьных каникул.

2. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья детей.

3. Организация активного отдыха детей, приобретение ими конкретных умений и навыков, необходимых для участия в общественной деятельности, создание благоприятной атмосферы общения, формирование навыков толерантности.

4. Обеспечение включенности подростков в реальные социальные отношения.

5. Профилактика   детской безнадзорности в каникулярное время, организация общественно – полезной занятости несовершеннолетних.

6. Формирование у детей осознания нравственного и правового долга, чувства ответственности за свое поведение.

7. Содействие формированию основ здорового образа жизни детей и подростков.

8. Формирование базовых предпосылок  творческого развития детей, стимулирование процесса саморазвития личности ребенка.

9. Информационно – методическое обеспечение  каникулярного отдыха, укрепление материально – технической базы.

10. Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации каникулярного отдыха детей, занятости детей и подростков.


11. Организация разнообразной досуговой деятельности с учётом сохранения лучших школьных традиций.


^ Основные принципы деятельности:

Программа основывается на следующих  принципах: 

  • Принцип участия: привлечение детей к непосредственному и сознательному участию в целенаправленной деятельности  по оздоровлению своего организма, рациональному использованию свободного времени, вовлечение родителей в целенаправленную деятельность по формированию у детей здоровых привычек, вовлечение детей в различные объединения, в  проведение активного отдыха, в создание благоприятной атмосферы общения;

  • Принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности детей и подростков, находящихся в семьях, требующих социальной поддержки;

  • Принцип гарантий: реализация конституционных прав детей и подростков на медицинское обслуживание, выполнение государственных гарантий, направленных на здравоохранение и здравоукрепление подрастающего поколения.

  • Принцип выбора: создание максимального числа разнообразных кружков и клубов, где нормы и правила жизни ребята вырабатывают сами, свобода выбора дел коллективом как условие самостоятельности, творческого развития и самореализации ребенка.



  • Принцип природосообразности: содержательность деятельности, ее многообразие: индивидуальные и коллективные формы; дифференцированный подход с учетом возрастных, индивидуальных  особенностей.

  • Игра - универсальный способ воспитания, способ самоутверждения, самореализации ребенка (см. Приложение)


Ожидаемые результаты

  • Укрепление здоровья детей;

  • Повышение их энергетического, физического и творческого потенциала;

  • Расширение социального и коммуникативного опыта школьников;

  • Сокращение количества правонарушений и преступлений;

  • Снижение уровня безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков в каникулярный период.


  • Участники программы «Каникулы»
    •попробуют свои силы в различных объединениях БДО ГБОУ СОШ «Школа здоровья» № 883;
    •приобретут полезные умения и навыки;
    •раскроют свой творческий потенциал;
    • сформируют позитивную «Я-концепцию»;
    • будут вовлечены в  увлекательный мир досуговых мероприятий;
    •сформируют детский коллектив единомышленников.



Учебно-тематический план  программы «Каникулы»

1 триместр
1.«Веселая карусель». Игровая программа 1-4 классы (см. Приложение)
2.«Я все могу». Игровая программа 5-7 классы (см. Приложение) 3. «Спортивная осень» Соревнования по волейболу 8-9 классы
4.«Посвящение в первоклассники». Торжественная программа 1,11 классы, родители
5.«Радужные странствия». Презентация объединений БДО. Педагоги ДО, 1-11 классы, родители.

2 триместр
1.«Милая моя». Концертно-развлекательная программа (День Матери). 1-11 классы, мамы учащихся
2. «Игра, игра! Да здравствует игра!» Игровая программа 1-4 классы 3. Сильнее! Выше! Быстрее!» Игровая программа 5-7 классы

3 триместр

1.«Открытие снежного городка». Игровая программа 5-6 классы
2.«Новогодние приключения». Посещение театров, концертных площадок города. 1-9 классы
3.«Проказы Конфетопотама». Игровая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья 1-10 классы. 4. «Рождественский подарок». Познавательно-развлекательная программа 1-3 классы

4 триместр
1.«Путешествие на шхуне Удача». Игровая программа для детей с ограниченными возможностями здоровья 1-10 классы
2. «Принцесса обитаемого острова» Игровая программа 1-8 классы
3. «Дочки-матери». Игровая программа 1-8 классы
4.«Планета Джентльменов». Конкурсная программа 1-8 классы

5 триместр
1.«Первоапрельское шоу» Развлекательная программа 1-5 классы
2. «Страна Фантазия». Отчетное мероприятие БДО. Педагоги ДО, 1-11 классы, родители. 3.«Радуга талантов». Театрализованное представление фестиваля детского творчества 1-11 классы
4.«Веселые потешки». Игровая программа 1-3 классы 5. «Как хорошо на свете жить». Игровая программа 5-8 классы

летние каникулы
1.«Ух и Ах у нас в гостях» Игровая программа (День защиты детей) 5-7 классы
2.«Детский городок» Игровая программа – открытие летней дворовой площадки 1-8 классы
3.«Фабрика звезд» Межлагерное мероприятие – конкурс музыкальных пародий 1-7 классы
4.«Летняя симфония» Игровая программа (День защиты детей) – закрытие лагерной смены 1-7 классы
5.«Олимпийский путь доверия» Межлагерное мероприятие – спортивное состязание 1-7 классы
6.«Герои нашего времени» Межлагерное мероприятие – спортивное состязание 1-7 классы
7.«Калейдоскоп» Межлагерное мероприятие – игровая программа 1-7 классы
8.«В поисках загадочного приза» Межлагерное мероприятие – игровая  программа 1-7 классы


ПРИЛОЖЕНИЕ
  1. ПОДВИЖНЫЕ И МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
   Подвижные игры. К их числу относятся такие, в которых ярко выражена роль движения (бег, прыжки, метание, броски, передача и ловля мячаи др.) Эти двигательные действия мотивированы сюжетом данных игр (темой, идеей).
Классификация подвижных игр:
•Элементарные подвижные игры. Они представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстро догнать «противника» или убежать от него, быстрее бросить в цель и др.) Как правило, в этих играх нет точно установленного числа играющих, точного размера игровой площадки. 
•Ролевые (сюжетные) подвижные игры – это игры, где игроки берут (играют) какую-либо роль, разыгрывают определенный сюжет, как бы перевоплощаясь в образ.  
•Музыкальные и танцевальные игры. Игры с движением под музыку способствуют лучшему усвоению характера и формы музыки, в них проявляются первые танцевальные способности.
   Каждая подвижная игра имеет определенное содержание и форму (построение).

Содержание: сюжет - образный или условный замысел; план игры - правила и двигательные действия, входящие в игру для достижения цели.

Форма - организация действий участников, предоставляющая возможность широкого выбора способов достижения поставленной цели. В одних играх участники действуют индивидуально или группами, добиваясь своего личного интереса, в других - коллективно, отстаивая интересы команды. При этом участники игры могут встать в круг, в шеренгу, в два круга и т. п.
   Методика проведения подвижных игр:
•Набор команд или выделенных участников.
•Объяснение игры.
•Выбор ведущего, водящего.
•Сама игра.
•Подведение итогов.
^ МАЛОПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ.

В этих играх роль движения невелика. Их можно проводить в сравнительно небольших помещениях
Практика:
1.Преподаватель проигрывает с коллективом подвижные игры (не менее десяти игр),
2.Приводятся примеры жеребьевки, разучиваются считалки для выбора водящего.
3.Каждый ребенок организует и проводит  одну-две игры со своим коллективом. 
4.Коллектив делится на две команды. Им дается задание: составить и провести с другой  
командой эстафету из пройденных игр (не менее пяти игр).
5.Коллектив разрабатывает игры (из пройденных) для проведения .


^ 2. НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Народные игры- это игры фольклорного происхождения. В силу того, что фольклор - это  устное коллективное творчество, все его конкретные проявления выражаются в игровой форме. Известно, что народная песня не поется, а  играется, сказка не просто рассказывается,  а тоже играется. К игровым формам фольклора  относятся: хороводы, народная драма, детские  потешки, дразнилки скороговорки, считалки, загадки.
Классификация народных  игр
•Обрядовые бывают двух видов: календарные   и семейно-бытовые.
•Ритуальные игры
•Развлекательные игры
•Спортивные народные игры
•Интеллектуальные народные игры


^ 3. ЭСТРАДНЫЕ ИГРЫ
Специфика этих игр: соответствие условиям, в которых находятся играющие.
Разновидности эстрадных игр:
•Игры, где одновременно участвуют все присутствующие в зале; (игры на внимание, т.п.)
•Игры, в которых участвуют все, но не одновременно: викторины, аукционы
•Игры в которых участники делятся на команды.
К этой группе можно отнести различные игровые конкурсы:
- творческие конкурсы;
- музыкальные конкурсы.


^ 4.ИГРОВЫЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ КОНКУРСЫ
•КВН;
•Марафон;
•Турниры;
•«А ну-ка…» и т.п.


Методика подготовки театрализованных конкурсов:
-определение темы и идеи конкурса;
-подбор конкурсных заданий;
-композиционное решение конкурса;
-зрелищные элементы;
-работа с участниками конкурса;
-музыкальное и художественное оформление;
-разработка системы оценок конкурса.


^ Игры низкой интенсивности

«Два сигнала» Играющие делятся на две команды и встают в шеренги лицом друг к другу на расстоянии 3—4 м. Одна команда выполняет заранее указанные движения при названии овощей, другая — при названии фруктов. При каждой ошибке играющего соответствующая команда получает штрафное очко.

«Совушка» Выбирается водящий — «совушка», который находится в углу площадки, в «гнезде»; остальные — «мышки». По сигналу «День» «мышки» выбегают на площадку и свободно передвигаются, а по сигналу «Ночь» замирают на месте. В это время «совушка» «выходит на охоту» и забирает к себе тех «мышек», которые пошевельнутся. «Совушка» охотится до сигнала «День», после чего снова улетает в гнездо, а «мышки» бегают, резвятся до следующего сигнала «Ночь». Когда в гнезде окажется 3—5 пойманных «мышек», выбирается другой водящий. В конце игры отмечаются ни разу не пойманные «мышки» и наиболее наблюдательная «совушка».

«Группа, смирно!» Руководитель предлагает играющим выполнять за ним определенные движения. Если он, перед тем как назвать движение, скажет слово «группа», играющие должны выполнить это движение, например: «Группа, руки вперед ставь!». Если слово «группа» не произносится, выполнять движение не надо. Тот, кто ошибается, делает шаг вперёд. После игры отмечаются самые внимательные.

^ Игры средней интенсивности

«Прыжки через движущуюся скакалку» Ребята размещаются по площадке в произвольном порядке. Двое водящих берут длинную скакалку (можно связать две короткие) за концы, так, чтобы провисающая часть скакалки была примерно на высоте коленей, и ходят с ней вдоль площадки. Остальные играющие свободно бегают по площадке и перепрыгивают через скакалку. Задевший сменяет одного из водящих.

«Туннель» Играющие делятся на две команды. Каждая команда строится в колонны по два, взявшись за руки, одна колонна параллельно другой. По сигналу дети, стоящие последними в своих колоннах, по «туннелю» — под поднятыми руками играющих — бегут вперед, встают впереди колонны и поднимают руки вверх.

Как только это увидят оставшиеся последними в каждой команде играющие, они выполняют то же, что и предыдущая пара. Выигрывает та команда, играющие которой первыми закончат перебежки.

^ IV—VI классы

Игры низкой интенсивности.

«Снайперы» Играющие делятся на две команды. По сигналу они бросают малые мячи (снежки) в баскетбольный мяч (снежный ком). За каждое попадание команде начисляется очко.

«Мяч — среднему» Каждая команда образует свой круг, в центре которого находится капитан с мячом в руках. По сигналу он передает мяч игроку своей команды, получает от него обратную передачу, передает мяч следующему игроку и т.д. Получив мяч от последнего игрока, капитан поднимает руки с мячом вверх, возвещая о выполнении задания. Команда, быстрее выполнившая задание, выигрывает.

^ Игры средней интенсивности.

«Бой петухов» Двое играющих, прыгая на одной ноге, стараются толчком плеча заставить соперника встать на обе ноги или выйти из круга.

«Удочка» Играющие располагаются по кругу, в центре которого стоит водящий и вращает верёвку с мешочком на конце. Играющие должны перепрыгивать через мешочек. Задевший его становится водящим.

^ VII-VIII классы

Игры низкой интенсивности.

«Сильный бросок» Две команды располагаются на разных сторонах площадки, в центре которой на линии лежит мяч. По команде играющие бросают мячи (снежки) в мяч, стараясь перекатить его на сторону соперника. Команда, которой это удаётся, выигрывает.

«Придумай сам» Играют две команды. Первый игрок одной команды выполняет 2—3 упражнения и встает на место. Следом за ним упражнения выполняет игрок другой команды и т.д. Игрок, повторивший упражнение, которое уже выполнялось, приносит команде штрафное очко. Побеждает команда, имеющая меньшее число штрафных очков.

^ Игры средней интенсивности.

«Затяни в круг» Чертится круг с таким расчётом, чтобы игроки, держась за руки, находились от него на расстоянии 30— 40 см. Каждый играющий старается затянуть своего соседа в круг и не попасть туда сам.

Примечание. При проведении игры зимой линию круга можно обозначить несколькими снежными комками. Играющие будут, при этом, стараться заставить соседа наступить на снежный ком.

«Бег командами» Играющие делятся на две команды и выстраиваются в колонны по одному. Каждый игрок держится за пояс стоящего впереди. Перед командами проводится стартовая линия. Против каждой команды на расстоянии 15—20 м ставится стойка. По знаку руководителя игроки в колонне, держась за пояс впереди стоящих, бегут вперед до стойки, обегают её и возвращаются назад за стартовую линию. Выигрывает команда, игроки которой первыми вернулись в исходное положение.
^
Спортивный час

В содержание "спортивного часа" входят, в основном, подвижные игры, доступные элементы из видов физических упражнений, знакомые обучающимся по урокам физической культуры. Такими видами, кроме известных детям подвижных игр, могут быть беговые упражнения типа "кто быстрее", "метательные" (кто лучше попадёт в цель), "прыжковые" (кто дальше или выше прыгнет), элементарные эстафеты, - в основном, встречные с предметами, игры с мячом (футбол и другие), а зимой - лыжи, коньки, санки, хоккей, игры в снежки в разных вариантах.

По поводу содержания и методики использования различных видов двигательной активности воспитатели консультируются с учителями физической культуры. Главное в том, чтобы проведение "спортивного часа" стало обязательным условием продлённого дня и тем самым способствовало увеличению двигательного режима обучающихся.

Все педагоги должны знать о том, что "спортивный час" - это вид активного отдыха, который эффективно способствует снятию утомления, вызванного малоподвижной учебной деятельностью, повышению умственной работоспособности и двигательной активности обучающихся, совершенствованию двигательных навыков, изученных на уроках, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.

В обязанности медицинского персонала учреждения при организации и проведении спортивного часа входит контроль за решением оздоровительных задач физического воспитания, соблюдением гигиенических условий при занятиях физической культурой.

Ежедневные занятия физическими упражнениями в рамках спортивного часа в дежурных группах продлённого дня при правильной их организации позволяют решать многие задачи школьного физического воспитания. Занятия помогают детям разрядиться от умственного напряжения, преодолеть утомление, повысить свою работоспособность, уровень двигательной подготовленности, укрепить здоровье. На спортивном часе с успехом решаются задачи воспитания у ребят потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями, мальчики и девочки обогащаются знанием подвижных игр и эстафет, приобретают умение организованно играть в коллективе сверстников.

Спортивный час, проводимый воспитателем в группе младших школьников, включает в себя следующие виды движений:

  • ходьба обычная и с различными движениями рук, ног, туловища, медленная и быстрая ходьба по периметру площадки и с изменением направления, ходьба на носках и пятках;

  • бег медленный и быстрый, с выполнением заданий по внезапным сигналам, бег в чередовании с ходьбой, бег с преодолением несложных препятствий (перепрыгивание обозначенной линиями «канавы», пробегание по бревну, перелезание через конструкцию и др.) и т.д.;

  • прыжки на обеих ногах, на одной, на месте и с продвижением вперёд, прыжки через скакалку, обруч и т.д.;

  • броски, ловля мячей больших, малых, перебрасывание мячей в парах, метание на дальность, в различные цели и т.д.;

  • лазанье, перелезание, подлезание, пролезание через обручи, лестницы и другие конструкции на спортивной площадке;

  • висы, упоры на детских перекладинах и других конструкциях;

  • упражнения в равновесии: ходьба по узкой линии, бревну, без предметов и с предметами, с преодолением препятствий (перешагивание мяча, натянутой верёвочки и т.д.);

  • упражнения с предметами: с мячами, с обручами (катание обручей, прыжки через обручи, вертикальное кручение обручей, вращение вокруг туловища и т.д.), с кеглями, со скакалками короткими и длинными (разнообразные прыжки, на месте и в движении, по одному, по два и т.д.);

  • упражнения для рук, ног, туловища, головы, выполняемые на месте, во время ходьбы, в отдельных играх;

  • подвижные игры с построениями и перестроениями, с общеразвивающими упражнениями, с бегом, прыжками, метанием, преодолением препятствий, с сопротивлением;

  • эстафеты с ходьбой, бегом, прыжками, метанием и т.д.;

  • спортивные развлечения с волейбольным, баскетбольным, футбольным мячами и др.

Содержание спортивного часа, включающее естественные виды движений, подвижные игры и эстафеты, спортивные раз­влечения, согласуется с учебным материалом программы по физической культуре для I—IV классов, дополняет его. В данном спортивном часе можно выделить три части:

I часть— подготовительная (10—15 мин.). Начинается сразу после прихода детей на игровую площадку. Ее содержание: построение, организационные указания воспитателя, ходьба и медленный бег по площадке в колонне по одному, общеразвивающие упражнения либо во время ходьбы, либо в кругу, либо в игре.

Ходьбу и бег в начале спортивного часа используют как эффективное средство, активизирующее и тренирующее деятельность сердечно сосудистой и дыхательной систем, способствующее более быстрому насыщению крови кислородом, снимающее застойные явления за счет улучшения крови лимфообращения. Кроме того, ходьба, бег, общеразвивающие упражнения являются средством подготовки организма к последующим двигательным действиям детей.

II часть — основная (30—40 мин.). Она состоит из общих для всей группы подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и подвижных игр, которыми дети занимаются самостоятельно.

Проводимые со всей группой подвижные игры и эстафеты несут в себе большой эмоциональный заряд, способствуют быстрому переключению детей на другой вид деятельности, а, следовательно, и более полному отдыху. Активные движения этой части содействуют развитию быстроты, ловкости, силы и выносливости, скоростно-силовых качеств, обогащают двигательный опыт детей, увеличивают их знания о подвижных играх.

Самостоятельные игры детей и спортивные развлечения в парах, небольших группах полнее удовлетворяют индивидуальные склонности детей к различным двигательным действиям.

III часть — заключительная (5—7 мин.) направлена на организованное окончание активного отдыха школьников. В нее входят общее построение школьников, спокойная ходьба по площадке или несколько упражнений на внимание. Задача — привести организм детей в относительно спокойное состояние, при котором возможна эффективная последующая учебная деятельность (самоподготовка).

Методическую помощь воспитателю в проведении спортивного часа оказывают учителя физической культуры. Они содействуют в подборе практического материала — подвижных игр, эстафет, спортивных развлечений и т.д., консультируют воспитателя по методике проведения спортивного часа.

Спортивный час при хороших погодных условиях проводится на открытом воздухе, в дождливые, очень холодные дни, в помещении: в коридоре, классной комнате, актовом зале, спортивном зале.

Прежде, чем перейти к описанию одного из вариантов спор­тивного часа, остановимся на методике организации, проведе­ния подвижных игр и эстафет, которые включаются почти в каждый спортивный час.

Перед игрой, эстафетой учащиеся располагаются так, чтобы хорошо слышать, видеть воспитателя и чтобы педагог мог следить, как они реагируют на его рассказ. Затем воспитатель объясняет содержание игры: называет её, говорит, как должны размещаться играющие, каковы правила игры, порядок определения её результатов. При необходимости воспитатель показывает отдельные моменты или эпизоды игры с помощью школьников. Удостоверившись, что все учащиеся хорошо поняли содержание игры и её правила, воспитатель делит играющих на команды, выбирает водящих, выделяет судей (в зависимости от условий игры). Дежурные устанавливают предметные ориентиры, чертят линии и т.д., необходимые для проведения игры, раздают требуемый спортивный инвентарь (например, мячи, обручи, скакалки и т.д.). Когда всё готово, подаётся команда начать игру. Во время игры воспитатель внимательно следит за её ходом, за поведением учащихся, за выполнением ими правил игры, делает, если надо, замечания, вносит коррективы в игру, активизирует малоподвижных ребят. В заключение подводит итоги игры.

Вариант проведения спортивного часа на открытом воздухе.

I часть. Построение в шеренгу по одному. Организационные сообщения, ходьба в колонне по одному (обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, в приседе, с движениями рук, ног, туловища). Бег медленный в чередовании с ходьбой.

II ч а с т ь. 1. Народная игра «Вызов».

Играющие с помощью считалки делятся на две равные команды. Каждая команда выбирает капитана. На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15-20 м одна от другой проводят линии городов, между которыми чертят среднюю линию. Обе команды выстраиваются шеренгами на противоположных сторонах за линией своего города. По сигналу, капитан команды, которой по жребию выпало начинать игру, посылает одного из своих игроков в противоположный город. Этот игрок должен добежать до команды противника, дотронуться рукой до одного из игроков и успеть вернуться в свой город. Правила игры. Тот, до кого дотронулся бегун, должен постараться догнать его до средней линии. Если он успеет это сделать, то игрок, дотронувшийся до него, выбывает из игры. При подведении итогов проигравшей считается команда, в которой осталось меньшее количество игроков.

  1. Сбивание баскетбольным мячом кегель, установленных в линию на земле.

  2. Народная игра «Держи за хвост».

Выбирается водящий — волк. Остальные игроки — овцы. Все играющие образуют круг, в центре которого сидит волк, притворившийся спящим. Овцы, двигаясь по кругу, поют песенку, постепенно сужая круг, стараются дотронуться до волка. Волк неожиданно вскакивает и начинает ловить овец. Пойманная овца становится волком, и игра продолжается. Правила игры. Волк начинает ловить овец в любой момент, но не раньше первого прикосновения к нему. Вариант игры. Игра проводится так, что пойманные овцы помогают волку ловить игроков. Игроки могут идти по кругу, выполняя различные движения (переступая на носках, на пятках, высоко поднимая колени, танцевальным шагом и т.д.).

III часть. Подведение итогов игр. Построение учащихся на исходной линии в шеренгу. Успокаивающие дыхательные упражнения. Дежурные собирают инвентарь, группа в колонне по одному возвращается в школу.

^ Развивающие игры

Продолжительность игры 5-7 минут.

«Бабочки и стрекозы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие в двух шеренгах располагаются в середине площадки на расстоянии одного шага спиной друг к другу. Команды получают названия «Бабочки» и «Стрекозы». Ведущий, стоя сбоку, называет одну из команд. Ее игроки должны как можно быстрее убежать за линию, обозначенную в 10 шагах перед ними. Играющие другой команды, повернувшись кругом, устремляются вдогонку. Сколько игроков они сумеют осалить до черты дома, столько получают очков. Из игры никто не выбывает, все участники вновь выстраиваются по шеренгам. Побеждает команда, сумевшая за одинаковое количество перебежек набрать большее количество очков.

Примечание. Вызывать команды можно в произвольном порядке. В исходном положении дети могут сидеть или стоять на коленях

«Барабан» (развивает мышцы и связки голеностопного суставов, развивает чувство ритма и двигательную память).

Учащиеся сидят на скамейке, стопы параллельно, пятки прижаты к полу. Учитель, сидящий напротив, отбивает определенный ритм носком одной ноги, другой ноги, двумя носками одновременно. Дети повторяют движения.


«Бегающая табуретка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Водящий держит на голове перевернутую вверх ножками табуретку или легкий стул. При этом голова и лицо должны быть надежно защищены (например, картонной карнавальной маской и шапкой). Водящий передвигается в произвольном порядке по залу, а играющие, разбившиеся на две команды, стараются набросить на ножки табуретки кольца различного цвета. Побеждает команда, набросившая больше колец.

«Бег с флажками» (развивает быстроту реакции и сочетание зрительной и моторной памяти).

Две колонны с одинаковым количеством играющих стоят на расстоянии вытянутой руки, образуя «коридор». Каждый имеет флажок, одинаковый по цвету с соседом из второй колонны. Ведущий, стоя в нескольких метрах перед колоннами, имеет флажки всех цветов. Подняв флажок определенного цвета, он дает сигнал для тех детей, у которых есть такие же по цвету флажки. Задача играющих - добежать до ведущего, отдать ему свой флажок, обежать свою колонну с внешней стороны, по «коридору» вернуться к ведущему и, взяв у него свой флажок, вернуться на свое место.

«Белые медведи» (развивает быстроту реакции образное восприятие ситуации).

Двое детей, взявшись за руки, изображают белых медведей. По команде «Белые медведи вышли на охоту», они должны окружить и поймать других участников игры. Пойманный выходит из игры.

«Близкие знакомые» (развивает способность к анализу разли­чий зрительных образов, зрительную память).

Учащиеся выстраиваются в одну шеренгу по росту. Двое, на­блюдательность которых будет проверяться, выходят из строя и стоят спиной к остальным детям. Ведущий задает им различные вопросы:

Кто из присутствующих самый высокий? Самый маленький?

Назвать всех присутствующих по порядку (по росту); в обратном порядке.

Поскольку необходимо вызвать по очереди всех присутствующих, следует разнообразить вопросы:

Какого цвета глаза у самого высокого ученика; какого цвета волосы?

У кого и с кем одинаковая одежда?

У кого верхняя часть одежды красного (белого, синего) цвета?

Могут задаваться и другие вопросы.

«Борьба за мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, развивает чувство коллективизма, волевые качества активности и инициативности).

Учащиеся делятся на две команды. Игра начинается подбрасыванием мяча или ударом его об пол. Поймавший мяч первым передает его своим партнерам. Соперники стараются перехватить мяч и передавать его участникам своей команды. Если команде удалось передать мяч непрерывно 3-5 раз, ей начисляется очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.

«Будь внимателен» (развивает способность к концентрации и переключению внимания).

Дети стоят в шеренгу и, желательно под музыку, маршируют. Учитель произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети должны выполнять их:

Зайчики! Дети прыгают, имитируя движение зайцев

Лошадки! Дети ударяют ногой об пол, будто лошадь

бьет копытом

Раки! Дети пятятся назад, как раки

Птицы! Бегают раскинув руки или (стоя на месте)

машут руками

Аист! Прыжки на месте на одной ноге

Лягушка! Присесть и скакать вприсядку

«Буквы алфавита» (развивает способность к концентрации и переключению внимания). Для детей, знающих буквы.

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву; ребенок, которому она присвоена, делает хлопок.

«Веретено» (развивает координационные способности).

Играющие делятся на две группы, построенные в колонну. По команде дети, стоящие первыми, оборачиваются вокруг себя как веретено. Затем вторые берут первых за талию и они оборачиваются вдвоем, затем втроем и т.д. Побеждает группа, участники которой обернуться быстрее.

«Вернись на место» (развивает координационные способности и двигательную память).

Участники игры сидят на скамье или матах. На полу рисуется круг. Водящий становится в круг, закрывает глаза (можно их завязать), делает 4 шага вперед, поворачивается на 90 градусов и делает 4 шага обратно. Затем все повторяется. Выполнив упражнение, водящий должен оказаться в кругу. Проигрывает тот, кто, сделав последний шаг, оказался вне круга.

«Верхом на мяче» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма).

Каждая команда состоит из трех человек. По сигналу один из участников, поддерживаемый под локти двумя другими, встает на футбольный или баскетбольный мяч и, переступая, катит его к финишу. Для усложнения в процессе преодоления дистанции участники могут по очереди сменять стоящего на мяче. Команда, первая добравшаяся до финиша, побеждает.

«Волшебное слово» (развивает произвольный контроль, интенсивность и устойчивость внимания).

Дети и ведущий становятся в круг. Ведущий объясняет, что он будет показывать разные движения, а дети должны их повторять, но только в том случае, если ведущий добавит слово «пожалуйста». Если это слово не произноситься, дети остаются неподвижными.

«Вот так позы» (развивает произвольный самоконтроль, интенсивность и устойчивость внимания, моторную и зрительную память).

Участники игры принимают различные позы. Водящий, посмотрев на них, должен запомнить и воспроизвести их, когда все

дети вернуться в исходное положение. Следует проводить, постепенно усложняя, т.е. водящий повторяет позы постепенно увеличивающегося количества детей.

«Вращай одновременно» (развивает координационные способности).

В положении «сидя» попробовать вращать руку справа налево и одновременно ногу в противоположную сторону. Добившись успеха, постарайтесь сделать то же обеими руками и ногами.

Варианты: левой рукой гладить себя по голове слева направо, а правой рукой - по животу справа налево. Левой рукой забивать гвоздь молотком, а правой - гладить что-то утюгом.

«В уши попала вода» (развивает способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц шеи).

В положении «лежа на спине» ритмично покачивать головой, вытряхивая воду из одного уха (на вдохе) и из другого (на выдохе)

«Вызови по имени» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную память).

Учащиеся бегают, прыгают в произвольном порядке, предварительно разбившиеся на две команды. Внезапно ведущий (учитель) подбрасывает мяч и называет имя участника первой команды, который должен поймать мяч. Затем аналогично вызывается участник второй команды. Побеждает команда, поймавшая мяч большее количество раз.

«Вышибалы» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности и инициативности).

«Гонка мяча» (развивает интенсивность и устойчивость внимания, чувство времени, двигательную и оперативную память. Волевые качества активности и инициативности).

Две команды встают в две шеренги друг против друга на расстоянии 3-5 метров. В каждой команде играющие рассчитываются на первый и второй номера. Первые номера в обеих шеренгах составляют одну команду, вторые - другую. По сигналу прогоняют (перебрасывают) мяч сначала первые номера, потом вторые. Каждая команда прогоняет мяч до 5 раз. Передавать мяч следует только игроку своей команды и в порядке очереди. Принимая мяч, играющий может выходить из шеренги. Играющий, уронивший мяч, передает его команде противника. Ведущий считает штрафные очки за каждый упавший мяч. Побеждает команда, набравшая меньшее количество штрафных очков.

«Движение по памяти» (развивает зрительную и двигательную память).

Водящий изучает или проходит для запоминания по начерченной зигзагообразной линии. Затем ему нужно пройти по ней с закрытыми (завязанными) глазами. Выигрывает тот, кто лучше справится с заданием.

«Делай одновременно» (развивает точность мышечно-двигательных дифференцировок и чувство ритма).

Учащимся предлагается отбивать носком одной ноги два удара, а носком другой - три.

«Журавли и лягушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Часть детей (меньшая по количеству) изображают журавлей, стоя на одной ноге. Остальные изображают лягушек, прыгая на четвереньках. По команде «журавли», прыгая на одной ноге, ловят «лягушек», прыгающих в «болото» (очерченный заранее круг). В «болоте» «лягушки» в безопасности. Затем участники меняются ролями.

«Замри» (развивает зрительную и двигательную память, воображение).

Дети произвольно расходятся по спортивному залу. По команде «Замри» (или иному звуковому сигналу) каждый из них принимает позу, отражающее конкретное действие (землекоп, прыгун, штангист). Ведущий смотрит и определяет, кто шевелится или принял несодержательную позу. Такой ребенок считается проигравшим и отводится в сторону (садится на скамейку). Игра повторяется несколько раз. Выигрывают те, кто не нарушил правила.

«Запомни движения» (развивает зрительную и моторную память).

Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Когда они запомнят очередность упражнений, повторяют самостоятельно их в обратном порядке.

Примеры движений:

  1. Присесть, встать, поднять руки, опустить руки.

  2. Отставить правую ногу вправо, приставить; отставить левую ногу влево, приставить

  3. Присесть, встать, повернуть голову вправо, повернуть голову влево, повернуть голову прямо.

«Запомни свое место» (развивает зрительную и моторную память).

Участники игры стоят в кругу или в различных углах зала, каждый должен запомнить свое место. Когда зазвучит музыка или подается сигнал, они разбегаются, но с окончанием музыки или по новому сигналу каждый должен вернуться на свое место.

«Запомни свою позу» (развивает зрительную, моторную память и воображение).

Дети стоят в кругу или в разных углах зала, каждый ребенок должен встать в какую-нибудь позу и запомнить ее. Когда зазвучит музыка, дети разбегаются, по окончании звучания они должны вернуться на свои места и принять ту же позу.

«Запретная цифра» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними).

Играющие стоят по кругу. Выбирается «запретная» цифра, например - 3, вместо произнесения которой участник хлопает в ладоши. Игра начинается, когда первый ребенок говорит «Один», следующий продолжает счет и так до трех. Вместо цифры «3», следующий участник хлопает в ладоши. Счет продолжается. Сказавший число с цифрой «3» выбывает из игры.

«Запрещенное движение» (развивает моторную и зрительную память и соотношения между ними).

Учащиеся стоят и выполняют гимнастические упражнения, показываемые им учителем. Выполняются все упражнения, кроме одного («запрещенного»), заранее оговоренного. Игра может усложняться, если вместо «запрещенного» упражнения учащиеся будут выполнять другое, также заранее оговоренное. Например, вместо «запрещенного» движения - поднять руки вверх, учащиеся должны присесть.

«Защитник» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Обозначается круг диаметром 2-3 метра. Играют 8-10 человек. Двое из них по жребию располагаются в центре круга: один садится на корточки, а второй (защитник) кладет ему одну руку на голову и, не отнимая ее, обходит сидящего то справа, то слева. Задача остальных игроков - коснуться сидящего. Задача защитника -осалить нападающих, не отнимая руки от головы сидящего. Если защитник выполнит свою задачу, осаленный занимает место сидящего, сидящий становится защитников, а защитник присоединяется к остальным игрокам.

Осаливание не засчитывается, если защитник отнял руку от головы сидящего.

«Зеваки» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Дети идут по кругу друг за другом. По сигналу ведущего («Стоп!») останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются на 180 градусов и начинают движение в обратную сторону. Сделавший ошибку выходит из игры.

«Змея» (развивает произвольное внимание и быстроту простой двигательной реакции).

Играющие выстраиваются в колонну и берутся руками за пояс впереди стоящего. Первый в колонне - «голова змеи», последний – «хвост». По сигналу ведущего «голова» старается поймать «хвост». Если «голова» поймает его, то сама становится «хвостом» и игра продолжается. Проигравшими считаются дети, разорвавшие «змею», они выходят из игры.

«Иголка и нитка» (развивает произвольное внимание).

Водящий играет роль «иголки», бегая по произвольно выбираемому маршруту. «Нитка» (остальные учащиеся друг за другом) следуют за ним.

«Иголка, нитка, узелок» (развивает произвольное внимание и скоростно-силовые качества).

Считалкой выбирают иголку, нитку, узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), команда считается проигравшей. Выигрывает команда, которая двигалась наиболее быстро и ловко.

При передвижении все трое держатся за руки.

«Игра с муравьем» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц ног)

На пальцы ног залез муравей и бегает по ним. На вдохе с силой потянуть носки на себя, ноги напряженные, прямые. Задержав дыхание, оставить ноги в этом положении, прислушавшись, на каком пальце сидит муравей. На выдохе быстрым снятием напряжения в стопах сбросить муравья. Носки идут вниз и в стороны, ноги расслаблены, отдыхают. Повторить 2-3 раза.

«Игра с песком» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц рук).

Исходное положение «лежа». На вдохе набрать в руки воображаемый песок. Задержав дыхание, сильно сжать пальцы в кулак, удерживая песок в руках. На выдохе постепенно раскрывать пальцы, посыпая песком колени. Стряхивать песок с рук, расслабляя кисти и пальцы. Уронить расслаблено руки вдоль тела: отдыхаем. Игру следует повторить 2-3 раза.

«Канон» (развивает произвольное внимание, чувство ритма, двигательную память).

Под музыку с четко выделенным ритмом дети двигаются друг за другом. На первый такт правую руку поднимает первый ребенок, на второй такт - второй ребенок и т.д. Когда правую руку поднимут все участники игры, на очередной такт дети последовательно поднимают левую руку. Затем в такой же последовательности дети опускают руки.

«Кот и мышь» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие (до 5 пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя проход - нору. В одном ряду стоят коты, в другом - мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образуемом сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара и т.д. Коту нельзя забегать в нору, играющие не должны убегать далеко от норы.

«Крепость» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

В центре обозначается круг, который является крепостью. Игроки делятся на две команды, защитники и нападающие. Нападающие должны прорваться сквозь кольцо защитников и наступить на круг (крепость) и не быть при этом пойманными. Пойманный нападающий выбывает из игры. Нападающим засчитывается очко, если они завоюют крепость.

Если же всех нападающих поймают защитники, участники игры меняются ролями, но очков не получает никто. Побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

«Круговые пятнашки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Играющие стоят в кругу на расстоянии метра друг от друга. Пятнашка догоняет одного из играющих (по выбору). Если убегающий видит, что его догоняют, он может назвать по имени одного из участников игры. Пятнашка должен догонять названного, первый убегающий встает в круг.

«Кто быстрее?» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Двое-трое водящий располагаются в кругу, остальные за линией круга. По сигналу игроки входят в круг и выходят из него. Водящие стараются их поймать. Пойманные становятся ловишками. Водящие не имеют право выходить из круга.

«Кто громче» (развивает дыхательные возможности). Проводится для небольшой группы (до 6 человек) учащихся. Участники рассаживаются вокруг учителя, принимают правильную позу, губы сомкнуты. Указательным пальцем правой руки зажать правую ноздрю. После глубокого вдоха левой ноздрей медленно выдыхать воздух, одновременно произнося «мммм», периодически похлопывая (зажимая) при этом указательным пальцем левой руки левую ноздрю. Затем вдох и выдох делается через правую ноздрю. Поощряется участник, наиболее четко выполнивший условия игры.

«Кто скорее намотает шнур» (развивает координационные возможности).

Один конец шнура (шнуров может быть несколько) фиксируется, привязанный к дереву, шведской лестнице. К другому концу шнура привязана деревянная (пластмассовая) палочка. По сигналу дети начинают наматывать шнур на палочку движениями кисти. Кто быстрее выполнит задание, тот выигрывает.

«Кто скорее дойдет до середины» (развивает координационные и скоростные возможности).

Шнур длиной 4-5 м. На обоих концах деревянные или пластмассовые палочки. На середине шнура привязана ленточка. По сигналу двое детей начинают сматывать шнур, кто быстрее дойдет до середины, тот выигрывает.

«Кто что сделал?» (развивает ритмические возможности, моторно-ритмическую память).

Четверо играющих стоят в одной шеренге и выполняют (желательно под музыку) по очереди различные движения, повторяя цикл 4 раза. Водящий должен запомнить, что они делали и повторить их движения.

«Кулак-ладонь» (развивает быстроту реакции, зрительно-моторную координацию).

Руки перед собой (выполняется в положении «сидя» или «стоя»). Левая кисть сжата в кулак пальцами вверх. Вытянутые пальцы правой руки упираются в ладонь левой. Затем кисть правой руки сжимается, а пальцы левой вытягиваются и упираются в кулак правой.

«Лицо загорает» (развивает способности к произвольному напряжению и расслаблению мышц лица).

Загорает подставленный солнышку подбородок - на вдохе слегка разжимаются губы и зубы. Летит жучок, собирается сесть к кому-нибудь на язык. Крепко закрывается рот, дыхание задерживается. Жучок улетел. Рот слегка приоткрывается на облегченном выдохе. Прогоняя жучка, следует энергично подвигать губами.

Нос загорает, подставляем его солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе). Брови - качели. Снова прилетела бабочка, пусть покачается на качелях (брови вверх-вниз). Бабочка улетела. Хочется спать. Не открывая глаз, принять удобную позу, расслабиться.

«Лови-бросай, упасть не давай» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Мяч перебрасывается в одном направлении по кругу между стоящими на расстоянии 2 метра учащимися. По сигналу учителю дети меняют направление передачи мяча.

«Ловишки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимание).

Водящий (ловишка) передвигается вдоль разделительной линии в середине зала. По команде дети стараются перебежать на другую сторону мимо ловишки, который не пускает их. Кого ловишка удержал (не пропустил), тот становится в свою очередь ловишкой.

«Ловишки с мячом» Стоя в кругу, играющие передают мяч друг другу со словами: «Раз-два-три - мяч скорей бери. Четыре-пять-шесть - вот он, вот он здесь. Семь-восемь-девять - бросай, кто умеет». Тот, у кого на последнем слове окажется мяч, говорит: «Я» и бросает его в разбегающихся детей.

«Машины и пешеходы» (развивает способности к образному мышлению, интенсивному распределенному вниманию, чувству времени).

Учащиеся разделяются на две команды: «машины» и «пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам» «змейкой» на полусогнутых ногах, руки перед собой «сжимают руль». Пешеходы пересекают «улицу» в отведенных местах. Водящий – «милиционер» поднимает руку - движутся «машины», опускает - идут «пешеходы». Если кто-либо вовремя не останавливается, его штрафуют (выводят из игры).

«Мельница» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 метров друг от друга и начинают передавать от одного к другому мяч, постепенно увеличивая скорость передачи. Упустивший мяч или передавший его неправильно выбывает из игры.

«Море волнуется» (развивает произвольное внимание, чувство времени, быстроту реакции, образное мышление).

Играющие сидят на стульях, поставленных по кругу. Капитан присваивает каждому игроку название какого-либо предмета из корабельной обстановки. Затем он двигается по внешнему кругу, рассказывает о плавании на корабле, называя при этом предметы, необходимые для морского плавания. Все, названные капитаном, встают, выстраиваются друг за другом, следуя за ведущим. Когда встали все игроки, капитан командует: «Море волнуется!». Игро­ки имитируют волны. По команде «Море, утихни!» все, включая капитана, стремятся вернуться в круг и сесть на стулья. Оставшийся без стула становится капитаном.

«Мяч водящему» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Две равные по количеству игроков команды выстраиваются в два круга, в центре которых стоит водящий. Он поочередно бросает мяч участникам своей команды и принимает его обратно. Когда мяч обойдет всех участников (1-3 раза), водящий поднимает мяч. Побеждает команда, сделавшая это быстрее и с минимальным числом падений мяча.

«Мяч капитану» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Мяч подбрасывается между участниками противоположных команд. Игрок, захвативший мяч, передает его своим партнерам для дальнейшей передачи капитану, стоящему в кругу (на стуле, мате). Соперник стараются помешать и передать мяч своему капитану. За удачную передачу начисляется 1 очко. Команда, набравшая больше очков, побеждает.

«Мяч ловцу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

На полу рисуются три круга. В первом из них - ловец, второй -свободный, в третьем - защитники. Остальные учащиеся находятся за пределами кругов. Их задача - передать мяч ловцу, защитники стараются этому помешать. Если ловец поймал мяч, игроки меняются ролями. Победителем становится лучший ловец или лучшая команда.

«Мяч на ракетке» (развивает координационные способности).

Задача: пронести на теннисной (бадминтонной) ракете мяч, не уронив его. Выигрывают те, кто успешнее справится с задачей.

«Мяч, не падай» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Участники игры делятся на две команды, которые выстраиваются кругом и передают мяч друг другу ударом об пол. Побеждает команда, сделавшая за определенное количество времени большее количество передач или быстрее передавшая мяч всем участникам своей команды.

«Мяч по кругу» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности).

В центре площадки обозначаются два концентрических круга: большой диаметром 3-4 метра и малый диаметром 1,5-2 метра. На расстоянии 5-6 метров от центра круга обозначаются домики. В игре участвуют 10-12 детей. Часть из них по жребию становится в малый круг, остальные равномерно распределяются по линии большого. Один из игроков, находящихся в малом кругу, по сигналу передает мяч одному из игроков большого круга, который сразу же возвращает ему мяч. Поймавший вновь передает мяч обратно, а сам бежит в один из домиков, обегает его и возвращается в свой круг. Напарник из большого круга старается мячом осалить убегающего. Если ему это удается, убегающий остается в домике, а салка занимает место в малом кругу.

Игрок считается осаленным, если мяч коснется его до входа в домик. Игроки не должны заступать за линию круга.

«Мяч с переходом» (развивает координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание).

Учащиеся стоят в две колонны, расстояние между которыми 3-4 метра. В руках у впередистоящего в первой колонне мяч, который он перебрасывает впередистоящему второй колонны, а сам перебегает в конец своей колонны. Следующие повторяют действие. Игра может проводиться в виде эстафеты.

«Найди мяч» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность).

Играющие стоят по кругу вплотную друг к другу, лицом в центр, держат руки за спиной. В центре стоит водящий. По сигналу дети передают маленький мяч за спиной. Водящий старается определить у кого находится мяч, предлагая показать руки. Тот, к кому он обратился сразу должен показать обе руки. У кого мяч оказался в руках или упал, становится водящим.

«Найди свою пару» (развивает вероятностное прогнозирование, наблюдательность и эмоциональную сферу).

Девочки сидят на стульях (скамейках), за ними стоят мальчики. Перед одним из мальчиков (ведущим) свободное место. Он должен подать сигнал (подмигнуть) девочке, которую хочет пригласить к себе. Она бежит и занимает свободное место, если ее предыдущий партнер не заметил сигнала и не удержал ее. Оставшийся без партнерши мальчик становится ведущим. Затем мальчики и девочки меняются ролями.

«Необычный волейбол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

1 вариант: вместо сетки натягивается непрозрачное полотнище;

2 вариант: вместо обычного мяча - детский воздушный шарик.

«Обойди спиной» (развивает координационные способности и скоростно-силовые качества),

Играющий должен обойти змейкой, двигаясь спиной вперед три предмета, стоящие на одной прямой. Стараясь не задеть предметы (за это даются штрафные очки) игрок проходит маршрут три раза, постепенно ускоряя темп. Количество предметов может быть постепенно увеличено.

«Отгадай» (развивает пантомимические способности, эмоциональную сферу).

Водящий ребенок выходит из зала (отдаляется от спортивной площадки). Остальные договариваются, то они будут показывать, когда водящий вернется. Вернувшись (по сигналу), водящий здоровается и спрашивает «Что вы делали, пока меня не было?». Остальные участники игры по очереди жестами показывают, что они делали (подметали, копали яму, читали и т.д. Выигрывает тот водящий, который быстрее и правильнее угадает, чем занимались в его отсутствие.

«Паровозик» (развивает чувство времени и координационные способности).

И.п. - команды стоят в колонне по одному на расстоянии 3-5 метров от скамеек, установленных в длину. По сигналу каждая команда обегает свою скамейку по часовой стрелке и возвращается в и.п. Усложнения игры как в "Поменяй скамейку".

«Передай мяч» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность и внимание, чувство коллективизма).

Дети встают в две колонны и по сигналу передают мяч. Последний, стоящий в колонне, получив мяч, бежит, становится впереди колонны и снова передает мяч. Игра заканчивается, когда впереди оказывается ведущий.

Примечание. Мяч может передаваться над головой, справа (слева), внизу между ног, в положении сидя на полу или на скамейке.

«Перетягивание» (развивает силовые качества, чувство коллективизма).

По обе стороны площадки (зала) на расстоянии 5 метров наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды. По сигналу каждая команда, повернувшись боком и сцепившись локтями, идет навстречу друг другу. Задача каждой команды - нарушить цепь противника, перетянуть ее за очерченную линию. Умышленно стараться разрывать руки нельзя.

«Петушки» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, волевые качества активности, смелости, решительности).

Два участника находятся в кругу диаметром 3 метра, стоя на одной ноге. Одна рука поддерживает поднятую ногу, другая прижата к туловищу. Необходимо вытолкнуть соперника за пределы круга.

«Пионербол» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции и мышления, сосредоточенность внимания, чувство коллективизма и лидерские способности, волевые качества активности и инициативности).

Проводится по правилам игры в волейбол, но при передаче мяч ловится, а не передается в одно касание.

«Пишущая машинка» (развивает внимание).

Каждому играющему присваивается буква алфавита. Затем придумывается одного слово и фраза из двух-трех слов. По сигналу дети начинают печатать: первая «буква» слова хлопает в ладоши, потом - вторая и т.д. Когда слово будет напечатано, все дети хлопают в ладоши.

«Повтори за мной» (развивает моторно-слуховую память).

Ведущий простукивает определенный короткий и четкий ритм хлопками (карандашом по столу). Ребенок должен повторить. Постепенно ритмический рисунок может усложняться.

«Подвижная цель» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Две команды построены в колонну по одному. У впередистоящих - по мячу. Ведущий катит третий мяч перед колоннами и каждый участник команды по очереди старается попасть мячом по катящемуся мячу. Попавший приносит команде очко.

«Подсечка и надсечка» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Участники игры становятся в колонну по одному на расстоянии вытянутых рук. Двое ведущих, взяв за концы метровую палку, идут по обеим сторонам колонны навстречу играющим, как бы подсекая их палкой, приподнятой примерно на 30 см от пола. Играющие должны перепрыгнуть ее. Одновременно из-за спин играющих идут еще двое ведущих, взяв за концы метровую ленту и держа ее примерно на 10 см ниже роста играющих, которые должны пригибаться, чтобы лента их не коснулась. Задевшие палку или ленту выбывают из игры.

Ведущих при каждом повторении игры заменяют другими участниками игры.

«Подхвати палку» (развивает скоростно-силовые качества и координационные способности, быстроту реакции, сосредоточенность внимания).

Играющие стоят в кругу, рассчитавшись по порядку номеров. Ведущий (первый номер) стоит в центре и придерживает сверху одним пальцем гимнастическую палку. Внезапно ведущий называет чей-то номер и одновременно отпускает палку. Вызванный должен подхватить ее, пока она не упала. Поймавший палку становится ведущим. Уронивший или тот из играющих, кто сделает ложное движение, среагировав на команду (номер), становится спиной к кругу и так продолжает играть. Пошевелившийся три раза выбывает из игры.


5.ИЗУЧЕНИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ПРОГРАММЫ:
- разнообразие- каждый последующий номер должен отличаться от предыдущего;
- жанровое соответствие номеров;
- контрастность - средство, при помощи которого можно быстро собрать внимание зала после предыдущего номера.





Скачать 459,78 Kb.
оставить комментарий
Наталичева Е.Н
Дата14.05.2012
Размер459,78 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх