Вопросы и задания icon

Вопросы и задания


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Тест по литературе состоит из 36 вопросов: вопросы...
Тест по литературе состоит из 36 вопросов: вопросы...
Вопросы и задания...
I. Контрольные вопросы Предмет информатики. Информационные технологии...
Вопросы задания 3...
Тесты Вопросы и задания для самопроверки Ответы на тесты Ответы и задания для самопроверки 10...
Самостоятельные задания заочного модуля включают вопросы по специальной педагогике и психологии...
Всоответствии с темой урока сформулируйте задания, вопросы и предполагаемые ответы учеников к...
№195 (1 по выбору учащегося). Ответить на вопросы: Какие числа используются в выражении?...
Иностранный язык 3ч. Вопросы, задания...
Даю вопросы под запись или заранее раздаю листочки с вопросами...
Руководство по изучению дисциплины и контрольные задания челябинск...



Загрузка...
скачать
МОДУЛЬ 6


Н.С. Лесков (1831-1895)


ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Работа с текстом


  1. Кратко изложите историю создания и публикации рассказа «Левша» (0,5 стр.).

Замысел произведения возник у Лескова в 1878 году, лето которого он провел в Сестрорецке, в доме оружейного мастера( “Я записал эту легенду в Сестрорецке по тамошнему сказу от старого оружейника. Рассказчик два года тому назад был еще в добрых силах и свежей памяти; он охотно вспоминал старину, очень чествовал государя Николая Павловича”). Но он также был знаком с помощником начальника оружейного завода в этом городе и пытался во время своего пребывания выяснить, откуда же взялась такая легенда о том, как англичане сделали блоху, а русские мастера её подковали, но так и не выведал тайны. В конечном итоге, он все-таки написал сказ, опираясь на свои скудные представления. Изначально в этом произведение особенное внимание уделялось трем императорам : Николай I, Александру II и Александру III, к тому же основа сюжета бралась трех объединенных очерком под общим названием “Исторические характеры в баснословных сказаниях нового сложения”. Под окончательным вариантом названия рассказ был опубликован в 1881 году в журнале Русь. Но потом писатель все-таки усилил сатирическое звучание и убрал кавычки с простонародных слов и выражений.

Но критика слишком буквально отнеслась к приписанному словосочетанию “цеховая легенда” и считала , что этот рассказ-всего лишь пересказ той истории. Лесков, не ожидав такого непонимания, в 1882 году опубликовал заметку “О русском Левше” , рассказав, что данная история и Левша полностью выдуманные персонажи.

_____________________


===================

  1. Внимательно перечитайте рассказ. Дайте стилистически корректное изложение его содержания по главам (0,5-1 стр.).

1) После Венского совета государь решил посмотреть разные государство. Объездил он много стран, и наконец в Англию приехал. Всюду сопровождал его казак Платов, верный служака, веривший в землю русскую, а не иностранную. В Англии император решил их оружейную кунсткамеру посмотреть, подивиться совершенствами природы.

2) Приехали они на следующий день в кунсткамеру. Государь ходит, не нарадуется никак на мастерство англичан. А Платов наоборот, ходит, опустив голову, ни на что не смотрит, и все пытается англичан сконфузить. И вот они не спали всю следующую ночь, дело вертели, большое удивление государю нашему готовили.

3)На другой день поехали они смотреть, как сахар делается. После осмотра провели государя в комнату, где у них нимфозории находились, и блоху крошечную ему показали с ключиком, которая ходила “дансе”. Государь сразу же попросил заплатить им и увез эту блоху в серебряной коробочке к себе домой. А Платов вдобавок и микроскоп захватил. После приезда в Петербург они расстались.

4)Шкатулка же эта, после смерти Александра перешла в наследство императору Николаю.Тот долго удивлялся этой работе и никак понять не мог, какую такую ценность она представляла.Тут, на счастье появился Платов,прояснивший все дело. Государь подивился тонкости работы. Казак же уверил, что и на земле русской найдутся такие умельцы, которые смогут сотворить удивление для англичан.

5)Приезжает Платов на Дон, в Тулу и показывает блоху мастерам. Отослали казака до поры, до времени наши умельцы, заверив, что не посрамятся перед иностранными мастерами.

6) В тот же день ушли три мастера по неизвестному направлению, все гадали, но никак не могли додуматься, куда они пошли.

7) Оказалось, что пошли русские умельцы поклониться иконе “мценского Николая”. Возвратились они в деревню, заперлись в доме Левши и никто, уж как того ни хотел, не мог их оттуда выманить. Работали мастера без устали и делали все в строжайшем секрете.

8) Нагрянул, наконец, и казак Платов поглядеть на работу. Но никто не выходит ему навстречу. Послал он тогда своих свистовых поглядеть, когда же там удивительную работу принесут ему.

9)Тульские мастера как раз заканчивали работу, и пока послы на них кричали за непослушание, удивительная вещь была совсем готова.

10)Принесли её казаку Платову-а тот ничего разглядеть не может. В коробочке осталась лежать та же блоха без всяких видимых изменений. Не сумев и ключика нащупать, Платов стал всячески ругать мастеров за то, что бездельничали все это время. А чтобы перед государем быть неповинным в такой оказии, взял с собой Левши, дабы его наказать, коли ситуация так обернется.

11)Государь Николай при первом визите к нему Платова напомнил ему об его обещании. Казак же не нашелся ничего ответить, кроме того, что подвели мастера императора. Николай не поверил и велел принести к нему блоху.

12)Не увидел и государь ничего обыкновенного. Платов по этому случаю еще хлеще отодрал Левшу за их неповиновение. Тот посоветовал в мелкоскоп посмотреть.

13)Смотрит государь-ничего понять не может, все в таком виде осталось, в каком и прежде было. Велел он Левшу привести, дабы сам он прояснил ситуацию. Тот указал, что на ножку блохи надобно смотреть. И точно- блоха-то подкована была!

14)Рад государь, даже сто рублей Левше дал, Платов перед ним извинился- и отправили мастера за границу, продемонстрировать англичанам новую блоху.

15)Приехал Левша в Лондон- и показал работу англичанам. Те были поражены её искусностью, но указали, что теперь она ножками не двигает. Но все равно, пытались всячески переманить Левшу к себе, бросить родину. Не сумели: не прельстили его ни жены заморские, ни на возможность образованным стать.

16) Один секрет он у них выведал и быстрее с ним домой поспешил. На корабле познакомился он с одним полшкипером и пить с ним стал на спор.

17) Но так они буянили, что посадили их в отдельную каюту, дали рому и вина-и закрыли. Приехали они в порт-полшкипера полуживого отправили лечиться, а левшу-в квартал.

18)Англичанина поместили в хорошую больницу, дали пилюлю, в кровать уложили, а левшу не могли никак пристроить ни в одной больнице- документов при нем не было.

19)Полшкипер, когда выздоровел, пытался спасти своего товарища, но отовсюду был выгнан с просьбой таких речей, просьб не распространять. А Левша умер со словами о том, что не надо ружью кирпичом чистить.

20)Автор описывает свои рассуждения по поводу всего вышесказанного.

_____________________


===================

  1. Приведите по несколько фактов и высказываний, характеризующих каждого из персонажей рассказа.

^ Император Александр

“ …везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные

разговоры со всякими людьми, и все его чем-нибудь удивляли и на свою сторону преклонять хотели”

“…Государь оглядывается на Платова: очень ли он удивлен и на что смотрит”

“…Государь залюбопытствовал и спрашивает”

“…государь так соображал, что англичанам нет равных в

искусстве”


Казак Платов

“…скучая по своему хозяйству, все государя домой манил”

“…только свой грабоватый нос в лохматую бурку спустил <…>велел денщику подать из погребца фляжку кавказской водки-кислярки[1], дерябнул хороший стакан, на дорожний складень богу помолился, буркой укрылся и захрапел так, что во всем доме англичанам никому спать нельзя было”

“…а тот идет глаза опустивши, как будто ничего не видит”

“…Было ему и радостно, что он англичан оконфузил, а тульского мастера на точку вида поставил”


^ Император Николай

Государь велел сейчас разузнать: откуда это и что такое означает?

Государь Николай Павлович в своих русских людях был очень уверенный и никакому иностранцу уступать не любил


Левша

“…один косой левша, на щеке пятно родимое, а на висках волосья при ученье выдраны”


И с этою верностью левша перекрестился и помер


А левша отвечает:

- Что ж, такой и пойду, и отвечу.


_____________________


===================


Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Определите жанровое своеобразие рассказа. Перечислите и охарактеризуйте черты фольклорных жанров, присутствующие в повествовании. Как Вы понимаете термин «сказ»?

Жанр данного произведения носит неоднозначный характер. С одной стороны он определен, как рассказ, а с другой- такое большое по объему(состоящее из 20 глав), по времени, в течении которого развивается действие произведение больше напоминает повесть. Но все-таки, несмотря на все сомнения, это рассказ, так как, если прочитать текст внимательнее, то становится понятно, что главный герой здесь один- Левша, и основное действие-его пребывание в Англии и отъезд. Остальные события лишь предваряют главный сюжет. С другой стороны, рассказ имеет общий корень со словом “сказ”- сказание, которое определяет устный характер повествования, близость его у народному творчеству.

В рассказе присутствуют и различные фольклорные жанры, как например легенда, быль, предание, да и сама сказка. Черты были можно проследить во всем произведении, так как по определению-это краткий устный рассказ о происшествии, случае, произошедшем в действительности, героем которого чаще всего является простой человек, что мы и можем наблюдать в этом рассказе. Предание же определяется тем, что автор все-таки делает некоторый упор на фактологическую точность( присутствуют реальный императоры, события). Характер легенды данный рассказ приобретает путем гиперболизации происходящего, некой нереальности событий( подкованная блоха, труд мастеров над таким мелким предметов без каких-либо инструментов). Черты сказочного можно заметить и в тех ошибках, которые делает автор в повествовании, в пренебрежительном описании правителей, а также в самой манере повествования, многим похожей на народные сказки ( когда государю упаковывают блоху, то её складывают шаг за шагом все в новую коробочку, как в одной из народных сказок яйцо с иглой было спрятано поочередно в животных)

_____________________


===================

  1. Какие художественные возможности открывает перед автором выбранные им жанр и способ повествования?

Выбранная лесковым манера повествования определенно дает ему новые возможности изображения жизни придворных и простого люда. В частности, одной из главных возможностей является включение сатиры в текст произведения, снисходительное отношение к правителям и придворным, к произошедшим событиям ( например, писатель намеренно делает в тексте ошибки: Венский конгресс начался в августе 1814 года, а император смог побывать на нем уже в июне, после же его окончания он не путешествовал по Англии, казак Платов не могу вступать в беседу с Николаем I, так давно уже умер). С другой стороны, появляется возможность использования неологизмов, своеобразных форм глаголов, поговорок

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте своеобразие сюжета и композиции рассказа. Уделите особое внимание приему композиционной антитезы (1 стр.).

Как можно было убедиться при прочтении рассказа, основу сюжету составляет путешествие Левши, а все события, шедшие до данного момента, были лишь предисловием к основному действию.

В основе сюжета лежит мотив борьбы между народами, но не только между англичанами и русскими, но и между высшей властью и простым крестьянином. Не случайно Платов и император Николай сначала воспринимаются нами как защитники народа. Писатель специально вводит такую концепцию сюжета, при которой после всех их добрых поступков во имя народа они обличаются перед нами в самом невыгодном свете: Платов оказывается жестким крепостником (“Что же вы, такие-сякие, сволочи, делаете, да еще этакою спиралью ошибать смеете! Или в вас после этого бога нет!”, не уважающим крестьян(ведь именно из-за его халатности Левша и оказывается в таком плачевном положении)), Николай же просто забывает про своего слугу. Здесь также просматривается и главный прием, который использовал Лесков в своем произведении: антитеза. Власть противопоставляется народу, и как выше было сказано, английское мастерство- мастерству русскому. Яркое выражение такого противопоставления можно заметить в ситуации, когда полшкипера вылечивают в хорошей больнице(“Лекарь велел его при себе в теплую ванну всадить, а

аптекарь сейчас же скатал гуттаперчевую пилюлю”), кутают его, лелеют, а Левшу, бедного мастерового даже не довозят до больницы, так как разбили затылок, пока везли.

Противопоставляется в рассказе и отношение императора к левше отношению к нему английских мастеров. Для них - он искусный мастер, который заслуживает почтения, они были бы рады вместе с ним работать, они его не чуждаются и почитают за равного. А император Николай просто снизосходит до беседы с Левшой.

Противопоставляется и души людей власти и простого народа. Когда полшкипер пытается пробиться к графу Клейнмихелю( Интересно вспомнить также, что имя того же графа упоминается и в поэме “Кому на Руси жить хорошо”, где он использует простых рабочих для строительства железной дороги, но известна она только в связи с его именем), чтобы похлопотать о Левше, то его выгоняют, запрещая упоминать о “душе человечкиной” . Мы видим, что и здесь автор противопоставляет настоящего, русского человека самодержавной монархии, бездушной и бесчеловечной внутри.

В целом, сам сюжет построен так, что достаточно легко определить развязку всего повествования начиная с разговора Николая и Левши( даже потому, что было вскользь упомянута о неимении “тургамента”)

_____________________


===================

  1. Подробно проанализируйте особенности манеры повествования в рассказе. Свяжите анализ со спецификой жанра и композиции (1 стр.).

Манера повествования в рассказе крайне изменчива, в большинстве случаев её изменение является особой формой выражения авторского мнения.

До шестой глава мы можем наблюдать фактологически-точную, беспристрастную манеру повествования: автор просто описывает путешествие императора, следит за каждым его посещением кунсткамер, описывает действия Павлова. В течении всего этого времени он использует в речи различные устаревшие слова, делает её более сатирической в описании Александра и казака. Но затем, когда речь заходит уже о тульских мастерах, Лесков говорит уже с большей серьезностью, без капли какой-либо насмешки. Речь становится уже более высокого стиля, видно уважительное отношение автора к этим людям( “Однако такое предположение было тоже совершенно неосновательно и недостойно искусных людей, на которых теперь почивала надежда нации”, “что они пошли в Киев почивающим угодникам поклониться или посоветовать там с кем-нибудь из живых святых мужей”). Далее повествование снова следует по той же манере. И только к концу рассказа мы замечаем, что при окончательных сценах описания бед Левши, автор вновь прибегает к практически нейтральному повествованию, как бы грустно подводя итог, выражая тем самым свою позицию по отношению к Левше(“Таких мастеров, как баснословный левша, теперь, разумеется, уже нет в Туле: машины сравняли неравенство талантов и дарований, и гений не рвется в борьбе против прилежания и аккуратности”). Кажется, что и вся глава целиком состоит лишь из авторского мнения, она похожа на обыкновенно завершающую сказку мораль и небольшой эпилог, где идет рассуждение, не только о судьбе героя, но уже и о будущем страны.

Замечательно, что большая часть глав рассказа имеет концовку, определенный зачин, а, следовательно, каждая глава имеет свой маленький сюжет. Такая манера повествования также придает произведению сказочный оттенок. Например, глава седьмая имеет вполне оконченный характер: “Туляки, люди умные и сведущие в металлическом деле, известны также как

первые знатоки в религии<…>и во все это время мастера ни с кем не видались и не разговаривали”.

Одной из форм выражения авторской позиции в течении всего повествования является использование стилистически окрашенных слов, вкрапленных в практически каждую реплику автора, как например: “то он захотел

по Европе проездиться”, “дерябнул хороший стакан”.


_____________________


===================

  1. Перечислите и проанализируйте наиболее значимые художественные средства и детали предметной изобразительности, использованные в рассказе.

В описании предметов, различных диковинок автор использует различные художественные приемы. Например, прием создания неологизмов: “двухсестная карета”, “бюстры”(объединяя описание интерьера: данное слово соединено из двух других: люстры и бюсты), “ непромокабли ”. Иногда он намеренно делает ошибки в названиях скульптур или вещей, дабы гиперболизировать и усилить сказочное звучание рассказа: “Аболон полведерский”, “укушетка ”, “долбица умножения” . Также, с той же целью Лесков делает пространство необъятным: “…подъезд неописанный, коридоры до бесконечности, а комнаты одна в одну”. Предметы одежды Левши описываются с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов, чем писатель скрытно выразил свое отношение к герою: “в опорочках, одна штанина в сапоге, другая мотается, а озямчик старенький, крючочки не застегаются”.


_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте своеобразие речевого строя произведения, уделяя внимание особенностям языка повествователя и каждого из персонажей (1 стр.).

Своеобразие речевого строя во многом характеризует отношение автора к своим героям.

Сама речь повествователя часто эмоционально окрашена, особенно в первые шесть глав, когда он с особой иронией описывает путешествие Александра и казака Платова: “то он захотел по Европе проездиться и в разных государствах чудес посмотреть. Объездил он все страны и везде через свою ласковость всегда имел самые междоусобные разговоры”. Но речь меняется при описании тульских мастеров: автор старается использовать нейтральную лексику, и даже слова высокого стиля: “они пошли в Киев почивающим угодникам поклониться”, “попрощались с товарищами и с своими домашними да, ничего никому не сказывая, взяли сумочки, положили туда что нужно съестного и скрылись из города”, показывая этим свое подлинное уважение к русскому народу. Также можно заметить еще одну деталь, в которой проявляется симпатия автора: о Левше говорят, как о “душе человечкиной”- автор использует уменьшительно-ласкательный суффикс.

Речь императоров Лесков принижает к простонародной, похожей на речь любого простого человека, возможно показывая, что и они такие же люди(и имеют столько же прав), или приближая их сколько-нибудь к народу: “Пожалуйста, не порть мне политики”, “ что у меня от твоего дыму в голове копоть стоит”.

Речь Платова по отношению к русскому народу меняется постепенно от нейтральной до эмоционально окрашенной, когда он начинает бранить мастеров за плохо сделанную работу( “шельмы”, “сволочи”, “подлецы”).

Язык же главного героя достаточно беден, показывая, что никакого образования, чтобы выражаться полно и ясно он не получил. Не получил он его, следовательно, и для того, чтобы создавать различные чудеса искусства, что свидетельствует о его природном таланте. Речь его в некоторых случаях даже бывает несколько самоуверенна, но это также не является осуждающим фактором- мастер уверен в своем труде и работе. Иногда же в речи Левши присутствуют и слова высокого стиля, но с небольшой иронией: “ он говорит: "Это я не знаю, чтобы такое можно есть", и вкушать не стал ”.

В целом в речь всех героев рассказа автор вкрапляет различные приемы: тавтологии( “на подковы подковали”), слова с уменьшительно ласкательными словами( пример в описании блохи или Левши), глаголы с необычными приставками(“выдушить”, “спосылать”), различные народные присказки(“утро вечером мудренее”). Обширно используются в тексте авторские неологизмы, как например “бюстры”, “двухсестная” ,“ непромокабли ”, а также слова, заранее содржащие в себе ошибку: “ Аболону полведерскому” “укушетка”, “мерблюзьи мантоны”. Иногда вещам приписываются даже какие-то человеческие качества, например “досадная укушетка”, где слово досадная также характеризует и самого хозяина с его ущемленным самолюбием.


_____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Поясните данную Лесковым трактовку следующих проблем:

  • проблема творческой одаренности русского человека;

Талант к творчеству не может быть не подкреплен, по мнению Лескова, какой-либо нравственной и духовной основой. Лесков изображает Левшу именно таким: преданным родине(природе, наконец, так как именно природа дает талант человеку), государю, уверенного в своем правоте и труде. Также, по мнению писателя человек должен быть и верующим, что также отражается в тексте.

  • духовно-нравственный облик русского «праведника»;

Праведник- это тот человек, который жертвуя собой, своей жизнью, способен бороться за правду, в данном случае за честь своего государства. Таков и Левша. Он, наспех одетый, обутый, без всяких документов спешит показать англичанам новинку русскую, а затем, узнав тайну чистку ружей, спешит домой, несмотря на то, что в Англии его ждала действительно гораздо лучшая жизнь. Умирая, он только хочет, что эту весть передали военному министру.

  • проблема истинного и ложного патриотизма;

Данная проблема изображена путем противопоставления казака Платова и мастера Левши. Платов, который так беспокоился за честь русских мастеров за границей, защищал, хвалился ими при государе, на деле драл их за волосы и кричал, чтобы только они выполнили свою работу, дабы ему не оплошать перед императором. Левша же, косой, бедный, неученый по0настоющему любит свою родину и готов за её процветание отдать даже жизнь.

  • проблема власти;

Описание жестокого отношения власти к народу, в частности казака Платова, императора Николая, сцены унижения Левши, его “путешествия” по больницам- вот , что составляет корень описания этой проблемы. Не желая даже выслушать бедного мастера, который принес важную весть для страны, его практически убивают, таская из больницы в больницу, а полшкипера, человека, имевшего статус выше его, сразу вылечивают в лучших условиях.

  • проблема культурного и экономического развития России;

Лесков в своем рассказе говорил о проблеме отсталости культурного и экономического развития России и причину его видел в необразованности народа( вспомнить только стоит, как англичане в том Левшу укоряли). Недостаток внимания власти к этому вопросу, жестокое обращения к простым людям- это одна из основных причин. И у народных талантов нет простора для развития.

  • проблема национальной самобытности и соотношения русского и западного сознаний

В рассказе выражается мнение о возможности русского народа самому создавать свою культуру, делать открытия и строить необыкновенные вещи- это определяет его самодостаточность. Но в то же время мы видим, что определенное сотрудничество с иностранными мастерами также могло прийти на пользу стране, обмен достижениями науки писатель признает законным и даже нужным.

(5-10 строк на каждую проблему).

_____________________


===================

  1. Сформулируйте Ваше понимание вклада, который внес Лесков в развитие русской художественной прозы (10 строк).

Конечно, Лесков внес неоценимый вклад в развитие русской прозы. Во-первых, он создал новую жанровую разновидность-сказовая повесть, которая по глубине и времени охвата событий сравнялась с романам, но по объему стала намного меньше. Благодаря Лескову был создан новый тип правдоискателя. Писатель также ставил перед собой задачу найти новые формы выражения авторской позиции, и читая данный рассказ, мы убеждаемся , что он во многом преуспел. Его творчество, образы, воплощенные в нем, обозначили определенную самобытность русского народа, создав новый этап в формировании своеобразия русской литературы. Лесков создал “иконостас святых и праведников”,, во многом определив дальнейший путь развития литературы.

_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему: «Воплощение черт русского национального характера в образе Левши у Лескова» (0,5-1 стр.).

1)Введение- место темы русского национального характера в творчестве Лескова. Сформулировать отношение критики к данной теме в рассказе левша и в других произведениях Лескова, посвященных ей же.

2)Патриотизм- одна из главных черт русского национального характера. Сравнить патриотизм истинный(Левша) и ложный(Платов и Николай)

3)Стойкость характера, уверенность в себе- поведение Левши на приеме у императора( иллюстрация уверенности в своей работе), поведение Левши за границей( иллюстрация стойкости характера: не смотря ни на какие уговоры он не хотел оставаться в Англии)

4)Одаренность, талант- русские мастера без всякого учения, машин , микроскопов, только силой своего таланта смогли создать такое чудо- подковать блоху.

5)Очарованность окружающей жизнью, интерес к ней( Левша не чуждается показов англичанами их коллекций, а с интересом смотрит на изобретения и примечает)

6) Одно из последних, но немаловажных качеств- вера в Бога. Анализ похода туляков, дабы поклониться иконе.

7) Вывод: выделение основных пунктов, выведенных в течении рассуждения.

_____________________


===================


^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Жанрово-композиционное своеобразие рассказа Лескова «Левша».

  2. Образ праведника в рассказе Лескова «Левша».

  3. Проблема национальной самобытности в рассказе Лескова «Левша».

_____________________


===================


М.Е. Салтыков-Щедрин (1826-1889)


^ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


Работа с текстами


  1. Внимательно прочитайте сказки Салтыкова-Щедрина, входящие в программу. Кратко изложите историю создания и содержание каждой из них (0,5 стр. на каждую сказку).

“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”

В 1869 году в Отечественных записках были опубликованы три сказки, в числе которых была и “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, вошедшие в цикл произведений “Для детей”.

В сказке повествуется о двух генералах, проработавших всю жизнь в регистратуре и не знающих ничего, кроме фразы "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности", живущих только за счет своих слуг. Но вот однажды попали они непонятным образом на необитаемый остров. Попав туда, даже сначала не могли запад и восток различить, дабы найти хоть одну живую душу или что-то полезное. Наконец, разойдясь направо и налево, обследовали они остров, но так и ничего не нашли, кроме номера Московских ведомостей. Стали они читать её, но как назло, попадались лишь заметки о званых обедах и разных кушаньях. Опечалились генералы, но тут один из них, который поумнее был, предложил найти мужика, ведь они везде обязаны быть. И вправду, вскоре повстречался им мужик, беззаботно спящий под деревом. Тут же они его растормошили и заставили работать. Так, жили они очень хорошо на этом острове, питаясь едой приготовленной мужиком, становились веселыми, белыми. Но вскоре они заскучали по дому, о Петербургских кухарках и решили отправиться домой. Смастерил им мужик лодку и поплыли они. Подгоняемый руганью генералов, довез их мужик благополучно до дома. Напились сразу генералы чаю, надели мундиры- довольны они прежним удобством. И про мужика не забыли: выслали ему пятак серебра и рюмку водки.

“Премудрый пискарь”

Сказка была напечатана в 1883 году в Женеве в номере газеты “Общее дело” в рубрике “Сказки для детей изрядного возраста”, а затем и перепечатана в России в журнале “Современник”.

Умирая, завещали родителя пескаря жить осторожно, глядеть в оба. Да и сам он понимал, что отовсюду грозит ему опасность. Поэтому решает строить он себе нору, в которую бы только он помещался, и никакая другая рыба не смогла его там поймать. И вот - ночью он кормиться, а днем в норе дрожит. Ему бы самому лишь прожить. Прожил так пескарь около ста лет. Никто его не тронул за это время, но ни с кем он и не сблизился, не было у него ни жены, ни потомства, зато цел остался. Даже щуки хвалили его за такое поведение, надеясь, что он высунется - и тут-то они его съедят. Их уговорам пескарь не поддавался. Тогда про него и щуки забыли. Живет пескарь, живет, и думает, что если бы каждый жил так, как он, то род прекратил бы свое существование. Он, оказывается, относится к бесполезным пескарям. Не решается он выплыть из норы и в самой своей старости.

Заснув однажды, и сам он потихоньку, против своей воли высунулся из норы. Съела ли его щука или течением куда унесло –неизвестно. Умер он совсем незаметно.

“Дикий помещик”

В 1869 году в цикле “Для детей” была опубликована сказка “Дикий помещик”, посвященная пореформенному положению временнообязанных крестьян.

Жилось помещику очень хорошо, всего у него было в довольстве, да вот только крестьян было чересчур много. И взмолился он, дабы Господь освободил его от такой ноши. Но Господь знал, что помещик был очень глупым, и не внял его просьбе.

Вскоре в одной из газет помещик усмотрел слово “Старайся!”-и начал стараться. Всю крестьянскую еду к себе забирает, налоги и штрафы увеличивает. Тут уж крестьяне взмолились избавить их от такого угнетения. Господь внял их молитвам, и крестьян на земле помещичьей не стало. Вздохнул он свободно. Даже воздух как - будто чище стал. И решил позвать к себе знакомого актера Садовского. То приехал, а декорации устанавливать, трупе помогать некому. Подивился он тому, что помещик без крестьян живет, немытый ходит. Обругал его и уехал.

Помещик не отчаялся, вспомнил, что у него есть знакомые генералы, разослал им всем приглашения и ждет. Вот приезжают они, надеясь водку попить, да поесть хорошо, а помещик из шкафа лишь по леденцу достает и предлагает их генералам. Обругали и эти его-и уехали. Хотел было помещик задуматься над обидными словами, но тут увидел карты и начал раскладывать гранпасьянс.

И вот ходит он по комнатам и думает о тех машинах, которые выпишет из Англии, протее сады, которые у него будут, про молочных коров. Но все равно, скучно ему становится. Вдруг приезжает капитан-исправник, интересуясь, куда крестьяне помещика делись и кто за них подати платить будет. Помещик никак не соглашается платить за них, но готов пожертвовать два пряника. Обругал его капитан-исправник и уехал. И задумался помещик: действительно ли он такой глупый? По правильной ли дороге он идет? Но несмотря на то, что эти вопросы все-таки поколебали его душу, он остался тверд на своем. Одичал его сад, одичал и он сам. Оброс волосами, не мог произносить нормальные человеческие слова. Стал он очень сильным и даже решился подружиться с медведем. Но тот тоже обозвал его глупым, обругал и отвернулся от него.

Наконец, обеспокоенные в городе власти изловили, помыли, почистили помещика, вернули ему крестьян. Он живет теперь спокойно, раскладывает пасьянс и мычит.

“Медведь на воеводстве”

Сказка была напечатана дважды –в 1884 и 1886 году- в Женеве, и уже только в 1906 году была напечатана в России, так как до этого времени её не пропускала цензура.

Топтыгин 1-ый был старый служака, знал инженерное дело, и больше всего желал на “скрижаль Истории” попасть и только с помощью кровопролитий. Так, где бы он ни был, с кем бы он ни говорил, все жаждал этих кровопролитий. За это определили его воеводой в дальний лес. Приехал он туда и решил назавтра учинить свое любимое дело.

Перед кровопролитием решил он свои именины отпраздновать, да так напился, что не заметил, как любимого государева чижика съел. Ополчился тогда на него весь лес, узнал про это и Осёл со Львом. Разжаловали бедного Топтыгина за такое маленькое кровопролитие.

Топтыгин 2-ой был умнее своего предшественника и решил действовать по- другому. Решил он не прямые кровопролития совершать, а типографию громить. Но типографии не оказалось в том лесу. Даже академии не было. Тогда решил Топтыгин двор грабить. Сказано-сделано. Ночью пробрался к соседнему мужику и начал коров и лошадей драть. Услышали мужики шум, поймали медведя-и шкуру с него содрали.

Топтыгину 3-ему было над чем подумать. Все его предшественники кончили плохо, и теперь непонятно, какие же все-таки кровопролития совершать надо. Тогда заметил он, что пока в берлоге лежит, жизнь в лесу своим чередом идет и все в отличном порядке. Решил он тогда ничего не предпринимать, в берлоге лежать и только налоги собирать. Но тут, когда пришли в лес мужики влез медведь – “и постигла его участь всех пушных зверей”.


_____________________


===================

  1. Из каждой сказки приведите по несколько фактов и высказываний, наиболее ярко характеризующих главных персонажей.

^ Как один мужик двух генералов прокормил”

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!


Даже слов никаких не знали, кроме: "Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности".


Начали искать севера, становились так и сяк, перепробовали все страны света, но так как всю жизнь служили в регистратуре, то ничего не нашли.

Дикий помещик

и тело имел мягкое, белое и рассыпчатое.


Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой.


Видит помещик, что его уж в другой раз дураком чествуют, и хотел было

уж задуматься, но так как в это время на глаза попалась колода карт, то

махнул на все рукою и начал раскладывать гранпасьянс


Утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик


Раскладывает гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по принуждению и по временам мычит


Медведь на воеводстве”

Умел берлоги строить и деревья с корнями выворачивать; следовательно, до некоторой степени и инженерное искусство знал


на скрижали Истории попасть желал, и ради этого всему на свете предпочитал блеск кровопролитий.


Думал, что гнилой чурбан на поляне валяется, сел на медведя и запел.


И что больше старается, то у него глупее выходит.


Этот был умнее своего тезки и, что всего важнее, понимал, что в

деле административной репутации от первого шага зависит все будущее администратора.


Выбрал он ночку потемнее и забрался во двор к соседнему мужику. По очереди, лошадь задрал, корову, свинью, пару овец, и

хоть знает, негодяй, что уж в лоск мужичка разорил


Прибыл он в трущобы на своих на двоих - очень скромно. Ни официальных приемов не назначил, ни докладных дней, а прямо юркнул в берлогу, засунул лапу в хайло и залег


Надо только сидеть и радоваться, что дурак дурака дураком погоняет, а все остальное приложится


Премудрый пескарь”

Был он пескарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить - не то, что мутовку облизать. "Надо так прожить, чтоб никто не заметил, - сказал он себе, - а не то как раз пропадешь!"


Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: "Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?"


Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. 


 Кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
И на все эти вопросы ему пришлось отвечать: "Никому, никто".



_____________________


===================


^ Развитие навыков литературоведческого анализа


  1. Охарактеризуйте жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Уделите особое внимание связям щедринской сказки

  • с фольклорной традицией;

  • с традицией политической сатиры.

Сами сказки Щедрина многим схожи с обычными сказками для детей. В них присутствует сказочный мотив, нереальные персонажи( разговаривающие животные, люди, превращающиеся в медведей). В сказках Щедрина сразу видно условное разделение героев на добрых и злых, зло всегда осуждается- осуждаются и беспомощные генералы, и самодовольный помещик, порицаются Пороки и торжествуют Добродетели. В любой щедринской сказке можно заметить типичные элементы: манера повествования( жили- были), язык, приближенный к народному, простое и краткое изложение всего происходящего.

Но в то же время есть и различия. Добро не всегда торжествует до конца, так как его сказка является также жанром и политической сатиры. В сказках используется много фактов, современных автору, зло высмеиваемых им, в особенности это касается бюрократического аппарата и зависимых, беспомощных, необразованных чиновников. В сказке наряду с просторечными слова используются и канцеляризмы, приближающие её к политической сатире.

_____________________


===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры использования Салтыковым-Щедриным следующих приемов:

  • ирония (в разных видах);

Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!


Мужичина самым нахальным образом уклонялся от работы”


Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали

Автор ярко высмеивает пороки общества: образы уродливы и сразу же мы понимаем истинное положение простого народа в обществе или истинную сущность власти.

  • сарказм;

Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитались и состарились, следовательно, ничего не понимали.


  • гипербола;

Весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав, а ногти у него сделались, как железные.


Словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, и съест.

  • гротеск;

рой мужиков осыпал всю базарную площадь”

Гротеск придает некоторую фантастичность всему повествованию, доводя до абсурда глупость помещиков или суждения “дикого помещика”

  • речевой алогизм.

и так как оба были легкомысленны, то в скором времени, по щучьему велению, по моему хотению, очутились на необитаемом острове”.


На необитаемом острове<…> Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и самым нахальным образом уклонялся от работы”


Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой.


"Вот ужо приедет майор, - говорили они, - засыплет он нам - тогда мы и узнаем, как Кузькину тещу зовут!"


___________________


===================

  1. Приведите и прокомментируйте примеры использования Салтыковым-Щедриным аллегорического уподобления.

Салтыков-щедрин использовал не только всем известные аллегории( осел, медведь, лев, щука, заяц, волк), но и придумывал свои собственные, как например, пескарь, вяленая вобла, которые до этого времени ни в одной из сказок не встречались.

Пескарь- аллегория маленького человека, обывателя, бездеятельного существа, с помощью этого образа писатель критикует малодушие и тактику выжидания, которые были распространены в то время. Вобла- аллегория упадка общественного сознания в обстановке политической реакции 80-х

годов, когда большое распространение получила "теория малых дел" или, как её потом называли, “воблушкина доктрина”. Карась-аллегория людей, которые так же, как и он, надеются на классовую идиллию.

Аллегория в сказках Салтыков-Щедрина всегда имеет социальную основу и часто социальное противопоставление. Например, в сказке “Карась-идеалист” мы видим противопоставление двух классов, аллегорией одного из которых является щука, другого-карась, в сказке “Медведь на воеводстве” мы также видим противопоставление: лесная челядь- медведь или лев, осел-медведь.

Смысл аллегории может раскрываться с помощью метафор, сравнений, приложений и самих событий, происходящих с героями. Например, сравнение чижика с гимназистом, “медведь на воеводстве”- сразу становится понятно, что перед нами служащий, карась-идеалист- такое название также однозначно определяет героя и показывает, к какому классу он принадлежит.

_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте элементы сказочной поэтики у Салтыкова-Щедрина. (Приведите примеры).

Форма сказки предполагает наличие различных элементов сказочной поэтики, однозначно определяющих этот жанр . Посмотрим, какие элементы содержатся в сказках Салтыкова-Щедрина.

С самого начала бросаются в глаза зачины в таких сказках, как “Дикий помещик”, “Повесть о том как…”, “Премудрый пескарь”: “ Жили да были два генерала”, “В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик, жил и на свет глядючи радовался”, “Жил-был пескарь. ”

Далее сразу заметны народные присказки. Например, в “Повести о том, как одни мужик двух генералов прокормил” есть такая присказка: “сказано-сделано”, “долго ли, коротко ли”, в “Диком помещике”: “по щучьему велению”.

Очень интересна в творчестве писателя такая деталь, как троекратное повторение какого-либо события, эпизода, наличие трех героев. Так в “Медведе на воеводстве” мы видим трех Топтыгиных, к дикому помещику гости приходят три раза.

Что касается особенности построения предложений, то для сказок характерен перенос глагола на последнее место: “помаленьку да полегоньку аридовы веки в реке прожили и ни в уху, ни к щуке в хайло не попали ”, “в хребет впиться и до смерти замучить ”.


_____________________


===================

  1. Приведите примеры и проанализируйте своеобразие языка сказок Салтыкова-Щедрина.

В сказках Салтыкова-Щедрина сочетаются различные речевые планы: просторечия, нейтральные слова, эмоционально-окрашенные, а также слова, характерные для сказок и канцеляризмы. Приведем примеры к каждому из них.

Примерами для стилистически окрашенной лексики могут являться например слова “шельмы”, “побежал на воеводство”, сама фраза “Дело-то

выходит бросовое!”, “нацарапал”. Дабы проиллюстрировать канцеляризмы, можно привести такой пример: “До сведения его высокостепенства господина Льва дошло”, “ибо”, “по сему предмету”.Сказочная лексика присутствует повсеместно: “ Жили да были”, “по щучьему велению, по моему хотению”, “и на свет глядючи радовался”, “в некотором государстве жил-был”. Просторечия употребляются и в репликах автора, и героев, приближая их язык к более народному, также придавая сказочное звучание тексту.

Салтыков-Щедрин использовал разноплановую речь, дабы лучше отличить своих героев друг от друга, разграничить их не только по социальному статусу, но и по собственному отношению к ним. В каждом слове автора, наполненном каким либо эмоциональным или интонационным оттенком, содержится определенное мнение по той или иной проблеме. Также, такая речь используется и чтобы придать сказке колоритность, особое звучание.

____________________


===================


^ Анализ проблематики


  1. Перечислите основные темы сказок Салтыкова-Щедрина. Приведите примеры конкретных сказок. Поясните, какие темы рассматриваются в каждой из программных сказок (1 стр.).

В своих сказках Салтыков-Щедрин изображал в основном проблемы социального характера, проблемы взаимоотношения между властью и народом, он изображал ущемленных, покорных, властных, бездеятельных. Посмотрим же конкретнее, какие темы он освещал в своих произведениях.

Собственно одна из первых уже была упомянута- проблема взаимоотношений власти и народа в таких сказках, как “Медведь на воеводстве”, “Дикий помещик”, “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”.В частности, в сказке Медведь на воеводстве сатирически описаны принципы самодержавно бюрократической власти, изображается жестокость местных правителей, их пренебрежение к простому народу( медведь, не разобравшись, что к чему, без раздумий съел чижика).Писатель осмеивает само устройство управляющей системы, пытается показать, что именно в ней изъян, так как все способы, которые придумали Топтыгины и которые им посоветовал Осел оказались бездейственными. В “Повести о том, как один мужик…” изображается покорность народа и снисходительное отношение к нему власти: “Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра:

веселись, мужичина!”

Следующая тема- тема самого народа, изображение его страданий, покорности, либо стремлений к правде и бунта( как в сказке “Медведь на воеводстве” происходит бунт лесных жителей против Топтыгина 1). Страдания народа находят отражение в сказке “Коняга”: “Коняга - обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”. Коняга-олицетворение самого простого мужика, работающего до полного изнеможения, к тому терпящего от помещика всяческих унижений. Тема правдоискательства проявляется в сказке “Ворон-челобитчик”- ворон, не боясь высших чинов, летит к ним, дабы объявить и свою правду, правду народа. Но оказывается, что у каждого она своя, каждый живет по своим законам. В частности, в этой сказке выразилась и тема утопии, о которой говорит коршун: “ И будем мы жить все вкупе и влюбе”ю И основу новой, хорошей жизни автор видит именно в простом народе.

Ещё одна тема, которая предстает перед нами в творчестве писателя- тема интеллигенции: изображение её покорности, мечтательности, приспособленчества к любым формам власти, как это изображается в сказках Карась идеалист, Самоотверженный заяц, Вяленая вобла, Премудрый пескарь. Заяц, который из покорности воли волка спешит домой, быстрее женится и убегает обратно, лишь потому, что он велел ему, пескарь, который скрывается от глаз щук всю свою жизнь, проживает её так, что даже никто не заметил, как он умер, вобла, которая говорит: “тише едешь- дальше будешь”, карась, который направо и налево проповедует свою теорию об идеальном обществе, а в конце оказывается съеденным щукой- вот, какие образы составляют основу этих сказок.

В конце можно упомянуть еще об одной, не столь распространенной теме- теме нравственности, пороков, как ,например, в сказке “Пропала совесть”. Всем, к кому приставало это несчастное существо, пытались от него избавиться. Все, к кому попадала совесть сразу чувствовали себя свободнее и лучше, но не находили место в обществе. Поэтому автор поворачивает сюжет и отдает совесть ребенку, внутри которого она вырастет и возможно появится новый человек.


===================

  1. Назовите несколько конкретных явлений социальной и частной жизни, ставших предметом сатиры в сказках Салтыкова-Щедрина. Приведите примеры из текстов.

Одним явлений социальной жизни, изображенным в сказке Салтыкова-Щедрина “Дикий помещик” стало массовое желание помещиков избавиться от своих крестьян в преддверии реформы 1859 года. Многие помещики просто сдавали их в рекруты или сгоняли на другие земли, чаще в Сибирь. Также и в сказке “дикий помещик” пытается избавиться от своих крестьян, так как уж очень много их развелось. И в дальнейшем автор показывает нам губительные последствия жизни беспомощного помещика без своих слуг.

Другим явлением было ярое вольнодумство, стремление к идеальному обществу, которое невозможно было создать в то время, проповедование своих идей направо и налево, но совершенное бездействие. Данная ситуация находит отражение в сказке “Карась-идеалист”. Изображение бездействия интеллигенции, запечатление появления маленького человека в обществе отображается в другой сказке- “Премудрый пескарь”, для которого главной целью было прожить тихо, незаметно, лишь бы никто его не трогал. Выступить, заявить о себе он боялся, не мог пересилить свой дух.


_____________________


===================

  1. Охарактеризуйте место сказок Салтыкова-Щедрина в традиции европейской и русской политической сатиры. С произведениями каких авторов можно сопоставить щедринские сказки? (0,5-1 стр.).

_____________________


===================

  1. Каковы, с Вашей точки зрения, художественные возможности сатирического и гротескного способов изображения реальности? Сопоставьте художественную манеру Салтыкова-Щедрина с творческим видением других известных Вам мастеров сатиры и гротеска (1 стр.).


_____________________


===================

  1. Составьте подробный план сочинения на тему «Ирония в сказках Салтыкова-Щедрина» (0,5-1 стр.).

  1. Введение- обозначение места такого приема как ирония в творчестве Салтыкова-Щедрина

  2. Видовая классификация иронии в сказках и рассказах писателя.

  3. Ироническое утверждение и характеристика героев: примеры цитат из “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Медведь на воеводстве”.

  4. Ироническая похвала и осуждение в творчестве писателя: примеры из “Медведь на воеводстве”, “Премудрого пескаря”.Обозначить факт о противопоставлении антагонистических образов в самом произведении с помощью приема иронии

  5. Ироническое сравнение, уподобление в сказках Салтыкова –Щедрина

  6. Сравнение использования Салтыковым-Щедриным иронии с использованием её другими авторами в своих произведениях.

  7. Вывод: основные функции иронии в произведениях писателя, сочетание иронии с другими художественными средствами

_____________________


===================


^ ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ


  1. Особенности авторского повествования в сказках Салтыкова-Щедрина.

  2. Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина.

  3. Жанровое своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина.



Сочинение “Основные темы сказок Салтыкова-Щедрина”

Салтыков-Щедрин вошел в русскую литературу как мастер сатиры и гротеска. По сути, он создал целую сатирическую энциклопедию русской жизни. Ярко высмеивая пороки современного общества, обличая бездушную власть и рабскую покорность простых людей, писатель, используя эзопов язык и обращаясь к жанру сказки, становится художественным новатором; звучание, композиция его сказок навсегда остались уникальными.

Темы, которые затрагивал Салтыков-Щедрин в своем творчестве можно разделить на четыре группы: тема власти, тема простого народа, тема интеллигенции и тема нравственности. Рассмотрим же их поподробнее.

Тема власти (её антинародный характер) проявляется во многих произведениях писателя, например таких, как “Медведь на воеводстве”, “Дикий помещик”, “Орел-меценат”, “Повесть о том, как…”.

В первой сказке мы видим трех Топтыгиных, посланных на воеводство в лес. Каждый из них, как и всякий порядочный медведь, и притом управитель в лесу, любил учинять кровопролития. Перед нами три разных подхода к контролю лесного порядка, три разных дороги, по которой пошли представители самодержавно-бюрократической системы. И ни одна из них не оказалась хоть сколько-нибудь полезной. Показывается противоестественность действий Топтыгина I и Топтыгина II , когда против них ополчается все живое, и даже люди. Показывается бездействие Топтыгина III, которое привело к таким же последствиям - к гибели воеводы.

Взаимоотношения власти и народа можно проследить в сказке “Повесть о том, как…”. Рабская покорность мужика и мнение генералов, о том, что мужик будет всегда рядом– вот, что составляет центр этого произведения. Показывается полная несостоятельность генералов, их беспомощность, необразованность и праздность их существования. Разве такие люди могут принести пользу России? Конечно, нет. Но и не народ, который с покорностью принимает пятак серебра и считает главным удовольствием, обязанностью порадовать своих генералов.

В основном же тема народа воплотилась в таких сказках, как известная уже нам “Повесть о том, как…”, “Коняга”, “Ворон-челобитчик”, и в какой-то степени в сказке “Медведь на воеводстве”, где изображается протест лесной “челяди” против воеводы и его новых порядков. Ополчаются все, даже такие маленькие и незаметные, как комары, что говорит о полной противоестественности правления Топтыгина, которая была упомянута чуть выше.

В сказке “Коняга” проявилась тема трудолюбия и тяжелого положения русского народа. “Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, узкогрудый, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами”. То есть коняга – это олицетворение русского мужика , который работает до полусмерти, лишь бы помещику в срок угодить. Когда идет описание природы, говорится , что “…для всех природа - мать, для него одного она - бич и истязание”, кажется, что имеется в виду то, что и сам помещик должен считаться над всеми отцом- батюшкой, а на самом деле выходит истязателем мужика.

Ворон – защитник своей правды, да и не только собственной, но и всего вороньего рода. Летит он её объявить целому миру, чтобы хоть кто-нибудь внял ему, но тут обнаруживается жестокая для народа реальность: у каждого своя правда, и у власти тоже. Салтыков-Щедрин попытался в конце сказки отобразить надежду современного общества и народа на идеальное общество, где все были бы равны, но такое практически невозможно.

Тема общества, интеллигенции немного противопоставлена теме, выраженной в вышеупомянутой сказке. Здесь в большей степени обличена покорность, безвольность, неспособность к каким-либо самостоятельным решениям. Ярко проявляется здесь и тема маленького человека, а также мечтателя об идеальном обществе, которого, в конце концов, съедают– показывается невозможность создания такового типа общественного устройства. Данная группа тем проявляется в сказках “Премудрый пискарь”, “Самоотверженный заяц”, “Вяленая вобла” и “Карась-идеалист”. Кратко определим место данной темы в каждой из этих сказок.

Человек, старающийся жить все время незаметно, лишь бы только выжить и спокойно умереть – настоящий ли это гражданин? Такое поведение можно назвать и эгоистическим, так как он живет ради себя. Писатель так поворачивает концепцию сюжета, что в конце мы действительно видим пескаря, рассуждающего на данную тему. Но это маленький человек, такая жизнь–основа его сущности, так же, как и жизнь Акакия Акакиевича, например.

В сказке “Самоотверженный заяц” проявляется тема рабской покорности интеллигенции власти – что приказали ему сделать, то он и делает, дрожа всей своей душой за то, чтобы лишь бы успеть к сроку в логово волка, заслужить его поощрения. Вобла также проповедует тихую, спокойную жизнь. Несмотря на то, что мозг ей высушило, она вдруг стала самой умной. Но, конечно, никаких умных и полезных мыслей не может исходить уже от вяленой воблы. Лозунг “Тише едешь – дальше будешь” трактуется Салтыковым-Щедриным как неправильный, исходящий от вялых и безвольных людей.

Одна из последних тем, но не самых важных в творчестве писателя – тема нравственности. Самым ярким произведением, посвященным данной тематике, является сказка “Пропала совесть”: “Пропала совесть.<…> Многие начали даже чувствовать себя бодрее и свободнее ”. Без совести, без внутренних принципов жить легко, человек не пляшет под её дудку. Можно свободно брать взятки, легко красть, пить. Но Салтыков-Щедрин в надежде на лучшее будущее России, противопоставляя всему обществу, вводит невинного ребенка в сюжет произведения, в котором будет расти совесть, и появится новый человек( тема нового, чистого человека).

Проанализировав, какие темы выделяются в творчестве писателя и какое отражение они нашли в его сказках, можно сделать вывод о том, что деление это очень непрочное, что в каждом произведении переплетаются сразу несколько тем, сочетаясь очень гармонично друг с другом. В этом и заключается особенность сказок щедрина- гармоничность, компактность. В сжатом объеме он смог уместить проблемы всего человечества, создав уникальную коллекцию сказок для взрослых и детей.




Скачать 361,7 Kb.
оставить комментарий
Дата14.05.2012
Размер361,7 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

средне
  1
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх