Бедненко Г. Б. Б38 Школа рун. Техника гадания и магический ком­ментарий icon

Бедненко Г. Б. Б38 Школа рун. Техника гадания и магический ком­ментарий



Смотрите также:
Книга Кеннет Медоуз полезна, т к...
Входе повествования рассматриваются некоторые вопросы теологии языческих учений и истории...
Отдельно стоящая техника, соло-техника...
Владимир Цыганков...
«Магический Краков», «Дрезден – древняя столица Саксонии», «Мюнхен – Легенда Баварии…»...
1. Объект и предмет теории коммуникации...
Соотношение предмета теории коммуникации с предметными областями смежных наук...
10. Физика. Химия. Механика. Техника. Трубопроводные системы...
Магический Сосуд Пьеса – сказка для взрослых в 6 действиях Иркутск...
Курс IV уровень курса Бакалавр Тип курса По выбору Семестр(ы)...
Курс III уровень курса Бакалавр Тип курса По выбору Семестр(ы)...
Микешин А. А



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
скачать
Галина Бедненко

школа



Техника гадания магический комментарий

Галина Бедненко

школа рун



v.V. ■ ■..-..,■■'.. ,-■'■-

Техника гадания и магический комментарий

Москва

иентрполигРЯФ

2006

ББК 86.4 Б38

Охраняется Законом РФ об авторском праве.

Воспроизведение всей книги или любой ее части

воспрещается без письменного разрешения издателя.

Любые попытки нарушения закона

будут преследоваться в судебном порядке.

^ Оформление художника И.А. Озерова


Бедненко Г.Б.

Б38 Школа рун. Техника гадания и магический ком­ментарий. — М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. — 358 с.

ISBN 5-9524-2087-7

Галина Бедненко, историк и мифолог, оккультистка, автор уникаль­ных разработок в области современной магической рунологии, научит вас взаимодействию с рунами. Вы узнаете силу северных богов и героев, определите направления потоков событий в вашей жизни, сможете пре­одолеть любые препятствия и использовать полученный опыт для даль­нейшего продвижения. Широкий спектр рунических комбинаций, их интерпретаций и толкований поможет вам заново ощутить ценность индивидуальности, важность таких понятий, как долг, честь и дружба. Проявленная сила рун окажет необходимую по.чошь в конкретной си­туации.

ББК 86.4

© Бедненко Г.Б., 2006
© Художественное оформление,
ЗАО «Центрполиграф», 2006
ISBN 5-9524-2087-7 © ЗАО «Центрполиграф», 2006

школа рун



^ ОСОБАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ

Всем тем, кто у меня учился, особенно Татьяне Лап­шиной, Наталье Котрасевой, Александре Волоховой и Ирине Желановой, за ценное общение и любезно пре­доставленные примеры рунотворчества. Большое спаси­бо и учебной группе Таро-клуба, сотрудничество с ко­торой оказалось для меня позитивным и незабываемым. И моя огромная признательность преподавателю Виль­нюсского университета Угнюсу Микучёнису за помощь в составлении инструкции по дротткветту.

5

^ Посвящаю Одину и Фрейе


О КНИГЕ

Скандинавская цивилизация, наравне с греко-римс­кой и кельтской, — одно из трех начал современной европейской культуры. Она дала западному человеку силу воли и решимость, фатализм и мужество принятия своей судьбы, неистовое вдохновение и удивительную магию. Ее представители — викинги (варяги) — силь­но повлияли и на становление русской государственно­сти и культуры. Мы обращаемся к источнику ее вдох­новения и мощи — мифам и рунам.

Мифы описывают не только характеры богов; они рассказывают нам об архетипах, влияющих и на нашу судьбу. Архетипы — это некие силы, приходящие не­ожиданно, силы, которые мы не можем объяснить, а ча­сто и справиться с ними. Они способны дать нам новый смысл или окунуть в безумие, ибо это то, что приходит из бессознательного. Если мы их фиксируем и называ­ем, они постепенно переходят в область сознания. Тог­да мы можем иметь с ними дело осознанно, не давая бесконтрольно «овладевать» нами. В этой книге вы по­знакомитесь с основными скандинавскими божествами,-связанными с магией и миропорядком в целом.

Руны в современной оккультной рунологии обозна­чают некие принципы мироздания. Это может быть как элемент внешней действительности, так и часть внутренней реальности человека. Важно то, что это есть, существует. Руны не описывают непонятных фантазий,

б

Галина Бедненко. Школа рун

желаний, идей, высокой (низкой) морали, сомнений, метаний; но они с большим упорством, вновь и вновь, напоминают нам о воле и поступках, силе духа и на­мерении.

С помощью этой книги вы сможете наладить контакт с руническими силами, научиться их спрашивать и по­лучать ответы, приглашать в свою жизнь и упорядо­чивать их влияние. Первая часть книги посвящена зна­комству со скандинавскими божествами, теми, под чьим покровительством и влиянием проходят изучение рун и погружение в волшебный мир Севера. Вторая часть представляет теорию и практику современной оккульт­ной рунологии и сопровождается конкретными практи­ческими заданиями, упражнениями и примерами их выполнения. Уникальные системы и приемы, изложен­ные в этой части, невозможно найти у других авторов. В третьей части книги рассказывается о групповой прак­тике, которую могут проводить все желающие, интере­сующиеся северным мифом, миром и магией. И напо­следок даны кулинарные рецепты, которые сможет опробовать в своем доме всякая мало-мальски прилич­ная хозяйка (настоящая жена викинга).

^ ВВЕДЕНИЕ В СКАНДИНАВСКУЮ ЦИВИЛИЗАЦИЮ

Цивилизация — это большое историческое сообще­ство людей с присущими только ему чертами жизни, которые сохраняются и передаются из века в век. По­тому мы можем говорить о скандинавской цивилизации народов единых или крайне близких по языку, религии, письменности, способам погребения, орнаментике и прочим чертам культуры и способам жизни. Отправной точкой отсчета будем считать первые дошедшие до нас рунические надписи на территории Скандинавии — это III век нашей эры. Концом скандинавской культуры стал XIII век, когда в Исландии записывались саги о древних временах и Эдда, но языческая религия уже

Введение в скандинавскую цивилизацию 7

сменилась на христианство, а руническая письмен­ность — на латиницу. Подверглись трансформации нравственные устои, изменилось политическое устрой­ство и образ жизни людей. Далекие морские путеше­ствия, быстрое обогащение путем грабежей или тор­говли ушли в прошлое. Только переписывание саг и стихов осталось историческим хобби в Исландии.

^ ОБЩЕГЕРМАНСКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ

Скандинавами называют германские народы, в свое время ушедшие на север, на Скандинавский полуостров. На полуострове, кроме того, жили еще финны и саамы, с которыми у германцев складывались не самые простые отношения. Но предыстория, религия и зачатки права у германских народов были общими. О континентальных германцах нам известно большей частью из трудов римс­ких историков и по археологическим данным. Римские историки бывали довольно тенденциозны: им германцы казались то грубыми варварами, то, наоборот, «более чи­стыми и правильными» по сравнению с жителями «раз­вращенного» Рима. А вот результаты археологических рас­копок становятся все убедительнее. Благодаря им мы знаем, что у германцев не было городов: селились они хуторами (семьями, отделенными друг от друга) и занима­лись земледелием и скотоводством. Отдельные участки земли были окружены земляными и каменными валами. Соседи сообща могли пользоваться пастбищами, лесами и реками, но общей пахотной земли у них не было. У гер­манцев были рабы, им выделялся участок земли, с кото­рого они платили своему хозяину частью урожая. Похо­жие порядки сохранили скандинавы на своем полуострове и в Исландии, селясь усадьбами и деля мир на одаль — свою землю, Мидгард — землю людей, Асгард —мир бо­гов и Утгард — мир всего чужого, что есть снаружи.

Мужчины отличались воинственностью. Время от времени они собирались на общие сходки, чтобы ре­шить что-либо, и обычно не расставались с оружием.

8 Галина Бедненко. Школа рун

Главной боевой силой были дружины, собиравшиеся вокруг вождя. Это были профессиональные военные. Дружины германцев легко воевали за добычу или день­ги практически с кем угодно и без всякого морального повода. Некоторые вожди нанимались в услужение к более могущественным владыкам, например римскому императору, что не мешало им время от времени бун­товать против своего господина. Вдобавок к этому гер­манцы легко собирали и всеобщее ополчение. Почти все эти военные обычаи и привычки скандинавы демонст­рировали Европе и столетия спустя. Любой правитель мог легко найти себе дружину наемников-викингов, к которым еще стекались любители приключений из разных стран, взять с ними власть, а потом броситься на поиски другой дружины, чтобы эту власть у него не отобрала первая. А мирные скандинавы время от вре­мени собирали ополчение, чтобы отбиться от «чужих викингов».

Женщины германцев пользовались репутацией вещу­ний, и к их пророчествам, когда считали нужным, при­слушивались. Германцы серьезно относились и к рели­гии, и к магии, которые смешивались и переплетались между собой. Жертвоприношение богу было безусловно магическим обрядом. А гадания совершались при стече­нии народа и с религиозным пиететом. У континенталь­ных германцев уже были руны — род магической пись­менности, использующейся как минимум для гадания. Эту графическую магическую систему германские пле­мена распространили потом по миру. Были готские руны (а готы в IV веке жили в Северном Причерно­морье), был так называемый Нортумбрийский Футорк, появившийся в Британии, куда ушли англы и саксы, и были наиболее нам известные скандинавские руны — Старший и Младший Футарк.

. Яркие события германской истории оставили свой след в мифологии как континентальных германцев, так и скандинавов. Речь идет о «Песни о Нибелунгах» и «Саге о Вёльсунгах» (вкупе с сопутствующими песнями эддических размеров). В них, среди прочего, рассказы-

Введение в скандинавскую цивилизацию

9

вается о конунге Атли — гуннском вожде Аттиле — враждовавшем с германскими племенами и разру­шившем их государства. Аттила умер после своего брач­ного пиршества. И в «Песни о Нибелунгах», как и в «Саге о Вёльсунгах», вражда племен и народов объясня­ется враждой королей и королев, а также семейными распрями.

^ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ

Мифологическая история скандинавской цивилизации рассказывает нам о переселении некоего народа, чьими богами были асы, — буквально о самих асах и об их встре­че и первой войне с богами-ванами. Асы были в большей мере небесными божествами патриархального порядка, ваны — хтоническими божествами земли, плодородия и подземного мира. Народ, чтивший асов, пришел на зем­лю ванов, и произошла война. В мифах она представля­ется как первая война в мире. Ее зачинщиками были бог Один из асов и богиня Фрейя из ванов. Оба они были бо­жествами безумия — безумия любви, вдохновения или войны. Но распря закончилась примирением и обменом заложниками между асами и ванами. Так пантеон бо­жеств постепенно обрел единство.

Что это был за народ, с чьими богами боролись (прежде чем позаимствовать их) германцы, шедшие на север, неизвестно. Вероятно, так же как и ассимиляция пантеонов, произошла и ассимиляция и смешение самих народов. Можно лишь предполагать, что германцы, по­клонявшиеся асам (а континентальным германцам неве­домы Фрейр и Фрейя: у них есть богиня Фрия, позже ставшая у скандинавов Фригг), встретили народ ванов в своем переселении по суше, а не по морю. Или же столкнулись с ними уже в самой Скандинавии, где сами поселились, соединившись брачными и другими узами с предыдущими поселенцами.

Итак, известная нам скандинавская цивилизация на­чалась с мифологической истории.

lO Галина Бедненко. Школа рун

^ ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕЛИГИЯ

Верховные боги континентальных германцев сохрани­лись и у скандинавов. Это Донар-Тор, Водан-Один, Тиу-Тюр, Фрия-Фригг. Тиу — бог неба, порядка и права — потерял часть своих привилегий, оставшись без руки в скандинавской мифологии. Он нарушил данное богами слово и поплатился за это. Донар-Тор оставался любимей­шим из скандинавских богов-асов. Водан-Один, бог воен­ного безумия, вдохновения и магии, стал воспринимать­ся как главный из богов, хотя его культ никогда не был любимым в народе. Фрия континентальных германцев пе­рестала быть в том или ином смысле богиней любви и ста­ла супругой, вещей женой, мудрой провидицей. Свои жут­кие черты Дикой Всадницы Фрия-Фригг сохранила лишь на континенте. Главной богиней любви у скандинавов стала Фрейя из ванов; добавился и бог мужской страсти — ее брат-близнец Фрейр.

Германские племена завоевывали земли Римской империи и разрушали государственные структуры, но не предлагали взамен нового общественного порядка, так что римляне на территории новых варварских коро­левств жили по своим законам, а германцы — по сво­им. Как видим, германские племена много разрушали, однако ничего своего не навязывали. Все же оставалась практически нетронутой структура и иерархия христи­анской церкви, и постепенно одно варварское государ­ство за другим на континенте переходило в христиан­ство. С помощью монотеистической авторитарной религии верховным правителям было удобно укреплять верховную власть. В результате континентальная Евро­па почти полностью оказалась христианизированной. Исключением среди германских племен оставались еще какое-то время саксы — но лишь до походов Карла Ве­ликого, до уничтожения им культового столба Ирмин-суль, символизирующего Мировое древо, и подавления многочисленных языческих восстаний саксов.

Христианство насаждалось иногда действительно раз­говорами и убеждением, иногда хитростью, а чаще — си-


Введение в скандинавскую цивилизацию 11

лой. Ошибкой язычников было то, что они считали, буд­то можно будет верить в своих богов втайне, а в Христа — на людях. Все как раз наоборот. Христианство подчерки­вает индивидуальность души человека («спасения души») и потому является по большей части религией внутренних убеждений и некоторых ментальных представлений о мире. Язычество — более материальная религия. Она го­ворит о реальном рождении, не менее реальной смерти и иногда о возрождении; здесь важны связи между людьми и связи людей с богами, землей и другими существами на этой земле. Язычество предполагает вариативность жиз­ненного выбора и жесткую этику в зависимости от приня­того решения. Тайное язычество превращается в малопо­нятное суеверие, как это и произошло по всей Европе, включая земли славян. В то же время пышное христиан­ство как массовая религия, в свою очередь, становится малоосмысленным язычеством.

^ СКАНДИНАВСКАЯ ЭКСПАНСИЯ: ТРАДИЦИОННЫЙ ВЗГЛЯД

Традиционная дата начала «эпохи викингов» — это 793 год, когда был разграблен монастырь в Линдисфар-не. А IX век ознаменовался набегами викингов на все Британские острова и на материк, колонизацией остро­вов Северной Атлантики и регионов, почти лишенных населения (Исландии, Фаррерских островов, Гренлан­дии). Возникли поселения скандинавов в Восточной Европе и в разных районах южного побережья Балтий­ского моря. Возникли торговые и политические связи с Византией и Арабским халифатом-.

Никогда скандинавы не играли в мире такую важную роль, как в эпоху викингов. Это был звездный час «скандинавской цивилизации». Скандинавы того време­ни, будь они викингами-разбойниками или преимуще­ственно торговцами и колонистами, путешествовали тогда по всему свету. Военное сословие — их высший социальный класс — было чрезвычайно агрессивным

12 Галина Бедненко. Школа рун

и мобильным одновременно, благодаря чему до поры до времени действовало в тогдашней Европе весьма эффективно. Скандинавы получили возможность зна­комиться и поддерживать постоянные отношения со множеством культур и народов — финнами, саамами, славянами, балтами, фризами, саксами. И были способ­ны приспосабливаться к любым условиям.

Причины столь внезапной и бурной экспансии были непонятны и в то время. Христианские священники, Дудо Нормандский например, полагали, что причиной является то, что «скандинавы без меры предавались из­лишествам, погрязли в распутстве и в постыдном и не­законном сожительстве со многими женщинами рожда­ли бесчисленное потомство». Проще говоря, причиной было перенаселение Скандинавии. Другие, особенно после принятия Скандинавскими странами христиан­ства, считали причиной экспансии именно язычество — потому, мол, что теперь викинги, ставшие христианами, перестали «точить зубы, как истые варвары, а теперь воспевают хвалу Господу».

Так или иначе, причин могло быть несколько. Земля была весьма скудна на пропитание. А недостаток чего-либо — кто бы его ни испытывал, один человек, семья или целая народность, — всегда вызывает стимул и жела­ние поправить дело. Причем желательно быстрым и на­глядным способом: на методичную деятельность времени нет, обычно тут лучше подходят простые и агрессивные способы. Главными побудительными мотивами викинг-ских походов (а в набеги уходили далеко не все сканди­навские мужчины) были поиски пропитания, богатства и воинской славы, то есть легкого обогащения, что наилуч­шим образом достигалось путем грабежей и мародерства. Частных причин для ухода в викинги тоже могло быть много — например, личные неприятности и нужда, кон­фликт с властями на родине.

Однако со временем (начиная где-то с 840-х годов) викинги перестают возвращаться на зиму к себе домой и продолжают колесить по Европе, находят себе уют­ное место для зимовки, иногда мирно обустраиваются

Введение в скандинавскую цивилизацию 13

на новом месте (в качестве наемных воинов — дружин­ников или торговцев) и либо зовут к себе свои семьи, либо заводят на месте новые. Скандинавы постоянно искали новые торговые базы и новые места для посе­ления. Собственно, торговые связи полуострова с ос­тальной Европой возникли еще до расцвета «эпохи ви­кингов». На морском и речном побережье Западной Европы, Англии и Балтики появилось много торговых портов, был проложен путь через Русь «из варяг в гре­ки». Соответственно, в обращении было множество разнообразных товаров, что давало еще больше возмож­ностей и стимула для грабежей и вымогательств дани.

^ ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИСТОРИИ: ТЕОРИЯ «ВЫЗОВОВ И ОТВЕТОВ»

Основоположник «цивилизационного» подхода к ис­тории А.Дж. Тойнби дал нам понятия Вызова и Ответа в истории. Вызов — это проблемы и препятствия, по­стоянные и неожиданные, природные или же человече­ского происхождения, возникающие в жизни того или иного общества. Ответ — то, как общество откликается на этот Вызов. Не только Вызовы, но и Ответы бывают разными. Потому цивилизации так непохожи друг на друга, а историческое развитие не линейно. Одни циви­лизации и культуры погибают под натиском Вызова ис­тории, другие адаптируются или выживают такой ценой, что после этого оказываются ни на что уже не способ­ны, третьи сопротивляются до последних сил или до по­бедного конца, сохраняя готовность к новым и более серьезным испытаниям. И так или иначе, любая циви­лизация имеет свой конец.

Первым Вызовом для скандинавов были достаточно бедные природные условия полуострова и достаточно холодные зимы. Можно было заниматься земледелием, пока земля не обеднеет, вырубать леса до последнего бревнышка или в некоторых областях заниматься не только скотоводством, но даже и земледелием. И все же

14 Галина Бедненко. Школа рун

кое-что полезное в этой земле было, например железо и медь. Металлы добывали и делали полезные предме­ты. Также хотя пищи на этой земле мало, но пушные звери водились. И скандинавы начали вскоре бойко торговать, не гнушаясь грабежом и сбором дани с жи­вущих еще севернее саамов или с финнов.

Вторым Вызовом для скандинавов было море. Почти со всех сторон полуостров окружает море, и вдобавок по всей земле текут средние и маленькие речушки. Ес­тественно, это привело к развитию рыбного промысла и речного и морского судоходства. В этом скандинавы превзошли современные им народы. Они основывали крупные и мелкие торговые базы и города по всем близким морским побережьям. Так, пролагая новые водные пути и торгуя, скандинавы успешно ответили на первый и второй Вызовы своей среды обитания.

Сама же Европа пребывала в политическом расстрой­стве. Государства были слабые и постоянно враждовали друг с другом. У самих скандинавов дела обстояли не лучше, но Скандинавия была далеко, и в ней самой брать и грабить было нечего (разве что перераспределять награбленное). И викинги стали катализатором процес­сов, и без того ослаблявших Европу. Они сами стали Вызовом для Европы. Помогали — за плату, разуме­ется, — всем правителям, которые этого хотели, брали дань за ненападение, вступали в локальные войны на той или другой стороне, становились дружинниками при византийском императоре, занимали должности при различных дворах, временами дрались друг с другом и всегда, всегда были более или менее опасными для ок­ружающих.

Перед лицом «викингской напасти» европейские госу­дарства были вынуждены начать спешно что-то делать и придумывать: укреплять страну, бороться с разбойниками руками других разбойников, пытаться их «приручить», в конце концов. В'той или иной мере это удалось. Набеги викингов редко оказывались нападением одного государ­ства на другое. В этих разбоях и нападениях не было по­стоянства и целенаправленности. Аскандинавы-поселен-

16 Галина Бедненко. Школа рун

Однако на этот Вызов язычества христиане отклик­нулись своим Ответом. Началась религиозная, идео­логическая экспансия христианства в Скандинавию. И этот Ответ оказался в результате успешным. Герма­но-скандинавское язычество накопило достаточно сил лишь к XX веку, чтобы хоть как-то возразить христиан­ству, и то в настоящее время это происходит большей частью вдали от «исторической родины».

языческий ритуал во славу Одина, когда спина жертвы вскрывается, ребра загибаются наружу и вытаскиваются легкие, так что изувечен­ное туловише напоминает орла. Это настоящий литературный садизм, хотя и привлекающий многих: есть о чем поговорить с девушками на вечеринках. Вообще, надо сказать, «современные викинги» рассказы­вают своим подругам огромное количество псевдоисторических — и обязательно жестоких — историй о викингах (например, о том, что делали викинги с неверными подругами).

17

Часть первая

^ ЗНАКОМСТВО СО СКАНДИНАВСКИМИ БОЖЕСТВАМИ

Глава 1

ОДИН - БОГ ВДОХНОВЕНИЯ, МАГИИ И БЕЗУМИЯ БИТВЫ

Один — верховный бог скандинавской мифологии. У западных германцев был бог Вотан (Водан), и у север­ных германцев, в Скандинавии, его образ получил даль­нейшее развитие. Этимология имени Один (Водан) говорит о возбуждении, вдохновении, экстазе, иначе говоря, особом измененном состоянии сознания.

Римский историк Тацит соотносил Водана герман­цев с римским богом Меркурием — проводником бо­гов и людей, посланцем богов, единственным непод­земным богом, который мог переступать порог царства мертвых, покровителем плутов и хитрых преступников. Среда — день Меркурия — была также и днем Вотана. В английском языке среда буквально так и называ­ется — Wednesday. Водан — носитель магической силы. Его почитали среди саксов, готов, франков, англов, вандалов. В поздних немецких легендах Водан стал предводителем Дикой Охоты — душ мертвых, особен­но мертвых воинов.

В дошедших до нас, то есть довольно поздних (VIII— XI вв.), источниках по "Скандинавской мифологии Один — глава скандинавского пантеона, первый и глав­ный ас. Его отцом был Бор («Порожденный»), сын Бури («Создателя» — деда Одина по отцу). Бор взял в жены

18 Галина Бедненко. Школа рун

великаншу Бестлу («Супругу»), дочь Бельторна («Острия беды» — деда Одина по матери), которая родила ему трех сыновей: Одина, Вили («Воля») и Be («Сакральная ограда», по одним прочтениям, или «Жрец» — но дру­гим). Таким образом, рождаются три сына: Вдохно­вение, Воля и Граница. Они-то как движущие силы и определяют миропорядок.

Один — «отец богов» (других божеств из рода асов), но чаще по старшинству в иерархии, чем по крови. С Фригг он породил сына Бальдра (и возможно, Хермод был так­же рожден в законном браке), а в любовных связях с Ринд и Грид — сыновей Вали и Видара. Однако Тор если и счи­тается сыном Одина, то, скорее, по своей подчиненной роли, а не в буквальном понимании. Тор — сын Ёрд, Зем­ли-матери; и хотя мы можем предположить, что один из демиургов вступил в священный брак с Землей и от него родился сын, но в поздней скандинавской мифологии у Одина и Тора далеко не те отношения, что бывают у ро­дителей даже со взрослыми сыновьями.

Одину служат хтонические звери — вороны и волки. То, что зооморфных спутников у бога по двое, может наводить на мысль о связях с древним близнечным куль­том германцев, но сказать что-либо точнее трудно. Име­на воронов — Хугин и Мунин, «Думающий» и «Помня­щий» (или «Мысль» и «Память»). Вороны отражают вещую, провидческую, колдовскую природу Одина. Имена волков — Гери и Фреки, «Жадный» и «Прожор­ливый». Архетип волка в мифологии индоевропейцев связывается с мужскими братствами, военными или пре­ступными, а также имеет отношение к брачной и эро­тической обрядности. Тут волки соответствуют роли Одина как воина и как преступника, а возможно, и как соблазнителя великанш и других женщин. Особые чер­ты имеет и его восьминогий конь Слейпнир («Скользя­щий»). Это шаманский конь, переносящий всадника в разные миры, аналог шаманского бубна. Восьминогий конь — характерный дух-помощник у многих народов, всегда связанный с экстатическими переживаниями. Этому образу соответствует руна Старшего Футарка

Знакомство со скандинавскими божествами 19

Эваз, символизирующая коня и проявляющая значение правильного ритма. На коне Слейпнире сын Одина Хер-мод (более н^где, кроме этого сюжета, не фигу­рирующий) скачет в царство мертвых Хель вызволять Бальдра. Он пользуется методом Одина, чтобы попасть в другой мир и вернуться обратно.

Один выступает под многочисленными именами и прозвищами: Альфёдр («Всеотец»), Хар («Высокий»), Игг («Страшный»), Гримнир («Скрывающийся под маской»), Хрофт, Херьян («Воитель», глава эйнхериев), Харбард («Седая борода»), Хникар и Хникуд («Сеятель раздоров»), Херран и Херьян («Вождь войска»), Бивлинди («Потряса­ющий щитом»). Он часто меняет обличья (так называемые «хамингья»). Живет в Асгарде (обиталище богов-асов), в небесном жилище Валаскьяльв или Гладсхейм, крытом серебром, где восседает на престоле Хлидскьяльв.

^ ОДИН — ВЕРХОВНЫЙ БОГ АСОВ

Процесс превращения Додана (Одина) из бога — страшного волхва и лукавого провидца в верховного небесного бога окончательно произошел уже в Сканди­навии, после переселения туда германских племен. Здесь Один оставил заметные следы в топонимике, глав­ным образом в названии водоемов и гор, потому что вода тесно связана с миром духов, магией и предсказа­ниями, а горы — естественные сакральные места сами по себе (возвышенности всегда кажутся более важными). В Младшей Эдде метафорически говорится по этому поводу: «Одину и жене его было пророчество, и оно открыло ему, что его имя превознесут в северной части света и будут чтить превыше имен всех конунгов»1.

В мудрости Одина теперь появляется не только экста­тическое (шаманское), но и интеллектуальное начало, некое структурное восприятие мира. Один — боже-

1 Видение Гюльви // Стурлусон С. Младшая Эдда. М.: Ладомир, 1994. С. 13.

20 Галина Бедненко. Школа рун

ственный тул, то есть знаток преданий, мифических ка­талогов, сам себе жрец. Один соревнуется в мудрости с великаном Вяфтрудниром и побеждает. Это знание ис­тинной стороны вещей теперь отличает его от Локи, его двойника. Став верховным асом, Один отрицает свою темную хаотическую, хтоническую половину — Локи, трикстера «без границ».

^ БОГ — ТВОРЕЦ МИРА И ЛЮДЕЙ

Один вместе с другими «сынами Бора» участвует в поднятии земли и устройстве Мидгарда. Некоторые ис­следователи смотрят на соучастие Одина с Вили и Be (о которых как о богах больше ничего не понятно) в этих великих деяниях как на разные проявления одно­го и того же Одина. Но я бы опасалась сводить Одина непременно к триединому божеству (как в христиан­стве). Хотя в Младшей Эдде Один уже выступает как тройное божество: «И приведший его отвечает, что на самом низком из престолов сидит конунг, а имя ему — Высокий. На среднем троне сидит Равновысокий, а на самом высоком — Третий». Но мы можем предполо­жить, что речь идет как раз об Одине, Вили и Be, а вовсе не об аналоге христианской троицы. Как пра­вило, в язычестве, если у бога три стороны/головы/ ипостаси, то известно, к какой относится каждая. На­пример, к трем мирам — земному, подземному и не­бесному (или водному), как у Гекаты в греческой ми­фологии или у Триглава в славянской. Это тем более логично, если учесть, что в данном отрывке из «Виде­ния Гюльви» Один (а значит, и его братья) выступает именно как устроитель миропорядка вещей, то есть создатель, творец мира.

Известно также, что в составе троицы асов, вместе со своими братьями Вили и Be (или Хёниром и Лодуром по другой версии), Один находит и оживляет древесные прообразы первых людей Аска и Эмблу.

Знакомство со скандинавскими божествами 21

БОГ-ВОИН

Один — покровитель воинских союзов и инициации, бог военной магии и боевого исступления, божество бер-серков, теряющих разум от свиста стрел и лязга мечей. Копье (не дающий промаха Гунгнир) — символ военной власти и военной магии — постоянный атрибут Одина. Не боец, как Тор, и не стратег, как Тюр, он — само сти­хийное начало, безумие и случайность битвы.

Как бог мужской магии, он принимает участие в го­мосексуальных ритуалах внутри воинского братства. В патриархальных обществах, в мужских военно-маги­ческих братствах, занимающихся своими, сугубо мужс­кими, делами вдали от дома (или вблизи него, но не имея возможности вести упорядоченную половую жизнь с женщинами), бытовал гомосексуализм. Он был вынуж­денный и сакральный одновременно.

Одно из обиталищ Одина — чертог, в котором он собирает павших воинов, — Вальгалла. «И еще зовут его Отцом Павших, ибо все, кто пал в бою, — его прием­ные сыновья. Им отвел он Вальгаллу и Вингольв, и зо­вут их эйнхериями»'.

8

Гладсхейм — то пятый, там золотом пышно Вальгалла блещет; там Хрофт собирает воинов храбрых, убитых в бою.

9

Легко отгадать, где Одина дом, посмотрев на палаты: стропила там — копья, а кровля — щиты и доспехи на скамьях.-

1 Видение Гюльви // Стурлусоп С. Младшая Эдда. М.: Ладомир. 1994. С. 39-40.

22 Галина Бедненко. Школа рун

10

Легко отгадать, где Один а дом, посмотрев на палаты: волк там на запад от двери висит, парит орел сверху1.

Воины в Вальгалле едят мясо вепря по имени Сэх-римнир. Андхримнир — имя повара, а котел зовется Эльдхримнир. Эйнхерии — лучшие из лучших среди погибших воинов, те, кого приветил у себя Один. Они сражаются, но воскресают вновь, едят одного и того же вепря2, но он опять цел. Эта неизменность — также признак загробного мира. И так будет до Последней Битвы. Сам Один не ест мяса Сэхримнира: в Вальгалле он вообще ничего не ест, только пьет вино. Это подчер­кивает его инобытие.

Бог воинов, Один является и богом победы, и богом поражения одновременно. Ведь даже когда обе стороны молятся одному и тому же божеству перед битвой (что бывало частенько), то одна все равно выиграет, а дру­гая проиграет.

22

...Ты удачи в боях не делил справедливо, не воинам храбрым, но трусам победу нередко дарил ты3.

Один — это удача в битве или ее отсутствие. Потому он сам,-лишенный сил и своей удачи, погибает в По­следней Битве.

' Речи Гримнира // Старшая Эдца. М., СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 84-85.

2 Образ вепря вообще часто связан с загробным миром, смертью
и бессмертием у индоевропейских народов.

3 Перебранка Локи // Старшая Эдда. М., СПб.: Азбука-классика,
2001. С. 127.

Знакомство со скандинавскими божествами 23

БОГ-КОЛДУН

Один — бог-колдун или шаман. Он приносит сам себя в жертву: пронзенный собственным копьем, девять дней висит на Мировом Древе Иггдрасиль. После чего утоляет жажду священным медом из рук деда по матери и поднимает руны — носители мудрости. Это «жертво­приношение» сродни шаманской инициации, а за ней следует колдовское обучение других:

138

Знаю, висел я в ветвях на ветру девять долгих ночей, пронзенный копьем, посвященный Одину, в жертву себе же, на дереве том, чьи корни сокрыты в недрах неведомых.

139

Никто не питал, никто не поил меня, взирал я на землю, поднял я руны, стеная их поднял — и с древа рухнул.

140

Девять песен узнал я

от сына Бёльторна,

Бестли отца,

меду отведал

великолепного,

что в Одрёрир налит.

141

Стал созревать я и знанья множить, расти, процветая;

24 Галина Бедненко. Школа рун

слово от слова слово рождало, дело от дела дело рождало1.

Мировое Древо носит имя Иггдрасиль — буквально «конь Игга», в то время как Игг — одно из имен Одина. Оно исполняет роль космической опоры, или своеобраз­ной матрицы, организующей сотворенный порядок в про­тивовес изначальному хаосу. Таким образом, на нем дер­жится весь мир, точнее, все миры. Дерево их соединяет (как дорога) и разъединяет (границами) одновременно. И Один, странствующий по различным мирам, использу­ет ясень Иггдрасиль как опору для своего путешествия, как коня или как путь. Так же путешествуют шаманы до сих пор. Иггдрасиль — это и Древо Познания для Одина. Здесь Один принес себя в жертву, пронзив себя собственным ко­пьем, дабы познать священные руны. Приобретает Иггдра­силь в этой истории и значение Древа Жизни и Смерти.

Деятельность Одина — колдуна и провидца опасна и для него самого. Метафорически это выражено в «Ре­чах Гримнира»:

20

Хугин и Мунин над миром все время летают без устали; мне за Хугина страшно, страшней за Мунина, — вернутся ли вороны!2

Другими словами, неизвестно и страшно, вернутся ли мысль и память к колдуну и шаману после его путеше­ствия между мирами. Шаманский характер имеет и поез­дка Одина в Хель, где он пробуждает вёльву (пророчицу), спящую смертным сном, и выпытывает у нее судьбу бо­гов. В «Прорицании вёльвы» Старшей Эдды есть намек на

1 Речи Высокого // Старшая Эдда. М., СПб.: Азбука^классика,
2001. С. 65—66.

2 Речи Гримнира // Старшая Эдда. — М., СПб.: Азбука-класси­
ка, 2001. С. 86-87.

Знакомство со скандинавскими божествами 25

то, что Один отдал свой глаз великану Мимиру за муд­рость, содержащуюся в его медовом источнике. Фрейя Асвинн, известная современная исследовательница рун и идеолог скандинавского неоязычества, полагает, что отдан был правый глаз, связанный с левым полушарием мозга. Это было принесение логики в жертву ради интуиции.

^ БОГ — ПОКРОВИТЕЛЬ СКАЛЬДОВ

Один в образе человека Бёльверка («Злодея») добыл возбуждающий поэтическое вдохновение мед поэзии у великанов, а затем отдал его асам и людям, умеющим хо­рошо сочинять стихи. Поэтому он — покровитель скаль­дов, а поэзия зовется «добычей Одина» или «находкой Одина». Один также именуется Богом Ноши, потому что его «ноша» — это мед поэзии. Наравне с Вальгаллой, чер­тогом воинов, у Одина как скальда, певца и поэта тоже есть отдельная обитель. Чертог этот находится под водой, иначе говоря, в неких глубинах бессознательного. Там он восседает с богиней Сагой. И очевидно, пьет мед поэзии.

7

Четвертый — то Сёкквабекк, плещут над ним холодные волны; там Один и Сага пьют каждый день из чаш златокованых1.

^ БОГ-ПРОВОКАТОР, ЗАЧИНЩИК РАСПРЕЙ, ТРИКСТЕР И ПОМОЩНИК ПРЕСТУПНИКАМ

Любовь к коварным розыгрышам и злым выходкам кроется в первичной природе Водана-Одина. Она была свойственна и Меркурию, тому, с кем германцы времен

1 Речи Гримнира // Старшая Эдаа. М., СПб.: Азбука-классика, 2001. С. 84.

26 Галина Бедненко. Школа рун

Тацита видели сходство своего бога. Это черты, прису­щие психологии трикстера, шутника, злодея и жертвы. Всем подобным персонажам, как и Одину, свойственны также способность изменять свой облик и подвержен­ность разного рода мучениям.

Один, по-видимому, инициатор первой войны (вой­на между асами и ванами): он бросает свое не знающее промаха копье Гунгнир в войско ванов (хотя иногда за­чинщицей войны считают Фрейю, прикинувшуюся кол­дуньей по имени Власть Золота). Он провоцирует то, что все равно назревало и должно было свершиться. Конфликт коренных богов — ванов и пришлых — асов был неизбежен.

Известно, что мифология нацизма, уже сравнитель­но современной нам идеологии, вдохновлялась норди­ческими скандинавскими истоками. И это подмечает непосредственный современник тех событий, К.Г. Юнг:

«Вотан исчез, когда пали его дубы, и появился вновь, когда Христианский Бог проявил слабость, не сумев спасти Христианский мир от братоубийственной бойни. Когда Святой Отец в Риме оказался способен только на то, чтобы бессильно оплакивать перед Богом судьбу «разделенной паствы», одноглазый старый охотник на опушке германского леса смеялся и седлал Слейпнира.

Мы прочно убеждены в том, что современный мир — это разумный мир; наше мнение основывается на эко­номических, политических и психологических фак­торах. Но если бы нам удалось хотя бы на мгновение забыть о том, что мы живем в 1936 году по Рождест­ве Христовом, отвлечься от нашей благонамеренной, слишком человеческой рассудительности и, сняв ответ­ственность за современные события с человека, возло­жить ее на Бога или на богов, мы обнаружили бы, что именно Вотан как нельзя лучше подходит для гипоте­тического виновника.

...В целом этот феномен можно определить словами «захваченность», «одержимость» (Ergriffenheit). Употреб­ление этих слов предполагает, что существует не только

Знакомство со скандинавскими божествами 27

«захваченный» («одержимый»), но и тот, кто «захваты­вает», «держит». Вотан — это «захватчик» людей...

Разум, находящийся все еще в состоянии инфантилиз­ма, мыслит богов как метафизические, живущие собст­венной жизнью сущности или же рассматривает их как несерьезные или суеверные выдумки. С любой из этих двух точек зрения параллель между «возродившимся» Во­таном и социальной, политической, психологической бу­рей, сотрясающей ныне Германию, может выглядеть по меньшей мере как притча»1.

В «Песни о Харбарде» Старшей Эдды Один представ­лен умным и злым насмешником, который, сидя в лодке, издевается над Тором, стоящим на берегу и желающим переправиться через реку. Один с ним долго препирается и в конце концов отказывает в помощи. В этом видится символический смысл. Река в мифологическом созна­нии — если ее надо перейти — всегда является суще­ственной преградой. Она разделяет два мира, «этот» и «тот». Не случайно в практиках осознанных сновидений есть специальная задача — переплыть, перейти, любым способом перебраться через реку. Иногда считается, что это способность восприятия как левополушарного, так и правополушарного. Один может побывать и на одном бе­регу, и на другом, а также быть проводником. Тор, в от­личие от Одина, безнадежно посюсторонний, земной и левополушарный. Именно на этой своей стороне он мо­жет защищать мир богов и людей. И потому крушит голо­вы великанам и великаншам, не разбирая правых и вино­ватых. В перебранке с Тором Один также хвастается тем, что соблазнял «наездниц ночных» — ведьм, а Тор — что убивал их. Один стыдит Тора, что тот воюет с женщина­ми. Тор оправдывается, что это не женщины, а настоящие волчицы, что они сами на него нападали. Впрочем, тут Один, в насмешку над Тором, вообще противопоставля­ет любовные подвиги военным.

1 Юнг К.Г. Вотан // Юнг К.Г. Юнг о современных мифах / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. М.: Практика. 1994. С. 218—220.

28 Галина Бедненко. Школа рун

Одина как трикстера нельзя рассматривать без его «злодейской» половины — Локи. В «Перебранке Локи» всем уже становится понятно, что Локи не уйдет с пира невредимым, и об этом ему прямо говорят, но он продол­жает чинить распрю и ругать богов. Он доводит конфликт до развязки — так же как это делал Один. Кроме всего прочего, Один в сагах оказывается другом и помощником различным преступникам. Военное братство Одина обыч­но противопоставлено кровной семье и родовой общине. Потому не случайно преступники в миру, в общине, ухо­дили в дружины под предводительство Одина. Там они получали помощь, побратимство и поддержку. Хотя надо сказать, что Один разрушал и побратимство. «Один — плохой друг», — сказано в «Саге об Одде-Стреле».

^ СПУТНИК ВЕДЬМ И УЧЕНИК ФРЕЙИ

Фрейя — богиня любви, красоты, а также превраще­ний, трансформации и магии ванов, называемой «сейд». Тому, что она умела, она научила Одина. Это считалось низшим колдовством: его участники вели себя не как положено их полу или вообще приличному человеку. Может быть, предавались безудержному разврату, а мо­жет быть, считалось, что они умеют превращаться в зве­рей и птиц... достоверно нам неизвестно. Эта смена об­личий и масок, нарушение границ и экстатические состояния близки природе Одина. Потому он и в мифо­логии перенимает эти умения.

24

А сам ты, я слышал,

На острове Самсей,

Как ведьма, бил в барабаны,

Жил, ворожея,

У людей в услуженье, —

сам ты, бабоподобный муж1.

1 Перебранка Локи / Пер. В. Тихомирова // Старшая Эдяа. Кор­ни Иггдрасиля. М.: Терра, 1997. С. 77.

Знакомство со скандинавскими божествами 29

Благодаря этой магии он мог предвидеть будущее и насылать смерть, несчастья и болезнь. Но это колдов­ство, по мнению известных нам авторов (того же Снор-ри Стурлусона), предполагало такую «низость», что люди не прибегали к нему «без стыда». Сейд оставался для жриц и их богинь. Видимо, этот вид магии был су­губо женским и считался недостойным мужчины.

Иногда полагают, что Од — муж Фрейи и Один — это одно и то же лицо. Од — тоже поэт и странник. И когда он уходит, слезы оплакивающей его Фрейи ста­новятся золотом или янтарем. Так или иначе, их союз с Одином — не постоянный.

Глава 2





оставить комментарий
страница1/13
Дата14.05.2012
Размер4,23 Mb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх