Автореферат разослан «23» апреля 2012 года icon

Автореферат разослан «23» апреля 2012 года



Смотрите также:
Автореферат разослан 27 апреля 2012 г...
Автореферат разослан "11 " апреля 2012 г...
Автореферат разослан 27 апреля 2012 г...
Автореферат разослан 28 апреля 2012 г...
Автореферат разослан февраля 2012 года...
Автореферат разослан 3 февраля 2012 года...
Автореферат разослан января 2012 года...
Автореферат разослан 2012 года...
Автореферат разослан «20» апреля 2012г...
Обзор тендерной информации за 18. 04. 2012...
Автореферат разослан «24» февраля 2012 г...
Автореферат разослан «15» февраля 2012 г...



скачать


На правах рукописи


Головина Наталья Владимировна




ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ РЯЗАНСКО-МУРОМСКОЙ ЕПИСКОПИИ XIV-XVII ВВ.


07.00.09 – Историография, источниковедение и методы исторического исследования


А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук


Нижний Новгород – 2012




РАБОТА ВЫПОЛНЕНА В ФГБОУ ВПО «РЯЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.А.ЕСЕНИНА»

Научный руководитель

доктор исторических наук, профессор

Севастьянова Алла Александровна


Официальные оппоненты:
^

Боярченков Владислав Викторович,


доктор исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Рязанский государственный радиотехнический университет»,

профессор кафедры истории и философии,
^
Морохин Алексей Владимирович,

кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»,

доцент кафедры историографии и источниковедения


^ Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина»

Защита состоится «24» мая 2012 года в 13 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.162.06, созданного на базе ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет» по адресу: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Ильинская, 65, корпус 5, аудитория 202.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет»

Автореферат разослан «23» апреля 2012 года.


Ученый секретарь

диссертационного совета Гребенюк А.В.
^

Общая характеристика работы


Актуальность темы исследования обусловлена, в первую очередь, необходимостью рассмотрения исторических материалов рязанского церковного происхождения в современном контексте. В современный период в связи с очевидными изменениями в политической практике и общественном восприятии роли и места Русской православной церкви вопрос изучения источниковой базы ее истории, в том числе региональной, стал весьма актуальным. Рубеж XX и XXI веков характеризуется новыми, в определенном смысле – иными, церковно-государственными отношениями. Все это способствует тому, что церковная (и региональная церковная) история сейчас представляет собой обширное поле научных изысканий. Это тем более верно для источниковедческого аспекта подобных исследований.1

В русле регионального источниковедческого изучения видится и постановка вопроса избранной в настоящем диссертационном исследовании проблемы. Многовековая история российской церкви прошла несколько сложных и противоречивых этапов в развитии с момента становления до настоящего времени. Период XIV-XVII веков стал фундаментом для последующего развития церковно-религиозного аппарата государства. Это время было важным в социально-экономическом, политическом и идеологическом отношениях в истории одной из крупных самостоятельных епархий Северо-Восточной Руси – Рязанской.

Ввиду неизученности многих источников или отсутствия должного внимания в отношении отдельных, уже известных науке источников, исследование большинства вопросов истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков становится затруднительным. Это актуализирует тему для ее более детального источниковедческого рассмотрения в настоящее время. Освещение картины информативно-источниковедческого состояния проблемы и степени ее историографического освоения является основой настоящего диссертационного исследования.

Как показывают источники, начальный период истории Рязанско-Муромской епископии ознаменовался расширением ее территории, ведением борьбы за обращение в христианство соседнего языческого населения татар и мордвы. Существенную роль в этих процессах играло местное духовенство, во многом определявшее политическую и экономическую жизнь своего региона. Активная хозяйственная деятельность, проводимая монастырями и другими крупными духовными корпорациями Рязанско-Муромской епископии в XIV-XVII веках, позволяет говорить об их исключительном положении в системе феодальных отношений средневековья.1 Многие факты из жизни наиболее крупных региональных духовных корпораций (таких, как Троице-Сергиев, Соловецкий, Кирилло-Белозерский монастыри), чья история была связана с событиями общегосударственного масштаба, в научной литературе часто становились основой для проведения разносторонних исследований, включая источниковедческие. При этом в историографии не отражены исторические и источниковедческие реалии других, менее крупных, церковно-религиозных организаций, в частности, входящих в состав Рязанско-Муромской епископии.

Таким образом, до настоящего времени остаются значительные пробелы в изучении источниковедения рязанских духовных корпораций XIV-XVII веков, что подчеркивает актуальность данного исследования.

^ Объектом диссертационного исследования являются исторические источники и их сведения по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков.

Предметом исследования является информация исторических материалов по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков о ее формировании, функционировании, характере и особенностях развития в обозначенный отрезок времени.

^ Хронологические рамки исследования охватывают период с XIV по XVII век. Нижней временной границей является XIV век, поскольку именно к этому времени относится становление Рязанско-Муромской епископии как определенной и постоянной организационной системы. В этот период отмечается появление самых ранних рязанских актов – одной из основных групп источников по теме, что является немаловажным, учитывая проблему рязанского летописания. Верхним хронологическим рубежом следует считать XVII век. После Смуты трансформировалась система землевладения, что, как следствие, привело к изменению источниковой базы и возникновению целого пласта новых исторических материалов, касающихся и церковных поземельных отношений и налогообложения (писцовых книг, окладных книг, земельных актов). Вместе с тем, именно этот исторический материал, созданный в XVII веке, содержит значительный массив информации о более раннем времени, что определяет его первостепенное значение в изучении вопросов, относящихся к XIV-XVI столетиям.

^ Цель диссертационного исследования состоит в выделении ключевых особенностей источниковедческой базы изучения истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков; в выявлении и критическом осмыслении информации источников по данной проблеме.

Реализация поставленной цели возможна при постановке и решении следующего круга задач:

– систематизировать известные науке письменные памятники (включая историографические) по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков;

– проанализировать сведения источников о формировании, функционировании, характере и особенностях развития Рязанско-Муромской епископии в обозначенный отрезок времени;

– выявить информационный потенциал актовых материалов как наиболее обширной группы источников по обозначенной тематике;

– определить специфику документов, отразивших важнейшие события в истории Рязанско-Муромской епископии средних веков;

– путем сравнительного анализа сведений письменных памятников выяснить значение последних для определения очередности пребывания на кафедре рязанских владык, а также для оценки их роли в истории епископии;

– изучить и оценить информацию источников об особенностях хозяйственно-экономических аспектов истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков.

^ Степень изученности темы. Специальных работ, изучающих исторические источники по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков, до настоящего времени не было. Историография темы, в целом, не столь богата исследованиями. Обнадеживающим является тот факт, что в течение последних двух столетий историческая наука накопила объемный общероссийский историографический и источниковедческий материал, содержащий данные и для изучения вопросов средневековой истории Рязанского края и Рязанской епархии.

Впервые интерес к изучению региональной истории и ее отдельных сторон, включая церковно-религиозную, возник во второй половине XVIII века. Однако в дореволюционной историографии исследователями не были поставлены задачи анализа исторических документов, касающихся истории формирования и функционирования системы церковного управления, а также изучения происхождения многих церковных источников.

Факты ранней истории Рязанско-Муромской епископии рассматриваются В.Н.Татищевым в «Истории Российской»1. В этом труде автором приводится ряд сведений (не известных другим историкам и, в этой связи, вызывающих давние научные споры об их достоверности) относительно назначения первого епископа Рязанско-Муромской епископии Арсения в 1198 году и о других важнейших событиях в последующей истории епархии.

В середине XIX века в дореволюционной историографии возрастает интерес к региональной церковной истории.2 Развитие получило новое направление в изучении истории Рязанско-Муромской епископии средних веков – первичная публикация исторических источников по указанной тематике. Большой вклад в региональное источниковедение был внесен уникальным ранним изданием «Древних актов и грамот Рязанского края» А.Н.Пискарева3, который во время ведения научно-исследовательской работы в Рязани собрал и впервые опубликовал 60 документов XIV-XVIII веков; подавляющее большинство из них относится к истории Рязанско-Муромской епископии. Введение в научный оборот новых источников неизбежно должно было привлечь внимание к самой теме. Издание Пискарева дало новый импульс к изучению истории Рязанско-Муромской епископии средних веков.

Важным в этом отношении представляется вышедший в свет десятилетие спустя серьезный труд архимандрита Макария «Сборник церковно-исторических и статистических сведений о рязанской епархии».1 В нем на основе различных исторических источников (документов церковного характера, Синодиков, а также рязанских актов и грамот) прослежена череда пребывания на кафедре рязанских епископов, архиепископов и митрополитов, приведены некоторые исторические сведения и фактический материал о времени основания, игуменах, вотчинах монастырей и церквей епархии.

Ранние научные исследования по истории Рязанского княжества и епархии существенно дополняются трудами по общероссийской истории церкви, которые, так или иначе, затрагивают отдельные вопросы рязанской церковной истории. Наиболее значимыми здесь являются: «Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви» П.М. Строева2; «Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи» В.В. Зверинского3, составленный в виде алфавитного справочника с историческим описанием свыше 2 000 монастырей на территории государства, включая рязанско-муромские; а также «История Русской церкви» митрополита Макария (Булгакова)4 и «История Русской церкви» Е.Е. Голубинского5.

В конце XIX века было издано несколько важных трудов по истории Рязанского края, которые также привлекались в ходе исследования. Одним из них является «История Рязанского княжества» Д.И. Иловайского6, где затронута и проблема епархии.

Изучение истории Рязанско-Муромской епископии в дореволюционный период происходило и на «местном» уровне, силами исследователей-уроженцев Рязанского края. В 1820, а затем в 1822 годах учителем 1-ой мужской рязанской гимназии Тихоном Воздвиженским были опубликованы «Историческое обозрение Рязанской иерархии…»1 и «Историческое обозрение Рязанской губернии…»2, ставшие первыми исследованиями на эту тему. Значительное число рязанских актов, привлекаемых автором, в настоящее время не обнаружено, что вызывает очевидный источниковедческий интерес к этим работам. Направление работ Т. Воздвиженского по собиранию и первичной публикации документов по рязанской церковной истории стало ведущим в трудах других авторов позднее. Важным шагом в изучении истории Рязанско-Муромской епископии стало опубликование И.В. Добролюбовым «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии…»3, вышедшего в середине 80-х годов XIX века. Основными источниками автора стали окладные и приправочные книги, а также подлинные писцовые книги и книги епархиальных исходящих бумаг. Тогда же И.В. Добролюбовым были опубликованы исследования по истории монастырей Рязанской епархии, которые имели основы источниковедческого подхода в изучении истории этих духовных корпораций средних веков.4

После 1884 года центром изучения местной истории становится Рязанская ученая архивная комиссия (далее – РУАК). В выпуске Трудов РУАК (далее – ТРУАК) за 1887 год А.П. Доброклонским были опубликованы книги описные казенные 1722 года Солотчинского монастыря.1 В этом же издании можно обнаружить и «Избранные публикации по Солотчинскому монастырю» А.В. Селиванова2, что говорит о начале введения в научный оборот документов из архива крупнейшей духовной корпорации на территории Рязанско-Муромской епископии.

В 1889 году о. Иеронимом Алякринским (Иваном Стефановичем Алякринским) были опубликованы «Рязанские достопамятности»3 – исследование, в основу которого легли многие актовые документы по истории Рязанской епархии XIV-XVII веков. В 1890 году на страницах Трудов РУАК были размещены «Дополнительные о Рязанской епархии сведения»4 этого же автора, дающие краткий, но содержательный очерк по истории Рязанско-Муромской епископии, начиная с XII века. Труды Алякринского ценны не только в историографическом отношении, но и имеют важное источниковедческое значение, поскольку многие из источников, использованных автором, до нашего времени не сохранились.

Таким образом, досоветская историография заложила первичную базу научного исследования истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков на основе известных в тот период исторических источников. Труды XVIII, XIX, начала XX веков внесли большой вклад в изучение и частичную публикацию многих важных документов по обозначенной теме.

По-другому обстояло дело с изучением в советской историографии местной церковной истории в целом и ее источниковедческого аспекта, в частности. Долгое время (в советскую эпоху) этот вопрос практически не исследовался. Изучались, как правило, аспекты церковной истории, касающиеся характера землевладения и налогообложения наиболее крупных духовных корпораций на территории всего государства, а также положение зависимого населения, проживавшего на церковных землях. Вместе с тем, такого рода исследования были основаны на большой группе земельных актов и других, схожих по происхождению, источниках, что свидетельствует об источниковедческом подходе в рассмотрении подобных тем.

К ранней советской историографии, частично затрагивавшей общие вопросы Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков, можно отнести труд Д.Д. Солодовникова «Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины»1, изданный в 20-х годах XX века Обществом исследователей Рязанского края. В работе Д.Д. Солодовникова прослеживается определенная преемственность с историографией дореволюционного периода – перечень источников, используемых автором, схож с привлекаемыми в исследованиях конца XIX века документами: начинается рукописной Псалтырью, в которой упоминается о заложении в 1095 году города Переяславля Рязанского, и включает более поздние платежные, писцовые и переписные книги XVI-XVIII веков. В 30-е годы XX века было продолжено библиографическое направление и осуществлялось обобщение библиографии по истории Рязанского княжества. В одной из таких работ – А.А. Мансурова2 – было привлечено более 300 рукописей разных авторов за 1830-1933 годы, они позволили расширить историографический поиск в изучаемом в настоящем исследовании направлении.

Другим важным для настоящего исследования разделом в советской историографии стало изучение отдельных источников русского государства в средние века и раннее новое время и их академические публикации. Среди таковых нам особенно важными представляются работы 50-х годов Л.В.Черепнина1, А.А. Зимина2. Эти и ряд других исследований и публикаций письменных памятников в послевоенный период раскрывают многообразие источников по истории Руси и, в том числе, по отдельным вопросам истории Рязанского княжества, а также дают возможность для изучения более широкого круга вопросов, опираясь на источники по рязанской церковной истории периода XIV-XVII веков. Здесь отметим, в частности, исследование А.Н.Насонова «Русская земля и образование территории древнерусского государства»3. В нем на основе исторических источников автором проведена сложнейшая работа по выявлению границ всего государства и отдельных древнерусских княжеств и епархий, включая Рязанскую, в изучаемый период времени.

В середине XX века в советской исторической науке заметна тенденция массового введения в научный оборот не опубликованных ранее источников. Определенная часть этих материалов служит и историку, занятому проблемами Рязанско-Муромской епископии средних веков. К таковым относятся следующие масштабные академические издания 50-х – начала 60-х годов XX века: «Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков»4 (ДДГ), «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI веков»5 (АСЭИ), «Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVII веков»6 (АФЗХ). Отдельные вопросы рязанского документального наследия прослеживаются и в трудах 60-х – 70-х годов, среди них: «Рязанское летописание» А.Г. Кузьмина7, «Княжеские уставы и церковь в Древней Руси» Я.Н. Щапова8, «Русское летописание» М.Н. Тихомирова1. В этот же период были изданы «Памятники русской письменности XV-XVI веков. Рязанский край»2 (ПРП РК), расширившие источниковую базу по теме настоящего диссертационного исследования.

Конец 70-х – 80-е годы XX века стали временем появления работ исследователей по экономическим вопросам церковной истории средних веков: процессу накопления духовными корпорациями существенных привилегий, складыванию церковного вотчинного хозяйства, его характерным чертам и особенностям. Это целый ряд работ А.А. Зимина, частью появившихся посмертно3. На широком круге источников общая характеристика типов землевладения в русском государстве средневекового периода, их главных особенностей дана В.Б. Кобриным4, который показал, что сохранившиеся в историческом использовании акты (именно монастырских фондов) достаточно репрезентативны и содержательны для изучения такой важной составляющей церковной истории, как землевладение.

Другим направлением в советской историографии тех лет стало изучение положения монастырских крестьян и русской деревни в целом. Таковы исследования Я.Е. Водарского5, Н.А. Горской6. Процессы и явления, раскрытые авторами на основе имеющихся источников, и связанные с эксплуатацией монастырских и церковных зависимых крестьян, безусловно, прослеживаются и по документам Рязанско-Муромской епископии в XIV-XVII веках.

Таким образом, историография советского периода заложила основы исследовательских источниковедческих подходов, особенно важных для нас в рассмотрении источников по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков. Академические публикации того времени отдельных групп исторических источников являются одним из ключевых элементом в структуре настоящего исследования.

В современной историографии с начала 1990-х годов общая история православной церкви постепенно становится самостоятельной областью исторического исследования.

В этот период вышел целый ряд новых работ Н.А. Горской1, важных и с источниковедческой точки зрения, ставших продолжением ее исследований форм собственности и положения крестьян, частично затронув вопросы экономического развития духовных корпораций средних веков.

На рубеже XX-XXI столетий и в последние годы продолжилось изучение истории Рязанской епархии средних веков. Публикация разных вновь найденных исторических источников, а также классификация и анализ отдельных групп письменных памятников XIV-XVII веков ведутся на страницах нового источниковедчески интересного продолжающегося издания «Русский дипломатарий». Именно в этом издании увидела свет работа С.И.Сметаниной «Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII – начала XVII века»2, содержащая перечень всех известных опубликованных архивных документов актового характера всех духовных корпораций Рязанско-Муромской епископии с XIII века по 1613 год. Своеобразным дополнением к ней явилось исследование А.В. Антонова «Вновь открытые рязанские акты XVI – начала XVII веков»3, продолжающее работу С.И. Сметаниной.

Несколько современных публикаций посвящено анализу отдельных видов или конкретных источников по Рязанско-Муромской епископии, таковы статьи А.В. Азовцева по окладным и писцовым книгам Рязанского края: «Подлинные окладные книги Рязанской епархии 1676 года»1, «Хронология писцовых книг Рязанского уезда XVI века»2.

Особое место в вопросе изучения истории Рязанского княжества и Рязанской епархии принадлежит исследователям-любителям и краеведам, которыми был выборочно описан и опубликован ряд исторических источников по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков. Известным современным публикатором источников по истории Рязанского края А.И.Цепковым был опубликован целый свод материалов, а также переопубликованы изданные В.Н. Сторожевым еще в конце XIX столетия «Писцовые книги Рязанского края».3

Однако современная историография последних двух десятилетий далеко не в полной мере освещает вопросы истории региональных духовных корпораций. К настоящему моменту источниковедческих исследований по обозначенной тематике очень мало, а по региональным средневековым корпорациям почти нет. Отдельные состоявшиеся публикации для изучения избранной нами темы, в большей степени, краеведческой направленности, не дают полного представления об источниках.

В целом, обзор историографии дореволюционного, советского периодов, новейшего времени свидетельствует о необходимости вернуться вновь к неизученным вопросам истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков, что и делает целесообразной постановку проблемы настоящего диссертационного исследования.

^ Источниковая база исследования представлена следующими группами исторических источников: летописи, актовый материал, документы делопроизводственного характера; в значительно меньшей степени, как параллельные, привлечены также литературно-исторические повествовательные памятники и некоторые записки иностранцев.

Наиболее ранними по времени возникновения в хронологических рамках изучаемого вопроса, безусловно, являются летописи. Рязанские летописи до нашего времени не сохранились. Этот факт предопределил многочисленные споры в историографии относительно следов их бытования и о существовании вообще.1 Сведения церковно-религиозной тематики в общерусских летописных источниках редки и позволяют осветить лишь отдельные события из истории Рязанско-Муромской епископии: последовательность пребывания на епископской кафедре рязанских владык, их основные дела и заслуги (отдельные упоминания и фрагменты информации содержатся в Симеоновской, Никоновской, Воскресенской летописях).

Следующей большой и основополагающей для настоящего исследования группой источников стал более поздний в сравнении с летописными известиями, но более информативный и широко представленный актовый материал. В настоящее время в Государственном архиве рязанской области в фонде №1750 [Грамоты], насчитывающем свыше 2400 единиц хранения, по нашим наблюдениям, находится 33 грамоты, касающихся истории Рязанско-Муромской епископии периода XIV-XVII веков.2 Частично рязанские грамоты (либо их копии) выявлены в некоторых фондах Российского государственного архива древних актов.1 Акты по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков, в большинстве своем, опубликованы на страницах известных сборников документов изучаемого периода и специальных исследований.2

В XVI столетии в связи с развитием жизни государства и общества усложнился процесс документооборота, что неизбежно привело к возникновению новых видов исторических источников, также используемых при изучении обозначенной темы. В основном, это документы делопроизводственного характера: писцовые книги Рязанского края, окладные книги, сказки и росписи, отражающие суть земельно-собственнических отношений церкви XVI – начала XVII веков. Эти письменные памятники дают достаточно близкую к реальности обрисовку средневековой региональной церкви как крупнейшей феодальной организации.

В качестве параллельных, имеющих вспомогательное значение и дополняющих сведения основных групп документов, при исследовании источников по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков фрагментарно привлечены литературные памятники о событиях этого времени («Повесть о приходе чудотворного образа Николы в пределы Рязанские»3, «Повесть о святом Василии, епископе рязанском»4, «Житие святого Василия»5), а также отдельные ранние известия записок иностранцев о России. В большинстве случаев такого рода источники не содержат прямых и существенных дополнительных сведений о епархии. Известия XV-XVI веков, исходящие от венецианцев И. Барбаро и А. Контарини6 и немца барона С.Герберштейна7 включают отдельные упоминания и небольшие фрагменты информации о жителях, главных постройках и хозяйстве Рязанского княжества; их использование может осуществляться только параллельно с другими источниками и при весьма критическом подходе.

Многие исторические источники XIV-XVII веков были утрачены в результате пожаров, частых набегов соседей и нашествия монголо-татар, а также событий Смутного времени начала XVII века. Образовавшиеся под влиянием этих обстоятельств значительные пробелы в источниковой базе оказывают влияние на характер и возможности современного изучения истории Рязанско-Муромской епископии в средние века. Лишь комплексное исследование всего круга исторических источников по истории Рязанско-Муромской епископии позволяет приблизиться к обоснованной реконструкции ее развития в XIV-XVII столетиях.

^ Методологической основой исследования является системный комплексный подход в изучении исторических источников по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков, соблюдение принципов историзма и объективности в прочтении и оценке письменных памятников.

В основу рассмотрения и изучения отдельных групп источников положен хронологический принцип, кроме того, учитываются их классификационные признаки. При решении конкретных задач применяются методы: сравнительно-исторический, проблемный и хронологический. Также применен историко-описательный метод для характеристики основных групп исследуемых источников и содержащейся в них информации об отдельных событиях в истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков.

^ Научная новизна работы определяется тем, что она является одним из первых опытов исследования источниковой базы раннесредневековой региональной церковной организации. В диссертации оценено значение для избранной в ней темы историографических материалов XIX века – трудов, сохранивших сведения недошедших до нас источников. В работе впервые выявлен максимально полный круг исторических источников по истории Рязанско-Муромской епископии: ранних материалов XIV-XV веков, в особенности актов, и источников более позднего времени XVI-XVII веков, связанных, прежде всего, с кадастровыми целями, рассмотрена их специфика. Выявление и анализ всех групп документов, проведенные заново, а в ряде случаев – впервые, позволяют дополнить информацией отдельные разделы истории рязанской церковной корпорации на протяжении средневековья.

^ Положения, выносимые на защиту:

– актовые материалы являются основополагающими в изучении вопросов социально-экономического развития Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков; в этом заключается специфика источниковой базы по истории Рязанской епархии;

– в связи с явными пробелами в корпусе материалов XIV-XVII веков историографические источники являются основными (а зачастую – единственными) в изучении некоторых сторон истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков;

– по информации источников, рязанские духовные корпорации в XIV – 1-ой четверти XVI века являлись крупнейшими землевладельцами на территории княжества. Главным каналом накопления движимого и недвижимого имущества была великокняжеская власть (основной земельный комплекс был сформирован в княжеский период); в меньшей степени – частные дарения и самостоятельное освоение прилегающих земель;

– возникновение новых видов и групп источников делопроизводственного характера (писцовых, окладных книг, росписей), их содержание свидетельствуют об экономическом росте Рязанской епархии во второй половине XVII века. В период XVI-XVII веков, согласно источникам (широкому разнообразию рязанских грамот), для института землевладения Рязанской епархии были характерны не просто увеличение подвластной территории (как в великокняжеский период), а извлечение максимальной выгоды из факта владения землей и поиск новых форм эксплуатации земельных угодий (таких, как нагодчина) и зависимого населения.

^ Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования заключается в возможности применения полученных характеристик источниковой базы при последующем изучении исторических источников этого периода, а также в использовании результатов и выводов диссертации при изучении истории церковно-религиозных организаций, как рассматриваемого, так и других регионов центральной России XIV-XVII веков. Итоги диссертационной работы могут быть полезны при изучении таких вопросов истории епархий, как: становление, развитие, оформление системы иерархии, внутреннего функционирования, политического и социально-экономического развития. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке обобщающих и специальных работ по российской истории церковного землевладения, поскольку духовные корпорации Рязанско-Муромской епископии являлись в этот период типичными духовными вотчинниками Северо-Восточной Руси. Приведенный фактический материал и основные выводы диссертации могут найти практическое применение в вузовских практических, лекционных и специальных курсах по общероссийской истории, региональной истории и краеведению.

^ Апробация работы. Основные положения диссертации изложены в докладах и сообщениях в ряде научных конференций: Всероссийской научно-практической конференции «Новая и новейшая история Запада и Востока: новые подходы в исследовании и преподавании» (Рязань, 28-29 ноября 2007 г.), Всероссийской научно-практической конференции «Пятые дамиановские чтения» (Курск, 26-28 марта 2008 г.), IV всероссийской научной конференции «Власть и общество в России: традиции и современность» (Рязань, 12-13 апреля 2008 г.). Также результаты работы были обсуждены на заседании кафедры истории России Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. Результаты исследования изложены в семи научных публикациях, в том числе в двух статьях в изданиях, включенных в Перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий, рекомендуемых ВАК.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и литературы.


^

Основное содержание работы




Во Введении обосновывается актуальность, научная новизна, хронологические рамки и практическая значимость исследования; определяются основные цели и задачи, а также методологические основы работы. В этом разделе дается характеристика степени изученности проблемы в историографии и основных групп исторических источников.

В первой главе «Источники по истории начального периода Рязанско-Муромской епископии» проанализированы сохранившиеся письменные памятники раннего периода самостоятельного развития Рязанско-Муромской епископии.

В первом параграфе «Оформление территориальных границ Рязанско-Муромской епископии (в конце XII – XVII веках) по письменным памятникам» изучены источники, содержащие информацию по истории оформления территориальных границ епархии, а также их изменений в указанный период. В отношении раннего периода Рязанско-Муромской епископии было выделено небольшое количество источников (три грамоты конца XIII – первой трети XIV веков, а также летописное сообщение, помещенное на страницах «Истории Российской» В.Н. Татищевым), освещающих отдельные вопросы становления и закрепления спорных территорий за Рязанской епархией. На основе письменных памятников установлено, что пределы Рязанского княжества и епархии совпадали не всегда, особенно если говорить о более раннем периоде XII-XIII веков. Этот факт подтверждает не только различный характер государственной и церковной властей, но и существенное территориальное несовпадение в распространении княжеского и епископского влияния. Несмотря на потерю политической самостоятельности Рязанского княжества, связанную с его вхождением в единое Московское государство в 1521 году, размеры территорий Рязанско-Муромской епископии увеличились. Как показывают источники, в начале XVII века границы Рязанской епархии утвердились: их изменения в дальнейшем были крайне редки. Согласно тексту окладных книг, источнику конца XVII века, в этот период Рязанско-Муромская епископия заключала в своих пределах (кроме непосредственно территорий бывшего княжества рязанского), в том числе, отдельные территории некоторых современных нам областей: Тамбовской, Владимирской, Тульской, Орловской, Воронежской, Саратовской, Пензенской, Нижегородской. Однако недостаток письменных памятников все же имеет ощутимый характер при обращении к истории оформления территориальных границ Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков.

Во втором параграфе «Формирование структуры Рязанско-Муромских духовных корпораций по источникам XIV-XVII веков» были выявлены источники, которые позволяют определить структуру Рязанской епархии (архиерейский дом, монастырская сеть, церкви и часовни) и проследить ее развитие. Основной группой источников в изучении данного вопроса стал значительный корпус актового материала, характерный, в целом, для периода XIV-XVII веков. Анализ рязанских грамот показал, что Рязанский архиерейский дом являлся не только административным центром епархиальной власти, но и, по свидетельству большинства сохранившихся документов, крупнейшим землевладельцем и пользователем весомых княжеско-царских льгот и привилегий. Показательно, что архиерейский дом оставил наибольшее количество актов (по подсчетам С.И. Сметаниной, не менее 65). Различный характер и направленность поземельных актов XIV-XVII веков, исходивших от рязанского владычного дома, характеризует его в качестве крупнейшего собственника земли среди всех духовных корпораций Рязанско-Муромской епископии.

Другим важным хозяйственно-экономическим и административным звеном в структуре Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков являлись монастыри. По летописным данным, появление первых монастырей предшествовало условной дате организации Рязанско-Муромской епископии в 1198 году и стало, в определенной степени, опорой этого процесса. Специфика источников (главным образом, актового характера) такова, что основная информация в них о жизни рязанских монастырей касается истории их землевладения. Наибольшее количество письменных памятников в своих архивах сохранили Солотчинский, Ольгов, Иоанно-Богословский, Воскресенский Терехов монастыри, а также Аграфенинская и Федосеева женские пустыни. Материал освещает целый ряд вопросов истории этих духовных корпораций: время основания, имена настоятелей, отдельные аспекты социально-экономической жизни (участие в земельных сделках, приобретение льгот и привилегий на промыслы, часто – право на беспошлинную торговлю), а также отдельные черты внутренней жизни.

По истории церквей и часовен Рязанско-Муромской епископии сохранилось очень немного источников, на основе которых было бы возможно дать их полную и детальную характеристику. Основная часть известных нам документов отражает хозяйственно-экономическую жизнь этих духовных корпораций. Известны лишь единичные источники актового характера Успенского и Благовещенского соборов в Переславле Рязанском, Никольского собора в Зарайске, церкви Иоанна Златоуста в Переславле Рязанском и Никольской церкви в с. Опаничище Зарайского уезда. Сравнительно большое число документов (актов, выписей, наказов) рассказывает о строительстве новых церквей или перестроении уже имеющихся.

Таким образом, изучение содержания исторических источников XIV-XVII веков, сопоставление их данных позволяют проследить происходившие в начальный период процессы становления, развития, формирования структуры самостоятельной Рязанско-Муромской епископии.

Во второй главе диссертации «Источники XIV-XVII вв. об оформлении рязанской церковной иерархии» группируется и рассматривается круг источников, раскрывающих отдельные этапы развития рязанской церковной иерархии в указанный период времени. Сохранившийся пласт источников позволил выявить и проследить три этапа развития иерархии в указанный период: Рязанско-Муромской епископии (конец XII – 80-е годы XVI века), Рязанско-Муромской архиепископии (конец XVI – середина XVII века), Рязанской митрополии (вторая половина XVII века).

В первом параграфе «Епископский период в истории рязанской епархии (конец XII – 80-е годы XVI века)» изучены источники и их сведения о раннем периоде в истории рязанской иерархии. Рассмотрение показало, что наиболее информативными являются акты, а также источники собственно церковного характера и происхождения (например, синодики). Для изучения обозначенного вопроса были привлечены историографические источники, ими оказались перечни рязанских иерархов, составленные исследователями XIX века: архимандритом Макарием, П.М. Строевым, Иеронимом Алякринским. Широкий спектр историографических материалов – главная особенность источниковой базы изучаемого вопроса, поскольку многие письменные памятники, используемые авторами XIX века, до нашего времени не дошли. Изучение этих материалов выявило 46 имен рязанских епископов, а также даты (подчас не доказательно точные и не для всех рязанских иерархов этого периода) их правления. Сан рязанских первосвятителей – епископов Муромских и Рязанских – соответствовал названию княжества и длительное время не изменялся. Введение в 1589 году патриаршества привело к определенным изменениям и в структуре рязанской иерархии – переходу от Рязанско-Муромской епископии к Рязанско-Муромской архиепископии.

Во втором параграфе «Письменные памятники по истории Рязанско-Муромской архиепископии (конец XVI – середина XVII веков)» рассмотрены источники по истории Рязанской архиепископии. Отметим, что и здесь, ввиду отсутствия широкого круга источников по данной проблеме, особенностью стало привлечение историографических источников, которые зачастую были единственным свидетельством об отдельных вехах в истории рязанской иерархии. Этот период более открыт для изучения с источниковедческой точки зрения. В XVI веке частыми стали актовые материалы (царские грамоты на вотчины) а также, отдельные выписи из них о владениях рязанского архиерейского дома, по которым представляется возможным установить имена рязанских архиепископов, даты правления и дать характеристику их пастырской деятельности и участия в делах государственных. Как удалось установить, Рязанская архиепископия в XIV-XVII веках была вторым этапом в процессе формирования и развития системы епархиальной иерархии. Она существовала около восьмидесяти лет до момента последующего преобразования в Рязанскую митрополию.

Третий параграф «Рязанская митрополия: данные источников о рязанской церковной иерархии во второй половине XVII века» посвящен изучению источников, содержащих информацию об истории и архиерейском составе последнего, в рамках изучаемого периода, этапа развития рязанской церковной иерархии – митрополии. Кроме актового корпуса материалов, историографических источников и источников церковного происхождения привлечены наставления, наказы, обращения иерархов к верующим и челобитные крестьян, характерные, в целом, для периода. Наличие широкой, в сравнении с епископским и архиепископским периодами, источниковой базы позволяет более детально проследить и охарактеризовать отдельные вехи истории Рязанской митрополии во второй половине XVII века. Рассмотрение источников показало, что рязанские митрополиты принимали активное участие в политических и идеологических делах региона и государства (борьбе с раскольничеством, миссионерской деятельности по обращению в христианство соседнего населения татар, мордвы, мещеры). Такова достаточно сложная источниковая картина оформления рязанской церковной иерархии в XIV-XVII веках.

^ Третья глава диссертации «Источники по истории монастырского землевладения Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII вв.» посвящена документам, освещающим хозяйственно-экономическую сторону жизни монастырей Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков.

В первом параграфе «Источники о начале формирования монастырского земельного комплекса в период самостоятельности Рязанского княжества» проанализированы источники периода самостоятельности Рязанского княжества; в них рассмотрены сведения об особенностях монастырского землевладения в этот период. Проведенный анализ показал, что основным источником формирования монастырского земельного фонда на территории Рязанского княжества стали великокняжеские пожалования; в меньшей степени – частные дарения и самостоятельное освоение прилегающих территорий. Со второй половины XIV века появились монастыри с крупным землевладением. Об этом свидетельствуют актовые источники из архивов Ольгова, Воскресенского Терехова, Духова, Богоявленского Борковского монастырей, Аграфенинской и Федосеевой женских пустыней. Другие монастыри обладали меньшим количеством вотчин или, редко, не имели земельной собственности вообще. Источниковая база вопроса первичного формирования монастырского земельного фонда в период самостоятельности Рязанского княжества свидетельствует о сформированном уже на начальном этапе его истории обширном земельном комплексе.

Второй параграф «Отражение особенностей землевладения Рязанско-Муромских монастырей в источниках XVI-XVII вв.» посвящен изучению письменных материалов XVI-XVII веков по истории рязанского монастырского землевладения после присоединения Рязанского княжества к единому централизованному государству. Отличительной особенностью этого круга источников стало включение в него поземельных актов различного характера (купчие, продажные, меновые, судные грамоты) о монастырских земельных сделках. Это позволяет сделать вывод о переходе от простого наращивания земельного фонда (как в княжеский период) к извлечению максимальной выгоды от него рязанскими монастырями. Наиболее яркий этому пример – отразившаяся в источниках середины XVI века особая форма землевладения – нагодчина, предусматривающая передачу монастырской земли в аренду на определенный срок. Наибольшее количество источников, содержащих сведения о нагодчине сохранил архив Иоанно-Богословского монастыря; известны также грамоты, отражающие это явление и отложившиеся в фондах других монастырей (Солотчинского, Духова). Распространение в конце XVI-XVII веках новых видов источников делопроизводственного характера (писцовых, окладных книг) также свидетельствует о развитии и усложнении феодальных отношений в Рязанской епархии в целом. Усиление эксплуатации зависимого населения отразилось в росписях, представляющих собой перечни монастырей с указанием размещения крепостных дворов по уездам.

В третьем параграфе «Документы Солотчинского монастыря как источник одного из крупнейших духовных землевладельцев Рязанско-Муромской епископии в XIV-XVII вв.» рассмотрению подвергнуты письменные памятники Солотчинского монастыря, являвшегося вторым (после архиерейского дома) крупным собственником земли на территории Рязанско-Муромской епископии в XIV-XVII веках. Именно эта духовная корпорация из всего числа рязанских монастырей оставила наибольшее количество документов, датируемых этим периодом. Такие источники, как акты, писцовые, окладные, приходно-расходные, описные, даточные и отдаточные книги, сказки и росписи, многочисленные челобитные крестьян позволяют обобщить информацию обо всех известных земельных владениях Солотчинского монастыря, количестве крестьянских дворов, а также уточнить сведения о наличии у него определенных привилегий на различные промыслы. Изученные источники показывают, что пример отдельно взятого Солотчинского Рождество-Богородицкого монастыря достаточно ярко иллюстрирует общую ситуацию в монастырском землевладении Рязанско-Муромской епископии.

В Заключении подведены общие итоги диссертационного исследования. Источники по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков представляют собой исключительно важный самостоятельный предмет научного исследования. Возникший в конце XIII – начале XIV веков новый вид исторических источников – актовый корпус материалов – позволяет раскрыть некоторые социально-экономические аспекты епархиальной истории. Существование целого пласта информации такого характера в документах XIV-XVII веков позволило представить большой спектр вопросов истории Рязанской епархии (первоначальное оформление и последующие изменения территориальных границ, формирование структуры, церковной иерархии, характер и особенности землевладения рязанских духовных корпораций) для их современного понимания и изучения.

Таким образом, систематизированный и изученный в настоящем диссертационном исследовании корпус исторических источников, ранее мало или совсем не привлекавшихся в контексте поставленной проблемы, позволяет раскрыть заново многие аспекты истории и дать характеристику Рязанско-Муромской епископии времени ее существования в эпоху средневековья.


^ Основные положения диссертации отражены в следующих публикациях автора:

Публикации в изданиях, входящих в Перечень ведущих рецензируемых журналов и изданий, рекомендуемых ВАК:

  1. ^ Головина, Н.В. Исторические источники по истории Рязанской епархии XIV-XVII вв. Особенности изучения и классификационные признаки / Н.В. Головина // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – Омск, 2009. – № 3 (78). – С. 39-41.

  2. Головина, Н.В. Монастырское землевладение Рязанско-Муромской епископии в период самостоятельности Рязанского княжества по актовым материалам XIV – первой четверти XVI вв. / Н.В. Головина // Российский научный журнал. – Рязань, 2011. – № 5 (24). – С. 14-19.


В иных изданиях:

  1. Головина, Н.В. Исторические источники в работах И.И. Срезневского над Словарем древнерусского языка / Н.В. Головина // И.И. Срезневский и история славяно-русской филологии: тенденции в науке, образовании и культуре: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения академика И.И. Срезневского, 25-27 мая 2007 г. / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2007. – С. 194-196.

  2. Головина, Н.В. Современные направления в новейшей историографии региональной истории церкви / Н.В. Головина // Новая и новейшая история Запада и Востока: новые подходы в исследовании и преподавании: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 28-29 ноября 2007 г. / Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. – Рязань, 2007. – С. 221-222.

  3. Головина, Н.В. Источники по истории Рязанско-Муромской епископии XIV-XVII веков. К постановке проблемы / Н.В. Головина // Актуальные проблемы гуманитарных наук: Сборник статей VI Международной научно-практической конференции / МФА. – М., 2007. – Ч. I. – С. 142-144.

  4. Головина, Н.В. История Рязанской епархии XIV-XVII вв. как общественно-религиозной структуры / Н.В. Головина // Пятые дамиановские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 26-28 марта 2008 г. / Курск. гос. сельскохоз. ак. им проф. И.И. Иванова. – Курск, 2008. – Ч. 2. – С. 18-22.

  5. Головина, Н.В. Рязанская епархия XIV-XVII вв. как общественно-религиозная структура в рассмотрении досоветской историографии / Н.В. Головина // Власть и общество в России: традиции и современность (к 35-летию кафедры философии и истории): материалы IV Всероссийской научной конференции, 12-13 апреля 2008 г. / Ак. права и упр-я ФСИН Рос. – Рязань, 2008. – Т. I. – С. 33-36.



Подписано в печать 20.04.2012 г. Формат 60х90 1/16

Печать трафаретная. Бумага офсетная.

Усл. печ. л. 1,5 Тираж 100 экз. Заказ № 159.


Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

603950 Н. Новгород, Ильинская, 65

Полиграфцентр ННГАСУ, 603950 Н. Новгород, Ильинская, 65

1 См. подробнее: Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви. Т. 1, 2. М., 1997; Антонов А.В., Баранов К.В. Акты XV-XVI века из архивов русских монастырей и церквей // Русский дипломатарий. – 1998. – Вып. 3. – С. 3-49; Сметанина С.И. Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII – начала XVII века // Русский дипломатарий. – 2000. – Вып. 6. – С. 247-290.



1 См. подробнее: Веселовский С.Б. Феодальное землевладение в Северо-Восточной Руси. Т. 1. М-Л., 1947; Водарский Я.Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XX в. // Историческая география России XII - начала XX в. – 1975. – С. 70-94; Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979; Кучкин В.А. Формирование государственной территории Северо-Восточной Руси в X-XIV вв. М., 1984; Кобрин В.Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985.

1 Татищев В.Н. История Российская. М., 1964.

2 См. подробнее: Солнцев Н.И. Труды русских историков церкви в отечественной историографии XVIII-XIX веков: автореф. дис….док. ист. наук. – Н. Новгород, 2009.

3 Пискарев А.Н. Древние акты и грамоты Рязанского края. СПб., 1854.

1 Макарий (архимандрит). Сборник церковно-исторических и статистических сведений о Рязанской епархии. М., 1863.

2 Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей российской церкви. СПб., 1877.

3 Зверинский В.В. Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи (с библиографическим указателем). Кн. 1-3. СПб., 1890-1897.

4 Макарий (Булгаков) митрополит Московский и Коломенский. История Русской Церкви. Репринтное издание. Кн. 1-4(1), 4(2), 5-6. М., 1994.

5 Голубинский Е.Е. История русской церкви. М., 1880. – Т. 1 (первый полутом); М., 1881. – Т. 1 (второй полутом); М., 1900. – Т. 2 (первый полутом); М., 1911. – Т. 2 (второй полутом).

6 Иловайский Д.И. История Рязанского княжества. Репринтное издание. Рязань, 1990.

1 Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской иерархии и всех церковных дел сея епархии от учреждения ее до нынешних времен; с присовокуплением исторического обозрения о бывших в ней и ныне существующих монастырях. М.: в типографии С. Селивановского, 1820.

2 Воздвиженский Т. Историческое обозрение Рязанской губернии, разделенное на пять периодов в виде летописца, изображающего древнее и новое состояние сея Губернии, с присовокуплением на каждый период политических, статистических, физических и географических замечаний. М.: в типографии С. Селивановского, 1822.

3 Добролюбов И.В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX столетия и библиографическими указаниями. Типография А.Н. Титовой. Зарайск, 1884.

4 См. подробнее: Добролюбов И.В. Монастыри, бывшие прежде в пределах Рязанской епархии, но ныне упраздненные. Рязань: Губернская типография, 1884; Добролюбов И.В. Солотчинский монастырь: Историко-статистический очерк / Издание Рязанской губернской штатной комиссии; Сост. свящ. И.В. Добролюбовым. Рязань: Губернская типография, 1884.

1 Доброклонский А.П. Из архива Солотчинского монастыря. Книги описные казенные 1722 году // ТРУАК за 1887 г. – Рязань, 1888. – Т. II. – № 1-8. С. 6-16.

2 Селиванов А.В. Избранные публикации по Солотчинскому монастырю // ТРУАК за 1887 г. – Рязань, 1888. – Т. II. – С. 14-32.

3 Алякринский И. Рязанские достопамятности. Издание РУАК. Рязань, 1889.

4 Алякринский И. Дополнительные о Рязанской епархии сведения // ТРУАК за 1890 г. – Рязань, 1891. – Т. V. – С. 96-101.

1 Солодовников Д.Д. Переяславль Рязанский. Прошлое Рязани в памятниках старины. Репринтное издание. Рязань, 1995.

2 Мансуров А.А. Библиография Рязанского края // Труды Рязанского бюро краеведения. – Рязань, 1932. – С. 50-87.

1 Черепнин Л.В. Русские феодальные архивы XIV-XVI вв. Ч. 1, 2. М-Л., 1948-1951.

2 Зимин А.А. Памятники русского права. Вып. 2 (Памятники права феодальной раздробленности). М., 1953.

3 Насонов А.Н. Русская земля и образование территории древнерусского государства. М., 1951.

4 Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI веков. М.-Л., 1950.

5 Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. I-III. М., 1952.

6 Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVII веков. Ч. 1, 2. М., 1956, 1964.

7 Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI века. М., 1965.

8 Щапов Я.Н. Княжеские уставы и церковь в Древней Руси. М., 1972.

1 Тихомиров М.Н. Русское летописание. М., 1979.

2 Памятники русской письменности. Рязанский край. М., 1978.

3 Зимин А.А. Крупная феодальная вотчина и социально-политическая борьба в России (конец XV-XVI века). М., 1977; Россия на рубеже XV-XVI столетий (очерки социально-политической истории). М., 1982; Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV – первой трети XVI веков. М., 1988.

4 См. подробнее: Кобрин В.Б. Власть и собственность в Средневековой России (XV-XVI века). М., 1985.

5 Водарский Я.Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII – начале XVIII в. // Историческая география России XII - начала XX в. – 1975. – С. 70-94.

6 Горская Н.А. Монастырские крестьяне центральной России в XVII веке. М., 1977.

1 Горская Н.А. Общинный собственник в русской деревне XVI-XVIII вв. // Представления о собственности в Российском обществе XV-XVIII века. – 1998. – С. 250-252, 259; Собственность в России. Средневековье и раннее Новое время. М., 2001; Русская феодальная деревня в историографии XX века. М., 2006.

2 Сметанина С.И. Вотчинные архивы рязанских духовных корпораций XIII – начала XVII века // Русский дипломатарий. – 2000. – Вып. 6. – С. 247-290.

3 Антонов А.В. Вновь открытые рязанские акты XVI – начала XVII веков // Русский дипломатарий. – 2003. – Вып. 9. – С. 235-257.

1 Азовцев А.В. Подлинные окладные книги Рязанской епархии 1676 г. // Третьи Яхонтовские чтения. – Рязань, 2005. – С. 67-73.

2 Азовцев А.В. Хронология писцовых книг Рязанского уезда XVI в. // Рязанская старина. – Рязань, 2006. – Вып. 2-3. – С. 29-31.

3 Книги окладные монастырям, церквам и часовням Рязанской епархии 1676 года. Кн. 1-2 / Подг. Цепков А.И. Рязань, 2004; Свод письменных источников по истории рязанского края XIV-XVII веков. Т. 1-4 / Подг. Цепков А.И. Рязань, 2005; «И были полки Ольговы…» Свод летописных известий о Рязанском крае и сопредельных землях до 50-х годов XVI века / Подг. Цепков А.И. М., 1994; Писцовые книги Рязанского края XVI века. Т. 1. Вып. 1-2 / Подг. Цепков А.И. Рязань, 1996-1997.

1 См. подробнее: Кузьмин А.Г. Рязанское летописание. Сведения летописей о Рязани и Муроме до середины XVI в. М., 1965.

2 ГАРО. Ф. № 1750. Оп. 1. Дд. 2313-2325, 2328-2330, 2332, 2334, 2337-2350, 2352-2353, 2355-2358, 2364-2365, 2368-2369, 2371.

1 РГАДА. Ф. 1199. Саввино-Сторожевский монастырь; Ф. 1209. Столбцы по Рязани; Ф. 281. Рязань; Ф. 1202. Солотчинский монастырь.

2 См., например: Акты исторические, собранные и изданные Археографической комиссией. Т. 1-5. СПб., 1841-1842; Акты XIII-XVII веков представленные в Разрядный приказ представителями служилых фамилий после отмены местничества / Собрал и издал А. Юшков. М., 1898; Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. I - III. М., 1952; Акты феодального землевладения и хозяйства XIV-XVI вв. Ч. 1-3. М., 1951, 1956, 1961.

3 Повести о Николе Заразском (тексты) / Подг. Лихачев Д. С. – ТОДРЛ. Т VII. М., 1949.

4 «…Чтобы не престала память родителей наших и наша, и свеча не погасла». Изборник: были и предания Рязанского края. Рязань, 1995.

5 Там же.

6 Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей в XV веке / Вступ. статьи, подг. текста, пер. и комм. Е.И. Скржинской. Л., 1971.

7 Герберштейн С. Записки о Московии / Пер. с нем. А.И. Малеина и А.В. Назаренко. Вст. ст. А.Л. Хорошкевич. Под ред. В.Л. Янина. М., 1988.





Скачать 388,02 Kb.
оставить комментарий
ИМЕНИ С.А
Дата09.05.2012
Размер388,02 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх