План-конспект лекции на тему: «Философские аспекты изучения религии» Студентки ффсн (философия) icon

План-конспект лекции на тему: «Философские аспекты изучения религии» Студентки ффсн (философия)


Смотрите также:
План    Подходы к происхождению религии...
Вопросы к экзамену по курсу «Философия религии»...
Программа учебной дисциплины религиозная антропология специальность (направление) философия...
Программа курса “ основы религиоведения” Составитель: Панкратов И. Е...
Вопрос Предмет философии религии. Философия религии...
Экзамен философия религии : Вопросы-ответы от [Логово белой волчицы ] (Тиннаро ): Понятие...
План-конспект лекции №2 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»...
Тематический план изучения истории религии № п\п Наименование тем Количество часов лекция...
Социально-философские аспекты современной глобализации и проблема трансформации культуры 09. 00...
Реферат на тему: «Философия права и ее место в системе социальных наук»...
План-конспект лекции №2 на тему: «социально-биологические основы физической культуры»...
Рабочая программа по дисциплине Философия религии Ирелигиоведение (наименование дисциплины) по...



Загрузка...
скачать


Белорусский Государственный Университет

Факультет философии и социальных наук

Кафедра философии культуры


План-конспект лекции


на тему: «Философские аспекты изучения религии»


Студентки ФФСН (философия)

дневной формы обучения

5 курса, 1 группы

Данильченко Анастасии Владимировны


Минск 2006



Цель: ознакомление студентов с основными философскими аспектами изучения религии.


Задачи:

  1. Ознакомление студентов с проблемным полем философии религии.

  1. Формирование представления об особенностях религиозного мировоззрения и многообразии форм религиозного сознания.

  2. Изучение специфики феномена религиозной веры, а также форм соотношения веры и разума в историко-культурной традиции.

  3. Формирование умения критически оценивать соответствие изучаемой теории реальности, с точки зрения ее логической согласованности, достоверности и практической результативности.

  4. Оценка убедительности и основательности нравственных аспектов религиозного мировоззрения, а также их приемлемости в условиях современного общества.


Вопросы:

  1. Специфика философского подхода в изучении религии………………………3

  2. Понятие религиозного мировоззрения. Религиозный и нерелигиозный типы мировоззрения. …………………………………………………………………4

  3. Специфика феномена веры. Соотношение религиозной веры и разума……..7

  4. Понятие, структура и проблемное поле теологии…………………………….10


^ Основные понятия: философия религии, религиозное мировоззрение, религиозное сознание, обыденный и концептуальный уровни религиозного сознания; религиозная вера, вероучение, Символ веры, теизм, Бог, провиденциализм, теодицея, фидеизм; теология, катафатическая и апофатическая теология, откровение, мистический опыт.


Тип лекции: учебно-программная, традиционная (классическая).


Литература:

Основная:

  1. Введение в религиоведение. Под ред. Яблокова И.Н. М., 2001.

  2. Гараджа В.И. Религиеведение. М., 1995.

  3. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2001.

  4. Новейший философский словарь. М., 2001.

  5. Митрохин Л. Н. Философия религии. М., 1993.

  6. Религиоведение. Хрестоматия. Сост. Костюкович П.И. М., 2000 г.

Дополнительная:

  1. Классики мирового религиоведения. Антология. М., 1998.

  2. Назаров В.Н. Введение в теологию. М., 2004.

  3. Писманик М. Г. Диалог о вере. Пермь, 1989.



1. Специфика философского подхода в изучении религии. (7-10 мин.)


В силу своей специфичности и многоаспектности, феномен религии представляет огромный интерес для исследования в различных областях науки. Так философия, психология, социология уделяют значительное внимание изучению различных аспектов религиозного мировоззрения, религиозного сознания и поведения. Данная лекция посвящена философии религии, ее задачам и функциям, причинам возникновения, особенностям и основному комплексу исследуемых проблем.

Сложилось несколько подходов к решению вопроса о том, чем должна заниматься философия религии. В общей сложности, можно выделить следующие функциональные моменты, в соответствии с которыми философия религии:

1) рассматривает общие идеи и принципы, которые находятся в основании религии;

2) пытается установить, имеет ли смысл религиозная вера с точки зрения логики, если да, то какими данными это можно подтвердить

3) проверяет обоснованность притязаний религии на обладание истиной (то, что является истинным для верующего человека, не является истиной для науки, так как это разные способы понимания истины);

4) из двух предыдущих пунктов вытекает проблема соотнесения смысла и истины (если религиозные верования имеют смысл, то можно ли назвать их истинными);

5) анализирует возможности согласования религиозных верований с другими знаниями, которыми мы располагаем (соответствует ли содержание религиозной веры наблюдаемым фактам);

6)ищет ответ на вопрос о том, можем ли мы буквально понимать религиозный язык

Таким образом, проблемное поле философии религии включает в себя проблемы изучения религиозного мировоззрения, религиозной веры и религиозного опыта, доказательства бытия Бога, определения его природы и свойств, проблемы познания Бога, провиденциализма и оправдания Бога (теодицеи).

Философия религии не может доказать истинность или ложность религии, она может только сказать, логична, убедительна ли она с точки зрения разума или нет. Происходит столкновение научной истины и религиозной веры, что приводит к тому, что философия как наука пытается изучить проблему парадоксальности религии, найти возможности рационального осмысления религиозных проблем. Философию религии больше интересует не сам феномен религии, сколько обоснованность ее претензий на обладание истиной, изучение рациональных аспектов религиозного мировоззрения. Ведь если верующему человеку доступен диалог с Богом, единение с Ним в акте Божественного откровения, что отвергает всякие сомнения в Его существовании, то каким образом можно человеку, не пережившему мистический опыт, не имеющему веры, убедиться в существовании высшей силы? Кроме того, «вначале было слово. И слово было у Бога. И слово было Бог». Но греч. «логос» («слово») может быть переведен и как «разум», то есть Божественное разумное начало, лежащее в основании мироздания. Хотя, с позиции веры, разумное познание Бога кажется кощунственным и невозможным. Тем не менее, одной из особенностей философии религии на современном этапе является попытка согласования религиозной веры и научного разума как способов познания единой реальности.

  1. ^ Понятие религиозного мировоззрения. Религиозный и нерелигиозный типы мировоззрения. (15 – 20 мин.)


Как было уже упомянуто ранее, одной из проблем, рассматриваемых философией религии, является изучение религиозного мировоззрения. Значительное внимание, уделяемое данному феномену, обусловлено спецификой мировоззрения как системы взглядов человека на мир и его место в этом мире, определяющей отношение человека к окружающей действительности, другим людям, себе самому и формирующей его личность. Существуют различные типы мировоззрений: мифологическое, религиозное, философское, обыденное, научное. (см. дидактический материал 1)

Таким образом, главная отличительная особенность религиозного мировоззрения заключается в том, что оно основано на вере в единое абсолютное и священное начало в мире, Бога. Причем сущность Бога считается недоступной разумному пониманию, а в качестве основания отношения человека с действительностью в религиозном мировоззрении выступает иррациональное, личностное отношение человека с Богом, основанное на любви, безграничной вере и почитании божества.

Религиозное мировоззрение тесно взаимосвязано с формированием религиозного сознания, в структуре которого можно различить два уровня:

1) концептуальный (религиозная идеология) – систематизированное изложение религиозных концепций. Этот уровень включает в себя:

  • теологию – систематизированное изложение вероучения, разрабатывающее основные положения религии (креационизм, онтологию, сотериологию, эсхатологию – учение о конце мира, божественный промысел);

  • религиозные концепции политики (халифат и иммамат – типы государственного устройства, в соответствии с которыми во главе государства имеет право находится либо более достойный наделения властью, либо кровный родственник Мухаммада, соответственно);

  • религиозное искусство (искусство культовое, имеющее прикладной характер, то есть связанное с культовой деятельностью: иконопись, религиозное пение, архитектура, литература, органная музыка); экономику (построение экономики в рамках исламского государства на принципах религии); этику (протестантская этика, где религия пронизывает все сферы жизни);

  • религиозную философию (напр., «восстановление в католических школах христианской философии в духе св. Фомы Аквинского»).

2) обыденный (религиозная психология) – несистематизированная совокупность верований, чувств, представлений, взглядов, понятий. В сознании большинства верующих религия существует не в виде какой-либо оформленной системы догматов, а чаще всего в виде отдельных идей, картин, мифических рассказов, наглядных представлений и образов. Этот уровень более динамичен, чем концептуальный, но наиболее устойчивыми, стабильными элементами в нем являются стереотипы человеческого поведения, привычки, обычаи, традиции. На уровне религиозной психологии человек особым образом интерпретирует, «пропускает через себя» религиозные доктрины и концепции, трансформируя их в соответствии со своим пониманием этих концепций и окружающей действительности в целом.

Прежде чем перейти к рассмотрению особенностей религиозного мировоззрения, необходимо сделать одно оговорку, касающуюся философии религии как науки, сформировавшейся на пересечении христианства и западно-европейской философской традиции. Как известно, христианство – это монотеистическая традиция, поэтому религиозное мировоззрение в рамках данного вопроса будет рассматриваться только относительно вероучений теистического типа (христианство, иудаизм и ислам). Но сначала обозначим этапы трансформации религиозных вероучений, приведших к оформлению теизма:

1) вера в сверхъестественную, пронизывающую весь мир сущность (древние магические ритуальные практики)

2) пантеон, объединяющий различных конкретных богов, зооантропоморфного (человекоподобное существо со звериной головой) или антропоморфного характера, каждый из которых имеет свой облик и культ (язычество) – политеизм

3) структурно-функциональная дифференциация пантеона и выделение из него одного антропоморфного Бога как покровителя этнической группы или местности (Зевс у греков, Перун у славян, Мардук в Вавилоне) – монолатрия

4) идея единого и единосущного Бога как персонифицированного Абсолюта – монотеизм и теизм

Таким образом, понятие Бога в религиях теистического типа можно определить как сакральную персонификацию Абсолюта, наделенную высшим разумом, сверхъестественным могуществом и абсолютным совершенством.

Теперь перейдем к рассмотрению, касательно теизма, отличительных черт религиозного мировоззрения,:

1) Монотеизм – вера в единого Бога.

2) ^ Идеализирование Бога. Бог есть абсолютное благо, абсолютное бытие (вечная жизнь), абсолютный разум (истина).

3) Трансцендентность Бога по отношению к миру, как нечто, выходящее за границы возможного опыта.

4) Имманентное присутствие Бога в мире. Зависимость мира от Бога в его сотворении и существовании. Бог не только творит мир, но и продолжает свою активность в сотворенном мире, целенаправленно заботится о нем в соответствии со своим замыслом, направляет развитие мира.

5) Провиденциализм – (от лат. предвижу) исторический процесс как реализация Божественного промысла, имеющего своей целью спасение человечества в соответствии с высшим и недоступным человеческому пониманию планом («сын человеческий идет, как предписано ему»). Причем Божий промысел непостижим («неисповедимы пути Господни»). В этом плане теизм противостоит деизму, фокусирующему внимание только на акте творения и исключающему вмешательство Бога в мир в его последующем развитии, осуществляющемся по естественным законам.

6) ^ Противопоставление Бога и мира как абсолютного – относительного, вечного – временного, совершенного – несовершенного, начала – чего-то сотворенного, неприкосновенного – уничтожимого.

7) Теодицея – оправдание Бога в ситуации несовершенства мира, проблема совмещения благости и всемогущества Творца, и очевидности того факта, что «мир во зле лежит». Бог несет всю полноту ответственности за свое творение, отсутствует оппозиция темного и светлого начал, поскольку в теизме Бог не только един, но и единственен.

Версии теодицеи:

- мир оценивается как совершенное творение Бога, вмещающее максимальное разнообразие степеней совершенства своих существ, и поэтому существование зла допускается ради своего рода эстетического разнообразия (Лейбниц)

- зло как посланное человеку испытание его веры и стойкости

- зло как наказание человечества за грехи

- зло как минимальная степень добра, то есть люди принимают за зло либо дефицит добра, либо не понимаемое ими добро (Августин)

- зло как результат свободного выбора человека

8) ^ Антропологизация и персонификация Бога – божество наделяется человеческими характеристиками (милосердие, справедливость) и к нему обращаются как к субъекту.

9) Диалогичность – персонификация Бога предполагает возможность персонального контакта с ним как взаимного и обоюдозначимого диалога. Стремление человека к непосредственной связи с Богом

10) ^ Ценность личностного начала – отношения человека с Богом носят индивидуальный, личностный характер.

11) Линейный и необратимый характер времени – мир имеет начало, момент творения, затем было грехопадение человека, пришествие мессии, закончится разрушением мира, страшным судом.

12) ^ Свобода воли и выбора – Бог проявляет свою волю, человек волен поступать в соответствии с собственным выбором, верить либо не верить, так как создан «по образу и подобию» Бога, всемогущего и свободного в своем волении. Однако при этом он несет персональную ответственность за последствия своих деяний.

13) Доверие к Богу (молитва как обращение к Богу, а не перечисление необходимых благ), искренняя вера, «препоручение себя Богу». Поскольку идея провидения предполагает направление человека по пути, наиболее соответствующему его благу, то для религии теистического типа характерно острое переживание верующим своего «пребывания в руках Божьих».

14) ^ Важность этического аспекта – служение Богу построено на принципе самосовершенствования человека, его стремлении к Божественному идеалу добра, справедливости, милосердия.

Таким образом, сформированное на вере в единое абсолютное и священное начало в мире религиозное мировоззрение конституирует особое отношение человека к себе, другим людям и окружающей действительности, основанное на специфическом роде религиозного опыта, что выражается в ином понимании этой действительности, становлении иных ценностных ориентаций и формировании в связи с этим особого проблемного поля в отраслях научного знания, связанных с изучением данного феномена.



  1. ^ Специфика феномена веры.

Соотношение религиозной веры и разума. (20 – 25 мин.)


Вера является не только ядром религиозного мировоззрения, но и очень сложным многоаспектным феноменом, требующим особого внимания. Кроме того, можно выделить различные формы взаимодействия веры с другими структурами человеческого сознания. Что же касается определения, то веру можно понимать как внутреннее состояние человека, при котором он убежден в достоверности чего-либо без посредства органов чувств или логического хода мысли, путем необъяснимой уверенности. Но помимо этого, существует и более точное определение, отражающее несколько основных моментов присущих вере как феномену. Таким образом, вера — это состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определённой информации об объекте, выраженной в идеях или образах (когнитивный момент), сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом других чувств (эмоциональный момент) и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности (волевой момент).

Как вы понимаете, вера не является особенностью исключительно религиозного мировосприятия. Поэтому следует различать религиозную и нерелигиозную веру.

^ Светская вера исходит из признания закономерного хода реальных событий и допускает возможность их перепроверки (наука: экспериментальное подтверждение данных). В области морали (это правильно, потому что так принято). Кроме того, светская вера ситуативна, привязана к конкретным событиям, сообщениям, предполагает принятие информации на веру по своей воле, собственный подход ее толкования, возможность сомнения и отказа от нее в случае убедительного доказательства несостоятельности ее содержания.

^ Религиозная вера исключает сомнение и критику. Сверхъестественное для религиозного человека очевидно, как существование природного мира для светского человека. Религиозная вера определяет поведение человека и, в отличие от светской веры, является ядром верующего человека, устойчивым, постоянным состоянием его психики, а не ситуативна. Теологическая интерпретация веры предполагает ее истолкование не только и не столько как умственной убежденности в бытии Божьем, сколько как тотальную эмоционально-психическую установку переживания себя как пребывающего «в руках Божьих». Религиозная вера обращена к сфере сверхъестественного, предполагает слияние познающего субъекта с Богом в акте Божественного откровения и интуитивной путь познания (так называемое «созерцание совестью»).

На основе веры в рамках религиозного сознания оформляется вероучение как система догматов, то есть аксиоматических положений, выраженных в сакральных текстах как боговдохновенный результат откровения, принятие которых является необходимым условием приобщения к той или иной религиозной традиции. Соединение вероучения со специальной религиозной деятельностью (отправление культа) в рамках определенной церковной организации формирует соответствующую конфессию (лат. - вероисповедание). Официально зафиксированная система основополагающих догматов конкретного вероучения составляет его символ веры, который, с одной стороны, выступает предметом веры, выводясь тем самым из сферы рациональной критики, с другой – фундаментом рациональной теологии, составляя по отношению к ней исходную аксиоматическую систему, позволяющую строить систему рационального обоснования религиозных догматов посредством логических методов аргументации. Толкования символа веры служат основой катехизисов (изложение основ веры по вопросам и ответам). Рассмотрим символы веры основных религий:

Христианский символ веры состоит из 12 элементов, создание каждого из которых связывается с именем одного из апостолов, поэтому он называется еще Апостольским. Был утвержден Первым Никейским (325 г.) и Вторым Константинопольским (381 г.) Вселенскими Соборами. В его содержание входят тезисы о троичности Бога, богочеловеческой природе Иисуса Христа, искуплении грехов (1– 8), о роли крещения и церкви в спасении и достижении вечной жизни (8 -12). «Верую в единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли…»

Символ веры иудаизма, сформулированный Моисеем Маймонидом, состоит из 13 положений, выражен в Танахе, которому содержательно соответствует Ветхий Завет христианства и заключает в себе рассуждения о единственности Бога, божественном происхождении Торы, пришествии мессии. «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь один есть».

Исламский полный символ веры называется акида (вера, догма), содержит основополагающий догмат о единстве Аллаха, о предопределении, о сотворении и конце мира, о несотворенности Корана, Божьем посланничестве и пророческой миссии Мухаммеда, о Страшном Суде. Существует также сокращенный Символ веры – Шахада (арабск. свидетельствовать). «Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и Мухаммед – посланник его».

В силу своей специфичности, религиозная вера неоднократно вступала в столкновение с рациональной критикой, подтверждение чему может быть представлено в трех исторически сложившихся вариантах такого взаимодействия:


1) ортодоксальная форма – «верую, дабы уразуметь» (Ансельм Кентерберийский) – позиция, официально принятая церковным каноном

2) вольнодумствующая (неортодоксальная) форма – «разумею, дабы уверовать» (Пьер Абеляр) – позиция, отторгаемая церковью в качестве ереси

3) экстремальная форма – «верую, ибо абсурдно» (приписывается Тертуллиану) – позиция, не нуждающаяся в рациональном обосновании и выражающая саму сущность веры, но неофициальная в силу своей крайности.

Так вследствие попыток рационального обоснования веры в рамках катафатической теологии сложился еще один пласт проблем, связанных с претензией разума на возможность обоснования истинности тезиса о существовании бытия Бога. (см. д. м. 2.5) Таким образом, в истории философии религии можно выделить следующие доказательства бытия Бога, а также контраргументы к ним:

1) космологическое если каждое явление является следствием какой-либо причины, то и весь мировой порядок в целом должен порождаться своей причиной, которой (в силу огромного масштаба) может быть только Бог.

Контраргумент: что же тогда является причиной первопричины, то есть Бога?

2) телеологическое – (Телеология – учение о конечных причинах мира, целесообразности его устройства) все тела, подчиняющиеся законам природы, ведут себя целесообразно, даже если они лишены сознания. Но нечто, лишенное сознания, не может стремиться к цели, если его не направляет некто, наделенный сверхразумом, то есть Бог.

Контраргумент: оспаривание всеобщего характера гармонии и красоты в мире (мир как хаос), поиск примеров нецелесообразности или бесполезности тех или иных процессов или явлений.

3) историческое – распространенность идеи и понятия Бога у древних и современных народов, какими бы различными именами люди его не называли.

Контраргумент: возможно, был и нерелигиозный период эволюции человечества, чему можно подобрать свидетельства в исследованиях ряда историков и археологов.

4) психологическое – а) вера в Бога и обращение к Нему благотворно влияют на поведение и здоровье людей, вызволяют их из критических ситуаций; следовательно, Бог реальная и высшая сила; б) все люди несовершенны, а потому не могли сами, своим воображением, произвести идею о всесовершенном Боге; следовательно, эта идея дана людям свыше.

Контраргумент: а) исцелению помогает самовнушение; б) способность людей при помощи абстрактного мышления производить предельные идеализации (например, абсолютный вакуум).

5) моральное – нравственное чувство заставляет людей думать, что Вселенная упорядочена в соответствии с принципами морали, но они не умеют самостоятельно достигать гармонии между счастьем и долгом в силу своей порочности и несовершенства; создать в них такую гармонию в состоянии лишь самое совершенное нравственное Существо Бог. (обосновано И. Кантом)

6) онтологическое – Бог определяется как Полнота, Совершенство. Если в Полноту включать все то, что существует, значит и Бог существует тоже. Бог все то, что есть. Кроме этого, то, что можно помыслить, должно пребывать и в действительности.

Контраргумент: мы можем помыслить нечто, но не обязательно оно будет существовать в реальности (научная абстракция, мифологические персонажи). Но Бог все то, что есть – это тавтология, а ее логически нельзя опровергнуть.

Также в качестве попытки снятия противоречия веры и разума (попытки рационального объяснения принципиально иррационального) в рамках средневекового христианства Августин, Аквинский) оформляется концепция единства знания и веры (вера разумна, разум верный), формируется теория двойственной истины, основанная на принципе разделения сфер веры и знания («Кесарю – кесарево, Богу – Божье».). Кроме того, в плане методологии у современной науки и религии есть общие моменты: 1) Необъективируемость, индетерминизм (в религии – апофатизм) первоосновы Бытия, что было открыто в микрофизике. Это выражается через «принцип неопределенности» Гейзенберга, который кладет предел знанию как бесконечному уточнению определенных данных.


2) ^ Принцип дополнительности систем описания одного объекта (феномена). Открыта на новом уровне неразрывность объекта и наблюдателя (субъективация объекта и объективация субъекта). В такой ситуации возможно возвращение на новом уровне к концепции тождества бытия и мышления.

Существует также Папская Академия Наук, самим фактом своего существования показывающая возможность гармонизации веры и разума. (см. д. м. 2.7.) Следовательно, можно говорить о конструктивном междисциплинарном диалоге философии, теологии и естествознания в современной культуре.


^ 4. Понятие, структура и проблемное поле теологии. (15 – 50 мин.)


Теология возникает исключительно в рамках такого типа вероучений, как теизм, хотя ее существование само по себе и кажется парадоксальным. Поскольку религия основана на сверхразумном мистическом акте единения с Богом, который стоит выше человеческих определений, рассуждение о Нем с точки зрения верующего человека должно выглядеть кощунственно. («Не упоминай имени Господа Бога твоего всуе».)

Но Бог как личность сообщает человеку знание о себе через слово и эта абсолютная и непреложная истина «слова Божьего» и выступает исходной основой теологии – доктрины о сущности и бытии Бога. Кроме того, теология должна была возникнуть, так как в раннем христианстве христианам приходилось доказывать свою веру не христианам, а людям, воспитанным на рациональном подходе, принимающим истинность положения только в результате доказательств, для которых принять на веру что-либо означало нонсенс, абсурд. Поэтому ранние богословы должны были формировать богословскую традицию для завоевания авторитета, использовать философский категориальный аппарат для облечения своих догматов в рациональную форму. Однако центральной проблемой для теологии выступает проблема возможности богопознания.

Структура фундаментальной (теоретическая) теологии:

  1. догматика (системная интерпретация догматов вероучения),

  2. апологетика (обоснование вероучения с помощью рациональных средств),

  3. сравнительная теология (основана на сравнительном анализе базового вероучения с основоположениями других религий),

  4. экзегетика (методология истолкования сакральных текстов),

  5. социальная теология (концепция истории в духе вероучения),

  6. экклесиология (концепция церкви и ее роли в истории человека и человечества)

В законченном виде как развитая концептуальная система, теология характерна только для таких классических вероучений, как христианство, иудаизм, ислам, где теизм обретает свою завершенную и абсолютную форму. Развитие этих версий теологии осуществляется во многом параллельно: с одной стороны – опора на канонические тексты, признанные сакральными в рамках того или иного вероучения и, так или иначе, генетически восходящие к Библии, с другой – использование при их истолковании категориальной традиции античной философии (христианская теология имеет истоки в платонизме и в аристотелизме).

Таким образом, задаются требования к теологии:

  • системность знания, рациональность оснований, логическая прозрачность (привело к схоластике и катафатической теологии);

  • сокровенность, потаенность, глубина иносказания (привело к мистике и апофатической теологии).

^ Катафатическая теология – (от греч. утвердительный) установка теологии на рациональное богопознание, согласно которой постижение Творца возможно посредством познания творения. Ориентация на позитивное и интерсубъективное знание относительно Абсолюта. Основана, с одной стороны, на содержании христианского символа веры, с другой, на операциональном мыслительном инструментарии античной философии.

^ Апофатическая теология – (от греч. отрицательный) специфичная для теизма парадигмальная установка теологии, фундированная презумпцией невыразимости Бога в позитивном знании. В качестве единственного достоверного источника знаний об Абсолюте предполагает непосредственное узрение истины в акте откровения. Согласно апофатической теологии, трансцендентный Бог может быть выражен только посредством отрицательных определений, то есть путем последовательного снятия всех его эмпирически фиксируемых атрибутов (беспредельный, незримый, неуничтожимый и т.д.).

Стремление к сведению воедино двух обозначенных векторов развития теологии привела к оформлению в зрелой схоластике иерархической структуры теологии, включающей в себя:

  1. естественную или мирскую теологию, ориентированную на умозрительно-спекулятивное философствование и основанную на человеческом разуме,

  2. высшую теологию богооткровения или божественную теологию, возводящую свое знание к умопостигаемому откровению и основанную на самораскрытии Бога.

Откровение – процессуальный и незамкнутый диалог с Богом, результат индивидуально-мистической практики, непосредственное соприкосновение с Богом, открывающим себя субъекту как абсолютную истину во всей своей полноте. (Моисей, молящий Бога явить ему себя, - «не в такой только мере, в какой он может вместить, но каков Бог Сам в Себе»). В системе отсчета переживающего откровение субъекта ситуация воспринимается как выход за пределы наличного среза бытия.

Откровение мыслится в теизме как результат принципиально диалогического процесса: будучи проявлением снисхождения и милости Божией, откровение предполагает также и глубинную внутреннюю готовность субъекта к его восприятию, предусматривая соответствующие подготовительные процедуры (аскетическая практика, специальные психотехники, направленные на достижение необходимого состояния сознания).

^ Предпосылки откровения:

1) Представление о том, что особые избранники в состоянии транса могут говорить от лица высшей силы. Возможность пророчества, понимаемого как говорение богов и духов устами оракула, личность которого в момент пророчества вытесняется сверхъестественными силами. Однако это еще не откровение, так как оракул выступает посредником между миром богов и людей.

2) Сформировавшаяся в античной философии идея бытия как сверхчувственной реальности, отличной от материального мира, постижимого в эмпирическом чувственном опыте. А сверхчувственная реальность требует внеэмпирического познания. Это также не откровение, так как Абсолют не персонифицирован.

^ Признаки откровения:

  • внутренняя готовность человека к восприятию откровения, отрешение, очищение и возвышение души («От самого источника истины исходит некое увещевание, понуждающее нас искать Бога и страстно жаждать» (Августин Блаженный);

  • коммуникативная основа единения индивидуальной души с Богом, недостижимость откровения в результате одностороннего усилия («Нашла ли ты, душа моя, что искала? Ты искала бога и ты нашла отклик его» у Ансельма Кентерберийского, «Ты не искала бы, если бы тебя самое прежде не искали» у Бернара Клевроского);

- постижение в акте откровения трансцендентной реальности путем непосредственного узрения абсолютной истины, открываемой Богом;

- невыводимость содержания откровения чувственно-эмпирическим путем и нереконструируемость его истины путем рационально-логическим («Не опишет язык, не передаст никакое красноречие, ибо область его – иная область, и мир его – иной мир» Ибн Туфейль);

- экстатический восторг субъективно переживаемого откровения, проявляющийся в экстраординарных состояниях сознания;

- слияние в момент откровения индивидуальной души с Абсолютом, понимаемое в ортодоксальной мистике как единение («Он во мне и вокруг меня») или как тождество («Я есьм истина»).

Это остро ставит в мистике проблему передачи мистического опыта, и ортодоксальная традиция констатирует ее полную невозможность: единственным адекватным способом презентации пережитого откровения может быть лишь молчание (на вопрос о том, что есть Бог, Будда промолчал). Безмолвие является единственным адекватным способом объективации результатов откровения: любая попытка вербализировать его оценивается в мистике не более как метафорическая (напр., суфийские афоризмы). Вместе с тем любая знаковая система передачи истины откровения (световая – «абсолютный внутренний свет», эротическая – «невеста Христова», символ смерти – «умри для мирской суеты») понимается мистикой как внешняя, и «непонимание – участь человека, который не вкушал».

Если содержанием откровения является постижение Божественной истины, то формой его проявления – специфические состояния сознания человека, соответствующие экстатическому переживанию данного акта (внешне такие состояния сознания могут выражаться как транс, оцепенение, хаотичные телодвижения, выкрики, глоссолалия (говорение на непонятных языках). Однако истина откровения трактуется в мистике как неизреченная, в силу чего содержание мистического опыта не может быть выражено в рационально-логической форме, такие попытки выглядят абсурдными высказываниями с точки зрения обывателя. В ряде мистических традиций акт откровения трактуется как акт самопознания Бога («Человек для Бога – зрачок глаза»). Оборотной стороной этой формулы оказывается трактовка откровения как человеческого самопознания, ибо в акте откровения Бог и человек едины («Я сбросил самого себя, как змея сбрасывает кожу, - я заглянул в свою суть и… о, я стал Им»). По сути, это как бы две характеристики одного и того же процесса.

В целом же, религиозные переживания предполагают ощущение чуда, новое понимание мира, крушение прежних ценностей и появление новых, ощущение святости опыта и глубины смыслов. В данном контексте нужно осознать, что можно оспорить или обосновать интерпретацию мистического опыта, но нельзя оспорить или обосновать сам этот опыт, можно стремиться только к тому, чтобы понять его.

Таким образом, теология как развитая концептуальная система в законченном виде складывается с целью обоснования возможности бытия Бога и поиска доступных человеку средств его познания, разделяясь при этом на два направления, соответствующие ответу на вопрос об обоснованности притязаний разума на постижение Бога, чему соответствует формирование соответствующей проблематики.

Заключение. (3 – 5 мин.)


В процессе познания человеком окружающей действительности происходит столкновение различных аспектов ее восприятия и систем интерпретации, что в отношении феномена религии ставит острый вопрос соотношения научной истины и религиозной веры, что приводит к тому, что философия как наука пытается найти возможности рационального осмысления религиозных проблем и согласования религиозной веры и научного разума как способов познания единой реальности.

В проблемное поле философии религии включается довольно широкий круг проблем, основными из которых являются вопросы по изучению религиозного мировоззрения, религиозной веры и религиозного опыта, возможностей доказательства бытия Бога, проблемы познания Бога, определения его природы и свойств. Кроме того, философия религии занимается вопросами изучения оснований религии и религиозного опыта, соотношения веры и разума, пытается установить логическую обоснованность притязаний религии на обладание истиной, анализирует возможности согласования религии с другими сферами человеческой культуры.

Но в силу сложности и многопрофильности данных проблем невозможно прийти к единому знаменателю в их решении, что привело, в зависимости от различных версий толкования, к формированию в истории философии религии различных линий и направлений исследования, делающих акцент на тех или иных аспектах изучения феномена религии. Так, в качестве основного противоречия, можно обозначить проблему согласования интуитивного и рационального путей познания божественного основания мира, недоступного чувственному роду опыта. Вследствие чего, происходит развитие двух направлений (апофатической и катафатической теологии), направляющих свое внимание на один из этих путей, и занимающихся изучением соответствующих пластов культурной реальности.

Однако, в силу сложности самой религии, невозможно замыкаться исключительно на исследовании избранных ее аспектов, что приводит к возникновению взаимного влияния и проникновения не только внутри проблемного поля самой философии религии, но и между различными отраслями научного знания. Более того, на современном этапе развития общества, обеспеченного сверхпродуктивными исследовательскими технологиями, наиболее адекватным и неизбежным является интеграции ранее очевидно противоречивых сфер и направлений в единую органичную целостность.


^ Дидактический материал 1.



Научное мировоззрение

Обыденное мировоззрение

Религиозное мировоззрение

Объект: человек, природа, социум

Объект: человек, природа, социум

Объект: человек, природа, социум, абсолютная сверхъестественная субстанция, божество

Цель: достижение целостного знания о мире, выявление законов, по которым функционируют объекты мира и по которым можно их преобразовывать

Манипулирование объектами с целью удовлетворения своих потребностей (физических, интеллектуальных, духовных).

Стремление к непосредственной связи с Богом, познание отношения мира и человека к Богу как сверхмировому началу.

Предметный и объективный характер восприятия мира.

Субъективное и эмоционально окрашенное восприятие.

Мистическое, сверхъестественное восприятие реальности.

Основано на фактах, доступных рациональному анализу

Основано на личном опыте, чувствах, мнениях, суждениях, эмоциях.

Основано на мистическом откровении, безусловной вере.

Строгая логика построения

Витиеватая, прерывистая логика, подверженная внешнему влиянию.

Внутренняя логика, доступная при принятии исходных установок.

Стремление к проникновению в суть

Поверхностное видение проблемы

Проникновение в суть вещей и событий

Специальная терминология

Разговорная лексика

Попытки лингвистического оформления сверхъязыковых понятий.

Выходит за рамки опыта в ментальные предметные миры.

Относится к объектам повседневного опыта

Обращено к феноменам высшей области бытия, недоступной человеческому восприятию

Стремление к расширению поля изучаемых объектов.

Изучает объекты, с которыми сталкивается на данный момент.

Обращено к вечному, безграничному, единому, вездесущему.

Стремление к инновации

Относительная консервативность

Абсолютная консервативность

Специальная подготовка научных кадров

Формирование субъекта в процессе социализации

Индивидуальные, глубоко личностные переживания.

Строгая система знаний, последовательно и логически взаимосвязанных

Совокупность знаний, отдельные фрагменты которой связаны между собой

Гармоничная, взаимосвязанная, целостная картина мира (высший этап)

Истинность знания проверяется с помощью практики, научного эксперимента, средств логики

Истинность знания проверяется непосредственно на практике

Абсолютная уверенность в истинности знания

Познание мира путем анализа отдельных его элементов, выявления закономерностей, присущих его фрагментарным структурам

Произвольная фиксация и проверка знаний, доступных повседневному опыту

Постижения Бога в непосредственном религиозном опыте

Этика науки как совокупность идеалов и норм научного исследования (частный случай этики)

Закон, нравственность, мораль как регулятор взаимоотношений (поступаю так, потому что так надо)

Этические нормы как неотделимые, внутренние принципы поведения (поступаю так, потому что не могу иначе)

Истина относительно неизменна и постоянна

Истина изменчива, непостоянна, ситуативна.

Истина абсолютна, достоверна, несомненна

Наличие базовых принципов (мир независим от человека и познаваем)

Субъективность базовых установок

Объективность и тотальность (законы одинаковы на любом уровне мироздания)



Дидактический материал 2.


1. «Религия – это полное превращение души в то, во что она верит». (С. Вивекананда)


2. «Вера есть понимание смысла жизни и признание вытекающих из этого понимания обязанностей». (Л. Толстой)


3. «Бог выше всяких определений». (Аврелий Августин)


4. «Человеку хотелось бы уподобиться богу; жрецы сделали бога подобным человеку; а суетность ума человеческого этим удовлетворилась». (М. Агу)


5. «Ведь согласитесь, что в области разума никакого доказательства существования бога быть не может. Вы полностью повторили мысль беспокойного старика Иммануила по этому поводу. Но вот курьез: он начисто разрушил все пять доказательств, а затем, как бы в насмешку над самим собою, соорудил собственное шестое доказательство». (М. А. Булгаков)


6. «Что такое Бог? Совокупность законов природы, нам непонятных, но нами ощущаемых и по хамству нашего ума нами олицетворяемых в образе творца и повелителя вселенной». (В. Ключевский)


7. «Разум, лишенный помощи Откровения, блуждал окольными путями, в результате чего он мог потерять конечную цель. Вера, лишенная поддержки разума, сосредоточилась на чувствах и переживаниях, поэтому возникает опасность, что она утратит универсальный характер... Поэтому пусть не покажется неуместным мой громкий и решительный призыв восстановить единство веры и разума, которое позволяет им действовать в соответствии с их природой, сохраняя взаимную автономию. Ответом на мужество веры должно стать мужество разума». (Папа Иоанн Павел II)





Скачать 300,2 Kb.
оставить комментарий
Дата09.05.2012
Размер300,2 Kb.
ТипПлан-конспект, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх