Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на егэ по русскому языку в части Стекст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся не icon

Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на егэ по русскому языку в части Стекст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся не


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)...
Материалы для подготовки к егэ по русскому языку (часть «С»)...
«Путятинская сош. Тезисы На егэ по русскому языку в части 3 задание «С»...
Обучение сочинению рассуждению по плану алгоритму...
Обучение сочинению рассуждению по плану алгоритму...
История и методология химии Цель курса...
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников...
Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников...
Отчет о результатах егэ по русскому языку в 2008 году егэ по русскому языку...
Развитие и формирование мотивации учения...
Программа по русскому языку для поступающих в 10 физико-математический...
Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 классов «Секреты хорошей речи»...



Загрузка...
скачать
ЕГЭ (часть С) и создание сочинения. Теория

Теория. Работа над содержанием сочинения.

Для того, чтобы правильно проанализировать предложенный на ЕГЭ по русскому языку в части С текст, нужно помнить, что в авторском в тексте чаще всего ставятся несколько проблем, а не одна. Выпускник имеет право выбрать любую из поставленных проблем, но определять позицию автора, комментировать, высказывать свою позицию он обязан по выбранной им проблеме. Поэтому целесообразно найти основную проблему текста и работать именно с ней, потому что именно по ней будет достаточно материала в тексте, чтобы ваше сочинение соответствовало всем критериям проверки и оценки ЕГЭ по русскому языку части С.


^ 1. Определение проблемы текста.

Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?

Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

^ Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

начало текста,

начало основной части,

конец основной части или абсолютный конец текста.

^ Способы выражения проблемы текста тоже бывают разнообразны:

проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,

проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).


^ 2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.


Ещё раз нужно обратить внимание на то, что комментируется именно сформулированная выпускником проблема и никакая другая. Комментарии берутся из рассматриваемого текста, при этом демонстрируется понимание замысла текста, логики мысли автора. В качестве комментариев не может быть дан простой пересказ текста, не может быть процитирован большой фрагмент исходного текста. Автор текста, как правило, пытается акцентировать внимание читателя на проблеме, обозначить её ярко, выпукло, чтобы она так же возмутила читателя, как возмущает и его самого. И делает он это с помощью:

оценочной и специальной лексики,

эмоционального тона текста,

художественных средств,

композиции произведения и т.д.

Также автор может рассказать о истории существования проблемы, о путях её решения в другие времена и в других странах, об актуальности проблемы сегодня и т.д.

Это важно найти в тексте, чтобы продемонстрировать не только понимание проблемы, но и актуальность её постановки. Не случайно за комментарии к сформулированной проблеме выпускник получает 2 балла. Все комментарии должны быть связаны с сформулированной выпускником проблемой.


^ 3. Отражение позиции (основной мысли, идеи) автора текста.

Если проблему текста рассматривать как вопрос автора, то позиция автора - это ответ на вопрос, как нужно поступить, чтобы решить эту проблему. Чтобы найти в тексте позицию автора, нужно применить те же способы, что и при поиске поставленной проблемы.


^ 4. Формулировка своей позиции по проблеме исходного текста.

Не будет лишним повторить, что свою позицию выпускник формулирует по проблеме, уже выбранной им из текста и прокомментированной. По той самой проблеме, решение которой уже предложено автором текста, и это решение выпускник сформулировал как позицию автора. Выпускник должен не просто обозначить своё согласие или несогласие с мнением автора, а четко, тезисно выразить своё отношение к проблеме и авторской позиции.


^ 5. Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


Это самое сложное задание на ЕГЭ по русскому языку в части С, за него ставится 3 балла. Здесь выпускник может продемонстрировать свой уровень общего развития и степень зрелости личности. Выпускнику желательно ориентироваться в различных типах аргументации, уметь обнаруживать и понимать аргументы в исходном тексте, давать им оценку с точки зрения силы/слабости и, самое главное, самому уметь подбирать аргументацию разных типов к своим рассуждениям. Можно выделить несколько типов аргументов.

Естественные. Называются конкретные факты, или цифры, или свидетельства.

Логические. В сочинении должен быть четко сформулирован тезис, к нему приводятся логические доказательства (аргументы), приведение аргументов завершается объяснением, почему они подходят к этому тезису. Вводятся логические аргументы в текст с помощью слов - предположим, допустим, следовательно, очевидно и т. д.

Эмоциональные. Приводимые факты рассчитаны на приятные или неприятные ассоциации, при этом признаки других типов доказательств отсутствуют.

Этические. Приводимые факты рассчитаны на положительную или отрицательную оценку с точки зрения ценностей, традиций, принятых в обществе.

Ссылка на авторитеты. Приводится ссылка на известного в данной области человека, специалиста, или очевидца, участника событий, или типичного представителя некоего политического, религиозного или другого типа сообщества.

Нужно помнить о том, что целесообразно подбирать аргументы из художественной, публицистической или научной литературы. Такие аргументы относятся к сильным. Чтобы получить максимальное количество баллов, один из приведённых аргументов обязательно должен быть из художественной, публицистической или научной литературы. Но если художественное произведение, из которого берётся пример в качестве аргумента, прочитано только в кратком изложении, вряд ли оно понято, не стоит рисковать и пользоваться им для аргументации собственного мнения.


^ 6. Выстраивание композиции.

Созданные выпускником части текста должны соединяться между собой не механически, а с использованием средств связи, существующих в русском языке: повторов, синонимов, местоимений, вводных слов и выражений и т.д. Пишущий сочинение постоянно должен обращаться к сформулированной им проблеме текста, соотносить с ней комментарии, затем позицию автора, свою позицию, и наконец, аргументы. Когда работа готова, следует проверить эту связь ещё раз.

В завершении работы следует подумать о подборе зачина (вводной части, вступления) и концовки (заключения).

Теперь можно проверить речевое оформление.


^ ЕГЭ (часть С) и создание сочинения. Практика


(1)Вопрос "Кто виноват?" называют чисто русским вопросом, якобы выражающим особенную сущность нашего национального характера. (2)На эту тему без устали острят эстрадные сатирики, глубокомысленно философствуют политтехнологи... (3)У каждого готов свой ответ на заданный ещё Герценом вопрос. (4)Огромная, наполненная природными ресурсами страна обладает таким же огромным интеллектуальным потенциалом. (5)А большая часть населения прозябает в бедности! (б)Почему? (7)Кто виноват?

(8)Мне кажется, что причина всех наших проблем коренится глубже, чем мы себе представляем: ни гуманистические призывы, ни экономические реформы, ни набившие оскомину обещания новой жизни не могут сами по себе решить главного. (9)Она в нашем неуважении к человеку. (10)Надо сделать человека высшей ценностью. (II) Мы подсчитываем золотовалютный запас, радуемся, когда на внешнем рынке дорожает нефть, гордимся тем, что снизили уровень инфляции... (12) И что? (13)Что из того обыкновенному человеку? (14)Жила в ветхой избушке пенсионерка при уровне инфляции в 14 процентов, в этой же ветхой избушке она живёт и при уровне в 9 процентов! (15)Такие вопросы вызывают у наших уважаемых политиков высокомерно-снисходительную улыбку: дескать, товарищ нас не понимает! (16)Да нет, это вы, отделённые от реальности толстой стеной макроэкономических соображений, не видите микроскопическую клетку общественного организма -живого человека. (17) Неработающие лифты, перемороженные дома, закрытые двери, равнодушное "Ждите, нам некогда - всё это симптомы самой страшной социальной болезни - пренебрежения к человеку. (18) О человеке никто не думает, когда строит дом, и в космос запускает очередную ракету, и голосует за какое-то якобы судьбоносное решение. (19) О человеке подумали ровно настолько, чтобы он мог существовать в качестве некой полезной функции. (20)А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним. он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства.

(21)Не нужно призывов! (22)Надо просто починить сломанный лифт, а иначе как пожилым людям подниматься на последний этаж? (23)Надо в больничном коридоре поставить кушетку, чтобы больные не стояли в очереди, надо засыпать гравием лужу у остановки, чтобы проезжающие мимо машины не обливали грязью пассажиров... (24)Надо, чтобы человек никогда не чувствовал себя униженным и оскорблённым, тогда поднимется и производительность труда, вырастет уровень благосостояния человека и никто не станет терзаться бессмысленным вопросом "Кто виноват?".

(по В. Тимофееву)


В данном тексте поднимается одна проблема. В первом абзаце текста уже намечен конфликт (противопоставление, антитеза): страна богатая - люди бедные (предл. 4-6) и обозначена проблема. В сочинении мы её можем сформулировать одним из принятых способов.

В форме риторического вопроса: ""Почему в стране, богатой ресурсами и интеллектом, люди такие бедные?" - ставит в тексте проблему автор."

В форме родительного падежа: "Автор ставит в тексте проблему неуважения к человеку". В сочинении не надо формулировать проблему двумя разными способами. Проблема должна быть сформулирована один раз одним способом.

^ Комментарии к сформулированной проблеме исходного текста.

Автор комментирует проблему разными способами, он убеждает нас с помощью искусно подобранных аргументов (естественных (14 , 17), этических (17). логических (20), эмоциональных (15,16, 22)) в том, что проблема серьёзная, актуальная, требует немедленного решения. Автор приводит не единичные, а типичные примеры, встречающиеся повсюду. Тон текста страстный, много восклицательных предложений. Для усиления эффекта автор применяет метафоры: человек - клетка организма, человек - деталька государственного механизма.

^ Комментарии проблемы выпускником могут выглядеть так:

Проблема неуважения к человеку в нашей стране , по мнению автора, укоренилась основательно. Поражает разрыв между стоящими у власти и простыми людьми. Политики высокомерно-снисходительно относятся к обыкновенному человеку. Они отделены от реальности толстой стеной макроэкономических соображений. Живой человек рассматривается ими как средство для выполнения "судьбоносных решений". Автор показывает, насколько унижен и оскорблён обычный человек, с помощью метафор: человек - мелкая деталька в огромной государственной машине, человек - некая полезная функция. А раз так, то и человек перестаёт заботиться об окружающих, и ему нет дела до того, кто живёт рядом с ним. он считает себя мелкой деталькой в огромной государственной машине, снимает с себя ответственность за чистоту в подъезде, за порядок на улице, за процветание государства. Автор уверен сам и убеждает читателя в том, что проблема актуальна и требует решения.

^ Отражение авторской позиции исходного текста.

Авторская позиция (идея) формулируется открыто (предл. 8-10): Причина бедности, неустроенности России - в неуважении к человеку. Слово "неуважение", а также его синонимы - пренебрежение, равнодушие, невнимание, унижение, оскорбление и т.д. - встречаются неоднократно на протяжении всего текста. Выход автор видит в том, чтобы сделать человека высшей ценностью (10, 24), чтобы не разговорами, а реальными делами помочь человеку почувствовать себя человеком (21-23). Автор сначала формулирует идею, затем подбирает аргументацию под нее.

^ Формулирование позиции экзаменуемым.


Позиция выпускника может быть такой:


Я полагаю, что отношение к человеку со стороны государства может измениться только тогда, когда органы власти будут чувствовать настоящую ответственность не перед экономическими и политическими кланами, а перед теми людьми, которые их выбирают.


^ Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме.


Могут быть подобраны следующие аргументы:

В истории всегда политика государства изменялась не сама по себе, а под давлением обстоятельств, когда страна оказывалась в кризисе и надо было что-то решать. Вспомним акции гражданского неповиновения, приведшие к уходу британцев из Индии, или события во Франции, когда студенты буквально заставили правительство отменить закон, по условиям которого молодого сотрудника в возрасте до 26 лет могли уволить без объяснения причин в течение двухгодичного испытательного срока.

Можно призывать к каким угодно добрым делам, но люди сами должны дорасти до осознания собственных интересов. Недаром говорится, что народ имеет то правительство, которого заслуживает.


^ Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика 2


Когда закончена работа над основными частями сочинения, можно подумать о том, как сформулировать вступление и заключение. Безусловно, вводная и заключительная части сочинения зависят от того, в каком стиле написан исходный текст, какого он типа, какова его проблематика и т.д.

Текст 1.

(1)В отлогих, почти горизонтальных лучах утреннего солнца загораются капли росы. (2)Если сказать, что в каждой капле горит по солнцу, значит ничего не сказать о сверкании росного утра. (З)Можно, конечно, с тщательностью выписать, как одни капли мерцают глубокой зеленью, другие — чисто кровавого цвета, третьи — матово светятся; изнутри, четвёртые - молочно-голубые, пятые — белые, как молоко, но просвеченные огненной искоркой. (4)Можно написать, как это разноцветное горение сочетается с синевой, желтизной, розоватостью, лиловостью и белизной луговых цветов и как луговые цветы, просвеченные солнцем, кидают свои цветные тени, свою синеву или желтизну на ближайшие капельки хрустальной влаги и заставляют их быть то синими, то жёлтыми. (5)Можно рассказать, как в сложенных в сборчатую горстку слегка мохнатых, шершавых листиках травы накапливается роса и покоится в них, светлая и холодная, огромными упругими каплями так, что даже можно выпить и ощутить вкус росы, вкус земной живительной свежести. (6)Можно написать, какой яркий тёмный след остаётся, если пройти по седому росному лугу, и как красив, осыпанный росой, в лучах солнца обыкновенный хвощ, и многое, многое другое... (7)Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу. (8)Может быть, он не обращает внимания на то, как в крохотной росинке чётко виднеются ещё более крохотные отражённые ромашки, выросшие по соседству, но общее состояние в природе, общее настроение тотчас сообщается человеку, а вот передать его невозможно.

(9)Вы проснётесь позже, часов в девять, десять, когда в поля и луга нахлынет зной и всё высушит и всё погасит, и вы будете думать, что таким всегда и бывает окружающий вас мир, не подозревая о том, насколько, например, цветущий куст сирени или вишенья отличается от нецветущего. (10)Ведь тому, кто никогда не видел: цветения вишнёвого сада, невозможно, глядя на голые кусты, вообразить, как бывает в цветущем вишнёвом саду.

(В.Солоухин)


^ Текст В.Солоухина художественный, поэтому проблема не обозначена открыто. Она обозначена через отношение автора к природе, его желание рассказать людям, как прекрасен мир и как человек много теряет, если не находит возможности для общения с природой. Проблема - человек и природа (проблема отношения человека к природе). Позиция автора также неявная, она выводится из конкретной ситуации (пр. 6,7). В.Солоухин считает, что нельзя по книжкам познать природу и ощутить на себе её благотворное влияние, столь необходимое для человека, для гармонии его души и тела: "Но нельзя передать на словах того состояния души и тела, которое охватывает человека, когда он ранним утром идёт по росистому цветущему лугу". Как же можно сформулировать вступление к сочинению по подобному тексту?

Вариант 1. Во вступительной части сочинения можно определить тему (о чём текст?) и основные мысли текста (что автор говорит об этом?) с конкретизацией и комментариями в последующих частях. Например:

Утро - это время, когда пробуждается от сна всё живое. Свежесть и яркость утренних красок, утренняя прохлада, сверкание росы создают в природе особое настроение, которое передаётся людям, поднимающимся с первыми лучами солнца, как бесценный дар, как высшая награда за открытость этому миру. Об этом текст замечательного русского писателя В.Солоухина.

Вариант 2. Во вступительной части сочинения можно рассказать об авторе текста, если он вам знаком, и о связи проблемы, поднятой в тексте, с общей направленностью его творчества. Например:

Владимир Солоухин - один из тех писателей, о ком с полным правом можно сказать: "Это художник слова". Завораживают описания природы, созданные им, удивительно точны, эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В своём творчестве Солоухин не раз поднимал тему взаимоотношений человека и природы. К этой теме писатель обращается и в тексте о прекрасном росном утре.

Сведения о писателе - авторе текста следует давать в предельно сжатом объёме (не более трёх предложений). Если в качестве материала для анализа предлагается текст неизвестного вам публициста, не стоит делать широкие обобщения на основании текста, прочитанного на экзамене, и следует отказаться от данного типа вступления.

Вариант 3. В качестве вступления можно написать лирическое размышление. Оно предполагает предельную искренность и в то же время требует умения подчинить поток нахлынувших чувств поставленной цели. Вступление не должно быть больше пятой части сочинения. Например:

Наверное, каждый человек встречал хоть один раз зарю. Как удивительна трава, сверкающая росой в лучах восходящего солнца! А цветы? А птицы? Как выразить то общее настроение пробуждающейся природы, которое передаётся и нам, проснувшимся на заре? Именно об этом говорится в тексте В.Солоухина.


Текст 2.

(1)Сейчас, где бы я ни жил, у меня нет и в помине той жаркой радостной тяги в город, которая была в юности. (2)Наоборот, я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(З)Может быть, потому, что дедушкиного дома уже нет - старые умерли, а молодые переехали в город или поближе к нему. (4)А когда он был, всё не хватало времени бывать там чаще, я его всё оставлял про запас. (5)И вот теперь там никого нет, и мне кажется, что я ограблен, что какой-то мой главный корень обрублен.

(6)Даже если я там бывал редко, самой своей жизнью, своим очажным дымом, доброй тенью своих деревьев он помогал мне издали, делал меня смелей и уверенней в себе. (7)Я был почти неуязвим, потому что часть моей жизни, мое начало шумело и жило в горах. (8)Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе.

(9)Мне не хватает дедушкиного дома с его большим зеленым двором, со старой яблоней (обнимая ее ствол, лезла к вершине могучая виноградная лоза), с зеленым шатром грецкого ореха.

(10)Сколько недозрелых яблок посбивали мы с нашей старой яблони, сколько недозрелых орехов, покрытых толстой зеленой кожурой с ещё нежной скорлупой, с ещё не загустевшим ядрышком внутри!

(11)Мне не хватает просторной кухни в дедушкином доме с ее земляным полом, с большим жарким очагом, с длинной тяжелой скамьей, стоящей у очага. (12)На ней мы сидели по вечерам и слушали бесконечные охотничьи рассказы или рассказы о разрытых кладах в стapыx крепостях.

(13)Мне не хватает вечерней переклички женщин с холма на холм, или с котловины в гору, или с горы в ложбину.

(14)Как одинок, как чист женский голос в холодеющем вечернем воздухе!

(15)Я всё чаще и чаще чувствую, что мне не хватает дедушкиного дома.

(По Ф. Искандеру)


В тексте Ф.Искандера ставится проблема отношения к предкам, родному дому. Идея (позиция) писателя выражена открыто (пр. 6-8). По его мнению, связь с родными корнями защищает человека, делает его неуязвимым для многих бед в жизни: "Когда человек ощущает свое начало и свое продолжение, он щедрей и правильней располагает своей жизнью и его трудней ограбить, потому что он не все свои богатства держит при себе".

Эта тема в силу своей значимости постоянно затрагивается в литературе, поэтому вступлением к сочинению по данному тексту может быть цитата. Например:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам -

Эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера Дедушкин дом".

Конечно, к цитатам нужно относиться осторожно. Они должны содержать одну из основных мыслей текста и в то же время давать возможность выхода на его проблему и позицию автора (идею). Выбранное высказывание должно быть кратким, выразительным и желательно содержащим обобщающее умозаключение.


Текст 3.

(1) Знаете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2) Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному.

(З)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приёмам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6) Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8) Значит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11) Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой)

В данном тексте ставится проблема поведения людей во время спора, диспута, дискуссии, конфликтных ситуаций (как выиграть в споре?). Л.Павлова описывает поведение людей, обладающих разными уровнями культуры, разной степенью воспитанности. По оценочным замечаниям автора: "горе - спорщики", "ведут себя самым непозволительным образом", "начинают себя чувствовать как на войне" - читателю понятно отношение автора к подобным полемистам. Объективно представляя нам реальность, автор вырабатывает свой подход к поведению во время спора и советует читателю придерживаться этих правил (пр. 11). По мнению автора, для достижения успеха в споре человек должен понимать особенности манеры спорить своих оппонентов, это поможет ему ориентироваться в споре и выбрать правильную тактику. В этом и заключается позиция автора, сформулирована она в конце текста и вводится традиционным образом - с помощью вводных слов "таким образом".

Вступлением в сочинении по подобному тексту может быть аналитическое замечание выпускника по теме, поднимаемой автором. Например:

В жизни редко бывает так, что люди оказываются абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим, пытается переспорить других, доказать свою правоту. Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л.Павлова описывает несколько разновидностей манеры вести дискуссию и обращает внимание читателя на различия в поведении полемистов, предлагая выбрать тактику, которая будет способствовать успеху обсуждения.

Текст 4.

(1)Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убеждён, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они и одного цвета, одной породы — так же неповторимы, как и всё растущее, живущее вокруг нас.

(2)Следовательно, всё живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба - награда человеку редкая и драгоценная. (З)Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних, бедственных обстоятельствах. (4)С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5)Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь — любовью. (7)Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых, чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8)Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул...

(В. Астафьев)


Во вступительной части сочинения могут быть сформулированы проблемы, которые поднимает или затрагивает автор в предложенном для анализа тексте. Например:

Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека? Как сохранить те сердечные, добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься текст В.Астафьева.

Этот вариант вступления подойдёт для построения рассуждения по проблемному тексту, для анализа содержательной стороны которого требуется выявление тех вопросов (проблем), которые волновали автора. В последующих частях должны быть выявлены: а) выбранная выпускником одна проблема, по которой будет и написано сочинение; б) комментарии к проблеме; в) позиция автора по отношению к выбранной проблеме; в) позиция выпускника с аргументацией. Авторская позиция и позиция выпускника могут быть представлены в любой последовательности, не нарушающей логики развёртывания высказывания, или во взаимосвязи.


Текст 5.

(1)Что такое классическая литература? (2)Что такое классическая русская музыка? (З)Что такое русская живопись, в частности передвижники? (4)А это, помимо всего прочего, ещё и русская интеллигенция и интеллигентность, из которой выходили творцы, умевшие выразить склад ума, устремления и всё то, что мы называем духовным миром народа.

(5)Человек, именующий себя интеллигентом, тем самым брал на себя очень чёткие моральные обязательства. (6)Мерилом интеллигентности были не только убеждения, и мораль, и творчество как таковые, но и поступки.

(7)Человек, оскорбивший прислугу, незнакомого прохожего, мужика, приехавшего на базар, нищего, сапожника, кондуктора, в интеллигентной среде не принимался, от него отворачивались, но тот же человек, надерзивший начальству, вызывал полное доверие.

(8)Карьеризм ни в какой степени не поощрялся, но в отдельных случаях был терпим: если карьерист "не забывал бедных и своего собственного достоинства" - примерно такое было правило.

(9)Обогащение было презираемо, особенно в тех случаях, когда разбогатевший человек никому не оказывал материальной помощи. (10)К богатому человеку не зазорно было прийти если уж не с требованием, так с настойчивой просьбой пожертвовать на такие-то и такие-то общественные и благие нужды.

(11)Именно потому, что интеллигентность предусматривала мораль поступка и образа жизни, она и не была сословностью, и граф Толстой был интеллигентом, и мастеровой был им.

(12)Кодекс интеллигентности никогда и нигде не был написан, но понятен был всем, кто хотел его понять. (13)Понявший его знал, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно, а чего нельзя.

(По С. Залыгину)

В тексте ставится вопрос (проблема): что такое интеллигентность и кто такой интеллигент. Автор говорит о том, что "кодекс интеллигентности никогда и нигде не был прописан, но понятен был всем, кто хотел его знать". И состоял этот кодекс в следующем. Интеллигентный человек берёт на себя строгие моральные обязательства, они отражаются в убеждениях, морали, творчестве и поступках. Это человек, уважительно относящийся к людям зависимым, умеющий защитить достоинство перед начальством, презирающий карьеру и обогащение ради денег и власти, помогающий слабым и нуждающимся. Таково мнение (позиция) автора.

В сочинении по данному тексту уместно вступление, где будет выражена собственная позиция выпускника. Например:

Интеллигентными людьми сейчас обычно называют тех, кому по роду деятельности приходится заниматься умственным трудом: учителей, врачей, инженеров. Но, на мой взгляд, не каждый, кто занимается интеллектуальной деятельностью, достоин называться интеллигентом. В моём понимании интеллигентный человек - это человек глубоко порядочный, совестливый, честный по отношению к окружающим людям и к самому себе. Читая текст С.Залыгина, я ещё раз утвердился в своём мнении по этому вопросу.


^ Анализ исходного текста (ЕГЭ по русскому языку часть С) и создание сочинения. Практика 3

Хорошая композиция требует наличия необходимых композиционных частей: вступления, основной части и заключения. В сочинении, характеризующемся смысловой цельностью и композиционной стройностью, вступительная и заключительная части соразмерны по объёму и соотносимы по содержанию. Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения, попробуйте прочитать вступительную и заключительную части каждого из приведённых ниже сочинений.

В заключительной части сочинения подводится итог всему сказанному, делается обобщение; может быть также развёрнута мысль, выраженная во вступительной части. В конце рассуждения выпускником может быть выражена позиция в отношении к поставленной в тексте проблеме, могут быть выражены мысли в связи с темой, поднятой автором текста. Ниже приведено несколько возможных вариантов заключительной части сочинения - рассуждения.

^ Текст 1 (Вступление к сочинению. Текст 1).

Заключение.

В. Солоухин приводит нас к очень важному пониманию: мы живём в этом мире, но не знаем его. Мы часто сами лишаем себя возможности ощутить то непередаваемое состояние души и тела, которое дарит нам общение с природой. Но мир красоты и гармонии открыт каждому из нас, и мы всегда сможем испытать близость к природе, увидеть её такой, какой не видели раньше. Стоит только захотеть.


Текст 2.


(1)Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. (2)Особенно здесь не повезло почему-то Суворову. (З)Нет-нет да и услышишь из уст телеобозревателя: мол, как говорил Суворов, тяжело в учении —легко в бою!

(4) Но ведь Суворов — великий человек, он в принципе не мог сказать такой глупости! (5) Уж кто-кто, а он-то понимал: в бою, где убивают твоих соратников, где на тебя с оружием в руках идёт твой смертельный враг, не может быть легко! (6) Суворов же говорил нечто иное, а именно: тяжело в учении — легко в походе! (7)В походе, а не в бою! (8)Ибо нет ничего страшнее и тяжелее боя!

(9)Ещё более нелепо широко ныне распространившееся толкование суворовских слов, будто война не кончена, пока не похоронен последний солдат. (10)Поняв слово "похоронен" в буквальном смысле, добровольные могильщики, присвоив себе ничем не оправданную миссию завершителей Великой Отечественной войны, убеждают нас с телевизионных экранов: похоронены не все солдаты; война не окончена; героические подвиги русского воинства могут быть признаны лишь в тот момент, когда они, похоронщики, закопают в землю останки последнего русского солдата! (11)Да задумайтесь, что вы говорите! (12) Десятки тысяч солдат исчезли без следа, от них не осталось ни клочка плоти, они действительно пропали без вести. (13)Их невозможно похоронить! (14)И что же? (15)Не считать законченной ни одну войну в истории? (16)Да не проще ли предположить: вы не поняли, что сказал Суворов! (17)Он сказал: война, боевые действия не окончены, пока не похоронен, то есть пока не убит, пока жив, пока держит в руках оружие и пока ведёт бой последний солдат! (18)Это ведь и есть воинский долг: драться до последнего бойца. (19)И пока этот последний солдат не убит, образно говоря, не похоронен, война не закончена!

(По Г.Смирнову)


Вступление.

Автор текста обеспокоен бездумным употреблением крылатых фраз, прошедших сквозь время и сохранённых для нас нашими предками. Эти слова талантливых и опытных людей содержат мудрость жизни, но понятна она только думающим людям.

Заключение.

История готовит нас к будущему, поучая прошлым,— вот та мысль, которую помогает нам понять Г. Смирнов. И мы должны быть внимательны к этим поучениям истории, а для этого нужно знать, как происходили её важнейшие события, какими были люди, участвовавшие в них и их вершившие, и нужно бережно относиться ко всем крылатым выражениям, в которых заключается великая мудрость наших предков.




Скачать 207,71 Kb.
оставить комментарий
комментировать
Дата09.05.2012
Размер207,71 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  4
отлично
  6
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх