Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) icon

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности)


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной дипломной работы для студентов...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы для студентов...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по специальности 080507...
Методические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы...
Методические указания к выполнению выпускной квалификационной работы для студентов очной формы...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы специальность 080502...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы специальность 080502...
Методические указания по выполнению и оформлению выпускной квалификационной работы для студентов...
Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы для студентов...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавр менеджер...
Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы бакалавр менеджер...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать


СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ (СПЕЦИАЛЬНОСТИ)


«Режиссура

театрализованных представлений и праздников»


Омск 2011

Рецензенты: к.п.н., доцент Н. Л. Литош;

к.п.н., профессор Т. А. Кравчук


Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) «Режиссура театрализованных представлений и праздников» : учеб. пособие / авт.-сост. М. П. Асташина, И. К. Леванчукова. – Омск : Изд-во СибГУФК, 2011. – 57 с.


В методических указаниях определены цель и задачи при выполнении ВКР, описаны последовательные виды деятельности студентов в ходе дипломного проектирования, выделены требования к выпускной квалификационной работе по направлению (специальности), подробно представлены процедуры допуска к защите ВКР и защита основных положений выпускной квалификационной работы.

Кратко охарактеризованы основные разделы ВКР: введение, теоретические предпосылки к выполнению дипломного проекта, режиссерско-постановочный проект, выводы и список использованной литературы; подробно описана процедуры рецензирования и оценивания выпускной квалификационной работы; представлены двенадцать приложений.

Методические указания могут быть рекомендованы для подготовки студентами выпускных квалификационных работ по направлению (специальности) «Режиссура театрализованных представлений и праздников», а также использованы в работе преподавателями высших учебных заведений физкультурно-педагогического профиля.


©ФГОУ ВПО СибГУФК

СОДЕРЖАНИЕ


1.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ………………………….

5

1.1.

Введение ………………………………………………

5

1.2.

Дипломное проектирование …………………......…..

11

1.3.

Организация процедуры допуска

к защите ВКР………………………………...…….....

15

2.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ И ГЛАВ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…………………………………..……..……

17

2.1.

Введение……………………………………..….…….

17

2.2.

Теоретические предпосылки к выполнению дипломного проекта…………………………………..………

17

2.3.

Режиссерско-постановочный проект ….…………….

18

2.4.

Выводы ………………………………………………..

21

2.5.

Список использованной литературы………………...

22

3.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОФОРМЛЕНИЮ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ…..…..

23

3.1.

Общие требования к оформлению ВКР……..…...….

23

3.2.

Объем и содержание ВКР………………..……...……

23

3.3.

Оформление титульного листа ВКР …………….…..

24

3.4.

Оформление содержания ВКР……………….………

24

3.5.

Нумерация страниц …………………………….…….

25

3.6.

Заголовки …………………………………………..….

25

3.7.

Ссылки…………………………………….…..……….

26

3.8.

Приложения …………………………………….…….

26

4.

^ РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ ………...…….

28

5.

ЗАЩИТА ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ……………..…

29

6.

^ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАЩИТЫ ВЫПУСКНОЙ

КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ….…….….…...

31

Приложение 1. Примерный перечень тем ВКР………..…..

33

Приложение 2. Календарный план

на период выполнения ВКР ………………….….………….

35

Приложение 3. Образец письма-заявки…………..………..

36

Приложение 4. Протокол комиссии по приему

дипломного проекта………..……………………….…….…

37

Приложение 5. Образец отзыва

научного руководителя ……..…….

39

Приложение 6. Краткий словарь-справочник

театрально-литературных терминов и понятий…….……..

41

Приложение 7. Список рекомендуемой литературы…..….

75

Приложение 8. Образец оформления

списка использованной литературы………………….…….

77

Приложение 9. Образец оформления

титульного листа ВКР ………………….……………..…….

79

Приложение 10. Образец оформления

содержания ВКР……………………………………....……..

80

Приложение 11. Образец рецензии ………….......................

81

Приложение 12. Критерии оценки

дипломного проекта…………………………….…….……..

83



^ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

О ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ


1.1. Введение


Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 071400 «Режиссура театрализованных представлений и праздников», профильным модулем «Художественно-спортивные праздники» (2011), государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по специальности 070209 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» (2003), а также решением ученого совета вуза предусмотрена итоговая государственная аттестация выпускников в виде защиты выпускной квалификационной работы (ВКР).

Методические указания по выполнению выпускной квалификационной работы по направлению (специальности) «Режиссура театрализованных представлений и праздников» для студентов разработаны в соответствии с рекомендациями Учебно-методического объединения учебных заведений Российской Федерации по образованию в области режиссуры Министерства образования и науки Российской Федерации, Положением о порядке подготовки и защиты выпускных квалификационных работ в ФГОУ ВПО СибГУФК, утвержденным Ученым советом 03.02.2010 г.

ВКР является заключительным этапом профессиональной подготовки бакалавра (специалиста) и имеет следующие цели:

– систематизация, закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по направлению (специальности), применение их при решении конкретных научных, экономических и производственных задач;

– развитие навыков проведения самостоятельного исследования по теме, решения конкретной проблемы;

– определение уровня подготовки выпускника к выполнению профессиональной деятельности;

– установление соответствия подготовки выпускников требованиям ФГОС (ГОС) ВПО по направлению (специальности) «р ежиссура театрализованных представлений и праздников».

По своему содержанию и предмету исследования ВКР должна соответствовать основной образовательной программе направления (специальности) «режиссура театрализованных представлений и праздников».

^ Выпускная квалификационная работа бакалавра представляет собой разработку (исследование) одной из актуальных проблем теории либо практики в профессиональной сфере, предусмотренной квалификацией и профессиональным предназначением выпускника в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Работа должна базироваться на знании научно-методической литературы, состояния практики в рамках предмета исследования, обязательно включать в себя теоретическую часть, в которой выпускник должен показать знания основ теории по предмету исследования и практическую часть.

В ходе выполнения выпускной квалификационной работы студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):

– способностью и готовностью использовать основные законы гуманитарных научных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы научного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);

– владением основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией (ОК-12).

В процессе ВКР будущие выпускники должны овладеть следующими профессиональными компетенциями (ПК):

^ 1. В области режиссерско-постановочной деятельности:

– свободным владением практическими навыками режиссуры и исполнительского мастерства актера, способами применения разнообразных средств художественной выразительности в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм, методами режиссерского анализа художественных произведений и произведений искусства (ПК-2);

– способностью и готовностью реализовать свой художественный замысел как при написании драматургической основы (сценария), так и в процессе создания различных театрализованных или праздничных форм, владением приемами творческого монтажа документального и художественного материала, различных форм и жанров искусства в целостную композиционно завершенную форму театрализованного представления или праздника, новейшими информационными и цифровыми технологиями создания оригинальных, зрелищно-выразительных театрализованных форм представлений и праздников, основами PR-технологий (ПК-4);

– осуществлением разработки и написания драматургической основы (сценария) различных театрализованных или праздничных форм, постановки концертно-зрелищных форм, художественно-спортивных представлений, шоу-программ, праздников, организацией художественно-творческого процесса по созданию различных театрализованных или праздничных форм (ПК-5);

– способностью и готовностью проявлять высокое профессиональное мастерство и демонстрировать уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знанием исторических и современных технологических процессов при создании различных театрализованных или праздничных форм (ПК-6);

– умением собирать, анализировать, синтезировать и интерпретировать явления и образы окружающей действительности, фиксировать свои наблюдения выразительными средствами для создания различных театрализованных или праздничных форм (ПК-11);

– способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в процессе творческой постановочной деятельности, готовность к постоянной и систематической работе, направленной на совершенствование своего профессионального мастерства (ПК-12).

^ 2. В области организационно-управленческой деятельности:

– готовностью к работе в творческом коллективе (постановочной группе) в целях совместного достижения высоких результатов творческой деятельности, к организации творческих проектов (театрализованных представлений, праздников, концертов, художественно-спортивных представлений, фестивалей, конкурсов, авторских вечеров, юбилейных мероприятий и других форм праздничной культуры), к сочетанию необходимого профессионализма в области культуры и искусства и нормативно-правовых и менеджерских знаний при осуществлении организационно-управленческой работы в творческих коллективах, учреждениях культуры и образования, творческих организациях и объединениях, к организации и проведению спортивных соревнований, подвижных игр (ПК-13).

^ 3. В области художественно-просветительской деятельности:

– способностью и готовностью направлять все виды своей профессиональной деятельности на художественное формирование окружающей среды и художественно-эстетическое воспитание общества, к показу своей творческой работы (концерта, театрализованного представления, праздника, художественно-спортивной программы и других форм праздничной культуры) в учебных заведениях, клубах, дворцах и домах культуры, спортивно-культурных комплексах, стадионах, на различных сценических площадках, к организации и подготовке творческих проектов в области театрально-зрелищного искусства, к осуществлению связей со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений искусства и культуры (ПК-14).

^ 4. В области научно-исследовательской деятельности:

– способностью применять системный подход к разработке и реализации режиссерских проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры, готовить сценарии и режиссерские экспликации, пространственное мизансценирование, режиссерские аннотации художественного и документального материала, рефераты, научные доклады, публикаций и библиографии по научно-исследовательским работам в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-15).

^ 5. В области проектной деятельности:

– способностью ставить и решать прикладные задачи с использованием теории и практики современной режиссуры театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-16);

– способностью осуществлять и обосновывать выбор проектных решений для постановки театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-17);

– документировать процессы создания режиссерского замысла на всех стадиях постановочного цикла (ПК-18);

– способностью к комплексной оценке разработанных и реализованных проектов в области театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-19);

– использовать инновационные режиссерские технологии в создании и реализации современных проектов театрализованных представлений и праздников и других форм праздничной культуры (ПК-20).

Выпускная квалификационная работа бакалавра выполняется в период преддипломной практики в течение 6 недель. Будущий бакалавр при подготовке дипломного проекта может выступать в качестве помощника режиссера художественно-спортивного праздника или представления.

^ Выпускная квалификационная работа специалиста представляет собой относительно законченное теоретическое или опытно-экспериментальное исследование одной из актуальных проблем профессиональной сферы в соответствии с квалификацией и профессиональным предназначением выпускника. Согласно требованиям государственного образовательного стандарта, должна содержать анализ научно-методической литературы, состояния практики, иметь самостоятельные научно-обоснованные выводы и предложения. Практическая значимость является основным критерием оценки качества выпускной квалификационной работы специалиста.

В работе студент должен показать умение выявлять и формулировать актуальные цели и задачи исследования; на основе анализа учебной, научно-методической литературы, документов и материалов, отражающих задачи профессиональной деятельности подбирать адекватные поставленным задачам методы исследования; организовывать и осуществлять экспериментальные исследования и необходимую обработку полученных результатов; интерпретировать и оформлять результаты исследования; делать выводы и формулировать практические рекомендации.

Выпускная квалификационная работа выпускника должна показывать уровень освоения студентом методов исследования, умения делать теоретические обобщения и практические выводы, обоснованные предложения и рекомендации по совершенствованию деятельности в профессиональной сфере.

Выпускная квалификационная работа будущего специалиста представляет собой законченную авторскую, режиссерско-постановочную и продюсерскую разработку художественно-спортивного праздника или представления, осуществленную самостоятельно каждым выпускником либо в закрытом помещении (культурный центр, дворец спорта и др.), либо на открытом воздухе (городская площадь, стадион и т. д.) с реализацией художественно-творческих и социально-воспитательных целей.

Выполнение выпускной квалификационной работы специалиста осуществляется на профессионально-творческой практике в течение 9 недель. При подготовке дипломного проекта студент выступает в качестве режиссера художественно-спортивного праздника или представления.


^ 1.2. Дипломное проектирование


Выполнение ВКР начинается с ознакомления студентов с приказом ректора о допуске к дипломному проектированию. К нему допускаются студенты, не имеющие академических задолженностей в виде несданного междисциплинарного государственного экзамена или незащищенного отчета по преддипломной (профессионально-творческой) практике.

Дипломное проектирование включает несколько последовательных видов деятельности: определение направления и темы дипломной работы; уточнение темы и сбор материала для ВКР; разработка сценария; режиссерская постановка дипломного проекта; написание и оформление ВКР; защита ВКР.

Студент осуществляет выбор темы ВКР в соответствии с направлением (специальностью), а также с учетом календарного плана художественно-спортивных мероприятий базовых организаций на 4-5 курсах и согласовывает ее с научным ру­ководителем.

В помощь студентам формируется перечень примерных тем, предлагаемых к разработке преподавательским составом кафедры ТиМФОР (приложение 1).

Каждому студенту назначается научный руководитель ВКР из числа профессорско-преподавательского состава кафедры ТиМФОР (в первую очередь из числа доцентов, как правило, имеющих ученое звание).

^ Научный руководитель обсуждает со студентом тему ВКР; дает индивидуальное задание, помогает в разработке календарного плана на период выполнения ВКР, оказывает консультативную помощь, проверяет выполнение и оформление выпускной квалификационной работы.

В случае необходимости кафедра может дополнительно назначить научного консультанта из числа преподавателей других вузов, а также высококвалифицированных специалистов-практиков. Также каждый выпускник может обратиться за консультациями по рекомендации научного руководителя к другим специалистам: историку, педагогу, этнографу, социологу, психологу и др.

На период выполнения ВКР студентом совместно с научным руководителем составляется календарный план работы (приложение 2), контроль за выполнением которого осуществляет научный руководитель. Допускается письменное уведомление о ходе выполнения календарного плана, если студент находится за пределами города Омска. Студент в соответствии с календарным планом работы выполняет индивидуальные задания по выполнению авторской разработки мероприятия.

Будущие бакалавры (специалисты) представляют к защите сценарий мероприятия перед комиссией по приему дипломного проекта в ходе преддипломной практики – 8 семестр (профессионально-творческой практики – 10 семестр).

Кроме того, за период прохождения производственной практики студенты оформляют письма-заявки или акты внедрения от базовых организаций. Образец письма-заявки представлен в приложении 3.

Выпускная квалификационная работа по направлению (специальности) «режиссура театрализованных представлений и праздников выполняется в форме дипломного проекта.

Дипломный режиссерско-постановочный проект – это син­тез теоретических и практических знаний, умений и навыков вы­пускника, полученных им за период обучения в вузе по специальности (направлению) «режиссура театрализованных представлений и праздников». В проекте должны разумно сочетаться творческая фантазия режиссера с логично выстроенным действием, раскрывающим тему и идею сценария, а режиссерское решение базироваться на реальной основе постановочных и организационных способностей самого режиссера, на знании возможностей сценической площадки, мастерства исполнителей и предполагаемых финансовых затратах на данный проект.

Исследовательская работа дипломного проекта должна предваряться введением и завершаться выводами исследования, содержать список использованной литературы.

Основные требования к выпускной квалификационной работе:

– создание самостоятельного авторского произведения в качестве режиссера-постановщика;

– овладение методиками художественного творчества, теоретических и научно-практических исследований, выраженных в выпускной квалификационной работе;

– систематизация, закрепление и расширение теоретических и практических знаний и навыков по специальности или направлению подготовки, их применение при решении конкретных практических задач – создании дипломного проекта;

– актуальность проблематики и убедительное, яркое ее воплощение в художественно-спортивном празднике или представлении;

– оригинальность режиссерского решения;

– способность студента последовательно и в системе работать над дипломным проектом на всех этапах его создания;

– высокое эстетико-художественное качество художественно-спортивного праздника или представления;

– потенциальные возможности и перспективы дипломного проекта.

Выпускная квалификационная работа должна соответствовать современным требованиям, предъявляемым к режиссуре театрализованных представлений и праздников. Работа над дипломным проектом должна быть выполнена с использованием всех возможностей сценической площадки, технических и выразительных средств.

На первом этапе работы у выпускника должна быть определена цель, обоснование выбора темы и четко определен предмет исследования. После этого студенту нужно изложить свои мысли в виде лаконичных тезисов соответственно будущим разделам выпускной квалификационной работы.

В ходе следующего этапа работы у студента должна быть сформулирована тема, определен круг основных проблем и идти активная работа по отбору материала, который необходимо систематизировать: введение, основная часть, выводы.

Во введении фиксируются уже окончательно сформулиро­ванные цель, задачи и указывается объект исследования. Дается краткое обоснование выбора темы и ее актуальности. Указывается степень изученности темы. Обозначаются рамки и характер со­временной проблемной ситуации.

^ В основную часть работы входят две взаимосвязанные главы.

Глава 1. Теоретические предпосылки к выполнению проекта направлена на теоретическое раскрытие темы ВКР и представляет собой аналитическую, компиляционную работу по тезисам. В главе 2 при разработке режиссерско-постановочного проекта необходимо «смонтировать» набранный ранее материал соответственно развитию логики мысли автора, представить режиссерскую экспозицию (замысел) и режиссерскую разработку замысла.

Выводы нужно сформулировать в конце дипломного проекта, соотнося их с главной целью выпускной квалификационной работы и задачами исследования, учитывая необходимость и важность практической реализации теоретических предпосылок к выполнению проекта.

Этот процесс знаменует собой успешное окончание студентом теоретического курса обучения и переход к завершающей стадии обучения – оформлению и защите ВКР.

Студент представляет отчет научному руководителю и заведующему кафедрой, которые фиксируют степень готовности ВКР, проводят процедуру предварительной защиты и направляют протокол в деканат факультета туризма, рекреации и реабилитации (очная форма обучения) или в деканат факультета заочного и дистанционного обучения (заочная форма обучения).

К ВКР прилагается протокол комиссии по приему дипломного проекта (приложение 4). ВКР в окончательной редакции, с отзывом научного руководителя, направляется на рецензирование. Образец отзыва научного руководителя представлен в приложении 5. Рецензирование осуществляют эксперты по направлению дипломного исследования. Список рецензентов ВКР утверждается протоколом на заседании кафедры.


^ 1.3. Организация процедуры допуска к защите ВКР


Допуск к защите – особая стадия прохождения дипломного проектирования, которая подводит студента к защите ВКР и включает в себя:

1. Оформление приказа о допуске к защите.

Приказом ректора СибГУФК к защите ВКР допускаются студенты, сдавшие государственный междисциплинарный экзамен на положительную оценку по направлению (специальности) «режиссура театрализованных представлений и праздников», успешно прошедшие предзащиту ВКР на кафедре.

Порядок организации дипломного проектирования при подготовке к итоговой государственной аттестации доводится до сведения студентов не позднее, чем за полгода до начала итоговой государственной аттестации. В случае любого нарушения (непредставление ВКР в надлежащем виде, отсутствие отзыва научного руководителя) кафедра вправе пригласить студента на заседание, чтобы решить вопрос о допуске.

Сформулированная в приказе тема ВКР уже не может быть изменена, дополнена или исправлена. Этим же приказом утверждаются дата защиты, время и аудитория.

2. Допуск к защите.

Заведующий кафедрой допускает ВКР к защите, если выполнены все предъявляемые требования. Работа, представленная с нарушением предъявляемых требований, к защите не допускается.

За 2 недели до защиты, в соответствии с требованиями «Положения о порядке подготовки и защиты выпускных квалификационных работ в ФГОУ ВПО СибГУФК», ВКР по направлению (специальности) «режиссура театрализованных представлений и праздников» в переплете предоставляется в деканат факультета туризма, рекреации и реабилитации (очная форма обучения) или деканат факультета заочного и дистанционного обучения (заочная форма обучения).


^ 2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗДЕЛОВ И ГЛАВ

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ


2.1. Введение


Исследовательская работа дипломного проекта должна предваряться введением с перечислением объекта, цели и задач исследования. Во введении при обосновании выбора темы представлена актуальность, теоретическая и практическая значимость выполнения авторской разработки художественно-спортивного праздника или представления, осуществленной в закрытом помещении (культурный центр, дворец спорта и др.) или на открытом воздухе (городская площадь, стадион и т. д.).

Обоснование выбора темы ВКР должно быть представлено на 1,5-2 машинописных страницах.


^ 2.2. Теоретические предпосылки к выполнению

дипломного проекта


Большая теоретическая работа, которая предшествует сце­нарному и режиссерскому творчеству, является обязательной. В теоретической работе главным образом должны подниматься проблемные, самостоятельно исследуемые выпускником вопросы, раскрывающие художественные аспекты формализации режиссерского замысла в процессе создания художественно-спортивного праздника или представления.

Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы позволяет представить в целостном виде теоретические предпосылки к выполнению авторской разработки художественно-спортивного праздника или представления. Первая глава не должна превышать 30 % от всей ВКР – не более 15-20 машинописных страниц. При составлении литературного обзора студент может использовать в работе краткий словарь-справочник театрально-литературных терминов и понятий, который представлен в приложение 6. Список рекомендуемой литературы имеется в приложении 7.


^ 2.3. Режиссерско-постановочный проект


Н. М. Генова и Т. Н. Паренчук (2005) отмечают, что творческий процесс режиссера объединяет две важнейшие функции: художественно-образная организация материала (драматургическое его выражение) и режиссерско-постановочное воплощение посредством организации сценического действия (в представлении), а также организации действия массы участников (в празднике).

Методические рекомендации по разработке

дипломного режиссерско-постановочного проекта

^ 1. Режиссерская экспозиция (замысел)

В данном разделе, при свободном изложении замысла, ре­комендуется четко определить и сформулировать:

а) режиссерскую сверхзадачу, раскрыть и обосновать ее;

б) определить сквозное действие и назвать событийный ряд, по которому оно развивается;

в) раскрыть основной принцип режиссерского образного ре­шения;

г) дать характеристику основных выразительных средств, использованных для воплощения замысла (декорационно-художественное оформление, трансформирующиеся образные детали, музыкальное, цветовое и световое оформление, принцип мизансценирования).

^ 2. Режиссерская разработка замысла

В процессе режиссерской разработки замысла фиксируются:

а) пластическое решение каждого эпизода и всего праздника или представления (основные планировки и мизансцены);

б) разработка и развитие сквозного действия (указать основные события и действенные факты, определяющие его развитие в каждом эпизоде; дать образное название каждому куску и эпизоду, которое бы раскрывало сущность происходящего в данном куске, эпизоде);

в) постановочные эффекты, которые используются в данном куске, эпизоде (световые, проекционные, музыкально-шумовые и т. д.).

Сценарно-режиссерский замысел своего художественно-спортивного праздника или представления дипломнику поможет представить на защите сценарный план. В нем выпускник должен не только четко выразить основную мысль всего праздника или представления в целом, но и определить ее в каждом эпизоде отдельно, раскрыть его образное решение (пространство, свет, звук, цвет, мизансцены, костюмы), назвать основные выразительные средства, исполнителей. Сценарный план носит относительно субъективный характер. Его цель состоит в том, чтобы представить творческий замысел в целом, ответив на главные вопросы: что, ради чего и как автор хочет сказать? Поэтому студент может выбрать свободную, близкую ему форму представления своего замысла, при этом мысль необходимо выражать точно, лаконично, делая акценты только на основных, наиболее ярких, по мнению автора, моментах. Он должен иметь минимум описания эмоционального воздействия на участников (в виде точки зрения автора), описания внешних эффектов и действующих лиц. Сценарный план – это четкая фиксация действия и сопровождающих его постановочных приемов.

Важным моментом в защите дипломного проекта будет раскрытие композиционного построения на примере конкретного материала поэпизодно. Выпускник также должен уметь объяснить понятие «особый вид драматургии художественно-спортивных праздников или представлений», при необходимости назвать теоретиков и режиссеров-практиков, первые постановки, в которых появились особен­ные элементы нового вида драматургии.

Защищая отдельные эпизоды (передавая их смысл), автор должен постоянно держать чувство целостности произведения как единого живого организма, из которого невозможно выкинуть ни одно его звено. Все части сценария подчинены единой композиции, устремлены к единой цели. В то же время каждая из них характеризуется законченностью, имеет свое внутреннее развитие и завершение.

Автор и будущий режиссер художественно-спортивного праздника или представления должен представить (и разобрать на защите) свой сценарный план и как психолого-педагогическую программу управления аудиторией. Вовлечение людей в ситуацию праздника (представления), раскрепощение, увлечение, впечатление, определенное поведение тоже имеют свою логику развития, свое начало и свой наивысший эмоциональный всплеск.

В этом плане возможности режиссера художественно-спортивных праздников или представлений безграничны. В режиссуре художественно-спортивных праздников или представлений равноправными компонентами построения действия могут быть абсолютно все виды искусств: литература, музыка, хореография, цирк, кино, живопись, архитектура, скульптура и т. д.

В арсенал выразительных средств режиссуры художественно-спортивных праздников или представлений входит место действия: природный ландшафт – открытая местность, лес, горы, скалы, водная акватория, воздушное пространство; специальные сконструированные или передвижные площадки.

Яркими, сильно воздействующими художественными сред­ствами в руках режиссера становятся технические средства, новые световые и звуковые эффекты (машины, самолеты, пароходы, пиротехника, лазерные установки, система фонтанов и многое другое).

Главное искусство режиссера художественно-спортивных праздников или представлений, постижение тайны которого делает его творцом, а его постановки оригинальными художественными произведениями, состоит в умении «высекать» определенный смысл из сопоставления разных материалов посреди монтажа документального и художественного материала, раз­ножанровых видов искусств, различных зримых режиссерских приемов выразить свою авторскую мысль и, таким образом, во­плотить ее в яркую, увлекательнейшую, заразительную, легкую, «праздничную» форму.

Реализовать такой замысел подвластно только коллективу творческих людей-единомышленников. Однако во главе творче­ского процесса должен стоять только один человек – автор сценария, он же главный режиссер, потому что только ему одному до конца ведома его сокровенная мысль, которая движет весь про­цесс к заведомой цели. В постановочную группу должны войти художник, музыкальный руководитель, балетмейстер, режиссер по свету, звукорежиссер, инженеры (в зависимости от характера использованных технических средств) и другие специалисты при необходимости.

Определенные навыки работы с постановочной группой при­ходят с опытом (она не всегда постоянна, в отличие, например, от театральной), однако главные позиции выпускник должен знать.

Ни один вид искусства, ни одно выразительное средство или какой-либо постановочный эффект не используются сами по себе. Все, что привлечено к режиссуре данного праздника или представления, привлечено ради достижения одной цели – раскрытия художественного образа. Следовательно, задача режиссера – доходчиво объяснить свой замысел, увлечь идеей, вызвать желание коллег к сотворчеству в создании зримого художественного образа будущего праздника или представления. Кроме того, режиссер должен уметь четко, ясно и конкретно ставить задачи и давать задания всем службам.





оставить комментарий
страница1/3
Дата09.05.2012
Размер0,97 Mb.
ТипМетодические указания, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх