Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита icon

Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118 Русский язык и литература форма обучения дневная Всего 3 кредита


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине История русской литературной критики для специальности 050118...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Лексикология для специальности 050118...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (2 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература ХХ века для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 18 века для...
Программа обучения студентов (Sillabus) по дисциплине «Зарубежная литература ХХ в...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Введение в славянскую филологию для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Древнерусская литература для...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА


«Утвержден»

На заседании Методического Совета

Гуманитарного факультета

Председатель ____________________

_____________________

«__» ______________________ 2008 г.


ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

(Syllabus)


по дисциплине История русской литературной критики


для специальности 050118 – Русский язык и литература


форма обучения дневная


Всего 3 кредита

Курс 4

Семестр 8

Лекций 30 часов

Практических 15

Количество рубежных контролей (РК) ^ 2

СРСП (аудиторных) 45 часов

СРС 45 часов

Экзамен 8 семестр

Всего аудиторных часов 90

Всего внеаудиторных часов 45

Общая трудоемкость 135 часов


Усть-Каменогорск, 2008

Силлабус составлен на основании ГОСО РК 3.08.268–2006 и учебной программы по дисциплине «История русской литературной критики»


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы


«__» __________ 2008 г. Протокол №__


Зав. кафедрой, к.ф.н., доцент ______________ Л.В. Васильченко



  1. Название и код дисциплины История русской литературной критики

        1. BLK 408




  1. Ф.И.О. преподавателя Сидихменова Татьяна Ивановна

доцент, к.ф.н., кафедра русского языка и

литературы, корпус № 9, ауд. 311


  1. Контактная информация: тел.: 57-10-52




  1. Количество кредитов 3 кредита: 2 часа лекций, 1 час практических, 3 часа СРСП в неделю



  1. Дата: 200_-200_ учебный год, 8 семестр




  1. Цель и задачи дисциплины

Цель - изучить процесс становления и основные этапы развития русской литературной критики, выявить характер её взаимосвязей с развитием литературы, эстетики, философии, журналистики, раскрыть её роль в литературном процессе и русском общественном движении на протяжении XVIII-XIX вв.

Задачи изучения курса:

- ознакомление студентов с научными принципами и приемами
эстетической и социальной оценки литературных явлений, с теорией
литературной критики;

- усвоение периодизации истории критики;

- знание собственных жанров и стилевых форм критики. методологии и
методики анализа художественных произведений:

- освоение системы понятий и терминов, которыми оперирует критика;



  1. Описание курса:

Истории русской литературной критики заключается в изучении оценки литературных произведений и всей истории литературы в критике, отражающей взаимоотношения между литературой и обществом, проблемы периодизации литературной критики ее типологические и жанровые разновидности, проблемы методологии.

Перечень дисциплин предшествующих печению русской литературной критики: история русской литературы XVIII. XIX, XX веков, история античной и зарубежной литературы.


8. Пререквизиты курса. Специфические свойства литературной критики как одной из разновидностей литературной деятельности и как научной дисциплины. Литературное направление и критика. Оценка изучаемой литературы в современной ей критике и оценка литературных явлений прошлого в критике последующего времени. Критика как «самосознание» литературы. Связь критики с философией, эстетикой, теорией искусства, журналистикой, публицистикой. Периодизация русской литературной критики. Концепции и понятия, связанные с проблемами специфики литературной критики в русском литературоведении.


  1. Постреквизиты курса. Смежные курсу дисциплины: философия, эстетика, теория искусства, теория литературы, история журналистики, литературоведение.


10. Краткое содержание дисциплины. В процессе изучения данного курса студенты должены знать основные критические работы русских писателей и критиков, овладеть системой понятий и терминов, методологией и основными концепциями описания литературного произведения; знать ведущие направления литературоведческой науки, освоить вопросы периодизации истории литературы и критики - получить навыки работы с критической литературой и навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи.


11. Календарно-тематический план распределения часов по видам занятий

Лекции:

^ Шифр и наименование модуля

Лекция



Наименование

изучаемых вопросов

Кол-во

часов

Распред

по

нед.

Литература №

Примечание

1

2

3

4

5

6

7

Модуль I

Становление русской критики в XVIII веке





Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты. Основа литературы.


1


I

1,3,4




2

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве». критические вкусы Максима Грека.

1

I

1,3,30,34,




3

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).


1

I

1,3, 27,30,

33, 38




4

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

1

II


1,3, 27,30,

38,48







5

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому. Требование простоты, логической ясности поэтического слога, борьба против ломоносовского одического стиля. Учение о роли в искусстве «чувства», «разума» и «страстей». Правила и образцы в оценке произведений литературы. Требования «простоты» и «морали». Вкусовые критерии в оценке языка и стиля.


1

II


1,4,10,41,43,49,50







6

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

1

II

1,2,3,4,44




7

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»).

1

III

1,2,3,4,7,818,21




8

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века. Нормативный (классицистический) характер критики и расширение ее содержания: оценка идейной стороны произведений, их носпитательно-нравоучительное значение. Вопрос о формах и содержании сатиры в журнале «Всякая всячина» и журналах Н.И.Новикова: «Трутень», «Живописец». «Кошелек».

1

III

1,2,3,4,13,14,24,44




9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова. Историзм критических взглядов Новикова («Опьп исторического словаря о российских писателях»). Биографический, социальный и зкусовой принципы оценки. Требование правдивости и «благопристойности в формах изложения критических суждений».

1

III

1,2,3,4,13,14




10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова. Критические произведения: «Опыт российского сословника», «Челобитная российской Минерве от российских писателей», «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание».

2

IV

1,2,4,5,8,

12,17




11

^ И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика сентиментализма и Карамзина («Похвальная речь Ермалафиду»), высмеивание «естественного» человека («Каиб»), пародия жанра высокой похвальной речи («Похвальная речь в память моему дедушке». «Похвальная речь науке убивать время»).

1

IV

1,2,4,5,8,

12,18




12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

1

V

1,2,4,5,8,9

18




13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского. Признание важности «сопряжения с мыслью» в деятельности писателя и критика, высокой духовности, способности сочувствия, учета социальных, климатических и других обстоятельств среды.

1

V

1,2,4,5,8,9

18




14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма. Требования изящного вкуса: «Что нужно
автору», «Письма русского путешественника», «О счастливейшем времени
жизни»). Оценка таланта и национального своеобразия в литературе.

1

V

1,2,4,5,8,9

18




Модуль II

Литературная критика xix века

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

1

VI

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44




16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии», «Опыт о высоком изящных искусств», «Общее рассуждение о словесности, ее начале, ее гармонии и разделении ее на поэзию и прозу»), И.Борна («Краткое руководство к российской словесности»), а также в работах А.Ф.Мерзлякова («Краткая риторика, или Правила, относящиеся ко всем родам сочинений прозаических»).

1

VI

1,3,8, 13,15,30,

31




17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики. Критика в современной интерпретации теоретиков. Современное состояние казахстанской критики.

1

VI

1,3, 8, 13, 15,28,30,

32,,44




18

Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Функциональные и предметные особенности критики. Двойной адрес критики. Новые задачи и объекты критики независимой прессы суверенного Казахстана. Критика и воспитание новой личности. Критика и становление нового мышления в преддверии нового тысячелетия. Критика в современных

1

VII

1,2,6,8,22,36




19

Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

1

VII

19, 1,2,6,8,36




20

Психологический аспект творчества' критика. Мастерство критика. Критерии, оценки в современной критике. Литературные и журналистские жанры, задействованные в современной критике. Специфика жанров литературно-художественной критики.

1

VII

3, 1,2,6,8,36




21

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах. Психологическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Эстетическое воздействие критических материалов на современную аудиторию. Этические критерии в написании критических материалов.

1

VIII

16, 1,2,6,8,36




22

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях. Образ автора в журналистских произведениях. Место образа автора. Автор - повествователь. Автор - участник событий. Автор - «фон» произведения. Автор «за кадром».

1

VIII

1,2,6,8,36




23

Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

1

VIII

11, 1,2,6,8,36




24

Роль авторского образа в сохранении ритмики литературного произведения. Роль автора в сохранении ритмики публицистического произведения.

Автор ставит проблему. Автор раскрывает содержание произведения. Автор - основной герой произведения. Авторский образ в публицистике и «эффект присутствия)'. Автор - лирический герой литературного произведения.

2

IX

11,1,2,6,8,36,22




25

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Вымысел и домысел в журналистике и литературе. Усреднеппость образа в публицистике. Отрыв in действительности - стереотип.

1

IX

11,1,2,6,8,36,22




26

Стереотип - противоположность правде и достоверности. Отбор материала, осмысление событий. Состояние эмоционального настроя автора - условия проявления вымысла и домысла. Уровень способностей автора - достижения неповторимой достоверности материала.

2

X

1,2,4,8,22,

23







27

Профессионализм автора - гарантия неповторимости и уникальности произве­дения.

1

X

1,2,4,8,22,

23










ИТОГО

15











Практические занятия

Модуль III

Становление русской философской критики

1

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля. Статьи Веневитинова о первой и второй главах «Евгения Онегина», Киреевского «Нечто о характере поэзии Пушкина». Одоевского «Русские ночи».

1

XI

1,2,4,8,20




2

Главные млей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии. Позиции журналов «Сын отечества», «Северный архив». «Библиотека для чтения» и,их издателей и критиков (Н.Греча, Ф.Булгарина, О.Сенковского) в 20-30-е гг. Зарождение славянофильской критики в конце 30-х годов: А.Хомяков, И.Киреевский.

1

XI

1,2,4,8,20




3

В.А.Жуковский

Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях «Писатель в обществе», «О басне и баснях Крылова», «О критике», «О нравственной пользе поэзии». Требование «образованного вкуса» в критике в сочетании его со «знанием красоты».

1

XI

1,2,4,8,20




4

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций. Требование беспристрастности и такта в критических оценках.

1

XII

1,2,4,8,20




5

К.Н.Батюшков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык». Осмысление задач критики, природы вдохновения и поэтического таланта в статьях Батюшкова. Утверждение приоритета личности в художественном творчестве и литературной критике.

2

XII

1,2,4,8,20




6

П.А.Вяземский

Вяземский - теоретик и критик романтического направления.
Предисловие к «Кавказскому пленнику», «Бахчисарайскому фонтану», статья
о «Цыганах» А.С.Пушкина. Судьба Вяземского - критика. Поздние
выступления против Белинского и «натуральной школы».

1

XIII

1,2,4,8,20




7

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики». Пушкин - театральный критик («Мои замечания о русском театре»). Проблемы историзма в критике Пушкина. Общечеловеческое и национальное в критике. Проблема народности («О народной драме и драме «Марфа Посадница», «О народности литературы»).

2

XIII

1,2,4,8,20




8

Н.А.Полевой - основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф». Философский историзм - основной принцип критики Н.Полевого («Нынешнее состояние драматического искусства во Франции». «О романах В.Гюго...», «О драматической фантазии Н.Кукольника «Торквато Тассо»).

2

XIV

1,2,4,8,20




9

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»). Учения о литературных направлениях («О направлениях и партиях в литературе...», «О новом направлении в русской словесности»). Критика нормативной эстетики классицизма и зарождающегося в русской литературе реалистического метода.

1

XIV

1,2,4,8,20




10

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Литературно-критические взгляды Надеждина. Издание журнала «Телескоп» (первая половина 30-х годов). Идея синтеза романтизма и классицизма в работах Н.И.Надеждина.

1

XV

1,2,4,8,20




11

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики. Периодизация литературно-критической деятельности Белинского. Статьи «Литературные мечтания», «О русской словесности и повестях Гоголя» в журнале «Телескоп». Ведущая роль Белинского в журналах «Отечественные записки», «Современник». Идейно-философские искания Белинского, идеализм и материализм в его критике. Теоретические положения Белинского: о сущности искусства, о

художественности и поэтичности, о разделении поэзии на роды и виды, о народности литературы, о пафосе творчества, о романтизме и реализме. Новый взгляд на историю русской литературы и ее периодизацию.

1

XV

5,6,10




12

Обобщающая лекция по курсу

1

XV













ИТОГО

15











12. График изучения материалов для подготовки к занятиям

12.1 График самостоятельной работы студентов (СРС):

пп

Темы занятий

Задания для СРС

Цель и содержание заданий

Рекомен

лит-ра

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты литературной критики. Основа литературы.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,4

Устный опрос


I




2

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,30,34,

Наизусть

I

4

3

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности, за подражательность и заимствования («Письмо, в котором содержится рассуждение о стихотворении»).


Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

33, 38

Наизусть

I

2


4

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»). Проблема русского литературного языка и стилистики (система кодификации стилей русской речи) в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 27,30,

38

Наизусть

II


3

5
^

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому.


Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,4,10,41,43

Тест на знание текста

^ Практическое занятие 1

Представить конспект

II


5


10

6

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,43

Устный опрос

II




7

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина («Рассуждение о лирической поэзии или об оде») и М.М. Хераскова («Рассуждение о российском стихотворстве»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,7,818,21

Наизусть


Письменная работа по лирич. произведению

III

6



8

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14,24,44

^ Практическое занятие 2

III

5

9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова. Историзм критических взглядов Новикова («Опьп исторического словаря о российских писателях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14

Устный опрос по прочитанному

III




10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,17

Тест на знание текста

^ Практическое занятие 3-4

IV

10

11

И.А. Крылов Крылов - сатирик и литературный критик нового направления, требования простоты и естественности в изображении жизни. Критика субъективных вкусовых критериев оценки литературных произведений («Почта духов», «Речь, говоренная в собрании дураков»). Критика

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,18

Тест на знание текста

^ Практическое занятие5

IV

5

12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам. Критика комедий Сумарокова и реакция на неё драматурга и журнала «Трутень». Половинчатость теоретических установок Лукина.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос

Составление теста по прочитанным произведениям

V

10

13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос по прочитанному

V




14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина и возникновение
критики как специальной отрасли литературы. Новая сентиментальная эстетика, свобода от педантизма.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,18

Устный опрос Предоставление конспекта на проверку

V

15

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

Предоставление реферата на проверку

VI

10

16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии»

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

Рейтинг 1

1,3,8, 13,15,30,

31




VI



25

17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

32,44

Устный опрос

VI




18

Место критики в современной печати. Выступления критиков в прессе по вопросам литературы и публицистики. Функциональные и предметные особенности критики. Двойной адрес критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,22,36

Устный опрос по прочитанному

VII




19

Литературные и

публицистические процессы в критике.

Творческая индивидуальность критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

19, 1,2,6,8,36

Наизусть


Контрольная работа

VII

4

20

Психологический аспект творчества' критика. Мастерство критика.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

3, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VII




21

Язык и стиль современных критических произведений. Публицистические методы и приемы, применяемые в современных критических жанрах.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

16, 1,2,6,8,36

Устный опрос по прочитанному

VIII




22

Образ автора в литературных и публицистических произведениях

Понятие образа автора. Образ автора в литературных произведениях.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

Устный опрос

VIII




23

Три вида авторского повествования и публицистических и литературных произведениях. Особенность авторской речи.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11, 1,2,6,8,36

Тест на знание текста

VIII




24

Роль авторского образа в сохранении ритмики литературного произведения. Роль автора в сохранении ритмики публицистического произведения.

Автор ставит проблему. Автор раскрывает содержание произведения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

^ Практическое занятие 6

IX

3

25

Соотношение вымысла, домысла, замысла, факта и темы в литературе и публицистике

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

11,1,2,6,836,22

^ Практическое занятие 7 (продолжение)

IX

3

26

Стереотип - противоположность правде и достоверности. Отбор материала, осмысление событий.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Составление теста по прочитанному

X

5

27

Профессионализм автора - гарантия неповторимости и уникальности произве­дения.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,22

23

Предоставление конспекта на проверку

X

15

28

Философская и эстетическая платформа Д. Веневитинова, И.Киреевского, С. Шевырева. В.Одоевского. Увлечение немецкой идеалистической философией Шеллинга и Шлегёля.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос по прочитанному

XI




29

Главные млей критиков-любомудров: поиск разумных закономерностей в мире и искусстве, органическая сменяемость форм в развитии поэзии.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XI

5

30

В.А.Жуковский

Преодоление нормативности критических критериев классицизма в статьях «Писатель в обществе», «О басне и баснях Крылова», «О критике», «О нравственной пользе поэзии». Требование «образованного вкуса» в критике в сочетании его со «знанием красоты».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Устный опрос

XI




31

Влияние романтических идеалов Шиллера. Признание воспитательных функций критики, призванной истолковать произведение литературы с нравственных и эстетических позиций.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Составление теста по прочитанному

XII

5

32

К.Н.Батюш ков

Роль Батюшкова в разработке романтического направления в критике. Статьи «Нечто о поэте и поэзии», «Речь о влиянии легкой поэзии на язык».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие8

XII

5

33

П.А.Вяземский

Вяземский - теоретик и критик романтического направления.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Тест на знание текста

XIII




34

Пушкин - критик'литературы. Эстетические и литературно-критические взгляды Пушкина. Статьи: «О прозе», «О журнальной критике», «Опровержение на критики».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 9

XIII

5

35

Н.А.Полевой - основоположник критики «демократического романтизма», издатель и ведущий критик журнала «Московский телеграф».

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 10 (продолжение)

XIV

5

36

К.А.Полевой.

Развитие идей «демократического романтизма». Критика субъективных критериев «вкуса» («О русских романах и повестях»).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

^ Практическое занятие 11 (продолжение)

XIV

5

37

Н.И.Надеждин

Надеждин - ведущий критик журнала «Вестник Европы». Полемика «Никодима Надоумка» с романтическими теориями «Московского телеграфа» Н.Погодина (вторая половина 20-х годов).

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Предоставление конспекта на проверку

XV

10

38

В.Г.Белинский

Концепция русского критического реализма в работах В.Г.Белинского.

Белинский в истории русской критики.

Изучение теоретического материала

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

5,6,10

Устный опрос

Проверка конспекта лекций


XV

5

39

Обобщающая лекция по курсу

Подготовка к РК 2

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

Рейтинг 2




Контрольная работа

XV



25


12.2 График самостоятельной работы студентов под руководством

преподавателя (СРСП):

пп

Темы занятий

Задания для СРСП

Цель и содержание заданий

Реком.

литература

Форма контроля

Сроки сдачи

Макс.

балл

1

2

3

4

5

6

7

8

1.

Вводное занятие: Цели и задачи курса. Общие черты литературной критики. Основа литературы.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,30,34,

27,33,38

Декламация стихов

1-2 н.

0,3х3=

0,9


2.

Предпосылки литературной критики в античности (Аристотель, Платон). Элементы критики в древней русской литературе («Слово о полку Игореве».

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,4,10,41,

43

Работа на занятии


Тест на знание текста


Конспект научн. статей

2 н.

0,5


0,5


0,5

3.
^

В.К.Тередиаковский Критика А.Сумарокова за смысловые, грамматические, стилистические погрешности.


Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3,30,34,

27,33,38

аудиторная письменная работа

3 н.

1

4.

М.В.Ломоносов Вопрос о поэтических возможностях русской речи («Риторика»).

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4,13,14,24

Работа на занятии

3 н.

0,5

5
^

АЛ.Сумароков «Ответ на критику» Тредиаковскому.


Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,3,4, 5,8,12,17

Работа на занятии

Тест на знание текста


4 н.

0,5


0,5

6.

Статьи; «К несмысленным рифмотиорцам», «Критика на оду». Полемика между Ломоносовым, Тредиаковским и Сумароковым по вопросу о «высоком» и «среднем» стиле.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,

12,18

Работа на занятии


Тест на знание текста

4 н.

0,5


0,5

7.

Проблемы литературной критики в работах Г.Р.Державина

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,918

1).Беседа по конспектам научных работ;



5 н.

0,4



8.

Н.И.Новиков

Расширение полемики о литературе во второй половине XVIII века.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,5,8,918

Декламация стихов;


Устное сообщение или конспект по теме

5 н.

0,3х3=

0,9


0.2



9

Просветительские идеи в журнально-издательской деятельности Новикова.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

Защита реферата

6 н.

2

10

Д.И.Фонвизин

Полемика с Екатериной Второй на страницах журнала «Собеседник любителей российского слова.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,3, 8, 13, 15,28,30,

31,32,

37,44

ведение таблицы по докладам

Декламация стихов

^ Контрольная работа РК 1

6 н.

0,3


0,3


5

11

РК 1


Подготовка к РК

Знать особенности литературной критики в печати

1,2,3

Коллоквиум



7 н.

5


12

В.И.Лукин Вопрос о национальной самобытности русской литературы. Мысль о необходимости приближения русской комедии к русским нравам.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,22,

36

Беседа


7 н.

0,5

13

А.Н.Радищев Оценка поэтической деятельности Ломоносова и Тредиаковского.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

19, 1,2,6,8,36

Декламация стихов;


8 н.

0,3х3=

0,9

14

Н.М.Карамзин Журнально-критическая деятельность Карамзина

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

3,1,2,6,8,

36

Анализ поэм

8 н.

1

15

Литературное движение первой трети ХЕХ века

Тенденции сентименталистской критики «изящного вкуса» в статьях И.И.Дмитриева («Письмо к издателю журнала «Московский зритель», «О русских комедиях»), П. Макарова, И.Мартынова.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

22,23

Работа на занятии


Тест на знание текста

8-9 н.

0,5


0,5

16

Затухание тенденции нормативной классицистической критики в работах сторонников «Вольного общества любителей российской словесности, наук и художеств»: В.В.Попугаева («О поэзии»

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

22,23

Беседа по конспектам научных работ

10 н.


0,4

17

Эстетические потребности современной критики. Возможности и специфические свойства критики.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,6,8,36

22,23

устное сообщение или конспект по теме;


10 н.

0,2



18

Эстетические потребности современной критики.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4

устное сообщение или конспект по теме;


11-12 н.

0,2

19

Место критики в современной печати.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Работа на занятии

12 н.

0,5

20

Литературные и

публицистические процессы в критике.


Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,20

Беседа по конспектам научных работ

12 н.

0,4

21

Психологический аспект творчества' критика.

Подготовить сообщение

Умение составлять конспект, выделять главное, ориентироваться в материале

1,2,4,8,20

Работа на занятии

Тест на знание текста

Наизусть фр. из поэмы

13-14 н.

0,5


0,5


0,4

22

Повторение по теме Круглый стол

Подготовить вопросы к теме круглого стола

Знать особенности литературной критики в печати

1,2,3,4,5,

Работа круглого стола

14 н.

3

23

РК 2


Подготовка к РК

Знать особенности лит. процесса первой трети 19 в., жанровую систему

1,2,3,4

Контрольная раб. РК 2

14 н.

5

24

Подведение итогов знаний и умений по дисциплине

Предоставление на проверку всех письменных работ

Владение учебным материалом, наличие всех работ согласно предъявлен. требованиям

1,2,3,4

Конспект практ. занятий;

^ РК 2

Итоговый тест по курсу

15 н.

0,5


5

13. Рекомендуемая литература

Тексты:

  1. Карамзин Н.М. Избранные статьи и письма.- М. 1982.

  2. Литературно-критические работы декабристов.- М. 1978.

  3. Декабристы. Эстетика и критика.- М., 1991.

  4. Батюшков К.Н. Нечто о поэте т поэзии.- М., 1985.

  5. В.А.Жуковский - критик.- М.,1985.

  6. Жуковский В.А. Эстетика и критика.- М.,1985.

  7. Вяземский П.А. Эстетика и литературная критика,- М.. 1984.

  8. Полевой Н.А., Полевой К.А. Литературная критика.- Л., 1990.

  9. Надеждин Н.И. Литературная критика. Эстетика. – М. 1972 г.
    10. А.С.Пушкин - критик.-М..1978.

11. H.B.Гоголь о литературе.- М.,1952.

12. Белинский В.Г. Собр. соч.: В 9 г.-М., 1976-1983.-Т. 1-9.

13. П.Герцен об искусстве. - М., 1954.

14. Русская эстетика и критика 40—50-х гг. XIX века.- VI., 1982

15. Хомяков А.С. О старом и новом,- М., 1988.

16. Киреевский И.В. Критика и эстетика,- М.. 1979.

17. Киреевский И.В. Избранные статьи.- М.: Современник. 1984.

18. Аксаков К.С, Аксаков И.С. Литературная критика.- М.: Современник. 1982.

19 Григорьев Ап. Искусство и нравственность.- М.. !986.

20. Дружинин А.В. Прекрасное и вечное.- М.. 1988.

20.Боткин В.П. Литературная критика. Публицистика. Письма.- М.. 1984.

22. Страхов Н.Н. Литературная критика.- М.. 1984.

23. Чернышевский И.Г. Очерки гоголевского периода русской литературы.- М.. 1984.

24. Чернышевский Н.Г. Литературная критика: В 2 т.- М.. 1981.

25. Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 3 т.-М., 1950- 1952.

26. Драма А.Н.Островского «Гроза» в русской критике,- Л.. 1990.

27. Достоевский Ф.М. О русской литературе.- М., 1987.

28. Салтыков-Щедрин ME.,Литературная критика.- М.. 1982.

29. Ткачев П.Н. Люди будущего и герои мещанства.- М, 1986.

30. Михайловский Н.К. Литературная критика. Статьи о русской литературе XIX - начала XX века. - Л., 1989.

31. Волынский А.Л. Человекобог и Богочеловек \\ О Достоевском о Творчество Достоевского в русской мысли 1881 - 1931 гг.-М.,1990.

32. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет.- М., 1991.

33. Мережковский Д.С. Акрополь: Избранные литературно-критические статьи.- 1991.

34. Соловьев B.C. Литературная критика.- М., 1990.

35. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика.- М., 1991.

Зб. Розанов В.В. Мысли о литературе.- М., 1989.

37. Розанов В.В. Сочинения.- М., 1990.

38.Розанов В.В. Несовместимые контрасты жития: Литературно-эстетические работы разных лет.- М., 1990.

39. Анненский И. Книги отражений.- М., 1979.

40. Плеханов Г.В. Эстетика и социология искусства: В 2 т.- М., 1978.

41.Вехи: Сб. статей о русской интеллигенции. Из глубины: Сб. статей о русской революции.- М., 199!.

42. Литературная критика 1800-1820-х годов.- М, 1980.

Основная:

1. Кулешов В.И. История русской литературной критики. – М., 1978.

2. Русская критика XVIII-XIX веков: Хрестоматия. Сост. В.И. Кулешов. – М.: 1978.

3. Русская литературная критика XVIII века: Сборник тестов. Сост. В.И. Кулешов. – М.: 1978 г.

4. Русская критика от Карамзина до Белинского. – М., 1980.

5. Соколов А.Г., Михайлова М.В. Русская литературная критика конца 19 нач. 20 века: Хрестоматия. – М., 1982

6. Русская литература 20 века. Дооктябрьский период: Хрестоматия. Сост. И.Т. Крук. – Л., 1991.

7. История русской критики: В 2 т. – Л., 1958.

8. Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. – Л., 1950. – Т. 1; М., 1965. –Т.2.

9. Кулешов В.И. История русской критике XVIII- начала XIX века. – М., 1991.

10. Михайлова М.В. История русской литературной критики конца 19 начала 20 века. – М., 1995.

Дополнительная:

1. Бочаров А.Г.Жанры литературно-художественной критики.- М.. ! 982.

  1. Березина В.Г. Этюды о Белинском - журналисте и критике.- СПб.. 1991.

  2. Егоров Б.Ф. О мастерстве литературной критики: Жанры, композиция,
    стиль.-Л., 1980.

  3. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность В.Г.Белинского.- М..
    1982.

  4. Зельдович М.Г. Уроки критической классики.- Харьков, 1976.

  5. Манн Ю. Русская философская эстетик.- М., 1969.

  6. Соколов Н.И. Критики и литература. Из истории русской литературы и
    критики второй половины XIX в.-Л., 1977.

  7. Прозоров В.В. Д.И.Писарев.- М, 1984.

  8. Русская наука о литературе в конце XIX-начале XX века,- М., 1975.

10.Литературно-эстетические концепции в России конца XIX - начала XX века.-М., 1975.

11.Лосский Н.О. История русской философии.- М.,1991.

12.Ерофеев В. Розанов против Гоголя \\ Ерофеев В. В лабиринте проклятых

вопросов.-М., 1990. 13. Проблемы теории литературной критики: Сб.статей \ Под ред.

П.Николаева, Л.Чернец.- М., 1980. 14.Недзвецкий В.А. Русская литературная критика XVIII - XIX веков: Курс

лекций.- М., 1994.

15.Возникновение русской науки о литературе: Сб. статей.- М.: Наука, 1975. 16.Баранов В.И., Бочаров А.Г., Суровцев Ю.И. Литературно-художественная

критика.- М.: Высшая школа, 1982.


14. Информация по оценке

Оценка определяет знание студента по изучению курса, который должен знать основные критические работы русских писателей и критиков, овладеть системой понятий и терминов, методологией и основными концепциями описания литературного произведения; знать ведущие направления литературоведческой науки, освоить вопросы периодизации истории литературы и критики - получить навыки работы с критической литературой и навыки письменного оформления своих суждений в виде рецензии или критической статьи.


Итоговый балл студента рассчитывается по следующей формуле:



где Р1 и Р2 – рубежный контроль 1 и 2-ой,

Э – экзаменационный балл.

Максимальный бал за Р1, Р2, Э – 100.


В течение семестра проводятся два рейтинга – итогом является максимальное количество баллов 200 (100 баллов за первые 7 недель, и 100 баллов за 8-15 недели).

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе:


Оценка

1

2

3

4

95-100

A

4,0

Отл.

90-94

A-

3,67

85-89

B+

3,33


Хор.

80-84

B

3,0

75-79

B-

2,67

70-74

C+

2,33



Удов.

65-69

C

2,0

60-64

C-

1,67

55-59

D+

1,33

50-54

D

1,0

0-49

F

0

Неудов.



15. Политика выставления баллов

За период изучения дисциплины студент набирает баллы по соответствующим параметрам:

  1. Лекция – 1*15 = 15 баллов (0,5 балла – посещение; 0,5 балла – ведение конспекта)

  2. Стихи наизусть – 0,5х10=5+0,4+0,3=5,7

  3. Подготовка к практическому занятию – 1х15=15

  4. Работа на практическом занятии – 0,5х15=7,5

  5. Конспект научных работ – 0,5х9+0,4х3=4,5+1,2=5,7

  6. Реферат + защита реферата – 1+2=3

  7. Составление теста – 1х4=4

  8. Аудиторная письменная работа, анализ – 1+1=2

  9. Конспекты практ. занятий – 0,5

  10. Конспекты лекций – 1

  11. Тест на знание текста – 0,5х5=2,5

  12. Беседа по конспектам научных работ – 1+0,4х3=4,2

  13. Сообщение 2х3=6

  14. Ведение таблицы – 1,4

  15. Круглый стол – 10

  16. Рейтинг - 50


16. Политика курса

Студент должен соблюдать следующие требования:

  • не опаздывать на занятия;

  • вести конспекты лекций;

  • вести записи подготовленного материала для СРСП и СРС;

  • активно участвовать в учебном процессе;

  • выполнять задания не позднее установленного срока, в случае несвоевременной сдачи учебных работ преподаватель имеет право не принимать работу;

  • каждые два опоздания на занятия (лекции или другие формы работы) приравниваются к одному пропуску занятий;

  • аккуратно оформлять письменные работы любого рода;

  • вести карточки прочитанных текстов;

  • конспект научных работ должен быть представлен в рукописном варианте с изложением основных положений работы, объем конспекта не должен быть меньше 5-6 страниц:

  • при ответе на тестовые задания не должно допускаться помарок и исправлений;

  • знать основные термины изучаемого курса;

  • при составлении теста студент должен учесть требования, предъявляемые к подобному роду работам;

  • составление таблиц и планов должно быть сопровождено кратким комментарием;

  • При подготовке к круглому столу студент должен ориентироваться в материале и давать полный ответ на поставленный вопрос;

  • за каждое нарушение установленных требований может сниматься 0,1 балл.


17. Перечень вопросов и тем по формам контроля

17.1 Список вопросов на экзамен

  1. Русская литература XVIII века в оценке А.С.Пушкина.

  2. Рецензия статьи М.Н. Каткова «Пушкин»

  3. Творчество А.П.Чехова в критике Н.К.Михайловского.

  4. Рецензия статьи В.П.Боткина «Галерея женщин Жоржа Занда».

  5. Эволюция жанров критики к концу XVIII века.

  6. Жанровое новаторство критики Н.М.Карамзина.

  7. Новое прочтение Ф.М.Достоевского в работе В.В.Соловьева «Три речи в
    память Достоевского».

  8. Трактовка специфики творчества Л.Н.Толстого В.Г.Плехановым.

  9. Рецензия статьи В.Зайцева «Стихотворения Некрасова».

  10. Литературно-критические концепции русского романтизма.

  11. Полемика В.Зайцева с представителями «чистого искусства» и славянофилами.

  12. Формы русской критики в первой половине XVIII века.

  13. В.Г. Плеханов о П.Я. Чаадаеве.

  14. Д.С.Мережковский о А.С.Пушкине.

  15. Осмысление задач критики К.Н.Батюшковым.

  16. Идейно-эстетические взгляды Писарева и Чернышевского.

  17. Оценка творчества Пушкина А.Л.Волынским.

  18. Оценка творчества Пушкина в критике романтиков-любомудров.

  19. Проблемы реализма в критике А.Н. Некрасова.

  20. С.С.Дудышкин и «эстетическая критика»




оставить комментарий
Дата06.05.2012
Размер0,54 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх