Рабочая программа по литературе в 9 Аклассе с расширенным изучением литературы icon

Рабочая программа по литературе в 9 Аклассе с расширенным изучением литературы


Смотрите также:
Рабочая программа по литературе в 5 классе с расширенным изучением литературы...
Рабочая программа по литературе в 11 классе (профильный уровень)...
Программа по литературе для школ и классов с углубленным изучение литературы Авторы: М. Б...
Рабочая программа по литературе в 7-х классах Учителя...
Рабочая программа по литературе в 9А и 9Б классах Учителя...
Рабочая программа по литературе в 11 классе (базовый уровень)...
Конспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 Аклассе по повести М...
Рабочая программа галимуллиной Ильгамии Рашитовны учительницы первой квалификационной категории...
Рабочая учебная программа по литературе Класс 10-11...
Рабочая программа по литературе в 7М классе Учителя Перовой Инессы Николаевны...
Рабочая программа по литературе в 7М классе Учителя Перовой Инессы Николаевны...
Учебная рабочая программа по литературе в 7 классе Пояснительная записка...



Загрузка...
скачать
Рабочая программа по литературе в 9 А классе

с расширенным изучением литературы

  1. Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2007) и программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2009.


  • Предназначена для преподавания литературы в общеобразовательном учреждении гуманитарного профиля (гимназии).

  • Разработана для классов с расширенным изучением литературы

  • Программа нацелена на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; на овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ребёнку ориентироваться в окружающем мире.


Содержание и структура программы определяется целью лите­ратурного образования: приобщить учащихся к богатствам рус­ской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явле­ния жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

формирование у школьников знаний и умений, обеспечиваю­щих самостоятельное освоение художественных ценностей;

формирование представлений о русской литературе как о со­циокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

развитие художественно-творческих способностей, воображе­ния, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоцио­нальной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии ху­дожественных произведений;

развитие навыков грамотного и свободного владения литера­турной речью.

В системе литературного образования особая роль принадле­жит чтению художественных произведений (на уроках и дома) — выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных про­изведений — основа изучения литературы в школе.


  • Данная рабочая программа рассчитана на 136 часов в год (4 часа в неделю).


Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, выпускники 9-го класса должны знать и уметь приме­нять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: ху­дожественный образ, роль художественного вымысла в литера­туре;

  • понятия, связанные со структурой и языком художествен­ного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, автор­ская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельно­сти учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного про­изведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержа­ния, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изобра­жаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные про­изведения и их фрагменты;

  • давать устный или письменный развернутый ответ на проб­лемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нрав­ственном содержании);

  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выбо­рочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнитель­ным заданием;

  • писать сочинение на доступную литературную, публицисти­ческую или свободную тему, в том числе характеристики и срав­нительные характеристики героев;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.




  • В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (3 аудиторных + 1 домашнее). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

(136 часов)


Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.


^ I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проб­лема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

^ II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонра­вия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, граждан­ского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).


Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэ­зии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого че­ловека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обоб­щением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотво­рений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало...».

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Об­щественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический харак­тер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизнен­ной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская стро­фа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в рус­ской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, влас­ти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдох­новения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Ни­щий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонаци­онное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашед­шего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печори­на, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (сме­на рассказчиков, нарушение хронологической последовательнос­ти повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.


Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ авто­ра. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос»,«Коляска».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль-шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: пре­тензии на образованность и культуру. Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприя­тие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духов­ного сна.

Для чтения и бесед «Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие пись­ма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной дей­ствительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключи­тельных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».


Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного со­вершенствования человека.

Для чтения и бесед «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Тол­стого. Способность к духовному росту — основной критерий пи­сателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

A. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдох­новенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль­туры.

Для самостоятельного чтения «Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Су­сальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

B. В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содер­жание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафори­ческий строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любов­ной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!».

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических пережи­ваний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстро­течности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опав­ший...» и другие стихотворения.


М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, напри­мер: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ». Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» ге­роизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жиз­ни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности ком­позиции рассказа. Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини расска­за. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достовер­ность очерка, притчевая обобщенность).

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»; И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ






Тема урока

Дата

провед.

урока

Урок 1 Введение. Значение русской литературы

Урок 2 Героическая поэма «Слово о полку Игореве». История находки памятника.

Урок 3 «Слово о полку Игореве». Особенности композиции.

Урок 4 «Слово о полку». Поход князя на половцев.

Урок 5 Идейный смысл «Золотого слова Святослава»,

Урок 6. Художественное своеобразие «Плача Ярославны».

Урок 7. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Урок 8 Язык и жанр «Слова о полку». Подготовка к контрольной работе.

Урок 9. р/р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве».

Урок 10 Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения

Урок 11. Литература 18 в. Поэты-просветители. Реформы языка, разработка жанра оды, гражданский пафос в творчестве.

Урок 12 М. В. Ломоносов - реформатор русского языка.

Урок 13 Оды Ломоносова как образец классицистической литературы.

Урок 14 Ода М. В. Ломоносова «На день восшествия…» Анализ основных изобразительных средств.

Урок 13 Д. И. Фонвизин - драматург-просветитель.

Урок 14.Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» как классицистическая пьеса.

Урок 15. Мир Скотининых и Простаковых.

Урок 16. Положительные герои пьесы.

Урок 18. Особенности композиции комедии.

Урок 19. «Недоросль» на сцене.

Урок 20. Контрольная работа по комедии «Недоросль».

Урок 21. Сентиментализм как художественное направление. Изображение человека и природы. Психологические характеристики героев

Урок 22 А. Н. Радищев - «бунтовщик хуже Пугачева». Особенности жанра повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

Урок 23. Анализ глав из повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

Урок 24.Н. Карамзин - писатель - сентименталист. «Бедная Лиза» как сентиментальная повесть.

Урок 25 Образ Лизы.

Урок 26. Пушкинский урок. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Урок 27. Образ повествователя в повести Карамзина.

Урок 28. Г. Р. Державин. Оды «Фелица», «Властителям и судиям».

Урок 29. «Золотой век» русской литературы. Понятие о романтизме.

Урок 30. В. А. Жуковский. Стихотворения. Психологизм поэзии Жуковского.

Урок 31. «Светлана». Своеобразие баллад Жуковского. Черты романтизма в творчестве поэта.

Урок 32. Биография А. С. Грибоедова. Погружение в эпоху.

Урок 33. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.

Урок 34. Экспозиция пьесы.

Урок 35. Чацкий и фамусовская Москва.

Урок 36. Кульминация и развязка комедии.

Урок 37. Смысл финала комедии, его нравственно-философское звучание.

Урок 38. Киноурок по пьесе Грибоедова.

Урок 40. Обучение конспектированию. Конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

Урок 41, 42 Сочинение по комедии «Горе от ума».

Урок 43 А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Урок 44 «К морю». Анализ стихотворения.

Урок 45. Образ лицейского братства в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «19 октября».

Урок 46. «Во глубине сибирских руд…» Идейный смысл стихотворения.

Урок 47. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Пророк».

Урок 48. Сопоставление стихотворений Державина «Памятник» и Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»

Урок 49. Первый русский реалистический роман «Евгений Онегин».

Урок 50 «Онегинская строфа». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах

Урок 51. Первая глава «Евгения Онегина». Знакомство с героем.

Урок 52 Один день из жизни Онегина.

Урок 53 Автор и герой в романе.

Урок 54 Онегин и Ленский.

Урок 55 Типичность и тип в романе «Евгений Онегин». Изображение светского общества.

Урок 56 Образы романа.

Урок 57 Лирические отступления и их роль в художественной структуре романа.

Урок 58 Образ Татьяны Лариной. «Милый идеал» Пушкина.

Урок 59 Галерея портретных зарисовок (именины Татьяны). Мастерство Пушкина в изображении человеческих типов.

Урок 60 Дуэль Ленского и Онегина. Идейный смысл эпизода.

Урок 61 Эволюция героев. Смысл финала.

Урок 62 Нравственно-философская проблематика романа. Его реализм и энциклопедизм.

Урок 63 Белинский о романе. Статьи «Сочинения Александра Пушкина» , 8 и 9.

^ Урок 64 к/р по творчеству Пушкина.

Урок 65 А. С. Пушкин – драматург. «Моцарт и Сальери». Тема гения и злодейства.

Урок 66 М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

Урок 67 Основные мотивы лирики. Поэт и общество. «Смерть Поэта».

Урок 68 Тема поэта и поэзии. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Тучи».

Урок 69 Поэзия любви. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Листок».

Урок 70 Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Утес», «И скучно и грустно…»

Урок 71 Тема Родины в произведениях Лермонтова. «Бородино», «Родина»

^ Урок 72 Анализ стихотворения «Родина».

Урок 73 «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа.

Урок 74 Особенности композиции. Повесть «Бэла».

Урок 75 «Максим Максимыч». Роль портрета в создании образа Печорина.

Урок 76 Печорин – виновник или жертва обстоятельств? Истоки характера героя. Повесть «Тамань».

Урок 77 Повесть «Княжна Мери». Форма дневника как средство самохарактеристики героя.

Урок 78. Психологизм романа . Печорин и «водяное общество»

Урок 79. Тема любви и женские образы в романе.

Урок 80. «Фаталист». Нравственно-философская проблематика романа.

Урок 81 Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».

Урок 82, 83 Сочинение по роману «Герой нашего времени».

Урок 84 К. Н. Батюшков. Музыкальность стиха и подвижность человеческих чувств в лирике.

Урок 85 А. В. Кольцов. Близость творчества поэта народным песням.

Урок 86 Е. А, Баратынский как представитель «поэзии мысли».

Урок 87 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество.

Урок 88 Повесть «Шинель». Проблема «Маленького человека» в литературе.

Урок 89 Художественное своеобразие повести «Шинель».

Урок 90 История создания поэмы «Мертвые души». Экспозиция, ее роль в создании образов.

Урок 91 Портретные главы. Изображение помещиков и их место в образной системе поэмы.

Урок 92 к/р Образы помещиков и средства их создания.

Урок 93 Место Чичикова в системе образов.

Урок 94 Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Урок 95 Души мертвые и живые в поэме. Смысл названия.

Урок 96 Лирические образы в поэме, образ Руси и мотив дороги.

Урок 97 Художественные особенности прозы Гоголя. Своеобразие гоголевского реализма.

Урок 98 Подготовка к сочинению по поэме Гоголя.

Урок 99 Сочинение.

Урок 100 А. Н. Островский. Жизнь и творчество.

Урок 101 «Свои люди – сочтемся». История создания и постановок комедии.

Урок 102 Конфликт и характеры в комедии.

Урок 103 Художественное своеобразие пьесы Островского.

Урок 104 Урок-инсценировка.

Урок 105 А. Фет. Обзор жизни и творчества. Тема «невыразимого» в лирике Фета.

Урок 106 «Вечные» темы в лирике Фета: природа, поэзия, любовь, смерть. «Учись у них - у дуба, у березы…», «В дымке - невидимке», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом», «Как беден наш язык!»

Урок 107 А. К. Толстой. Историческая тематика в творчестве А. Толстого. Баллада «Василий Шибанов».

Урок 108 А. К. Толстой. Живописность и музыкальность стихотворений Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Звонче жаворонка пенье…»

Урок 109 Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Тема поэта и поэзии в лирике.

Урок 110 Гражданский пафос лирики Некрасова. «Тройка», «Несжатая полоса».

Урок 111 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Общечеловеческое звучание произведений Тургенева.

Урок 112 Художественное своеобразие стихотворений Тургенева.

Урок 113 Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Образ мечтателя в повести.

Урок 114 Художественное своеобразие повести Достоевского. Традиции сентиментализма. Образ Петербурга..

Урок 115 Л. Н. Толстой. Повесть «Юность». Проблематика повести

Урок 116. Мастерство Толстого в изображении человеческой души

Урок 117 с/р Философское и нравственное содержание повести «Юность». (анализ фрагмента повести)

Урок 118 А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Трансформация темы «маленького человека».

Урок 119 И. А. Бунин. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Рассказ «Лапти», его нравственный смысл.

Урок 120 Рассказ «Танька». Роль детали в рассказах Бунина.

Урок 121 Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века»

Урок 122 Русская литература 20 века. А. Блок. Слово о поэте.

Урок 123 Своеобразие лирики Блока. Стихотворения «Русь», «О весна без конца и без краю…», «О доблестях, о подвигах, о славе…»

Урок 124 С.Есенин. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Береза», «Пороша».

Урок 125 Любовная лирика Есенина. Человек и природа в художественном мире поэта.

Урок 126 А. Ахматова. Тема долга и гражданская позиция поэта.

Урок 127 Стихи А. Ахматовой о любви.

Урок 128 В. Маяковский. Своеобразие стихотворений Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…», «О дряни».

Урок 129 М. А. Шолохов. «Судьба человека». Трагедия народа в годы войны.

Урок 130 Судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе.

Урок 131 М. А. Булгаков. «Собачье сердце». Изображение истории в повести. Мастерство Булгакова в создании характеров.

Урок 132А. И. Солженицын. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Тема праведничества в русской литературе.

Урок 133 Русская проза второй половины 20 века.

Урок 134 Русская поэзия второй половины 20 века

Урок 135 Обобщающий урок по литературе 20 века.

Урок 136 - резерв







^ Рабочая программа по литературе в 9 Б классе

Пояснительная записка:

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта, федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации («Сборник нормативных документов по литературе». – М., Дрофа, 2007) и программы для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И.Беленького.- М.: Мнемозина, 2009.


Предназначена для преподавания литературы в общеобразовательном учреждении гуманитарного профиля (гимназии).

Программа нацелена на формирование общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций; направлена на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; на овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ребёнку ориентироваться в окружающем мире.

Содержание и структура программы определяется целью лите­ратурного образования: приобщить учащихся к богатствам рус­ской и мировой литературы, развить способности воспринимать и оценивать произведения литературы и отраженные в них явле­ния жизни и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьников.

Достижение этой цели предполагает:

чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

формирование у школьников знаний и умений, обеспечиваю­щих самостоятельное освоение художественных ценностей;

формирование представлений о русской литературе как о со­циокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

развитие художественно-творческих способностей, воображе­ния, эстетического чувства школьников, воспитание их эмоцио­нальной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии ху­дожественных произведений;

развитие навыков грамотного и свободного владения литера­турной речью.

В системе литературного образования особая роль принадле­жит чтению художественных произведений (на уроках и дома) — выразительному (вслух) и «тихому» (про себя). Именно чтение и связанная с ним работа по интерпретации художественных про­изведений — основа изучения литературы в школе.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 часа в год (3 часа в неделю).

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

Осваивая художественные произведения, указанные в про­грамме, выпускники 9-го класса должны знать и уметь приме­нять на практике:

  • понятия, связанные с общими свойствами литературы: ху­дожественный образ, роль художественного вымысла в литера­туре;

  • понятия, связанные со структурой и языком художествен­ного произведения: тема, идея, композиция, взаимосвязь героев и событий; средства изображения героев — портрет, речь, автор­ская характеристика; роль пейзажа и интерьера; изобразительно-выразительные средства языка, особенности стихотворной речи;

понятия, характеризующие родо-жанровые особенности произведения.

В области читательской и литературно-творческой деятельно­сти учащиеся должны:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного про­изведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержа­ния, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изобра­жаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности, наизусть) изученные про­изведения и их фрагменты;

  • давать устный или письменный развернутый ответ на проб­лемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нрав­ственном содержании);

  • писать пересказы (изложения) подробные, краткие, выбо­рочные, с изменением лица рассказчика, с другим дополнитель­ным заданием;

  • писать сочинение на доступную литературную, публицисти­ческую или свободную тему, в том числе характеристики и срав­нительные характеристики героев;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к героям и событиям.

В рамках планирования предусмотрены часы на развитие устной и письменной речи учащихся. Разработана система самостоятельных творческих работ, контрольных работ и сочинений (3 аудиторных + 1 домашнее). Оценка учебных достижений учащихся осуществляется на основании существующих нормативов.


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

9 класс

(102 часа)


Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.


^ I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения «Слово о полку Игореве». Патриотический пафос, эпичность и лиризм поэмы. Ее построение, связь с народной поэзией. Проб­лема авторства поэмы. Кого и за что прославляет и осуждает автор?

^ II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. Сведения о жизни ученого и поэта.

Для чтения и бесед «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Недоросль». Сатирическое обличение невежества, злонра­вия, деспотизма. Идеалы человеческого достоинства, граждан­ского служения родине. Элементы классицизма в комедии.

А. Н. РАДИЩЕВ. Свободолюбивые идеи писателя.

Для чтения и бесед «Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).


Г. Р. ДЕРЖАВИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник». Заслуги Державина перед русской литературой (поворот поэ­зии к реальной жизни). Сочетание в его стихах элементов оды, сатиры и философских раздумий.

Н. М. КАРАМЗИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Бедная Лиза». Внимание к внутреннему миру простого че­ловека». Язык повести. Сентиментализм в литературе. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.


III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обоб­щением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед В. А. Жуковский — автор оригинальных баллад и стихотво­рений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море».

Для самостоятельного чтения «Я Музу юную, бывало...».

А. С. ГРИБОЕДОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения «Горе от ума». Своеобразие жанра и композиции пьесы. Об­щественный и личный конфликт в комедии. «Век нынешний и век минувший». Поражение и победа Чацкого. Непреходящее значение образа Чацкого. Споры вокруг Чацкого в прошлом и в наши дни. Богатство языка комедии.

А. С. ПУШКИН. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Свобода, творчество, любовь — три стихии человеческого духа в лирике Пушкина. Ее биографичность, высокий нравственный смысл. «Внутренняя красота человека» (В. Г. Белинский) как идеал и нравственный критерий Пушкина.

«Евгений Онегин». История создания. Лироэпический харак­тер «свободного романа» в стихах. Образ автора. Широта охвата действительности. Главные герои романа, причины их жизнен­ной драмы. Богатство и своеобразие языка. «Онегинская стро­фа». «Евгений Онегин» — первый реалистический роман в рус­ской литературе. Оценка романа в русской критике. Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед «Пиковая дама». Маниакальная жажда денег, богатства, влас­ти над людьми, погубившая сильного, незаурядного человека. Роль в повести фантастического элемента.

«Моцарт и Сальери». Проблема таланта, гения, труда, вдох­новения. Злая сила зависти.

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Ни­щий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

Возвышенное и трагическое в поэзии Лермонтова. Интонаци­онное и ритмическое богатство лирики.

«Герой нашего времени». История души человека, не нашед­шего высокой цели в жизни. Беспощадный самоанализ Печори­на, противоречия его натуры. Роль других действующих лиц в раскрытии его характера. Особенности композиции романа (сме­на рассказчиков, нарушение хронологической последовательнос­ти повествования). Печорин и Онегин. Оценка романа в русской критике.


Для самостоятельного чтения

«Маскарад»; «Душа моя мрачна. Скорей, певец, скорей!..», «В альбом» (из Д. Байрона), другие стихотворения.

Н. В. ГОГОЛЬ. Жизнь и творчество (основные вехи).

Для чтения и изучения «Мертвые души». Своеобразие жанра. Путешествие героя как прием воссоздания широкой панорамы Руси: Русь помещичья, чиновничья, народная. Типичность характеров, способы их обрисовки, их конкретно-историческое и общечеловеческое значение. Идейно-композиционное значение образа Чичикова. Образ авто­ра. Единство сатирического и лирического начал, обусловленное гуманистическими идеалами Гоголя. «Мертвые души» в оценке русской критики.

«Шинель». Тема «маленького человека». Роль фантастики в повести.

Для самостоятельного чтения «Портрет», «Нос»,«Коляска».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Свои люди — сочтемся». Тишка — Подхалюзин — Боль-шов — три этапа формирования купца-самодура. Липочка: пре­тензии на образованность и культуру. Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Для самостоятельного чтения «Доходное место», «Бедность не порок», «Снегурочка».

Н. А. НЕКРАСОВ. Место Некрасова в русской поэзии XIX века.

Для чтения и изучения «Тройка», «Размышления у парадного подъезда». Восприя­тие народных страданий как собственного неизбывного горя. Осуждение долготерпения народа, призыв пробудиться от духов­ного сна.

Для чтения и бесед «Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие пись­ма».

Новизна мотивов интимной лирики (трагические перипетии любовного чувства).

Понятие о лирическом герое.

Для самостоятельного чтения «Огородник», «Праздник жизни, молодости годы...», «Песня Еремушке», «Калистрат» и другие произведения.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ как писатель-психолог.

Для чтения и бесед «Белые ночи». Причины отчуждения героя от реальной дей­ствительности. Утверждение идеи бескорыстной и чистой любви.

Мастерство анализа психологии и поведения людей в исключи­тельных обстоятельствах.

Для самостоятельного чтения «Бедные люди».


Л. Н. ТОЛСТОЙ как исследователь путей нравственного со­вершенствования человека.

Для чтения и бесед «Юность» (обзор). Три эпохи жизни человека в трилогии Тол­стого. Способность к духовному росту — основной критерий пи­сателя в оценке людей. «Верьте себе». Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

A. А. БЛОК. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдох­новенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

Чувство личной ответственности за трагические катаклизмы на Родине и во всем мире. Покоряющая сила любви. Ощущение неразрывной связи поэта с лучшими традициями русской куль­туры.

Для самостоятельного чтения «Лениво и тяжко плывут облака...», «Осенний день», «Су­сальный ангел», «Мы встречались с тобой на закате...» и другие стихотворения.

B. В. МАЯКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве.
Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям». Гуманистическое содер­жание стихотворения. Звуковая инструментовка стиха. «Необычайное приключение...». Юмор и патетика, метафори­ческий строй стихотворения. «Разговор на одесском рейде...» — широта диапазона любов­ной лирики поэта. Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед «Гимн обеду», «Подлиза» и другие стихотворения.

Для самостоятельного чтения «Красавицы», «Я счастлив!».

С. А. ЕСЕНИН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

Родина и родная природа как источник лирических пережи­ваний. Нежность «ко всему живому». Грусть от сознания быстро­течности жизни. Живописность, народная основа языка.

Для самостоятельного чтения

«Каждый труд благослови, удача...», «Клен ты мой опав­ший...» и другие стихотворения.


М. А. БУЛГАКОВ. Сведения о жизни и творчестве. Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, напри­мер: I, II, VI, VIII, эпилога). Шариков и «шариковщина». Истоки « шариковщины ». Булгаков-сатирик.

Для самостоятельного чтения

«Собачье сердце» (полный текст); «Ханский огонь», рассказы из цикла «Записки юного врача».

М. А. ШОЛОХОВ. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и изучения

«Судьба человека». Душевная стойкость и «незаметный» ге­роизм русского человека. Торжество добра над жестокостью жиз­ни. От судьбы человека к судьбе человечества. Особенности ком­позиции рассказа. Роль пейзажа и портретных зарисовок.

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. Сведения о жизни и творчестве.

Для чтения и бесед «Матренин двор». Смысл «праведничества» героини расска­за. Идея национального характера. Своеобразие жанра (достовер­ность очерка, притчевая обобщенность).

Для самостоятельного чтения и бесед (ко всему курсу)

^ ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Катулл. «Нет, ни одна среди женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...»;

А. Данте. «Божественная комедия» (фрагменты);

У. Шекспир. «Гамлет»;

И. Шиллер. «Вильгельм Телль»;

Дж. Г. Байрон. «Шильонский узник»; И. Гёте. «Фауст» (фрагменты).


^ КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ



Тема урока

Дата провед.

урока

Урок 1 Введение. Значение русской литературы

Урок 2 Героическая поэма «Слово о полку Игореве». История находки памятника.

Урок 3 «Слово о полку Игореве». Особенности композиции.

Урок 4 «Слово о полку». Поход князя на половцев.

Урок 5 Идейный смысл «Золотого слова Святослава»,

Урок 6. Художественное своеобразие «Плача Ярославны».

Урок 7. Образ Русской земли в «Слове о полку Игореве».

Урок 8 Язык и жанр «Слова о полку». Подготовка к контрольной работе.

Урок 9. р/р Сочинение по поэме «Слово о полку Игореве».

Урок 10 Классицизм как литературное направление. Идея гражданского служения

Урок 11 Ода М. В. Ломоносова «На день восшествия…» Анализ основных изобразительных средств.

Урок 12 Д. И. Фонвизин - драматург-просветитель.

Урок 13.Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» как классицистическая пьеса.

Урок 14. Мир Скотининых и Простаковых.

Урок 15. Положительные герои пьесы.

Урок 16. Особенности композиции комедии.

Урок 17. «Недоросль» на сцене.

Урок 18. Контрольная работа по комедии «Недоросль».

Урок 19. Сентиментализм как художественное направление. Изображение человека и природы. Психологические характеристики героев

Урок 20 А. Н. Радищев - «бунтовщик хуже Пугачева». Особенности жанра повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

Урок 21. Анализ глав из повести «Путешествие из Петербурга в Москву».

Урок 22.Н. Карамзин - писатель - сентименталист. «Бедная Лиза» как сентиментальная повесть.

Урок 23 Образ Лизы.

Урок 24. Пушкинский урок. Адресаты любовной лирики Пушкина.

Урок 25. Г. Р. Державин. Оды «Фелица», «Властителям и судиям».

Урок 26. «Золотой век» русской литературы. Понятие о романтизме.

Урок 27. В. А. Жуковский. Стихотворения. Психологизм поэзии Жуковского.

Урок 28. «Светлана». Своеобразие баллад Жуковского. Черты романтизма в творчестве поэта.

Урок 29. Биография А. С. Грибоедова. Погружение в эпоху.

Урок 30. Комедия «Горе от ума». Знакомство с героями.

Урок 31. Чацкий и фамусовская Москва.

Урок 32. Кульминация и развязка комедии.

Урок 33. Смысл финала комедии, его нравственно-философское звучание.

Урок 34. Киноурок по пьесе Грибоедова.

Урок 35. Обучение конспектированию. Конспект статьи И. А. Гончарова «Мильон терзаний».

Урок 36 Сочинение по комедии «Горе от ума».

Урок 37 А. С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Урок 38 «К морю». Анализ стихотворения.

Урок 39. Образ лицейского братства в лирике А. С. Пушкина. Стихотворение «19 октября».

Урок 40. «Во глубине сибирских руд…» Идейный смысл стихотворения.

Урок 41. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Анализ стихотворения «Пророк».

Урок 42. Сопоставление стихотворений Державина «Памятник» и Пушкина «Я памятник себе воздвиг…»

Урок 43. Первый русский реалистический роман «Евгений Онегин».

Урок 44 «Онегинская строфа». Своеобразие жанра и композиции романа в стихах

Урок 45. Первая глава «Евгения Онегина». Знакомство с героем.

Урок 46 Один день из жизни Онегина.

Урок 47 Автор и герой в романе.

Урок 48 Онегин и Ленский.

Урок 49 Лирические отступления в романе, их композиционный и идейный смысл.

Урок 50 Образ Татьяны Лариной. «Милый идеал» Пушкина.

Урок 51 Галерея портретных зарисовок (именины Татьяны). Мастерство Пушкина в изображении человеческих типов.

Урок 52 Дуэль Ленского и Онегина. Идейный смысл эпизода.

Урок 53 Эволюция героев. Смысл финала.

Урок 54 Нравственно-философская проблематика романа. Его реализм и энциклопедизм. Белинский о романе

^ Урок 55 к/р по творчеству Пушкина.

Урок 56 А. С. Пушкин – драматург. «Моцарт и Сальери». Тема гения и злодейства.

Урок 57 М. Ю. Лермонтов. Очерк жизни и творчества.

Урок 58 Основные мотивы лирики. Поэт и общество. «Смерть Поэта».

Урок 59 Тема поэта и поэзии. «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк», «Тучи».

Урок 60 Поэзия любви. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Листок».

Урок 61 Философская лирика. «Когда волнуется желтеющая нива…», «Молитва», «Утес», «И скучно и грустно…»

Урок 62 Тема Родины в произведениях Лермонтова. «Бородино», «Родина»

^ Урок 63 Анализ стихотворения «Родина».

Урок 64 «Герой нашего времени». Жанр социально-психологического романа.

Урок 65 Особенности композиции. Повесть «Бэла».

Урок 66 «Максим Максимыч». Роль портрета в создании образа Печорина.

Урок 67 Печорин – виновник или жертва обстоятельств? Истоки характера героя. Повесть «Тамань».

Урок 68 Повесть «Княжна Мери». Форма дневника как средство самохарактеристики героя. Психологизм романа . Печорин и «водяное общество»

Урок 69. Тема любви и женские образы в романе.

Урок 70. «Фаталист». Нравственно-философская проблематика романа.

Урок 71 Подготовка к сочинению по роману «Герой нашего времени».

Урок 72 Сочинение по роману «Герой нашего времени».

Урок 73 Н. В. Гоголь. Жизнь и творчество.

Урок 74 Повесть «Шинель». Проблема «Маленького человека» в литературе.

Урок 75 История создания поэмы «Мертвые души». Экспозиция, ее роль в создании образов.

Урок 76 Портретные главы. Изображение помещиков и их место в образной системе поэмы.

Урок 77 к/р Образы чиновников и средства их создания.

Урок 78 Место Чичикова в системе образов.

Урок 79 Место в сюжете поэмы «Повести о капитане Копейкине» и притчи о Мокии Кифовиче и Кифе Мокиевиче.

Урок 80 Души мертвые и живые в поэме. Смысл названия. Лирические образы в поэме, образ Руси и мотив дороги.

Урок 81 Сочинение.

Урок 82 А. Н. Островский. Жизнь и творчество. «Свои люди – сочтемся». Конфликт и характеры в комедии.

Урок 83 Художественное своеобразие пьесы Островского.

Урок 84 А. Фет. Обзор жизни и творчества. «Вечные» темы в лирике Фета: природа, поэзия, любовь, смерть. «Учись у них - у дуба, у березы…», «В дымке - невидимке», «Вечер», «Я пришел к тебе с приветом», «Как беден наш язык!»

Урок 85 А. К. Толстой. Историческая тематика в творчестве А. Толстого. Баллада «Василий Шибанов». Живописность и музыкальность стихотворений Толстого. «Средь шумного бала, случайно…», «Звонче жаворонка пенье…»

Урок 86 Н. А. Некрасов. Жизнь и творчество (обзор). Стихотворение «Вчерашний день, часу в шестом…» Тема поэта и поэзии в лирике. «Тройка», «Несжатая полоса».

Урок 87 И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Общечеловеческое звучание произведений Тургенева.

Урок 88 Ф. М. Достоевский. «Белые ночи». Образ мечтателя в повести.

Урок 89 Художественное своеобразие повести Достоевского. Традиции сентиментализма. Образ Петербурга..

Урок 90 Л. Н. Толстой. Повесть «Юность». Проблематика повести

Урок 91 с/р Философское и нравственное содержание повести «Юность». (анализ фрагмента повести)

Урок 92 А. П. Чехов. Рассказ «Тоска». Трансформация темы «маленького человека».

Урок 93 И. А. Бунин. Художественное мастерство Бунина-прозаика. Рассказ «Лапти», его нравственный смысл.

Урок 94 Контрольная работа по теме «Русская литература 19 века»

Урок 95 Русская литература 20 века. А. Блок. Слово о поэте.

Урок 96 С.Есенин. Эмоциональная искренность и философская глубина поэзии Есенина. Стихотворения «Гой ты, Русь моя родная…», «Береза», «Пороша».

Урок 97 В. Маяковский. Своеобразие стихотворений Маяковского. «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение…», «О дряни».

Урок 98 М. А. Шолохов. «Судьба человека». Трагедия народа в годы войны.

Урок 99 Судьба Андрея Соколова. Проблема нравственного выбора в рассказе.

Урок 100 А. И. Солженицын. «Матренин двор». Автобиографическая основа рассказа. Тема праведничества в русской литературе.

Урок 101 Русская литература второй половины 20 века (обзор).

Урок 102 - резерв














Скачать 384,93 Kb.
оставить комментарий
Дата30.04.2012
Размер384,93 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх