Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения icon

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100. 62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка», очная форма обучения


Смотрите также:
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов. Направление подготовки 050400...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100...
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 230700...



Загрузка...
скачать



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

Кафедра МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Л.Г.Глухих


Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении


Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование», профиль «Музыка»,

очная форма обучения


Тюменский государственный университет

2011

^ Глухих Л. Г. Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование профиль Музыка очной формы обучения. Тюмень, 2011, 23 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: ^ Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой Музыкального образования Института психологии и педагогики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.


^ ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой музыкального образования В.В. Емельянов, к.п.н., доцент.


© Тюменский государственный университет, 2011.

© Глухих Л.Г., 2011 г.


1. Пояснительная записка


1.1. Цели и задачи дисциплины «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении»

Дисциплина «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении» призвана обеспечить студента-музыканта дополнительными знаниями, умениями, сформировать компетенции с целью расширения круга возможностей профессиональной деятельности в образовательном учреждении.

Обладая полихудожественной культурой мышления, формулируя художественные и нравственные задачи музыкального образования и воспитания, бакалавр способен решить задачу организации культурного пространства образовательного учреждения. Принимая во внимание огромный воспитывающий и развивающий потенциал культурно-досуговой деятельности, как наиболее доступной, естественной, занимающей пограничное положение между искусством и жизнью областью, необходимо использовать его для формирования эстетического, нравственного чувства, толерантного отношения к другим культурам.

В рамках данной дисциплины раскрываются особенности праздника как социально-культурного феномена, особенности формирования праздничного календарного цикла с учетом специфики образовательного заведения, традиций коллектива, возможности продуманной организации праздничной среды. Представлены методы и приемы создания детских досуговых программ разных типов и жанров с учетом возрастных психологических особенностей.

^ Целью дисциплины «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении» является овладение студентами технологией подготовки и организации празднично-досуговых, концертных программ.

Задачи дисциплины:

  • овладение принципами и методами досуговой педагогики;

  • формирование представления о празднично-досуговой культуре;

  • освоение игровой сущности детского досуга;

  • изучение базовых компонентов драматургии и режиссуры;

  • освоение алгоритма организации праздничных мероприятий.


^ 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении» относится к профессиональному циклу, вариативная часть, дисциплины по выбору (Б3.ДВ4). В процессе освоения дисциплины студенты пользуются знаниями, умениями, навыками и компетенциями, приобретенными в результате освоения следующих дисциплин – «Культура речи», «Основы воспитания», «Возрастная психология», «Музыкальная психология и психология музыкального образования», «История искусства», блока дисциплин «Исполнительская подготовка».

Освоение содержания дисциплины «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении» является необходимой основой для прохождения педагогической практики студентов, для изучения дисциплин «Просветительская деятельность педагога-музыканта», «Музыкальный лекторий для детей».


^ 1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:

владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

  • владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);

  • готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5);

  • способен разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК- 8);

  • готов использовать музыкально-дидактический материал, таблицы, картины, учебные пособия, аудио- и видеопособия, кино- и телефильмы (СК-6);

  • способен вести просветительскую работу по музыкально-эстетическому воспитанию, образованию и развитию учащихся (СК-8).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: способы построения социо-культурного пространства; основные понятия празднично-досуговой культуры, драматургии, режиссуры концерта; принципы досуговой педагогики, принципы построения концертной программы; формы праздничных и досуговых мероприятий; технологию подготовки и организации праздничных мероприятий.

Уметь: учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; осуществлять культурно-досуговую деятельность в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений; создавать сценарий концертного номера, концертной, игровой программы; планировать подготовительную и репетиционную работу; разрабатывать культурно-просветительские программы; создавать празднично-досуговую воспитывающую среду.

Владеть: основами профессиональной речевой культуры; приемами и способами организации игрового действия; технологией подготовки и организации праздничных мероприятий.


^ 2. Структура и трудоёмкость дисциплины

Семестры 5,6. Формы промежуточной аттестации: 5 семестр – зачет, 6 семестр – экзамен. Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 часа.

    Таблица 1.

Вид учебной работы


Всего часов

Семестры

5

6

^ Аудиторные занятия (всего)

68

34

34

В том числе:







Лекции

34

17

17

Практические занятия (ПЗ)

34

17

17

^ Самостоятельная работа (всего)

76

38

38

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)




Зачёт

Экзамен

Общая трудоемкость час

зач. ед.

144

72

72

4

2

2




  1. ^ Тематический план

Таблица 2.

5 семестр




Тема

Недели семестра

Виды учебной работы, самостоятельная работа,

в час.

Итого часов по теме

Из них часов в

интерак.

форме

Итого

кол-во

баллов

Лекц.

Прак.

Самост.

работа

Модуль 1.

1.

Понятия, принципы и методы празднично-досуговой педагогики.

5

5

5

8

18

5

0-25

Всего

5

5

5

8

18

5

0-25

Модуль 2.

2.

Содержание традиционных праздников и досуговых мероприятий в образовательном учреждении

6

6

6

10

22

6

0-35

Всего

6

6

6

10

22

6

0-35

Модуль 3.

3.

Разнообразие видов и форм праздничных и досуговых мероприятий

6

6

6

20

32

6

0-40

Всего

6

6

6

20

32

6

0-40

Итого (часов, баллов)

17

17

17

38

72

17

0-100

Из них в интерактивной форме
















17






^ Таблица 2а.

6 семестр




Тема

Недели семестра

Виды учебной работы, самостоятельная работа,

в час.

Итого часов по теме

Из них часов в

интерак.

форме

Итого

Кол-во

баллов

Лекц.

Прак.

Самост.

работа

Модуль 1.

4.

Особенности драматургии концертных, игровых, конкурсных и театрализованных программ

5

5

5

5

15

5

0-25

Всего

5

5

5

5

15

5

0-25

Модуль 2.

5.

Сценарно-режиссерские основы создания музыкального номера, праздничного мероприятия

6

6

6

12

24

6

0-35

Всего

6

6

6

12

24

6

0-35

Модуль 3.

6.

Технология подготовки и организации празднично-досуговых мероприятий

6

6

6

21

33

6

0-40

Всего

6

6

6

21

33

6

0-40

Итого (часов, баллов)

17

17

17

38

72

17

0-100

Из них в интерактивной форме
















17





^ Таблица 3.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


5 семестр


темы

Устные формы

Письменные формы

^ Практические формы

Итого кол-во баллов

участие в дискуссии

ответ на семи-наре

экспресс-ответ

контр. работа

реферат

имитационн.

игра

игро-тренинг

Модуль 1

1.1.

0-5




0-2













0-7

1.2.




0-6

0-2




0-10







0-18

Всего

0-5

0-6

0-4




0-10







0-25

Модуль 2

2.1.

0-4




0-1













0-5

2.2.




0-5

0-1




0-6







0-12

2.3.




0-5

0-1




0-6







0-12

2.4.







0-6













0-6

Всего

0-4

0-10

0-9




0-12







0-35

Модуль 3

3.1.







0-2







0-8




0-10

3.2.







0-2










0-8

0-10

3.3.







0-2










0-8

0-10

3.4.







0-2










0-8

0-10

Всего







0-8







0-8

0-24

0-40

Итого

0-9

0-16

0-21




0-22

0-8

0-24

100


6 семестр


темы

Устные формы

Письменные формы

^ Практические формы

Итого кол-во баллов




участие в дискуссии

ответ на семи-наре

экспресс-ответ

контр. работа

реферат

имитационн.

игра

игро-тренинг

Модуль 1

4.1.







0-1

0-4










0-5

4.2.







0-1

0-4










0-5

4.3.







0-1







0-8




0-9

4.4.










0-6










0-6

Всего







0-3

0-14




0-8




0-25

Модуль 2

5.1.

0-3




0-3







0-11




0-17

5.2.

0-3




0-3







0-12




0-18

Всего

0-6




0-6







0-23




0-35

Модуль 3

6.1.1. 1-ый этап

6.1.2. 2-ой этап

6.1.3. 3-ий этап

6.1.4. 4-ый этап

6.1.5. 5-ый этап



0-2

0-2

0-2






0-2

0-2

0-2







0-2

0-5

0-7

0-2

0-4




0-2

0-5

0-11

0-6

0-8

6.2.










0-8










0-8

Всего

0-6




0-6

0-8




0-20




0-40

Итого

0-12




0-15

0-22




0-51




100



^ Таблица 4.

Планирование самостоятельной работы студентов


5 семестр




^ Модули и темы

Виды СРС

неделя

семест-ра

объем

часов

Кол-во

баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

1.

Понятия, принципы и методы празднично-досуговой педагогики.

1.1.Подготовка к дискуссия на тему: «Чем отличается традиционный праздник от праздничного мероприятия?»

Анализ содержания сценариев праздничных мероприятий по журналу «Сценарии и репертуар»

1-2-я

2

0-7

1.2.Подготовка к семинару на тему: Праздничный календарь образовательного учреждения.

Реферирование журнала «Праздник» на тему «Корпоративные празлники»

3-4-я

2

0-8

1.3. Реферат на тему:

Народный праздник (по выбору)

Современное прочтение народных традиций (исследование по Интернет-ресурсам)

4-5-я

4

0-10

Всего по модулю 1







5

8

0-25

Модуль 2

2.

Содержание традиционных праздников и досуговых мероприятий в образовательном учреждении

2.1.Подговка к дискуссии на тему: Возможность празднования традиционных народных и национальных праздников в рамках образовательного учреждения.

Ознакомление с национальными праздниками народов проживающих на территории Тюменской области

(из Интернет-ресурсов)

7-я

4

0-5

2.2.Подготовка к семинару на тему: Многоликий Дед Мороз.

Подбор иллюстраций по теме Дед Мороз (сказки, открытки, рекламные изображения)

Реферат на тему: Многоликий Дед Мороз

8-я

2

0-12

2.3.Подготовка к семинару на тему: День святого Валентина – не «наш» праздник.

Реферат на тему: День святого Валентина - не наш праздник

9-10-я

2

0-12

2.4.Мозговой штурм на тему: День музыки в образовательном учреждении.

Ознакомление с историей возникновения и распространения праздника День Музыки

10-11-я

2

0-6

Всего по модулю 2







6

10

0-35

Модуль 3

3.

Разнообразие видов и форм праздничных и досуговых мероприятий


3.1. Подбор музыкальных произведений для проектирования музыкально-ритмического действия. Разработка вариантов музыкально-ритмического действия.

Ознакомление с видеопримерами музыкально-ритмического действия (парад, спортивное выступление, массовые танцевальные номера, реквизит и инвентарь в массовом действии)

12-я

5

10

3.2. Подготовка к игротренингу на тему: Приемы «заманивания» и «провокации». Придумывание манков на заданную тему, практическая отработка приема.

Анализ сценариев игровых программ по публикациям в журнале «Сценарии и репертуар».


13-я

5

10

3.3. Подготовка к игротренингу на тему: «условный» и «гадальный» подходы

Придумывание манков на заданную тему, практическая отработка приема.

Анализ сценариев игровых программ по публикациям в журнале «Сценарии и репертуар».


14-15-я

5

10




3.4. Подбор и практическое освоение танцевальных игр, игро-танцев, игро-песен.


Анализ сценариев игровых программ по публикациям в журнале «Сценарии и репертуар».


16-17-я

5

10

Всего по модулю 3







6

20

0-40

Итого







17

38

0-100




6 семестр




^ Модули и темы

Виды СРС

Неделя

семестра

объем

часов

Кол-во

баллов

обязательные

дополнительные

Модуль 1

4.

Особенности драматургии концертных, игровых, конкурсных и театрализованных программ

4.1. Подбор и идейно-тематический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

Идейно-тематический анализ видеозаписей и видеороликов номеров песенных жанров.

1-2-я

2

0-5

4.2.Подбор и драматургический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

Драматургический анализ номеров песенных жанров в записи (видео, аудио, клипы)

3-я

2

0-5

4.3. Имитационная игра на тему: Презентация положения о конкурсе


Сбор дополнительного материала по теме «Перформанс».

4-я

3

0-9

4.4. Разработка «Положения о проведении конкурса»

Ознакомление с положениями о проведении конкурсов различных художественных направлений.

5-я

4

0-6

Всего по модулю 1







5

11

0-25

Модуль 2

5.

Сценарно-режиссерские основы создания музыкального номера, праздничного мероприятия

5.1. Подготовка к имитационной игре на тему: Построение композиции игровой программы. Повторение теоретического материала: игровые принципы, подходы, приемы.

Сообщение на тему: «Этика ведущего игровой программы»

6-я

3

0-17

5.2. Подготовка концертного номера музыкального жанра (репетции)

Дополнительный подбор реквизита, вариантов аккомпанемента, пробы в номере разных исполнителей.

7-11-я

10

0-18

Всего по модулю 2







6

13

0-35

Модуль 3

6.

Технология подготовки и организации празднично-досуговых мероприятий

6.1.Индивидуальное создание эпизода в концертной программе (написание сценарии эпизода, репетиции номеров, работа с исполнителями).

Написание плана подготовки концерта.

Написание партитуры номера, концерта.

(5 этапов)

Оформление афиши. Подбор реквизита,.

12-15-я

6

0-32

6.2.Контрольная работа на тему: Сценарий тематического концерта

Анализ сценариев концертных программ на предмет соблюдения правил оформления.

16-17-я

8

0-8

Всего по модулю3







6

14

0-40

Итого







17

38

0-100




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

Таблица 5.




Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Тема 1.

Тема 2.

Тема 3.

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6.

1

Пед. практика

+

+

+

+

+

+

2

Музыкальный лекторий для детей


+


+


+


+


+


+

3

Просветительская деятельность педагога-музыканта


+


+





+


+




4

Хоровой класс










+

+

+

5

Музыкальный инструмент











+


+




6

Сольное пение










+

+





5. Содержание дисциплины

^ СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ


5 СЕМЕСТР

Модуль 1.

Тема 1: Понятия, принципы и методы празднично-досуговой педагогики (5 часов)

Основные понятия празднично-досуговой культуры. Особенности детского праздника, его задачи и социально-педагогические функции. Система праздников в образовательном учреждении. Школьный праздник как форма активного творческого досуга, коллективной эмоциональной жизни. Идейно-тематические основы праздника. Целевая и содержательная направленность празднично-досуговых мероприятий. Принципы досуговой педагогики (по классификации С.А.Шмакова): принцип «красной линии», принцип «могучей кучки», принцип «высоты», принцип «фельдмаршала Кутузова».

^ Опорные понятия и слова: праздник, праздничное мероприятие, традиция, обряд, ритуал, церемония, игра, досуг, досуговая среда, театрализация, импровизация, воспитывающая ситуация, целевая аудитория, средства художественной выразительности, материально-технические ресурсы.


Модуль 2.

Тема 2: Содержание традиционных праздников и досуговых мероприятий в образовательном учреждении (6 часов)

Классификация праздников. Всеобщие государственные, народные, национальные, религиозные праздники, отмечающие наиболее масштабные события и даты. Праздники коллектива (школы, группы, класса, творческого объединения, клуба по интересам, секции), индивидуальные праздники.

История возникновения и содержание традиционных праздников: Новый Год, День защитников Отечества, 8 марта, День победы.

Праздники школьной направленности, отвечающие определенным этапам развития школьной жизни. Идейно-тематические и содержательные особенности праздников «День знаний», «Посвящение в первоклассники», «Последний звонок», «День защиты детей», «Выпускной бал», точное определение целевой аудитории праздника, ее потребностей и возрастных возможностей. Возрастной подход – важнейший принцип организации празднично-досуговой деятельности детей и подростков.

Значение особых индивидуальных черт праздника в сохранении старых и формировании новых традиций. История происхождения, канун, обряды и ритуалы праздника, символ, атрибут, традиционные песни, игры, танцы, персонажи, традиционное угощение – обязательные составляющие настоящего праздника.

^ Опорные понятия и слова: праздничный календарь, традиция, канун, традиционный персонаж, символ, атрибут, «зерно» праздника, содержание праздника, государственный праздник, народный праздник, национальный праздник, религиозный праздник, коллективный праздник, возрастной подход, социальное общение.


Модуль 3.

Тема 3: Разнообразие видов и форм праздничных и досуговых мероприятий (6 часов)

Исторические корни формирования типов досуга и совместной деятельности. Основания для построения классификации типов праздничных воспитательных мероприятий: функции участников, содержание, методы и приемы, организация пространства, способы передвижения участников. Три вида праздничных мероприятий на основании способа передвижения участников (по классификации костромской научно-методической психолого-педагогической школы Л.И.Уманский, С.П.Афанасьев. и др.): 1) статичные – представления, 2) статико-динамичные – созидания-гуляния, 3) динамико-статичные – путешествия.

Формы представлений: спектакль, концерт, конкурсная программа-представление, линейка, посвящение, митинг, лекция, фронтальная беседа. Формы созиданий-гуляний: представление в кругу, ярмарка, вечер общения, ролевая, продуктивная игра, трудовая акция. Формы путешествий: игра-путешествие, парад-шествие, поход, экскурсия, экспедиция.

Игра как форма духовного самовыражения детей. Включение игры в контекст праздника. Диагностические, познавательные, развлекательные, мотивационные задачи игр. Виды и жанры игр: подвижные, познавательные, музыкальные, сюжетные, ролевые, аттракционы и др.

Игровые приемы и подходы в организации музыкальных занятий. Приемы «заманивания» и «провокации» (классификация Станиславского К.С.). Условный и «гадальный» подходы (из народной обрядовой культуры). Способы деления аудитории на пары, команды, группы. Игровые принципы и этика ведущего.

Музыкальные викторины, ребусы, кроссворды. Музыкальное сочинительство. Музыкально-юмористические игры. Музыкально-обрядовые игры. Музыкальное караоке. Музыкально-творческие игры.

^ Опорные понятия и слова: типы досуга, виды праздничных мероприятий, формы досуга, представление, гуляние, путешествие, виды игры, жанры игры, игровые приёмы, игровые подходы, прием «провокации», прием «заманивания», манок, игро-танцы, игро-песни, этика ведущего.


6 СЕМЕСТР

Модуль 1.

Тема 4: Особенности драматургии концертных, игровых, конкурсных и театрализованных программ (5 часов)

Драматургия как род литературного произведения. Драматургическое действие. Драматургическая кривая и ее характеристики. Драматургический анализ. Элементы драматургического развития: экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал. Драматургический конфликт. Трехактная структура драматургического развития.

Сходство и различие театральной и концертной драматургии. Драматургия концерта. Сюжетное и поэпизодное (блочное) построение действия. Признаки театрализации концертной программы. Номерная структура концерта. Концертный номер – драматургически завершенное произведение. Композиция концерта. Принципы построения концертной программы. Приемы монтажа и театрализации.

Особенности драматургии игровых и конкурсных программ.

Особенности жанров в детских концертах. Номера детских концертов.

^ Опорные понятия и слова: драматургия, экспозиция, завязка, развитие конфликта, кульминация, развязка, финал, театрализация, композиция, концертный номер, монтаж.


Модуль 2.

Тема 5: Сценарно-режиссерские основы создания музыкального номера, праздничного мероприятия (6часов)

Режиссура как род деятельности. Предлагаемые обстоятельства внешнего и внутреннего порядка. Предлагаемые обстоятельства концерта. Характер и характерность. Зерно образа. Особенности характера на эстраде.

Мизансцена. Составные части мизансцены, группировка и переход. Композиционный центр мизансцены. Виды основных мизансцен. Примеры мизансцен. Анализ мизансцен.

Темпоритм. Внутренняя и внешняя динамика исполнения. Темпоритм номера, эпизода, концерта. Условия, влияющие на темпоритм концерта. Способы поддержания необходимого темпоритма концерта.

Сценическая атмосфера. Способы создания сценической атмосферы. Поиск и отбор средств выразительности для создания сценической атмосферы.

Особенности подготовки номеров музыкального жанра: песня, романс, куплеты, частушки, музыкальная мозаика, музыкальная эксцентрика, мелодекламация. «Зримая» песня. Синтетические номера.

Понятие сценария. Литературные черты сценария: тема, идея, язык, сюжет, фабула, стиль, образная система. Типы сценариев: авторский, компилятивный, смешанный. Способы отбора и обработки сценарного материала. Документальный и художественный материал. Драматургизация факта. Художественно-выразительные средства языка. Персонажи сценария. Визуальная и речевая характеристика персонажей. Запись различных видов сценария: требования и правила оформления.

Структура сценария. Составные части сценария в праздничной драматургии: номера, эпизоды, переходы, игры, конкурсы, репризы, интермедии, конферанс, реальное действие, ремарка, монолог, диалог. Сюжетный ход сценария.

^ Опорные понятия и слова: режиссура, предлагаемые обстоятельства, мизансцена, темпоритм, сценическая атмосфера, сценарий, сюжетный ход, драматургизация, реприза, интермедия, конферанс, реальное действие.


Модуль 3.

Тема 6: Технология подготовки и организации празднично-досуговых мероприятий (6 часов)

Анализ запросов и потребностей аудитории. Анализ материально-технических, художественно-творческих ресурсов. Формирование идейно-тематического замысла мероприятия. Отбор и обработка документального и художественного материала. Нахождение сценарного хода. Создание композиции и сценария мероприятия.

Формирование постановочной группы праздничного мероприятия. Состав и функции участников группы.

План-график подготовки.

Партитура мероприятия.

Организация репетиционного процесса.

Выступление.


^ 6. Планы семинарских и практических занятий


5 СЕМЕСТР

Модуль 1.

Тема 1: Понятия, принципы и методы празднично-досуговой педагогики (5 часов)

1.1. Дискуссия на тему: «Чем отличается традиционный праздник от праздничного мероприятия?»

1.2. Семинар на тему: Праздничный календарь образовательного учреждения.

1.3. Реферат на тему: Народный праздник (по выбору)


Модуль 2.

Тема 2: Содержание традиционных праздников и досуговых мероприятий в образовательном учреждении (6 часов)

2.1. Дискуссия на тему: Возможность празднования традиционных народных и национальных праздников в рамках образовательного учреждения.

2.2. Семинар не тему: Многоликий Дед Мороз.

2.3. Семинар на тему: День святого Валентина – не «наш» праздник.

2.4. Мозговой штурм на тему: День музыки в образовательном учреждении.


Модуль 3.

Тема 3: Разнообразие видов и форм праздничных и досуговых мероприятий (6 часов)

3.1. Имитационная игра на тему: Проектирование музыкально-ритмического действия.

3.2. Игротренинг на тему: Приемы «заманивания» и «провокации».

3.3. Игротренинг на тему: «условный» и «гадальный» подходы в организации игры.

3.4. Игротренинг на тему: танцевальные игры, игро-танцы, игро-песни.


6 СЕМЕСТР

Модуль 1.

Тема 4: Особенности драматургии концертных, игровых, конкурсных и театрализованных программ (5 часов)

4.1. Идейно-тематический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

4.2. Драматургический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

4.3. Имитационная игра на тему: Презентация положения о конкурсе.

4.4. Разработка «Положения о проведении конкурса».


Модуль 2.

Тема 5: Сценарно-режиссерские основы создания музыкального номера, праздничного мероприятия (6 часов)

5.1. Имитационная игра на тему: Построение композиции игровой программы

5.2. Имитационная игра на тему: Сценическое воплощение замысла концертного номера музыкального жанра


Модуль 3.

Практические занятия данного модуля представляют собой сквозной процесс освоения технологии, неразрывно связанный с самостоятельной работой студентов (репетиции во внеучебное время).

Тема 6: Технология подготовки и организации празднично-досуговых мероприятий (6 часов)

6.1. Имитационная игра на тему: Технология подготовки и организации празднично-досугового мероприятия

6.2. Контрольная работа на тему: Сценарий тематического концерта


7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Содержание дисциплины и реализация компетентностного подхода в обучении при освоении курса «Организация музыкально-эстетической деятельности в образовательном учреждении» предусматривает широкое использование активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с самостоятельной внеаудиторной работой студентов.

Критериями оценки СРС являются:

  • степень самостоятельности, творческой активности, инициативности студентов, наличие элементов новизны в процессе выполнения заданий;

  • проработка материала в соответствии с заданным объемом;

  • качество освоения учебного материала (умение студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач, обоснованность и четкость изложения изученного материала и т.д.).


7.1. Рекомендации по самостоятельной подготовке к практическим занятиям.

Тема 1: Понятия, принципы и методы празднично-досуговой педагогики

1.1. Дискуссия на тему: «Чем отличается традиционный праздник от праздничного мероприятия?»

Вопросы для обсуждения:

  1. Необходимые атрибуты традиционного праздника.

  2. Ценность праздничных традиций?

  3. Школьный праздник – творчество или принуждение?

1.2. Семинар на тему: Праздничный календарь образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. Местные праздничные традиции – «лицо» коллектива.

  2. Анализ плана воспитательной работы образовательного учреждения на предмет выделения традиционных мероприятий, акций, праздничных действий, присущих данному образовательному учреждению, (художественному коллективу, клубному объединению и др.) характерных для заведения определенной направленности (спортивной, художественно-творческой, профориентированной и др.)

Тема 2: Содержание традиционных праздников и досуговых мероприятий в образовательном учреждении

2.1. Дискуссия на тему: Возможность празднования традиционных народных и национальных праздников в рамках образовательного учреждения.

Вопросы для обсуждения:

  1. О возможности празднования национальных праздников в многонациональных учебных коллективах тюменского региона.

  2. Народный праздник как способ формирования толерантности.

  3. Перспективы развития и формирования традиций Государственного праздника «День народного единства».

2.2. Семинар не тему: Многоликий Дед Мороз.

Вопросы для обсуждения:

  1. Истории и легенды о происхождении образа Деда Мороза.

  2. Новогодние (рождественские) персонажи в разных странах.

  3. Традиционные обязанности, привычки русского Деда Мороза, описание внешнего вида, символическое значение элементов костюма.

2.3. Семинар на тему: День святого Валентина – не «наш» праздник.

Вопросы для обсуждения:

  1. История происхождения праздника День святого Валентина.

  2. Причины популярности Дня всех влюбленных.

  3. Символы, атрибуты и способы бытования праздника в образовательном учреждении.

2.4. Мозговой штурм на тему: День музыки в образовательном учреждении.

Вопросы для обсуждения:

  1. Определение характеристики целевой аудитории, условий и ресурсов образовательного учреждения, постановка воспитательных задач.

  2. Разработка ряда творческих идей для проведения праздничного мероприятия «День музыки» в общеобразовательном учреждении.

Тема 3: Разнообразие видов и форм праздничных и досуговых мероприятий

3.1. Имитационная игра на тему: Проектирование музыкально-ритмического действия.

Требования к выполнению:

  1. Самостоятельно подобрать музыкальное произведение (песня, марш, танец) для создания музыкально-ритмического действия.

  2. Дать образную характеристику данному произведению.

  3. Предложить варианты исполнения произведения в движении (шествие, перестроение, хлопки), в сопровождении музыкальных и шумовых инструментов, хором, перекличкой.

  4. Сочинить речевки, кричалки на тему соответствующую образно-тематическому содержанию подобранного музыкального материала.

3.2. Игротренинг на тему: Приемы «заманивания» и «провокации».

Требования к выполнению:

  1. Набрать необходимое количество игроков для проведения игры, используя прием «заманивания».

  2. В качестве манка использовать ресурс человека, игрового пространства, реквизита; загадку, высказывание, приветствие, стихотворение.

  3. С помощью приема «провокации» вызвать у зрителей необходимые чувства или действия.

3.3. Игротренинг на тему: «условный» и «гадальный» подходы в организации игры.

Требования к выполнению:

  1. Применяя «условный» игровой подход (магическое «если бы»), показать предмет, действие.

  2. Применяя «гадальный» подход, использовать ресурсы студенческой аудитории, предложить условия гадания, лотереи.

3.4. Игротренинг на тему: танцевальные игры, игро-танцы, игро-песни.

Требования к выполнению:

  1. Самостоятельно подобрать для проведения танцевальных игр, игро-танцев и игро-песен качественный музыкальный материал, обеспечить необходимый режим звучания.

  2. Выучить наизусть подобранное музыкальное произведение.

  3. Провести в качестве ведущего танцевальную игру, игро-танец, игро-песню.

Тема 4: Особенности драматургии концертных, игровых, конкурсных и театрализованных программ

4.1. Контрольная работа: идейно-тематический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

Требования к выполнению:

  1. Выбор произведения малой формы: литературное – сказка, басня, стихотворение; изобразительного искусства – пейзаж, жанровая зарисовка, книжная иллюстрация; музыкальное – инструментальная пьеса.

  2. Анализ выбранного произведения – определить тему (про что?), определить идею (ради чего?), сделать предположение об авторской позиции создателя произведения.

  3. Письменно сформулировать тему и идею произведения.

4.2. Контрольная работа: драматургический анализ художественных произведений малых форм (сказки, стихи, картины, инструментальные миниатюры).

Требования к выполнению:

  1. Определение главных героев произведения, мотивы поведения героев, конфликт.

  2. Определение элементов драматургического развития: пролог, завязку, кульминацию, развязку, эпилог действия. Выделение трех актов развития в произведении.

  3. При обращении к произведениям изобразительного и музыкального искусства провести драматургизацию материала (переложение на язык действия).

  4. Письменно в краткой форме изложить ответы на пункты 1-3.

4.3. Имитационная игра на тему: Презентация положения о конкурсе

Требования к выполнению:

  1. Публично представить презентацию о конкурсе, с целью привлечения слушателей к участию в конкурсной программе.

  2. Презентация должна соответствовать следующим требованиям:

    • продолжительность не более 10 мин.;

    • структурная четкость, логичность и обоснованность;

    • художественно-образное и иллюстративное наполнение;

    • эмоциональная убедительность и заразительность.

4.4. Контрольная работа: разработка «Положения о проведении конкурса»

      1. На основе стандартных требований самостоятельно разработать «Положение о проведении конкурса» (выбор темы индивидуально).

      2. Представить «Положение о проведении конкурса» в письменной форме.

Тема 5: Сценарно-режиссерские основы создания музыкального номера, праздничного мероприятия

5.1. Имитационная игра на тему: Построение композиции игровой программы

Требования к выполнению:

  1. Ознакомление с предложенным набором игр (по количеству участников практического занятия, но не менее 7).

  2. Овладение содержанием и действием выбранной игры (индивидуально).

  3. Построение композиции игровой программы с использованием предложенных игр, адаптацией игр к тематическому замыслу (в группе).

  4. Проведение части игровой программы каждым студентов в качестве ведущего игры.

5.2. Имитационная игра на тему: Сценическое воплощение замысла концертного номера музыкального жанра

Требования к выполнению:

  1. Режиссерский анализ музыкального произведения (вокальной, инструментальной миниатюры).

  2. Выбор исполнителей концертного номера на основании психо-физических качеств, типажа.

  3. Проведение открытой репетиции концертного номера.

Тема 6: Технология подготовки и организации празднично-досуговых мероприятий

6.1. Имитационная игра на тему: Технология подготовки и организации празднично-досугового мероприятия

Практические занятия данного модуля представляют собой сквозной процесс освоения технологии, неразрывно связанный с самостоятельной репетиционной работой студентов во внеаудиторное время.

Требования к выполнению:

6.1.1. 1-ый этап: Формулирование темы и идеи, формы, жанра запланированного мероприятия.

6.1.2. 2-ой этап: Создание композиции и сценария мероприятия.

6.1.3. 3-ий этап: Организация репетиционного процесса.

6.1.4. 4-ый этап: Написание партитуры концерта.

6.1.5. 5-ый этап: Выступление.

6.2. Контрольная работа на тему: Сценарий тематического концерта

  1. Сценарий сдается в письменной форме.

  2. Изложение согласно правилам оформления сценария театрализованного концерта.


7. 2. Требования к зачету (5 семестр)

Студенту предлагается:

  • индивидуально подготовить задание для проверки знаний теоретического материала дисциплины за 5 семестр, используя игровые формы (викторина, шарада, игра и т.п.);

  • произвести проверку знаний среди однокурсников в условиях игровой ситуации;

  • время проведения игры/проверки знаний для каждого студента - не более 5-7 минут;

  • участники игры - вся группа одновременно;

  • особое условие используемой игровой формы: после проведения игры должен остаться документ, подтверждающий знания учебного материала однокурсниками (игровой бланк, ведомость, рисунок, тест, путевой лист и т.п.);

  • раздаточный материал (игровые бланки и т.п.) каждый студент готовит самостоятельно для всех членов группы.

Темы для разработки проверочных заданий:

А) Праздничная культура.

Б) Тема и идея праздника.

В) Статичные формы праздничных мероприятий.

Г) Статично-динамичные формы праздничных мероприятий.

Д) Динамичные формы праздничных мероприятий.

Е) Игра в праздничных мероприятиях.

Ж)Музыка праздника.

И) Музыкально-ритмическое действие.

К) Приемы в организации игрового действия.

Л) Подходы в организации игрового действия.


7. 3. Вопросы к экзамену (6 семестр)

  1. Основные понятия празднично-досуговой культуры.

  2. Целевая и содержательная направленность празднично-досуговых мероприятий.

  3. Принципы досуговой педагогики.

  4. Классификация праздников.

  5. Условия формирования замысла праздничного мероприятия.

  6. Внешние предлагаемые обстоятельства организации праздничного мероприятия.

  7. Идейно-тематическое содержание праздничного мероприятия.

  8. Драматургическая кривая и ее характеристики.

  9. Драматургический конфликт и его развитие.

  10. Процесс драматургизации.

  11. Понятие и средства театрализации.

  12. Понятие жанра и его разновидности.

  13. Жанровое разнообразие концертных номеров.

  14. Концертные номера музыкальных жанров.

  15. Концертные номера музыкально-разговорных жанров.

  16. Синтетический концертный номер.

  17. Предлагаемые обстоятельства музыкального номера.

  18. Идейно-тематический анализ музыкального номера.

  19. Алгоритм сценарно-режиссерской технологии.

  20. Организационная работа по подготовке и проведению праздничного мероприятия.

  21. Составление плана подготовки праздничного мероприятия.

  22. Партитура праздничного мероприятия.


^ 8. Образовательные технологии: методы, формы, средства, приемы.

Традиционные методы обучения:

  • лекция (информационного, объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного типа);

  • семинар (доклад, сообщение);

  • СРС (конспектирование, контрольная работа, реферат).

Интерактивные методы:

  • дискуссия;

  • мозговой штурм;

  • имитационная игра;

  • игротренинг;

  • коллективный творческий проект.

Формы работы: индивидуально-групповая, коллективная.


^ 9. Учебно-методическое обеспечение и информационное обеспечение дисциплины

9. 1. Основная литература:

  1. Ермолаева Н.В. Витковская Ю.Н. Белюшкина И.Б. Театр, где играют дети / Под ред. Никитиной А.Б. – М.: Владос, 2001.

  2. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учебно-методическое пособие. – М., Владос, 2002.

  3. Сто великих праздников. – М., Вече, 2007.

  4. Сценарное мастерство // Я вхожу в мир искусства. Методический сборник. – 2001, № 2.

  5. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. – М., ЦГЛ, 2005.


9. 2. Дополнительная литература:

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Развивающие музыкальные игры, конкурсы и викторины. – М., Рипол Классик, 2007.

    2. Амелин Ю.Н., Пустовойтов В.Н. Церковные праздники и обряды. – Ростов-Дон, Феникс, 2002.

    3. Анисимова Г.И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. – Ярославль, Академия развития, 2005.

    4. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Чем занять детей в пришкольном лагере, или 100 отрядных дел. Методическое пособие. – Кострома, РЦ НИТ «Эврика-М», 1998.

    5. Борисов С.К. Основы драматургии театрализованного действа. – Челябинск: ЧГАИиК, 2000.

    6. Воловикова М.И., Тихомирова С.В., Борисова А.М. Психология и праздник: Праздник в жизни человека. – М.: Пер СЭ, 2003.

    7. Ворожцова О.А. Музыка и игра в детской психотерапии. – М., 2004

    8. Громыко М.М. Мир русской деревни. – М., Молодая гвардия, 1991.

    9. Игры в школе. – Минск, Харвест, 2000.

    10. Игры на каждый день: Пособие для организаторов развивающего досуга. – Новосибирск, Из-во института психотерапии, 2003.

    11. Коган М.С. Игровая кладовая. – Новосибирск, Сибирское университетское из-во, 2004.

    12. Коган М.С. С игрой круглый год в школе и на каникулах. – Новосибирск, Сибирское университетское из-во, 2004.

    13. Льговская Н.И. Организация и содержание музыкально-игровых досугов детей старшего дошкольного возраста. – М., Айрис-пресс, 2007.

    14. Мирончиков Л.Т. Словарь славянской мифологии и этноса. – Мн., Харвест, 2004.

    15. Народные праздники на Руси. – М., Центрполиграф, 2004.

    16. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища. – СПб., Азбука-классика, 2004.

    17. Образцова Т.Н. Музыкальные игры для детей. – М., Этрол Лада, 2005.

    18. Происхождение вещей. Очерки первобытной культуры. – М., ННН, 1995.

    19. Ромашкова Е.И. Малая энциклопедия новогоднего досуга. – М., Сфера, 2004.

    20. Рубб А.А. Эстрада с точки зрения... – М. ЭКСО-пресс, 2003.

    21. Станиславский К. С. Работа актера над собой в творческом процессе переживания. Дневник ученика. – М.: АСТ прайм-Еврознак, 2008.

    22. Титов С.В. Добро пожаловать, игра! Библиотека вожатого. – М., Сфера, 2004.

    23. Фольклорный театр. – М., Современник, 1988.

    24. Фрумкин Г.М. Введение в сценарное мастерство. – М.: Альма матер, 2005.

    25. Шароев И.Г. Музыка, которую мы видим. – М., Советский композитор, 1989.

    26. Шилов Н.П. Сценарное мастерство. – Челябинск: ЧГАИиК, 2000.

    27. Шмаков С.А. Игры-шутки – игры-минутки. – М., Новая школа, 1993.

    28. Шмаков С.А. Уроки детского досуга. – М., Новая школа, 1992.

    29. Шубина И.Б. Организация досуга и шоу программ. – М.: Феникс, 2003.

    30. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству/ Азбука музыкально-творческого саморазвития/. – М., Аквариум, 1997.


9. 3 Интернет-ресурсы:

  1. www.festival.1september.ru

  2. www.holiday.web-3.ru

  3. www.krugosvet.ru

  4. www.pedkopilka.ru

  5. www.prazdnikmedia.ru

  6. www.teatr-igry.ru


^ 10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля)

Иллюстративные материалы:

  1. Аудиозаписи образцов музыкальных произведений классического, эстрадного, электронного направления.

  2. Видеозаписи фрагментов праздничных и концертных программ и выступлений.

  3. Иллюстрации сценографических решений, сценических декораций, костюмов.

Технические средства: аудио- и видеоаппаратура, видеопроектор.

Сценический реквизит: по содержанию материала.

Музыкальные инструменты: орф-инструментарий, фортепиано.






Скачать 478,36 Kb.
оставить комментарий
Дата27.04.2012
Размер478,36 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх