Лекция  Современные тенденции в подаче радиоинформации … icon

Лекция  Современные тенденции в подаче радиоинформации …


Смотрите также:
Форум и конкурс «Современные тенденции в сфере экономической психологии»...
«Современные тенденции развития информационной бизнес-аналитики»...
Курс лечебного, педиатрического...
Н. А. Костко Кафедра маркетинга и муниципального управления...
Курс фармацевтический факультет (осенний семестр 2011-12 учебного года) 1 лекция...
Курсовая работа на тему: Мировое хозяйство: тенденции...
Лекция Историография как научная дисциплина Лекция Исторические знания в Древней Руси...
1. Культура как дискурсный конструкт...
Уважаемые коллеги...
Программа дисциплины «Современные тенденции развития медиасистемы» Специальность: Журналистика...
Текст лекций н. О. Воскресенская Оглавление Лекция 1: Введение в дисциплину...
Место религии в социально-политическом процессе: цивилизационные основания и современные...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

В. Н. ШЕИН




ИНФОРМАЦИОННЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ ЖАНРЫ РАДИОЖУРНАЛИСТИКИ

Курс лекций




Минск

БГУ

2003


СОДЕРЖАНИЕ





стр.

Введение ………………………………………………………………

3







Лекция 1. Современные тенденции в подаче радиоинформации …










Лекция 2. Информация на радио ……………………………………










Лекция 3. Формы радиовещания и жанры радиожурналистики ….










Лекция 4. Информационное сообщение …………………………….










Лекция 5. Радиообзор печати ………………………………………..










Лекция 6. Информационная корреспонденция …………………….










Лекция 7. Интервью как метод получения информации и как жанр радиожурналистики …………………………………………………..










Лекция 8. Информационный радиорепортаж ………………………










Лекция 9. Аналитические жанры ……………………………………










Лекция 10. Радиобеседа ……………………………………………...










Лекция 11. Радиокомментарий ………………………………………










Лекция 12. Аналитическое интервью ……………………………….










Лекция 13. Выразительные средства в радиовещании …………….










Рекомендуемая литература …………………………………………..






ВВЕДЕНИЕ



Еще в те дни, когда наши далекие коллеги писали на восковых дощечках свои «Acta diurna publica populi Romani», журналистика прежде всего была информатором. Обо всем и отовсюду. Чем быстрее – тем лучше. Такова во все времена была главная задача прессы. Критерием при оценке журналистских материалов являлась степень новизны сведений, ибо от нее зависело восприятие. Без новостей нет и прессы. Чем больше информация содержит жизненно важных сведений, т. е. чем она актуальней, тем острее окажется внимание потребителей, тем большим будет коэффициент полезного действия прессы.

Информационная служба нашего радио в основном находится на высоте современных требований. Она сообщает о важнейших событиях путем прямых сообщений в ту же минуту и с того же места, где происходит само событие. Однако во многих документальных радиопередачах, независимо от того, называются ли они радиорепортажами, интервью, зарисовками, зачастую нет оригинальности в подаче материала, ни свежести точки зрения. Лучшего и большего надо желать и в публицистическом раскрытии смысла передачи. Кстати, в процессе работы над материалом в корзину брака попадает порой самое ценное в радиодокументалистике – непосредственное дыхание жизни. И место простой человеческой искренности очень часто, к сожалению, заменяет пенящееся многословие.

Например, короткие репортажи (микрорепортажи) создаются по методу, обычному при подаче информационных материалов. Они предельно концентрированы, в центре их внимания – самый важный факт, но в них мало остается времени для описания обстановки, людей, для публицистических рассуждений.

В передачах же, ставящих своей целью эмоциональную подачу материала, стоящих где-то на грани между радиоинформацией и радиоисследованием, необходимо говорить о публицистическом методе. Этот метод, как известно, охватывает основные элементы радиожурналистики: живые бестекстовые беседы, репортажные описания (с помощью фонов передается обстановка, подтверждается ее подлинность, создается настроение), музыка. К этому перечню можно присоединить чтение репортером или ведущим публицистических текстов, служащих для лучшего раскрытия документальных записей. Автор такой передачи имеет в своем распоряжении, можно сказать, все употребляемые в современной радиопублицистике формы отражения действительности.

За последние годы радиожурналистика претерпела значительные перемены: изменился формат и функционально-содержательное наполнение государственного радиовещания: появились новые авторские программы; полифоничный эфир пополнился FM-радиоголосами. Мы можем слушать разные радиоканалы, отдавая предпочтение оперативной информации, анализу актуальных событий, компетентному мнению специалиста, музыкально-развлекательным передачам.

В практике современного радиовещания существует много типов программ, и все они собирают конкретные журналистские произведения в определенное целое. Часто используемое нами на практике слово «программа» – это своего рода звуковая мозаика, насыщенная самыми разными формами и жанрами творчества. Именно программа отражает лицо и концепцию вещательного канала, отношение редакции к событиям, к удовлетворению потребностей и запросов аудитории. В свою очередь все многообразие нашей действительности радиожурналистика отражает с помощью различных жанров. То есть жанр является тем «кирпичиком» программной пирамиды, в котором воплощается конкретное произведение, и который составляет основу всего «строения».

Следует знать, что когда мы говорим о структуре программы, необходимо различать «формы радиовещания» и «жанры радиожурналистики».

По мнению известного исследователя радиожурналистики В. Н. Ружникова, форма радиовещания лежит в сфере программной деятельности радио, относится к построению вещательной программы1. Форма радиовещания – это составная часть программы, имеющая в известной мере самостоятельное значение. Различные формы передач – это различные способы выделения и организации части вещательного материала внутри программы.

Более того, каждому виду вещания – общественно-политическое, художественное, музыкальное – соответствуют и свои определённые формы передач – радиогазета, радиожурнал, радиообозрение и т. д. Исходя из этого, постараемся вывести определение.

Форма – это составная часть радиопрограммы вещательного дня, скомпанованная из отдельных журналистских произведений, выполненных в различных жанрах, объединённых тематическим единством и функцией.

И ещё, теория радиожурналистики не выделяет привычные для нас слова «радиопрограмма», «радиопередача» как понятие формы радиовещания. Термины радиопрограмма, радиопередача чаще всего бытует в практике радиожурналистов как безотносительное название отдельных выпусков, например, тематических, дифференцированных на определённую категорию радиослушателей и т.д. Также, например, как понятие «передача» предполагает любую из форм радиовещания. Так, в эфире мы слышим слова диктора, ведущего: -- А теперь послушайте передачу для школьников. И в эфире звучит передача в форме радиогазеты.

Понятие «жанр радиожурналистики» относится к процессам журналистского творчества и воздействия произведений журналистики на слушателей, то есть лежит в сфере создания и функционирования произведений радиожурналистики.

Жанр – это определенный тип произведения. Жанры различаются между собой по методам освоения и описания действительности, а также по способу коммуникации, контакта со слушателем (для радиорепортажа, например, характерен так называемый эффект присутствия – именно этому жанру присущий способ коммуникации).

Идею о системном характере жанров, функционирующих в сфере радиовещания неоднократно высказывали и развивали в своих многолетних исследованиях такие известные практики и теоретики радиожурналистики как Ю. Летунов, Л. Маграчев, Ю. Бараневич, В. Ружников, В. Ярошенко, А. Ревенко.

В наши дни исследователю жанров радиожурналистики В. Смирнову довелось, на наш взгляд, успешно систематизировать накопившиеся, очень часто противоречивые, высказывания о природе жанров звучащей журналистики и, таким образом, по словам Всеволода Николаевича Ружникова, «решить или хотя бы поставить многие серьезные проблемы теории современной радиожурналистики» в своей новой книге (См. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. М., 2002 г.).

Понятие «система» по самому общему определению – есть целостность, все элементы которой составляют некое единство и подчинены выполнению общей функции.

Эволюция жанров – сложный процесс, он зависит не только от исторических условий, закономерностей внутреннего развития жанра, но обусловливается и жанровым окружением в своём канале коммуникации, а также воздействием других, соседних каналов. Еще Владимир Ярошенко указывал, что жанры в печати, на радио, телевидении родственны2. Их объединяет общность основной функции журналистики – отражение и формирование общественного мнения, которую каждая из систем передачи информации решает своими средствами, определёнными природой и спецификой коммуникационного канала. В печати это – написанное слово и запечатлённое изображение (фотография, рисунок, репродукция живописной картины), на телевидении – звукозрительное отражение действительности. Но в каждом коммуникационном канале некоторые жанры приобретают свои характерные особенности: оперативность, достоверность, выразительность и т. д., которые обусловлены техническими возможностями канала и их творческим использованием.

Жанры и формы вещания на радио развивались под влиянием самых разных факторов: устной пропаганды, эстрады, речевых форм общения, газетных текстов, читаемых в микрофон, освоения собственной специфики. Сыграли свою роль кино и театр. Но всё-таки наибольшее влияние на вещание, особенно на первых порах становления радиопрограмм и жанров, оказала газета. В. Н. Ружников характеризует эволюцию радиожанров, как процесс движения «от газетных жанров, через радиогазетные – к жанрам современной радиожурналистики».

Определённое воздействие на становление, развитие системы жанров радиожурналистики оказали и «живые» передачи (лекции, беседы, доклады общественных деятелей, выступления у микрофона писателей, учёных, специалистов), а позже – внестудийные формы (радиомитинги, радиособрания, радиопереклички).

Развитие внестудийных передач, как отмечал Ю. А. Летунов, объяснялось не только поиском наиболее действенных форм и жанров вещания, поиском, который определялся внутренним законом развития радиожурналистики: «Внестудийные передачи были вызваны к жизни и общественно-политическими причинами, надо было добиться высокой оперативности и главное – максимальной убедительности передач».

Мы не рассматриваем здесь художественное вещание, но оно также оказывало заметное влияние на документальную радиопублицистику.

Итак, можно сказать, что в периоды становления регулярного и массового вещания система жанров вбирала в себя и перерабатывала сообразно политическим задачам и своим внутренним возможностям несколько потоков: газетные тексты, устное речевое общение и формирующиеся собственные жанры. Позже радиовещание испытывало влияние и телевидения. Наличие параллельного, родственного по природе канала коммуникации, работавшего на одну и ту же аудиторию – со своими средствами, способами отражения действительности, способствовало более активному использованию радиовещанием своих выразительно-изобразительных возможностей.

Изучение жанров, их возможностей, характерных признаков особенно важно для журналистов, так как именно жанры определяют во многом своеобразие их творчества и профессиональной деятельности. В жанрах проявляется содержание вещания, его проблематика, формы общения с аудиторией, приемы и методы воздействия на аудиторию. Образно говоря, жанр – это «мастерок» в руках опытного каменщика, а строители радиопередачи – это журналисты.

Основная задача курса «Информационные и аналитические жанры радиожурналистики» – теоретическая подготовка и практическая профессионализация студентов, выработка навыков аналитического мышления и опыта практической работы в различных жанрах.

Занятия по курсу «Информационные и аналитические жанры радиожурналистики» рассчитаны на два этапа. На начальном этапе студент знакомится с основными формами передач службы информации, современными форматами информационного государственного и коммерческого (FM-формата) вещания.

Студент на этом этапе осваивает основные методы работы радиожурналиста – совершенствует свои навыки работы с профессиональной техникой в студии, на компьютерном монтаже звукозаписи, познает методику аналитического чтения учебной литературы и документов, осваивает речевое общение, развивает наблюдение, а также овладевает информационными жанрами радиожурналистики, такими как хроникальное сообщение и информационная заметка, обзор прессы и радиоотчет, оперативный рассказ журналиста у микрофона и информационное интервью, хроникальный репортаж. Главным здесь является умение подходить к отбору и подаче фактов с позиций объективного исследования жизни, оперативно, точно и лаконично описать факт, осветить то или иное событие, профессионально овладеть современными методами сбора и подачи информации.

На втором этапе занятий главной задачей становится овладение аналитическими жанрами радиожурналистики. Такими как радиобеседа, радиокомментарий, беседа за «круглым столом», проблемное или аналитическое радиоинтервью. Изучаются выразительные средства радио. Здесь на первый план выдвигается развитие у студентов способности к рассуждению, комментированию, выявлению и проведению логических связей между фактами, аргументами, развитию системы идей с привлечением фактов как опоры рассуждения. Студент должен уметь ярко и убедительно выстроить цепь доказательств своего тезиса.


^ Лекция 1. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ПОДАЧЕ РАДИОИНФОРМАЦИИ


- Эволюция информационного вещания на радио в современных условиях.

- Развитие новых направлений в информационном вещании.

- Информационная служба радиостанции «Сталіца».

Анализ практики

- Утренний информационный блок.

- Информационный час на Первом канале.

- Организация работы службы информации.

- Корреспондентская сеть.


Эволюция информационного вещания на радио

в современных условиях


В процессе формирования новых политических, социальных и общественных структур нашего общества наряду со старыми устоявшимися каналами информации появлялись новые: политические партии, общественные формирования, формальные и неформальные группы, легализированная церковь и т.д.

В различных общественных системах различен и набор средств, каналов и методов идеологического воздействия на сознание личности. Выбор их зависит от целей, направленности и сущности общественного воспитания. Но не подлежит никакому сомнению, что наиболее оперативным, доходчивым и действенным каналом формирования общественного мнения являются – печать, телевидение, радиовещание.

Для нормального функционирования социально-политической системы необходим непрерывный поток информации. Он соответственно ориентирует каждую личность и держит ее в состоянии информационной насыщенности. В процессе политической борьбы, как известно, не существует информационного вакуума, а если такой и появляется, то его заполняет более сильный и ухищренный политик. Каждый нормальный человек постоянно находится в информационно-идеологическом потоке. Ибо только при условии непрекращающегося информационного общения с внешним миром человек способен производительно мыслить и активно действовать.

Возникла необходимость говорить о неоднородности информационно-идеологического потока. О чем раньше не говорили вообще или говорили вполголоса. На политической арене появились два основных компонента: организованная (официальная) и неорганизованная (неофициальная, неформальная) информация.

Организованной информации пришлось потесниться и дать место неофициальным каналам. Последние и сейчас занимают весомое положение в насыщении информационного потока. Граница между этими двумя компонентами потока очень подвижна, диалектична. Значение, эффективность официальной информации прямо пропорциональны ее актуальности, объективности, социальной направленности и т. д. Если официальные сообщения не дают ответа на интересующие личность вопросы, роль неформальной информации возрастает, и наоборот.

В контексте складывающейся социально-политической системы каналов информации аудиовизуальные СМИ Беларуси внедряли и прогнозировали новые пути и формы. В частности, служба информации Белорусского радио разработала и ввела в 1991 году новую сетку информационного радиовещания. Отказавшись от малоэффективной информационно-музыкальной передачи «Крыніца», звучавшей по второй общесоюзной программе (закрывала передачи «Маяка»), решено было использовать время чистого текстового вещания на 1 программе. Планировалось создать контактную одночасовую информационную программу в утренние часы по типу информационной «Панорамы «Маяка». Для этого уже был творческий задел и опыт. Прежде всего отработан бригадный метод подготовки выпусков «Последних известий». Каждая из таких репортерских групп уже квалифицированно выходила в прямой эфир.

Как в сложившихся условиях информационного потока бороться за слушателя, за аудиторию? Вопрос для редакционного коллектива оказался архисложным. Не были изжиты целиком сковывающие инициативу журналиста стереотипы – сообщения по схеме «выполнили – не выполнили», «ударники – отстающие». С большим трудом избавлялись от указаний «сверху», от десятилетиями сложившейся верстки, робко, но уже появлялись в зачине информационного выпуска то прогноз погоды, то выступление священнослужителя. К счастью, жизнь научила радиослушателей не только созерцательности, но и аналитичности. Они начали чувствовать себя не просто потребителями информации. Человек желает и должен влиять на ее отбор. Это его право, и не считаться с ним недопустимо.

На какой информации воспитывать слушателя? Для многих радиожурналистов было открытием, что их сообщение о трудовых буднях коллективов, мягко говоря, не вызывают того эффекта, на который они рассчитывают.

Никто не был против подобной информации в принципе. Но слушателей не устраивало то, что еще несколько лет назад было нормой. Их интересовало: что стоит за цифрой? Почему ситуация сложилась так, а не иначе? Порассуждайте, поспорьте, требуют они. Дайте верное направление в оценке явлений. Согласитесь, в конце концов. А если соглашаетесь, то аргументируйте точку зрения. Мы же послушаем, сопоставим с собственной.

Характер передач «Последних известий» заметно менялся. Это относилось и к выбору тем, и к формам их подачи. От простой информации редакция перешла к аналитическим размышлениям. Скучные и длинные выступления заменили монологи неравнодушных людей. Сложные по форме, но интересные радиопереклички, интервью с компетентными собеседниками, репортажи о социальных проблемах республики.

На задворках вчерашнего дня оставались материалы, пересказывающие технологию производства, сугубо технические проблемы. На первый план вышел специалист с его пониманием этих вопросов. Переступается та грань, где кончается власть бумаги, указания и начинается живая работа с людьми.

Перспектива виделась за прямым вещанием, доверительным разговором. Когда журналист сядет у микрофона, отложит в сторону текст, возьмет блокнот с тезисами и выйдет в прямой эфир: назовет свою фамилию, прокомментирует последние сообщения агентства, поделится впечатлениями от собственной командировки в глубинку, потом подключит к разговору собственного корреспондента.

Пока у журналистов Белорусского радио, в сущности, не было конкурентов, потому что, поочередно «потесняя» друг друга, они работали на одной программе с московскими коллегами. Скоро была введена специальная республиканская радиопрограмма и жители Беларуси стали вольны в выборе – слушать передачи из Москвы или из Минска. Это обстоятельство тоже стимулировало работу мысли местных радиожурналистов.


^ Развитие новых направлений в информационном вещании


За последнее десятилетие в политике радиовещания стран постсоветского пространства, в том числе и в Беларуси, произошли значительные изменения в формах и средствах работы журналистов в эфире.

Среди основных тенденций развития вещания стала децентрализация, демонополизация и сокращение деятельности центральных программ. С 1993 года в Беларуси стал развиваться FМ-диапазон: первым было радио «Би-Эй», которое стало вещать в музыкально-информационном формате. В этом же формате в Минске сейчас вещает девять станций: восемь коммерческих и одна государственная.

Возникновение реальной конкуренции между радиостанциями обусловило появление следующих тенденций: идеи персонификации (усиление роли журналиста и личностного субъективного начала в радиопублицистике), перехода многих их программ в режим прямого эфира, развитие жанров диалогизации.

Особенно бурно проявилось явление персонификации: дикторов, с их стандартно-безликими голосами, у микрофона заменили журналисты, которые стали сами высказывать свои мысли, не доверяя посредникам. Это позволило радиовещанию достичь большей эмоциональности и живости. Процессы демократизации общества в нашей стране повлияли на рождение ведущего «нового типа», ведущего-личности, ведущего-индивидуальности, применяющего новые работы и творческие методы.

С появлением FМ-рынка и развитием конкуренции в радиовещательном пространстве появился новый подход в понимании работы радиоведущего и необходимости разработки новых творческих методов их работы: радиопублицистика стала невостребована на «современных» станциях, журналист в большой мере не мог найти себе применения на FМ-радио. На FМ-станциях наступило время ди-джеев, с их главной задачей – веселить и развлекать слушательскую аудиторию любыми (порой не радиофоничными) средствами: музыкальной мозаикой, сексапильными голосами ведущих, импровизациями и подготовленными шоу, телефонными розыгрышами, плоскими шутками и анекдотами, играми на раздевание, откровенными разговорами про «это» и т. д. Всё, что звучало в эфире, – это фантазия, ум, талант ведущего, непосредственно это и является составляющими имиджа ди-джея. У каждого ведущего должно быть что-то свое, что бы его отличало от других: голосовые данные, умение играть голосом, глубокие знания музыки, свой, оригинальный, эфирный облик, запас так называемых спонтанных замечаний и шуток. Использование тех или иных творческих методов каждым ведущим во многом зависит и от вещательной политики станции и от требований учредителя.

На развитие новых творческих методов, принципов и подходов к работе в эфире повлияла реструктуризация республиканского вещания: некоторые программы Белорусского радио-1 перевели в режим «живого эфира».

Однако объем прямых эфирных передач еще оставался незначительным, и большая часть радиопередач выходила в записи, что объяснялось требованиями широкого формата вещания и спецификой подготовки информационно-аналитических программ, которые преобладали на Республиканском радио. Программы Белорусского радио-1 отличались от «FМ-овских» большей срежиссированностью и подготовленностью, они были классичны и публицистичны.


Функционируя в качестве основной формы информационного вещания Белорусского радио, «Последние известия» способствовали созданию новых моделей, которые отвечают изменившимся социальным и экономическим условиям. Сформировались те звенья подсистемы, которые составляют сегодня общую единую информационную систему государственного радио. Попробуем наметить только некоторые важные направления развития информационного вещания и его форм.

Сформировалось три типа программ информационного вещания:

1) собственно «Последние известия» – оперативно-информационная служба в рамках первой белорусской общественно-социальной программы;

2) информационно-музыкальное вещание, которое составляет самостоятельную часть второй национальной программы;

3) информационные блоки социального вещания протяженностью 20-30 минут, которые включают информационные выпуски, следом за которыми передаются озвученные комментарии о важнейших событиях дня.

Эволюция «Последних известий» и однотипных им информационных программ шла за счет развития функциональных принципов радиовещания. С изменением общественно-политической системы некоторые функции утратили свою роль.

Постараемся обозначить направления, по которым в современных социально-политических условиях, на наш взгляд, выявился поиск путей развития информационного вещания.

^ Первое направление – создание передач, которые составляются из реальной информации, приближенной к интересам и потребностям людей, без умалчивания острых проблем, с полным отражением вопросов экономических, политических и социальных задач.

^ Второе направление – честность и искренность в отношении слушателей, с пониманием, что любая фальшь, подтасовка фактов или их умалчивание, немедленно вызывают ответную реакцию – недоверие к журналисту, неприятие информации.

^ Третье направление – формирование общественного мнения. Мнение многих людей – явление объективное и его отражение средствами массовой информации – жизненная необходимость.

^ Четвертое направление – укрепление обратных (интерактивных) связей со слушателями. К традиционным формам – письмам в редакцию, социологическим исследованиям – добавились прямые телефонные каналы связи со студией.

Всем этим направлениям отвечает форма прямого эфира. Именно такую форму используют сейчас новостные программы «Радиофакт» и «Постфактум», которые насыщены информацией и оперативными звуковыми материалами.

Идея создания часовой информационно-музыкальной программы «Радиофакт» была не новой. По такому принципу уже работала «Утренняя панорама» радиостанции «Маяк». Но для белорусского информационного радиовещания это был настоящий прорыв, первая попытка каждодневного часового вещания в прямом эфире. И вот 4 марта 1991 года в 7 часов утра впервые в эфире прозвучали позывные «Радиофакта», а в студии первым работал ведущий Александр Шевко.

Начинали вести «Радиофакт» три бригады: Александра Шевко, Александра Титовца и Елены Швайко – трех ведущих «Радиофакта». Надо сказать, что сложностей на начальном этапе становления программы было много, но она выстояла, потому что конечной целью всей этой работы был эфир. За очень короткий промежуток времени «Радиофакт» нашел своего слушателя.

Феномен популярности программы прост. Очень верно была создана концепция «Радиофакта». За основу была взята классическая схема построения информационной передачи. Известный исследователь в области радиожурналистики Д. Любосветов описал ее в своей книге «По законам жанра». «Поскольку память слушателя где-то в первые 5-10 минут воспринимает информацию в среднем процентов на 70, для радио это очень хороший показатель, то именно в начало передачи надо включить главные новости, наибольшее количество цифр, фактов, имен. До конца передачи проблемность материала должна падать, а занимательность повышаться. Культурная хроника, новости спорта, погода – это традиционно «конечные» темы вместе с полезной информацией несут эмоциональную разрядку для слушателя»3.

Очень важную роль в популярности этой программы сыграл стиль каждого ведущего. Слушатель лучше воспринимает информацию по радио, когда ему импонирует ведущий. И еще один немаловажный момент, дело даже не симпатии или антипатии, а в том, что слушатель понимает, что ведущий такой же человек, как и он. Он готов простить ему несущественные оговорки и ошибки в эфире.

Также значительную роль в популярности программы сыграло правильное создание имиджа «Радиофакта»: интересная информация, неизменное время эфира, позывные, отбивки, «шапки» (лицо программы), популярная музыка, поиск неизбитых форм. Тому примером служит появление в «Радиофакте» новых рубрик: «Репортер читает новости», «Утренний звонок «Радиофакта», «Утренний гость «Радиофакта» и так далее.

Что касается жанровой палитры в утренней информационной программе, то она представлена достаточно широко. Тут и интервью, и выступление, и комментарии, и отчеты с заседаний парламента, с пресс-конференций, и репортажи. Всегда интересные и актуальные встречи с собеседником в прямом эфире. Попытка создания современной ежедневной информационно-музыкальной программы увенчалась успехом.

Наравне с «Радиофактом» существует не менее известная вечерняя информационно-музыкальная программа «Постфактум». Исходя из того, что передача вечерняя, то ее концепция отличается от «Радиофакта». В программе кроме информации есть и анализ, и короткий комментарий событий дня. В «Постфактуме» существует итог, как бы подводится черта всему информационному дню. Построение программы мало чем отличается от «Радиофакта», та же классическая пирамида: анонсы и все главные события подаются в начале выпуска, потом идет зарубежная информация, о культуре, спорте и погода.

Долгое время «Постфактум» не замечали и редакторы передачи старались привнести в программу что-то новое, некую изюминку. И изюминка нашлась, ей стала программа-сателлит «Место встречи – «Постфактум-радио». Она входит в третий тип программ информационного вещания службы информации радио – информационно-аналитические программы общественно-политического направления. Концепция передачи такова – на прямой эфир приглашается гость, специалист в какой-либо области проблем, который вместе с ведущим анализирует определенную актуальную тему. В структуру программы введена интерактивная модель радиовещания, то есть любой слушатель может позвонить в прямой эфир передачи, высказать свое мнение, задать вопрос.

^ Пятое направление, в котором стремится развиваться информационное вещание – это аналитичность. Слушателю необходим факт комментированный, качественная его оценка, что, в свою очередь, требует жанрового расширения подачи информации.

Утрата информационными жанрами аналитических черт – одна из проблем современного информационного вещания.

^ Шестое направление развития национального информационного вещания – увеличение доли собственной информации, это значит создание сети собственных корреспондентов, не только на территории республики, но и за ее пределами.

Одним из перспективных направлений дальнейшего развития национальной службы информации стало создание программ, способных составить конкуренцию популярным коммерческим радиостанциям, таким как «Радио Би-Эй», «Радио-Рокс», «Альфа-радио», «Авто-радио» и др. Показательными в этом смысле являлись структурные и качественные изменения в редакции Минского областного радио, которая в своей работе соединила как эфирный опыт Белорусского радио-1, так и FМ-станций с их музыкально-информационным форматом. С 1998 года «Сталіца» стала единственным белорусскоязычным радио в FМ-диапазоне. С началом вещания в новом формате на «Сталіцы» было организовано два отдела: служба информации и отдел модераторов и авторских программ. За основу вещания радиостанция взяла музыкально-информационный программный тип, где 70 % составляет музыка и 30 % информация, разработав модель вещания, согласно своей эфирной политики. В начале каждого часа сотрудники службы информации предлагали слушателям выпуск новостей, который содержал не только «голые» новости, но и пленочные материалы (достаточно нехарактерный элемент для других белорусских радиостанций FМ-формата). Переход в режим прямого эфира радиостанции «Сталіца» обусловил рост диалогических жанров и соответствующих творческих методов. Начал развиваться жанр диалогического монолога (радиобеседы), так называемого метода «с глазу на глаз» (ведущий все время обращается к слушателям), метод импровизации, в эфире увеличился объем разговорных форм: жанра интервью, интерактивного общения ведущих со слушателями в прямом эфире посредством телефонных звонков (программы «Праздник каждый день», «Извините, пожалуйста!», «Давайте познакомимся»).

Перед открытием нового эфира на радиостанции была проведена большая подготовительная работа: создана современная компьютерная сеть, студии оснащены современной техникой.

Новости «Сталіцы» слушают по всей территории республики. Тем не менее «Сталіца» не стала аналогом традиционных музыкально-развлекательных программ. Современная действительность показала возросшую потребность населения страны в получении не только информации о событиях, но и в аргументированном рассуждении журналиста, специалиста на злобу дня. Таким образом 40 процентов эфирного времени занимают передачи с содержанием аналитических материалов, созданных на основе оперативных событий, а также авторские программы. При этом основной упор делается на белорусские новости, в первую очередь отражающие жизнь Минска и столичной области. В перспективе – создание при радиостанции собственного информационного агентства позволит поставлять слушателям оригинальные новости. И наконец, «Сталіца» открывает широкие возможности для контакта «ведущий – слушатель». Ее новые программы основаны на двусторонней телефонной связи.


Информационная служба радиостанции «Сталіца»


Радиостанция «Сталіца» входит в структуру Национальной государственной телерадиокомпании и вещает с 6.00 до 19.00 в FM-диапазоне, а с 18.00 до 19.00 ее передачи можно услышать по Первой программе Республиканского радио. Несмотря на то, что в эфире звучит много музыки, новостные выпуски здесь играют первостепенную роль.

Какова же структура «Новостей»?

В начале каждого нового часа на протяжении дня звучат 5-7-минутные информационные сборники. Утром, с 6.00 часов, и вечером, с 18.00 часов, по будням на волнах радиостанции «Сталіца» идут новостные часовые передачи. Таким образом, начинается вещание с информационного блока и таким же блоком заканчивается. Их можно охарактеризовать как цикловые передачи, так как они выходят в эфир в определенное время, с постоянным форматом звучания. Чаще всего именно оттуда слушатели получают оперативную информацию, интересные факты, полезные сведения. И поэтому радиостанция «Сталіца» придает особое значение радиоинформации. Надо сказать, что накоплен уже большой опыт в организации и подготовке «Новостей».

За каждой заметкой, интервью, комментарием, репортажем стоит большой, творческий труд их авторов. От журналистов же требуется хорошее знание аудитории, психологии людей, умение оперативно ориентироваться в событиях, фактах, о которых речь идет в материалах.


^ Анализ практики


Утренний информационный блок. Именно с него начинается вещание радиостанции «Сталіца». Ведут этот выпуск модератор и редактор службы информации.

Начинается «час» с напоминания об основных событиях прошедшего дня в виде звучащих в эфире «пленок», а также со знакомства с новыми фактами дня сегодняшнего. Таким образом, наиболее важные и интересные материалы в этом выпуске находят свое место.

Продолжает эфир подробный прогноз погоды дежурного синоптика Белгидрометцентра. Он знакомит с погодой на текущий день, рассказывает, чего следует ждать в ближайшее время.

Далее следует рубрика «Цэнтр увагі», где журналисты в аналитической форме рассматривают вопросы, наиболее волнующие слушателей. Материал в этой рубрике звучит всего 4-5 минут. Но за это время журналист подробно раскрывает тему, дает конкретными аргументами и фактами подтверждение всей ее важности. Это авторское мнение и личный взгляд каждого, кто делает такой материал. Надо отметить, что подготовка его всегда лежит только на сотрудниках службы информации. Так, на летучках, накануне нового дня обсуждается, заглавная тема рубрики «Цэнтр увагі». После выхода в эфир выпуск, обсуждают модератор и редактор службы информации. Если выявилось, что тема очень важная, то в следующих выпусках к ней возвращаются вновь.

Отдельным блоком идет краткий обзор российской и белорусской прессы, который готовится заранее выпускающим редактором совместно с журналистами периодических изданий. Это информация о материалах, которые нашли свое место в этот день на полосах газет. Как же проходит этот процесс? Из разноплановых газет, которые просматривает редактор, выбираются наиболее, на его взгляд, интересные и важные публикации. Надо отметить, что белорусские издания с большим желанием помогают своим коллегам на радио в подготовке обзора прессы: накануне предоставляют макеты газет*. Так, налажено сотрудничество с редакциями «Советская Белоруссия», «Народная газета», «Белорусская нива», «Звязда», «Знамя юности», «Рэспубліка». Обзор российской прессы готовится по материалам Интернета. В обзоре освещаются политические, социальные, экономические и культурные темы. И слушатель на основе обзора газет всегда может сделать свой выбор среди печатных изданий.

На протяжении информационного часа слушатели могут познакомиться с ценами на бензин, положением на дорогах столицы, автомагистрали Брест – Москва, дорожной обстановкой в областных центрах, а также с прогнозом погоды специально для автолюбителей. Надо отметить, что эта информация ранее шла в более позднее время, но по многочисленным просьбам водителей она была перенесена на ранний час.

В 7.50 в эфире радиостанции «Сталіца» звучит рубрика «Сустрэнемся сёння», где каждый может послушать анонс о предстоящих культурных событиях, что произойдет в этот день либо в ближайшее время как в Минске, так и в других городах республики. Выставки, театральные премьеры, концерты известных артистов – все это оперативно подготовлено тем журналистом, за которым закреплен блок. Можно сказать, что еще в начале дня слушатель радиостанции «Сталіца» уже в курсе всех культурных событий.

Вот пример, как освещался Международный музыкальный фестиваль «Золотой шлягер». Редактор выпуска обязан был не только каждое утро давать подробную текстовую информацию обо всех концертах фестиваля, но и обеспечивать эфир «пленками». В каждом выпуске нового дня рассказывалось о всех мероприятиях, которые происходили и в нашей столице, и в других городах республики в рамках фестиваля. Примечательно то, что слушатели оперативно по телефону указывали на то, что их интересовало, из проходящих событий. Таким образом почти все культурные события находили свое место в рубрике «Сустрэнемся сёння».

Надо отметить, что у этого блока своя предыстория. В начале «Сустрэнемся сёння» существовала как отдельная программа, которая выходила по Первой программе Республиканского радио. После выхода радиостанции в FM-диапазон она исчезла из эфира. Но это длилось недолго. Когда создавалась «Раніца Сталіцы», конечно, не могли оставить в стороне и не вспомнить эту популярную программу. И она была включена, но уже начала «жить» другой жизнью, а именно – как часть информационного блока. Эта рубрика как нельзя кстати дополняет утренний выпуск. А так как радио «Сталіца» имеет информаторов не только по всей республике, но и за ее границами, то можно услышать в этом блоке и культурные новости из соседних государств.

В начале нового информационного часа (8.00) следует выпуск «Новости», в котором подробно анонсируются события предстоящего дня. В 8.15 следуют «Новости спорта». Это обзорный пятиминутный выпуск спортивной хроники. А более подробно обо всем ценители и любители спорта могут узнать в ближайших «Новостях» в 10.00.

8.20 – рубрика «Што было». Ее готовит модератор. Он рассказывает обо всех значительных событиях наступившего дня (даты рождения выдающихся людей, знаменательные события, юбилеи и т. п.). Одним словом, модератор решает, что действительно важно и что следует включить в рубрику.

Не остается в стороне и жизнь белорусской глубинки, ее люди и события. В половине девятого звучат «Народные новости», которые готовит сотрудник службы информации. Рубрика говорит сама за себя. В передаче затрагиваются всевозможные темы, в том числе подсказанные самими слушателями. Она состоит из информации о жизни людей: простые житейские будни являются темой обсуждения и обнародования. Поднимаются различные вопросы, начиная от погасшей лампочки в подъезде, сломанного лифта, воплей соседской кошки, заканчивая радостными, приятными новостями, например, удачная сдача экзамена, и наоборот – курьезная ситуация.

В 8.45 идет уже более подробная информация для водителей (цены на бензин, положение на дорогах столицы, Гродно, Могилева и других областных центров, а также, где работают в Минске в этот день на маршрутах контролеры). Подводя итог утреннему выпуску, надо отметить: он, по отзывам слушателей, «соответствует их интересам». Чем именно? Своей разноплановостью, живостью, оперативностью. Собираясь на работу, на учебу, каждый найдет время послушать то важное, что ему необходимо.

В 9.30 звучат материалы рубрики «Крымінал. Закон. Бяспека. Гарачая лінія», которую готовит журналист службы информации. Эта рубрика с «уклоном» на аналитику. Большая часть ее отводится вопросам профилактики правонарушений. Основная задача – вызвать резонанс в обществе, заставить задуматься над поставленной проблемой. Как известно, правоохранительные органы не очень охотно идут на общение с журналистом. Но авторам удается их, как говорят, «раскрутить», разговорить. Но это на самом деле не так и просто. У этой рубрики есть свои слушатели, а также специальные информаторы в ГАИ, ГУВД, пожарных частях, прокуратуре, судах.

В 10.00 в эфире радиостанции «Сталіца» – «Спортивные новости». Ведут и готовят их тоже специальные журналисты службы информации. Так, на протяжении недели они знакомят слушателей с событиями в мире спорта. Как и во всех выпусках, тут используется различная текстовая информация, и пленочные материалы, которые готовят только редакционные репортеры, а при освещении крупных и значимых спортивных мероприятий эти журналисты выходят в прямой эфир. Это в отделе новостей практикуется давно и достаточно успешно. Надо сказать, в эфирных трансляциях ощущается атмосфера тех событий, которые происходят на стадионах, на трассах или спортивных площадках. Часто используется в прямых репортажах очень эффектный прием, когда участники спортивных состязаний помогают журналисту в их освещении в эфире. Надо отметить, что все выпуски этих «Новостей» тоже звучат 7-10 минут, но за это время его авторы полностью успевают раскрыть и показать то, чем отмечен был этот день в спорте.

В эфире радиостанции «Сталіца» звучат кроме текстовой информации пленочные материалы, которые готовят журналисты службы информации. На репортеров ложится большая нагрузка как по отбору сведений, нахождению компетентных людей, способных подробно осветить перед микрофоном тему, так и по обработке магнитофонной записи перед выпуском, которая включает в себя редактирование и последующий монтаж. Такая «пленка», как правило, состоит из рассказа выступающего и комментария к нему журналиста. Весь сюжет необходимо вложить в одну минуту, не более. Также журналист обязан подготовить «подводку» к кадру для ведущего.

На протяжении эфирного дня в отделе новостей работают 2 «бригады», которые являются ответственными за информационные выпуски. Возглавляют творческие бригады выпускающие редакторы. Они занимаются непосредственно подготовкой «Новостей»: сбором и обработкой информации, распределением заданий и обсуждением тем репортажей, а также ведут эфир. И, безусловно, они должны обладать для этого большими профессиональными навыками, глубоким пониманием проблем, с которыми им приходится сталкиваться в процессе работы. Ответственные редакторы также следят за программной дисциплиной выхода в эфир информационных выпусков: чтобы все шло строго по времени, следят за хронометражем «пленок». В их обязанности входит и связь с дежурным синоптиком Белгидрометцентра. Они готовят на протяжении дня обзор цен на Комаровском рынке, столичных автозаправочных станциях, ситуации на автодорогах. Также следят за сбором материалов для рубрики «Рэха Сталіцы», чтобы к определенному времени все было готово. Выпускающий редактор первой смены записывает сообщения корреспондентов из столиц соседних государств, при необходимости, готовит включение собственных корреспондентов радиостанции «Сталіца», которые находятся за пределами Минска. Надо отметить, что процесс сбора и обработки информации в отделе ведется постоянно, включая выходные и праздничные дни, а поэтому сотрудники работают по скользящему графику.

В будние дни на связь с радиостанцией «Сталіца» в 14 часов выходит дежурный синоптик Белгидрометцентра, который в рубрике «Все о погоде» знакомит с прогнозом на ближайшие сутки как по республике, так и по странам ближнего и дальнего зарубежья. А в выходные дни в это время здесь звучит и информация для автолюбителей.

В 16 часов корреспонденты из соседних стран знакомят слушателей с политическими событиями и культурной жизнью столиц этих государств (Санкт-Петербург, Москва, Киев, Вильнюс, Рига, Варшава). Это позволяет радиослушателям всегда находиться в центре крупнейших событий, ориентироваться в ситуации, которая складывается на данный час в той или иной стране. В каждой столице радиостанция имеет по несколько внештатных корреспондентов, которые собирают, обрабатывают и готовят материалы к передаче их на редакционные компьютеры.

В 17.00 в эфире звучит финансовый выпуск, в котором размещаются новости с финансового рынка о наличии валюты, цены на нее, котировка. Здесь речь идет в основном о трех денежных единицах: долларе США, евро и российском рубле. Торги на рынке – эта тема тоже затрагивается в выпуске. Информацию предоставляет агентство «Экспресс», вся ссылка идет на него.






оставить комментарий
страница1/11
Дата25.04.2012
Размер2.44 Mb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх