Программа по курсу составлена: к ф. н., ст преподавателем Макрушиной И. В icon

Программа по курсу составлена: к ф. н., ст преподавателем Макрушиной И. В


3 чел. помогло.
Смотрите также:
Рабочая программа Омск 2006...
Учебная программа по курсу "история психологии"...
Программа дисциплины Отечественная история Для направления/специальности 080500...
Рабочая программа Логопедической практики студентов факультета психологии...
Рабочая программа Логопедической практики студентов факультета психологии...
Программа дисциплины «Социология гендерных отношений и социология семьи» Для специальности...
Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности «финансы и кредит»)...
Программа курса «Экологический аудит и сертификация» для студентов Vкурса специальности 013600...
Курс 5 семестр 9 Программа составлена: Утверждена на заседании кафедры ст преподавателем...
Программы дисциплины (факультатива) Социология гендерных отношений и социология семьи...
Программа по курсу «Логика»...
Учебно-методический комплекс (для студентов...



Загрузка...
страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Стерлитамакский государственный педагогический институт

Кафедра отечественной литературы

и методики ее преподавания


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КУРСА


ИСТОРИЯ РУССКОЙ

ЛИТЕРАТУРЫ ХХ ВЕКА

(ПОСЛЕОКТЯБРЬСКИЙ ПЕРИОД)


Программа по курсу составлена:

к.ф.н., ст. преподавателем Макрушиной И.В.


на основе программы "История русской литературы ХХ века"

Современный литературный процесс

Русская литература ХХ века

М.: Изд-во "Флинта", 1999.


Утвержден на заседании

кафедры 24.09.03

Зав. кафедрой: Тикеева С.З.


Объяснительная записка к I разделу курса

"История русской литературы XX века"

(дооктябрьский период)

Конец XIX – начало XX века (1890 – 1917) сложный, переломный и необычайно насыщенный этап в истории общественной и художественной жизни России, в том числе в истории русской литературы. Задача данного курса заключается в осмыслении основных особенностей развития реализма, символизма, акмеизма, футуризма. Выделена роль отдельных прозаиков и поэтов в развитии перечисленных течений. Вне привязанности к какому-либо одному направлению рассматривается творчество В. Ходасевича, М. Волошина и др. Историко-литературный курс знакомит с философско-мировоззренческими и эстетическими установками крупнейших представителей этого ярчайшего периода русской литературы, названного "серебряным веком". Овладение материалом в ходе учебного процесса осуществляется в форме лекций, практических занятий, консультаций и индивидуальной работы со студентами. Цель практических занятий заключается в совершенствовании навыков анализа художественного текста, в развитии речи и творческого мышления студентов. Отдельные темы вынесены на самостоятельное изучение и предполагают написание рефератов. Помимо итоговой семестровой аттестации осуществляется контроль за текущей успе-ваемостью студентов в форме письменных (контрольных) работ, коллоквиумов. В программе указываются общие работы по курсу истории русской литературы конца XIX – начала XX века, а также приводятся монографии и статьи о творчестве отдельных авторов.

Учебная программа по курсу "История русской литературы ХХ века" составлена на основе аналогичной программы, изданной Московским педагогическим государственным университетом и рекомендованной Учебно-методическим объединением высших учебных заведений Российской Федерации по педагогическому образованию (М., 1999).


Что должен знать и уметь студент по курсу

"История русской литературы ХХ века"

В соответствии с образовательным стандартом по специальности "Филология" курс истории русской литературы ХХ века должен реализовать следующие цели:

  • дать студентам основательные знания о развитии русской литературы на протяжении этого периода;

– сформировать представление о многообразии литературных явлений, направлений, стилевых течений в контексте русской культуры ХХ века;

  • охарактеризовать монографически творчество наиболее крупных прозаиков, поэтов и драматургов эпохи;

  • развить у студентов навыки филологического прочтения отдельных художественных произведений и в целом творчества поэтов и писателей;

  • всемерно способствовать овладению студентами навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в области филологического знания.

Систематический курс истории русской литературы ХХ века изучается в течение четырех семестров. В учебных целях дисциплина традиционно подразделяется следующим образом:

I раздел

  • литература рубежа XIX-ХХ веков (дооктябрьский период) – 7-й семестр.

II раздел

  • литература послеоктябрьского периода, которая изучается по десятилетиям:

20-30-е годы – 8-й семестр,

40-50-е годы – 9-й семестр,

60-90-е годы – 10-й семестр.

Проблематика русской литературы ХХ века включается в курсовые и выпускные квалификационные (дипломные) работы студентов.
^

Тематическое планирование


по курсу "История русской литературы ХХ века" (1890 – 1917)

4 "Е" (7 семестр).


лекций – 34 часа

практ. зан. – 20 часов

письм. раб. – 6 часов
^

Темы лекций


Всего часов

  1. Основные черты социально-политической, культурной эпохи рубежа XIX – ХХ веков. Ведущие направления в развитии философской мысли. Литературная и художественная жизнь России рубежа веков и начала ХХ столетия.

1

  1. И. Бунин – прозаик и поэт. Насущные вопросы времени в его творчестве.

3

  1. Вариации социально-нравственного конфликта в произведениях А. Куприна.

2

  1. Творческий диапазон литературных поисков Л. Андреева: реалистическое, экспрессионистское, символическое в рассказах, повестях, драме.

3

  1. Творчество М. Горького как "энциклопедия" художественных исканий. Романтическое и реалистическое у писателя.

4

  • Творчество И. Шмелева и Б. Зайцева. Традиции русской классики и индивидуальный стиль.




  • Творчество А. Ремизова. Новаторское в прозе. Фольклор и литературная традиция.




      1. Философско-эстетические установки русского символизма. Символизм как литературное направление и стиль. Творчество "старших" символистов (Д. Мережковский, З. Гиппиус, Ф. Сологуб, В. Брюсов, К. Баль-монт).

4

      1. Вл. Соловьев. Эстетика и художественная практика "младосимволистов" (Вяч. Иванов, А. Белый, А. Блок).

3

      1. Поэтика символистского романа (Ф. Сологуб "Мелкий бес", А. Белый "Петербург").

2

      1. Поэзия А. Блока. Путь художника от лирики к драмам и поэмам.

4

      1. Кризис символизма. Новые течения в модернистской литературе. Акмеизм (М. Кузмин, С. Городецкий, Н. Гумилев, Г. Иванов, О. Мандельштам, А. Ахматова): теоретические декларации и художественная практика. Кружковое и индивидуальное в акмеизме.

2

      1. Литературный авангард. Футуризм как культурно-историческое явление. Манифесты и художественная практика эгофутуристов и кубофутуристов (И. Северянин, В. Хлебников и др.).

2

      1. Дооктябрьское творчество В. Маяковского-поэта. Лирика, поэмы, драмы.

2

      1. Поэты вне литературных групп и течений (М. Волошин, М. Цветаева, И. Анненский, В. Ходасевич).

2
^

Темы практических занятий





  1. Размышления И. Бунина о судьбах цивилизации ("Господин из Сан-Франциско").

2

  1. Социально-философские проблемы в драме М. Горького "На дне".

2

  1. Особенности воплощения темы любви в творчестве А. Куприна ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").

4

  1. Христианский миф и русская история в поэме-мистерии А. Блока "Двенадцать".

4

  1. Поэма "Облако в штанах" как программное произведение В. Мая-ковского.

2

  1. Повесть "Голубая звезда" – итоговое произведение Б. Зайцева предреволюционного времени.

2

  1. Идеализация патриархального русского быта в автобиографической повести И. Шмелева "Богомолье". Проблема жанра.

2

  1. Цикл "Темные аллеи" как итог мировоззренческих и творческих исканий И. Бунина.

2

  • Евангельский сюжет об Иуде в интерпретации Л. Андреева, Т. Гедберга, Леси Украинки. Диалог авторов.






Практическое занятие

Тема: Размышления И. Бунина о судьбах цивилизации

("Господин из Сан-Франциско").

План

  1. Проблема ложного, фиктивного существования человека в мире расчета и корысти. Призрачность перед лицом смерти его власти над миром.

  2. Пароход "Атлантида" как символ современной цивилизации, бессмысленного и внутренне подорванного существования.

  3. Противопоставление искусственности, автоматизма цивилизованного псевдобытия центрального персонажа живой жизни, миру "радостному, прекрасному, солнечному"; с которым современный человек оказался трагически разлучен.

  4. Символическая подсветка и философский смысл деталей. Взгляд на события из бесконечности времени и пространства.

  5. Художественное значение эпитета в рассказе.

Литература

  1. Афанасьев В. И. Бунин. М., 1969.

  2. Волков А. Проза И. Бунина. М., 1969.

  3. Горелова А.Е. Три судьбы. Л., 1976.

  4. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.

  5. Келдыш Б.А. Русский реализм начала ХХ века. М., 1975.

  6. Крутикова Л.В. И. Бунин // История русской литературы. Л., 1983. Т. 4.

  7. Мальцев П.В. Иван Бунин. 1870 – 1953. М., 1994.

  8. Михайлов О.Н. Строгий талант (И.А. Бунин). М., 1976.

  9. Михайлов О. И. Бунин: Жизнь и творчество. Тула, 1987.

  10. Михайлов Ю.Н. И.А. Бунин. Очерк творчества. М., 1987.

  11. Смирнова Л.А. И.А. Бунин: жизнь и творчество. М., 1991.

  12. Смирнова Л.А. Проблема реализма в русской прозе начала ХХ в. М., 1977.


Практическое занятие

Тема: Особенности воплощения темы любви в творчестве А. Куприна

("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").

План

  1. Интерес и доверие Куприна к "естественному человеку", не испорченному современной цивилизацией ("Олеся").

  2. Столкновение в повести "Олеся" двух различных мировосприятий:

а) героини – юной полесской "колдуньи", таящей в себе свободу и первобытную цельность самой природы,

б) героя – полупраздного интеллигента, городского жителя, заключенного в рамки всевозможных условностей.

  1. Купринский идеал истинной всепоглощающей, "великодушной" любви как высшей ценности мира и непостижимой тайны.

  2. Стилизация Книги Песни Песней Соломона в содержании "Суламифи". Переосмысление библейского сюжета Куприным.

  3. Гимн любви и достоинству "великого маленького человека" ("Гранатовый браслет"):

а) образ Желткова;

б) образ графини;

в) значение системы подарков в рассказе;

г) роль музыки в "Гранатовом браслете";

д) смысл финала.

Литература

1. Афанасьев В.А. А.И. Куприн. М., 1972.

2. Волков А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.

3. Верков Л. А.И. Куприн. М., 1986.

4. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ в. М., 1975.

5. Крутикова Л.В. А.И. Куприн. Л., 1971.

6. Кулешов Ф. Творческий путь А.И. Куприна. Минск, 1983.

7. Михайлов О. Страницы русского реализма. М., 1982.

8. Слово об Александре Куприне. Пенза, 1995.


Практическое занятие

Тема: Социально-философские проблемы в драме

М. Горького "На дне".

План

  1. История создания и первоначальное сценическое воплощение драмы.

  2. Горьковская концепция "бывшего" человека. Образы ночлежников.

  3. Философский характер драматургического конфликта в пьесе: спор о человеке и человечности, о нравственном дне и поисках возрождения человеческой души, о суровой правде и утешительной лжи.

  4. Странник Лука и его философия сострадания, противостоящая духовной опустошенности обитателей ночлежки:

а) противоречивость гуманизма Луки (притча о беглых каторжниках и притча о праведной земле);

б) спасительные "рецепты" Луки и жизненные трагедии ночлежников.

  1. Позиция Сатина.

  2. Сложность образа Луки, неоднозначность отношения к нему автора.

  3. Драматургическое новаторство Горького.

  4. Композиция пьесы и другие приемы художественного воплощения авторской концепции.

  5. Место драмы в творчестве Горького, ее связь с ранними романтическими произведениями писателя.

Литература

  1. Бялик Б. Горький – драматург. М., 1977.

  2. Данилов С. Горький на сцене. М.-Л., 1958.

  3. Долженков П.Н. Существует только человек (О пьесе А.М. Горького "На дне") // Литература в школе. 1990. № 5.

  4. Драма М. Горького "На дне" в русской критике начала ХХ века // Реф. журнал. Серия 7. 1990. № 6.

  5. Кузьмичев И.К. "На дне" Горького: Судьба пьесы в жизни, на сцене и в критике. Горький, 1981.

  6. Михайловский Б., Тагер Е. Творчество М. Горького. М., 1969.

  7. Муравьев А. "Старик – не шарлатан…" О трактовке образа Луки // Литература в школе. 1980. № 6.

  8. Троицкий В. Исторические реалии в пьесе М. Горького "На дне" // Литература в школе. 1980. № 6.

  9. Юзовский Ю. "На дне" М. Горького. М., 1968.


Практическое занятие

Тема: Христианский миф и русская история в поэме-мистерии А. Блока "Двенадцать".

План

  1. Творческая история поэмы:

а) особенности восприятия А. Блоком Октябрьской революции. Статья "Интеллигенция и революция" (ознакомьтесь со статьей А. Блока, отметьте в ней те мотивы и образы, которые затем войдут в поэму);

б) эволюция отношения Блока к Октябрьской революции (по дневникам 1917 – 1920 гг.).

  1. Подготовьте тезисы реферативного сообщения на тему: "Полемика о творческом методе поэмы "Двенадцать" в современном литературоведении"; сопоставьте исследования В. Орлова, М.Ф. Пьяных, В. Енишерлова.

  2. Символы природных и социальных явлений в поэме. Образ бури, охватившей всю планету, столкновение тьмы и света, черного и белого цветов, космического вихря и маленького человека.

  3. Гротескно-сатирическое изображение "старого мира".

  4. Романтический образ "двенадцати". Пафос святости дела возмездия, которое они вершат.

  5. Роль истории Петрухи и Катьки в сюжете.

  6. Проблема Идеала в поэме. Значение образа Иисуса Христа как непризнанного духовного водителя "двенадцати", стремящегося направить стихию бунта по праведному пути. Противоречивое разрешение конфликта между разрушительной стихией и созидательным идеалом.

  7. Полифонизм, музыкальная партитура поэмы.

  8. Стиль и стих поэмы.

  9. Поэма в оценках современников.

Литература

  1. Блок А. Интеллигенция и революция. О романтизме. Дневники 1917 – 1920 гг. // Собрание сочинений: В 8 томах. М. – Л., 1962. Т. 6, 8.

  2. Вильчек Л., Вильчек Вс. Эпиграф столетия: Поэма А. Блока "Двенадцать" // Знамя. 1991. № 11.

  3. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. Л., 1980.

  4. Долгополов Л.К. Поэма А. Блока "Двенадцать". Л., 1979. Гл. 2, 3.

  5. Иванова Е. Об эволюции Блока после Октября в поэме "Двенадцать" // Литература в школе. 1993. № 3.

  6. Крук И.Т. Творчество А. Блока. М., 1970.

  7. Максимов Д.Е. Поэзия и проза А. Блока. Л., 1981.

  8. Нива Ж. Александр Блок. Эткинд Е. Поэтика Блока // История русской литературы ХХ в. Серебряный век. М., 1995. С. 127 – 157.

  9. Пьяных М.Ф. Слушайте революцию (Поэзия А. Блока советской эпохи). М., 1980.

  10. Эткинд Е. Музыкальный принцип в композиции поэмы (А. Блок "Возмездие", "Двенадцать") // Эткинд Е. Материя стиха. СПб., 1998. С. 449 – 479.

  11. Орлов В.Н. Поэма А. Блока "Двенадцать". М., 1976.

  12. Стратановский С. Поэт и революция: Опыт современного прочтения поэмы А. Блока "Двенадцать" // Звезда. 1991. № 11.

  13. Соловьев Б. Поэт и его подвиг: Творческий путь Блока. М., 1973.


Практическое занятие

Тема: Поэма "Облако в штанах" как программное

произведение В. Маяковского.

План

1. Синтез в произведении основных мотивов лирики раннего Маяковского.

2. Герой поэмы – бунтарь, пророк, влюбленный юноша и мессия, пришедший спасти мир.

3. Конфликт героя с миром: личный, социальный и бытийный смысл богоборчества.

  1. Трагизм одиночества титана посреди глухой Вселенной.

  2. Образный строй поэтической речи в поэме. Неоромантическое в стиле.

  3. Открытия Маяковского в области стиха и поэтического синтаксиса.

  4. Роль художественного синтеза (живописи, музыки и поэзии) в создании внутренней формы.

Литература

  1. Альфонсов В. "Нам слово нужно для жизни": В поэтическом мире Маяковского. Л., 1984.

  2. В мире Маяковского. Сборник статей. М., 1984. Ун. 1-2.

  3. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.

  4. Карпов А.С. Маяковский-лирик: Кн. для учителя. М., 1988.

  5. Машбиц-Веров М. "Во весь голос". О поэмах В. Маяковского. К., 1980.

  6. Михайлов Ал. Мир Маяковского. Взгляд из восьмидесятых. М., 1990.

  7. Михайлов Ал. "Я хочу быть понят моей страной…": О жизни и творчестве В. Маяковского // Литература в школе. 1991. № 2.

  8. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. М., 1976.

  9. Петросов Н.Г. Творчество Маяковского. М., 1985.

  10. Харджиев Н., Тренин В. Поэтическая культура раннего Маяковского. М., 1970.

  11. Черемин Г.С. В. Маяковский в литературной критике (1917-1925). Л., 1985.

  12. Черемин Г.С. Путь Маяковского к Октябрю. М.-Л., 1975.


Практическое занятие

Тема: Повесть "Голубая звезда" – итоговое произведение

Б. Зайцева предреволюционного времени.

План

  1. "Голубая звезда" как завершение этических и художественных исканий писателя дореволюционного времени.

  2. Повествование о любви истинной и ложной, о постижении смысла жизни через приобщение к природе и очищение страданием.

  3. Судьбы героев, картины литературной и театральной жизни, тронутые предчувствием крушения этого непрочного мира.

  4. Типы русского национального характера.

  5. Символическое в фамилии главного героя и его портрете.

  6. Жанрово-стилевое своеобразие повести.

Литература

  1. Айхенвальд Ю. Б. Зайцев // Силуэты русских писателей. М., 1994.

  2. Михайлов О. Борис Зайцев // Литература в школе. 1990. № 6.

  3. Ульянов Н.И. Б.К. Зайцев // Русская литература. 1991. № 2.

  4. Воропаева Е. Жизнь и творчество Б. Зайцева // Зайцев Б.К. Сочинения: В 3 т. Т. 1. М., 1993. С. 5 – 47.

  5. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью-Йорк, 1956.

  6. Адамович Г.В. Одиночество и свобода. СПб., 1993. С. 102 – 112.

  7. Агеносов В. Русский, верующий, любящий // Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М., 1998.


Практическое занятие

Тема: Идеализация патриархального русского быта

в автобиографической повести И. Шмелева "Богомолье".

План

  1. Проблема духовного совершенствования и сохранения национальной культуры в прозе русского зарубежья.

  2. Тема России и ее судьбы в творчестве писателя.

  3. Жанровое своеобразие повести "Богомолье". Развитие характерного для древней русской литературы жанра хождения на поклонение святыням.

  4. Утверждение красоты Божьего мира и человека в повести. Поэтизация быта и уклада.

  5. Способы создания образа ребенка в повести.

  6. Традиции русской классики и индивидуальный стиль повествования.

Литература

  1. Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

  2. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991. С. 135 – 196.

  3. Черников А.П. Проза И.С. Шмелева: концепция мира и человека. Калуга, 1995.

  4. Адамович Г. Шмелев // Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996.

  5. Памяти Ивана Сергеевича Шмелева: Сборник статей и воспоминаний. Мюнхен, 1956.

  6. Михайлов О. Литература русского зарубежья. Статья вторая // Литература в школе. 1990. № 5.


Практическое занятие

Тема: Цикл "Темные аллеи" как итог мировоззренческих

и творческих исканий И. Бунина.

План

  1. Тема любви как единственной, хотя неустойчивой, всегда утрачиваемой "цены жизни" ("В Париже", "Натали", "Холодная осень", "Галя Ганская", "Генрих" и др.).

  2. Художественное постижение загадочной, ускользающей природы любви, ее трагического исхода (роковой сопряженности любви со смертью).

  3. Сознание героями И. Бунина извечного трагизма существования и попытка преодоления его духовной жизнью, памятью, поэтизацией бытия.

  4. Рассказ "Чистый понедельник" как завершение эстетических исканий писателя и его раздумий о судьбе России.

а) фон рассказа (типично московский интеллигентский быт предреволюционного времени);

б) антиномия Восток-Запад в размышлениях Бунина о русской жизни; рассказ "Чистый понедельник" как иносказание о России;

в) соединение в образе главной героини восточного и европейского, любви-страсти и заветов русской духовности;

г) размышления писателя о национальном нравственном идеале России (обуздание мятежной, чувственной стихии на пути к патриархальности).

  1. Художественные особенности рассказов цикла:

а) типологическая общность сюжетно-композиционных решений; прием воспоминания персонажа о прошлом счастье из несчастливого сегодняшнего времени ("Темные аллеи", "Холодная осень", "Руся" и др.); неожиданность финальных решений;

б) безымянность героев писателя;

в) психологизм;

г) плотские подробности;

д) функции детали.

  1. Особенности стиля поздней прозы И. Бунина: артистизм заостренно-субъективного видения мира, трагизм мироощущения.

  2. Контаминация в творчестве Бунина эмигрантского периода реалистической традиции, экзистенциальных мотивов, символистских отзвуков.

Литература

  1. Волков А. Проза Бунина. М., 1969.

  2. Долгополов Л.К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX – начала ХХ в. Л., 1985.

  3. Михайлов О. И. Бунин: Жизнь и творчество. Тула, 1987.

  4. Карпов И.П. Проза И. Бунина. М., 1999.

  5. Ильин И.А. О тьме и просветлении: Книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.



Вопросы


к экзамену и зачету по русской литературе ХХ века

(дооктябрьский период)

для студентов 4 "Е" (7 семестр).

  1. Литературная и художественная жизнь России рубежа веков и начала ХХ столетия.

  2. Особенности воплощения темы любви в творчестве А. Куприна ("Олеся", "Суламифь", "Гранатовый браслет").

  3. Критика капитализма в повести А. Куприна "Молох".

  4. Проблема "естественного человека" в творчестве А. Куприна ("Олеся", "Листригоны" и др.).

  5. Личность и среда в повести А. Куприна "Поединок".

  6. Концепция человека и эстетический идеал в рассказах и очерках А. Куприна ("Гамбри-нус", "Листригоны" и др.).

  7. Мировоззрение и стиль И. Бунина – поэта.

  8. Лирическое начало в ранней прозе И. Бунина ("Антоновские яблоки", "Эпитафия", "Сосны" и др.).

  9. Цикл "Темные аллеи" как итог мировоззренческих и творческих исканий И. Бунина.

  10. Концепция народного характера в рассказах Ивана Бунина ("Хорошая жизнь", "Веселый двор", "Игнат", "Захар Воробьев", "Иоанн Рыдалец", "Худая трава", "Лирник Родион" и др.).

  11. Бунинская концепция русской жизни в повести "Деревня".

  12. Повесть "Суходол" И. Бунина. Проблемы и характеры.

  13. Взгляд на буржуазную цивилизацию в рассказе И. Бунина "Господин из Сан-Франциско".

  14. "Окаянные дни" И. Бунина. Писатель о революции.

  15. Идейно-художественное своеобразие ранних рассказов Л. Андреева ("Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Большой шлем", "Рассказ о Сергее Петровиче", "Мысль" и др.).

  16. Нравственно-философские искания Л. Андреева в повести "Жизнь Василия Фивейского". Экспрессионизм повести.

  17. Миф и реальность в рассказе Л. Андреева "Красный смех". Смысл заглавия.

  18. Экспериментальная драма Л. Андреева "Жизнь человека".

  19. Своеобразие трактовки евангельского сюжета в повести Л. Андреева "Иуда Искариот". Образ главного героя.

  20. Героико-романтический рассказ М. Горького "Старуха Изергиль". Композиция, образы.

  21. Рассказы М. Горького о босяках. Тип героя. Эволюция от поэтизации босяка ("Челкаш") к углубленному анализу трагической противоречивости его характера и позиции ("Коновалов").

  22. История русского купечества в романе М. Горького "Фома Гордеев". Особенности конфликта. Драма главного героя.

  23. Своеобразие конфликта в романе М. Горького "Трое". Образы главных героев.

  24. Социально-философская проблематика драмы М. Горького "На дне".

  25. Конфликт в пьесе М. Горького "Мещане". Нил – новый тип героя.

  26. Народ и интеллигенция в драме М. Горького "Дети солнца".

  27. Социальное противостояние двух лагерей в пьесе М. Горького "Враги".

  28. Мещанство и революция в повести М. Горького "Городок Окуров".

  29. "Несвоевременные мысли" М. Горького.

  30. Философско-эстетические установки раннего русского символизма.

  31. В. Брюсов. Этапы творчества. Поэтический стиль. Брюсов и символизм.

  32. Своеобразие поэзии К. Бальмонта как представителя эстетического направления в русском символизме.

  33. Особенности лирики Ф. Сологуба.

  34. Концепция человеческой натуры в символистском романе Ф. Сологуба "Мелкий бес".

  35. Д. Мережковский – поэт и теоретик символизма. Исторические произведения писателя.

  36. Вл. Соловьев и эстетика "младосимволистов".

  37. Эволюция лирики А. Белого. Тематика, стилевые особенности стихов.

  38. Тема "Восток и Запад", проблема революции и их художественное осмысление в историософском романе А. Белого "Петербург".

  39. Своеобразие книги "Стихов о Прекрасной Даме" А. Блока. Идейно-эстетические принципы раннего А. Блока.

  40. Второй том творчества А. Блока. Образы, мотивы, особенности поэтики.

  41. Лирика третьего тома А. Блока (1907 – 1916 гг.). Особенности поэтики.

  42. Поэма "Соловьиный сад", ее программное значение в творческих исканиях А. Блока.

  43. Тема исторических судеб России, связей ее настоящего с прошлым и будущим в поэзии А. Блока ("На поле Куликовом").

  44. Художественное воссоздание революции в поэме-мистерии А. Блока "Двенадцать". Сюжетно-композиционные особенности, основные образы поэмы.

  45. Поэтика стихотворного цикла А. Блока "Снежная маска".

  46. Урбанистическая тема в поэзии русских символистов.

  47. Н. Гумилев как теоретик русского акмеизма и поэт.

  48. Литературный авангард. Эгофутуризм (И. Северянин). Кубофутуризм (В. Хлебников, А. Крученых, Д. и Н. Бурлюки), группа "Центрифуга" (С. Бобров, Н. Асеев, Б. Пастернак). Эстетическая теория и словесное экспериментаторство футуристов.

  49. Трагедийно-протестующая тональность поэзии раннего В. Маяковского.

  50. В. Маяковский – преобразователь поэтической речи.

  51. Поэма "Облако в штанах" как программное произведение В. Маяковского. Образ лирического героя.

  52. Конфликт человека со старым миром в трагедии "Владимир Маяковский".

  53. Идеализация патриархального русского быта в автобиографической повести И. Шмелева "Богомолье". Проблема жанра.

  54. Повесть "Голубая звезда" – итоговое произведение Б. Зайцева предреволюционного времени.

  55. Поэты вне литературных групп и течений: М. Волошин, В. Ходасевич, М. Цветаева (анализ творчества одного на выбор).



^ Темы для самостоятельного изучения студентов

по курсу "История русской литературы ХХ века"

(дооктябрьский период)

4 "Е" (7 семестр).

  1. Реализм и импрессионизм в творчестве Б.К. Зайцева.

  2. А. Ремизов – мастер сказа и орнаментальной прозы.

  3. "Посолонь" А. Ремизова: фольклор и литературная интерпретация.

  4. Портрет, икона, православный календарь во внутренней форме "Неупиваемой чаши" И. Шме-лева. Смысл заглавия (сравни: "Чаша жизни" И. Бунина и "Мирская чаша" М. Пришвина).

  5. "Город в степи" А.С. Серафимовича в контексте прозы начала века. Натуралистическое и символическое в романе. Приемы концентрации эпопейного содержания. Портрет и пейзаж.

  6. Судьбы интеллигенции в повестях и рассказах В. Вересаева ("Без дороги", "Поветрие", "На повороте").

  7. Стилизация и пародия в "Мишуке Налымове" и "Приключениях Растегина" А.Н. Толстого.

  8. А.Н. Толстой как писатель-бытовик. Быт и уклад в повестях "Хромой барин" и "Мишука Налымов".

  9. Сатира в творчестве Демьяна Бедного.

  10. Неоромантическое в пролетарской поэзии Ф. Шкулева, А. Богданова, Г. Кржижановского, А. Коца и др. Особенности образности.

  11. Выдающийся прозаик начала века (дать аргументированную литературоведческую характеристику выбранного писателя).

  12. Портрет литературной эпохи будет ущербным, если забыть о … (анализ творчества одного из поэтов, не связанного с определенным литературным направлением).

  13. "На скалах Валаама" и "Старый Валаам": эволюция творческого пути И. Шмелева.

  14. Баллада, стихотворная новелла, песенный жанр в творчестве Демьяна Бедного.

  15. Саша Черный – сатирик.

  16. Место М. Волошина в истории русской поэзии.

  17. Импрессионистское и поэтическое в рассказе Б. Зайцева "Волки".

  18. М.А. Кузмин и творчество художников-мирискусников.

  19. Философия истории Д. Мережковского в трилогии "Христос и Антихрист".

  20. Метафизическое восприятие Д. Мережковским первой русской революции ("Грядущий Хам").

  21. Эволюция поэзии В. Ходасевича.

  22. Совмещение современного и исторического содержания в романе В. Брюсова "Огненный ангел".

  23. Поэма "Возмездие" А. Блока. Особенности жанра и стиля.

  24. Лирические драмы как этап художественных исканий А. Блока.

  25. Анализ одной из поэм В. Маяковского ("Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек").

  26. Символическое в названии повести А. Серафимовича "Пески". Функция безымянности главных героев.

  27. Своеобразие поэзии Г. Иванова. Темы, мотивы, образы. Эволюция формы стихов.

  28. Автобиографический роман И. Бунина "Жизнь Арсеньева" как лирическая исповедь героя.

  29. Мещанство и революция в "окуровском цикле" М. Горького ("Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина").

  30. Стилевое разнообразие и внутреннее единство циклов М. Горького "Русские сказки", "По Руси", "Сказки об Италии". Образ родины и народа. Новый характер горьковской романтики и сатиры.

  31. Эстетические и нравственные искания человека из народа в автобиографических повестях М. Горького "Детство", "В людях".

  32. Христианские мотивы в творчестве Б. Зайцева. Стремление "приблизиться к русской святости": "Преподобный Сергий Радонежский". Проблема жанра.

  33. Трагическая судьба идиллии патриархального мира в "Лете Господнем" И. Шмелева. Особенности композиции, художественный мир произведения, система образов.


Контроль за самостоятельной работой студентов может осуществляться

в форме рефератов, коллоквиумов, научных конференций, контрольных.

Срок отчетности: декабрь.


Индивидуальная работа со студентами по курсу "История русской литературы XX века" осуществляется в каждом учебном семестре в соответствии с графиком кафедры в форме консультаций, коллоквиумов, защиты студенческих рефератов, проверок письменных (контрольных) работ по темам, вынесенным на самостоятельное изучение студентов или вызывающим у них наибольшее затруднение.

Список


обязательной художественной литературы по курсу

"История русской литературы XX века" (дооктябрьский период) для студентов 4 "Е" (7 семестр).

  1. Горький М.

"Макар Чудра", "Старуха Изергиль", "Челкаш", "Коновалов", "Супруги Орловы", "Фома Гордеев", "Трое", "Мещане", "На дне", "Дети солнца", "Враги", "Исповедь", "Городок Окуров", "Жизнь Матвея Кожемякина", "Детство", "В людях", "Заметки о мещанстве", "Разрушение личности", "По Руси", "Русские сказки", "Сказки об Италии", "Несвоевременные мысли".

  1. Бунин И.А.

Поэзия, "Антоновские яблоки", "Деревня", "Суходол", "Захар Воробьев", "Веселый двор", "Иоанн Рыдалец", "Господин из Сан-Франциско", "Легкое дыхание", "Темные аллеи", "Жизнь Арсеньева", "Окаянные дни".

  1. Андреев Л.Н.

"Баргамот и Гараська", "Петька на даче", "Ангелочек", "Большой шлем", "Жизнь Василия Фивейского", "Рассказ о семи повешенных", "Иуда Искариот", "Красный смех", "Жизнь Человека", "Анатэма", "Тьма".

  1. Куприн А.И.

"Молох", "Олеся", "Поединок", "Гамбринус", "Листригоны", "Гранатовый браслет", "Суламифь".

  1. Зайцев Б.К.

"Волки", "Душа", "Голубая звезда", "Преподобный Сергий Радонежский".

  1. Шмелев И.С.

"Человек из ресторана", "На скалах Валаама", "Старый Валаам", "Лето Господне", "Богомолье".

  1. Сологуб Ф.

Поэзия, "Мелкий бес".

  1. Брюсов В.Я.

Поэзия, "Огненный ангел".

  1. Бальмонт К.Д.

Стихотворения.

  1. Мережковский Д.

Стихи, "Христос и Антихрист".

  1. Соловьев В.

Поэзия.

  1. Белый А.

Поэзия, "Петербург".

  1. Блок А.А.

Поэзия, поэмы: "Соловьиный сад", "Двенадцать", "Возмездие". Пьесы: "Балаганчик", "Роза и крест". Статья "Интеллигенция и революция".

  1. Иванов Вяч.

Стихи.

  1. Гумилев Н.С.

Стихи.

  1. Городецкий С.

Стихи.

  1. Кузмин М.

Стихотворения.

  1. Иванов Г.

Стихотворения.

  1. Северянин И.

Сборники: "Зарницы мысли", "Громокипящий кубок", "Златолира", "Ананасы в шампанском" и др.

  1. Хлебников В.

Стихотворения.

  1. Волошин М.

Стихотворения.

  1. Ходасевич В.

Лирика.

  1. Ремизов А.

"Посолонь", "Докука и балагурье", "Крестовые сестры", из книги воспоминаний "Подстриженными глазами".

  1. Вересаев В.

"Без дороги", "Лизар", "Поветрие", "На повороте", "Записки врача", "Легенда", "На эстраде", "Состязание".

  1. Толстой А.Н.

"Мишука Налымов", "Хромой барин", "Приключения Растегина".

  1. Серафимович А.

"На льдине", "У обрыва", "Пески", "Город в степи".

  1. Маяковский В.В.

"Я сам", "А вы могли бы?", "Адище города", "Нате!", "Послушайте!", "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно", "Вам!", "Гимн судье", "Гимн ученому", "Гимн критику", "Гимн обеду", "Лиличка!". Поэмы: "Облако в штанах", "Флейта-позвоночник", "Война и мир", "Человек", трагедия "Владимир Маяковский".



^

Список литературы

по курсу "История русской литературы XX века"

(дооктябрьский период)



Учебники и учебные пособия:

1. Волков А.А., Смирнова Л.А. Русская литература XX века: Дооктябрьский период. М., 1977.

  1. Русская литература конца XIX – начала XX века: 1890 годы. М., 1968.

  2. Русская литература конца XIX – начала XX века: 1901 – 1907. М., 1972.

  3. Русская литература конца XIX – начала XX века: 1908 – 1917. М., 1972.

  4. Поэтические течения в русской литературе конца XIX – начала XX века: Литературные манифесты и художественная практика: Хрестоматия / Сост. А. Соколов. М., 1988.

  5. История русской литературы: В 4 т. Т. IV: Литература конца XIX – начала XX века (1881 – 1917) / Под ред. К.А. Муратовой. Л., 1983.

  6. Соколов А.Г. История русской литературы конца XIX – начала XX века. М., 1999.

  7. История русской драматургии: вторая половина XIX – начало XX века (до 1917 г.). Л., 1987.

  8. Судьбы русского реализма начала XX века / Под ред. К.А. Муратовой. М., 1972.

  9. Долгополов Л.К. На рубеже веков: О русской литературе конца XIX – начала XX века. Л., 1984.

  10. Орлов В. Перепутья: Из истории русской поэзии начала XX века. М., 1976.

  11. Русская литература серебряного века / Под ред. В.В. Агеносова. М., 1997.

  12. Минералова И.Г. Русская литература серебряного века (Поэтика символизма). М., 2003.

  13. Литературно-эстетические концепции в России конца XIX – начала ХХ в. М., 1975.

  14. Литературный процесс и русская журналистика конца XIX – начала XX века (1890 – 1904): буржуазно-либеральные и модернистские издания. М., 1981.

Монографии и статьи о литературе изучаемого периода:

  1. Асмус В. Философия и эстетика русского символизма // Вопросы теории и истории эстетики. М., 1968.

  2. Баран Х. Поэтика русской литературы начала ХХ века. М., 1993.

  3. Воровский В.В. Статьи о русской литературе. М., 1986.

  4. Михайлов О. Литература русского зарубежья. М., 1995.

  5. Пайман Аврил. История русского символизма. М., 1998.

  6. Максимов Д. Русские поэты начала ХХ века. Л., 1986.

  7. Тынянов Ю.Н. Литературное сегодня. Промежуток // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977.

  8. Бавин С., Семибратова И. Судьбы поэтов серебряного века. М., 1993.

  9. Эллис. Русские символисты. К. Бальмонт. В. Брюсов. А. Белый. Томск, 1996.
^

ПО ПЕРСОНАЛИЯМ

И. Шмелев

  1. Сорокина О.Н. Московиана. Жизнь и творчество Ивана Шмелева. М., 1994.

  2. Ильин И.А. О тьме и просветлении: книга художественной критики: Бунин, Ремизов, Шмелев. М., 1991.

  3. Адамович Г. Шмелев // Адамович Г. Одиночество и свобода. М., 1996.
Б. Зайцев

  1. Айхенвальд Ю. Борис Зайцев // Силуэты русских писателей. М., 1994.

  2. Михайлов О. Борис Зайцев // Литература в школе. 1990. № 6.

  3. Струве Г.П. Русская литература в изгнании: Опыт исторического обзора зарубежной литературы. Нью-Йорк, 1956. С. 101 – 104, 262 – 266.

  4. Агеносов В. Русский, верующий, любящий // Литература русского зарубежья (1918 – 1996). М., 1998.
И. Бунин

  1. Михайлов О. И. Бунин: Жизнь и творчество. Тула, 1987.

  2. Карпов И.П. Проза И. Бунина. М., 1999.

  3. Горелов А. Три судьбы. Л., 1980.
А. Блок

  1. Долгополов Л.К. Александр Блок: личность и творчество. Л., 1980.

  2. Горелов А. Гроза над соловьиным садом: А. Блок. М., 1973.

  3. Крук И.Т. "Сокрытый двигатель его": Проблема эволюции творчества Блока. Киев, 1980.
М. Горький

  1. Бялик Б.А. М. Горький – драматург. М., 1977.

  2. Волков А.А. Путь художника. М. Горький до Октября. М., 1969.

  3. Спиридонова Л. М. Горький: Диалог с историей. М., 1994.



Н. Гумилев

  1. Оцуп Н. Н. Гумилев: Жизнь и творчество. Спб., 1995.

  2. Девидсон А.Б. Муза странствий Н. Гумилева. М., 1992.

  3. Н. Гумилев: Исследования и материалы. Библиография. Спб., 1994.


В. Хлебников

  1. Башмакова Н. Слово и образ: О творческом мышлении В. Хлебникова. Хельсинки, 1987.

  2. Дуганов Р. Велимир Хлебников: Природа творчества. М., 1990.

  3. Мамаев А. Жизнь и творчество В. Хлебникова. Астрахань, 1995.

  4. Якобсон Р. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: Подступы к Хлебникову // Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987.


В. Брюсов

  1. Максимов Д.Е. Русские поэты начала века: Очерки. Л., 1986.

  2. Мочульский К. А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. М., 1997.

  3. Гиндин С. Поэзия В. Брюсова. М., 1973.



Л. Андреев

    1. Иезуитова Л.А. Творчество Л. Андреева (1892 – 1906). Л., 1976.

    2. Смирнова Л.А. Творчество Л. Андреева. Проблемы художественного метода и стиля. М., 1986.

    3. Бабичева Ю.В. Драматургия Л. Андреева эпохи первой русской революции. Вологда, 1971.


А. Куприн

  1. Волков А. Творчество А.И. Куприна. М., 1981.

  2. Кулешов Ф. Творческий путь А.И. Куприна. Минск, 1983.



Пояснительная записка к курсу
^

"История русской литературы конца XIX - начала XX века"


(послеоктябрьский период).


Во второй части программы предлагается следующая периодизация послеоктябрьского литературного процесса: 1) 1920 – 1930-е гг., 2) 1940 – 1950-е гг., 3) 1960 – 1990-е гг.

Учебный курс предполагает преемственность с предыдущим в изучении ряда тем (рассматривается советский период творчества А.М. Горького, В. Маяковского и др.). Послереволюционный литературный период связан с провозглашением социалистической концепции личности. Драматизм развития русской литературы был обусловлен разным пониманием сущности человека (гуманистическим и узко-классовым). Характерная особенность литературного процесса 1920-х гг.: поразительное разнообразие, пестрота художественных направлений, течений и школ. Активизируется и обновляется романтическая традиция, сохраняются художественные системы, сложившиеся в дореволюционное время (отзвуки символизма, трансформации футуризма, экспрессионизм), возрождаются традиции классического реализма, формируется новая историко-литературная система – социалистический реализм. Главный двигатель литературного процесса 1920-х гг. – взаимодействие между классическими и модернистскими системами. Все указанные художественные тенденции рассматриваются в курсе как в обзорных, так и в монографических лекциях.

Литература 1930-х гг. отражает революционное преобразование действительности творчески активной личностью. Этот литературный период характеризуется идеологическим диктатом, насаждается теория соцреализма, учащаются репрессии по отношению к инакомыслящим писателям.

В период Великой Отечественной войны и в первые послевоенные годы советская литература переживает подъем (в нее возвращается трагическое начало), некоторое раскрепощение от пресловутого соцреалистического канона. Рассматриваются разные художественные тенденции в освещении войны (героико-романтическая, психологический натурализм).

Литературный процесс II половины 40-х – начала 50-х гг. характеризуется усилением идеологического диктата, господством официозной литературы. Литературная политика ориентирована на нормативность в эстетике, утверждается "теория бесконфликтности".

Период оттепели (1960-е гг.) ознаменовал собой творческий подъем в литературной жизни. Обретают "второе дыхание" писатели старшего поколения, вступает в литературу новое поколение поэтов, прозаиков, драматургов. Ведутся дискуссии о социалистическом реализме, идеальном герое, о "тихой" лирике, искренности в литературе. Утверждается правомерность художественного многообразия, преодолевается иллюстративность, догматизм, нормативизм. Наблюдается размежевание в писательской среде по принципу: официальная линия – оппозиция.

"Период застоя" характеризуется усилением идеологического давления на литераторов. Феномен литературного диссидентства отражает борьбу художников за свободу творческой мысли, за историческую правду.

В литературном процессе 80 – 90-х гг. осмысляется роль "возвращенной литературы", в том числе произведений писателей русского зарубежья и андеграунда. Современная литература характеризуется усложнением художественных конфликтов, писатели стремятся осознать обретения и трагедии исторического пути России. Современный литературный процесс отмечен взаимодействием разных художественных систем: реализма, постмодернизма, постреализма.




Скачать 1,29 Mb.
оставить комментарий
страница1/8
Дата29.09.2011
Размер1,29 Mb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8
плохо
  2
отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх