Первый всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений» № Методическая разработка педагога (разработка учебного занятия с обязательным включением в нее презентацию) icon

Первый всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений» № Методическая разработка педагога (разработка учебного занятия с обязательным включением в нее презентацию)


Смотрите также:
Муниципальный конкурс профессионального мастерства педагогических работников учреждений общего...
Конкурс «Лучшая методическая разработка с использованием икт»...
Методические рекомендации к разработанному учебному занятию...
Муниципальный конкурс методических разработок, посвящённый 1070-летию г. Углича...
Методическая разработка учебного занятия...
Областной конкурс «Урок в уроке» Выступление в тгпу для студентов «Исследовательская...
Игра как нестандартная форма организации деятельности обучающихся Методическая разработка...
Первый Всероссийский музыкальный конкурс специальность «хоровое дирижирование»...
Разработка собственной программы самообразования; разработка авторского курса и учебного пособия...
Регламент
«Право на выбор»...
Первый Всероссийский музыкальный конкурс специальность «Оперно-симфоническое дирижирование»...



Загрузка...
скачать
Первый всероссийский конкурс «Конкурс педагогических достижений»

1. Методическая разработка педагога (разработка учебного занятия с обязательным включением в нее презентацию)

Разработка урока литературы «НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ – поэт и конквистадор» (в форме аналитико – систематизирующего литературно – географического проекта для учащихся II курса)

Автор Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории ГБОУ НПО ПУ-34

Стихи Поэта дошли до нас из глубин бездонной Вселенной как свет давно погибших звезд, как стихи последнего романтика и русского интеллигента, ярким и полноправным представителем которой был Николай Степанович Гумилев. Мы с высоты нового витка спирали попробовали разглядеть не только стихи, но и составили своеобразную карту путешествий Поэта. Цель данного исследования – попытка составить литературно-географическую карту путешествий Гумилева, используя даты написания стихотворений. Задачи исследовательской работы: доказать, что Николай Гумилев не только романтик и покоритель жизни, но и «поэт географии», а его поэзия – это попытка уяснить современность в рамках и координатах всечеловеческой истории, крупный фрагмент своеобразного философского эпоса; проанализировать одно из философских стихотворений (сборник «Огненный столп»). Объекты нашей работы – места путешествий Н. С. Гумилева. Предметом исследования являются стихотворения, поэмы, критические статьи, письма, дневники Николая Гумилева, написанные в определенных местах путешествий. Актуальность нашей работы заключается в том, чтобы привлечь внимание к судьбе русского Поэта, эстета, воина, путешественника, чье имя более полувека было под запретом, но чьи стихи проникали из одного десятилетия в другое, доказывая миру, что Судьба больше Поэта; что можно убить творца, но не память о нем. Новизной исследовательской работы является то, что сотрудничество преподавателя и учащихся нашло творческое единство для создания хронологической последовательности написания стихотворений Поэта. Методы исследования: сбор материала, анализ, синтез, систематизация изучаемых явлений. Наш проект состоит из следующих частей: введения, в котором попытались обосновать актуальность исследования, цели и задачи; основной части, состоящей из 2-х глав: в 1 главе говорится о «географической хронике творчества поэта; во 2 главе отображен философский аспект осмысления стихотворений; заключения, в котором подводятся итоги работы, формулируются выводы исследования; списка литературы; приложений.

^ ГЛАВА I. «ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ» хроника творчества поэта: Литературное наследие (1886-1906 гг.)


Фамилия Гумилевых произошла от латинского слова homilies, что значит смиренный.


Но вопреки всякому смирению, с раннего возраста Гумилев делал себя сам, признавал над собою только собственный суд. 1891 год: Царское Село, улица Московская (в пять лет умел читать, сочинял, выискивая из обилия слов рифмующиеся слова). 1902 год: Тифлис - учится в первой Тифлисской гимназии; первая влюбленность и самоутверждение; 8 сентября, в газете «Тифлисский листок» было опубликовано первое стихотворение «Я в лес бежал из городов…», подписано: «К. Гумилев». 1903 год: Учится в Николаевской Царскосельской гимназии; автор целого альбома, откровенно подражательных, но искренно-романтических стихотворений: «Вам, кавказские ущелья…», «Во мраке безрадостном ночи…», «В шумном вихре юности цветущей…», «Злобный гений, царь сомнений…», «Много в жизни моей я трудов испытал…», «Молодой Францисканец», 24 декабря познакомился с Анной Горенко, будущей женой. Стихотворение «Рассказ девушки», по утверждению Ахматовой, написано в Царском Селе и адресовано ей. Поэма «Дева Солнца» посвящена царскосельской знакомой, сестре балерины Е. Д. Поляковой, Марианне Дмитриевне Поляковой. 1904 год: В Царском Селе много дней и вечеров было проведено с Анной Горенко, которой посвятил стихи: «Был праздник веселый и шумный…», «Разговор». 1905 год: В Царском Селе, где учился в Николаевской Царскосельской мужской гимназии, написано стихотворение «Огонь»; в октябре вышел в свет первый сборник стихотворений «Путь конквистадоров», изданный на средства родителей, за год до окончания гимназии, когда Гумилеву исполнилось 19 лет. Надпись на одном из экземпляров сборника: «Этот «Путь конквистадоров»,

Скопище стихов нестройных,

Недостоин Ваших взоров,

Слишком светлых и спокойных».

«Путь конквистадоров» Гумилев никогда не переиздавал, считая первую книгу пробой пера, уроком и подготовкой к творчеству, но не самим творчеством, достойным его уровня. Три стихотворения, переделанные, отшлифованные, ограненные, он счел возможным вернуть читателям.

^ 2. Литературное наследие (1907 - 1911 г. г)

1907 год (январь): В Париже Гумилев издает двухнедельный литературный журнал «Сириус». Вышло три номера под редакцией Гумилева, художников Фармаковского и

Божерянова, назывался « Двухнедельный журнал Искусства и Литературы»; во всех трех номерах помещены произведения Н. С. Гумилева, подписанные псевдонимами: «Анатолий Грант», «К – О», «К…». В мае, в письме к Брюсову из Парижа, отправлено стихотворение «Влюбленная в дьявола» (в сентябре 1907 года Гумилев писал Брюсову: «Какого Вы мнения о моей «Влюбленной в Дьявола»? Вот стихотворение, которое находят лучшим из моих и которое мне не говорит ничего»). Стихотворение «Покорность» было написано в отцовской усадьбе Березки, где Гумилев был в мае 1907 года (в своем экземпляре Лукницкий, со слов Ахматовой, пометил место и год написания). Стихотворения «Зачарованный викинг, я шел по земле…» и «Слушай веления мудрых…»были отправлены в письме к Брюсову из Царского Села 1 мая 1907 года (не были изданы). В августе Гумилев посылает Брюсову из Парижа стихотворения «Мечты» (впервые, без названия опубликовано в иллюстрированном приложении в газете «Русь», в №33, 27 августа), «Ягуар» (первоначальное заглавие «Измена»; в разговорах с Лукницким, перемену заглавия Ахматова мотивировала личными отношениями); «Ахилл и Одиссей» (под заголовком «Диалог между Одиссеем и Ахиллом»); «Царь, упившийся кипрским вином…» (было не издано); «За часом час бежит и падает во тьму…» (было не издано); «Заклинание» («Я посылаю Вам одно не для печати, - информировал Гумилев Брюсова, - <…> а из чисто ребяческого желания похвастаться своим прогрессом. Не осудите же меня за мой дурной вкус»). В сентябре октябре из Парижа Гумилев отправил Брюсову стихотворения «Гиена» (первая публикация – в газете «Раннее утро» от 29 ноября 1907 года, без названия); «Корабль» (опубликовано без заглавия); «Жираф» (9 октября 1907 года); «Носорог» (автограф первоначальной редакции, без заглавия, с условной датой «середина октября н. с. 1907 г»; «Франция»; «Самоубийство» (без заглавия); «Принцесса» (условно датируемое серединой октября 1907 года); «Зараза» (без заглавия; автограф находится и в архиве Э. Ф. Голлербаха, с датой: «29 сент.2220 г»); «Орел Синдбада» (при автографе первоначальной редакции, без заглавия, стихотворение названо «новым»); «Маэстро» (без заглавия и посвящения); «На камине свеча догорала, мигая…» (не издано; «Неслышный, мелкий падал дождь» (не издано) и статью «Выставка нового русского искусства в Париже», опубликованную 30 октября в журнале «Весы», №11. 30 ноября в первоначальной редакции в письме к Брюсову отправлены стихотворения «Любовники» (первое заглавие «Любовникам») и «Сады души» (Ахматова считала, что стихотворение адресовано ей, но 1 июля 1908 года Гумилев сообщил В. Е. Аренс, что стихотворение «написано для нее»). Стихотворение «Молитва» написано в Париже (запись Лукницкого: »В ноябре 1907 г. – Ахматовой»). 16 декабря Гумилев отправил из Парижа с письмом к Брюсову стихотворение «Как труп, бессилен небосклон…» (не издано); 19 декабря - «Одиноко-незрячее солнце смотрело на страны…»; 26 декабря - «Волшебная скрипка» (по словам Гумилева, «написано недавно», «несмотря на сплин», завуалированное указание на неудачную попытку самоубийства в Булонском лесу), и «Нас было пять…Мы были капитаны…». В этом же году в письме к Брюсову было отправлено стихотворение «Маэстро» (без названия и посвящения). 1908 год (январь): в Париже выходит вторая книга стихов Гумилева – «Романтические цветы», - посвященная Анне Горенко. 7 января в письме к Брюсову из Парижа выслано стихотворение «Помпей у пиратов»; 9 января – «Моя душа осаждена»; 22 января «Основатели» и «Манлий». Февраль: в №4 журнала «Весы» опубликован рассказ «Радости земной любви», написанный в Париже; 6 февраля в письме из Парижа к Брюсову отправлено стихотворение «Камень» с подзаголовком «Бретонская легенда», без посвящения, где названо «одним из новых» (в Экземпляре Кирпичникова снабжено карандашной пометой: «Из Жорж Занд». Посвящено матери поэта А. И. Гумилевой); 7 февраля - стихотворения «Больная земля» и «После смерти» (не изданы); 9 февраля - стихотворение «В пустыне» (найдено в архиве Брюсова в конверте без заглавия); 23 февраля - стихотворения «Андрогин» (с признанием о заимствовании темы); «Поэту (не издано); «Под рукой уверенной поэта…» (не издано). Июль: в газете «Речь» Гумилев откликается на сборник переводов С. В. Штейна «Славянские поэты: «Переводы сделаны любовно…»; опубликован рассказ «Последний придворный поэт»; отослано стихотворение «Варвары» в первоначальном варианте – в письме к В. Брюсову от 14 июля 1908 года из Парижа (под заглавием «Царица» с указанием: «Я написал его недавно, и, кажется, оно уже указывает <…> на усиленье леконт – де - лилевского элемента». Стихотворение «Свидание» по данным Лукницкого (свидетельство Ахматовой), было написано летом 1908 года в Париже и посвящено Лидии Аполлоновне Аренс. Стихотворение «Старина» со слов Ахматовой Лукницкий датировал: «Летом, после первой поездки в Слепнево» (то есть июнь-август 1908 года). Август: в «Русской мысли» опубликованы новеллы «Принцесса Зара» и «Золотой рыцарь», стихотворение «Озера», но без названия (по свидетельству А. Ахматовой, посвящено ей); в газете »Речь» опубликована рецензия на роман Ремизова «Часы». Все выслано из Парижа. Сентябрь: стихотворение «Ворота Рая» датируется сентябрем 1908 года по записи Лукницкого: «Со слов Ахматовой, читал ей в Киеве в 1908 г.»). Во время путешествия прибыл в Одессу, откуда на теплоходе «Россия» отправился в Синоп, отправив в газету «Речь» статью «Сологуб». Побывал в Афинах. Октябрь: из Александрии прибыл в Каир и снова отправился в Александрию, отправив в журнал «Весы» статью «Бальмонт» Ноябрь: из Александрии высланы в газету «Речь» рецензия на «Монастырь» Э. Верхарна и статья «Верховский». 27 ноября из Царского Села отправлены Брюсову стихотворения « В Пути», «Рощи пальм и заросли алоэ…» и «Колдунья» (Гумилев писал Брюсову: «Я уже недели три вернулся в Царское Село <…>. Это позволяет датировать стихотворения ноябрем 1908 г). Декабрь: в Царском Селе, на заседании кружка «Вечера Случевского», где был избран членом в конце 1907 года, Гумилев прочитал стихотворение «Северный раджа» (по воспоминаниям А. А. Кондратьева, прочитано на «Вечерах Случевского» 20 декабря 1908 года, посвящено В. И. Анненскому (Кривичу), сыну И. Ф. Анненского). Стихотворение «Правый путь» без заглавия найдено в архиве Брюсова (петербургский штемпель – 9 декабря 1908 года); а стихотворение «Охота» - по почтовому штемпелю от 19 декабря 1908 года, высланные из Царского Села.. 1909 год (январь): в Петербурге состоялось знакомство с С. К. Маковским; создание журнала «Аполлон»; впервые Гумилев приезжает в Слепнево (Бежецкий уезд Тверской губернии) в имение его предков по материнской линии. Апрель: в Петербурге Гумилев и А. Н. Толстой основали журнал «Остров». В письме Гумилева Брюсову из Парижа от 21 апреля высланы стихотворения «Лесной пожар» (названо «одним из последних); «Царица» (с пометой Ахматовой: «Ц. С», то есть Царское Село); «Воин Агамемнона» (Гумилев называет стихотворение одним из последних). Июнь: в Коктебеле (Крым) пишет рассказ «Скрипка Страдивариуса», статью «Пяст» и отправляет в газету «Речь», стихотворение «Капитаны», написанное в Коктебеле, впервые опубликовано в «Аполлоне», в №1 (Е. И. Дмитриева-Васильева считает, что «поэма» посвящена ей). Создание поэмы «Капитаны» по-разному описано в «Исповеди» Черубины де Габриак (Е. И. Дмитриевой – Васильевой) и А. Н. Толстого (Нисхождение и преобразование. Берлин, 1922. С. 10). В июне 1909 года П. П. Потемкин писал В. Ф. Нувелю: «Получил письмо от Гумилева из Парижа. Прислал мне выдержку из новой своей поэмы». Август: стихотворение «Попугай» (подзаголовок «Сонет», напечатан в журнале «Остров», в №2) во время посещения Царского Села. Стихотворение «Сон Адама» написано в Петербурге, напечатано в журнале «Аполлон», в № 5 (предположительно датируется августом 1909 года по письму И. Ф. Анненского к С. К. Маковскому). Сентябрь: в Петербурге пишет статью «Бородаевский» и отправляет в газету «Речь». Октябрь: в Петербурге выходит журнал «Аполлон», где Гумилев публикует свои статьи и стихотворения (№1 статья «Городецкий и др.»; №2 статья «Альманах «Смерть» и др.»; №3 статья «Весы» и «Остров», впервые опубликованы стихотворения «Потомки Каина», с подзаголовком «Сонет», «Товарищ» (посвящено поэту В. Ю. Эльснеру, но, по словам Ахматовой – памяти М. Згоржельского), «В библиотеке» опубликовано без посвящения). Декабрь: 1 декабря через Одессу и Варну Гумилев уезжает в Константинополь. 6 декабря он в Каире, где пишет стихотворение «Она говорила: «Любимый, любимый…», которое отправляет В. К. Ивановой – Шварсалон (падчерице Вяч. Иванова) с такими словами: «Посылаю новое стихотворение в общее пользованье». 8-9 декабря он в Александрии. 16 декабря Гумилев в Порт-Саиде. 19-20 декабря он в Джедде. 22-24 декабря посетил Джибути, затем на мулах совершил путешествие в Харар. Стихотворение «Путешествие в Китай» в ахматовском экземпляре найдена помета: «Читал мне в Киеве осенью <19 > 09 г.». 1910 год (январь): 5 января возвращается в Джибути, совершает обратный путь домой. Февраль: 2-3 февраля он в Киеве. 5 февраля возвращается в Петербург, в №5 «Аполлона» под общим заголовком «Заметки о российской беллетристике опубликованы размышления Гумилева о прозе М. Кузмина; в №6 «Аполлона» опубликованы статьи «Фофанов и др.» и «Тэффи и др. « - как «Письма о русской поэзии». Март: стихотворение «Маркиз де Карабас» написано 20-23 марта в Окуловке Новгородской губернии (посвящено племяннику М. А. Кузмина Сергею Абрамовичу Ауслендеру). Май: во время свадебного путешествия в Париж, были написаны и опубликованы в журнале «Аполлон статьи (в №8 «Поэзия в «Весах» и «Письмо о русской поэзии» - «Анненский и др.»; в №9 «Сологуб и др.»; в №10 «Бунин и др.») и стихотворения «Это было не раз» (по записи Лукницкого, «в Париже написано – по словам Ахматовой – ей»); «Ослепительное (по свидетельству Ахматовой, написано в Париже в мае 1910 года во время свадебного путешествия); «Абиссинские песни» (по сведениям В. К. Лукницкой, песни «Военная», «Пять быков», «Невольничья», «Занзибарские девушки», написаны весной 1910 года в Париже; рецензируя «Антологию», Гумилев счел нужным особо оговорить, что «Четыре абиссинские песни автора <…> написаны независимо от настоящей поэзии абиссинцев», «Аполлон».1911.№7.с.76); »Нет тебя тревожней и капризней…» (в Экземпляре Лесмана рукой Ахматовой год и место написания: «1910. Париж»). Октябрь: написано стихотворение «У камина» (по свидетельству Ахматовой, написано осенью 1910 года «по дороге в Африку»). 1911 год (апрель): на заседании Общества ревнителей художественного слова в Петербурге читает стихотворение «Блудный сын». Стихотворение «Константинополь» по данным Лукницкого, написано в Царском Селе весной 1911 года и напечатано в Журнале «Аполлон». Май: 11-24 мая из Слепнева Брюсову были посланы стихотворения «И год второй к концу склоняется…»; «Однажды вечером» (стихотворение связано с Ахматовой); «Из логова Змиева» (20 июня 1911 года Брюсов писал редактору П. Б. Струве: «Для июля я дал <…> стихи Н. Гумилева (хорошие)»; по свидетельств Ахматовой, «пятую строфу Гумилев дописал летом 1911 г. в Ц <арском > С<еле>»); «Двенадцатый год» (не издано). 26 - 29 мая в Слепневе были записаны в альбом М. А. Кузьминой – Караваевой стихотворения «В саду» (под заглавием «Warum», 3 июня отослано в письме к Вяч. Иванову, который в ответном письме Гумилеву писал: «Много Анненского, но это вовсе не дурно»); «Неизвестность» (3 июня отослано в письме к Вяч. Иванову, но как отмечено Р. Д. Тименчиком, в стихотворении возможен автобиографический подтекст, связанный с конфликтом между Гумилевым и Вяч. Ивановым); «Лиловый цветок» (3 июня отослано в письме к Вяч. Иванову. Август: в начале августа стихотворение «Современность» было написано и отправлено в «Биржевые ведомости» (напечатано 14 августа) и «Новое слово», напечатано без заглавия в №8. Ноябрь: апробированный текст стихотворения «Я верил, я думал…» Гумилев послал Брюсову 15 ноября 1911 года из Царского Села (положено на музыку А. Н. Вертинского; в дневниковой записи Блока от 20 октября 1911 года записано: «Разговор с Н. С. Гумилевым и его хорошие стихи о том, как сердце стало китайской куклой») и стихотворение «Освобожденье» (не издано). Декабрь: 3 декабря очередное заседание Общества ревнителей художественного слова открылось выступлением Гумилева, посвященным И. Ф. Анненскому. Гумилев не только «высказался о значении поэта для современной лирики», но и прочел посвященное ему стихотворение »Памяти Анненского».

^ 3.Литературное наследие (1912 - 1916 гг.)

1912 год (февраль): 6 февраля, по свидетельству Ахматовой, в Царском Селе написано

стихотворение «Любовь» (на следующий день после посещения четы Гумилевых М. А.

Кузминым). Апрель: по свидетельству Ахматовой, стихотворение «Генуя « - «первое итальянское стихотворение», т.е. датируется апрелем 1912 года, маршрут в ее записи: «Генуя – Пиза – Флоренция» (напечатано в «Русской мысли», в № 7, в цикле «Итальянские стихи», с общим указанием места и года написания: «Италия, 1912» - Колчан). Май: 22 мая из Италии в письме к Брюсову высланы стихотворения «Рим»; «Пиза» (напечатаны в «Русской мысли», в №7, в составе цикла «Итальянские стихи» с общей подписью «Италия, 1912»); в стихотворении «Сказка» - по указанию В. К. Лукницкой, «третья строфа с конца» снабжена пометой «рукою Ахматовой»: «Сон. Слепнево. Лето 1912 г.» (ахматовское указание и время первой публикации позволяют утверждать, что в стихотворении иронически освещена семейная жизнь Гумилева и Ахматовой, в том числе – рождение сына (18 сентября 1912 года). Центральный эпизод – пророческий сон царицы Майи о его зачатии и рождении. Это поясняет приведенную запись: «И родился у них ребенок, Не то птица, не то котенок». Надпись над супружеской кроватью Н. С. Гумилева и А. А. Ахматовой: «Бог спаси Адама и Еву!» (напечатано в «Гиперборее», в № 3, без посвящения, но рукой Гумилева было написано: «Печатать петитом как посвященье»). Стихотворение «Болонья» по свидетельству Ахматовой, «написано в Италии, 1912 г.» (напечатано в «Гиперборее», в № 6 - Колчан). Стихотворение «Неаполь» по свидетельству Ахматовой, написано летом 1912 года. 1913 год (апрель): в Одессе занимается переводом Готье «Фарфоровый павильон». 9 апреля Гумилев из Одессы пишет письмо Ахматовой и прилагает стихотворение «Снова море». 12 апреля «короткой остановкой в Константинополе» написано стихотворение «Ислам» и на открытке отправлено О. Н. Высотской (московский штемпель – 18 апреля 1913 года). Май: 20 мая из гранд - отеля «Континенталь» в Дире – Дауа в письме к Л. Я. Штернбергу отправлено стихотворение «Галла» и рассказ о предполагаемой экспедиции по «наименее изученной части страны Галла». Стихотворение «Отъезжающему» написано в Петербурге весной 1913 года. 1914 год (февраль): 25 февраля на заседании Общества ревнителей художественного слова читает первую редакцию поэмы «Мик и Луи» и первую редакцию африканской поэмы «Мик», написанные в конце 1913 – 1914 годов. Стихотворение «Вечер», по свидетельству Ахматовой, написано в Слепнево в конце мая 1914 года. Стихотворение «Новорожденному» написано в Слепнево (автографы в архиве М. Л. Лозинского, внизу карандашного автографа запись Гумилева: «20 июля 1914 г.»). 21-23 декабря, во время трехдневного отпуска, читает в Петербурге в «Бродячей собаке» стихотворение «Наступление». 1915 год: 27 января в Петербурге, на вечере поэтов в «Подвале бродячей собаки» читает стихотворения «Война», «Священные плывут и тают дни…». В Царском Селе пишет стихотворение «Рай», которое впервые было опубликовано в «Голосе жизни» (№22 27 мая 1915 года). Декабрь: по свидетельству Ахматовой стихотворение «Война» прислано с фронта 15 декабря 1914 года, но на экземпляре сборника, принадлежащего известному московскому коллекционеру М. И. Чуванову, написано: «Многоуважаемому Михаилу Михайловичу Чичагову от искренне его любящего и благодарного ему младшего унтер-офицера его взвода Н. Гумилева в память веселых разъездов и боев. 27 декабря 1915 г. Петроград». Возможно, что М. М. Чичагов и «поручик Ч.» в «Записках кавалериста» - одно и то же лицо. 1916 год (январь): во второй половине 1916 года в Царском Селе по данным Лукницкого (со слов Ахматовой) написано стихотворение «Телефон». Адресовано Ольге Николаевне Гильденбрандт – Арбениной – актрисе, художнице.

^ 4. Литературное наследие с 1917 по 1921 годы

1917 год: 22 марта в Петрограде читает Сологубу «Дитя Аллаха». Май: 15-20 мая с Солоникского фронта выслано стихотворение «Швеция» (почтовый штемпель на открытке в архиве Л. М. Рейснер – 30 мая). Июнь: в Лондоне, по сведениям Лукницкого, пишет стихотворение « Природа». Из Лондона в письме Лозинскому отправлено стихотворение «На Северном море». Стихотворение названо «одним из последних». 4(17) ноября в Париже в газете «Русский солдат-гражданин во Франции» опубликована рецензия Гумилева на сборник стихов Никандра Алексеева «Венок павшим»; начинает писать трагедию «Отравленная туника». 1918 год: 4 апреля в Лондоне написаны стихотворения «Лишь черный бархат, на котором…» с посвящением «Н.В.Е» и «Среди бесчисленных светил…», под заглавием «Неизвестное стихотворение Гумилева», посвященное С.А. Абаза – дочери гр. А.К.Беккендорфа. Читает лекции по курсам теории и истории поэзии в Институте живого слова в Петрограде. 1919 год: в июне в Петрограде пишет детскую поэму из китайско-индусского мира; переводит «Орлеанскую девственницу» Вольтера. 19 декабря на вечере в Петроградском Доме искусств читает стихотворения «Подражанье персидскому», «Персидская миниатюра», «Пьяный дервиш». 1920 год: в августе, живя в первом «Доме Отдыха» на Неве, Гумилев закончил «Теорию интегральной поэтики», «Поэму начала», перевел стихи Жана Мореаса, написал стихотворение «Канцона вторая». В августе состоялся творческий вечер Гумилева в Доме искусств, в Петрограде, где прочитал новое стихотворение «»Шестое чувство» и «Заблудившийся трамвай» (написано в Петрограде, в марте) и Африканские стихи. В ноябре, в Петрограде, написано стихотворение «Ольга». 1921 год: по свидетельству Ахматовой, в феврале, в Царском Селе написано стихотворение «Леопард». Во время поездки в Крым с В.А.Павловым, в салон - вагоне наркома морских сил контр-адмирала А. В. Нимитца, написано стихотворение «Мои читатели». Летом в Севастополе был издан сборник «Шатер»; в ноябре-декабре был переиздан Ревельским издательством «Библиофил» (с датой:1922). 1 августа в Петрограде написано стихотворение «Я сам над собой насмеялся…»По свидетельству Ахматовой, стихотворение состояло из 7 строф. 16-21 августа отпечатан тираж «Огненного столпа», последнего прижизненного сборника.

^ Глава II.Философский анализ стихотворений из сборника «Огненный столп»:

«Огненный столп» считается вершинным достижением Гумилева как поэта. Это книга глубоких и в поэтическом отношении совершенных стихов, занимающих высокое и почетное место в истории нашей поэзии. Мы поняли не только высоту поэтического искусства, но и своеобразие миропонимания поэта, о сложившейся внутри его поэтической системы лирико-философской концепции бытия. Эта книга по преимуществу философской лирики, весьма своеобразного смысла и облика. Гумилев славит в этой книге самое простое и извечное – землю, воздух, хлеб и любовь без одежд и украшений. Смотрит, например, на землю иными глазами: не взором «конквистадора», а с грустью и печалью сердца, узревшего тщету и прелесть земного существования. Нарастающая космичность взгляда и мироощущения проявилась в маленькой поэме «Звездный ужас». Эта поэма о земном и космическом, известном и непознанном, смерти и бессмертии. Мы поняли, что только земной жизнью может возродиться жизнь иная, и то, что несет в себе человек – уникально и неповторимо. Здесь открывается единственность человеческого «Я», которое никто заменить не в силах. Тема смерти и бессмертия выходит на первый план – вечная, но для Гумилева новая в таком преломлении. Каждый поэт приходит к пониманию мира по-своему. У Гумилева – через духовный поиск, через Родину. Самое радостное и счастливое ощущение для него, ради которого он, кажется, мог бы пожертвовать всем, - это вид удаляющейся гавани, когда полоска воды становится все шире и шире: И вот опять восторг и горе,

Опять, как прежде, как всегда,

Седою гривой машет море,

Встают пустыни, города… («Прапамять»)

Его стих звучит естественно и легко от силы ветра и ритмических колебаний моря и суши. Мы сделали вывод, что природа поставила своей целью создать в образе поэта Гумилева – странное существо, живущее только силою планетного вращения, энергией космических стихий, вне которых он был просто бездыханен.

Заключение

Мы пришли к выводу: Гумилев оставил свои стихи молодому поколению не только как завещание читателям, которые «возят мои книги в седельной сумке, читают их в пальмовой роще, забывают на тонущем корабле», но и как попытку откровения – как перед Богом: Но забыли мы, что осияно

Только слово средь земных тревог

И в Евангелии от Иоанна

Сказано, что слово- это Бог.

Так и в последнем слове:

…Я научу их сразу припомнить

Всю жестокую, милую жизнь,

Всю родную, странную Землю

И, представ перед ликом Бога

С простыми и мудрыми словами,

Ждать спокойно его суда.

Простые и мудрые слова, которыми написан этот своего рода нерукотворный памятник, безусловно, явились закономерным следствием другого миропонимания. Нам не дано теперь никогда узнать, какими результатами, творческими открытиями обернулась бы эта эволюция, эта все же драма в сознании Гумилева. Но он – мастер боговдохновенный, безымянный, скошенный в самом пике своего мастерства. Поэт прожил тридцать пять лет, но без него отечественная литература – не только поэзия, но и критика, и проза – не полна. Поэт Серебряного века оказал влияние на дальнейшее развитие литературы

Использованная литература

1.Газета «Литература». Издательский Дом 1 сентября, № 5/2007, стр.45.

2.Гумилев Н. Избранное. М.: Просвещение, 1990.

3.Н.Гумилев. Стихотворения и поэмы. Гуманитарное агентство «Академический проект» Санкт - Петербург, 2000.

Заявка

на участие в Первом всероссийском  конкурсе «Конкурс педагогических достижений 2012»

1. Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования Профессиональное училище № 34 г. Электрогорск Московская область 142531, Московская область, г. Электрогорск, ул. Кржижановского д.12, корпус 1; 8- (49643)-3-22-02

2. Фамилия, имя  автора: Карнизова Наталья Владимировна, преподаватель русского языка и литературы высшей категории

3. Тема: Разработка урока литературы «НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ – поэт и конквистадор»

(в форме аналитико – систематизирующего литературно – географического проекта для учащихся II курса)

4. Номинация: №1.Методическая разработка педагога (разработка учебного занятия с обязательным включением в нее презентацию)







Скачать 168.88 Kb.
оставить комментарий
Карнизова Наталья Владимировна
Дата14.04.2012
Размер168.88 Kb.
ТипКонкурс, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
хорошо
  1
отлично
  3
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх