Программа дисциплины «Этногеография и география религий» icon

Программа дисциплины «Этногеография и география религий»


Смотрите также:
Программа дисциплины этногеография и география религий дпп. Ф. 06...
Программа дисциплины этногеография и география религий дпп. Ф. 06...
Учебно-методическое пособие «Этногеография и география религий»...
Основная образовательная программа по специальности «география» 050103 (032500)...
Учебная программа дисциплины История архаических и нехристианских религий Специальности...
Рабочая программа дисциплины история мировых религий наименование дисциплины...
Тематическое планирование по курсу «География» для 11 класс...
Рабочая программа дисциплина «География» (название дисциплины)...
Программа дисциплины историческая география опд. В. 04. 01...
Рабочая программа учебной дисциплины «География» специальность 031601 «Реклама»...
Программа дисциплины «Региональная экология»...
Программа дисциплины «Прикладная экология»...



Загрузка...
скачать


Ямсков А.Н. Программа дисциплины «Этногеография и география религий» // Физическая география и геоэкология: Программы учебных дисциплин. Специальность 032500 (050103) «География». Отв. ред. В.Т. Дмитриева. – М.: МГПУ, 2008. С. 141-164


ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«ЭТНОГЕОГРАФИЯ И ГЕОГРАФИЯ РЕЛИГИЙ»


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа дисциплины «Этногеография и география религий» подготовлена в соответствии с требованиями Основной образовательной программы (ОПП) подготовки учителя по специальности 032500 (050103) «География». В соответствии с ГОС ВПО курс читается в объёме 75 часов в течение 10 семестра.

Цель дисциплиныобъяснение основных факторов, определяющих динамику расселения отдельных народов и изменения этнического состава населения в полиэтничных регионах и странах (с акцентом на Россию и страны СНГ) на основе понимания сути принятого в современных социальных науках понятия “этнос (этническая общность)”, ознакомление с расселением и тенденциями динамики численности представителей основных метаэтнических, лингвистических, антропологических, хозяйственно-культурных и историко-культурных, конфессиональных и цивилизационных сообществ в составе населения России, других постсоветских государств и мира в целом, формирование толерантного отношения к представителям иных народов, культур, конфессий, рас, языковых общностей и понимания ценности этнокультурного и антропологического многообразия населения России и человечества в целом.

^ Задачи дисциплины:

- раскрыть содержание взаимосвязанных понятий “этнос” (этническая общность), “субэтническая” и “метаэтническая” общности, и “этнические процессы” (ассимиляция, дифференциация, консолидация) на примере изменений в номенклатуре и численности народов России в ХХ в. и, в особенности, по итогам периода между переписями населения страны в 1989 г. и в 2002 г.,

- объяснить связи между этническими общностями и общностями, выделяемыми на основе языка, расы, религии и цивилизации, других культурных особенностей,

С. 141

- разъяснить специфику и цели различных классификаций народов по степени их близости друг к другу (этнолингвистическая, хозяйственно-культурная и историко-культурная, антропологическая, кон­фес­сионально-цивилизационная) на примере народов России и сопредельных стран,

- раскрыть характеристики ведущих факторов динамики численности и относительной доли отдельных народов, проживающих в определенном регионе (различия в естественном приросте/убыли; этноизбирательные миграции; этническая ассимиляция; особенности фиксации этнического самосознания представителей некоторых этнокультурных групп населения),

- ознакомить с особенностями проведения переписей населения в СССР - России и возникающих проблем в сфере фиксации этнического самосознания жителей,

- сформировать адекватное представление об основных особенностях расселения и тенденциях динамики численности народов России, других постсоветских стран, Европы и Северной Евразии в целом.

Однако не менее важную роль играют и прикладные, наиболее важные с практической точки зрения, задачи:

- научить студентов самостоятельно анализировать сведения из области этнической статистики, понимать их определенную условность и порождающие последнюю социальные факторы,

- обучить методам проведения расчетов и объяснению изменений в численности и относительной доле отдельных народов, произошедших в том или ином регионе России между переписями населения 1989 г. и 2002 г.

- ознакомить с лингвистическим, конфессиональным, антропологическим составом населения России и мира и с тенденциями его изменения в последние десятилетия, научив выявлять и анализировать ведущие факторы этих изменений,

- объяснить предпосылки, причины, формы проявления и траектории стихийной эволюции этнических конфликтов и основные формы этнокультурной политики государств в отношении этнических меньшинств, научив выявлять и анализировать

С. 142


их влияние на расселение народов и этнический состав населения полиэтничных регионов и стран.


^ Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста

Курс является частью фундаментальной подготовки будущего учителя географии и ориентирован на существенное расширение знаний студентов об этническом, языковом, конфессиональном, культурном и антропологическом составе населения России, сопредельных государств и мира в целом, и о тенденциях и факторах изменений этих характеристик населения на региональном и глобальном уровнях. Кроме того, данный курс выполняет функцию ознакомления студентов-географов с основами этнологии, антропологии, лингвистики и религиоведения. Учебная дисциплина “Этногеография и география религий” способствует реализации актуальной цели усиления социально-гуманитарного компонента географического образования.

В плане межпредметных связей данный курс тематически наиболее тесно связан со спецкурсом по выбору «Территориальные этнические конфликты», который читается параллельно в весеннем семестре на V курсе. Проблематика данного курса способствует также рассмотрению под новым углом зрения фактов и гипотез, представленных ранее в отдельных разделах курсов «География населения с основами демографии», «Социально-экономическая география России», «Природопользование» и «Социальная экология и этноэкология», «Экология человека», а в ряде случаев и углублению знаний студентов в указанных областях географических и смежных наук.

Отличительной чертой данного учебного курса является выраженный акцент на раскрытие специфики статистических сведений об этническом составе населения, для чего, в частности, достаточно подробно анализируются методика проведения и результаты Всероссийской переписи населения 2002 г., касающиеся этнического состава населения как России в целом, так и отдельных субъектов Российской Федерации.

С. 143


  1. ^ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ИЗУЧИВШЕГО ДИСЦИПЛИНУ

Студент, изучивший дисциплину:

- понимает смысл понятия “этнос” и ведущую роль этнического самосознания среди основных характеристик этноса, знает остальные признаки этноса (культура, язык, антропологический облик) и принципы их использования в основных классификациях народов,

- знает, что переписи и другие способы учета этнического состава населения страны основаны на фиксации этнического самосознания и что поэтому основные методологические и практические проблемы возникают вследствие развития процессов этнической ассимиляции и сложности разграничения этносов и субэтносов,

- имеет представление о различиях между этническими общностями и общностями, выделяемыми по языку, антропологическим особенностям, религии и цивилизационной принадлежности, хозяйственно-культурным и историко-культурным характеристикам, умеет читать и интерпретировать соответствующие карты и картосхемы,

- понимает роль физико-географических факторов в формировании больших (географических) рас человечества и в возникновении и распространении хозяйственно-культурных типов на территории России и сопредельных стран,

- знает номенклатуру и расселение основных народов России и сопредельных стран и их отнесение к метаэтническим, лингвистическим, антропологическим, конфессиональным и цивилизационным, хозяйственно-культурным и историко-культурным общностям, включая современные тенденции динамики численности последних,

- знает основные источники информации о расселении и численности народов современной России (по субъектам Российской Федерации) и умеет самостоятельно получать, обрабатывать и интерпретировать эту информацию,

- умеет самостоятельно рассчитывать динамику абсолютной и относительной численности народов страны или региона и определять изменения этнического состава населения, в том

С. 144


числе путем вычисления индексов мозаичности этнического состава населения Эккеля,

- готов анализировать выявленные изменения в абсолютной и относительной численности представителей отдельных народов в составе населения страны либо региона и объяснять указанные изменения через воздействие основных этнодемографических факторов – различий между народами в естественном приросте или убыли населения, в участии в этноизбирательных миграциях, в вовлечённости в ассимиляционные процессы, а также вследствие социально обусловленных особенностей статистического учета этнического самосознания представителей некоторых этнокультурных групп населения,

- может прослеживать связи между демографическим и миграционным поведением большинства представителей отдельного народа и уровнем их социо-культурной модернизации (особенностями урбанизированности и социально-профессионального состава), уровнем и тенденциями социально-экономического развития этнической территории или её основных частей, правовым статусом (последнее – на примере коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).


^ III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМАТИЧЕСКИХ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

ПО СЕМЕСТРАМ, ЧАСАМ, ВИДАМ РАБОТЫ, ФОРМАМ ОТЧЁТНОСТИ



Семестр


Разделы дисциплины


Всего

часов

Аудиторные занятия

Самосто-ятельная работа

Формы отчётности

Лекции

Практические

10

1. Этногеография: история и место в системе наук

2

2





зачёт

2. Этнические общности (этносы) и этнические процессы, проблемы их учёта в переписях населения России

4

4





3. Научные парадигмы о взаимоотношениях общества и природы

2

2






С. 145





4. Географические расы человека и особенности биологической адаптации

8

2

2

4




5. Хозяйственно-культурные типы и особенности культурной адаптации

2

2





6. Язык и этнос, этнолингвистическая классификация народов

10

2

2

6

7. Религия и этнос, конфессиональная классификация народов

8

2

2

4

8. Религии и цивилизации, классификация народов по цивилизациям

4

2



2

9. Историко-культурная классификация народов

2

2





10. Этнические конфликты и политика по отношению к этническим меньшинствам

3

3





11. Основные этногеографические понятия и термины, этногеографическая типология стран и регионов

4

2



2

12. Факторы динамики этнического состава населения страны или региона, этнодемографические и этногеографические тенденции современности

26

2

6

18




Всего часов

75

27

12

36





С. 146


^ IV. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Этногеография: история и место в системе наук

Этногеография как часть культурной географии (Туровский, 2001), изучающая особенности расселения народов и других общностей суб- и надэтнического уровня, выделяемых по культурно-языковым и антропологическим особенностям, в том числе их территориальные взаимоотношения, а также этнические границы и этнический состав населения полиэтничных регионов и стран в их исторической динамике. Альтернативное представление о месте этногеографии в системе наук как междисциплинарного направления на стыке этнографии (этнологии) и географии населения (этнографы В.И. Козлов, С.И. Брук и др.; географы В.В. Покшишевский, Ю.Г. Саушкин и др.).

Сходство этногеографии с географией населения в объекте исследований (население территории) и различия в предмете (группы населения как носители различных этнических, культурно-языковых и антропологических особенностей в этногеографии, и население как трудовые ресурсы и потребители товаров и услуг в географии населения). Связи между этногеографией и этнодемографией, исследовательские задачи и методы последней.

Предтеча этногеографии и культурной географии в целом – антропогеография XIX – начала ХХ в. (Ф. Ратцель и др.) и работы отечественного антропогеографа А.А. Крубера начала 1920-х годов. Ввод термина “этногеография” этнографом В.Г. Богоразом-Таном в 1928 г. в чрезмерно расширенном толковании, возрождение этногеографических и этнодемографических исследований в Институте этнографии АН СССР в 1950-е – 1960-е годы (работа П.И. Кушнера, исследования профессоров В.И. Козлова, С.И. Брука и др.). Практическая деятельность Постоянной комиссии по составлению этнографических карт при ИРГО (1909–1917 гг.), преобразованной в Комиссию по изучению племенного состава населения (КИПС) при РАН [АН СССР] (1917 – середина 1930-х годов).

Современное состояние этнической статистики и этнической картографии в России, картографические работы профессора

С. 147


П.И. Пучкова. Деятельность Института этнологии и антропологии РАН по организации сбора сведений по этническому составу населения в ходе Всероссийской переписи населения 2002 г. и предыдущих переписей (“закрытый” Список народов и этнонимов, его достоинства и недостатки, проблемы при составлении и использовании).

Этнические общности (этносы) и этнические процессы,

проблемы их учёта в переписях населения России

Этническая общность (народ, этнос) – устойчиво воспроизводящаяся при смене поколений общность людей, осознающих свое единство вследствие сходства или тождества культурных традиций, языка и антропологического облика и верящих в происхождение от общих предков, что выражается в наличии этнического самосознания и самоназвания (этнонима). Основные характеристики этноса – объективные (культура, язык, антропологический облик) и субъективные (этническое самосознание). Реальное разнообразие культурных традиций, диалектов и говоров, антропологических особенностей у представителей относительно многочисленных народов. Ведущая роль этнического самосознания среди признаков этноса. Науки, изучающие языки (лингвистика), культурные традиции и формы этнического самосознания (этнология), антропологические характеристики (антропология) человечества, их связи с этногеографией. Методологическая и тематическая специфика этногеографических исследований, отличающая их от работ этнологов, антропологов, языковедов.

Возможная иерархичность этнического самосознания и принцип выделения этноса по ведущему (доминирующему) уровню этнического самосознания, определение субэтноса (части этноса) по дополняющему/уточняющему уровню этнического самосознания и метаэтнической общности (группы родственных народов) – по элементам общего самосознания, наиболее явно проявляющегося в иноэтничном окружении (пример: аргентинец-гаучо – субэтнос; аргентинец – этнос; латиноамериканец – метаэтническая общность). Возможная ситуационная вариативность иерархичного этнического самосознания личности и ее отражения

С. 148


в социальной сфере (донской казак в Ростове-на-Дону; русский в Москве; “славянин”, т.е. член русско-украинского “славянского” общественного объединения в Ташкенте). Некоторые метаэтнические (надэтнические) общности современности и регионы, где наглядно проявляются элементы их общего этнокультурного самосознания и социальной солидарности: скандинавы (США и Канада), латиноамериканцы (США), “славяне” (восточные славяне в Средней Азии), татаро-башкиры (вне Урала и Поволжья), дагестанцы (вне Северного Кавказа).

Этнические процессы, проявляющиеся в смене этнического самосознания и отражающиеся в динамике этнического состава населения: а) ассимиляция (при взаимодействии этносов у ассимилируемого народа уменьшается прирост либо возрастает естественная убыль вследствие того, что часть его представителей и большинство детей от смешанных браков причисляют себя к ассимилирующему народу: уменьшение численности мордвы в России в 1989–2002 гг. на 21% из-за ассимиляции русскими); б) дифференциация (превращение субэтноса в отдельный этнос: выделение в качестве “новых” самостоятельных народов переписью 2002 г. камчадалов из состава русских или бесермян из состава удмуртов); в) консолидация (объединение близкородственных этнокультурных групп в один народ и формирование единого этнического самосознания – появление после 1920-х годов хакасов вместо качинцев, сагайцев, кызыльцев и койбалов). Основные этнодемографические факторы, определяющие динамику численности и относительной доли отдельных народов, проживающих в определенном регионе: различия в естественном приросте или убыли; участие в этноизбирательных миграциях; проявления этнической ассимиляции; особенности фиксации этнического самосознания представителей некоторых «непрестижных» этнокультурных групп населения.

Основная методологическая проблема этнической статистики в переписях населения России – принципиальная невозможность точной фиксации этнического состава населения страны вследствие: 1) реального двойственного или более сложного самосознания лиц, родившихся в этнически смешанных семьях

С. 149


либо подвергшихся значительной ассимиляции, но вынужденных относить себя к одному народу (пример: какова этническая принадлежность подростка, родившегося и выросшего в Москве в мордовско-чувашской семье?), 2) условности разделения этносов и субэтносов в целом ряде случаев (пример: почему нагайбаки – отдельный народ, а кряшены – часть татар, хотя в СССР всех их учитывали как татар?), 3) отказа многих лиц от этнического самоопределения либо немотивированного ответа на вопрос о национальности в силу этнического нигилизма, неуверенности в правильном выборе, представлений о непрестижности быть частью своего народа.

Технологические проблемы учета численности и этнического состава населения России в переписи 2002 г., связанные с: а) недоучетом нелегальных мигрантов, социальных маргиналов, элитных групп; б) учетом части временных мигрантов в качестве постоянных жителей; в) повторным счетом части лиц, находящихся в момент переписи вне дома (запись переписчиком при личной встрече и запись родственниками дома); г) вмешательством переписчиков в выбор «национальности» (подсказки с их стороны в целях ускорения процедуры); д) контекстом, заданным переписным листом (где вопрос о «национальности» стоял сразу после вопроса о гражданстве и потому провоцировал граждан России называть себя, в случае сомнений, русскими).

Раса и этнос как научные понятия, отражающие явления принципиально разного порядка, – биологического (первое) и социально-куль­турного (второе). Ведущая роль культурной и биологической адаптации к различным природным условиям, в которые попадали расселявшиеся по Земле представители вида Homo sapiens, и значение физико-географических барьеров, создававших эффект относительной изоляции отдельных частей человечества, в формировании биологической (расовой) и культурно-языковой дифференциации населения планеты. Появление этнического самосознания (возникновение этноса) как результат осознания людьми культурно-языковых и антропологических отличий представителей “своей” общности от других, что обычно происходит при дальних миграциях или вследствие иных

С. 150


причин активизации контактов между представителями разных культурно-языковых и расовых общностей.

Научные парадигмы о взаимоотношениях общества и природы

Развитие научных взглядов географов, этнологов и историков на проблему взаимоотношений общества или народа и его культуры с природной средой как последовательная смена трех парадигм: географический детерминизм (XVII – конец XIX в.), географический поссибилизм (конец XIX – середина XX в.), экосистемная парадигма (со второй половины XX в.).

Геодетерминизм как представление о том, что природная среда предопределяет основные психологические и физические свойства человека, а через них и культуру народа, темпы и уровень его социально-эконо­мического развития. Причины отказа от геодетерминизма – накопление сведений о том, что в одних природных условиях могут устойчиво сосуществовать народы с принципиально разными культурами (например, колонисты и аборигены) и что в ходе хозяйственного освоения территории человек часто радикально изменяет природные ландшафты (которые, как ранее считалось, якобы предопределяют направление и уровень развития общества).

Геопоссибилизм (possibility – возможность) как антитезис по отношению к геодетерминизму, отрицающий всякое активное (стимулирующее) воздействие природной среды на человека, общество и культуру народов, в его основе – взгляд на природу как на сугубо пассивный фундамент, предоставляющий или ограничивающий возможности для появления тех или иных явлений культуры, социальных институтов и т.п., реальное существование и облик либо отсутствие которых объясняются только действием социально-исторических факторов. Геопоссибилизм как вера в то, что по мере развития науки и техники не только увеличивается господство человека над природой, но и все более ослабевают зависимость и вообще связи общества с географической средой. Причина отказа от геопоссибилизма – накопление сведений о серьезном негативном влиянии химического загрязнения

С. 151


и других форм антропогенной деградации окружающей среды на население.

Экосистемная парадигма как синтез достижений геодетерминизма и геопоссибилизма при отказе от односторонности каждой из этих научных парадигм и как признание взаимодействия (взаимовлияния) общества и природы и их взаимообусловленного исторического развития (ко-эволюции). Социоэкосистема (антропоэкосистема) как модель мироустройства и объект исследований в рамках экосистемной парадигмы.

Географические расы человека и особенности биологической адаптации

Географические (большие) расы человечества, природные условия в ареалах их первоначального формирования в эпоху верхнего палеолита (верхний плейстоцен) и физико-географические барьеры, отграничивающие эти ареалы друг от друга.

Основные пути исторических миграций и современное расселение, тенденции динамики численности в конце ХХ в., важнейшие антропологические отличия представителей этих рас и их адаптивные функции (тропические расы – капоиды, негроиды, австралоиды; внетропические по своему происхождению расы – европеоиды, монголоиды, американоиды).

Малые расы – входящие в состав больших либо переходные между ними (древние по своему возникновению) или смешанные (сложившиеся в исторический период). Основные регионы расселения северных и южных европеоидов, монголоидов и смешанных европеоидно-монголоидных расовых типов в России и народы, представляющие эти антропологические типы.

Хозяйственно-культурные типы и особенности культурной адаптации

Адаптивные функции этнических культур и хозяйственно-культурные типы (ХКТ) – комплексы явлений традиционного хозяйства, материальной культуры и социальной организации, формирующиеся у народов, обитающих в сходных условиях географической среды и находящихся на близких уровнях социально-

С. 152


экономического развития. Возможность включения в ХКТ только народов, находящихся на доиндустриальных стадиях развития. Концепция ХКТ как способ отражения культурной дифференциации человечества, являющейся следствием неоднородности физико-географических условий на земной поверхности, которые приводят к различным результатам культурной адаптации.

Основные ХКТ и представляющие их народы в России в начале ХХ в.: кочевые оленеводы тундры, морские охотники Субарктики, оседлые рыболовы и охотники речных долин таежной зоны, оленные и пешие неоседлые охотники-рыболовы таежной зоны, пашенные земледельцы лесной зоны, кочевые скотоводы степей и полупустынь умеренного пояса, горные земледельцы и скотоводы с сезонным отходом пастухов. Разрушение ХКТ вследствие социокультурной модернизации (индустриализация, урбанизация, изменения социально-профессионального состава) и неприменимость данной классификации к большинству народов в условиях современной России и других промышленно развитых стран.

Язык и этнос, этнолингвистическая классификация народов

Язык и этнос, этнолингвистическая классификация народов (по языковым группам и семьям), ее достоинства (простота, кажущаяся точность) и недостатки (сближение народов только на основе языка, например, якутов и азербайджанцев или валлонов и гаитянцев). Основные этнолингвистические общности России и Северной Евразии, расселение представляющих их народов: индоевропейцы (славянская, балтская, германская, романская, иранская, армянская, греческая группы), алтайцы (тюркская, монгольская, тунгусо-маньчжурская группы), уральцы (финно-угорская, самодийская, юкагирская группы), северокавказцы (адыго-абхазская и нахско-дагестанская группы); языки и народы Чукотки и Камчатки. Изолированные языки Северной Евразии (кеты, нивхи, айны, баски).

Проблема разграничения научных понятий “язык” (в бытовом контексте взаимопонимание носителей разных родственных языков практически невозможно) и “диалект” (взаимопонимание носителей разных диалектов одного языка на бытовом

С. 153


уровне возможно), условность и политическая обусловленность понятий “китайский язык” или “румынский язык и молдавский язык”, и т.п.

Процессы языковой ассимиляции в современной России и основные этнолингвистические группы, затронутые ею (финно-угры, самодийцы, тунгусо-маньчжуры и т.п.). Современные тенденции динамики этнолингвистического состава населения России и мира (по наиболее многочисленным языковым семьям и группам Европы, Азии и Америки).

Религия и этнос, конфессиональная классификация народов

Религия как важнейшая часть гуманитарной культуры, специфика и универсальность религиозного мировоззрения в традиционных обществах. Проблема и критерии оценки степени религиозности человека в современном обществе по его самосознанию и поведению (например, по шкале: атеист – номинальный православный – верующий – член прихода – церковный активист или священник) и вытекающие из этого сложности и условности подсчетов конфессионального состава населения при его массовом или существенном отходе к атеизму в наиболее модернизированных регионах мира.

Мировые религии и прозелитизм как их отличительное свойство; основные направления мировых религий и ареалы их распространения: христианство (протестантизм, католицизм, православие, монофизитство), ислам (суннизм, шиизм, исмаилизм), буддизм (тхеравада/хинаяна, махаяна и ламаизм). Основные региональные (индуизм, джайнизм, конфуцианство, даосизм) и этнические (иудаизм, синтоизм, сикхизм, йезидизм, зороастризм) религии.

Шаманизм как особая форма религиозных представлений народов Северной Евразии и Северной Америки. Язычество восточных марийцев. Проблема учета религиозного синкретизма в современной России (сочетание шаманизма с православием либо буддизмом у народов Сибири и Дальнего Востока, язычества с православием у марийцев) при характеристике конфессионального состава населения.

С. 154


Конфессиональный состав населения России, распространение основных конфессий и степень религиозности их приверженцев (православие, монофизитство, католицизм и протестантизм, ислам – суннизм и шиизм, буддизм-ламаизм, иудаизм, шаманизм, волжско-финское язычество) среди народов и по регионам страны. Конфессиональный состав населения мира и его изменения в течение ХХ в.; факторы динамики численности последователей основных конфессий (прозелитизм либо переход к атеизму; естественный прирост или убыль приверженцев), современные тенденции в России и мире.

Религия и этнос – объединяющие функции единой конфессии (православие как фактор ассимиляции финноязычных народов Европейской России русскими) и дифференцирующая роль конфессиональных различий (формирование православных сербов, католиков-хорватов и мусульман-босняков из единого этнокультурного массива западно-балканских славян). Этноконфессиональные субэтносы и их исторические судьбы (молокане, духоборцы и старообрядцы среди русских в XIX – начале XX в.; друзы среди арабов-мусульман в конце ХХ в.; проблема кряшен, или православных татар, в современной России; формирование сикхов, арабоязычных маронитов Ливана, татароязычных нагайбаков как особых народов на преимущественно конфессиональной основе).

Религии и цивилизации, классификация народов по цивилизациям

Религиозные традиции в сфере морали и жизненных ценностей как основы формирования различных цивилизаций. Основные цивилизации современности (по С. Хантингтону), представляющие их народы и ареалы распространения: западно-христианская (европейско-американская), восточно-христианская (православно-русская), исламская, индийская, конфуцианская (китайская), японская, формирующиеся латиноамериканская и африканская, локальная карибская (англоязычная). Зарождение идеи о разделении человечества на исторически возникшие цивилизации, отличающиеся основами духовной культуры (Н.Я. Данилевский

С. 155


во второй половине XIX в., О. Шпенглер в начале ХХ в.). Классические работы А. Тойнби середины ХХ в. Выдвинутая в 1990-е годы концепция С. Хантингтона о XXI в. как эпохе “столкновения цивилизаций”.

Новаторские идеи С. Хантингтона – взгляд на процесс модернизации незападных обществ как путь, в случае успеха ведущий на определенной стадии к отказу от дальнейшей культурной вестернизации и к усилению цивилизационной идентичности; выделение “расколотых” государств, где элиты пытаются сменить цивилизационную принадлежность общества, и “надтреснутых” государств, в которых разные народы относятся к различным цивилизациям; привнесение цивилизационной парадигмы в исследования межгосударственных и межэтнических отношений и конфликтов.

Цивилизационный подход как один из вариантов классификации этносов и выделение цивилизационных ареалов как одна из ведущих форм районирования в культурной географии. Священные тексты и сакральные языки основных цивилизаций. Системы письменности, существующие в разных цивилизациях: идеографическая (иероглифы в Китае), переходная словесно-слоговая (Япония), силлабическая (слоговое письмо индоарийских народов Индии), буквенно-звуковая (алфавиты, выросшие из финикийской письменности – еврейский, арабский, греческий, латинский и т.д.).

Историко-культурная классификация народов

Историко-культурная классификация народов, ее сходство и различие с цивилизационным подходом (Кавказ как единая историко-культурная область, или ИКО, и как две цивилизации – исламская и восточно-христианская). Концепция ИКО как способ отражения культурной дифференциации человечества, являющейся следствием различий в пространственной близости, длительности и интенсивности культурных контактов между народами, что приводит к возникновению мощного общего пласта явлений гуманитарной и соционормативной культуры в границах одной ИКО и к почти полному отсутствию общих культурных явлений у народов из различных, особенно из пространственно

С. 156


отдаленных друг от друга ИКО. Основные ИКО Северной Евразии и составляющие их народы: Северная Европа, Западная Европа, Центральная Европа, Южная Европа, Балканы, Восточная Европа, Передняя Азия и Средний Восток, Кавказ, Урало-Поволжье, Средняя Азия, Сибирь (с Северо-Восточной и Амурско-Сахалинской подобластями), Центральная Азия, Восточная Азия.

Этнические конфликты и политика по отношению к этническим меньшинствам

Этническая и культурно-языковая (“национальная” в России/СССР) политика государства по отношению к этническим и другим меньшинствам и ее цели и формы, воздействие на расселение народов и этнический состав населения: 1) формы, запрещенные международным правом – а) геноцид (армяне в Турции в Первую мировую войну; евреи и цыгане в Германии во Вторую мировую войну; тутси в Руанде в середине 1990-х годов); б) этнические депортации (японцы в США и немцы, крымские татары, калмыки, карачаевцы, балкарцы, ингуши, чеченцы, турки-месхетинцы, корейцы в СССР во Вторую мировую войну); в) насильственная сегрегация (апартеид в ЮАР во второй половине ХХ в., положение афроамериканцев на Юге США до середины 1960-х годов); г) насильственная ассимиляция (турки в Болгарии в начале 1980-х годов); д) дискриминация (цыгане в Центральной Европе в середине – конце ХХ в.); 2) форма, требуемая международным правом: предоставление этническим меньшинствам возможности свободно создавать организации этнокультурной (экстерриториальной) автономии для сохранения и развития своего языка и культуры (за счет и благодаря собственной инициативе); 3) форма, поощряемая международным правом: создание этнотерриториальных автономий в районах компактного расселения меньшинств, где государство финансирует и организует деятельность по сохранению и развитию этнической культуры и языка. Республики в составе России или автономные провинции Испании, штаты Индии как примеры этнотерриториальных автономий.

Этнополитические подходы к дифференциации населения и сферы, задачи их применения: 1) общепринятое и единственно

С. 157


возможное в общественной жизни правового государства разделение жителей страны на граждан и иммигрантов, не имеющих гражданства; 2) научные классификации: а) разделение на этническое большинство (народ, чьи язык и культура естественно доминируют в обществе) и этнические меньшинства (народы, чьи представители вынуждены овладевать вторым после родного языком и культурными нормами поведения этнического большинства); б) разделение населения на автохтонное (народ, чьи язык, культура и самосознание сложились на данной территории – русские в Московском регионе), коренное (потомки наиболее ранних поселенцев среди народов, ныне живущих на данной территории – русские на Нижнем Дону), старожильческое (считают себя коренными жителями данной территории, но местные автохтонные народы помнят об их переселенческом происхождении: русские “сибиряки” в Забайкалье), пришлое (народы, сами считающие себя переселенцами на данной территории и не потерявшие духовных связей с родной землей в ином регионе); в) разделение на основное население и аборигенные (коренные) народы, к которым относятся автохтонные меньшинства, сохранившие существенно более архаичные, чем у этносов из состава основного населения, отрасли хозяйственной деятельности и формы догосударственной социальной организации (примеры: оленеводы-саами в Скандинавии, индейцы и эскимосы в США и Канаде, “племена джунглей” в Индии и Малайзии, коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока в России).

Аборигенные (коренные малочисленные) народы Севера, Сибири и Дальнего Востока России (26 этносов в поздний советский период и их расселение). Особые права аборигенов на “территории традиционного природопользования” (ТТП) как следствие признания международным сообществом и Россией права каждого народа сохранять и развивать родной язык и культурные традиции, которые у них включают в себя традиции природопользования и неоседлого образа жизни, для чего необходим постоянный и свободный доступ к традиционно использовавшимся природным ресурсам – оленьим пастбищам, охотничьим и рыболовным угодьям.

С. 158


Правило компенсационных выплат оленеводам и охотникам в случае, если промышленное освоение делает невозможным или затрудняет использование ТТП в традиционных отраслях хозяйства коренных народов Севера. Эффект расширения списка “коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока” в 1990-е годы за счет выделения “новых этносов” (камчадалы из русских, сойоты из бурят, чулымцы из сибирских татар или хакасов, и кумандинцы, теленгиты, телеуты, тубалары, челканцы из алтайцев) или признания таковыми тех, кто ранее в эту категорию не входил (шорцы, тувинцы-тоджинцы), как результат появления у этой категории населения законодательных преференций.

Этнические конфликты1 как форма социальных конфликтов, в которых одна или обе стороны представлены социальными группами (самоорганизовавшимися добровольцами). Основные классы этнических конфликтов, выделяемые по целям стороны-инициатора и перспективам урегулирования: социально-экономические, культурно-языковые, территориально-статусные, сепаратистско-ирредентистские. Возможные последствия этнического конфликта: а) разрешение на основе взаимоприемлемого компромисса (Гагаузия в составе Молдавии); б) политическая трансформация в борьбу легальных партий при исключении насилия (Квебек или Шотландия); в) эскалация вооруженного противостояния, война и создание нового (непризнанного) государства в случае победы сепаратистов (Абхазия); г) подавление (сербская Славония в Хорватии); д) затухание (сербо-лужицкое движение в Германии XIX в.). Несоответствие большинства реальных насильственных этнических конфликтов в СССР периода распада и в постсоветских государствах гипотезе С. Хантингтона о цивилизационных различиях как одном из ведущих факторов конфликтности в современном мире.

С. 159


Основные типы изменений в расселении народов и в этническом составе населения, вызванные развитием этнических конфликтов при распаде СССР и в постсоветских государствах (примеры: полные этнические чистки армян в Азербайджане и азербайджанцев в Армении и Нагорном Карабахе, вытеснение большинства грузин с территории Абхазии или русских из Чечни и Ингушетии, этническая чистка ингушей в Пригородном районе Северной Осетии и усилия по возвращению части беженцев).

Основные этногеографические понятия и термины,

этногеографическая типология стран и регионов

“Этническая территория”, на которой народ является автохтонным или коренным и где он сохранил свое численное преобладание, и “этнический ареал” (сплошной или разорванный) как пространство, на котором существуют локальные сообщества представителей данного народа, способные к объединению в этнокультурные организации (условная нижняя граница численности таких сообществ – не менее 1000 человек в крупном городе или регионе России). Социальные этнические границы, определяемые общественным мнением народа о степени его отличия от соседнего этноса и влияющие на межэтнические отношения (пример различий в выраженности социальных этнических границ русских в г. Москве с украинцами, чувашами, чеченцами).

Типы пространственных этнических границ: 1) резкие, или линейные (обычно совпадают с государственными – русско-китайская на Дальнем Востоке до конца ХХ в.); 2) размытые, или широкополосные, в том числе при: а) отсутствии избирательности при заселении городов и сел (русские и украинцы в современном Донбассе), б) формировании моноэтничных улиц или кварталов (старожильческие русские села в Азербайджане в 1950-е – 1970-е годы), в) чересполосном размещении моноэтничных сел или групп селений (ареалы расселения русских старожилов-молокан в Восточном Закавказье до 1920-х годов).

Типы пространственной дифференциации расселения представителей разных народов в полиэтничных регионах как последствия исторически недавней колонизации: 1) жители городов

С. 160


– жители сельской местности; 2) расселившиеся вдоль транспортных путей – живущие в труднодоступных местностях; 3) заселившие районы с богатыми природными ресурсами (пахотные земли, места добычи полезных ископаемых) – живущие в местностях с низким природноресурсным потенциалом.

Типология этнического состава населения страны или региона, используемая в этнополитологических исследованиях и прогнозах межэтнических отношений и конфликтов: 1) моноэтничная этнодемографическая структура населения (этническое большинство – 95% населения и более), 2) практически моноэтничная (этническое большинство – 90% и более), 3) полиэтничная с доминирующим этническим большинством (51% и более) и с а) выраженным меньшинством (20–30% населения) или б) без выраженного меньшинства (каждое из меньшинств – менее 15%), 4) полиэтничная без доминирующего большинства, в том числе: а) с абсолютным большинством (50–60%) и сопоставимым меньшинством (40–49%), б) с относительным большинством (40–50%) и сопоставимым меньшинством (30–45%), в) с относительным большинством (35–50%) и без выраженного меньшинства (каждое из меньшинств – менее 10–15%), г) без относительного большинства (несколько сопоставимых по численности этнических групп, каждая из которых не превышает 30% населения).

Факторы динамики этнического состава населения страны или региона,

этнодемографические и этногеографические тенденции современности

Индекс мозаичности этнического состава населения (Эккель, 1976) как математическое выражение статистической вероятности межэтнических контактов на данной территории и методика его расчетов. Основные факторы динамики этнического состава населения страны или региона (различия в естественном приросте или убыли; этноизбирательные миграции; этническая ассимиляция; особенности фиксации этнического самосознания) и их роль в изменении рангового положения 23 крупнейших народов России в 1989–2002 гг. Тенденции и перспективы начавшейся трансформации этнодемографической структуры населения и расселения основных народов в России.

С. 161

Этнодемографические процессы в развитых и развивающихся странах мира; возможные последствия этих процессов в США, Великобритании и Франции – превращение в середине XXI в. в государства с большинством “цветного” населения иммигрантского происхождения.


^ V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


Основная литература

    • Алексеев В.П. Географические очаги формирования человеческих рас. – М.: Мысль, 1985. 236 с.

    • Брук С.И. Население мира: Этнодемографический справочник. – М.: Наука, 1981. 880 с.

    • Казьмина О.Е., Пучков П.И. Основы этнодемографии: Учебное пособие. – М.: Наука, 1994, 253 с.

    • Лобжанидзе А.А., Горохов С.А., Заяц Д.В. Этногеография и география религий: Учебное пособие для вузов. – М.: Издательский центр “Академия”, 2005. 176 с.

    • Татевосов Р.В. География населения: Учебно-методическое пособие. – М.: изд. МНЭПУ, 1999, с. 45-55.

    • Этнокультурный облик России: перепись 2002 г. Отв. ред.: В.В. Степанов, В.А. Тишков. – М.: Наука, 2007, 516 с.

    • Этнология: Учебник для вузов. Ред.: Г.Е. Марков, В.В. Пименов. – М.: Наука, 1994. 383 с.

Дополнительная литература

    • Брук С.И., Козлов В.И., Левин М.Г. О предмете и задачах этногеографии // Советская этнография. 1963. № 1. С. 11–25.

    • Голубчиков Ю.Н. География человека. – М.: Едиториал УРСС, 2003. 296 с.

    • Козлов В.И. Этнос и территория // Советская этнография. 1971. № 6. С. 89–100.

    • Козлов В.И., Покшишевский В.В. Этнография и география // Советская этнография. 1973. № 1. С. 3–13.

    • Копылов В.А. География населения: Учебное пособие. 2-е изд. – М.: изд. «Дашков и К», 2005, 164 с.

    • Кушнер П.И. (Кнышев). Этнические территории и этнические границы. – М.: изд. АН СССР, 1951. 280 с. [Труды Института этнографии АН СССР. Новая серия, Т. 15].

С. 162


    • Лобжанидзе А.А. Этнокультурная парадигма современного географического образования. – М.: МИОО, 2007, 208 с.

    • Покшишевский В.В. Население и география: Теоретические очерки. – М.: Мысль, 1978. 315 с.

    • Проблемы этнической географии и картографии. Отв. ред. С.И. Брук. – М.: Наука, 1978. 168 с.

    • Сажин В.В. Математические методы в советской этнической географии // Советская этнография. 1989. № 1. С. 122–127.

    • Симагин Ю.А. Территориальная организация населения: Учебное пособие для вузов. 3-е изд., испр. и дополн. – М.: изд. «Дашков и К», 2006, 244 с.

    • Туровский Р.Ф. Культурная география: теоретические основания и пути развития // Культурная география. Ред.: Ю.А. Веденин, Р.Ф. Туровский. – М.: Институт наследия, 2001. С. 10–94.

    • Хантингтон С. Столкновение цивилизаций и переустройство мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et Contra. 1997. Т. 2. № 2. С. 114–154.

    • Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология: Учебник. 2-е изд. – М.: МГУ, 1999. 400 с.

    • Эккель Б.М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей CCCР // Советская этнография. 1976. № 2. С. 33–42.

    • Ямсков А.Н. «Новые классики»: Л.Н. Гумилев и С. Хантингтон в образовательных программах // Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии. Отв. ред. С.В. Чешко. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН – Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2006, с. 176-199.

    • ^ Ямсков А.Н. Территориальные этнические конфликты (программа курса) // Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии. Отв. ред. С.В. Чешко. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН – Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2006, с. 296-308.

    • ^ Ямсков А.Н. Этногеография и география религий (программа курса) // Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии. Отв. ред. С.В. Чешко. – М.: Институт этнологии и антропологии РАН – Российский Государственный Гуманитарный Университет, 2006, с. 309-328.

    • Yamskov A. Practicing Ethnology in Contemporary Russia // The Globalization of Anthropology. NAPA Bulletin No 25. Eds.: C.E. Hill, M.L. Baba. Berkeley (CA): University of California Press, 2006, pp. 82-103.

С. 163


Справочные материалы

    • Народы России: Энциклопедия. Гл. ред. В.А. Тишков. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1994. С. 433–451 (таблицы с данными переписи 1989 г. по этническому составу населения, в том числе по всем субъектам Российской Федерации).

Атласы и карты

    • Народы России и сопредельных стран. (Карта. М 1:4 000 000). Руководитель авторского коллектива П.И. Пучков. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии РФ, 1995.

    • Религии мира. (Карта. М 1:50 000 000). Автор П.И. Пучков. – М.: Федеральная служба геодезии и картографии РФ, 2000.

Интернет-ресурсы по дисциплине

    • Таблица № 3. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации // Всероссийская перепись населения 2002 года. Том 4. Национальный состав и владение языками, гражданство: www.perepis2002.ru/ct/doc/TOM_04_03.xls


С. 164

1 Данный раздел программы представлен в самом сжатом виде, так как на Географическом факультете МГПУ автор параллельно читает спецкурс по этой проблематике – см.: Ямсков А.Н. Территориальные этнические конфликты // Этнология обществу. Прикладные исследования в этнологии. Отв. ред. С.В. Чешко. М.: ИЭА РАН - РГГУ, 2006, с. 296-308.





Скачать 305,93 Kb.
оставить комментарий
Дата11.04.2012
Размер305,93 Kb.
ТипПрограмма дисциплины, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх