Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0 icon

Учебно-методическое пособие для студентов очного отделения, обучающихся по специальности 0



Смотрите также:
Учебно-методическое пособие Нижний Новгород 2006 ббк 81. 2 Англ. Д-20...
Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения исторического факультета Казань...
Учебно-методическое пособие для студентов заочного отделения исторического факультета Казань...
Учебно-методическое пособие для студентов очной формы обучения...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов биолого-почвенного факультета...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов заочного отделения...
Учебно-методическое пособие по истории Отечества для студентов медицинских вузов очного...
Методическое пособие по курсу для студентов заочного отделения историко-архивной специальности...
Учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности №030501...
Методическое пособие для студентов третьего курса очного и заочного отделения специальности...



страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
скачать


МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ»

Кафедра хорового дирижирования


история хоровой музыки


Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам


Учебно-методическое пособие

для студентов очного отделения, обучающихся по специальности

0


70105 «Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)»


Пермь 2011

ББК

УДК


Утверждено на заседании кафедры хорового дирижирования. Протокол № 2 от 5 октября 2011 г.


Составитель: ^ Макина А. В., кандидат искусствоведения, преподаватель кафедры хорового дирижирования


История хоровой музыки. Задания для самоподготовки студентов к практическим занятиям, темы и вопросы к семинарам: учеб.-метод. пособие для студентов специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)» / Перм. гос. ин-т искусства и культуры. Кафедра хорового дирижирования. – Пермь: РИО ПГИИК, 2011. – 206 с.


Предназначено для студентов очного отделения специальности 070105 Дирижирование (по видам исполнительских коллективов: дирижирование академическим хором)».


Рецензент: Кузьмина Л. А., зав. кафедры хорового дирижирования, кандидат педагогических наук, профессор.


Пермский государственный институт искусства и культуры, 2011.

Введение

Курс «История хоровой музыки» входит в цикл специальных дисциплин и является важным звеном в воспитании мировоззрения будущего дирижера – хормейстера, его художественного вкуса. Цель курса «История хоровой музыки» – получение представления об идейно-образной направленности, музыкально-стилевых особенностях широкого круга явлений хорового искусства, овладение навыками анализа хорового произведения.

^

Основные задачи курса:


- расширение музыкально-культурного кругозора студентов на основе изучения лучших, художественно-совершенных образцов отечественной и зарубежной хоровой литературы, обработок народных песен;

- овладение знаниями об основных жанрах, стилях, направлениях хоровой музыки;

- воспитание у студентов навыков исполнительского анализа хорового произведения, способности к обобщению, умения работать с музыковедческой литературой.

Теоретические основы курса «История хоровой музыки» изучаются на лекционных занятиях. Углубление и закрепление материала осуществляется на практических и семинарских занятиях. Кроме семинарских занятий, особое значение придается самостоятельной работе студентов по изучению музыкальной и нотной литературы, которая рекомендуется к каждой теме. Это определяет актуальность качественной организации самостоятельной работы студентов.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов с целью организации и проведения их самоподготовки по курсу «История хоровой музыки». В учебно-методическом пособии предлагаются вопросы к семинарским и практическим занятиям, зачетам и экзамену, задания для самостоятельной работы студентов, тезаурус по каждой теме. Задания направлены на углубление и обобщение знаний студентов, освоение практических умений и навыков, связанных с анализом хоровых сочинений. Обязательным является знание музыки хоровых произведений, так как немаловажное значение имеет обогащение слухового опыта будущих музыкантов-профессионалов. В пособии предложены списки аудио- и видеозаписей из фонда библиотеки ПГИИК. В данном пособии также содержатся списки рекомендуемой литературы, учебно-методических пособий, монографий, статей, которые могут быть использованы студентами в процессе самоподготовки по курсу «История хоровой музыки». Немаловажным для студентов-хоровиков является знание понятий хоровой музыки, которые вынесены в пособии в «Словарь основных терминов».

^

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения курса «История хоровой музыки» студент должен иметь представление об идейно-образной направленности, музыкально-стилевых особенностях широкого круга явлений хорового искусства, обладать навыками анализа хорового произведения, знать на слух музыкальные темы изученных произведений.




^ Тематический план курса




Названия тем

Всего часов по

учебному плану

Виды учебных занятий


Аудиторные занятия, в т.ч.

Самостоятельная

работа


Лекции

Практические,

семинарские занятия

^ Раздел 1. Зарубежная хоровая литература

72

28

8

36

1. Вокально-хоровые жанры эпохи Возрождения

9

4




5

2. Возникновение оперы

5

2




3

3. Романтическая миниатюра а' сарреllа

9

4




5

4. Циклические инструментально-хоровые жанры XVII-XIX вв.

17

6

4

7

5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XVIII-XIX вв.

11

4

2

5

6. Хоры малых форм в творчестве зарубежных композиторов ХХ в.

5

2




3

7. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов ХХ в.

5

2




3

8. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ в.

11

4

2

5

Итого:

72

28

8

36






Названия тем

Всего часов по

учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоятельная

работа


Лекции

Практические,

семинарские

занятия

^ Раздел 2. Русская хоровая литература

70

29

7

34

9. Развитие русского певческого искусства до XVIII в.

5

2




3

10. Хоровая музыка эпохи Просвещения

11

4

2

5

11. Русская оперно-хоровая классика 1-й половины XIX в.

9

4




5

12. Пути развития русской хоровой музыки во второй половине XIX в.

5

2




3

13. Особенности развития кантатно-ораториального жанра в России XIX-начала XX в.

7

2

2

3

14. Оперно-хоровое творчество композиторов 2-й половины XIX-начала XX в.

9

4

2

3

15. Всенощная и Литургия в творчестве русских композиторов

9

4




5

16. Хоры малых форм в творчестве русских композиторов XIX-начала XX в.

5

2

1

2

17. Вокально-симфоническое творчество И. Стравинского

5

2




3

18. Хоровые обработки русской народной песни (2-я половина XIX-начало XX в.)

5

3




2

Итого:

70

29

7

34






Названия тем

Всего часов по

учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, в т. ч.

Самостоятельная

Работа


Лекции

Практические,

семинарские

занятия

^ Раздел 3. Современная отечественная хоровая литература

68

30

6

32

19. Традиции и новаторство в советской хоровой музыке. 20-е годы

9

4




5

20. Эволюция кантатно-ораториального жанра в русской музыке ХХ века

13

4

2

5

21. Хоровая песня в творчестве современных отечественных композиторов

5

2




3

22. Хоры а' сарреllа современных отечественных композиторов

9

4




5

23. Черты стиля композиторов Новой фольклорной волны

9

4

2

3

24. Жанр хорового концерта в современной русской музыке.

9

4




5

25. Оперно-хоровое творчество отечественных композиторов XX в.

9

4

2

5

26. Возрождение русской духовной музыки в творчестве современных русских композиторов

8

4




4

Итого:

68

30

6

32



Методические указания для студентов


Комплексное изучение студентами учебной дисциплины «История хоровой музыки» предполагает: овладение материалами лекций, учебной и дополнительной литературой, указанными в программе, работу студентов в ходе проведения семинарских занятий, а также систематическое выполнение заданий для самостоятельной работы.

Многообразным задачам, выдвигаемым курсом, соответствуют следующие формы занятий со студентами: лекционные, семинарские и практические занятия, самостоятельная работа студентов.

Лекционные занятия включают основные обзорные темы. В ходе лекций раскрываются главные вопросы в рамках рассматриваемой темы, делаются акценты на наиболее сложные и спорные положения изучаемого материала.

Основной целью семинарских и практических занятий является контроль степени усвоения пройденного материала и хода выполнения студентами самостоятельной работы, обсуждение наиболее сложных и актуальных вопросов в рамках заявленной темы. Занятие предполагает всестороннее обсуждение темы при максимальном участии студентов учебной группы. Основой для подготовки студента к семинарским занятиям являются лекции и издания, рекомендуемые преподавателем. При изучении источников студентам рекомендуется законспектировать основные идеи публикации, предлагаемые определения, зафиксировать существенные факты, суть приводимых примеров.

Основной целью самостоятельных занятий является приобретение и закрепление навыков анализа хорового произведения, изучение музыкально-стилевых особенностей явлений хорового искусства, освоение музыкально-нотного материала, повторение тезауруса по данной теме. Самостоятельные занятия должны проводиться на протяжении всего курса, сопутствуя лекциям и семинарским занятиям, конкретизируя и дополняя их материал.

Темы семинарских и практических занятий


Тема 4. Вокально-симфоническое наследие И. С. Баха

Вопросы к теме:

  1. Особенности баховской трактовки пассиона.

  2. Развитие Bar-формы в кантатных хорах И. С. Баха.

  3. Соотношение хоровых и оркестровых голосов в партитурах вокально-инструментальных произведений И. С. Баха.

Произведения для анализа:

Бах И. С.  «Месса h-moll» (хоры № 1, 4, 15, 16, 24); «Страсти по Матфею» (хоры № 1, 47, 72, 78); «Страсти по Иоанну» (№ 1, 21), Магнификат (№ 1, 10, 11, 12); духовные кантаты (№ 4, 6, 21, 106); светские кантаты: «Состязание Феба и Пана» (хор «Вниманье, вниманье»), «Умиротворенный Эол» (хоровые номера).

Литература:

Основная:

1. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друскин М. И. С. Бах. – М.: Музыка, 1982. – 383 с.

2. Друскин М. Пассионы И.-С. Баха. – Л.: Музыка, 1972. – 88 с.

3. Друскин М. Пассионы и мессы И. С. Баха. – Л.: Музыка, 1976. – 168 с.

4. Ливанова Т. Музыкальная драматургия И. С. Баха и ее исторические связи. – М.: Музыка, 1980. – 287 с.

5. Морозов С. А. Бах. – М.: Молодая гвардия, 1984. – 254 с.

6. Русская книга о Бахе: сб. ст. – М.: Музыка, 1986. – 375 с.

7. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: [о стиле И. С. Баха]. – М.: Музыка, 1973. – С. 198-213.

8. Форкель И. О жизни, искусстве и произведениях И. С. Баха. – М.: Музыка, 1974. – 166 с.

9. Швейцер А. И. С. Бах. – М.: Классика-XXI, 2004. – 808 с.

10. Этингер М. Гармония И. С. Баха. – М.: Музгиз, 1963. – 109 с.


Тема 4а. Становление жанра Реквием в музыке XVIII – XIX вв.

Вопросы к теме:

  1. Влияние оперы и симфонии на развитие музыкального языка жанра на

примере «Реквиема» В. Моцарта.

  1. Традиции национальной хоровой культуры в «Немецком реквиеме» И. Брамса.

  2. Черты оперного стиля в «Реквиеме» Дж. Верди.

Произведения для анализа:

Моцарт В.  «Реквием».

Брамс И.  «Немецкий реквием».

Верди Д.  «Реквием».

Литература:

Основная:

1. Локшин Д. Зарубежная хоровая литература: учеб. пособие / Лаппо С., Локшин Д. – Вып. 1. – М.: Музыка, 1964. – 224 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Аберт Г. В. А. Моцарт. – Ч. II, кн. 2. – М.: Музыка, 1987. – 558 с.

2. Бушен А. Молодой Верди. – Л.: Музыка, 1989. – 368 с.

3. Галь Г. Брамс. Вагнер. Верди: Три мастера - три мира / пер. с нем. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 640 с.

4. Гейрингер К. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1965. – 432 с.

5. Друскин М. И. Брамс. – Л.: Музыка, 1959. – 143 с.

6. Левандо П. «Реквием» Моцарта в репертуаре Петербургской капеллы // Моцарт и русская музыкальная культура. – СПб., 1991. – С. 30-34.

7. Луцкер П. Моцарт: Реквием. – М.: Классика-ХХI, 2008. – 22 с.

8. Робинс-Лэндон Х. К. Новое о Реквиеме // Советская музыка. – 1991. – № 12. – С. 24-29.

9. Соловцова Л. Джузеппе Верди. – М.: Музыка, 1981. – 416 с.

10. Царева Е. Иоганнес Брамс. – М.: Музыка, 1986. – 382 с.


Тема 5. Оперно-хоровое творчество зарубежных композиторов XIX в.

Вопросы к теме:

1. Народные сцены в романтической опере XIX в.

2. Театр Р. Вагнера.

3. Особенности хорового стиля Р. Вагнера.

Произведения для анализа:

Вагнер Р. Хор прях, хор матросов из оперы «Летучий голландец»; хор «Слава искусству» из оперы «Тангейзер»; Свадебный хор из оперы «Лоэнгрин».

Литература:

Основная:

1. Друскин М. История зарубежной музыки: учебник. – Вып. 4: Вторая половина XIX века / Санкт-Петербургская гос. консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова. – СПб.: Композитор, 2004. – 630 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1 Гуревич Е. Л. История зарубежной музыки: Популярные лекции: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. – М.: Академия, 2000. – 320 с.

2. Друскин М. С. Вагнер. – М.: Музгиз, 1963. – 95 с.

3. Кенигсберг А. Оперы Вагнера «Летучий Голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин». – М.-Л.: Музыка, 1967. – 80 с.

4. Левик Б. Рихард Вагнер. – М.: Музыка, 1978. – 448 с.

5. Лиштанберже А. Рихард Вагнер как поэт и мыслитель. – М.: Алгоритм, 1997. – 477 с.

6. Ручьевская Е. А. "Руслан" Глинки, "Тристан" Вагнера и "Снегурочка" Римского-Корсакова. Стиль. Драматургия. Слово и музыка: монография. – СПб.: Композитор, 2004 – 396 с.

7. Хохловкина А. Западно-европейская опера: конец XVIII – 1 пол. XIX в. Очерки. – М.: Музгиз, 1962. – 367 с.

8. Шюрэ Э. Рихард Вагнер и его музыкальная драма / пер. с фр. Н. М. Розен. – М.: Энигма, 2007. – 320 с.


Тема 8. Циклические инструментально-хоровые жанры ХХ века

Вопросы к теме:

1. Лирика, драматизм, эпическое начало и сатира в оратории А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре».

2. Роль народной обрядовости и фольклорных элементов в сюжете и музыкальном языке произведения.

3. «Военный реквием» Б. Бриттена. Актуальность и общественная значимость темы, грандиозность ее воплощения.

4. Литературная основа «Военного реквиема» Б. Бриттена: сочетание традиционного латинского текста и национальной поэзии.

Произведения для анализа:

Оннегер А. Оратория «Жанна д’Арк на костре».

Бриттен Б. «Военный реквием».

Литература:

Основная:

1. История зарубежной музыки: учебник для муз. вузов / ред. В. В. Смирнов. – Вып. 6. – СПб.: Композитор, 2010. – 630 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 2: Зарубежная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2007. – 244 с.

Дополнительная:

1. Друмева К. Драматическая оратория А. Оннегера «Жанна д’Арк на костре» // Из истории зарубежной музыки. – М., 1973. – С. 95-125.

2. Дюмениль Р. Современные французские композиторы группы «Шести». – М.: Музыка, 1964. – 132 с.

3. Калошина Г. Особенности симфонизации монументального вокального сочинения в творчестве А. Онеггера 1920 годов (на примере оперы-оратории «Антигона») // Из истории зарубежной музыки / сост. М. Пекелис, И. Гивенталь. – Вып. 3. – М., 1979. – С. 156-180.

4. Ковнацкая Л. Бенджамин Бриттен. – М.: Сов. композитор, 1974. – 392 с.

5. Онеггер А. О музыкальном искусстве. – Л.: Музыка, 1979. – 264 с.

6. Орлов Г. «Военный реквием» Бриттена // Вопросы теории и эстетики музыки. – Вып. 5. – Л., 1967. – С. 65-99.

7. Сохор А. Ораториально-кантатная и хоровая музыка // Музыка ХХ века. Очерки. – Ч. 2, кн. 3. – М., 1984. – С. 312-345.

8. Таурагис А. Бенджамин Бриттен: Очерк жизни и творчества. – М.-Л.: Музыка, 1965. – 150 с.

9. Холст И. Бенджамин Бриттен / пер. с англ. В. Ашкенази. – М.: Музыка, 1968. – 99 с.


Тема 10. Хоровая музыка эпохи Просвещения

Вопросы к теме:

1. Новаторские взгляда Н. Дилецкого на сущность музыки.

2. Этапы эволюции хорового концерта.

3. Хоровая фактура в концертах русских композиторов.

4. Композиционные, темброво-фактурные особенности хорового письма на примере концертов Д. Бортнянского, М. Березовского.

Произведения для анализа:

Березовский М. Хоровой концерт d-moll «Не отвержи мене во время старости».

Бортнянский Д. Хоровые концерты № 3, 24, 32.

Литература:

Основная:

1. Ануфриева О. В. 50 бесед о русском церковном пении и духовной музыке: учеб. пособие / под ред. И. Ануфриева. – Пермь: Типография МП Коробченко С. И., 2009. – 625 с.

2. Хоровая литература: учеб. пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Герасимова-Персидская Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Герасимова-Персидская Н. А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох. – М.: Музыка, 1994. – 126 с.

3. Дилецкий Н. П. Идея грамматики мусикийской (Памятники русского музыкального искусства) / пер., коммент. Вл. Протопопова. – Вып. 7. – М.: Музыка, 1979. – 639 с.

4. Доброхотов Б. В. Д. С. Бортнянский. – М.: Музыка, 1968. – 107 с.

5. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

6. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

7. Кошмина И. В. Русская духовная музыка. История. Стили. Жанры. – Кн. 1. – М.: Владос, 2001. – 222 с.

8. Протопопов В. Значение партесного стиля в истории русской музыки // Советская музыка. – 1991. – № 1. – С. 88-92.

9. Рыцарева М. Композитор М. Березовский. Жизнь и творчество. – Л.: Музыка, 1983. – 144 с.

10. Рыцарева М. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество. – Л.: Музыка, 1979. – 255 с.


Тема 13. Особенности развития кантатно-ораториального жанра в России XIX-начала XX в.

Вопросы к теме:

1. Кантата как ведущий жанр русской вокально-симфонической классики.

2. Лирико-драматический тип кантаты на примере кантаты С. Рахманинова «Весна».

3. Композиционное многообразие русских кантат на примере произведений П. Чайковского, С. Танеева, Н. Римского-Корсакова, С. Рахманинова.

Произведения для анализа:

Чайковский П. И. «Москва».

Танеев С. И. «Иоанн Дамаскин».

Римский-Корсаков Н. А. «Свитезянка», «Песнь о вещем Олеге».

Рахманинов С. В. «Весна», «Три русские песни», «Колокола».

Литература:

Основная:

1. Ильин В. Очерки истории русской хоровой культуры 2-ой половины XVII- начала ХХ вв. – М.: Сов. композитор, 1985. – 229 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Бернандт Г. С. И. Танеев. – М.: Музыка, 1983. – 288 с.

2. Брянцева В. С. В. Рахманинов. – М.: Сов. композитор, 1976. – 645 с.

3. Бобыкина И. «Три русские песни» С. Рахманинова // Музыкальная жизнь. – 1979. – № 5. – С. 15-16.

4. Виханская А. М. Об особенностях развития кантаты в России // Становление и развитие национальных традиций в русском хоровом искусстве. – Л.: ЛГИК, 1982. – С. 34-48.

5. Гольденвейзер А. Б. Танеевские кантаты // Гольденвейзер А. О музыкальном искусстве: сб. ст. / ред.-сост. Д. Д. Благого. – М., 1975. – С. 119-120.

6. Кандинский А. Симфонизм Рахманинова и его поэма «Колокола» // Советская музыка. – 1973. – № 6. – С. 88-98.

7. Корабельникова Л. З. Творчество С. И. Танеева. – М.: Музыка, 1986. – 296 с.

8. Птица К. Б. «Три русские песни» для хора и симфонического оркестра С. В. Рахманинова, соч. 41 (из опыта хормейстерской работы) // Труды Гос. муз. пед. ин-та им. Гнесиных. – Вып. 1. – М., 1959. – С. 24-53.

9. Скафтымова Л. А. Вокально-симфоническое творчество С. В. Рахманинова и русская кантата начала ХХ века. – СПб.: Канон, 1998. – 254 с.

10. Туманина Н. О кантате П. И. Чайковского «Москва» // Туманина Н. Чайковский. Великий мастер. – М., 1968. – С. 141-144.


Тема 14. Оперно-хоровое творчество композиторов 2-й половины XIX-начала XX в. (Н. А. Римский-Корсаков)

Вопросы к теме:

  1. Значение и характер хоровых обработок обрядовых народных песен, драматургическая трактовка обряда (жанровая и лирико-драматическая) в сказочных операх Н. А. Римского-Корсакова.

  2. Массовые сцены в опере «Псковитянка» (народно-национальный склад, многообразие хоровых характеристик, динамика развития).

  3. Новаторские метроритмические структуры оперных хоров, воссоздающие черты древнерусского пения.

Произведения для анализа:

Римский-Корсаков Н. Сцена Веча из 1-го действия («За Псков наш родимый», песня Тучи с хором «Государи, псковичи», хор «Грозен царь» из 2-го действия оперы «Псковитянка».

Римский-Корсаков Н. Подблюдная песня «Слава» из 1 действия, «Приворотное зелье» из 2-го действия, хор и пляска из 3-го действия, хор опричников «То не соколы в поднебесье слетались» из 2-го действия оперы «Царская невеста».

Римский-Корсаков Н. Песня и пляска птиц из пролога, Сцена «Проводы Масленицы» из 1-го действия, Хор слепцов-гусляров из 2-го действия, Свадебный обряд (хоровод и песня про бобра), Заключительный хор «Свет и сила, бог Ярило» из 4-го действия оперы «Снегурочка».

Римский-Корсаков Н. Хор «Высота, высота поднебесная» из 4-й картины оперы «Садко».

Римский-Корсаков Н. «Троицкая песня» из оперы «Майская ночь».

Римский-Корсаков Н. «Колядка девчат», «Песня Овсеня и Коляды» из оперы «Ночь перед Рождеством».

Литература:

Основная:

1. Соловцов А. Жизнь и творчество Н. А. Римского-Корсакова. – М.: Музыка, 1969. – 669 с.

2. Хоровая литература: учебное пособие: в 2-х ч. – Ч. 1: Отечественная хоровая литература. – СПб.: СПбГУКИ, 2008. – 352 с.

Дополнительная:

1. Глумов А. Музыка в русском драматическом театре. – М.: Музгиз, 1955. – 482 с.

2. Гозенпуд А. Русский оперный театр XIX века. – М.: Музыка, 1973. – 328 с.

3. Евсеев С. В. Римский-Корсаков и русская народная песня / ред. В. М. Цендровского. – М.: Музыка, 1970. – 175 с.

4. Келдыш Ю. Русская музыка XVIII века. – М.: Наука, 1965. – 464 с.

5. Левая Т. Русская музыка начала ХХ века в художественном контексте эпохи. – М.: Музыка, 1991. – 164 с.

6. Оперы Н. А. Римского-Корсакова: путеводитель. – М.: Музыка, 1976. – 478 с.

7. Попов С. В. Хоровое творчество Н. А. Римского-Корсакова // Русская хоровая литература. – Вып. 2. – М., 1969. – С. 43-90.

8. Римский-Корсаков Н. А. Летопись моей музыкальной жизни / ред. В. Н. Римского-Корсакова, А. В. Оссовского. – М.: Музгиз, 1955. – 398 с.

9. Стасов В. Статьи о Римском-Корсакове. – М.: Музгиз, 1953. – 92 с.

10. Ферман В. Оперный театр. Статьи и исследования. – М.: Музгиз, 1961. – 359 с.

11. Ярустовский Б. Драматургия русской оперной классики. – М.: Музгиз, 1953. – 404 с.






оставить комментарий
страница1/13
Макина А. В
Дата14.04.2012
Размер2,42 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх