Лекция №1. 03. 09. 09. Психиатрия icon

Лекция №1. 03. 09. 09. Психиатрия


Смотрите также:
Лекция №1. 03. 09. 09. Психиатрия...
Предмет психиатрии. Пограничная психиатрия. Детская психиатрия. Детская социальная психиатрия...
Выписка из тематического плана специального курса «Судебная психиатрия» для слушателей...
Выписка из тематического плана специального курса «Судебная психиатрия» для слушателей...
Курс лекции по дисциплине судебная психиатрия для специальности юриспруденция...
Государственный стандарт послевузовской профессиональной подготовки специалистов с высшим...
Программа дисциплины «Судебная психиатрия» входит в число дисциплин специализации дс. Р...
I. с какво се характеризира съвременната психиатрия...
Учебно-методический комплекс «Судебная психиатрия» печатается по решению кафедры...
Журнал для психиатров и врачей общей практики  Психиатрия и психофармакотерапия Депрессивные...
Вводный семинар, вводная лекция, занятия по целе-полаганию, лекция-беседа...
Резюмета на националната конференция по детска неврология...



Загрузка...
страницы:   1   2   3
скачать
Лекция №1. 03.09.09. ПСИХИАТРИЯ.

Игнатий Владимирович Журавлев.

Психиатрия – дисциплина описательная. В любом учебнике по психиатрии мы найдем перечень и описание симптомов и синдромов психических расстройств, но там нет психологических механизмов.

Проблема сопоставления развития и расстройства.


Ранние этапы формирования психики.

Первобытное сознание и сопоставления с теми или иными психическими расстройствами.

Особенности первобытного сознания:

  1. Ритуал – это то, что можно делать, и что нельзя, то есть некая система правил, которой должны подчиняться все. Жесткая регламентация жизни.

Мы это сопоставим с синдромом навязчивых состояний. Например, тапочки поставил не ровно, и человек не может успокоиться, пока не поставит их ровно. В основе этого навязчивого состояния лежит патологическое стремление к правильности.

^ Человек боится непредсказуемости, поэтому человек накладывает на себя правила. Этого человека называют - психастеник.

Система табу и тотемизм. Нельзя есть определенную пищу или нельзя выкурить трубку вождя иначе ты умрешь и т.д. В нашем сознании больше важен запрет, чем разрешение. Если человек может делать что он хочет, без запретов, то сознание не разовьется. Ребенок больше понимает нельзя, чем можно. Этот человек (психастеник), как бы возвращается на стадию первобытного сознания. Если что-то нарушает их привычное бытие, их настигает тревога и паника, и возникает вопрос, а что же теперь делать?? Левистросс писал, что миссионеры, которые хотели первобытное племя посвятить в христианство, заметили удивительную вещь, что если их переселить на другое место, то дальше их можно посвящать хоть в христианство, хоть в мусульманство. Таким образом, для них очень важна внешняя сторона объектов.

  1. ^ Магическое мышление

У Фрейда был термин «всемогущество мысли». Магическое мышление видит за естественным порядком вещей какой-то еще. Пример: алхимик, который пытается получить золото, он не только должен скрестить какие-то элементы, но обязательно произнести какие-то заклинания.

Анимизм – это проявление магического мышления, это вера в духов.

  1. ^ Особое представление о пространстве и времени.

Эти представления не даются человеку сразу, они развиваются. У нас сформировано представление о неком объективном пространстве для нас. А у первобытного человека есть представления, например, что одна и также вещь может одновременно находиться в разных местах.

Пример Пиаже: Мы толкнули два мячика, они катились с разной скоростью, затем их одновременно остановили, и соответственно один мячик укатился дальше, чем другой, но для ребенка это не понятно, как же так, что они катились одинаковое время. Ребенок думает, что тот шарик, который укатился дальше, на самом деле катился дольше по времени.

Сначала формируется время циклическое, которое хорошо увязывается с ритуальным мышлением, и только потом оно начинает быть линейным. Именно поэтому у первобытного человека, умершие предки вновь оживают, и превращаются в какие-то фигурки и сними можно общаться.

^ Искажение пространства и времени мы можем видеть при шизофрении, например, исчезновения пространства, возможность предвидеть события (что-то происходит, а ему кажется, что он это знал заранее).

  1. ^ Специфические категории субстанции и причинности.

Субстанция - нечто постоянное в вещах. В мифологическом сознании вещи не равны сами себе, они могут исчезать или превращаться во что-то другое. Когда люди осознали, что вещи равны самим себе, появилось представление о субстанции. Например: когда мы отворачиваемся от вещей, то они не исчезают. Понятие перманентного (постоянного) объекта, ввел Пиаже. Например, у детей объекты существуют только в области их сенсорного поля, то есть глаза закрыл, и мир исчез.

Первоначально «Я» тоже нет, то есть время идет и «Я» тоже меняется. Вещи могут искажаться, превращаться в другие вещи.

У шизофреника собственное «Я» может лишаться субстанции, оно может пропадать вовсе, это называется «океаническим чувством», объекты могут переставать быть перманентными, они могут появляться из небытия и уходить в небытие.

- Категория причинности. В первобытном сознание есть понятие магическая причинность. Например: неоднородность субстанций, Я подумал и что-то там случилось. Для нас причине события В, всегда есть предшествующие событие А.

Например: бредовой психоз, искажение причинной цепи, может вводить в нее инородные элементы. И при этом не один здравый аргумент, для него не меняет ощущения его правоты.

Теории, с помощью которых ученые пытались объяснять первобытное сознание.

Могут ли они объяснить психические расстройства?

  1. ^ Теории ассоциативной психологии, которые в целом базируются на философской традиции английского эмпиризма. Так, как англичане первые занялись изучением первобытного сознания. Представление о сознание философов эмпириков. Все наше познание начинается с опыта и должно быть построено из первичных кирпичиков или элементов. И все ощущения, которые возникают у человека, вне зависимости от их культурной принадлежности – одинаковы. Тогда, возникает вопрос, чем же отличается наше сознание от первобытного? Различие не в протекание психической деятельности, а различие в системе знаний (мы больше знаем) – э то неправильная теория. И соответственно миф считается первоначальной формой науки, с помощью чего объясняют еще не познанное. Мы можем задать вопрос, а почему вы считаете, что все ощущения одинаковы? Мы можем сказать, что ощущения существуют только в рамках восприятия. Эдуард Тайлор, Джеймс Джордж Фрейзер «Золотая ветвь», описал различные виды магии.

Виды магии по Фрейзеру:

Все виды магии подчиняются симпатии. Симпатия – это взаимосвязь всего друг с другом.

  1. ^ Имитативная магия. Она подчиняется принципу имитации или принципу подобия. Это значит, что подобные вещи находятся в определенной связи друг с другом. Например: связь изображения с объектом, кодирование по фотографии, кукла Вуду. Например, когда человек делает кукиш в кармане, чтобы не сглазили.

  2. ^ Контагиозная магия. Подчиняется принципу контакта. Вещи, которые проконтактировали друг с другом, продолжают находиться в контакте и находятся в нем всегда. Пример: иногда люди боятся, что где-то остался их волос, так как кто-то его найдет и наговорит на него и человек заболеет. Когда человека ранили ножом, нужно смазать мазью не рану, а достаточно смазать сам нож. Шизофреники могут бояться своего отражения в зеркале, или думать, что оно там осталось и кто-то, что-то с ним сделают.

У шизофреника механизмы восприятия, мышления искажаются, становятся другими.

Теорию ассоцианизма нельзя применять для объяснения психических расстройств.

^ 2-ая группа теорий Французской социологической школы Эмиль Дюркгейм. Эта школа противопоставляет индивидуальное и коллективное, есть индивид, а есть социум и они противопоставлены друг другу. Пример: Люсьен Леви-Брюль придумал механизм партиципации, описывая механизм первобытного человека. Качественная особенность в том, что нельзя допускать тождество умственного механизма у нас и у первобытных людей.

Механизм партиципации – усмотрение «связи» между явлениями с непосредственной очевидностью. Например: идет туземец с рыбалки, и встречает другого туземца и думает, ага, так вот кто виноват в том, что я ничего не поймал. Он сразу видит событие в этой взаимосвязи.

^ В патологии – это чувственный бред, человек идет по улице и видит вырытую яму, и она для него непосредственно означает, что он умрет, это для него очевидно и не требует никаких доказательств.

^ Интерпретативный бред – это когда выстраивается последовательность доказательств.

Первобытное мышление - это дологическое мышление, которое подчиняется каким-то своим законам. Психофизиология восприятия у нас и у первобытного человека одинакова, но воспринимаемое в момент восприятия сразу же обволакивается коллективными представлениями.

Клод Леви-Стросс. Ввел понятие медиации противоположностей, тенденция объединять противоположностей или опосредование. Мифы всех народов по своей фабуле чем-то похожи, есть одинаковая структура, хотя эти народы никогда не общались. Например: у этих народов есть представление о классе животных, которые называют хищниками, а есть травоядные, и должен появиться какое-то животное, которое объединяет эти два класса. Это ворон, он вроде и не убивает свою добычу, но питается падалью (то есть плотью).

В патологии мы видим тоже тенденцию к объединению противоположностей. Например, одновременно любит и ненавидит свою мать. Расстройства циклоидного круга, у циклоидных психопатов, может быть одновременно хорошее и плохое настроение.

  1. ^ Теория немецкого философа и психолога Вильгельм Вундт.

Теория мифологической апперцепции. Вундт протестует, чтобы миф считали познавательным объяснением. Вундт считает, что в основе первобытного мышления лежит аффект. Мифологическая апперцепция или олицетворяющая апперцепция. Всегда когда мы что-то воспринимаем, наше восприятие всегда ассимилируется со всем запасом представлений.

^ Первобытное сознание заключается в том, что человек собственные эмоции вставляет в происходящее. Для него сами объекты плохие или хорошие. Отсюда возникает анимизм так, как так восприятие устроено. Отсюда возникает чародейство, так как оно выстраивает путь в строении анимизма:

  1. Прямое чародейство (одна душа воздействует на другую). Например: дурной глаз, или сумасшествие (одна душа одержима другой). Маски и изображения отождествляются с самими объектами, с которыми они отождествляя.

  2. Косвенное чародейство связанно с постепенным отходом о представление, о душе, есть две ступеньки:

- символическое чародейство, вместо того, чтобы действовать с душой самого человека, действуют с его представителем (например, изображения человека, фотография).

- магическое чародейство, предметы перестают быть символами и сами наделяются магическими свойствами. Например, корень мандрагоры, это как бы возврат к прямому чародейству.

^ 3-ая теория немецкого философа Эрнст Кассирер (неокантианец).

Представление о эмоциональном восприятии и его противопоставление предметному восприятию. Эмоциональное восприятие – это одушевляющее восприятие.

В процессе эволюции эмоциональное восприятие заменили предметным, мы изгнали душу из объектов.

«Философия символических форм» - 3-х томник.

Он различает разные символические формы организации сознания, в связи с тем, в какой связи находится символ и объект:

  1. ^ Миф – стадия выражения, для нее характерно слияние символа и объекта.

  2. Язык – стадия развития сознания – это стадия представления, для нее характерно различение символа и объекта. Язык на первой стадии не выполняет репрезентативной функции - это язык выражения.

  3. Наука – стадия понятия, слияние символа и объекта, но на новом уровне, мы можем оперировать символами, так как будто это и есть объект.

Мифологическое сознание Кассирер, объяснял принципом симпатии и принципом метаморфозы (превращение всего во все).

Психические расстройства можно описать как определенную символическую форму, можно описать, как слияние символа и объекта или как регресс на ранние стадии развития.

^ 4-ая теория это представление о мифологическом сознании Л.С. Выгодского, он вводит понятие развитие форм обобщения.

Выготский высказывал критику в адрес Леви–Брюля с его принципом партиципации. Объекты объединяются субъективно в контексте данной ситуации.

^ 5-ая теория Маршала Маклюэн мыслитель 20 – го века.

Его книги: «Галактика Гутенберга», становление человека печатающего, «Понимание Медиа».

Когда возникает письменность и печатная продукция, возникает возможность переводить из симультанного (целостного и одномоментного) восприятия в сукцессивное (по этапное) представление (восприятие).


Лекция № 2. 10.09.09.

Расстройства перцептивной деятельности или расстройства восприятия.

Общие вопросы, связанные с проблемами восприятия:

  1. Свойство восприятия это его активность и категориальность. Рассуждения Леонтьева: «Наивно думать, что будто бы для того, чтобы что-то воспринять нужно просто раскрыть глаза, а на самом деле нужно, чтобы между воспринимающим и воспринимаемым сложилась деятельность». Восприятие есть то , что мы делаем. Цитата Леонтьева: «Образ восприятия вычерпывается из мира». Восприятие – это аппарат неких черпаков.

  2. Категориальность восприятие – нечто категоризовать. Значит ответить на вопрос А или не А?

Мы должны обладать аппаратом способов категоризации. Отсюда становится понятным, почему первобытный человек, не просто думает о вещах не так как мы, а он видит их не так. Способы категоризации могут изменяться в течение жизни, у разных людей, у людей разной расы, и т.д.

^ Восприятие - категориальный аппарат прощупывания мира. Он имеет определенную структуру и иерархию.

P.S. Параллельная, распределенная обработка – это понятие существует в когнитивной психологии. Суть его в том, что информация на разных уровнях обрабатывается и распределяется параллельно. И стимулирующие и подавляющие воздействия идут как сверху вниз, так и снизу вверх.

Категории формируются в процессе культурного развития человека.

А так же уровни категоризации:

  1. Уровень допредметной категоризации или уровень сенсомоторики или уровень эмоционально – аффективный. Мы учимся воспринимать вещи на основании того, что можно с ними сделать.

Мы будем говорить о схемах движения, которые тоже формируются и развиваются. Нельзя думать, что у всех людей уровень категоризации одинаковый. Каждый новый уровень категоризации вбирает в себя предыдущий. Например, когда возникает предметный уровень, он вбирает в себя допредметный уровень. Предметное обобщение возникает только тогда, когда мы вступаем в деятельность с этим предметом.

Возможность посмотреть на предмет глазами другого человека дает нам представление о объективности предмета так, как мы можем разделить его в совместной деятельности.

Система предметных значений – это образ мира.

  1. ^ Уровень вербальной категоризации, чтобы возникло идеальное (система значений), форма деятельности соответствующая форме предмета, должна превратиться для человека в особый предмет, с которым можно действовать, не изменяя до поры до времени самого предмета, формой которого является та форма деятельности. Например, ребенок до поры до времени не может сказать слово, если его нет в его сенсорном поле. Дальше должно произойти разделение, то есть значение предмета должно перенестись на чувственную форму языка. И тогда ребенок оказывается способным сказать слово без наличия этого предмета здесь и сейчас. То есть должно произойти разделение предметной и вербальной категоризации.

Вопрос о чувстве реальности? Откуда берется убежденность в чувстве реальности того, что мы воспринимаем.

Есть шкала реальности, которую придумал Пьер Жане. Она выстраивается от полюса почти не реального, к полюсу реального. Ближе книзу находятся смутные мысли, неясные идеи. А на верхнем полюсе, Жане помещал объекты воспринимаемого мира. Важна идея о том, что можно говорить о разных степенях реальности. Что-то мы замечаем, а что-то нет. То, что я не замечаю, то для меня мало реально. Это мнение еще высказал философ Джордж Беркли в своем трактате «Принципы человеческого знания».

Книжечка: И.В. Журавлев «Как доказать что мы не Матрице», подзаголовок сознание, коммуникация и психические расстройства. Издательство УРС.

Мы должны иметь две характеристики реального объекта:

  1. Семиотическая характеристика. Объект для меня реален, если я его разделяю с другими людьми. Единицей сознания является – значение.

  2. ^ Топологическая или феноменологическая характеристика. Субъективно воспринимается, как реальное то, что оказывает мне наибольшее сопротивление. Феномен Зонда, представим, что идет слепой и палочкой ощупывает реальность, примечательно, что ощущения локализуются не там, где человек держит палку, а на конце палки. Палка слепого сама не объективируется, а служит для объективирования чего-то другого. Если палка ведет себя предсказуемо, то есть человек научился ей пользоваться, то он ее не замечает, (она для него перестает существовать), а вот если она поведет себя непредсказуемым образом, (например, начнет двигаться), то она для человека объективируется. Палка была мертвым проводником субъекта.

Книга: Тхостов психология телесности или статья типология субъекта.

Наиболее реально то, что ведет себя непредсказуемым образом.

Жане дал определение галлюцинациям - это собственные представления реальности, которые смещаются по шкале реальности вверх - вниз. Это процесс патологической субъективизации. Например, голоса шизофреника – это внутренний голос, но в нем нарушился процесс восприятия того, что реально, а что нет.

Переживание реальности возникает в нас тогда, когда происходит движение зонда, точнее в тот момент, когда мы должны изменить категориальный аппарат восприятия мира. Мы не воспринимаем мир непосредственно, у нас есть категориальный аппарат, с помощью которого мы прощупываем мир.

Любой способ категоризации мы можем назвать зондом. Мы способы нашей деятельности превращаем в навыки (в зонды), на которые потом перестаем обращать внимание.

Характеристики движения зонда:

  1. Пространственный и временной интервал. Свернули один зонд и открыли другой. Это разница, между тем к чему мы были настроены, и к чему нам пришлось перестроиться. Если мы ко всему были настроены, то интервал бесконечно мал, т.е. не происходит перенастройки. Чтобы происходило восприятие, мы постоянно должны взаимодействовать с миром. Когда для нас что –то слишком привычно, мы этого не замечаем. Если интервал очень большой, то для нас может ничего не произойти, потому как в нас должны быть способности различить, а за очень короткий промежуток мы этого сделать не можем.

«Из ниоткуда» мы не воспринимаем, мы всегда должны воспринимать новое событие на фоне чего-то другого, или после чего-то другого.

^ Временная характеристика. Если изменения происходят постепенно, то мы можем не понять, что произошло. Если скорость зонда очень маленькая, то мы не заметим изменений, ровно так же, если она очень большая. Иерархичное строение аппаратов зондов. Зондами являются вся система моих житейских знаний. Например, то, что после весны идет лето и т.д. Или каждый обладает совокупностью знаний о самом себе. Мы привыкли к этому, мы это не объективируем, в этой степени они для нас являются зондами. Стоит только случиться какому-нибудь плохому событию, то приходится резко свернуть все эти зонды. Система знаний рушится. Тогда возникает чувство паники, тревоги ит.д. Т.к. зонды разных уровней влияют друг на друга. Зонды высших уровней влияют на низшие уровни. Совокупность установок и мифов. В нас нечто сформировано, например, что Путин хороший или плохой человек и т.д. Есть зонды, которые быстро колеблются (поскользнулся), а есть зонды, которые более инертны, менее подвижны. Например: нам впарят что-то, и мы думаем что, так и должно быть.

Тревога – это хаотичное и беспорядочное прощупывание мира в разных направлениях. Тревога беспредметна, а вот страх – это предметная тревога, здесь мы уже боимся конкретного уровня. Высшие формы зонда учувствуют в организации низших зондов (паника, переживание тревоги, двигательная активность). Зонды разных уровней учувствуют в движениях зонда.

Расстройства восприятия:

  1. 1-ая группа:

^ Изменение интенсивности восприятия. Психиатры бы, их назвали расстройствами ощущения или элементарными расстройствами.

Гипестезия – восприятие мира подобно, когда у телевизора убавили громкость или яркость.

Это уменьшение переживания реальности, которое связано с пространственной характеристикой движения зонда. Пример больного, его самоописание: солнечный свет тускнеет, когда я встаю лицом к лицу с ним и громко говорю с ним, и я могу смотреть на него, и только его свет немного раздражает меня. Не во всем воспринимаемом мире снизилась яркость, громкость и т.д., а только определенный предмет, который входит в его систему бреда, что характерно для гомогенных расстройств, таких как шизофрения.

Гиперестезия – кажется, что радио говорит слишком громко, свет слишком яркий, это может быть при белой горячке. Пример: человек говорит, что резко испытывает очень неприятные ощущения в слуховой модальности, ему все в мире кажется невыносимо громким.

Парестезии – наложение двух предыдущих форм, затрагивающих телесную сферу. Ощущение ползанья мурашек по телу, при этом в одном месте кольнуло, а в другом я ничего не чувствую. Возникают в рамках невроза. Это расстройство допредметное, так как сами предметы не меняются, изменяется только их интенсивность. А если бы мы ощущали не мурашки, а жучков внутри тела, то это шизофрения.

  1. 2-ая группа:

^ Изменение дискретности восприятия. Связано с временной характеристикой зонда. Это способность воспринять единицу информации за единицу времени.

Дереализация – оно возникает в рамках синдрома деперсонализации - дереализации.

Это предметный голод или это отчуждение воспринимаемого мира.

Пример, больной говорит: «Я начал воспринимать мир как нарисованный, как на картинке, он стал механическим, я воспринимаю людей как пустые оболочки». Мир утратил жизненность, и вещи потеряли внутренний смысл. «Я слышу как сквозь вату, я вижу как через толщу воды». Здесь изменяется живость мира. Иногда, некоторые предметы заставляют себя видеть. На фоне пустоты, вдруг какой-то предмет врывается в мое сознание или не возможно сосредоточится на каком-то объекте.

Леонтьев: описывал болезнь минеров. Он лишались зрения и кистей рук. Он описал странное расстройство. Например, руку можно заменить, с помощью операции сформировать культю, и человек возвращается в предметный мир так, как человек может проконтролировать операцию посредствам зрения, но при той же операции на зрение, такого не происходит

Чувственная ткань – это не ощущение, это движение одного зонда относительно другого, это происходит при работе нашего категориального аппарата.

Здесь нарушается подкрепление существования самого объекта. В нас замедляется работа на более медленных уровнях, мы перестаем подкреплять предметы с прежней частотой, и тем самым утрачивается состояние реальности. Возникают «эффекты кинопленки». Это связано с уменьшением скорости зондов в допредметном мире. Этот предметный голод тянет на себя вербальную категоризацию, то есть (компенсируется более высоким уровнем). Эти люди очень любят рассуждать о своих расстройствах, они используют различные сравнения (это называется сравнительной речью), отсюда возникновение красивых метафор. Именно, по этому возникла идея, что деперсонализация и дереализация возникает в случае изменения самосознания (это расстройства самосознания). Самосознание – есть функция времени (это приплюсовывание самих себя к себе). Поэтому эти люди производят впечатление очень рефлексирующих людей. Предметная насыщенность как противоположность предметного голода. Сюда можно присоединить тревогу, которая тоже связана с повышением дискретности мира. Но в отличие от предметной насыщенности, тревога не предметна и не упорядочена. Иногда деперсонализация возникает для компенсации тревоги (бесконечное блуждание на низших уровнях). А дальше, если подключаются боле высшее уровни, то возникает галлюцинаторный психоз. А если остается на том же уровне зонда, то возникает дереализация.


Лекция № 3. 17.09.09.

Леонтьевское противопоставление образов и процессов. Процесс всегда подпитывает образ. Образ нм является как нечто целостное и константное, но на самом деле я всегда произвожу какую-то подпредметную работу, (например микродвижения глаза), которая незаметна для нас самих.

Сенестопатиии – это телесные расстройства, которые трудно описать вербально, потому что они возникают на допредметном уровне.

Это очень неприятные, тягостные, стойкие, повторяющиеся ощущения в теле, которые не связаны не с какими анатомо-физиологическими нарушениями. Например: «Я чувствую, как будто бы у меня между лопаток вставлен раскаленный нож». «Как будто что-то перекатывается, переваливается внутри».

Каков его механизм? Наверное искажение дискретности применительно к телу, можно описать, как отдельные части тела просятся в сознание.

Это расстройства могут проявляться как моносимптом. Могут быть органические нарушения, но совершенно обязательно.

^ 3-ая группа расстройств:

I.Нарушение структурности восприятия. Мы воспринимаем мир как систему отношений. Их можно разделить на два типа:

- отношения межпредметные (отношения предметов находятся в определенных отношения друг с другом).

- внутрипредметные отношения мало очевидные. Я, даже зная из чего сделан молоток, но тем не менее воспринимаю его как нечто целостное. Возможность выделить внутрипредметные отношения это характерная черта только для человека. По Пиаже - это ассимиляция. На 2-м году жизни начинает формироваться семиотическая функция, которая выносит объекты и за рамки сенсорного поля, то здесь происходит ассимиляция объектов между собой. Именно это и обеспечивает возможность выделение внутрипредметных отношений. Ребенок с трех лет начинает видеть предмет как партитивную (часть) систему, то есть он видит предметы как состоящие из частей, к этому обезьяна никогда не перейдет. Мы обретаем возможность перестраивать, членить и т.д.

1. ^ Механизм в утрате отношений. То, что касается утраты внутрипредметных отношений – это называется расщепление восприятие. Например: человек смотрит на другого, и видит, что голова его это один предмет, а его туловище это уже другой предмет.

2. ^ Утрата межпредметных отношений.

Агнозии – это нарушение осмысленности восприятия не способность связать предмет с контекстом. Не узнавание знакомых, в не знакомых ситуациях – это гипомнезия (ослабление памяти). Утрачивается возможность связать предмет с контекстом.

Противоположный механизм – это появление нового отношения.

- появление новых внутрипредметных отношений – сюда мы должны отнести иллюзии.

^ Патологические иллюзии – мы вместо предмета видим другой, происходит замещение и вот этот новый предметный образ работает как подставной родственник, то есть он встраивается в тот же контекст.

3- вида патологических иллюзий по Ясперсу:

  1. Аффективные иллюзии. Для того чтобы развеять иллюзию, надо поближе к ней подойти, потрогать.

  2. ^ Иллюзии внимания (установи). Они вызваны либо снижением или повышением внимания.

Снижение – это когда мы, например путаем буквы. Они тоже связаны с эмоциями. Мы ожидаем то, что нам видится или слышится.

  1. ^ Парейдалические иллюзии – это иллюзорное восприятие реального объекта.

Человек смотрит на ковер или на обои и видит, что на него с этого ковра кто-то смотрит или на него бежит стадо оленей. В отличие от других иллюзий, если мы начинает более пристально всматриваться, то не факт что они исчезнут. Мы можем разглядеть каждую черточку, но отношения внутрипредметные стали новыми.

Эти иллюзии очень характерны для начала белой горячки.

Межпредметные отношения здесь не затрагиваются.

Два условия иллюзий:

  1. Субъективные (установка, воображение, психическое расстройство, эмоции субъекта).

  2. Объективные (это сами образы самого предмета, мера его освещенности, степень оформленности предмета).

В каких-то условиях преобладают субъективные иллюзии, в каких-то объективные.

Теперь межпредметные отношения: ложные узнавания (иллюзии двойников), когда человек в не знакомом видит знакомого, или в своих родственниках не узнает их, а считает что они подставные.

Здесь появляется новое межпредметное отношение. Человек воспринимает других людей сквозь призму своих отношений.

  1. ^ Искаженное восприятия отношения.

Качественное изменение восприятия, термин Ясперса. Человеку дают текст напечатанный черным шрифтом на белой бумаге, а человек говорит, что это зеленая бумага, и напечатано красными буквами. Искажается соотношение фигуры и фона и разные признаки предмета.

Психосенсорные расстройства - метаморфопсия- это искажённое восприятие формы, величины, цвета, покоя или движения, пространственного расположения реально существующих в данное время предметов или явлений. Встречается при различных поражениях головного мозга, дефектах сетчатки, астигматизме, если нарушено восприятие пространственных отношений. Например: человек идет по улице и ему кажется, что все дома очень большие, а он сам очень маленький.

Аутометаморфопсия – это применительно к собственному телу. Это может возникать при наркомании, интоксикации и при шизофрении.

  1. ^ Галлюцинаторные расстройства. Галлюцинации в той или иной мере нуждаются в восприятии объективной реальности. Они должны возникать на фоне реальности. Иллюзия возникает вместо какого-то объекта, а галлюцинации это всегда какой-то объект, который хочет встроиться в предметный мир. Галлюцинации идут по пути объективации.

Галлюцинации и их виды:

    • Функциональные и рефлекторные галлюцинации – они наиболее близки к иллюзиям. Например: человек открывает кран, слышит воду и в то же время слышит ты скотина, мерзавец, мы сейчас прейдем и тебя убьем. Выключает воду и голос пропадает. Он воспринимает и воду и этот голос одновременно, а если бы это была иллюзия, то один предмет заменился бы другим. Это галлюцинации, возникающие в той же модальности, в которой воспринимаются.

    • ^ Рефлекторные галлюцинации. Возникают в другой модальности – отличие от функциональной. Например: «Когда человек поворачивает ключ в замке, то чувствует, что у него в животе ворочается змея». Вместе эти галлюцинации встречаются очень редко или пропускаются.

  1. Псевдогаллюцинации – в отличие от функциональных галлюцинаций в предмете не нуждаются. Эти галлюцинации застревают на пол пути к реальности. Они не достигают степени реальности, которая свойственна объективному миру. Псевдогаллюцинации возникают в субъективном пространстве. Например: человек говорит, что видит какие-то образы как на экране. Пациенты сами понимают, что те вещи, которые они видят или слышат, отличаются от всех остальных предметов. Псевдогаллюцинации возникают на фоне предметного мира, но с ним не взаимодействует (это значит, она может пройти сквозь стену). Эти галлюцинации могут вылезти за пределы тела, но они отличаются от всех остальных образов (они не похожи не на что). Они возникают при относительно ясном сознании, а истинные галлюцинации требуют помраченного сознания. Еще одно отличие псевдогаллюцинаций – для них свойственно чувство сделанности, (человек ощущает себя подконтрольным чему-то, ощущает на себе какие-то воздействия). Если мои представления объективируются, то я не смогу их контролировать, эти галлюцинации возникают помимо воли. Они уже не произвольны, но еще не встроились в картину мира. А если они не мне подвластны, значит кто-то другой их в меня вставляет.




оставить комментарий
страница1/3
Дата09.04.2012
Размер0,65 Mb.
ТипЛекция, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх