Урок по основам православной культуры «Добро и зло» icon

Урок по основам православной культуры «Добро и зло»


1 чел. помогло.

Смотрите также:
А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”...
Классный час для 9 класса по теме: "Добро. Зло. Терпимость" Тема: "Добро. Зло. Терпимость"...
Тема урока: «Добро и зло»...
Iv общероссийской олимпиады школьников по основам православной культуры...
Рабочая программа учебного предмета «основы православной культуры»...
Натальи Авшалумовой "Девочка с изумрудными волосами"...
Вопросы для обсуждения: Статистика обсуждаемой проблемы...
Классный час в 1 классе Тема «Добро, зло, здоровье»...
Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5...
«Вопросы веры и безверия в произведениях Федора Михайловича Достоевского»...
Урок-конференция по теме "Добро и зло через призму литературы"...
Урок литературного чтения в 3 классе умк «Школа России»...



скачать
Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №23


Урок по основам православной культуры

«Добро и зло»

Класс 10


Составил учитель

учитель русского языка

и литературы

Ключникова Р.Г.


2009-2010 учебный год


Добро и зло в христианстве.


Цели:

-показать понимание добра и зла в христианстве.

- продолжить формирование своего отношения к понятиям « добро» и «зло»;

- уметь различать добро и зло.


Раздаточный материал: текст притчи «Добро и зло» (приложение №1), варианты кластеров (приложение №2), (В. Закруткин «Матерь Человеческая» №3), карточки с высказываниями (приложение №4), варианты выполненных работ (приложение №5).


^ Форма работы: групповая и индивидуальная.


задача для человека состоит в том, чтобы научиться различать истину и ложь, добро и зло и делать самостоятельный выбор.
Ю.М.Еловиков « О духовной эволюции»


^ Ход урока.

I Стадия урока «Вызов».

Цель: пробуждение интереса и мотивации к обсуждению предлагаемой темы.

Постановка проблемы:

Крошка сын к отцу пришел, и спросила кроха:
”Что такое хорошо, и что такое плохо?”
Маяковский В.В.


Что такое хорошо, и что такое плохо? Сегодня на уроке мы попытаемся найти ответ на этот вопрос.

^ Задание №1.

-Прочитайте притчу (притча даётся без заглавия), найдите ключевые слова, которые помогают определить основную мысль притчи, обозначьте её. Подберите заглавие.

(Приложение №1)


( Возможные варианты ответов).

Ключевые слова: благо, вред, добром, лютым злом, темна природа зла, суть добра
душой непостижима и мудра, доступна только Богу, что в жизни зло, что благо - сам суди,

речь молодых беспечна, злато, слово старика, вековая мудрость, не в почете седина, грань тонка, мысль об их сплетенье нелегка, сродни измене пестованье зла.

^ Основная мысль:

Но как бы ни добра душа была,
Сродни измене пестованье Зла.

Заглавие « Добро и зло», « Что в жизни зло, что благо – сам суди».


-Итак, тема нашего урока «Добро и зло в христианстве». Эпиграфом являются слова

Ю.М. Еловикова, прочитайте их и определите цели нашего урока.

- А можно ли взять в качестве эпиграфа строки из притчи? Обоснуйте свой выбор.


(Возможные варианты ответов).

- Мне кажется, что эпиграфом могут служить слова:

Темна природа Зла, а суть Добра,
Душой непостижима и мудра,
Доступна только Богу одному -
Не нашему короткому уму.

Если человек знает христианские заповеди, живёт в соответствии с ними, то это поможет ему избежать в своей жизни ошибок. А ещё я считаю, что если человек живет в ладу со своей совестью, главным судьёй, то и понять, нравственно ли поступает он или нет, ему не составит труда.

-В качестве эпиграфа, по моему мнению, можно использовать слова:

Дарован пламень каждому в груди,
Что в жизни Зло, что Благо - сам суди.

Ребёнку можно объяснить что хорошо, что плохо, но когда он подрастёт и у него накопится свой, пусть небольшой жизненный опыт, то выбор зависит только от него. Если он примет ошибочное решение, то и исправить его должен сам. А если трудно ещё самостоятельно принять решение, то прислушаться нужно к советам старших.


Насколько между ними грань тонка!
Как мысль об их сплетенье нелегка!-

эти слова, я полагаю, можно использовать в качестве эпиграфа. Притча служит примером того, что не всегда благие намерения могут принести добро. Мне, кажется, чрезмерная опека старших может тоже привести к отрицательным результатам, потому что молодые люди не смогут принять самостоятельного решения в трудную минуту.

^ Стадия урока «Осмысление».

Цель на этой стадии: знакомство с новой информацией.

- Для успешной, плодотворной и правильной жизни очень важно знать и понимать что такое добро, а что зло. Многие люди старались дать чёткое определение этих понятий, но трудность заключается в том, что они многозначны.

( На доске и в тетрадь записать).

Добро- всё положительное; Зло-всё отрицательное. (В житейском смысле).

«ДОБРО И ЗЛО - наиболее общие понятия морального сознания, категории этики, характеризующие положительные и отрицательные нравственные ценности». (Большой энциклопедический словарь.)

Но никто так ясно, так глубоко и так истинно не определил что добро, а что зло как Христианство.

^ Самый главный представитель добра — или даже источник самого этого понятия —Бог. Объективный критерий добра (также как и блага)- соответствие его воле Божией. (Библия.)

Добро – это дела милосердия. Различают дела милости телесной – накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф.25:35-36). И милости духовной – обратить грешника от ложного пути его – спасти душу (Иак.5:20).(Евангелие)

Также в христианстве утверждается, что никакое, даже самомалейшее добро, в конечном итоге не останется без награды от Бога (Мф.10:42, Мк.9:41.

Зло рассматриватся не как сущность, но как умаление добра. Источник зла - злая воля разумных и свободных существ, уклонившихся от пути добра и впавших в противление Богу.

Первым это сделал верховный ангел, ставший в результате Сатаной или Диаволом. Увлеченные им в падение ангелы стали демонами. Они видят смысл своего существования во вражде с Богом, и уже не могут покаяться и снова начать творить добро. Первое настоящее испытание людей, обусловившее весь драматизм человеческой жизни, это, как мы знаем из Библии, древо познания добра и зла. Но люди примирены с Богом крестной жертвой Сына БожияИисуса Христа. И поэтому каждый человек имеет возможность покаяться и вернуться в послушание Богу. Критерием различения добра и зла является то, насколько человеческие и моральные качества содействуют или противодействуют цели спасения. Таким образом, добро и зло — антонимичные понятия.

Работа в группах.

Составление кластера «Добро» и « Зло». (Смотри приложение №2).

- Обобщить ваши кластеры я предлагаю в таком виде:

^ Добро зло

Созидает разрушает

Любит ненавидит

Помогает топит

побеждает добром силой

радостно хмурится

красиво уродливо

мирно враждебно

спокойно раздражается

миролюбиво задирается

прощает злопамятно

свято гнусно


- Какие слова, по вашему мнению, являются ключевыми? Обоснуйте своё мнение.

Выводы:

Отсюда становится ясно, что действительно в мире есть созидательная сила - добро, и разрушительная сила - зло. Добро порождает добро, а зло разрушает все и, в конце концов, и само себя. И это есть жизненный факт и истина, в которых каждый человек может сам убедиться, наблюдая за людьми и окружающим нас миром. И поэтому всегда нужно исходить из христианской любви и доброжелательства ко всему живому. Это должно быть основой нашего поведения и нашего мировоззрения. Любовь и добро есть ключ ко всей жизни, ко всему миру. Добрые отношения дают добрые, положительные результаты

Вывод в тетради:

Добро — понятие христианской нравственности, противоположное понятию зла .

^ Добро- намеренное стремление к бескорыстной помощи ближнему, осуществляется только свободной волей.


^ Стадия урока «Рефлексия».

Цели: установление обратной связи с учениками на уровне понимания сути названной темы и выяснение их отношение к ней.


^ Творческая работа.

Задание:

Прочитайте текст, взятый из произведения В. Закруткина « Матерь Человеческая» (приложение №3) и напишите сочинение, в котором выразите своё отношение к прочитанному, используйте материал урока. В качестве эпиграфа выберите одно из высказываний. (Приложения №4).


^ Стадия урока « Подведение итогов».

Подводя итог нашему уроку, я обращаюсь к вам со словами Д. С. Лихачёва: «Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчётно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовётся окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны, если только «исходные данные» выбраны вами правильно».

А в минуты сомнения вспомните строки:

Человек, в чьем сердце смута

Или боль рождает стон,

Поклоняется чему-то

И во что-то верит он.

Может, верит он, как в Бога,

В торжество добра для всех,

Только жаль его, тревога

Не стихает, как на грех.

А другой, быть может, верит,

Что людская суть темна,

И своею меркой мерит

Ближних в наши времена.

Зло, мол, людям неподвластно

И, как мир, оно старо.

Ну а я из тех, кто страстно,

Верит в Разум и Добро!

Н.Харлампьев.


Задание на дом:

Выберете одно из предложенных высказываний (приложение №4) и напишите

сочинение-рассуждение. Согласны вы с автором или нет?

Аргументируйте свою точку зрения, используя материал урока и примеры из художественной литературы.


Приложение №1

Как часто в жизни дело иль предмет

Одним даруют благо, прочим – вред.


И шаг души, проникнутый Добром,

К нам может возвратиться лютым Злом.


Темна природа Зла, а суть Добра,

Душой непостижима и мудра,


Доступна только Богу одному, -

Не нашему короткому уму.


Дарован пламень каждому в груди,

Что в жизни Зло, что Благо - сам суди.


Охотник, застрелив волчицу-мать,

Решил к себе домой волчонка взять,


Чтоб дом щенок подросший сторожил,

И, словно пёс, защитою служил.


Как радовались дети! Но отец

Охотника разгневался вконец:


«Собакой волку в жизни не бывать,

Убей его, иль нам несдобровать!


Убей его, закончи дело, сын,

Ужель беду предвижу я один?!»


Речь молодых беспечна и легка,

Как злато, веско слово старика,


Но вековая мудрость не слышна,

Коль в доме не в почете седина.


Умолк старик, пустой предвидя спор,

И стал волчонок в доме жить с тех пор.


Как взрослый, мясо ел за четверых,

И стал крупнее сверстников своих,


Что мучились от голода в лесах,

И выли на морозе и ветрах.


Избалован кормежкой и теплом,

Волчонок подрастал, как снежный ком,


Но зверь есть зверь, и, сколько ни корми,

Он вскоре тяготиться стал людьми.


Наскучили и ласка, и игра,

Коль кровь пролить пришла ему пора.


Волчонок стал из дома убегать,

И взрослых псов соседских задирать,


Искать на теле слабые места -

Он что ни делал - делал неспроста!


А вечером, покусанный и злой,

Брёл нехотя к охотнику домой.


В его крови проснулась злая страсть,

Желание стащить, убить, напасть,


Сбежать в леса, где вольное житье,

Где ждёт единокровное зверьё...


Стремглав промчалось года полтора,

Его уже на цепь сажать пора!


О, если б людям знать, что не к добру

Сажать волков в собачью конуру,


Что им мила лишь дикая судьба

И хуже лютой смерти жизнь раба.


Что волку пёсья жизнь сулить могла?

Мешок костей с хозяйского стола?


Собачье счастье – серому беда,

Горька без воли лучшая еда.


Как сирота, ночами он взвывал,

А днём – скоту проходу не давал.


Побег был предрешён. И, выждав срок,

Сбежал на волю выкормленный волк.


А вскоре – не заставив себя ждать! -

Стал на коров отставших нападать.


Волк, знающий повадки местных псов,

Дурачил, как мальчишек, пастухов.


Он, с детства не боящийся огня,

Как ночью, драл овец и среди дня,


Затем исчез на время, чтобы вновь,

Уже со стаей, портить людям кровь.


Он, будучи сильней иных волков,

Стал лучшим среди лучших вожаков.


Пришло к селянам горе. Кто в те дни

Не ладил для бандитов западни?


Но разве от ловушек мог быть толк,

Коль выращен охотником был волк?


Ни травленое мясо, ни капкан,

От бедствий не избавили селян…


Лишь следующею снежною зимой

Наказан был грабитель за разбой.


Лощина та, где стая залегла,

Толпой людей в кольцо взята была.


Был каждый до зубов вооружён,

И злобно за патроном жёг патрон.


Убили всех – матёрых и щенков,

Чтоб впредь не видеть лиха от волков…


По мере вдохновения и сил

Я быль о Зле и Благе изложил.


Насколько между ними грань тонка!

Как мысль об их сплетенье нелегка!


Но как бы ни добра душа была,

Сродни измене пестованье Зла!

Приложение №3

Сжимая в руке вилы, Мария откинула крышку лаза и отпрянула. На земляном полу погреба, прислонившись к низкой кадушке, сидел живой немецкий солдат. В какое – то неуловимое мгновение Мария заметила, что немец испугался её, и поняла, что он безоружен. Наклонившись над лазом, она молча смотрела на немца.

Ненависть и горячая, слепая злоба захлестнули Марию, сдавили сердце, тошнотой прихлынули к горлу. Алый туман застил ей глаза. И в этом негустом тумане она увидела безмолвную толпу хуторян, и раскачивающегося на тополёвой ветке Ивана. И босые ноги повисшей на тополе Фени, и чёрную удавку на детской шее Васятки, и их, палачей – фашистов, одетых в серые мундиры с чёрной лентой на рукавах. Теперь здесь, в её, Мариином, погребе, лежал один из них, полураздавленный, недобитый гадёныш, одетый в такой же серый мундир, с такой же чёрной лентой на рукаве. На которой серебрились такие же чужие. Непонятные, крючковатые буквы…

Вот и последняя ступенька. Мария остановилась. Сделала ещё шаг вперёд, мальчишка- немец шевельнулся.

Мария высоко подняла вилы, слегка отвернулась, чтобы не видеть то страшное, что должна была сделать, и в это мгновение услышала тихий сдавленный крик, который показался ей громом:

- Мама! Ма-а-ма!..

Слабый крик множеством раскалённых ножей впился в грудь Марии, пронзил её сердце, а короткое слово «мама» заставило содрогнуться от нестерпимой боли. Мария выронила вилы, ноги её подкосились. Она упала на колени и, прежде чем потерять сознание, близко-близко увидела светло-голубые, мокрые от слез мальчишеские глаза…

Очнулась она от прикосновения влажных рук раненого. Захлебываясь от рыданий, он гладил её ладонь и говорил что-то на своём языке, которого Мария не знала. Но по выражению его лица, по движению пальцев она поняла, что немец говорил о себе: о том, что он никогда не убивал, что его мать такая же, как Мария, крестьянка, а отец недавно погиб под городом Смоленском, что он сам, едва закончив школу, был мобилизован и отправлен на фронт, что ни в одном бою ни разу не был, только подвозил солдатам пищу.

Мария молча плакала. Смерть мужа и сына, угон хуторян и гибель хутора, мученические дни и ночи на кукурузном поле – всё, всё что она пережила в тяжком своём одиночестве, надломило её, и ей хотелось выплакать своё горе, рассказать о нём живому человеку, первому, которого она встретила за все последние дни. И хотя этот человек был одет в серую, ненавистную форму врага, но он был тяжело ранен, к тому же оказался совсем мальчишкой и – видно по всему – не мог быть убийцей. И Мария ужаснулась тому, что ещё несколько минут назад, держа в руках острые вилы и слепо подчиняясь охватившему её чувству злобы и мести, могла сама убить его. Ведь только святое слово «мама», та мольба, которую вложил этот несчастный мальчик в свой тихий, захлебывающийся крик, спасли его.

Осторожным прикосновением пальцев Мария расстегнула окровавленную сорочку немца, слегка надорвала её, обнажила узкую грудь. На спине была только одна рана, и Мария поняла, что второй осколок бомбы не вышел, засел где-то в груди.

Присела рядом с немцем на корточки и, поддерживая рукой его горячий затылок, напоила молоком. Не выпуская её руку, раненый всхлипнул.

И Мария поняла, не могла не понять, что она – последний человек, которого обреченный на смерть немец видит в своей жизни, что в эти горькие и торжественные часы его прощания с жизнью в ней, в Марии, заключено всё, что ещё связывает его с людьми, - мать, отец, небо, солнце, родная немецкая земля, деревья, цветы, весь огромный и прекрасный мир, который медленно уходит из сознания умирающего. И его протянутые к ней худые, грязные руки, и полный мольбы и отчаяния угасающий взгляд – Мария и это поняла – выражают надежду, что она в силах отстоять его уходящую жизнь, отогнать смерть…


Приложение №2


В человеке заложена вечная, возвышающаяся его потребность творить добро.

А. Франс.

^ Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.

Д. С. Лихачёв.

Добро есть вечная, высшая цель нашей жизни…

Л.Н.Толстой.

^ Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н.Толстой.

Ни один злой человек не бывает счастлив.

Ювенал.

Жизнь злых людей полна тревог.

Дидро.

Кто громоздит злодейство на злодейство, свой множит страх.

Сенека.

^ Если не хочешь знать страха, не чини зла.

Кабус.

Тот, кто сеет зло, пожинает раскаяние.

Саади.


Приложение №5

Вариант сочинения (ученица11класса Ольга Г.

В человеке заложена вечная, возвышающая

его потребность творить добро.

А. Франс.

Самая страшная беда человечества – война. Зло, которое она приносит людям,

неизмеримо. Невозможно смириться с потерей близких людей, забыть моральные и физические страдания. И как поступить в той ситуации, когда ненависть и горячая, слепая злоба захлёстывают тебя? Подчиниться жажде мщения или побороть это разрушительное желание?

В.Закруткин в повести «Матерь Человеческая» на примере Марии даёт своё представление о том, как может вести себя в подобной ситуации человек. «Алый туман застил ей глаза», когда она увидела одного из них, палачей-фашистов, полураздавленного, недобитого. Безмолвная толпа хуторян, раскачивающийся на тополевой ветке Иван, босые ноги повисшей на тополе Фени, чёрная удавка на детской шее Васятки - всё это мгновенно пронеслось в её воспалённом мозгу. И она поднимает вилы, слегка отворачивается, чтобы не видеть то страшное, что должна сделать, но слышит крик. Этот крик «впился в грудь Марии». Тихий, сдавленный крик «Мама!» множеством раскалённых ножей пронзил её сердце. Святое это слово оказалось сильнее злобы и мести. Спустя мгновение, мать ужасается тому, что подчинилась этому чувству: хотела убить беззащитного. И она уже не мстит, а защищает угасающую жизнь семнадцатилетнего мальчишки. Добро оказалось сильнее зла, потому что в человеке заложена изначально потребность делать добро.


Эссе «Добро и зло».


^ Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Л.Н.Толстой.

Утомили диспуты на темы морали и нравственности, особенно, на телевидении. Все о чем-то рассуждают, “формируют” мировоззрение, а понятия о существе основополагающих вещей не дают. Так как же разобраться в том, что такое  хорошо, и что такое плохо. Ведь именно эти понятия позволяют, сохраняя достоинство в глазах окружающих, обрести самоуважение и уверенность в себе. С рождения каждому человеку и семья, и государство пытаются помочь разобраться в этом, чтобы он избежал конфликта с обществом. Но часто человек конфликтует с самим собой и в силу своих духовных и интеллектуальных задатков пытается во всем разобраться самостоятельно. Но оказывается: прописанной истины нет. Но может, ее и нет вовсе? Многие считают, что все вообще относительно. В  каждом конкретном случае все зависит от обстоятельств. Получается, хорошее, плохое –  в сущности, одно и то же. А может, действительно, нет ни хорошего, ни плохого? Ну, за исключением самих слов. Казалось бы все так. Но, думая о себе, человек осознает - может для кого и относительно, а для меня - вполне определенно. Вот это - плохо, а это - хорошо. А что для меня - хорошо, для другого - плохо? Или не всегда? Но некоторые вещи - всегда. А как же должно тогда быть, чтобы и для меня и для другого - хорошо? И -  всегда? Может быть, совесть поможет прояснить ситуацию? Но тогда только человек судит себя. А как же общественное мнение? Очень все индивидуально, а, следовательно, неопределенно. Так что же может помочь задумавшемуся человеку? Прежде всего, понимание того, что, смысл простого житейского вопроса: “Что такое хорошо и что такое плохо?” заключается в желании познать Истину в определении различий между Добром и Злом. И как следствие - ясного представления об их существе и о несомненных ориентирах в самом процессе этого познания

Приложение №2

Возможный вариант.

Работа в группах. Составление кластеров «Добро» и « Зло».

Родина

Долг семья


помощь ближнему ответственность

сострадание

укрепление семьи разум

Добро

умение держать слов

счастье верная дружба уступить

любовь уважение уметь прощать


произвол насилие наркотики вредные привычки


отсутствие силы воли ложь безответственность нецензурная брань


нежелание трудиться Зло зависть

эгоизм распущенность

разрушение






Скачать 160,01 Kb.
оставить комментарий
Дата09.04.2012
Размер160,01 Kb.
ТипУрок, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  2
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх