Р азвитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования icon

Р азвитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования


Смотрите также:
Педагогические условия развития творческого потенциала студентов младших курсов педагогического...
Педагогическое содействие формированию политического имиджа молодежи в общественных объединениях...
Формирование лидерских качеств студентов вуза в деятельности органов самоуправления 13. 00...
Развитие творческого потенциала старшеклассника в условиях профильного обучения (на материале...
Преподавание в высшей школе рефлексия и самоопределение преподавателей вуза в ситуации инновации...
Учебная программа для поступающих в магистратуру по специальности 1 – 08 80 06 «Общая педагогика...
Развитие художественно-творческого потенциала младших школьников во внеурочной музыкальной...
«патриотическое воспитание студентов вуза на основе этнокультурного опыта» 13. 00...
Педагогические условия формирования здорового образа жизни студентов в образовательном процессе...
Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном...
Формирование гражданской позиции подростка на основе рефлексии в процессе изучения общественных...
Межнаучная коммуникация в интеграции педагогического образования студентов вуза 13. 00...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Жернокова Наталия Александровна


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТУДЕНТОВ

В МОЛОДЕЖНЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ВУЗА


13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования


Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Челябинск – 2010

Работа выполнена в Федеральном Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»



^ Научный руководитель:

доктор педагогических наук, профессор

Литвак Римма Алексеевна.


^ Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Емельянова Маргарита Аркадьевна,


кандидат педагогических наук, доцент

^ Харланова Елена Михайловна.


Ведущая организация:

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный

университет им. Н.А. Некрасова».



Защита состоится 24 июня 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.298.11 по присуждению ученой степени доктора педагогических наук по специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08 – теория и методика профессионального образования в ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» по адресу: 454080, г. Челябинск, пр. им. В.И.Ленина, 76.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет».


Текст автореферата размещен на сайте университета: http:// www.susu.ac.ru/


Автореферат разослан 22 мая 2010 года.



Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент




Н.Ю. Кийкова


^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Тенденции развития современного отечественного общества отмечены качественно новыми явлениями и процессами. Радикальные изменения в научно-технической, экономической, социальной и культурной сферах актуализировали потребность в творческих специалистах, готовых к инновационной созидательной деятельности, к самообразованию и саморазвитию. Решение этой важной задачи определяется уровнем субъектности всех социальных групп, их включенности в преобразовательную деятельность. Реализация общественной роли молодежи непосредственно зависит от заинтересованной и целенаправленной политики государства по обеспечению эффективной деятельности всех институтов социализации.

Социальный заказ системе профессионального образования, определенный Законом Российской Федерации «Об образовании», «Национальной доктриной образования в России на период до 2025 г.», «Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования», ориентирует высшие образовательные учреждения на повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных специалистов, способных к новаторству и творчеству, владеющих организаторскими навыками и лидерскими способностями. Однако только в рамках аудиторной деятельности развить творческий потенциал личности студента достаточно сложно, так как невозможно в полной мере создать необходимые для этого условия. Поэтому одна из главных задач вуза заключается не только в выполнении требований Государственного образовательного стандарта, но и в том, чтобы развить творческий потенциал будущего специалиста, что ставит высшую профессиональную школу перед проблемой поиска дополнительных резервов.

Вместе с тем, поиск способов реализации энергии, объективно свойственной молодым людям, их интересы, притязания и амбиции повысили значимость такого института, как общественные объединения, являющихся непременным элементом гражданского общества.

Значительная роль в этом процессе отводится молодому поколению, представляющему естественный социальный ресурс развития общества. Наследуя и воспроизводя сложившиеся общественные отношения, молодое поколение обеспечивает сохранение целостности общества, участвуя в его преобразовании на основе своего творческого потенциала, способствует поступательному развитию. Критерием позитивности данной группы как субъекта общественного воспроизводства является становление готовности к общественно-полезному производительному труду, приобретение и изменение молодыми людьми собственного социального статуса и развитие творческого потенциала в процессе самореализации.

Творчество, по сути, представляет собой вид деятельности, актуализирующий потенциальные свойства и ресурсы личности, так как именно в творчестве обретают наиболее полное выражение сущностные особенности личности. Творчество, таким образом, становится той смыслообразующей базой, на фундаменте которой выстраивается вся жизненная стратегия личности.

Современная действительность, характеризующаяся в социально-философской мысли с позиции концепций глобализации, постиндустриального, информационного, инновационного общества, позволяет переосмыслить природу творческой деятельности посредством раскрытия новых аспектов, которые возникают в социальной реальности. Перемены затрагивают, в первую очередь, социальные отношения, организующиеся на новых основаниях – инновационной деятельности, и распространяются на прочие сферы. Так, в частности, перед обществом возникает задача создания условий, дающих возможность воспитания инновационной творческой личности как формирующегося социального типа, отвечающего императивам эпохи. В силу этого одной из ведущих составляющих формирования такого социального типа личности, на наш взгляд, является развитие творческого потенциала.

В настоящее время достаточно большое количество работ посвящено отдельным вопросам развития творческого потенциала. Различные аспекты данной проблемы нашли отражение в исследованиях ученых-философов (С.Р. Евинзон, М.С. Каган, Е.В. Колесникова, П.Ф. Кравчук, В.Ф. Овчинников, Г.Л. Пихтовников и др.) и психологов (Д.Б. Богоявленская, Ю.Н. Кулюткин, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Г.С. Сухобская, Е.Л. Яковлева и др.). В педагогике изучением феномена творческого потенциала занимались Е.Е. Адакин, М.А. Алексеева, В.И. Андреев, Г.В. Глотова, Е.А. Гуськова, Н.Д. Долгополова, Е.В. Дорофеева, В.Ю. Лешер, С.Н. Мартыновская, А.А. Перевалова, И.В. Резанович, Л.Г. Устинова, С.Н. Щеглова и др.

Среди исследований феномена творческого потенциала наибольший интерес для нашего исследования представляют работы, посвященные изучению условий развития творческого потенциала студентов вузе (Т.Г. Браже, В.Г. Рындак, Т.Е. Климова, О.В. Лешер, Н.Д. Долгополова, Т.А. Саламатова, М.М. Поташник и др.). Развитие данного вида потенциала является важным фактором включения студентов в активную социально значимую деятельность, реализация которой происходит в молодежных общественных объединениях вуза.

Проведенный теоретико-методологический анализ показал, что в настоящее время исследован широкий спектр проблем, связанных с развитием личности в молодежных объединениях, организациях, «клубных общностях», досуговых объединений и др. Ранние исследования содержания форм молодежного движения нашли отражение в работах Ю.Н. Давыдова, С.Н. Иконниковой, И.С. Кона, А.Н. Лутошкина, В.Ц. Худавердяна и др.; историческому аспекту развития детского и молодежного движения в России посвящены труды Н.Ф. Басова, Е.Ю. Дмитриевой, В.А. Кудинова, Н.И. Морозова, М.В. Поддубной и др. Роль молодежного общественного объединения в становлении индивидуализации студентов рассматривают Е.В. Декина, Е.Г. Царькова, Г.И. Симонова и др.

Различные аспекты и грани общественных объединений как среды формирования личности раскрыты в работах М.А. Емельяновой, А.П. Маркова, А.А. Сукало, Б.А. Титова, В.Е. Триодина и др. С позиции развития творческой направленности участников деятельность молодежных общественных объединений характеризуется в работах В.А. Кудинова, В.С. Пукаева, П.Е. Решетникова, Т.А. Ромм, Е.Н. Сорочинская и др.

Особо значимыми для нашего исследования являются работы по формированию творческой активности студентов в социально-значимой деятельности, а также – по проблемам формирования инициативности участников (А.Ш. Ибатулин, А.З. Иоголевич, А.Г. Кирпичник, Е.В. Колебина, Р.А. Литвак, М.В. Поддубная, С.Г. Степанец, Е.М. Харланова, Г.Ю. Ярославова и др.).

Таким образом, для решения заявленных задач имеются определенные теоретико-методологические предпосылки и наработанная информационно-исследовательская база. В то же время можно констатировать отсутствие современных исследований, посвященных комплексному и всестороннему анализу развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза с учетом реалий современной российской действительности.

На основании анализа состояния данной проблемы в психолого-педагогической литературе, изучения опыта работы молодежных общественных объединений, а также из собственного опыта нами были выявлены следующие противоречия:

на социально-педагогическом уровне – между потребностью общества в творческих специалистах, готовых к инновационной социально значимой деятельности, и не в полной мере реализованными возможностями общественных объединений вуза как социального института самореализации;

на научно-теоретическом уровне – между необходимостью создания научно обоснованной модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза и недостаточной теоретической разработанностью этого вопроса;

на научно-методическом уровне – между необходимостью разработки научно-методического обеспечения процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза и недостаточностью содержательно-методического сопровождения названного процесса.

Все это в значительной степени актуализирует проблему исследования – каковы теоретико-методологические основания, особенности, содержание и способы развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза?

Актуальность рассматриваемой проблемы, ее недостаточная теоретическая и практическая разработанность обусловили выбор темы научного исследования: «Развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза».

^ Цель научного исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить модель развития творческого потенциала студентов и педагогические условия ее эффективной реализации в молодежных общественных объединениях вуза.

^ Объект исследования – молодежные общественные объединения вуза.

Предмет исследования – научно-методическое обеспечение процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза.

Гипотеза исследования: рассматривая деятельность молодежных общественных объединений вуза как социально значимую и направленную на развитие творческого потенциала, мы полагаем, что этот процесс будет успешным, если:

  1. в качестве теоретико-методологической основы решения проблемы будут использованы личностно-деятельностный, средовой и оптимизационный подходы, которые обладают значительным теоретико-методологическим потенциалом для отбора содержания и организации воспитательной деятельности и позволяют выявить особенности развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза;

  2. разработанная модель развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза будет отражать взаимосвязь подструктурных блоков: управленческого, педагогических условий, процессуального и результативного, а её реализация будет осуществляться на принципах конструктивного взаимодействия, педагогической поддержки, сотворчества, социального закаливания, динамичности, обратной связи, деятельности, объектности;

  3. эффективное функционирование модели будет определяться комплексом педагогических условий: а) создание инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; б) включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; в) интенция процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить состояние исследуемой проблемы в педагогической теории и практике, определить перспективные подходы к её решению, уточнить понятийный аппарат исследования. Выявить сущность и особенности современных молодежных общественных объединений.

2. Разработать и экспериментально проверить модель развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединений вуза.

3. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий, обеспечивающий реализацию модели развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединений вуза.

4. Разработать методику развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединений вуза.

^ Теоретико-методологическую основу исследования составили концепции и теории:

– развития личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, А.Г. Гостев, Д.Ф. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Т.Н. Третьякова и др.);

– творческой сущности человека как субъекта деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Н.А. Бердяев, Э.Берн, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, И.А. Колесникова, А.В. Петровский, В.Г. Рындак и др.);

– исследования соотношения процессов деятельности и общения (А.В. Батаршев, И.С. Батракова, В.А. Беликов, В.А. Горянина, И.А. Зимняя, В.А. Кан-Калик);

– коллективной познавательной деятельности (М.Д. Виноградова, И.Б. Первин, И.П. Подласый, М.А. Храмова, Г.И. Щукина);

– творчества и его роли в становлении личности (В.И. Андреев, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Рензулли, Р. Стенберг, П. Торренс и др.);

– психологические теории о базовых потребностях личности (А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, Дж. Роттер, С.Л. Рубиншейн и др.);

– профессиональной подготовки специалиста на основе развития его творческого потенциала (Е.Е. Адакин, М.А. Алексеева, В.И. Андреев, Т.Г. Браже, Г.В. Глотова, Н.Д. Долгополова, М.В. Корепанова, О.В. Лешер, С.Н. Мартыновская, М.Г. Мерзлякова, Л.В. Мещерякова, В.Г. Рындак, Т.А. Саламатова, С.Н. Щеглова и др.).

Большое значение для нашей работы имели положения личностно-деятельностного (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) средового (Л.И. Новикова, В.С. Мануйлов и др.) и оптимизационного (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.М.Поташник, В.А.Черкасов и др.), системного (В.Г. Афанасьев, И.В. Блауберг, В.П. Беспалько, В.В. Лихолетов, А.Д. Урсул и др.) подходов.

^ Нормативно-правовой базой исследования является Закон РФ «Об образовании», «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года», стратегия развития России до 2020 г., «Национальная доктрина образования в России на период 2025 г.», ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», ФЗ «Об общественных объединениях», Постановление Правительства Российской Федерации «О Федеральной целевой программе «Молодежь России» и др.

Сочетание теоретико-методологического уровня исследования с решением задач прикладного характера обусловило выбор комплекса теоретических и эмпирических методов.

^ Теоретические методы: логико-исторический анализ использовался для прогрессивных тенденций развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза; теоретико-методический анализ позволил сформулировать исходные позиции исследования; понятийно-терминологический анализ применялся для характеристики и упорядочения терминологического поля проблемы; моделирование.

^ Эмпирические методы: изучение нормативно-правовых документов в области образования и общественных молодежных объединений; обобщение педагогического и воспитательного опыта по развитию творческого потенциала в вузе; организация констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по определению состояния сформированности творческого потенциала студентов в вузе; проведение формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по организации процесса развития творческого потенциала в молодежных общественных объединениях вуза; организация опытно-экспериментальной работы по внедрению системы и проверки действенности выделенного комплекса педагогических условий в рамках рассматриваемого процесса; наблюдение, анкетирование, тестирование, экспертные оценки; статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемых гипотез: методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления результатов.

^ База исследования. Основной базой исследования выступали Челябинская государственная академия культуры и искусств, Челябинский государственный педагогический университет, Уральская государственная академия физической культуры. Исследованием было охвачено 48 руководителей, 711 студентов – участников молодежных общественных объединений.

^ На первом этапе (2007-2008 гг.) осуществлялось осмысление теоретико-методических аспектов исследования, проведен анализ состояния разработанности исследуемой проблемы в педагогической теории и практике; в процессе теоретического осмысления проблемы была изучена философская, социологическая, психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по проблеме развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза. Определялись ведущие позиции исследования (сформулированы тема, цель, объект, предмет, рабочая гипотеза, конкретизированы задачи и пути их решения) и разработан понятийный аппарат исследования. В эти же сроки проводился констатирующий этап опытно-экспериментальной работы.

^ На втором этапе (2008-2009 гг.) уточнялись задачи, гипотеза исследования; применялась теоретико-методическая основа; выявлялись специфика и особенности проектирования и реализации модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза и педагогические условия ее эффективной реализации. Уточнена и внедрена методика эффективного развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединений вуза; осуществлен качественный анализ промежуточных результатов исследования.

^ Третий этап (2009-2010 гг.) включал опытно-экспериментальную работу; уточнение, анализ, обобщение и систематизацию теоретико-экспериментальных данных; итоговую обработку результатов опытно-экспериментальной работы; опубликование методико-технологических программ, рекомендаций и указаний в целях оптимизации процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза, а также их внедрение в воспитательную практику высшего профессионального образования. Осуществлено оформление диссертационного исследования.

^ Научная новизна исследования заключается в обосновании возможности развития творческого потенциала студентов посредством:

– разработанной модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза, включающей управленческий блок, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки, отражающие совокупность цели, содержания, критериев, этапов, результативность которой заключается в развитии познавательной самостоятельности, потребности в достижении успеха, развитии рефлексивных способностей;

– выявлен комплекс педагогических условий, составляющий организационно-содержательную основу модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза, включающий в себя: создание инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; интенцию процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития;

– предложена методика, отражающая личностно-актуализирующий, социально-детерминированный, творческо-преобразующий процессы развития творческого потенциала студентов за счет освоения знаний, развития умений и способностей к организации и осуществлению социально значимой творческой деятельности.

^ Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

– обоснована результативность решения проблемы развития творческого потенциала студентов с позиций личностно-деятельностного, средового и оптимизационного подходов, что открывает возможность дальнейшего обогащения теории развития творческого потенциала в молодежных общественных объединениях вуза;

– дополнены и конкретизированы существующие теоретические положения по проблеме развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза за счет расширения понятийно-терминологического поля исследования, включающего понятия «творческий потенциал студентов», «молодежные общественные объединения вуза», «развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза», что способствует упорядочиванию теоретико-методологических оснований исследуемой проблемы;

– определен компонентный состав творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза (личностно-актуализирующий, социально-детерминированный, творческо-саморегулирующий);

– уточнены принципы развития творческого потенциала в деятельности молодежных общественных объединений: ориентация в социальном пространстве; открытость и доверие; приоритетность в выборе деятельности, успешная установка, коммуникация, воспроизводство. Результаты исследования углубляют теорию развития творческого потенциала студентов вуза в деятельности молодежных общественных объединений.

^ Практическая значимость исследования определяется тем, что разработаны:

– методика реализации педагогических условий, расширяющая индивидуальную базу развития творческого потенциала студентов в процессе социально значимой деятельности в молодежных общественных объединениях вуза и актуализирующая поле личностного смысла саморазвития и творческой самореализации студентов;

– методические рекомендации по развитию творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединений вуза, а также по созданию и использованию Портфолио развития творческого потенциала студентов;

– этапы процесса развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединениях вуза (личностно-развивающий, прогностическо-креативный, деятельностно-преобразующий), оптимизирующие данный процесс;

– оценочно-критериальные показатели успешного развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза (познавательной самостоятельности, потребности в достижении успеха, развитии рефлексивных способностей), диагностические и контрольно-измерительные материалы.

Материалы исследования могут использоваться при организации деятельности молодежных общественных объединений, разработка концепции структуры воспитательной работы вуза, а также в процессе самообразования студентов.

^ Обоснованность и достоверность проведенного исследования обеспечиваются использованием взаимосвязанного комплекса теоретических и эмпирических методов, адекватных предмету и задачам исследования; организацией опытно-экспериментальной проверки выдвигаемых в ходе исследования положений; обработкой полученных данных методами математической статистики с использованием компьютерных программ.

^ Апробация и внедрение результатов исследования отражены в статьях и обсуждались на ежегодных международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях: «Молодежь в науке и культуре XXI века» (Челябинск, 2008-2010 гг.), «Проблемы современного профессионального образования» (Шадринск, 2009 г.), «Молодые исследователи в сфере педагогики» (Санкт-Петербург, 2009 г.); на форуме молодых ученых Северо-Западного образовательного консорциума «Научное творчество» (Санкт-Петербург, 2009 г.); на научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов Челябинского государственного педагогического университета, Челябинской государственной академии культуры и искусств (2008-2010 гг.); в выступлениях на методологических семинарах вузов. Основные результаты исследования, выводы и рекомендации, имеющие теоретическое и практическое значение, отражены в публикациях автора. Всего по теме диссертации опубликовано 15 работ.

^ На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза, включающая управленческий блок, блок педагогических условий, процессуальный и результативный блоки, направлена на поэтапное развитие творческого потенциала (личностно-развивающий, прогностическо-креативный, деятельностно-преобразующий); отражает совокупность цели, содержания, критериев, этапов, результативность которой заключается в сформированности познавательной самостоятельности, потребности в достижении успеха, развитии рефлексивных способностей.

2. Комплекс педагогических условий, составляющий организационно-содержательную основу модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза и включающий в себя: создание инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; интенцию процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития.

3. Методика развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза, включающая технологию его реализации и комплекс педагогических условий и пакет оценочно-критериального инструментария.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается выбор темы исследования, ее актуальность; определяются цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, теоретико-методологические основы, этапы и методы исследования; формулируются положения, выносимые на защиту, составляющие научную новизну, теоретическую и практическую значимость исследования; описывается апробация результатов исследования.

^ В первой главе «Концептуальные положения развития творческого потенциала студентов в вузе» дается анализ состояния разработанности проблемы, определяются основополагающие понятия исследования, рассматриваются подходы к проблеме развития творческого потенциала студентов (ТПС) в вузе, обосновываются общие положения особенностей деятельности молодежных общественных объединений вуза (МООВ). Кроме того, на основе личностно-деятельностного, средового и оптимизационного подходов разработана модель развития ТПС в МООВ и педагогические условия ее успешного функционирования.

В понятийном поле рассматриваемой нами проблемы одним из ведущих понятий выступает понятие «потенциал», которое широко используется в самых различных областях человеческого знания. Данная категория в самом общем виде понимается как источник, возможность, средство, запас, заключающиеся во внутреннем плане, то, что может быть приведено в действие, использовано для достижения определенной цели, решения какой-либо задачи. Исследованию творческого потенциала в научной литературе посвящено достаточно большое количество исследований, что свидетельствует о том, что данная проблема является одной из фундаментальных, касающихся всех областей человековедения.

При определении ключевого понятия диссертационного исследования «творческий потенциал студентов» мы исходили из сложившихся в научной литературе подходов к рассмотрению феномена творческого потенциала (аксиологический, мотивационно-потребностный, акмеологическиий, онтологический, способностный, деятельностно-организационный, развивающий, энергетический, интегративный, инвестиционный, ресурсный и др.). Учитывая многообразие мнений, мы пришли к выводу, что большинство исследователей в качестве свойств (которые накоплены системой в процессе ее становления и которые обусловливают ее способность оптимально функционировать и развиваться) называют «возможности», «способности» или «ресурсы». Однако взаимодействие данных понятий между собой не представляется однозначным, они, даже вместе взятые, не исчерпывают всего содержания феномена творческого потенциала.

В нашем исследовании мы рассматриваем творческий потенциал студентов как развивающуюся систему личностных способностей, ориентирующую на ценности социально значимой деятельности и побуждающей к творческой самореализации и саморазвитию.

Развитие ТПС в диссертационной работе рассматривается с диалектико-материалистических позиций и представляет собой непрерывный, направленный, необратимый и закономерный процесс актуализации задатков, способностей, механизмов саморазвития, формирования творческой мотивации, познавательной деятельности, активизации таких качеств личности, которые позволяют решать задачи, проблемы, не встречавшиеся в ее прошлом опыте. Механизм протекания данного процесса определяется разрешением диалектического противоречия между его направленностью, стремлением к осуществлению творческой деятельности и несформированностью у него знаний, умений и способностей, которые необходимы для самостоятельного решения творческих задачи, возникающих в процессе социально значимой деятельности.

Проведенный анализ также показал, что нет единства в определении содержания структуры творческого потенциала, в работах они варьируются в зависимости от точки зрения авторов на сущность анализируемого понятия. Выделяемые учеными компоненты творческого потенциала в каждом исследовании носят как специфический, присущий данной работе характер, так и имеют общие для психолого-педагогических исследований положения.

Специфика ТПС в МООВ определяется сущностными характеристиками, раскрывающими и уточняющими понятие «творческий потенциал», содержанием, структурой, и заключается в выполняемых функциях. Исследователи выделяют следующие составляющие характеристики творческого потенциала: многоуровневость содержания, диалогичность, социальность, системность, двойственность, интегративность, однонаправленность, развиваемость (Л.В. Сохань, В.А. Тиханович, В.Г. Рындак, А.И. Санникова и др.). В то же время в научной литературе сущностные характеристики изучаемого потенциала определяются характеристиками творческого мышления, такими как: оригинальность, беглость, гибкость, ассоциативность, эмоциональность, эмпатия, любознательность, легкость переключения (Н.В. Рождественская, А.В. Толшин, П. Торренс и др.).

В нашем исследовании структура ТПС в МООВ представлена личностно-актуализирующим, социально-детерминированным, творческо-саморегулиру-ющим компонентами. Личностно-актуализирующий компонент отражает содержательно-операционные характеристики творческого потенциала и умение приобретать новые знания; связан с выработкой определенной тактики, стратегии и действий, направленных на развитие творческого потенциала и заключающихся в формировании комплекса умений организации творческой деятельности, включающий в себя способы умственных действий или мыслительные логические операции, базирующиеся на приемах и способах организации интеллектуальной деятельности.

^ Социально-детерминированный компонент выполняет стимулирующую функцию и отражает личностное отношение к процессу проявления и развития творческого потенциала и включает в себя: потребности, ценностные ориентации, самооценку и удовлетворенность собственными достижениями, которые в своей совокупности ориентируют личность на собственное развитие. Данный компонент предполагает наличие осознаваемой потребности в социальных ценностях и включение их в ценностные ориентации личности. В целом, по нашему мнению, он определяется удовлетворением от самого процесса и результата творческой работы; возможностью наиболее полной самореализации в творческой деятельности и ориентирован не только на учебную и профессиональную деятельность, но и социальную значимость результатов творческой деятельности студентов.

^ Творческо-саморегулирующий компонент регулирует включение у студентов механизмов самопознания (самосознания, самонаблюдения, самоанализа, самооценки), самопроектирования (самоопределения, самоорганизации, самосовершенствования), самореализации (самовыражения, самоконтроля, самокоррекции); осуществление творческой деятельности, ее результатов, которые помогают адекватно осмыслить и оценить данные процессы. Формирование рефлексивных способностей во всех их проявлениях позволяет выйти на осознанный уровень в процессе развития творческого потенциала и осуществления социально значимой творческой деятельности. Предопределяя возможные результаты собственной деятельности, студент сам определяет перспективу развития своего творческого потенциала.

Между тем, педагогическая практика показывает, что одного усвоения готовых знаний студентами и выработки соответствующих навыков в процессе обучения недостаточно для полноценного формирования и развития творческого потенциала, так как невозможно только в рамках аудиторной деятельности в полной мере создать необходимые для этого условия. Одним из возможных путей решения является внеаудиторная социально значимая деятельность, осуществляемая в молодежных общественных объединениях в вузовской среде.

В связи с этим в качестве одной из задач исследования выступила необходимость рассмотрения особенностей деятельности молодежных общественных объединений вуза и процесс включения в нее студентов. Молодежные общественные объединения вуза представляют собой добровольные, самоуправляемые формирования учащихся высших учебных заведений, объединяющихся на основе интереса к социально значимой деятельности с целью осуществления социально-педагогических инициатив среди детей, подростков и молодежи и одновременного повышения своего творческого и профессионального потенциала.

Специфическими особенностями деятельности МООВ являются: свобода выбора видов деятельности; добровольность принятия своих обязанностей в объединении; социально-педагогическая направленность ее членов; самоуправляемость объединения как средство функционирования, направленное на успешность развития творческого потенциала; социально приемлемая реализация результатов деятельности.

Такое понимание базовых для нашего исследования категорий определило подход к конструированию модели развития ТПС в МООВ и выявлению комплекса педагогических условий эффективного развития творческого потенциала студентов в рамках данной модели. Теоретико-методологическую стратегию проектирования модели развития ТПС в МООВ образуют положения личностно-дея-тельностного, средового, оптимизационного подходов, определяющие основное стратегическое направление организации процесса развития ТПС в МООВ.

^ Личностно-деятельностный подход позволяет рассмотреть исследуемый процесс в контексте мотивов, ценностных ориентаций, целей, интересов и перспектив участников молодежного общественного объединений.

^ Средовой подход направлен на организацию среды и оптимизацию ее влияния на развитие ТПС на основе опыта конструирования социальных смыслов человеком в процессе его взаимодействия с внешним миром и составляет диалектическое единство пространственно-предметных и социальных компонентов.

С позиции оптимизационного подхода появляется возможность учесть взаимодействие субъекта и объекта управления в молодежных общественных объединениях и рассматривать в единстве проектирование, организацию, регулирование, обратную связь, корректирование деятельности и анализ результатов. Наряду с методологическими подходами, в основу проектирования модели положены принципы развития ТПС в МООВ: свобода творчества; ориентированность на гуманные цели деятельности; социальное закаливание; нравственная опосредованность; создание воспитывающей среды, корпорации, поэтапного (S – образного) развития.

Структура разработанной нами модели развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в вузе представлена управленческим блоком, который определяет требования к организации рассматриваемого процесса, блоком педагогических условий, который взаимосвязывает управленческий блок с процессуальным блоком и определяет его содержание, и результативным блоком, детерминирующим предполагаемый результат.

Данная модель характеризуется направленностью на конкретную цель – развитие ТПС в МООВ; целостностью, так как все указанные блоки (подструктуры) взаимосвязаны между собой, несут определенную смысловую нагрузку и работают на конечный результат – повышение уровня развития ТПС в МООВ; наличием инвариантной (конкретная и перспективная цели, подходы, принципы) и вариативной (методы, приемы, формы, средства достижения основных и промежуточных задач) составляющих; открытостью, так как она встроена в контекст системы внеаудиторной воспитательной работы в системе высшего профессионального образования. Схема модели представлена на рис.1.

^ Управленческий блок определяет требования к организации рассматриваемого процесса. Разработка данного блока является важным моментом в проектировании модели, поскольку он выступает по отношению к остальным блокам в качестве управляющей инстанции, а также служит определяющим фактором содержательной разработки остальных блоков, определения связей развития и порождения, четкого понимания терминальной точки проектируемой нами модели, т.е. результата, к которому мы стремимся.

В структуру данного блока мы включили целевой компонент, определяющий конкретную цель и задачи, которые соотносятся с задачами формирования компонентов творческого потенциала (личностно-актуализирующего, социально-детерминированного, творческо-саморегулирующего) и этапами исследуемого процесса (личностно-развивающим, прогностическо-креативным, деятельностно-преобразующим).

^ Нормативный компонент составляют нормативно-правовые акты, регулирующие социально-значимые аспекты жизни общества.

Компонент научного обеспечения выполняет функцию научного обоснования решаемой проблемы, он отражает методологическую основу исследования и включает в себя подходы и принципы организации процесса развития ТПС в МООВ.


^ УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ БЛОК



БЛОК ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ


^ Нормативный компонент:

Законы РФ «Об образовании»; «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; «Об общественных объединениях»; «О некоммерческих организациях»; Постановление Правительства РФ «О федеральной целевой программе «Молодежь России»; «Национальная доктрина образования в РФ до 2025».

^ Целевой компонент:

Цель: эффективное развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза

Задачи соотносятся с задачами формирования компонентов творческого потенциала (личностно-актуализирующего, социально-детерминированного, творческо-саморегулирующего) и этапами исследуемого процесса (личностно-развивающим, прогностическо-креативным, деятельностно-преобразующим).

^ Компонент научного обеспечения:

Подходы: личностно-деятельностный, средовой, оптимизационный.

Принципы: ориентированность объединения на реализацию гуманных целей, конструктивное взаимодействие, педагогическая поддержка, сотворчество, социальное закаливание, динамичность, обратная связь, деятельность, объектность.

^ Первое условие: создание инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза

Второе условие: включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ


^ Третье условие: интенция процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития



^ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК





Содержательный компонент:

С
^ РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОК

одержание опыта социально значимой творческой деятельности (способность творчески мыслить, опыт мотивационно-ценностных отношений, использование различных знаний о феномене творчества, ТП и специфике социально значимой деятельности; использование различных умений организации социальной значимой деятельности; рефлексивные способности), которым должен овладеть студент в процессе участия в деятельности МООВ.


^ Технологический компонент:

Методы, приемы: создание ситуации успеха, диагностические, эвристические, диалоговые, игровые, рефлексивные, коммуникативные; метод проектов, микроисследований, конференций, и др.

Средства: материальные, диагностические, обучающие (алгоритмические предписания).

Формы: традиционные и инновационные (групповые, парные, индивидуальные).


^ Организационный компонент:

Этапы:

– личностно-развивающий;

– прогностическо-креативный;

– деятельностно-преобразующий.







Критерии: познавательная самостоятельность, потребность в достижении успеха, развитие рефлексивных способностей

Показатели: совокупность знаний, понятий, представлений о феномене творчества, специфике социально значимой деятельности теоретического и практического характера; комплекс умений самостоятельной организации социально-значимой деятельности; потребности, интересы, стремления, ценности; степень проявления творчества механизмы самопознания; самопроектирования, самореализации.

^ Диагностические методики и методы математической статистики

Уровни:

I – низкий;

II – средний;

III – высокий;

Результат: переход на более высокий уровень развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза






Рис. 1. Структурно-содержательная модель развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза

^ Блок педагогических условий направлен на обеспечение успешного функционирования разработанной нами модели.

Выделяя первое педагогическое условие, мы исходили из того, что оно способствует созданию межличностного диалогического взаимодействия, представляющего собой близкую к естественной жизнедеятельности ситуацию, в которой участники творческого процесса обретают возможность действовать творчески, то есть проявлять себя на личностном уровне, раскрывая и развивая свой творческий потенциал.

Реализация второго педагогического условия предоставляет возможность студентам в ходе проектной деятельности самостоятельно ставить цели своей работы, планировать ее ход, выбирать наиболее оптимальные способы решения различных поставленных задач; самостоятельно учиться получать новые знания и обрабатывать их; анализировать и систематизировать уже имеющуюся и полученную информацию и т.д.

^ Третье педагогическое условие основывается на положении о том, что эффективность творчества положительно и значимо коррелирует с установкой личности на самосовершенствование и саморазвитие. Только соединение опыта творческой деятельности студента и его рефлексии делает возможным переход процесса развития творческого потенциала в режим саморазвития. В качестве методических механизмов, инициирующих выход студентов в рефлексивную позицию, выступает использование рефлексивных задач (Г.Г. Гранатов, Н.Я. Сайгушев); алгоритма выхода в рефлексивную позицию (Б.М. Островский); приемов рефлексивной диагностики (С.Ю. Степанов); методических приемов, направленных на развитие рефлексивных умений (В.Г. Богин).

^ Процессуальный блок основан на функции организационно-педагогического обеспечения реализации модели развития творческого потенциала. Ядром содержательного компонента является содержание опыта творческой деятельности, которым должен овладеть студент в процессе участия в деятельности молодежных общественных объединений вуза. Технологический компонент выражен общими методами, средствами, формами организации образовательно-воспитательного процесса в молодежных общественных объединениях вуза. В организационном компоненте нами обозначены основные этапы развития творческого потенциала: личностно-развивающий, прогностическо-креативный, деятельностно-преобразующий, которые ограничиваются периодом развития новых, свойственных конкретному этапу качеств, называемых личностными новообразованиями. Такими новообразованиями на личностно-развивающем этапе является осознание «Я» – своих возможностей в настоящее время; на прогностическо-креативном «Я» – перспектива (осознание субъективной значимости творческого потенциала, представление о том, какие возможности мог бы иметь в его развитии), на деятельностно-преобразующем «Я» – продукт и результат творческой самореализации и саморазвития.

^ Результативный блок отражает успешность функционирования предлагаемой модели и связан с разработкой ожидаемого результата. В данном блоке представлена мониторинговая составляющая; критерии, позволяющие оценить результативность; уровни (высокий, средний, низкий), критерии (в качестве критериев в нашем исследовании выступают выделенные компоненты творческого потенциала), показатели критериев, диагностические методики и методы статистической обработки результатов.

Проведенное нами теоретико-экспериментальное исследование показало, что модель развития ТПС в МООВ успешно функционирует при комплексной реализации следующих педагогических условий, включающих положения создания инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; включения студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; интенции процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития.

Выявленные в ходе теоретического осмысления проблемы система и педагогические условия развития ТПС в МООВ были подвергнуты опытной проверке.

Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях вуза» определены цели, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы, описана реализация разработанной системы и условий ее эффективного функционирования, проанализированы полученные результаты исследования и проведена их обработка методами математической статистики.

В качестве цели опытно-экспериментальной работы мы определили проверку эффективности воздействия комплекса выделенных педагогических условий, обеспечивающих реализацию разработанной модели процесса развития творческого потенциала студентов в деятельности молодежных общественных объединениях вуза. Поставленная цель определила содержание основных задач, решаемых в ходе опытно-экспериментальной работы.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась нами в условиях внеаудиторной деятельности молодежных общественных объединений вуза на базе Челябинской государственной академии культуры и искусств, Челябинского государственного педагогического университета, Уральской государственной академии физической культуры. Исследование проводилось в 3-х экспериментальных и одной контрольной группе. При формировании опытно-экспериментальных групп нами реализовывался принцип репрезентативности.

Для получения объективной информации об уровне развития ТПС в МООВ нами был определен комплекс критериев развития исследуемого потенциала: познавательная самостоятельность, потребность в достижении успеха, развитие рефлексивных способностей. Различная степень их проявления характеризует уровни развития ТПС в МООВ: низкий, средний, высокий. Основным критерием развития творческого потенциала студентов выступает его продвижение от низкого уровня к более высокому уровню развития. Данный критерий выступает также в качестве основного критерия диагностики достоверности результатов проверки эффективности модели развития ТПС в МООВ на фоне комплексной реализации педагогических условий.

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы и эмпирических данных, полученных нами на подготовительном этапе педагогического эксперимента, были определены показатели выделенных критериев и методика их оценки: познавательная самостоятельность (методика А.В. Усовой; адаптированные тесты на оценку внутренней среды – А.Б. Ванганди; экспертное оценивание результатов деятельности студентов, самооценка студентов своих знаний и др.); потребность в достижении успеха (тест-опросник потребности в достижении Ю.М. Орловой; тест «Мотивация творчества и творческая направленность личности В.И.Андреева; тесты на оценку мотивации успеха Дж. Роттера; тест на самооценку личностных достижений Э.Ф. Зеера и О.Н. Шахматовой и др.; а также сформированность рефлексивных способностей (тест невербальной креативности П. Торренса; тест вербальной креативности С. Медника (адаптация А.Н. Воронина, Т.В. Галкина); тест «Завершение картинок» (адаптация А.Н. Воронина); тест «Самооценка способностей к самообразованию, саморазвитию» В.И. Андреева; тест на оценку способностей к принятию творческих ответственный решений В.И. Андреева; методика самооценки личностных достижений; специальные тестовые задания, инициирующие выход студентов в рефлексивную позицию.

В соответствии с целью эксперимента в первой экспериментальной группе Э-1 мы проверяли воздействие второго педагогического условия, предполагающего, включение студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ, способствующих реализации опыта творческой деятельности. Методика реализации данного условия базировалась на проектной технологии, суть которой состоит в выполнении познавательной, исследовательской, конструкторской или иной работы на заданную тему, конечный результат предстает в виде нового продукта, решения социальной или иной проблемы. В результате проектной деятельности студентами были инициированы и осуществлены следующие социально-культурные проекты различных направлений: конкурс проектов «Мысле-образ дня», направленный на разработку собственного брэнда, эпиграфа, девиза, символа участников объединений; конкурс «Вожатский дебют» среди команд школы подготовки вожатых в рамках межвузовского Центра подготовки вожатых; акция «Спасибо мамам» – оформление благодарственных писем родителям студентов-активистов; ярмарка проектов «Улица индивидуальности», направленная на самопрезентацию участников молодежных общественных объединений; акция «Открытка ветерану», в ходе которой участники готовят поздравительные открытки и отправляют ветеранам в преддверии праздника.

Во второй экспериментальной группе Э-2 мы проверяли воздействие третьего педагогического условия, предполагающего интенцию процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития. Методика реализации данного условия основывалась на принципах индивидуализации, ценностного отношения к развитию творческого потенциала, перехода управления в самоуправление, саморазвития, рефлексивной позиции, осознанной перспективы, обратной связи; предусматривает включение студентов в процесс самодиагностики личностных творческих достижений в процессе осуществления творческой деятельности, согласно этапам развития творческого потенциала (личностно-развивающий, прогностическо-креативный, деятельностно-преобразующий); предполагает выявление реального уровня развития ТПС в МООВ на основе результатов диагностики (анализа, оценки), проводимой руководителем, и самодиагностики (самоанализа, самооценки), а также в процессе совместных действий; составление самодиагностирующих обучающих материалов («Потфолио студента» – форма представления индивидуальной направленности достижений конкретного студента); использование алгоритма выхода в рефлексивную позицию (Б.М. Островский); применение методических приемов, направленных на развитие рефлексивных умений у студентов (В.Г. Богин); выявление проблемных сторон творческой деятельности и способов ее корректировки.

В третьей экспериментальной группе Э-3 мы проверяли действенность комплекса выделенных нами педагогических условий, включающего, кроме двух вышеупомянутых, также условие создания инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза. Методика его реализации предполагает создание комфортного психологического климата в группе на основе формирования доброжелательной, непринужденной, раскованной рабочей атмосферы, базирующейся на организации субъект-субъектного (партнерского, диалогического) взаимодействия руководитель МОО – участник МОО, участник МОО – участник МОО (работа в малых группах, командах, применение диалоговых методов и др.). Мы полагаем, что проверка эффективности последнего условия в качестве самостоятельного, не зависящего от других, не имеет смысла, так как его выполнение основывается на выполнении двух других условий.

В контрольной группе К развитие ТПС осуществлялось в соответствии с установленными традициями молодежного объединения в данном направлении.

Обобщенные данные, представленные в табл. 1, свидетельствуют о влиянии выделенных нами педагогических условий на развитие ТПС в МООВ. Очевидно, что результаты, полученные в группе Э-3, значительно выше, чем в группах Э-1, Э-2. Следовательно, развитие ТПС в МООВ в рамках разработанной модели протекает эффективнее при комплексной реализации выделенных педагогических условий.

Достоверность полученных данных проверялась с помощью χ2 – критерия К. Пирсона. По расчетным данным при 5% уровне значимости было доказано преимущество альтернативной гипотезы перед нулевой. Это позволило сделать вывод о том, что цель исследования достигнута и гипотеза подтверждена.

Таблица 1

Сводные данные экспериментальной работы


Группа

Этап

Уровни

Ср

Кэфф





низкий

средний

высокий

кол-во

%

кол-во

%

кол-во

%

Э-1

начало

20

52,63

12

31,58

6

15,79

1,63




3,46

5,991

конец

12

31,58

17

44,74

9

23,68

1,92

1,08




5,991

Э-2

начало

20

54,05

10

27,03

7

18,92

1,65




5,87

5,991

конец

10

27,03

18

48,65

9

24,32

1,97

1,11




5,991

Э-3

начало

22

56,41

11

28,21

6

15,38

1,59




16,37

5,991

конец

5

12,82

22

56,41

12

30,77

2,18

1,23




5,991

К

начало

21

52,50

13

31,67

6

13,83

1,63

-

-

-

конец

16

40,00

17

42,50

7

17,50

1,78

-

-

-

Следовательно, изменения, которые произошли в уровне познавательной самостоятельности, потребности в достижении успеха и развитии рефлексивных способностей экспериментальных групп, значимы, что свидетельствует об эффективности представленной нами системы; более выражены изменения в ЭГ-3, значит, применение комплекса педагогических условий более результативно. Это подтверждает нашу гипотезу и доказывает достоверность полученных результатов.

^ Заключение по результатам исследования.

1. В ходе исследования была изучена и выявлена степень разработанности проблемы развития ТПС в МООВ. Установлено, что данная проблема является одной из актуальных в педагогической теории и практике, требующей своего дальнейшего осмысления. Её актуальность обусловлена научно-техническими, экономическими, социальными и культурными изменениями в обществе, значимостью проблемы формирования не только высококвалифицированных конкурентоспособных специалистов, обладающих развитым творческим потенциалом, но и способных к личностно и социально значимой преобразовательной деятельности, рядом теоретико-методологических предпосылок и конкретно-практическими задачами.

2. В процессе исследования уточнены сущность, содержание, структура, функции творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях. Творческий потенциал студентов в молодежных общественных объединениях мы рассматриваем как развивающуюся систему личностных способностей ориентирующую на ценности социально значимой деятельности и побуждающей к творческой самореализации и саморазвитию.

3. Уточнены сущность и содержание развития ТПС в МООВ. Развитие творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в вузе представляет собой непрерывный, направленный, необратимый и закономерный процесс актуализации задатков, способностей, механизмов саморазвития, формирования творческой мотивации, познавательной деятельности, активизацию таких качеств личности, которые позволяют решать задачи, проблемы, не встречавшиеся в ее прошлом опыте.

4. Обоснована необходимость решения исследуемой проблемы с позиций личностно-деятельностного, средового, оптимизационного подходов, определяющих основное стратегическое направление организации процесса развития ТПС в МООВ.

5. Разработана модель развития ТПС в МООВ, которая представлена взаимосвязанными подструктурными блоками: управленческим, педагогических условий, процессуальным и результативным. Доказано, что научным обеспечением разработанной модели являются обозначенные подходы и выделенные на их основе принципы развития ТПС в МООВ: ориентированность объединения на реализацию гуманных целей; конструктивное взаимодействие, педагогическая поддержка; сотворчество; социальное закаливание; динамичности; обратная связь; деятельность; объектность.

6. Выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного развития ТПС в МООВ, включающий положения о создании инновационной творческой среды в молодежных общественных объединениях вуза; включении студентов в разработку и реализацию социально значимых творческих проектов и программ; интенции процесса развития творческого потенциала студентов в молодежных общественных объединениях в режим саморазвития. Доказано, что развитие творческого потенциала ТПС в МООВ происходит наиболее эффективно при комплексной реализации педагогических условий.

7. Разработана методика развития ТПС в МООВ, включающая: оценочно-критериальный инструментарий диагностики развития ТПС в МООВ; уровни развития творческого потенциала студентов (низкий, средний, высокий); критерии и показатели оценки уровня развития творческого потенциала студентов; методы и методики их диагностики; статистические критерии и показатели оценки результатов педагогического эксперимента; методические рекомендации для руководителей и участников молодежных общественных объединений по развитию творческого потенциала.

Проведенный анализ полученных результатов показал, что выдвинутая гипотеза нашла свое подтверждение, задачи научного поиска решены, цель исследования достигнута. В то же время проведенное исследование не претендует на исчерпывающий анализ всех аспектов исследуемой проблемы ввиду её многоплановости. Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что не все аспекты развития ТПС в МООВ нами охвачены и изучены в полной мере. В связи с этим дальнейшее исследование проблемы может быть продолжено по следующему направлению: исследование закономерностей формирования свойств и качеств личности студентов в молодежных общественных объединениях; развитие ТПС в МООВ с использованием новых информационных технологий; разработка соответствующих альтернативных развивающих и диагностических методик.


^ Основные положения диссертации представлены в следующих работах:

Статьи, опубликованные в рецензируемых научных изданиях,

включенных в реестр ВАК РФ:

  1. Жернокова, Н. А. Проблема развития творческого потенциала студентов в вузе культуры искусств / Н. А. Жернокова // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия гуманитарные науки: «Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика» : науч.-метод журн. – Кострома : КГУ, 2009. – № 2. – C. 49-52.

Статьи в сборниках научных трудов и

тезисы докладов на научно-практических конференциях:

  1. Жернокова, Н. А. Проблема формирования творческого мышления средствами народной педагогики / Н. А. Жернокова // Культура и коммуникация : сб. мат.-ов III междунар. заочной науч.-практич. конференции. Часть I. – Челябинск : ЧГАКИ, 2007. – С. 62-65.

  2. Жернокова, Н. А. Сущность понятия «творческий потенциал студентов» в психолого-педагогической литературе / Н. А. Жернокова // Культура – искусство – образование : интеграционные процессы в теории и практике. Мат.-лы XXIX науч.-практич. конф. профессорско-препод. состава академии. – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – С. 51-55.

  3. Жернокова, Н. А. Сущностная характеристика творческого потенциала личности / Н. А. Жернокова // Культура и коммуникация: сб. науч. мат.-ов III междунар. заочн. науч.-практ. конференции. – Ч II. – Челябинск, ЧГАКИ, 2008. – С. 36–39.

  4. Жернокова, Н. А. Идеи развития творческого потенциала личности в психолого-педагогических исследованиях / Н. А. Жернокова // Челябинск многонациональный как основа экономической, социальной стабильности и духовно-нравственного здоровья семьи и общества : сб. материалов науч.-практич. конференции (Челябинск, 29 апреля 2008г) / Администрация г. Челябинска; ЧГАКИ. – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – С. 26-30.

  5. Жернокова, Н. А. Проблемы структуры творческого потенциала личности в современных психолого-педагогических исследованиях / Н. А. Жернокова // Теория и практика формирования культуры детей и подростков : Вестник Института культуры детства . – Вып. 9 – Челябинск : ЧГАКИ, 2008. – С. 23-29.

  6. Жернокова, Н. А. Теоретические аспекты проблемы развития творческого потенциала студентов вуза культуры / Н. А. Жернокова // Экспериментальная деятельность в учреждениях профессионального образования : Педагогический вестник : сборник науч.-методических работ. – Магнитогорск : МГППК, 2009. – Выпуск 19. – С. 71-73.

  7. Жернокова, Н. А. Организационно-педагогические условия развития творческого потенциала будущих социальных педагогов в вузе культуры / Н. А. Жернокова // Социальная педагогика : традиции и инновации : мат.-лы Всероссийского конгресса социальных педагогов с междунар. участием, 17-21 марта, 2009 г. / под ред. М. А. Галагузовой. – Екатеринбург : УрГПУ, 2009. – С. 181-183.

  8. Жернокова, Н. А. Аксиологический подход к развитию творческого потенциала личности будущих специалистов социокультурной сферы / Н. А. Жернокова // Теория и практика формирования культуры детей и подростков : Вестник Института культуры детства . – Вып. 10 – Челябинск : ЧГАКИ, 2009. – С. 88-91.

  9. Жернокова, Н. А. Создание творческой инновационной среды как фактора развития творческого потенциала студентов вузе / Н. А. Жернокова // Социальное образование : актуальные проблемы и перспективы развития : мат.-лы междунар. заоч. науч.-практич. конф. – Шадринск : ШГПИ, 2009. – С. 124-129.

  10. Жернокова, Н. А. Диалогический подход к развитию творче­ского потенциала студентов в контексте проблемы сотворчества / Н. А. Жернокова // Коммуникационный процесс в вузе: мат-лы III междунар. науч.-практич. конференции. – Челябинск, 2009. – С. 10–15.

  11. Жернокова, Н. А. Условия развития творческого потенциала студентов в вузе / Н. А. Жернокова // Культура и искусство глазами молодых ученых. Сб. научных статей. – Ташкент – Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – С. 205-211.

  12. Жернокова, Н. А. Методика развития творческого потенциала студентов в социально-значимой деятельности / Н. А. Жернокова // Культура – искусство – образование : интеграционные процессы в теории и практике. мат-лы XXXI науч.-практич. конф. профессорско-препод. состава академии. – Челябинск : ЧГАКИ, 2010. – С. 286-291.

  13. Жернокова, Н. А. Воспитательный потенциал молодежных общественных объединений в вузе / Н. А. Жернокова // Мат.-лы науч.-практич. конференции «XXI век: духовно-нравственное становление личности в условиях современного образовательного пространства» / Теория и практика формирования культуры детей и подростков: Вестник Института культуры и детства. Вып. 11. – Челябинск: ЧГАКИ, 2010. – С. 50–54.

  14. Жернокова, Н. А. Социально-значимая деятельность студентов в вузе как фактор развития творческого потенциала / Н. А. Жернокова // 3i: intellect, idea, innovation – интеллект, идея, инновация. Сб. научных статей. № 3. – Костанай. – 2010. – С. 45–49.



Отпечатано в типографии ЧГАКИ. Ризограф.

454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, 36-а

Подписано в печать – 19.05.2010 г.

Формат 60 х 84 1/16

Объем 1,3 п.л.

Тираж 100 экз. заказ № 2097





Скачать 497.38 Kb.
оставить комментарий
Жернокова Наталия Александровна
Дата29.09.2011
Размер497.38 Kb.
ТипАвтореферат диссертации, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх