Рабочая программа по дисциплине Античная литература наименование дисциплины для специальности icon

Рабочая программа по дисциплине Античная литература наименование дисциплины для специальности


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине Античная литература наименование дисциплины для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Античная литература для специальности...
Рабочая программа по дисциплине Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения...
Учебная программа Русская литература 20 века наименование дисциплины для специальности 0505118...
Рабочая программа по дисциплине Словообразование и морфлогия современного русского языка...
Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения»...
Рабочая программа по дисциплине сд06 Конструирование одежды (наименование дисциплины) для...
Программа дисциплины ФтД...
Программа дисциплины опд. Ф. 01...
Рабочая программа по патологии (наименования дисциплины) для специальности 060108 Фармация...
Рабочая программа по дисциплине Риторика наименование дисциплины для специальности...



Загрузка...
скачать
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА


«Утвержден»

На заседании Ученого Совета

филологического факультета

Протокол № ___ от

_________________________

«_____»__________________200_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине Античная литература

наименование дисциплины

для специальности 050118 «Русский язык и литература»

(шифр, наименование специальности)

форма обучения заочная

(дневная, заочная)


Курс 1

Семестр:__1_ НУС, 1__ Экзамен 1 семестр

Лекции: 9 часов

Практические занятия: 5 часов

Всего аудиторных: 14 часа

СРС 31 часа

Всего часов 45 часов




Усть-Каменогорск, 200_

Рабочая программа составлена Демченко Л. Н., к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы на основании ГОСО РК 3.08.268- 2006. и типовой программы курса «Античная литература» для спец. «Русский язык и литература» // Программы университетов и педагогических институтов. Сборник. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006


Рабочую программу разработал (а)

Демченко Л. Н., к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы

/ФИО, должность, звание/

______________________________

/подпись/


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы


«____»______________200_ г. Протокол №____

Зав. кафедрой ___________________Васильченко Л. В. (Ф.И.О.)


Одобрено на заседании Методического Совета Филологического факультета «____»____________200_ г Протокол № ____


Председатель МСИ __._________________ (Ф.И.О.)


1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

Курс «Античная литература» является составной частью мировой литературы. Историческое значение античной литературы состоит, прежде всего, в том, что она оказала значительное влияние на развитие литератур других европейских народов, изучение этих литератур немыслимо без знакомства с античной литературой и культурой. Курс включает в себя изучение греческой и римской мифологии, произведений выдающихся мастеров художественного слова Гомера, Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана, Менандра, Плавта, Вергилия, Горация, Овидия и др. Данная дисциплина способна дать будущему специалисту целостное представление о традиции и современности, воспитывать филологическую культуру, внести понимание собственной значимости в современном мире.

    1. Цели преподавания дисциплины:

– изучение художественного наследия литературы эпохи Античности с позиции становления и развития жанровой системы.

1.2 Задачи изучения дисциплины:

Программа ориентируется на объем часов, предусмотренный учебным планом, и в ходе ее реализации направлена на решение следующих задач: овладение понятийным аппаратом;

  • углубление представлений об эстетических принципах литературы эпохи Античности;

  • приобретение навыков работы с научной литературы по творчеству писателей данного периода;

  • углубление и систематизация знаний студентов по курсу;

  • уяснение историко-литературных закономерностей;

  • приобретение умений и навыков самостоятельного литературного анализа;

  • умение ориентироваться в схеме литературного развитие и определения места данного периода литературы в контексте всемирной литературы;

  • формирование у студентов комплексного философско-религиозного, художественно-эстетического восприятия произведений античных авторов.



^ 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Тематический план


недели


Наименование тем


^ Количество часов всего

Примечание

Лекции

Практ.занят

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Периодизация древнегреческой литературы

Архаический период. Древнегреческая мифология

1

1

3

Использование Эл. Учебника

ММП

2

Гомеровский эпос

1

1

4

^ Мультимед. Презентация

3

Лирическая поэзия. Мелическая поэзия

1




3

Использование Эл. Учебника

4

Аттический период.     Греческое искусство Древнегреческий театр

1

1

4

Слайд-шоу Использование Эл. Учебника

5

Эллинистический период.     Новоаттическая комедия Менандра

1




3

Использование Эл. Учебника

ММП

6

Эллинистическая поэзия. Каллимах. Феокрит. Аполлоний Родосский

1




3

Использование Эл. Учебника

7

Римская литература. Периодизация

Ранняя римская литература.

Комедии Плавта

1

1

4

Использование Эл. Учебника

8

Литература эпохи принципата Августа.

Творчество  Вергилий

Творчество Горация

Творчество Овидия

1

1

4

Использование Эл. Учебника

9

Поздний период римской литературы эпохи империи. «Метаморфозы» Апулея

1




3

Использование Эл. Учебника




Итого:


9

5

31






^

Учебно-методическая карта дисциплины «АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (заочная форма обучения)







Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

1

Периодизация древнегреческой литературы Архаический период Древнегреческая мифология.

Лекция


Практ.зан



1

1

Историческое и художественное значение античной литературы. Термин и понятие «античная литература». Мифотворчество и мифология – следствие постижения и осмысления мира на ранних этапах истории общества.

1,2,4,5, 3, 12, 17, 18, 19

Использ. Эл. учебника

ММП







2

^ Гомеровский эпос. «Илиада» Гомера

Лекция


Практ.зан



1

1

Эпос как повествование о замечательных событиях и деяниях прошлого. Авторская позиция в эпосе; гомеровский вопрос; проблема возникновения эпоса. Место гомеровских поэм в жизни античного общества и дальнейшая судьба эпоса.

^ Содержание «Илиады». Военно-героическая эпопея: композиция, сюжетообразующие мотивы – гнев Ахилла и воля Зевса. Герои и боги, их образы и деяния (Ахилл и Гектор).


26, 11, 18, 19

Использ. Эл. учебника









Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

3

Лирическая поэзия. Мелическая поэзия.

Лекция

1

Элегическая, ямбическая, мелическая (хоровая и сольная), связь с народной песней, музыкой, танцем; основные размеры. Историческая условность термина «лирика»

1, 4, 5, 28

Использование Эл. Учебника







4

^ Аттический период.     Греческое искусство. Древнегреческий театр.

Лекция


Практ.зан



1

1

Значение культа Диониса, Афинский театр. Хор и актеры. Театральный реквизит, декорации. Структура драмы. Зрители. Драматургия Эсхила, Софокла, Еврипида

1,2,4,5, 6, 30, 31, 32, 33

Слайд-шоу Использование Эл. Учебника







5

^ Древнеаттичес-кая комедия Аристофан. Новоаттическая комедия Менандр.

Лекция


Практ.зан



1

1

Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, космос и фаллические песни; элементы обрядовой игры в сюжете и структуре комедии. Тематика и структура комедий

Типические сюжеты

Маски и характеры.

1, 7, 24

Использование Эл. Учебника

ММП









Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

6

Эллинистическая поэзия. Каллимах. Феокрит. Аполлоний Родосский.

Лекция

1

Повествовательная элегия и эпиллий. Поиски новых форм. Буколическая поэзия, ее связь с фольклором, Новаторство и продолжение традиций в поэзии Феокрита. Эпическая поэма с мифологическим содержанием Аполлония Родосского

1, 4, 5, 27, 49

Использование Эл. Учебника







7

^ Римская литература. Периодизация. Ранняя римская лит.

Комедии Плавта.

Лекция


Практ.зан



1

1

Плавт: наследие и традиции текста; Обращение к новоаттической комедии Условность греческого колорита и отношение к совр. римской действительности. Особенности композиции, языка и художественной манеры Плавта. Анализ комедии Т. Плавта «Клад» (или «Привидение» и т. д.).

1,5,14,21

Использование Эл. Учебника









Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

8

Литература эпохи принципата Августа.

Творчество     Вергилий,Горация, Овидия.

Лекция


Практ.зан



1

1

Вергилий: жизнь и основные периоды творчества. Герои «Буколики» (эклоги), и. «Героики»: «Энеида».

Философские взгляды Горация. «Эподы»: традиции жанра. «Сатиры»: особенности содержания, худ. метода и стиля. «Оды»: «Послания» Горация. Овидий: Любовные стихотворения Овидия, их тематика, художественная манера. Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); «Скорбные элегии»

1, 5, 10, 18, 19

Использование Эл. Учебника







9

^ Поздний период римской лит. эпохи империи. «Метаморфозы» Апулея.

Лекция



1


Апулей – философ и софист. «Золотой осел, или Метаморфозы»: основной сюжет романа, язык и стиль, вставные новеллы и сказка; отношение к фольклору и греческим образцам; идейно-философская концепция романа

1,5, 18, 19

Использование Эл. Учебника









^ 2.Тезисы лекций по дисциплине «Античная литература»


Тема лекции: АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА. ВВЕДЕНИЕ


Тезисы лекции: Античная литература – первая и древнейшая европейская литература. Основные этапы в истории греко-римского рабовладельческого общества и их отражение в истории развития литературного творчества.

Историческое и художественное значение античной литературы. Термин и понятие «античная литература», ее исторические, хронологические и локальные границы.

Тексты: проблема сохранения рукописного наследия, писчий материал: папирус и пергамент, свитки и кодексы.

Средневековые рукописи античных произведений; цитаты; фрагменты; отношение к авторскому тексту.

Жанры и стили античной литературы. Поэзия и проза. Основные сведения о метрической системе античного стихосложения. Периодизация истории античной литературы.

Значение античной литературы в истории европейской культуры. Античность в культуре средневековья, возрождения и классицизма. Античные сюжеты, мотивы и образы в зарубежной литературе последующих эпох.

Основная литература: 1, 4, 5, 22, 23

Дополнительная литература: 25, 26, 36


Тема лекции: ГРЕЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА. АРХАИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (VIII – СЕРЕДИНА VI В. ДО Н.Э.). ДОЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕРИОД. ИСТОКИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Греческие племена в Восточном Средиземноморье, основные этапы их миграции.

Устное словесное творчество: песня и повествование и др.; их место и функции в жизни древних общин; исполнители и аудитория. Следы древней поэзии в литературных памятниках.

Мифотворчество и мифология – следствие постижения и осмысления мира на ранних этапах истории общества. Крито-микенская культура и ее роль в греческой мифологии; песни и сказания о подвигах и деяниях богов и героев. Аэды и рапсоды: репертуар, отношение к тексту, особенности мастерства и исполнения; аудитория.

Основная литература: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 13, 21

Дополнительная литература: 24, 25, 26,28


Тема лекции: ДРЕВНЕГРЕЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС «ИЛИАДА» ГОМЕРА

(VIII в. до н.э.)


Мифы о троянской войне; историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание «Илиады». Военно-героическая эпопея: композиция, сюжетообразующие мотивы – гнев Ахилла и воля Зевса. Герои и боги, их образы и деяния (Ахилл и Гектор). Гомеровское общество; время, место и обстоятельства возникновения поэм; художественное мастерство, особенности языка и стиля поэм. Эпос как повествование о замечательных событиях и деяниях прошлого. Авторская позиция в эпосе; гомеровский вопрос; устная традиция и личное творчество; проблема возникновения эпоса. Место гомеровских поэм в жизни античного общества и дальнейшая судьба эпоса. Гомер в России и Казахстане. Переводы Гомера на русский и казахский языки.

Основная литература: 48, 49, 1, 4, 6, 2, 3, 22, 5, 21

Дополнительная литература: 29, 30, 36


Тема лекции: ГРЕЧЕСКАЯ ^ КЛАССИЧЕСКАЯ ЛИРИКА VII-V ВЕКОВ ДО Н.Э.


Разложение первобытно-общинного строя в различных областях греческого мира.

Элегическая, ямбическая, мелическая (хоровая и сольная), эпиграмматическая поэзия: вопросы сохранности, связь с народной песней, музыкой, танцем; основные размеры. Историческая условность термина «лирика». Архилох (сер. VII в. до н.э.); связь с современной поэту действительностью; основные мотивы элегий и ямбов, переоценка жизненных ценностей; друзья и враги; своеобразие первого лица. Новые фрагменты. Калин Эфесский и Тиртей (VII в. до н.э.) – элегия с призывом к защите отечества, назидания и наставления; адресаты обращений. Солон – первый африканский поэт (нач. VI в. до н.э.), его деятельность, мировоззрение, особенности образности и поэтического языка.

Мелическая поэзия: песни Алкея – поэзия мужского содружества (аристократическая гетерия): темы борьбы с противниками (победы, поражения, изгнания, призывы и т.д.) и общих застолий. Своеобразие поэтической образности поэзии Алкея и Сапфо, их литературная судьба.

Хоровая мелика: ее основные виды (гимны, пэаны, дифирамбы, гипорхемы, парфении и т.д. Странствующие мелические поэты: Стесихор и героико-эпические темы в мелосе; сольно-хорическое исполнение: триады (строфа, антистрофа, эпод). Ивик и Анакреонт (VI в. до н.э.): любовные и застольные мотивы. Кульминация архаического песенно-поэтического стиля в песнях Анакреонта; искусство раскрытия одного образа, контраст чувств и ситуаций, изображение любви, ее носителей и адресатов. Эллинистическая и позднеаттическая анакреонтика, ее значение для русской и европейской поэзии XVIII- XIX веков. Вакхилид: эпиникии и дифирамбы, драматизация мифов. Упадок мелической поэзии.

Основная литература: 50, 51, 8

Дополнительная литература: 36, 80


Тема лекции: КЛАССИЧЕСКИЙ ПЕРИОД(V- IV в. до н.э.).

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ДРАМА( V в. до н.э. ).

^ ДРАМАТУРГИЯ ЭСХИЛА, СОФОКЛА, ЕВРИПИДА


Драма: ее происхождение, основные виды (трагедия, сатировская драма, комедия). Свидетельства Аристотеля о происхождении развитии драмы. Дифирамб и его исполнители. Значение культа Диониса, основных празднеств в политической и идейной консолидации демократического государства. Организация драматических состязаний. Афинский театр. Хор и актеры. Театральный реквизит, декорации. Структура драмы. Зрители.

Эсхил«отец трагедии»; поэт становления и упрочения афинского демократического полиса. Периодизация сохранившихся драм. Нововведения и эволюция творчества Эсхила. Проблематика и драматическая структура ранних из дошедших до нас трагедий. Трагический конфликт. Трагический конфликт, его носители и разрешение. «Историческая» тема в трагедии «Персы», «Прометей прикованный»: проблематика и литературная судьба трагедии. Трилогия «Орестея» - интерпретация мифа об Атридах. Образ Эсхила: герой и его поступки, род и личность; тетралогическая композиция. Хор в драмах Эсхила. Особенности языка и стиля.

Основные этапы творчества и драматургические новшества Софокла. Проблема героя и героических деяний («Аянт»); сущность трагического конфликта, представление о законе, власть и ее носители («Антигона»). Трагедия неведения. Перипетия и трагическая ирония как художественный прием. Герой и его судьба («Трахинянки», «Царь Эдип»). Последние трагедии Софокла: преодоление трагедии неведения в «Эдипе в Колоне»; величие героических деяний в негероических ситуациях («Электра», «Филоктет»). Утверждение нормативности героических образов и принципов общественного поведения личности («человек, каким он должен быть»). Роль хора; язык и стиль трагедий Софокла.

Еврипид. Образ поэта в античной традиции («отшельник в пещере», «философ на сцене», «книгочей»). Сохранившиеся драмы Еврипида и судьба его наследия. Изображение отдельной личности, ее внутреннего разлада и личных устремлений, проблема «страстей». Отношение драматурга к мифу: несоответствие нового содержания жизни способам ее художественного воспроизведения; рост декоративных функций мифа. Отход от монументальности и нормативности в изображении личности к снижению героических образов и переосмыслению героичности; усиление роли второстепенных, немифических персонажей; проблема еврипидовской «бытовизации» трагедии и судьба хора в трагедии. Разбор отдельных трагедий («Медея», «Ипполит», «Геракл», «Елена», «Ион», «Ифигения в Авлиде», «Вакханки»). Интрига; исчезновение трагического конфликта в позднейших трагедиях; «бог из машины».

Основная литература: 1, 22, 23, 5, 7, 8, 9, 10, 21, 55, 56, 69, 53, 54, 3, 57, 58,

Дополнительная литература: 42, 25, 26, 34, 45, 46, 35


Тема лекции: ДРЕВНЯЯ АТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. АРИСТОФАН

^ ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (III – I ВЕКА ДО Н.Э.).

НОВОАТТИЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ. МЕНАНДР.


Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, космос и фаллические песни; элементы обрядовой игры в сюжете и структуре комедии. Песни хора и эпизодические сценки; непременное наличие противоборствующих начал; агон; общий сюжет и сквозное действие. Злободневность и актуальность тематики. Социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, пародия, травестия мифов и жанров, карикатурность, гротеск, фантастика – основные средства и приемы комедийного искусства. Аристофан: его предшественники и современники. Сохранившиеся произведения; три периода творчества Аристофана. Тема войны и мира (ее эволюция от «Ахарнян» и «Всадников» до «Лисистраты»). Тема воспитания, образования и морального аспекта жизни общества («Облака», «Женщины на празднестве», «Лягушки»). Идеи социальной перестройки и первая утопия («Птицы», «Женщины в народном собрании», «Богатство»). Комедийный герой его «естественная» нормативность; реальные лица и их комедийное воплощение(Сократ, Еврипид, Клеон и др.). Фантастический и реальный планы комедии; парабаса. Роль и значение аристофановской комедии в веках. Оценка Аристофана в русской критической мысли. Эволюция комедии: комедия средняя и новая.

Греческий мир в конце IV в. до н.э.; похлды Александра Македонского, эллинизация Востока и ориентализация Запада. Музей и библиотека; рождение филологии (наука о текстах). Распространение греческого языка (койнэ). Афины – центр философии и комедиографии. Стоицизм, эпикуреизм, киники. Новоаттическая комедия.

Основная литература: 71, 72, 1, 11, 2, 15, 16, 20, 1, 59, 17, 11

Дополнительная литература: 40, 26


Тема лекции: ЭЛЛИНИСТИЧЕСКАЯ ПОЭЗИЯ.

^ КАЛЛИМАХ, АПОЛЛОНИЙ РОДОССКИЙ, ГЕРОДОТ


Эллинистическая поэзия. Ученые поэты. Повествовательная элегия и эпиллий. Ученая и литературная деятельность Каллимаха; поиски новых форм. Буколическая поэзия, ее связь с фольклором, образы пастухов. «Аргонавтика» Аполлония Родосского – эпическая поэма с мифологическим содержанием и единым действием; поиски новых героев; любовная тема в эпосе.

Основная литература: 51, 81, 8

Дополнительная литература: 36, 80

Тема лекции: Литература эпохи принципата Августа.

Творчество  ВергилиЯ, Горация, Овидия.


Вергилий: жизнь и основные периоды творчества. Герои «Буколики» (эклоги), воплощающие идеалы спокойной частной жизни. «Героики»: трактовка темы сельского труда и идеализация сельской жизни. «Энеида» - обоснование римской империи. История и новое осмысление мифа о троянце Энее. Содержание и композиция «Энеиды».

Гораций: жизнь и основные этапы творчества. Эволюция мировоззрений от республиканизма до примирения с империей. Философские взгляды Горация. «Эподы»: традиции жанра. «Сатиры»: особенности содержания, художественного метода и стиля. «Оды»: хронология книг, связь с греческой лирикой, структура и метрическое своеобразие; Тематика (политика, увещевания и назидания, философия, дружба, застолье, любовь).

Овидий: автобиографическая тема и основные периоды творчества; объединение идейного содержания и мастерство формы. Риторика и литературная традиция у Овидия. Любовные стихотворения Овидия, их пестрая тематика, художественная манера. Псевдодидактические поэмы о любви. Мифологические поэмы («Метаморфозы», «Фасты»); искусство повествования, рассказчики и его герои, современная римская действительность. Овидий в изгнании. «Скорбные элегии» и «Письма с Понта».

Основная литература: 1, 5, 10,

Дополнительная литература: 18, 19


Тема лекции: Поздний период римской литературной эпохи империи. «Метаморфозы» Апулея.


Апулей (род. около 125 г. н.э.). последователь Платона. Платонизм в эту эпоху представлял собой своеобразную смесь платоновского идеализма и новопифагорейской философии, с ее учением о «демонах», неких посредниках между богом и людьми, и о противоположности бога и материи. Апулей интересовался мистикой и различными тайными культами. Ко многим из них он был приобщен, в частности к распространенному в эту эпоху культу богини Исиды. Апулей писал стихи в духе «новых поэтов». Среди его стихотворных произведений был панегирик консулу Орфиту, гимны и любовные стихотворения. В своей речи он стремился показать литературные и ученые знания, говорил о своей красоте, пытался расположить к себе аудиторию виртуозностью и изысканностью языка. Увлеченный софистическим стилем, он дает колоритные и броские описания, жонглирует словами, нагромождает определения, нанизывает целые цепи патетических перечислений, пытаясь воспроизводить порой цицероновский период.

Основная литература: 1, 5, 10,

Дополнительная литература: 18, 19
^

3 План практических занятий по дисциплине «Античная литература»



Занятие 1 Древнегреческая мифология


  • Подготовиться к контрольной работе на знание греческих богов

  • Знать греческих богов, их происхождение и атрибуты

  • Подготовить пересказ 2-3 мифов



Занятие 2 «Илиада» Гомера


Прочитать «Илиаду» Гомера. Знать основные эпизоды поэмы

План:

  1. Гомер как создатель «Илиады» и «Одиссеи»;

  2. Мифы о Троянской войне как основа сюжета «Илиады»;

  3. Основной конфликт, сюжет и персонажи эпоса


^ МИФЫ И ОСНОВНЫЕ ЭПИЗОДЫ «ИЛИАДЫ» ГОМЕРА

  • «Яблоко раздора». Миф о Парисе.

  • Похищение Елены Парисом;

  • Менелай собирает войско (Ахилл, Агамемнон, Одиссей и др.);

  • Ахейцы на подступах к Трое. Осада Трои (9 лет);

  • Аполлон насылает мор на ахейцев за оскорбление Хриса – жреца Аполлона;

  • Ахилл и Агамемнон; Ахилл выясняет причину;

  • Требование Агамемнона взамен пленницы – дочери Хриса пленницы Брисеиду, отданную ранее Ахиллу;

  • Богиня Афина удерживает Ахилла;

  • Ахилл обращается к Фетиде за участием;

  • Фетида умоляет Зевса покарать Агамемнона;

  • Агамемнон по внушению Зевса возобновляет сражение с троянцами;

  • Сражение между ахейцами и троянцами;

  • Сражение Менелая с Парисом (помощь Афродиты);

  • Афина направляет стрелу в Менелая;

  • Участие в сражении богов (Афродиты (Энея), Ареса, Афины);

  • Поражение ахейцев (Зевс);

  • Гера усыпляет Зевса ахейцы одерживают победу;

  • Гектор врывается во вражеский лагерь, поджигает ахейский корабль;

  • Агамемнон направляет послов к Ахиллу, тот не преклонен;

  • Патрокл – друг Ахилла бросается на помощь грекам (ахейцам) в доспехах Ахилла;

  • Патрокла убивает Гектор, приняв того за Ахилла;

  • Весть о гибели друга;

  • Месть Ахилла за гибель Патрокла;

  • Фетида обращается к Гефесту с просьбой о новом вооружении для Ахилла;

  • Ахилл ищет Гектора. Гектор выходит навстречу с Ахиллом;

  • Гектор гибнет, Ахиллу помогает Афина;

  • Ахилл придает останки Парокла торжественному погребению;

  • Приам в сопровождении Гермеса идет к Аххилу, чтобы выкупить тело Гектора;

  • Погребение Гектора.

Занятие 3 Древнегреческий театр


План:

  • Греческий театр как центр древнегреческой культуры;

  • Архитектоника театра;

  • Основные драматические жанры: трагедия, комедия;

  • Трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида;

  • Комедии Аристофана, Менандра


Задания 1:

Прочитайте миф о Прометее и трагедию Эсхила «Прометей прикованный», отметить черты сходства и отличия, т.е., с одной стороны, в чем Эсхил продолжает традицию мифа, а, с другой, какие новшества вносит в его классическую трактовку.

Рекомендуемая литература: 53, 54, 3, 4, 5, 7, 13, 21, 25, 26

Задания 2:

  1. Мифологическая основа трагедии «Царь Эдип».

  2. Общий характер трагедии.

а) фабула трагедии;

б) конфликт (т.е. основной вопрос трагедии);

в) художественные особенности трагедии;

г) вопрос о Судьбе и личности у Софокла;

д) роль страдания в трагедии;

е) новаторство Софокла драматурга (3 единства; эписодии; характеры).

Рекомендуемая литература: 1, 22, 23, 5, 7, 8, 9, 21, 55, 56, 42, 25, 26, 34

Задания 3:

  1. Трагедия «Медея» Еврипида.

    1. Мифологическая основа драмы; миф о Медее;

    2. Особенности развития действия (интенсивность);

    3. «Внешний» и «внутренний» конфликты и их решение;

    4. Темы трагедии – страсти человеческие;

    5. Идея драмы – пагубность страстей;

    6. Психологизм характеров;

    7. Язык и стиль трагедии;

    8. Структура трагедии и ее поэтика;

  1. Драматургия Еврипида.

Рекомендуемая литература: 57, 58, 42, 1, 22, 2, 5, 7, 21, 10, 8, 26, 35


Занятие 4 Комедии Плавта


Задания:

  1. Менандр – основные этапы творчества

  2. Судьба наследия и новые находки.

  3. Тематика и структура комедий

  4. Типические сюжеты

  5. Маски и характеры.

  6. Анализ комедии «Третейский суд» Менандра.

Рекомендуемая литература: 1, 59, 17, 11, 40, 26


Занятие 5 Творчество  Вергилий, Горация. Овидия


Выучить наизусть стихи поэтов, подготовить сообщение о творчестве.


4 Глоссарий:

Агон – («спор») состязание в речах, часто приобретающее в пределах пьесы вполне самостоятельное значение. Столкновение двух противников, отстаивающих противоречивые взгляды по различным общественным или нравственным вопросам, строится по всем правилам красноречия.

^ Архетип – первообраз, универсальные, устойчивые модели (фигуры), наделенные свойствами «вездесущности».

Герой (положительный герой) – персонаж, действующее лицо, лирический герой, выступающий в художественном произведении как носитель эстетических идеалов, утверждаемых писателем и конкретно показанных в его произведениях, в духовном мире, в отношении к людям в зависимости от исторической обстановки и общественной позиции писателя.

Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты свойственные более или менее обширной группе произведений. Зависимость: от рода литературы; от эстетической тональности; от объема; от тематики; от композиции; от национального своеобразия.

Катарсис - сильный душевный подъем в сердцах зрителей, рожденный трагедией, сложное чувство сопереживания происходящему на сцене, в котором переплетаются страх за героя, сострадание к нему и восприятие трагического зрелища как чего-то возвышенного и облагораживающего душу.

Комедия – (от греч. Komos - веселая толпа и oide - песнь) – один из основных видов драмы, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех. Комедия как особая форма комического в литературе наиболее точно улавливает и передает его важнейшие оттенки – юмор, иронию, сарказм, сатиру.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты.

^ Корифей – глава хора

Культурные герои – мифические персонажи, которые добывают или впервые создают для людей различные предметы культуры (огонь, культурные растения, орудия труда), учат их охотничьим приемам, возделыванию земли, ремеслам, искусствам, вводят социальные и религиозные установления, ритуалы и праздники, брачные правила и т.п. (например, Прометей)

^ Культурные герои-демиурги (эти образы возникают позднее) изготовляют культурные и природные объекты (элементы мироздания, людей, первые орудия труда и др.) с помощью гончарных кузнечных и иных инструментов (например, Гефест). На более поздней стадии мифотворчества культурные герои также представляются борцами с чудовищами, с хтоническими, демоническими силами природы и мешающими упорядоченному мироустройству. В этом случае культурные герои приобретают богатырскую окраску (например, Геракл, Персей, Тесей).

^ Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям.

Мелика - развившаяся из фольклорной песни вокальная лирика. Пение мелических стихотворений сопровождалось игрой на струнном инструменте (лире, кифаре), а также ритмическими движениями. В зависимости от содержания, названия и количества исполнителей мелика была хоровой или монодической, сольной.

Миф – слово греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествленных или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных.

^ Мифы этиологические (букв. «причинные», т.е. объяснительные) – это мифы объясняющие появление различных природных и культурных особенностей и социальных объектов. Рассказы о происхождении некоторых животных и растений (или их частных свойств), гор и морей, небесных светил и метеорологических явлений, отдельных социальных и религиозных институтов, видов хозяйственной деятельности, а также огня, смерти и др. Особая разновидность – мифы культовые, объясняющие происхождение обряда, культового действия.

^ Мифы космогонические повествуют о происхождении космоса в целом и его частей, связанных в единой системе. Актуализируется пафос превращения хаоса в космос. Отражаются космологические представления о структуре космоса (обычно трехчастной вертикально и четырехчастной горизонтально), описывается его вегетативная (мировое дерево), зооморфная или антропоморфная модель. Космогония обычно включает разъединение и выделение основных стихий (огонь, вода, земля, воздух), отделение неба от земли, появление земной тверди из мирового океана, установление мирового дерева, мировой горы, укрепление на небе светил и т.п., затем создание ландшафта, растений, животных, человека.

^ Мифы антропогонические – (часть мифов космогонических) о происхождении человека, первых людей, или племенных первопредков (племя в мифах часто отождествляется с «настоящими людьми», с человечеством).

^ Мифы астральные – о звездах и планетах.

Мифы солярные и лунарные – являются разновидностью астральных. В архаических мифологиях Луна и Солнце часто выступают в виде близнечной пары культурных героев или брата и сестры, мужа или жены, реже родителя и ребенка.

^ Мифы близнечные - мифы о чудесных существах, представляемых в виде близнецов и часто выступающих в качестве родоначальников племени или культурных героев.

^ Мифы тотемические составляют часть комплекса тотемических верований и обрядов родоплеменного общества; в основе этих мифов лежат представления о фантастическом сверхъестественном родстве между определенной группой людей (родом и др.) и т.н. тотемами, т.е. видами животных и растений.

^ Мифы календарные связаны с циклом календарных обрядов, как правило с аграрной магией, ориентированной на регулярную смену времен года, в особенности на возрождение растительности весной (сюда вплетаются и солярные мотивы), на обеспечение урожая. Распространен календарный миф об уходящем и возвращающемся или умирающем и воскресающем герое.

^ Мифы героические фиксируют важнейшие моменты жизненного цикла, строятся вокруг биографии героя и могут включать его чудесное рождение, испытания со стороны старших родичей или враждебных демонов, поиски жены и брачные испытания, борьбу с чудовищами и другие подвиги, смерть героя.

^ Мифы эсхатологические о «последних вещах», о конце мира возникают относительно поздно и опираются на модели мифов календарных, мифов о смене эпох, мифов космогонических. Рассказывают об уничтожении мира и его элементов – гибели суши во всемирном потопе, хаотизация космоса и др.

Мифология есть совокупность сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания.

Парабаса - специфическая част комедии, прямое обращение хора к зрителям, только очень отдаленно или совсем не связанное с сюжетом трагедии (буквально: «отступление»).

Первопредки обычно мыслятся как прародители родов и племен, они моделируют родовую общину как социальную группу, противостоящую другим общинам и природным силам. Первопредок иногда отождествляется с первым человеком или первичным антропоморфным существом, из членов которого создается Вселенная.

Перепетия – это «перемена события к противоположному», т.е переход от счастья к несчастью или наоборот. Этот переход должен быть жизненным, необходимо оправданным, вытекающим из самой логики событий, изображаемых в трагедии.

Персонаж (от лат. persona) - вид художественного образа, субъект, действие, переживание; в том же значении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо.

Портрет – в литературном произведении – описание внешности персонажа, играющее большую роль в его характеристике, одно из средств создания образа. Обычно портрет иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.

Роман – (от франц. roman) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений. Роман отражает становление самой действительности. Роман способен открывать в человеке не только определившиеся в поведении свойства, но и нереализованные возможности, некий личностный потенциал.

Стиль - стилем писателя называют вообще подчерк писавшего, затем особенности самой манеры письма – слог и, наконец, идейно-художественные особенности писателя в целом. Понятие «стиль» применяют и в более широком значении (направления, течения, метода), иногда и в более узком (стиль произведения).

Структура классической трагедии: 1. Пролог – вступительная часть, разыгрываемая актерами; 2. Парод – («выход») песня, с которой появлялся перед зрителями хор (хор, строфа, антистрофа); 3. Эписодий – («привхождения») промежутки между партиями хора, в которых развивалось драматическое действие; 4. Стасим – песни хора, заключавшие эписодии (т.е. стоячие песни) (хор, строфа, антистрофа); 5. Эксод – («уход») заключительная песнь хора, с которой хор удалялся.

Сюжет (от фр. Sujet - предмет) – система событий в художественном произведении, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Трагедия (букв. «песнь козлов», от греч. Tragos – козел и ode - песнь) – один из основных видов драмы, противоположный комедии. Трагедией называют такие драматические произведения, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего, завершающиеся гибелью героя.

Трикстер – образ первобытного плута, являющегося либо братом культурного героя, либо его вторым лицом (в таком случае ему приписываются и культурные деяния, и плутовские проделки). Трикстер сочетает черты демонизма и комизма. Он не только неудачно подражает или мешает культурному герою, но совершает коварные и смешные проделки с целью удовлетворения голода или похоти.

Характер – живая совокупность тех основных черт и качеств, которые определяют данную личность в ее отношениях с обществом.

^ Художественный образ - специфическая форма искусства. Художественный образ облекается материальной оболочкой. Образ – это сфера осуществления идейности и художественности в искусстве. Термин многозначен: 1) искусство в форме художественного образа отражает реальную действительность; 2) говоря о персонажах произведения, мы говорим об образе человека; 3)иногда метафору называем образом. Художественный образ – специфическая форма познания действительности, его специфичность состоит в том, что он помимо своей жизненной конкретности включает в себя эстетическую оценку.

Элегия – вид лирики, пение которой сопровождалось игрой на авле (гобое). Она слагалась из двустиший, в которых гекзаметр (шестимерник) чередовался с пентаметром (пятимерником), образуя такую строфу: ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ ˘

ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ// ˉ ˘˘ ˉ ˘˘ ˉ

Ямб – под ямбом древние понимали не только произведения, написанные определенным размером, но и вообще сатирическую бытописную поэзию, чаще всего пользовавшуюся ямбическим стихом.


^ 5.Тренировочные тесты



  1. Если Зевсу достались гром и молнии, то Посейдону…

    1. Лук и стрелы;

    2. Тризубец;

    3. Лира;

    4. Лавровый венок;

    5. Шапка-невидимка

  2. Кто из богинь являлась богиней плодородия?

    1. Гестия;

    2. Афродита;

    3. Персефона;

    4. Деметра;

    5. Гера

  3. Все, перечисленные богини, сохранили обет безбрачия. Укажите лишнее.

    1. Афина;

    2. Артемида;

    3. Гестия;

    4. Персефона;

    5. они все сохранили обет безбрачия

  4. Этот мифологический отец проглотил пятерых своих детей. Это были ниже перечисленные боги. Укажите лишнее.

    1. Посейдон;

    2. Аид;

    3. Гера;

    4. Деметра;

    5. Зевс

  5. Кто из богов изобрел лиру?

    1. Арес;

    2. Аполлон;

    3. Гермес;

    4. Зевс;

    5. Аид

      1. Кто прядет нить человеческой жизни?

  1. Титаны;

  2. Музы;

  3. Боги;

  1. Сатиры;

  2. Мойры

      1. Кто является отцом Зевса?

  1. Уран;

  2. Кронос;

  3. Посейдон;

  4. Аид;

  5. Аполлон

      1. Если греки называют этого бога Дионисом, то римляне…

  1. Бахусом;

  2. Плутоном;

  3. Нептуном;

  1. Юпитером;

  2. Меркурием

      1. Что было написано на яблоке раздора, подброшенном на свадебном пире Фетиды и Пелея?

A) «Самой доброй»;

B) «Самой прекраснейшей»;

C) «Самой умнейшей»;

  1. «Самой всесильной»;

  2. «Любимой»

      1. Дочь Приама и Гекубы, сестра Гектора и Париса, предсказательница

        1. Елена;

        2. Фетида;

        3. Леда;

        4. Андромаха;

        5. Кассандра

      2. Аэды – это…

    1. Поэты, создатели лирической поэзии;

    2. Поэты, создатели хоровой лирики;

    3. Поэты, создатели монодической лирики;

    4. Исполнители героических преданийстарины, песен о подвигах богов и героев;

    5. Сатиры, сопровождающие бога Диониса

      1. Укажите имя царя Трои

  1. Парис;

  2. Патрокл;

  3. Приам;

  4. Орест;

  5. Атрей

      1. Кого из героев «Илиады» Гомера называют пелидом?

  1. Агамемнона;

  2. Менелая;

  3. Одиссея;

  4. Ахилла;

  5. Париса

      1. В «Илиаде» говорится, что осада Трои длилась…

  1. Один год;

  2. Пять лет;

  3. Восемь лет;

  4. Девять лет;

  5. Двенадцать лет

      1. Кто из богов помогает Парису?

  1. Гермес;

  2. Гефест;

  3. Арес;

  4. Афродита;

  5. Афина

      1. Известно, что существует два подхода к изучению гомеровских поэм и личности самого автора, одним из них является аналитический, другой…

  1. Научный;

  2. Унитарный;

  3. Уникальный;

  4. Псевдонаучный;

  5. Универсальный

      1. Представители монодической лирики

  1. Сапфо;

  2. Архилох;

  3. Тиртей;

  4. Солон;

  5. Пиндар

      1. Ямбическая поэзия связана с культом:

    1. Аполлона;

    2. Диониса;

    3. Артемиды;

    4. Деметры;

    5. Ареса

      1. Закончите фразу одного из персонажей трагедии Эсхила: «А кратко говоря, узнай, что все искусства у людей – от….»

    1. Зевса;

    2. Аполлона;

    3. Афродиты;

    4. Гермеса;

    5. Прометея

      1. Если в трагедиях Эсхила и Софокла преобладает героическое начало, то у Еврипида …

    1. мифологическое;

    2. комическое;

    3. ироническое;

    4. бытовое;

    5. любовное

      1. Кто из поэтов изображал в своих трагедиях людей такими, «какие они на самом деле»?

    1. Гомер;

    2. Эсхил;

    3. Софокл;

    4. Еврипид;

    5. Аристофан

      1. Как Медея расправилась с невестой Ясона в трагедии Еврипида?

    1. Отравила ее ядом;

    2. Пронзила ее кинжалом;

    3. Скинула ее со скалы;

    4. Помирилась с ней;

    5. Поссорила ее с Ясоном

      1. Как звали мужа Медеи в одноименной трагедии Еврипида?

A) Эдип;

B) Ахилл;

C) Ясон;

  1. Янус;

  2. Аполлон

      1. Что привнесло в пьесу появление второго актера?

                  1. Возмущение публики;

                  2. Восторг публики;

                  3. Путаницу в репликах;

                  4. Усилило драматический конфликт;

                  5. Ослабило драматический конфликт

      1. «Комосом» называли…

                  1. Веселую праздничную процессию, участники которой в масках и ряженые обходили улицы города, распевая шутливые песни;

                  2. Песню, с которой появлялся перед зрителями хор;

                  3. Состязание в речах, приобретающее в пределах пьесы самостоятельное значение;

                  4. Противоборство, столкновение, воплощенное в сюжете литературного произведения;

                  5. Сильный душевный подъем в сердцах зрителей, рожденный трагедией



^

6. Художественные тексты для самостоятельного прочтения





  1. Гомер Илиада. (БАЛ). – М., 1978.

  2. Гомер. Илиада. Одиссея. – М., 1981.

  3. Эллинские поэты. БАЛ. – М., 1964.

  4. Античная лирика. БВЛ. т. 4. – М., 1968.

  5. Пиндар. Оды. – М., 1984.

  6. Эсхил. Трагедии. – М., 1989.

  7. Эсхил. Трагедии. БАЛ. – М., 1971.

  8. Софокл. Драмы. – М., 1990.

  9. Софокл. Трагедии. БАЛ.– М., 1988, 1976.

  10. Еврипид. Трагедии. БАЛ.- т.т.1-2. – М., 1963.

  11. Еврипид. Трагедии.- т.т.1-2. – М., 1983, 1980.

  12. Менандр. Комедии. – М., 1982.

  13. Теренций. Комедии. БАЛ. – М., 1985.

  14. Вергилий. Энеида. Буколики. Георгики. БВЛ. т. 6. – М., 1971.

  15. Вергилий. Энеида. БАЛ. – М., 1979.

  16. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Сочинения. – М., 1970.

  17. Овидий. Любовные элегии. – М., 1983.

  18. Античный роман. БВЛ. т. 7. – М., 1972.

  19. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. БАЛ. – М.,1988.

  20. Апулей. Метаморфозы или Золотой осел. БВЛ.- т. 7. – М.,1969.
^

Древнегреческий роман. – М., 1988.


  1. Аристотель. Поэтика. Соб. Соч. т. 4. – М., 1984.

  2. Софокл. Трагедии. БАЛ. – М., 1990.

  3. Аристофан. Комедии. – М., т.т. 1-2. 1983.

  4. Аристофан. Комедии. –.БАЛ, т.т. 1-2. М 1974.

  5. Плавт. Комедии. т.т. 1-2. – М., 1987.

  6. Античная драма. БВЛ. т. 5. 1987.

  7. Катулл. Книга стихотворений. – М., 1986.

  8. Овидий. Метаморфозы. БАЛ. – М., 1977.

  9. Римская сатира. БАЛ. – М., 1989. (Роман Петрония Арбитра «Сатирикон»).

  10. Федр Бабрий. Басни. – М., 1962

  11. Петроний. Сатирикон.- БВЛ.- т. 7.- М., 1969.

  12. Поэзия народов мира.- М., 1986. (библиотека мировой литературы для детей)

  13. Александрийская поэзия. – БАЛ.- 1972.

  14. Геродот. Мимиамбы.- БАЛ.- М., 1964.

  15. Гелиодор. Эфиопская повесть или Теаген и Хариклея.- БАЛ.- М., 1965.

  16. Лукиан. Избранное. – БАЛ.- М., 1962.

  17. Плавт. Теренций. Комедии.- М., 1969.

  18. Историки Рима.- БАЛ.- М.- 1970.



^ 7.Список вопросов к экзаменам


  1. Периодизация развития древнегреческой литературы. Истоки древнегреческой литературы.

  2. Мифология как освоение мира древними греками (мифы о богах и героях).

  3. Мифологическая основа «Илиады» Гомера

  4. Художественные особенности поэмы «Илиада» Гомера (тема, композиция, образы, стиль и прочее).

  5. Характеристика эпических героев (Ахилла, Гектора, Аякса, Агамемнона и других) в поэме «Илиада» Гомера.

  6. Эстетические и литературные воззрения Аристотеля в его «Поэтике» (разделы: «Герои в трагедии», «О языке трагедии», «Проблема катарсиса», правила трех единств). Основные компоненты трагедии.

  7. Эстетические и литературные воззрения Аристотеля в его «Поэтике» (разделы: «Характеры в трагедии», «Фабула-основа трагедии «Конфликт в трагедии»). Структура в трагедии.

  8. Характеристика поэмы «Одиссей» Гомера. Образ Одиссея.

  9. Греческая мелика 7-6 вв. до н. э. Сольная мелика и ее представители

  10. Греческая мелика 7-6 вв. до н.э. Хоровая мелика и ее представители.

  11. Происхождение драмы, виды драмы. Театр в Древней Элладе.

  12. Драматургия Эсхила (его трагедии, темы, сюжеты, язык, идеи).

  13. Художественные особенности трагедии «Прометей прикованный» Эсхила. Образ Прометея.

  14. Драматургия Софокла (его трагедии, сюжеты, темы, идеи, язык).

  15. Вопрос о судьбе и личности в трагедии «Эдип-царь» Софокла.

  16. Изображение человеческих страстей в трагедии «Медея» Еврипида.

  17. Основной конфликт в трагедии Еврипида «Медея».

  18. Драматургия Еврипида (его трагедии, сюжеты, темы, язык, идеи и др.)

  19. Сопоставительная характеристика драматургии Эсхила, Софокла, Еврипида

  20. Идейно-сатирическая направленность комедии «Лягушки» Аристофана.

  21. Древне-аттическая (социально-политическая) комедия Аристофана (его комедии, сюжеты, темы, язык, идеи и пр).

  22. Характеристика новоаттическй комедии. Анализ комедии «Тритейский суд» Менандра.

  23. Сопоставительная характеристика древней аттической комедии и новоаттической комедии.

  24. Искусство Древней Эллады классического периода.

  25. Александрийская эллинистическая поэзия (Каллимах, Феокрит и др.).

  26. Общая характеристика римской литературы. Основные периоды. Римская мифология.

  27. Римская паллиата и тогата.

  28. Анализ комедии Тита Плавта «Клад»

  29. Развитие греко-римской драмы 3-2 вв. до н.э. Драматургия Тита Плавта.

  30. «Буколики» и «Георгики» Вергилия.

  31. Идейно-художественные особенности поэмы «Энеида» Вергилия. Образ Энея.

  32. Поэзия Квинта Горация; тематическая разновидность его од.

  33. Поэзия Горация

  34. Творчество Овидия

  35. Римская любовная поэзия. Овидий «Искусство любви».

  36. Фольклорно-новеллистические элементы в романе «Золотой Осел, или Метаморфозы» Апулея.




  1. Литература

Основная литература

  1. Античная литература: учеб. для вузов / А.Ф. Лосев, Г.А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи и др. – М: ЧеРо, 1997.

  2. Боннар А. Греческая цивилизация. т. 1. М., 1992.

  3. Кун А. Легенды и мифы Древней Греции. – М., 1988.

  4. Радциг С. История древнегреческой литературы.- М., 1969, 1988

  5. Тронский И. История античной литературы.- М., 1957, 1983, 1986.

Дополнительная литература

  1. Шталь И. Гомеровский эпос. –М., 1990.

  2. Мифологический словарь. – М., 1990.

  3. Куманецкий К. Культура древней Греции и Рима. – М., 1990.

  4. Ярхо В. Трагический театр Софокла. В книге: Софокл. Драмы. – М., 1990.

  5. Федоров Н. Греческая трагедия. –М., 1962.

  6. Дмитриева Н. А., Акимова Л.И. Античное искусство. – М., 1988.

  7. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 1988.

  8. Словарь античности. – М., 1989.

  9. Полевой М. Искусство Греции. т.т. 1-2. – М., 1984.

  10. Головня В. Аристофан. – М., 1955.

  11. Гусейнов Г. Аристофан. – М., 1983.

  12. Ярхо В. Менандр – поэт. – М., 1982.

  13. Ошеров С. Комический театр Плавта. – М., 1967.

  14. Ярхо В. Драматургия Теренция: уроки человечности. – М., 1985.

  15. Ярхо В. Н. Аристофан.- М., 1954.

  16. Мифы народов мира.- Т. 1-2.- М.- 1980-1982.

  17. Тахо – Годи А. Греческая мифология. – М., 1988.

  18. Мифология. Большой энциклопедический словарь / Главный редактор Е.М. Мелетинский. –М.; Большая Российская энциклопедия, 1998.

  1. Парандовский Ян. Эрос на Олимпе. – М., 1991.

  2. Рабинович Н. Мифологический словарь. – М., 1985.

  3. Энциклопедия литературных героев: Зарубежная литература. Античность. Средние века. – М.: Олимп; ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1988

  4. Классическая басня. – М., 1984.

  5. Герои Эллады. – Алматы, 1991.

  6. Лосев А. Гомер. – М., 1961.

  7. Ярхо В. «Илиада» Гомера: фольклорная традиция и индивидуальное мастерство. – М., 1978.

  8. Тахо – Годи А. «Одиссея» и ее художественно-эстетический смысл. – М., 1981.

  9. Воронкова Л. Герои Саламина. – М., 1981.

  10. Иванов В. «Эллинская религия страдающего бога». – М., 1989.

  11. Античность и современность сквозь призму об Атридах. – М., 1996.

  12. Гончарова Т. Еврипид. ЖЗЛ. – М., 1984.

  13. История всемирной литературы.- т. 1.- М., 1984.

  14. Арский Ф. Перикл. ЖЗЛ. – М., 1971.

  15. Искусство. Часть 1. – М., 1987.

  16. Памятники мирового искусства. «Искусство Эгейского мира и Древней Греции». – М., 1970.

  17. Ярхо В. У истоков Европейской комедии. – М., 1979.

  18. Евгунова А. Греческий роман и Гелиодор. – М., 1964.

  19. Хрестоматия по античной литературе. Греция. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

  20. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост. Тимофеева, Дератани. –М., 1965.

  21. Хрестоматия по античной литературе. Рим. / сост.Федоров, Мирошенкова. –М., 1981.

  22. Литературный энциклопедический словарь. – М.- 1987.

  23. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М. – 1985.

  24. Краткая литературная энциклопедия.- М. – 1971.






Скачать 380,93 Kb.
оставить комментарий
Демченко Л. Н
Дата09.04.2012
Размер380,93 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх