Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» наименование дисциплины для специальности icon

Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» наименование дисциплины для специальности


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения...
Программа обучения студентов (Syllabus) по дисциплине Зарубежная литература Средних веков и...
Программа дисциплины дпп. Ф. 11 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка 1...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Зарубежная литература 17-18 вв для...
Методические указания к изучению курса «Зарубежная литература эпохи Возрождения» для студентов 2...
Рабочая программа по дисциплине Античная литература наименование дисциплины для специальности...
Учебная программа дисциплины дисциплина история зарубежной литературы средних веков и эпохи...
Рабочая программа по дисциплине «Зарубежная литература 20 века» для специальности 050118...
Учебно-методический комплекс учебной дисциплины Литература средних веков и Возрождения...
1. Общая характеристика культуры Средневековья...
Программа дисциплины дпп. Ф. 02 История средних веков цели и задачи дисциплины...
Учебно-методический комплекс по Истории зарубежной литературы средних веков и эпохи Возрождения...



Загрузка...
скачать


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ

КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. С. АМАНЖОЛОВА


«Утвержден»

На заседании Ученого Совета

Филологического факультета

Протокол № ___ от

_________________________

«_____»__________________200_г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине «Зарубежная литература

средних веков и эпохи Возрождения»

наименование дисциплины

для специальности 050118 «Русский язык и литература»

(шифр, наименование специальности)

форма обучения заочная

(дневная, заочная)


Курс 1

Семестр:__1_ НУС, 1__ Экзамен 1 семестр

Лекции: 8 часов

Практические занятия: 4 часов

Всего аудиторных: 12 часа

СРС 33 часа

Всего часов 45 часов




Усть-Каменогорск, 200_

Рабочая программа составлена на основании ГОСО РК 3.08.268- 2006. и типовой программы курса ««Зарубежная литература средних веков и эпохи Возрождения» для спец. «Русский язык и литература» // Программы университетов и педагогических институтов. Сборник. – Алматы: КазНПУ им. Абая, 2006.


Рабочую программу разработал (а)

Демченко Л. Н., к.ф.н., доцент кафедры русского языка и литературы

/ФИО, должность, звание/

______________________________

/подпись/


Обсужден и рекомендован на заседании кафедры русского языка и литературы


«____»______________200_ г. Протокол №____

Зав. кафедрой ___________________Васильченко Л. В. (Ф.И.О.)


Одобрено на заседании Методического Совета Филологического факультета «____»____________200_ г Протокол № ____


Председатель МСИ __._________________ (Ф.И.О.)


1 Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе

    1. Цели преподавания дисциплины:

изучение художественного наследия средневековой культурой Запада с позиции становления и развития жанровой системы, характерной для эпохи средних веков и переходной эпохи к культуре Нового времени – Возрождения.

1.2 Задачи изучения дисциплины:

Программа ориентируется на объем часов, предусмотренный учебным планом, и в ходе ее реализации направлена на решение следующих задач: овладение понятийным аппаратом;

  • овладение понятийным аппаратом;

  • знание основных жанров литературы средних веков и эпохи Возрождения;

  • знание художественных текстов;

  • умение анализировать художественные тексты произведений;

  • уяснение историко-литературных закономерностей развития литературного процесса;

  • расширение познаний студентов о гуманистических идеалах писателей и поэтов данного литературного периода;

  • умение ориентироваться в схеме литературного развитие и определения места данного периода литературы в контексте всемирной литературы.



^ 2 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1.Тематический план


недели


Наименование тем


^ Количество часов всего

Примечание

Лекции

Практ.занят

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Содержание и задачи курса.

Черты эпохи Средневековья.

Средневековый героический эпос. Французский эпос «Песнь о Роланде»

1

1

3

ММП

2

Куртуазно рыцарская литература XII-XIII вв. Куртуазный роман. Провансальская лирика трубадуров

1

1

4

^ Мультимед. Презентация

3

Средневековая литература городского сословия. Основные жанры городской литературы

1




3

юнита

4

Литература эпохи Возрождения, черты эпохи. Художественная концепция человека эпохи Возрождения.

1




4

Слайд-лекция

5

Итальянское предвозрождение. Творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия»

1

1

3

Слайд-лекция

6

Итальянское Возрождение. Итальянская возрожденческая новелла Дж. Боккаччо. Традиции Боккаччо в произведениях Банделло, Ф. Саккетти.

1




4

юнита

7

Лирика Ф. Петрарка.

Французская прозаическая литература эпохи Возрождения. Идейно-художественные особенности сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле

1




4

юнита

8

Английская литература эпохи предвозрпождения: Дж. Чосер. Английское Возрождения. Драматургия Шекспира. Трилогия Шекспира: «Гамлет», «Отелло», «Король Лир»

1

1

4

юнита

9

Испанский роман эпохи Возрождения. Идейно-художественное своеобразие романа М. Сервантеса «Дон Кихот Ламанческий»







4

юнита




Итого:


8

4

33






^

Учебно-методическая карта дисциплины

«ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА СРЕДНИХ ВЕКОВ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ»

(заочная форма обучения)







Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

1

Западно-Европейская литература эпохи Средневековья. Средневековый героический эпос

Лекция


Практ.зан



1

1

^ Содержание эпохи Средневековья. Поэзия вагантов. Концепция человека эпохи Средневековья; Периодизация эпохи Средневековья; Факторы, влияющие на развитие литературы Средневековья;. Клерикальная литература. Латинская поэзия вагантов. Народный героический эпос зрелого Средневековья. История эпических сказаний Франции («Песнь о Роланде»); эпические сказания Германии («Песнь о Нибелунгах»); Испанский эпос («Песнь о Сиде»)

Своеобразие героического эпоса как жанра средневековой культуры («песнь о деяниях»). Исторические события, положенные в основу повествования о Роланде.

1, 4, 5, 15,21,27.,

30

ММП

составление карточек, беседа про прочитанному






Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

2

Куртуазно рыцарская литература XII-XIII вв.

Лекция


Практ.зан



1

1

^ Куртуазная литература Провансальская лирика трубадуров. Феодально-рыцарское сословие. Идеология рыцарства. Культ Прекрасной дамы. Основные жанры куртуазной литературы. Жанры лирики трубадуров. Рыцарский куртуазный роман. Основные циклы рыцарского романа. Специфика куртуазной литературы. Основные циклы куртуазного романа Особенности развития сюжета. «Роман о Тристане и Изольде». Композиция. Черты рыцарства в романе.

1,4,5,12, 28,29

ММП

беседа про прочитанному

составление карточек Составление плана романа




3

Средневековая литература городского сословия

Лекция

1

Черты городской литературы Средневековья. Герой городской литературы. Основные жанры городской литературы.

1,4,5,15

юнита

составление карточек, пересказ




4

Литература эпохи Возрождения, черты эпохи. Художественная концепция человека эпохи Возрождения.

Лекция

1

Своеобразие эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения как переходная эпоха к литературы Нового времени. Концепция человека эпохи Возрождения. Литература эпохи Возрождения, черты эпохи. Специфика эпохи Возрождения, ее переходная природа. Человек эпохи Возрождения в искусстве и литературе. Периодизация эпохи Возрождения

1,5,26,8

юнита

беседа про прочитанному

декламация фрагмента


предоставление конспекта




Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

5

Итальянское предвозрождение Творчество Данте Алигьери. «Божественная комедия»

Лекция


Практ.зан



1

1

^ Итальянский проторенессанс. Творчество Данте. «Божественная комедия» Данте – шедевр предвозрождения.

Данте Алигьери как представитель итальянского предвозрождения. Литературное творчество Данте. «Новая жизнь»

1,5,26,10

17,18,19

юнита

составление карточек, пересказ





6

Итальянское Возрождение. Лирика Ф. Петрарка. Итальянская возрожденческая новелла, Дж. Боккаччо.

Лекция



1


Идейно-тематическая направленность произведений итальянских поэтов. Художественные особенности жанра новеллы.

^ Итальянская возрожденческая новелла Дж. Боккаччо. Традиции Боккаччо. Жанр новеллы в литературе Возрождения. Своеобразие новеллы Дж. Боккаччо, его новаторство. Основные темы, сюжеты в «Декмероне»

1,5,13,

22

юнита

составление карточек, пересказ





7

Французская прозаическая литература эпохи Возрождения. Идейно-художественные особенности сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Ф. Рабле

Лекция



1


Идейно-художественные особенности сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» ф. Рабле. Роман Ф. Рабле как сатирический роман. «Высокий» и «низкий» стиль романа, связь со сказкой, фабльо, пародией Работа М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса»

1,4,9,11

33,35

юнита

составление карточек, пересказ





Продолжение таблицы



Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Основные вопросы

Литература

Исп. аудио-визуальных средств

Задания для СРС

^ Форма контроля

8

Английская литература эпохи Возрождения. Драматургия Шекспира.

Лекция


Практ.зан



1

1

Английская литература эпохи предвозрпождения: Дж. Чосер.

Жизненный и творческий путь Дж. Чосера. Традиции и новаторство Дж. Чосера в создании цикла «Кентербирийские рассказы». Реалистические черты рассказов. Особенности композиции цикла. Ренессансно-гуманистическая направленность произведений У. Шекспира. Шекспир как представитель позднего Возрождения в Англии. Идейное единство трилогии У. Шекспира. «Гамлет», «Отелло», «Король Лир» как трагедия сознания, сердца и духа

1,2,4,16

37, 6,7,14,36

юнита

составление карточек, составление таблицы




9

Испанский роман эпохи Возрождения. Идейно-художественное своеобразие романа М. Сервантеса «Дон Кихот Ламанческий»

Лекция



1


Развитие испанского романа Испанский роман эпохи Возрождения. М. Сервантеса «Дон Кихот Ламанческий». Развитие испанского романа. Творчество И. Сервантеса. Образ «доблестного рыцаря» - как сатира на век минувший Творчество М. Сервантеса. Образ «доблестного рыцаря» – как сатира на век минувший.

1,4,5,25

юнита

составление карточек, пересказ







^ 2.Тезисы лекций по дисциплине «Зарубежная литература

средних веков и эпохи Возрождения»


Тема лекции: Тема № 1: Вводная лекция. Содержание и задачи курса.

Черты эпохи Средневековья. Средневековый героический эпос

Тезисы:

Предмет и структура курса. Эпоха средних веков в контексте традиционной схемы мирового культурного развития. Связь эпохи Средневековья с идеалами Античности. Культурная и историческая эпоха. Концепция человека эпохи Средневековья. Идеи Сенеки о жизни и смерти. Философы Средневековья о душе и теле Периодизация эпохи Средневековья. Влияние духовенства на культуру средних веков. Пропаганда аскетического образа жизни.. Церковь как государство «Божие». Латинский язык как единый международный язык. Роль латинского языка для культуры и просвещения эпохи средних веков. Факторы, влияющие на развитие литературы Средневековья. Литература Средних веков и сословия. Клерикальная литература, основные жанры клерикальной литературы. Деятельность Карла Великого, открытие «Академии Карла Великого». Латинская поэзия вагантов, антицерковная направленность лирики вагантов, основные темы лирики. Анонимная поэзия вагантов. Поэзия Архипиита, Примаса Орлеанского, Вальтера Шатильонского. Специфика народной литературы. Эпос зрелого Средневековья. Профессиональные певцы и сказители. Специфика создания эпосов. Историческое время и время написания эпосов. «Песнь о Роланде» - самая знаменитая из средневековых французских «песен о деяниях». Время написания и художественное своеобразие, конфликт и смысл мотивации героев (Роланд и Ганелон, Роланд и Оливьер).Образ Карла Великого и Роланда в эпосе. Испанский эпос «Песнь о Сиде». Сид - главный герой эпоса, его обрисовка, особенность сюжета. Немецкий эпос «Песнь о Нибелунгах» как описание феодальных распрей и междоусобиц. Структура эпоса, образ Зигфрида. Мифическо-сказочное в эпосе.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 15, 23, 25, 30, 38

Тема № 2: Куртуазная литература

Тезисы:

Феодально-рыцарское сословие. Идеология рыцарства. Рыцарство как сословная организация военно-феодальной знати. «Куртуазия». Культ Прекрасной дамы. Основные жанры куртуазной литературы. Провансальская лирика трубадуров. Провансальский язык. Образ Прекрасной Дамы в лирике поэтов-трубадуров. Тема любви и служения Прекрасной Даме. Жизнеутверждающие мотивы в лирике трубадуров. Фольклорные элементы и образы античной поэзии. Жанры лирики трубадуров. «Высокая любовь» в поэзии Б. Де Вентадорна. Певец «любви издалека» - Дж. Рюдель. Поэты «темного» и «ясного» стилей. Аристократическая и демократическая направленность в поэзии трубадуров. Труверы. Миннезингеры. Куртуазно-рыцарский роман. Романский язык. Христианская и фольклорная традиции в куртуазном романе. Предмет изображения. Рыцарь – главный герой романа. Отличие героя-рыцаря от героя эпоса. Темы и мотивы рыцарских романов. Любовный и фантастические мотивы в куртуазном романе. Приключенческий сюжет. Основные циклы рыцарского романа, их характеристика. Античный цикл; Бретонский цикл: артуровские романы, романы о святом Граале, романы о Тристане и Изольде, бретонские лэ; Восточно-византийский цикл. Бретонский цикл романов, его своеобразие и черты. Кретьен де Труа как создатель романов бретонского цикла. Романы «Круглого стола». Специфика артуровских романов и «романов о Тристане и Изольде». «Романы о святом Граале» как синтез светского и куртуазного идеала. Фольклорные мотивы и христианские легенды в романе. Немецкий создатель «романов о святом Граале» - Вольфрам фон Эшенбах, его новаторство. Отличие романов бретонского цикла от восточно-византийского.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 12, 23, 27, 28, 29, 32, 34


Тема № 3: Средневековая литература городского сословия

Тезисы:

Городская литература. Народный характер городской литературы. Черты городской литературы Средневековья. Городская литература и ее отличие от куртуазной и клерикальной литературы. Язык и стиль городской литературы. Близость к народному языку. Фольклорные элементы в городской литературе. Мотивы бунтарства и протеста. Антифеодальная и антиклерикальная направленность городской литературы. Герой городской литературы (горожанин и крестьянин). Основные жанры городской литературы. Художественное своеобразия жанра фаблио, его социальная направленность и социальная сатира. Основные группы фаблио.Бюргерская литература в Германии. Шванки. Французский «животный эпос» как жанр городской литературы. «Роман о Лисе». Народная природа сюжета произведения. Содержание и структура романа. Главный героя – хитрый лис Ренар. Сатирическая направленность романа. Мир людей и мир животных. Образ Лиса Ренара. Аллегорическая поэзия в городской литературе. «Роман о Розе». Объем и содержание романа. Гильом де Лоррис как создатель первой части романа. Основные аллегорические образы. Образы Дружбы, Искренности, Жалости, Страха, Ревности и др. Жан де Мен как продолжатель «Романа о Розе». Сатирическая и дидактическая направленность романа. Образы Разума и Природы. Осуждение деспотизма королевской власти, корыстолюбия церковников. Антифеодальное и антицерковное мировззрение автора романа. Немецкий поэт Вернер Садовник и его поэма «Крестьянин Гельмбрехт» как осуждение моральной деградации современного рыцарства и возвышение значения крестьянского труда. Творчество английского писателя Вильяма Ленгледа. «Видение о Петре Пахаре» как отражение общественной жизни Англии второй половины XIV века. Жанр видения.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 12, 15, 27


Тема № 4: Литература эпохи Возрождения, черты эпохи

Тезисы:

Эпоха Возрождения как путь преодоления кризиса Средневековья. Специфика эпохи Возрождения, ее переходная природа. Возрожденский идеал и национальные культуры. Термин «Ренессанс», его первое употребление. Содержание эпохи Возрождения. Концепция человеческой личности. Черты эпохи. Человек эпохи Возрождения в искусстве и литературе. Основные этапы эпохи Возрождения: ранее (Петрарка, Боккаччо, Альберти и др.); высокое, или зрелое (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Франсуа Рабле); позднее (Шекспир, Сервантес). А. Ф. Лосев об эпохе Возрождения. Черты эпохи Античности и эпохи Средневековья. Концепция человека и Бога в эпоху Возрождения. Антропоцентризм как главная идея Возрождения. Человек как гармоничное единство физического и духовного. Церковная идеология и идеалы эпохи Возрождения. Гуманизм как особое мировоззренческое содержание эпохи. Содержание идеи гуманизма. «Утлый челн» и герой, совершающий великие деяния. Итальянское Возрождение. Италия как место зарождение возрожденского идеала. Географическое и политическое расположение страны. Итальянские гуманисты. Период предвозрождения, его своеобразие. Итальянское и английское предвозрождение. Итальянские живописцы мыслители. Европейское Возрождение, особенности и временной контекст. Бурное развитие культуры, науки и искусства. Понятие творца и личность художника. Демократический и реалистический характер искусства Возрождения. Красота, гармония, изящество как свойства действительного мира. Жизнеутверждающее начало в искусстве и литературе эпохи Возрождения. Позднее Возрождение, его отличие от предыдущих периодов. Кризис буржуазных отношений в искусстве Возрождения.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 8, 26, 20, 22


Тема № 5: Итальянское предвозрождение.

Творчество Данте Алигьери

Тезисы:

Специфика предвозрождения. Данте Алигьери как представитель итальянского предвозрождения. Жизненный и творческий путь Данте Алигьери. Трагизм утраты возлюбленной Беатриче. Участие Данте в борьбе гибеллинов и гвельфов. Политический конфликт. Бегство Данте из Флоренции.Литературное творчество Данте. Новаторство Данте при написании своих произведений на итальянском языке. Традиции провансальской лирики трубадуров в творчестве Данте Алигьери. Влияние школы «сладостного нового стиля» на поэзию Данте. «Новая жизнь» как отражение авторских переживаний об утрате возлюбленной. «Новая жизнь» как автобиографическая повесть. Философские сочинения Данте, его исследования по языку и красноречию. Жанровое своеобразие «Божественной комедии». Структура «Комедии». Три части «Божественной комедии»: «Ад», «Чистилище», «Рай». Основные эпизоды и действующие лица поэмы. Данте и культура средних веков. «Загробные видения» как форма воплощения идеи произведения Данте Алигьери. Аллегоризм поэмы, ее символика; схоластические представления Данте в поэме. Обращение Данте к Античности. Образ Вергилия в «Божественной комедии». Вергилий как учитель, наставник Данте. Классические черты эпохи Античности в архитектоники ада: реки подземного мира, по которым переплавляются грешники. Внимание Данте к земной жизни. Грешники – конкретные люди с неповторимой индивидуальной судьбой. Образ Флоренции в комедии (поэме) Данте. Образ Беатричи в комедии. Любовный конфликт. Отношение Данте к влюбленным. Поэтическое мастерство Данте Алигьери. Гражданский и политический пафос «Комедии». Специфика жанра. Моральная аллегория в «Комедии».

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 10, 17, 18, 19


Тема № 6-7: Итальянская возрожденческая новелла.

Дж. Боккаччо. Лирика ф. Петрарка

Тезисы:

Жанр новеллы в литературе Возрождения. Новелла как форма отражения действительности эпохи Возрождения. Динамизм сюжета, непредсказуемость финала. Дж. Боккаччо как представитель ренессансной культуры. Критическое отношение Боккаччо к аскетизму, сословной феодальной доктрине. Значение Дж. Боккаччо для итальянской литературы эпохи Возрождения: обращение к национальному языку. Своеобразие новеллы Дж. Боккаччо: традиции и новаторство. Традиции итальянского фольклора и образцы античной литературы. «Новеллино» и «Декамерон». Гуманизм и жизнеутверждение; показ с различных сторон раскрепощенного, свободного человека как черты новаторства в «Декамероне» Боккаччо. Положительные и отрицательные характеры в новеллах. Основные темы, сюжеты в «Декмероне». Содержание «Декамерона», основные группы новелл, их тематика, обрисовка героя. Дж. Боккаччо как мастер детали. Содержание «Декамерона» и его соответствие концепции эпохи Возрождения. Гуманистическая направленность в новеллах Дж. Боккаччо. Итальянская новелла Возрождения: своеобразие творческой манеры М. Банделло; Фр. Сакктти; М. Наваррской; М. Сервантеса; Лопе де Вега. Традиции Дж.Боккаччо. Ф. Саккетти как автор раскрытия темы столкновения героя и власти, преобладание комическо-анекдотической интерпретации. Самоценность комической ситуации. М. Банделло как создатель исторической новеллы, воплощающей игру страстей. «Гептомерон» М. Наваррской как вершина французской новеллистики эпохи Возрождения. Новеллистика М. Сервантеса, сборник «Назидательные новеллы».

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 13, 20, 22, 23


Тема № 8: Английская литература эпохи Возрождения.

Дж. Чосер – английское предвозрождение.

Драматургия Шекспира

Тезисы:

Дж. Чосер как представитель английского предвозрождения. Жизненный и творческий путь Дж. Чосера. Существование в Англии трех языков: англосаксонского, французского и латинского. Вклад Чосера в становление и развитие английского языка. Традиции позднего Средневековья в творчестве Дж. Чосера. Рыцарские романы, их преломление в творчестве Дж. Чосера. Основные периоды в творчестве Чосера: французский и итальянский периоды. Влияние французской куртуазной литературы и традиций Дж. Боккаччо. Традиции и новаторство Дж. Чосера в создании цикла «Кентербирийские рассказы». Подлинной основой творчества писателя была сама жизнь. По роду своей деятельности он сталкивался с разными сословиями населения и хорошо знал их быт. Служба при дворе позволила Чосеру познакомиться с вкусами и нравами аристократического общества, а работа а таможне – с деловой и коммерческой средой. Будучи выходцем из городской среды, он тем не менее иногда жил в провинции и хорошо представлял себе положение в деревне. Жизненный опыт много видевшего человека нашел отражение в «Кентерберийских рассказах», написанных талантливым, зрелым мастером. Собственная реалистическая манера повествования. Структура цикла, основные персонажи. Связь «Кентебрийских рассказов» с куртуазными романами и новеллистикой Дж. Боккаччо. Жизненный и творческий путь Шекспира. Шекспировский вопрос, его содержание. Драматургия Шекспира. Театр «Глобус». Гуманизм в творчестве В. Шекспира. Философия древних (понятие об иерархии), ее преломление в творчестве В. Шекспира. Антропоцентрическая позиция В. Шекспира. Периодизация творчества Шекспира. Основные жанры в драматургии Шекспира: хроники, комедии, трагедии. Период трагедий, его особенности. Своеобразие «трилогии» Шекспира. «Гамлет» как формирование нового самосознания. Гамлет как рефлексирующая личность. Духовный кризис Гамлета. Сопоставление образов Гамлета и Отелло как субъекта и объекта действия в трагедиях. Образ Яго и Гамлета. «Король Лир» как трагедия духа. Образы Гамлета, Отелло, короля Лира. Художественное время и пространство в трилогии. Рубеж трагического периода творчества Шекспира, обозначившийся «Гамлетом», был предопределен значительными переменами в социальной жизни Англии, что предопределило поворот Шекспира от оптимистического периода творчества к трагическому. Героев своих хроник Шекспир извлекал из народной памяти и старых летописей. Героев комедий рождало воображение поэта, питавшееся многими литературными источниками. Даже Отелло и Лир воспринимаются как величественные творения поэзии. Веря в живую правду страданий Отелло, мы всё же смотрим на него как на художественный образ. Отелло и Лир – создания поэтического гения, они несут свою большую человеческую правду на уровне романтической драмы или трагической легенды. Совсем по-иному воспринимается нами принц датский. Отражение эпохи позднего Возрождения в трагедиях Шекспира.

Литература: Основная: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная: 6, 7, 14. 16, 31, 36, 37


Тема № 9: Испанский роман эпохи Возрождения.

Идейно-художественное своеобразие романа

М. Сервантеса «Дон Кихот»

Тезисы:

Эпоха Возрождения в Испании. XV-XVII вв. – золотой век испанкой культуры. Процессы взлета и упадка. Объединение Испании в едино государство. Сицилия, Сардиния, Неаполитанское королевство, Фландия, и другие территории – объединены под испанской короной. Католицизм как духовная власть, соединившая церковь и государство. Инквизиция. Испания и традиция лучших образцов культуры. Новелла как главный жанр в испанкой культуре XV-XVII вв. слово «новелла» и «роман» (novella corta – короткий роман). Развитие новеллы и появление романа. Испанский рыцарский и плутовской роман и его мировое значение. Роман Серватеса «Дон Кихот» и театр Лопе де Вега для испанского романа. Мигель Сервантес, его творческий и жизненный путь. Пробы пера: театр и беллетристика, героические пьесы. Назидательные новеллы», пасторальный и авантюрный романы. Роман «Дон Кихот» в творчестве Мигеля Сервантеса и назидательные новеллы Мигеля Сервантеса. Жанр новеллы как отражение многообразия жизни. Жанр новеллы в романе М. Сервантеса. Границы жанра новеллы и романа. Авантюрный сюжет, тема и идея романа, образ главного героя романа. Мигель Сервантес и его писательское кредо. Художественное своеобразие романа Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Образ «доблестного рыцаря» - как сатира на век минувший. Образ Санчо Пансо. Гуманистическая направленность новелл Мигеля Сервантеса. Элементы пародии на рыцарские романы в произведении Мигеля Сервантеса «Дон Кихот».

Литература: Основная: 1,4, 5

Дополнительная: 23. 24
^

3 План практических занятий по дисциплине «Античная литература»



Тема № 1: Французский героический эпос «Песнь о Роланде»

Форма проведения: семинар

Задания: - Составить характеристику основных героев эпоса (по тексту); Подготовиться к тестовым заданиям на знание текста.

План занятия:

    1. Своеобразие героического эпоса как жанра средневековой культуры («песнь о деяниях»).

    2. Исторические события, положенные в основу повествования о Роланде.

    3. Идейно-художественные особенности героического эпоса «Песнь о Роланде».

3. 1. Образ Роланда как выражение ведущей темы эпоса.

3. 2. Роланд и Ганелон как противоборствующие силы в эпосе;

3. 3. Роланд, Оливьер, Турпен как главные герои эпоса. Художественные средства в их изображении. Идеализация героев.

3. 4. Марсилий Сарагосский и Карл Великий как противопоставление двух лагерей. Образ Карла Великого.

3. 5. Характер изображений картин боя, воинских поединков.

    1. Своеобразие языка эпоса, его связь с УНТ (эпитеты, повторы, плачи, пророческие сны, знамения).

    2. Особенности композиции героического эпоса «Песнь о Роланде

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 15, 30, 21, 15, 23


Тема № 2: Куртуазный роман. «Роман о Тристане и Изольде»

^ Форма проведения: семинар

Задания:

  1. Прочитайте роман. Найдите черты, характеризующего его как куртуазный роман.

  2. Охарактеризуйте роман по следующим чертам: близость к народному сюжету, вариативность, разнообразие форм (стихотворная/прозаическая). Обоснуйте свой ответ, приведите примеры из текста.

  3. Выделите основные эпизоды романа. Составьте план.

План занятия:

  1. Специфика куртуазной литературы. Основные циклы куртуазного романа (охарактеризовать). Цикл романов о «Тристане и Изольде».

  2. Своеобразие сюжета романа (см. задание № 2). Особенности развития сюжета «Романа о Тристане и Изольде», роль «любовного напитка» для развития сюжета. Композиция (см. задание № 3).

  3. Черты рыцарства в романе. Образ рыцаря. Образ Тристана, его подвиги.

  4. Основной конфликт в романе. Отношение короля Марка к Тристану.

  5. Характеристика женских образов в романе. Образ Изольды как Прекрасной Дамы, обрисовка героини.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 12, 34, 23, 29, 32, 27, 28


Тема № 3: «Божественная комедия» Данте Алигьери

(часть «Ад») Форма проведения: семинар

Задания: - Прочитайте первую часть «Божественной комедии» Данте Алигьери «Ад»; Выделите ключевые эпизоды и основных героев; Определите черты, связывающие комедию Данте со Средними веками и Античностью (жанр, символика, образ загробного мира и т.д.); Найдите подтверждение в тексте тому, что «Божественной комедии» Данте Алигьери – произведение эпохи предвозрождения (концепция человека); Выучите наизусть фрагмент из «Божественной комедии» Данте.

План занятия:

    1. Воззрения Данте Алигьери как представителя предвозрожджения.

    2. Жанровое своеобразие «Божественной комедии» Данте.

    3. Художественная концепция комедии: тема, идея, композиция.

    4. Характерные черты комедии, унаследованные у предыдущих эпох.

    5. Особенности обрисовки действующих лиц.

Литература: Основная: 1, 4, 5

Дополнительная: 24, 19, 18, 10, 17


Тема № 4: Трагедии Шекспира «Гамлет», «Отелло»

^ Форма проведения: семинар

Задания: - Дайте ответ на вопрос: «К какому периоду эпохи Возрождения следует отнести творчество Шекспира, как это проявляется в произведениях драматурга?»; - «В чем трагедия Отелло и Гамлета?»; Сопоставьте образы: а) Отелло и Гамлета; б) Отелло и Яго; в) Гамлет и Яго; Составьте характеристику образа Яго, оформить в виде таблицы, выписать выдержки из текста, характеризующие «истинное лицо» Яго и «мнимое»;

План занятия:

    1. Жизненный и творческий путь Шекспира.

    2. Периодизация творчества Шекспира. Период трагедий, его особенности.

    3. История создания трагедии «Гамлет», основной конфликт, проблематика; сущность лирико-философского монолога Гамлета «Быть или не быть?».

    4. Идейно-художественное своеобразие трагедии «Отелло». Отелло и Яго.

Литература: Основная: 1, 2, 3, 4, 5

Дополнительная: 6, 14, 31, 36



  1. Глоссарий



АЛЬБА – утренняя песня, в которой изображается тайное свидание влюбленных на заре.

АРТУРОВСКИЕ РОМАНЫ – рыцарские романы о короле Артуре, объединившем вокруг себя двенадцать прославленных своими подвигами рыцарей, собирающимися за Круглым Столом
^

БЮРГЕРСКАЯ ЛИТЕРАТУРА - от немецкого «бюргер» - горожанин. «Бюргерской» обозначается городская литература в Германии

ВАГАНТЫ – поэты. От лат. «бродячие люди», «школяры». Ваганты были люди образованные, прекрасно знавшие античность, фольклор, церковную литературу, выступавшие против пороков церковников.


ВИЛЛАНЫ – горожане и крестьяне в городской литературе.

ВОЗРОЖДЕНИЕ – культурная эпоха, утверждающая самоценность человеческой личности, вытесняющая собственно человеческим содержанием абстрактное, религиозно-фантастическое содержание в христианском искусстве. Эпоха Возрождение имеет переходную природу от Средневековой культуры к Новому Времени.


ГВЕЛЬФЫ – политическая партия, существующая в Италии (Флоренция), противопоставившая себя гибеллинам. Гвельфы являлись сторонниками национальной власти, объединенной папой римским.

ГИБЕЛЛИНЫ – политическая партия, существовавшая в Италии (Флоренция), боровшаяся за объединение страны под властью германского императора.

ЖОНГЛЕРЫ – от лат. «шутник», «забавник» - странствующий актер и музыкант, профессиональный певец, сказитель в средневековой Франции.

КАНСОНА – песня о рыцарской любви.

КЛЕРИКАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА – церковная литература.

КУРТУАЗНАЯ ЛИТЕРАТУРА – «куртуазия» - изысканная вежливость, манерность. По-другому, куртуазная литература, т. е. придворная, рыцарская литература

МИННЕЗИНГЕРЫ – «певцы любви» - немецкие поэты (последн. треть XII в. закат XIV-XV вв.) опирались на фольклорные традиции и традиции трубадуров.

ПАСТОРЕЛЫ – стихотворения, изображающие встречу рыцаря с пастушкой на лоне природы.

РЕНЕССАНС – то же, что и Возрождение.

РОМАНЫ КРУГЛОГО СТОЛА – то же, что и артуровские романы.

СЕРЕНА – вечерняя песня в куртуазной лирике.

СИРВЕНТЕС – особый жанр политической песни, выражающей идеологию рыцарства, воспевание боя, рыцарской доблести.

ТЕНСОНЫ – стихотворения, в которых изображается спор поэтов ясного и темного стилей. Этот спор порой приобретал социальную окраску, выражая борьбу аристократического и демократического направления в куртуазной литературе.


ТРУБАДУРЫ – (прованс. «сочинять, изобретать») – поэты XI-XII вв, родоначальники рыцарской поэзии; жили в Провансе, государстве на юге Франции.

ТРУВЕРЫ – французские поэты, проживающие на севере Франции. Рыцарская поэзия труверов возникла позднее провансальской и испытала ее влияние.

ФАБЛИО – (от старофранц. – побасёнка, восходит к лат. – басня, рассказ) – небольшие стихотворные новеллы, имеющие своей целью развлекать и поучать слушателей, вызывать смех. Можно выделить три группы: фаблио - анекдотичный стихотворный рассказ; фаблио социальной направленности; фаблио – социальная сатира.

ШВАНКИ – в немецкой литературе небольшие забавные рассказы в стихах, близкие к французским фаблио.

ШПИЛЬМАНЫ – певцы, исполнявшие песни миннезингеров.


^ 5.Тренировочные тесты

1. Поэзия трубадуров возникла:

      1. На севере Франции;

      2. В Германии;

      3. В Испании;

      4. На юге Франции;

      5. В Англии;

  1. Как погиб Зигфрид?

      1. в поединке;

      2. был казнен;

      3. был отравлен;

      4. был пронзен копьем;

      5. был неуязвим;

  1. Как звали невесту Роланда?

      1. Юлиана;

      2. Альда;

      3. Брамимонда;

      4. Кримхильда;

      5. Брюнхильда;

  1. Как имя короля, с которым конфликтовал и затем помирился Сид?

      1. Санчо;

      2. Родриго;

      3. Руй Диас;

      4. Турпен;

      5. Альфонс;

  1. Отличительной чертой поэзии вагантов считается:

      1. Воспевание идеалов рыцарства;

      2. Служение Прекрасной Даме;

      3. Осуждение любви и земных радостей;

      4. Критика церковников и воспевание радости жизни;

      5. Описание светлой и чистой любви, которую не в силах сломить никакие обстоятельства;

  1. Кансоны – это:

      1. Спор двух поэтов ясного и темного стилей;

      2. Утренние песни о свидании на заре;

      3. Стихотворения, посвященные любви;

      4. Стихотворения на политические или моральные темы;

      5. Стихотворения, изображающие встречу рыцаря с пастушкой на лоне природы;

  1. Все названные романы входят в бретонский цикл. Укажите лишнее.

        1. романы о Тристане и Изольде;

        2. «Окассен и Николаетт»;

        3. романы о Граале;

        4. Артуровские романы;

        5. Лэ Марии Французской;

  1. Кто из куртуазных поэтов считается певцом «любви издалека»?

        1. Бернарт де Вентадорн;

        2. Джауфре Рюдель;

        3. Арнаут Даниэль;

        4. Бертран де Борн;

        5. Гираут де Борнейль;

  1. Как заканчивается роман Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале»?

        1. Персеваль встречает своего брата, который был родом с Востока;

        2. Персеваль становится хранителем священной чащи;

        3. Персеваль всю жизнь прожил вдалеке от рыцарской жизни в лесу;

        4. Персеваль убит в рыцарсколм поединке;

        5. Кретьен де Труа не закончил свой роман;

  1. Укажите представителя предвозрождения в Англии.

      1. Данте Алигьери;

      2. Уильям Ленгленд;

      3. Джеффри Чосер;

      4. Франсуа Вийон;

      5. Вильям Шекспир;

  1. Произведение какого автора начинается строками:

Земную жизни пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Каков он был, о, как, произнесу,

Тот дикий лес, дремучий и грозящий,

Чей давний ужас в памяти несу!

      1. Дж. Чрсер «Кентерберийские рассказы»;

      2. В. фон Эшенбах «Парцифаль»;

      3. Данте А. «Божественная комедия»;

      4. Ленгленд «Видение о Петре-Пахаре»;

      5. Дж. Боккаччо «Декамерон»;

  1. Как звали героиню в рассказе студента из «Кентерберийских рассказов» Дж. Чосера?

      1. Ипполита;

      2. Николетт;

      3. Гризельда;

      4. Эмилия;

      5. Кримхильда;

  1. Кто сопровождает Данте в Аду («Божественная комедия»)?

      1. Одиссей;

      2. Эней;

      3. Гораций;

      4. Гомер;

      5. Вергилий;

  1. Кто являлась возлюбленной Данте?

      1. Мария Д΄Аквино;

      2. Лаура;

      3. Фраческа да Римини;

      4. Беатриче;

      5. Изольда;

  1. Кому посвятил свою лиру Франческа Петрарка?

      1. Беатриче;

      2. Лауре;

      3. Эмилии;

      4. Франческе;

      5. Марии;

  1. Все из перечисленных новеллистов принадлежат итальянской литературе. Укажите лишнее.

      1. Джованни Боккаччо;

      2. Маттео Банделло;

      3. Франко Саккетти;

      4. Мигель де Серватес Сааведа;

      5. Мазуччо Гуардати;

  1. Как звали дядю принца Гамлета?

      1. Полоний;

      2. Лаэрт;

      3. Горацио;

      4. Клавдий;

      5. Рейнальдо;

  1. Трагедию Шекспира «Гамлет» можем назвать:

      1. «трагедия сердца»;

      2. «трагедия чувства»;

      3. «трагедия сознания»;

      4. «трагедия духа»;

      5. «трагедия времени»;

  1. Роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» может определить как:

      1. Пародия;

      2. Комедия;

      3. Сатирический роман;

      4. Рыцарский роман;

      5. Плутовской роман;

  1. Творчество перечисленных писателей следует отнести к периоду раннего Возрождения. Укажите лишнее.

      1. Вильям Шекспир;

      2. Франческо Петрарка;

      3. Джованни Боккаччо;

      4. Франсуа Вийон;

      5. Маргарита Наваррская;


Ключи к тестам:


Номер вопроса


Правильный ответ




Номер вопроса

Правильный ответ


1

D




11

C

2

D




12

C

3

B




13

E

4

E




14

D

5

D




15

B

6

C




16

D

7

B




17

D

8

B




18

C

9

E




19

C

10

C




20

A



6.Список вопросов к экзаменам

^

Вопросы по литературе Средних веков


  1. Особенности литературы эпохи Средневековья. Жанровое своеобразие литературы различных сословий.

  2. Средневековый героический эпос Франции «Песнь о Роланде». Историческая основа повествования о Роланде. Образ Карла Великого.

  3. Образ Роланда как выражение ведущей темы эпоса. Роланд и Ганелон как противоборствующие силы в эпосе «Песнь о Роланде».

  4. Средневековый героический эпос Германии «Песнь о Нибелунгах». Идейно-художественное своеобразие эпоса.

  5. Средневековый героический эпос Испании «Песнь о Сиде». Идейно-художественное своеобразие.

  6. Клерикальная литература.

  7. Поэзия вагантов. Основные темы и проблематика.

  8. Куртуазная литература, ее особенности, жанровое своеобразие.

  9. Особенности куртуазной лирики. Провансальская лирика трубадуров.

  10. Средневековый куртуазно-рыцарский роман, предмет изображения, герой. Основные циклы куртуазного романа.

  11. Романы о «Тристане и Изольде».

  12. Цикл романов о «Святом Граале».

  13. Романы восточно-византийского цикла, их особенности.

  14. Средневековая городская литература, ее специфика. Основные темы, жанры, проблематика.

  15. Фаблио как жанр городской литературы. Бюргерская литература. Шванки.

  16. Животный эпос «Роман о Лисе» как жанр городской литературы.

  17. Аллегорический «Роман о Розе» как произведение городской литературы.

  18. Аллегорическая поэма Вильяма Ленгленда «Видение о Петре Пахаре».



^

Вопросы по литературе Возрождения





  1. Черты эпохи Возрождения. Основные этапы Возрождения.

  2. Итальянское предвозрождение. Творчество Данте Алигьери.

  3. «Божественная комедия» Данте Алигьери. Проблематика, особенности композиции.

  4. «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера как произведения английского предвозрождения.

  5. Итальянское Возрождение. Лирика Франческа Петрарка.

  6. Идейно-тематическое и художественное своеобразие цикла новелл Джованно Боккаччо «Декамерон».

  7. Западноевропейская новелла эпохи Возрождения. Традиции Дж. Боккаччо в новеллах Матео Бандело, Франко Саккетти, Мигеля Сервантеса, Лопе де Вега. Маргариты Наваррской (по выбору)

  8. Элементы пародии на рыцарские романы в произведении Мигеля Сервантеса «Дон Кихот».

  9. Характеристика образов Дон Кихота и Санчо Пансы в романе «Дон Кихот» М. Сервантеса Сааведы.

  10. Лирика Франсуа Вийона.

  11. Гуманистические идеалы Франсуа Рабле в сатирическом романе «Гаргантюа и Пантагрюэль»

  12. Ренессансная направленность комедий В. Шекспира.

  13. Идейно-художественное своеобразие сонетов В. Шекспира.

  14. Трилогия В. Шекспира как произведения позднего английского Ренессанса.

  15. Проблематика и идейное содержание трагедии В. Шекспира «Гамлет».

  16. Образ Гамлета в трагедии В. Шекспира «Гамлет».

  17. Проблематика и идейное содержание трагедии В. Шекспира «Отелло».

  18. Проблематика и идейное содержание трагедии В. Шекспира «Король Лир».



Наизусть:

  1. Из поэзии вагантов (по выбору);

  2. Лирика трубадуров (кансон, альбы, тенсоны, сирвента, пасторелы – по выбору) или труверов; Лирика миннезингеров;

  3. Фрагмент из «Божественной комедии» Данте;

  4. Лирика Ф. Петрарка;

  5. Сонеты Шекспира.



7. Литература


Основная литература:

  1. Алексеев М. П., Жирмунский В. М. и др. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  2. Аникин Г. В., Михальская Н. П. История английской литературы: Учеб. для студ. – М.: Высш. Шк., 1985.

  3. История английской литературы. Т. 3. – М., 1975.

  4. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.

  5. Смирнов А. А. История зарубежной литературы: Средние века и Возрождение. – М., 1987. – 416 с.


Дополнительная литература:

  1. Аникст А. «Король Лир» / Шекспир избранное. В 2-х ч. Ч. 2. – М.: Просвещение. 1984. – С. 3-12.

  2. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет»». – М., 1986.

  3. Античное наследие в культуре Возрождения. – М., 1984. – 285 с.

  4. Артамонов С. Д. Франсуа Рабле. – М., 1964.

  5. Баткин Л. М. Данте и его время. – М., 1965.

  6. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. – М., 1965.

  7. БВЛ. Средневековый роман и повесть. Т. 22. – М., 1970.

  8. Боккаччо ДЖ. Декамерон. БВЛ, т. 29. – М., 1972.

  9. Верцман И. «Гамлет» Шекспира. – М., 1964.

  10. Волкова З. Н. Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной литературы. – М., 1981.

  11. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера (перевод с английского) – М.: Радуга, 1986. – 448 с.

  12. Голенищев-Кутузов И. Н. Творчество Данте и мировая культура. – М., 1971.

  13. Данте А. « Божественная комедия». БВЛ. – Т. 28. – М, 1974.

  14. Данте А. Новая жизнь. Божественная комедия. М., 1967.

  15. Европейская новелла Возрождения. БВЛ., т. 31. - М., 1973.

  16. Жирмунский В. М. Народный героический эпос. - М., 1962.

  17. Итальянская новелла Возрождения. – М., 1984.

  18. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 2. – М., 1985

  19. История всемирной литературы: в 9 т. Т. 3. – М., 1985

  20. Ковалева Т. В. и др. Литература Средних веков и Возрождения. – М., 1988.

  21. Лосев А. Ф. Эстетика возрождения. – М., Мысль, 1998.

  22. Мелетинский Г. Поэтика средневекового эпоса и романа. – М., 1988.

  23. Мелетинский Е. М. Средневековый роман: Происхождение и классические формы. – М., 1983. – 304 с.

  24. Михайлов А. Д. Французский рыцарский роман. – М., 1976.

  25. «Песнь о Роланде», БВЛ, серия 1, т. 10. – М., 1970;

  26. Пинский Л. Магистральный сюжет. – М., 1989.

  27. Прекрасная дама. – М., 1984.

  28. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль. – М., 1973.

  29. Роман о Тристане и Изольде. История мировой литературы. Литературные памятники Средневековья. Тексты. – М.: ИНТОР, 1998. – С. 154-168.

  30. Франс А. Рабле Соб соч. т. 7. – М., 1959.

  31. Холидей Ф. Шекспир и его мир. – М, 1986.

  32. Чосер Дж. «Кентерберийские рассказы». БВЛ, т. 30. – М., 1973.

  33. Эпос Франции. – М., 1984.






Скачать 362.88 Kb.
оставить комментарий
Демченко Л. Н
Дата09.04.2012
Размер362.88 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх