Бахши Имана «Джагфар тарихи» icon

Бахши Имана «Джагфар тарихи»


Смотрите также:
Древнейшая история трезубца (из Джагфар Тарихи)...
Избранные труды...
Джагфар тарихы летописи джагфара...
Г. М. Молотова кандидат филологических наук, доцент...
Общ възлов елемент в тези летописи е историята на град Киев който е бил столица както н а Русия...
«Жисмоний тарбия ва жисмоний маданият» таълим йуналиши 1-боскич учун Жисмоний тарбия тарихи фани...
Т е. д дос. Щаъыйев Сани Тофиг оьлу Ряйчи: т е. н...
Татарстан Республикасы Милли китапханәсе Национальная библиотека Республики Татарстан татарстан...



Загрузка...
скачать
Т.А.Акеров

Сочинение Бахши Имана «Джагфар тарихи»1 (1680г.) –

как исторический источник по истории

волжских кыргызов VIII-XII вв.


Сочинение «Джагфар тарихи» было составлено по приказу сенда Джагфара секретарем его канцелярии Бахши Иманом в 1680 году и представляет собой свод булгарских летописей.

Книга написана на арабо-булгарском шрифте. В 20-х годах прошлого столетия, в результате гонений лиц, хранивших дома тексты, написанные этим шрифтом, был утрачен список ее подлинника. В 1993-1994 годы были опубликованы I-II тома переводов свода летописей Джагфара на русский язык.

В 1997 году под редакцией Ф. Г.-Х. Нуритдинова и Р. Ш. Шарипова вышел III том книги Бахши Имана «Джагфар тарихы2». В III том первого издания вошли некоторые примечания Бахши Имана, большие части книг его свода. Например, Кул Гали "Хон китабы", Гази Бабы "Жизнеописание Гази-Бараджа" и др. В летописях Кул Гали «Хон китабы» (1242 г.) имеются сведения о булгаро-кыргызских и кыпчакских отношениях до монгольского периода.

Сочинение Бахши Имана «Джагфар тарихи» (1680г.) прежде всего, представляло свод сведений об истории Волжской Булгарии и ее взаимоотношениях с соседними государствами и племенами, в том числе с кыргызами. В ней средневековыми летописцами приводились весьма интересные сведения о волжских кыргызах и об их отношениях с булгарами, кимаками, кыпчаками, а также меркитами. По информации средневекового автора «Хон китабы» Кул Гали в Волжской Булгарии кыргызов представляли племена ишкиль (эсегель, аскль). Кул Гали называл их кыргызами киликами

Акеров Т.А. – директор института этнологии МУК


(илек или иллак). Он писал, что в связи с кыргызами приток Джаика стали называть Иллак3.

Сведения, приведенные в книге Бахши Имана, полностью совпадали с историей двух восточных государств Волжской Булгарии и Кыргызского каганата, интересы которых столкнулись на Алтае в IX-X вв.

Волжская Булгария была образована в результате переселения булгар на Волгу и в период своего рассвета IX в. ее границы простиралась на западе до р. Свияга, на севере до Камы, а позднее до Меши и Казанки, на востоке до Шешмый и Ика. Булгары контролировали также земли до р. Белой и Яика, на юге- до Жигулей. На юго-западе булгаро-буртасские земли доходили до р. Оки.

Согласно данным средневековых авторов булгары состояли из трех групп бахдула, ишкиль и булгар, находившихся в войне друг с другом. Последние прекращали междоусобные воины по появлению общего врага и забывали прошлые обиды, становясь друзьями. Сюда еще включали мусульман-баранджаров числом в 5000 семей.

Кыргызы намного раньше установили свое господство Алтае. Это произошло после падения II Тюркского каганата, когда Кыргызское государство, включив в свой состав все бывшие земли тюркских каганов, превратился в лидерующий этнос на Саяно-Алтайском крае. Первые сведения о волжских кыргызах встречались у аль Истахри (Х в.), который поместил их рядом с р. Итил, в соседстве с кимаками, огузами и булгарами. Автор писал: «Итиль … берет начало близ земли хырхызов и течет между землями кимаков и гуззов, представляя собой границу между кимаками и гуззами; затем она течет к западу позади булгар и возвращается на восток, пока не пройдет через землю руссов; далее протекает через землю булгар, затем через землю буртасов, пока не впадет в Хазарское море4».

По данным анонимного автора «Худуд ал Аалам» к концу X в. происходило большое смешение племен на Алтае. Неизвестный автор отмечал об этнокультурных связях кыргызов и кимаков, кыргызов и кешдимов, огузов и кимаков, кыпчаков и огузов и т. д. Например, Андар аз кыфчак представлял собой область «кимаков, где жители напоминают гузов некоторыми своими обычаями». О владении Кыркырхан писалось «еще одна область, принадлежавшая кимакам и жители ее напоминают по своим обычаям хырхызов5». О племени кесим (кешдим) отмечалось «это один из хырхызских родов, их речь ближе халлухской (карлукской.— Д. С.), а по одежде они напоминают кимаков6».

Булгарские летописьцы XII века полностью подтверждали существование тесных этногенетических и этнокультурных отношений кыргызов с булгарами, кимаками, кыпчаками, канглы, меркитами, кунами и др.

По сведениям булгарского автора Кул Гали кыргызы в некоторых районах жили вперемешку с кыпчаками, в отдельных случаях этноним «кыргыз» применялся как общее имя кыргызов, кимаков и кыпчаков. Автор поэтому поводу писал, что «кимаки возвысились после раскола в VII в. Булгарии на пять мелких княжеств: Улаг-Болгар (Дунайская Болгария), Кара-Болгар (Русь и Причерноморье), Хазар (Хазария), Авар (Авария) и Ак-Болгар (Волго-Урало-Сибирская Болгария). Воспользовавшись случаем, «оймеки (кимаки), ранее подчинявшиеся Булгарии, провозгласили себя Оймекским (Кимакским) каганатом. …Большинство этого мнимого государства составляли кыпчаки или кыргызы, то оймеки восприняли некоторые обычаи кыпчаков, и на них, поэтому, также распространились названия "кыпчак" и "кыргыз". Только булгары могли еще отличать оймека от кыпчака. Ставка оймекских ханов находилась на месте прежней ставки кана Булюмара и кагана тюрков Иджима (Истеми) на реке Иджим (Ишим), которую булгары называли Кызыл (Куман) Яр (Джар), что означало Красная, а также Желтая и Золотая (Кызыл, Куман) голова (яр, джар). Кыпчаки называли эту ставку сокращенно «куман», почему и получили еще одно прозвище "куманы"7».

Отдельные сведения средневековых авторов, чьи произведения приведены в III томе книги Бахши Имана, дают основание полагать, что кыргызы составляли основное ядро европейских гуннов.

В книге Бахши Имана приводилась весьма любопытная легенда о сестре Атиллы Харьхе («Лебедь»), в честь которой был построен город Харька (современный Харьковь). По преданию, Харька жила в этом городе и умерла, когда брат непослушав ее совета, ушел воевать.

Эти сведения в развернутом и поэтическом стиле повторяются в поэме «Цветы Кыпчакского поля» Рейхан Булгари, поэта XII века. Согласно автору, Атилла и его сестра Харьха по отцовской линии принадлежали роду айбат, а по материнской линии хыргыз. Он в младенчестве носил имя Тука, когда он повзрослел и стал охотником, стали называть его Атиллой.

1. В древние-предревние времена

Был один великий кан, говорят,

Звали его Туки, говорят,

А был он из рода Айбат.

2. В год лошади Туки родился,

Быстро вырос, говорят,

Стал хорошим охотником, говорят,

Прозвал себя Атилле ["Год лошади"].

3. Поскакал однажды за оленем,

Прискакал в страну Атиль, говорят,

"Это - моя страна, говорят",-

Сказал он и сел [на трон] в Башту.

4. Сидел здесь 33 года,

Нравилось ему здесь, говорят.

Хотел сидеть здесь и дальше, говорят,

Да пришли к нему юрганы [прорицатели].

5. "Хватит тебе, Айбат,

Сидеть на одном месте",- говорят.

"Тангра хочет дать тебе славу,- говорят.

Садись на коня - и поезжай в набег".

6. Велел Атилле привести к нему коня.

Пасся он отдельно от других [лошадей], говорят.

Ведь был он особый - богатырский конь, говорят,

Вороной, как самый черный ворон.

7. Привели к нему этого вороного коня.

Взнуздал его Атилле, говорят,

Вскочил в богатырское седло, говорят,

И отправился в набег на далекий Фаранг.

8. Увидела это его сестра Харька.

Мать их была [из рода] Хыргыз, говорят.

Всплеснула она руками, как лебедь [крыльями], говорят,

Жалобно запричитала для Атилле:

9. "Один ты у меня, брат, остался,

Другие умерли и убиты, говорят.

Солнце - свет Земли, говорят.

А ты - свет моей жизни8.


Вышеприведенные сведения о генеалогических корнях Атиллы и его сестры Карха в определенной мере подтверждали мнение профессора А. Бекбалаева, считавшего европейских гуннов кыргызами, которые, как он утверждает I–VI вв. «находились в сверхдальнем походе на Европу». По его мнению, после распада государства гуннов в конце V века они возвратились на свою историческую родину, в степи современной Монголии, на Алтай, в Семиречье.

Сведения булгарских авторов действительно имеют важное значение. Кыргызы были покорены хунну в конце III в. до н.э. Однако, начиная с середины I в. до н. э. власть в Кыргызском царстве представляли князья из хунну, прямые потомки легендарного Модэ шаньюя Чжичжи шаньюй и его отпрыски. В этом смысле, княжеский род хунну был аристократическим кланом в Кыргызском княжестве9. Хунну были вменьшинстве, но их представители находились во главе государства и считались господствующим родом. Вполне возможно, что еще, будучи на востоке Дом западных хунну ввел в традицию для князей и принцев брать жен у кыргызов.

В эпосе «Манас» есть персонаж Адыл паша, которого связывали с личностью Атиллы. В кыргызском күү (мелодия) «Шюдункут» (быстоногий бык) рассказывалось о походе народа во главе с Адыл паша на Запад. Перед смертью Адыл паша завешал похоронить его на родине предков, на Тянь-Шане. Один его сподвижников Кара Толок, запряг шюдункута, привез на нем останки предводителя и похоронил на берегу озера Иссык-Куль10. Т. е. на землях западнотюрскских племен дулу.

Название рода айбат можно сопоставить с кыргызским этнонимом «айбаш мундуз». Имя главного героя Атиллы Тука (булг. тукай, венг. токай) имел тождество с именем господствующей фамилии и общим предком кыргызов «тагай бия» и т. д.

Согласно средневековых источников происхождение волжских булгар и кыргызов связывалось с саклабами. По данным летописей волжские булгары представляли смесь тюрок с саклабами.

Гардизи в XI в. в своей книге «Зайн аль Акбар»11 приводил предание, где говорилось о предке кыргызов славянине Эмке, бежавшем из страны саклабов к хазарам, а затем к башкирам. Народ его называли «в связи с словом «саг» («собака»)», так как они были выкормлены собачьим молоком». Далее говориться, что «…славянин отправился во владения..., с которыми он находился в родстве». Здесь он собрал своих соплеменников, заключил союз с башкирами, подчинил огузов и дал своему народу имя кыргыз. Гардизи описывал кыргызов с ярким выражением европеиодных черт с красными волосами и белой кожей.

Кыргызы и булгары также имели общие черты в религиозных верованиях и политической системе. Кыргызы также как и булгары поклонялись солнцу, месяцу и звездам. При исполнении клятвы брали в свидетельство собаку. Государством управляли сообща три гланоначальвующих. Государственные чиновники подразделялись на «шесть разрядов министров, главноначальствующих, управителей, предводителей и даганов». Государство Булгар также управлялось шестью государственными чиновниками-вельможами. По сведениям древних источников послы византийских императоров, прибывавшие в страну булгар, «спрашивали, прежде всего, о здравии князя, его жены и детей и затем должны были осведомиться о здравии шести великих былей (вельмож, бояр); потом они спрашивали, как здоровы прочие были, внутри извне, и наконец, как здраствует простой народ12».

В книге Бахши Имана приводились две легенды о происхождении кыргызов и кыпчаков Волжской Булгарии. В первой, очевидно, более древней, генеалогия кыргызов и кыпчаков связывалась с массагетами и сарматами13, а во второй запечатлены массагето-кыргызо-булгарские14 взаимоотношения.

Легенды подтверждали этногенетическую связь кыргызов с массагетами и сарматами. Очевидно, в данном случае речь идет о миграции восточных племен усуней, юэчжи, хунну на запад, когда они один за другим переселились в страну саков, а затем одним ударом разгромили Бактрию и на его развалинах сформировали Кушанское царство. После этих событий саки навсегда исчезли из политической арены Центральной Азии, а на восточных пределах владения последних стало возвышаться новое объединение племен под именем кыргыз.

В исторических источниках кыргызы и сарматы всегда описывались как племена, принадлежашие одной культуре, были известны как огнепоклонники, практиковали трупосожжение. Генеалогические предания содержали схожие сюжеты и происхождение народа связывалось всегда с женщинами. Первый происходил от амазонок-мужеубийц, попавших в Скифию, где, они сдружились с молодыми скифами, перешли реку Танаис (Сырдарья) и там образовали сарматское объединение15. Согласно данным «Юаньши» кыргызы произошли от сорока девиц страны Хань, вступивших в брачные узы с мужчинами владения Усы, вследствии чего эта страна стала называться Кыргызской землей16.

Основываясь на вышеизложенном, мы полагаем, что сарматы, булгарские сербы и черемыши являлись одним и тем этносом, что как бы потверждают первые части этнонимов. Как утверждал информатор этнонимы «сербы» и «черемыш» происходили от слова «сир» («семь»), что означало семь родов. С этим же словом «сир» автор связывал происхождение топонимов «Сырдарья и Жети Суу. Для полного анализа можно «сир» сопоставить с названиями исседонского племени серы (серика), предков кыпчаков «сир-тардуш» и правящего рода енисейских кыргызов эди Рашид ад-Дина.

Сведения из «Хон китабы» Кул Гали содержат весьма ценные сведения о кыргызах, кыпчаках, канглы и огузах живших Волжской Булгарии. Особенно в Тубджакской губернии занимавшей территорию современного Казахстана.

По утверждению автора кыргызо-кыпчакская область «Тубджак - самый большой иль (губерния) в Державе, населенный 70 узийскими и кыргызскими кочевыми племенами…». Всего в губернии существовало «…семь тюб. Это - Уруг-тюба, Улуг-тюба, Сэбэр, Кара-Иджим, Ак-Иджим, Сабан-тюба и Сары-тюба...17».

Кыргызы жили в тюбе Сэбэр, распаложенном между Иртышом и Обью. Здесь они соседничали с канглами, обитавшими в Сары тюбе. Автор писал, что «Все, что находится в Тубджаке между реками Ыртыш и Аби-Дарья (Обь), составляет тюбу Сэбэр, центром которой является город Омек... Здесь инала (глава тюбы) выбирают из числа биев кыргызского племени искилик. Слово "искилик" произносят также и в формах "аскалы" и "эсегелы". Так как родина искиликов - Сэбэр, то их часто называют и "сэбэрцами". Они - потомки кыргызского племени киликов и алтайцев, почему их и назвали "подобные киликам". Искилики живут также и на юге Байгула, и в Улуг-тюбе, почему наши нередко называют юг Байгула и Северный Тубджак, наряду с Сэбэром, "Искил" ("Аскал", "Эсегел") или "Сэбэр"...
А вот родиной киликов является тюба Кара-Иджим. Она заключена между Туранским морем, Улуг-тюбой, Иджимом, верхним течением реки Хин-Дарья (Тургай) и горой Улугтау (Улытау). Здесь... господствует узийское племя хиндыр, воины которого славятся меткой стрельбой из лука... Центр тюбы - город Хиндыр - находится на реке Хин-Дарья - при слиянии с ней ее притока Килик-Булака (Иргиз), по берегам которого живут килики. Отсюда одна часть киликов в голодные годы переселилась в Сэбэр, а другая - присоединилась к баджанакам и ушла с сабанами на север. Северные килики, которых наши часто называют "иллак" или "илек", поселились на берегах притока Джаика, получившего их имя Иллак (Илек)...
Южнее Кара-Иджима расположена Сары-тюба, ограниченная на западе Туранским морем, на севере - рубежами Кара-Иджима, озером Буляр или Байлар дингезе (Тенгиз) и верхним и средним течением реки Атиль (Куланутпес), на востоке - истоком реки Сарысу и западным берегом Булгарского или Сабанского озера (Балхаш), на юге - рекой Иргиз (Калмаккырган). А название "иргиз", как мне объяснили, означает степной поток, роющий землю и исчезающий в ней... В Сары-тюбе господствует узийское племя канглы, которое еще называют буляр или байлар. Это племя в свое время вместе с сабанами возглавляло баджанаков, но было малочисленнее сабанов, почему баджанаков называют иногда и сабанами, но не канглы. Часть канглы с баджанаками ушла отсюда в Мардан, где обосновалась у озера Канглы дингезе (Шалкар) и к горе (шан) Черем (Черемшан), у которой находится великая столица нашей Державы Буляр... Гора Улугтау, древнее название которой "Черемшан", очень почитается баджанаками... Она является истоком рек Джиланчык, Хин-Дарья и Булярчай, правого притока Сарысу...18».

Сведения автора о кыргызах, кыпчаках и кимаках полностью подверждали происходившиеся ассимилятивные процессы на Алтае, рассказанные в сочинении анонимного автора «Худуд…», где он упоминал о кимакских областях Ондар аз Кыпчак, Каркарахан.

Кыргызы также жили в районе Ыртыша. Автор писал, что близ Ыртыша в окружении кыргызских племен и родов кочует кыдан - род улугбека Тубджака Кичи-Мергена, сына улугбека Конджика и племянника улугбека Кара-Мергена... В другом месте автор отмечал: «Кыданы кочуют по Улуг-тюбе вместе с верными им несколькими кыргызскими родами, которых остальные тубджакцы называют "тазлар"...19». В этнонимии кыргызов этноним «тас» считался одним из самых распространенных. Его можно встретить в структуре большинства крупных кыргызских объединений, а также башкир и башкирских кыргызов.

Рассказывалось о ширских кыргызах и кыпчаков во главе Угырджак и его братьями Турбий и Арджан совершавших постоянные набеги в Причерноморье и контролировавших причерноморские степи.

По сведениям автора, с тех пор как кыпчаки подчинились кара китаям их стали делить на кыданов и мангытов. Кыданами называли тех, кто сохранил свои обычаи, традиции и язык, а мангытами, омонголившихся кыпчаков.

Есть весьма любопытные сведения о кыргызах обитавшихся в Западной Монголии, находившихся в подчинении у меркитских владык в домонгольскую эпоху. Информатор меркитов называл аракытаями, т.е. белыми или чистыми кытаями. Он отмечал: в прошлом аракытаям подчинялась восточная часть племен хон и кыргызов, которых называли "аргын" - по имени реки Аргын [Аргунь].

Вышеприведенные сведения из «Хон китабы», во-первых, касались периода миграции кыпчакских и других восточных племен на запад в XI веке, из-за усиления киданей (китай). Миграцию начали куны, бежавшие от Кытай хана и прибывшие в земли племени кай на Иртыше, откуда были прогнаны дальше на запад. Цепь передвижения восточных племен на запад представлял следующий порядок каи, куны, шары (кыпчаки), туркмены, огузы, печенеги20. Марвази о кунах писал как о племени, отделившемся от киданей. У Ибн ал-Асира узнаем, что при караханиде Арслан-хане Мухаммед ибн Сулаймане (1032-1057/58 гг.) группа племени китай в 16 тысяч кибиток поселена была на границе между Чином и владениями Караханидского каганата. Они защищали горные проходы, за что получили пастбища и определенное жалование. Арслан хан «… призвал их принять ислам, но они не согласились и не бежали от него21». В другом месте своего труда ал Асир сообщал о принятии ислама неверными тюрками в 10 тысяч шатров, ранее совершавших набеги на мусульманские города в области Баласагуна и Кашгара. В честь перехода в истинную веру было принесено в жертву 20 тысяч баранов. Эти тюрки «… проводили лето в краях Булгара, а зимовали в краях Баласагуна, но когда приняли ислам, то рассеялись по стране; в каждом крае по тысяча кибиток… ведь они объединились только для того, чтобы защищать друг друга от мусульман22».

У Марвази и Ауфи (XII в.) встречаем информацию об одной из групп кыргызов, ставших соседями мусульман, что стало причиной принятия ими ислама. Аль Марвази писал: «У хирхизов в обычае сжигание умерших; они утверждали (при этом), что огонь очищает и делает их чистыми. Таким был их обычай в прошлом, но когда оказались соседями мусульман, то стали хоронить мертвых23».

Отсюда можно полагать, что вышеприведенные сведения впервую очередь, имели отношения к кунам и кыргызам находившимся в подчинении у ара кытаев-меркитов, которые продвинувшись в XI веке на запад, достигли Семиречья.

Согласно Рашид ад-Дина после того, как объединенные силы найманов и меркитов были разбиты Чингиз ханом на Иртыше в 1208 году, союзники разбежались. Кучлук бежал к кара китаям, а меркиты остались во владениях Уйгурского идикутства, вассала кара китайского гурхана. По Джувейни, чуть позже меркиты разбитые уйгурами на р. Джем, вынуждены были расположиться в районе Имиля и Кобука. Т. е. севернее средневекового города Джамбалык, который, по мнению Е. Бретшнейдера, находился между рекой Манас и Гученем в Восточном Туркестане.

После распада ойратско-кыргызского союза племен в 1468 г. глава кыргызского тумена Абабарцы переселился в районы Хами и Баркуля и меркиты окончательно вошли в состав тяньшаньских кыргызов. В то время емелеки (дикие меркиты в 50 тысяч человек) во главе Бек-Арсланом жили в окрестностях Хами24.

Отсюда, можно утверждать, что в XI веке, в период миграции восточных племен на запад в купе с кунами продвинулась часть кыргызов и кыпчаков, достигшие пределов Караханидского каганата и Ферганской долины. В «Юаньши» приводилась легенда, где страной кыпчаков названы горы Андижана. Кыпчак, предводитель племени переселил их из долины Алая25. В то же время в книге С. Ахсикенди «Маджму ат-Тавариха», кыргызы показаны в качестве древних обитателей Андижана. Согласно автору, ферганские города Узген, Андижан и Ширкенд являлись центральными районами кыргызского улуса, управляемого Тагай бием. По содержанию эпоса «Манас», кыргызы переселились с Алтая в горные долины Кара Тоо и Ферганскую долину. Резиденция кыргызского хана Манаса находилась в гг. Андижана и Намангана26.

Очевидно, что в период усиления и вторжение кара китаев в Семиречье в целях обеспечения безопасности государства правители Караханидского каганата и огузов охотно призывали себе на службу кыргызов и кыпчаков, к тому времени принявших ислам и ставших основными силами и опорой кагана.

Так, С.Ахсикенди в «Маджму ат-Таварих» описывал кыргызов как правоверных мусульман Караханидского каганата. Согласно автору, некий имам Ибрахим для борьбы с неверными кара китаями создал правое и левое крыло кыргызов. О. Караев полагал, что в данном сообщении речь идет о караханиде Ибрахиме Ахмеде, который пал в бою с кара киданями в 1136 году27.

С. Ахсикенди приводил и другое предание об имаме Джафар Садыке и предводителе гузов Ак эше (Акоше) из страны Татарун (Урум), которые совместно вели религиозную войну с неверными в Восточном Туркестане. В конце концов, проиграв несколько сражений подряд, гузы вынуждены были бежать в Фергану и обосновались в районах Узгенских гор. Султан Санжар (год смерти 1157г.) принял их на службу и брал с них дань. Через некоторое время гузы восстали против Султана Санжара, который приказал уничтожить всех доединого. Удалось выжить только сорока гузам, успевшим скрыться в горах Ходжента, от которых позже произошли кыргызы28.

Согласно кыргызских преданий Ак эше, главный сахаба (товарищ, сподвижник) пророка Мухаммеда, считался первопредком кыргызов, дальним родственником хана Манаса, которому после смерти имама досталось его боевое красное знамя. Ак эше удостоин был внимания пророка за то, что он с 92 воинами отправился в Мекку на помощь пророку Мухаммеду и одержал победу над его врагами. Пророк назвал его человеком, своевременно подоспевшим из страны Кыпчак. По преданию его могила находиться в одном из ущелий Кара Тау (близ города Кары Сайрам) в южном Казахстане29.

В-третьих, сведения Кул Гали подтверждали правильность мнения ученых, придерживающихся гипотезы о кыргызском происхождении Чингиз хана. Автор писал, что, несмотря на то, что хоны и кыргызы были покорены аракытаями потомки Бурджигина или Чинджигина восприняли обычаи и язык кытаев и были оставлены аракытаями биями аргынов, но не забыли о своем унижении. Чтобы всегда помнить о нем, они (хоны) сохранили даже имя Бурджигина, составленное из двух булгарских слов: «бури» или «чин» (волк) и «джигин» или «джакын»-принц… Из этого рода вышел нынешний правитель кытайских земель Тимер (Чингизхан)30».

Следовательно, сведения Кул Гали раскрывали нам неизвестные до сегодняшнего дня страницы истории кыргызского народа. В частности, участие кыргызов в Великом переселении народов во главе с гуннами, возвращение кыргызов на свою историческую родину, воссоединение с енисейскими кыргызами, а также с родственными племенами Западнотюркского каганата.

Как мы полагаем, еще в VIII-Х вв. на основе слияния волжских булгар, западнотюркских племен, кыргызов, кимаков, кыпчаков был сформирован новый тюркский этнос, который в дальнейшем сыграл важную роль в сложении Караханидского каганата, а также современного кыргызского этноса.

Еще Н.А.Аристов писал о родстве древних булгар с племенами среднеазиатских хунну-юебань (западнотюркским). Он сопоставлял названия господствующего племени булгар дуло с юебаньским дулу. По его мнению, юебаньские племена жили в Эбинорской котловине в Восточной Джунгарии, т.е. в южных пределах енисейских кыргызов.

Отдельные ученые полагали, что в составе эфталитов (белых гуннов) были племена, переселившиеся в Среднюю Азию из-за Волги после распада державы Атиллы31. Последние участвовали в формировании Западнотюрского каганата (603-704 гг.), в состав которого в VII-VIII вв. входили Поволжье и Алтай.

Известно, что в 629 году Куврат принявший титул кагана Великой Булгарии в последующем присоединил к своей державе земли Западного Тюркского каганата32. Следовательно, одной из главных причин переселения третьего сына Кубрата (после 660 гг.) Котрага в Поволжье, кроется в установлении связей между господствующим родом булгар дуло и западнотюркскими племенами дулу. Переселение происходило в двух этапах, первая волна миграции бул­гарских племен пришла в Поволжье с юго-востока Европы в середине VIII в., вторая мощная волна ее повторилась в конце X века.

Весьма любопытно, что время миграции первой волны булгар в Поволжье совпадал по времени с переселением уч-карлукских племен –чигиль, ташили и булак из Алтая на Тянь-Шань (766г.), а второй с периодом усиления чигилей в этом регионе, что подтверждалось данными исторических источников.

М. Кашгари в своей книге «Дивани Лугат ат Турк» о переселении племени булак писал: Булак – тюркское племя. Они были в подчинении у кыпчаков, но затем спаслись благодаря помощи Аллаха и теперь они называются алка булак». В Семиречье булаки жили в районах средневекового города Мерке33.

В Х-ХI вв. чигили стали одним из главных племен Семиречья, имя их общего предка было включено в генеалогию тяньшаньских тюрков. В трудах анонимного автора «Мажмал ат-таварих ва-л кысас» (XI в.), Рашид ад-Дина и Абул Гази Хивинского приводилось генеалогическое древо тюрков, происхождение которых можно связать с племенами Булгарского каганата. Согласно преданию, сын Яфета Тюрк в поисках новой юрты прибыл на Иссык-Куль и остался там жить. Тюрк имел четырех сыновей Чигиль (по Рашид ад-Дину и Абул Гази-Хакел), Барсхан (Берседжер), Тон (Тутук) и Илак (Эмлак). Как явствует из содержания, имя первого сына Тюрка в вышеприведенной легенде представлял здесь предка племени чигилей, переселившихся с Алтая на Тянь-Шань после 766 г., когда карлукам удалось захватить власть в Тюргешском каганате. Второго можно связать с названием племени барсил, пришедшего вместе с Котрагом в Поволжье в середине VIII в. Четвертый представлял предка волжско-уральских киликов-кыргызов (илек или эллак, ичкилик), которого, очевидно, Гардизи назвал Эмке.

Отголоски тюркской эпохи сохранились и отразились в легендах и генеалогических преданиях кыргызов, татар и других современных этносов. Вышеприведенная родословная тюрков полностью сохранена и имела продолжение в кыргызском предании. Согласно ей сын Жапыза Тюрк долгое время жил и правил на берегу озера Иссык-Куль. Ему наследовал сын Туток. Затем правили его отпрыски: Айчакан, Бакыкан, Аланчакан34. Здесь можно заметить, что санжырачи сохранили последовательность имен предков кыргызов по эпохам. Кыргызы имели первопредка алтайца Карача хана (Карха), Тюрка, а затем Аланча хана, имя котрого связано с общим предком волжских булгар, имевших связь с Кавказской Аланией.

В одной из татарских легенд рассказывалось о Тюрке и переселении его со своими соплеменниками на Волгу. По преданию не найдя согласия с братьями, Тюрк «отправился в далекую страну и поселился около большой реки в холодной стране. Эта река в те времена не имела еще названия». Он пришел с многочисленной родней, среди них был один из братьев по имени Алып (Великан). Дальше рассказывалось о том, что Алып заблудившись на охоте в лесу, «вышел к реке на берегу которой жили люди… говорившие на понятном ему языке». Потеряв надежду найти дорогу к брату, Тюрку, он остался там жить. Женился на местной девушке и у них родились два мальчика. Одного назвали Булгар, поскольку он в момент получения своего имени непереставая плакал и сильно размахивал руками (татарск. –болгау-жест приглашения размахивая руками). Второго-Буртас. От этих двух братьев разошлись народы булгар и буртас.

По нашему мнению, вышеприведенные генеалогические предания как бы подтверждали процесс воссоединения европейских гуннов с восточными своими соплеменниками. Вполне возможно, что миграция чигилей, булаков в VIII-X вв. в Семиречье, а затем и восточных племен булгачи, из принисейских районов в междуречье Или – Иртыша в XIII-ХIV вв. говорит о начале процесса консолидации родственных западных и восточных племен в составе Булгарского каганата. Затем этот процесс имел продолжение в составе Западнотюркского (Тюргешского) и Караханидского каганатов.

Как нам кажется, в средневековом генеалогическом предании зафиксировано этническая связь западных тюрков, в лице Тутука, волжских булгар, чигилей и алтайских кыргызов, которые слившись, сформировали новый этнос, караханидских тюрков-мусульман.

Т.Чоротегина интересовали сходство имен потомков Тюрка с названиями городов Караханидского каганата (X-XII вв.) Чигиль (в Таласе), Барсхан (Иссык-Куль), Тон (Тутук, Иссык-Куль), Илак (Ферганская долина). Причем, по информации М. Кашгари городов с названиями Барсхан было три Барсхан, Верхний и Нижний Барсхан. Он писал, что город Барсхан был построен сыном легендарного предка тюрков Алп Эр Тонга35. Следует отметить, что имелись некоторые сходства в названии племен булгар с западнотюркскими и алтайскими племенами. Например, название народа секели (потомки гуннов, г.Чиксентмиклоша) в Венгрии легко сопоставим с алтайским племенем чигиль, булгарский барсил с отуз огланскими барс, ак барс, кара барс и караханидским антропонимом и топонимом «барсхан». Отметим, что названия булгарского племени ишкиль (эсегель, ичкилик, килик, иллак) и городов Ошель, Ела-Буга, Тухчи имели полное тождество с именами племен и названий местностей тюргешской и караханидской эпох Ош, Ала-Бука, Илак, тухси, лакай (Таджикистан), карлукским килат (Таджикстан) и т.д. Причем, большинство топонимических названий встречались в Ферганской долине, где обнаруживалась компактное проживание группы племен кыргызских ичкиликов, куда входили, роды известные с эпохи древних тюрков кесек, жоо кесек, теит, а также с алтайскими названиями канды (канглы), кыпчак, доолос, бостон (карлуки) и т. д.

В структуре кыргызов до сих сохранились названия некоторых западнотюркских племен согэ (сакы), мохэ (баарын), кара чоро, чоро, бакы (бакы) и т.д.

Небезынтересно, что значение этнонима «булгар» в татарской легенде полностью совпадал со значением названия средневекового племени булгачи, имевшее два смысла на тюркском языке: первое-смесь, второе- возмущенный, смутьян, мятежник, что в легенде отобразилось, в образе плачущего, возмущенного и недовольного чем-то ребенка.

Как нам кажется, булгарские искилики («аскалы», «эсегелы, килики») это та часть кыргызов, которая образовала в междуречье Иртыша и Енисея союз племен булгачи-ичкилик. Племена этого объединения на Урале называли киликами (изгиль, илак), а ту часть их, которая кочевала на востоке, приенисейской области Баргуджин Токум булгачи. Название этой области также имело сходство с именем предка булгаров Тука или Тукай (Токай).

Как уже вышеотмечали, в XI веке, в связи с миграцией восточных племен кунов, кыпчаков, каев и других в купе с ними продвинулись на запад часть кыргызов и булгачи ичкиликов (иллак), осевшие в Восточном Туркестане и Ферганской долине.

В XIII-XIV веках булгачи-ичкилики сформировали свой собственный улус, имеющий непосредственное отношение к кыргызам. Земли улуса включали территорию племен среднеазиатских гуннов-юебань и кочевали в Или-Иртышском междуречье между Алтайин нуру и Тянь-Шанем. По данным автора «Маджму ат-Таварих» С.Ахсикенди улус Булгачи-Салучи был сформирован кыргызскими племенами кангды, кыдыршах, тейит, доолос, жоо кесек, бостон. В XIV веке во время похода Тимура на Тянь-Шань, булгачи-ичкилики оказали упорное сопротивление захватчикам. Тимур разгромил это племя с большими усилиями, часть их была уведена через Кашгарию в Западный Тянь-Шань. Часть булгачи-ичкилик уцелела и отступила в Алтае-Хангайское нагорье36.

В XV веке, в эпоху возрождения кыргызов во главе с Мухаммедом –Кыргызом, племена союза булгачи сыграли важную роль в сложении кыргызского этноса на тяньшаньском этапе его развития.

В XII–XIV вв., в эпоху господства каракитаев и монголов кыргызы переживали сложный период своей истории. В XII в. в связи с установлением господства кара китаев часть южных кыргызов и кыпчаков ушла на север в районы р. Волга и Урала, а часть вынуждена была скрываться в горных районах Ферганской долины (Ходжент и Алай) и Восточного Туркестана. Согласно источникам XV в. население крепости Ираб пришли Тимуру с жалобой на афганское племя керкес (киркис). Он ликвидировал опасность на пути в Индию от Муса Укхана, начальника колена керкес захвативших крепость Ираб37.

В эпоху кара китаев сырдарьинские кыргызы ушли на Волгу, к своим волжским соплеменникам упоминаемым аль Истахри. В родословной пришлой части кыргызов определенно и четко говорилось, что родоначальником их был Коркуд-ата. Предки их некогда жили «на Бухарской дороге у моря Сыр38».

Сырдарьинские и волжские кыргызы отличались друг от друга. По документам ХVII века первые вели оседлый образ жизни, что не позволило связать их происхождение с башкирами, которые ХVIII веке были еще кочевниками. Тогда как волжские кыргызы оставались кочевниками и находясь под постоянным влиянием башкиров и уральских казахов, постепенно слились с ними.

По нашему мнению, потомков кыргызов аль Истахри могли представлять на Волге предки башкирского и казахского (младший жуз) племени табын. Казахские табыны жили под Оренбургом и Уральском, а отдельные группы их – у Тобола и Эмбы39.

Вышесказанное наше мнение, прежде всего, подтверждало тождество этнонима «табын» с именем рода фуюйских кыргызов табандыр, являющегося выходцем из Табынской земли (она же Кыргызская земля) в Минусинской котловине. Башкирские табыны также имели родовое подразделение кесе-табын, а в структуре других племен башкиров встречались роды барын-табын, калчир-табын, которые имели сходство с названиями кыргызских племен и родов барын, кесек, жоо кесек, кылжыр.

Р. Г. Кузеев40, С. М. Абрамзон41, С.А.Мамытов42, И. Молдобаев43, А. Щмитц44 и другие, изучив родословную башкирских кыргызов выявили ряд сходств в традициях и быте, названиях племен и родов башкирских и тяньшаньских кыргызов. Среди выявленных общих этнонимов в названиях племен отмечали кыпсак, катай, канлы, а в родовых названиях аю, мунаш, барын-табын, кошсы, балыксы, миркит-мин и др.

Ученые связывали средневековую историю башкирских кыргызов с Волжской Булгарией, Ногайским ханством, алтайскими кыпчаками и т.д.

Еще С. М. Абрамзон отмечал об упоминании в кыргызских санжыра страны Булгар из которой переселились такие племена как джетиген, кушчу, куркуроо. Он писал, что в памяти стариков сохранились отголоски событий, происходивших в Дешт-и Кипчаке в XV в. Он же отмечал, что некоторые кыргызские племена, живущие в Таласе жетиген, саяк в пятидесятые годы ХХ столетия как и их предки назывались астархан-ногой45.

А. Шмитц интересовали сведения из версии эпоса «Манас» записанные Ч. Валихановым, где Манас и Семетей признавались ногайскими князьями, а основатель Ногайского государства Эдигей выступал как один из сподвижников Манаса.

По мнению С. А. Мамытова волжская группа кыргызов, в эпоху монгольских завоеваний вошла в Ногайский союз племен и обитала в основном у реки Белой46.

И. Молдобаевым выявлено около 30 одинаковых названий родов и племен в этническом составе кыргызского и башкирского народов47.

Все это, прежде всего, говорит о том, что процесс консолидации кыргызских племен проходил одновременно как на Алтае, так и на Тянь-Шане.

Следует отметить, что башкирский этноним «калчир-табын» имел тождество с именем одного из предков башкирских кыргызов Кылчан (кылча/н) и племени тяньшаньских кыргызов сары багыш – Кылжыр (кылжы/р). С. М. Абрамзон о кылжыре писал: «В числе наиболее ранних предков киргизов называется Кылджыр. Река со сходным названием Калджыр течет по территории, примыкающей к Южному Алтаю». Очевидно, здесь имелась в виду р. Кальджир расположенная в районе оз. Марка на Алтае.

Как нам кажается, что этноним «калчир» может свидетельствовать о родстве алтайских и тяньшаньских кыргызов, имевших общего предка и управлявшихся представителями рода калча/р или карача. Например, хан Карача считался общим предком тяньшаньских древних кыргызских племен нойгутов, чериков и др.

По всей видимости, племенем табын в прошлом управляли представители рода калчир (калча/р). Но позже потомков Калчира (Кылжыра) стали называть тотемическим именем сары багыш (желтый лось), что возможно было связано со сменой господствующего клана, в связи с началом процесса консолидации кыргызских племен на Алтае и Тянь-Шане.

В XV веке в этом процессе важную роль стали играть тяньшаньские кыргызские племена во главе с Мухаммедом-Кыргызом. Вождь кыргызов свою генеалогию связывал с легендарным Атилла Тукаем. В связи с чем, его персона в народе больше известна была, под династийной фамилией Тагай бия. Костяк объединения Мухаммеда Кыргыза составляли тяньшаньские племена. С приходом к власти новой династии Тагай бия, отдельные кыргызские племена, сложив с себя старые названия, приобрели новые.

Следовательно, из вышеизложенного можно заключить, что процесс консолидации кыргызских племен происходил одновременно как на Алтае, так и на Тянь-Шане. Но, этот процесс имел большой успех на Тянь-Шане, где в XV веке кыргызские племена объединились под единоначалие Мухаммеда-Кыргыза и смогли построить сравнительно небольшое ханство. С образованием государства Мухаммеда-Кыргыза большинство кочевых кыргызских племен и родов, скрывавшиеся в разных уголках Степи, смогли переселиться и вступить на службу всекыргызскому хану, тогда как оседлые и слабые остались на прежних местах обитания, составляя этническое меньшинство в крае.

Таким образом, книга Бахши Имана является бесценным источником по средневековой истории кыргызского народа. Нам следует и впредь изучать свод булгарских летописей для выявления и уточнения белых пятен средневековой истории нашего народа.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Бахши Иман «Джагфар Тарихи». – Т. I-II. – Оренбург, 1993; 1994.

2 Бахши Иман. Указ. раб. – Т. III. – Оренбург, 1997.

3 Там же. – С. 9-19.

4 Материалы по истории киргизов и Киргизии (далее МИКК). – Т.I. –Бишкек, 2002. – С. 21.

5 МИКК. – Фр., 1973.– С. 44

6 Там же. – С. 42.

7 Бахши Иман. Указ. раб. – Т.III.– С. 9-19.

8 Там же. – С. 73-76.

9 Бернштам А. Н. Очерк истории гуннов. – М-Л., 1951.– С. 109; Акеров Т. А. Древние кыргызы и Великая Степь (по следам древнекыргызских цивилизаций). – Б. 2005.

10 Омуралиев А. Эпос «Манас» есть история кыргызов или татаро-монголов. – Бишкек, 1997. – С. 18.

11 Акеров Т. А. Указ. раб. – С. 127.

12 Гильфердинг Собрание сочинений. Спб, 1868. – Т. I –С. 27-28; Аристов Н. А. Усуни и кыргызы или кара кыргызы. – Б. 2001. – С. 146, 171.

13 Бахши Иман. Указ.раб. – Т.III. – С. 20-21.

14 Там же.

15 Агбунов М. В. Путешествие в загадочную Скифию. – М., 1989. – С. 67-69.

16 Митько О. А. Средневековое население долины р. Ус// Источники по средневековой истории Кыргызстана и сопредельных областей Средней и Центральной Азии. – Бишкек, 1991. – С. 92.

17 Бахши Иман. Указ. раб. – Т.III. 9-19.

18 Там же.

19 Там же.

20 Ахинджанов С. М. Кыпчаки в истории средневекового Казахстана. – А-А., 1989. – С. 179.

21МИКК – Т.1. – Б., 2002– С. 74; Бартольд В. Очерк истории Семиречья. – Т. 2. – Ч. 2.– С. 49.

22 МИКК – Т. 1. – Б., 2002.С. 68-69.

23 Караев О., Кожобеков М. О переселении енисейских кыргызов на Тянь-Шань//Вопросы этнической истории кыргызского народа. – Фр., 1989. – С. 59.

24 Бейшеналиев Т.О. Гибель Ойратского государства Татар и переселение кыргызов на Тянь-Шань/Кыргыздардын теги. – Б., 1995.– С. 20-21.

25 Аттокуров С. Кыргыз санжырасы. – Б., 1995. – С. 182.

26МИКК. – Т. I. – C. 244-227; Акеров Т. А. Указ. раб. – С. 93.

27 Караев О., Кожобеков М. – Указ. раб. – С. 61.

28 Ахсикенди С. «Тарыхтардын жыйнагы» («Маджму атут таварих»). – Б. 1996. – С. 28-30.

29Акеров Т. А. Указ. раб. – С. 121.

30Бахши Иман. Указ.раб. – Т.III.

31 История кыргызов и Кыргызстана. – Б. 2000. – С. 67.

32 Бахши Иман. – Т. I. – Оренбург, 1993. – С.16–22; его же. – Т. II.– Оренбург, 1994. – С. 16.

33 Ахинжанов С. М. Указ. раб. – С. 175.

34 Акеров Т. А. Указ. раб. – С. 22.

35 Чороев Т. К. Махмуд ибн Хусейн ал-Кашгари жана анын «Туркий тилдер соз жыйнагы». – Фр., 1990. – С. 78.

36Джуманалиев Т. Очерки политической истории кочевников Притяньшанья с древности и до конца XVII века. – Б. 2007. – С. 411, 422-423.

37 Сапаралиев Д. Эмир Тимур и кыргызы или о взаимоотношениях кыргызов с эмиром Тимуром и тимуридами в XIV-XIX вв. Газета КТР-«Обо» № 30. 26.07.2002.

38 Абрамзон С. М. Указ. раб. – С. 73.

39 Радлов В. В. Из Сибири. – М., 1989. – С. 112.

40 Кузеев Р.Г. Башкирское шежере. – Уфа., 1960.

41 Абрамзон С. М. Указ. раб. – С. 73-74.

42 Мамытов С. А. Кыргызско-татарские литературные связи второй половины XIX- начало ХХ веков. Бишкек, 1999. – С. 17-25.

43 Молдобаев И. Б. «Манас»-историко-культурный памятник кыргызов».– Б., 1995.

44 Шмитц А. О Нагайском хане Манас.- Газета «Кутбилим».-№ 28. 20.09.95.

45 Абрамзон С. М. Указ. раб. – С. 76.

46 Мамытов С. А. Кыргызско-татарские литературные связи второй половины XIX-начало XX веков. Бишкек, 1999. – С. 19.

47Молдобаев И. Б.Указ. раб. – С. 183-184.







Скачать 274.32 Kb.
оставить комментарий
Р. Ш. Шарипова
Дата09.04.2012
Размер274.32 Kb.
ТипСочинение, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх