Литература 19 века (1 пол.)» Драма (от греч. «действие, действую» icon

Литература 19 века (1 пол.)» Драма (от греч. «действие, действую»


Смотрите также:
Рабочая программа по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Тематическое планирование по литературе 11 класс...
Программа дисциплины дпп. Ф. 11 Зарубежная литература и литература страны изучаемого языка 1...
Рассказать
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (1 пол...
Программа обучения студентов ( Syllabus ) по дисциплине Русская литература 19 в. (2 пол...
Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020500 Филология...
Древнерусская литература. Литература XVIII века История русской литературы в 4-х томах...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия...
Литература 20 века». Составитель доцент Серафимова В. Д. «Серебряный век»...
Литература    музыка     драма     опера и  балет     кино     скульптура   живопись   ...



Загрузка...
скачать
2. Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


Глоссарий к курсу «Русская литература 19 века (1 пол.)»

Драма (от греч. «действие, действую») – род литературы, обращенный к личности человека, в основе драмы – конфликт, действие отличается высшей мерой целесообразности. Собственно драма – жанр «драматической поэзии», в основе – повседневное течение жизни, столкновение человека с неожиданными обстоятельствами.

Жанр – способ, система организации материала художественного произведения. Художники, создавая произведение, а читатели, воспринимая его, имеют в виду определенный тип изложения, который зависит от рода литературы, объема, тематики, композиции, национального своеобразия.

Идея – главная обобщающая мысль или система таких мыслей. Автор может доверить герою идею произведения в целом, но не всегда и не обязательно.

Комедия – один из основных видов драмы, особая форма комического в литературе. В комедии нет принципиальной перестройки ситуаций: происходящие изменения не вносят разрушительного действия. В финале комедии – разрешение недоразумения.

Композиция – организация сюжета всего произведения; состав и определенное расположение частей, элементов и образов произведения в некоторой значимой временной последовательности.

Конфликт художественно значимое противоречие, воплощенное в сюжете. Свойства сюжетных конфликтов определяются проблематикой творчества писателей.

^ Лирика – род литературы, выражающий субъективный мир автора, личности поэта; в основе лирики – эмоциональная мысль.

Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем; не идентичен образу автора.

^ Метод художественный – совокупность творческих принципов, управляющих работой художника; категория психологии художественного творчества, историко-художественного процесса.

Персонаж – вид художественного образа, субъект, действие, переживание; в том же значении используется словосочетание литературный герой, действующее лицо.

Портрет – описание внешности персонажа, одно из средств создания образа, обычно иллюстрирует те стороны натуры героя, которые представляются особенно важными автору.

Проблема вскрывает общественную значимость, актуальность темы художественного произведения и выявляет существенные для автора вопросы жизни.

Стиль – доминанта художественной формы, ее организующая сила, качественная выраженность, подчиненность всех элементов произведения единому художественному закону.

Трагедия – один из основных видов драмы, противоположный комедии, в которых изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Характер – живая совокупность основных черт и качеств, которые определяют данную личность в ее отношениях с обществом.

^ Художественный образ – специфическая форма искусства, специфическая форма познания действительности, включающая помимо своей жизненной конкретности эстетическую оценку.

Эпос – род литературы, предметом изображения которого является объективный, внешний по отношению к автору мир, события изображаются как уже свершившиеся.


Раздел 1. Основные тенденции литературно-общественного

процесса 1-ой четверти XIX в.

^

Тема № 1: Вводная лекция. Цели и задачи курса



Цель лекции:

  • представление об эпохе русской литературы первой половины 19 века, о смене литературных жанров и стилей


Вопросы к теме:

  1. Историческое содержание эпохи.

  2. Традиции русской литературы 18 в.

  3. Становление жанровой системы.


Тезисы: «Истории русской литературы 1 трети 19 века» является составной частью общего курса «Истории русской литературы XIX века» - классического периода в историко-литературном этапе, называемом «золотым веком русской культуры». Чтение курса предусматривает целостное представление об историко-литературном процессе данного периода, литературных направлениях, течениях, школах; в рамках курса утверждается преемственная связь с предшествующими курсами истории русской литературы, с курсами истории русской литературы, с курсами истории западноевропейской литературы, теории литературы, а также истории литератур Востока и Средней Азии. Хронологический, историко-культурный принципы подачи и изучения материала сочетается с биографическим, литературно-критическим аспектами исследования творчества русских классиков Батюшкова К. Н., Жуковского В. А., Давыдова Д. В., Грибоедова А. С., Пушкина А. С. Лермонтова М. Ю., Гоголя, а также поэтов пушкинской поры (Рылеева К. Ф., Бестужева-Марлинского А., Одоевского А. И., Кюхельбекера В. К., Раевского В. Ф., Баратынского Е). Программа курса строится на сочетании разнообразных подходов: историческом, социологическом, культурологическом, жанрово-типологическом, историко-фукнциональном.

Задания для самоконтроля:

  • повторить содержание эпохи русского классицизма,

  • знать основные жанры классицистических произведений


Литература:

  1. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964.

  2. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  3. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981.

  4. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999.

  5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.



Раздел 2. Романтизм как ведущее художественное направление

в литературе 1800 – 1820-х гг.

^

Тема № 2-3. Ранний романтизм. Творчество К. Н. Батюшкова,

В. А. Жуковского, Д. В. Давыдова



Цель лекции:

  • выявление основных черт романтизма, утверждение романтических жанров в творчестве поэтов рубежного периода



Вопросы к теме:

  1. Русский романтизм, его черты, периодизация

  2. Периодизация творчества К. Н. Батюшкова. Итальянская традиция в поэзии. Эпикурейские мотивы.

  3. Русские и западноевропейские традиции в творчестве В. А. Жуковского; Новаторство поэта в создании «русской баллады».

  4. Жизнеутверждающая лирика Д. В. Давыдова


Тезисы: Своеобразие русского романтизма. Основные черты русского романтизма: двоемирие, народность, углубление во внутренний мир личности, ценность личности. Основное отличие русского романтизма от западного. Три периода русского романтизма: период зарождения русского романтизма; период интенсивного развития; последекабрьский период. Романтический герой. А. В Жуковский и К. Н. Батюшков как представители раннего романтизма. Рубежный характер поэзии Батюшкова и Жуковского. Романтизм «в духе средних веков» Жуковского и «греческий» романтизм Батюшкова. Концепция средневекового человека. Традиции и новаторства Жуковского в создании романтических произведений. Жанр баллады в творчестве Жуковского. Жуковский о теории поэтического языка. Жанровая система русского романтизма: элегия, баллада, поэма. Жанр элегии как ведущий жанр русского романтизма. «Легкая» поэзия К. Батюшкова. Основные периоды творчества Батюшкова. Античные мотивы в поэзии К. Батюшкова. Основные темы и жанры лирики Батюшкова. Мир поэзии и поэтических образов в творчестве Батюшкова. Поэтика Батюшкова. Второй период Батюшкова: тема родины, образ воина. «Гусарская» поэзия Д. Давыдова, творческий путь поэта, основные жанры творчества. Значение творчества Жуковского, Батюшкова, Давыдова для русской литературы первой трети XIX века.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы статьи по творчеству поэтов,

  • знать основные черты романтизма, его специфику

  • знать основные периоды русского романтизма

  • знать наизусть лирику поэтов


Литература:

  1. Иезуитова Р. В. Жуковский и его время. – Л., Наука, 1989.

  2. Афанасьев В. Жуковский (ЖЗЛ). – М., 1985.

  3. Коровин В. И. «И жил так точно, как писал…» / К. Н. Батюшков. К 200-летию со дня рождения. – М., Знание, 1987.

  4. Зорин А. Несчастный счастливец. / К. Н. Батюшков. Избранные сочинения. – М., 1986.

  5. Серебряков Г. В. Денис Давыдов (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1985.

  6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.


Тема № 4 Поэзия декабристов. Поэты пушкинской поры


Цель лекции:

  • Определение особенности романтизма поэтов-декабристов, выявление черт декабризма


Вопросы к теме:

  1. Гражданский романтизм в творчестве поэтов-декабристов.

  2. Творчество Рылеев К. Ф.,

  3. Творчество Бестужева-Марлинский А.,

  4. Творчество Одоевский А. И.,

  5. Творчество Кюхельбекер В. К.,

  6. Творчество Раевский В. Ф.,

  7. Творчество Баратынский Е.


Тезисы: Явление «декабризма» в русской культуре. Жизненный и творческий путь поэтов-декабристов: К. Ф. Рылеева, А. Бестужева-Марлинского, А. И. Одоевского, В. К. Кюхельбекера, В. Ф. Раевского. Идеалы эпохи в поэзии М. Языкова, П. А. Вяземского, А. А. Дельвига, Е. Баратынского.


Задания для самоконтроля:

  • Подготовить реферат по теме


Литература:

  1. Лотман Ю. М. Литературное наследие декабристов. – Л., 1975.

  2. Мемуары декабристов: Северное общество. – М., 1981.

  3. Друзья Пушкина. Воспоминания. Дневники: в 2-х т. – Т. 1. – М.: Правда, 1984.

  4. Коровин В. И. Поэты пушкинской поры. М., Просвещение, 1980.

  5. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999.

  6. Поэты пушкинского круга. – М., Правда, 1983.

  7. Русская поэзия 1813-1825. – М., Художественная литература, 1990.

  8. Пушкин А. С. о литературе. – М., Гослитиздат,

  9. Афанасьев Ф. Рылеев (ЖЗЛ). – М., Молодая гвардия, 1982.

  10. Декабристы. Избранные сочинения. В двух томах. – М.: Правда, 1987.



Раздел 3. Драматургия начала XIX В. Комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”

^

Тема № 5. Жизнь и судьба А. С. Грибоедова. Комедия «Горе от ума



Цель лекции:

  • Определение роли и значения А. Грибоедова для русской культуры


Вопросы к теме:

  1. Жизнь и судьба А. С. Грибоедова. Литературное окружение Грибоедова.

  2. История создания комедии «Горе от ума».

  3. Система образов, конфликт


Тезисы: Значение А. С. Грибоедова для русской литературы. Загадка личности писателя. «Белые пятна» в биографии Грибоедова. Грибоедов как разносторонняя личность. Литературное окружение Грибоедова. Роль С. Н. Бегичева в творческой и личной судьбе писателя. А. А. Шаховской и любители театра. Карамзинисты и шишковисты как представители идейных настроений начала 19 века. Позиция А. с. Грибоедова к взглядам карамзинистов и шишковистам. Комедия Грибоедова «Горе от ума» как предтече русской комедийной традиции. Основные конфликты в комедии. Образ Чацкого и фамусовского общества. Образ Софьи. Образ Молчалина. Язык и стиль комедии.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы статьи по творчеству поэта,

  • прочитать комедию, подготовить вопросы по творчеству


Литература:

  1. Смольников И. Ф. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». – М., 1986.

  2. Пиксанов Н. К. Творческая история «Горя от ума». – М., 1971.

  3. Фомичев С. А. Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. – М., 1983.

  4. Мещеряков В. П. А. С. Грибоедов: Литературное окружение и восприятие (XIX-XX вв.) – Л., Наука, 1983.

  5. Глухов В. И. «Горе от ума» А. С. Грибоедова как произведение просветительского реализма. – В его кн.: Становление реализма в русской литературе XVIII- начала XIX в. – Волгоград, 1976.

  6. Лебедев А. А. Куда влечет тебя свободный ум (о Грибоедове). – М., Детская литература, 1982.



Раздел 4. Литературные портреты
^

Тема № 6. Феномен А. С. Пушкина. Южный период



Цель лекции:

  • Понимание значения феномена Пушкина для русской и мировой классической литературы; выявление своеобразия романтического периода в творчестве поэта


Вопросы к теме:

  1. Роль поэта в истории литературы

  2. Основные периоды творчества Пушкина

  3. Романтические произведения


Тезисы: Феномен А. С. Пушкина. Русская литература и западноевропейский образец. Периодизация творчества А. С. Пушкина. Основные темы и мотивы творчества: лицеиские годы, петербургский период, годы южной ссылки, михайловский период, период скитаний. «Южные» поэмы А. С. Пушкина: «Кавказский пленник», «Бахчисарайский фонтан». Мотив свободы и воли в творчестве А. С. Пушкина. Романтический герой Пушкина. Традиции Байрона в поэмах Пушкина. Поэтика романтизма в творчестве Пушкина. Новаторство в создании русского языка, русского стиха. Разножанровость творчества Пушкина. Политические мотивы в лирике южного периода. Образ Наполеона в лирике Пушкина южного периода.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы и статьи по творчеству поэта, законспектировать труды Лотмана, Маймина, Бурсова.

  • знать периоды творчества


Литература:

  1. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.

  2. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981.

  3. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964.

  4. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  5. Благой Д. Д. Творческий путь Пушкина (1813-1826). – М.; Л., 1950; Творческий путь Пушкин (1826-1830). – М., 1967.

  6. Гуковский Г. А. Пушкин и русские романтики. – М., 1965.

  7. Фридман Н. В. Романтизм в творчестве А. С. Пушкина. – М., 1980.

  8. Гуревич А. От «Кавказского пленника» к «Цыганам». – В сб.: В мире Пушкина. – М., 1974.



Тема № 7. Роман в стихах «Евгений Онегин» А. С Пушкина


Цель лекции:

  • раскрытие авторской идеи создания «русского» произведения в споре с традиционным западноевропейским романом


Вопросы к теме:

  1. Замысел «романа в стихах» «Евгений Онегин»

  2. Критики о «Евгении Онегине» Пушкина

  3. Особенности композиции и сюжета

  4. Главные и второстепенные персонажи


Тезисы: Замысел «Евгения Онегина». Авторская идея создания романа как спор романтизма и реализма, прозы и стиха. Специфика пушкинского жанра «романа в стихах». Автор и читатель – задача автора создания романа на русской почве как спор с западноевропейской традицией: сюжет, конфликт. Расстановка персонажей. Незавершенность романа, его недосказанность (открытый финал), Евгений Онегин» как роман с продолжением. Нарушение формулы: «искусство – воспроизведение жизни», нетрадиционное построения романа. Геометрически законченная композиция. Прием антитезы: два уровня стилистического поля. Ирония в романе как столкновение высокого и заниженного. «Роман в романе». «Онегинская строфа» как отражение авторского замысла.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы, статьи комментарии к «Евгению Онегину»

  • законспектировать труды Лотмана, Маймина, Бурсова.


Литература:

  1. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981

  2. Лотман Ю. М. Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. – Л., 1980.

  3. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  4. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  5. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.



Тема № 8. «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина


Цель лекции:

  • понимание сущности авторской концепции «Маленьких трагедий» с точки зрения антропоцентризма


Вопросы к теме:

  1. Время создания и написания «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина

  2. Основной конфликт, тема, идея, персонажи

  3. Проблема интерпретации «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина


Тезисы: Замысел «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина. Время и место создания. Проблема жанра «Маленьких трагедий». Точки зрения исследователей (Ю. М. Лотмана, Е. А. Маймина, Г. А. Гуковского и др) в интерпретации «Маленьких трагедий». Трагедии человеческих страстей (по Маймину); Столкновение эпох (по Гуковскому); Мотив «Пира» как смыслообразующий стержень (по Лотману); Поиск идеала – достижение человеческого счастья; мотив смерти; смещенное пространство; смещение ценностей; «Мертвое» и «Живое» размышления поэта от «Сцены из Фауста» до «Пира во время чумы»: от бездействия, прозябания к человеческой стойкости, противостоянию, силе духа.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы, статьи комментарии к «Маленьким трагедиям» А. С. Пушкина.

  • законспектировать труды Лотмана, Маймина, Гуковского


Литература:

  1. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  2. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  3. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981

  4. Скатов Н. Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества. – Л., Дет. Лит., 1990.



Тема № 9-10: Романтические поэмы М. Ю. Лермонтова.

Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»


Цель лекции:

  • Выявление специфических особенностей романтической природы поэм Лермонтова;

  • Раскрытие демонических черт лермонтовского героя в романе «Герой нашего времени»


Вопросы к теме:

  1. Романтизм Лермонтова. Традиции Байрона в творчестве Лермонтова

  2. Поэмы «Мцыри» и «Демон»

  3. Демоническая личность в творчестве поэта

  4. Художественное своеобразие романа «Герой нашего времени»


Тезисы: Творчество М. Ю. Лермонтова. Поэма «Мцыри», ее источники, творческая история. Бунтарская природа Мцыри. «Демон» как философская поэма. Проблематика. Образ Демона, его смысл, психологическая сложность и противоречивость. Художественные особенности языка и стиля поэма. Функция пейзажа в поэме. Этнографические и бытовые детали, их роль и место в сюжете. Фольклорные элементы сюжета и образов поэм. Место поэм «Мцыри» и «Демон» в творческой эволюции. Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности сюжета: «двойная хронология»; «Герой времени» как сквозная тема творчества Лермонтова. Образ «времени» в романе; Образ Печорина, черты демонизма главного героя. Проблема фатализма в романе; Образ Максим Максимыча, его значение. Образ Грушницкого. Проблема вульгарного романтизма.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы, статьи по теме

  • законспектировать труды Лотмана


Литература:

  1. Удодов Б. Т. М. Ю. Лермонтов. Художественная индивидуальность и творческие процессы – Воронеж, 1973.

  2. Манн Ю. В. Поэтика русского романтизма. – М ., 1976.

  3. Логиновская Е. Поэма М. Ю. Лермонтова «Демон». – М., 1977.


Тема № 10-11 Циклические произведения Н. В. Гоголя. Комедия «Ревизор»


Цель лекции:

  • Определение художественного своеобразия циклических произведений Н. Гоголя


Вопросы к теме:

  1. Раннее творчество Н. В. Гоголя. Демократизм и народность «Вечеров на хуторе близ Диканьки» Н. В. Гоголя, роль фантастики. Композиция цикла.

  2. Реализм Н. В. Гоголя в цикле повестей «Миргород». Характеристика цикла.

  3. Повести Н. В. Гоголя «Невский проспект» и «Портрет» - программные произведения петербургского цикла.«Маленький человек» в повестях Н. В. Гоголя «Записки сумасшедшего» и «Шинель».

  4. Новаторство драматургии Н. В. Гоголя в построении сюжета и принципах создания характеров комедии «Ревизор».


Тезисы: «Вечера на хуторе близ Диканьки» – явление романтической литературы, – мир сказки, мечты, мифа, основанного на преданиях украинского фольклора и украинской экзотике - воплощен гоголевский идеал простой, нравственной и душевно красивой жизни человека. Цикл повестей Н. В. Гоголя «Миргород». Своеобразие композиции, основные темы, обрисовка персонажей. «Петербургские повести» Н. В. Гоголя: особенности циклического произведения, художественное своеобразие. Гоголь-драматург: комедия «Ревизор». Новаторство драматургии Н. В. Гоголя в построении сюжета и принципах создания характеров комедии «Ревизор».


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы, статьи по теме

  • составить характеристику персонажей


Литература:

  1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  2. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982.

  3. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.

  4. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М, 1981.

  5. Елистратов А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

  6. Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984.

  7. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.

  8. Гоголь: История и современность. – М., 1985.


Тема № 12-13 Поэма Н. В. Гоголя «Мертвые души»


Цель лекции:

  • Выявление идейно-художественного своеобразия поэмы, характеристика галереи персонажей


Вопросы к теме:

  1. История создания I тома «Мертвых душ» Гоголя.

  2. Смысл названия. Своеобразие жанра «Мертвых душ».

  3. Особенности композиции поэмы в соответствии с замыслом произведения.

  4. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними.


Тезисы: История создания. История создания I тома «Мертвых душ» Гоголя. Смысл названия. Своеобразие жанра «Мертвых душ». Особенности композиции поэмы Н. В. Гоголь «Мертвые души» в соответствии с замыслом произведения. Социальная и нравственная проблематика поэмы, взаимосвязь между ними. Образы помещиков и чиновников в поэме Н. В. Гоголь «Мертвые души». Основные черты системы персонажей в «Мертвых душ»: образы помещиков, образов чиновников. Образ Чичикова в поэме Н. В. Гоголь «Мертвые души». Композиционное значение образа и его идейный смысл. Образ автора и народа в поэме Значение лирических отступлений. Образ России. Автор в романе. Н. В. Гоголь «Мертвые души». В


Литература:

  1. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.

  2. Переверзев В. Ф. Гоголь. Достоевский. Исследования. – М., 1982.

  3. Гуковский Г. А. Реализм Гоголя. – М.; Л., 1959.

  4. Гус М. Живая Россия и «Мертвые души». – М, 1981.

  5. Елистратов А. А. Гоголь и проблемы западноевропейского романа. – М., 1972.

  6. Манн Ю. В поисках живой души. - М., 1984.

  7. Турбин В. И. Пушкин. Гоголь. Лермонтов. Об изучении литературных жанров. – М., Просвещение, 1978.

  8. Гоголь: История и современность. – М., 1985.


Задания для самоконтроля:

  • изучить научные работы, статьи по теме

  • определить роль комического в обрисовке основных персонажей поэмы


Раздел 6. Общие итоги развития русской литературы нового времени

первой половина XIX вв.

Тема № 14-15 Значение русской литературы первой половина XIX вв.

для русской культуры XIX вв.и мировой литературы


Цель лекции:

  • обобщение изученного

Вопросы к теме:

  1. Определение значения русской литературы 1 половины 19 века для русской культуры

  2. Особенности жанрового своеобразия

  3. Русский романтизм, русский реализм


Русская литература нового времени прошла гигантский путь развития от первых, еще робких попыток в области светской поэзии и драматургии до классических образов лирики, прозы, драмы, представленных в творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Если кратко резюмировать результаты этого поистине небывалого по своей насыщенности и стремительности литературного процесса с конца XVII – до середины XIX вв., то этими результатами предстанут следующие явления:

1) На рубеже XVII-XVIII вв. совершается великий перелом в истории русской литературы и культуры. Литература окончательно порывает связь с религиозной идеологией, приобретает светский характер. Она сознается самими творцами как самостоятельная область искусства, обладающая свойственными ей и только ей эстетическими функциями. Творчество писателя приобретает индивидуальный характер, появляется первое литературное направление – барокко.

2) Литературный процесс нового времени носит ускоренный характер. В XVIII в. отечественная литература, осваивая достижения западноевропейской культуры, приобретает ярко выраженный национальный характер.

3) Уже в XVIII в. в России складывается такая модель отношений между творчеством писателя и общественными запросами, в результате которой литература принимает на себя задачи внеэстетического характера. С этим связано своеобразие русского просветительства, которое как эстафета переходит от художников “безумного и мудрого столетья” (Радищев) к писателям последующих поколений. Если у Пушкина просветительская идеология находит свое отражение в статьях и публицистике (см., например, заметку “О народном воспитании”, статью “Александр Радищев”), то в творчестве Гоголя просветительство выливается в религиозно-нравственную проповедь, которую он непосредственно пытается воплотить в жизнь формами самого искусства. Литература в конце 1-ой половин XIX в. приобретает ясно и резко выраженный характер “общественного служения”, чему во многом способствуют программные выступления Белинского 1835-1848 гг.

4) Основной задачей русской литературы, начиная с петровских времен и кончая Пушкиным, является задача создания нового литературного языка. Большую роль в этом отношении сыграла реформа Карамзина, опираясь на которую Пушкин создал литературный язык русской классической литературы.

5) Результатом развития русской литературы в период с XVIII по середину XIX вв. стал ее выход на рубежи реализма. Из этого однако не следует, что реализм является вершиной, кульминацией литературного процесса в России XIX в. Каждый метод обладает своими художественными достоинствами; понятие прогресса в сфере искусства – понятие глубоко проблематическое. Творчество крупнейших художников любого времени почти всегда демонтирует выход за рамки одного и того же метода. Между литературными направлениями XIX в. существует преемственность.


Литература:

  1. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. – М.-Л., Советский писатель, 1964.

  2. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. – М., 1957.

  3. Маймин Е. А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М., Наука, 1981.

  4. Модзалевский Б. Л. Пушкин и его современники. СПб., 1999.

  5. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., Просвещение, 1988.






Скачать 193,76 Kb.
оставить комментарий
Дата09.04.2012
Размер193,76 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх