Государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования icon

Государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования


1 чел. помогло.
Смотрите также:
Государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования...
Государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования...
«Государственная академия профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих...
М. В. Николаева доктор педагогических наук, профессор...
Конкурса для детей и юношества «гренадеры, вперед!»...
Конкурса для детей и юношества «гренадеры, вперед!»...
Задачи: Организация и обеспечение проведения процедур аттестации педагогических работников в...
Образовательной программы начального общего образования для образовательных учреждений...
Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) Москва 2007 год...
«деятельностный подход в обучении географии...
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации...
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации...



Загрузка...
страницы:   1   2   3


Комитет по образованию Администрации Волгоградской области

Волгоградская государственная академия повышения квалификации

и переподготовки работников образования


СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕГЭ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

В 2010 ГОДУ


Волгоград

2010

Публикуется по решению кафедры

филологических дисциплин

и методики их преподавания


Составитель: Солодкова Светлана Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методики их преподавания ВГАПК РО.


^ Единый государственный экзамен: Литература: сборник аналитических материалов / Под ред. С. В. Солодковой, Л. Н. Савиной; Составитель С. В. Солодкова. – Волгоград: ВГАПК РО, 2010. – 39 с.


Сборник аналитических материалов составлен по итогам единого государственного экзамена по литературе 2010 года в Волгоградской области; предназначен для руководителей и специалистов муниципальных органов управления образованием, руководителей общеобразовательных учреждений, кафедр, методических объединений и работников общеобразовательных учреждений.

Введение


Единый государственный экзамен по литературе проводился на территории Волгоградской области 27 мая 2010 года.

Анализ содержания ЕГЭ, характеристики контрольно-измерительных материалов осуществлялись на основе Спецификации единого государственного экзамена по литературе, утвержденной Министерством образования и науки РФ.

В ЕГЭ по литературе в 2010 году приняли участие 744 выпускника из 266 образовательных учреждений: из них 18 гимназий, 14 лицеев, 7 негосударственных общеобразовательных учреждений, 2 вечерних (сменных) общеобразовательных школы и 1 центр образования.

Основополагающий принцип единого государственного экзамена по литературе – соответствие экзаменационного материала специфике литературы как вида искусства и как учебного предмета.

Изучение литературы в школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры; формирование представлений о специфике литературы, развитии культуры устной и письменной речи учащихся;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Основные планируемые результаты обучения предмету в тесной взаимосвязи друг с другом характеризуют:

- глубину и самостоятельность освоения идейно-художественного содержания литературных произведений;

- уровень овладения знаниями по теории и истории литературы, включая умение применять важнейшие из них при анализе и оценке художественных произведений;

- качество речевых умений и навыков, формируемых в процессе изучения литературы.

Важнейшими знаниями и умениями, которыми должны овладеть учащиеся, могут быть признаны:

  • знание текстов программных художественных произведений; их оценки литературной критикой;

  • знание основных этапов творческой биографии крупнейших писателей;

  • умение определять тему, идею и основную проблему в художественном произведении;

  • умение определять конкретно-историческое и общечеловеческое значение художественного произведения;

  • знание и понимание теоретико-литературных понятий и терминов: роды художественной литературы (эпос, лирика, драма), их основные жанры (роман, повесть, рассказ, поэма и т. д.), литературные направления и течения (романтизм, классицизм, символизм и т. д.), стихотворные размеры (ямб, хорей) и т.д.;

  • умение применять при анализе художественного произведения сведения по теории и истории литературы: средства художественной изобразительности (метафора, эпитет, сравнение, антитеза, гротеск, аллегория и т. д.); структурообразующие элементы (система образов, сюжет, композиция, внесюжетные элементы) и т. д.;

  • овладение необходимыми видами логически связного, образного речевого высказывания, навыки которого формируются в процессе изучения литературы.

Названные цели и результаты указываются в Обязательном минимуме содержания основного общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 1236 от 19.05.1998) и среднего (полного) общего образования по литературе (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.), в Примерных программах по литературе для основной общеобразовательной школы и для средней общеобразовательной школы (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней общеобразовательной школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001), в Требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы по литературе и средней (полной) школы по литературе (Допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России, в сб.: «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по литературе». – М., «Дрофа», 2001). Они нашли отражение в Федеральном компоненте государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.) и Примерных программах по литературе основного и среднего (полного) общего образования.

Контрольные измерительные материалы ЕГЭ по литературе составлялись таким образом, чтобы отразить важнейшие из названных целей литературного образования. Составители исходили из того, что в основе лежит чтение и изучение литературных произведений русской классики ХIХ и ХХ вв. Все задания были ориентированы на проверку понимания и умения интерпретировать произведения, изучаемые в школе. Основными на экзамене становились задания с развернутым ответом, в которых свободно выражается знание литературного произведения, понимание его проблематики и авторской позиции, личное отношение к прочитанному.

Контрольные измерительные материалы по литературе – результат многолетней экспериментальной работы, цель которой – поиск экзаменационной модели, наиболее адекватной специфике предмета. В большей степени при работе с художественным текстом эффективно использование заданий с кратким ответом, проверяющих знание конкретных литературных фактов и отдельных элементов художественной формы (особенности композиции, жанровая специфика произведения, виды изобразительно-выразительных средств и т.п.). Однако наиболее важной, «несущей» конструктивной частью экзаменационной модели является ныне расширенный комплекс заданий, требующих развернутого связного ответа.

^ Структура и содержание экзаменационной работы по литературе


  1. Целью единого государственного экзамена по литературе является выявление уровня общеобразовательных достижений выпускников XI (XII) классов общеобразовательных учреждений для государственной (итоговой) аттестации и конкурсного отбора в высшие и средние специальные учебные заведения.

  2. ^ Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа по литературе базируется на системе поэтапной проверки умений выпускников воспринимать и анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике с опорой на знания историко-литературного и теоретико-литературного характера. Подготовка к экзамену по литературе предполагает повторение учащимися всего материала курса, содержание которого определено обязательным минимумом по предмету.

В демонстрационной версии 2010 года выделены три части, каждая из которых имеет различную ценность для определения уровня подготовки выпускников по литературе.

В первой и второй частях предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу произведений, названных в обязательном минимуме содержания литературного образования. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т.п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с другим материалом курса.

Общая структура первых 2-х частей работы подчинена задаче широкого содержательного охвата литературного материала. Художественные тексты, предлагаемые для анализа, позволяют не только проверить знание учащимися конкретных произведений, но и способность анализировать текст с учётом его жанровой принадлежности. Последнее задание каждой из первых 2-х частей работы предполагает выход в широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи курса. Таким образом, опора на внутрипредметные связи изученного курса позволяет обеспечить дополнительный охват содержания проверяемого литературного материала.

Последняя (3-я) часть работы требует от учащихся полноформатного развёрнутого высказывания на литературную тему проблемного характера (таким образом, к отработанному в 1 – 2 частях литературному материалу добавляется ещё один содержательный компонент проверяемого курса).

Часть 1, предполагающая анализ фрагмента эпического (или драматического) произведения, состоит из 7 заданий с кратким ответом (В) и 2 заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема (С1, С2). При выполнении задания с кратким ответом от экзаменуемого требуется написание слова или сочетания слов. Задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (C1, С2) требуют написания связного текста в объеме 5–10 предложений.

Часть 2 предполагает анализ лирического произведения и включает в себя 5 заданий с кратким ответом (В) и 2 задания с развёрнутым ответом ограниченного объема (С3, С4). Общие требования к выполнению этих заданий те же, что и для части 1-й.

Следование предложенному алгоритму работы позволяет учащимся выявить место и роль эпизода (сцены) в общей структуре произведения (анализ фрагмента), раскрыть сюжетно-композиционные, образно-тематические и стилистические особенности анализируемого текста, обобщить свои наблюдения с выходом в литературный контекст.

В 3 части работы проверяется умение построить связное содержательное речевое высказывание на заданную литературную тему, сформулированную в виде вопроса проблемного характера. Выпускнику предлагаются 3 вопроса (C5.1–С5.3), охватывающие важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII и первой половины XIX века, 2 – по произведениям второй половины XIX века, 3 – по произведениям XX века. Выпускник выбирает только один из вопросов и даёт на него ответ, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти). Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения в форме литературно-критического очерка. Работа такого типа стимулирует самостоятельную мысль учащихся, даёт им возможность выразить своё отношение к поднимаемым авторами произведений проблемам.

Практика педагогических исследований показала, что выполнение работ такого типа требует большей меры познавательной самостоятельности и в наибольшей степени отвечает специфике литературы как вида искусства и учебной дисциплины, ставящей своими целями формирование квалифицированного читателя с развитым эстетическим вкусом и потребностью к духовно-нравственному и культурному развитию.

Ниже приводится таблица, представляющая в схематической форме распределение заданий экзаменационной работы по частям.

^ Таблица 1

Распределение заданий экзаменационной работы по частям


Части работы

Тип заданий

Число заданий

Макси-мальный

первичный

балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максим. первичного балла за всю работу (=39)

Часть 1

С кратким ответом

7

7



33%

С ограниченно развёрнутым ответом

2

6

Часть 2

С кратким ответом

5

5



28%

С ограниченно развёрнутым ответом

2

6

Часть 3

С развёрнутым ответом

1

15

39%

Итого

17

39

100%


3. ^ Распределение заданий по проверяемым элементам содержания

Объём содержания курса литературы для экзаменационной работы представлен в виде 8 разделов (см. Кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена). На основании раздела «Сведения по теории и истории литературы» в КИМ включаются те или иные термины и понятия. Остальные 7 разделов распределяют произведения художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:

− Из древнерусской литературы;

− Из литературы XVIII века;

− Из литературы первой половины XIX века;

− Из литературы второй половины XIX века;

− Из литературы конца XIX – начала XX века;

− Из литературы первой половины XX века;

− Из литературы второй половины ХХ века.


В каждом варианте экзаменационной работы обязательно присутствуют задания, соответствующие трём содержательным блокам:

1. Древнерусская литература, литература XVIII века и первой половины XIX века.

2. Литература второй половины XIX века – начала XX века.

3. Литература XX века.


Количество заданий, проверяющих знание отдельных разделов содержания курса литературы, определяется с учётом значимости литературного материала и количества времени, отводимого на их изучение в школе.

Ниже приводится таблица 2, представляющая в схематической форме примерные пропорции распределения заданий, охватывающие материал 7 разделов курса.

Таблица 2





Раздел

Примерная доля

1.

Из древнерусской литературы

0–10%

2.

Из литературы XVIII века

0–10%

3.

Из литературы первой половины XIX века

15–35%

4.

Из литературы второй половины XIX века

20–35%

5.

Из литературы конца XIX – начала XX века

0–20%

6.

Из литературы первой половины XX века

20–35%

7.

Из литературы второй половины ХХ века

0–15%


Задания первой и второй частей работы, как уже говорилось, предполагают проверку умений анализировать текст художественных произведений, относящихся к различным родам литературы (фрагмент эпического (драматического) произведения, текст лирического произведения).

Отбор литературного материала осуществляется с учётом специфики проверки умений учащихся анализировать художественный текст в единстве содержания и формы. Группировка текстов для анализа подчинена принципу хронологического охвата предметного курса: древнерусская литература – литература XVIII века – литература 1-й и 2-й половины XIX века – литература ХХ века (представленные в первых двух частях работы художественные тексты в зависимости от комплектации конкретного варианта экзаменационной работы в той или иной комбинации отражают различные литературные эпохи).

Для выполнения задания третьей части (письменный ответ на вопрос проблемного характера о литературном произведении) учащимся предоставляется право выбора такого вопроса по произведению одной из трёх литературных эпох (1 пол. ХIХ в., 2 пол. ХIХ в., ХХ в.).

В целом содержание и структура экзаменационной работы дают возможность проверить знание учащимися содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету:

− воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;

− выделять смысловые части художественного текста;

− выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев;

− характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;

− сопоставлять литературные факты и явления;

− выделять авторскую позицию в произведении;

− выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Перечисленные умения можно объединить в группы, представленные в таблице 3.

Таблица 3

Перечень проверяемых умений


^ Код проверяемых умений

Проверяемые умения

1-0

Умение анализировать фрагменты эпических или драматических произведений.

1-1

Определение содержательных элементов текста, связанных с местом данного фрагмента в структуре произведения, его принадлежностью к конкретной части (главе); хронологией эпизода, его соотнесенностью с системой образов произведения.

1-2

Определение видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы.

1-3

Развернутое рассуждение о роли и месте данного фрагмента в произведении, тематике и проблематике фрагмента

1-4

Развернутое рассуждение о связи проблематики данного фрагмента с произведениями других отечественных писателей-классиков

2-0

Умение проводить анализ стихотворных произведений

2-1

Выявление особенностей поэтики автора, видов и функций авторских изобразительно-выразительных средств, элементов художественной формы

2-2

Развернутое рассуждение о содержательной основе стихотворения (сюжет, тематика, образы), об особенностях образно-эмоционального воздействия поэтического текста

2-3

Развернутое рассуждение о проблемно-тематических связях данного стихотворения с произведениями других отечественных писателей-классиков

3-0

Осмысление проблематики изученного литературного произведения


4. Распределение заданий по уровню сложности

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Части 1 – 2 содержат 12 заданий базового уровня (В1–В12) и 4 задания повышенного уровня сложности (С1–C4). Часть 3 содержит 1 задание высокого уровня сложности (экзаменуемому предложен выбор из трёх заданий С5.1, С5.2, С5.3), которое требует от экзаменуемого написания самостоятельного полноформатного текста на литературную тему.


Общее распределение заданий по уровню сложности

Таблица 4


Уровень сложности

Обозна-чение заданий в работе

Тип заданий

Число зада-ний

Макси-мальный первич-ный балл

% максимального балла за задания данного уровня сложности от максим. первичного балла за всю работу (=39)

Базовый

В1–В12

С кратким ответом

12

12

31%

Повышенный

С1–С4

С развернутым ответом

4

12

31%

Высокий

С5.1–С5.3

С развернутым ответом

1

15

38%

Итого

17

39

100%


5. ^ Время выполнения работы

Первая и вторая части работы (анализ фрагмента эпического (драматического) произведения и стихотворения) требуют 2 часов. Выполнение третьей части работы требует также 2 часов. В целом вся работа занимает 4 часа (240 мин.).


6. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

За каждый верный ответ при выполнении заданий с кратким ответом первой и второй частей экзаменационной работы выпускник получает 1 балл.

Оценка выполнения заданий с развёрнутым ответом ограниченного объема и развёрнутым свободным ответом должна определяться экспертным путём.

За успешное выполнение каждого из заданий С1–С4 экзаменуемый получает максимально 3 балла.

Задание части 3 считается невыполненным, если участник экзамена, отвечая на вопрос по первому (главному) содержательному критерию, получает 0 баллов. Наивысший балл за выполнение по выбору одного из заданий С5 (С5.1, С5.2 или С5.3) равняется 15 баллам.

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 39 первичных баллов.


Кодификатор элементов содержания по литературе

для составления контрольных измерительных материалов

единого государственного экзамена 2010 года


^ Код раздела

Код

контроли-руемого элемента



Элементы содержания,

проверяемые заданиями КИМ

1

Сведения по теории и истории литературы




1.1

Художественная литература как искусство слова.




1.2

Фольклор. Жанры фольклора.




1.3

Художественный образ.




1.4

Содержание и форма.




1.5

Художественный вымысел. Фантастика.




1.6

Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).




1.7

Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.




1.8

Авторская позиция. Пафос. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Художественные средства создания образов (речевая характеристика героя: диалог, монолог; авторская характеристика, портрет, внутренний монолог и др.). «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.




1.9

Деталь. Символ. Подтекст.




1.10

Психологизм. Народность. Историзм.




1.11

Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.




1.12

Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

Звукопись: аллитерация, ассонанс.




1.13

Стиль.




1.14

Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Белый стих. Ритм. Рифма. Строфа.

2

Из древнерусской литературы




2.1

«Слово о полку Игореве».

3

Из литературы XVIII века




3.1

Д.И. Фонвизин.

Пьеса «Недоросль».




3.2

Г.Р. Державин.

Стихотворение «Памятник».

4

Из литературы первой половины XIX века




4.1

В.А. Жуковский.

Стихотворение «Море».




4.2

В.А. Жуковский.

Баллада «Светлана».




4.3

А.С. Грибоедов.

Пьеса «Горе от ума».




4.4

А.С. Пушкин.

Стихотворения: «К Чаадаеву», «Деревня», «Погасло дневное светило...», «Узник», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Во глубине сибирских руд...», «Поэт», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «Туча», «...Вновь я посетил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…».




4.5

А.С. Пушкин.

Повесть «Капитанская дочка».




4.6

А.С. Пушкин.

Поэма «Медный всадник».




4.7

А.С. Пушкин.

Роман «Евгений Онегин».




4.8

М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения: «Парус», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Смерть Поэта», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Тучи», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «И скучно и грустно», «Нищий», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Выхожу один я на дорогу...», «Пророк».




4.9

М.Ю. Лермонтов.

«Песня про… купца Калашникова».




4.10

М.Ю. Лермонтов.

Поэма «Мцыри».




4.11

М.Ю. Лермонтов.

Роман «Герой нашего времени».




4.12

Н.В. Гоголь.

Пьеса «Ревизор».




4.13

Н.В. Гоголь.

Повесть «Шинель».




4.14

Н.В. Гоголь.

Поэма «Мертвые души».

5

Из литературы второй половины XIX века




5.1

А.Н. Островский.

Пьеса «Гроза».




5.2

И.С. Тургенев.

Роман «Отцы и дети».




5.3

Ф.И. Тютчев.

Стихотворения: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «Певучесть есть в морских волнах…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое...»).




5.4

А.А. Фет.

Стихотворения: «Вечер», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Учись у них – у дуба, у березы…»




5.5

И.А. Гончаров.

Роман «Обломов».




5.6

Н.А. Некрасов.

Стихотворения: «В дороге», «Тройка», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Железная дорога», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…».




5.7

Н.А. Некрасов.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».




5.8

М.Е. Салтыков-Щедрин.

Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь».




5.9

Л.Н. Толстой.

Роман-эпопея «Война и мир».




5.10

Ф.М. Достоевский.

Роман «Преступление и наказание».

6

Из литературы конца XIX – начала XX века




6.1

А.П. Чехов.

Рассказы: «Хамелеон», «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник».




6.2

А.П. Чехов.

Пьеса «Вишневый сад».




6.3

И.А. Бунин.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник».

7

Из литературы первой половины XX века




7.1

М. Горький.

Рассказ «Старуха Изергиль».




7.2

М. Горький.

Пьеса «На дне».




7.3

А.А. Блок.

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Русь», «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «О доблестях, о подвигах, о славе...», «На железной дороге», «О, я хочу безумно жить…».




7.4

А.А. Блок.

Поэма «Двенадцать».




7.5

В.В. Маяковский.

Стихотворения: «Нате!», «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».




7.6

В.В. Маяковский.

Поэма «Облако в штанах».




7.7

С.А. Есенин.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «О красном вечере задумалась дорога…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Запели тесаные дроги…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Отговорила роща золотая...», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».




7.8

М.И. Цветаева.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Рассвет на рельсах», «Роландов Рог».




7.9

О.Э. Мандельштам.

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Батюшков».




7.10

А.А. Ахматова.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Я научилась просто, мудро жить…», «Заплаканная осень, как вдова...», «Творчество», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Приморский сонет», «Родная земля».




7.11

А.А. Ахматова.

Поэма «Реквием».




7.12

М.А. Шолохов.

Роман «Тихий Дон» (обзорное изучение).




7.13

М.А. Шолохов.

Рассказ «Судьба человека».




7.14.А

М.А. Булгаков.

Роман «Белая гвардия» (допускается выбор).




7.14.Б

М.А. Булгаков.

Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор).




7.15

А.Т. Твардовский.

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».




7.16

А.Т. Твардовский.

Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два бойца», «Поединок», «Смерть и воин»).




7.17

Б.Л. Пастернак.

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Никого не будет в доме...», «Снег идет», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».




7.18

А.И. Солженицын.

Рассказ «Матренин двор».

8

Из литературы второй половины ХХ века




8.1

Проза второй половины XX века.

Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).




8.2

Поэзия второй половины XX века.

Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).




8.3

Драматургия второй половины ХХ века.

А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).





оставить комментарий
страница1/3
Администрации Волгоградской области<><> <> <>Волгоградская
Дата09.04.2012
Размер0.58 Mb.
ТипАнализ, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

страницы:   1   2   3
плохо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх