Рабочая программа педагога первой квалификационной категории Кочетовой Натальи Александровны по учебному курсу «Литература» 8 класс Базовый уровень icon

Рабочая программа педагога первой квалификационной категории Кочетовой Натальи Александровны по учебному курсу «Литература» 8 класс Базовый уровень


Смотрите также:
Рабочая программа педагога первой квалификационной категории Кочетовой Натальи Александровны по...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа педагога кочетовой Натальи Александровны...
Рабочая программа педагога высшей квалификационной категории Кальяновой Натальи Николаевны по...
Рабочая программа учителя 1 квалификационной категории Матюшкиной Натальи Николаевны по учебному...
Рабочая программа педагога кальяновой Натальи Николаевны...
Рабочая программа педагога нуждиной Ольги Сергеевны Iквалификационная категория по учебному...
Рабочая программа педагога Черниковой Маргариты Владимировны по учебному курсу «Литература» 8...
Рабочая программа педагога кальяновой Натальи Николаевны...
Рабочая программа педагога Черниковой Маргариты Владимировны по учебному курсу «Литература» 11...
Рабочая программа педагога пальговой г. В...



Загрузка...
скачать
Комитет по образованию Косихинского района Алтайского края

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Верх-Жилинская основная общеобразовательная школа»


Рассмотрено

Руководитель МО

_________Кочетова Н.А.

Протокол № от

«____» _________2011

Согласовано

Заместитель директора по

УВР МОУ СОШ

_________Кальянова Н.Н

Утверждено

Директор МОУ СОШ

__________Слюсарева С.М.

Приказ № от

«____» _________2011



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА педагога


первой квалификационной категории


Кочетовой Натальи Александровны


по учебному курсу «Литература»


8 класс


Базовый уровень


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

протокол №___

от «___» ________2011


2011-2012


^ 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа по литературе составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М. «Просвещение», 2006 г.) и учебника «Литература 8 класс. Учебник-хрестоматия» 2 ч. для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.Я.Коровина, В.И.Коровин и др. - М.: «Просвещение», 2008г.).

На изучение курса отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

При разработке программы учитывались специфичность контингента школы, а также низкая мотивация к обучению у учащихся

Характерная черта программы – снижение нагрузки на память учащихся, уменьшение номенклатуры исторических терминов и понятий.

В данной программе преобладают требования: назвать, показать, определить, описать, приводить примеры и практически отсутствуют: анализировать и прогнозировать.

В преподавание предмета целесообразно использовать такие формы и методы обучения как: словесный, наглядный, практический, репродуктивный.

Программа предусматривает различные формы и способы проверки и контроля знаний: открытые и закрытые тесты, задания на установление соответствия, ответы на вопросы.

^ Цель изучения литературы в 8 классе СОШ – помочь формированию и развитию личности подростка приобщением к идейно-художественному богатству русской, классической и современной литературы.

Половина детей, поступающих в 8-й класс, как правило, плохо читают, а около 15% учащихся читают с трудом. Поэтому программа предполагает систематическое чтение текстов художественных произведений на уроках, их осмысление, пересказ, различные виды работ по развитию устной и письменной речи:

  • составление планов;

  • краткие и подробные пересказы текста;

  • изложение с элементами сочинения;

  • устные и письменные сочинения-характеристики героев;

  • анализ художественного богатства языка писателя на примере небольших отрывков из изучаемых произведений;

  • развитие художественной фантазии у детей;

  • прогнозирование поведения героев в других жизненных ситуациях;

  • придумывание финала, опираясь на логику развития образа и событий.

Поэтому, на чтение и работу с художественными произведениями есть необходимость отводить больше часов, чем в дневной школе. Отсюда возможно некоторое сокращение количества тем в программе и количества произведений, но принцип вариативности остается.

^ Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). Данная возрастная группа находится внутри первого концентра. Дети недостаточно владеют техникой чтения, но активно воспринимают прочитанный текст. Именно поэтому на уроках важно уделять больше внимания чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы, толкованию художественных произведений.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Учителю важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.


^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ:




В год

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

тестов

8

2

2

3

1

Практических работ( работа с текстом)

10

2

2

4

2

Творческие работы

7

2

2

2

1


^ УЧЕБНО _ - МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ:

  1. Учебник - хрестоматия Коровиной В.Я.. «Литература в 8 классе в 2-х частях»Просвещение, 2004 год

  2. О.А Ерёмина « Поурочное планирование 8 класс»,издательство « Экзамен»,2008 год

  3. И.П. Карпов «Открытый урок по литературе 5-11 классы» Московский лицей, 2003

4. Журналы «Литература в школе», «Открытый урок», «Современный урок»

5. Программа по литературе под редакцией В.Я. Коровиной, Просвещение, 2005 год


^ 3. Требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся по литературе за курс 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  1. Тексты художественного произведения.

  2. Основные темы и особенности композиции изученных произведений.

  3. Событийную сторону (сюжет) и героев изученных произведений.

  4. Основные признаки понятий: художественный образ, тема, идея, сюжет, композиция произведения, рифма, строфа.

  5. Характерные особенности драматических и лиро-эпических произведений.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выделять элементы композиции изучаемых произведений и понимать их роль в произведении.

  2. Характеризовать героев произведения, выявляя в них общее и индивидуальное, сопоставлять героев с целью выявления авторского отношения к ним.

  3. Различать эпические, лирические и драматические произведения.

  4. Выразительно читать текст с учетом особенностей художественного произведения (лирического, эпического, драматического).

  5. Создавать устное или письменное сочинение-рассуждение о героях изучаемого произведения (индивидуальная, сравнительная, групповая характеристика) с учетом авторского права.

  6. Составлять сложный план характеристики героев художественного произведения.

  7. Давать устный или письменный отзыв о самостоятельно прочитанном произведении, кинофильме, спектакле, телепередаче.

  8. Давать анализ отдельного эпизода


^ Программа литературного образования для 8 класса


Введение – 1 ч.. образное отражение жизни в искусстве. Художественный образ. Литература как искусство слова.

^ Устное народное творчество – 3 ч.

Исторические и лирические народные песни. Песни о С. Разине, Е. Пугачеве, А. Суворове и др.

Лирические песни (обрядовые, любовные, семейные). Отражение в песне душевной красоты, идеалов и чаяний крестьянина, нравственных устоев крестьянской жизни.

^ Пословицы и поговорки.

Из древнерусской литературы

Домострой (фрагмент) – 2 ч. Памятник литературной и педагогической мысли, установление норм поведения человека в семье и обществе.

^ Житие Бориса и Глеба – 2 ч. Драматизм ситуации. Душевная чистота святых князей, их неукоснительное следование евангельским заповедям. Злодейство Святополка.

^ Теория. Летопись.

Из литературы 18 века.

Г Р Державин – 2 ч. Краткий рассказ о поэте. «Памятник». Мысли о жизни, смерти, судьбе.

Из русской литературы 19 в.

ВА Жуковский – 3 ч. Краткий рассказ о поэте. «Сельское кладбище» Вольный перевод знаменитой элегии английского поэта Томаса Грея. Мысль об одинаковой доле людей перед лицом смерти. Интонационные, лексические, ритмические особенности стиха элегии.

^ Русская литература 19 - начала 20 века.

АС Пушкин. Историческая тема в творчестве Пушкина.

«Капитанская дочка» Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера, взглядов. Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная чистота. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и народному восстанию. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Мотивы народной поэзии в повести. Роль и характер эпиграфов.

^ Теория. Образ-характер.

М Ю Лермонтов – 6 ч. Краткий рассказ о поэте. «Мцыри». Идейное содержание поэмы. «Мцыри» - любимый идеал Лермонтова. Роль вступления, лирического монолога, пейзажа в шуме.

Теория. Тема и идея художественного произведения.

Н В Гоголь – 6 ч Краткий рассказ о писателе.

«Ревизор». История создания комедии. Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. Страх перед ревизором, как основа развития комедийного действия. Мастерство композиции и речевых характеристик. Значение авторских ремарок. Общечеловеческое значение характеров комедии. «Ревизор» в театре и кино.

^ Теория. Драматические произведения. Комедия.

И С Тургенев – 5 ч. Краткий рассказ о писателе. «Ася». Образ «тургеневской» девушки: скромность, обаяние, самоотверженность. Судьба русской девушки. Драма рассказчика, обреченность на одиночество.

^ Теория. Герой-повествователь.

Л Н Толстой – 3 ч. Краткий рассказ о писателе. «После бала» Сила воздействия рассказа на читателя. Контраст как прием помогающий раскрыть идею рассказа. Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. Автор и рассказчик в произведении.

«Отрочество» (отрывки). Автобиографическая повесть. Раскрытие диалектики души. Психологизм повести. Нравственная чистота как основное требование к человеку.

А.П. Чехов – 2 ч. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий» - тема «маленького человека». Новый характер изображения личности по сравнению с предшествующей традицией. Отрицательные свойства человека, формирующие действительность.

Теория. Художественная деталь. Сюжет, композиция. Антитеза как художественный прием.

Стихотворения и рассказы писателей о родной природе – 2 ч.

^ Из литературы 20 века.

Максим Горький – 3 ч.

«Старуха Изергиль», «Челкаш». Идеал личности в раннем творчестве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей.

^ Теория. Романтический герой.

А Т Твардовский – 3 ч.

«Василий Теркин» (главы из поэмы). Композиция поэмы. Утверждение жизнестойкости, оптимизма, других светлых черт русского национального характера в поэме. Тема большой и малой Родины в поэме. Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме. Широкая популярность поэмы в годы войны 1941-1945 гг.

^ Из зарубежной литературы.

Уильям Шекспир – 4 ч.

«Ромео и Джульетта» «Вечные» проблемы в творчестве Шекспира. Конфликт живого чувства и предрассудков, юной любви и враждебности, культивируемой взрослыми. Сила чувств юных, их преданность друг другу.

^ Мигель Сервантес де Сааведра – 4 ч. «Дон Кихот» - великий роман Сервантеса о верности идеалам, душевном благородстве и наивной простоте героя. Санча Панса в раскрытии характера главного героя. Отношение к ним знати и людей из народа.

^ Антуан де Сент-Экзюпери – 3 ч.

«Маленький принц». Мечта о высоком предназначении человека. Ироническое изображение неизменных человеческих качеств.


Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе






Тема


Сроки


Оборудование


Дополнительная литература


Целеполагание


Теория литературы

1.

Вводный урок. Русская литература и история.




Учебник-хрестоматия.




Показать учащимся особенности тесной связи истории и литературы; вызвать интерес учащихся к изучению литературы; познакомить с учебником.

Историзм в широком понимании явления.

Характерные черты русской литературы.

2.

Устное народное творчество. Русские народные песни.




Сборники сказок, былин, пословиц и поговорок, репродукции картин и иллюстраций(на темы русских народных сказок) И.Билибина, В.Васнецова, грамзапись с актерским чтением сказок.

И.В. Золотарева

Уроки литературы 8 класс.

Отражение жизни народа в народных песнях, частушках, преданиях; раскрыть особенности художественной формы произведений УНТ.

Тема «Частушки»

-припевки,

-причудки,

-приговорки, прибаски, --прибаутки

3.


4.



Предания «О Пугачеве», «О покорении Сибири Ермаком»


Житийная литература как особый жанр.




Иллюстрации.


Репродукция картин М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею»

То же


То же

«Читаем, думаем, спорим»

Раскрыть особенности содержания и художественной формы преданий.


Рассмотреть идейно-художественные особенности произведений житийного жанра.

Предание – жанр устной несказочной прозы, рассказ профанного (светского) содержания об исторических событиях, лицах, природных и культурных объектах.

Духовная литература, житийная литература, святые.

5.

Житие князя Александра Невского.




Картина К.Васильева «Александр Невский»

То же,


Раскрыть идейно-художественное своеобразие произведения через образ главного героя.

Личность, образ, мудрый праведник, духовность.

6.

« Суд Шемякин» - сатирическое произведение 17 века.




Иллюстрации к повести.

И. Золотарева. МР

О.А.Еремина МР

Дать понятие о демократической литературе; помочь понять идейно-художественное своеобразие повести: что есть правда, справедливость в жизни.

Убогий

Истец

Челобитная

Исковая

Бить челом.

7.

Н.М.Карамзин. Слово о писателе. Историческая основа повести «Наталья, боярская дочь».




Портрет Н.М.Карамзина.

То же

Русские писатели.

Познакомить с этапами жизни Карамзина; дать понятие о сентиментализме как литературном направлении

Сентиментализм (чувствительный)

8.

События повести «Наталья, боярская дочь» и характеры героев.




Репродукция картины

И. Пчелко «Наталья, боярская дочь»

То же

Понять, о чем рассказывается в повести; проследить дух сентиментализма и черты зарождающегося романтизма в повести.

Аналитическая беседа

9.

И.А.Крылов. Басни «Лягушки, просящие царя» и «Обоз» и их историческая основа.




Иллюстрации разных художников к басням И.А.Крылова.

Викторина

«Читаем, думаем, спорим»


Расширить имеющиеся знания о баснописце и его баснях; повторить знания терминов.

Аллегория

Иносказание

Эзопов язык

Басня.

10.

Обучение написанию сочинения. Человек и история в фольклоре, в древнерусской литературе 18 века (на примере 1-2 произведений)







Л.А.Ходякова «Сочинение в 8 классе»

Развитие связной речи учащихся.




11.

К.Ф.Рылеев. Слово о поэте. Думы К.Ф.Рылеева.




Портрет К.Ф.Рылеева.


О.А.Еремина МР

Познакомить с личностью К.Ф.Рылеева; дать понятие о думе.

Жанр думы.

Предания о Ермаке.

12.

Дума «Смерть Ермака» и ее связь с историей.




г/з на слова рылеевской думы «Смерть Ермака», репродукция картины Б.Дехтярева «Смерть Ермака»

То же

Раскрыть связь думы с русской историей; вызвать желание учащихся изучать историю Отечества.




13.


А.С.Пушкин. Краткий рассказ о писателе. Творческая история повести «Капитанская дочка»

Формирование характера Петра Гринева. Разбор 1 и2 глав.




Пушкин в портретах и иллюстрациях. Книги Пушкина различных изданий. Демонстрационный материал по литературе для 8 класса.

То же

Художественный текст.

То же

Пушкин. Жизнь и творчество.

«История Пугачева» А.С.Пушкина, С.Е.Тетенов, город Глазов.

Вспомнить основные сведения о Пушкине, о прочитанных ранее произведениях; помочь учащимся ответить на вопрос: почему Пушкина мы считаем вечным спутником? Познакомить с творческой историей написания повести «Капитанская дочка»

Определить жанровые особенности произведения; проследить по тексту этапы формирования характера Петра Гринева.

Повесть

Роман

Семейные записи

Хроника.

Мемуары

Жанр

Сюжет.

14.

Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Разбор 3-5 глав.




То же

То же

Проследить по тексту путь духовного становления Гринева.

Пейзаж

Эпитеты.

15.


Падение Белгородской крепости. Разбор 6,7 глав.

Изображение народной войны и ее вождя. Разбор 8-12 глав.




То же


То же


Выяснить изменение взглядов рассказчика на жизнь; установить, какими он видит людей и события на разных этапах своего развития; понять в чем его оценки верны, в чем ошибочны, о чем он вообще умалчивает.

Проследить по тексту, как каждая встреча Гринева с Пугачевым позволяет повернуть характеры героев какими-то новыми сторонами.

Лазутчик

Бунтовщик

Урядник

Воззвание

Ранг

Мятежники.

Благородство

Великодушие

Безразличие.

16.

Становление личности П.Гринева под влиянием «благих потрясений». Образ Маши Мироновой.




То же

То же

Увидеть изменения, которые происходят в душе героя под влиянием встреч с Пугачевым; систематизация материала по образу Маши, раскрыть смысл названия повести.

Иллюзия

«благое потрясение»

Честь

Достоинство

Нравственная чистота

Душевное богатство

17.

Образ Пугачева в повести «Капитанская дочка» Отношение автора и рассказчика к народной войне.




То же

То же

Обобщение и систематизация материала, рассмотреть глубину и обаяние личности Пугачева.

Обреченность

Противоречивость

Непредсказуемость.

18.

р/р Сочинение по повести «Капитанская дочка»










Развитие связной речи, умение выразить свое отношение к предложенным темам сочинения.




19.

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и судьба. Кавказ в жизни и творчестве поэта.




Портрет писателя

иллюстрации

О.А.Еремина МР

Альбом «Жизнь и Творчество Лермонтова»

Знакомство с фактами биографии, анализ стих-я «Кавказ»

Рефрен

амфибрахий

20.

«Мцыри». История создания поэмы, тема и идея произведения, значение эпиграфа. Композиция.




иллюстрации

То же

Познакомить учащихся с историей создания поэмы, выявить структурные особенности произведения.

Поэма

Тема

Идея

Сюжет

Композиция.

21.

Образ Мцыри в поэме.




То же

То же

Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы.

Образ в литературе

Романтизм

Романтический герой

Ямб.

22.

Обучающее сочинение по поэме «Мцыри»




То же




Подготовка к домашнему сочинению по теме «Характеристика Мцыри»




23.

Н.В.Гоголь – писатель-сатирик. Идейный замысел и особенности композиции комедии «Ревизор»




Портрет Н.В.Гоголя

Иллюстрации к «Ревизору»

И.В.Золотарева МР

Повторить сведения о Гоголе, как о писателе-сатирике; дать понятие о драматическом произведении; раскрыть идейный замысел комедии.

Афиша

Акты (действия)

Явления (сцены)

Монологи

Диалоги

Реплики

Ремарки.

24.

Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества в комедии «Ревизор»




То же

СД «РЛ»

То же

Раскрыть жизненную основу комедии; понять обстоятельства, привлекшие чиновников к их роковой ошибке

Экспозиция

Завязка

Развитие действия

Кульминация

развязка

25.

Хлестаков и хлестаковщина. Мастерство Гоголя в создании образа Хлестакова.




То же

То же

Получить представление о характере Хлестакова, понять, что такое Хлестаковщина.




26.

Чиновники на приеме у «Ревизора». Анализ 4 действия комедии «Ревизор».

Финал.




Кинофрагмент «Меня принимают за государственного человека»

То же

Страх перед ревизором как основа комедийного действия; работа над художественными особенностями пьесы.

Аналитическая беседа

27.

Практическая работа по комедии «Ревизор».







Читаем. Думаем.Спорим.

Проверка знаний учащихся, систематизация и обобщение.




28.

И.С.Тургенев: личность, судьба, творчество. Автобиографический характер повести «Ася».




Портрет И.С.Тургенева.

Альбом «Жизнь и творчество Тургенева»

Подготовить учащихся к восприятию повести «Ася», познакомив их с фактами биографии и творчества писателя.

Повесть

фабула

29.

30.

История любви как основа сюжета повести. Мастерство пейзажных зарисовок. Образ героя – повествователя.




То же

То же

Проследить за зарождением любви Аси и господина Н.Н. и за ее развитием; с помощью каких средств автор передает состояние героев.

Герой-повествователь.

31.

Роль 16 главы в повести И.С.Тургенева «Ася»




То же

То же

Обучение анализу эпизода.

Сюжет, экспозиция

Завязка, кульминация,

Развязка, Эпилог,

Психологизм.



32.



«Тургеневская» девушка в повести. Образ Аси. Психологизм и лиризм писателя.






иллюстрации



То же



Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини; подготовка к сочинению



«Тургеневские» девушки.

33

34.

М.Е.Салтыков-Щедрин. Отношение писателя к современной ему действительности. «История одного города» как сатира на современные писателю порядки.




Портрет писателя.

Альбом «Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина»

В доступной форме познакомить с отрывком из главы «О корени происхождения глуповцев»

Аллегория

Гипербола

Фантастика

Гротеск


35.

Н.С.Лесков. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Старый гений»




Портрет Лескова.

Репродукция картины И.Пчелко «Старый гений»

Альбом.

Фотографии.

Познакомить с биографическими сведениями о Н.Лескове; показать своеобразие рассказа, изображение психологического состояния человека.




36.

Л.Н.Толстой (1828 – 1910)

Личность и судьба писателя.




Портрет писателя.

Грамзапись «Л.Н.Толстой. После бала»

Альбом.

Познакомить с основными биографическими сведениями писателя; историей создания рассказа «После бала»

Миросозерцание

Проблемы бытия

Нравственное обновление морали.

37


«После бала». Контраст как прием, раскрывающий идею рассказа.




То же

То же

Помочь учащимся раскрыть идею рассказа и писательский замысел.




38

Автор и рассказчик в произведении. Моральная ответственность человека за все происходящее.




То же

То же

Понять главную мысль рассказа; личная ответственность человека за все, что совершается в жизни.




39.

Сочинение по творчеству Л.Н.Толстого.










Развитие связной речи учащихся, умения подбирать материал по теме и связно излагать мысли.




40

41.

А.П.Чехов. Слово о писателе. Рассказ «О любви» как история об упущенном счастье.




Портрет А.П.Чехова.

И.В. Золотарева. МР.

Познакомить учащихся с личностью А.П.Чехова, выявить философский смысл рассказа «О любви»




42.

И.А.Бунин. Слово о писателе.




Портрет И.А. Бунина.

То же

Познакомить учащихся с жизнью и судьбой Бунина, определить особенности его творческой индивидуальности.

Беллетристика

Новелла.

43.

И.А. Бунин «Кавказ». Тема любви в рассказе.




То же

То же

Разобраться в нравственной окраске поступков каждого из героев рассказа, выявить своеобразие бунинского подхода к теме любви.

Мини-сочинение

44.

А.И. Куприн. Слово о писателе. Нравственные проблемы рассказа «Куст сирени».




Портрет писателя.

Таблица.

То же

Познакомить учащихся с фактами жизни и творчества Куприна, вызвать интерес к его произведениям, выявить нравственные проблемы рассказа.

Нравственность

45.

М. Горький. Слово о писателе. «Явление босяка» в творчестве писателя.




Портрет

М. Горького.

О.А.Еремина. МР.

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством М. Горького; выявить, чем обусловлен интерес писателя к людям, опустившимся на «дно» жизни; познакомить с историей создания рассказа «Челкаш».




46.

М. Горький. «Челкаш» Герои и их судьбы. Авторское представление о счастье.




То же

То же

Дать характеристику героям рассказа на основе сопоставительного анализа, выявить авторскую позицию.




47.

Урок развития речи. Подготовка к домашнему сочинению на материале рассказов А.П.Чехова, И.А. Бунина, М. Горького.
















48.

А.А. Блок. Слово о поэте. Историческая тема в его творчестве.




Портрет А.А. Блока.

Фотографии разных лет.

То же

Краткое знакомство с жизнью поэта; выделение в его творчестве исторической темы.




49

50.

А.А. Блок «На поле Куликовом»




Репродукции картины Бубнова «Утро на Куликовом поле»

То же

Раскрыть вопрос о соотношении в цикле «исторического» и «современного», об ответственности каждого перед родной страной.




51.

С.А.Есенин. Слово о поэте. «Пугачев» - поэма на историческую тему.




Портрет поэта.

Иллюстрации.

И.В. Золотарева МР.

Познакомить с жизнью и творчеством поэта, историей создания поэмы «Пугачев».




52.

М.А.Осоргин. Сочетание фантастики и реальности в рассказе «Пенсне»







То же

Познакомить с жизнью Осоргина, вызвать интерес к его творчеству; выявить своеобразие рассказа «Пенсне».




53.

И.С. Шмелев. Слово о писателе. «Как я стал писателем» - воспоминание о пути к творчеству.




Портрет писателя.

То же

Познакомить учащихся с биографией писателя; задуматься над тем, какой сложный путь должен пройти писатель до создания настоящего художественного произведения.




54

55.

Журнал «Сатирикон» сатирическое изображение исторических событий.







То же

Познакомить учащихся с произведениями Зощенко, Теффи; приобщить к восприятию сатиры и юмора.

Юмор

Сатира

гипербола

гротеск.


56.

Сатира и юмор в рассказах Теффи «Жизнь и воротник», М. Зощенко «История болезни».










Помочь понять, как создается юмористическое произведение, научиться понимать юмор и сатиру в худ. произведении.




57.


А.Т. Твардовский – поэт – гражданин. История создания поэмы «Василий Теркин».




Портрет А.Твардовского.

Иллюстрации к поэме.

Альбом «Жизнь и творчество А.Т.Твардовского»

Познакомить учащихся с фактами биографии писателя, с творческим замыслом «Василия Теркина».

Публицистика – литература по злободневным общественно-политическим вопросам.

58.

«Василий Теркин». Идейно-художественное своеобразие поэмы. Характеристика Теркина.




То же

То же

Познакомить учащихся с жанровым новаторством поэмы; проследить, как в поэме сочетается героика и юмор, выявить определяющие качества В.Теркина.

Героика

Юмор.

59.

Автор и его герой в поэме «Василий Теркин»




То же

То же

Обобщить полученные учащимися знания о Теркине, выявить роль автора в поэме.




60.

А. Платонов. Слово о писателе. Нравственная проблематика рассказа «Возвращение».




Портрет писателя.

И.В. Золотарева. МР.

Познакомить учащихся с биографией Платонова; выявить нравственную позицию и способы ее выражения.




61


Стихи и песни о Великой Отечественной войне.




Сборники стихов и песен.

Иллюстрации.




Познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, силой слова и музыки воздействовать на души детей.




62.

В.Астафьев. Слово о писателе.

Тема детства в его творчестве.




Портрет писателя.

То же

Познакомить учащихся с жизнью и творчеством В. Астафьева, вызвать интерес к его произведениям.




63.

Отражение довоенного времени в рассказе «Фотография, на которой меня нет». Красота души бабушки, учителя, их односельчан.







То же

Проанализировать содержание рассказа, выявить его своеобразие; работать над образами бабушки и учителя.




64.

Русские поэты о Родине, родной природе и о себе. Поэты Русского зарубежья об оставленной Родине.




Сборники стихов.




Познакомить учащихся с гражданской поэзией русских поэтов и поэтов Русского зарубежья; помочь осмыслить прочитанное.




65


У. Шекспир (1564 – 1616).

Писатель и его время.




Портрет У. Шекспира.

О.А.Еремина. МР

Дать представление об эпохе возрождения, о Шекспире как о человеке, писателе.

Гуманность

Условность.

Сонет.

66.

Трагедия «Ромео и Джульетта». Конфликт живого чувства и семейной вражды.




То же

То же

Раскрыть пафос пьесы, прославляющей верность в любви, непобедимость искреннего чувства, высокую гуманность.

Белый стих

Ямб

Метафора

Конфликт

Трагический герой

Ненависть

Вражда

Любовь.

67

68.

В. Скотт. Слово о писателе.

«Айвенго» как исторический роман.




Портрет писателя

То же

Познакомить с жизнью и творчеством В. Скотта, выявить своеобразие «Айвенго» как исторического романа, сопоставить его с романом А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; помочь детям разобраться в том, с какой точки зрения писатель рассматривает историю, как сплетаются в романе история и вымысел.




69.

Заключительный урок.










Подведение итогов и задание на лето.






^ Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

Оценка устных ответов учащихся.

При оценке устных ответов необходимо руководствоваться следующими основными критериями в пределах программы данного класса.

Отметкой «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно – эстетического содержания произведения; умения пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрыть связь произведения с эпохой (8-11 классы); свободное владение монологической литературной речью.

Оценкой «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер, поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической речью. Однако допускаются 1-2 неточности в ответе.

Оценкой «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изученного произведения; умение объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; знание основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; ограниченных навыков разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Оценкой «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.


^ Оценка за сочинение.


Оценка

Содержание и речь

Грамотность

«5»

Ставится за сочинение: глубоко и аргументированно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и др. материалов, необходимых для раскрытия, умение целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию; допускается незначительная неточность в содержании, 1-2 речевых недочета.

Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.

«4»

Ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно, в соответствии с планом, раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и др. источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения. Логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов.

Допускается: 2 орфографические, или 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.

«3»

Ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но однотипный или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от темы или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускается: 4 орфографических и 4 пунктуационных ошибки, или 3 орфографических и 5 пунктуационных ошибок. Или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационных), а также 4 грамматических ошибки.

«2»

Ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опираясь на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Допускается: 7 орфографических и 7 речевых ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.


^ Итоговый тест

1. Искусство по своей природе:

а) рационально;

б) эмоционально;

в) сочетает в себе и рациональное, и эмоциональное начала.

2. Действующее лицо художественного произведения называется:

а) образом;

б) персонажем;

в) типом.

3. Есть ли разница между понятиями «образ» и «персонаж»?

а) да, и очень существенная;

б) нет;

в) в зависимости от жанра.

4. Тема произведения - это:

а) главная идея;

б) объект отражения;

в) конкретная описанная ситуация.

5. Идея произведения - это:

а) то, что хотел сказать автор;

б) нравственный «урок» произведения;

в) главная обобщающая мысль произведения.

6. Могут ли на одной теме раскрываться разные проблемы?

а) да;

б) нет;

в) на вопрос нельзя дать однозначного ответа.

7. Композиция - это:

а) последовательность событий и действий;

б) движение произведения от завязки до развязки;

в) последовательность частей и элементов произведения.
Какова роль композиции в раскрытии идеи произведения? Ответ

построить на материале одного произведения.

8. Завязка - это:

а) момент возникновения или обнаружения конфликта;

б) начало произведения;

в) первое появление главного героя.

Привдите примеры завязки, кульминации и развязки некоторых произведений (см. 7 вопрос).

9. Сюжет - это:

а) основное содержание произведения;

б) последовательность событий и действий;

в) последовательность всех элементов произведения.

10. В основе сюжетного действия лежит:
а) композиция;

б) конфликт;

в) фабула.

Привести примеры конфликта некоторых произведений.

11. Литературные жанры - это:

а) эпос, лирика, драма;

б) роман, трагедия, эпиграмма;

в) политический роман, социальная драма, философская элегия.

12. Что такое литературные жанры?

а) группы произведений внутри литературных родов, от­личающиеся общностью формальных и содержательных признаков;

б) результат формальной классификации литературных про­изведений по разным признакам;

в) это то же самое, что литературные роды.

13. Для определения жанра существенным признаком является:

а) проблематика произведения;

б) его тематика;

в) время создания произведения.


Ключ к тесту: 1 - в; 2 - б; 3 -а; 4 - б; 5 - в; 6 - а; 7 - в; 8 - а-9-в;10-б;11-б;12-а,б;13-а.









Скачать 365,87 Kb.
оставить комментарий
В.Я.Коровиной
Дата09.04.2012
Размер365,87 Kb.
ТипРабочая программа, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх