Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по философии Вопросы для обсуждения icon

Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по философии Вопросы для обсуждения


Смотрите также:
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям...
Методические рекомендации к семинарским занятиям по курсу«экономическая теория»...
Темы лекций и краткое содержание. Вопросы к семинарским занятиям. Литература...
Планы семинарских занятий и методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям для...
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям и самостоятельной работе...
План учебных занятий...
План учебных занятий...
-
Методические рекомендации по философии для самостоятельной работы студентов Составитель...
Методические рекомендации по подготовке к семинарским / практическим занятиям по...
Методические указания к семинарским занятиям по философии для студентов очной формы обучения...
Методические рекомендации к семинарским занятиям Славянск-на-Кубани...



Загрузка...
скачать
Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям по философии


Вопросы для обсуждения будут рассмотрены непосредственно на семинарском занятии. Ответы именно на эти вопросы будут оцениваться преподавателем. В списке литературы указаны главы в учебниках, где можно найти материал для ответов на данные вопросы. Положительно будет влиять на оценку знание соответствующих философских категорий (для этого ниже приводится список необходимых понятий). С целью более подробного знакомства с темой целесообразно обращение к дополнительной литературе.

^ Вопросы для повторения раскрыты в тематике 1 семестра. Материал по ним можно найти в лекциях или учебнике в соответствующих разделах. Повторение данных вопросов может помочь в понимании материалов для обсуждения.

^ Вопросы для размышления являются дополнительными. Если у студента возник интерес к предложенной теме, то он может дать ответ на эти вопросы в письменной форме и получить дополнительные баллы по предмету. По объему такой ответ может быть представлен на 4-6 страницах печатного текста. Но необходимо учесть, что оценка будет выставлена только в случае ответа, демонстрирующего владение широким объемом материала по данной теме и содержащего самостоятельные оценки прочитанного (просто реферативные тексты не оцениваются). Также можно в письменном виде дать и свой анализ отдельных мнений, приведенных в литературе из дополнительного списка источников.


^ Тема: Проблема природы и сущности человека в философии.


Вопросы для обсуждения:

1. Проблема происхождения человека. Религиозная, эволюционная и космическая концепции

происхождения человека, их обоснование.

2. Биологическая природа человека. Человек как индивид. Потребности, их развитие.

3. Социальная природа человека. Личность и общество.

4. Биологическое, социальное и индивидуальное, их соотношение.

Вопросы для повторения:

- Человек как микрокосм в античном мировосприятии.

- Творческая сущность человека в философии Возрождения.

- Исследование бессознательного в психоанализе.

- Человек как индивидуальность в экзистенциализме.

Вопросы для размышления:

  • В чем суть проблемы уникальности человека? Зачем он ищет разумную жизнь во

Вселенной?

  • Почему современное общество называют «обществом потребления»? Это позитивная или негативная характеристика? Соответствует ли такое развитие особенностям природы человека?

  • Эволюционирует ли человек как биологическое существо? В чем это выражается?

  • Можно ли говорить о прогрессе духовного развития человека? По каким критериям мы будем это оценивать?



Литература:

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Гл. 7.1 раздела 2. Философия человека

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 5. Философская антропология:

гл. 1 и 2 (в гл. 2 пп. 1-5).

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 10.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VI. Гл. 1. Природа человека.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Фролов И. Введение в философию. М., 2003. Раздел II. Гл. 4. Человек. Пп. 2. Единство

биологического и социального.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/index.shtml)


Дополнительная литература:

- Антонович М.А. Единство физического и нравственного космоса.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/antonovich_efink/#top).

- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 2004.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/berdjaev_o_nasnachenii/;

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Berd/_Nazn_Index.php).

- Гелен А. О систематике антропологии // Проблема человека в западной философии: Переводы.

М.: Прогресс, 1988. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000341/index.shtml).

- Гобозов И.А. Социальная философия. Учебник. М., 2003. Лекция XIII. Проблема человека в

социальной философии. § 1-2. (часть 14-15 в электронной версии)

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000800/index.shtml).

- Гуревич П.С. Философия человека. М., 2001. Гл. 1-2.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_fil/).

- Гуревич П.С., Фролов И. Философское постижение человека// Человек: Мыслители прошлого и

настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).

- Ильенков Э.В. Что же такое личность. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/ilenkov_chto/).

- Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник. М., 1996. Гл. 2 п. 2. Биологическое и

социальное в человеке. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/krapiv/index.php).

- Плеснер Х. Ступени органического и человек.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000877/index.shtml).

- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991.

Хрестоматия. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).

- Шелер М. Положение человека в космосе// Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000165/index.shtml).


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:

  • Антропология – философское учение о человеке.

  • Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек есть центр философских размышлений и цель всех совершающихся в мире событий.

  • Бессознательное – категория для обозначения особой области психики, сосредоточившей в себе мотивы и стремления, смысл которых определяется инстинктами и недоступен сознанию.

  • Гуманизм – точка зрения, предполагающая отношение к любому человеку как к совершенному существу и высшей ценности.

  • Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека.

  • Духовность – реальность сознания (человеческого или сверхчеловеческого), ассоциируемая с внутренним миром человека, противопоставляемая его природной сущности, сфера смысла и свободы.

  • Индивид – единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным личностным особенностям.

  • Индивидуальность – неповторимость каждой конкретной личности, единство уникальных свойств человека, отличающих его от других людей.

  • Личность – человек как часть общества; динамичная целостная система интеллектуальных, культурных и морально-волевых качеств, выражающихся в индивидуальных особенностях его сознания и поведения.

  • Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и теориях, связанный с обобщением результатов познания окружающей действительности; существует лишь в связи с речью и социальностью.

  • Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

  • Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием.

  • Персонализм – течение в философии, отличительной особенностью которого является признание личности первичной реальностью и высшей ценностью, где личность понимается как духовный первоэлемент бытия.

  • Потребность – внутреннее требование организма, выражающее недостаток каких-либо условий, необходимых для нормальной жизнедеятельности.

  • Природа человека – первоначальная данность, совокупность всех его качеств, определяющая его отличие от всех живых существ, средоточие специфически человеческого.

  • Рефлексия – обращение сознания человека на самого себя, самосознание, самопознание.

  • Самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности.

  • Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека.

  • Сущность человека – категория, олицетворяющая представление о том, что есть человек сам по себе, нечто глубинное и внутреннее, определяющее смысле человеческого.

  • Творчество – способность человека преобразовывать природный и социальный мир, созидать новую реальность в ходе духовной деятельности.

  • Экзистенция – способ бытия человеческой личности, временное существование конкретного человека в аспекте его повседневных переживаний.


Тема: Философское осмысление религии


Вопросы для обсуждения:

1. Каковы особенности религиозного мировоззрения? Какова специфика религиозного

взгляда на мир?

2. Чем отличается религиозное мировоззрение от философского? Какие у них общие черты?

3. Каковы предпосылки существования религии? Зачем человеку религиозная вера?

Вопросы для повторения:

1. Религия и философия в средневековье

2. Русские философы 19-нач. 20 вв. о роли религии.


Вопросы для размышления:

  • Каков познавательный потенциал религии? Чем характеризуются религиозные знания?

  • Какова роль религии в современном обществе? Какие функции она продолжает выполнять?

  • Что представляет собой атеизм как мировоззренческая позиция? Как Вы ее оцениваете?

  • В чем причины противопоставления религии и науки?

  • Как можно охарактеризовать соотношение религии и науки в настоящее время?

  • Каковы моральные основания религии (христианства, буддизма, ислама – на выбор)?


Литература:

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 18. Духовная жизнь общества. § 5. Философия

религии. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VIII. Гл. 3. Философия

и религия. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Крапивенский С.Э. Социальная философия. М., 1996. Гл. 9. П. 4.2. Религиозное сознание.

( http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/krapiv/index.php).

- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. М., 2004.

Раздел 5. Гл. 4. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusnezov_filosofija/).

- Философские словари и энциклопедии.


Дополнительная литература:

- Бачинин В.А. Бог и власть// Credonew. 2006. № 3. (http://credonew.ru/content/view/736/58/)

- Бубер М. Два образа веры. М., 1995. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/buber_dva/,

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000375/index.shtml).

- Введение в философию: Учеб. пособие ред. Фролов И. Т. М., 2003. Часть 4. Гл. 5.

Религиозная философия. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s01/z0001072/index.shtml).

- Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма.

(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Sociolog/Veb_PrEt/index.php;

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000297/index.shtml).

- Винер Н. Творец и робот. М., 2004. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/viner_tvorec/).

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 2000. Тема 4-7.

- Ли Е.В. Интуиция как способ самопознания в восточных концепциях//Credonew. 2010. № 3.

(http://credonew.ru/content/view/937/62/).

- Кальвин Ж. О христианской жизни (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kalvin_0/).

- Лекторский В.А. Христианские ценности, либерализм, тоталитаризм, постмодернизм//

Вопросы философии. 2001. № 4.

- Маркова Л.А. Наука и теология: от междисциплинарных отношений к диалогическим//

Философский журнал. № 1(4). М.: ИФ РАН, 2010 (http://iph.ras.ru/page16794623.htm).

- Ницше Ф. Антихристианин// Ницше Ф. Сочинения в 2 т. Т. 2. М., 1990.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000635/index.shtml).

- Планк М. Религия и естествознание// Вопросы философии. 1990. № 8.

(http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Science/Article/plank_rel.php).

- Рассел Б. Внесла ли религия полезный вклад в цивилизацию?

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/bertran_relig/).

- Рассел Б. Почему я не христианин? (http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_why/;

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000723/index.shtml).

- Смирнов А.В. Мусульманская этика как система.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/smirnov_mus/).

- Соловьев В.С. Вера, разум и опыт (http://www.i-u.ru/biblio/archive/solovev_vera/).

- Тейчман Д., Эванс К. Философия. М., 2005. Гл. 2 части 1.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/teychman_filosofija/).

- Фейербах Л. Сущность христианства.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/feyerbah_sushnost/;

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000570/index.shtml).

- Сайт «Философия и атеизм» (http://books.atheism.ru/).


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:

Анимизм – верование в душу и духов, влияющих на жизнь людей; олицетворение сил природы.

Аскетизм – образ жизни, характеризующийся воздержанностью в отношении к потребностям и материальным благам.

Вера – духовная способность личности к некритическому эмоциональному восприятию информации, служащая ориентиром человеческой деятельности.

Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека.

Духовность – реальность сознания (человеческого или сверхчеловеческого), ассоциируемая с внутренним миром человека, противопоставляемая его природной сущности, сфера смысла и свободы.

Иррациональный – не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях.

Карма – совокупность добрых и злых жизненных деяний, которая создает предпосылки для последующего существования; закон, определяющий цепь перерождений души.

Мистика – религиозный взгляд на действительность, основу которого составляет вера в сверхъестественные силы и возможность обращения к ним путем различных священнодействий.

Монотеизм – единобожие; вера в существование единого бога как абсолютного совершенства, средоточия всех начал и ценностей.

Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами, необходимость переоценки устоявшихся ценностей.

Пантеизм – философское учение, согласно которому бог существует как безличное начало, растворенное в природе.

Провиденциализм – религиозно-философское воззрение, согласно которому развитие

мира общества определяется внешними божественными силами

(провидением).

Религия – мировоззрение, мироощущение и практика, основанные на признании объективно существующими сверхъестественных начал.

Соборность – понятие в русской философии, означающее единство общества, братство людей на основе духовных ценностей и любви к Богу.

Схоластика – течение в средневековой философии, стремившееся рационально обосновать

христианское вероучение.

Телеология – религиозно-философское представление о наличии в мире объективной целесообразности; изначально присущей или внесенной в мир цели развития.

Теология – богословие, теоретическое учение о боге.

Тотемизм – одна из ранних форм религии, предусматривающая веру в общее происхождение

и кровнородственную связь группы людей с определенным животным или

растением.


^ Тема: Проблема смысла жизни человека.


Задание для размышления:

Выберите для себя одно из этих суждений, попытайтесь сформулировать, какой смысл может быть в нем заключен (при этом не забывайте, что это мысль, высказанная в абстрактной форме, поэтому возможных толкований может быть множество). После того, как Вы раскроете его смысл, оцените высказывание (с любой точки зрения: логической, моральной, практической и т.п.).


1. «Кто возвышает себя, тот унижен будет, а кто унижает себя, то возвышен будет».

2. «Чем меньше в жизни смысла, тем больше оснований для того, чтобы ее прожить».

3. «Ты обойден наградой. Позабудь.

Дни вереницей мчатся. Позабудь.

Небрежен ветер: в вечной Книге Жизни

Мог и не той страницей шевельнуть».

4. «Если наука и может что-нибудь сделать, то скорее убить веру в то, что существует

нечто такое, как смысл мира».


Ответ должен быть представлен в письменной форме, объем работы должен быть не менее 1 страницы текста. Оцениваться данная работа будет по следующим критериям: 1) насколько автор способен самостоятельно оценить предложенное мнение, 2) насколько автор умеет пользоваться философскими понятиями и категориями, 3) насколько логично и грамотно изложена своя точка зрения.

При подготовке к ответу на вопрос студент может ознакомиться с предложенной литературой, но сам ответ должен быть сформулирован исключительно самостоятельно. Работы с цитированием мнений авторов учебных и научных изданий оцениваться не будут!


Вопросы для повторения:

1. Проблема происхождения человека. Религиозная, эволюционная и космическая концепции

происхождения человека, их обоснование.

2. Биологическая природа человека. Человек как индивид. Потребности, их развитие.

3. Социальная природа человека. Личность и общество.


Литература:

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 5. Гл. 2. П. 6. Смысл и

цель жизни. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).


Дополнительная литература:

- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. М., 1992.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/ares_chel/).

- Бехтерев В.М. Бессмертие человеческой личности как научная проблема. 2004.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/behterev_bessmertie/).

- Введенский А. Условия допустимости веры в смысл жизни.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Article/Vved_SmGizn.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/vvedenskiy_smysl/).

- Камю А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде// Бунтующий человек. Философия. Политика.

Искусство. М., 1990. (http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000807/index.shtml;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/kamu_mifosiz/).

- Марсель Г. Быть и иметь.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000858/index.shtml).

- Монтень М. Опыты// Избранные произведения в 3-х томах. T. 3. М., 1992.

- Розанов В.В. Цель человеческой жизни.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/rosanov_zel/).

- Сенека Л. А. О блаженной жизни. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/seneka_oblazhzhizni/).

- Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М,. 1981.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/tatarkovich_o/).

- Унамуно М. Любовь, боль, сострадание и личность.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/unamo_lubov/).

- Франк С.Л. Смысл жизни. М., 2002.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/frank_living_existance/).

- Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти, бессмертии. М., 1991.

Хрестоматия. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/gurevich_misliteli/).


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:

  • Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать личными интересами.

  • Аскетизм – образ жизни, характеризующийся воздержанностью в отношении к потребностям и материальным благам.

  • Благо – общее понятие для обозначения любой положительной ценности.

  • Вера – духовная способность личности к некритическому эмоциональному восприятию информации, служащая ориентиром человеческой деятельности.

  • Гедонизм – ценностная установка, согласно которой благо сводится к удовольствию, наслаждению и избавлению от страданий.

  • Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека.

  • Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами, необходимость переоценки устоявшихся ценностей.

  • Природа человека – первоначальная данность, совокупность всех его качеств, определяющая его отличие от всех живых существ, средоточие специфически человеческого.

  • Рефлексия – обращение сознания человека на самого себя, самосознание, самопознание.

  • Самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности.

  • Смысл жизни – понятие, которое включает в себя самые значимые идеи и ценности, указывая общее назначение человеческой деятельности, высшие цели стремлений.

  • Стоицизм – философское учение поздней античности, провозглашавшее жизнь согласно природе, видевшее счастье в свободе от страстей и разумном следовании судьбе.

  • Сущность человека – категория, олицетворяющая представление о том, что есть человек сам по себе, нечто глубинное и внутреннее, определяющее смысле человеческого.

  • Творчество – способность человека преобразовывать природный и социальный мир, созидать новую реальность в ходе духовной деятельности.

  • Утилитаризм – ценностная позиция, согласно которой высшим благом и критерием моральности является польза, выгода.

  • Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.

  • Ценность – положительная или отрицательная значимость чего-либо для человека или общества.

  • Эвдемонизм – ценностная установка, согласно которой высшей ценностью и критерием моральности считается стремление к счастью.


Тема: Проблема свободы в философии


Вопросы для обсуждения:

1. Как различные философы определяют сущность категории «свобода»?

2. Свобода абсолютная и относительная.

3. Свобода и ответственность.

4. Свобода и необходимость.


Вопросы для повторения:

1. Свобода воли в этике Канта.

2. Свобода во французском экзистенциализме.


Вопросы для размышления:

  • Чем определяются границы внутренней свободы человека?

  • Как соотносятся свобода и случайность, свобода и судьба?

  • Насколько человек свободен в условиях современного общества?

  • Почему многие мыслители считали свободу источником зла?


Литература:

- Алексеев П.В. Социальная философия. М., 2003. Гл. 8.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex/index.php).

- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. § 7 в гл. 17.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Пп. «Справедливость или свобода?» в гл. 8.3 раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Раздел VI. Гл. 2.

П. 3. «Феномен внутренней свободы»

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Философские словари и энциклопедии.


Дополнительная литература:

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. Учебник. М., 2000. Тема 18.

- Ильин И.А. О свободе// Ильин И.А. Путь духовного обновления. Гл.3. М., 1996.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000855/index.shtml).

- Камю А. Бунтующий человек. М., 1999. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/kamu_bunt/).

- Скородумова О.Б. Виртуальная личность и свобода// Вестник Московского университета.

Серия 7. Философия. №2. 2004.

- Тейчман Д., Эванс К. Философия. М., 2005. Гл. 4 части 1, гл. 12 части 3.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/teychman_filosofija/).

- Фромм Э. Бегство от свободы. М., 2004. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/fromm_begstvo/,

http://www.philosophy.ru/library/fromm/02/0.htm).

- Шаповалов в.Ф. Введение в философию. М., 1999. Раздел 6. Гл. 4. Категории человеческого

бытия.


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:

Аксиология – философское учение о ценностях.

Альтруизм – нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать личными интересами.

Антропология – философское учение о человеке.

Антропоцентризм – принцип, согласно которому человек есть центр философских размышлений и цель всех совершающихся в мире событий.

Аскетизм – образ жизни, характеризующийся воздержанностью в отношении к потребностям и материальным благам.

Ахимса – этический принцип индийской философии и религии, предусматривающий непричинение зла всему живому.

Волюнтаризм – направление в философии, признающее волю (объективную мировую или субъективную) в качестве основы всего сущего.

Воля – 1) сознательная целеустремленность человека на выполнение каких-либо действий,

2) понятие в неклассической философии, обозначающее первичное биологическое начало мира, стремление, самовыражение.

Гедонизм – ценностная установка, согласно которой благо сводится к удовольствию, наслаждению и избавлению от страданий.

Гипотетический императив – одна из форм нравственного закона в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку в своем лице и к человечеству в целом как к цели, а не только как к средству».

Гуманизм – точка зрения, предполагающая отношение к любому человеку как к совершенному существу и высшей ценности.

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений.

Добро – высшая моральная категория, противоположность зла, цель морального совершенствования, предполагает искреннее и бескорыстное стремление к благу общества или другого человека.

Добродетель – способность души к моральным действиям, направленность на добро, положительное моральное качество человека.

Долг – этическая категория, обозначающая нравственное требование в форме сознательного внутреннего принуждения к действию в соответствии с общепризнанными нормами.

Духовность – реальность сознания (человеческого или сверхчеловеческого), ассоциируемая с внутренним миром человека, противопоставляемая его природной сущности, сфера смысла и свободы.

Императив – повеление воли, внутреннее долженствование.

Индивидуальность – неповторимость каждой конкретной личности, единство уникальных свойств человека, отличающих его от других людей.

Карма – совокупность добрых и злых жизненных деяний, которая создает предпосылки для последующего существования; закон, определяющий цепь перерождений души.

Категорический императив – нравственный закон в этике И. Канта, «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства».

«Ман» - в немецком языке неопределенно-личное местоимение; понятие используется в экзистенциализме для обозначения способа существования личности в обществе, уничтожающего его индивидуальность.

Мораль, нравственность – регулирующая форма общественного сознания и поведения, целью которой является достижение гармонии личного и общественного интересов; система общезначимых норм и требований, исторически изменчивая, но обладающая относительной смысловой устойчивостью.

Нигилизм – точка зрения абсолютного отрицания, не связанного ни с какими положительными идеалами, необходимость переоценки устоявшихся ценностей.

Норма моральная – форма нравственного требования, регулирующая поведение людей посредством предписаний и запретов, сформировавшаяся на основе жизненной практики определенного сообщества.

Общество – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием.

Практический разум – в философии И. Канта сфера разума, ориентированного на мораль и религию, область веры.

Самосознание – выделение человеком себя из окружающего мира, осознание и оценка своего отношения к миру, себя как личности.

Свобода – возможность осуществлять какие-либо действия согласно своему желанию, действие при отсутствии препятствий, действия в условиях выбора различных возможностей, действия на основе познания объективной необходимости.

Совесть – способность личности к моральному самоконтролю, переживание ответственности за свои действия, критическая самооценка.

Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека.

Творчество – способность человека преобразовывать природный и социальный мир, созидать новую реальность в ходе духовной деятельности.

Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия.

Ценность – положительная или отрицательная значимость чего-либо для человека или общества.

Экзистенция – способ бытия человеческой личности, временное существование конкретного человека в аспекте его повседневных переживаний.


^ Тема: Проблема истины в философии

Вопросы для обсуждения:

1. Сформулируйте и проанализируйте классическое определение истины. Как изменились

представления об истине в философии 20-21 века?

3. В чем сущность различия абсолютной и относительной истины?

4. Что может служить критерием истины?

Вопросы для размышления:

  • Какую роль в философской теории познания играет агностицизм?

  • Существует точка зрения, согласно которой относительность истины делает познание мира бессмысленным. Насколько это справедливо?

  • Как соотносятся истина и добро в качестве высших ценностей?

  • Как критерии истины можно применить к анализу информации, содержащейся в современных СМИ?

  • Какие критерии истины необходимо применять при оценке информации из Интернета?


Вопросы для повторения:

1. Эмпиризм и рационализм Нового времени.

2. Гносеология Канта.


Литература:

- Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М., 1996. Глава 8 «Истина и заблуждение» раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Alex_Pan/index.php).

- Канке В.А. Философия: учебное пособие для студентов высших и средних специальных

учебных заведений. М., 2001. Пункты об истине в гл. 9.1 раздела 2.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/index.php).

- Философия/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. М., 2004. Раздел 3, гл. V. Познание

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/lavr/index.php;

http://www.i-u.ru/biblio/archive/lavrienko_filosofija/).

- Спиркин А. Философия. М., 2010. Гл. 12. Теория познания, § 8. Что есть истина.

(http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Spirk/index.php).

- Философия/ под общей редакцией В.В. Миронова. М., 2010. Пункт 4. Теория истины в гл. 1

раздела V. (http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Mironov/index.php).

- Философские словари и энциклопедии.


Дополнительная литература:

- Гадамер Х.-Г. Что есть истина.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000040/index.shtml).

- Декарт Р. Правила для руководства ума// Декарт Р. Сочинения в 2-х т. Т. 1. М., 1989.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000535/index.shtml).

- Кузанский Н. Об ученом незнании// Кузанский Н. Сочинения в 2 томах. Т.1.- М.: Мысль, 1979.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/kusanskiy_ob/).

- Проблема истины в современной философии// Вопросы философии. № 9, 1996.

(http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000751/index.shtml).

- Пуанкаре А. Интуиция и логика в математике. М., 1989.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/puankare_intlog/).

- Рассел Б. Человеческое познание, его сферы и границы. М., 2004.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/rassel_human/).

- Соловьев В.С. Вера, разум и опыт (http://www.i-u.ru/biblio/archive/solovev_vera/).

- Шлик М. О фундаменте познания. (http://www.i-u.ru/biblio/archive/shlik_o/).

- Юм Д. Исследование о человеческом разумении. М., 2005.

(http://www.i-u.ru/biblio/archive/jum_issledovanie/).


Понятия, необходимые для подготовки к занятию:


Агностицизм – направление в теории познания, отрицающее возможность получения

достоверных знаний о мире.

Анализ – процесс мысленного разложения целого на составные части, позволяющий выявить

его структуру, отделить существенное от несущественного.

Априори – термин, обозначающий знание, полученное до и независимо от опыта, изначально

присущее сознанию

Вера – духовная способность личности к некритическому эмоциональному восприятию

информации, служащая ориентиром человеческой деятельности.

Вещь в себе, вещь сама по себе – понятие, обозначающее существование вещей

независимо от человеческого познания; непознаваемая

и недоступная опыту сущность предметов.

Восприятие – состоящий из ощущений целостный чувственный образ предмета,

непосредственно воздействующего на органы чувств.

Врожденные идеи – понятия и положения, которые изначально присущи человеческому

мышлению и не зависят от опыта.

Гипотеза – форма теоретического знания, содержащая предположение, сформулированное

на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно

и нуждается в доказательстве.

Гносеология – философская теория познания.

Двойственная истина – схоластическое учение о взаимной независимости истин философии и богословия и первичности последних.

Дедукция – умозаключение, которое ведет от общего к частному, от общего к особенному.

Детерминизм – учение о всеобщей закономерной связи и причинной обусловленности всех явлений.

Дефиниция – краткое логическое определение, устанавливающее отличительные признаки

предмета или значение понятия.

Заблуждение – иллюзорное осознание действительности, непреднамеренное искажение истинных представлений о мире.

Закон – внутренняя устойчивая и существенная связь явлений, обуславливающая их упорядоченное изменение.

Индукция – умозаключение, основанное на переходе от единичных фактов к общим

положениям, движение мысли от частного к общему.

Интуиция – особая форма познавательной деятельности, способность непосредственного

постижения истины.

Иррациональный – не постигаемый разумом, мышлением, невыразимый в логических понятиях.

Истина – верное, правильное отражение действительности в сознании человека; характеристика знания как достоверного.

Логика – наука, изучающая формы мысли, разрабатывающая законы и принципы,

необходимые для достижения истинных заключений и построения правильных

доказательств.

Ложь – сознательное искажение действительного положения вещей.

Методология – 1) совокупность познавательных средств, приемов, используемых в какой-либо науке; 2) область знания, изучающая средства и принципы организации познавательной и практической деятельности.

Мышление – активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях и теориях, связанный с обобщением результатов познания окружающей действительности; существует лишь в связи с речью и социальностью.

Объективное – независимое от воли и сознания человека, обладающее самостоятельным существованием.

Ощущение – отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств.

Понимание – форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение

смыслового содержания предмета; способность постичь смысл и значение

чего-либо.

Понятие – форма мышления, отражающая общие закономерности, существенные стороны явлений; обобщение предметов по их специфическим признакам.

Практика – специфически человеческая, сознательная, целеполагающая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность.

Представление – обобщенный чувственный образ предмета, сохраняемый и воспроизводимый в сознании вне непосредственного воздействия предмета на органы чувств.

Рационализм – 1) направление в теории познания, согласно которому основой познания и источником истины является разум,

2) совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, рассудок, мышление, логический порядок вещей; вера в неограниченную силу человеческого разума.

Сенсуализм – учение в гносеологии, признающее ощущение единственным источником познания.

Синтез – процесс мысленного воссоединения целого из частей, результатом которого является новое образование, свойства которого есть результат взаимовлияния свойств частей; соединение множества в единство.

Скептицизм – концепция, подвергающая сомнению возможность познания человеком объективной действительности.

Сознание – высшая форма активного целенаправленного отражения объективной действительности, представляющая собой единство психических процессов, совокупность чувственных и умственных образов.

Солипсизм – теория, согласно которой существует только субъективное Я и содержание его сознания.

Субъективное – то, что определяется волей и сознанием отдельного человека.

Суждение – форма мышления, отражающая отдельные вещи, явления и процессы, их свойства, связи и отношения; устанавливающая связь между понятиями.

Сущность – смысл вещи, совокупность ее важнейших свойств; то, что делает вещь собой.

Теория – форма научного знания, дающая целостное обобщенное знание о закономерных и существенных связях; которая описывает, объясняет и предсказывает развитие определенных объектов.

Умозаключение – форма мышления, посредством которой из ранее установленного знания (нескольких суждений) выводится новое знание.

Феномен – явление, данное нам в опыте, постигаемое при помощи чувств.

Эксперимент – исследование явлений путем активного воздействия на них при помощи создания условий, соответствующим целям исследования.

Эмпиризм – направление в теории познания, согласно которому основой познания и источником истины является чувственный опыт.




Скачать 231.09 Kb.
оставить комментарий
Дата09.04.2012
Размер231.09 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх