Всемирные универсальные выставки как явление культуры icon

Всемирные универсальные выставки как явление культуры


Смотрите также:
Специализированные и универсальные выставки (ярмарки)...
Русское монашество как историко-культурное явление 24. 00. 01 Теория и история культуры...
Сущность культуры и ее структура...
Неразрушающий контроль разрушает границы...
-
Научно-исследовательская работа по русскому языку Феномен...
Наступят всемирные узы союза, одна великая гармония и конфедерация сатанинских сил...
Концепция рекламы как формы психологических воздействий...
Основная мысль текст...
Положение об участии в Международном Фестивале сказочных персонажей «Всемирные Сказочные Игры»...
Канистерапия как средство формирования культуры любви...
Примерная программа учебной дисциплины русский язык введение...



Загрузка...
скачать


На правах рукописи


Иноземцева Ирина Евгеньевна


ВСЕМИРНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ВЫСТАВКИ

КАК ЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ


Специальность: 24.00.01- теория и история культуры


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата культурологии


Челябинск - 2011

Работа выполнена на кафедре культурологии и социологии

Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Челябинская государственная академия культуры и искусств»


Научный руководитель – кандидат культурологии, доцент

^ Тарасова Юлия Борисовна


Официальные оппоненты – доктор культурологии, доцент

Семёнова Валентина Ивановна;


кандидат культурологии, доцент

^ Добрейцина Лидия Евгеньевна


Ведущая организация – Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Нижневартовский государственный гуманитарный университет»


Защита состоится 16 декабря 2011 г. в 10.00 на заседании объединенного совета ДМ 210.020.01 по защите докторских и кандидатских диссертаций по специальностям 09.00.13 и 24.00.01 при ФГ БОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств» по адресу: 454091, Челябинск, ул. Орджоникидзе, д.36 а, ауд. 206 (конференц-зал)


С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГ БОУ ВПО «Челябинская государственная академия культуры и искусств».


Автореферат разослан «15» ноября 2011 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат культурологии, доцент Ю.Б. Тарасова

^ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ


Актуальность темы исследования

С древности людям, разделенным языковыми барьерами, были свойственны стремление к демонстрации своих национальных достижений и дух всемирного соперничества. Эпоха технических революций и научного прогресса год от года усиливала международную конкуренцию за открытия, технические разработки, новации. Возникла потребность в месте, где мог бы происходить взаимовыгодный обмен мнениями и презентация самых последних достижений. В этом смысле важную роль стали выполнять выставки, в ходе которых посетители могли видеть, как по-разному устроен мир.

Среди многочисленных выставок мирового масштаба особое место занимают всемирные универсальные выставки ЭКСПО, которые аккумулируют различные культуры всего мира в одном месте с целью осуществления процесса глобального взаимообмена. Любая страна-участница получает возможность наиболее полно рассказать о своих достижениях, возможностях и перспективах.

Часто выставочную деятельность рассматривают как перспективную отрасль экономики, а саму выставку – как уникальный маркетинговый механизм или удачную PR-кампанию. Но всемирная выставка – это и своеобразный инструмент, который используют правительства многих стран мира для диалога с общественностью, показа достижений национального искусства, органически связанного с культурой всей страны.

В последние 10-20 лет ЭКСПО трансформировались в эффективный инструмент поиска новых подходов к возникающим перед человечеством глобальным проблемам: разрыв между богатыми и бедными государствами (проблема «Север-Юг»), коммуникационный бум, рост мегаполисов, экологические катастрофы и т.п.

Недавно прошедшая «ЭКСПО-2010» убедительным образом продемонстрировала, что индустриальная эпоха с опорой на промышленные технологии завершилась, и вместе с ней пройден соответствующий этап выставочного развития как эпохи грандиозных технологических показов, технологических выставок. Таким образом, благодаря ЭКСПО в мире сформировалось совершенно новое понимание роли выставочного процесса как в национальном, так и в международном развитии.

Всемирная выставка стала выдающимся международным культурным событием. С позиций сегодняшнего дня можно утверждать, что всемирная выставка – это площадка для диалога культур, поскольку и участники, и посетители выставки имеют возможность в полном объеме познакомиться с культурными ценностями, традициями и т.д. различных обществ.

И, как бы всемирные выставки ни трансформировались, они и теперь, в эпоху построения информационного общества и в условиях обострения глобальных противоречий, продолжают оставаться уникальным явлением мировой культуры, играя роль катализаторов процесса межкультурного диалога, который стал осуществляться на практическом уровне, дав импульс культурному сотрудничеству многих стран. В итоге, всемирная универсальная выставка предоставляет прекрасную возможность и для развития межкультурных коммуникаций, и для диалога культур.

Вместе с тем, сегодня наблюдается значительное отставание издания научной литературы по вопросам выставочной деятельности от темпов развития выставочного бизнеса; слабое освещение в средствах массовой информации хода проведения и значимости современных всемирных выставок; фрагментарность и эпизодичность теоретических и историко-культурных обобщений результатов всемирных выставок.

Сказанным выше определяется актуальность исследования потенциала и особенностей всемирных выставок с позиций теории и истории культуры, с перспективой использования полученных данных при определении и реализации культурной политики.

^ Степень научной разработанности проблемы.

Предлагая культурологический анализ всемирной универсальной выставки, целесообразно в первую очередь обратить внимание на вопросы межкультурной коммуникации и взаимодействия культур.

Межкультурная коммуникация как многоаспектный феномен исследовалась с разных позиций. Так, к примеру, одно из центральных мест эта тема занимает в отечественной лингвистике, о чем свидетельствует целый ряд публикаций последних лет (Л.И. Гришаева, Т.Г. Грушевицкая, Д.Б. Гудков, О.А. Леонтович, С.Г. Тер-Минасова и др.). В рамках отечественной коммуникативной теории можно выделить работы, посвященные проблемам речевого общения (В.В. Богданов, А.Е. Войскунский, О.Я. Гойхман, О.Л. Каменская, Т.М. Надеина, Г.Г. Почепцов, Е.Ф. Тарасов), взаимоотношения сознания и коммуникации (Б.М. Гаспаров, И.А. Зимняя, В.В. Красных, В.Я. Шабес), а также языка и коммуникативного поведения человека (Т.Г. Винокур, И.П. Сусов).

Проблему взаимодействия культур и межкультурных коммуникаций исследовали философы Н.Я. Данилевский, П. Сорокин, А. Тойнби, О. Шпенглер, С. Хантингтон и др. Из исследователей, внесших весомый вклад в развитие проблематики диалога, можно назвать А.В. Ахутина, B.C. Библера, М.С. Кагана, Н.В. Кокшарова, Г.С. Померанца, Е.Н. Шапинскую и др.

В последние десятилетия переосмысливались философско-культурологические основания диалога М.М. Бахтина, диалога культур B.C. Библера, диалогической концепции М. Бубера. В этой связи возникли вариативные модели диалога: «универсальный диалог» (М.С. Каган), диалог культурных миров (Г.Г. Померанц), диалог цивилизаций (Г.А. Аванесова, Б.С. Ерасов, А.П. Назаретян, А.И. Неклесса).

Процессы глобализации крайне обострили проблему межкультурных взаимоотношений. Данным вопросом занимались: О.Н. Астафьева, А.С. Ахиезер, В.Е. Багно, Т.Г. Богатырева, П.С. Гуревич, В.Е. Давыдович, Г.В. Драч, С.Н. Иконникова, И.В. Кондаков, Э.В. Сайко и многие другие.

По выставочной тематике в целом было защищено около двух десятков диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских, исторических, экономических, социологических наук, архитектуры и искусствоведения. Так, например, социологические аспекты выставки как организации и особенности развития выставочной деятельности в информационном обществе проанализированы А.Ю. Поповой. Отдельные вопросы истории выставочной деятельности в России представлены в работах С.А. Корепановой и Е.В. Логутовой.

Однако всемирные, а тем более, всемирные универсальные выставки крайне редко становились объектом диссертационных исследований, причем изучались лишь отдельные аспекты их функционирования.

Непосредственно всемирную выставку с искусствоведческой точки зрения рассматривали Ю.Н. Елфимов, О.В. Казакова, Н.А. Коновалова, Г.С. Макарова, Ю.А. Никитин, И.С. Николаев и другие. Проблемы стиля эпохи, стиля мышления и национального менталитета участников выставки изучались в работах А.Н. Бенуа, А.В. Павловской, З.В. Сикевича, В.В. Стасова. С точки зрения философии всемирная универсальная выставка как конструирование будущего рассматривалась А.Э. Курумчиной.

Экономическая, маркетинговая составляющая всемирных выставок была изучена в работах А.И. Балабанова, И.Т. Балабанова, Ю.Н. Грачева, Я.Г. Критсотакиса, В.В. Покровской, И.К. Филоненко, В.И. Фомичева, а также специалистов выставочного бизнеса, среди которых: В.Я. Ильин, А.М. Кессель, И.А. Красавченко, А.Н. Лебедев, В.О. Михайлов, М.В. Слушаенко, О.У. Юлдашева.

Кроме того, вопросы участия России и Урала во всемирных универсальных выставках хотя и освещались (И.Г. Большаков, В.А. Кокорев, М.А. Орлов, Д.И. Тихомиров), но по-прежнему ощущается острый недостаток аналитической информации. Единственные полноценные источники – работа Генерального комиссара Всемирной выставки в Севилье 1992 года В.Н. Шпакова «Россия на всемирных выставках, 1851-2000: к 150-летию Первой Всемирной выставки» и Н.А. Мезенина «Урал на всемирных выставках».

Выставочную деятельность в СССР систематически освещало множество научных и общественно-политических изданий. Особое место среди них занимали профильные издания (журналы «Архитектура СССР» и «ВДНХ СССР») и монографии. В современной России научных изданий, посвященных рассматриваемой теме, практически не осталось. Имеется лишь специализированная периодика, не носящая научного характера. Это «Вестник Гильдии выставочных организаций МТПП» (Московская торгово-промышленная палата), всероссийская выставочная газета «Удача – ЭКСПО»; информационно-справочное издание «ЭКСПО ВЕДОМОСТИ»; журнал «Бизнес и выставки» и многие другие.

Анализ степени изученности темы показал, что до сих пор не было обобщающей работы, в центре внимания которой была бы всемирная универсальная выставка как явление культуры.

^ Объект исследования – всемирная универсальная выставка.

Предметная область исследования – сущность, историческая динамика и значение всемирной универсальной выставки как явления культуры.

^ Цель диссертационного исследования осуществить анализ содержания и особенностей всемирной универсальной выставки как явления культуры.

Поставленная цель определяет исследовательские задачи:

  1. Раскрыть сущностные характеристики, функции, основные этапы исторического развития выставки через призму культуры.

  2. Осуществить культурологическую интерпретацию понятия «всемирная универсальная выставка», проанализировать характер его связи с понятиями «коммуникация», «межкультурная коммуникация», «диалог культур».

  3. Выявить сущность, культурную специфику, тенденции функционирования и развития всемирных универсальных выставок в исторической ретроспективе и на современном этапе.

  4. Проанализировать историческую динамику роли России и Урала (Челябинской области) в диалоге культур на всемирных универсальных выставках.

^ Теоретико-методологическая база диссертационного исследования.

Теоретической базой диссертационной работы стали труды крупнейших отечественных культурологов, социологов, специалистов по выставочной деятельности и межкультурной коммуникации, позволяющих раскрыть многогранность всемирной универсальной выставки. Диссертант, в частности, опирается на труды таких авторов как: М.М. Бахтин, В.С. Библер, А.С. Кармин, М.С. Каган, Т.Г. Грушевицкая, Г.Г. Почепцов, Э.Б. Гусев, В.Н. Шпаков.

Для анализа феномена всемирных выставок был применен интегративный метод, поскольку изучение данного феномена предполагает использование результатов исследований ряда дисциплинарных областей: культурологии, социальной философии, искусствоведения, маркетинга и т.д.

В методологическом плане основу исследования составили системный подход, применявшийся для выявления элементов и анализа особенностей структуры и инфраструктуры всемирной выставки; функциональный подход, который помог в определении роли всемирных универсальных выставок в культуре.

Кроме этого, при проведении исследования были использованы следующие методы: сравнительно-исторический метод – для анализа отдельных феноменов всемирной выставки в исторической ретроспективе, а также для установления сходства и различий самих всемирных выставок и их взаимодействия; метод анализа документов использовался при обработке публикаций в периодической печати, монографий, документальных и справочных материалов; метод анализа и синтеза, аналогии и сравнения помог при рассмотрении количественных и качественных показателей деятельности всемирной универсальной выставки (рост числа стран-участниц, посетителей и т.д.); метод описания – при раскрытии деятельности и анализе конкретных всемирных универсальных выставок.

^ Научная новизна исследования:

1. Определена специфика выставки как мероприятия, включающего в себя не только экономические, политические, маркетинговые компоненты, но и значимого, прежде всего, своей культурной составляющей. Выставка осуществляет ряд функций, свойственных культуре (гуманистическую, знаковую, символическую, адаптивную, регулятивную, познавательную, информационную, коммуникативную, эстетическую, гедонистическую) и потенциально является средой для межкультурной коммуникации и диалога культур.

2. Предложена дефиниция всемирной универсальной выставки как коммуникационной среды, где в конкретных пространственно-временных координатах страны-участницы осуществляют свою интерпретацию актуальных мировых социокультурных проблем, через самобытность и /или инновационные решения, вступая при этом в диалог с другими культурами.

3. Доказана социокультурная значимость всемирных универсальных выставок, заключающаяся в том, что всемирные универсальные выставки содействуют сближению мировых цивилизаций и культур; способствуют налаживанию межкультурной коммуникации, в рамках которой формируется культурная среда, уникальная по составу участников, содержанию экспозиций и мероприятий, а также межкультурного диалога.

4. Дана характеристика культурного потенциала участия России и Урала в наиболее значительных всемирных универсальных выставках, пришедшихся на переломные моменты истории страны. Прослежена динамика диалога России, Урала с мировыми культурами от поверхностного обмена ценностями материальной культуры в XIX в. до активного сотрудничества по глобальным социокультурным проблемам в XXI в.

^ Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Выставка является систематическим, заранее запланированным социокультурным мероприятием, в рамках которого осуществляется публичная демонстрация достижений в различных областях общественной жизни на отведенном для этого пространстве, в течение определенного времени, в ходе которого происходит взаимодействие участников путем диалога. Каждая выставка реализует информационную, коммуникативную, адаптивную, знаково-символическую, регулятивную, познавательную, гуманистическую, эстетическую, гедонистическую функции культуры.

  2. Возникнув как явление в области торговли, всемирные универсальные выставки трансформировались в событие межкультурной коммуникации, привлекая все больше внимания как стран-участниц, так и посетителей выставки, где через диалог культур происходит взаимодействие между государствами по глобальным вопросам современности.

  3. Всемирная универсальная выставка является полем диалога культур на нескольких уровнях и по различным направлениям. На выставках третей четверти XIX века (1851-1876 гг.) преобладал межличностный диалог, с 1878 г., когда в Париже впервые были проведены различные конгрессы, начинает развиваться межпрофессиональный диалог; с нарастанием глобальных проблем в XX-XXI вв. возникла потребность в межцивилизационном диалоге, что нашло свое отражение в тематике всемирных универсальных выставок.

  4. Представляя свои экспозиции на большинстве всемирных универсальных выставок, Россия стала полноправным участником диалога культур. Она прошла путь от номинального до полноценного участия, став одним из признанных лидеров мирового сообщества. Кроме того, всемирная универсальная выставка дает возможность раскрытия культурного потенциала каждого региона России, что ярко проявилось на примере участия Урала в ЭКСПО.

^ Теоретическая и практическая значимость исследования.

Работа имеет, прежде всего, теоретическое значение в контексте развития культурологического знания, теории межкультурной коммуникации, проблематики выставочной деятельности. Понимание всемирных универсальных выставок как коммуникационной среды, способствующей развитию диалога культур, расширяет границы в научном анализе данного феномена. Историко-культурный ракурс рассмотрения всемирных универсальных выставок дает дополнительные основания для определения роли Запада и Востока, России и Урала в мировой культуре. Материалы диссертации могут использоваться в качестве концептуальной основы для дальнейших исследований явлений, схожих по своему культурному значению – олимпийских игр, международных конкурсов, дипломатических форумов и т.п. Основные положения работы могут быть учтены и при проведении прикладных исследований в соответствующих областях.

Включение материалов диссертации в программы общего и профессионального образования позволяет тематически расширить курсы культурологии, истории, межкультурной коммуникации, краеведения.

Кроме того, результаты исследования могут быть полезны специалистам выставочной индустрии и международных отношений, руководителям региональных и федеральных органов исполнительной власти. Значимость и престижность участия России и Урала в ЭКСПО (а в дальнейшем – и вопросы проведения всемирной универсальной выставки на территории нашей страны, в Уральском регионе) диктует ключевые ориентиры культурной политики государства и регионов в кратко- и долгосрочной перспективе.

^ Апробация результатов работы.

Практическое применение основных положений исследования велось на протяжении всего периода работы над диссертацией. Материалы диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и социологии Челябинской государственной академии культуры и искусств, кафедры общественных дисциплин Уральского социально-экономического института (филиала) Академии труда и социальных отношений (г. Москва). Результаты и положения работы докладывались и обсуждались на Международной научной конференции «Культура и коммуникация» (Челябинск, 2006); на XXV и XXVI международных научно-практических конференциях «Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации» (Челябинск, 2008 и 2009 гг.). Они рассматривались и на конференциях молодых ученых: в г. Чите (2009 г.) и г. Москве (2009 г.). Основные тезисы исследования были опубликованы в сборнике научных трудов ИНИОН РАН. Кроме того, исследователь инициировал диалог по данной теме на форуме электронного журнала «Аналитика культурологии».

В рамках курса «Культурология» автором исследования были проведены занятия по теме «Всемирные выставки» для студентов I курса Уральского социально-экономического института.

Публикации. Основные положения диссертации отражены в тринадцати статьях, в том числе четырех, опубликованных в ведущих рецензируемых научных журналах.

^ Структура и объем диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка литературы (202 источника, в том числе специализированных WEB-ресурсов), диаграмм, таблиц и приложения. Общий объем работы – 180 страниц.


^ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ


Во введении обоснована актуальность темы исследования, оценена степень разработанности проблемы, определены объект и предмет, сформулированы цели и задачи работы, охарактеризованы методы исследования, показана его научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

^ В первой главе «Историко-теоретические аспекты исследования всемирных выставок как явления культуры» выставочная деятельность рассматривается через призму культуры.

^ В начале параграфа 1.1 «Сущность и культурная специфика выставки» определены отличительные черты выставки, показана историческая динамика развития выставочного дела в России и за рубежом с момента зарождения до настоящего времени.

Анализируя традиционное понимание выставки и широко используемые принципы классификации, автор считает необходимым рассматривать выставку, прежде всего, как явление культуры. Культура в данном исследовании понимается как совокупность достижений общества в его материальном и духовном развитии, своеобразие жизни наций и народов в той или иной период истории, транслируемые из поколения в поколения значимые символы, идеи, ценности, обычаи, верования и т.д.

Выставка в этой связи определяется как систематическое, заранее запланированное социокультурное мероприятие, в рамках которого осуществляется публичная демонстрация достижений в различных областях общественной жизни на отведенном для этого пространстве, в течение определенного времени, в ходе которого происходит взаимодействие путем диалога.

Выставку можно понимать как коммуникацию в самом широком смысле слова, то есть как формирование, функционирование и развитие множественных форм связей и отношений, возникающих в процессе обмена информацией и способствующих сохранению и развитию духовного единства человеческой общности. В современном, быстро меняющемся мире, коммуникационная функция выставок будет приобретать все большую значимость, так как именно она может максимально удовлетворять информационные потребности людей. Можно говорить и о том, что выставка – это информационный ориентир. Именно на выставках часто демонстрируются последние модели образцов той или иной продукции, перспективные технологии и разработки, проводятся «круглые столы», семинары, конференции, где происходит заинтересованный обмен мнениями между специалистами, что способствует совместной выработке новых идей, разработок, подходов. Выставка, таким образом, способствует развитию межкультýрной коммуникации, которую автор исследования рассматривает как совокупность разнообразных форм отношений между двумя и более культурами, а также обмен продуктами их деятельности.

Выставка является уникальной площадкой демонстрации многообразия культур, где каждая страна может показать свои культурные ценности и традиции, новейшие концептуальные научно-технические, технологические, экологические решения стоящих перед человечеством глобальных проблем и при этом найти взаимопонимание с другими участниками выставки, с целью дальнейшего сотрудничества по самым актуальным вопросам.

Развивая мысль о том, что выставки позволяют знакомиться с другими культурами, которые иногда чужды нашему менталитету, автор приходит к выводу, что выставка – это среда для диалога. В данном исследовании под диалогом понимается взаимопонимание с целью решения задачи и проблемы, в ходе и посредством которого участники исходно признают наличие взаимных расхождений в оценке проблемной ситуации и возможностей выхода из нее, а также необходимое условие и средство изменения и гармонизации этих связей. Выставка – яркий пример развития диалога: между людьми, народами, между профессионалами, между странами и международными организациями, принимающими участие в выставочных мероприятиях.

Более того, выставку целесообразно рассматривать не только как диалог вообще, но и как диалог культур. В контексте данного исследования это многоаспектный процесс познания иной культуры через свою, а своей через другую путем культурной интерпретации и адаптации этих культур друг к другу, но в условиях принципиального смыслового несовпадения большей части обеих. Роль диалога культур велика: он ослабляет социокультурные основы столкновения цивилизаций; помогает преодолеть противостояние цивилизаций; является необходимой предпосылкой сотрудничества между ними; на основе диалога строится высшая форма взаимодействия цивилизаций – их партнерство. Выставка, и в частности – всемирная универсальная выставка является типичным примером такого диалога.

^ В параграфе 1.2 «Всемирная универсальная выставка: особенности, функции и тенденции развития» отмечается, что Всемирная универсальная выставка является наиболее крупной единицей выставочного дела. Во всемирных универсальных выставках принимают участие не отдельные компании и предприятия, а государства. Опыт проведения всемирных выставок, начиная с Лондонской 1851 г., обусловил необходимость законодательного оформления взаимоотношений между странами при организации подобных мероприятий. Результатом этого диалога явилось подписание в Париже 22 ноября 1928 г. Конвенции о международных выставках, которая вступила в силу 30 декабря 1930 г. Для решения практических вопросов, связанных с организацией и проведением всемирных выставок, было создано Международное бюро выставок (МБВ), в котором сегодня работают представители 140 стран..

В исследовании предлагается авторское определение всемирной универсальной выставки как коммуникационной среды, где в конкретных пространственно-временных координатах страны-участницы осуществляют свою интерпретацию актуальных социокультурных проблем, через самобытность и /или инновационные решения, вступая при этом в диалог с другими культурами.

Культурологический ракурс работы предполагает рассмотрение всемирной универсальной выставки с точки зрения реализации функций культуры. Так, например, гуманистическая функция находит свое выражение в демонстрации отношения человека к себе и природной среде (вопросы экологии, ноосферы на всемирных выставках и т.д.). Знаковая и символическая функции проявляются, например, в том, что каждое государство при подготовке к выставке определяет свое видение культурного развития страны, разрабатывает проект, который иногда сам становится символом города или государства (Эйфелева башня, скульптура «Рабочего и колхозницы» и др.). Каждая страна-хозяйка всемирной выставки разрабатывает символ–эмблему, в содержание которого вкладывает все культурное богатство своей страны. К примеру, на последней выставке в Шанхае эмблема была выполнена в форме китайского иероглифа «мир», который в широком смысле означает «человечество», «стремление к гармонии». Столь же яркое воплощение получают на всемирных универсальных выставках адаптивная, регулятивная (нормативная), познавательная, информационная, коммуникативная, эстетическая, гедонистическая, диалоговая функции культуры.

Следуя логике рассмотрения выставки, заявленной в первом параграфе работы, во втором прослежена динамика развития диалога культур на ЭКСПО: от межличностного до межцивилизационного. Межличностный диалог был, пожалуй, первой формой межкультурного взаимодействия на всемирных выставках, сохраняющий свои функции до сегодняшнего дня. При этом масштабы такого общения растут. В среднем число посетителей современных всемирных универсальных выставок, которые знакомятся с традициями и ценностями других культур, достигает 40 млн. человек. ЭКСПО становится и ареной диалога представителей профессиональных сообществ, который начался в 1878 г. в Париже, когда впервые были организованы многочисленные конгрессы, и продолжается до сих пор, охватывая тысячи профессионалов в различных областях. На ЭКСПО имеют возможность напомнить об уникальных ценностях культуры любые, даже самые малочисленные народы или этносы. Так, на Всемирной выставке в Аити (2005 г.) в составе делегации России принимали участие народы Севера, при этом юкагирский мамонт (одна из археологических находок) выступил символом ЭКСПО-2005.

В работе утверждается, что диалог культур на всемирной универсальной выставке осуществляется по следующим направлениям: взаимная торговля – обмен продуктами материального производства; взаимообмен научными достижениями; совместная научная и производственная деятельность; межкультурная коммуникация, в первую очередь межъязыковая и в сфере информации; взаимный обмен ценностями духовной культуры. При этом диалог культур находил отражение и в тематике и выборе места проведения выставки. Так, например, символом диалога между европейской и американской культурами можно считать выставку 1893 года в Чикаго (США), посвященную 400-летию открытия Америки, которая в дальнейшем получила название «Колумбова». Эта же тема только с разницей в 100 лет прозвучала вновь на открытии ЭКСПО-92 в Севилье (Испания), откуда более 500 лет началось путешествие Колумба.

Анализируя историю всемирных универсальных выставок, автор выделяет некоторые тенденции в их развитии. В коммуникационно-архитектурном плане всемирные выставки прошли путь от разрозненных экспонатов, собранных под одной крышей (первые выставки) через тематические павильоны конца XIX-начала ХХ вв. до идеи демонстрации единства человечества в многообразии, которая выразилась в строительстве на современных выставках центрального павильона и павильонов стран-участниц. Наиболее ярко эта идея проявилась на выставке Осака-1970, девиз выставки «Прогресс и гармония для человечества» был символически воплощен в генеральном плане в виде разветвленного дерева.

В географическом плане Европа долгое время оставалась метрополией выставок. С 1970-х гг. началась «японская эра» выставок (Осака-1970, Окинава-1975, Цукуба-1985). Тот факт, что первые всемирные выставки XXI века прошли именно в Азии (Аити-2005 и Шанхай-2010), нельзя считать случайностью. Это еще раз демонстрирует изменение роли Запада и Востока не только в мировой экономике, но и культуре.

В заключение анализа исторического развития всемирных универсальных выставок, в параграфе выделены три периода, отражающие, в том числе, тенденции развития мировой культуры: 1851-1938 гг. – эпоха индустриализации, когда в центре внимания на ЭКСПО были промышленность и торговля; 1939-1987 гг. – акцент был смещен от торговли к важности различных культур для человечества в целом; с 1987 г. по настоящее время – период особого внимания к глобальным проблемам человечества.

^ Во второй главе «Диалог культур на всемирных выставках (на примере участия России и Урала)» прослежена динамика исторического и культурного потенциала и участия в диалоге культур страны и региона.

^ В параграфе 2.1 «Россия как участница всемирных выставок: история и современность» анализируются объективные основания трансформации культурно-исторической роли страны как участницы крупнейших международных выставочных мероприятий.

За 160 лет состоялось около 30 всемирных универсальных выставок. Несмотря на изменения политического, социально-экономического, культурного положения, наша страна регулярно участвовала в большинстве из них. Именно на всемирных универсальных выставках впервые произошло широкое знакомство мира с самобытной русской архитектурой, изобразительным и декоративно-прикладным искусством, предметами промышленного, сельскохозяйственного и кустарного производства, что значительно способствовало укреплению престижа России за рубежом. Участие нашей страны в этих выставках укрепляло торговые связи с иностранными партнерами, способствовало возникновению тесных культурных связей и совместных проектов.

Автором предложена периодизация участия России во всемирных универсальных выставках, основанная на этапах культурного и исторического развития страны, а также связанная со степенью участия в диалоге культур. В данной периодизации есть исторические перерывы, связанные с тем, что в период с 1911 г. по 1925 г. и с 1970 г. по 1992 г. универсальные выставки не проводились, всемирные выставки были тематическими, которые в данном исследовании не анализировались.

Итак, I этап – с 1851 по 1911 гг. Данный этап характеризуется тем, что Россия как одна из стран-участниц делала первые шаги в представлении собственных достижений на мировой арене. Поначалу ею преследовались традиционные цели: познакомиться с достижениями других стран, продемонстрировать свои. Этим и объясняется представление иногда крайне скудных экспонатов, которым было трудно конкурировать к примеру, с английскими или американскими.

В целом, этот этап характеризуется попытками «дотянуться» до уровня социально-экономического развития европейских стран, поэтому о полноправном участии в диалоге можно говорить лишь номинально. Но к концу XIX века ситуация начинает меняться: посещение российских павильонов становится модным и престижным, и страна перестает восприниматься «отсталой», а ее культура становится ориентиром для многих поколений людей и различных культур. В глазах западного мира Россия стала постепенно избавляться от образа дикой полуазиатской страны, все более интегрируясь в мировое пространство.

II этап – с 1925 по 1970 гг. Это непростое время внутреннего исторического и культурного развития нашего государства, но, тем не менее, именно с этим этапом связано укрепление позиций России (СССР) на мировой арене. Участие страны становилось примером, а в некоторых случаях – стимулом для других стран-участниц. Ведь не участвовать во всемирных смотрах одна из сверхдержав мира просто не могла из соображений престижа. Именно после парижской (1937 г.) и нью-йоркской (1939 г.) выставок СССР стал для всего мира одной из лидирующих индустриальных и научных держав.

«Догнать и перегнать» – главная задача СССР на данном этапе, и диалог культур если и происходил, то носил идеологический и политический характер в битве за лидерство в противостоянии СССР – Германия, СССР – США. Только с падением «железного занавеса» можно стало говорить о постепенной готовности страны к диалогу.

III этап – с 1992 года по настоящее время. Начало этого этапа совпало с радикальными изменениями: распадом мощной державы и единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, которые зачастую не только отвергали ценности общей культуры Советского Союза, но и культурные традиции друг друга. Поэтому новой России нужно было доказывать свое положение в мировом сообществе. Страна изначально стала позиционировать себя как активного участника диалога в мировом культурном пространстве.

Стремление России (вполне обоснованное, учитывая масштабы страны, ее экономический и военный потенциал, наконец, богатство культурного наследия) играть ведущую роль на международной арене требует от ее представителей умения убеждать и задавать тон во взаимодействии с другими культурами, и всемирная универсальная выставка дает такую возможность. Примером может служить результат последний выставки в Шанхае, где Национальный доклад «Развитие городов: итоги ЭКСПО-2010. Взгляд из России» стал основой «Шанхайской декларации», подписанной всеми странами-участницами. Таким образом, ключевым результатом участия в ЭКСПО-2010 явилось то, что Россия посредством представления оригинальной экспозиции, участия в деловой и культурной программах, стала одним из самых активных участников глобального культурного диалога,

В целом, можно сказать, что Россия на всемирных универсальных выставках прошла путь от страны, демонстрирующей меха и драгоценности, до великой космической, научной и промышленной державы. Участие нашей страны во всемирных универсальных выставках показало, что Россия в состоянии конструктивно участвовать в диалоге культур, являясь одним из активных его участников и внести весомый вклад в мировое культурное пространство. Именно это дает основания рассматривать Россию как потенциальную страну-хозяйку ЭКСПО-2020.

^ Во втором параграфе 2.2 «Культурная презентация Урала на всемирных универсальных выставках» анализируется культурный потенциал региона и его раскрытие на ЭКСПО.

Богатство художественной и промышленной культуры России нельзя представить без уральского вклада. На всех международных выставках камнерезные изделия, чугунное литье, художественное оружие Урала неизменно отмечались наградами, приобретая мировое признание и значение.

Половина всемирных выставок, на которых присутствовала Россия, прошла с участием Урала. Каждая экспозиция была визитной карточкой времени, потому что демонстрировала достижения культуры, науки, и техники того периода в разных странах и давала обобщенную картину мирового состояния в этих областях.

Вершиной участия нашего края во всемирных универсальных выставках считается экспозиция 1900 года в Париже. Прежде всего, это каслинский чугунный павильон, который стал эталоном выставочной витрины для каслинского художественного литья. В настоящее время павильон зарегистрирован в Международном каталоге музеев как уникальный художественный памятник мирового значения.

Выставка в Нью-Йорке (1939 г.) стала значимым событием не только для Урала, но и всей страны на долгие годы вперед. Впервые на ней был показан механизированный макет Магнитогорского комбината, чья история неразрывно связана с историей всей страны. Для большинства россиян Магнитогорский металлургический комбинат ассоциируется с первыми пятилетками. Но легендарная Магнитка и сейчас – лидер отечественной и мировой черной металлургии, который уверенно сохраняет свои позиции на российском и мировом рынках.

Еще один завод составил славу Челябинской области на выставке в Брюсселе (1958 г.) – завод им. Колющенко.  На этой выставке экспонаты были удостоены золотой медали и диплома первой степени. Техника, выпускаемая челябинским заводом, эксплуатируется на всей территории России, во многих странах мира. 

Впервые за долгие годы участие во Всемирной универсальной выставке в Шанхае-2010 приняла делегация Челябинской области. Свое участие в составе делегации заявили более двадцати предприятий Южного Урала.

В рамках ЭКСПО-2010 прошла демонстрация презентационного фильма о Челябинской области. Город Магнитогорск представил собственную экспозицию. Символом презентации города металлургов стала знаменитая каменная статуя «Человек, смотрящий в небо». Недаром проект Магнитки еще до открытия окрестили «неметаллургической презентацией металлургической столицы России». В основе павильона заложена идея демонстрации преемственности цивилизаций через схожие принципы существования древнего Аркаима и современного Магнитогорска. Отсюда и заявленная тема: «Диалог времен: обратись к прошлому, чтобы увидеть будущее».

Таким образом, участие во всемирных универсальных выставках дает развернутое представление о мощном художественном потенциале нашей промышленности, показывает характерные черты, свойственные только Уральскому региону. По сути, произведения, показанные на выставках, являются визитной карточкой Урала в целом и Челябинской области в частности.

Конечно, пока рано говорить о полноценном участии Урала и Челябинской области в диалоге культур на всемирных выставках, но первые шаги для того, чтобы стать полноправным участником диалога культур, регион совершил весьма достойно. Факт участия Урала и Челябинской области в Шанхае стал началом формирования нового имиджа области как территории, открытой для инвесторов и конструктивного диалога в различных отраслях, в том числе и в культуре.

Страну, где пройдет ЭКСПО-2020, определят в 2011-2012 гг. В настоящее время на проведение выставки претендуют Австралия, США, Таиланд, Филиппины и Россия. В случае победы нашей страны несколько российских городов уже заявили о готовности принять выставку; не исключением стал и Урал. Вполне возможно, что Екатеринбург получит реальный шанс выступить одной из мировых столиц ЭКСПО-2020. Это подчеркнет статус региона и стимулирует новый виток интереса к Уралу: от экономического до культурного – с целью углубления взаимовыгодного сотрудничества в различных областях.

^ В заключении сформулированы основные результаты исследования, определены отдельные проблемы и перспективы участия России во всемирных универсальных выставках. Отмечается, что всемирные универсальные выставки – один из важнейших инструментов реализации государственной промышленной и культурной политики. Поэтому в ходе исследования были изучены программы развития культуры, принятые как на российском, так и на региональном уровне (в Челябинской области). В работе отмечается, что вопросы участия во всемирных универсальных выставках в данных документах пока не рассматриваются как культурно значимые. Однако в условиях, когда в России возрождается общественный интерес к ЭКСПО, диссертантом был предложен ряд позиций, которые позволят сформировать эффективную стратегию информационной работы при подготовке и проведении следующей всемирной универсальной выставки с учетом позитивного опыта Всемирной выставки 2010 года.


^ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТРАЖЕНЫ В СЛЕДУЮЩИХ ПУБЛИКАЦИЯХ:


Публикации в ведущих рецензируемых научных журналах, определенных ВАК МОиН РФ:

1. Иноземцева, И.Е. Культура – необходимое условие развития диалога [Текст] / И.Е. Иноземцева // Этносоциум и межнациональная культура: журн. (Москва). – 2009. – № 6. – С. 132-137.

То же [Электронный ресурс]. – ttp://www.etnosocium.ru/index.php?action=page&id=170

2. Иноземцева, И.Е. Всемирные выставки – уникальное явление культуры [Текст] / И.Е. Иноземцева // Труд и социальные отношения. (Москва). – 2010. – № 1. – С. 146-149.

3. Иноземцева, И.Е. Выставочная деятельность как средство развития региона (на примере Свердловской области) [Текст] / И.Е. Иноземцева // Труд и социальные отношения. (Москва). – 2010. – № 3. – С. 142-145.

4. Иноземцева, И.Е. Россия на всемирных выставках: исторические штрихи [Текст] / И.Е. Иноземцева // Россия и современный мир. (Москва). – 2010. – № 3. – С. 195-201.


Другие публикации:

  1. Иноземцева, И.Е. Диалог культур – феномен современной культуры [Текст] / И.Е. Иноземцева // Культура и коммуникация : сб. материалов II междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – Ч. I. – С. 156-159.

  2. Иноземцева, И.Е. Теория коммуникаций: преодоление культурных различий [Текст] / И.Е. Иноземцева // Культура и коммуникация : сб. материалов II междунар. заоч. науч.-практ. конф. / Челяб. гос. акад. культуры и искусств. – Челябинск, 2006. – Ч. I. – С. 159-162.

  3. Иноземцева, И.Е. Уральцы на Всемирных выставках [Текст] / И.Е. Иноземцева // Уральский федеральный округ (УрФО): журн. (Екатеринбург). – 2007. – № 10. – С. 82-83.

  4. Иноземцева, И.Е. История развития выставочной деятельности (торгово-промышленные и всемирные выставки) [Текст] / И.Е. Иноземцева // Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации : материалы XXV междунар. науч.-практ. конф. / Урал. соц.-экон. ин-т Акад. труда и соц. отношений. – Челябинск, 2008. – Ч. III. – С. 333-336.

  5. Иноземцева, И.Е. Роль и значение Всемирных выставок [Текст] / И.Е. Иноземцева // Изменяющаяся Россия. Социально-экономические инновации : сб. науч. статей аспирантов и соискателей / Урал. соц.-экон. ин-т Акад. труда и соц. отношений. – Челябинск, 2008. – С. 44-47.

  6. Иноземцева, И.Е. «Волшебство в Хрустальном дворце» (Россия на первой Всемирной выставке – исторический экскурс) [Текст] / И.Е. Иноземцева // Аспирант и соискатель: журн. (Москва). – 2009. – № 1. – С. 96-97.

  7. Иноземцева, И.Е. Выставка – средство межкультурной коммуникации [Текст] / И.Е. Иноземцева // Молодой ученый: журн. (Чита). – 2009. – № 2. – С. 237-239.

  8. Иноземцева, И.Е. «Знай наших!» (История участия России во всемирных выставках) [Текст] / И.Е. Иноземцева // Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России: сб. науч. тр. / ИНИОН РАН. – М., 2009. – . Ч. 1. –С. 317-321.

  9. Иноземцева, И.Е. Всемирные выставки, их роль и значение [Электронный ресурс] / И.Е. Иноземцева // Аналитика культурологии: Электронное научное издание. – 2009. – № 1. – Режим доступа: http://www.analiculturolog.ru/index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=602






Скачать 283,43 Kb.
оставить комментарий
Иноземцева Ирина Евгеньевна
Дата09.04.2012
Размер283,43 Kb.
ТипАвтореферат, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

хорошо
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

наверх