Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 20 века» icon

Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 20 века»


2 чел. помогло.

Смотрите также:
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Русская литература 18 века» Анакреонтическая поэзия...
Е. Г. Трубецкова русская литература ХХ века: синергетический аспект (учебно-методическое...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «Зарубежная литература 17-18 вв»...
Литература 20 века». Составитель доцент Серафимова В. Д. «Серебряный век»...
Лекционный комплекс глоссарий к курсу «История казахской литературы»...
Рабочей программы учебной дисциплины «русская литература и культура»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 09 Русская литература и культура (уд-04...
Тематическое планирование по литературе. Учебник: Русская литература ХХ века. 11 кл. В 2 ч...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. 03 Русская литература (уд-04...
Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04...
Литература 11 класс. Русская литература XX века 11 класс...
Методические рекомендации по использованию в эксперименте действующих учебников для учащихся 10...



скачать
2. Раздел ЛЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС


Глоссарий к курсу «Русская литература 20 века»

Автор - реальный человек, создатель текста (выполняет миссию текстотворчества) и носитель художественного мира (выполняет миссию миротворчества); образ, оставленный человеком в его тексте. В образе А. как и в образах художественного мира важную роль играет не только воссоздание своего человеческого «я», но и пересоздание его. А. может предстать перед читателями как персонаж: персонаж безымянный или наделенный вымышленным именем. А. - это нейтральный повествователь, который все видит, все знает о персонажах, но мы о нем ничего не узнаем. Можно утверждать, что антропологическая природа авторского начала представлена в художественном тексте трояко: в относительно обособленных от автора и самостоятельных образах-персонажах; в образе автора-повествователя, присутствие которого обнаруживается в повествовательной структуре художественного текста; в неком обобщенном образе автора-творца, человеческий лик которого проступает сквозь созданный им художественный мир, а воля и сознание которого обнаруживают себя в языковой реальности художественного текста.

Антропоним – первичная номинация, включающая все виды имени героя (личное имя, патроним, фамилия, прозвище).

^ Антропонимическое пространство персонажа - все имена, которые есть в тексте и участвуют в назывании персонажа, способствуют осмыслению образа. Важность имени вовсе не исключает значительной роли нарицательных номинаций, потому что именно они конкретно называют социальные роли образа-персонажа. Выявление антропонимического и ономастического пространства в речевых зонах разных персонажей или речи повествователя является важной проблемой изучения поэтики художественного текста.

^ Архетип – первообраз, универсальные, устойчивые модели (фигуры), наделенные свойствами «вездесущности».

Время художественное - это одновременно то представление о течении времени, которое характерно для автора и само время, воплощенное в образах и событиях художественного мира более или менее последовательно или дробно. Основные характеристики видов времени: линейное, циклическое, историческое, бытовое, время человеческого бытия, фантастическое, фольклорное, мифологическое и вечность. Общее представление об организации художественного времени складывается из соотнесенности различных видов времени и используемых автором приемов передачи движения времени.

Жанр - исторически складывающийся тип литературного произведения, обобщающий черты свойственные более или менее обширной группе произведений. Зависимость: от рода литературы; от эстетической тональности; от объема; от тематики; от композиции; от национального своеобразия.

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) противоборство, столкновение, в литературном произведении воплощенное в сюжете. Следует различать жизненные и художественные конфликты. Художник не просто переносит в свое произведение различные жизненные противоречия и столкновения, борьбу, он преломляет их в событиях, судьбах персонажей, созданных им самим. И от того, насколько убедителен и содержателен художественный конфликт, будет зависеть общественная значимость произведения. Особенно важное значение конфликт имеет для создания драматургических произведений.

^ Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нем. Он отнюдь не идентичен и образу автора, хотя и отражает его личные переживания, связанные с теми или иными событиями его жизни, с его отношением к природе, общественной жизни, людям. Своеобразие мироощущения, миропонимания поэта, его интересы, особенности характера находят соответственное выражение в форме, в стиле его произведений.

Образы-звуки – вид образного ряда в художественном мире; результат слуховой чувствительной и чувственной восприимчивости автора и персонажа. Рассмотрение образов звукового ряда любого автора составляет одну из существенных областей его антропологии, так как касается особенностей передачи и восприятия человеком звуковой картины мира. Художественный мир любого автора наполнен звуковыми образами, которые формируют его соносферу. Это образы звуков естественного природного мира; звуки, порожденные человеком и созданным им искусственным миром; звуки музыкальные.

^ Образы зрительные - вид образного ряда в художественном мире; область зрительной чувствительной и чувственной восприимчивости автора и персонажа. Мир зрительных образов расслаивается на образы цветовые (колористика текста, его цветовой спектр) и образы контурные, передающие геометрические формы и создающие иллюзии пространственных объемов с использованием перспективы, горизонтальных и вертикальных плоскостей, сферических поверхностей, светотеневых пятен, позволяющих угадывать формы. Особенности цветового зрения персонажа и его графического видения мира являются важной характеристикой его индивидуальности.

^ Портретное описание – это линейные и комбинаторные ряды, объединяющие фрагменты целого текста, посвященные разнообразным характеристикам облика персонажа. Одновременно, на уровне художественного мира портрет – это целостное преимущественно визуальное представление о конкретном персонаже. Портрет как дробность в восприятии читателя предшествует портрету целостному и сообразуется в процессе первичного чтения и перечитывания литературного произведения. Кроме того, понятие целостного портрета включает в себя не только представление о визуально-телесном облике персонажа, но и его внутреннем образе. Виды П.о.: статический портрет - передача объективных, относительно устойчивых или неизменных признаков внешнего облика; динамический портрет включает «поведенческий репертуар личности», кинесику - совокупность самостоятельных мимических и жестовых выражений, речевой портрет; развернутый (подробным) и фрагментарный, краткий, который ограничивается одной-двумя деталями; несобранным/разбросанным портрет – вид П.о., когда отдельные подробности рассеяны на протяжении всего текста; портрет-впечатление передает мнение смотрящего или автора о персонаже. П.о. могут быть даны в восприятии автора, персонажей (взаимовосприятии) или самовосприятии.

^ Пространство художественное - воссозданная и переданная с помощью слов воображаемая картина места, где происходит действие, живут персонажи, размещен предметный мир и другие образы. Различают такие виды пространства, как: вертикальные, горизонтальные, дальние, ближние, внешние и открытые, внутренние и закрытые, динамические, статические, географические, административно-территориальные (пространства государства, города), жизнеподобные, воображаемые и фантастические, свои и чужие. Общее представление об организации художественного пространства складывается из соотнесенности всех видов пространства, которые выделяются в процессе чтения, понимания и интерпретации художественного текста. Пространство является основой модели мира.

Сюжет - развитие действия, ход события в повествовательных и драматических произведениях, иногда и в лирических; движение событий, в котором развиваются образы героев, так и в лирическом стихотворении движется, развивается, стремится к концовке лирический образ; совокупность динамических и статических, свободных и связанных мотивов в той последовательности и связи, в которой они даны в произведении; цепь событий, изображенная в литературном произведении, т.е. жизнь персонажей в ее пространственно-временных измерениях, в сменяющих друг друга положениях и обстоятельствах; способ упорядоченности событий, при этом упорядоченность может быть временной, причинно-следственной или иной. В С. вычленяются макро- и микросюжеты, сюжетные линии отдельных персонажей и образов, вставные, относительно самостоятельные микросюжеты, идеологические сюжеты (например, сюжеты-идеологемы), сюжеты-лейтмотивы, тематические сюжеты. О «внесюжетных элементах» можно говорить лишь применительно к данному сюжету, но не к произведению в целом: то, что является внесюжетным элементом для данного сюжета, обязательно выступает как элемент другого сюжета.

Хронотоп (от греч. chronos - время и topos - место) – изображение (отражение) времени и пространства в художественном произведении в их единстве, взаимосвязи и взаимовлиянии. Термин введен М.М.Бахтиным. Х. воспроизводит пространственно-временную картину мира и организует композицию произведения, но при этом не прямо, непосредственно отображает время и пространство, а рисует их условный образ, поэтому в произведении искусства художественное время и художественное пространство не тождественны реальным, это именно образы времени и пространства со своими признаками и особенностями.

Цветообразы - вид образного ряда в художественном мире; результат зрительной чувствительной и чувственной восприимчивости автора и персонажа. Цветовой и световой спектр мира отдельного автора поддается статистическому изучению: частота использования того или иного цвета, цвет в динамике, цветообозначения, синонимические ряды, прямое и непрямое называния цвета, соотнесенность света и цвета. Очень важен вопрос понимания и возможного разграничения семиотики, семантики и символики цвета.


Раздел 1. Основные тенденции историко-литературного

процесса 20-х годов


Тема № 1: Вводная лекция. Периодизация истории русской литературы 20 века.


Цель лекции:

  • представление о русской литературе 20 века, об особенностях развития русской литературы послеоктябрьского периода


Вопросы к теме:

  1. Историческое содержание эпохи.

  2. Основные этапы развития литературы советского периода.

  3. Особенности развития русской литературы послеоктябрьского периода.

  4. Литературная борьба 20-х годов. Основные литобъединения и группировки.


Тезисы: Проблема периодизации русской литературы 20 в. Основные этапы:

1. 1917-1934 - Революция, гражданская война определили особенности литературного развития, основные темы, проблемы. Появление групп, группировок и литературная борьба. Атмосфера эстетического плюрализма (многообразие). С 1932г. до 1934г. – подготовка создания единого союза советских писателей. Август 1934 г. – 1 съезд советских писателей.

2. 1934 – 1956 - эстетический монизм: на 1 съезде в 1934г. устанавливается, что главным методом становится социалистический реализм.

В этом периоде 3 этапа: 1) Собственно 30-е гг. 2) Военный период 1941-1945

3) 1946-1956 (Послевоенное десятилетие). Постановление партии о журналах «Звезда» и «Ленинград» (1946г.).

4. 1956-1985: 1956 – ХХ съезд партии, развенчание культа личности Сталина, начало «оттепели». Подъем обществ-го сознания. Борьба с последствиями культа личности Сталина. «Громкая» поэзия: Евтушенко, Вознесенский, Ахмадулина и др. С 1964г. время «застоя» (Брежнев). Появляются 2 понятия – самиздат и тамиздат. В 70-е гг. существовала официальная и неофициальная литература (литературный андеграунд). 1985г. – курс на перестройку, эстетический плюрализм. «Возвращенная литература» свидетельствует о трагических судьбах писателей 20 в., о сложных отношениях литературы с властью. (Б.Пильняк, И.Бабель, А.Платонов и др.)


Задания для самоконтроля:

  • Составить хронологическую таблицу


Литература:

  1. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2-х ч. М., 2005.

  2. Нефагина Г.Л. Русская проза второй пол. 80-90-х годов ХХ века. - Минск,1998.

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

  4. С.Чупринин. Непрошедшее время. К характеристике «оттепельного» этапа в ист. совр. лит. процесса. – «Вопросы литературы», 1989, №12.



Раздел 2. Поэзия 20-х годов. Основные темы, образы, мотивы, стилевые особенности.

Тема № 2. Поэзия В.В.Маяковского(1893-1930).


Цель лекции:

  • выявление основных тем, образов, мотивов, стилевых особенностей поэзии 20-х годов

  • определение места поэзии В.В.Маяковского в истории русской поэзии


Вопросы к теме:

1. Общественно-историческая характеристика данного периода.

2. Основные темы, образы, мотивы, стилевые особенности поэзии 20-х гг..

3. Тема поэта и поэзии. Сатира, драматургия Маяковского.

4. Дискуссионные проблемы изучения творчества Маяковского.


Тезисы: Автобиографический очерк «Я сам». ЛЕФ (Левый фронт искусства) состоял в основном из поэтов и теоретиков предреволюционного футуризма во главе с В. Маяковским (О. Брик, В. Арбатов, Н. Чужак, В. Каменский, А. Крученых и др.). ЛЕФ возник в 1922г. и просуществовал в спорах, борьбе с пролетарскими, крестьянскими писателями до 1928г. Теоретики ЛЕФ утверждали союз искусства с производством, функции «жизнестроительства», пропагандировали веру в технический прогресс, а в искусстве - «литературу факта», репортажа, монтирования документов вместо вымысла, отменяемого как пережиток прошлого. Героическая лирика в период революции («Ода революции», «Левый марш»). Одическая традиция Маяковского отразилась в таких жанрах его лирики, как марши, поэтические обращения. «Левый марш» - положил начало маршевой традиции в литературе 20-х гг. Поэмы «В.И. Ленин» и «Хорошо!» - нравственное становление нового общества, новые отношения меж человеком и обществом, государством, межличностные отношения. Их гуманистический пафос – безраздельное слияние личных и общественных мотивов.

Стихи о поэте и поэзии раскрывают проблему «человек и время» под знаком творческого самосознания, под знаком трагичности миссии поэта («Юбилейное», «Сергею Есенину», «Разговор с фининспектором о поэзии»). Маяковский утверждает драматизм поэтического призвания и оберегает эту тяжелую ношу от прикосновения грубых критиков, чужих, далеких от поэзии людей.

Особое место занимает сатира Маяковского. Два его злейших врага – бюрократизм и мещанство («Прозаседавшиеся», «О дряни»). Театр Маяковского: сочетание реальности и фантастики, обращенность в зал, самообличение и саморазоблачение персонажей («Клоп», «Баня»).

Большая часть послеоктябрьской поэзии Маяковского ориентирована на поиски идеального, ростков нового в реальном. Образцы агитационной поэзии: обращения, призывы, речи, лозунги, реклама – связь с теорией соцзаказа, литература факта.

Метафорическое богатство поэзии, новые функции ритма и рифмы. Оценка собственного творчества в поэме «Во весь голос».


Задания для самоконтроля:

  • определить идейно-художественную платформу ЛЕФ

  • составить цитатный план (из работ теоретиков ЛЕФ)


Литература:

  1. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  2. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. – М.,1999.

  3. Метченко А. В.В.Маяковский: очерк творчества. М.,1982.

  4. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире Маяковского. Л., 1994.



Тема № 3 Поэзия С.А.Есенина (1895-1925).

Цель лекции:

  • Определение историко-литературного значения творчества Есенина.


Вопросы к теме:

1. Общая характеристика жизни и творчества С.А.Есенина.

2. Поэма «Инония». «Живое» и «железное» в лирике 20-х гг.

3. Есенин и имажинизм. «Москва кабацкая».

4. Поэма «Анна Снегина». Лирическое и эпическое в поэме.


Тезисы: Народно-поэтические истоки творчества – формирование образной системы. Первый сб. «Радуница». Поэтическая концепция революционного мира (сб. «Преображение»). Отражение социально-нравственных идеалов и иллюзий крестьянства в поэме «Инония». Природа и цивилизация, «живое» и «железное» в лирике 20-х гг. Поиски гармонии между человеком и миром. Есенин отражает трагическую судьбу русского крестьянства в революционных потрясениях, что рождает сложный двойственный характер творчества, отразился трагизм противостояния между городской цивилизацией и крестьянством. Этапным стала поэма «Сорокоуст». В структуре лежит антитеза, контраст, противопоставление враждебного города, который олицетворен в образе паровоза, и крестьянской цивилизации, которую олицетворяет маленький жеребенок. («Милый, милый, смешной дуралей, / Ну куда он, куда он гонится?/ Неужель, он не знает, что живых коней / Победила стальная конница?»).

В январе 1919 г. С.А.Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др., именовавшие себя "Верховным Советом Ордена имажинистов", выступили с изложением принципов нового, альтернативного футуризму (это оговаривалось специально) литературного направления - имажинизма. Имажинисты считали всякое содержание в художественном произведении таким же глупым и бессмысленным, как наклейки из газет на картины. Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания, но насыщалось словесными образами. Критика тех лет отделяла Есенина от имажинистов, видя в них сильное разрушающее начало. Есенин действительно занимал в группе особую позицию, утверждая образность, основанную на естественной образности народного языка, а порой - как в статье "Быт и искусство" - вступал в прямую полемику (1921). Есенинская "теория образных впечатлений" изложена в трактате "Ключи Марии" (1918),

Поэма «Анна Снегина» - новый этап в творчестве поэта. Соотношение личности и истории, судьбы деревни в революции, образы крестьян. Лирическое и эпическое в поэме, тема любви, образ героини, гуманистический пафос поэмы. В эпических фрагментах зарождаются лирические мотивы и образы, которые, в свою очередь, внутренне подготавливаются эмоционально-лирическим состоянием автора-героя, и этот глубоко мотивированный общим поэтическим содержанием поэмы взаимопереход эпического в лирическое и наоборот составляет ее основной идейно-композиционный принцип. В основу поэмы легли события пред- и послереволюционной России, что придало произведению эпический размах, а рассказ о взаимоотношениях лирического героя с "девушкой в белой накидке" придает поэме лиризм. Эти два взаимопроникающих начала становятся определяющими в сюжете поэмы, проявляются в стиле и интонации произведения.


Задания для самоконтроля:

  • определить идейно-художественную платформу имажинистов

  • составить цитатный план (из работ теоретиков имажинизма), определить, что отличало их от Есенина.


Литература:

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Захаров А.Н. Поэтика Есенина. М., 1995.

  4. Марченко А. Поэтический мир Есенина. М., 1989.



^

Тема № 4. Творчество Б.Л.Пастернака (1890-1960).



Цель лекции:

  • Определение роли и значения Б.Л.Пастернака в истории русской литературы


Вопросы к теме:

  1. Жизнь и судьба Б.Л.Пастернака

  2. Целостность книги «Сестра моя - жизнь»(1922). Книга «Второе рождение» - новый этап в творчестве.

  3. Творческая история, замысел и его воплощение в р. «Доктор Живаго».


Тезисы: Лирика в годы революции и гражданской войны. Кн. «Сестра моя - жизнь»(1922). Чувство современности и чувство вечности, гармоническое единство природного и человеческого, любви и творчества, жизни и поэзии. Книга «Второе рождение» - новый этап в творчестве. Тема творчества и творца, смысла искусства.

Проза 20-30-х. («Детство Люверс», «Охранная грамота»): концепция гения.

«Доктор Живаго» - творческая история, замысел и его воплощение. Концепция личности и ее роли в истории. Своеобразие композиции,. В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.

Книга «Стихотворения Юрия Живаго» открывается темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности («Гамлет»), а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы («Гефсиманский сад»). Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт.

Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».


Задания для самоконтроля:

  • изучить статью по творчеству поэта (по выбору)

  • подготовить вопросы по дискуссии (С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.


Литература:

    1. Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака. Л., 1990.

    2. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

    3. С разных точек зрения: «Доктор Живаго» Бориса Пастернака. М., 1990.

    4. Мир Пастернака. Сб. статей. М., 1989.


Раздел 4. Проза 20-х гг.


Тема № 5. Б.А.Пильняк («Повести непогашенной луны»).

И.Э.Бабель («Конармия»).


Цель лекции:

  • раскрыть значение прозы 20-х годов для развития русской литературы

  • показать стилевое новаторство прозы 20-х годов


Вопросы к теме:

    1. Б.А.Пильняк. Роман «Голый год» - первый роман о революции

    2. Полифонизм, структура, лейтмотивы, стилевое новаторство р. «Голый год»

    3. Социальное прогнозирование в «Повести непогашенной луны».

    4. «Конармия» И.Бабеля: человек и революция, проблема гуманизма, полифоничность, сказ.


Тезисы: Главная тема 20-х гг. – революция и гражданская война. Движение прозы происходит от поэтизации, обобщенного образа революционной массы к глубокому социально-психологическому раскрытию индивидуального характера, сформированному новой исторической эпохой.

Одним из первых произведений о революции стал р. Пильняка «Голый год». Революция ассоциируется с вьюгой, метелью. В романе синтез методов: романтизма, реализма и экспрессионизма. По мнению Воронского, самая сильная черта «Голого года» - отрицание старого. Сюжет напоминает прерывистую линию. Изображение новых людей – большевиков (глава «Большевики»). В большевиках привлекает энергия нового человеческого типа, уверенность в себе. Герои Пильняка в кожаных куртках положили начало целой традиции внешне орнаментированной фигуры большевика в кожанке или гимнастерке. Выражение "кожаные куртки" станет нарицательным. Стихия революции, считает Пильняк, «соприродна самой природе».

В «Повести непогашенной луны» (1926) - мотив предупреждения. Многие расценивали эту публикацию как акт самоубийства. Пильняк обнажил механизм уничтожения, основанный на ложном представлении о партийной дисциплине, верности приказам партии. В основу сюжета Пильняка «Повесть непогашенной луны» положена реальная история убийства героя гражданской войны командарма Михаила Фрунзе. В повести Пильняк не называет ни Сталина, ни Фрунзе, но в персонажах Первый и Гаврилов все сразу узнали их, увидели знакомые черты. В повести показана система, когда из-за партийного долга человек идет на бессмысленную смерть. Гаврилов чувствует себя здоровым, но покорно ложится на операцию из-за ложно понятого партийного долга и партийной дисциплины. Во имя партийной дисциплины совершаются неправедные дела, клевещут на невинных и оговаривают сами себя. У Пильняка обнаруживаются соединение традиции реализма и натурализма («Соляной амбар», «Голый год», «Красное дерево», «Люди и волки»).

Исаак Бабель стремился увидеть человеческую сторону революционных событий. Он показывает, каково частному человеку в водовороте истории. Цикл «Конармия». Образ революции отмечен печатью зла. За революцию дрались люди, отягченные всеми пороками человечества, более того, Октябрьская революция с ее пафосом классовой ненависти развязала худшие страсти и инстинкты человеческой массы. Герои Бабеля ужасны. Насильники, убийцы, бандиты, и тем не менее, именно они борются за выношенную народом революционную правду. Они одичали душой в боях и расправах, но одновременно привлекают подлинностью характеров, независимостью, цельностью побуждений и чувств. Его герои соединяют полярные крайности. «Конармия» Бабеля - парадоксы революционной борьбы, характеры в экстремальных обстоятельствах.


Задания для самоконтроля:

  • Определить значение символики в «Повести непогашенной луны»

  • Сделать анализ 3-х глав из цикла «Конармия»


Литература:

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.


Тема № 6. Творчество Е.И.Замятина (1884-1937).


Цель лекции:

  • раскрытие идейно-тематического содержания и художественных особенностей произведений Замятина


Вопросы к теме:

    1. Замятин и «Серапионовы братья»

    2. Новеллистика Е.И.Замятина, ее притчевость

    3. Жанровая природа романа Е.И.Замятина «Мы»

    4. Проблема «личность и государство» в антиутопии «Мы»

    5. Влияние романа «Мы»на развитие антиутопии (О.Хаксли, Дж.Оруэлл и др.).


Тезисы: Новеллистика Е.И.Замятина. Разочарование в методах революции. Рассказы «Глаза», «Мамай», «Памфлет», «Я боюсь», «Рассказ о самом главном», «Пещера» - защита гуманизма, желание нормальной жизни, описание разрухи, арестов в 20-е годы. Сёотрудничество с левыми эсерами. Близость к «Серапионам»: разработка сказовой манеры, притчи - аллегорическое изображение характеров нового человека.

Главный герой романа «Мы» - Д-503. Весь роман построен как записки из его дневника. В начале романа Д-503 полностью принадлежит Единому Государству, он зависит от него, он во всем подчиняется его режиму. Д-503 считает, что ЕГ самое лучшее, самое разумное. Он гордится тем, что является частью этого Государства. Но постепенно он выходит из-под власти ЕГ, он начинает нарушать законы и правила, Д- 503 начинает жить своей индивидуальной жизнью. В его сознании вместо «Мы» появляется «Я». Д-503 постепенно становится личностью, он отделяется от коллектива и начинает жить своей тайной жизнью. Главная причина этого – любовь. Д-503 полюбил J-330 не по «розовому талончику», а по велению сердца. Ради спасения своей любимой он нарушает законы ЕГ. За это Государство насильно делает ему операцию – лазерным лучом уничтожают часть мозга, которая отвечает за фантазию, чувства и память. Такую операцию делают всем жителям ЕГ, т. к. фантазии были единственной областью человеческой жизни, которую не могло контролировать Государство.

Евгений Замятин в романе «Мы» показывает, что нельзя строить человеческое счастье только на рациональной основе. Человек не может жить по механической схеме. Замятин изображает общество ЕГ, где нет никаких материальных проблем, нет голода, холода. Но в этом обществе человек не имеет свободы, он не имеет права на свой выбор, на собственное мнение. Он не личность, он только часть коллектива «Мы». Здесь все равны, и нет имен, есть только номера – Д-503, J-330, O-90, R-13. Все одеваются в одинаковую одежду – униформу-«юнифу», все подчиняются одному расписанию. В ЕГ главное –стандартизация, Государство контролирует каждый шаг человека и жестоко наказывает, если он нарушает правила. Но Государство не может контролировать чувства человека, его фантазию, жизнь его сердца. Замятин в романе «Мы» протестует против тоталитарной власти, которая убивает в человеке личность, лишает его свободы выбора.


Задания для самоконтроля:

  • Определить черты антиутопии в р. «Мы»


Литература:

  1. Роговер Е.С. Русская литература ХХ века: Учебное пособие, СПб.,2002.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.


Тема № 7. Творчество М.Горького.


Цель лекции:

  • Определение роли и значения творчества М.Горького в истории русской литературы


Вопросы к теме:

  1. Публицистика 20-х гг. «Несвоевременные мысли»: история создания, проблематика

  2. «Жизнь Клима Самгина»: жанровое своеобразие, идейно-нравственные искания, система образов, стиль.

  3. Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»).


Тезисы: Революцию Горький принял неоднозначно. Искренне веря в необходимость социальных преобразований, он опасался искажения гуманистических идеалов в отсталой крестьянской стране. Крестьянство он считал косной, неспособной к движению и развитию массой, которая по сути своей не могла быть революционной. Эти сомнения нашли отражение в цикле его статей «Несвоевременные мысли», опубликованных в газете «Новая жизнь» в 1917-1918 годах.

Причина появления «Несвоевременных мыслей» - дать пример объективного критического отношения к большевикам и о необходимости самокритики и критического отношения ко всему – даже к народу.

1. начало книги – это заявление о том, что революция дала свободу слова, право говорить «чистую правду», т. е. которая выше личных и партийных интересов.

2. выступил против гражданской войны («углубление революции»), гражданская война разбудила «звериные инстинкты», разрушила промышленность, «общипала догола государство», люди занимаются только тем, что «грабят награбленное». Гражданскую войну он толковал не как закономерное развитие революции, а как массовый взрыв «психики, воспитанной веками дикой тьмы, отвратительного рабства, звериной жестокости».

3. обращает внимание на негативные стороны революции; уничтожение памятников культуры. «Культура в опасности!».

4. если гражданская война продолжится, то погибнет сознательный пролетариат и интеллигенция и тогда подымет голову темная звериная деревня и дело революции погибнет.

Главная проблема: революция и культура – «Культура в опасности!». Горький считал, что Россию может спасти немедленное развитие культуры (ее «европеизация»): развитие промышленности, науки, искусства, главными силами революции должны стать сознательные рабочие вместе с интеллигенцией (отрицательно относился к крестьянству («темное, жестокое, лживое, «безграмотные, бессовестные, одичавшие от волчьей жизни в зависти и жадности».

Главная концепция: развитие революции через развитие культуры. Культура (по Горькому) – культура труда, развитие производительных сил до европейского уровня, расцвет науки и техники, культура чувств (эстетическое и нравственное) - культура уважения человека человеком – культура взаимоотношений.

Пораженный сценами уличных самосудов, пьяных погромов, разграбления и уничтожения культурных ценностей неграмотным и презирающими культуру людьми, Горький приходит к пессимистическому выводу о революции как о тотальном разрушении жизни, культуры, государства. В середине 1918 года «Новая жизнь» была закрыта большевиками, и пути Горького с новой властью стали расходиться.


Задания для самоконтроля:

  • Прочитать одну из «семейных драм» («Егор Булычев и другие», «Васса Железнова»)

  • Составить цитатный план «Несвоевременных мыслей» (проблематика)


Литература:

  1. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  2. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа 19-20 веков. М., 2000, стр. 276-296, 315-326.

  3. Спиридонова Л. Горький: диалог с историей. М., 2004.



Тема № 8. Творчество М.А.Шолохова.

Цель лекции:

  • Выявление специфических особенностей жанра романа-эпопеи

  • Показать особенности критического осмысления р. «Тихий Дон»


Вопросы к теме:

    1. Драматизм «Донских рассказов».

    2. «Тихий Дон»: творческая история, жанр, язык.

    3. Истоки трагедии Григория Мелехова. Роман в критике.

    4. «Поднятая целина»: проблема исторической правды, проблема «народ и власть» в 1-ой и во 2-ой книгах.


Тезисы: Первая книга «Тихого Дона» была опубликована в 1928 г., последняя - в 1940 г. Первоначальное название романа - «Донщина». Уже с конца 20-х годов в литературной критике началась полемика, связанная с проблемой авторства книги. Высказывались и доказывались предположения, что существовал некий «первоисточник» романа или что у Шо­лохова был соавтор. Однако до сегодняшнего дня это не более чем гипотеза.

«Тихий Дон» - яркий пример романа-эпопеи, он посвящен крупным историческим событиям (первой мировой и гражданской войны в России), в нем действует большое количество персонажей, представляю­щих самые разные социальные группы, политические и нравст­венные позиций. Общенациональный масштаб изображения, судьбоносность описываемых событий и народная точка зрения на логику жизни - основные признаки эпопеи. Основное действие романа длится девять лет — с весны 1912 по весну 1921г.

Основная тема романа «Тихий Дон» - острая классовая борьба на Дону в годы революции и гражданской войны. Шолохов через судьбу своего героя Григория Мелехова показывает судьбу целого народа в сложное историческое время (роман-эпопея).

Григорий Мелехов оказался заложником революционной эпохи. Необходимость убивать во время войны приносит ему большие страдания, лишает его душевного покоя. Идеи большевиков (мир, равенство, братство) ему кажутся справедливыми, и он уходит в Красную армию, сражается за советскую власть.

В Красной армии он стал свидетелем жестокости и несправедливости красных (коммунист Подтелков расстрелял безоружных пленных из отряда Чернецова). Эта жестокость оттолкнула Мелехова от большевиков. Мелехов протестует против «классовой ненависти», которая подавила в большевиках все другие чувства. В белой армии он видит такую же жестокость и ненависть. Кроме того, он видит презрение белых офицеров к простым солдатам. Оскорбительное отношение дворян-офицеров ранит казачью гордость Мелехова. Все это заставляет его уйти от белогвардейцев.

В этой сложной ситуации Григорий Мелехов ищет третий путь, он хочет, чтобы жизненные проблемы решались мирным путем. Все годы войны он тоскует по мирной жизни, мечтает о мирном труде («Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня изболелась»).

Но в условиях классовой борьбы не могло быть третьего пути. В этом трагедия Григория Мелехова: он не принимает ни белый, ни красный террор, он хочет, чтобы главной ценностью были Человек, жизнь человека, а не политические цели.

В критике много спорили об образе Григория Малахова, в разные годы появлялись разные точки зрения.

1) В марк­систском литературоведении эта проблема однозначно объясня­лась противоречивым социальным статусом героя — труженика-собственника. В критике 20-30-х годов Григорий Мелехов рассматривался как «отщепенец», как индивидуалист, судьба которого не совпадает с судьбой трудового казачества. Эта оценка была ошибочной, т.к. история Григория Мелехова совпадает с историей многих казаков после революции.

2) В критике 60-х годов Григорий Мелехов оценивался как «заблудившийся человек». Это человек, у которого «прекрасные человеческие качества, но он не смог разобраться в сложной исторической обстановке, колебался» и не смог выбрать правильный путь («его трагедия – это историческое заблуждение»).

3) В современной критике Григорий Мелехов рассматривается как правдоискатель, он ищет идеал истинной жизни, где главным являются Добро, Справедливость, Любовь. Григорий Мелехов – это гордая, независимая личность, он не находит нравственной правды ни у белых, ни у красных. Он ищет гармонию в человеческих отношениях, ищет третий путь, путь мира и согласия, но этот путь был невозможен во время острой, политической борьбы. Критика указывает на наличие в романе нераз­решимого конфликта личности и эпохи (эпоха требует от него отказаться от самого себя, в том числе от самого ценного и святого). В этом причины трагедии Григория Мелехова.


Задания для самоконтроля:

  • изучить полемику вокруг проблемы «Истоки трагедии Григория Мелехова»

  • Составить сюжетный план «Жизненный путь Григория Мелехова»


Литература:

  1. Семенов А.Н., Семенова В.В. Русская литература ХХ века в вопросах и ответах: В 2-х ч. М., 2005.

  2. Русская литература ХХ века: Очерки. Портреты. Эссе. В 2-х частях. - М., 1994.

  3. Хватов А. Художественный мир Шолохова. М., 1978.

  4. Бирюков Ф.Г. Михаил Шолохов. М.: Изд-во МГУ, 2000.


Раздел 4. Русская литература 30-40-х 20 века


Тема № 9. А.П.Платонов и его место в литературе ХХ века.


Цель лекции:

  • Определение основных направлений развития русской литературы 30-40-х 20 века

  • Определение основных этапов творчества Платонова.


Вопросы к теме:


  1. Основные этапы творчества Платонова.

  2. Роман «Чевенгур», особенности композиции

  3. Повести «Котлован», «Джан».

  4. Своеобразие творческого метода, стиля, языка Платонова.


Тезисы: Творчество А.Платонова м. разделить на 3 периода:

1) 1918-1926 – ранний период – первые произведения в журнале воронежского Пролеткульта «Железный путь» (он - рабочий литейного цеха депо). Для них характерен стиль «Кузницы», «Пролеткульта». Усвоенный здесь дух социальной утопии останутся у П. навсегда. Революцию П. воспринимал как начало царства сознания, которое несет в мир пролетариат. Природа – косность, стихия, хаос. Первый рассказ «Бучило» (болото) – тишина, остановленность времени и истории до революции). Человек преодолевает сопротивление природы своим трудом. Необходимы одухотворение, нравственное начало, естественное и искусственное не д. быть противопоставлены, они должны взаимообогащаться («Песчаная учительница» - Мария Нарышкина, «Джан» - Чагатаев).

2) 1926-1935 – наиболее плодотворный период

3) 1935- 1951 – к сер. 30-х гг. переосмыслил проблему «человек и мир», теперь мир не противостоит человеку.

Размышления Платонова о революционном преобразовании мира и противоречия, возникшие в результате обманутых надежд, превращают «Чевенгур» из утопии в антиутопию. Чевенгурская коммуна — это модель казарменного коммунизма, мечта, реализованная уродливо, извращенно. Платонов рисует устрашающую картину слепого злоупотребления насилием: насильственно утвержденная гармония будущего покупается ценой гибели дисгармоничного, искалеченного настоящего. В романе сталкиваются утопические надежды перестроить мир «по коммунистическому велению» и «хотению масс» с необходимостью повседневной кропотливой работы. Его герои наивно надеются, что «социализм где-нибудь нечаянно сложится».

В п. «Котлован» выражена сущность—эпоха великого перелома. Отразились коллективизация и индустриализация. Символом осуществляемых в стране преобразований Платонов изобразил строительство «общепролетарского дома». В 1-й ч. рассказано о бригаде землекопов, которые роют котлован под фундамент «вечного дома», предназначенного для переселения трудящихся города из частных домов. Во 2-й ч. действие переносится в деревню, где проводится «сплошной коллективизации». В п. «Котлован» поднимается одна из важнейших проблем русской литературы XX века — проблема приобщения человека к новой жизни. В «Котловане» герои работают и живут только ради воплощения своей идеи: им нужно построить котлован. Символом этой идеи для рабочих является маленькая девочка Настя. То, что они видят реального ребенка, ради которого стоит «жить впрок», вдохновляет их и заставляет работать все больше и больше. Рабочие-землекопы воспринимают ее как символ коммунизма: Сафронов приветствует ребенка «как элемент будущего».

В его стиле - соединение противоположных начал — пафос строи­тельства новой жизни и — скептицизм, сомнения, иро­нию, пародирование канцелярского стиля, захлестнувшего советскую печать, деловое и неделовое общение в 20-е годы — и серьезное отношение к этому стилю как зна­ку эпохи.

Задания для самоконтроля:

  • найти элементы антиутопии в романе «Чевенгур»

  • определить значение названий произведений Платонова (по выбору)


Литература:

        1. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная

советская литература 20-х годов). Алматы, 1997

        1. Полтавцева. Философская проза Платонова, Ростов-н-Д., 1981 г.

        2. В.Васильев. А.Платонов. М., 1990 г.

        3. Шубин Л.А. Поиски смысла отдельного и общего существования. М., 1987.

        4. Баршт К.А. Поэтика прозы Андрея Платонова. СПб., 2005

        5. Чалмаев В. Андрей Платонов. Очерки жизни и творчества. М., 1989.



Тема № 10. Творчество М.А.Булгакова


Цель лекции:

  • определение идейно-художественного своеобразия сатирических повестей 20-х годов

  • «Мастер и Маргарита»: творческая история, многоплановость композиции,

  • выявление новаторства Булгакова-драматурга


Вопросы к теме:

1. Сатирические повести 20-х годов и проблема антиутопии в прозе 20-х годов

2. Творческая история, многоплановость композиции р. «Мастер и Маргарита»

3. Проблематика, художественное своеобразие р. «Мастер и Маргарита».

4. Драматургия Булгакова, ее жанровое своеобразие.


Тезисы: Роман «Мастер и Маргарита» сложен по своей структуре.

В сюжете 2 линии: ершалаимская и московская, эти линии перекликаются через ряд отражений, параллелей (метод проекции): 1)Каифа, первосвященник и лит. критик Латунский («Видите, он глаза вознес к небу. – На патера похож?» гл.19 «Маргарита») – затравили и довели до смерти Иешуа и Мастера; 2) Иуда из Кариафа и Алоизий Могарыч – провокаторы, доносчики, предатели и др. (позже о параллелях с т.з. Соколова)

Совпадает худож. время (календарное): поздняя весна, жара, гроза, «страстная неделя» перед Пасхой (москов. события – 4 дня, ершалаим. – 1 день)

Объективность происходящего подчеркивается «скрепами» - повторяющимися предложениями, завершающими главу и начинающими следующую главу («И ему стало сниться, что солнце уже снижалось над Лысой горой…» - «Солнце уже…»)

Основная идея – противостояние истинной свободы и несвободы во всех его проявлениях: 1) в ершал. главах – Иешуа, несмотря ни на что, остается свободным по духу. А прокуратор Пилат, имеющий неограниченную власть, оказывается рабом этой власти. 2) в москов. главах – люди не свободны от догм, установок, инструкций. Писатели пишут «по указке сверху», критики «говорят не то, что хотят сказать»

Этой несвободе противостоит свобода Мастера – его внутренняя независимость, он реализует свою свободу в творчестве, в любви. Свободна и М-та – она освобождается от пустой прежней жизни, от себя – благонравной и сдержанной дамы, делает свой выбор. Им для счастья нужны - свобода, творчество, любовь.

«М и М» - роман многоплановый, можно выделить неск. планов:

1) нравственно-философский план – это проблема добра и зла, проблема веры и истины, проблема воли и судьбы, проблема преступления и наказания, возмездия и милосердия. Иешуа – символ безграничной веры в добро и справедливость («добрый человек»).

2) социально-сатирический план – это сатира на московское общество 30-х гг. – мир стяжателей, хапуг, бюрократов, ограниченных людей, в этом мире царят ложь, взяточничество, приспособленчество.

Жанр – дискуссионный вопрос: роман-миф, комическая эпопея (В.Лакшин), роман-мистерия, философский роман, лирико-фантастический роман. Сейчас часто опр. как мениппея - жанр, кот. характеризуется соединением серьезного и смехового, философ. рассуждений и сатирич. осмеяния, пристрастием к фантастическим ситуациям (полеты, нисхождение в преисподнюю и т.п.), создающим для персонажей возможность свободного от всяких условностей поведения.

Композиция. Сущ-ют разл. точки зрения, н-р, А.Вулис выделяет 2 части – М. и М., в зависимости от того, кто является движителем сюжета. Б.Соколов считает, что р. имеет 3-хчастную структуру, отражающую троемирие: ершалаимский историко-легендарный мир, мистический потусторонний мир, московский современный мир.


Задания для самоконтроля:

  • Найти черты мениппеи в р. «Мастер и Маргарита».

  • Составить схему паралеллей, перекличек между тремя мирами (по Б.Соколову)


Литература:

  1. А.Смелянский. Булгаков в Художественном театре. М., 1986

  2. Б.Соколов. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита». М.,1991

  3. Бадиков В.В. Авторское сознание и социальный заказ (Запрещенная

  4. Советская литература 20-х годов). Алматы, 1997.

  5. Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.



Тема № 11. А.Н. Толстой. Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.


Цель лекции:

  • Охарактеризовать основные этапы творчества Толстого

  • Раскрыть новаторство и мастерство Толстого


Вопросы к теме:

  1. Основные этапы творчества А.Н. Толстого.

  2. Повести и рассказы 20-х годов.

  3. Революция и интеллигенция в романе «Хождение по мукам».

  4. Тема Петра I в творчестве Толстого, ее эволюция.

  5. Новаторство и мастерство Толстого. Проблемы изучения творчества писателя в литературоведении.


Тезисы: Тема Петр I в творчестве А. Толстого.

[Очерк «Первые террористы» (или «Средство, как государя извести»), рассказы «Черный всадник», «Наваждение», «День Петра», пьеса «На дыбе» (ее второй вариант назван «Петр I»), роман «Петр I»].

А.Толстой в своей биографии писал: «С первых же месяцев Февраля я обратился к теме Петра Великого… Я искал в этой теме разгадки русского народа и русской государственности». Одно из первых произведений А. Толстого на петровскую тему - рассказ «День Петра»(1918г). Критики (Серов и др.) считают, что это «произведение антипетровское, здесь Петр показан как самодержец – самодур, в одиночку пытающийся перестроить Россию на европейский лад». Такая трактовка темы Петра говорит о том, что А. Толстой стоял в эти годы на славянофильских позициях. В р. «День Петра» Россия предстает «окровавленной, обезумевшей от ужаса и отчаяния». Петр противопоставлен всей России (олицетворяет ее старец Варлаам), он один восстает против привычного уклада русской жизни. Народ видит в нем «антихриста», в портрете постоянно подчеркиваются черты, сближающие его с сатаной: «перекошенное лицо», «круглые черные глаза, горевшие безумием». В рассказе проявляется скептицизм автора по отношению к преобразованиям царя – «Да хотел ли добра России царь Петр?» Толстой говорил, что рассказ написан под влиянием символиста Мережковского (у которого есть роман «Антихрист. Петр и Алексей»1900г), а он, как известно, по своим взглядам был близок к славянофилам.

Через 10 лет, в 1928 г., Толстой пишет пьесу «На дыбе», здесь в образе Петра нет мистических черт, он совсем не страшный сверхчеловек. Но он остался одиночкой, противопоставленным всей Руси (и мужики, и бояре, и даже близкие – жена, сын). Петр – больше инициатор «страшных забав», чем государственный деятель, много сцен пыток и расправ, его приближенные думают только о собственной корысти, а не о благе России.

В 1930 году вышла в свет I книга романа «Петр I», Толстой начал работу над романом в 1929 году – в «год великого перелома». Петровская эпоха представилась ему созвучной современной. Он писал: «Эпоха Петра и наша эпоха перекликаются каким-то буйством сил, взрывами человеческой энергии и воли». Теперь эта эпоха представилась ему «удивительной картиной взрыва творческих сил, энергии, предприимчивости». Теперь Петр I – национальный герой, его деятельность исторически необходима России, его преобразования однозначно прогрессивные. Отсюда позитивные и негативные последствия: действовал он круто, жизней людей, положенных в основание государства, не считал. Но все жестокости Петра оправдало время, оправдывает и автор по принципу – «лес рубят - щепки летят» (в авторской позиции нет ужаса перед картиной – «свежий ветер раскачивает тысячи трупов, но в то же время надувает паруса новых кораблей»). Проблемы «личность и история», «личность и народ». Эти проблемы рассматриваются Толстым по-разному в раннем и позднем творчестве. В раннем рассказе «День Петра» и пьесе «На дыбе» показывается, что весь исторический перелом вызван только одной личной волей Петра, вся Россия противится, он начал эту ломку из зависти к другим странам, не считаясь с желанием людей.

А в романе «Петр I» Толстой уже показывает, что преобразования Петра I вызваны не личной волей, а требованием времени, история сама выдвинула Героя-преобразователя, Россия давно ждала реформатора (об этом первая часть романа), и он явился. Конечно, были недовольные, но основная масса, народ (олицетворением является семья Бровкина) поддерживает Петра, без этой поддержки реформы были бы невозможны. Толстой в этом романе утверждает, что только тогда, когда личность выражает интересы народа, его стремления, возможны такие грандиозные исторические реформы.


Задания для самоконтроля:

  • Найти элементы «теории жестов» в романе «Петр Первый»

  • Сравнить портретные характеристики Петра в «День Петра» и «Петр Первый»


Литература:

  1. Русская литература ХХ века. Хрестоматия. В 2-х частях. Сост. А. Баранникова, Т.Калганова. М.,1999.

  2. В.Западов. Алексей Толстой. М., 1991.



Раздел 5. Литература второй половины 50-80-х годов


Тема № 12. Литературный процесс в период «оттепели». «Громкая» и «тихая» поэзия.


Цель лекции:

  • Дать представление о литературе периода «оттепели»

  • Рассмотреть основные тенденции развития литературного процесса 60-80-х годов


Вопросы к теме:

  1. Связь литературы с историческими переменами в жизни общества (ХХ съезд).

  2. Активизация литературной жизни в период «оттепели». «Новый мир» Твардовского.

  3. Хронологические рубежи внутри периода.

  4. Жанровое и стилевое многообразие литературы данного периода.

  5. «Громкая» и «тихая» поэзия.


Тезисы: Поворотным пунктом для развития современной поэзии, как и для всей литературы, стал 1956 год – год XX съезда. В этот год выходит первый выпуск ежемесячного альманаха «День поэзии», ставшим зеркалом поэзии очередного года, начинает издаваться журнала «Юность», который стал одним из главных центров, объединяющих молодую поэзию того времени.

Поэзия в эти годы становится яркой формой выражения общественного сознания страны, отражает рост гражданского самосознания, отбрасывает сталинское представление о человеке как о «винтике». В эти годы поэзия опережала прозу в постановке насущных проблем той современности.

Условно современный период развития поэзии можно разделить на 3 периода: 1 . с 56 по 70-е годы; 2. с 70-х до 85года. 3. с 85 года.

Для первого периода характерна поэзия открытого публицистического слова, требовавшего немедленного эмоционального отклика от слушателей, рассчитанный на непосредственный контакт поэта со слушателем. В критике эта поэзия получила название «эстрадная поэзия», ведущая начало от Маяковского. Основные особенности «эстрадной поэзии»:

- публицистичность, яркая гражданственность;

-часто композиционно стих строится как риторический спор с оппонентом, реальным или подразумевающим;

-выразительная, убеждающая лексика;

-нестандартность ритмических построений стиха, смена размеров, стих с прозой, верлибр, особая роль рифмы;

-острая метафоричность;

-синтаксис подчеркивает полемический характер содержания - изобилие риторических обращений, ?, !, антитезы, повторы:

Для этого периода было характерно обращение к традициям Маяковского (гражданственность, соединение лирики и эпоса).

В 70-е годы перестали удовлетворять декларативность, планетарность, время требовало большей аналитичности, размышления о мире, о человеке. В этот период возрастает внимание к русской поэтической традиции, осознание национальных принципов миросозерцания. Так возникает «тихая лирика», сейчас ее называют еще «поэзией классических традиций» (элегическая поэзия) (Лубянский).

Она противопоставляла себя «эстрадной поэзии», лишенной, на их взгляд, специфически национального облика, уделяющей основное внимание культуре городской. «Тихая лирика» вела поиски глубинной сути русского человека, сохранившейся прежде всего в деревне.

«Тихая лирика» не декларирует напрямую свои чувства, мироощущение, свою гражданственность она проявляет через «скрытую теплоту патриотизма».

^ Особенности «тихой лирики»:

-лирический герой- индивидуальный характер, который находится в позиции исследователя.

- основная форма- исповедь, элегия, поэтическая медитация, рассказ о внутреннем поиске истины.

- сознательная ориентация на традиции русской поэзии (Фет, Тютчев, Есенин) (стр. 202, 2 том).

(А. Жигулин, В. Соколов, В. Казанцев, Н. Тряпкин, Сорокин, Н. Рубцов (стр. 170, 1 том)

«Ассоциативная» поэзия. Ю. Кузнецов, А. Чернов, А. Еременко, А. Парщиков, А. Пригов.

Когда поэт рассчитывает не только на непосредственное впечатление читателя, но и на его сотворчество, вовлечение в восприятия стиха не только эмоций читателя, но и его культурного багажа. Поэты используют цитаты поэтов – предшественников, что ведет к многозначности текста, выявлению второго смысла стиха, «оживляет текст». Стремление к обогащению собственной поэзии ассоциацией с другими поэтическими системами, с другими произведениями.

Для этой поэзии характерны цитация, реминисценция (воспроизведение чужих образов рассчитано на память и ассоциативное восприятие читателя), использование фактов из биографии поэта – предшественника.

Д.С. Лихачев о процессе усиления «ассоциативной литературности» всей современной литературы, когда из огромного числа произведений мировой культуры писатель создает собственный текст.


Задания для самоконтроля:

  • Что характерно для «оттепельного» периода в истории русской литературы?

  • Определите основные черты «громкой» и «тихой» лирики.

  • Подготовить реферат о творчестве одного из поэтов данного периода.


Литература:

  1. Аннинский Л. Шестидесятники, семидесятники, восьмидесятники… К диалектике поколений в русской культуре. // Литературное обозрение. 1991. № 4.

  2. Вайль И., Генис А. Шестидесятые: мир советского человека. М., 1996.

  3. Ковский В.Е.Литературный прцесс 60-х – 70-х годов. М.: Наука, 1983.

  4. Зверев А.А. ХХ век как литературная эпоха. // Вопросы литературы. 1992. № 2.

  5. Тимофеев Л. Феномен Вознесенского. // Новый мир. 1989, №2.

  6. Сидоров Е. Евгений Евтушенко. М., 1988.

  7. Кожинов В.В. Николай Рубцов. / В кн.: Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1992.

  8. С.Чупринин. Непрошедшее время. К характеристике «оттепельного» этапа в истории современного литературного процесса. // Вопросы литературы. 1989. №12.



Тема № 13. Творчество А.Т. Твардовского.


Цель лекции:

  • Определить место А.Т. Твардовского в истории русской литературы

  • Показать идейно-художественные особенности поэтического эпоса А.Т. Твардовского


Вопросы к теме:

  1. Общая характеристика жизни и этапов творчества писателя. Место и значение Твардовского в истории литературы.

  2. Публицистическое начало в творчестве Твардовского.

  3. Художественное осмысление периода коллективизации в поэмах «Страна Муравия» и «По праву памяти».

  4. «Василий Теркин»: творческая история, своеобразие жанра, композиции, языка, героя.

  5. Публицистические и лирико-исповедальные черты стиля «За далью даль».



Тезисы: Поэма А.Твардовского «Василий Тёркин»: особенности жанра, сюжета, языка. Поэму Твардовский писал во время войны, первые главы были напечатаны в мае 1942 года в газете «Красноармейская газета», главы поэмы печатались во фронтовых газетах «Красноармеец» и «Красная звезда» до конца войны.

Композиция и жанр «Василия Тёркина» обусловлены его творческой историей, временем и условиями его создания. В поэме можно условно выделить три части, эти части соответствуют трём периодам войны: в первой части – события начального этапа войны, отступление, во второй – переломный этап войны, который начался с победы под Сталинградом, в третьей части – победное наступление в 1944-45 годах.

Композиционно поэма делится на 25 внутренне законченных глав. Твардовский намеренно создавал главу как нечто целое, «округленное», для каждой главы характерна законченность, главы не связаны друг с другом по сюжету. В этом проявилась забота поэта о своем читателе.

Жанр «Василия Тёркина» в критике определяют как «поэму», но сам Твардовский в первой главе называет своё произведение «книгой про бойца»: «Книга про бойца, \ Без начала, без конца, \ Без особого сюжета».

Сюжет поэмы дробный, с быстрой сменой эпизодов, единого сюжета нет. В своей статье «Как был написан «Василий Тёркин» Твардовский говорил, что «Василий Тёркин» - это «не хроника, а именно книга, живая, подвижная, свободная по форме книга».

Язык поэмы простой, естественный, в нем много разговорных и фольклорных элементов, пословиц и поговорок. В главах «Смерть и воин», «Два солдата» использованы сказочные образы. Многие строки поэмы сами стали афоризмами и пословицами, например, «Береги солдат солдата», «Солдат солдату – брат», «Жизнь одна и смерть одна». Основные идеи поэмы переданы в таких афоризмах : «Смертный бой не ради славы, / ради жизни на земле», «Нынче мы в ответе / за Россию, за народ / и за всё на свете». Для образа Василия Тёркина характерны всеобщность, собирательность, в нём воссоздан народный характер. Твардовский называет Василия Тёркина – «русский чудо-человек». В образе Василия Тёркина собраны лучшие черты русского воина.

Твардовский А. «По праву памяти». Поэма состоит из введения и трех частей: 1. «Перед отлетом», 2. «Сын за отца не отвечает», 3. «О памяти».

Во вступлении автор считает своим долгом рассказать о прошлом, о трагической судьбе живых и павших, ставших жертвами сталинских репрессий 30-х годов. Главным принципом для автора является ПРАВДА 1 гл. «Перед отлетом» - в этой главе автор вспоминает себя и друга еще юными, начинающими жизнь. Они полны надежд, светлых планов, точно переданы чувства и настроения юности – «мы ждали только счастья», обещали «не лгать, не трусить, верным быть народу».

2 гл. «Сын за отца не отвечает» - за этими словами, сказанными Сталиным, стоит трагедия миллионов советских людей. В этой главе находим черты автобиографизма: отец поэта был объявлен кулаком, врагом народа, сослан на северный Урал. Тяжело было тем, у кого в анкете было – «сын врага народа». С первого взгляда кажется, что Сталин снял проклятие с этих молодых людей, но если глубже – эта фраза из пяти слов «Сын за отца не отвечает» подрывала духовное, нравственное здоровье народа – она разрывала связи между сыновьями и отцами, т.е. связь между поколениями. В этой главе автор через судьбу своего отца – труженика, у которого рука была «сплошная мозоль» от работы и которого несправедливо объявили «кулаком» - показывает судьбу всего русского крестьянства. Поэт скорбит о судьбах тех людей, которые стали «лагерной пылью под небом Магадана», в сталинских лагерях ГУЛАГа. Он призывает помнить об этих безвинных жертвах сталинских репрессий.

3 гл. «О памяти» носит философский характер, раскрывает значение исторической памяти для человека и для народа в целом. Память о прошлом нужна для будущего, для того, чтобы не повторять трагические ошибки прошлого. Главной становится тема покаяния: поэт не снимает с себя ответственности за то, что было в 30-х годах, потому что культ личности создается не столько личностью, сколько его окружением: «глушили мы громами рукоплесканий в честь Отца». Критик В.Лакшин назвал эту поэму «поэмой покаяния».

Главная мысль автора: все мы в долгу перед прошлым, каждый отвечает за свое время, которое готовит будущее. Не бывает ответственности без чувства памяти. Поэма Твардовского – боль о времени, когда «рукоплескания в честь вождя» заглушали трагедию народа. Память должна уберечь от повторения страшных ошибок прошлого. Твардовский предстает здесь как поэт-гражданин, кредо которого – Правда.


Задания для самоконтроля:

  • Сравнить изображение периода коллективизации в поэмах «Страна Муравия» и «По праву памяти».

  • Определить, какую роль сыграл журнал «Новый мир» под руководством Твардовского в годы «оттепели».


Литература:

  1. Македонов А. Творческий путь Твардовского. М., 1981.

  2. Ростовцева И.Л. Между словом и молчанием. М., 1989. (Стр. 6-50 о Твардовском)

  3. Турков А.М. Александр Твардовский. М., 1970.

  4. Любарева Е.В. Эпос А.Т.Твардовского. М.: Высшая школа, 1992.

  5. Павловский А.И. Современная философская поэзия. М.: Наука, 1984 (гл. «Твардовский»)



Тема № 14. Творчество А.И. Солженицына.

Цель лекции:

  • Определить место Солженицына в истории русской литературы

  • Показать идейно-художественные особенности произведений Солженицына


Вопросы к теме:

  1. Общая характеристика жизни и этапов творчества писателя. Место и значение в истории литературы.

  2. Первые публикации в журнале «Новый мир»

  3. Лагерная проза Солженицына: «Один день И. Д.», «Архипелаг ГУЛАГ».

  4. Историческая концепция романа «Красное колесо».

  5. Особенности поэтики, традиции и художественные открытия.

  6. Публицистика Солженицына.



Тезисы: Солженицын относится к тому редкому в XX веке типу писателей, который сложился в русской культуре прежнего века — к типу писателя-проповедника, писателя-про­рока.

А.И.Солженицын родился 13 декабря 1918 г. в г. Кисловод­ске. Будучи студентом дневного отделения физико-математического ф-та Ростовского университета, поступил на заочное отделение Московского института филосо­фии и литературы. Осенью 1941 г. был призван в армию, окончил годичное офицерское училище и был направлен на фронт. На­гражден боевыми орденами. В 1945 г. арестован и осужден на 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Затем сослан в Казахстан. «Хрущевская оттепель» открыла Солженицыну путь в литературу. В 1962 г. журнал «Новый мир» напечатал его повесть «Один день Ивана Денисовича», в 1963 г. — еще три рассказа, в том числе и «Матренин двор». Книги «В круге первом», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛАГ» выходили уже в самиздате и заграницей. В 1969 г. Солженицына исключили из Союза писателей. Сообщение о присуждении ему Нобелевской премии 1970 года вызвало новую волну репрессий, в 1974г. писатель был выслан из СССР. В эмиграции Солженицын работал над многотомной исто­рической эпопеей «Красное колесо», писал автобиографическую прозу («Бодался теленок с дубом»), публицистические ста­тьи. Солженицын вернулся на Россию в 1994 г. Умер в 2008г.

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Сжатие времени и концентрация пространст­ва — один из основных законов в художественном мире писателя. Это рассказ особого типа: его содержанием становится не эпи­зод из жизни человека, а вся жизнь этого человека, увиденная «сквозь призму» такого эпизода. Система образов «Одного дня Ивана Денисовича» отражает композиционное мастерство писателя. Отношения между персо­нажами подчинены строжайшей лагерной иерархии. Между за­ключенными и лагерной администрацией — непроходимая про­пасть. Обратите внимание на отсутствие в повести имен, а порой и фамилий многочисленных надсмотрщиков и охранников (их индивидуальность проявляется лишь в степени свирепости и формах насилия над заключенными). Напротив, вопреки системе номеров, присвоенных лагерникам, многие из них присутствуют с их именами, а иногда и отчествами. Это свидетельство сохранившейся индивидуальнос­ти не распространяется на так называемых фитилей, придурков и стукачей. В целом, показывает Солженицын, система тщетно пытается превратить живых людей в механические детали тота­литарной машины, Главным героем Солженицын сделал русского крестьянина, «обыкновенного» мужика. По мысли писателя, судьба страны зависит от природной стой­кости и врожденной нравственности простого человека. Главное в Шухове - неистребимое внутреннее достоинство. Народный характер Шухова — в неумении и нежелании жа­ловаться на тяготы, в способности «обустроиться» даже в неблагоприятной обстановке.

«Архипелаг ГУЛАГ» — художественно-историческое исследование о советской репрессивной системе. Основано на рассказах очевидцев, документах и личном опыте автора (по словам Солженицына). ГУЛАГаббревиатура от Главное Управление ЛАГерей. Название «Архипелаг ГУЛАГ» — аллюзия на «Остров Сахалин» А. П. Чехова. «Архипелаг ГУЛАГ» был написан Солженицыным в СССР тайно в период с 1958 до 1968 года, первый том опубликован в Париже в декабре 1973 года. В СССР «Архипелаг» был полностью опубликован в 1990 (впервые отобранные автором главы были опубликованы в журнале «Новый Мир», 1989, №№ 7—11).


Задания для самоконтроля:

  • Изучить споры в критике о характере главного героя повести «Один день Ивана Денисовича».

  • Определить стилистические пласты в языке повести «Один день Ивана Денисовича».

  • Провести сравнительный анализ произведений Солженицына и Шаламова.


Литература:

  1. Шейнберг Л.Я., Кондаков И.В. От Горького до Солженицына. М., 2004.

  2. Научная конференция «А.Солженицын. К 30-летию выхода в свет повести «Один день Ивана Денисовича» // Русская литература.- 1993. - № 2. – С. 247-256.

  3. Кузьмин В. Поэтика рассказов А.И. Солженицына. Тверь. 1998.

  4. Чалмаев В. Александр Солженицын: Жизнь и творчество. М., 1994.

  5. Фридлендер Г.М. О Солженицыне и его эстетике // Русская литература. – 1993. – №1.

  6. Нива Ж. Солженицын. М., 1992.

  7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

  8. Темпест Р. Герой как свидетель. Мифопоэтика А.Солженицына. // Звезда. – 1993. - № 10. – С. 186-198.

  9. Вознесенская Т. Лагерный мир Александра Солженицына: тема, жанр, смысл.// Литературное обозрение. – 1999. - № 1.

  10. Мурин Д.Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А.И.Солженицына // Литература в школе.-1990.- № 5. – с.103-110.

  11. Паламарчук П. А.Солженицын // Москва. -1989. -№ 9 – с.180-203.

  12. Тимофеев Л. Поэтика лагерной прозы // Октябрь. -1991. -№ 3. – с.185-195.

  13. Шкловский Е. Шаламов В. – М.: Знание, 1991. – 65 с.



Тема № 15. «Деревенская проза» как особая творческая общность.


Цель лекции:

  • Показать «деревенскую прозу» как особую творческую общность.

  • Показать идейно-художественные особенности «деревенской прозы»


Вопросы к теме:

  1. Генезис «деревенской прозы».

  2. Общечеловеческая проблематика, художественно-стилевые особенности.

  3. Пафос исторической памяти, исследование русского национального характера (В.Шукшин, В.Белов, В.Распутин)



Тезисы: В 1960-1970-е гг. ярким явлением стала «деревенская проза». Всё чаще писатели показывают деформированные личности, потерю нравственных ориентиров, опустошенность, бездуховность. Рамки этой прозы шире деревенской темы. В р. Ф.Абрамова «Дом» показана послевоенная действительность: люди бегут из деревни, ищут работу полегче. Появляется новый социально-психологический тип человека, которому ничего не жаль и ничего не дорого. Одна его забота получше устроиться в жизни, можно и за чужой счет. Власть не заботится о сохранении деревни, она приходит в упадок. Название романа имеет символический смысл: Россия сильна семьей, домом, она сама Дом для человека. Разорение Дома несёт несчастья и может стать невозвратимой потерей. В п. Вас. Белова «Привычное дело» раскрывается мир русской деревни, в кот. живет многодетная семья Ивана Африкановича Дрынова и его жены Катерины. Герои простодушные, доверчивые, наивные. Они не умеют жалеть себя, не знают своих прав, для них священно то, что спасает в жизни, на что можно надеяться. Это своя изба, свое хозяйство. Это сосредоточение смысла жизни крестьянского мира. Дрынов часто повторяет фразу «привычное дело». «Привычное дело» - это тяжелый труд, нищенский быт, постоянное отсутствие денег, бесправие, на которое никогда они не жалуются. В.Распутин в п. «Прощание с Матерой» ставит проблемы связи поколений, исторической памяти, общечеловеческих ценностей, высшей правды добра и зла, человека и природы. Вместе с потерей связи поколений разрушается и нравственность, рождается соц. и семейная безответственность. Писатель рассматривает все аспекты этой сложной соц.-психолог. ситуации в координатах добра и зла. Разрушая природу, человек творит зло, кот. оборачивается против него самого. Вырастает поколение бездуховных, безответственных людей, не понимающих, что они творят. Писатель берёт под защиту общечелов. ценности, стремление сохранить природный мир. В.Шукшин занимает особое место в этом ряду. Его рассказы о «чудиках», повести, пьесы и киносценарии, населенные многими яркими характерами, привлекают своей наивной верой в добро. В городской жизни эти люди - вчерашние «сельские жители» - чувствуют себя неуверенно. Они отошли от своего крестьянского мира, но так и не стали горожанами. Часто это личности, оставшиеся на обочине жизни. Им хочется утвердить себя, привлечь к себе внимание, добиться уважения. Все эти авторы рисуют мир людей, у которых живы совесть и сердечность, жизнь которых держится на любви и взаимопонимании. «Деревенская проза» утверждала высокую духовность, значимость исторической памяти, бережное отношение к природе.


Задания для самоконтроля:

  • Споры в критике о термине «деревенская проза».

  • Определить черты «привычной» жизни русской деревни советской эпохи.

  • Определить стилистические пласты в языке «деревенской прозы».


Литература:

  1. Барышева О. Народно-поэтические мотивы в повести В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». / Барышева О. // Литература в школе. – 2007. - №4 – С. 2-6.;

  2. Панкеев И.А. Валентин Распутин: по страницам произведений / Панкеев И.А. – М.: Просвещение, 1990. – 144 с.

  3. Селезнев Ю. Василий Белов. М., 1983.

  4. Сурганов В. Человек на земле. М., 1981.

  5. Апухтина В.А. Современная советская проза 60-70-х гг. М., 1984. (гл. 3,6).

  6. Ковский В. Литературный процесс 60-70-х гг. М., 1983.

  7. Гордиенко Т.В. Особенности языка и стиля рассказа Солженицына «Матренин двор» // Русская словесность. 1997. № 3-4.

  8. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М., 1983.

  9. Н. Яновский. Виктор Астафьев. М., 1982.

  10. Т. Вахитова. Повествование в рассказах «Царь-рыба». М., 1988.

  11. Щеглова Е. «Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза». // Нева. 1991. № 10.






Скачать 488,06 Kb.
оставить комментарий
реальный человек
Дата31.03.2012
Размер488,06 Kb.
ТипЛитература, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Документы

наверх