Темы сочинений, сформулированные в форме высказывания одного из предста- вителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, ко торое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость сужде icon

Темы сочинений, сформулированные в форме высказывания одного из предста- вителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, ко торое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость сужде


Смотрите также:
Комплекты тем сочинений для проведения письменного экзамена по литературе за курс средней...
Ученическое сочинение-рассуждение как вторичный текст...
Пишем сочинение-рассуждение на лингвистическую тему...
Учимся писать сочинение...
1. Справедливость как особая, «совершенная добродетель»...
Темы сочинений на лингвистическую тему (гиа -9 класс)...
Двенадцатый раз отмечался в Королёве День славянской письменности и культуры...
Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе...
Краткое содержание темы...
И. М. Дзялошинский справедливость: семантика и прагматика Какие бывают «справедливости»...
Когда-нибудь фотография агитпоезда “Менiн Казакстаным” войдет в учебники по отечественной...
Темы докладов и рефератов Диалектика как метод познания культуры...



Загрузка...
скачать
№ 1


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «…Вновь я

посетил…».

2. «Поэзия Тютчева есть… не простое описание внешнего вида вещей,

а проникновение в их космическую глубину…» (С.Л. Франк)1.

3. Чиновники города NN. (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

4. Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне».

5. «Великое счастье свободы не должно быть омрачаемо преступлени-

ями против личности, иначе – мы убьем свободу своими же руками…»

(М. Горький). (По одному или нескольким произведениям русской литера-

туры XX века.)

№ 2


1. Последний разговор Печорина с княжной Мери. (Анализ эпизода из

главы «Княжна Мери» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

1 Темы сочинений, сформулированные в форме высказывания одного из предста-

вителей отечественной культуры, нацеливают на свободное рассуждение, ко-

торое может включать как аргументы, подтверждающие справедливость сужде-

ния, так и контраргументы, доказывающие право на существование иной точки

зрения.


3. В чем смысл финала пьесы М. Горького «На дне»?

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького «На дне»?2


4. Тема любви в поэзии А.А. Блока3.

5. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке

разгорается искра геройства…» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или несколь-

ким произведениям русской литературы XX века.)

№ 3


1. Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «В доро-

ге».

2. В чем смысл «открытого» финала комедии А.С. Грибоедова «Горе от

ума»?

3. «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

4. Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького.

5. «Стремиться к высокой цели низкими средствами нельзя. Надо быть

одинаково честным как в большом, так и в малом» (Д.С. Лихачев). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века).

№ 4


1. Рассказ Луки про «праведную землю». (Анализ эпизода из третьего

акта пьесы М. Горького «На дне».)

2. а) «Живой, цельный человек схвачен автором в каждом действии, в

каждом движении Базарова» (Н.Н. Страхов). (По роману И.С. Тургенева

«Отцы и дети».)

б) «Драматизм его [Лаврецкого] положения заключается… в столк-

новении с теми понятиями и нравами, с которыми борьба действительно

устрашит самого энергического и смелого человека» (Н.А. Добролюбов). (По

роману И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)


3. Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

4. Образ русского солдата в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тер-

кин».

5. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих»

(Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким произведениям русской

литературы XIX века.)

№ 5


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое

дыханье…».

2. «Приход Луки только на минуту ускоряет пульс замирающей жизни,

но ни спасти, ни поднять он никого не может» (И.Ф. Анненский). (По пьесе

М. Горького «На дне».)

3. Образ Пугачева в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

2 Некоторые темы, включенные в «Комплекты…», выпускник школы с родным (не-

русским) языком обучения может заменить на выделенный курсивом вариант;

такие темы даны в «Комплектах…» под одним номером.

3 Темы сочинений, связанные с поэзией, раскрываются на примере не менее

2 стихотворений. Темы сочинений, связанные с произведениями малой эпичес-

кой формы, раскрываются на примере 1–2 произведений (их число может быть

увеличено по усмотрению выпускника).


4. Прошлое, настоящее и будущее России в поэзии А.А. Блока.

5. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для

человека…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литера-

туры XX века.)

№ 6


1. а) Допрос во дворце Ирода Великого. (Анализ эпизода из 2-й главы

первой части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Сцена в Александровской гимназии. (Анализ эпизода из 7-й гла-

вы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)


Анализ 1й главы первой части романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».


2. Каковы художественные особенности поэзии Б.Л. Пастернака?

3. а) Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А.Н. Островского

«Гроза».

б) Драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Беспридан-

ница».


4. Тема Великой Отечественной войны в современной отечественной

прозе. (По произведению одного из писателей.)

5. «...Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от нее человек

становится лучше, и еще по тому... насколько от нее в душе светлеет»

(Л.Н. Андреев). (По одному или нескольким произведениям русской лите-

ратуры XIX века.)

№ 7


1. Восприятие и истолкование стихотворения М.И. Цветаевой «Моим

стихам, написанным так рано…».

2. Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «Ключи от счастья

женского… заброшены, потеряны/ У Бога самого!»? (По поэме Н.А. Некра-

сова «Кому на Руси жить хорошо».)

3. Сатирическое изображение мира Простаковых и Скотининых в коме-

дии Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Тема воспитания в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль».


4. Мир природы в лирике С.А. Есенина.

5. «Человек – целый мир…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произ-

ведений русской литературы XIX века.)

№ 8


1. а) Разговор Раскольникова с Соней. (Анализ эпизода из главы

4 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Сцена сожжения денег Настасьей Филипповной. (Анализ эпизода

из главы 16 части 1 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)


2. «В стихах Блока автор никогда не исчезает за своими образами;

личность поэта всегда перед читателем» (В.Я. Брюсов).

3. Образ Софьи в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

5. «Общественное значение писателя… в том именно и заключается,

чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные не-

урядицы…» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произве-

дениям русской литературы XIX века.)


№ 9


1. Восприятие и истолкование стихотворения В.А. Жуковского «Море».

2. «Никто не понимал так ясно и тонко, как Антон Чехов, трагизм мело-

чей жизни…» (М. Горький). (По рассказам А.П. Чехова.)

3. Тема поиска жизненной правды в прозе М.А. Шолохова. (По роману

«Тихий Дон» или «Поднятая целина».)

Образ воинатруженика в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека».


4. Патриотическая тема в лирике А.А. Ахматовой.

5. «У любви тысячи аспектов, и в каждом из них – свой свет, своя

печаль, свое счастье и свое благоухание» (К.Г. Паустовский). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 10


1. а) Красноармейцы в доме Мелеховых. (Анализ главы 16 шестой

части книги третьей романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Спор гремяченских активистов о раскулачивании. (Анализ гла-

вы 9 книги первой романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)


2. Какие ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»?

3. Тема духовного падения человека в рассказах А.П. Чехова.

4. Поэт и родина в лирике А.А. Ахматовой.

5. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала…»

(Ф.М. Достоевский). (По одному или нескольким произведениям русской

литературы XX века.)

№ 11


1. Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «Отговори-

ла роща золотая…».

Восприятие и истолкование стихотворения С.А. Есенина «Письмо ма

тери».


2. «Чехов не просто описывал жизнь, но жаждал переделать ее, что-

бы она стала умнее, человечней» (К.И. Чуковский). (По рассказам А.П. Чехо-

ва.)

3. Тема чести и бесчестия в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

4. Изображение революции в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и

что по поводу его раздался смех» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 12


1. Анализ второй главы поэмы В.В. Маяковского «Облако в штанах».

Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Письмо

товарищу Кострову из Парижа о сущности любви».


2. Как Печорин относится к проблеме судьбы? (По роману М.Ю. Лер-

монтова «Герой нашего времени».)

Что значат для Печорина любовь и дружба? (По роману М.Ю. Лермон

това «Герой нашего времени».)


3. Мастерство художественной детали в рассказах А.П. Чехова.

Смешное и грустное в рассказах А.П. Чехова.


4. Образы «хозяев жизни» в пьесе М. Горького «На дне».


5. «Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть

счастливым в одном найдет свое счастье в другом» (Л.Н. Андреев). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы ХХ века.)

№ 13


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Это утро, ра-

дость эта…».

2. «Булгаков… испытывал всю жизнь острую и уничтожающую нена-

висть ко всему, что носило в себе хотя бы малейшие черты обывательщины,

дикости и фальши» (К.Г. Паустовский).

3. Своеобразие конфликта в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».

4. Тема памяти в лирике А.Т. Твардовского.

5. «Дела определяются их целями: то дело называется великим, у ко-

торого велика цель» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведени-

ям русской литературы ХХ века.)

№ 14


1. а) Последнее свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления

пятого действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Знакомство Паратова и Карандышева. (Анализ 9-го явления вто-

рого действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)


2. «Перед лицом любви и смерти, по Бунину, стираются сами собой

социальные, классовые, имущественные грани, разделяющие людей, –

перед ними все равны» (А.Т. Твардовский).

3. Сестры Ларины в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока.

5. «Во всем есть черта, за которую перейти опасно, ибо раз пересту-

пишь, воротиться назад невозможно» (Ф.М. Достоевский). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 15


1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как

убийственно мы любим...».

2. Каковы причины и последствия «хандры» Онегина? (По роману

А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)

3. а) Лопахин и Варя в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».

б) Роль второстепенных персонажей в пьесе А.П. Чехова «Три

сестры».


4. Тема поэта и поэзии в лирике В.В. Маяковского.

Тема назначения поэта в лирике В.В. Маяковского.


5. «Пойми живой язык природы – /И скажешь ты: прекрасен мир…»

(И.С. Никитин). (По одному или нескольким произведениям русской литера-

туры XX века.)

№ 16


1. а) Кошевой в доме Мелеховых. (Анализ главы 2 восьмой части книги

четвертой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Объяснение Давыдова с Варей. (Анализ эпизода из главы 24

книги второй романа М.А. Шолохова «Поднятая целина».)


Дом Екатерины Ивановны. (Анализ эпизода из рассказа К.Г. Паустов

ского «Зарубки на сердце».)


2. «Онегин есть существо совершенно обыкновенное… Он также равно-

душен ко всему окружающему; но не ожесточение, а неспособность любить

сделало его холодным» (И.В. Киреевский). (По роману А.С. Пушкина «Евге-

ний Онегин».)

3. а) Образы Варвары и Кудряша в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Образы Паратова и Карандышева в пьесе А.Н. Островского «Бес-

приданница».


4. Тема любви в лирике С.А. Есенина.

5. «Человеку не избежать труда и тревоги духовной борьбы, потому что

в этом и состоит достоинство… человеческого существа» (С.Л. Франк). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 17


1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Хоро-

шее отношение к лошадям».

2. Почему «Евгений Онегин» назван А.С. Пушкиным «свободным рома-

ном»?

Каковы причины и последствия дуэли Онегина с Ленским? (По роману

А.С. Пушкина «Евгений Онегин».)


3. Финал романа и его связь с проблематикой произведения. (По

роману И.С. Тургенева «Отцы и дети» или «Дворянское гнездо».)

4. Образ человека-праведника в рассказе А.И. Солженицына «Матре-

нин двор».

5. «В созданиях поэта люди… находят что-то давно знакомое им, что-

то свое собственное, что они сами чувствовали или только смутно и неопре-

деленно предощущали…» (В.Г. Белинский). (По одному или нескольким про-

изведениям русской литературы XIX века.)

№ 18


1. а) Погоня за свитой Воланда. (Анализ 4-й главы первой части ро-

мана М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Дом Турбиных в «тяжкое время». (Анализ 1-й главы первой части

романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)


Визит Швондера к профессору Преображенскому. (Анализ эпизода из

6й главы повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)


2. «Чехов довел до виртуозности… обыкновенное изображение обыкно-

венной жизни» (В.В. Розанов). (По рассказам А.П. Чехова.)

3. Поколение «отцов» в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Темы и образы лирики М.И. Цветаевой.

5. «Мещанство – большое зло, оно, как плотина в реке, всегда служило

только для застоя» (А.П. Чехов). (По одному или нескольким произведениям

русской литературы XX века.)

№ 19


1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бед-

ные селенья…».

2. «”Мертвые души” Н.В. Гоголя – удивительная книга, горький упрек

современной Руси, но не безнадежный» (А.И. Герцен).


3. Роль внесценических персонажей в комедии А.С. Грибоедова «Горе

от ума».

4. Трагедия личности, семьи, народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием».

5. «Человек живет на свете не зря и не напрасно. И если от его дела

все вокруг становится лучше, то это для него и есть самая большая удача»

(А.Н. Арбузов). (По одному или нескольким произведениям русской литера-

туры ХХ века.)

№ 20


1. а) Объяснение Аркадия и Кати. (Анализ эпизода из 25-й главы

романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Сцена в саду после спора с Базаровым. (Анализ эпизода из 11й главы

романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)


б) Спор Лаврецкого и Паншина. (Анализ эпизода из 33-й главы

романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)


2. «В Салтыкове есть… этот серьезный и злобный юмор, этот реализм,

трезвый и ясный среди самой необузданной игры воображения…»

(И.С. Тургенев).

3. Автор и Онегин в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».

4. Трагедия русской деревни в лирике С.А. Есенина.

5. «Ложь перед самим собою – это наиболее распространенная и са-

мая низкая форма порабощения человека жизнью» (Л.Н. Андреев). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№ 21


1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Фев-

раль. Достать чернил и плакать!..».

Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Быть зна

менитым некрасиво…».


2. Как раскрывается тема «русского бунта» в романе А.С. Пушкина «Ка-

питанская дочка»?

3. а) Борис и Тихон в пьесе А.Н. Островского «Гроза».

б) Тема «маленького человека» в пьесе А.Н. Островского «Беспри-

данница».


4. Лирический герой ранней поэзии В.В. Маяковского.

Тема поэта и поэзии во вступлении к поэме В.В. Маяковского «Во весь

голос».


5. «Святыни бывают различные, и различна их иерархия. Но бесспорно

среди них место Родины» (Б.К. Зайцев). (По одному из произведений рус-

ской литературы XX века.)

№ 22


1. а) Приезд Аркадия и Базарова в усадьбу Одинцовой. (Анализ 16-й

главы романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

Приезд Базарова в усадьбу Кирсановых. (Анализ 4й главы романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети».)


б) Встреча Лизы Калитиной с женой Лаврецкого. (Анализ эпизода

из 39-й главы романа И.С. Тургенева «Дворянское гнездо».)


2. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик?


В чем смысл противопоставления Данко и Ларры? (По рассказу

М. Горького «Старуха Изергиль».)


3. Особенности конфликта в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Образ родины в лирике С.А. Есенина.

5. «Снисхождение должно быть первою добродетелью. Снисхождение

в речах, в поступках, в мыслях: оно-то дает эту прелесть доброты, которая

едва ли не любезнее всего на свете…» (К.Н. Батюшков). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 23


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «О доблестях,

о подвигах, о славе…».

2. Почему автор называет Печорина «героем времени»? (По роману

М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

3. Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо».

4. Люди «дна»: характеры и судьбы. (По пьесе М. Горького «На дне».)

5. «Высшая задача таланта – своим произведением дать людям понять

смысл и цену жизни» (В.О. Ключевский). (По одному или нескольким про-

изведениям русской литературы XX века.)

№ 24


1. Встреча Чичикова с Ноздревым в трактире. (Анализ эпизода из

четвертой главы первого тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

2. В чем смысл названия поэмы А.А. Блока «Двенадцать»?

3. Герои-«недотепы» в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый

сад» или «Три сестры».)

Комические образы и ситуации в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад».


4. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов.

5. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существова-

ния…» (Ф.М. Достоевский). (По одному из произведений русской литерату-

ры XIX века.)

№ 25


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Бесы».

2. а) Что сближает теорию Раскольникова с жизненной философией

Свидригайлова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа-

ние».)

Как в романе развенчивается теория Раскольникова? (По роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)


б) В чем смысл финала романа Ф.М. Достоевского «Идиот»?


3. Образ Родины в «Слове о полку Игореве».

Тема Родины в «Слове о полку Игореве».


4. Философские мотивы лирики А.А. Ахматовой.

Образ лирической героини в поэзии А.А. Ахматовой.


5. «Кажется, прост человек, а придет суровая беда, в большом или

малом, и поднимается в нем великая сила – человеческая красота»

(А.Н. Толстой). (По одному или нескольким произведениям русской литера-

туры XX века.)


№ 26


1. Дуэль Пьера с Долоховым. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого

«Война и мир», том 2, часть 1, главы 4 и 5.)

Размышления Андрея Болконского в дороге. (Анализ эпизодов из ро

мана Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3, главы 1 и 3.)


2. Какие вечные ценности утверждаются в лирике В.А. Жуковского?

3. Идейно-художественное своеобразие одной из сказок М.Е. Салтыко-

ва-Щедрина.

Проблематика одной из сказок М.Е. СалтыковаЩедрина.


4. Тема любви в лирике В.В. Маяковского.

5. «Дело жизни не в том, чтобы быть великим, богатым, славным, а в

том, чтобы соблюсти душу» (Л.Н. Толстой). (По одному или нескольким про-

изведениям русской литературы XX века.)

№ 27


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «К***»

(«Я помню чудное мгновенье…»).

2. «Она [Ахматова] смотрела на мир сначала через призму сердца,

потом через призму живой истории» (И.А. Бродский).

3. а) Роль Сони Мармеладовой в судьбе Раскольникова. (По роману

Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

б) Образ князя Мышкина и проблема авторского идеала в романе

Ф.М. Достоевского «Идиот».


4. Раздумья о человеке в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячью

неразрывных нитей; он сын ее» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким

произведениям русской литературы XIX века.)

№ 28


1. Встреча Печорина с Максимом Максимычем. (Анализ эпизода из

главы «Максим Максимыч» романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего време-

ни».)

2. «Так знать и любить природу, как умеет Бунин, – мало кто умеет»

(А.А. Блок).

3. Внутренняя красота человека в романе Л.Н. Толстого «Война и

мир».

4. Изображение «старого мира» в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Призвание всякого человека в духовной деятельности – в постоян-

ном искании правды и смысла жизни» (А.П. Чехов). (По одному или несколь-

ким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 29


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «Россия».

2. «В его романах душа человеческая изображается с реальностью,

еще небывалой в нашей литературе» (Н.Н. Страхов). (По роману Л.Н. Толсто-

го «Война и мир».)

3. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

4. Роль женских образов в пьесе М. Горького «На дне».

5. «Себялюбие – самоубийство. Самолюбивый человек засыхает, слов-


но одинокое дерево…» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произ-

ведениям русской литературы XIX века.)


№ 30


1. а) Встреча Маргариты с Азазелло в сквере. (Анализ 19-й главы

второй части романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

б) Возвращение Мышлаевского. (Анализ 14-й главы третьей части

романа М.А. Булгакова «Белая гвардия».)


Результаты воспитания Шарикова («Из дневника доктора Борменталя»).

(Анализ фрагмента повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».)


2. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?

3. Обломов и Штольц в романе И.А. Гончарова «Обломов».

4. Образ героя-бунтаря в поэзии В.В. Маяковского.

Своеобразие сатирической лирики В.В. Маяковского.


5. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный –

невозможно…» (А.С. Пушкин). (По одному или нескольким произведениям

русской литературы XIX века.)

№ 31


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник

себе воздвиг нерукотворный…».

2. «”Василий Теркин” Твардовского – поистине редкая книга: какая

свобода, какая чудесная удаль… и какой необыкновенный народный солдат-

ский язык» (И.А. Бунин).

3. Образ жестокого мира в драматургии А.Н. Островского. (По пьесе

«Гроза» или «Бесприданница».)

4. Тема любви в прозе М.А. Булгакова. (По роману «Мастер и Марга-

рита» или «Белая гвардия».)

5. «Жизнь скучна без нравственной цели…» (Ф.М. Достоевский). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 32


1. Чичиков у Плюшкина. (Анализ эпизода из шестой главы первого

тома поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души».)

2. «Блок создал новую форму эпической поэмы, и новизна формы нахо-

дилась в прямом взаимодействии с новизной содержания» (Л.К. Долгополов).

3. Трагическое и жизнеутверждающее в любовной лирике Ф.И. Тютчева.

4. Смысл названия и проблематика одного из произведений И.А. Бунина.

5. «У всякого человека должно быть то, что он мог бы любить, во что

он мог бы верить, что осмысливало бы его жизнь» (Л.Н. Андреев). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы XX века.)

№ 33


1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Послу-

шайте!».

2. Какова роль интерьера в раскрытии характеров героев поэмы

Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

3. Образы «футлярных» людей в рассказах А.П. Чехова.

4. Особенности лирического героя поэзии С.А. Есенина.


5. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека…»

(В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской ли-

тературы XIX века.)

№ 34


1. Анализ финала третьего акта пьесы М. Горького «На дне» (начиная

с ремарки «Из окна Костылевых доносится крик Наташи»).

2. «Жуковский – это поэт стремления, душевного порыва к неопреде-

ленному идеалу» (В.Г. Белинский). (По лирике В.А. Жуковского.)

«Его стихов пленительная сладость/ Пройдет веков завистливую

даль…» (А.С. Пушкин). (По лирике В.А. Жуковского.)


3. Семья Болконских и семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война

и мир».

Семья Ростовых в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


4. Изображение русского характера в рассказе М.А. Шолохова «Судьба

человека».

5. «Недовольство собою есть необходимое условие разумной жизни.

Только это недовольство побуждает к работе над собою» (Л.Н. Толстой). (По

одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 35


1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова

«И скучно, и грустно».

2. В чем своеобразие спора о человеке и правде в пьесе М. Горького

«На дне»?

3. Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

4. а) Образ Маргариты в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Сны героев и их связь с проблематикой романа М.А. Булгакова

«Белая гвардия».


Черты революционной эпохи в повести М.А. Булгакова «Собачье

сердце».


5. «Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека,

это для него значит сделаться собой…» (В.Г. Белинский). (По одному из

произведений русской литературы XX века.)

№ 36


1. Сцена объяснения между Наташей Ростовой и князем Андреем.

(Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 2, часть 3,

глава 23.)

Князь Андрей в Отрадном. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого

«Война и мир», том 2, часть 3, глава 2.)


2. Можно ли в спорах ночлежников о правде, вере и человеке выделить

позицию, близкую автору? (По пьесе М. Горького «На дне».)

3. Своеобразие сюжета и проблематики одной из баллад В.А. Жуков-

ского.

Сюжет и проблематика одной из баллад В.А. Жуковского.


4. Образ поэта в лирике Б.Л. Пастернака.

5. «Природа учит нас понимать прекрасное» (К.Г. Паустовский). (По

одному из произведений русской литературы XIX века.)


№ 37


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Блока «Незнакомка».

2. «Любовь к людям у Достоевского – это живая и деятельная христи-

анская любовь, неразрывная с желанием помогать и самопожертвованием»

(И.Ф. Анненский). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказа-

ние» или «Идиот».)

3. Чацкий и Репетилов в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий и Молчалин в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».


4. Тема любви в лирике М.И. Цветаевой.

5. «Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, ко-

торое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произ-

ведением» (М.Е. Салтыков-Щедрин). (По одному или нескольким произве-

дениям русской литературы ХIХ века.)

№ 38


1. Письмо Веры Печорину. (Анализ фрагмента главы «Княжна Мери»

из романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

2. В чем своеобразие композиции поэмы В.В. Маяковского «Облако в

штанах»?

В чем своеобразие лирики В.В. Маяковского?


3. Драматургическое мастерство А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый

сад» или «Три сестры».)

4. Философские мотивы лирики С.А. Есенина.

Тема жизни и смерти в поэзии С.А. Есенина.


5. «Истинная суть и смысл культуры – в органическом отвращении ко

всему, что грязно, подло, лживо, грубо, что унижает человека и заставляет

его страдать» (М. Горький). (По одному или нескольким произведениям

русской литературы XIX века.)

№ 39


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».

2. «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и

психологическое богатство русского романа XIX века» (О.Э. Мандельштам).

3. Тема времени в драматургии А.П. Чехова. (По пьесе «Вишневый сад»

или «Три сестры».)

4.

а) Смысл финала романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».

б) Судьбы крестьянства в романе М.А. Шолохова «Поднятая целина».

Анализ рассказа М.А. Шолохова «Родинка».


5. «Тот самый пустой человек, кто наполнен собою» (М.Ю. Лермонтов).

(По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 40


1. Объяснение Чацкого с Софьей. (Анализ 1-го явления третьего дей-

ствия комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

2. Каковы особенности композиции поэмы А.А. Ахматовой «Реквием»?

3. Проблема человека и среды в рассказах А.П. Чехова.

4. Мотивы и образы лирики одного из поэтов Серебряного века.

Тема любви в поэзии Серебряного века. (На примере творчества од

ного из поэтов.)


5. «Снисхождение к злу очень тесно граничит с равнодушием к добру»

(Н.С. Лесков). (По одному или нескольким произведениям русской литера-

туры XX века.)

№ 41


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Песня

последней встречи».

Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Ахматовой «Сегодня

мне письма не принесли…».


2. «Чацкого роль – страдательная… Такова роль всех Чацких, хотя она

в то же время и всегда победительная» (И.А. Гончаров). (По комедии

А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

3. Образы Коробочки и Собакевича в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые

души».

Образ Плюшкина в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».


4. Тема революции в поэзии В.В. Маяковского.

5. «Совесть не может заблуждаться» (В.А. Жуковский). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 42


1. а) Жизнь Григория «в новом, женатом положении». (Анализ главы 3

второй части книги первой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Сцена «бабьего бунта» в романе М.А. Шолохова «Поднятая цели-

на». (Анализ фрагмента главы 33 книги первой.)


2. «Одна из загадок «Ревизора» – почему глупый и простодушный Хле-

стаков водит за нос умного по-своему и опытного в делах городничего»

(Ю.М. Лотман). (По комедии Н.В. Гоголя «Ревизор».)

3. Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

4. Образ Христа и загадка финала поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Важно не то, что во всяком человеке есть зачатки добра и зла, а то,

что из двух в ком пересилит» (В.С. Соловьев). (По одному или нескольким

произведениям русской литературы XIX века.)

№ 43


1. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Вечер».

Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Сияла ночь.

Луной был полон сад. Лежали…».


2. В чем смысл названия поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души»?

3. Народ и власть в произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Тема народа в сказках М.Е. СалтыковаЩедрина.


4. Нравственная проблематика лирики А.Т. Твардовского.

5. «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливыми дру-

гих и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе» (Д.С. Ли-

хачев). (По одному или нескольким произведениям русской литературы

ХХ века.)

№ 44


1. Отъезд князя Андрея на войну. (Анализ эпизода Л.Н. Толстого «Вой-

на и мир», том 1, часть 1, глава 25.)


Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. (Анализ эпизода из

романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 1, часть 3, глава 19.)


2. «Стихотворения Маяковского все время на острие комического и

трагического» (Ю.Н. Тынянов).

3. Образ Бэлы в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

4. Символика и ее роль в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Страданиями и горем определено нам добывать крупицы мудрос-

ти…» (Н.В. Гоголь). (По одному или нескольким произведениям русской

литературы XX века.)

№ 45


1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Мо-

литва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

2. а) В чем трагизм взаимоотношений Григория Мелехова, Аксиньи и

Натальи? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)

б) Что объединяет и что разделяет активистов Гремячего Лога? (По

роману М.А. Шолохова «Поднятая целина».)


Какое значение имела встреча Андрея Соколова и Ванюши для каждого

из них? (По рассказу М.А. Шолохова «Судьба человека».)


3. Сатирическое изображение «хозяев жизни» в прозе М.Е. Салтыкова-

Щедрина.

4. Особенности композиции поэмы А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом…»

(В.Г. Белинский). (По одному или нескольким произведениям русской лите-

ратуры XIX века.)

№ 46


1. а) Первая встреча Раскольникова с Порфирием Петровичем. (Ана-

лиз эпизода из главы 5 части 3 романа Ф.М. Достоевского «Преступление

и наказание».)

б) Сцена венчания Настасьи Филипповны и князя Мышкина. (Анализ

эпизода из главы 10 части 4 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)


2. Что вызывает протест у героя ранней лирики В.В. Маяковского?

3. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Природа и человек в одном из произведений современной отече-

ственной прозы.

5. «О, любовь, ты светла и крылата…» (В.В. Набоков). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 47


1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Во всем

мне хочется дойти…».

2. «Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и

на самого себя…» (М.М. Бахтин). (По роману Ф.М. Достоевского «Преступ-

ление и наказание» или «Идиот».)

3. Жанровое своеобразие пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».

4. Тема русской деревни в одном из произведений современной оте-

чественной прозы.


Тема деревни в одном из произведений современной русской и родной

литературы.


5. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих…» (Ф.М. До-

стоевский). (По одному или нескольким произведениям русской литературы

XX века.)

№ 48


1. Диалог Фамусова с Чацким. (Анализ 2-го явления второго действия

комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

2. Каковы художественные особенности лирики одного из современных

поэтов?

Каковы художественные особенности лирики одного из современных

русских поэтов в сопоставлении с творчеством поэта родной литерату

ры?


3. Любовь в жизни Обломова. (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

4. «Гримасы быта» в сатирической поэзии В.В. Маяковского.

5. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а

спокойствие – душевная подлость» (Л.Н. Толстой). (По одному из произве-

дений русской литературы XIX века.)

№ 49


1. Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Гамлет».

Восприятие и истолкование стихотворения Б.Л. Пастернака «Никого не

будет в доме…».


2. «Поэзия Ахматовой – лирический дневник много чувствовавшего

и много думавшего современника сложной и величественной эпохи»

(А.Т. Твардовский).

3. Евангельские мотивы в прозе Ф.М. Достоевского. (По роману «Пре-

ступление и наказание» или «Идиот».)

«Униженные» и «оскорбленные» в романе Ф.М. Достоевского «Преступ

ление и наказание».


4. Проблема нравственного выбора в одном из произведений совре-

менных писателей о войне.

Проблема нравственного выбора в одном из произведений современ

ной русской и родной литературы о войне.


5. «…Ничто не проходит бесследно и… каждый малейший шаг имеет

значение для настоящей и будущей жизни» (А.П. Чехов). (По одному или

нескольким произведениям русской литературы XIX века.)

№ 50


1. а) Свидание Катерины с Борисом. (Анализ 3-го явления сцены вто-

рой третьего действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Карандышева с Ларисой. (Анализ 4-го явления первого

действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)


2. а) Как изображены Ершалаим и Москва в романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»?

б) Каким предстает белое движение в романе М.А. Булгакова «Белая

гвардия»?


Каков нравственный смысл рассказа В.Г. Распутина «Уроки французс

кого»?


3. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

4. Тема святости и греха в поэме А.А. Блока «Двенадцать».

5. «Истинное мужество немногоречиво: ему так мало стоит показать

себя, что самое геройство оно считает за долг, не за подвиг» (А.А. Бесту-

жев-Марлинский). (По одному или нескольким произведениям русской

литературы ХIХ века.)

№ 51


1. а) Разговор Катерины с Варварой. (Анализ 2-го явления второго

действия пьесы А.Н. Островского «Гроза».)

б) Разговор Кнурова с Вожеватовым. (Анализ 2-го явления первого

действия пьесы А.Н. Островского «Бесприданница».)


2. «Маяковский ушагал далеко за нашу современность и где-то за ка-

ким-то поворотом будет ждать нас. И оборачиваться на Маяковского нам,

а может быть, и нашим внукам придется не назад, а вперед» (М.И. Цвета-

ева).

3. Онегин и Татьяна: два взгляда на жизнь. (По роману А.С. Пушкина

«Евгений Онегин».)

Тема любви в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».


4. Образ современника в одном из произведений отечественной про-

зы последних десятилетий.

Тема природы в творчестве В.Г. Распутина.


5. «Благословенна да будет любовь, которая сильнее смерти!»

(Д.С. Мережковский). (По одному из произведений русской литературы

XX века.)

№ 52


1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».

2. Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому

на Руси жить хорошо»?

3. Тема любви в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети» или

«Дворянское гнездо».)

4. Особенности народного характера в прозе А.П. Платонова.

Сила женского характера в рассказе А.П. Платонова «Песчаная учитель

ница».


5. «Мужество есть великое свойство души; народ, им отмеченный, дол-

жен гордиться собою» (Н.М. Карамзин). (По одному или нескольким произ-

ведениям русской литературы XX века.)

№ 53


1. а) Сон об убийстве лошади. (Анализ эпизода из главы 5 части 1

романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Письмо матери Раскольникову. (Анализ фрагмента из главы 4 части 1

романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)


б) Сцена чтения пушкинского стихотворения. (Анализ эпизода из

главы 7 части 2 романа Ф.М. Достоевского «Идиот».)


2. «Сергея Есенина не спрячешь, не вычеркнешь из нашей действи-


тельности… он яркий и драматический символ непримиримого раскола

старого с новым» (М. Горький).


3. Печорин и Мери. (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего вре-

мени».)

4. Счастье и трагедия любви в прозе И.А. Бунина.

5. «Все люди живут – сознательно или бессознательно – в силу своего

принципа, своего идеала, то есть в силу того, что они почитают правдою,

красотою, добром» (И.С. Тургенев). (По одному или нескольким произведе-

ниям русской литературы ХХ века.)

№ 54


1. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Как

часто, пестрою толпою окружен…».

2. В чем своеобразие раскрытия темы войны в творчестве А.Т. Твар-

довского?

3. Образ Кутузова и средства его создания в романе Л.Н. Толстого

«Война и мир».

Образ полководца Кутузова в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».


4. а) Судьба художника в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

б) Проблема нравственного выбора в романе М.А. Булгакова «Белая

гвардия».


Нравственная проблематика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».


5. «Искусство создает хороших людей, формируя человеческую душу»

(К.Г. Паустовский). (По одному или нескольким произведениям русской

литературы ХIХ века.)

№ 55


1. Разговор князя Андрея с Пьером перед Бородинским сражением.

(Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого «Война и мир», том 3, часть 2,

глава 25.)

2. а) В чем суть спора Иешуа и Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»?

б) В чем смысл финала романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»?


Образ профессора Преображенского в повести М.А. Булгакова «Соба

чье сердце».


3. Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова.

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова.


4. Проблематика одного из произведений А.И. Солженицына.

5. «Истинная любовь очищает и возвышает всякого человека, совер-

шенно преобразуя его» (Н.Г. Чернышевский). (По одному или нескольким

произведениям русской литературы XIX века.)

№ 56


1. Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «Скрип-

ка и немножко нервно».

Восприятие и истолкование стихотворения В.В. Маяковского «О дряни».


2. «В Л. Толстом сильно сознание того, что правда всегда торжествует

над силой, что нравственная правда всегда сильнее грубой силы»

(Д.С. Лихачев). (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)


3. Образ автора в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

4. Тема любви в прозе А.И. Куприна.

5. «…Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе

не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом…» (А.П. Че-

хов). (По одному или нескольким произведениям русской литературы

XIX века.)

№ 57


1. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.»

(«Я встретил вас – и все былое…»).

2. Каковы внутренние мотивы бегства Мцыри из монастыря? (По поэме

М.Ю. Лермонтова «Мцыри».)

3. Женские образы в прозе И.С. Тургенева. (По роману «Отцы и дети»

или «Дворянское гнездо».)

4. Проблема человека и цивилизации в рассказе И.А. Бунина «Госпо-

дин из Сан-Франциско».

5. «В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке

разгорается искра геройства...» (М.Ю. Лермонтов). (По одному или несколь-

ким произведениям русской литературы XX века.)

№ 58


1. Рамбаль в плену у русских. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толстого

«Война и мир», том 4, часть 4, глава 9.)

Салон Анны Павловны Шерер. (Анализ эпизода из романа Л.Н. Толсто

го «Война и мир», том 1, часть 1, глава 3.)


2. «Достоевский – это величайший реалист, измеривший бездны че-

ловеческого страдания, безумия и порока, вместе с тем величайший поэт

евангельской любви» (Д.С. Мережковский).

3. Правда Евгения и правда Петра в поэме А.С. Пушкина «Медный

всадник».

4. Мир природы в лирике Б.Л. Пастернака.

5. «В любви душа вскрывается до дна,/ Яснеет в ней святая глубина,/

Где все единственно и не случайно» (В.Я. Брюсов). (По одному или несколь-

ким произведениям русской литературы XX века.)

№ 59


1. Встреча Обломова со Штольцем. (Анализ эпизода из 3-й главы

второй части романа И.А. Гончарова «Обломов».)

2. «Тютчеву представляется высшим блаженством, доступным человеку,

любоваться многообразными проявлениями жизни природы» (В.Я. Брюсов).

3. Образ разочарованного героя в романе А.С. Пушкина «Евгений Оне-

гин».

4. Нравственная проблематика одного из произведений А.И. Куприна.

5. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от

лжи…» (В.Г. Белинский). (По одному из произведений русской литературы

XX века.)

№ 60


1. Восприятие и истолкование стихотворения Г.Р. Державина «Памятник».


2. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через челове-

ческую душу…» (К.Д. Бальмонт).

3. Тема падения и духовного возрождения человека в произведениях

Ф.М. Достоевского. (По роману «Преступление и наказание» или «Идиот».)

4. а) Образ Понтия Пилата в романе М.А. Булгакова «Мастер и Марга-

рита».

б) Образ дома в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия».

Смысл двух превращений Шарика в повести М.А. Булгакова «Собачье

сердце».


5. «Революция обнаруживает и высоту человеческой природы и ис-

требление духовных ценностей» (Н.А. Бердяев). (По одному или нескольким

произведениям русской литературы XX века.)




Скачать 326,59 Kb.
оставить комментарий
Дата31.03.2012
Размер326,59 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх