Тема: Автобиографическая проза для детей. Л. Н. Толстой «Детство», М. Горький «Детство», А. Н. Толстой «Детство Никиты» icon

Тема: Автобиографическая проза для детей. Л. Н. Толстой «Детство», М. Горький «Детство», А. Н. Толстой «Детство Никиты»


Смотрите также:
Тема Кол-во страниц...
Л. Н. Толстого (повесть “Детство )...
Литература и интернетовые источники...
Л. Н. Толстой «Детство»...
Урок размышление...
План. Детские и юношеские годы. Начальный период творческого формирования Семья. Детство...
Программа развития и воспитания детей в детском саду Издание 3-е, переработанное...
«Сталинградское детство»...
Класс: 11 Зачёт №3 «Творчество Л. Н. Толстого» Лев Николаевич Толстой (1828-1910)...
Тема: «автобиографические мотивы в трилогии л. Толстого «детство», «отрочество»...
«рельсы»
«Детство, детство, ты куда спешишь?»...



Загрузка...
Рекомендации к практическим занятиям


Практическое занятие № 1


Тема: Автобиографическая проза для детей. Л.Н. Толстой «Детство», М. Горький «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты».


Цель: Рассмотреть произведения А.Н. Толстого, М. Горького, И. Шмелева и др., в которых главный герой – ребенок, выявить особенности повествовательной манеры писателей, своеобразие создаваемого образа ребенка, характера обобщения размышлений героя-ребенка; выявить традиции произведений о герое-ребенке.

План:

  1. Анализ художественного произведения по выбору студентов. Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка.


^ Л.Н. Толстой «Детство»

А.Н. Толстой. «Детство Никиты»

М. Горький. «Детство»


Данная тема рассчитана на два занятия. На первом из них студенты представляют анализ художественного произведения по выбору (Л.Н. Толстой «Детство», А.Н. Толстой «Детство Никиты», М. Горький «Детство», учитывая традиции русской литературы в области автобиографической прозы (Аксаков, Гарин-Михайловский).

Это может быть обзор всего произведения (сюжет, идея, тема произведения, конфликт в произведении, система персонажей и т.д.) с обращением к отдельным примерам в подтверждение того, что всё изображённое увидено глазами ребёнка; ощущается ли смена точек зрения: от «детской» ко взрослому обобщению. В связи с этим следует уделить особое внимание средствам художественной выразительности, детализации / общим планам и т.д.

Второй вариант выполнения задания: общие впечатления о произведении, выявление ключевых эпизодов и их анализ с последующим обобщением.

В начале занятия целесообразно обратиться к терминам «автобиографическая проза», «типизация», «точка зрения», «повествователь», «рассказчик», «персонаж», «герой», «мир произведения», «автобиографическая проза», «прототип», «адресат». Определения этих терминов рекомендуется взять из литературоведческого словаря, в том числе электронного варианта (в сети интернет).

В ходе беседы по каждому проанализированному произведению, в ходе их сопоставления должны быть выявлены общие традиции автобиографической прозы, тенденции её развития.


С чего начать подготовку?


Вспомнить особенности автобиографической прозы:

С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука». Лаконизм, максимальная смысловая нагрузка слова. Лирические отступления. Описания природы и их функция. Способы создания образа ребенка. Детали уходящей эпохи.

^ Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы». Сюжет. Деталь. Мир глазами ребенка. Описательность, усиление публицистических элементов. Проявления внутритекстового автора.

^ Л.Н. Толстой «Детство». Педагогические взгляды автора и их отражение в произведении. Образ ребенка и образ взрослого (родители, учитель). Диалектика души.


Выбрать эпизод и проанализировать. Можно руководствоваться примерной моделью анализа.


Какие эпизоды можно выбрать для анализа?


А.Н. Толстой:

  • Глава «Maman».

  • Взаимоотношение Николеньки и карла Ивановича

и др.


А.М. Горький

  • Танец бабушки

  • Сцена наказания и последующее поведение дедушки

  • Смерть Цыганка

и др.


А.Н. Толстой


  • Глава «Желтухин»

  • Первая влюбленность Никиты

и др.


Ответить на вопросы:


1. Проследите один день из жизни Николеньки Иртеньева в повести Л.Н. Толстого «Детство. Как меняется поведение мальчика? Кто оказывает влияние на формирование его характера? Какое место занимает пора детства в жизни человека, по мысли Л.Н. Толстого?

2. Сравните поведение мальчиков в сцене охоты в повестях Л.Н. Толстого «Детство» и С.Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука». Что роднит Николеньку и Сережу?

3. На какие традиции своих предшественников опирался Н.Г. Гарин-Михайловский в жанре автобиографической повести? Что для него важнее: события эпохи или их преломление в душе растущего человека? Как сцена спасения Жучки характеризует Тему в детстве?

4. Какой показана гимназия ее влияние на ребенка в произведениях русских писателей?

5. Каковы взаимоотношения в семьях Иртеньевых (Л.Н. Толстой «Детство»),, Багровых (С.Т. Аксаков. «Детские годы Багрова-внука»), Карташевых (Н.Г. Гарин-Михайловский «Детство Темы»)? Как решается эта проблема в произведениях а.К. Толстого и А.М. Горького? Каково восприятие взрослых ребенком?

6. Какова история создания повести «Детство Никиты» А.К. Толстого? Какую цель ставил перед собой автор?

7. одинакова ли эмоциональная доминанта повестей «Детство» А.М. Горького и «Детство Никиты» А.Н. Толстого? В чем романтизм последней и реализм первой? Почему о периоде детства писатели говорят по-разному?


Список рекомендуемой литературы:


  1. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. - М.: Дет. лит., 1986.

  2. Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2002. 472 с.

  3. Бегак Б. А. Классики в Стране Детства: Очерки. - М.: Дет. лит., 1983.

  4. Богданов В. А. Становление человека // Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука. – М.: Дет. лит., 1986.

  5. Введение в литературоведение / Под ред. Л.В. Чернец. – М., 2004.

  6. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.; Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. 551 с.

  7. Детская литература: Хрестоматия. / Сост. Я.А. Чернявская, Г.В. Регушевская. М.: Просвещение, 1987. 447 с.

  8. Коровина В. Я. Литература. 7 класс. Методические советы. – М.: Просвещение. – 153 с. // [Электронный ресурс] URL: http://sputnik.master-telecom.ru/Seans/Methodical.teaching.mat/korovina7/index-1.htm (дата обращения: 05.05. 2011)

  9. Минералова И.Г. Историография души в детской литературе. Художественная автобиография о детстве // И.Г. Минералова. Детская литература: учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2005. 175 с.

  10. Русские детские писатели ХХ века. Библиографический словарь / Под ред. А.В. Терновского. М., 1997.

  11. Смирнова В. В. О детях и для детей. - М., 1967.

  12. Чернышевский Н. Г. Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого// Толстой Л. Н. Детство. Отрочество. Юность. - М.: Дет. лит, 1989.

  13. Успенский Б.А. Поэтика композиций. – М., 2000.

  14. Хализев В.Е. Теория литературы. – М., 1999.



Практическое занятие № 2


Тема: Традиции автобиографической прозы в творчестве В. Астафьева и В. Распутина.


Цель: привлечение внимание студентов к творчеству В.П. Астафьева для детей, а также развитие навыков анализа эпического текста, сопоставление творческой манеры В.Г. Распутина с писателями-современниками, выявление особенностей произведений В.Г. Распутина для детей, совершенствование навыка анализа эпического текста и эпизода эпического текста.


План:


1.Образ ребёнка в рассказах для детей и о детях («Васюткино озеро», «Конь с розовой гривой» и др.). Особенности детского мировосприятия в рассказах Астафьева. Сюжет. Художественная деталь. Особенности языка.

2.Способы создания образа ребёнка в произведениях Распутина о детях и подростках («Уроки французского», «Мама куда-то ушла», «Нежданно-негаданно», «Век живи – век люби», «Женский разговор»). Особенности детского мировосприятия в рассказах Распутина. Сюжет. Художественная деталь. Особенности языка.

4. Астафьев и Распутин в юношеском чтении. (рассказы Астафьева «Людочка», и «Женский разговор» Распутина).


Целесообразнее разделить аудиторию на две группы.

Первой группе:

Творчество В.П. Астафьева изучается и в начальной школе, и в средних и старших классах Важно, чтобы студенческая аудитория понимала, что самостоятельное осмысление произведений писателя, качественная подготовка к занятию – залог успешной организации изучения этих произведений на уроках в школе.


Варианты вопросов для подготовки.

1. Биографические сведения о писателе, об его детстве.

2. Произведения для детей о детях и их место в творчестве В.П. Астафьева. Автобиографичность произведений.

3. Рассказ «Васюткино озеро». История создания. Автобиографическая основа рассказа. Образ главного героя, способы его создания. Черты «робинзонады». Практическая и эстетическая ценность рассказа.

6. Рассказы «Конь с розовой гривой», «Ангел-хранитель», «Фотография, на которой меня нет». Уроки доброты, честности, уважения. Герой-ребёнок, речевая характеристика.

7. Рассказ «Людочка» в юношеском чтении. Главная героиня, способы создания образа. Реализм в изображении деревенской и городской жизни. Композиция рассказа. Идея произведения. Место рассказа «Людочка» в юношеском чтении.

8. Сделайте вывод о роли творчества В.П. Астафьева для детей и о детях в развитии детской литературы.


^ Для второй группы:


Отметив особенности творчества В.П. Астафьева для детей, целесообразно сопоставить стиль «детских» произведений В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. Подобная целевая установка позволит предупредить восприятие творчества для детей о детях каждого из писателей обособленно.

Вначале следует обратиться к биографическим сведениям о В.Г. Распутине. После этого лучше всего начать работу над рассказом «Уроки французского». Важно отметить автобиографическую основу произведения, реалистическую манеру изображения «событий, о которых рассказывается». Не менее существенным является обращение к следующим аспектам:

  1. Роль вступления. Адресат произведения.

  2. Повествовательная манера, смена точек зрения.

  3. Детский мир. Герои-дети: разные характеры и причины их формирования.

  4. Образ главного героя и способы его создания.

  5. Образ учительницы. Взаимоотношения Лидии Михайловны и мальчика. Сходство и различие их характеров.

  6. Композиция рассказа. Кульминационная сцена.

  7. Актуальность рассказа. Уроки подлинной человеческой доброты и милосердия.

  8. Иллюстрации к рассказу.

  9. Организация изучения рассказа в школе.


Продолжить разговор о взрослении маленького человека лучше на материале рассказа «Век живи – век люби»:

  1. Образ подростка. Значение «САМОстоятельности» для главного героя.

  2. Взрослые, окружающие подростка.

  3. Обретение жизненного опыта ребёнком.

  4. Мир природы в восприятии взрослых и взрослеющего ребёнка.

  5. Речевая характеристика главного героя. Внутренние монологи.

Анализируя рассказы «Мама куда-то ушла», «Нежданно-негаданно» и др. следует также обратить внимание на способы создания образов взрослых и ребёнка, особенности повествовательной манеры, особенности детского мировосприятия в рассказах, сюжета, художественной детали, языка, сопоставить с уже рассмотренными рассказами, выявить характерные черты рассказов о детях и для детей В.Г. Распутина, сопоставить с творческой манерой В.П. Астафьева. Выявить традиционное для автобиографической прозы и произведений, в которых мир дан глазами ребёнка, отметить новаторство писателя.


^ Литература (об Астафьеве):

  1. Коновалова Л. И. Изучение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского». // В кн.: Литература. 6 класс. Методические рекомендации. / Под ред. В. Г. Маранцмана //

  2. http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_6kl_Metod/6.html

  3. Костенко Н.Н. Валентин Распутин. - М., 1988.

  4. Курбатов В. Валентин Распутин. - М., 1992.

  5. Ланщиков А. Ищу собеседника. О прозе 70-80-х. - М.. 1989.

  6. Огнев А.В. Современный русский рассказ 50-80-е годы. - М., 1987.

  7. Панкеев И. Валентин Распутин. - М., 1990.

  8. Русские писатели: XX век. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. - М., 1998.

  9. Семенова СВ. Валентин Распутин. - М., 1987.


Литература (о Распутине):

  1. Кузнецов Ф. Самая кровная связь. Судьбы деревни в современной прозе. - М.,

  2. 1987.

  3. Курбатов В. Миг и вечность. - Красноярск, 1983.

  4. Ланщиков А. Ищу собеседника. О прозе 70-80-х. - М.. 1989.

  5. Огнев А.В. Современный русский рассказ 50-80-е годы. - М., 1987.

  6. Пайщиков А. Виктор Астафьев. - М., 1992.

  7. Русская литература XX века: В 2ч.: Учебник для 11 класса / Под ред. В.В. Агеносова, - М., 2003.

  8. Русские писатели: XX век. Библиографический словарь: В 2 ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. -М., 1998.

  9. Яновский Н. Виктор Астафьев. - М., 1982.


Практическое занятие № 3


Тема: Художественный синтез в русской детской литературе

Цель занятия: усвоение понятий художественный и жанровый синтез, анализ текстов с целью выявления синтеза искусств и жанров в конкретном произведении для детей.

План:

  1. Жанровый синтез.

  2. «Три толстяка» Ю. Олеши.

  3. «Золотой ключик» А. Толстого.

  4. Анализ произведений.


Работа на данном занятии предполагает деление на две группы. Оба текста должны быть прочитаны всеми, наблюдения над «Золотым ключиком» готовит первая группа, «Три толстяка» рассматривает вторая группа.


Целесообразно заранее дать вопросы, на которые следует ответить, готовясь к занятию.

  1. Общие вопросы:

  1. Что такое художественный синтез?

  2. Приведите примеры синтеза искусств.

  3. Дайте определение «стилизации», «портретированию». Чем они отличаются?

  4. Что такое жанровый синтез?




  1. Вопросы для двух групп:

  1. Какова история создания произведения?

  2. Как вы определите жанр произведения? Как он определён самим автором и литературоведами? Возникают ли несовпадения? Почему?

  3. Каков основной конфликт в произведении?

  4. Какой вид искусства портретируется в произведении? На каких уровнях? Докажите примерами. Почему именно к этому виду искусства обращается автор?

  5. Как достигается это портретирование, какие средства выразительности этому способствуют? Приведите примеры.

  6. Как изображение определённого вида искусства в литературном произведении способствует выражению его идеи?

  7. Насколько произведение соответствует критериям детской литературы? Какое место оно занимает в круге детского чтения.


Итоги занятия могут быть подведены внутри каждой группы и, таким образом, будут представлены два варианта обобщения. Совместно формулируются общие выводы о понятии «художественный синтез» и близких ему «стилизации» и «портретированию», об их роли в литературном произведении и о способах достижения соединения разных видов искусств и жанров в литературном произведении для детей.


Литература:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2002. – 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;

Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

4. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

5. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: ВЛАДОС, 2005. – 175 с.

6. Петровский М. Что отпирает "Золотой ключик"? // http://www.burik.com.ru/index.php?id=24


Материалы для подготовки (Лекция о худож. синтезе)


Практическое занятие № 3


Тема: Сказочный мир Г.Х. Андерсена и Н.П. Вагнера.


1.Проблема перевода. Правила перевода. Перевод и русификация. (Какие виды переводов вы знаете? Чем они отличаются? Как по-вашему, сказки Вагнера можно назвать переводом?)

2.Биографическая справка об Андерсене и Вагнере. История обращения последнего к творчеству зарубежного сказочника.

3. Роль предисловия к сказкам Кота-мурлыки. Зачем оно дается? О чем повествует? Почему именно в такой форме? Какова роль обращений?


  1. . Сопоставительный анализ. «Курилка» Вагнера

и «Воротничок» Андерсена. «Берёза» Вагнера и «Ель» Андерсена, «Пимперлэ» Вагнера и «Оле-Лукойе» Андерсена, «Фанни» Вагнера и «Девочка со спичками» Андерсена. и др


5. Педагогическое значение «Сказок Кота-Мурлыки». Аргументированное выступление на тему «Почему сказки Андерсена и Вагнера мы рекомендуем для чтения детям»?


Литература:


  1. Бекетова М. А. Г.-Х. Анднрсен. Его жизнь и литературная деятельность. Биографический очерк. // Биографическая библиотека Флорентия Павленкова.

  2. Белинский В. Г. Импровизатор, или Молодость и мечты италиянского поэта. Роман датского писателя Андерсена... // Белинский В. Г. Собр. соч. В 9-ти т. Т. 7. Статьи, рецензии и заметки, декабрь 1843 - август 1845. Ред. Г. А. Соловьев. Подг. текста В. Э. Бограда. Ст. и прим. Ю. С. Сорокина. М., "Художественная литература", 1981. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/b/belinskij_w_g/text_3470.shtml




  1. Вагнер Н.П. Сведения о писателе. // Словари на Академике / [Электронный ресурс] URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/126470/Вагнер




  1. Вагнер Николай Петрович. Сказки Кота-Мурлыки (сборник) // [Электронный ресурс] URL: http://fictionbook.ru/author/nikolayi_petrovich_vagner/skazki_kota_murlyiki_sbornik/read_online.html?page=1




  1. Зубарева Е.Е. Детская литература DJVU. М.: Высшая школа, 2004.




  1. Николай Петрович Вагнер. / Арзамасцева И.Н., Николаева С.А. Детская литература DJVU. М.: Академия, 2005. – С. 199-201




  1. Широков В. Русский Андерсен // Вагнер Н. П. Сказки Кота-Мурлыки / Сост., вступ. ст. и примеч. В. А. Широкова. - М.: Правда, 1991. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/w/wagner_n_p/text_0060.shtml



Практическое занятие № 4


Тема: Поэты «серебряного века» в детском чтении.


Практическое занятие № 6. Поэтическая классика в детском чтении.

Цель: рассмотреть творчество поэтов и определить место поэтической классики в детском и юношеском чтении; совершенствовать навыки анализа лирического текста.


План:

1. Серебряный век русской поэзии. Краткий обзор эпохи, временные рамки, социальная и политическая обстановка.

2. События в литературном процессе. Многообразие литературных направлений. Их подходы к феномену детства.

^ Модели мира в культуре Серебряного века. Символизм в детской поэзии Серебряного века. Детская поэзия предсимволизма (творчество О. Беляевской, М. Пожаровой в журнале «Тропинка»). Эволюция символизма и детские стихотворения К. Бальмонта «Мифопоэтический» символизм в детской поэзии. Постсимволистская поэзия для детей. Детская поэзия акмеистов (синтетическое мировидение С. Городецкого, «мифогеография» Н. Гумилева.) Ребенок в художественном мироздании М. Моравской. «Наивная» и игровая детская поэзия начала ХХ века (П. Потемкин, В. Князев).

2. Анализ конкретных поэтических образцов по рекомендации педагога и выбору студентов. Образность. Духовная доминанта.


Готовясь к занятию, студент выбирает стихотворение и выполняет его самостоятельный анализ.

Целесообразно заранее порекомендовать творческие персоналии, чтобы на занятии прозвучали варианты анализа стихотворений поэтов XVIII, XIX, XX и XXI веков (для сопоставления).

В начале занятия следует адресовать студентам несколько вопросов о развитии русской поэзии и об особенностях того или иного этапа. Серебряный век русской поэзии. По мере того, как будут выявлены характерные черты и особенности данного этапа развития и названы представители, необходимо привлечь подготовленные студентами варианты анализа выбранных ими текстов.

В помощь к подготовке к занятию:

A. А. Блок. Стихотворения для маленьких детей: «Зайчик», «Колыбельная песня», «Ветхая избушка». Богатая музыкальная инструментовка, игровой характер стихотворений.

B. Я. Брюсов. Стихотворения, адресованные детям: «Мыши», «Колыбельная»; «Детская» и др. Игровой принцип стихотворений В. Брюсова для детей. Чеканный стих, разнообразие внутренних и внешних рифм— характерные особенности стихотворений поэта.

В. В. Маяковский. Идейно-эстетические принципы поэзии Маяковского для детей. Многообразие жанров детских произведений Маяковского: сказка, рассказ,, песня, подписи к картинкам и т. д. Своеобразие поэтической манеры: сатира и юмор, лиризм, разговорная интонация, сочетание игровых и дидактических элементов и др.

Произведения поэта, доступные детям дошкольного возраста. Обличение пережитков буржуазного прошлого и утверждение коммунистической морали в «Сказке о Пете, толстом ребенке, и о Симе, который тонкий», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Гуляем». Лирический образ ребенка в стихах Маяковского, непосредственное выражение автором своего отношения к поступкам детей, обязательная связь текста с иллюстрациями. Воспитание любви к труду, показ трудового процесса в стихотворениях «Кем быть?», «Конь-огонь». Развитие традиций народного и классического стиха, новаторство Маяковского. Подписи к картинкам («Что ни страница — то слон, то львица», «Гуляем»). Умение поэта разговаривать с детьми дошкольного возраста и в веселой игровой форме преподносить познавательный материал. Роль поэзии Маяковского в становлении детской литературы.


^ Вопросы для беседы на занятии.

1. Назовите русских поэтов, произведения которых вошли в детское чтение. Каковы наиболее характерные для них темы?

2. Природа в творчестве русских поэтов. К каким явлениям природы они обращаются? Приведите примеры. Выявите стихот­ворения, близкие по настроению, особенностям композиции, кругу и характеру образов и пр.

3. Стихи о животных. Каким настроением они овеяны? Какие детали, слова, образы представляются вам в конкретных произве­дениях, связанных с миром природы, особенно выразительными? Почему? Назовите произведения, в которых развиваются народ­но-поэтические традиции. В чем конкретно это выражается?

4. Назовите стихотворения, посвященные теме труда. Какие настроения для них особенно характерны? В чем их поэтическое своеобразие?

5. Тема семьи и детства в русской лирике. Как рисуются в этих произведениях занятия детей в семье и вне ее? Какие черты на­родного быта, какие социальные мотивы в них отражаются? Каки­ми настроениями они овеяны? Покажите на конкретных примерах соотношение в них лирического и повествовательного начал.

6. Каковы те черты национального характера, которые рисуют­ся в стихотворениях русских поэтов особенно привлекательными? Какие качества помогают они воспитывать в ребенке?

7. Составьте список стихотворений русских поэтов XIX — нача­ла XX века, которые вы считаете полезным прочесть детям своей группы. Мотивируйте свой выбор. Составьте комментарии, необхо­димые для чтения этих произведений детям.

В конце занятия необходимо дать возможность студентам обобщить полученные сведения и проследить тенденции развития поэзии на современном этапе и обсудить, как это отражается на круге детского чтения.


Для выполнения анализа стихотворений могут быть использованы примерные планы анализа.


Литература:

1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2002. – 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;

Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

4. Жибуль В. Детская поэзия серебряного века. Модернизм. Минск: И.П. Логвинов, 2004. – 103 с.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

6. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

7. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987.

8. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. – СПб., 1997.

9. Серебряный век русской поэзии [Электронный ресурс] URL: http://www.litera.ru/stixiya/vek/


Практическое занятие № 5

Тема: Открытие «собственно детской поэзии».

^ Творчество крупнейших писателей


Цель: в ходе анализа стихотворений, написанных специально для детей выявить особенности поэтического языка, синтаксиса, ритма, рифмы в детской поэзии, жанровое и тематическое многообразие и роль собственно «детской поэзии» в круге чтения современного ребенка.

Вопросы для подготовки:


  1. Развитие поэзии для детей с XVII по XXI век: краткий обзор.

  2. Специфика «собственно детской поэзии». Стихотворная школа Маршака.

  3. Творчество крупнейших писателей. Анализ одного стихотворения.

  4. Место поэзии в круге детского чтения современного ребенка.



^ Методические рекомендации:


Первый вопроса можно предложить подготовить микрогруппе в качестве опережающего дополнительного задания. Сообщение о развитии поэзии с XVII по XXI век должно быть кратким и емким. Тезисы сообщения следует дать под запись.

Материал для ответа на второй вопрос должен содержать сведения о поэзии для детей, об её формировании и развитии, о значимых фигурах в этой области, о складывающейся традиции и о новаторстве поэтов, о стихотворной школе С.Я. Маршака, о разнообразии жанров, сюжетных коллизий, способов обновления «штампованной» педагогической задачи. Этот вопрос можно дать на подготовку всем, можно предусмотреть индивидуальное сообщение 1-2 студентам. В этом случае, задача остальных – познакомиться с творчеством одной творческой индивидуальности, иметь представление об излюбленных темах, жанрах поэта, об особенностях стиля в целом. Также подготовить анализ одного стихотворного произведения для детей, обратив особое внимание на тематику, «сюжетность», средства художественной выразительности, лексику, синтаксис, ритмическую организацию текста, соответствие восприятию ребёнка определённой возрастной группы и т.д.

Ответ на третий вопрос предполагает обзор творчества одного из поэтов и анализ стихотворения (по выбору студентов).

^ Аспекты, требующие внимания:

Саша Черный. Роль городского фольклора в формировании поэтического стиля. Взгляды на воспитательные задачи поэзии. Система средств изобразительной выразительности. Анализ одного стихотворения.

^ С.Я. Маршак. Разнообразие жанров, сюжетных коллизий, способы обновления «штампованной» педагогической задачи. Особенности ритмики, тематика, «сюжетность». Анализ лирического произведения для детей.

^ К.И. Чуковский. Портретирование детской речи в поэзии, стихотворные сказки, система художественно речевых средств. Анализ одного стихотворения.

Поэты группы ОБЭРИУ. Нонсенс в поэзии для детей. Новый подход к освоению «детского языка»: игра слов, оксюморон, образная система, ритмика.

^ А.Л. Барто. Адресат поэзии Барто. Лирический герой, специфика рифмы, тематика. Переводы. Анализ одного стихотворения.

Е. А. Благинина. Отличие стиля Благининой от стиля других поэтов, образ лирической героини. Темы и мотивы. Традиции фольклора и литературы XIX века. Переводы стихов. Анализ одного стихотворения.

Четвертый вопрос рекомендуется обсудить в конце занятия, так как ответ предполагает обобщение и синтез знаний, полученных при самостоятельной подготовке и в ходе занятия в аудитории.


Примерные варианты ответа на третий вопрос:

С. Я. Маршак

  1. Краткие биографические сведения о С. Я. Маршаке. Традиции устной народной поэзии и классической литературы в его творчестве.

  2. Тематическое и жанровое многообразие его произведений. Своеобразие поэтического видения мира.

  3. Развитие горьковской мысли о романтике и героизме свободно­го труда на благо людей («Пожар», «Почта», «Война с Днепром», «Вчера и сегодня»).

  4. Тема любви к Родине, самоотверженности советских людей в мирное время и в годы войны («Рассказ о неизвестном герое», «Почта военная»). Тема счастливого детства («Первое сентября», «Усатый-полосатый», «Великан», «Хороший день»).

  5. Воспитание любви к природе («Лесная книга», «Откуда стол пришел?», «Разноцветная книга», «Круглый год»). Сочетание познавательного материала с поэтичностью видения мира.

  6. Юмор и сатира в стихотворениях «Вот какой рассеянный», «Багаж», «Лодыри и кот», «Мастер-ломастер».

  7. Сказки Маршака, их неразрывная связь с произведениями устного народнрго творчества. «Сказка о глупом мышонке», «Сказ­ка об умном мышонке», «Теремок», «Кошкин дом».

  8. Поэтическая энциклопедия для детей («Веселое путешествие от А до Я»).

  9. Своеобразие поэтики произведений Маршака для детей: реа­лизм и конкретность поэтического образа, четкость ритма, разно­образие рифм, юмористические интонации и т. д. Статьи С. Я. Мар­шака о детской литературе. Значение его творчества для развития советской детской литературы.


^ А. Л. Барто

  1. Биографические сведения об А. Л. Барто.

  2. Краткость стиха, завершенность сюжета в книгах для самых маленьких («Игрушки», «Машенька», «Машенька растет», «Кто как кричит»). Любовное отношение к ребенку. Стихи об отноше­нии детей к появлению в семье новорожденного («Младший брат», «Обида»).

  3. Сатира и юмор в стихах поэтессы («Девочка-ревушка», «Де­вочка чумазая», «Снегирь», «Болтунья», «Любочка», «Очки»). Отсутствие нравоучений и ясность морали в стихах Барто, их значение в воспитании нового человека.

  4. Поэма «Звенигород». Образы детей и взрослых. Особенности композиции. Сюжетность произведений А. Барто; их искренность и непосредствен­ность; сочетание лиризма и юмора.

  5. Сборники стихов «За цветами в зимний лес», «Просто стихи», «Переводы с детского».

  6. Отражение педагогической и эстетической концепции в книгах «Найти человека», «Записки детского поэта».


С. В. Михалков

  1. С. В. Михалков — выдающийся советский детский поэт. Начало литературной деятельности (стихотворения в журнале «На подъе­ме», в. газетах «Правда», «Известия», «Комсомольская правда»), воздействие поэзии В. Маяковского и Д. Бедного. Первые поиски в области детской поэзии (песни, марши, стихи 1932—1935 гг.), сборник «Огород». Освоение традиций фольклора, классической русской литературы и достижений детской литературы 20-х гг.

  2. Многогранность творческого метода в зрелой поэзии Михалко­ва. Жанровое разнообразие творчества: поэмы, песни, марши, ве­селые игровые стихи, сатирические стихи, басни, поэтические рас­сказы; стихотворная публицистика, пьесы, сказки.

  3. Эволюция жанра поэмы для детей в трилогии «Дядя Степа». Фольклорные традиции в создании образа главного героя, приметы современности в постановке проблемы преемственности поколений. Единство героического и юмористического, воспроизведение дей­ствительности в историческом аспекте. Гармоническая цельность трилогии и художественная завершенность каждой части.

  4. Гражданственность, гуманизм, чувство ответственности за растущее поколение.

  5. Особенности юмора и сатиры в стихах: сатирическая гипербо­лизация («Мимоза»), юмористический гротеск («Фома»), полити­ческая сатира («Миллионер»), сатирическая дидактика («Одна рифма»).

  6. Басни С. Михалкова, вошедшие в детское чтение («Слон-живописец», «Рыбьи дела» и др.). Позитивный характер сатиры: борьба с отрицательными чертами во имя утверждения этических норм советского общества.



Для выполнения анализа стихотворений могут быть использованы примерные планы анализа.


Список рекомендуемой литературы:


1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. М.: Академия, 2009. 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. шк., 2004. 680 с.

3. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;

Под ред. Е.Е. Зубаревой. М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

4.Детская литература. Учеб. пособие для учащихся школьных отделений пед. училищ / Под ред. А.В. Терновского. – М.: Просвещение, 1977. – 431 с.

5. Детская поэзия // [Электронный ресурс] URL: http://www.solnet.ee/parents/kn_01_12.html

6. Ивич А. Воспитание поколений, М., 1969.

7. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

8. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.

заведений. М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

9. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. М., 1987.

10. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. СПб., 1997.

11. Советская детская литература. / Под ред. В.Д. Радовой. М.: Просвещение, 1978. 496 с.


Практическое занятие № 6


Тема: Тема «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне. Способы развития темы.


Цель: выявить способы развития и особенности реализации темы «война и дети» в литературе о Великой Отечественной войне, проследить эволюцию в области жанра, психологизма.

^ Вопросы для подготовки:


1. Состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны. Жанровое многообразие. Проблематика, образы. (Краткий обзор).

2. Детство, опаленное войной, в поэзии периода Великой Отечественной войны. Развитие темы «война и дети» в современной литературе для детей. Психологизм повествования.

3. Тема памяти в повести ^ А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок».


Методические рекомендации:


Для того, чтобы занятие прошло успешно, целесообразно разделить аудиторию на группы.


1 группа:

Характеризуя состояние детской литературы в годы Великой Отечественной войны, следует обратить внимание на жанры, проблематику и образы. При ответе важно помнить, что в годы Великой Отечественной детская литература была представлена публицистическими очерками (А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»; С. Маршак «Родные дети»; К.И. Чуковский «Война и дети»). Здесь следует осветить специфику изображения детского подвига на войне, детского труда, ненависти и мести, ответственности взрослых за судьбы детей, несовместимости войны и детства.

Важно отметить прием контраста в создании образа ребенка на войне. Наряду в публицистикой, бытовала психологическая проза. Рассказы: Л. Пантелеев «На ялике», А. Платонов «Маленький солдат». М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях», М. Зощенко «Бедный Федя». Характеризуя рассказы, необходимо уделить внимание нравственно-философской проблеме несовместимости войны и детства, ответственности взрослых за судьбы детей, важности эстетического и нравственного воспитания детей. Повести, написанные в годы Великой Отечественной войны принято условно разделять на две группы: 1. Произведения, сюжет которых развивается непосредственно во фронтовой обстановке (в тылу врага, на передовой): В. Катаев «Сын полка», С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце». 2. Произведения, действие которых по преимуществу связаны с тылом: Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки», М. Прилежаева «Старшеклассницы», Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда», А. Кононов «Дни Сергея Глушкова», Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.

Подготовить ответ на первый вопрос целесообразно поручить группе студентов. Предполагается, что тезисы подготовленного сообщения будут даны под запись для дальнейшей подготовки к экзамену по предмету.


2 группа:

Вопрос о поэзии периода Великой Отечественной войны также рекомендуется адресовать группе студентов. Отвечающие должны коротко осветить особенности поэзии для детей и о детях в указанный период, а так же уделить внимание специфике развития темы «война и дети» в современной литературе для детей. Следует помнить о роли психологизма повествования и сюжетности стихотворений. Отвечающие должны представить аналитические наблюдения над текстами. Модели анализа лирического текста представлены в методических рекомендациях к занятию №


3 группа:

Ответ на третий вопрос может подготовить третья группа студентов. Тема памяти в повести ^ А. Алексина «Сигнальщики и горнисты», в рассказе Ю. Яковлева «Зимородок». (перечень текстов не ограничен, студенты и преподаватель могут изменять и расширять его). Готовясь к выступлению с ответом на занятии, группе следует выполнить текстуальный анализ эпизодов текста, чтобы иллюстрировать доводы конкретными примерами. Модель анализа эпизода эпического текста см. в рекомендациях.


Список рекомендуемой литературы:


1. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

2. Воронов В. Анатолий Алексин: Очерк творчества. М., 1973, С. 1 – 112.

3. Галанов Б. Е. Валентин Катаев. Очерк творчества. – М., 1982.

4. Михалева Т.И. Великая Отечественная война в литературе для детей и юношества: (60-80-е гг.). – М., 1992.

5. Героическое прошлое России. Великая Отечественная война. // Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл.: Методические рекомендации. – М.: Дрофа, 2001. – С. 95.

6. Мотяшов И.П. Мастерская доброты Очерки детской литературы. – М.: Детская литература, 1974.

7. Николаева С.А. Дети и война [Литературно-критические очерки]. – М., 1991, - 158 с.

8. Образы детей в поэзии и прозе Великой Отечественной войны. // Уроки литературы: 5 кл.: метод. пособие к учеб. // [В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И.В. Мамонова]/ Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2008. – С. 165.

9. Полозова Т.Д. Открытие мира (Проблемы детской литературы и руководство чтением). М.: Просвещение, 1979.

10. Русская литература для детей. / Под ред. Т.Д. Полозовой. – М.: Асайет А, 1998.

11. Тема Великой Отечественной войны в русской литературе. // Уроки литературы. 8 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, А.М. Антипова, А.А.Маныкина]; / Под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2011. – С. 281.

12. Теоретическая поэтика: понятия и определения. Хрестоматия для студентов филологических факультетов./ Автор-составитель Н.Д.Тамарченко.-М.: РГГУ, 1999. - 286 с.


Тексты для интерпретации и анализа:


А. Гайдар «Война и дети», «Мост», «Переправа»;

^ С. Маршак «Родные дети»;

К.И. Чуковский «Война и дети»;

Л. Пантелеев «На ялике»;

А. Платонов «Маленький солдат»;

М. Пришвин «Рассказы о Ленинградских детях»;

М. Зощенко «Бедный Федя»;

В. Катаев «Сын полка»;

С. Заречная «Орленок», «Горячее сердце»;

Л. Кассиль «Дорогие мои мальчишки»;

М. Прилежаева «Старшеклассницы»;

Н. Раковская «Мальчик из Ленинграда»;

А. Кононов «Дни Сергея Глушкова;

Г. Матвеев «Зеленые цепочки» и др.


Практическое занятие № 7

Тема: Философское начало сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»


Цель: Знакомство с жизнью и творчеством А. де Сент-Экзюпери, определение места сказки «Маленький принц» в творческом наследии писателя. Актуализация знания теоретико-литературных понятий (притча, рамочные компоненты). Развитие умений анализа художественного произведения: анализ в аспекте жанра: сказка-притча; анализ проблематики: философско-символическое начало сказки; анализ системы образов: образ героя-повествователя, особенности образов персонажей. Анализ текста с учетом специфики адресата: дидактический характер сказки, определение роли произведения в детском чтении.


^ Вопросы для подготовки:


1. Место «Маленького принца» в творчестве Антуана де Сент-Экзюпери. (Сведения о писателе, его жизненных позициях, история создания, адресат, посвящение).Актуализация теоретико-литературных понятий (Рамочные компоненты, посвящение, аллюзия, адресат).

2. Образ героя-повествователя, способы его создания. (Роль разговора о рисунке «слона в удаве», об отличии «взрослых» от детей в начале произведения). Образы персонажей, способы создания образов «взрослых». Символичность образов.

3. Жанровые особенности произведения: сказка-притча «Маленький принц». (Как сказочное и притчевое начало проявляются в сюжете, системе персонажей?)

4. Романтические традиции и символизм.

5. «Маленький принц» - философская сказка: основные философские темы и проблемы (онтологические, гносеологические и аксиологические) и способы их раскрытия.

6. Место произведения в круге детского чтения.


^ Методические рекомендации:

Занятие предполагает групповую или индивидуальную подготовку (по выбору преподавателя и студентов). Предложенные вопросы могут быть адресованы как всей аудитории, так и разделены на три части (для подготовки тремя группами).


Вариант системы вопросов для беседы на занятии:

1. Расскажите о жизни и творчестве Антуана де Сент-Экзю­пери.

2.. Когда написана его повесть «Маленький принц»?

3. Назовите ее основных персонажей. Кто ведет в ней повество­вание?

4.. Какова роль разговора о детском рисунке, которым начина­ется повесть? Где и с какой целью этот разговор продолжен? В чем состоит смысл противопоставления мира взрослых и детства? Как уточняется эта тема во вступлении?

5. Что подвергается писателем обличению? Покажите это, обра­щаясь к тексту.

6. Раскройте нравственно-философский смысл книги.

а) Каково место и роль фантастики в ней?

б) Объясните значение символических образов и деталей.

в) Каковы те уроки, которые преподает Маленькому принцу Лис? Кто еще выступает в роли его учителей?

г) Какие реплики главных героев приобретают характер обобщении и принципов, которые должны определять смысл жизни поведение, нравственные основы личности и человеческих отноше­ний? Как решается в повести проблема счастья?

д) Каково место и значение юмора и лирического начала в кни­ге? Чем мотивированы драматические и трагические ноты в ней?

е) Можно ли говорить об оптимистическом звучании «Малень­кого принца»? Раскройте смысл последнего обращения к читателю заключающего книгу.

7. Что дает это произведение детям?

Завершают занятия выводы студентов на основе сделанных наблюдений об эстетической ценности произведения и о месте его в круге детского чтения.


^ При подготовке к занятию, студентом рекомендуется обдумать ответы на следующие вопросы:


  • Какие причины побудили писателя обратиться (после ряда написанных им в совершенно ином ключе произведений) к сказке?

  • Что такое посвящение и какова его функция в данном произведении?

  • Что такое аллюзия? Какие аллюзии вы увидели в тексте?

  • Есть герои, которым Маленький принц симпатизирует? Как он покидает их и тех, кто ему несимпатичен?

  • Имеет ли Маленький принц цель в начале своего путешествия? Как это изменяется к финалу?

  • Как учены определяли жанр «Маленького принца»? (Повесть, сказка, притча). Каковы жанровые особенности названных форм? В чем проявляется сказочное и притчевое начало?

  • Какие образы, по-вашему, символичны. Как Вы их трактуете?

  • Какие основные философские темы и проблемы поднимаются в сказке? (онтологические, гносеологические и аксиологические). Как они раскрываются?

  • Выделите в тексте сказки устойчивые фразы и выражения. В чем, на ваш взгляд, их глубина?

  • Можно ли говорить об оптимистическом звучании «Малень­кого принца»?

  • Какую роль играют авторские иллюстрации в тексте?

  • Влияние сказки «Маленький принц» на творчество деятелей разных видов искусств несомненно. Какие примеры вы можете назвать?

  • Выделите в тексте сказки устойчивые фразы и выражения. В чем, на ваш взгляд, их глубина?

  • Можно ли говорить об оптимистическом звучании «Малень­кого принца»?

  • Какую роль играют авторские иллюстрации в тексте?

  • Влияние сказки «Маленький принц» на творчество деятелей разных видов искусств несомненно. Какие примеры вы можете назвать?

  • Какое место в круге детского чтения занимает «Маленький принц»? Какова эстетическая и воспитательная ценность произведения?


^ Также каждый студент должен письменно выполнить один вариант индивидуального задания.


Индивидуальное задание (на выбор)

Вариант 1:

1. Составить систему вопросов и заданий для рассмотрения образа Маленького Принца со школьниками и со студентами. (для детской и взрослой аудитории).

2. Ответить на вопрос: Проследите изменения в мировидении Маленького принца, как они воплощены в тексте сказки?


Вариант 2:

1. Продумать систему вопросов для композиционного анализа сказки «Маленький принц» для студентов.

2. Ответить на вопрос: Как соотносится автор биографический (А. де Сент-Экзюпери) и основной субъект речи в сказке (герой-повествователь)?


Вариант 3:

1. Сформулировать систему вопросов для беседы со школьниками о философских проблемах, поднятых в произведении.

3. Ответить на вопрос: Кто, на ваш взгляд, является адресатом сказки «Маленький принц», в чем специфика восприятия данного произведения читателями разных возрастов.


Список рекомендуемой литературы:


1. Будур Н.В. и др. Зарубежная детская литература. / Н.В. Будур, Э.И. Иванова, С.А.Николаева, Т.А. Чеснокова. – М.: Академия, 2000. – 304 с.

2. Галь Н. Антуан де Сент-Экзюпери. —В кн.: А. де Сент-Экзю­пери. Маленький принц. – М., 1967.

3. Зарубежная литература ХХ века: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.М. Толмачёв, В.Д., седельник, Д.А. Иванов и др.; Под ред. В.М. Толмачёва. – М.: Издательский центр: Академия, 2003. – 640 с.

4. Зарубежная литература для детей и юношества: В 2-х ч. / Под ред. Н.К.Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М., 1989.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с..

6. Маранцман Е. К. Изучение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери
«Маленький принц» // В кн.: Литература. 6 класс. Методические рекомендации. / Под ред. В. Г. Маранцмана //[Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ebooks/Marancman_Literat_6kl_Metod/6.html#n1 (дата обращения: 15.05.2011)

7. Назарова Е. «Маленький Принц» Антуана де Сент-Экзюпери // [Электронный ресурс]: Электронная библиотека Библиотекарь.Ру / URL: http://www.bibliotekar.ru/09-8.htm (дата обращения: 15.05.2011)

8. Официальный сайт Маленького Принца в России // [Электронный ресурс] URL: http://www.lepetitprince.ru/ (дата обращения: 15.05.2011)

9. Петрова А. В. «Зорко одно лишь сердце» («Маленький принц» А. Сент-Экзюпери) // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/528705/ (дата обращения: 15.05.2011)

10. Тихомирова И. «Маленький принц» Сент-Экзюпери в вос­приятии школьников старших классов. // В кн.: О литературе для детей. Л., 1970.

11. Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / [В.Ф. Чертов, Л.А. Трубина, Н.А. Ипполитова, И.В. Мамонова]; под ред. В.Ф. Чертова. М.: Просвещение, 2009. 254 с.


Практическое занятие № 8

Тема: Дж. Толкиен «Хоббит, или Туда и обратно»: проблема жанра.


Цель: исследовать соотношение сказочного, притчевого, легендарного, фентезийного начал в произведении и определить в ходе дискуссии жанровую принадлежность (волшебная сказка / миф, легенда / фентези / жанр, объединяющие перечисленное).

Вопросы для подготовки:


1. Жанровые особенности волшебной сказки, фентези, притчи, легенды.

2. Специфика жанра волшебной сказки, выявленная в эссе Толкиена «О волшебной сказке».

3. Анализ произведения «Хоббит, или Туда и обратно» в аспекте жанра. Образ героя. Сюжет. Время и пространство. Предметный мир. Система персонажей. Фантастический образ. Уровни невозможного. Фантастическое и волшебное. «Фэнтези».

4. Место указанного произведения в творчестве Дж. Толкиена. Признаки фантастического и волшебного в произведении «Хоббит, или Туда и обратно».


^ Методические рекомендации:


В начале занятия необходимо актуализировать знания о жанре сказки: о волшебной сказке, о легенде, мифе, предании, фентези. Выявить их черты.

Не менее важно обратиться к истории создания произведения и к тому, какое место оно занимает в творчестве писателя.

Занятие целесообразно организовать в форме дискуссии. Можно разделить студентов на группы, каждая из которых будет доказывать принадлежность

Для успешной работы на занятии студенту необходимо внимательно прочитать текст, сделать свои наблюдения, предложить свой вариант определения жанра и подготовить доказательства на основе материала текста.

Ответ можно построить на сопоставлении

  1. признаков в фентези и волшебной сказки

  2. волшебной сказки и легенды

  3. волшебной сказки и мифа и т.д.


Варианты вопросов для работы в аудитории:


  1. Каким изображён мир произведения. Какова его структура? Создается ли вторичная реальность? / Или это сказочная выдумка?

  2. Система персонажей. Как создаются образы героев? Как они связаны с фольклором?

  3. Образы героев, способы их создания. Внешний вид, речевая характеристика, поступки. Статичность / динамичность образов.

  4. Образ человека. Люди и нелюди.

  5. В чём особенность времени и пространства изображаемых событий?

  6. Присутствует ли в произведении мифологическое начало? Как и когда это проявляется?

  7. Попытайтесь выявить легендарное начало. Докажите свою точку зрения.

  8. Как определил жанр произведения сам автор? Обратитесь к это эссе «О волшебный сказках». Почему возникают споры о жанре произведения?

  9. Как вы определяете жанр «Хоббита, или Туда и обратно»? Сделайте вывод.


Список рекомендуемой литературы:

1. Губайловский В. Обоснование счастья: О природе фэнтези и первооткрывателе жанра / В. Губайловский // Новый мир. – 2002. – №3. – С. 174 – 185.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Добровольская О. Фэнтези и фольклор / О. Добровольская // Литература. – 1996. – №43. – С. 13.

4. Каплан В. Заглянем за стенку / В. Каплан // Новый мир. – 2001. – №9. – С. 158-169.

5. Колдун И. Классификация жанра фэнтези. 1997. http://www.kulichki.ru

6. Кошелев С.Л. Жанровая природа «Повелителя колец» Толкина / С.Л. Кошелев // Проблемы метода и жанра в современной литературе: Сб.науч.ст. – М., 1981. – Вып.6.

7. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

8. Лихачёва С. Миф работы Толкина / С. Лихачёва // Литературное обозрение. – 1993. №11-12. – С. 90-104.

9. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. М., 2000.

10. Минералова И.Г. Детская литература. Учеб.пособие для студ. высш.учеб.заведений / И.Г. Минералова. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

11. Пропп В. Исторические корни Волшебной Сказки // [Электронный ресурс]: Библиотека Гумер / URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Propp_2/index.php (дата обращения 15.05.2011)

12. Пропп В. Морфология сказки / Гос. ин-т истории искусств. — Л.: Academia, 1928. — 152 с. — (Вопр. поэтики; Вып. XII). [Электронный ресурс]: ФЭБ «Русская литература и фольклор» / URL: http://feb-web.ru/feb/skazki/critics/pms/PMS-001-.htm (дата обращения: 15.05.2011) или [Электронный ресурс]: Библиотека Максима Мошкова/ URL: http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt (дата обращения: 15.05.2011)

13. Толкин Дж. Р. Р. О волшебных сказках // Толкин Дж. Приключения Тома Бамбадила и другие стихи из Алой Книги: Стихи и повести/ Пер.. с англ. – М.: 1992. // [Электронный ресурс]: Чудесный горшочек. / URL: http://fairypot.narod.ru/story/Tolkien.htm (дата обращения: 15.05. 2011)

14. Толкиен Рональд Руэл. Хоббит или туда и обратно. Перевод с английского Н.Рахмановой // [Электронный ресурс]: Библиотека Максима Мошкова / URL: http://lib.ru/TOLKIEN/hobbit.txt (дата обращения: 15.05.2011)


Практическое занятие № 9


Тема: Современная детская поэзия. Традиции и новаторство в тематике, поэтическом языке, ритмике


Цель: познакомить с творчеством современных детских поэтов, выявить традиции и новаторство в детских стихотворениях, определить роль современной детской поэзии в круге чтения ребенка.

^ Вопросы для подготовки:


1. Общая характеристика современного состояния детской поэзии. Тематика и жанровое многообразие. Синкретизм поэзии, музыки, мультипликации, кинематографа и т.д.

2. Современная детская поэзия: традиции и новаторство. Художественные критерии, предъявляемые к стихотворным произведениям. Анализ стихотворения.

3. Роль современной поэзии в воспитании ребенка.


^ Методические рекомендации:


Современная детская поэзия продолжает традиции поэзии ХХ века, ее воспитательное значение трудно переоценить. Отвечая на первый вопрос, студенты должны охарактеризовать современное состояние детской поэзии, многообразие жанров, тематики. Также следует уделить внимание тому, как современная поэзия для детей взаимодействует с музыкой, мультипликацией, кинематографом, назвать поэтов, чьи стихотворения положены на музыку, использованы в мультипликационных и художественных фильмах. Можно использовать музыкальную наглядность.


Анализ одного стихотворения следует выполнить с учетом специфики детской поэзии и критериев детской литературы. Персоналии, творчество которых следует охарактеризовать: Эдуард Успенский, Григорий Остер, Сергей Михалков, Игорь Иртетьев, Борис Заходер, Андрей Усачев, Григорий кружков, Виктор Лунин, Лев Яковлев, Олег Григорьев, Ирина Пивоварова, Эмма Мошковская, Роман Сеф и др.


Список рекомендуемой литературы:


1. Арзамасцева И.Н. Николаева С.А. Детская литература. – М.: Академия, 2002. – 472 с.

2. Введение в литературоведение: Учеб. пособие. Под ред. Л. В. Чернец. – М.: Высш. шк., 2004. – 680 с.

3. Галанов Б.Е. Сергей Михалков. М., 1972.

4. Детская литература: Учебник / Е.Е. Зубарева, В.К. Сигов, В.А. Скрипкина и др.;

Под ред. Е.Е. Зубаревой. – М.: Высш. шк., 2004. – 551 с.

5. Литературный энциклопедический словарь / Под общ. ред. В.М. Кожевникова, П.А. Николаева. Редкол.: Л.Г. Андреев, Н.И. Балашов, А.Г. Бочаров и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 752 с.

6. Марина Бородицкая: «Многое в детской литературе пишется словами цвета и вкуса промокашки». [Бесед. Елена Калашникова ] // Литература. Изд-во: Первое сентября. - 2009. - № 12.

7. Минералова И.Г. Детская литература: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.

заведений. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 176 с.

8. Мориц Ю. Муза детства: О творчестве [поэтессы] Эммы Мошковской // Детская литература. – 1983. - № 7. – С. 22 – 24.

9. Павлова Н.И. Лирика детства. Некоторые проблемы поэзии. – М., 1987.

10. Русская поэзия детям. Т. 1-2 / Сост. и вступ. ст. Е.О. Путиловой. – СПб., 1997.

11. Хрестоматия по детской литературе / Сост И.Н. Арзамасцева, Э.И. Иванова, С.А. Николаева. – М.: ACADEMIA, 2000. – 539 с.


Примерный перечень книг:


Бородицкая М. Убежало молоко. М., 1985.

Все наоборот: небылицы и нелепицы в стихах. М., 1992.

Григорьев О. Витамин роста. М., 1980.

Григорьев О. Сазон и батон. М., 1997.

Иртеньев И. Пират дядя Петя. М., 1998.

Колобок и два жирафа. 2000, № 1, 3–4; 2001, № 2; 2002, № 1–2.

Кружков Г. Облако с крылечком. М., 1991.

Лунин В. Тарарам. М., 1993.

Лунин В. Подарки. М., 1999.

Синявский П. Лягушенция. М., 1999.

Собакин Т. Из переписки с коровой. М., 1991.

Степанов В. Разноцветные желания. Нижний Новгород, 1994.

Усачев А. Сны Петушкова. М., 1994.

Усачев А. Шкатулка. М., 1997.

Шевчук И. Шагалочка. М., 1990.

Яковлев Л. Ходит дом ходуном. М., 1998.


Ресурсы интернет, персональные сайты:


  1. Иртеньев И. Стихи. // [Электронный ресурс] http://lib.rus.ec/a/5020 (дата обращения: 03.05.2011)

  2. Иртеньев И. Персональный сайт. // [Электронный ресурс] http://irteniev.msk.ru/index.php3 (дата обращения: 03.05.2011)

  3. Стихи для детей. Лев Яковлев. URL: http://www.a-pesni.golosa.info/baby/poesia/jakovlev.htm (дата обращения: 03.05.2011)

  4. Лунин В.В. Стихи // [Электронный ресурс] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/L/LUNIN_Viktor_Vladimirovich/_Lunin_V._V..html (дата обращения: 03.05.2011)

  5. Лунин В.В. Красткая информация. Стихи // [Электронный ресурс] http://www.playroom.ru/content/view/536/18/ (дата обращения: 03.05.2011)

  6. Лунин В.В. Стихи. // [Электронный ресурс] URL: http://uti-puti.com.ua/view_articles_kids.php?id=1048 (дата обращения: 03.05.2011)

  7. Кружков Г. Ушки на макушке // [Электронный ресурс] http://www.ushkinamakushke.ru/kruzhkov_mp3.html (дата обращения: 03.05.2011)

  8. Кружков Г. Стихи // [Электронный ресурс] http://kid-home-lib.livejournal.com/157251.html (дата обращения: 03.05.2011)

  9. Вишневецкая М. Официальный сайт // [Электронный ресурс] http://www.marvish.ru (дата обращения: 03.05.2011)

  10. Кукумбер. 2001. Вып. 9–11. 2002; № 2 (вып. 1).// [Электронный ресурс] URL: http://www.kykymber.ru/ (дата обращения: 03.05.2011)

  11. Новые дети. // [Электронный ресурс] URL: http://www.novyedeti.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=100&Itemid=92 (дата обращения: 03.05.2011)

  12. Остер Г. Стихи. Либ.Ру.Сек. // [Электронный ресурс] http://lib.rus.ec/a/9194 (дата обращения: 03.05.2011)

  13. Пивоварова И. Стихи для детей // [Электронный ресурс] URL: http://www.ushkinamakushke.ru/pivovarova_mp3.html (дата обращения: 03.05.2011)

  14. Пивоварова И. Официальный сайт // [Электронный ресурс] URL: http://www.irinapivovarova.ru/ (дата обращения: 03.05.2011)

  15. Сеф Роман Стихи для детей // [Электронный ресурс]URL: http://www.kykymber.ru/authors.php?author=3; (дата обращения: 03.05.2011)

  16. Сеф Роман Стихи для детей // [Электронный ресурс]URL: http://mp.urbannet.ru/TVOR-P/s/sef/sef-tv.htm; URL: http://www.vekperevoda.com/1930/sef.htm (дата обращения: 03.05.2011)

  17. Тим Собакин. Стихи для детей. http://tramwaj.narod.ru/Sobakin/sobakin.htm (дата обращения: 03.05.2011)

  18. Усачев А. Стихи для детей // [Электронный ресурс] URL: http://www.a-pesni.golosa.info/baby/poesia/usatchev.htm (дата обращения: 03.05.2011)

  19. Успенский Э. Официальный вебсайт // [Электронный ресурс] http://www.uspens.info/ (дата обращения: 03.05.2011)

  20. Ушки на макушке // [Электронный ресурс] http://www.ushkinamakushke.ru/index.html (дата обращения: 03.05.2011)

  21. Шибаев А. Стихи для детей. // [Электронный ресурс] URL: http://publ.lib.ru/ARCHIVES/SH/SHIBAEV_Aleksandr_Aleksandrovich/_Shibaev_A._A..html (дата обращения: 03.05.2011)

  22. Шенкман В.И.. Современная детская поэзия на уроках русского языка. Материалы к уроку. // [Электронный ресурс] URL: http://www.distedu.ru/mirror/_rus/rus.1september.ru/2004/28/3.htm (дата обращения: 03.05.2011)

  23. Яковлев Л. "Детские писатели не хотят быть авторами". – 2000 (8 августа) // [Электронный ресурс] URL: http://exlibris.ng.ru/izdat/2000-08-10/4_child.html (дата обращения: 03.05.2011)

  24. Яковлев Л.Г. Персональный сайт // [Электронный ресурс] URL: http://yakovlev-lev.narod.ru/ (дата обращения: 03.05.2011)



Практическое занятие № 10


Тема: Актуальные проблемы современной детской литературы


Цель: в ходе семинара назвать актуальные проблемы современной детской литературы, периодики и критики, предположить перспективы развития литературы для детей.


Вопросы для подготовки:


1. Роль детской литературы в становлении и развитии ребенка

2. Круг чтения современного ребенка

3.Детская литература как объект для научного изучения.

4. Проблема перевода зарубежной литературы на русский язык.

5. Требования к печати детской книги.

6. Проблема формирования читательских интересов и активизации чтения.


Методические рекомендации:


Завершающее занятие следует организовать в форме коллоквиума, дискуссии. Предложенные вопросы могут быть подготовлены как индивидуально, так и в микрогруппах. Студентам рекомендуется изучить рекомендованную литературу и выстроить монологическое высказывание. Сообщение следует оформить письменно для сдачи на проверку. Отвечающий должен продемонстрировать владение изученным материалом, ориентироваться в источниках, указанных в списке литературы в его сообщении. Также рекомендуется провести собственное исследование: анкетирование, беседу со школьниками, чтобы апеллировать к конкретным данным о проблеме чтения, восприятия и т.д. Для демонстрации своих наблюдений (или взятых из указанных источников) данных можно подготовить слайдовую презентацию. Также необходимо сформулировать вопросы для собеседников. Занятие должно стать своеобразным подведением итогов изучения курса «Детская литература».


^ Список рекомендуемой литературы:


1. Ананичев А., Звонарёва Л. …А у нас мастер-класс. А у вас?.. //Детская литература. 2003, №3, С. 28

2. Детская литература и воспитание // Сб. тр. международной научной конференции. – Тверь: ТвГУ, 2004

3. Детская литература и воспитание // Сборник научных трудов Международной научной конференции. Вып. 2. – Тверь: ТвГУ, 2005

4. Детская и юношеская пресса // [Электронный ресурс]: Основы журналистики / URL: http://textfighter.org/text/63_izdaniya_zhurnalyi_adresovannyie_28.php (дата обращения: 15.05.2011)

5. Звонарёва Л. Принципиальная смена нравственных ориентиров: заметки о современной детской литературе и периодике. //Польско-российский литературный семинар, Варшава – Хлевиска, 13-16 марта 2002г. – «Grant», Warszawa, 2002, с.92

6. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике // Детская литература. - 2002. - N 3. - с. 10-14

7. Звонарева Л. Почувствовать нерв времени: Заметки о современной детской литературе и периодике: Часть II // Детская литература. - 2002. - N 4. - с. 16-21

8. Кутейникова Н.Е. «К вопросу о современных книгах для детей», "Русская словесность", 2001, №4

9. Обзор журналов для детей. [Электронный ресурс]: Психологический центр Адалин / URL: http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_04d.shtml (дата обращения: 15.05.2011)

10. Полозова Т.Д. Русская литература для детей: Учеб. Пособие.-М.: Academia, 1997. С.23 – 38.

11. Молодежные журналы. [Электронный ресурс]: Реклама / URL: http://propel.ru/pub/24.php (дата обращения: 15.05.2011)

12. Рудишина Т.В. Детская библиотека и современная периодика для детей и подростков [Cоциолог и психолог в библиотеке. Вып. III. / РГЮБ; отдел социол. и психол. исслед. – М., 2001. – С.21-33 ]Что показало анкетирование работников детских библиотек Москвы // [Электронный ресурс]: Институт информационных инициатив. Российская государственная библиотека для молодежи / URL: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=64 (дата обращения: 15.05.2011)

13. Современные проблемы детского чтения и книгоиздания для детей: наш взгляд. - Книжная палата, 2003.

14. Сборник материалов Второго Форума молодых писателей России.– Книжная палата, 2002

15. Чудинова В.П. Итоги круглого стола «Детская пресса: государственная политика, реалии, перспективы» на выставке «ПРЕССА – 2006»

15. Чудинова В.П. Дети, взрослые и периодика: взгляд из библиотеки //Портал печатных СМИ // [Электронный ресурс]URL: http://witrina.ru (дата обращения: 15.05.2011).

16. Чудинова В.П., Мургина О.И. «Книга в России: итоги и перспективы чтения». / Научная конференция. Москва, РУДН, 12 ноября 2001. Проблемы чтения детей и подростков в эпоху новых технологий. Новые задачи педагогов и библиотекарей // [Электронный ресурс]: Российский университет дружбы народов / URL: http://rubakin.zavetspisok.ru/chudinova&murgina.htm (дата обращения: 15.05.2011)

17. Чудинова В.П. Детское чтение. Негативные последствия развития

медиасреды // Дети и культура / Отв. Ред. Б.Ю.Сорочкин. М.: КомКнига, 2007. С. 131-164. [Электронный ресурс]: Информация для всех / URL: http://www.ifap.ru/library/book406.pdf (дата обращения: 15.05.2011)




Скачать 452.54 Kb.
оставить комментарий
Дата31.03.2012
Размер452.54 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  1
отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх