Передовой и инновационный icon

Передовой и инновационный


Смотрите также:
Передовой и инновационный...
«Передовой хлебопроудкт»...
Марина карпинская людмила луцкая марина карпинская людмила луцкая...
Г. С. Костыко Инновационный проект...
Планы лекций по дисциплине «инновационный менеджмент» Лекция №1 Введение в инновационный...
Контрольная работа по курсу «Инновационный менеджмент» Тема: «Перевод экономики Санкт-Петербурга...
Лекция к теме 2: «Инновационный проект»...
-
Инновационный менеджмент...
Реферат по дисциплине: «Инновационный менеджмент» Тема: «Инновационный проект и его реализация...
Рабочая программа дисциплины «инновационный менеджмент» (указывается наименование дисциплины)...
Отчет о научно-исследовательской работе фгоу впо «Кемеровский гсхи» за 2008год...



Загрузка...
скачать
Передовой

и инновационный

опыт

в муниципальной

системе

образования


Информационный вестник

Выпуск 1


Муниципальное учреждение

«Информационно–диагностический центр»

администрации Шахунского района


Составители:

Варакина Е.В., почетный работник общего образования Российской Федерации, директор МУ Информационно–диагностический центр»

администрации Шахунского района;

Ленская Н.А., Заслуженный учитель Российской Федерации, директор МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина», учитель русского языка и литературы;


^ Милицкая Н.Н., почетный работник общего образования Российской Федерации, зам. директора по УВР МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина», учитель русского языка и литературы


В материалах сборника обобщен опыт работы педагогов МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина» по проблеме духовно-нравственного воспитания учащихся.


г. Шахунья. Педагогический опыт. 2009 год


В информационный сборник вошли статьи лучших учителей МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»: учителей начальной школы, русско­го языка и литературы, технологии, иностран­ных языков.

Как известно, успех образования в зна­чительной степени зависит от личности учителя, от отношения к нему его учащих­ся, воспитанников. Только гуманный, спра­ведливый, интеллигентный, творческий и энергичный, влюбленный в свой предмет человек может реально влиять на развитие ребенка. Авторы представленного сборни­ка, на наш взгляд, обладают всеми этими качествами.

Надеемся, что читатель, знакомясь с опытом, представленным в сборнике, найдет для себя что-то важное, новое или отыщет подтверждение собственных идей.

Современный учитель должен стать субъектом инновационной деятельности, активным сотворцом новой практики образования, иначе реализация инициативы «Наша новая школа», даже при хорошем нормативном и теоретическом сопровождении, не даст желаемых результатов.


Содержание

Бессмертен тот, чья муза до конца добру и красоте не изменяла.

Милицкая Н.Н. стр. 5-19

Взаимодействие с семьёй - основа духовно- нравственного воспитания младшего школьника.

Бармина С.В. стр. 20-23

Духовно-нравственное воспитание учащихся через проектную деятельность.

Чиркина С.А. стр. 24-28

Нравственные православные ценности в контексте древнерусской литературы (на примере «Жития Александра Невского»).

Соколова О.С. стр. 30 -32

Традиции православной культуры в русской классической литературе.

Антакова Т.Ю. стр. 33 – 36

Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение.

Барданова Н.В. стр. 38 – 43

Родители, педагоги и дети – равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления.

Половинкина Г.П. стр. 44- 49

Мои первые шаги в профессии учителя.

Антипина И.П. стр. 50 -51


Приложение стр. 52-56


Бессмертен тот, чья муза до конца

Добру и красоте не изменяла.

(Из опыта работы Муниципального образовательного учреждения «Шахунская гимназия имени

А.С. Пушкина» по изучению творческого наследия

А.С. Пушкина»)


^ Милицкая Н.Н., почетный работник

общего образования Российской Федерации,

зам. директора по УВР

МОУ «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина»,

учитель русского языка и литературы


В 2009 году Муниципальному образовательному учреждению «Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина» исполнилось пятнадцать лет. Все эти годы ведущая идея организации учебно-воспитательного процесса - изучение жизни и творчества А.С. Пушкина.

И вот уже пятнадцать лет, в День знаний, после торжественной линейки гимназисты идут на Пушкинский урок. Ждут его ребята с нетерпением, за неделю до начала занятий приходят, чтобы непременно быть участниками или организаторами театрализованных представлений, устных журналов, викторин, презентаций, гостиных.

С 1994 года в гимназии реализуется программа этико–философского курса русской словесности для учащихся 1-11 классов, разработанная Ленской Н. А., Милицкой Н. Н., Гусевой И. В. под руководством зав. кафедрой русской словесности и культурологии ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования», профессора, известного пушкиниста Шамрей Л. В. В 2000 году программа выиграла грант Дж. Сороса.

Одна из принципи­альных особенностей курса - серьёзное внимание к произведениям А.С. Пушкина, которые составляют треть всей программы и представляют вариант тематического спец­курса по творчеству поэта. Это своеобразный «час души», основой которого является русское слово, корнями уходящее в творчество А.С.Пушкина.

Из своего опыта работы педагоги начальной школы знают, что дети с удовольствием читают произведения Пушкина по ролям. ^ Бармина Светлана Викторовна – победитель национального проекта «Образование», на уроках этико-философского курса русской словесности инсценирует вместе с учащимися сказки А.С. Пушкина, есть опыт постановки оперетты по мотивам «Сказки о попе и о работнике его Балде…»

Изучение произведений А. С. Пушкина не ограничивается содержательным изучением сказок. Образные выразительные средства языка на уроках риторики, русского языка, этико-философского курса русской словесности педагог тоже рассматривает на примере пушкинских стихов «Зимнее утро», «Осень», «Няне», «Бесы», «Зимняя дорога». Они позволяют в доступной форме объяснить разнообразие композиционных особенностей стихов, рифм, ритма.

Светлана Викторовна уверена: пример судьбы Пушкина, его изысканность, умение любить, утончённость натуры – хороший пример для младших учащихся. При этом не надо идеализировать поэта, приписывать ему сверхъестественные качества. Его яркость, неповторимость, талант видны даже самому юному читателю.

Неотъемлемая часть уроков данного курса - творческая деятельность учащихся. По мнению ^ Гусевой Ирины Викторовны, учителя начальной школы высшей квалификационной категории, творческая деятельность - одно из условий утверждения нравственного достоинства, вершина ду­ховной жизни человека, показатель высшей ступени раз­вития интеллекта, воли. На уроках этико-философского курса русской словесности педагог даёт воз­можность каждому ребёнку проявить в учении сильную сторону своей индивидуальности.

У одного - острый ум и богатая речь, у него получаются отличные сочинения - миниатюры, викторины; у другого - умелые руки, и он блистает при изготовлении панно «Зо­лотая осень» по мотивам произведений А. С. Пушкина на уроке «Унылая пора! Очей очарованье...»; третий ловок, изящен, отлично владеет телом, движениями—ему лучше всех удаётся пластическая импровизация «Снегопад» на уроке «Идёт волшебница зима»; четвёртый особенно вос­приимчив к прекрасному – пусть нарисует иллюстрации к прочитанным произведениям; пятый - знаток в области лите­ратуры и с увлечением выполняет исследовательские ра­боты по подбору к стихам А.С Пушкина иллюстраций художников.

Мир пушкинских героев - это поиски истины, вопросы добра и зла, чести и бесчестия, христианской морали, той нравственности, мерилом которой служат его произведения. Донести до школьника мир лирического ге­роя поэта, показать динамику чувств, состояния души — в этом видит свою задачу преподаватель этико-философского курса русской словесности, Заслуженный учитель Российской Федерации, победитель национального проекта «Образование», Ленская Надежда Андреевна. «Урок по лирике Пушкина, - говорит педагог, - должен быть и праздником души, и размышлением о вечном, о полноте мира, окрылённости человека, истории своей страны. Как изучать историю своей страны, чтобы она стала ближе и понятнее, чтобы за ней мы различали не только даты, факты, события, но и кровное родство со всем, что вмещает слово Россия. Конечно, учебники истории раскрывают нам законы развития общества, знакомят с эпохой, историческими деятелями, рисуя прошлое нашей Родины. Но мир "живой" истории, населенной людьми, которые страдают, любят, ненавидят, достигают вершины власти, становятся народными кумирами, потом народом же низвергаются, открывается нам в произведениях А.С.Пушкина.

Так, стихотворение, посвященное лицейской дружбе, «Была пора: наш праздник молодой...» написано в 1836 году, через 25 лет после окончания лицея. Оно вмещает в себя всё: буйство юности, праздник надежды, закон судь­бы, по которому жизнь человеческая - миг в сравнении с вечностью. Великая эпоха оживает в стихотворении поэта, и мы читаем о братстве ли­цеистов, «грозе двенадцатого года», о том, «как был велик, как был прекрасен он» - царь Александр, возвратившийся из Парижа победителем, и об «изгнаннике самозабвенном» На­полеоне. Разве только о дружбе это стихотворение? Нет, это история России, осмысленная гениальным поэтом и подаренная миру в стихах». Неслучайно после таких уроков ученики пишут:

Сети жемчужные строк

Нежно опутают душу.

Рифмы кристальный поток

Времени рамки разрушит.

Он как творец, как судьба.

Он—плач людской, жизни память,

Он—светлый локон у лба,

Блик на сияющих гранях.

Жизнь его —контур звезды,

Падающей в бесконечность.

Это дорога мечты

Тех, кто шагает сквозь вечность

Ученики ^ Держуриной Елены Николаевны, победителя национального проекта «Образование», преподавателя французского и английского языков, совершают на уроках этико-философского курса русской словесности путешествия в яркий, живой мир французского языка. Уроки – путешествия по улицам Парижа - это тот естественный способ во­влечения школьников в «диалог культур», та волшебная тропинка, что соединяет два непохожих, на первый взгляд, мира. Исследование личности и творчества Пушкина в этом плане педагог считает бесценным даром: связь его жизни и произведений с французской культурой глубока и органична.

Старшекласс­ники гимназии, изучающие французский язык, имеют за­мечательную возможность расширить свои представления о личности и творениях Пушкина. Французский язык выступает на таких уроках одновременно и целью обучения, и средством познания русской культуры. А более интересного учителя и собеседника, чем Пушкин, найти просто невозможно!

Роль французской литературы в жизни и творчестве Пушкина, безусловно, очень высока. Французская культура явилась той средой, в которой воспитывался будущий поэт и его современники. Из курса литературы и этико-философского курса русской словесности школьникам знакомо раннее творчество Пушкина. Открытием для них всегда является то, что первая проба пера была на фран­цузском языке. Изучение «французской» поэзии Пушкина Елена Николаевна начинает со стихотворения «Мой порт­рет».

Это ли не сча­стливая возможность еще более приблизиться к Пушкину. Образ юного поэта - героя стихотворения, так удивительно близок мироощущению подростка и так бесконечно далек от скучного идеализирования его личности!

Пушкин оказался таким естественным, что многие из подростков наверняка увидели в нем свою крикливость, ветреность и любовь ко всякого рода забавам. Живой интерес к личности юного поэта заставил их взяться за перо. Вот вариант перевода стихотворения:

Вы попросили мой портрет

Вам написать с натуры.

Я вскоре сочиню ответ,

Хотя б в миниатюре.

Я юный баловник, шалун,

Хожу еще я в классы

Отнюдь не глуп, но не люблю

Фасон и вялые гримасы.

Я ростом сильно не велик

И не сравнюсь с атлантом,

Но всех пленит мой юный лик.

Являюсь я кудрявым, светлым франтом.

Я ликом обезьяна, право,

Я демон шуток и проказ,

Известен ветреностью нрава.

Таков он, Пушкин, без прикрас.

Старшеклассников Елена Николаевна знакомит с переводами стихотворений «Близ мест, где царствует Венеция златая...», «Эле­гия», «Я помню чудное мгновенье...» на французский язык. Русская и фран­цузская речь дополняют друг друга, создают один общий шедевр, чутко откликаясь на зов пушкинской Музы. Где, как ни на этих уроках, можно научить видеть и чувствовать силу, образность родного языка, мелодизм и лаконичность французского? Кто, как ни Пушкин, способен соединить в своем творчестве две культуры, два мироощущения?

Опытом работы по изучению творческого наследия А.С. Пушкина делится с педагогами района ^ Антакова Татьяна Юрьевна - учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории. В её методической копилке уроки «Обучения выразительному чтению лирики А. С. Пушкина». Видеосюжеты из жизни класса «Зимним утром», «Природа родного города», Татьяна Юрьевна сопровождает удивительным чтением стихов поэта, как зачарованные, слушают ее ученики. И город, с его тихими улочками, неспешно идущими людьми, сказочной зимней природой, становится ближе и дороже каждому ученику.

Слово А.С.Пушкина, по мнению учителя, удивительно музыкально. По­этому на уроках использует фрагменты из альбо­ма П.И.Чайковского «Времена года», грамзапись «Голоса птиц», романсы на стихи поэта, приоткрывая учащимся ещё одну грань его таланта.

И все же деятельность учащихся на уроке ограничена конкретным материалом, заключена в строгие временные рамки. А педагогам хотелось бы окружить всё изученное на уроках ореолом праздника, свободного, оторванного от страниц учебника общения. Логическим продолжением изучения наследия А.С. Пушкина служит внеклассная работа.

Стало традицией проведение в гимназии 19 октября «Дня гимназиста», на котором торжественно принимаются в дружную семью гимназистов учащиеся 5 классов, 6 июня –праздника «Все волновало нежный ум..», 10 февраля – «Дня памяти» поэта.

Увлеченно работают над сценарием учащиеся гимназии под руководством инициативных творческих групп педагогов, где очень тесно сотрудничают учителя русского языка и литературы Антакова Т.Ю., Барданова Н.В., Соколова О.С. с учителем хореографии Жарковой И.В., музыки Платовой Т.А., Карташовой А.В. и изобразительного искусства Лапшиной И.Н. Опытные преподаватели по­могают воссоздать эпоху Пушкина на сцене: поставить сце­нические движения и танцы, разучить романсы, оформить зал, выпустить традиционный номер газеты «Гимназист» пушкинской тематики.

В сценарии праздника гармонично сочетают­ся рассказы о жизни Пушкина, его лицейских друзьях, сти­хи, романсы, танцы, инсценировка фрагментов произведений поэта. Уче­ники еще раз могут «прожить», прочувствовать все то, что узнали на уроках, прочитали в книгах, услышали от преподавателя этико-философского курса русской словесности. Творческие группы учителей и учащихся – постоянные победители и призеры районных фестивалей театрального искусства.

Замечательно, если кто – то из наших учащихся напишет в будущем такие проникновенные слова о поэте, как А. Т. Твардовский: «У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним из всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца».

Воспитать такого читателя, тонкого знатока произведений А. С. Пушкина, - мечта каждого педагога. К этому и стремится ^ Милицкая Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы, победитель национального проекта «Образование». Надежда Николаевна уверена, что такая работа требует больших временных затрат. У нее многолетний опыт внеурочной работы. На дополнительных занятиях педагог даёт учащимся возможность увидеть, как употребляются языковые средства разных уровней (фонетические, лексические, грамматические) в безукоризненных образцах искусства слова, какими являются пушкинские творения, его стихи, проза, отрывки из статей, дневников, письма. На таких практикумах ребята читают стихи, поэмы, повести, рассказы, письма, стремясь воспринимать текст в целом, осваива­я его структуру, занимаются поиском информации, рабо­тают с лексикой и словарем, контролируя правильность понимания слов. Особенность таких занятий учителя – ориентация на одно произведение. Так, например, в основе занятий в 8 классе – повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Каждое занятие обязательно предполагает теоретическую и практическую часть. На занятии «Роль глаголов в произведении «Капитанская дочка» учащиеся получают дополнительный материал об употреблении глагола, его выразительных возможностях, и только тогда обращаются к произведению. Информация интересна, и работа с текстом становится увлекательной, ведь по словам самого поэта, «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная».

Глубокое погружение в литературный текст прививает любовь к самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. Именно поэтому, считает учитель, ребята с удовольствием участвуют в конкурсах и олимпиадах различного уровня и добиваются успеха. Они активные участники научного общества гимназистов, уверенно выступают с защитой своих исследовательских работ, большинство из которых основано на изучении творческого наследия А.С.Пушкина. Надежда Николаевна уверена, что полнее понять мир поэта помогают также экскурсии по пушкинским местам, которые она организует для детей совместно с родителями.

Великий гений Пушкина охватывал все сто­роны жизни. Педагоги математики, физики, экологии и даже информатики в один голос утверждают, что поэт был перво­открывателем, исследовате­лем и на ежегодно проходящих в гимназии конференциях, посвященных поэту, их ученики блестяще доказывают его связь и с физикой, и с математикой, и с информатикой, и с экологией.

Большой опыт по распространению творческого наследия поэта накоплен ^ Туманиной Ираидой Павловной – заведующей библиотекой гимназии. Среди учащихся 7-11 классов проводился рейтинг любимых авторов и любимых произведений гимназистов, который показал, что учащиеся приоритет отдают произведениям А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Капитанская дочка», «Дубровский», классической литературе, любят и ценят творчество писателей – классиков И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, А.П. Чехова, и в этом заслуга Ираиды Павловны.

Приобщение ребенка к книге она начинает с первого дня его прихода в гимназию. Ко Дню знаний готовит презентацию о библиотеке. Приглашает первоклассников и их родителей. Ни один первоклассник не уходит без сказок А.С. Пушкина. Пусть пока эту книгу читать ему, скорее всего, будет папа или мама, но гордится, что он стал настоящим читателем библиотеки и получил из рук библиотекаря читательский билет, будет всегда. И важно, что его знакомство с книгой начнется с творчества А.С. Пушкина.

Ираида Павловна стремится поддерживать интерес к творчеству поэта, используя разные формы работы с книгой: беседы «Пушкин и декабристы», «Друзья Пушкина»; устные журналы «И с каждой осенью я расцветаю вновь», «Души прекрасные порывы…»; литературные вечера «Все волновало нежный ум…»; библиотечные часы «Пушкин и Дельвиг», «Пушкин и Кюхельбекер», «Пушкин и Д. Давыдов», что, конечно, расширяет представления учащихся о поэте; викторины «Лицейские годы жизни А. С. Пушкина», «Болдинская осень»; разговор за круглым столом «Мои любимые произведения А. С. Пушкина»; путешествие в страну пушкиниану. Она привлекает учеников к участию в конкурсах рисунков «Читая сказки Пушкина»; иллюстраций к сказкам, к стихам о природе; к постановке театральных миниатюр, посвященных А. С. Пушкину.

Пушкинская тема отразилась во многих творческих работах учеников. Ежегодно проходят «Пушкинские чтения», к которым ученики готовят доклады, рефераты, эссе. На «Пушкинских чтениях» учащиеся представляют богатый и разнообразный материал о пребывании А. С. Пушкина на Нижегородской земле, о влиянии его творчества на развитие русского литературного языка, о писателях и поэтах, которые посвятили свои произведения поэту, о темах и мотивах А.С. Пушкина, нашедших своё воплощение в произведениях русских и зарубежных писателей.

Только за последние три года на ежегодных научно-практических конференциях, которые проводятся в гимназии, было представлено 35 исследовательских работ пушкинской тематики, например: «Лексические средства выразительности в произведении А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», «Роль имен прилагательных в сказке А.С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Опыт лингвопоэтического анализа стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро», «Звукопись в сказке о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди», «Роль наречий в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник», «Употребление глаголов в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Исследовательские работы учащихся после защиты на ежегодных научно-практических конференциях получают новую жизнь в библиотеке гимназии, где каждый ученик или учитель может познакомиться с интересующей его работой.

Учащиеся гимназии – победители и призеры фестиваля «Болдинская осень», проводившегося Нижегородским государственным академическим театром оперы и балета им. А.С. Пушкина. В номинации «Вклад А.С. Пушкина в развитие русского языка» дипломом I степени награждена Киселева Елена, научный руководитель Милицкая Н.Н., дипломом II степени Софрыжова Наталья, научный руководитель Барданова Н.В. В номинации «А.С. Пушкин и его эпоха» дипломом II степени награждены Звесткина Маргарита, Софрыжова Алена, научный руководитель Антакова Т.Ю. 8 учащихся стали лауреатами фестиваля в номинации «Рисунок». Брусова Ксения - лауреат VII Международной детско-юношеской научной конференции, проходившей в Финляндии, «Санкт-Петербург. Царское село. Пушкин и культура», победитель в номинации «Петербургский стиль», её работа «Мифы о Петербурге в русской культуре. Развитие петербургской традиции в стихотворении А.С. Пушкина «Пир Петра I», идиллии М. Дмитриева «Подводный город» и симфонии №7 Д. Шостаковича», научный руководитель Милицкая Н.Н., напечатана в сборнике лучших докладов конференции. Шамакова Настя – дипломант IV Международного форума пушкинских школ, представляла на форуме свою исследовательскую работу «Вклад А. С. Пушкина в развитие русского языка. Употребление глаголов в произведении А. С. Пушкина «Барышня – крестьянка». Какие бы работы учащиеся ни выполняли, пушкинская тематика присутствует в них, как, например, в работе Аркашина Александра, участника Международной конференции «Библиобраз 2007», победителя всероссийского конкурса «Лучик» в номинации «Создание Web-сайта семейной библиотеки», «одну из полок» занимает творчество А.С. Пушкина.

Когда пятнадцать лет тому назад гимназия открывалась, мы ни на минуту не сомневались, что Пушкин – это то имя, которое поможет возродить в детях любовь к чтению, к истории своего Отечества, к великому русскому слову. И опыт работы убеждает, что выбор был правильным.

Пока в России Пушкин длится,

Метелям не задуть свечу!


^ Взаимодействие с семьёй - основа духовно- нравственного воспитания младшего школьника

Если человека учат добру –

…в результате будет добро

В.А.Сухомлинский


^ Бармина С.В.,

учитель начальных классов высшей категории

МОУ «Шахунская гимназия имени

А.С. Пушкина

Когда и кем начинается духовно - нравственное развитие человека? Воспитателем в дошкольном учреждении? Учителями в начальной или средней школе? На эти вопросы ответ однозначен. Бесспорно, что духовно - нравственное развитие человека начинается с самого раннего возраста - в семье, и затем его продолжают воспитатели и педагоги, тесно взаимодействуя с родителями.

А как осуществить такое взаимодействие, какие методические приёмы и формы работы использовать для формирования духовности и нравственности у современного ученика?

Я - учитель начальной школы. Духовно-нравственное воспитание начинается сразу, как только ребенок переступил порог школы. Хорошо, если первоклассник уже усвоил определённый уровень правил поведения. Он знает, что нельзя, а что можно, как вести себя со сверстниками и взрослыми, что считается приличным, а что делать стыдно, он приучен к выполнению элементарных норм и даже уже имеет собственное мировоззрение. Но, увы…, опыт показывает, что таких воспитанных детей к 7 году жизни очень мало.

Как правило, беседы и классные часы с ребятами учителя начальных классов посвящают воспитанию доброты, искренности, вежливости, трудолюбия, сопереживания, сочувствия, человечности, внимательному отношению к другим людям. Именно всему тому, что определяет духовно- нравственное развитие. Только мал эффект от таких бесед, если в семье царят жестокость, ложь, лицемерие, безудержная критика.

Меня беспокоят дети, которых надо уговаривать: убрать за собой, потрудиться, сделать подарок для мамы и папы на праздник. Огорчают такие, которые, не понимают просьбу с первого раза, а увидев родных, интересуются не их настроением, а содержимым сумки или начинают настойчиво требовать покупки. Поражает равнодушие, а порой и грубость по отношению к бабушкам и дедушкам. Всё чаще я сталкиваюсь с ребятами – хитрецами. А пытаясь примирить поссорившихся ребят, я с сожалением слышу: «Ни за что не прощу!» или «А мне родители разрешают давать сдачу». Чаще, чем прежде, теперь среди ребят обсуждается достаток менее обеспеченной семьи. Сквернословие, зависть, лень - стали некрасивой и печальной действительностью!

Я убеждена, что взрослые, порой сами того не замечая, сеют семена безнравственности в детскую душу. Такой семье необходимо помогать, с ней требуется терпеливая и тактичная работа.

Что более эффективно для работы в этом направлении?

Первое - темы духовно- нравственного воспитания обязательно необходимо включать в лекторий родительского собрания:

в 1 классе: «Приоритет семьи в воспитании ребенка», «Необходимость внимания к индивидуальности ребенка, его душевному и духовному развитию»,  «Нравственные чувства и нравственный облик человека»;

во 2 классе: «Типичные недостатки воспитания в семье и пути их преодоления», «Роль семейного общения в профилактике девиантного поведения и негативных привычек у детей»;

в 3 классе: «Воспитательный потенциал семьи», «Значение воспоминаний о собственных детских переживаниях в культуре родительства», «Необходимость семейных традиций в жизни ребенка»;

 в 4 классе: «Традиционные культурные ценности как основа воспитания в семье», «Возможности воспитания трудом в современной семье».

Во- вторых, использовать при работе с родителями разнообразные методические формы и приемы: анализ, тренинг, диалог на нравственные темы, поиск деятельности, обсуждение отрывков из художественной и педагогической литературы, обсуждение статей СМИ и кинофильмов, создание ситуаций морального выбора, составление нравственных обязанностей, оценка поступков родителей и учащегося, этические беседы, коллективное составление советов, памяток и др.

В-третьих, родители обязательно должны стать зрителями, участниками, организаторами: утренников, концертов, театрализованных постановок, походов, экскурсий, трудовых десантов, открытых уроков, классных часов, проектно-исследовательской деятельности, издания газет на нравственную тематику, мониторингов.

^ Встреча с ветеранами Бабушки учат ребят

лепить пельмени

На родительском собрании

Следует помнить, что тесное взаимодействие с семьёй по формированию духовно-нравственных качеств необходимо на протяжении всего учебного процесса - как на уроках, так и во внеурочное время.

Учителю необходимо выработать собственный стиль отношений как с учащимися, так и с родителями, поддерживать атмосферу доброжелательности педагога и детей, педагога и родителей, родителей и детей, и детей между собой.


^ Духовно-нравственное воспитание учащихся через проектную деятельность

Проект – черновик будущего.

Порой будущее требует сотни черновиков…

Ж. Ренуар


Чиркина С. А.,

учитель технологии первой квалификационной категории

МОУ «Шахунская гимназия

имени А.С. Пушкина»


В последнее время всё чаще можно слышать такие слова «нет у современной молодёжи стержня, отсутствует нравственность, молодёжь уже не та…». Да, молодёжь уже не та, но ведь и время другое! И нельзя огульно «охаивать» всех подряд. И те приёмы и методы воспитания подрастающего поколения, которые существовали 20-30 лет назад, сейчас совершенно не приемлемы. Стране нужны другие люди. Другое время – другая система воспитания. Это и современные компьютерные технологии, о которых в то время ещё и не знали, цифровые технологии – фото, видео, Интернет – уроки, семинары, дистанционное обучение. Что-то из этих современных технологий, бесспорно, необходимо. И в этом я убедилась сама, что-то наносит непоправимый вред, и в этом тоже убедилась на собственном опыте.

Именно о применении в своей практике современных технологий и их влиянии на нравственность человека я и хочу рассказать.

Я как учитель технологии, считаю, что одним из важных и эффективных приёмов духовно-нравственного воспитания молодёжи является применение проектного метода обучения на уроках. Но не просто проектный метод, а то, как мне удается совместить использование проектного метода с цифровыми и компьютерными технологиями и обогатить, таким образом, и проекты учеников, и их представление об Интернет-ресурсах, и о положительном влиянии современных технологий на нравственность учеников.

Что даёт этот метод?

Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать их интересы и способности, основные виды мышления, стремление самому созидать, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого, формирует привычку к анализу потребительских, экономических, экологических, технологических ситуаций, он воспитывает нравственно-трудовые качества, формирует общественно-ценные мотивы и трудолюбие.

Выполнение проекта – способ самореализации учащихся. В моей методической копилке проекты различной направленности: проекты, удовлетворяющие собственные потребности, такие, как «Наряд для выпускного бала» ученицы 11-го класса Кузнецовой Марии, который завоевал победу в номинации «За создание оригинального художественного образа» на Всероссийской олимпиаде школьников по технологии, проект «Комплект молодёжной одежды в спортивном стиле» ученицы 9-го класса Снурницыной Натальи, занявший 4 место в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии.

Проекты, удовлетворяющие потребности окружающих людей, дают возможность проявления в учениках самых востребованных обществом качеств: заботы и внимания о близких людях, о людях разных профессий. Примером может служить проект «Крестильный комплект», выполненный ученицей 9-го класса Чиркиной Викторией для своей младшей сестрёнки к церемонии крещения. Проект занял призовое место на региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников.

Проекты, выполняемые пятиклассниками при изучении темы «Интерьер жилого дома», направлены на формирование таких качеств, как бережное отношение к предметному миру, внимательность к проблемам окружающих людей, творческий подход к оформлению окружающей среды.

Большую роль в духовно-нравственном воспитании учащихся выполняют социальные проекты. Они являются средством формирования гражданской позиции школьников. Здесь возможна живая практика, настоящие социально-значимые результаты, реально влияющие на социальную действительность. Одним из таких проектов стал проект «Колобок», выполненных ученицами нашей школы Губановой Екатериной и Спиглазовой Анастасией. Девочки в процессе работы обратили внимание на то, что у младших школьников в группе продлённого дня много времени отводится на прогулки, а в пасмурную погоду они вынуждены находиться в классе и их времяпровождение не всегда бывает интересным. Они решили подготовить и провести для них кукольный спектакль, для чего и были ими разработаны и изготовлены куклы, а также придуман новый оригинальный сценарий сказки. Причем количество и внешний вид кукол такие, что их можно использовать и в других постановках.

Ни один из этих проектов невозможно было осуществить без цифровых и Интернет –технологий. Это и поиск необходимой информации, работа со схемами и чертежами, рисунками и фотографиями. И как завершение работы над проектом – его презентация.

Реализация проекта дает школьникам возможность видеть результат своего труда, почувствовать себя способным к выполнению социально значимой работы, ощутить свою успешность. У учащихся появляется желание самостоятельно творчески осваивать, конструировать и переконструировать новые способы деятельности.

Всё это способствует не только развитию специфических умений и навыков, но и таких личностных качеств, как коммуникативность, толерантность, отзывчивость, сострадание, дисциплинированность.


^ Нравственные православные ценности в контексте древнерусской литературы

(на примере «Жития Александра Невского»)


Соколова О.С.,

учитель русского языка и литературы

МОУ «Шахунская гимназия

имени

А.С. Пушкина»


На рубеже веков уже не в первый раз в русской истории встает вопрос о развитии национального самосознания русского народа. Экономический и политический кризис, быстрая смена стереотипов поведения и мышления у многих рождает неуверенность в себе. Все кажется зыбким. Закономерно, что в такой ситуации появляется интерес к корням, истокам современной культуры, основам русского национального менталитета.

Что же лежит в основе русского национального самосознания? Ответ прост: ДУХОВНОСТЬ. Православие, пришедшее в русскую землю из Византии, стало краеугольным камнем в воспитании нравственности и формировании духовных ценностей Киевской Руси. Мировосприятие древних славян, их отношение к религии, их нравственные заветы отражены в произведениях древнерусской литературы. Любой из ее жанров направлен на воспитание духовно-нравственной культуры человека. Литература русского средневековья – это в первую очередь, духовная литература, несущая православный взгляд на жизнь, мироустройство, и, самое главное, на внутренний мир человека.

Говоря о жанрах древнерусской литературы, следует отметить одним из ведущих - жанр жития. Житийная литература показывает современным школьникам образец духовного развития человека. Формируя ценностно-смысловую компетентность школьников, нельзя обойтись без подобного образца, необходимо показать исторический путь духовного развития русской нации.

В 2009 году Александр Невский был выбран символом России, стал ключевой фигурой русской истории. Александр Невский – доблестный полководец и иконописный праведник, защитник Русской земли и веры христианской, храбрый воин и мудрый правитель. Для того, чтобы правильно понять значение личности этого человека мало знать историю России, нужно обратиться к духовной традиции русского народа. В школьном курсе изучения литературы учащиеся знакомятся с «Повестью о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского». Образ князя, созданный автором, - это эталон праведного, справедливого, милосердного правителя, поступающего по воле Божьей и посланного Богом для спасения и славы русского православного народа. Так говорит Господь: «Князей я ставлю, священны ибо они, и я их веду». «Житие Александра Невского» - это первое русское житие князя-воина. Александр Невский здесь представлен десницей Божьей, несущей небесную кару и небесную справедливость.

Центральным эпизодом Жития является рассказ о Невской битве и Ледовом побоище. На уроке даю учащимся возможность сравнить текст учебника истории и текст средневекового автора и на их основании сделать вывод: какими же качествами должен обладать князь, воин, человек. Патриотизм, храбрость, самопожертвование, сострадание, смирение, терпимость, а также вера в Бога, надежда на боевых товарищей, любовь к родной земле – вот христианский идеал правителя. Обращаю внимание учеников на то, что образ князя дается на фоне других воинов, которые так же, как Александр, являются носителями православной культуры. Создавая многогеройность в произведении, древнерусский писатель подчеркивает единство внутреннего мира, единую нравственную основу персонажей. Здесь же впервые была четко сформулирована идея религиозного противостояния православной Руси католическому Западу. Александр Невский вместе со своими сподвижниками выступает как защитник православия, что играет значимую роль для восприятия его, как главного героя русской национальной истории.

Не одно действие в житии не совершается без божьего благословения и молитвы, потому что они давали людям (как герою, так и простым мирянам) духовную силу и душевное очищение. «Князь же Александр возвел руки к небу и сказал: «Суди меня, Боже, рассуди распрю мою с народом неправедным и помоги мне, Господи, как в древности помог Моисею одолеть Амалика и прадеду нашему Ярославу окаянного Святополка». С молитвой Божьей одерживает свои победы Александр, с ней же оплакивает погибших и с ней же умирает. «Митрополит Кирилл говорил: «Дети мои, знайте, что уже зашло солнце земли Суздальской».

В Житии Александра Невского слиты княжеское житие и воинская повесть, оно не является изложением биографии князя. Но именно в этом ценность данного произведения и его значимость для формирования нравственной культуры школьника. Содержанием является не биография, а сам образ князя. Здесь образ Александра – это портрет идеального князя и воина, наделенного всеми необходимыми положительными чертами, это воплощение русского духовного сознания средневековья.

Мир и человек к древнерусской литературе представлены через их отношение к богу, православию. Служение Господу возвышает человека, призывает его следовать по пути высоких моральных, этических и нравственных идеалов. Православная культура и ее отображение в литературе – это та нравственная ценность, которая лежит в основе русского национального сознания. Приобщение школьников к православным ценностям, формирование у них четной гражданской позиции, воспитание нравственной культуры возможно через прочтение древнерусской литературы. Средневековая русская литература – это неотъемлемая часть нашей истории, культуры, менталитета.


^ Традиции православной культуры в русской классической литературе


Антакова Т.Ю.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

МОУ «Шахунская гимназия имени

А.С. Пушкина»

В современном обществе стала гораздо заметнее роль православной культуры. И люди старшего поколения, и молодёжь всё чаще обращаются к тому источнику, из которого черпали духовную силу наши предки. Духовность, вера, подвижничество вызывают всё больший интерес у наших учеников, потому что это часть культуры русского народа, связанная с великими страницами нашей истории.

Православная культура явилась отправной точкой в развитии русской литературы. Художественное слово изначально было тесно связано с православием. В ходе развития и разделения литературы на духовную и светскую связь русских писателей с религиозными устоями не прервалась. Основные каноны русской православной этики навсегда вошли в мир художественных произведений.

Русские писатели часто обращаются к библейским и евангельским мотивам в своих произведениях. На уроках литературы при изучении русской классики акцентирую внимание на данных особенностях. Так во время изучения произведения А.С.Пушкина «Станционный смотритель» читаем притчу о блудном сыне. В повести автор использует, как немаловажную деталь, описание картины с библейским сюжетом, которая висит в комнате бедного станционного смотрителя. Ученики знакомятся с притчей и проводят параллель между раскаявшимся сыном из евангельского текста и дочерью Самсона Вырина, плачущей на могиле отца. Говорю о том, что тема покаяния в русской литературе идёт от православных традиций. Ученики постигают эту нравственную категорию через художественный текст и евангельскую притчу. Размышляя над прочитанным, приходим к выводу, что даже позднее раскаяние ведёт к очищению человеческой души.

Очень восприимчивы к теме нравственности младшие подростки. В 5 - 6 классах на уроках литературы и кружке «Этико-философский курс русской словесности» читаем книгу И.С.Шмелёва «Лето Господне». Это пища для молодого сердца. Она заставляет задумываться над своими поступками, искать ответы на трудные вопросы бытия и, несомненно, находить их в традициях русской православной культуры. Произведение близко детям, потому что главный герой – мальчик, почти их ровесник. Он воспитывается в патриархальной семье, где соблюдаются национальные традиции. Основной пафос книги – патриархальность, патриотическое чувство. Ребёнок познаёт жизнь через основные нравственные категории: « православные праздники – радости – скорби». Его душа путешествует по жизни и открывает для себя необычайную поэтичность и духовность мира. Шмелёв очень трепетно относится к «драгоценным мелочам» старой жизни и открывает перед читателями саму матушку Русь с её верностью незыблемым православным традициям. Яркая изобразительность языка служит воспеванию национальной архаики. Вместе с ребятами учимся постигать заветы предков, оставленные нам в наследство.

Воспитанию нравственности служит и творчество А. И. Солженицына. В 9 классе изучаем произведение «Матрёнин двор». Главная героиня, Матрёна, - простая русская женщина, живущая в русской глубинке. Но именно её называет автор праведницей. Почему? Проводим на уроке небольшую исследовательскую работу. Для этого обращаемся к жанру жития. Ведь там мы находим образцы праведной жизни. Отвечаем на вопрос: «Кто такой праведник?» В ходе коллективной и групповой работы выделяем главные черты: чистота помыслов, доброта, сопереживание чужой боли, сорадование чужим успехам, подвижничество. Есть ли это в Матрёне? Конечно! Используя приём комментированного чтения, выделяем главное в характере героини, доказываем основную мысль автора о праведности души. Действительно, жила Матрёна небогато, часто её притесняла власть, всю жизнь она честно трудилась, но пенсию заработала маленькую. Соседи жили лучше её. Но Матрёна не озлобилась. Она не умела завидовать, ссориться, искать выгоды себе. Даже на своих обидчиков сердилась недолго, умела прощать.

«Не гналась за нарядами. За одеждой, приукрашивающей уродов и злодеев… схоронившая шесть детей, но не нрав свой общительный, чужая сёстрам, золовкам, смешная, по-глупому работающая на других бесплатно, - она не скопила имущества к смерти… Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля наша».

Так заканчивается повесть. Задумываемся над этими поистине пророческими словами. Прошу ребят написать сочинение-размышление на тему «Зачем приходят праведники в мир?»

В старших классах, обращаясь к философской тематике русской литературы, изучаю с ребятами рассказ А.П.Чехова «Студент». В своём произведении автор использует библейскую тематику. С какой целью? Это мы должны выяснить в ходе изучения рассказа.

Действие происходит в страстную пятницу, накануне великого православного праздника – пасхи. Главный герой, студент семинарии, возвращается домой, на вдовьих огородах замечает огонёк, немного погревшись у костра, поговорив с женщинами, отправляется дальше. Сюжет прост. Главное в своей новелле Чехов отдаёт мироощущению своего героя. Чтобы понять его, нужно обратиться к библейскому тексту. Студент рассказывает Василисе и Лукерье об апостоле Петре, который отрёкся от своего учителя. Женщины с огромным вниманием слушают семинариста. Они переживают за Петра. Его муки глубоко их трогают. В понимании простых неграмотных женщин Пётр – просто человек, достойный сострадания и человеческого участия. Исполнение первейших заповедей для них – естественно. И искры душевного тепла, излучаемого простыми русскими женщинами, осветили мрак души героя. Мир, казавшийся злым и враждебным, обретает в его глазах красоту и гармонию. Чему учит этот рассказ? Прежде всего, тому, что растопить холод и озлобленность души способно только истинное участие. Как часто мы нуждаемся в обыкновенном слове-поддержке, просто в дружеской улыбке, милосердии. Ведь именно это спасает нас в непростом, полном людского отчуждения мире. Чтобы донести до читателя мысль о вселенском добре, которое спасает мир, Чехов и обращается к православной тематике.

Часто слышу: современные подростки бездушны. Они не испытывают потребности воспринимать опыт прошлых поколений, они часто бывают жестоки и несправедливы. Но вижу на уроке живые, полные участия детские глаза, открытые ко всему доброму маленькие души и понимаю великое значение русской литературы, которая благодаря глубоким нравственным традициям, непревзойдённой духовности способна воспитывать «чувства добрые».


^ Гражданское становление личности: система ценностей и нравственное поведение


Барданова Наталья Валерьевна-

учитель русского языка и литературы высшей категории

МОУ «Шахунская гимназия имени

А. С. Пушкина»


На протяжении изучения всего курса литературы мы обращаемся к проблемам нравственности.

Так, переживая за судьбу героев рассказа «Чудесный доктор» А. Куприна, пятиклассники учатся состраданию и милосердию. Чуткие детские сердца не остаются равнодушными, когда в классе звучат строки о смерти детей, о страдании от болезней, о голоде, о беспомощности родителей. Исследуя текст, ребята приходят к выводу, что и в современной жизни встречаются люди, нуждающиеся в бескорыстной помощи, в тёплой заботе и ласковом слове. Дети вспоминают истории из своей жизни и жизни своих близких, с гордостью рассказывают о добрых делах, поступках. Предлагают оказать помощь болеющим одноклассникам, родителям, престарелым соседям, бездомной собаке, брошенному котёнку… Результатом урока становится сочинение на тему «Надо ли в сегодняшней нашей жизни следовать совету доктора Пирогова: «…главное – не падайте никогда духом»?

Создавая творческие работы, ребята размышляют о позитивном образе жизни, утверждают мысль о том, что человек должен оставаться сильным, спокойным, никогда не отчаиваться и надеяться на лучшее. Бездушие взрослых людей, которые не захотели помочь маленькому мальчику накануне Рождества в рассказе «Мальчик у Христа на ёлке» Ф. М. Достоевского, возмущает. Гимназисты осуждают беспомощность взрослых, грустят о погибшем от холода и голода ребёнке, радуются тому, что Христос принимает его, и мальчик, наконец, обретает покой, любовь. Проблемы совести и ответственности за свои поступки становятся предметом для размышления подростков, читающих «Уроки французского» В. Распутина. Память на протяжении всей жизни возвращает человека к содеянному, поэтому каждый шаг следует делать осознанно.

Читая легенду «Разноцветная бабочка» А. П. Платонова, шестиклассники убеждаются в безграничной силе материнской любви, учатся ответственно относиться ко всему, что их окружает. Часто подростки признаются, что недостаточно внимательны к своим мамам. Полюбившаяся им легенда стала основой сценария спектакля, посвящённого Дню матери. Но шестиклассники не согласились с А. П. Платоновым в том, что мать и сын, встретившись после долгой разлуки, должны вновь расстаться, потому что пришло время старенькой матери умереть. Оптимистичными словами и трогательной сценой объятия заканчивается постановка: «Мама, я теперь всегда буду с тобой!» Так ребята признаются в любви своим мамам, обещают всегда помнить о них.

При подготовке к ЕГЭ с 10 классом на дополнительном занятии перечитываем рассказы «Телеграмма» К. Паустовского, «Последний поклон» В. Астафьева, «Дома пусто» Е. Попова. Эффект от процесса осмысления получаю неожиданный и приятный одновременно: тишина (затаили дыхание даже отчаянные «неподдающиеся»), вижу слёзы на глазах у девочек, слышу тяжёлые вздохи. Старшеклассники задают вопрос: «Зачем вы так с нами, сразу три рассказа на одну тему, такую непростую?» Эмоциональные переживания помогают понять и сформулировать главную проблему: материнства и заботы о матери, прокомментировать её и определить отношение автора. Десятиклассники пишут сочинение, но самые пытливые не останавливаются на этом, так начинает создаваться исследовательская работа «Лингвокультурологический словарь к слову мама по произведениям «Телеграмма» К. Паустовского, «Матерь человеческая» В. Закруткина, «Третий сын» А. П. Платонова, «Мать» М. Горького, «Людочка» В. Астафьева». Целью этого исследования стало составление словаря к слову «мама». Кузнецова Мария провела тщательный анализ словарных статей В. И. Даля, Ушакова, синонимов, крылатых слов и выражений, пословиц, символов, словообразовательного, фразеологического и историко-этимологического; определила значение слова «мама» в контекстах. Одним из достоинств этого исследования стало составление ассоциативного словаря к слову «мама» учащимися 5, 9, 10 классов. Исследования позволили по-новому взглянуть на проблему материнства, определить многогранность семантики слова «мама». «…Как много больных стариков остаются одни в огромных пустых домах, «увядают» и умирают в полном одиночестве. Но существует и другая проблема: огромное количество детей попадает в детские дома, реабилитационные центры, приюты, потому что их матери не смогли освоить «профессию» настоящей матери», – пишет юная исследовательница. Работа была представлена на конференции и получила высокую оценку.

Формированию чувства патриотизма и гражданственности способствуют традиционные праздники, спектакли, посвящённые Дню славянской письменности и культуры. Готовясь к празднику, ребята вспоминают деяния святых Кирилла и Мефодия. Гимназический праздник – это целая галерея страничек древнерусского искусства и письменности: учащиеся исполняют гимн святым Кириллу и Мефодию, разыгрывают сцены из жизни святых, читают по подстрочнику страницы древнерусских памятников литературы. Дети стремятся изучать свою историю, своё культурное наследие, чтобы гордиться славными подвигами или не повторять ошибок своих предков.

Следовать традициям своего народа, своей семьи, своей школы, класса гимназисты учатся с первых шагов в школе. Наша гимназия носит имя А. С. Пушкина, мы все хорошо знаем пророческие строки «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Бережно, с любовью относиться к творчеству А. С. Пушкина призываю своих учеников, поэтому они с удовольствием участвуют в конкурсах чтецов, выполняют исследовательские работы, направленные на глубокий анализ произведений А. С. Пушкина и его биографии. Научно-исследовательская работа «Роль фразеологизмов в творчестве А. С. Пушкина» Софрыжовой Натальи заняла второе место в областном конкурсе в номинации «Вклад А. С. Пушкина в развитие культуры современной России». На научно-практической конференции учащиеся защищали работы «Пушкин и математика», «Природа в жизни и творчестве Пушкин», «Роль А. С. Пушкина в развитии русского литературного языка», «Средства создания художественных образов в сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Филиппенко Дарья и Чупина Наталья заняли 1 место в районном этапе конкурса «Знаешь ли ты Пушкина».

Ежегодно, готовясь ко Дню народного единства, обращаемся к истории 1612 года, вспоминаем деяния гражданина Минина и князя Пожарского: составляем календарь памятных дат, проводим информационные часы, участвуем в конкурсах. В областном конкурсе школьных сочинений «Греми, как колокол, хвала тому, чей дух высок и смел» Кокоулина Кристина заняла 3 место.

Призывали развивать семейные традиции восьмиклассницы Снурницына Наташа и Тихомирова Наташа, выполняя исследовательскую работу «Семейное чтение». Они убеждены, что чтение и обсуждение прочитанного в семье способствует укреплению семейных отношений, сближению всех членов семьи, духовно их обогащает.

Не равнодушны современные школьники и к проблеме войны, поэтому откликаются на исследования семейного архива: письма, вырезки из газет, фотографии. Платов Александр занял 2 место на районном этапе конкурса «Моя семья в истории страны» в номинации «Мне письма рассказали». Подросток узнал о героическом прадеде из письма боевого товарища. Чувство гордости, радости и желание быть похожим на прадеда переполняли мальчика.

Одиннадцатиклассники открыли для себя повесть Кондратьева «Сашка» о простом русском парне, готовом умереть за правду и справедливость. Инсценировкой фрагмента убедили юного зрителя в том, что русский солдат не стреляет в беспомощного, безоружного пленного.

Шестиклассница Софронова Наталия в районном конкурсе компьютерных презентаций книги о войне «Салют, победа!» заняла 1 место, представив повесть «Иван» В. О. Богомолова. Девочка убеждена, что не каждый взрослый способен на самоотверженную борьбу с врагом, поэтому её так восхищает мужество двенадцатилетнего мальчика, её сверстника, героя Великой Отечественной войны.

«Литература – величайшая художественная ценность, одно из высших проявлений человеческого духа, то культурное наследие, которое передаётся от поколения к поколению и формирует нравственные ориентиры». Задача учителя русского языка и литературы защитить детей от мира зла, неискренности, насилия и направить их на ориентиры добра, красоты, широты души, милосердия, гармонии с окружающим миром. Добиться этого возможно путём духовно-нравственного воспитания личности, прививая любовь, интерес к классической литературе, которая приводит в систему истинные ценности и определяет поведение.


^ Родители, педагоги и дети – равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления


Половинкина Г. П.,

учитель начальных классов высшей категории

МОУ «Шахунская гимназия имени А. С. Пушкина»


Будущее нашей планеты зависит от степени духовно - нравственного состояния каждого её обитателя. Именно поэтому знания, интеллектуальные способности имеют прогрессивное значение, смысл только при наличии высокого уровня духовности. Духовность личности – это система её ценности, тот стержень, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность. Проще говоря, это наши представления о мире и о себе, о добре и зле, всё то, что мы любим или отвергаем, чем вдохновляемся или от чего грустим. Это наш духовный мир. Родители, педагоги и дети – равные участники непрекращающегося процесса самосовершенствования и духовного становления. Воспитатель, педагог получает от ребёнка столько же, сколько отдаёт ему сам – в этом мудрость процесса воспитания.

С сожалением приходится констатировать: многое из того, что составляло содержание духовно – нравственного воспитания в школе, сейчас уже не существует. Не стало общественных школьных организаций, ушел целый пласт, который называли воспитанием. Образовался вакуум, уже много лет ничем не заполняемый. Но каждый учитель начальных классов, много лет работающий в школе, понимающий и осознающий, что младший школьный возраст в жизни ученика является началом основного ответственного периода для воспитания духовных убеждений, патриотизма, гражданственности, не прекращал работу по формированию нравственности и духовности детей этого возраста. Необходимость возрождения отечественной традиции духовности воспитания, осознание его первичности продиктована и современными социальными запросами, предъявляемыми к школе.

Успешность в духовно – нравственном воспитании зависит от отношений «ребенок – родители», «ученик – учитель», «родители – учитель». Если эти взаимоотношения нарушаются, возникает дезадаптация ребенка, приводящая часто к психогенному развитию его личности и, как следствие, неуспешности в жизни. Понимание этого помогает мне планировать работу в тесном сотрудничестве с родителями и претворять ее в жизнь.

Организуя нравственное просвещение учащихся, провожу работу по изучению реальных знаний, уровня развития нравственности детей (использую различные анкеты и диагностики, игровые занятия) с целью выявления возможных пробелов и ошибок в сложившихся представлениях, и только тогда планирую работу.

Какие источники приобретения нравственных знаний использую в своей работе?

  • Учитель должен начинать с себя. Только добрый, доброжелательный учитель учит детей видеть и замечать людей, уважительно относиться к каждому, несмотря на его характер и особенности. Правила и нормы этикета, элементарная вежливость, терпимость к высказываниям других, уважение чужого мнения, умение общаться – вот что должны унести в жизнь школьники от своего педагога.

  • Сообщение нравственных знаний происходит в процессе обучения. По любому учебному предмету основным источником, формой и средством нравственного развития и формирования личности является урок. Урок можно и нужно наполнить нравственным содержанием независимо от темы и учебного материала, тогда он станет в два раза весомее. В учебном процессе (урочном и внеурочном – классные часы) ребенок растет духовно:

- учится считаться с правилами любой игры – не надо будет долго объяснять, почему надо уважать и не нарушать законы как своей, так и любой другой страны;

- понимает, что радость и успех в жизни зависят от себя самого;

- испытывает чувство гордости за свою малую родину, осознает себя ее частью и, как следствие, почувствует желание сохранить ее уникальность, продолжить традиции предков (в том числе экскурсии в краеведческие музеи г. Шахунья, р. п. Тоншаево, палеонтологический музей г.Котельнич);

- учится проявлять внимание к близким людям, видит ценность ручной работы;

- воспитывается уважение к умелым рукам (в том числе экскурсии на Шахунскую фабрику ручного ткачества, на мастер-класс в мастерскую Дымковской игрушки г. Киров);

- учится работать сообща, вкладывая в общее дело что-то свое, прислушиваясь к мнению одноклассников – значит, будет легче строить свои отношения в семье и в рабочем коллективе;

- в будущей жизни поддерживать тех, кто слабее;

- учится культуре поведения;

- стремится подражать нравственным поступкам героев произведения, бороться за правду и справедливость (в том числе и во время проведения литературных праздников).

  • Важным источником накопления знаний является знакомство с окружающей средой. Провожу экскурсии в природу, по городу, на производство. Дети учатся наблюдениям за общественной жизнью людей, за их трудовой деятельностью, за нравственной стороной взаимоотношений.

  • Просмотр и обсуждение фильмов, в которых затрагиваются вопросы формирования гражданско-патриотических начал, духовной культуры. Дети всегда с удовольствием смотрят фильмы, посвященные их сверстникам, они вызывают у них яркие зрительные впечатления, глубокие переживания. Таким образом, детское чувство связывается с определенным нравственным понятием.

  • Поездки в театры Нижнего Новгорода. После просмотра спектакля дети и их родители делятся впечатлениями, обсуждают затронувшие души темы.

  • Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. Во время бесед с ними лица детей становятся другими: в них можно увидеть и вопрос, и гордость, и уважение, и преклонение, и изумление от только что услышанного. А задача привития подрастающему поколению чувства любви к своему народу, к Родине, чувства ответственности перед будущим страны особенно актуальна на данном этапе развития современной России.

  • Еще более важный источник накопления нравственных знаний – осмысление детьми личного опыта. Усвоение нравственных норм происходит в живой практике общения людей, когда совершаются и переживаются положительные и отрицательные поступки. Но в то же время имеющиеся нравственные представления постоянно обогащаются, становятся более содержательными благодаря накоплению собственного опыта, осознанию совершенных действий, поступков. Нравственные представления школьников помогают регулировать взаимоотношения детей, на их основе создается общественное мнение детского коллектива.

Включение младших школьников в инициативную, интенсивную учебную работу ускоряет их нравственное развитие. Результатом работы становится формирование духовно – нравственной личности.

«Детство – важнейший период в человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самостоятельная, неповторимая жизнь! И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце от окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш», - говорил

В. А. Сухомлинский.


^ Мои первые шаги в профессии учителя

To be, or not to be: that is the question…

W. Shakespeare “The tragedy of Hamlet,

prince of Denmark)

Антипина И. П.,

учитель английского языка

МОУ «Шахунская гимназия имени

А.С. Пушкина»


Быть иль не быть?

Извечный вопрос, идущий к нам из глубины веков. По правде говоря, он ни разу не волновал меня. Я никогда и не думала, что когда-либо захочу стать учителем, но, что удивительно, часто представляла себя в этой роли. Розовых очков по этому поводу я не носила, видя, как мучительно добиваются своих целей и моя мама, и ее коллеги. И вдруг я в их числе…

Трудно ли мне? Пожалуй, да. Еще недавно я сама внимала каждому слову своих учителей, а теперь мне приходится быть наставником кому-то. У меня нет больше права на ошибку: всегда под прицелом десятка детских глаз, тонко чувствующих малейшую фальшь. Меня могут любить или ненавидеть, но равнодушным не останется никто – я в центре внимания, поэтому у меня не может быть никаких вольностей: ни в одежде, ни в поведении, ни уж тем более в речи – для ребят я образец.

Интересно ли мне? Безусловно. Трудно представить, с чем можно сравнить то чувство, когда малыш, только что освоивший свой родной букварь, рассказывает о себе на английском языке, когда он, совсем еще крошка, начинает читать на чужом ему языке. И пусть это еще совсем малая толика того, что ему предстоит узнать, для меня это важное достижение.

Мне часто с издевкой задают вопрос: «Не пожалела?» «Ни разу!» Конечно, учитель – непростая профессия. Сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких непослушных озорников выросли вдумчивые, стремящиеся к своей цели молодые люди! Какой нужно быть сильной личностью, чтобы завоевать уважение ребят, к которым ты идешь на урок! Но это ли не радость нашей профессии?! Не счастье ли вместе с учеником день за днем постигать новые вершины самого себя и окружающего мира?! Поэтому на вопрос «Быть иль не быть?» мой ответ очевиден.


Приложение

ПОЛОЖЕНИЕ

об изучении, обобщении и распространении

передового педагогического опыта

в муниципальной системе образования


1. Общие положения

1.1. Положение определяет порядок изучения, обобщения и распространения передового педагогического опыта педагогов, педагогических коллективов и использование его в организации повышения квалификации работников образования с целью по­вышения качества образования, совершенствования организации образовательной деятельности.

1.2. Положение разработано в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 55, п. 4.), Указом Президента РФ № 324 от 06.04.2006 «О денежном поощрении лучших учителей», Типо­вым положением об общеобразовательном учреждении (IV, п. 65), приказом Министерства образования и науки РФ от 07.03.2006 № 46 «Об утверждении порядка и критериев конкурс­ного отбора общеобразовательных учреждений, внедряющих ин­новационные образовательные программы», приказом Министер­ства образования и науки РФ № 102 от 10.05.2006 «Об утвержде­нии Правил проведения конкурса на получение денежного по­ощрения лучших учителей», письмом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004 № 03-51-48ин/42-03, письмом Минис­терства образования и науки РФ от 14.07.2006 № 03-1471 «Реко­мендации по использованию потенциала победителей конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы», с региональным Положением об изучении, обобщении и распространении передового педагогического опыта в региональной системе образования.

1.3. Основными задачами работы по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта (далее — ППО) являются:

— стимулирование заинтересованности педагогов в результа­тах инновационной образовательной деятельности;

— повышение престижа педагогов, активно, участвующих в совершенствовании содержания и методов учебной деятельности, достигших высоких результатов обучения детей;

— консолидация усилий научной и педагогической обще­ственности в деле выявления и распространения эффективного педагогического опыта;

— развитие форм общественно-государственной экспертизы достижений педагогических работников;

— создание открытого информационного банка передового педагогического опыта;

— использование ППО в образовательной деятельности муниципального учреждения «Информационно-диагностический центр» администрации Шахунского района.

1.4. В Положении используются следующие термины и определения:

передовой педагогический опыт — это социальный опыт, реализующий прогрессивные тенденции развития, обучения и воспитания детей, опирающийся на научные достижения, обновля­ющий содержание, средства, способы социально-педагогическо­го процесса и в силу этого позволяющий достигать оптимально возможных в конкретных условиях и ситуациях результатов;

обобщение передового педагогического опыта — метод изуче­ния и анализа состояния практики, выявления новых тенденций, выводы в итоге изучения и анализа отдельных фактов, явлений и процессов, наблюдаемых в педагогической практике, оформлен­ные в виде педагогических идей или педагогической системы.

диссеминация педагогического опыта — процесс, направлен­ный на то, чтобы донести идеи, методы осуществления или ре­зультаты опыта инновационной деятельности до целевой ауди­тории через образовательную деятельность;

диссеминационные сети школ — соединение в общую систе­му по единому направлению инновационной деятельности нескольких образовательных учреждений.


2. ^ Порядок изучения и обобщения передового педагогического опыта

2.1. Изучение и обобщение передового педагогического опыта производится на двух уровнях: районном и на уровне образовательного учреждения.

2.2. Методический совет МУ «ИДЦ» организует работу по изучению, обобщению и диссеминации передового педагогического опыта.

2.3. Методический совет МУ «ИДЦ» совместно с районным экспертным советом проводят экспертизу программ развития образовательных учреждений, информационных карт передового педагогического опыта, авторских педагогических разработок различных видов, определяют актуальность, новизну, теоретическую и практическую значимость, эффективность, оптимальность, уровень обобщения, область применения (локальный, модульный, системный).

2.4. Методическим советом МУ «ИДЦ» совместно с образовательными учреждениями создается по результатам экспертизы районный банк данных о передовом педагогическом опыте (инновационная образовательная карта).

2.5. Методический совет МУ «ИДЦ» координирует работу по распространению эффективного педагогического опыта на муниципальном уровне.

2.6. Муниципальное учреждение «ИДЦ» планирует в рамках работы районных методических и творческих объединений учителей изучение передового педагогического опыта, проводит конференции, форумы, конкурсы, выставки, издает методические материалы по результатам изучения опыта, подготавливает и проводит постоянно действующие семинары для педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений.

2.7. Методический совет МУ «ИДЦ» планирует публикации в периодических изданиях ИДЦ и в средствах массовой информации об образовательных учреждениях, педагогах, опыт работы которых признан в ходе экспертизы эффективным.

2.8. Муниципальная методическая служба ИДЦ администрации Шахунского района организует процесс диссеминации ППО на муниципальном уровне:

- разрабатывает собственную нормативно-правовую базу;

- составляет план работы по диссеминации ППО (заседания РМО, открытые уроки, семинары, конференции, мастер-классы, выставки, презентации передового педагогического опыта);

- организует сетевое взаимодействие на уровне образовательных учреждений по обмену передовым педагогическим опытом;

- проводит на муниципальном уровне профессиональные конкурсы.

2.9. Методические и творческие объединения образовательных учреждений организуют процесс диссеминации передового педагогического опыта в ОУ:

- разрабатывает нормативно-правовую базу (открытые уроки, мастер-классы, семинары, выставки, презентации ППО).


3. Документация и отчетность.

3.1. Ежегодно директор МУ «ИДЦ» утверждает план работы ИДЦ по изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта.

3.2. Мониторингом результативности диссеминационных процессов занимается на районном уровне муниципальная методическая служба - ИДЦ.

3.3. По итогам текущего календарного года готовится аналитическая справка о состоянии работы по обобщению и распространению ППО в муниципальной системе образования.






Скачать 461,86 Kb.
оставить комментарий
Дата31.03.2012
Размер461,86 Kb.
ТипДокументы, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

отлично
  1
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх