Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального icon

Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального


12 чел. помогло.
Смотрите также:
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2009 года Пр.№ от 2009 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2010 года Пр.№ от 2010 года директор муниципального...
Программа утверждена Рассмотрено на мс 2010 года Пр.№ от 2010 года директор муниципального...
Публичный отчет о работе педагогического коллектива по итогам 2008-2009 учебного года...
Образовательная программа Утверждена на Педагогическом Совете «28» августа 2009 года 2009 г...
Аналитический отчёт о реализации Программы развития омц сзоуо (2008 2009 учебный год 1 этап...
Программа развития муниципального образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего...



Загрузка...
скачать
Министерство образования и науки РФ

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»


Программа утверждена

Рассмотрено на МС «___» ________ 2009 года

Пр.№_____ от «__» ___ 2009 года директор муниципального

общеобразовательного учреждения

города Щучье

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

Кузьмина Т.А._____________________


Рабочая программа

учебного предмета

«Литература»

10 класс


Г. Щучье, 2009

Компоненты рабочей учебной

программы



  • пояснительная записка

  • требования к уровню подготовки

  • учебно-тематическое планирование

  • содержание тем учебного курса

  • контроль уровня обученности

  • перечень литературы и средств обучения

  • приложение



Пояснительная записка


Рабочая программа учебного предмета «Литература 10 класс» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего общего образования и примерной программы по литературе, на основе авторской программы, разработанной В.Я. Коровиной.

Данный учебный предмет имеет своей целью: приобщение к искусству слова, богатствам русской классической русской и зарубежной литературы и формирование на этой основе современного мировоззрения учащихся, духовных потребностей, нравственных убеждений, художественного вкуса.

^ Изучение предмета «Литература» способствует решению следующих задач:

  1. приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературе; формирование духовного облика и нравственных ориентиров молодого поколения;

  2. развитие эстетического вкуса и литературных способностей учащихся;

  3. воспитывать любовь и привычку к чтению.

^ Учебный предмет изучается в 10 классе, состоит из 102 часов, в том числе на контрольные работы и часы на развитие речи.

При проведении уроков используются беседы, практикумы, работа в группах, индивидуальная работа и индивидуальный опрос, составление таблиц и кроссвордов и т. д.

^ Итоговый контроль проводится в форме теста, различных опросов, викторин. Материалы контроля представлены в приложении.

В результате изучения данного предмета учащийся должен:

*свободно пользоваться знаниями по литературе;

*знать перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний;

*уметь выполнять перечень конкретных умений и навыков по литературе.

Материалы контроля предоставлены в приложении.

Межпредметные связи на уроках русского языка. Особое внимание следует уделять осуществлению связей предметов эстетического цикла. Опираясь на имеющиеся знания и представления, надо устанавливать взаимосвязь произведений искусства на основе общности их тематики, проблематики, идейно-эстетических позиций автора.

Значительно расширить и обогатить восприятие литературных произведений может продуманное использование в учебно-воспитательном процессе учебных и художественных фильмов, радио- и телепередач, звукозаписей, различных иллюстративных материалов, произведений живописи, музыки как самостоятельных видов искусства.


Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков 19 – 20 веков;

  • основные закономерности историко- литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоритико-литературные понятия.


уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественные произведения, используя сведения по истории, теории литературы; анализировать эпизод изученного произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения, соблюдая нормы литературного произношения.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.



Учебно-тематическое планирование


п/п

Раздел

Количество часов

Из них на развитие речи

Из них на внеклассное чтение

1.

Введение.


1

-

-

2.

Литература первой половины 19 века.

26

6

3

3.

Литература второй половины 19 века.

75

13

2

4.

Из зарубежной литературы.

2

-

1

Итого: 102 19 6


Содержание тем учебного курса


Введение.(2 ч.)


Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века.


Литература первой половины 19 века.


Обзор русской литературы первой половины 19 века. (2 ч.)

Россия в первой половине 19 века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе.

А.С. Пушкин.(9 ч.)

«Погасло дневное светило…», «Подражание Корану», «…Вновь я посетил…». Художественные открытия Пушкина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина. Поэма «Медный всадник». Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М.Ю. Лермонтов.(7 ч.)

«Молитва», «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу», «Мой демон», «Я унижен пред тобою…», «Нет, я не Байрон, я другой…».

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н.В. Гоголь.(6ч.)

Повесть «Невский проспект». Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

^ Литература второй половины 19 века.


Обзор русской литературы второй половины 19 века.


Обзор русской литературы второй половины 19 века.(1 ч.)

Россия во второй половине 19 века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы.

А.Н. Островский.(8 ч.)

Жизнь и творчество. Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия, покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие.

Ф.И. Тютчев.(3 ч.)

Жизнь и творчество. «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не надо предугадать…», «К.Б.»(«Я встретил вас – и все былое…»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…». Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символистический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А.А. Фет.(3ч.)

Жизнь и творчество. «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…». Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета. Философская проблематика лирики.

И.А. Гончаров.(6 ч.)

Жизнь и творчество. Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Авторская позиция и способы ее выражения.

И.С. Тургенев.(9 ч.)

Жизнь и творчество. Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. «Тайный психологизм»: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа, прием умолчания.

А.К. Толстой.(2 ч.)

Жизнь и творчество. «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…». Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции.

Н.С. Лесков.(3 ч.)

Жизнь и творчество. Повесть «Очарованный странник». Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М.Е. Салтыков–Щедрин(2 ч.).

Жизнь и творчество. «История одного города». Обличие деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Огранчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры М.Е. Салтыков–Щедрина.

Н.А. Некрасова.(6 ч.)

Жизнь и творчество. «В дороге», «Вчерашний день, в часу шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и гражданин», «Элегия»(«Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! Я у двери гроба… », «Блажен незлобивый поэт…». Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Сатирические образы помещиков. Смысл название поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме.

Ф.М. Достоевский.(10 ч.)

Жизнь и творчество. Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники». Образы «униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы романа. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественные функции. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского.

Л.Н. Толстой.(14 ч.)

Жизнь и творчество. Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева т авторская концепция «общей жизни». Изображение светского общества. «Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как народные героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение и изображение Отечественной войны 1812 года. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев. Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое творчество писателя.

А.П. Чехов.(7 ч.)

Жизнь и творчество. Рассказы «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата №6», «Дом с мезонином». Тема, сюжет и проблематика чеховских рассказов. Традиции русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и низменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Комедия «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-«недотепы». Образ слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Своеобразие жанра.


Обзор зарубежной литературы второй половины 19 века.


Гете.(2 ч.)

«Фауст».


Контроль уровня обученности


Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление подготовленности учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах учебного процесса учитель поощряет самостоятельные наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знаний вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использовались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных работ (тест, ответ на вопрос, реферат, сообщение…). Являясь составной частью системы работ по литературе, они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.


Перечень литературы и средств обучения


Для учителя:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта образования. Литература. М.: 2005.

  2. Примерные программы на основе Федеральный компонент государственного стандарта основного и среднего (общего) образования. Литература. М.: 2005.

  3. Программа для общеобразовательных школ. Литература. – Просвещение, М.: 2006.

  4. Учебник-хрестоматия. Литература. Для 10 класса. – М.: Просвещение, 2008.

  5. Универсальные поурочные разработки по литературе.10 класс/ И.В. Золотарева, Н.В. Егорова. – М.: ВАКО, 2009.

  6. Кучина Т.Г. Контрольные и проверочные работы по литературе. 10 кл.: Метод. Пособие. – М.: Дрофа, 2002.


Для учащихся:

    1. Учебник-хрестоматия. Литература. Для 10 класса. – М.: Просвещение, 2008.





Приложение


Тест по творчеству Н.А. Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».


  1. Какие эпизоды поэмы объединяют следующих персонажей:

А. ^ Влас, Клим, Орефьевна, Агап Петров, Игнат;

Б. Павлуша Веретенников, Вавила, кузнец из обувной лавки;

В. Ермил Гирин, Митрий Гирин, Ненила Власьевна, князь.

2. По отдельным портретным характеристикам и фактам художественной биографии узнайте персонажей поэмы. Каков принцип отбора деталей в изображении внешнего облика персонажей? Какова их роль в воссоздании разных народных типов в поэме?

А. ^ Грудь впалая; как вдавленный

Живот; у глаз, у рта

Излучины, как трещины

На высохшей земле;

И сам на землю матушку

Поход он: шея бурая…

Кирпичное лицо,

Рука – кора древесная,

А волосы – песок.

О герое известно следующее: когда-то жил в Петербурге, проиграв тяжбу с купцом, попал в тюрьму; вернувшись в родное село, взялся за соху; дом его сгорел, и уцелели от него только картинки, купленные когда-то сыну.

Б. ^ С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет постриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал…

Дугой спина у дедушки…

Герой был крепостным помещика Шалашникова; за соучастие в убийстве немца-управляющего попал на каторгу; смерть правнука, происшедшая по его недосмотру, заставила его уйти в монастырь; незадолго до смерти вернулся на родину, похоронен рядом с правнуком.

3. По законам каких фольклорных жанров строятся следующие фрагменты поэмы?

  • Замок – собачка верная:

Не лает, не кусается,

А не пускает в дом!

  • Никто его не видывал,

А слышать всякий слыхивал,

Без тела – а живет оно,

Без языка – кричит!

  • Хвали траву в стогу,

А барина – в гробу.

  • Нашей-то сторонушки

Три года черт искал.

  • Падите мои слезоньки

Не на землю, не на воду,

Не на господень храм!

Падите прямо на сердце

Злодею моему!



Тест по пьесе А.Н. Островского «Гроза».

  1. С какой целью автор начинает и заканчивает действие пьесы на берегу Волги?

а) Волга играет существенную роль в сюжете пьесы;

б) для создания композиционного контраста между ширью жизни природы и узостью жизни обывателя;

в) Волга в пьесе – символ свободы.

  1. Какова роль объемной экспозиции в пьесе?

а) знакомство с местом и обстоятельствами в пьесе;

б) знакомство с героями;

б) знакомство с положительным героем – Кулигиным.

  1. Определите кульминацию пьесы?

а) решение Катерины взять ключ;

б) публичное покаяние Катерины;

в) финальный монолог Катерины и ее решение броситься в Волгу.

  1. Какова основа власти самодуров в пьесе «Гроза»?

а) материальная и моральная от них зависимость людей;

б) действующее российское законодательство;

в) сложившиеся вековые традиции.

  1. С какой целью в пьесу введен эпизодический образ странницы?

а) развитие сюжета;

б) усиление комизма;

в) подчеркнуть невежество героев пьесы.

  1. Кого боится Дикой?

а) того, кто физически сильнее его;

б) того, от кого он материально зависит;

в) высшего по общественному положению.

  1. Определите героя по цитатам пьесы?

а) «Какая у ней на лице улябка ангельская, а от лица-то как будто светится»;

б) «Какой хороший человек! Мечтает себе и счастлив»;

в) «Всю жизнь смолоду-то грешила. Спроси-ка, что об ней порасскажут! Вот умирать-то боится. Чего сама-то боится, тем и других пугает .»

  1. Вставьте пропущенные слова:

а) «Да как знаю я теперича, что недели две никакой…надо мной не будет»;

б) «А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облака, и вижу я, бывало, будто…в этом столбе летают и поют»;

в) «Я понимаю, что все это наше…, а все-таки не привыкну никак».

  1. Определите какому герою принадлежат слова и озаглавьте фрагменты пьесы:

а) «И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать»;

б) «В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то… »;

в) «Мне только проститься с ним, а там…а там хоть умирать. За то я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье – ему вечный покор!».

  1. Какие традиции романтизма использовал Островский при создании образа Катерины?




Скачать 154,38 Kb.
оставить комментарий
В.Я. Коровиной
Дата31.03.2012
Размер154,38 Kb.
ТипПрограмма, Образовательные материалы
Добавить документ в свой блог или на сайт

плохо
  5
средне
  2
хорошо
  3
отлично
  12
Ваша оценка:
Разместите кнопку на своём сайте или блоге:
rudocs.exdat.com

Загрузка...
База данных защищена авторским правом ©exdat 2000-2017
При копировании материала укажите ссылку
обратиться к администрации
Анализ
Справочники
Сценарии
Рефераты
Курсовые работы
Авторефераты
Программы
Методички
Документы
Понятия

опубликовать
Загрузка...
Документы

Рейтинг@Mail.ru
наверх